Коммерческие корпоративные юридические лица. Конспект лекции: Корпоративные и унитарные юридические лица

Гражданский кодекс, N 51-ФЗ | ст. 65.1 ГК РФ

Статья 65.1 ГК РФ. Корпоративные и унитарные юридические лица (действующая редакция)

1. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании.

2. В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 65.1 ГК РФ

1. Положения настоящей статьи являются новеллой гражданского законодательства и призваны коренным образом изменить существующую структуру субъектов гражданского оборота. Поэтому рассмотрим данные положения несколько подробнее, сделав небольшой историко-правовой экскурс к истокам формирования основ, закрепивших отраженную в комментируемой статье классификацию юридических лиц.

При сохранении традиционного деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации с 01.09.2014 юридические лица также классифицируются по членству и степени участия в формировании и деятельности юридического лица на:

1) корпоративные. Юридические лица, учредители (участники, члены) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства), являются корпоративными организациями (корпорациями);

2) унитарные. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями.

Деление юридических лиц на корпоративные и унитарные формы (исходя из природы связи между участниками) соответствует исторически сложившейся доктрине большинства западных стран и российского правопорядка, что нашло отражение еще в трудах немецких цивилистов Гейзе, Ф. Савиньи, О. Гирке, Бернацика. Вот как разграничивал "соединения лиц" и учреждения российский ученый Г.Ф. Шершеневич: "...понятие юридического лица играет как бы роль "скобок", в которых заключаются однородные интересы известной группы лиц для более упрощенного определения отношений этой коллективной личности к другим. Эти соединения могут быть публичного характера, как, например, дворянское общество, или же частного характера, как, например, акционерное товарищество". Проанализировав мнения российских правоведов, С.Д. Могилевский заключает, что в российской доктрине XIX в. термин "корпорация", подобно германским концепциям, использовался как родовое понятие для группы юридических лиц, внутри которой выделялись два вида корпорации: публичные и частные. Еще в 1861 г. С. Пахман, высказываясь по вопросу акционерной реформы, предлагал разделить акционерные компании на два вида: государственно-хозяйственные (публичные) и частно-хозяйственные (частные). Отличительной чертой компаний, входящих в первую группу, являлась необходимость решения ими социальных задач, например, строительство железных дорог, организация судоходства и т.п. Акционерные общества, относящиеся ко второй группе, цели достижения общественно полезных задач перед собой не ставили. Частные корпорации в российском праве именовались торговыми товариществами. При этом Г.Ф. Шершеневич писал, что терминология нашего законодательства в отношении акционерных товариществ совершенно не выдержана. Она называет их товариществами, обществами, компаниями с присоединение выражений: "на акциях", "по участникам", "на паях".

В современной научной доктрине под корпорацией традиционно понимают организацию, основанную на началах участия (членства), которая создается для реализации интересов ее участников (членов) путем организации управления ею через особую систему органов. Устроенной на началах членства корпорации, как правило, противопоставляются унитарные организации или учреждения, которые не имеют членства и создаются, как правило, в интересах неограниченного круга лиц для реализации общественно полезных целей.

Следует заметить, что в российском и зарубежных правопорядках слово "корпорация" не отличается однозначностью понимания. Такая ситуация объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, в большинстве стран это понятие не является законодательно закрепленным, а присутствует только на доктринальном уровне. Во-вторых, термин "корпорация" имеет различную трактовку в англосаксонской и континентальной системах права. В связи с этим, как совершенно справедливо отметила И.С. Шиткина, внесенное в ГК РФ законодательное закрепление разделения организаций на корпоративные и унитарные является передовой идеей.

Введенные изменения потребуют унификации правового регулирования различных видов юридических лиц. Очевидно, что дальнейшая конкретизация прав и обязанностей, например, акционера или участника общества с ограниченной ответственностью должна быть отражена в соответствующем федеральном законе. Такой подход к системе изложения правовых норм характерен не только для установления прав и обязанностей участников корпорации, но и для других институтов законодательства. Так, правовое регулирование управления в корпорации осуществляется ст. 65.3 ГК РФ; в ст. 66.3 ГК РФ предусмотрены особенности управления в публичных и непубличных обществах; ст. 67.1 ГК РФ регулирует особенности управления в хозяйственных товариществах и обществах, а в ст. 97 ГК РФ предусматриваются особые требования к управлению публичным акционерным обществом. При этом указанные статьи ГК РФ содержат многочисленные взаимные ссылки, усложняющие применение соответствующих норм. На вопрос, удобен ли такой подход для практического применения, не находится однозначного ответа. По мнению И.С. Шиткиной, вряд ли для иных целей кроме научной классификации, которая могла бы быть осуществлена на уровне доктрины, кому-то понадобится, например, выявлять права и обязанности, присущие одновременно и публичному акционерному обществу, и гаражному кооперативу.

2. Обобщая многочисленные исследования, посвященные анализу правовой природы и выявлению сущности корпорации, И.С. Шиткина выделяет следующие признаки, присущие корпорации:

1) корпорация признается юридическим лицом;

2) корпорация представляет собой союз физических и (или) юридических лиц, являющихся субъектами права, которые приобретают статус участника (члена) корпорации;

3) корпорация - "волевая организация". Воля корпорации определяется общими интересами входящих в ее состав участников; воля корпорации отлична от индивидуальных воль входящих в ее состав членов;

Судебная практика по статье 65.1 ГК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 306-ЭС17-11880, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Признавая должника банкротом, суды руководствовались статьями 57, 58, 60.2, 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 12, 73, 124 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», установив всю совокупность необходимых условий. Достаточных оснований для иных выводов заявителями не приведено...

  • Решение Верховного суда: Определение N 310-ЭС17-3670, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Доводы о неправомерном, по мнения заявителя, отнесении спора к числу корпоративных, являются ошибочными и основанными на неправильном толковании положений статей 65.1 - 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, специального корпоративного законодательства, а также статьи 225.1 Кодекса...

  • Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС17-2577, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Доводы о неправомерном, по мнения заявителя, отнесении спора к числу корпоративных, являются ошибочными и основанными на неправильном толковании положений статей 65.1 -65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, специального корпоративного законодательства, а также статьи 225.1 процессуального закона...

+Еще...

С 2014 года в гражданском законодательстве Российской Федерации произошло разделение коммерческих и некоммерческих предприятий на корпоративные и унитарные. В этой статье мы расскажем, что относится к унитарным юридическим лицам. Чем отличаются от них корпорации? Об этом далее.

Отличие корпоративных юридических лиц от унитарных

Под корпорацией понимается совокупность лиц, целью объединения которых можно считать достижение общих целей, осуществление совместной деятельности. В данном случае объединение лиц образует самостоятельный субъект правоотношений - юридическое лицо.

В юридической практике с течением времени выработалось общее представление о видах и правосубъектности юридического лица.

Понятие, обозначающее корпоративное юридическое лицо, известно законодательным системам всех развитых стран.

Такое разделение помогает урегулированию в общем виде не только структуры управления и компетенции органов корпоративной коммерческой и некоммерческой организации, но также и ряда внутренних взаимоотношений, которые вызывают споры в юридической практике (например, оспаривание решений собраний или иных коллегиальных органов, условия, определяющие выход из состава участников и т. д.).

К унитарным юридическим лицам относятся коммерческие предприятия, которым не принадлежит то имущество, которое за ними закреплено. Корпорации выделили как особые формы образования юридического лица, и это способствовало закреплению в Гражданском кодексе общих норм, касающихся статуса самих корпоративных предприятий и их участников. Надо сказать, что аналогичных общих норм, которые касаются унитарных предприятий в гражданском законодательстве, не имеется. В российском гражданском законодательстве выделен новый классификационный критерий для разделения корпоративных предприятий, которые основаны на членстве участников и унитарных организаций. Юридические организации корпоративного вида представляют собой предприятия, которые основаны на членстве участников.

Из участников корпорации формируется главный орган управления юридическим лицом - общее собрание. Участие в корпорации наделяет ее участников соответствующими членскими правами и обязанностями относительно сформированного юридического лица. В виде корпоративного предприятия могут создаваться предприятия и коммерческого, и некоммерческого характера. К корпорациям относятся все коммерческие юридические лица, исключение здесь составляют только унитарные предприятия.

Унитарные юридические лица - юридические лица, учредители которых их участниками не становятся и прав членства в них не приобретают.

Типы корпораций

Кроме того, к этому же виду возможно отнесение и некоторых некоммерческих организаций:

  • потребительских кооперативов;
  • общественных организаций;
  • ассоциаций (союзов);
  • товариществ собственников недвижимости;
  • казачьих обществ, внесенных в соответствующий государственный реестр;
  • общин коренных малочисленных народов.

Исходя из этого, заблуждение о том, что именно к унитарным юридическим лицам относится потребительский кооператив, едва ли может быть верным. В отношении всех корпоративных организаций, включая и некоммерческие, устанавливаются единые права для их участников и одинаковые правила управления. Если учредители юридического лица не становятся членами, то это предприятие относится к унитарным юридическим лицам. Право собственности на имущество, закрепленное собственником, не переходит к унитарному предприятию. Имущество, закрепленное за ним, считается неделимым. Его невозможно распределить по вкладам или долям, даже между сотрудниками организации. В разряд подобных организаций попадают унитарные предприятия государственного и муниципального вида согласно перечню.

Виды унитарных учреждений

К унитарным юридическим лицам относят различные типы:

  • общественных, благотворительных и иных фондов;
  • государственных учреждений (в том числе государственных академий наук), муниципальных и частных (в том числе общественных) учреждений;
  • автономных некоммерческих организаций;
  • религиозных организаций;
  • публично-правовых компаний.

Унитарные юридические лица

Как мы уже отмечали выше, организации, имущество которых нельзя делить на части, относятся к унитарным юридическим лицам. Перечень подобных учреждений, повторимся, может быть представлен государственными и муниципальными предприятиями, различными фондами, автономными некоммерческими организациями, религиозными организациями, а также публично-правовыми компаниями. В них отсутствует такое понятие, как «членство».

Возможна ли трансформация?

Специалисты давно отметили, что наличие такой организационно-правовой формы, как унитарное предприятие, бесперспективно с точки зрения развития гражданского законодательства. Также оговаривалась ее постепенная замена другим видом коммерческой организации, включая и хозяйственные общества. Отмечается также, что в перспективе для удовлетворения потребностей федерального государства должны остаться лишь федеральные казенные учреждения в особо важных экономических сферах.

Но законодатели не пошли на столь кардинальные перемены, оставив унитарные предприятия и государственного, и муниципального вида, наделив их не правом хозяйственного ведения имущества, а правом оперативного управления или хозяйственного ведения. Как уже упоминалось выше, юридические лица, учредители которых не становятся их участниками, являются унитарными.

Корпоративные юридические лица

Высший орган корпорации по гражданскому законодательству РФ носит название общего собрания участников. В некоторых некоммерческих организациях, где число участников превышает сто человек, высший орган может быть в виде съезда, конференции или иного коллегиального органа, определяемого их уставами в соответствии с законодательством.

Функции высшего органа

В любой корпоративной организации высший орган рассматривает вопросы:

  • определения основных направлений деятельности организации, а также приобретения и пользования имуществом;
  • утверждения и изменения устава корпоративной организации;
  • определения правил приема в состав членов корпорации и исключения из состава ее участников, кроме случаев, если такие правила определены законодательно;
  • образования других органов предприятия, а также досрочного прекращения их полномочий;
  • утверждения годового отчета и бухгалтерских (финансовых) отчетов корпорации, если в уставе или в соответствии с законодательством РФ эти правомочия не отнесены к компетенции других органов организации;

  • принятия решений о создании участниками корпорации иных юридических организаций, участия корпорации в иных юридических лицах, создания филиалов и открытия представительств организации;
  • принятия решений о реорганизации и ликвидации предприятия, формирования состава ликвидационной комиссии, а также утверждения ликвидационного баланса;
  • избрания ревизионной комиссии и назначения аудиторов юридического лица.

Может ли высший корпоративный орган функционировать единолично?

Российским законодательством и уставом компетенция высшего коллегиального органа может быть расширена, и в нее могут включаться и другие вопросы корпорации. Корпоративные юридические лица должны соблюдать все нормы. Это важно, потому что до этого возможности собрания акционеров строго соответствовали тому, что указано в положениях Федерального закона «Об акционерных обществах». Выйти за пределы данного закона было нельзя. Кроме того, что в корпорации формируется высший орган власти, также происходит создание единоличного исполнительного органа (в лице директора, генерального директора, председателя и т.д.).

А в том случае, если Гражданским кодексом, другим законом или уставом организации предусмотрено создание коллегиального органа (правления, дирекции и пр.), то он формируется как подотчетный для высшего органа корпорации. Корпоративные юридические лица нередко формируют еще и совет, который контролирует деятельность всех этих органов.

Иные условия осуществления полномочий

Следует отметить важный момент: в корпоративном уставе могут быть предусмотрены особые условия предоставления полномочий исполнительного органа нескольким гражданам, которые могут действовать совместно, а также возможно образование нескольких единоличных исполнительных органов, которые могут действовать, не согласовывая свои решения между собой. Такой орган может быть представлен как физическим, так и юридическим лицом.

Введение указанных правил формирует основу для появления среди участников корпорации отношений особого рода. Эти отношения носят название корпоративных. Само по себе появление корпораций рассматривается специалистами как развитие общих положений новой редакции статьи второй ГК РФ. Важным также является пункт 2 статьи 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому участники корпоративной организации приобретают членские права и обязанности относительно зарегистрированного юридического лица.

Правовые исключения

Исключение составляют лишь случаи, обозначенные в ГК РФ. Эти права распространяются на:

  • участие в управлении корпоративной организацией (за исключением хозяйственных товариществ, в которых действуют особые правила управления);
  • получение информации о деятельности юридического лица, знакомство с бухгалтерскими отчетами и иными документами в тех рамках, которые предусмотрены гражданскими законами и учредительной документацией;
  • обжалование решений органов корпорации, применение которых приведет к наступлению гражданско-правовых последствий;
  • действия от имени корпорации по возмещению причиненного корпорации ущерба;
  • оспаривание сделок на законных основаниях.

Участников корпорации могут наделить и другими правами, предусмотренными законодательными актами или уставом.

Требования к корпоративным участникам

Кроме прав, участники корпорации наделяются также обязанностями, к которым относят:

  • участие в формировании имущества;
  • неразглашение конфиденциальной информации о работе корпорации;
  • участие в принятии стратегических для корпорации решений;
  • невозможность произведения действий, которые заведомо направлены на причинение вреда корпоративным интересам;

Участники корпорации могут быть наделены и другими обязанностями в соответствии с законодательными и учредительными документами.

Правосубъектность юридических лиц рассмотренных типов определяется их местом в экономической системе.

Ст.65.1 закреплено легальное определение корпоративных юридических лиц. Корпорации – такие юридические лица, учредители, участники которых обладают правом участия в них и формируют высший орган в соответствии с положениями закона.

Признаки корпорации: участие в них учредителей и формирование учредителями высшего органа юр. лица. Первый признак данного определения является общепризнанным. Особенности корпоративных отношений предполагают отделение имущества юр. лица от имущества учредителей. Основной обязанностью участников юр. лица является обязанность внести вклад, оплатить акции или паи. При этом участник утрачивает право собственности на данное имущество и взамен имущественного права собственности член корпорации приобретает возможность участвовать в формировании воли юр. лица, а также распоряжаться переданным этому юр. лицу имуществом. Формирование высшего органа управления – в такой формулировке признак не характерен для теории корпоративного права и он не предусматривался в первоначальной редакции изменений в ГК. Аргументом против выделения данного признака является тот факт, что учредители корпорации формируют не только высший орган, но и иные органы данного юр. лица; органы юр. лица формируют не только учредители корпораций, но и учредители унитарных предприятий. В качестве разрешения этого противоречия предлагается принимать слово «формируют» в смысле слова «составляют». Особенностью правового статуса корпорации является то обстоятельство, что учредители фактически автоматически составляют высший орган управления.

Ст.65.1 содержит исчерпывающий перечень видов юридических лиц - корпораций. Особенностью является общий список как коммерческих, так и некоммерческих юр. лиц.

Коммерческие: хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы.

Некоммерческие: общественные организации, ассоциации и союзы, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов.

Указанный перечень объединяет в себе классические виды корпораций (товарищества, общества, кооперативы, объединения и т.д.), однако российский законодатель расширяет перечень, добавляя 5 новых видов корпораций: крестьянские (фермерские) хозяйства – юр. лица, хозяйственные партнерства, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов, товарищества собственников недвижимости.

В законе есть определение унитарных юр. лиц – юридические лица, учредители которых не становятся участниками, не приобретают прав членства. Перечень их: государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично – правовые компании. Новым также является публично – правовые компании. Включение в действующую редакцию закона указания на возможное существование публично – правовых компаний является правовым регулированием «на вырост», т.е. мы не знаем о них ничего, есть упоминание в одной норме.

Цели включения специальных правил о корпорациях:

  • 1. Единообразное регулирование структуры управления корпорацией.
  • 2. Унификация правил о правовом положении органов управления.
  • 3. Установление единых норм относительно внутренних отношений.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Унитарные юридические лица, особенности их правового статуса.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, имущество которой остается неделимой собственностью ее учредителя.

Единственным учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то органом соответствующего публично-правового образования (в этой роли обычно выступают соответствующие министерства и ведомства).

Для создания и функционирования унитарного предприятия не требуется заключения никаких договоров предприятия с учредителем-собственником. Последние одновременно с решением о создании унитарного предприятия утверждают и руководителя (директора) предприятия, который является его единственным (единоличным) органом, подотчетным собственнику-учредителю.

Учредитель наделяет унитарное предприятие уставным фондом, который не может быть менее размера, предусмотренного специальным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. При этом уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен учредителем к моменту его государственной регистрации. Уставный фонд (капитал) предприятия представляет собой минимальную гарантию интересов его кредиторов. Поэтому при понижении стоимости чистых активов предприятия до размера меньшего, чем уставный фонд, последний должен быть уменьшен его учредителем с обязательной письменной информацией об этом всех его кредиторов.

УП не вправе создавать в качестве юридического лица другое УП путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

УП может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

УП должно иметь самостоятельный баланс.

Все виды унитарных предприятий отвечают по своим обязательствам всем закрепленным за ними имуществом.

Государственные и муниципальные предприятия реорганизуются и ликвидируются по общим правилам о реорганизации и ликвидации юридических лиц. Следует, однако, иметь в виду, что их преобразование в другие организационно-правовые формы коммерческих организаций - собственников всегда связано с отчуждением их имущества из публичной собственности в частную, т.е. является одной из форм приватизации, которая должна осуществляться по правилам, предусмотренным специальным законодательством. Последнее предусматривает преобразование государственных и муниципальных предприятий лишь в форму хозяйственных, главным образом открытых акционерных обществ.

Унитарные предприятия существуют в двух разновидностях:

1. Основанные на праве хозяйственного ведения. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут создаваться как федеральным собственником, так и субъектами Федерации и муниципальными образованиями. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут создавать дочерние предприятия. Эти последние также являются унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, и поэтому не представляют собой особой, самостоятельной организационно-правовой формы. Они создаются с разрешения собственника-учредителя путем передачи унитарным предприятием-учредителем части своего имущества в хозяйственное ведение вновь создаваемому унитарному предприятию.

При этом предприятие-учредитель принимает на себя функции собственника в отношении своего дочернего предприятия, т.е. утверждает ему устав и назначает руководителя (директора), а в необходимых случаях дает согласие на совершение сделок по распоряжению недвижимым имуществом. Оно, как и собственник обычного унитарного предприятия, не отвечает по долгам своего дочернего предприятия.

Уставный фонд УП, основанного на праве хозяйственного ведения, должен быть полностью сформирован (оплачен) собственником в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате этого его размер станет меньше определенного минимального размера уставного фонда.

распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных действующим законодательством. Так, оно не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника данного имущества.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

УП не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Уставом УП могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

2. Основанные на праве оперативного управления (казенные). Казенные предприятия могут создаваться только на базе федеральной собственности по решению федерального правительства в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Количество казенных предприятий (казенных заводов, казенных фабрик, казенных хозяйств) сравнительно невелико. К ним, в частности, относятся предприятия, осуществляющие производство некоторых видов оборонной продукции, и предприятия исправительно-трудовых учреждений.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется, а помимо общих сведений, указываемых в уставе УП, должен определяться порядок распределения и использования доходов казенного предприятия.

Собственник имущества казенного УП, вправе: изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество; доводить до казенного предприятия обязательные заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия определяются Правительством РФ или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Казенное УП имеет меньше прав в области оперативно-хозяйственной деятельности. Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие субъекта Федерации и муниципальное казенное предприятие - только с согласия соответственно уполномоченного органа государственной власти субъекта Федерации и органа местного самоуправления.

Уставом казенного УП могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными актами Российской Федерации.

Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в т.ч. с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

Деятельность казенного предприятия планируется уполномоченным органом управления, который за 3 месяца до начала планируемого года утверждает и доводит до исполнителя обязательный и согласованный с Минфином России план-заказ по установленному кругу показателей.

Финансирование, связанное с выполнением плана-заказа, плана развития производственной, социальной сферы и иными показателями, осуществляется за счет доходов казенного предприятия от реализации продукции (работ, услуг), а при их недостаточности - путем выделения средств из федерального бюджета по решению Правительства РФ.

Казенное УП отвечает по своим обязательствам тем имуществом, которое находится в его распоряжении. Учредитель (собственник имущества казенного УП) несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам такого предприятия в случае недостаточности имущества последнего.

В случае преобразования казенного УП в государственное или муниципальное собственник имущества казенного УП в течение 6 месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию.

Понятие корпоративных юридических лиц известно законодательству всех развитых стран. Такое деление позволяет урегулировать в общем виде не только структуру управления и статус (компетенцию) органов корпоративных коммерческих и некоммерческих организаций, но и ряд их внутренних отношений, вызывающих споры на практике (возможность оспаривания решений общих собраний и других коллегиальных органов, условия выхода или исключения из числа участников и т.п.). Выделение корпораций как особого вида юридических лиц позволило закрепить непосредственно в ГК общие нормы, касающиеся статуса (прав и обязанностей) как самих корпораций, так и их участников. Следует отметить, что аналогичной "общей части", касающейся унитарных юридических лиц, в ГК нет.

ГК РФ в качестве одного из новых классификационных критериев разделения юридических лиц предлагает разделение юридических лиц на юридические лица корпоративного типа, основанных на началах членства (корпораций) и не корпоративного (унитарных). Под правом членства в ГК РФ понимается право участников юридического лица на участие в управлении деятельностью корпораций. К корпорациям отнесены все коммерческие юридические лица, за исключением унитарных предприятий.

В теории и практике развитых стран выработаны общие представления о корпоративных и унитарных юридических лиц. Так, корпорация (от лат. corporatio - объединение) определяется как совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо.

Унитарной (от лат. unitus - объединенный, единый) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками организации.

Таким образом, в отношении всех корпораций (в том числе и некоммерческих) установлены единые права их участников и единые правила управления ими. Корпорации противопоставляются унитарным юридическим лицам, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. Кроме того, их уставный капитал не делится на части.

Корпоративными могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, как хозяйственные общества, так и товарищества. Тот факт, что к корпоративным организациям относятся и некоммерческие организации говорит о влиянии европейского корпоративного права на российское законодательство (в англо-американском праве корпорациями, как известно, считаются только business corporation - аналоги хозяйственных обществ).

Высшим органом корпорации в соответствии со ст. 65.3 ГК является общее собрание ее участников. В некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются в соответствии с ГК законом и уставом корпорации.

Как было отмечено в литературе, структура органов хозяйственных обществ как корпоративных организаций в новом ГК в целом осталась прежней: собрание акционеров (участников) как высший орган общества, наблюдательный совет (или иной совет). При этом в логике законодателя наблюдательный совет все более приобретает функции органа акционерного контроля. Так, в п. 4 ст. 65.3 ГК РФ прямо обозначено, что данный коллегиальный орган контролирует деятельность исполнительных органов корпорации и выполняет иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации. Важно подчеркнуть следующее ограничение на членство в наблюдательных советах: лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и быть их председателями. Идея проекта закона о внесении изменений в ГК РФ N 47538-6, принятого в первом чтении 27 апреля 2012 года, о запрете членства в составе наблюдательного совета лица, исполняющего полномочия единоличного исполнительного органа, не прошла, что представляется в целом правильным для среднего бизнеса, где акционеры (участники) зачастую осуществляют функции единоличного исполнительного органа*(20) .

В любой корпорации к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся:

определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;

утверждение и изменение устава корпорации;

определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

Законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов. Последнее положение представляется важным, поскольку ранее компетенция общего собрания акционеров должна была строго соответствовать тому, что написано в ст. 48 ФЗ "Об акционерных обществах". Таким образом, выйти за ее пределы было невозможно.

Помимо высшего органа в корпорации создается единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.д.), а в случаях, предусмотренных ГК , иным законом или уставом корпорации, - коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.), а также иной коллегиальный орган, подотчетные высшему органу корпорации. В их компетенцию входит решение всех вопросов, кроме тех, что относятся к исключительной компетенции общего собрания. Кроме того, в ней может быть образован наряду с вышеуказанными органами, совет, контролирующий деятельность этих органов.

Члены коллегиального органа управления корпорации имеют право получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией, требовать возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.1 ), оспаривать совершенные корпорацией сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 ГК или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также требовать применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации в порядке, установленном пунктом 2 статьи 65.2 ГК.

Важно отметить, что уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абзац третий пункта 1 статьи 53 ). В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо.

В случаях, предусмотренных ГК , другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.).

Введение указанной статьи создает основу для возникновения между членами корпорации, а также между самой корпорацией и ее членами особых отношений. Эти отношения получили название корпоративных. Само появление корпоративных юридических лиц можно рассматривать в качестве развития общего положения новой редакции ст. 2 ГК РФ о корпоративных отношениях как самостоятельной составной части предмета гражданско-правового регулирования.

Об особой роли корпоративных отношений сказано в п. 1 ст. 2 ГК, установившем, что гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения). Необходимость отдельного упоминания корпоративных отношений как компонента предмета гражданского права обусловлена тем, что корпоративные правоотношения представляют собой особую группу отношений. Это отличные от обязательственных правоотношений правовые связи между корпорацией и ее участниками, содержание которых сводится к предоставлению участникам корпорации обеспеченной законом возможности в какой-либо форме управлять делами корпорации и участвовать в имущественных результатах ее деятельности. Следовательно, объектом корпоративных отношений является само участие в корпорации.

Важными являются положения п. 2 ст. 65.1 ГК, согласно которым в связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных ГК. Эти права в соответствии со ст. 65.2 ГК сводятся к следующему:

участвовать в управлении корпорацией (исключение составляют хозяйственные товарищества, в которых действует особый порядок управления)

в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;

обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом;

требовать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182 ), возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.1 );

оспаривать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182 ), совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 настоящего Кодекса или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации.

Участники корпорации могут иметь и другие права, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

Особое внимание следует обратить на право участника любой корпорации на обжалование решений ее органов, влекущих гражданско-правовые последствия (то есть не касающихся отношений, выходящих за рамки гражданско-правовых отношений, (например решений органов общественных организаций относительно основной сферы их деятельности), а также его право требовать возмещения убытков, причиненных корпорации лицами, уполномоченными выступать от ее имени, или членами ее коллегиальных органов, либо лицами, фактически определяющими ее действия. Это право устанавливает механизм применения правил, предусмотренных ст. 53.1 ГК РФ, где провозглашена ответственность перечисленных лиц за убытки, причиненные ими юридическому лицу.

Одним из неурегулированных является вопрос об указанном выше праве члена корпорации на информацию о деятельности корпорации (ознакомление с протоколами общих собраний, документами бухгалтерской отчетности и т.п.). Представляется, что это право должно принадлежать любым участникам любой корпорации независимо от размера его вклада в капитал корпорации, однако, как указано выше, это должно специально оговариваться в уставе корпорации либо должно быть специально предусмотрено законом. Однако законодатель ограничил это право случаями и порядком, установленными в законе или уставе. Таким образом, вполне возможна ситуация, когда в уставе будет записано, что правом на информацию обладают только те участники, которые обладают определенным количеством акций.

Обязанности участника корпорации в соответствии с п. 4 ст. 65.2 ГК сводятся к следующему:

участвовать в образовании имущества корпорации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены настоящим Кодексом , другим законом или учредительным документом корпорации;

не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации;

участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений;

не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда корпорации;

не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация.

Участники корпорации могут нести и другие обязанности, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

Следует обратить особое внимание на положения п. 4 ст. 65.2 ГК предусмотревшего обязанности не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация. В последнем случае речь может идти как о цели связанной с извлечением прибыли, так и не имеющей такой цели.

error: