Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Порядок определения платы за загрязнение окружающей среды

Взаимосвязь человека и природы существовала всегда, однако на разных этапах цивилизации она претерпевала множественные видоизменения. К сожалению, чем дальше двигалось человечество по пути научно-технического прогресса, тем беспощадней эксплуатировались природные ресурсы. Вырубались леса, осушались и загрязнялись водоёмы, вредные выбросы в атмосферу достигли катастрофических размеров . В результате исчезли или находятся на грани выживания отдельные виды растений, животных, рыб и насекомых.

Дошло до того, что международное сообщество всерьёз озаботилось проблемой изменения климата на планете , а индустриально развитые страны стали предпринимать попытки договориться об ограничении выбросов в атмосферу парниковых газов. То есть люди начали принимать срочные меры по спасению Земли от экологической катастрофы . Одной из таких мер стало взимание экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) .

Смысл НВОС

Суть любых экологических платежей, в том числе за НВОС, заключается в том, что государство обязывает природопользователей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) отчислять денежные средства на предотвращение или компенсацию ущерба, причиняемого ими окружающей среде в процессе производственной или хозяйственной деятельности.

Полученные средства направляются на строительство очистных сооружений, рекультивацию земель, создание рекреационных зон и иные мероприятия экологической направленности .

Обязанность и порядок уплаты экологических платежей прописаны в законе «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ от 10.01.02). Согласно положениям данного закона пользователи природных ресурсов, эксплуатирующие объекты, производящие вредные выбросы, сбросы или отходы производства, должны производить следующие платежи за :

  • выброс в атмосферу вредных субстанций стационарными или передвижными источниками загрязнения;
  • сброс вредных субстанций и микроорганизмов в наземные и подземные водоёмы (реки, озёра, водоносные горизонты);
  • размещение (захоронение) отходов на специально отведённых площадях (в основном на полигонах ТБО).

Здесь нельзя не упомянуть о правовой коллизии. По мнению Минприроды РФ, основанном на поправках к закону «Об охране атмосферного воздуха» (№96-ФЗ от 04.04.1999), платить за выброс «грязи» в атмосферу передвижными источниками (в т. ч. автомобилями) не нужно.

Внесение экологического платежа не освобождает плательщика от выполнения природоохранных мероприятий и возмещения причинённого ущерба окружающей среде или гражданам (например, в случае аварии), поэтому с правовой точки зрения этот платёж по сути ближе к фискальному сбору, чем к налогу.

Порядок исчисления и взимания платы

В Постановлении Правительства РФ №344 от 12.06.2003 присутствуют два норматива , на базе которых начисляется размер экологического платежа. Один норматив касается допустимых пределов, другой – временно согласованных лимитов вредных выбросов/сбросов.

Нормативы устанавливаются по каждому компоненту загрязняющего вещества (ЗВ) с учётом его опасности для окружающей среды и человека.

На 2018 год данный документ утратил силу.

Если природопользователь уложился в предельно допустимый норматив (ПДН) , размер платежа определяется путём умножения дифференцированных ставок на объём загрязнений (по каждому компоненту выброса или сброса) и последующего суммирования результатов по всем видам загрязнений.

Если природопользователь превысил ПДН, но уложился в согласованный лимит , к результату предыдущего расчёта добавляется разница между этим лимитом и ПДН, умноженная на соответствующую ставку.

Если природопользователь превысил и ПДН, и отведённый лимит , к результату предыдущих двух расчётов добавляется разница между фактическим объёмом выбросов (сбросов или отходов) и отведённым лимитом, умноженная на соответствующую ставку и повышающий пятикратный коэффициент. То есть, здесь заложена скрытая штрафная санкция, призванная стимулировать строгое соблюдение природоохранного законодательства.

В случае, если по вине природопользователя произошла авария с нанесением вреда окружающей среде, сумма платёжа определяется так же как для сверхлимитного загрязнения.

При отсутствии у природопользователя требуемых разрешений на выброс/сброс ЗВ либо на размещение отходов на полигонах ТБО, платёж за НВОС возрастает в 5 раз. Налицо рычаг воздействия на нарушителей закона: пренебрегаешь своими обязанностями – плати.

Для расчета экологического платёжа потребуется следующая информация :

  • нормативы ПДВ и ВСВ;
  • лимиты размещения отходов;
  • объём израсходованного топлива (для мобильных источников загрязнения);
  • размер платы за НВОС;
  • фактический объём (масса) выбросов/сбросов ЗВ и размещаемых (либо утилизируемых) отходов с разбивкой по компонентам;
  • соответствующие коэффициенты.

Размер платежа за НВОС рассчитывается плательщиком самостоятельно на базе сведений производственного экологического контроля и уплачивается ежегодно до 1 марта года, следующего за отчётным периодом. Экологические платежи зачисляются в федеральный бюджет.

Кроме того, до 10 марта (т.е. в течение не менее 10 дней после оплаты) плательщик обязан представить в орган местной исполнительной власти декларацию о внесении платежа за НВОС по форме, устанавливаемой этим органом власти.

Нетрудно догадаться, что расчёт экологических платежей – дело кропотливое и трудоёмкое . Поэтому существует немало фирм, оказывающих консалтинговые услуги в данной области. В то же время для грамотного специалиста не составит большого труда овладеть специализированной программой (в частности, разработанной компанией КомЭко), позволяющей автоматизировать расчёт платежей за НВОС и подготовку отчётной документации.

Форма расчёта

Стандартная форма расчёта платежей за НВОС и процедура её заполнения, а также порядок сдачи отчётности определены в Приказе Ростехнадзора РФ №204 от 05.04.2007 . Данное ведомство фигурирует здесь не случайно: раньше именно оно занималось сбором экологических платежей.

Недоразумение было исправлено в августе 2010 года путём передачи полномочий по администрированию платы за НВОЗ Росприроднадзору. Однако последний так и не успел создать собственную нормативно-правовую базу в полном объёме, поэтому нередко приходится пользоваться документами технического надзорного ведомства.

В частности, форма для расчёта платежа по выбросам в атмосферу представляется в формате таблицы и имеет следующий вид :

Именно сбор нормативных показателей является главной проблемой , поскольку нормативная база разбросана по различным инстанциям и систематически корректируется, что требует от исполнителя внимательности, аккуратности и терпения.

Исследование конкретных ситуаций и примеры

Пример 1 : предприятие производит сжиженный газ, является стационарным объектом, выбрасывающим в атмосферу загрязняющие вещества, в данном случае бутан. Расположено в Тверской области. Для завода установлены следующие лимиты :

  • ПДВ — 2 т;
  • ВСВ — 3 т.

В идеале лучше всего уложиться в предельно допустимый норматив, однако для подстраховки руководство предприятия решило оформить дополнительный лимит, чтобы в случае превышения ПДВ ограничиться не слишком большой суммой переплаты. В приведённом примере фактический выброс подобран таким образом, чтобы проиллюстрировать оправданность такого решения.

  • фактический выброс – 2,5 т;
  • норматив по ПДВ – 5 руб./т;
  • норматив по ВСВ – 25 руб./т;
  • коэффициент экологической значимости – 1,9;
  • дополнительные коэффициенты – 1 и 1,2;
  • индексация на инфляцию – 2,56.

Поскольку предприятие превысило ПДВ, но одновременно уложилось в ВСВ, расчёт проводим в два этапа . Платёж в пределах ПДВ составит:

2 * 5 * 1,9 * 1,0 * 1,2 * 2,56 = 58,37 руб.

Если бы не было превышения ПДВ, эта сумма была бы окончательной. Но превышение было допущено и составило 0,5 т. (3 – 2,5). Поэтому получается добавка, которая составила:

0,5 * 25 * 1,9 * 1,0 * 1,2 * 2,56 = 72,96 руб.

В итоге получим:

58,37 + 72,96 = 131,33 руб.

То есть за полтонны «сверхлимита» пришлось заплатить гораздо больше, чем за две тонны нормированного количества. А в случае превышения ВСВ «довесок» был бы ещё существенней. Отсюда вывод: берегите окружающую среду, это не только разумно, но и экономически выгодно.

Пример 2 : это же предприятие в процессе производства накапливает определённое количество различных отходов, от которых необходимо каким-то образом избавиться. Вариантов утилизации может быть множество: начиная от использования собственных возможностей и заканчивая отправкой мусора на полигоны ТБО.

  1. Тип отходов – мусор бытовой, несортированный, некрупногабаритный.
  2. Класс опасности – 4.
  3. Фактическая масса отходов (в пределах установленного лимита) нарастающим итогом – 2 т.
  4. Норматив за размещение отходов в пределах установленного лимита – 248 руб./т.
  5. Коэффициент экологической значимости – 1,9.
  6. Дополнительный коэффициент – 1,0.
  7. Коэффициент, учитывающий местоположение объекта размещения отходов – не применяется.
  8. Поправка на инфляцию – 2,56.

Поскольку предприятие уложилось в установленный лимит, то получим:

2 * 248 * 1,9 * 1,0 * 2,56 = 2412,54 руб.

Нормативы оплаты за загрязнение окружающей среды

При расчёте платы за НВОЗ применяются ставки и дополнительные коэффициенты, утверждённые Правительством РФ.

Для стимулирования природопользователей к реализации мероприятий по снижению НВОС и внедрению передовых технологий по охране окружающей среды разработаны коэффициенты, применяемые к соответствующим ставкам. Эти коэффициенты приведены в нижеследующей таблице.

Условие Коэффициент
Захоронение собственных отходов в рамках установленных лимитов на полигонах, принадлежащих юридическому лицу или ИП на правах собственности и оборудованных соответствующим образом 0,3
Захоронение отходов IV класса, сформировавшихся вследствие утилизации отходов II класса 0,33
Захоронение отходов IV класса, сформировавшихся вследствие утилизации отходов III класса 0,49
Захоронение отходов IV и V-го классов, сформировавшихся вследствие утилизации отходов промышленных предприятий 0,5
Захоронение отходов III класса опасности, сформировавшихся вследствие утилизации отходов II класса 0,67

Ответственность за нарушение

За нарушение экологического законодательства полагается административная ответственность в соответствии с КоАП РФ. Санкции за наиболее существенные нарушения изложены в статьях 8.5 , 8.21 и 8.41 .

К таким существенным нарушениям относятся :

  1. Умышленное сокрытие, искажение или несвоевременное представление достоверных данных об окружающей среде и источниках загрязнения;
  2. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу без специального на то разрешения;
  3. Невнесение (или несвоевременное внесение) платы за НВОС.

Все эти нарушения влекут за собой штрафные санкции, которые налагаются как на отдельных граждан, так и должностных и юридических лиц. Размер штрафов зависит от того, насколько серьёзным считается то или иное нарушение.

Самому большому штрафу – 250 000 рублей – может быть подвергнуто юридическое лицо за несанкционированный выброс ЗВ в атмосферу. Для должностного лица это же нарушение составит максимум 50 000 рублей .

Самым «невинным» нарушением считается сокрытие или искажение данных о состоянии окружающей среды и источниках загрязнения. Юридическому лицу это может обойтись до 80 000 рублей , должностному лицу – до 6 000 рублей . Пострадать может и простой гражданин: предел его ответственности установлен до 1 000 рублей .

Установление факта неуплаты (либо несвоевременной или неполной уплаты) экологического налога возложено на территориальный орган Росприроднадзора. Помимо штрафа возможно взимание пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Охрана окружающей среды – это один из важных государственных приоритетов. Ведь отрицательное воздействие деятельности человека на природу огромно, и этому необходимо противостоять. Для этого и используется инструментарий государства в виде законов и подзаконных актов, действие которых направлено не только на введение наказаний в виде штрафных санкций за загрязнение окружающей среды, но и стимулирующих внедрение на производстве безотходных технологий, переход к альтернативной энергетике, использование электротранспорта, глубокую переработку отходов и качественную очистку сточных вод.

Порядок взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду

В России действует Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции № 358-ФЗ от 03.07.2016. На его основе принято постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913, которым установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду на 2016 год. Предусмотрено введение новых ставок и дополнительных коэффициентов, начиная с 1 января 2016 года. Это касается выбросов загрязнений в атмосферу стационарными источниками, сбросов вредных веществ в водоемы и размещения производственных и потребительских отходов в зависимости от их класса опасности.

Плата взимается за одну тонну вредных веществ. В соответствии с пунктом 6 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ для предприятий и ИП в 2016 году действуют понижающие коэффициенты, стимулирующие бизнес к внедрению новейших технологий, обеспечивающих необходимую защиту окружающей среды. Министерством природных ресурсов и экологии России приведены экспертные оценки, показывающие, что за счет льгот, которые предоставляются предприятиям организациям в 2016 году, их расходы, связанные с оплатой вредных выбросов и размещением отходов, будут сокращены не менее чем в полтора-два раза по сравнению с 2015 годом.

В то же время постановлением предусмотрено, что для отдельных территориальных образований и объектов, охраняющихся особо в соответствии с федеральным законодательством, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с учетом дополнительного коэффициента 2.

Сумма платы за 2016 год должна определяться по итогам этого периода, и может корректироваться и вноситься в бюджет не позже 1 марта 2017 года. При этом предприятия-плательщики вносят ежеквартальные авансовые платежи (за исключением четвертого квартала). Средства должны быть перечислены не позже 20 числа следующего за текущим кварталом месяца. Этот порядок не распространяется на субъекты предпринимательства, отнесенные в соответствии с действующим законодательством к малому и среднему бизнесу. В этом случае полная оплата производится в срок до 1 марта 2017 года и авансовые платежи не вносятся. Те компании, которые относятся к МСП внесены в реестр МСП . Кроме этого, любые предприятия, созданные на протяжении 2016 года, также освобождены от авансовых поквартальных платежей.

Отчетность по платежам за негативное влияние на окружающую среду

Соответствующая отчетная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду должна быть сдана до 10 марта 2017 года (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ). Этим же пунктом закона за несвоевременное внесение необходимых платежей предусмотрена как ответственность предприятия в виде уплаты пени в размере 1/300, но не более 0,2% учетной ставки Банка России за каждый день просрочки, так и административная ответственность в виде штрафов, накладываемых на должностных и юридических лиц в сумме 3-6 и 50-100 тысяч рублей соответственно (ст. 8.41 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Коды бюджетной классификации при заполнении платежных документов в 2016 году остаются неизменными. В то же время изменились нормативы зачислений в бюджеты платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду

В 2016 году предусмотрено зачисление 5% от всех начисляемых сумм в федеральный бюджет, 40% субъектам РФ, 55% муниципальным районам и городским округам, или для городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) - 5% в федеральный бюджет и 95% этим субъектам. По сравнению с прошлыми периодами значительно возросла доля денежных средств, распределяемых в пользу территорий.

Новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду определены за отчетный период 2016 года, а также за 2017 и 2018 годы. Действующие до этого нормативные правовые акты - постановление правительства от 12.06.2003 № 344 и постановление правительства от 19.11.2014 № 1219, в которых определялись нормативы за вредные выбросы в атмосферу, сбросы загрязнений в водоемы, размещение производственных и потребительских отходов, а также коэффициенты к ним, утратили силу и не используются.

Полный список новых ставок платы «за грязь»

Плата за негативное воздействие на окружающую среду: проблемы и новации (Анищенко А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2016

С 1 января 2016 г. вступают в силу изменения, которые внес в экологическое законодательство Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ. Благодаря данным новациям очень многое упорядочивается в системе экологических платежей. Рассмотрим, какие сложности возникают у тех, кто обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, что изменится в порядке расчета платы с 2016 г., а какие изменения еще ждут своего часа.

В ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) сказано, что негативное воздействие на окружающую среду является платным (хотя внесение такой платы отнюдь не освобождает плательщиков от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения причиненного ей вреда).
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ. Сейчас это Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Сбор платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 N 780 и Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717. Напомним, что до принятия названных нормативных правовых актов эту функцию исполнял Ростехнадзор.

Важно! Плата за негативное воздействие на окружающую среду не является фискальным сбором. Так установил Конституционный Суд РФ в Определении от 10.12.2002 N 284-О. Суд указал, что данный платеж носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер, и, следовательно, не может относиться к налогам.

Кто должен вносить плату

Порядок расчета экологических платежей установлен Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее - Постановление N 632). В нем сказано, что данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием. Нетрудно заметить, что здесь нет ни слова об индивидуальных предпринимателях.
Однако КС РФ в Определении от 10.12.2002 N 284-О посчитал, что платить за негативное воздействие на окружающую природную среду должны все те, кто такое негативное воздействие оказывает, в том числе и индивидуальные предприниматели.
Кстати, чиновники указывают, что индивидуальные предприниматели как плательщики экологических платежей упоминаются также в ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Итак, решение КС РФ есть, его никто не отменял, и спорить не стоит - индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать экологические платежи.
Кстати, не освобождает от необходимости уплаты экологических платежей ни уплата ЕНВД (Письмо Минфина России от 11.07.2007 N 03-11-04/3/262), ни переход на УСН (Письмо Минфина России от 21.03.2007 N 03-06-06-04/1).
Нетрудно предположить, что и переход на ПСН также такого освобождения не предоставляет.
Есть проблема с постановкой плательщиков на учет.
С одной стороны, существует мнение, что, несмотря на произошедшие изменения в виде передачи соответствующих функций от Ростехнадзора к Росприроднадзору, плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду должны становиться на учет в соответствии с Приказами Ростехнадзора от 02.08.2005 N 545 и от 24.11.2005 N 867 по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду: стационарному или передвижному (Письмо Ростехнадзора от 12.02.2007 N 04-09/169).
Однако Приказ Ростехнадзора от 02.08.2005 N 545 не был зарегистрирован в Минюсте России и не опубликован. Кроме того, отсутствие обязанности регистрироваться подтверждают и суды (например, Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 N 06АП-3857/2011 и Апелляционное определение Ростовского облсуда от 03.05.2012 N 33-4736).

Обратите внимание! Обособленное подразделение юридического лица самостоятельным плательщиком экологических платежей не является и вправе производить уплату платежей от имени юридического лица при условии закрепления такого рода полномочий в положении об обособленном подразделении, а также наличии доверенности на это у руководителя обособленного подразделения.
Стоит пояснить, что упомянутое требование следует из Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утв. Приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 N 626. С одной стороны, еще с 9 августа 2011 г. данные Рекомендации в силу Приказа Ростехнадзора от 09.08.2011 N 452 официально утратили силу. Но с другой стороны, как это у нас часто бывает, ничего нового никто не предложил. Поэтому, по нашему мнению, имеет смысл продолжать руководствоваться ими.

Объекты обложения платой

К стационарным объектам относят:
- объекты, прочно связанные с землей, от которых произошел выброс или сброс загрязняющих веществ;
- объекты размещения отходов.
В соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под объектом размещения отходов нужно понимать специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов - полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое.
Как сказано в действующем Приказе Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204, плательщик производит уплату экологических платежей отдельно по передвижным объектам негативного воздействия - транспортным средствам, в том числе автомобильным, воздушным, морским судам, судам внутреннего плавания, передвижным дизель-генераторным установкам и иным передвижным установкам, оборудованным двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном нефтяном или природном газе, зарегистрированным на территории одного объекта административно-территориального деления. Плательщик также производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям.

Когда платить

В соответствии с текстом Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 отчетным периодом по экологическим платежам является календарный квартал.
Обратите внимание, что этот Приказ будет применяться до тех пор, пока Минприроды России не заменит его собственными соответствующими нормативными актами. Об этом сказано в Письме Росприроднадзора от 05.10.2010 N СМ-06-01-31/7167.
Срок уплаты - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду также представляется плательщиками не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
По каждому субъекту РФ представляется отдельный расчет. При этом если плательщиком на территории субъекта РФ эксплуатируется более одного объекта негативного воздействия, то расчеты платы по данным объектам включаются в единый расчет.

Новации-2016. С января 2016 г. действующий порядок в отношении срока внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду будет неактуален. В силу новой ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения данного платежа признается календарный год. Уплатить его следует не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

Механизм расчета платы

Базой для расчета платы являются:
- объемы выбрасываемых в атмосферу, сбрасываемых в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ;
- масса размещаемых на санкционированных или несанкционированных объектах отходов производства и потребления.
Учет следует вести по каждому виду загрязняющего вещества и по каждому классу опасности отхода.
Основная часть нормативов платы за выбросы и размещение отходов утверждена в 2003 г. Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344. В последующем в этот документ были внесены относительно незначительные изменения и дополнения, связанные, в частности, с присоединением Крыма.
Здесь даны следующие данные для расчета:
- Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками - в рублях за одну тонну загрязняющих веществ;
- Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками - в рублях за тонну или кубические метры;
- Нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты - в рублях за тонну загрязняющих веществ;
- Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления - за одну единицу размещения отходов.
В Приложении 2 к этому документу указаны Коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы), по территориям экономических районов РФ, Коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек.
Кроме того, установлено, что Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления, применяются не только с использованием Коэффициентов, учитывающих экологические факторы, согласно Приложению 2, но и дополнительного коэффициента 2 для особо охраняемых природных территорий, например лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Так как Нормативы платы были установлены еще в 2003 г., каждый год они нуждаются в поправке, как минимум из-за инфляции. Так, в Постановлении Правительства РФ от 19.11.2014 N 1219 установлено, что Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством РФ в 2003 г., применяются в общем случае в 2015 г. с коэффициентом 2,45.

Новации-2016. Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.11.2014 N 1219 Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством РФ в 2003 г., применяются в общем случае в 2016 г. с коэффициентом 2,56, в 2017 г. - 2,67.

Для того чтобы плательщику взносов определить норматив своих выбросов, ему необходимо обратиться в территориальное управление Росприроднадзора. Туда нужно сообщить информацию о видах деятельности компании и о видах выпускаемой ею продукции. На основании этой информации управление Росприроднадзора определит примерные размеры допустимых нормативов выбросов (или сбросов) для плательщика.
Затем плательщику нужно точно определить объемы своих выбросов. Это можно сделать самостоятельно или путем привлечения специализированных организаций.
Расчет платежа производится по правилам, прописанным в Постановлении Правительства РФ от 28.08.1992 N 632.
Так, для стационарных объектов это выглядит так.
Плата "за грязь" в размерах, не превышающих установленные плательщику предельно допустимые нормативы, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения. Если же плательщик не укладывается в предельно допустимые нормы, но укладывается в пределы установленных для него лимитов, то нужно сначала посчитать плату в пределах предельно допустимых выбросов или сбросов, а затем разницу между предельно допустимыми нормативами и лимитами умножить на соответствующие ставки. Получившиеся результаты суммируют. Следует учесть, что лимиты устанавливаются на основе специальных разрешений. Причем они действуют исключительно временно - только лишь в тот период, когда плательщик проводит мероприятия, которые должны привести к снижению выбросов до экологически приемлемых величин.
Если же плательщик не укладывается не только в нормативы, но даже и в лимиты, то расчет производится в три этапа. Сначала нужно посчитать сумму платежа в пределах допустимых норм. Затем рассчитать сумму платежа на разницу между предельными нормативами и лимитами. Далее посчитать разницу между фактическими выбросами (сбросами, отходами) и установленными лимитами. Эту разницу умножают на дифференцированные ставки, рассчитанные по базовым нормативам платы в пределах лимита выбросов или сбросов, и умножают на пять. А потом следует суммировать все получившиеся результаты.

Важно! В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. К ней применяют пятикратный повышающий коэффициент.

Для передвижных объектов Нормативы платы за выбросы установлены на единицу измерения используемого топлива.
В отличие от расчета платежа за выбросы или сбросы, для размещения отходов есть только два основных показателя - отходы в пределах лимита и сверхлимитные отходы. Это следует из ст. 18 Закона N 89-ФЗ. Количество отходов надо умножить на дифференцированную ставку, рассчитанную по базовому нормативу платы, соответствующему классу опасности мусора. Если плательщик превысит лимит, придется считать платеж в два этапа. Сначала нужно будет рассчитать платеж за отходы в пределах лимита, а затем - за разницу между фактическим размещением отходов и лимитом. Причем разницу между сверхлимитными отходами и лимитом умножают на дифференцированную ставку и на пять.

Классификация отходов

Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 был утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО). Напомним, что предыдущий Каталог был утвержден Приказом Минприроды России от 02.12.2002 N 786.
В ФККО были включены как виды отходов из прежнего Каталога, так и новые виды отходов. Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру.
Последний знак 11-значного кода определяет класс опасности отходов для окружающей среды. Если там стоит "0" - это означает блок, тип, подтип, группу, подгруппу отходов. Для видов отходов цифра "1" обозначает I класс опасности, цифра "2" - II класс опасности и т.д.
С 1 августа 2014 г. также вступил в силу Приказ Минприроды России от 30.09.2011 N 792, которым утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов.
В силу п. 1 ст. 20 Закона N 89-ФЗ государственный кадастр отходов включает в себя ФККО, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.
В силу ст. 14 Закона N 89-ФЗ компании, в результате деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности, должны:
- подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности;
- составить и утвердить паспорта на них.
В Разъяснениях Росприроднадзора от 03.10.2014 чиновники объяснили, что процедура подтверждения плательщиком отнесения отходов к конкретному классу опасности является первичной по отношению к процедуре паспортизации отходов.
Паспорт составляется на основании данных о составе и свойствах указанных отходов и оценки их опасности.
Форма паспорта отходов I - IV классов опасности, а также Правила его оформления утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712.
В п. 7 этих Правил установлено, что копия паспорта направляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту ведения хозяйственной деятельности компании способом, позволяющим определить факт и дату ее получения, или вручается под подпись.

Судебная практика

Как известно, отходы образуются при ведении любой хозяйственной деятельности. Ведь даже выбрасываемая в мусор использованная бумага - это тоже отходы.
Ранее чиновники, что видно из судебных решений, полагали, что раз у компаний и предпринимателей образуются хозяйственные отходы, они все обязаны исчислять и уплачивать экологический платеж за размещение отходов.
Именно такая позиция была отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 8672/08, согласно которому субъектом платы за размещение отходов является юридическое лицо, в результате хозяйственной и иной деятельности которого образовались эти отходы, а оказание ему услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на нее бремени уплаты данного публично-правового платежа.
Однако потом суд передумал и сообщил о том, что это мнение неправильное.
Появились Постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 14561/08 и от 20.07.2010 N 4433/10, суд подтвердил свою точку зрения в Постановлении от 12.07.2011 N 709/11.
Судьи отметили, что организации и предприниматели, которые не занимаются хранением и размещением отходов, а просто накапливают их для последующей сдачи в специализированную организацию, не обязаны уплачивать экологический платеж. Однако они не освобождены от соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. И за несоблюдение этих требований могут быть наказаны по ст. 8.2 КоАП РФ.
Однако новая метла по-новому метет. И когда аналогичные дела перешли в ведение ВС РФ, судьи поменяли свою точку зрения на 180 градусов - см., например, Определения ВС РФ от 15.05.2015 N 301-КГ-14-6499 и от 15.05.2015 N 301-КГ14-7579. Они указали, что, поскольку перехода права собственности на отходы от компании - источника доходов к компании, утилизирующей доходы, не произошло, платить экологический платеж должна компания - источник отходов.
В Постановлении ВС РФ от 10.04.2015 N 306-АД14-3950 судьи почему-то вернулись к "старой" позиции ВАС РФ.
На самом деле, как выяснил КС РФ в Постановлении от 05.03.2013 N 5-П, проблема в формулировках самой ст. 16 Закона N 7-ФЗ. Дело в том, что данная статья закрепляет обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду, но вот адресатов этой обязанности не определяет.
Что касается Постановления N 632, оно не является надлежащим нормативно-правовым актом для установления основных элементов публично-правового платежа, в том числе его плательщиков.
В Определении КС РФ от 10.12.2002 N 284-О суд указал, что экологический платеж следует взимать лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.
Между тем в части размещения отходов законодательство, как указал суд, построено так, что понять, кто должен за это вносить экологический платеж, просто невозможно.
Ни Закон N 7-ФЗ, ни Закон N 89-ФЗ, ни Постановление N 632, ни Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, не дают однозначного ответа, кто именно должен уплачивать экологический платеж за размещение отходов производства и потребления и кто должен разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение - компании, в результате деятельности которых появляются такие отходы, или те компании, которые собирают, хранят и утилизируют такие отходы? Дело в том, что между указанными законодательными актами есть неустранимые противоречия.
В результате получается, что субъекты малого и среднего предпринимательства, фактически и производящие отходы, вообще освобождаются от разработки нормативов отходов, если только они не занимаются их складированием и утилизацией. Получается, что разработка нормативов на размещение отходов не увязывается с обязанностью по уплате экологического платежа за их размещение.
КС РФ обнаружил Письмо Госкомитета России по охране окружающей среды от 17.01.1997 N 14-07/32, из которого выяснилось, что государственные органы не возражают даже против того, чтобы производители отходов и те, кто занимается их размещением, сами договорились, кто из них будет уплачивать экологический платеж.
Разбирая решения ВАС РФ по этой теме, КС РФ выразил недоумение, что ВАС РФ считает, будто бы нормативы отходов должна разрабатывать компания, складирующая и утилизирующая отходы, в то время как она собирает чужие отходы. Как такая компания может воздействовать на производителей отходов? Пятикратный штрафной коэффициент должен по идее стимулировать к экономии тех, кто производит отходы, а по логике ВАС РФ почему-то наказан должен быть тот, кто к производству отходов не имеет никакого отношения.
Может, именно это обстоятельство и сподвигло законодателей внести поправки в экологическое законодательство, поэтому с 1 января 2016 г. этот спор должен стать неактуальным.

Новации-2016. В соответствии с поправками, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ в Закон N 7-ФЗ, в нем появится ст. 16.1. Она гласит, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и предприниматели, ведущие на территории РФ хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и предпринимателей, ведущих такую деятельность исключительно на объектах IV категории.
Напомним, что согласно п. 1 ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ объекты IV категории - это объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду. (Так что за вывоз бумаги из офиса платить экологический сбор не придется.)
Главное, что теперь окончательно прояснится, кто именно должен вносить экологический платеж за размещение отходов.

Преступление и наказание

Пени

Как ни странно, но за просрочку экологических платежей пени пока не предусмотрены. Однако у законодателей дошли руки исправить этот "недочет". С 1 января 2016 г. несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет за собой уплату пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки начиная со 2 марта года, следующего за отчетным периодом.
Никуда не денется и административная ответственность.

Административная ответственность

Как сказано в ст. 8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.
Разумеется, в первую очередь нужно выявить сам факт неуплаты или несвоевременной уплаты. Этим занимается финансовое подразделение территориального органа Росприроднадзора. Оно собирает информацию о поступающих платежах и передает ее своему руководству.

Милостью суда

Можно ли избежать административного наказания, даже просрочив срок внесения платежа? Можно. У арбитражного суда есть такое право.
Так, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.10.2009 N А74-2177/2009 судьи посчитали просрочку платежа на 8 дней малозначительным нарушением и освободили плательщика экологического платежа от ответственности. Стоит, правда, учесть один важный факт: компания не смогла заплатить потому, что ее счета были временно блокированы налоговой инспекцией.
Аналогичное решение было принято и в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31.03.2010 N А81-4031/2009. Здесь суд вообще не стал искать для нарушителя особые оправдания.
Судьи указали, что согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности.
Из разъяснения ВАС РФ, содержащегося в п. 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Статья 2.9 КоАП РФ может быть применена к любым составам правонарушений, содержащимся в этом Кодексе. В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности.
Об этом можно судить, на наш взгляд, хотя бы по Определениям ВАС РФ от 31.10.2012 N ВАС-14216/12 и от 07.06.2012 N ВАС-7368/12, в которых судьи поддержали наличие факта малозначительности, и Определению ВАС РФ от 19.01.2012 N ВАС-17817/11, в котором судьи такого факта не усмотрели.
На наш взгляд, рассчитывать на снисхождение судей можно хотя бы потому, что сумма штрафа за незначительный срок просрочки представляется явно несоразмерной. Вот только вопрос о том, какой срок просрочки можно считать несущественным, каждый арбитражный суд будет решать сам.

Обратите внимание! Плательщика нельзя вообще оштрафовать за данное нарушение, если оно будет выявлено спустя год после истечения срока внесения платы. Это прямо следует из содержания ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ и подтверждается Постановлениями ФАС Северо-Западного округа от 15.12.2009 N А44-3057/2009 и Дальневосточного округа от 24.03.2010 N Ф03-1528/2010.

Проблемы малого бизнеса

Субъектам малого и среднего предпринимательства следует обратить внимание на Письмо Минприроды России от 13.07.2015 N ВС-02-01-36/11991.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ предприниматели и компании, в результате деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Правда, это не касается субъектов малого и среднего предпринимательства. Названные субъекты, если у них также образуются отходы производства, должны представить в компетентные органы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Требования к содержанию и представлению такой отчетности изложены в Порядке представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), в ред. Приказа Минприроды России от 09.12.2010 N 542 (далее - Порядок).
Положениями п. 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, определено, что лимитами на размещение отходов для малого бизнеса является количество отходов, фактически направленное на размещение в соответствии с указанной выше отчетностью. Поэтому для подтверждения лимитов малый бизнес обязан своевременно представлять эту отчетность. В силу п. 5 Порядка она представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Чиновники посчитали, что за несвоевременную сдачу отчетности бизнесменов следует наказывать по ст. 8.5 КоАП РФ, о чем и сообщили в Письме Росприроднадзора от 25.12.2014 N АА-03-04-36/21179. В названной статье упоминаются сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Под сокрытием информации понимается недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение; под искажением информации - сообщение неполных или неверных данных. Несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц.
Административный штраф составляет:
- для граждан - от 500 до 1000 руб.;
- для должностных лиц - от 3000 до 6000 руб.;
- для юридических лиц - от 20 000 до 80 000 руб.
Однако у судей оказалось собственное мнение, и совсем не в пользу малого и среднего бизнеса.
В КоАП РФ есть ст. 8.2, которая предусматривает наказание за такие нарушения, как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Указанные нарушения влекут:
- для граждан штраф в размере от 1000 до 2000 руб.;
- для предпринимателей штраф в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для юридических лиц штраф в размере от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Как видно, эти санкции гораздо более жесткие, чем по ст. 8.5 КоАП РФ.
Но именно ст. 8.2 КоАП РФ судьи требуют применять в рассматриваемой ситуации. Это мнение, например, было высказано в Постановлении АС Московского округа от 20.08.2014 N Ф05-8666/2014 по делу N А40-6935/14-94-73.
Но главное, что так считают и суды более высокого уровня (см., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 N 4973/12 по делу N А60-50398/2011, ВС РФ от 06.06.2014 N 3-АД14-2 и от 09.04.2015 N 308-АД14-4895 по делу N А32-13704/2013).
Судьи полагают, что состав правонарушения, предусмотренного в ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется бизнесом с нарушениями требований природоохранного законодательства. К нарушениям природоохранного законодательства относится и нарушение требований п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ.

Проблемы налогового учета

В пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ установлено, что к материальным расходам налогоплательщика относятся платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду. Но выбросы делятся на три категории: по нормативу, по лимиту и сверхлимитные. Тогда что означает "предельно допустимые" выбросы?
Например, Минфин России в Письмах от 07.05.2007 N 03-03-06/1/265 и от 16.03.2006 N 03-03-04/1/238 решил, что учитывать в налоговых расходах можно только платежи за выбросы (сбросы) вредных веществ в пределах допустимых нормативов или размещение отходов в пределах лимитов. В Письме Минфина России от 01.12.2005 N 03-03-04/403 финансисты утверждают, что платежи за выбросы или сбросы загрязняющих веществ в пределах лимитов, но сверх допустимых нормативов, а также сверхлимитные платежи включать в налоговые расходы нельзя.
В то же время в п. 4 ст. 270 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Получается, что лимитированные и сверхлимитные выбросы как раз подпадают под этот пункт.
Некоторые суды это подтверждают (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.05.2006 N А33-11449/05-Ф02-2414/06-С1, А33-11449/05-Ф02-2416/06-С1 по делу N А33-11449/05). Другие не соглашаются (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2007 по делу N А26-7961/2006-218). В последнем деле суд посчитал, что лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов представляют собой фактические выбросы (сбросы) этих веществ, согласованные с органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды на период выполнения утвержденного этим органом плана по достижению нормативов допустимых выбросов (сбросов), и могут называться временно согласованными выбросами и сбросами. Так что платежи за выбросы в пределах согласованных лимитов можно учитывать при расчете налога на прибыль.
Необходимо также привести позицию ФАС Уральского округа (см. Постановление от 19.03.2008 N Ф09-1599/08-С3 по делу N А76-8/07). Суд указал, что платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов не являются санкцией за сверхнормативное воздействие на окружающую среду, поэтому налогоплательщик правомерно включил их в расходы. Это решение было поддержано в Определении ВАС РФ от 25.08.2008 N 9144/08. Но в данном случае рассматривались лимиты на размещение отходов. А ведь в отличие от расчета платежа за выбросы или сбросы для расчета платы за размещение отходов есть только два основных показателя - отходы в пределах лимита и сверхлимитные отходы. Проще говоря, промежуточная стадия, из-за которой и ведется весь сыр-бор, отсутствует.
Судя по тому, что более свежих судебных постановлений по данной проблеме нет, налогоплательщики не рискуют. И правильно делают.
Также напомним о Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 N 7317/05 по делу N А07-27013/04-А-СЛА. Налоговики пытались исключить затраты компании на оплату услуг сторонних организаций по очистке сточных вод. Однако суд указал, что если прием сточных вод производится на основании договора, в котором предусмотрена плата за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ, то данный платеж представляет собой дифференцированный тариф за услуги по обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах. Это просто плата за услуги, которые можно учесть в налоговых расходах. Даже Минфин России в Письме от 26.01.2006 N 03-03-04/4/18 согласился с данной точкой зрения.
Кстати, обратите внимание, что услуги сторонних организаций по оценке фактического количества сбросов или выбросов, производимых плательщиком, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли на основании пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ.
Отметим, что возможен конфликт с налоговиками по поводу признания в налоговом учете стоимости услуг по определению класса опасности отходов и услуг по санитарной экспертизе нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Налоговики почему-то считают, что эти затраты должны учитываться в налоговых расходах равномерно - в течение срока действия этих нормативов.
Однако в Постановлении ФАС Уральского округа от 17.01.2012 N Ф09-8803/11 судьи сочли, что никаких длящихся отношений между заказчиком и исполнителем здесь нет, поэтому данные затраты в налоговом учете можно учесть единовременно.

Кто платит экологические платежи - плату за негативное воздействие на окружающую среду

Субъекты платы за негативное воздействие на окружающую среду:

  1. Предприятия
  2. Учреждения
  3. Организации
  4. Иностранные юридические лица
  5. Иностранные физические лица
  6. Иные плательщики

Объект платежа (виды вредного воздействия на окружающую среду):

  1. Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ
  2. Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади
  3. Загрязнение недр, почв
  4. Размещение отходов производства и потребления
  5. Загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными ионизирующими и другими видами физических воздействий
  6. Иные виды негативного воздействия на окружающую среду

Сроки сдачи отчетности и уплаты экологических платежей - негативного воздействия на окружающую среду

Представление расчета и уплата платы по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
утверждена Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204

Перечень руководящих документов для проведения расчетов платы за негативное воздействие на окружающую природную среду


2. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия";
3. Ставки платы по видам негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 № 913 ;
4. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. Минприроды России от 26.01.1993;
5. Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду";
6. Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду";
7. Приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";
8. Письмо Ростехнадзора от 02.08.2007 № 04-09/1037 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду";
9. Письмо Ростехнадзора от 27.04.2007 № 04-09/452 "О применении коэффициента к нормативу платы";
10. Письмо Ростехнадзора от 04.06.2007 № 04-09/673 "О порядке заполнения расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду";
11. Письмо Ростехнадзора от 03.12.2008 № 14-07/6423;
12. Письмо Ростехнадзора от 28.09.2007 № 04-09/1391;
13. Письмо Ростехнадзора от 04.09.2007 № 04-09/1239 "О Расчете платы за размещение";
14. Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";
15. Письмо Минприроды России от 24.11.2009 № 05-12-29/16615 "По вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду";
16. Письмо Минприроды России от 19.01.2010 № 05-12-29/360 "Об установлении лимитов на размещение отходов субъектам малого и среднего предпринимательства";
17. Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-О "По запросу Правительства РФ о проверке конституционности Постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ";
18. Определение Верховного Суда РФ от 17.08.2010 № КАС10-370.

Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
Основные документы по теме

1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
2. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
3. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия";
4. Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления";
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2007 № 92 "Об утверждении ГН 2.1.6.2309-07";
6. Письмо Роспотребнадзора от 17.06.2009 № 01/8465-9-31 "О разъяснениях к Постановлению № 25 от 27.04.2009";
7. Письмо Росприроднадзора от 21.10.2011 № ВК-08-02-36/13737 "О порядке установления (утверждения) нормативов и выдачи разрешений на выбросы";
8. Письмо Росприроднадзора от 15.11.2012 № ВК-03-01-36/15437 "О направлении Методических рекомендаций по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха";
9. Приказ Минприроды России от 31.12.2010 № 579 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию";
10. "Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86)", утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192;
11. "Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях. РД 52.04.52-85", утв. Госкомгидрометом СССР 01.12.1986;
12. "Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты", утв. Госкомприроды СССР 11.09.1989;
13. "Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу", утв. Госкомприроды СССР;
14. "Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия", утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987;
15. Письмо Ростехнадзора от 31.08.2006 № 04-10/609;
16. Письмо Ростехнадзора от 15.05.2008 № 04-09/712 "О плате за выбросы от передвижных источников";
17. Письмо Ростехнадзора от 16.04.2007 № 04-09/386 "О применении коэффициента 1,2 к нормативам платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух";
18. "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (введено письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333);
19. Приказ Минрегиона России от 30.06.2012 № 278 "Об утверждении свода правил "СНиП 32-04-97 "Тоннели железнодорожные и автодорожные".

Выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ
от стационарных и передвижных источников

1. Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него";
2. Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 № 847 "О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух";
3. "Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", утв. Минприроды России от 26.01.1993;
4. "Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях железнодорожного транспорта (расчетным методом)", утв. Минтрансом России 15.09.1992.

Размещение отходов производства и потребления. Основные документы по теме

1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
2. ПРИКАЗ от 4 декабря 2014 г. N 536 . "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ ОТНЕСЕНИЯ ОТХОДОВ К I - V КЛАССАМ ОПАСНОСТИ ПО СТЕПЕНИ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ"
3. ФККО. Федеральный Классификационный Каталог Отходов . Действует с 1 августа 2014 года (с изменениями 2015-2016 годов).
4. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
5. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия";
6. Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления";
7. "Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", утв. Минприроды России от 26.01.1993;
8. Приказ Минприроды России от 02.12.2002 № 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов";
9. Письмо Ростехнадзора от 26.12.2008 № НФ-48/1400 "О применении нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду";
10. Письмо Ростехнадзора от 28.10.2008 № 14-07/6011 "О плате за размещение отходов производства и потребления".

Коэффициенты индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду

Год, на который установлены коэффициенты
Коэффициенты индексации к нормативам платы, установленные Правительством РФ в:
Основание
2003 году 2005 году
2014 год 2,33 1,89 Федеральный закон от 02.12.2012 № 349-ФЗ
2013 год 2,20 1,79 Федеральный закон от 03.12.2012 № 216-ФЗ
2012 год 2,05 1,67 Федеральный закон от 30.11.2011 № 371-ФЗ
2011 год 1,93 1,58 Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ
2010 год 1,79 1,46 Федеральный закон от 02.12.2009 № 308-ФЗ
2009 год 1,62 1,32 Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ
2008 год 1,48 1,21 Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ
2007 год 1,4 1,15 Федеральный закон от 19.12.2006 № 238-ФЗ
2006 год 1,3 1,08 Федеральный закон от 26.12.2005 № 189-ФЗ
2005 год 1,2 Федеральный закон от 23.12.2004 № 173-ФЗ
2004 год 1,1

С 01.01.2003 по 15.05.2003 расчет платы осуществлялся по базовым нормативам платы, утвержденным Минприроды России от 27.11.1992 (в субъектах РФ, в которых в установленном порядке принимались региональные нормативные правовые акты в сфере администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду, - с учетом указанных актов).
С 16.05.2003 по 28.06.2003 нормативы платы не были установлены.
С 29.06.2003 по 31.12.2003 расчет платы осуществлялся по нормативам, установленным Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".

Нормативы зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
в бюджеты бюджетной системы РФ

Год Норматив зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду Основание
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
20% в федеральный бюджет
40% в бюджеты субъектов РФ
40% в бюджеты муниципальных районов и городских округов
или
20% в федеральный бюджет
80% в бюджеты субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
Федеральный закон от 20.08.2004 № 120-ФЗ
2004 20% в федеральный бюджет
80% в бюджеты субъектов РФ
Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ
2003 19% в федеральный бюджет
81% в консолидированные бюджеты субъектов РФ
Федеральный закон от 24.12.2002 № 176-ФЗ

Примечание : Необходимые коды бюджетной классификации для уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ".

Статья поможет узнать кто должен платить сбор за НВОС отходы, загрязнение среды и отчитываться в РосПриродНадзор (экология)? Плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации и ИП

Приведен материал на тему: Кто должен платить денежки и отчитываться в РосПриродНадзор за загрязнение окружающей среды?

Постановление

Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. N 1219

Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. N 1219

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г.N 349-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря.2012 г. N 216-ФЗ

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г.N 371-ФЗ

Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ

Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ

Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ

Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ

Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ

Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ

Федеральный закон

Нормативы зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы РФ

О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) см. постановление Правительства РФ от 29 июня 2018 г. N 758

О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах см. постановление Правительства РФ от 13 сентября 2016 г. N 913

О нормативах зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации с 1 января 2005 г. см. Бюджетный кодекс Российской Федерации

О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления см. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 (в редакции постановления Правительства РФ от 1 июля 2005 г. N 410)

Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия см. Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения и представления, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. N 204

Согласно изменениям , внесенным в Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (вступившим в силу с 1 января 2016 г.), лица, обязанные вносить плату, представляют декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Утверждающий
нормативный документ

Норматив зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду

Период времени

20% в федеральный бюджет

40% в бюджеты субъектов РФ

40% в бюджеты муниципальных районов и городских округов

20% в федеральный бюджет

80% в бюджеты субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

20% в федеральный бюджет

80% в бюджеты субъектов РФ

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г.N 176-ФЗ

19% в федеральный бюджет

81% в консолидированные бюджеты субъектов РФ

error: