Личная самореализация. Специфика самореализации личности в социальных сферах жизнедеятельности

Профессиональная и личностная самореализации являются одними из самых востребованных как в психологической науке, так и в обществе. Современная социальная ситуация не только кардинально изменила многие социальные представления и ценности, но и породила неопределенное, часто амбивалентное отношение ко многим ценностям и нормам, в том числе и ценностям карьеры, личностного развития, которые существовали прежде. Поэтому, естественно, что этим вопросам посвящено достаточно много исследований, как в рамках психологии, так и социологии.

Происходящие в настоящее время социально-экономические, культурные, политические изменения оказывают влияние на все стороны личностного развития и взаимосвязи человека с окружающим миром и людьми. Кардинальность этих перемен, настолько велика, что не могла не сказаться, в том числе и на выборе профессии и карьерных ориентациях людей, их общении со своей профессиональной группой и близкими. Современная социальная ситуация требует формирования не только активности, но и гибкости поведения, устойчивости к социальным изменениям в сочетании с самореализованностью и с социализированностью. Исходя из этого, представляется актуальным и значимым для современной науки анализ личностных факторов, которые способствовали бы сочетанию профессионального и личностного развития в разных сферах социальной действительности .

Профессиональную самореализацию личности можно рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, профессиональное становление личности детерминировано представлениями о профессиональной самореализации. С другой, когда личность достигает высокого профессионального уровня, она сама начинает воплощать в себе эталон профессиональной самореализации, а ее мнение по основным вопросам считается наиболее верным и авторитетным.

Самоактуализация является в какой-то мере пусковым механизмом выстраивания самореализации. В этом заключается существенное различие самоактуализации от самореализации. Следовательно, под профессиональной самореализацией можно понимать постоянный разновременный процесс формирования потенций индивида в творческой деятельности в течение всего жизненного пути.

Так как самое полное раскрытие задатков индивида происходит только в общественно полезной деятельности, поэтому именно в профессиональной деятельности открываются особенно широкие перспективы для самореализации. Профессиональная деятельность в жизни индивидов занимает практически центральное место. Люди в процессе жизни отдают профессиональной деятельности практически все основное время, весь потенциал и силы. В пределах выбранной профессии формируются способности, происходит карьерный подъем и личностный рост, обеспечиваются материальные основы жизнедеятельности, достигается определенный социальный статус. Следование выбранной профессии, применение профессиональных учений - это один из самых значимых критериев достижения определенного уровня жизненной успешности. В ходе профессиональной самореализации у субъекта вырабатывается профессиональное мышление, для которого свойственны следующие характеристики:

  • - осознание собственной принадлежности к выбранной профессиональной общности;
  • - осознание степени собственной адекватности профессиональным стандартам, своего места в иерархии профессиональных ролей;
  • - осознание индивидом степени признания его в профессиональной сфере;
  • - осознание собственных сильных сторон и слабых аспектов, возможностей самосовершенствования, потенциальных зон удач и неудач;
  • - понимание о своей работе в дальнейшей жизни и о себе .

Тем не менее, не всякое занятие профессиональной деятельностью будет являться сферой самореализации. Так, например, самореализация педагога представляет собой процесс достижения преподавателем практических результатов своей педагогической деятельности благодаря реализации определенных профессиональных целей и стратегий. Не всегда определенная профессиональная мотивация индивида свидетельствует о деятельной самореализации. Также, деятельность, осуществляемая, в основном, только вследствие волевого напряжения является довольно энергозатратной и выматывающей, что обычно приводит к эмоциональному «выгоранию». Поэтому профессиональное дело для индивида, стремящегося себя реализовать, должно быть занимательным и привлекательным. Наряду с этим очень важно, чтобы базисом привлекательности являлось понимание социальной ценности и индивидуальной значимости труда. Гарантией успешной самореализации считается превалирование в иерархии ценностей личности значимости труда. Активное самосовершенствование в профессиональной сфере предупреждает возникновение синдрома выгорания.

Саморазвитие и самореализация субъекта в профессиональной деятельности является значимым для личностной приспособляемости и жизненной успешности. Можно выделить факторы самореализации, включающие личностные качества, которые будут являться общими прогностическими параметрами для профессиональной самореализации. Среди наиболее значимых личностных факторов, способствующих профессиональной реализации, выдвигаются на передний план самоэффективность личности, гибкость ее поведения и неудовлетворенность персональной деятельностью. Непосредственно самоэффективность выражается в способности организовать свою профессиональную деятельность и достигать успеха при взаимодействии с социумом. Гибкость поведения отвечает за эффективные межличностные коммуникации и профессиональное взаимодействие и стимулирует выработку потребности к дальнейшему росту в профессии .

Представления о роли труда в жизни человека постепенно трансформируются. Появилась возможность произвольного выбора индивидуальной позиции личности относительно формы и степени участия в трудовом процессе. Несмотря на экономические проблемы общества, профессиональный труд в современных условиях является не только способом достижения материального благосостояния, но и источником духовного роста, сферой реализации потребности в самоактуализации с позиций ее идеалов и высокого уровня самосознания личности. Идентификация личности с профессией предполагает такое слияние жизни профессионала с его деятельностью, при котором приобретенные им типичные черты начинают проявляться во всех других сферах жизнедеятельности и определяют его отношение к действительности. Все рассмотренные выше определения недостаточно учитывают активность самой личности.

По мнению Э. Фромма главной психологической особенностью трудящегося человека становится его «идентичность» своему делу. Говоря об отчужденном характере, Э. Фромм определяет его как потерю идентичности, как разъединение (отчуждение) человека от дела, которым он занимается, в результате чего «утрачивается ценность самого труда» и на первое место выходит «ценность продажи труда». В такой ситуации человек из субъекта труда превращается скорее в «товар» на рынке труда и услуг .

Исчерпывающие психологические характеристики высокого профессионализма дает А. К. Маркова. Для нас представляют интерес следующие характеристики профессионального самоопределения в контексте самореализации: мотивационная сфера и операционная сфера .

Мотивационная сфера профессионализма: профессиональные мотивы (не только внешние, но и внутренние - стремление к самореализации); профессиональные цели; сильное целеполагание; профессиональная интеральность; позитивная динамика мотивационной сферы (появление новых мотивов, целей, изменение их иерархии), построение собственного сценария профессиональной жизни; индивидуальность как самобытность профессионального мировоззрения, системы оценок, отношений; позиция профессионала - признание себя как профессионала, стремление к профессиональному росту; готовность к гибкой переориентации в рамках профессии и вне её; удовлетворенность трудом как осознание соответствия своего уровня притязаний, достигаемых результатов требованиям профессии.

Операциональная сфера профессии: профессиональное самосознание; достижение разного рода результатов трудовой деятельности, «многовершинность» в профессиональном росте; индивидуальный стиль профессиональной деятельности; самокомпенсация субъектов труда (недостаточно развитых или деформированных способностей и качеств другими); новые способы профессиональной деятельности, творчество и инновации в профессиональном труде .

Смирнов И.П. предлагает формулу самореализации: человек - образование - профессия - личность. По его мнению, решающим фактором в реализации самого себя, своего потенциала являются не природные задатки человека сами по себе, а сформированные внешней средой личностные качества как продукт образования и воспитания, обучения труду. Человек может случайно выбрать профессию (к вопросу о профессиональной самореализации), но совсем не случайно становится мастером своего дела, самореализуется в ней. Талант, способности, конечно, связаны с естественно биологическими задатками, но их развитие невозможно без соответствующих социальных условий. В новейших психологических исследованиях прослеживается акмеологическая направленность и человекоориентированный смысл профессиональной самореализации .

На основе концепции социальной стратификации анализируются основные интерпретации карьеры: изменение социального и профессионального статусов (М. Вебер); интенсивность социальной мобильности внутри профессиональной группы (П. Сорокин).

Успешная карьера в современных условиях создает условия для повышения уровня и качества жизни, изменения социального статуса и положения личности. Однако карьерой нельзя назвать область деятельности, определенную работу, должность, место на служебной лестнице. Она имеет более глубокое содержание. Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь эту конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей.

М. Вебер определяет «социальный статус» как реально положенные притязания на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа, если он основывается на одном или большем количестве следующих критериев: образ жизни; формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни; престиж рождения или профессии. Также подчеркивается, что узурпация - естественный источник почти всех статусных почестей. Однако путь от этой чисто конвенциальной ситуации к легальным привилегиям, позитивным или негативным, легко прокладывается, как только определенная стратификация социального порядка становится реальным фактом, как только достигнута стабильность, благодаря упорядоченному распределению экономической власти .

Наиболее детально понятие социального статуса разработано в теориях социальной стратификации, в основу которых положена идея неравенства социальных статусов. В рамках этих теорий одним из наиболее разработанных является структурно-функционалистское направление в изучении стратификационной системы общества, согласно которому неравенство в обществе (которое можно рассматривать как распределение индивидов по различным социальным статусам) имеет своими корнями поощрение наиболее умелых членов общества. Одно из самых первых структурно-функционалистских объяснений неравенства было предложено Э. Дюркгеймом, считавшим, что во всех обществах одни виды деятельности являются более важными, чем другие, а все функции общества - закон, религия, семья, труд могут образовывать иерархию в соответствии с тем, насколько высоко они ценятся .

По мнению М. Вебера, каждое господство над большим количеством людей нуждается, как правило (но не всегда), в штабе людей, т.е. в надежной возможности обеспечивать определенные действия повинующихся людей для проведения в жизнь распоряжений и конкретных приказов. При этом штаб управления может повиноваться господину (или господам) в силу обычая, или чисто аффективно, или в силу материальной заинтересованности, или в силу идеальных мотивов (ценностнорационально). К ним, как правило, добавляется вера в легитимность господства .

Профессиональные цели и смыслы деятельности коррелируют с целями и смыслами жизненного пути личности. Происходит, с одной стороны, расширение и углубление смыслового поля деятельности, а с другой - рождаются новые смыслы жизненного пути, которые интегрируются в личностные структуры, обогащают ее базовые ценности.

Итак, профессиональная самореализация личности - это сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни и являющийся составной частью жизненной самореализации индивида. Это процесс, предполагающий взаимную адаптацию личностных запросов и интересов общества для решения сложных и многогранных задач, предъявляемых современным социально-экономическим развитием.

Профессиональное становление представляет собой процесс, включающий определенные этапы, стадии, каждая из которых характеризуется специфическими психофизиологическими и социально-психологическими особенностями, которые обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности. Главной чертой понятия профессионального становления является нечто, что уже возникло, но еще не приобрело завершенного вида, формы. Близким по смыслу к понятию «профессиональное становление» является понятие «профессиональное развитие» основной сутью которого является закономерное изменение индивида и личности в ходе профессиональной деятельности. Это процесс, который характеризуется количественными, качественными и структурными преобразованиями, обеспечивающими нормальное функционирование человека, как субъекта труда .

Вопрос самореализации (самоактуализации) личности традиционно связываются с гуманистической психологией, в которой данный термин является центральным. Обратим внимание на представленность идеи самореализации в отечественной психологической науке. Анализ позволяет открыть глубокие и содержательные философско-психологические основы данного явления. Единственное, что следует учитывать при этом, достаточно редкое употребление термина "самореализация".

"В основе стремления человека к самореализации, - отмечает Д. А. Леонтьев, - лежит не всегда осознаваемое стремление к бессмертию, которое может осознаваться в различных формах как стремление повысить знания, улучшить условия жизни людей, передать другим знания и опыт, открыть людям смысл и т.п. ". Таким образом, мы имеем дело с сущностным, исходным компонентом жизни личности, причем таким, что не может существовать в пределах бытия человека.

Реализовать удачные стремление можно только выйдя за эти пределы, но "выход за пределы индивидуального бытия для отдельного индивида - только путем присоединения к чему-то большему, не закончит своего существования с физической смертью индивида". Но что представляет собой это "присоединение"? Еще А. Ф. Лосев отмечал: "Личность, если она есть, вообще мыслится всегда и неизменно влияющей и действующей". Итак, "личность всегда выявлением". При этом выражение не просто функцией личности, а ее необходимым базисным атрибутом. Как видим, по А. Ф. Лосев, личность является, прежде всего, выразительной формой.

Выразительное бытия всегда синтезом двух классов, одного - внешнего, очевидного и другого - внутреннего, осмысливая, такого, что допускается. Выражение всегда синтезом чего внутреннего и чего-то внешнего. По мнению философа, в выражении личности представлена тождество ее внешнего и внутреннего.

Это проявляется, например, в том, что, воспринимая личность сугубо внешне, мы как бы охватываем и внутреннее, то, что оказывается во внешнем. "Сам термин выражение указывает на некоторое активное самоперет-ванию внутреннего во внешнее». Эта драматическая единство внешнего и внутреннего составляет, собственно, жизнь личности, ее развитие. Именно выразительная активность человека вызывает жизненный движение личности, в котором она сталкивается с внешним миром, прежде всего социальным.

Таким образом, перед нами как бы трех бытия личности: "внутреннее бытие" - сущностное, смысловое ("прототип" - за Лосевым), "внешнее бытие" - вид, лик, поведение, особенности и мир внешний - пространство бытия. Она составляет единую подвижную ценность.

Во-первых, выражение как следствие личностной активности - это и есть не что иное, как реализация ее внутренней сущности (выраженная - значит, такова, что стала реальной). Тем самым самореализация наделяется все общей и обязательным качеством жизни личности. Можно, конечно, говорить о ее ступень в жизни конкретной личности, но ошибочный пафос гуманистической психологии здесь исчезает.

Во-вторых, существенным является понимание позиции личности в отношении окружающей среды. Для А. Ф. Лосева существует не просто чужой, чисто объективный внешний мир, а "внешний мир бытия личности". Человек не противостоит миру, но как бы окутывается ним, и это - уже ее мир.

Такого мнения придерживается и С. Л. Рубинштейн: человек не противостоит миру, а находится внутри мира, и ее жизнедеятельность протекает в его мире. Само выражение (реализации внутреннего) приводит ЦС очень важное преобразование, что и делает совсем уникальным процесс существования личности.

Выражение и его высшая личностная форма - воплощение - порождает принципиально новую форму сосуществования человека и окружающей его мира. Воплощение (овеществления в терминологии диалектического материализма) - это запечатление живой активности как процесса жизни человеческих сущностных сил в предмете, преобразования логики действий субъекта в собственное предметное изображение и нахождения субъектом своей действительности в объектах, которые несут на себе и сохраняют образ его деяния. Именно результатом процесса деяния является то, что как уже указывалось, мир перестает быть перед и против человека, превращается в ее мир.

Условием возникновения и существования сознания, как утверждает Г. С. Батищев, овеществления - это процесс самовоплощения человека "как субстанциальной культурно-творческой силы, это создание ею предметного мира собственной культуры, в котором она утверждает свою субъективность тем, что приобретает об "объективной действительности самой себя как субъекта. Этот процесс не представляет собой простую смену внешних объектов, а является реализацией полной сущностной человеческой потребности - самореализоваться, то есть - оставить после себя след.

Результатом этого процесса всегда является произведение. "Хотя ни один частичный, фрагментарный произведение, - отмечает далее Г. С. Батищев - не представляет собой исчерпывающего образа человека, все-таки именно в своих произведениях (и нигде больше) человек находит для себя и для других открытое и фиксированное выражение того, чем она смогла и думала стать ".

Концепция Г. С. Батищева близка к психологии А. Маслоу (даже лексически), и, с другой стороны, насколько она - глубже. Вопрос постоянно "зависает" в рамках гуманистической психологии ("что конкретно должен делать человек, чтобы самореализоваться?"), Получает здесь достаточно четкий и обстоятельный ответ. Человек самореализуется там, где она воплощается в том, что она создает. Оказывается, что произведение всегда "адрес", и само произведение продолжается и завершается в других деятельностях и других субъектах.

Потребность самореализации действительно по существу и тотально человеческим качеством, но она существует не в форме повышения внимания к себе, болезненной рефлексии и самосовершенствования, а в форме стремления что-то создать, оставить след в чем, или в ком-то. Это понимание, как легко видеть, полностью соответствует контексту мыслей С. Л. Рубинштейна о том, что саморазвитие и самовоспитание личности заключаются не в какой-то изолированной медитативной "работе над собой", а в активной реальной внешней деятельности.

Это ключевой пункт нашего исследования: реальность мотива самореализации личности - это ее стремление к воплощению и творческой деятельности по практически чего (здесь, правда, существует много этических вопросов, но это уже - другая, нравственная, реальность), а вовсе не стремление к самосовершенствованию и достижению успеха как социального определения. Последнее, хотя и очень важное, должно подчиняться первому, а не наоборот, в этом случае иметь не самореализацию, а социальную адаптацию, а следовательно, не развитие и усложнение, а инволюцию и упрощение личности.

Процесс овеществления имеет не только социальное источник - сущностные силы общественно-индивидуального субъекта, но и социальную "адрес". Более того, "адрес" процесса овеществления - бесконечность. Здесь, на наш взгляд, "схвачено" чрезвычайно существенный момент: полноценная самореа-ция обязательно предполагает коммуникативный аспект в важных измерениях осознание существования другого как "адресата" того, что создается личностью, прогнозирования развития взаимодействия, ответственность.

Опять можно говорить об определенном углубление теоретической конструкции гуманистической психологии - при тщательном анализе видно, что она склоняется к некой "робинзонады", а аспект мижсубьектнои взаимодействия только прибавляется к ней, из-за чего всегда чувствуется некоторая искусственность и незавершенность.

В. А. Петровский разработал теорию "личностных вкладов". Считая его взгляды адекватными пониманию процесса самореализации в отечественной философско-психологической традиции, мы должны заметить следующее. Строя свою теоретическую схему в пределах, как он сам отмечает, "концепции персонализации", он опирается на представление А. Н. Леонтьева о личности как "системное качество" индивида. "Мы конкретно характеризуем эту особое качество, - пишет В. А. Петровский, - прежде всего как способность человека обусловливать изменения значительных аспектов индивидуальности других людей, быть субъектами преобразования поведения и сознания окружающих через свою от ображснисть (" персонализированность ") в них ". Действительно, человек "опредметить-ет" не только внешние объекты, но и других людей, которые тоже становятся в определенной степени ее произведением. И проблема именно в этой мере.

В. А. Петровский вводит понятие "отражена субъектность", которая "воплощает в себе представление о личностный аспект бытия человека в мире как формы активного" идеальной * "присутствия человека в жизни других людей," вытянутости человека в человеке ". А потом уточняет: "отражена субъектность является, таким образом, формой идеальной прсдставлености именно данного человека в моей жизненной ситуации, которая определяется как источник преобразования этой ситуации в значимом для меня направлении".

Исходя из этих толкований, придем к мысли, что личность, вза-гали-то, есть ничто иное, как "отражена субъектность" большого количества субъектов, которые в свое время были значимыми для данной личности, то есть - сделали свои "личностные взносы "в нее.

Но так ли это на самом деле? На наш взгляд, здесь может быть только диалектическое решение, ведь перед нами возникает антиномия: личность, безусловно является определенной суммой "отраженных субъектностей", поскольку она изначально существует в ситуации влияния других личностей. Но в то же время она не является и не может быть только суммой этих взносов, ведь в последнем случае мы имели бы механизм, но не личность.

Решение этой антиномии, на наш взгляд, заключается в признанные того, что личность преодолевает отраженную субъектность, а это и есть, собственно, само-реализации. Итак, по-настоящему важно не количество и сущность "взносов" в личность других людей, а способность ее, принимая эти взносы, преодолевать их в собственной активности, в которой переплавляются и превращаются эти взносы. То есть, фактически, сущность проблемы решает сам процесс самореализации.

Принимая во внимание взгляды В. А. Петровского в их "чистом" виде, можно достаточно легко сделать вывод, что, например, профессиональная самореализация учителя или воспитателя заключается в стремлении осуществить как можно больше влияния на личность ученика и оставить "много" отраженной субъектности.

К сожалению, именно так это и понимается большинством воспитателей и вообще взрослых людей. Отсюда можно было бы и конкретизировать психологический предмет: мотив профессиональной самореализации учителя - это стремление оставить максимум "личностных вкладов" в личностях учеников. Учитель, на самом деле, самореализуется в самореализации своих учеников. Иными словами, ученик как мое произведение - это человек, которому я помог почувствовать себя самоценной и неповторимо уникальной индивидуальностью, свободной, такой, что ставит свои цели и достигает их своими усилиями (то есть - преодолевает отраженную субъектность). Конечно, подобное часто угнетает и раздражает учителей, а особенно родителей, поскольку очень часто самореализация того, кого воспитываешь, разумеется бытийной (то есть, по теоретической схеме В. А. Петровского, как степень соответствия поведения том, что привнесено в человека). Нам кажется, что прав все-таки К. Роджерс.

Следует отметить, что противоречия, которое рассматривается, на самом деле является очень древним. Вот как об этом писал русский педагог П. Ф. Рихтер: "Каждый воспитатель, даже самые слабее, навевает воспитанникам уважение к своеобразию личности, например, собственной. Но на том же уроке он снова усиленно работает над тем, чтобы каждый из них был ничем иным, как повторением его собственного "Я". Себе же он позволяет столько индивидуальности, сколько ему нужно, чтобы искоренить чужую и насадить свою. Дай бог, чтобы это редко удавалось! И, к счастью, это и не удается. Только посредственность вытесняет чужую посредственность с помощью своей, то есть незаметную индивидуальность с помощью другой незаметной индивидуальности: отсюда толпа подражателей...

Возвращаясь к анализу философско-психологических основ явления самореализации, отметим, что в гуманистической психологии вовсе не рассматривается вопрос возникновения и содержания того, что должно самореа-лизироваться - внутреннего мира личности.

По А. Маслоу, самоактуализация - это процесс, который позволяет человеку стать тем, кем он может стать; и он ограничивается этим, совсем не обращая внимания на психологию того, кто самореализуется. Между тем, в контексте нашей проблемы этот аспект нельзя игнорировать как простое теоретическое ограничение, вытекающее из методологической позиции автора. Оказывается, что понимание особенностей самореализации и его мотивации очень связано с тем, как понимать смысл того, что реализуется.

Отечественная философско-психологическая традиция исходит из противоречивого единства опредмечивания-распредмечивания. Если опредмечивания является воплощением (самореализацией) человека, в результате чего возникает произведение, то распредмечивание представляет собой обратный процесс - это активность, приводит к раскрытию человеком предметной сущности объекта, присвоение ее и преобразования в свое - психическое. "Распредмечивание, - отмечает Г. С. Батищев, - это универсальный" переводчик "природы и предметных форм культуры на" язык "сущностных сил общественной и такой, что общается с другими индивидами, человека, то есть на субъективную" язык "самых способностей как живой культуры ". То, что процессы (опредмечивания и распредмечивания) происходят одновременно, означает, что самореализаидя сопровождается прогрессивным изменением внутреннего мира личности, его развитием.

С этого понятной становится тезис: самореализация происходит только в такой деятельности, которая предусматривает открытие (распредмечивание) новых качеств, перспектив. То есть - предусматривает развитие и расширение осознания.

Оказывается, самореализация не является процесс-вектор, направленный от внутреннего мира личности и такой, которая заключается в развертывании этого мира. Самореализация выступает процессом "кольцевой-спиральной" природы: чем больше внутренний личностный потенциал личности, тем вероятнее и активнее происходит самореализация, причем содержание ее можно открывать, "проникать" в глубины окружающего, "окутывая" им себя, присваивая его и превращая в свой потенциал. И это выводит самореализацию на высшую ступень: процесс оказывается действительно бесконечным, но только потому, что бесконечным есть мир, в котором живет личность, и необходимо ее стремление познать, превратить этот мир, оставить собственный отпечаток.

Рассмотрены теоретические положения существенно уточняют исходную проблему: самореализация личности (а следовательно, и ее мотивация) является "естественной" и тотально всеобщей качеством (признаком) любой личности. Не может стоять вопрос о ее дополнительное формирование. Более того, оказываются известными и основные механизмы этого процесса. Поэтому проблема заключается в том, что люди далеко не всегда раскрывают (а следовательно - и формируют) все свои сущностные силы - качества, оставаясь даже невежественными относительно собственного потенциала.

Анализ основных положений отечественной философско-психологической традиции позволяет установить: самореализация личности является, на самом деле, органично присущей любому человеку (и совсем неуместными являются тезисы о том, что якобы очень небольшое количество людей (3% по Маслоу) - самореализуется, поскольку это "делают" все).

Но обстоятельств могут быть такими, что будут способствовать более активному и глибокозмистовному становлению (следовательно, самореали-зации) личности. И именно это является социально-психологической проблемой.

Важны взгляды украинского психолога Т. М. Титаренко. "Мое« Я »как синтез конечного и бесконечного, - пишет она, - сначала существует реально, затем, для того, чтобы расти, оно проецирует себя на экран воображения, и мои мечты, фантазии, причудливые бред раскрывают мне бесконечность, бесконечность возможного. Мое «Я» включает в себя множество потенций, оно является необходимостью и тем, чем я могу стать ". Но это "возможно" реализуется всегда лишь очень частично.

Что же является ограничением? С одной стороны, "Я" ограничивает само себя: "Существует опасность чрезмерного разрастания сферы возможного, когда за имажини-тарными построениями не остается времени для их реализации. Так" Я "постепенно превращается в сплошной мираж за нехватки чувства реальности... Человеку следует осознавать свои внутренние границы, природные границы, чтобы зря не строить калейдоскопом возможностей ".

Замечание это, на наш взгляд, довольно ценное: самореализация должна основываться на внутренних базисных особенностях человека. Уточняется мнение А. Маслоу о том, что самореализация - процесс, в ходе которого человек должен стать тем, кем он может стать. Оказывается, что каждый человек не может стать кем угодно, детерминация все-таки существует, и она представляет собой не что иное, как совокупность классических "внутренних условий" (С. Л. Рубинштейн), от анатомо-физиологических до психологических. Однако это еще не все.

Самореализация детерминируется также и внешними особенностями жизненных обстоятельств. Анализируя "обычное" и "экзистенциальное" бытия личности, автор фактически отслеживает механизмы самореализации личности на разных уровнях ее существования. Привлекает неоднозначность и сложность позиции исследователя.

С одной стороны, "человек остается в пределах непосредственного», не развивается, растет. Подчеркивается "пошлость обывателя", его застылость и "растительность" такой жизни. Будто целесообразно и логично обосновывается необходимость в этой жизни праздников, карнавалов, обрядов, игры - всего того, что позволяет самореализоваться человеку, остаться личностью. Это - традиционная и распространенная точка зрения. Но Т. М. Титаренко идет дальше, и тогда оказывается, что "серые будни является тем фундаментом, который обеспечивает возможность постепенного выхода из плена ситуа-ности, прорыва к настоящей свободы".

Кроме того, "включенность в бытие, естественный синкретизм мировосприятия дают ощущение постоянства, прочности, правильности того, что происходит". Все это, действительно, так необходимое в жизни каждого человека. Повседневная формирует совершенно своеобразный тип личности, для которой отличаться, демонстрировать свою неповторимую индивидуальность, исходя из общего контекста, является нежелательным. Проще и надежнее быть как все, быть похожим на других.

Итак, якобы имеем сплошной конформизм и обезличивание. Продолжая ярко характеризовать данный тип личности, исследовательница отмечает: "Они (эти личности) умеют применять свои способности, вовремя ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, экономить деньги и выгодно вкладывать их в ценные бумаги. Эти люди уже достигли успеха или, не без оснований, собираются достичь его, их адаптированности можно позавидовать, их существование кажется почти гармоничным.

Но они поистине собой? Последний вопрос - ключевой, и мы обязательно вернемся к нему после осмотра всей логики автора как целостной структуры. Оказывается, что наряду с жизнью обычным существует совсем другая жизнь - жизнь "поступка". Человек совершает "поступок" - и в настоящее время живет в совершенно ином жизненном измерении, и сама она является принципиально иной. Но осуществление "поступка" - всегда ограничения во времени, и теленок этого акта человек... "возвращается к обыденности".

Итак, существует дискретность жизненного пути человека: обыденное ("без учинкове") существование прерывается "поступком" и затем снова возвращается к обыденности, качественно изменив личность при этом.

Есть соблазн рассматривать "поступок" как акт самореализации личности, и так оно и есть по логике так называемого "вчинкового подхода", что достаточно активно разрабатывается некоторыми украинскими авторами, которые считают себя последователями В. А. Ромснця. "Поступок истины", "поступок красоты", "поступок добра", "поступок экзистенции" и т.п. - так выглядит дискретные моменты существования личности, в которых она действительно растет и самореализуется. Мы не будем анализировать теоретических взглядов В. А. Роменця, хотя они заслуживают внимания. По крайней мере, у него мы не встречаем перечисленных форм поступка, и не можем встретить, ведь его представление было несколько иным, чем то, что эксплицируются в этих формах.

В. А. Роменец указывал на такие формы поступка: "поступок риска", "поступок веры", "поступок фатализма", в другом месте "поступок самопожертвования". Логика очень отличается от вышеуказанной.

Важнее, однако, другое: В. А. Роменец рассматривал возможность анализа очень похожих явлений - поступка и самореализации. Давая психологическое определение поступка, он отмечает: "... Он также ведущей формой и главным, сознательным механизмом, способом духовного развития". Считая идею самореализации поступка "достаточно абстрактной", он выражает вполне справедливо, на наш взгляд, замечание: "Термины" самореализации "и" самореализация "имеют преформистским оттенок и указывают на развертывание уже имеющегося содержания...

Самоутверждение через коммуникацию - вот завершающая формула, которой может быть выражен общий смысл поступка в единстве его индивидуального и социального моментов ". И, в другом произведении, еще определеннее:

"Психологическую основу поступка составляет действие установления и развития новых связей человека со средой. На этом основании появляются новые аспекты поступка". Мы нигде не встречаем у В. А. Роменця однозначного утверждения о том, что поступок является актом дискретным во времени (хотя то, что он - акт - однозначно), как встречаем этого в работах других мыслителей, занимавшихся проблемой поступка, - М. М. Бахтина, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева.

Понятие "поступок" и "самореализация" настолько близкими, что их можно интерпретировать, безусловно, с учетом указанного замечания В. А. Роменця по преформизма. Ни поступок, ни самореализации нельзя считать дискретным актом в том смысле, что существует некоторое невчин-ном, несамореализоване существования, затем происходит несколько (ситуативный акт), когда человек "совершает" (самореализуется), после чего "возвращается" к невчинкового существования (повседневность, в терминологии Т. М. Титаренко).

На самом деле и поступок, и самореализация - это не акт, а процесс, течение жизни личности. Прекратить такое существование человека - значит просто прекратить ее как личность (то, что это невозможно сделать даже искусственно, очень ярко описал В. Франкл в работе, посвященной психологическому анализу жизни в концентрационных лагерях; это делали и другие исследователи и литераторы). Поэтому речь должна идти не об этом, а о социальных последствиях самореализации (поступка).

О самореализации (как и о поступке) можно говорить лишь тогда, когда человек что-то делает актуально (то есть осознаваемая и ответственно) для других людей. Этот коммуникативный критерий, к сожалению, не подчеркивается в других исследованиях, даже в рамках гуманистической психологии, хотя он является одним из ключевых. По крайней мере, таким мы рассматриваем его в своей работе

Важной характеристикой самореализации личности является креатив-ность. Д. А. Леонтьев обосновывает ключевое значение творчества в самореализации, опираясь на трехуровневую модель структуры личности, разработанную Г. С. Батищев. Содержание каждого уровня здесь- особенности потребностей, доминируют. "Третий уровень - это потребность в овеществления, в воплощении своих сущностных сил, своей живой деятельности в предметных вкладам...

Потребность в самореализации можно отождествить с третьим уровнем Погребовой структуры и утверждать, что самореализация действительно осуществляется через конкретные потребности этого уровня (потребность в творчестве, в личностном общении, в социально-преобразующей деятельности, в материнстве и т.д.) ".

С утверждением Д. А. Леонтьева можно согласиться лишь частично и с уточнениями. Он пишет: "... Критерий самореализации - предметная реальность социально значимого вклада, осуществляемого субъектом". Конечно, продукт творчества (самореализации) всегда имеет социальную значимость, поскольку его появление означает рост личности, создает, а также влияние на общество в целом. Но если это влияние рассматривать как непосредственный, очень мало придется признавать саморсализованих личностей. С этой точки зрения мы ограничиваем способность человека к самореализации кругом исключительно одаренных личностей.

Нам близка точка зрения, которой в последнее время развивает М. Моляко, согласно которой творчество имеет незаурядную и не зависящую от общественной ценности продукта значимость, поскольку, помимо роста личности создателя, она косвенно влияет на все общество. Тогда творческая самореализация возможна (хотя потенциально) для любой личности. Она связана с креативностью и со "способностью к взаиморазвития и самоакту ции".

В исследованиях Д. Б. Богоявленской освещены взаимосвязь КРЕА-ности и самореализации личности. Два уровня активности человека - это уровень субъектного действия и уровень личностной действия - являются неоднородными. Поэтому она различает два уровня действия личности: уровень воздействия социального индивида и уровень творческой действия. При этом уровень производительности социального индивида соответствует целенаправленной деятельности, где цель выступает как осознание желаемого результата. Но результат определяется положением индивида среди людей. В развитой форме творческое действие приводит к порождению же цели, то есть на этом уровне осуществляется целеполагательный деятельность, а действие приобретает порождающего характера и теряет форму ответа.

В таком случае активность выступает как интегральное личностное образование, а не сводится только к действию чисто интеллектуальных факторов. Ценным является то, что нельзя объяснить интеллектуальную активность действием физиологических или психофизиологических механизмов (нельзя объяснить выше из низшего). Поэтому, чтобы проявить активность поведения, необходимо изменение предмета исследования - выделение специфической для поведения формы активности.

Механизм самореализации личности, на наш взгляд, в своих принципиальных моментах соответствует креативности. Ключевым здесь является момент целенаправленности. По нашему мнению, личность начинается с собственной постановки цели и ответственного переживания этого явления. Если цель не внешне задана, то она всегда моя (личностная), всегда порождающая (креативная) и такая, что реализует личность и одновременно развивает, "выращивает" ее: таким образом, личностная действие - это и есть, собственно, самореализуюча и саморазвивающаяся действие.

Итак, субъект (личность, самореализуется) не только сам ставит цель, но и превращает ее в жизненную задачу, для чего сам переструкту-рва собственный внутренний мир. Таким образом, он становится "причиной своих отношений с миром, с обществом; является создателем собственной жизни, создает условия своего развития; преодолевает деформацию собственной личности".

Важно взгляд Л. И. Божович, которая, вслед за Л. С. Выготским, определяет растущую личность как инициатора собственной активности, основу которой находится в мотивационно-потребностной сфере. Эта активность составляет основу развития личности как субъекта. По ее словам, ребенок постепенно превращается из существа, подчиненной внешним воздействиям, на субъекта, способного действовать самостоятельно на основе сознания поставленных целей и принятых намерений.

Хотя в концепции Л. И. Божович и не употребляется термин "самореализация", процесс ее исследуется и связывается с термином "субъект", который выступает в виде важного качества личности, заключается в способности овладевать миром, создавать себя, создавать что-то новое, чисто свое, в социуме. "Усилия личности, - отмечает Л. И. Анциферова, - главным образом направлены на содержания не столько той или иной распространенной деятельности, но на усиление, расширение, увеличение многие мерности пространства собственной жизни, на включение в его контуры миров других людей".

В онтогенезе происходит как бы удвоение самореализации как системы личностных действий. С одной стороны, человек продолжает активно формировать внешние условия собственного развития (опредмечивания -розпредметнення), с другой же, ее собственный внутренний мир теперь выступает объектом формовочных усилий. "Не является индивид автором, создателем тех психических образований, которые на определенных стадиях его личностного развития начинают осознаваться, а следовательно, и интегрироваться? И не участвует сам человек в организации - а не только в отыскании - собственной самости, истинного себя? " - Спрашивает Л. И. Анциферова, полемизируя с К. Г. Юнгом и А. Маслоу.

Существует проблема выявления реального содержания той внутренней деятельности, осуществляет личность, развивая и изменяя себя, самореа-лизуючись. Даже акт самонаблюдения приводит к заметным изменениям внутреннего мира личности. Поэтому самопознания и формирования адекватной «Я-кониспции" с важным средством процесса самореализации и ее диагностический коррелят.

И. Головаха исследует самореализацию в контексте жизненной перспективы личности и рассматривает ее как "целостную картину будущего в сложном противоречивом взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни". Перспектива личности, отмечает исследователь, является важнейшим фактором ее развития и самореализации. Жизненная перспектива не задается личности, а создается ею, меняется и уточняется на протяжении жизни, проходя в своем течении напряженно-кризисные моменты, отличные альтернативы на жизненном пути личности.

Взаимоотношения личности и среды происходят как путем гомеостаза, так и гетеростаз, то есть - присвоение и преобразования - создание социальной среды. Последнее касается процесса самореализации в большей степени, чем гомеостаз, хотя этот процесс еще недостаточно изучен и, по нашему мнению, предполагает значительную внутреннюю преобразующую работу, имеющую отношение к самореализации.

Н. В. Чспелева, анализируя концепцию Л. С. Выготского, приходит к выводу: "Социальная ситуация развития - это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий... Это соотношение определяет и динамику психического развития в течение определенного возрастного периода и качественно своеобразные психологические новообразования, которые возникают в конце этого периода ". У каждого человека формируются в течение жизни типичные формы поведения и эмоционального реагирования на конкретные жизненные ситуации, которые Н. В. Чепслева называет "концепциями".

Важной с точки зрения психологии является психологическая ситуация, которая "возникает, когда реальные обстоятельства препятствуют достижению цели, удовлетворению потребностей или они толкуются как содержащие определенные препятствия, проблемы и т.д.". Психологические ситуации могут возникать также из-за наличия внутренних препятствий. Н. В. Чепелева справедливо, на наш взгляд, рассматривает психологическую ситуацию как "задача на смысл": имеем в виду, что преодоление предполагает акт смыслообразования - акт самореализации. Нам кажется, что "задача на смысл" имеет центральное значение для решения проблемы самореализации личности - именно решения многочисленных психологических ситуаций приводит к тому, что мир перестает восприниматься отчужденно, как таковой, что стоит "напротив", зато возникает позиция "личность внутри своего мира ".

Выделяется система характеристик потребности в самореализации: потребность в самореализации относится к разряду высших потребностей; она является качественной характеристикой личности; данная потребность актуализирует потенциальные возможности личности; она способствует развитию личности; потребность в самореализации поддерживает внутреннее состояние напряжения индивида, она противоречивую природу; потребность в самореализации существует в варианте "для других", то есть имеет социальный характер; потребность в самореализации - это ценность; она имеет постоянный, непрерывный характер, потребность в самореализации обладает способностью целенаправленного формирования в процессе овладения той или иной деятельностью.

Фундаментальные потребности создают активность поведения. Активность, осуществляясь личностью в действенном плане жизни, принимает форму самореализации. Она определяет деятельность, является движущей силой, источником пробуждения в человеке его "потенциалов", которые вызываются потребностью в деятельности, представляет собой высший ее уровень, но ее характер определяется и опосредуется высшими жизненными потребностями.

Потребность в самореализации является источником активности личности, активность же определяет виды деятельности, в которых данная потребность удовлетворяю терпится.

Что такое самореализация человека?

Самореализация - активная жизненная позиция личности по воплощению в деятельности или отношениях своих потенциальных возможностей.

Процесс самореализации личности предполагает претворение в жизнь своих внутренних ресурсов и способностей врождённых и/или приобретённых безотносительно к тому, про или антисоциальными являются эти способности.

Потребность человека в самореализации

Желание человека проявить себя в обществе, отразив свои личностные качества, его стремление к наиболее полному раскрытию себя, использованию своих знаний и умений, осуществлению собственных замыслов, реализации индивидуальных талантов и способностей в достижении всего желаемого, стремление быть лучшим и чувствовать удовлетворенность своим положением. Потребность человека в самореализации и самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.

Самореализация = признание + самоутверждение

Потребность в самореализации состоит из потребности в признании и потребности в самоутверждении. Личности важно не только уметь проявить себя. Чтобы потребность в самореализации полностью удовлетворить человеку ещё необходимо получить и высокую оценку от окружающих. То есть, чтобы самореализоваться личности важно не только получать результат от своей деятельности, но и ощущать отдачу от окружающих.

Чтобы оценить, насколько вы самореализовались, должен быть критерий оценки. Например, вы хотите самореализоваться, как врач. Тогда критерием оценки может быть количество пациентов, которым вы помогли выздороветь. При этом признание - это признание пациентов (а не коллег), а самоутверждение - это ваш уровень профессионализма.

Человека, который смог развить и применить на практике свои внутренние врожденные и приобретенные способности, общество оценивает как состоявшуюся личность.

Процесс самореализации требует от личности, в первую очередь, активного приложения волевых усилий в условиях конкретной деятельности.

Способы самореализации личности

Какими инструментами пользуется человек, чтобы достичь самореализации, общественного признания и занять свое место в жизни?

Ежедневно мы раскрываем себя в профессиональной деятельности, в своих увлечениях, а недавно появился и новый способ самореализации – глобальная виртуальная сеть и мировое информационное пространство. Однако все же главным и основным средством самореализации человека является творчество.

Творческая самореализация

Творческая самореализация включает в себя раскрытие талантов не только в сфере искусства, а также применение своих способностей и знаний в научной деятельности. Однако, не стоит отрицать возможность творческой самореализации, если вам кажется, что у вас нет способностей к искусству или к науке.

Творческая самореализация возможна также в процессе решения определенных профессиональных и жизненных задач, в поиске способов самовыражения в любой сфере жизнедеятельности.

Безусловно творческий подход открывает перед личностью наибольшие возможности для самореализации. Именно творческая самореализация способствует и саморазвитию личности, и достижению многих других целей.

Профессиональная самореализация

Профессиональная самореализация в первую очередь означает достижение значимых успехов в выбранной и интересующей личность сфере трудовой деятельности. Такая профессиональная самореализация может выражаться в занимании желаемой престижной должности, выполнении приносящих удовольствие профессиональных обязанностей, в повышении уровня заработной платы и т. п.

Так что профессиональная деятельность, особенно в сочетании с личными мотивами и целями, дает самую плодородную почву для эффективной самореализации. Ведь именно в общественно полезной и актуальной деятельности возможно полное раскрытие потенциала и способностей личности.

Сама по себе деятельность в сфере выбранной профессии играет в жизни человека едва ли не главенствующую роль. Многие из нас отдают своей работе практически все свободное время. Именно в условиях работы формируется определенный опыт, навыки, умения и знания, происходит личностный и карьерный рост. Профессиональная самореализация также оказывает значимое влияние на социальный статус человека, что в свою очередь связано с его социальной самореализацией.

Социальная самореализация

Социальная самореализация – это достижение успешности во межличностных отношениях, в обществе, причем именно в таком количестве и качестве, которые приносят удовлетворение и ощущение счастья человеку, а не ограничиваются шаблонами и стереотипами, устанавливаемыми социумом.

В отличие от других сфер самореализации и областей жизнедеятельности, социальная самореализация основывается на сугубо личных целях личности. Социальная самореализация заключается в достижении человеком того уровня социального статуса и удовлетворенностью своей жизни, который конкретно для него кажется идеальным.

Социальная самореализация личности во многом связана с теми социальными ролями, которые заключают в себе любую из возможных социальной деятельности, например, педагогическую, политическую, гуманитарную и др.

Например, социальная самореализация для женщин часто трактуется как истинным, природно заложенным предназначением представительниц слабого пола. Успешная социальная самореализация в нашем обществе заключается в осуществлении женщиной потенциала: встретить свою любовь, создать семью, состояться как мать. И для большинства женщин такая самореализация – необходимый компонент для ощущения себя счастливым человеком.

Условия самореализации личности

Существует ряд факторов, при отсутствии которых процесс самореализации в принципе невозможен, то есть имеются в виду условия самореализации личности.

В первую очередь к ним относится воспитание и культура индивида. К тому же, каждый социум, каждая отдельная социальная группа, определенная система семьи, вырабатывает свои стандарты и уровни развития личности. Это отражается и на воспитательных процессах, поскольку каждая отдельная общность будет оказывать на ребенка, то есть будущего полноценного индивида, определенное влияние, прививать ему свою культуру поведения, обособлять черты характера, принципы, и даже мотивацию поведения.

Также отдельным влиянием на возможность самореализации для индивида, которое нередко оказывается наиболее сильным, обладают принятые в социальной среде традиции, устои, даже стереотипы.

Факторы самореализации личности

Важными факторами самореализации выступают и определенные врожденные характеристики личности. Так например, психологи описывают личность, способную на эффективную самореализацию как особу:
обладающую свободой действий в любых жизненных ситуациях;
ощущающую самостоятельный контроль над жизнью;
подвижную, имеющую высокие адаптационные ресурсы;
действующую спонтанно в принятии решений;
имеющую творческий потенциал.

Но не все психологи однозначно трактуют вышеуказанные характеристики человека как необходимые черты, качества, условия для самореализации личности. Очевидно, что для достижения эффективной самореализации необходима не столько врожденная одаренность, а сколько приобретенные свойства личности такие как целеустремленность, уверенность в себе, понимание цели, инициативность, решительность, трудолюбие, жизненная активность и энергичность.

Самореализация возможна на том уровне развития человека, когда личность открывает и развивает свои способности, осознает приоритеты в своих интересах и потребностях, имеет определенный набор качеств характера, готова прикладывать определенные волевые усилия. Поэтому главным условием эффективной самореализации является также кропотливая внутренняя работа над собой, постоянное саморазвитие и самовоспитание.

Профессиональная самореализация личности начинается с профессионального самоопределения, то есть с выбора профессии. На выбор профессии влияют следующие фак­торы: позиция родителей и родственников, позиция учителей и классных руководителей, личные профессио­нальные и жизненные планы, способности и их прояв­ление, информированность о той или иной профессии, интересы и склонности. В условиях рыночной экономики приходится также учитывать социально-экономический спрос на ту или иную профессию, реальные возможно­сти обучения и трудоустройства по избираемой профес­сии, ее материальную и социальную значимость.

Согласно теории российского психолога Е.А. Климова, профессиональный выбор можно считать удачным, если индивидуальные особенности оптанта (выбирающего) со­ответствуют одному из пяти типов профессий: человек - человек, человек - природа, человек - техника, человек - знаковая система, человек - художественный образ. Экономические специальности, например, по данной классификации относятся к типу «человек - знаковая система». А чтобы успешно работать по какой-либо про­фессии данного типа, нужны особые способности мыс­ленно погружаться в мир условных обозначений, отвле­каться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

Существуют и другие теории профессионального само­определения. Например, в теории американского психолога Дж. Холланда утверждается, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой из шести типов личности сформиро­ван к данному моменту: реалистический, исследовательский, социальный, артистический, предпринимательский или кон­венциональный тип. Для наглядности более подробно рас­смотрим два последних типа личности:

Предпринимательский тип - рискованный, энергич­ный, властный, амбициозный, общительный, импульсив­ный, оптимистичный, ищущий удовольствия, любящий приключения. Избегает монотонной умственной работы, однозначных ситуаций, занятий, связанных с ручным тру­дом. В профессиональном выборе - все виды предприни­мательства.



Конвенциональный тип - конформный, добросовестный, умелый, негибкий, сдержанный, послушный, практичный, склонный к порядку. В профессиональном выборе - банков­ская служба, статистика, программирование, экономика.

После выбора профессии человек определяется со спо­собом получения соответствующей специальности, мес­та работы и должности. А дальнейшая профессиональная самореализация связана с профессиональным становле­нием и самосовершенствованием профессионала, с его стремлением к вершине профессионализма (акме). «Акме» в сфере профессиональной деятельности - это стабиль­ность высоких результатов труда, надежность в решении сложных профессиональных задач в нестандартных услови­ях, профессионально-творческое вдохновение, а также индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

Профессиональное самосовершенствование в наше время необходимым образом связано с непрерывным образовани­ем, которое включает в себя организованное обучение в учебных заведениях и самообразование. Самообразование реализует потребность профессионала быть самостоятель­ной, независимой, компетентной и конкурентоспособ­ной личностью. Профессиональное самообразование как са­мостоятельно осуществляемая деятельность, направлен­ная на повышение профессионализма, включает:

^ овладение новыми ценностными установками, под­ходами в профессиональной деятельности;

^ профессиональное просвещение, то есть освоение новых идей, технологий и т.п.

^ осмысление (рефлексия) собственного опыта и про­гнозирование дальнейшей работы.

На сегодняшний день существует несколько периоди­заций профессиональный самореализации личности. Напри­мер, весь профессиональный путь человека психолог Сью-пер (США) разделяет на пять этапов:

Этап роста (от рождения до 15 лет). Уже в детстве начинает развиваться профессиональная «Я-концепция». В своих играх дети проигрывают различные роли, пробу­ют себя в разных занятиях. У них проявляется интерес к определенным профессиям.

Этап исследования (от 15 до 25 лет). Юноши и девуш­ки на основе анализа своих интересов, способностей, ценностей и возможностей продумывают варианты про­фессиональной карьеры, подбирают подходящую про­фессию и начинает ее осваивать.

Этап упрочнения карьеры (от 25 до 45 лет). Работники стараются занять прочное положение в выбранной дея­тельности. Если в первой половине этого этапа возможна перемена места работы и специальности, то к его концу в процессе профессионального самосовершенствования личность достигает вершины своего «акме», то есть вер­шины профессионализма.

Этап сохранения достигнутого (от 45 до 65 лет). Работ­ники стараются сохранить за собой то положение на про­изводстве или службе, которого они достигли ранее, продолжают свое самосовершенствование, чтобы не от­стать от времени.

Этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы пожилых работников начинают убывать. Приходится менять характер профессиональной деятельности, чтобы она соответствовала снижающимся возможностям лич­ности.

Приемами самопобужде-ния являются самокритика, самоприказ, самообязательст­во, самопринуждение. Выбор приемов самопобуждения, включения их в практику самосовершенствования предпо­лагает также упражнения, то есть многократное повторе­ние тех состояний, действий и ситуаций, которые закреп­ляются как качества конкурентоспособной личности. Более подробно о путях и методах самовоспитания уже говори­лось ранее (Тема 5).

Для составления программы самовоспитания желае­мых качеств конкурентоспособной личности в области, например, управленческой деятельности можно исполь­зовать те, которые выделили М. ВудкЪкк и Д. Фрэнсис в книге «Раскрепощенный менеджер»:

Способность управлять собой, поддерживать свое фи­зическое и психическое здоровье, эффективно исполь­зовать время работы и отдыха;

Наличие четких личных целей и разумных представ­лений о том, что является важным и ценным в жизни;

Умение находить выход и принимать решения в са­мых сложных, критических ситуациях;

Способность к инновациям, конструктивному мыш­лению, созданию оригинальных проектов;

Знание современных управленческих подходов;

Стремление к самосовершенствованию, реализации своих возможностей;

Умение обучать подчиненных, формировать эффек­тивные рабочие команды;

Умение влиять на окружающих, используя в том числе и собственный имидж.

Имидж делового, конкурентоспособного человека - это специально создаваемый образ человека привлекатель­ного, где основными факторами являются одежда и внеш­ность, манеры поведения, умение вести разговор и слу­шать, давать четкие указания и т.д. Структура имиджа преуспевающего человека имеет три составляющих:

Внутренняя - интеллект, способ мышления, память, цели и средства, идеи, интересы, эрудиция;

Процессуальная - формы общения, энергичность, профессионализм, темперамент, пластичность, вырази­тельность.

Создание и поддержание своего имиджа, без которого невозможен крупный успех в любой сфере деятельности, - это также процесс и результат самовоспитания.

То, кем ты родился, есть дар Божий; то,

кем ты себя сделал, есть твой дар Богу.
«20, ООО Quips & Quotes»

Самореализация как качество личности – способность найти и исполнять своё жизненное предназначение; реализовать потенциал своих возможностей, знаний, умений, способностей, своих сегодняшних представлений о себе и своем пути в жизни.

Мудреца как-то спросили: - Согласишься ли ты с теми учёными, которые заявляют, что во Вселенском пространстве каждый день гибнет десять звёзд, подобных нашему солнцу? - Здесь нет ничего удивительного, - сказал он, - где есть жизнь, там должна быть и смерть. Большая беда состоит в том, что умирают люди, которым было дано Творцом нести свет, но они так и не воссияли во мраке жизни настоящими Светилами.

Аристотель говорил, что счастье достижимо через реализацию своих потенциальных возможностей. Чтобы быть кем-то, а не казаться, нужно стремиться к совершенствованию и самореализации. Бога не интересует, кем ты хотел казаться, Его интересует, кем ты действительно был: пресловутым учёным или настоящим искателем истины, пресловутой знаменитостью или личностью, заслуженной и любимой людьми за высокую преданность своему делу, реализованный талант, за полную самоотдачу при самовыражении и самореализации.

Иногда хочется самореализоваться, но уголовный кодекс не позволяет. Зачастую знание о себе закрывает путь к самореализации, ибо есть опасение, что людей запросто перепугаешь потенциалом своих затаившихся пороков. Наказание для людей – самореализация деграданта. От самореализации Адольфа Гитлера и Барака Обамы делу мира лучше не стало.

Самореализация – это найти дело, которому ты призван служить и реализовать себя в нём. Реализовать себя можно в детях, в любви и заботе о близких, в бескорыстном служении людям. То есть, существует реализация себя как мужчины и женщины, как отца и матери. Поскольку в жизни человеку приходится надевать множество социальных масок, постольку у него появляется возможность нескольких вариантов самореализации.

Женская самореализация – раскрытие всей богатейшей палитры положительных женских качеств личности, которые заложены в неё природой. Природа женщины божественна. Это мужчине, чтобы чего-то добиться в жизни, в аскетизме и напряжении воли необходимо взращивать в себе достоинства. Женщине для самореализации нужно только сохранить и затем реализовать те качества, которые ей подарила природа.

Психология утверждает, что женская самореализация состоит в осуществлении своего женского потенциала, а именно — найти свою любовь, состояться как жена и мать, позаботиться о своих родителях. Женщина может чувствовать свою нужность и востребованность, делая успешную карьеру и развлекая себя поездками за рубеж, но если у женщины нет близких и любимых людей, нет любимых детей (своих или приемных) — почти всегда у нее возникает чувство, что она себя реализовала не полностью. Это правильное чувство.

Самореализованный человек – зрелый, состоявшийся человек, взявший самую высокую планку, на которую был способен. Он смог удовлетворить свою потребность в самореализации, что означает: нашёл своё место в жизни, реализовал своё жизненное предназначение, использовал на полную катушку все свои природные задатки и способности, максимально выразил себя в этом мире, достиг высоких целей.

Психологи обнаружили, что без самореализации невозможно удовольствие от процесса работы. Чем полнее человек проявляет все качества своего характера, тем приятнее ему будет работать. Самореализация тесно связана с общественной оценкой. Часто люди страдают от того, что другие не ценят их такими, какие они есть, не видят всех положительных качеств, не относятся подобающим образом. Но как оценить качества, скрытые глубоко внутри человека, как разглядеть не проявленный характер? Самореализация позволяет каждому человеку предстать перед обществом во всем блеске своих таланов и возможностей. Умение направить совокупность хороших и плохих черт характера на достижение цели, принесение пользы, всегда очень ценится в обществе. Людей, постоянно реализующих свой потенциал, всегда уважают и любят. Самореализация – это стремление человека полностью реализовать себя в социуме. Самореализация – это максимально эффективное использование человеком всех качеств, которыми наделила его природа. Самореализация – это высшая точка развития человека, когда он представляет собой зрелую личность, совершающую продуманные, верные поступки, высоко ценимые обществом. Самореализация – это путь к счастливому существованию в реальности, осознанию смысла жизни и приобретению мудрости.

Потребность в самореализации важна практически для каждого человека. Это, по выражению Маслоу, «потребность стать тем, кем данный человек способен стать». В пик расцвета космодрома Байконур на него стало прибывать столько груза, что на шоссе, идущем с ближайшей станции, потребовалось установить шлагбаум. Написали объявление: «Срочно требуется дежурный переезда. Оклад такой-то». Повесили объявление в пристанционном поселке, но, поскольку оплата была небольшой, а от самой работы не веяло какой-либо значительностью, местные жители проигнорировали его. Целый месяц никто не приходил в отдел кадров. Тогда в поселке появилось новое объявление: «Требуется начальник шлагбаума». Наутро в отделе кадров было столпотворение…

Самореализация позволяет познать себя, выяснить все свои положительные и отрицательные качества и максимально выгодно использовать как те, так и другие. Самореализация помогает найти смысл существования, избавиться от тоски, скуки и депрессии. Самореализация помогает любить и ценить себя, избавиться от чувства «ненужности» и одиночества. В процессе самореализации, возможно, обнаружить качества характера и таланты, которые раньше были как бы «заморожены», а в процессе деятельности проявились в полной мере. То есть, самореализация – это способ глубже познать себя. Самореализация стремительными темпами двигает человека вперед, помогает ему развиваться и совершенствоваться, никогда не останавливаясь на достигнутом результате, поскольку ресурсы каждого человека практически безграничны.

Петр Ковалев 2016 год

error: