Игровая технология в начальных классах школ. Игра в педагогической деятельности

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Игровые технологии Игра - вечная школа поведения. К. Гросс

Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровые педагогические технологии – группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Основные направления реализации игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий: дидактическая цель ставится в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; элемент соревнования как дидактическая задача успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.

Функции игры: социализация; коммуникативная; самореализация; игротерапевтическая; диагностическая; коррекция; развлекательная.

Структура игры: роли; игровые действия; игровое употребление предметов; реальные отношения; сюжет.

Классификация игр по виду деятельности: физические; интеллектуальные; трудовые; социальные; психологические.

Классификация игр по характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Основные типы игр: предметные; сюжетные; ролевые; деловые; имитационные; игры-драматизации.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте

Игровая модель: проблемная ситуация; игровое моделирование; условно-игровой план; итоги – обсуждение игрового действия. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения.

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

Игровая модель: создание собственного мира; драматизация; внутренние традиции группы; постоянное распределение ролей; мастерство – играть лучше остальных. Общение – основной вид деятельности.

Помните, что ребенок приобретает знания посредством игр и воображения. Игра - это способ приобретения навыков, присущих взрослым людям. Детские игры, по существу, могут быть приравнены к работе и учебе. (из книги Бретт Дорис «Жила была девочка похожая на тебя»)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

«Игра как педагогическая технология»

Новосибирск, 2012

1 слайд. Титул. Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей. Особой известностью пользуется теория К. Гросса, в которой говорится о сущности игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности.

По мнению Л.С. Выготского и его учеников, исходным, определяющим в игре, является то, что играя, ребенок создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.

С.Л. Рубинштейн понимает игру, как вечную потребность ребенка, рождающуюся из контактов с внешним миром, как реакцию на них. Согласно Рубинштейну, сущность игры заключается в том, что она есть порождение практики, через которую преобразуется действительность, изменяется мир: "В игре формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир".

2 слайд . Что же такое игра?

Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

3 слайд . Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма в образовательном процессе создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к деятельности.

4 слайд . Реализация игровых приемов и ситуаций в образовательном процессе происходит по следующим основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в. качестве ее средства;

в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

5 слайд . Место и роль игровой технологи в образовательном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций педагогических игр. Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры:

социализация - игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.;

коммуникативная - игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная.;

самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическая - игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учений. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.;

диагностическая - способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое "поле самовыражения".;

коррекция - психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все дети усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекиионные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.;

развлекательная - развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх - поиск Игра обладает магией, способной давать пишу фантазии выводящей на развлекательность. .

6 слайд. В структуру игры как деятельности органично входят:

Роли, взятые на себя играющими – один из ответственных моментов - распределение не должно зависеть от пола и возраста ребенка, физических особенностей.

При распределении ролей следует делать так, чтобы роль помогала неактивным – проявить активность, неавторитетным – укрепить авторитет, недисциплинированным – стать организованным.

В игре следует следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. ;

Игровые действия – как средства реализации этих ролей – необходимо следить чтобы у роли было действие; роль без действия – мертва, ребенок выйдет из игры. Если ему нечего будет делать. Нельзя использовать отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях ;

Игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными ;

Реальные отношения между играющими;

Сюжет – область действительности, условно воспроизводимая в игре .

7 слайд . Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем не только функций, но и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности:

физические,

интеллектуальные,

трудовые,

социальные,

психологические.

8 слайд. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

9 слайд .Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов :

предметные,

сюжетные,

ролевые,

деловые,

имитационные,

игры-драматизации .

10 слайд. А сейчас рассмотрим особенности игровых технологий у школьников различных возрастных групп.

Титул : Игровые технологии в младшем школьном возрасте.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются не имитационные игры.

11 слайд . В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно - познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

12 слайд .

Титул : Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.

В подростковом возрасте доминирующая деятельность – общение . Важнейшей становится потребность в самоутверждении, что приводит к желанию создания собственного мира, по своим законам. Для подростка уже становится характерна неигровая творческая деятельность, поэтому так часто девочки начинают организовывать игру младших (режиссура), или шить-вязать-строить для собственных игрушек, из которых выросли. Особенно важна в этом возрасте драматизация. Как один из приемов «примерки ролей» на себя выступает игра-фантазия, греза, которую определяют как рубежную, связывающую собственно игру и творческую продуктивную деятельность. Игры-фантазирования позволяют играть в одиночестве, и не зависеть от распределения ролей лидером группы. Игра подростков по сравнению с младшим школьным возрастом более устойчива, приобретает внутренние традиции группы, постоянное распределение ролей.

Поскольку общение становится ведущей деятельностью, чрезвычайно популярны игры, затрагивающие сферу человеческих отношений. Также любые игры, связанные со взаимопониманием, например, «контакт», «крокодил» и т.п. Сюда же относятся всевозможные альбомы, анкеты, опросники и «гадалочки» (девичьи игры, хотя альбомы различной тематики встречаются и у мальчиков).

Спортивные игры привлекательно в первую очередь своей целенаправленностью и возможностью проявить себя.

Интересы к той или иной игре начинают приобретать все большую устойчивость, подросток уже не хочет просто играть в игру, а овладеть мастерством, соответствующими навыками, играть лучше остальных.

часто используются деловые игры

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования обще учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.

13 слайд. Игра проходит по следующей модели:

создание собственного мира;

Драматизация;

Внутренние традиции группы;

Постоянное распределение ролей;

Мастерство – играть лучше остальных .

14 слайд. Помните, что ребенок приобретает знания посредством игр и воображения. Игра - это способ приобретения навыков, присущих взрослым людям. Детские игры, по существу, могут быть приравнены к работе и учебе.

(из книги Бретт Дорис «Жила была девочка похожая на тебя»)

15 слайд. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

«ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА»

Мы предлагаем Вам поиграть в ассоциации, погрузиться в мечту и описать в деталях то, что Вы увидите.

Итак, начнем.

Вы спите или мечтаете. В Вашей мечте Вы оказываетесь в Вашем собственном доме. Какой он? Опишите в деталях. (Большой/маленький, светлый/темный, старый/новый, сколько комнат)

Теперь Вы идете по узкой тропинке. Внезапно Вы видите на земле перед Вами какой-то сосуд. Что это такое? Что внутри? Если внутри что-то есть, то попробуйте это на вкус. Каково оно?

А сейчас тропинка заканчивается и Вы входите в лес. Вы идете довольно долго и, наконец, выходите на поляну. Посреди поляны стоит здание. Что это за здание? Какие ощущения у Вас в этом месте?

Вокруг здания сад. Опишите сад. Какой он? Цветущий или увядший?
Вы выходите из сада и вновь идете по лесу. На краю леса Вы видите стену. Стена такая высокая, что ее не перелезть, и такая длинная, что ее не обойти. Вдруг Вы видите в стене маленькую дверцу, которая приоткрывается, будто приглашает Вас войти. Вы войдете или нет?

А за стеной вода. Что это за вода? (Какой водоем? Спокойная или бурная вода в нем?) Хотите ли Вы искупаться в нем?

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Дом - это представление о Вас самих. Если дом старый, то скорее всего Вы не любите меняться, предпочитаете традиционные вещи. Если дом большой, то это означает, что довольно уверенный в себе человек, с высокой самооценкой. Если дом светлый, то Вы оптимист. Если темный, то пессимист. Количество комнат - это количество людей, которых Вы бы хотели видеть в Вашей жизни.
Сосуд - это Ваше представление о любви. Чем более красив и ценен сосуд, тем значимее любовь в Вашей жизни. Вы романтик. Содержимое сосуда - Ваш любовный опыт.
Здание - это Ваше представление о религии и Боге. Крепкое здание - крепкая вера. Разрушенное здание - Ваша вера слаба.
Сад
Это Ваше представление об окружающем мире, о Вашей стране, мире вообще. Если растения и цветы в саду умирают, то это может означать, что Вы обеспокоены состоянием окружающей среды и будущим мира.
Стена
Это Ваше представление о смерти. Конец ли это или есть жизнь после смерти физического тела? Войдете ли Вы в эту маленькую дверцу? Или Вы сначала посмотрите и проверите, что там, прежде чем войти? Или же Вы совсем не хотите войти?
Вода - это Ваше представление о Вашем будущем. Если это море с большими волнами, то Вы уверены и не боитесь своего будущего. Если же Вы хотите поплавать, то это значит, что Вы не боитесь встретиться с возможными трудностями. Если вода - это водоем со стоячей водой, то, возможно, Вы боитесь своего будущего и опасаетесь за будущее всего мира.


В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физичес­кие (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехниче­ские и другие.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.

Три большие группы составляют: игры с готовыми «жёсткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; иг­ры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в каче­стве условия игры и возникающие по её ходу.

Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (ма­тематические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (ди­дактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хоровод­ные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражне­ния), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.п.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами пе­редвижения.

И, наконец, по форме (форма есть способ существования и выражения со­держания) можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие иг­ры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игро­вые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, те­сты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противобор­ства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Объект и предмет социальной антропологии
Различие взглядов наблюдается в понимании объекта и пред­мета социальной антропологии. Одни исследователи объектом считают человека (или личность), другие - культуру, третьи - общество, четвертые -

Эволюционная теория Ч.Дарвина
В 1871 г. вышла в свет книга Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». Так появилась научная теория, утверждавшая, что человек произошел от обезьяны путем очень длительной эволюции, борьбы

Трудовая теория Ф.Энгельса
Логическим продолжением учения Дарвина являлась трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса, изложенная в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Трудовая теория антропогенеза

Современные модификации эволюционной теории
Саванная 10 млн. лет назад (леса исчезают, возникают саванны, появилось на Ю-В Африке: прямохождение, переход к мясу). В этих лесных массивах из передвигавшегося на четвереньках неб

Этапы эволюции древнего человека
Австралопитек (5млн лет назад). Р. Дарт в 1928г. На территории ЮАР. Ископаемые обнаружены в Африке. Очень маленькие и худые существа: рост около 120 см, вес от 22 до 55 кг. Маленький объем

Его основные тенденции
Таким образом, в онтогенезе Человека Примитивного четко просматривается тенденция к усложнению его деятельности, созданию условий существования, обеспечивающих удовлетворение рефлексов самосохранен

Неолитическая революция: изменение отношение человека к природе
Действительным человеческим началом следует считать такой уровень развития животного, когда производство орудий труда и инстинктивные формы трудовой деятельности и вспомогательного средства животно

Неолитическая революция: изменения в образе жизни и отношениях между людьми
Переход к земледелию означает окончательную смену бродячего образа жизни оседлым укладом. Раньше всего это случилось там, где позволял климат, - на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Здесь урожай

Антропологическая философия Фейербаха
В начале 1840х гг. вышли работы Л.Фейербаха, в которых он критикует философию Гегеля и христианство. Человек человеку – бог. Строит «новую философию», которая соединяет в себе достоинства

Идея об индивидуальности человека,и её обоснование
Практически до второй половины XIX века идеи об индивидуальной неповторимости человека представляли собой умозрительные рассуждения, основанные на житейских наблюдениях или медицинской практике. По

Философская антропология М.Шелера
В 1928 г. выходит работа Макса Шелера «Положение человека в космосе». В этой работе статус человеческого бытия выявляется в космической перспективе через соотношение человека с другими формами орга

Мир труда. Историческое развитие трудовой деятельности
Как уже отмечалось, предыстория современного человека насчитывает около 6 млн. лет. Можно утверждать, что в течение этих миллионов лет человек «выходил» из животного мира. Анализ специфики доступны

Концепция Бубера о природе человека
Мартин Бубер разворачивает свою философию, исходя из возможности диалога между субъектами. Преодоление «непосредственных данных» единственного одинокого сознания осуществляется, согласно философии

Учение о человеке в концепции К. Ясперса
Характеристику и критический анализ экзистенциалистской антропологической философии мы по праву начинаем с учения К. Ясперса. В нем экзистенциальная аналитика человеческого бытия и бытия вообще пол

Учение о человеке в философии Н.С. Бердяева
«Свобода. Тема свободы является главной в творчестве философа. За приверженность Бердяева к исповеданию свободы его называли «апостолом свободы» (или даже «пленником свободы»). Бердяев не уд

Свобода
Свобода бывает негативной (от чего-то) и позитивной (для чего-то). Основной подход к свободе мысли или свободе действий: если человек взаимодействует закономерностями природы – он свободен.

Потребности и способности человека
Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его акти

Социальное пространство индивидуального бытия человека и его виды
Социальное пространство в отличие от физического фиксирует не место нахождения человека, а его общественное положение – совокупность определенных связей, в кото­рых находится индивид по отношению к

Социальное время индивидуального бытия человека и его виды
Социальное пространство – это всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начиная от человека и кончая обществом. Оно выражает порядок сосуществования, структурность и протя

Мир игры. Игровая деятельность в жизни человека. Человек играющий
Каждый ребенок знает, что если он играет, то он играет. Взрослый тоже полагает, что игра - это что-то несерьезное, что, играя, он получает временное счастье, отдых от нудной повседневности, выход з

Игра, и игроввая деятельность в жизни человека
Игровая деятельность.Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид дея

Мир любви
М. Шелер в книге «Формализм этики» утверждает, что творение ценностной Вселенной обязано такому фундаментальному способу человеческого бытия, как порядок любви. Всякий порядок, установившийся опытн

Любовь,как социокультурное явление
Значимость любви как социального и психологического явления для общественной жизни Социологические исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показывают, что ст

Девиации и девиантное поведение человека
Р. Мертон определяет девиантное поведение как результат нормальной реакции нормальных людей на ненормальные условия. Это верное определение, ибо в число людей с девиантным (отклоняющимся) поведение

Дивиации в жизни человека:причины и виды отклолении в развитии человека
Девиация – это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение

Причины возникновения девиантного поведения
В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них.

Введение


Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, т. к. игра - мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм студент учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

С приходом в институт начинается важный этап в жизни человека. Возникает новая социальная позиция личности - учащиеся, т. е. непосредственный студент одной из форм общественно значимой деятельности - учебной, требующей большого напряжения сил. К человеку в этот период предъявляются новые требования, у него появляются новые обязанности; новые товарищи, новые отношения также требуют определённых нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения.

Психологическая напряжённость усугубляется физическим напряжением. Новый режим жизни - режим студента - предполагает повышенную работоспособность по сравнению со старшим классом. Некоторые студенты болезненно реагируют на изменение условий жизни: нарушается сон, аппетит, ослабляется сопротивляемость к болезням. Всё это сказывается на ухудшении работоспособности, теряется интерес к учебе.

Физическое и психическое самочувствие студентов обычно стабилизируется через полтора - два месяца пребывания в институте. Объектом моих исследований является учебный процесс в игре. Предметом моих исследований являются игры в учебном процессе.

Я хочу рассмотреть, как игра помогает преподавателю найти общий язык со студентами, а студентам постичь знания без стрессов и с интересом.

Методами исследования предмета являются в основном наблюдение за играми, сравнение их с обычными лекциями.

1. Немного об истории игры


История возникновения игры как способа решения затруднений в деятельности, передачи информации о реальной деятельности для обучения, средства для состязания, развлечения и эстетического совершенствования человека в ряде работ:

Д. Б. Эльконин в книге «Психология игры» предполагает, что возможны несколько вариантов возникновения и становления игровой деятельности. Одна из них: на заре человечества, когда охота занимала одно из центральных мест в жизни первобытнообщинного общества, после неудачной охоты могла возникнуть ситуация, требующая имитации действий охотников во время ловли дичи. Если неудача на охоте могла быть вызвана несогласованностью коллективных действий охотников, то возникала необходимость отработки этих действий. Или после удачной охоты охотники рассказывали, как всё происходило, и кто себя проявил. При этом воссоздавались элементы реальной действительности, а это - признаки игры.

В этих случаях происходит выделения из целостной реальной и жизненно важной трудовой деятельности той её части, которая может быть названа ориентировочной в отличие от исполнительской, непосредственно связанной с получением материального результата.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что первые игровые формы возникли ещё в слаборазвитых общинных формациях. Они могли выступать как средство обучения, коллективо-образования, передачи информации. При этом они наделялись высшим магическим смыслом для обеспечения защитной функции перед силами природы. Так возникли ритуальные игры.

Выделяют следующие признаки ритуальной игровой формы:

-имитация реальной трудовой деятельности;

-осуществление совместной деятельности по поиску выхода из кризисной ситуации;

-разыгрывание ролей;

-наличие магического смысла.

С развитием общества, со сменной формацией (то первобытнообщинной - к рабовладельческой и феодальной) ритуалы и обряды перестают играть важную роль в жизни общества. В играх появляются две основные разновидности: игры - театрализованные представление и спортивные игры. Игра рассматривается как феномен культуры.

Игра становится важнейшей частью досуга народа. В них проявляется ловкость, смекалка, юмор участников. Они - средство самовыражения народа в утехах и развлечениях.

Долгое время единственной развёрнутой формой существования игры была - детская игра. Однако в настоящее время игра вновь приобрела значительный вес и довольно высокий статус в подготовке и переподготовке взрослого населения, в решении инновационных проблем в жизни общества.

Немецкий психолог К. Гросс, первым предпринявший попытку систематического изучения игры, считал, что игра для человек является изначальной школой поведения, школой жизни. Из игры человек извлекает пользу.

Игра, по мнению многих учёных, есть вид развивающей деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

2. Педагогические возможности игры


1. Как воспитательные задачи можно решать с помощью игры?


Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни и учебе в ВУЗе, где основное - учёба, должен быть педагогически продуманным.

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике людей настолько существенны, что в психологии утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного детства.

В студенческом возрасте, игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в студенческом обучении и труде.

Игра - наиболее освоенная детьми деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру - это важнейший путь включения детей в учебную работу без психологических сдвигов и перегрузок.

Вся деятельность синкретична, т. е. в известной степени слитна, неразделима. И это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс творчества. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Любое новое занятие или умение, приобретённое в школе и в институте, побуждает его к действию с ним. Характер же этого действия игровой, наиболее понятный для людей из их прежнего опыта.


2.2. Цели и процесс игры


Так как игра - основной вид деятельности человека. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе человека. В процесс игры вовлекается ВСЯ личность: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они - особенные.

Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? . На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой природой, чтобы человек подготовился к взрослой жизни.

Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.

Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается.

Как уже было сказано, игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для студента игра - средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира и построить собственный мир. Игра обеспечивает эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.

В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре человек стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий.

В игре человек получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.

Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство. Так, ещё в конце прошлого века игру в целях развития стали использовать дефектологи: лечение заикающихся детей, отстающих в психическом развитии и т. д.

Игра в педагогическом процессе может «сливаться» с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасти. Кроме того, отдельное место в педагогики занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения.

Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с человеком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения со студентами.

Игра также является прекрасным средством диагностики как личности, так и группы. Кроме личного развития человека, игра позволяет установить, к чему человек стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра - всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.

педагогический игра состязание деловой

2.3. Функции игры


Игра - явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:

Обучающая функция - развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях

Коммуникативная функция - объединение студентов и преподавателей, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.

Релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном учении, труде.

Психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

Функция самовыражения - стремление реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

Компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.


4. Дидактические игры


Все игры, которые используются в дидактических целях, можно разделить на два вида в зависимости от основного содержания игровых действий.

В одном случае основу дидактической игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Например, студенты, разделившись на команды, соревнуются в скорости счёта, или нахождения ошибок в словах, или вспоминают исторических героев и т. п. Они выполняют обычные учебные действия - считают, проверяют ошибки, вспоминают историю, - но выполняют эти действия в игре.

В другом случае дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной. Так в игру - драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет свою роль, может быть внесён дидактический материал: некоторые знания по географии, биологии, математике, истории и другим предметам.

Ясно, что во втором случае дидактическая «нагрузка» значительно меньше, чем в первом. Но это оправдывается тем, что на первый план выдвигается не усвоение материала, а воспитательные задачи, использование знаний в различных ситуациях. Такие игры используются чаще в начальной школе для отдыха детей от напряжённой интеллектуальной работы.

Естественно, чаще всего дидактические игры используются при учёте знаний. Группа делится на команды, которые выполняют те или иные задачи. Для их оценки можно создать жюри или судий. Командам могут быть даны интересные названия, которые нравятся.

К традиционным соревнованиям, конкурсам, олимпиадам добавились игры по типу популярных телепередач: «что? Где? Когда?», «поле чудес» и другие. В них сохранилась соревновательно-конкурсная основа, изменилось лишь игровое оформление.

В современных условиях на уроках кроме игр - соревнований и драматизации проводят игры - имитации, моделирующие определённые отношения реального мира. Например, урок - конгресс, где берётся определённая проблема, и по ней делаются доклады, ведутся дискуссии и в конце подводятся итоги.


5. Структура проведения урока - игры


Уроки - игры характеризуются такими положительными качествами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределённость исхода и более высокая, по сравнению с обычными лекциями, обучающая, развивающая, и воспитательная результативность.

Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:

1.Ориентация: преподователь представляет тему, даёт характеристику игры, общий обзор её хода и правил.

2.Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.

3.Проведение игры: преподователь следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.

.Обсуждение игры: даётся характеристика выполнения действий, их восприятие участниками, анализируется положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждается возможные совершенствования игры, в том числе изменения её правил.

Конечно, использование игры в обучении связано с рядом проблем, и прежде всего с меньшей обучающей эффективностью игры по сравнению с обычной учебной работой, основу которой составляет учение как вид специальной деятельности учащихся, направленной на усвоение знаний, формирование умений и навыков. К тому же далеко не все преподаватели в достаточной мере знакомы с учебными играми, немаловажной является и проблема обеспечения дисциплины, должного порядка в ходе игры по причине повышенной оживлённости, эмоциональности учащихся. Однако глубокая продуманность учебной цели, обоснованный отбор содержания учебного материала и обеспечение высокого уровня включенности всех учащихся в игру, в которой ключевые роли получают не только сильные в учении, позволяют преодолеть эти и другие проблемы.

В последние десятилетие медленно, но достаточно настойчиво в школьную практику начали внедряться компьютерные игры. Эпизодичность использования компьютера на большинстве уроков в настоящее время вообще создаёт обстановку игры даже в том случае, если учащиеся работают по обучающим программам.

Особая ценность игры для современного образования заключается в новых логических конструкциях и их сочетаниях при исследовании мира возможностей, открытие и освоение которых приносит так много удовольствия и так важно для постижения вероятностных процессов в природе и обществе.


3. Условие эффективности игры


Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намеренья не обеспечивают полезности применения средств: нужны ещё знания и умение использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно также использование игры в воспитании требует соблюдение некоторых правил:

1.Игры должна быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.

2.Игра должна способствовать здоровью тела не менее чем оживлению духа.

3.Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья.

4.Игры должны служить преддверием для вещей серьёзных.

5.Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.

6.При строгом соблюдение этих условий игра становится серьёзным делом, т. е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.

Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые преподователь обязательно должен учитывать при организации игр на уроках:

?Свободное и добровольное включения студентов в игру: не навязывания игры, а вовлечения студентов в неё.

?Студенты должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли.

?Смысл игровой действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

?В игре студенты должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.

?В игре не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших.

?Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер её участников.

?Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможности проявления инициативы.

?Учащихся необходимо побуждать к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием жизненной практической деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр её содержания, правил и другое.

?Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имён, правил, формул).

?Не следует вовлекать студентов в слишком азартные игры, в игры на деньги и вещи, в игры содержащие в своих правилах действия нарушающие общепринятые нормы морали.

Естественно, это лишь некоторые, наиболее общие требования. Для каждой игры разрабатываются свои правила.

4. Деловые игры


Деловая игра - это модель реального процесса, проводимая в движение решениями, принимаемыми её участниками. Деловую игру можно рассматривать также как моделирование реальной деятельности специалиста в искусственно воссозданных условиях. Деловая игра требует от участников соответствующих знаний и навыков.

Деловая игра как метод обучения позволяет как бы «прожить» определённую ситуацию, изучить её в непосредственном действии. Выделяют восемь основных качеств которые формируются при деловой игре.

1.умение общаться на формальной и неформальной основах и эффективно взаимодействовать на равных.

2.умение проявлять качества лидера.

3.умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешать.

4.умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать её.

5.умение принимать решения в неопределённых ситуациях.

6.умение распоряжаться своим временем, распределять работу среди других, давать им необходимые полномочия, оперативно принимать организационные решения.

7.умение проявлять деловые качества предпринимателя: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности.

8.умение критически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках.

Деловые игры условно делятся на три категории: производственные, исследовательские, обучающие. Принято выделять два типа игр: жесткие и свободные. Жёсткие - когда строго зафиксирована последовательность действий в зафиксированное время.

Деловые игры не могут являться основой обучения, они могут дополнять теоретический материал, являясь как бы заключительным этапом усвоения.

Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалом игры.

Отмечают функции деловой игры: информационно-познавательская, организационно-управленчиская, эмоционально-воспитательная, профессионально-адаптационная.

В деловой игре существуют следующие этапы:

Информационный, который связан с усвоением, запоминанием, обновлением, систематизацией готовой суммы профессиональных знаний, умений и навыков;

Проблемный, на котором происходит перевод теоретических знаний на языке практических действий;

Поведенческий, обеспечивающий принятие решений и программы действий в условиях конкретной ситуации на основе её глубокого теоретического осмысления;

Оценочный, позволяющий выбрать и обосновать оптимальный вариант решения поведенческой программы.

Такой целостный, многоступенчатый процесс создаёт основу для увеличения самостоятельности в решении новых задач, для формирования творческой активности участников - обучаемых. При этом роль педагога - руководителя деловой игры приобретает качественно новую окраску, предъявляя повышенные требования к уровню его психолого-едагогической компетентности.

В деловых играх решается сразу несколько познавательных и воспитательных задач. Ряд продуманных взаимосвязанных игротехнических приёмов воздействует на такое интегральное качество личности, как её готовность к конкретной практической деятельности.

В игре предусмотрен ряд сложных по сложности задач для того, чтобы каждый участник отыскал для себя посильную и успешно с ней справился. Радость успеха является обязательным компонентом игровой деятельности. Деловая игра - это открытая система, в ней нет тупиковых ситуаций.

От игры - развлечения деловая игра отличается тем, что у неё есть «последействия» - то, что является социально-психологическим следствием участие в такой игре. Проиграв в лотерею, мы говорим - «не повезло» - и тотчас забываем об этом. Допустив просчёты в деловой игре, надолго задумываемся: «что-то я не знаю, не умею, не понимаю».

Сверх задача игры - это как раз достижение эффекта саморазвития, самообразования, саморегуляции. Именно в этом, а не в самом только процессе надо видеть главное её преимущество.

Подведение итогов игры может быть различным по форме, но обязательно включает анализ игры и оценку деятельности её участников.


Заключение


В игре человек полностью раскрывается и материал, который ему нужно усвоить, становится интереснее и легче. В процессе игры педагоги учат студентов быть добрее, слушать других людей, уважать чужое мнение, стремиться к знаниям - к постижению нового. Это всё так необходимо во взрослой жизни.

С помощью игры преподавателям легче войти в контакт с учениками, установить с ними хорошие отношения, научить их уважать друг друга.

С. А. Шмаков, автор одной из наиболее значимых монографий по проблемам игры: «Игры учащихся - феномен культуры», в качестве концептуальной идеи полагает, что в игре студенты делают всё как бы втроём: их разум, их подсознание, их фантазия - всё это участвует в игровом самовыражении растущего человека. Игра, по мнению Шмакова, является, с одной стороны, моделью, образцом жизни, социальной взрослости, а с другой - источником веселья, бодрости, радости, мажорного тонуса жизни.

Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправлений некоторых отклонений в поведение отдельных людей, и ещё для многого другого. Если студенты в коллективе будут обладать всеми этими качествами, то процесс обучения пойдёт интереснее, быстрее, качественнее. Не нужно будет студентов заставлять что-то делать, учить, им это будет самим интересно, они станут стремиться к знаниям.


Список литературы


1.Минскин Е. М. «От игры к знаниям»: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2002г.

2.Пидкасистый П. И. , Хайдаров Ж. С. «Технология игры в обучении и развитии». М.: 1996г.

Сиденко А. «Игровой подход в обучении»// Народное образование, № 8, 2005г., с. 134 - 137.

4. Шаталов В. Ф. «Эксперимент продолжается». - М.: Педагогика, 1999г.

5. Эльконин Д. Б. «Психология игры». - М.: Педагогика, 1998г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Феномен игры в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий, уроков создается при помощи игровых приемов и ситуаций , которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по таким направлениям:


  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.
Классификация педагогических игр

Игры по виду деятельности выделяются следующие группы игр:


  • физические (двигательные);

  • интеллектуальные (умственные); трудовые;

  • социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса :

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

  • познавательные, воспитательные, развивающие;

  • репродуктивные, продуктивные, творческие;

  • коммуникативные, диагностические, профориентационные.
По характеру игровой методики :

  • предметные (по всем школьным дисциплинам);

  • ролевые;

  • деловые;

  • имитационные;

  • игры-драматизации.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда : различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

В целом детскую игру можно разделить на два основных вида: сюжетную игру и игру с правилами . Специфика сюжетной игры заключена в условном, замещающем характере действий. Такие игры позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Игры с правилами существенно отличаются от сюжетной. Это достаточно жесткая деятельность - где определены обязательные для участников правила (игры подвижные, дидактические). Дополняя друг друга, оба вида игры оказываются весьма эффективном развивающим средством, которое трудно заменить другими формами активности.

Игровое моделирование.

Игровое моделирование – это одна из форм педагогической игры, в которую вовлекаются обучающиеся с целью моделирования объектов, систем, явлений, процессов и так далее. Обучающиеся, в данном случае, выступают не только в роли создателей модели, но и непосредственных участников этой модели. Технология игрового моделирования была разработана и предложена Шпотовой Т.В.,директором Центра экообразования

Эффективность использования различных методов и форм работы на урокахТаблица 1.


Методы и формы работы

Уровень усвоения

1. Беседа

6%

2. Чтение

10%

3.Аудивизуальные средства обучения

20%

4. Использование наглядных пособий

30%

5. Групповые формы работы

50%

6. Исследовательская работа

50%

7. Обучение практикой действия

70%

8. Игровое моделирование

70%

9. Выступление в роли обучающего

90%

Наиболее эффективными методами, на её взгляд, являются обучение практикой действия, игровое моделирование и выступление в роли обучающего. Меня очень заинтересовал метод игрового моделирования и я решила применить его на уроках географии.

Данный метод используется мной в течение последних трёх лет. Как показала практика, наиболее эффективен этот метод в 5 классе на уроках природоведения и в 6 классе при изучении начального курса географии. В более старших классах, в силу возрастных особенностей, игровое моделирование использую редко, преимущественно во время внеклассных мероприятий по географии.

Названные выше курсы закладывают базу знаний, которые необходимы для дальнейшего изучения дисциплины. От того как будет усвоен этот материал, во многом зависит успех обучения в последующих классах. Научить ребёнка чему-либо без живого интереса к предмету очень сложно, поэтому одной из главных задач, которые я ставлю перед собой, работая в 5-6 классах, является формирование положительной познавательной мотивации у школьников. Добиться поставленной задачи во многом мне помогает метод игрового моделирования.

Уроки с использованием игрового моделирования могут проводиться в учебном кабинете, в спортивном или актовом зале, а также на улице. На уроках мы с ребятами моделируем объекты – например клетка растения, системы – например система мира по Аристотелю или Птолемею, среды обитания растений и животных, процессы – движение литосферных плит, различные условия, ситуации и так далее. Моделирование позволяет вовлечь всех учащихся в процесс обучения. Они выполняют свои роли, оценивают сложившуюся ситуацию, делают выводы. Приведу конкретные примеры. При изучении нового материала на уроке по теме «Клетка» в 5 классе учащиеся моделируют растительную клетку, получив таблички с названием органоидов и кратким описанием их функций. Учащиеся своими действиями, мимикой показывают, за что отвечает каждый органоид. В результате у ребят складывается целостное представление о строении клетки и о значении каждой её части. Неординарность преподнесения информации будирует сознание, и учащиеся лучше усваивают материал. На таком уроке нет равнодушных и скучающих учеников. Обязательное условие такого урока – это взаимопонимание педагога и обучающихся, то есть учащиеся должны чётко выполнять рекомендации учителя, слушать друг друга. Ещё один пример. Работая в 5 классе, я столкнулась с проблемой понятия систем мира по Аристотелю и Птолемею. Учащиеся с большим трудом понимали сущность этих систем и не могли выделить различия между ними. Игровое моделирование помогло мне решить данную проблему. После того как сами ученики смоделировали систему мира по Аристотелю и Птолемею, они наглядно представили их себе и смогли найти черты сходства и отличия между ними.

Помимо формирования положительной познавательной мотивации, данный метод позволяет решать и многие другие задачи:


  • Он способствует развитию речи учащихся, формированию умений аргументировать суждения. Учащиеся на таких уроках не просто отвечают на вопросы, но и получают возможность применить свои знания в сложившейся ситуации.

  • Позволяет более наглядно представить себе объекты, процессы, явления.

  • Дети получают относительную свободу на уроке, что раскрепощает их, делая урок более непринуждённым.

  • Дети перемещаются по кабинету, что способствует меньшей утомляемости немаловажной для здоровьесбережения учащихся.

  • Данный метод способствует развитию коммуникативности учащихся.

  • Развиваются лидерские качества.
Данный метод может быть использован на различных этапах урока, как при изучении нового материала (примеры приведены выше), при закреплении изученного, так и при проверке усвоения знаний. Для примера использования игрового моделирования при проверки знаний привожу следующий момент: В 5 классе после изучения темы «Происхождение человека» ребятам предлагается смоделировать различные условия и выяснить, что было необходимо древнему человеку, для того, чтобы выжить. Моделирование условий идёт по принципу случайности. Четыре ученика получают роли древних людей: Австралопитека, Человека умелого, Человека прямоходящего, Кроманьонца или Неандертальца. Эти ученики должны хорошо знать характеристику древних людей. Остальные учащиеся получают карточки с названием различных условий: тёплый климат, плодородные почвы, полезные ископаемые, плодовые деревья, хищные животные, ледниковый период и т. д. Среди условий можно предложить и такие как автомобиль, телевизор, холодильник и другие предметы нашей цивилизации. Учащиеся, выполняющие роль древних людей встают в разных частях класса, а те, кто получил карточки с условиями, начинают свободно ходить по кабинету. В это время можно включить спокойную музыку. Как только музыка перестала звучать, ученики должны присоединиться к одному из «древних людей», так чтобы образовавшиеся группы были примерно одинаковыми по количеству учащихся. Далее каждая группа оценивает те условия, в которые попал их «древний человек» и делают вывод о его существовании. Здесь учитель может обратить внимание учащихся на то, что предметы современной цивилизации не помогли бы выжить древним людям, а вот природные богатства необходимы нам и теперь, поэтому необходимо бережно к ним относиться, чтобы сохранить их для будущих поколений. В шестом классе после изучения темы ветры, можно провести проверку усвоения знаний с помощью игрового моделирования следующим образом. Учащиеся класса делятся на группы по 4 – 5 человек. Каждая группа получает карточку с текстом, который они должны смоделировать. Пример текста: «Отправившись из Новой Гвинеи в Евразию, мы оказались между экватором и тропиком. Жара стояла страшная. Спасал нас ветер пассат, который дул непрерывно. Его освежающая прохлада придавала нам силы. Высадившись на восточных берегах Евразии, мы оказались в зоне действия муссона. Этот ветер приносил не только прохладу, но и частые дожди. Но нашему путешествию ничего не могло помешать ». Учащиеся должны дать определения «пассаты» и «муссоны», смоделировать и объяснить направление действия пассата, объяснить, почему и в какое время года муссоны приносят дожди. Остальные учащиеся выявляют ошибки, делают дополнения.

Результаты данного метода:

1. Высокое качество знаний в 5-6 классах более 70%

2. Учащиеся получают более прочные знания, что позволяет им занимать призовые места на школьных и районных олимпиадах.

3. Повышение качества знаний по темам, изученным с использованием игрового моделирования в среднем на 2%-3%

Данный метод был представлен:

1. На общешкольной конференции: урок обобщения знаний в 5 классе

Педагогические игры разнообразны по: дидактическим целям; организационной структуре; возрастным возможностям их использования; специфике содержания.

Рассмотрим классификацию педагогических игр по разным основаниям, предложенной Г.К.Селевко.

По области деятельности выделяют физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические игры.

По характеру педагогического процесса:

    обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;

    познавательные, воспитательные, развивающие;

    репродуктивные, продуктивные, творческие;

    коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По игровой методике Г.К.Селевко выделяет предметные; сюжетные; ролевые; деловые; имитационные; драматизации.

По предметной деятельности (Г.К.Селевко ):

    математические, химические, биологические, физические, экологические;

    музыкальные, театральные, литературные;

    трудовые, технические, производственные;

    физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные;

    обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда. По игровой среде игры бывают без предметов и с предметами, а также настольные, комнатные, уличные, игры на местности; компьютерные, телевизионные, ТСО; технические, со средствами передвижения.

Игра как метод обучения

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

    в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

    как элемент более общей технологии;

    в качестве урока или его части (введение, контроль);

    как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим направлениям:

    дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

    учебная деятельность подчиняется правилам игры;

    учебный материал используется в качестве ее средства;

    в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую игру в игровую;

    успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Человек, обучаясь в ходе игры, не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний, это человек – лицо обучающее.

В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Есть великая формула К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, исследовательского таланта. И одним из эффективных средств этого является игра.

Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых методов обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИГРЫ

Концептуальные положения игровых форм обучения (С.А.Шмалов):

Целевым ориентиром в обучении является развитие и формирование творческой индивидуальности человека. А самое начальное звено – осознание уникальности своего интеллекта, самого себя.

Переориентация сознания школьника с обезличенного общественного на сугубо личное социально важное развитие.

Свобода выбора, свобода участия, создание равных возможностей в развитии и саморазвитии.

Приоритетная организация учебного процесса и его содержания на общее развитие учащихся, выявление и «взращивание» открытых талантов, формирование предпринимательской деловитости.

Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых методов обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Задачи игровых технологий (Пидкасистый, Хайдаров):

    Образовательные :

    Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.

    Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников.

    Развивающие:

    Развивать у учащихся творческое мышление.

    Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.

    Воспитательные:

    Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.

    Вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям.

    Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учение во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры – ее разнообразная полезность. Рассмотрим функции игры как педагогического феномена культуры (В.С.Кукушин).

    Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

    Функция межнациональной коммуникации.

    Функция самореализации человека в игре.

    Диагностическая функция игры.

    Игротерапевтическая функция игры.

    Функция коррекции в игре.

    Развлекательная функция игры.

error: