Как развивать у ребенка абстрактное мышление? Упражнения на развитие абстрактного мышления у детей.

Детям дошкольного возраста свойственно мыслить образами, для них чрезвычайно важен визуальный ряд. Ближе к 6 годам ребенок учится словесно-логическому и абстрактному мышлению. Т.е. он может оперировать символами, которые нельзя ни потрогать, ни увидеть.

Родители часто узнают о трудностях с абстрактным мышлением у малыша, когда начинают учить простейшие математические действия. Плюс и минус могут оказаться слишком непонятными для дошкольника. Прежде всего, его не следует за это ругать и заставлять «подумать лучше».

Ты можешь понять насколько твой малыш владеет абстрактными понятиями, проделав несложный тест.

Набери в два стакана одинаковое количество воды. Покажи малышу и скажи что ты сделала. Теперь вылей содержимое одного стакана в узкую прозрачную бутылку; другого - в литровую банку. Спроси: в какой емкости воды больше?

Если ребенок уверенно покажет на бутылку, тебе стоит воспользоваться советами по развитию абстрактного мышления, так как оно у него пока работает слабо. Малыш правильно ответил на вопрос? Это свидетельствует о том, что он готов к изучению математики.

Все занятия проводи в форме игры, чтобы они не наскучили ребенку. День изо дня меняй упражнения, и малыш даже не поймет что с ним занимаются! Начнем с самых простых.

Убери лишнее слово

Ты называешь понятия, явления или предметы, и одно не связанное с ними слово.

Например

Ворона, сова, аист, воробей, мышь, голубь. Со временем усложняй цепочки, ставя «ловушки». К примеру так. Снег, лед, мороженое, сахарная вата, сосулька (все холодное, кроме сахарной ваты).

Что общего и чем отличаются?

Выбирай поначалу простые варианты, к примеру «куст-дерево». Чем больше расскажет малыш про сходства и отличия - тем лучше!

Идея

Участвуй активно в игре. После того, как ребенок ответит на твой вопрос, пусть даст тебе задание. Выбрать подходящую пару - это тоже тренировка!

Антонимы

Кроха без труда подберет противоположность слову «день» или «солнце». Но пусть попробует найти антоним к таким словам, как «стоять», «просить прощения», «аромат», «финал»… В этой игре твой помощник - словарь антонимов. Заодно научи ребенка им пользоваться.

Зарядка наоборот

Это веселое и подвижное упражнение так же поможет малышу развить внимательность. Попроси ребенка повторять твои движения, не обращая внимания на слова. Поднимая руки вверх, говори: руки вниз. Опуская руки вниз, говори: руки в стороны. И так далее. После этого - наоборот. Ты делаешь не правильно, а говоришь верно.

Ассоциации

Этой словесной игрой можно заниматься на прогулке, в дороге. К примеру, ты начинаешь: «машина». Ребенок должен назвать слово, так или иначе связанное с машиной. Пусть будет «колесо». Твоя очередь: «круг». А теперь малыш может сказать хоть «Земля», хоть «чашка». Главное - чтобы объяснил почему его слово связано с понятием «круг».

Эти занятия полезны как для развития мышления и внимания, так и для концентрации. Ты и сама сможешь придумать подобные игры. А еще лучше - придумывайте вместе!

Бубнова Ксения Александровна

Вот ваш малыш и стал первоклассником. А может быть, он пойдет в школу в следующем году, но уже сейчас вас беспокоит вопрос: "Не будет ли моему ребенку тяжело учиться? На что стоит обратить внимание при подготовке к школе?". В этой статье я расскажу о том, как помочь малышу развить абстрактно - логическое мышление. Ведь хорошее абстрактно-логическое мышление - залог успешного овладения школьной программой. Простой тест поможет вам определить, в достаточной ли степени развито оно у вашего ребенка (речь идет о дошкольниках и ребятишках младшего школьного возраста).

Тест " Прибавилось или убавилось".
Сохранение массы.

Возьмите два пластилиновых шарика по 5 см в диаметре. Покажите их малышу, пусть он убедится, что в каждом одинаковое количество пластилина: "Представь себе, что это тесто для пирога. Если мы испечем из этих шариков два пирожка, и ты съешь один, а я другой, мы съедим поровну? Или ты больше? Или я?"

После этого возьмите один из шариков и сделайте из него галету (плоский овал) длиной приблизительно 8 см: "А теперь в шарике и галете одинаково пластилина? Или в шарике больше? Или в галете? (Обыграйте ситуацию с едой). В зависимости от ответов ребенка вы можете попробовать его запутать: "Посмотри на галету, она плоская, очень тоненькая. Тебе не кажется, что в шарике можно съесть больше?" Прежде чем снова скатать шарик из галеты, как в начале, спросите у ребенка: "Если я из этой галеты сделаю шарик, то у меня будет так же много, как и сейчас?" Сделайте из галеты шарик и покажите, что вещества осталось столько же. Третья процедура с пластилином: разделите один из шариков на мелкие кусочки (приблизительно на 8 -10 "крошек"), а затем попросите ребенка сравнить все полученные кусочки с шариком.

    Абстрактно - логическое мышление развито плохо.
    Вот какие ответы и объяснения дает ребенок: "В шарике больше, потому что колбаска тоньше" или "В галете больше, потому что она длиннее". Это значит, что малыш сосредоточен на одном из измерений, иногда переходит от одного к другому, но не связывает их между собой. Напоминание о начальном количестве вещества не изменяет его мнение. Иногда дети предполагают возможность возвращения к одинаковым по количеству шарикам.

    Абстрактно - логическое мышление развито не очень хорошо.
    Ребенок колеблется между утверждением и отрицанием. Если вы его запутываете, подсказывая неправильный ответ, малыш не сопротивляется.

    Абстрактно - логическое мышление развито отлично. Ребенок рассуждает приблизительно так: "И здесь, и там одинаково, ведь если снова сделать шарик, будет то же самое". Или: "Ведь ничего не забирали и не прибавляли, поэтому и здесь и там одинаково".

Тест "Какое слово лишнее?"

Сообщите малышу, что сейчас вы будете играть. Лишнее слово спряталось среди слов, которые "подходят" друг другу по смыслу. Задача - найти "неподходящее" слово. Затем прочтите первый ряд слов.

    Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

Если малыш ответил неверно, дайте ему шанс исправить ошибку. При правильном ответе задайте вопрос: "Почему?" Такая же работа проводится с остальными рядами слов. Вопрос "Почему?" задается с 1 по 9 ряд.

Ряды слов:

  1. Река, озеро, море, мост, пруд.
  2. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.
  3. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.
  4. Тополь, береза, крыжовник, липа, осина.
  5. Курица, утка, орел, гусь, индюк.
  6. Окружность, треугольник, указка, квадрат.
  7. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
  8. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

Если ребенок в большинстве случаев не ошибается и может ответить на вопрос "Почему?" (для заданий 1 - 9), его уровень оценивается как высокий, если успешно справился с половиной заданий - как средний. Если же уровень низкий (ребенок не справился и с половиной заданий), переживать не следует - просто необходимо поработать с малышом. Попробуйте еще один тест.

"Что у них общего?"

Оценивается он так же, как и предыдущий.
Спросите у ребенка, как одним словом можно назвать то, что вы прочтете.

  1. Окунь, карась - …
  2. Огурец, помидор - …
  3. Шкаф, диван - …
  4. Июнь, июль - …
  5. Слон, муравей - …

Сначала вы читаете малышу эти ряды, затем даете задание (назвать одним словом). Попросите ребенка дать ответ, когда вы будете зачитывать слова повторно. Если задание непонятно, подскажите малышу, вместе подумайте, как, скажем, одним словом назвать розу и ромашку. Спросите, можно ли сказать: "Роза и ромашка - цветы"?

Есть еще несколько тестов (тест на осведомленность по методике Амтхауэра, тест на аналогию) с бальной системой оценивания уровня развития абстрактно - логического мышления. Вы можете ознакомиться с ними, прочитав замечательную книгу "Как подготовить ребенка к школе" (авторы - А. А. Реан и С. Н. Костромина), по материалам которой подготовлена эта статья. Однако и по результатам предложенных тестов можно определить, есть ли проблемы у вашего малыша и насколько они серьезны.
А теперь - немного теории. Абстрактно - логическое мышление во многом опирается на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках. Обычно у ребенка дошкольного возраста этот тип мышления только начинает развиваться, однако в программу первого класса включаются задания, требующие решения в абстрактно - логической сфере. Лучше начать тренировки заранее.

Упражнение "Что и почему?"

Психологи называют это так: "Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов".
Вы объясняете ребёнку: "Автомобиль ездит на бензине или другом топливе; трамвай, троллейбус или электричка движутся от электричества. Все это вместе - транспорт". Увидев незнакомую машину (например, автокран), спросите "Что это? Почему?" Подобные упражнения можно выполнять и с другими понятиями: инструменты, посуда, посуда, растения, животные, мебель и т.д.

Упражнение "Карточки"
(Формирование искусственных понятий)

Вам потребуется изготовить три набора карточек (по девять карточек в каждом наборе). На карточках должны быть изображены геометрические фигуры (по одной на каждой карточке): треугольник, квадрат, круг. Каждая фигура изображена на фоне трёх степеней насыщенности: бледно-розовом, розовом, красном. В первом наборе все фигуры черного цвета. Во втором - белого, в третьем - серого. На оборотной стороне карточек записаны бессмысленные сочетания из трех букв. Для первого набора - ПАК, для второго - БРО. Для третьего - ВИЛ. Вам надо разделить карточки на группы и предложить детям угадать задуманную комбинацию фигур.

Ребенок должен выявить признаки, объединяющие фигуры в группу. При этом он иногда может пользоваться бессмысленными словами, записанными на оборотной стороне карточек: фигуры, принадлежащие к одной и той же группе, на обороте имеют одинаковые надписи. Очень важно добиться, чтобы ребёнок как можно реже заглядывал на оборотную сторону карточки. Таким образом, ребёнку волей-неволей придётся образовать искусственные понятия, пользуясь двумя рядами стимулов: один ряд выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность ребенка, другой ряд - функцию знаков, организующих эту деятельность.

Упражнение "Больше, длиннее и короче"
(Формирование умения отделять форму понятия от его содержания)

Сообщите ребёнку: "Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче".
Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?
Кот или кит? Какое больше? Почему?
Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?
Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?
Можете придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше.

Упражнение "Как это всё называется?"

Вы зачитываете ребёнку приведенные ряды слов и затем спрашиваете, как можно назвать эти предметы одним словом. Можете предложить ребёнку продолжить ряд. Пример: утка, курица… Всё это - птицы. А еще голубь, ворона, индюк.
Ряды слов:

  1. Окунь, карась - _______________
  2. Огурец, помидор - ____________
  3. Шкаф, диван - ________________
  4. Июнь, июль - _________________
  5. Бабочка, муравей - ____________
  6. Дерево, цветок - _______________
  7. Пальто, юбка - ________________
  8. Учитель, врач - ________________
  9. Автобус, трамвай - _____________
  10. Понедельник, вторник - ________
  11. Весна, лето - __________________
  12. Утро, вечер - __________________
  13. Кастрюля, ложка - _____________
  14. Кукла, мяч - ___________________
  15. Сапоги, туфли - ________________

Упражнение "Разница и сходство"

Ребёнок должен определить, чем различаются и чем похожи понятия:

  1. Утро - вечер
  2. Корова - лошадь
  3. Летчик - танкист
  4. Лыжи - коньки
  5. Трамвай - троллейбус
  6. Озеро - река
  7. Дождь - снег
  8. Поезд - самолет
  9. обман - ошибка
  10. Маленькая девочка - большая кукла
  11. Яблоко - вишня
  12. Ворона - воробей
  13. Молоко - вода
  14. Золото - серебро
  15. Сани - телега
  16. Воробей - курица
  17. Вечер - утро
  18. Дуб - берёза
  19. Сказка - песня
  20. Картина - портрет

Упражнение "Кто без чего не обойдётся"
(Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений, если он решает длинный ряд однотипных задач.)

Вы объясняете задание так: "Сейчас я прочитаю ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, означающие то, без чего главный предмет не может обойтись. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Тебе нужно найти самые главные слова. Например, сад… Как ты думаешь, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, то есть то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

  1. Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
  3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
  4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)
  5. Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево)
  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
  7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
  8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
  9. Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Следующим этапом ваших занятий должно стать формирование суждений, а для этого ребёнку надо выучиться понимать переносный смысл фразы. Для этого тренинга вы можете использовать различный литературный материал, пословицы, поговорки, которые можно понять и буквально, и в переносном смысле.

Например, поработайте над объяснением таких пословиц:
"Семь раз отмерь, а один раз отрежь"
"Лучше меньше, да лучше"
"Поспешишь - людей насмешишь"
"Куй железо, пока горячо"
"Сделал дело - гуляй смело"
"Не в свои сани не садись"

Работа над пословицами проводится следующим образом.
Скажите малышу: "Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а та попробуй подобрать к ней подходящую фразу из тех, которые я тебе предложу".

К пословице "Семь раз отмерь, один раз отрежь" предложите три варианта:

  1. Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.
  2. Прежде чем сделать, надо хорошо подумать.
  3. Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал.
Правильный выбор - второй вариант.
Подобным образом поработайте над остальными пословицами. Конечно же, поначалу малыш не справится без вашей помощи, это задание достаточно сложное не только для дошкольников, но и для детей младшего школьного возраста. Вместе думайте, вместе размышляйте, дайте понять ребенку, что вы и сами иногда не можете сразу найти правильный ответ. А теперь - самое главное. Работать с ребенком нужно так, чтобы все, что вы делаете, казалось ему интересной и увлекательной игрой. Проявляйте максимум терпения, такта и доброжелательности! Малыш ни в коем случае не должен почувствовать, что вы им недовольны, что у него что-то не получается! Сразу ведь и не может получаться! Не забывайте похвалить ребенка за самую маленькую победу. Скажите ему с восторгом: "Вот видишь, раньше это задание казалось тебе сложным, а теперь ты так здорово с ним справился!"

Удачи вам и вашему ребенку!

Введите e-mail адрес:

Для того чтобы осмысливать абстрактные понятия, ребенок должен отвлечься от материальной реальности, связанной с ними, и предметов, которые непосредственно значимы для данных понятий. Ему необходимо вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельную сторону, свойство или состояние того, над чем он сейчас размышляет. Например, если, после того как ребенок прослушал «Щедрое дерево» Шела Сильверстайна, он сделал заключение, что эта сказка об эгоизме, значит, он способен извлекать и переносить основную тему художественного произведения в свой мир.

Все значительные виды обучения требуют абстрактного мышления. Маленькие дети могут и должны отделять понятия, абстрагировать их от своего мира. Ребенок учится мыслить абстрактно с помощью содержательных игр и обучения взаимодействию, поиска новых способов представления предметов и обобщения полученных впечатлений. Это умение позволяет ему выстраивать теории о его мире.

Абстрактное мышление и числа

Развитие абстрактного мышления идет рука об руку с развивающимися математическими способностями вашего ребенка. Со временем дети развивают более абстрактные идеи о числах и счете. Почти с рождения малыши чувствительны к понятию количества. В возрасте от восьми месяцев до одного года дети, например, могут определять, какая из двух очень маленьких кучек больше, чем другая. У них начинается долгий процесс познания сложных идей о числах и счете.

Значительное развитие происходит у ребенка в возрасте около двух лет, когда он знакомится с символичными или ролевыми играми: в них он начинает связывать мысли с отношениями и мысленно представлять количество. Например, ребенок может сказать подруге: «Я буду папой, ты будешь сестрой, а эта скала будет собакой». Играя так, он может поставить на стол две тарелки: одну для себя («папы») и одну для своей подруги («сестры»). Затем он берет две ложки - автоматически, не считая - и кладет по одной на каждую тарелку. Ребенок абстрагируется от мысли о числах, играя с конкретными предметами.

Также очень важно развитие понимания слов, обозначающих числа. Эти слова помогают детям осознавать представление о числах и понимать, как можно классифицировать количество. Например, трехлетняя девочка сидит со своей собакой на скамейке и к ним подходит другая собака. Девочка говорит маме: «Мама, смотри, две собачки!» и просит у мамы два лакомства. Затем она дает по одному лакомству каждой из них. Это важная абстракция, потому что сама идея о числе два - это абстрактное понятие. Девочка смогла использовать слово «два», чтобы рассказать о количестве собак, которых увидела.

Ваш ребенок опирается на эти ранние математические идеи, когда учится считать. Понимание слов, обозначающих числа и навыки счета вместе, позволяет детям конструировать абстрактные сравнения чисел. Например, в возрасте старше трех с половиной лет большинство детей могут точно сравнивать количество в двух группах разнородных предметов, таких как куча кубиков и куча чипсов. Они также могут точно сравнивать группы, которые нельзя увидеть, например, кучу стеклянных шариков и последовательность барабанной дроби. В возрасте от четырех до четырех с половиной лет дети могут сравнивать группы предметов, каждая из которых состоит из разных предметов. Это показывает, что они рассматривают нумерацию в качестве более абстрактной идеи, которая не зависит от размера и природы предметов, которые нужно посчитать.

Ребенок также развивает абстрактные мысли о счете посредством письма. Дошкольники понимают, что письменные знаки на бумаге могут передавать информацию о количестве. Например, трех-, четырехлетние дети могут рисовать на бумаге палочки, чтобы показать, сколько предметов они насчитали.

Понимание форм

Для детей понимание концепции «форма» - это еще один способ осмысления мира и еще один шаг в развитии навыков абстрактного мышления. Это понимание заключается в умении делать обобщения о повседневном окружении. Маленькие дети могут узнавать о формах более глубоко, чем мы думаем. Во-первых, они узнают о формах в «целом»; например, определяя предметы прямоугольной формы, потому что «они похожи на дверь». Когда ваш ребенок может отделять форму от фона, замечать ее и отличать от других предметов, он абстрагирует эту форму.

Позже, проведя множество опытов с формами, ваш ребенок сможет распознавать, скажем, треугольники различных размеров и ориентированности. Он может обнаружить, что определенная форма может варьировать. Например, форма может быть «длинной и тонкой», но это все равно треугольник. Цвет, толщина и другие характеристики теперь рассматриваются как идеи, не относящиеся к форме. Ребенок абстрагирует идею от формы. Одновременно ребенок начинает рассматривать еще одну важную абстракцию: он мысленно «извлекает» отдельные части формы. Например, он начинает видеть треугольник не только как форму, которая выглядит определенным образом, но еще и имеет три стороны и три угла. В работе с маленькими детьми специалисты обнаружили, что эта способность дает им ощущение собственной возможности понять что-либо, ощущение своей интеллектуальной силы. Ребенок может сказать: «Он очень острый и очень длинный, но я знаю, что это треугольник. Смотри: одна, две, три прямые стороны!».

Способы развития абстрактного мышления

Вы можете ежедневно помогать ребенку развивать навыки абстрактного мышления, обсуждая его переживания и помогая ему осмыслить их. Попробуйте следующие виды деятельности.

  • Считайте все вокруг. Считайте вместе с ребенком ступеньки лестницы, по которой вы поднимаетесь; тарелки на столе; изюминки в шоколадке и так далее.
  • Учите правила счета. Возьмите куклу (назовите ее, например, Незнайкой) и пусть она посчитает неправильно, попросите ребенка исправить Незнайку. Попросите рассказать, что именно Незнайка сделал не так. Для более уверенного счета ребенка начинайте с маленьких цифр.
  • Играйте с маршрутами и картами. С очень маленькими по возрасту детьми обсуждайте достопримечательности, которые вы наблюдаете во время прогулки. Малыш может создавать модели этих достопримечательностей с помощью игрушек. Ребенок постарше может, например, попробовать построить модель своей комнаты или начать рисовать простые карты. Также он может играть дома в такие игры, как поиск спрятанных предметов, с помощью простой карты, которую нарисовали вы. Подчеркните, что модели и карты - это уменьшенные версии настоящего пространства.
  • Предоставляйте большое количество возможностей для практического опыта. Счетный материал (детали конструктора, наборы формочек, соединяющиеся и простые кубики) и другие предметы (пуговицы, камешки или бисер) помогают ребенку выстраивать представления о математических идеях. Маленькие дети часто знают числа, но не могут применить это знание; а такие предметы будут помогать им в этом.
  • Стройте с помощью различных форм. Дайте ребенку набор блоков (кубиков) различных форм для проектирования и строительства. Находите и показывайте определенные формы в повседневных предметах и пытайтесь воссоздавать их с помощью блоков.
  • Поощряйте решение задач. Счетный материал, такой как кубики, можно использовать для счета, арифметики, моделирования и создания геометрических форм. Поощряйте детей использовать эти материалы при решении различных задач и для последующего обдумывания и оценивания своих решений. Это является важным шагом к абстрагированию идей, которые счетный материал помогает развивать.
  • Классифицируйте предметы по признакам. Сортируйте и классифицируйте различные предметы. Подчеркните, что для сортировки мы создаем и используем разные категории, признаки. Когда вы убираете комнату ребенка, складывайте вместе детали (кубики) одинаковой формы или классифицируйте детали на те, которые можно катить, и те, которые нельзя.
  • Разговаривайте с ребенком. Обсуждение помогает ребенку переключить речь и мысли на себя и узнавать абстрактные понятия. Обсуждайте события, которые происходили где-то далеко и давным-давно. Это поможет ребенку научиться представлять идеи, мысли и оперировать символами абстрактно, но по существу. Попросите ребенка обдумать свой предстоящий день и спланировать то, что он будет делать завтра. Если он пытается решить задачу, попросите его рассмотреть различные способы решения и подходы к ней. Попросите ребенка представить свои мысли и идеи разными способами, например, путем разговора, пения, актерской игры или рисования - всех детских «языков».
  • Задавайте вопросы: почему? Почему не? Что если? Эти вопросы побуждают ребенка думать и описывать особенности математических объектов, такие, как, например, формы. Они также заставляют смотреть на вещи с различных точек зрения.
  • Помогайте ребенку учиться задавать правильные вопросы. Маленькие дети редко просят о дополнительной информации, когда чего-то не понимают, но если их активно поощрять, они будут учиться этому.
  • Используйте информацию из книг о математике. Читайте и обсуждайте книги, которые учат математическим понятиям, таким, как счет, соотношение размеров, форм и так далее.

​Мы можем ежедневно наблюдать за тем, как наши дети мыслят абстрактно. Они замечательные мыслители и постоянно размышляют о своем мире. Например, ребенок любит наблюдать за птицами и однажды увидев бабочку, он взволнованно говорит: «Птица!». Так он использует абстрактное мышление, чтобы развить теорию о том, что все существа с крыльями, или все, кто может летать и по величине больше чем насекомые, - это птицы. Хотя его абстракция нуждается в определенной доработке, его способность мыслить таким образом будет хорошо служить ему в будущем. Он усердно работает, чтобы обрести смысл своего мира. Когда мы разговариваем с нашими детьми и помогаем им совершенствовать абстракции, мы помогаем им учиться.

Учителям приходится иметь дело с разными уровнями интеллектуального развития детей. Некоторые из них «застряли» на этапе наглядно-действенного мышления. Поэтому в обучении они могут использовать только зубрежку и относительно точное воспроизведение полученной от учителя информации. В этом немалая вина родителей, не желающих просвещаться в вопросах развития ребенка. Мы не можем смиряться с таким положением, поэтому и выносим свои суждения о ПОЗНАНИИ на суд читателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Абстрактное мышление – выделение одних признаков и отвлечение от других, незначительных в данный момент или для данного человека. Без развития этого вида мышления невозможно становление успешной личности.

Под успехом здесь понимается личностное ощущение того, что жизнь свою человеку удается строить по своим целям и своими силами на благо себе и людям. Не следует путать успех с престижем. Престиж это социально обусловленное представление о достойной жизни. Он может противоречить духовным потребностям человека. Право выбора – за самим человеком.


Абстрактное мышление в творчестве предполагает выход за пределы реальных данных, нахождение новых связей и отношений между объектами, широкую, но целенаправленную мобилизацию знаний и опыта.


Этапы формирования мышления ребенка:

Наглядно-действенное (до 3 лет),
- наглядно-образное (до 9 лет),
- словесно-логическое (абстрактное) (к 14 годам).

Развитие мышления ребенка начинается с информации, поданной в виде вопроса, задачи. Родители найдут массу поводов для общения с ребенком в этом плане, если осознают важность абстрактного мышления для судьбы ребенка.


До девятилетнего возраста дети живут в магическом мире, нельзя торопить их с осознанием реальности, всему свое время. А этот период необходим для развития воображения, фантазии – основы творческой деятельности человека. Малышу очень интересно «собирать грибы на асфальте», представляя, что он в лесу; «кормить маму по ее заказу разной пищей из речного песка», - его идеи будут фонтанировать, если родители поддержат его в игровой деятельности.


Кстати, ребенок до 9 лет еще не готов к свободе выбора своих поступков и ответственности за выбор. Его действия чаще импульсивны или продиктованы страхом наказания. Если взрослые создают для ребенка такие сложные обстоятельства выбора, ребенок испытывает психологическое беспокойство и неуверенность.

Потребность в защите – сильнейшая в этом возрасте, поэтому ребенку нуждается в «сильных» родителях, которые бы руководили им.


Для развития мышления ребенка взрослому не стоит торопиться отвечать на некоторые «почему?» ребенка, а спросить «А ты как думаешь?», и направлять его «думанье». В результате дети дошкольного возраста рано проявляют интерес к играм, развивающим интеллект, любят разгадывать загадки, отвечать на хитроумные вопросы и сами сочинять их.

Не надо загружать ребенка разной информацией, лучше научить размышлять над тем, что ему доступно в его возрасте. В этом возрасте абстрактное мышление должно опираться на наглядно-образное мышление, на приобретенный жизненный опыт ребенка.


Начиная с девятилетнего возраста уже можно прямо спрашивать о его настроениях, желаниях, учить соотносить потребности с возможностями и последствиями их реализации, - так приобретается опыт свободы выбора.

Подростков с 12 - 14 лет, пора спрашивать, что они думают, по поводу какой-либо проблемы и какие пути ее решения они видят. В этом возрасте уже возможно самостоятельно принимать решения. Надо только отчетливо дать понять подростку, что совершать ошибки – нормально. Исправляя их, человек мудреет. Такова норма психического развития личности.


Идеал в познании – МУДРОСТЬ , а не эрудиция, которая основывается, скорее, на памяти как свойстве природного ума. Мудрость соединяет в себе все духовные качества личности (иногда и при отсутствии официального свидетельства об образовании).

Это что-то непонятное с первого взгляда. Смотришь, например, на картину и не понимаешь, что означают эти фигуры, линии, точки... Как-то они разбросаны где попало. Но присмотревшись повнимательней, ты начинаешь в своем воображении соединять кружочки, треугольнички, мазки в отдельные области... и замечать, что одна область на человеческое лицо чем-то похожа, другая - на солнце, а третья - на корову... Это пример абстрактной картины. Образы из обычной нашей жизни нарисованы отдельными деталями.
Термин "абстракция" применим не только к изображениям. Слова (понятия) также могут быть абстрактными - это такие слова, которые обозначают то, что нельзя увидеть, услышать, пощупать, понюхать, то есть осязать. Именно из таких слов в основном и состоит наша энциклопедия.
Даже понятие цвета является абстрактным понятием. Мы видим не цвет, а предмет определенного цвета. Цвет сам по себе не существует - это свойство предмета.
error: