Занятия спортом учащихся школьного возраста. Младший школьный возраст

Возрастные особенности учащихся

Средний школьный возраст.

Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.

Характерная особенность подросткового возраста - половое созрева-ние организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков - несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит но-вые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.

Стоит обратить внимание классного руководителя на такую психоло-гическую особенность данного возраста, как избирательность их внима-ния. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уро-ки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возмож-ности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако, если классный руководитель создает трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и дли-

тельное время.

Значимой особенностью мышление подростка является его критич-ность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возраже-ниям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их послушный ребенок подвергает-ся чужому влиянию и в семьях наступает пора кризисной ситуации - «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.

Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуа-ции, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребя-там интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно выска-зать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста явля-ется несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с по-ступками, действиями поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчивые. Трудности жизненного плана, семейные
проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят большие сложности в
развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.

В этом возрасте важное значение приобретает чувственная сфера.
Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно.
Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса.
Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя,
вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен
к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимание индивидуальной
работе, проблемы ребенка решать наедине с ним. В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам. Подростки - мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и
мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только
книжные пираты и, разбойники, но и вполне зёленые местные хулиганы.
Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную
грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость - под-лостью, любовь к себе - насилием над другими. Девочки - подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно - положи-тельных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки подростки считают идеальной работу проститутки, спекуляцию, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями. Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным.

Классному руководителю необходимо обратить внимание на формирование нравственных качеств личности и знакомство с примерами положительных идеалов.
Классному руководителю нужно глубоко осмыслить особенности
развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на
его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это
даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе:


школа—— семья—— общество—— ребенок.

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность
самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие
классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и
учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоя-тельные решения. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».

У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с учителя-ми. Ученик, который имеет все пятерки по многим предметам, получает лишь «2» и «3» по другим. И это порой вовсе не связано с его работоспо-собностью или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации. Классный руководитель должен вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с клас-сом. В этом могут помочь следующие методики:

Методика № 1.

Изучение отношения учащихся к учебным предметам.

На бланке анкеты учащиеся пишут ответы на два вопроса. Ответ на вопрос нужно продолжить, используя предложенные варианты ответов.

Бланк анкеты

Необходимые предметы

Потому что

Интересные предметы

Потому что

I . Варианты ответов на вопрос "Необходимые предметы»

  1. Знание этого предмета необходимо для развития экономики стра-ны.
  2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.
  3. Этот предмет пригодится для поступления в техникум, ВУЗ, он будет необходим в будущей профессии.
  4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
    1. Этот предмет учить разбираться в жизни.
    2. Этот предмет считают значимым мои родители.
  5. Этот предмет формирует интеллектуальные умения, расширяет кругозор.
    1. Этот предмет участвует в республиканском тестировании.

II . Варианты ответов на вопрос «Интересные предметы»

  1. Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.
  2. Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
  3. Интересно выяснять причины событий.

4. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.

  1. Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражне-ния, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
  2. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
  3. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.
  4. Интересно, так как учитель, преподает необычно и этим привлекает учеников.

9. Интересно, так как этот предмет дается мне легко.

10.Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.

11.Интересно, потому что по этому предмету легко заработать отмет-ку.

12.Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставля-ет сосредоточенно мыслить.

Вопросы анкеты позволяют классному руководителю выяснить, что представляет собой познавательный интерес учащихся класса, какие предметы вызывают у учащихся трудности, с чем или с кем связаны учебные трудности детей.

Вопросы I блока - это вопросы, которые объединены событийно-стью, теоретическими основами, нравственной проблематикой.

Вопросы II блока - это вопросы, которые объединены способами познавательной деятельности, характером, отношений между учащимися и учителем; характером отношений внутри классного коллектива и вне его:

Методика № 2. «Ранжирование».

На доске написаны все учебные предметы, которые изучают учащие-ся класса. Им предлагается записать их на листок бумаги по степени зна-чимости для себя. Затем учитель определяет, какие предметы школьной программы учащиеся поставили на 1-е, 2-е и 3-е место по степени значи-мости.

Методика № 3. «Ассоциации».

Учащимся предлагается назвать ассоциации, которые вызывают у них школьные предметы. Ученикам называются предметы, а они на листочке пишут слова - ассоциации, связанные с этим предметом.

Если предмет вызывает интерес ассоциации будут носить положительный характер.

Если предмет неинтересен, ассоциации будут носить негативный ха-рактер.

Классному руководителю необходимо знать и учитывать в организа-ции воспитательной работы, что ведущей деятельностью подростков явля-ется общение, личностным новообразованием подростков - способность к идентификации. Важнейшая особенность подростков - постепенный уход От прямого копирования оценок взрослых к самооценке, опора на свои внутренние критерии.

Основная форма самопознания - сравнение себя с другими людьми:
взрослыми и сверстниками.

Средний школьный возраст или подростковый возраст охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет, т.е. учащихся 5 – 8 класса. Это возраст перехода от детства к юности, который характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Происходят бурный рост и физическое развитие детей. Внешность подростка отличается нескладностью, непропорциональностью частей тела, угловатостью движений.


Костная система развивается в связи с ростом и развитием всего организма подростка. Она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но еще не заканчивается окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей. Это может привести к разного рода искривлениям, ненормальному развитию частей скелета.

Чаще всего такие дефекты возникают от неправильного положения тела при ходьбе (неправильная осанка), сидении (неправильная поза) во время учебных занятий, или от чрезмерной перегрузки, а также при увлечении каким-нибудь одним видом гимнастических упражнений. Детям среднего школьного возраста следует опасаться ушибов, резких движений и сотрясений.


Отмечается в период подросткового возраста быстрый темп развития мышечной системы.За счет увеличения толщины мышечных волокон происходит резкое увеличение общей массы мышц. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 – 14 лет, у девочек – в 11 – 12 лет.

Многочисленные исследования показали, что в подростковом возрасте сила и выносливость мышц также увеличиваются.Строение мышц при этом не изменяется. Однако мышцы подростка еще не достигают того развития, которое свойственно мышцам взрослого человека. Мышечные волокна окончательно дифференцируются только к 17 годам.

Переживает бурное развитие и нервная система. Мозг подростка уже мало чем отличается от мозга взрослого человека по весу и объему, возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Согласно учению И.П. Павлова в процессе роста и развития подростка в коре его головного мозга образуются все новые и новые временные связи и их сложные системы, что лежит в основе обогащения фонда знаний, умений, навыков.

Таким образом, нервная система подростка находится в стадии формирования и является относительно несовершенной и слабой. Она не способна выдерживать длительные и сильные раздражители, под их влиянием быстро переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения.

Сердечнососудистая системапретерпевает изменения, которые часто сказываются на здоровье детей среднего школьного возраста. Сердце быстро растет и не успевает за ростом массы тела. Мускулатура сердца, его объем увеличиваются за период подросткового возраста в 2 раза, а масса тела – в 1,5 раза.

Рост диаметра артерий отстает от роста сердца.В сочетании с усиленной деятельностью щитовидной железы это приводит к повышению кровяного давления и напряжению сердечной деятельности.Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.


На младший школьный возраст приходится наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Режим дыхания у этого возраста менее эффективен, чем у взрослых. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков – с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет), у девочек – с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).Дыхание подростка неглубокое, а легочная вентиляция происходит за счет учащения дыхания, а не за счет его углубления.

Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма или начало функционирования половых желез. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вызывает новые переживания, влияет на развитие внутренних органов и изменение внешности. Появляются вторичные половые признаки. У девочек оно начинается с 11 лет, у мальчиков с 12 – 13 лет.

Средний школьный возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности. Например, в метании на меткость или на дальность. Силовые и скоростно-силовые способности и выносливость увеличиваются умеренно, а гибкость не изменяется, нарастает очень медленно.

Таким образом, физическое развитие учащихся среднего школьного возраста во многих отношенияхдостигает пика. Происходит интенсивный рост костей, мышечных волокон, сердца, волокон головного мозга, дифференцируются дыхательный аппарат и половая система. Физическое развитие учащихся отличается не только интенсификацией, но и несоразмерностью, изменения одних систем опережают развитие других систем.

Психофизиологические особенности учащегося средней школы

Средний школьный возраст

Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков - несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа взрослого должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.
Поэтому родитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания.
В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.
Подростки-мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость - подлостью, любовь к себе - насилием над другими.
Девочки-подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки-подростки считают идеальной работу проститутки, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.
Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще.
Классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- формирование нравственных качеств личности
- знакомство с примерами положительных идеалов.
Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе:
школа - семья - общество - ребенок.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог, принимать самостоятельные решения.

У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с учителями. Ученик, который имеет все пятерки по многим предметам, получает лишь «2» и «3» по другим. И это порой вовсе не связано с его работоспособностью или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации.

Это переходный период от детства к юности , который совпадает с обучением в 5-9 классах (школа второй ступени), характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Н. К. Крупская характеризовала душевный мир подростка психологией полуребенка-полувзрослого : в своем развитии он уже ``ушел"" от детей, но еще не ``пристал"" к взрослым. Этот период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей.

В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма : наблюдается усиленный рост тела в длину (у мальчиков за год отмечается прирост на 6-10 см, у девочек - до 6-8 см, особенно интенсивно растут мальчики 15 лет, прибавляя в росте 20-25 см, и девочки 13 лет); продолжается процесс окостенения скелета , кости приобретают упругость и твердость; значительно возрастает сила мышц; развитие внутренних органов неравномерно (рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения, легочный аппарат подростка развивается недостаточно быстро, хотя жизненная емкость легких возрастает до , дыхание подростка учащенное); неравномерность физического развития оказывает влияние на поведение подростков : они часто излишне жестикулируют, движения порывисты, плохо координированы.

Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма (у девочек - с 11 лет, у мальчиков - с 12-13 лет), которое вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вызывает новые переживания.

Продолжается развитие нервной системы : мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого; возрастает роль сознания, улучшается контроль головного мозга над инстинктами и эмоциями; однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.

Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно (иногда оно отличается тонкостью и глубиной, иногда поражает своей поверхностью); определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту ; характерная особенность - неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом .

Характерная черта внимания - его специфическая избирательность (интересные уроки или дела увлекают подростков, и они могут долго сосредотачиваться на одном материале или явлении); легкая возбудимость, интерес к необычному становятся причиной непроизвольного переключения внимания.

Происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности : мышление становится более систематизированным , улучшается способность к абстрактному мышлению ; мышление приобретает новую черту - критичность (подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям); этот возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления . Развитие мышления происходит в неразрывной связи с развитием речи.

Речь : заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям , доказательным суждениям; чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой , речь становится образной и выразительной .

Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками, к самостоятельности и независимости, к ``эмансипации"" от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности , однако нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы поведения еще не приобрели устойчивость (их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни); чувства становятся сильными, проявляются бурно, иногда аффективно ; одна из самых серьезных проблем - несогласованность убеждений и моральных понятий с поступками, действиями и поведением; наряду с положительно ориентированными качествами встречаются незрелые и даже аморальные представления : притягательными для мальчиков-подростков могут стать не только книжные пираты, но и местные хулиганы, подражая которым подростки переходят ту опасную грань, за которой смелость оборачивается жестокостью, уважение к себе - насилием над другим; у девочек-подростков также немало ложных идеалов (некоторые девочки-подростки не осуждают проституцию, спекулянтство, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями).

К концу подросткового периода перед школьниками встает проблема выбора профессии : большинство подростков понимают смысл честного и добросовестного труда , однако, по данным исследований последних лет, прогрессируют инфантилизм, безразличие, социальная незрелость .

Сегодня в моде здоровый образ жизни, и это не может не радовать. Все хотят быть крепкими, сильными, привлекательными, поэтому посещают бассейны, тренажерные залы, занимаются аэробикой и т.д. Родители записывают своих детей в различные спортивные секции, одни — просто для поддержания физической формы и укрепления здоровья, другие рассматривают спорт как возможную будущую профессию для ребенка.

0 110055

Фотогалерея: Занятия спортом учащихся школьного возраста

Но прежде чем начинать занятия спортом учащихся школьного возраста, надо обязательно посе-тить с ребенком участкового врача. Особенно, если он на пороге подросткового возраста. Возникает вопрос: каким должно быть сердце у ребенка для занятий спортом? И, что важнее, каким оно не должно быть? На эти вопросы вам ответит лишь специалист. Врач выслушает сердце ребенка, напра-вит на электрокардиограмму (ЭКГ), а при необходимости назначит другие виды обследования. Надо заметить, что далеко не все рождаются для большого спорта. Занятия спортом и вообще физические на-грузки противопоказаны детям с хро-ническими заболеваниями, такими как бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка, болезни почек, су-ставов. А при заболеваниях сердеч-но-сосудистой системы, в том числе и врожденных пороках сердца, даже небольшие нагрузки могут привести к непоправимым последствиям. Большие физические нагрузки про-тивопоказаны и при наличии у ребен-ка очагов хронической инфекции, та-ких как хронический тонзиллит, сину-сит, множественный кариес. Даже после перенесенной банальной виру-сной инфекции детям нельзя в тече-ние двух-трех недель заниматься спортом, сдавать нормативы, прини-мать участие в кроссах и т.д.

Очень часто, видя ЭКГ, врач гово-рит родителям учащихся школьного возраста, что их ребенок спортсменом не будет или что занятия профессиональным спортом ему противопоказаны. Почему? Да пото-му что ЭКГ этих детей имеют некото-рые особенности. Это синдром ран-ней реполяризации желудочков, раз-личные электрокардиографические синдромы предвозбуждения желу-дочков (синдром WPW, синдром пар-циального предвозбуждения желу-дочков, синдром укороченного ин-тервала P-Q). Все эти синдромы ча-сто осложняются аритмиями, а на-следственный синдром удлиненного интервала Q-T может быть причиной внезапной смерти. Поэтому детям с такими особенностями противопока-заны занятия в спортивных секциях и физические перегрузки. Вот почему так важно посетить поликлинику и убедиться в том, что у вашего ребен-ка подобных проблем нет.

Если ребенок собирается серьез-но заниматься спортом, то жела-тельно сделать не только ЭКГ, но и эхокардиографию, или УЗИ сердца. Ведь только при ультразвуковом ис-следовании можно выявить пролап-сы сердечных клапанов (в частно-сти, пролапс митрального клапана, или ПМК), функционирующее оваль-ное окно (ФОО), дополнительные (ложные) хорды в сердце и т.д. Эти так называемые малые аномалии развития сердца также являются противопоказания-ми для большого спорта.

Что такое "спортивное сердце"?

В кардиологическое отделение периодически поступают дети школьного возраста, занимающиеся спортом уже многие годы, для кото-рых спорт — часть их жизни. Надо сказать, что сердце спортсмена нес-колько отличается от сердца челове-ка, не утруждающего себя постоянны-ми интенсивными физическими на-грузками. Уже с первых месяцев тре-нировок происходит адаптация сер-дечной мышцы к нагрузкам, что про-является, в частности, умеренной брадикардией (замедление ритма сердца). При этом ребенок не испы-тывает никакого дискомфорта, ни на что не жалуется. Такое состояние на-зывается физиологическим спортив-ным сердцем. Ребенок с 11 до 15 лет не может быстро адаптироваться к нагрузкам, подростковое сердце для занятий спортом не очень подходит. Оно просто «не успевает» за темпами своего роста и развития.

Внимание: миокардиодистрофия

При недостаточном врачебном контроле за тренировочным режимом спортсмена и по мере нараста-ния нагрузок нередко развивается так называемое пограничное со-стояние, которое в дальнейшем мо-жет перейти в патологическое спор-тивное сердце. В результате чрез-мерных нагрузок при занятиях спортом учащимися школьного возраста происходит пере-напряжение органа, что приводит к миокардиодистрофии. Здесь уже дети начинают жаловаться на боли в области сердца, головную боль, го-ловокружение, периодическую сла-бость, быструю утомляемость. Выяв-ляются изменения на ЭКГ, на УЗИ сердца может быть обнаружено рас-ширение полости левого желудочка, снижение его сократительной функ-ции. Одним из неблагоприятных признаков для юного спортсмена, например, 11 лет яв-ляется наличие у него тахикардии (учащенного пульса).

Большинство ребят школьного возраста сегодня, к сожалению, ма-ло двигаются, много времени прово-дят за уроками, у компьютера или те-левизора. Их иногда просто невозможно «выгнать» на улицу, на свежий воздух. Иногда резкий переход от гиподинамии к интенсивным трени-ровкам также способствует разви-тию дистрофии миокарда, или мио-кардиодистрофии. И наоборот, при резком прекращении спортивных занятий также могут появиться патоло-гические изменения. Значит, эти мо-менты также должны контролиро-ваться спортивным врачом.

Популярны сегодня у части ребят занятия в тренажерных залах, где они, подражая кумирам, начинают резко "таскать железо" без всякого контроля со стороны тренера. Допу-скать этого нельзя! Как раз в подро-стковом периоде организм очень уязвим — опорно-двигательный ап-парат, внутренние органы, в том чи-сле и сердечно-сосудистая система в целом, не успевают за ростом ребен-ка, они еще недостаточно зрелые, не такие, как у взрослого человека. И под действием больших физических нагрузок в организме случаются "по-ломки". Начинаются проблемы — бо-лит позвоночник, "шалит" сердце, выявляются изменения на ЭКГ. С ди-агнозом "миокардиодистрофия" под-ростка направляют в стационар.

Когда с тренировкой надо повременить

При выявлении проблем со сторо-ны сердца спортсмен должен быть отстранен от тренировок на время обследования и лечения. Ребятам-спортсменам с большими нагрузка-ми необходимо строго соблюдать режим дня, спать не менее 8-9 ча-сов. Важно следить за питанием — оно должно быть рациональным, до-статочно калорийным, с высоким со-держанием белков, минеральных ве-ществ, витаминов. Совершенно про-тивопоказаны алкоголь и никотин!

Кроме того, если необходимо, врач назначает кардиотропные препара-ты, улучшающие питание, обменные процессы в сердечной мышце. Это могут быть рибоксин, милдронат, предуктал, АТФ и кокарбоксилаза, поли-витаминные препараты, препараты калия, аевит. Лечение во время занятий спортом учащихся школьного возраста должно длиться не менее месяца. Затем рекомен-дуется снизить тренировочный режим еще на 2-3 месяца, сохраняя при этом утреннюю зарядку, прогулки. За-нятия спортом можно возобновить только при исчезновении выявленных изменений. Если эти изменения сох-раняются в течение 6 месяцев, то придется отказаться от дальнейших занятий спортом. Есть много других интересных увлечений. Необходимо вовремя провести переориентацию, чтобы отказ от спорта не стал трагедией для ребенка школьного возраста, чье сердце для занятий спортом просто не создано.

error: