Личностный потенциал и возможности: мотивационные аспекты' г. в

Реанович Е.А.

к.э.н., Южно-Уральский государственный университет

СМЫСЛОВЫЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПОТЕНЦИАЛ»

Аннотация

В настоящей статье представлен анализ использования понятия потенциал в различных науках. На основе сведений из энциклопедической, словарной и научной литературы сделан вывод о многозначности данного понятия. Предложен авторский вариант рассмотрения потенциала по временным параметрам: прошлое (ресурс), настоящее (резерв) и будущее (возможности), что позволяет уточнить терминологическое пространство и более точно проводить научные исследования.

Ключевые слова: потенциал, ресурсы, резервы, возможности.

Key words: potential, resources, reserves, abilities.

В этимологическом значении термин «потенциал» происходит от латинского «potentia» и в переводе означает мощь, силу, возможность. В связи с этим он трактуется по-разному. В «Словаре иностранных слов» приводится толкование термина как мощь, сила . В Большой Советской Энциклопедии дается определение термина «потенциал» как «… средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» . «Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова определяет потенциал как физическое понятие, характеризующее величину потенциальной энергии в определенной точке пространства, а также как совокупность средств, условий, необходимых для ведения, поддержания, сохранения чего-нибудь .

Научное употребление данного термина своими корнями уходит в философию Аристотеля, который рассматривал акт и потенцию как основу онтологического развития. Соответственно бытие делилось на «потенциальное» и «актуальное», а становление (развитие) представлялось как переход от первого ко второму. При этом, потенциал рассматривался Аристотелем как способность вещи быть не тем, что она есть в категории субстанции качества количества и места, что позволяло соотнести актуализацию и движение. В то же время, согласно Аристотелю действительность всегда предшествует возможности, и лежит в основе ее реализации .

Проблему отношения возможного и действительного за рубежом исследовали П. Лаплас, Г. В. Лейнил, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Ф. Энгельс. В настоящее время научная литература имеет достаточно разнообразные определения термина потенциал применительно к различным сферам деятельности, группам явлений и процессов. Приведем некоторые из них в таблице.

Определения термина «потенциал» в гуманитарных науках

Характеристика термина «потенциал»

Энциклопедии

Философия Способность вещи быть не тем, что она есть, в категории: 1) субстанции, 2) качества, 3) количества, 4) места, т.е. способность осуществлять соответственно «движение» или «процесс» Философский энциклопедический словарь
Биология Доля используемой человеком энергии потребленных им продуктов питания И. М. Сеченов
Социология Совокупность имеющихся средств, запасов, сил в какой-либо области Социологический энциклопедический словарь
Психология Употребляется в отношении изменений, связанных с нервными импульсами Большой толковый псих. словарь
Обществознание Источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели, возможности отдельного лица, общества государства в какой-либо сфере. Современный словарь по общественным наукам
Экономика Совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области Новый экономический словарь
Интеграция – Способность противостоять неблагоприятным воздействиям среды;– Объем накопленных ресурсов и результат, который возможно достичь в перспективе при оптимальном использовании имеющихся ресурсов;

– Механизм, обеспечивающий современную и активную реакцию на внешние воздействия

Большая советская энциклопедия

Итак, анализ энциклопедической и научной литературы показал, что потенциал является многозначным понятием. Например, о потенциале говорят как о совокупности всех средств, запасов, источников, которые могут быть использованы в случае необходимости с какой-либо целью. Потенциал связывается со степенью возможного проявления какого-либо действия, какой-либо функции. Под потенциалом подразумевают величину, характеризующую широкий класс силовых полей (магнитный потенциал, эклектический потенциал, химический потенциал и т.п.). Наконец, потенциал предполагает возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. Что касается гуманитарных и социально-экономических дисциплин, то здесь потенциал используется, как правило, в качестве синонима ресурсов, резервов или возможностей и активности человека. Можно утверждать, что каждый человек располагает определенным потенциалом, который зависит от наследственности и жизненной практики.

Как показал проведенный нами анализ, в других областях научного знания потенциал используется, как правило, в качестве синонима ресурсов и активно применяется в таких сочетаниях, как «кадровый потенциал», «промышленный потенциал», «энергетический потенциал», «научный потенциал», «эстетический потенциал» и т.п. В подтверждение тому приведем слова Л. И. Абалкина, который считает, что потенциал – это «обобщенная, собирательная характеристика ресурсов, привязанная к месту и времени .

В научной литературе достаточно часто обсуждается вопрос о соотношении понятий «потенциал», «ресурсы», «резервы» и «возможности». Этот аспект проблемы находит отражение в работах В.П. Горшенина, С.А. Дрокина и др. .

Не останавливаясь на анализе указанных публикаций, подчеркнем, что категории «ресурсы», «резервы» и «возможности» характеризуют отдельные проявления потенциала в целом, отражают его «с разных сторон». Это обстоятельство позволяет выделить несколько уровней проявления потенциала:

– потенциал определяет прошлое с точки зрения отражения совокупности свойств, накопленных человеком и обусловливающих его способность к какой-либо деятельности (потенциал принимает значение «ресурс»);

– потенциал отражает настоящее с точки зрения практического применения и использования человеком имеющихся способностей (потенциал обладает значением «резерв»);

– потенциал ориентирован на развитие (будущее) (потенциал имеет значение «возможности»).

Данные выводы, отражающие смысловые значения, которые принимает термин «потенциал», в схематическом виде представлены на рисунке.

Рис. Смысловые значение понятия «потенциал»

Таким образом, широкая трактовка понятия «потенциал» обусловливает возможность его рассмотрения как средств, способностей, запасов, источников, ресурсов, которые могут быть приведены в действие и использованы для решения какой-либо задачи. При этом необходимо учитывать прошлый, настоящий и будущий потенциал.

Список использованных источников

1. Большая советская энциклопедия (БСЭ) [Электронный ресурс]: 30 т. на трех CD. – М.: Бол. Рос. энцикл., 2003. – 3 Электрон. опт. диск (CD).

2. Васюкова, И.А. Словарь иностранных слов: около 5000 слов / И. А. Васюкова. – М.: АСТ, 2005. – 990 с.

3. Горшенин, В.П. Управление инновационным потенциалом персонала корпорации: автореф. дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05 / В.П. Горшенин. – Челябинск, 2006. – 42 с.

4. Дрокин, С.А. Управление качеством образовательного потенциала машиностроительного предприятия: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / С.А. Дрокин. – Челябинск, 2003. – 203 с.

5. История менеджмента: учеб. пособие / под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.

6. Резанович, И.В. Бизнес-образование: профессиональное развитие менеджеров / И.В. Резанович. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005 – 291 с.

7. Толковый словарь русского языка: около 30 000 слов / под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: АСТ, 2008. – 1054 с.

Время чтения 10 минут

Как раскрыть свой потенциал, как ставить цели и достигать их - вопросы, помогающие найти себя, способы самореализации. Часто человек живёт с ощущением утраты времени, неправильной жизни, чувствуя потребность сделать свой вклад в существующий мир, помочь людям, сделать новые открытия, подарить мысли, идеи.

Так рождаются изобретатели, появляются научные открытия, новые творения в искусстве, общественные и политические лидеры, писатели, музыканты, управленцы высокого уровня. Ведь у каждого свой талант, как же его найти, открыть?

Как раскрыть свой потенциал?

Мысли о предназначении, поиске себя приходят в разные периоды - в подростковом возрасте и взрослом возрасте. Выбирая дорогу жизни, часто действуем вслепую, не имея практического опыта, слушаем советы родителей, забываем об увлечениях, интересах.

После тридцати лет люди склонны пересматривать жизнь, отношение к ней, искать себя заново. Уже есть достаточный опыт, стараемся понять себя, к чему тянет, найти реализацию, если избранная работа не приносит удовольствия. С годами приходит осознание - жизнь летит, как стрела, а середина пути - время задуматься о смысле, предназначении, определить дальнейшие действия, раскрыть потенциал личности.

Понимаем, как важно жить, наслаждаться жизнью, реализовать свой потенциал, чтобы не жалеть в преклонном возрасте о потерянных годах, бесцельном времени. Что поможет найти скрытый потенциал?

Следует задать себе несколько вопросов, зафиксировать ответы

  • Что у меня получается лучше всего в жизни?
  • Что приносит радость, какая деятельность?
  • За что хвалят меня родные, друзья, какие способности?
  • Чем я могу быть полезен другим людям?
  • Как использовать имеющийся опыт?
  • Чем увлекались в детские годы, о чём мечтали?
  • Где можно применить мои способности?
  • Как улучшить свои навыки? Каким образованием стоит заняться?

Определить скрытые способности, таланты можно в беседе с родственниками, друзьями, они подскажут, что особенного есть в характере, умениях. Часто человек не замечает важное в собственной личности и поведении. Даже общительность, умение мотивировать могут быть отличными навыками для будущей реализации - тренер по мотивации, бизнес-тренер, психолог, лектор.

Любовь к спорту? Тренер по фитнесу или консультант тренажёрного зала, зависит от опыта, интересов. А творческий потенциал человека позволит найти применение в сфере искусства - писать песни, стихи, книги, заниматься дизайном или создавать интересные статьи.

Для улучшения понимания вопроса дадим определение:

Потенциал человека - это способности к развитию внутренних возможностей человека

Потенциал личности также проявляется в процессе поиска смысла жизни (Виктор Франкл), в ходе развития личности (Карл Роджерс), поиском, развитием внутренних ресурсов (Маслоу).

Таким образом, личность обладает определённым запасом ресурсов - интеллектуальным, эмоциональным, творческим. Потенциал может быть реализован благодаря стремлению к самопознанию, саморазвитию. Нет неспособных людей, есть не понимающие свой потенциал, возможности развития, совершенствования личности. В каждом человеке живёт гений. Человеческий потенциал безграничен, возможности для развития ограничиваем сами.

Интеллектуальный потенциал личности, как и творческий потенциал человека, можно развивать на протяжении всей жизни. Образование не ограничивается институтом и школой, есть много возможностей для самообучения, обретения новых навыков, раскрытия внутренних способностей. Никогда не поздно освоить новую специальность, научиться петь, играть на музыкальных инструментах.

Главное - осознать собственные интересы, стремления

Нет ограничений, возможно всё, что можем представить. Необходимо лишь поставить цель, начать действовать.

Интересно, что внутренний потенциал состоит из внутренних и внешних параметров. Внутренние: психические особенности, увлечения, эмоции, интеллект, а внешние: умение действовать независимо, принимать решения, проявлять силу воли, свободу личности. Люди с высоко развитым внешним потенциалом эффективнее занимаются развитием внутренних способностей. Поэтому учимся брать ответственность за свою жизнь, только сам человек способен её изменить, найти реализацию для своего потенциала.

Развитие потенциала человека во многом зависит от личности - стремлений, смелости, решительности, настойчивости. "Без труда не вытащишь и рыбки из пруда", - говорят в народе. Люди склонны с завистью смотреть на успешных этого мира, а сколько труда было вложено в развитие способностей, достижение целей, редко задумываются.

Любой всемирно известный актёр или спортсмен скажет, что успех - это потенциал (10%) + труд (90%)

Любые способности нуждаются в развитии, совершенствовании. Повышение потенциала - задача каждого человека. Изначально в образовании, развитии помогает школа и вузы, однако они рассчитаны на среднего ребёнка. В них не уделяют должного внимания развитию творческого начала или музыкальным способностям.

Родители могут заметить и направить дитя на дополнительные занятия, кружки. Важно, чтобы маленький человек чувствовал интерес, желание к развитию, познанию нового, бывает, интерес проявляется с годами. Так, в детстве увлекаются спортом, а позже тяготеют к музыке или наоборот. Неверно считать, что все способности проявляются в детские годы, развитие и реализация потенциала человека идёт всю жизнь, по мере изменения личности, мыслей, мировоззрения, интересов.

Люди, понимающие безграничность возможностей развития, постоянно стремятся к новому, изучают и познают себя, окружающий мир. Потенциал развития личности зависит лишь от рамок конкретного человека, масштабов мышления, возможностей самоорганизации.

Раскрытый потенциал наблюдаем у людей, живущих собственными идеями, мечтами, стремлениями без страха общественного мнения. Они готовы сами выбирать жизненный путь, идти всегда только вперёд к собственным целям. Мы удивляемся, замечая их: "Вот это талант!" А ведь результатов достигает любой человек, увлечённый своим делом, работающий над развитием.

Какие же условия развития потенциала личности? Интересуются родители и взрослые, стремящихся раскрыть внутренние ресурсы. Для детей важна свобода самовыражения, возможность познавать мир, поиск интересов, увлечений. Задача родителей оказать помощь, найти возможности для развития способностей, а ребёнок выбирает занятия по душе. Для взрослых - уметь слушать внутренний голос, эксперементировать, ведь часто не знаем о способностях, пока не попробуем себя в новой сфере. Постоянно развиваться и повышать навыки полезно не только в мире игр, человек способен создать новую версию себя, это намного интереснее.

Реализация потенциала личности зависит от стремления человека к поиску и развитию талантов, всё в наших руках. А как же перейти от теории к действиям?

Как ставить цели и достигать их?

Итак, чувствуете, что готовы к изменениям, раскрытию потенциала, реализации новых жизненных задач. Какая последовательность дальнейших действий? Как ставить цели и достигать их, начать новый этап жизни?

Отбросить страх, негативные установки

Чаще всего все решения, стремления к изменениям разбиваются о стену страха, неверия. А как жить, смогу ли, что подумают родственники, друзья? Сомнения - это нормально, главное - они не должны контролировать и ограничивать возможности. Важно научиться превозмогать страх и действовать согласно внутреннему желанию.

Как преодолеть страх? Есть несколько способов:

  • начать действовать, сделать первый шаг - первые результаты помогут поверить в собственные силы, продолжать движение вперёд;
  • постепенно осваивать новые направления - не обязательно всё бросать и заниматься сразу новым делом, можно начать действовать параллельно. Стоит изучить интересующую сферу, получать новый опыт, знания, а позже сделать основным занятием, найти смысл, реализацию в новой деятельности.

Преодолеть внутренние барьеры, лень

Внутреннее сопротивление изменениям связано с опасениями, неуверенностью, а также нехваткой жизненного опыта, хорошего наставника, группы поддержки. Пассивность также играет против новых свершений, зачем лишний труд, усилия? Важно определить выгоды, найти мотивацию для развития потенциала, новых направлений.

Что это даст? Новый смысл жизни, свободу, ощущение счастья от любимого занятия, пользу обществу и человеку, найдите личные пять причин для изменений.

Важно также перестать бояться ошибок, они нужны для опыта жизни, помогают развиваться и идти вперёд. Лучше сделать ошибку, чем бездействовать. Постепенно можно нащупать верный путь, определить стратегию действий. Так, Майк Джордан признаёт, что проиграл более 300 матчей, но стал мировой легендой. Эдисон предпринял десять тысяч попыток для изобретения лампочки, в результате - преуспел в исследованиях.

Найти способ для развития, получения информации

Развитие потенциала предполагает посещение курсов, самообразование, работу с опытными людьми, наставниками. Можно действовать самостоятельно, но командой всегда легче получить результат. Однако всё зависит от личности, можно найти в Интернете все необходимые знания для реализации в жизни.

Составить пошаговый план достижения целей

Определив стратегические, тактические цели, важно составить чёткий план действий. А также наметить занятия или время для любимой деятельности в плотном графике жизненных мероприятий. Психологи утверждают, что час в день, отведённый на любимое дело, развитие потенциала уже через год позволит увидеть значительные улучшения и прогресс.

Реализовать намеченные действия

Самое главное: начать действовать, не затягивая принятое решение. Мотивация к изменениям наиболее сильная в первые двое суток после принятия решения. Важно сразу же приступить к внедрению новых привычек, действий. Решив уделять внимание определённой сфере, нужно зафиксировать идеи, время в ежедневнике, контролировать выполнение, завершая день.

Ведение записей очень помогает в самоконтроле, реализации намеченных планов. Полезно писать задачи ежедневно утром или вечером, проверять выполнение в конце дня. Только самоорганизация поможет сдвинуть жизнь с мёртвой точки, раскрыть максимально потенциал личности, открыть новые возможности.

Стремление выше возникает, когда достигнут поток развития в определённом направлении, есть необходимость осваивать новое или смежные сферы интересов. Высшая цель жизни - это маяк на жизненном пути, задающий курс движения человеку, направляющий усилия в нужную сторону. Важно научиться определять цели жизни на текущий момент и планировать на несколько лет вперёд.

Уровень результатов, достижений зависит от масштаба целей. Бывают высокие и низкие цели. Известные люди призывают: ставьте большие цели! Часто боимся даже мечтать о высоких достижениях, всемирной известности. Но именно наш настрой, цели определяют будущее. Стоит масштабировать задачи и стремиться к наивысшим результатам для получения максимального эффекта.

Высшая цель, стремления помогают не заблудиться на дороге жизни. Цель должна быть достойной для желания идти к ней, превозмогая сложности на пути, заряжая энтузиазмом. Высокие цели позволяют открыть новое в себе, вдохнуть жизнь в существование, дают второе дыхание и воодушевление. Маленькие или промежуточные цели - это ступени вверх для достижения наивысшей.

Рассмотрим подробнее правила, как ставить цели и достигать их?

  1. Позитивная формулировка - цели пишутся как стремление получить определённый результат, а не отказ от существующих реалий. Частица "не" не должна присутствовать в формулировках.
  2. Определить сроки, объёмные показатели - срок реализации достижения важен, иначе не будет стремления работать на результат. К тому же, следует конкретно определить результат, уровень знаний, навыков, доходности в бизнесе.

Как ставить цели и достигать их? Записывать всё чётко и конкретно, контролировать процесс достижения задач.

  1. Утверждение в текущем времени - например, «я изучаю английский, достигаю уровня свободного общения к концу текущего года». Подобная формулировка помогает настроиться на действия в настоящее время, а не когда-то в далёком будущем.
  2. Визуализация цели - полезно представить выполнение цели, прочувствовать, есть ли удовлетворение, счастье или дискомфорт? Возможно, стоит иначе поставить цель для получения необходимого результата.

Как ставить цели и достигать их? Научиться создавать своё будущее, а это - самое лучшее предсказание. Кто чётко видит будущее, представляет его, тот всегда сможет достичь нужных целей.

  1. Соответствие ценностям личности - цели жизни не должны идти вразрез с внутренними убеждениями, иначе результат не будет достигнут. Стоит проанализировать внутренние установки, провести работу на психологическом уровне для реализации желаний. Например, отсутствие веры в себя или отрицательное отношение к деньгам тормозят получение результатов в работе, бизнесе.

Как ставить цели и достигать их? Проработать внутренние установки, соотнести цели, желания, стремления.

  1. Ставить реальные цели - стать известным писателем или спортсменом мирового уровня возможно, однако потребуется определённое время. Стоит закладывать сроки в несколько лет, не ждать огромный прорыв за год. Достижение результатов приходит постепенно, по мере развития человека, его потенциала и веры.
  2. Искренность стремлений - можно реализовать лишь цели, стремление к которым идёт из сердца, выбраны самостоятельно, а не навязаны извне. Такие цели вызывают интерес, энтузиазм, воодушевляют на подвиги.

Как ставить цели и достигать их? Определить чётко стремления, сроки, способы достижения. Действовать, согласно установленным параметрам, соблюдать заданный курс.

Основные стремления человека обретают форму благодаря целям и действиям. Иначе любые идеи остаются мечтами, фантазиями.

Цели, которые ставит человек, определяют его жизнь, а их отсутствие ведёт к бессмысленной жизни по течению. Есть хорошее выражение: "Нужно уметь планировать собственную жизнь, иначе это сделают за вас другие". У человека всегда есть несколько вариантов: работать над собой, развиваться или остановиться, деградировать. Поэтому ставим свои собственные цели и идём к заветным мечтам, обретая новые знания и совершенствуя способности.

Если нужны изменения в жизни, то первое правило: ставим новые цели, пересматриваем убеждения, анализируем жизненную ситуацию, находим новые способы решений. Сложность в том, что привыкаем выполнять задачи, требования других - в школе, на работе, забывая о личных интересах, привыкаем жить, как все. Какие цели ставят люди? В лучшем случае - повысить доход, а развитие потенциала, самореализация часто отходят на второй план, а ведь без них и рост доходов маловероятен. Цели жизни взаимосвязаны. Улучшение профессиональных способностей ведёт к росту карьеры и доходов.

Вопрос лучше формулировать иначе: какие способности помогут мне преуспеть, над чем стоит работать, что развивать?

Как правильно ставить цели? В первую очередь, цели касаются конкретного человека, реализация зависит лишь от его усилий. Не стоит рассчитывать на благосклонность судьбы или руководство, лучше создать условия для новых достижений, подготовить платформу для успехов.

Стремление в жизни человека, как мотор автомобиля - внутренняя энергия для действий, свершений. Только высокие и значимые цели могут стимулировать, зажечь огонь в душе, помочь преодолеть любые преграды.

Любые изменения начинаются с простого правила - ставим цели и достигаем их. Активный подход к жизни обеспечивает контроль над жизненными ресурсами и даёт возможности для развития потенциала. Умение брать ответственность за собственную жизнь, решения поможет устоять в борьбе за самореализацию, достичь любых вершин. Главное - осознание: все мы талантливы и каждый рождён на свет с особой миссией. А реализация потенциала способствует поиску предназначения, несёт пользу в окружающий мир.

В статье рассмотрели способы раскрытия потенциала, как ставить цели для реализации намеченных планов.

Желаем всем открыть внутренние резервы и жить на максимуме возможностей!

ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Человек сам по себе велик, в нем заложены величайшие богатства, огромнейшие возможности. Именно поэтому древние не пытались приписывать ему какие-то дополнительные сверхъестественные силы и качества, передавать какие-то таинства и секреты. Их целью было способствовать тому, чтобы человек открыл в себе и пробудил скрытые способности души. Они старались, чтобы он освободился от мелких проблем материального мира, от своих страхов и всего того, что могло бы остановить его восхождение по пути мудрости. Они считали, что человек должен проникнуть в скрытую суть вещей и подняться из сокровенного сердца всего сущего до небесных высот, до духовной мудрости.

Во всех древних культурах и цивилизациях существовали системы обучения, называемые инициатическими, направленные на пробуждение скрытых возможностей человека. Сегодня мы имеем туманные и довольно стереотипные представления о том, в чем заключалась суть этих систем. Обычно, считалось, что они состояли из рецептов и формул, предписывающих, как лучше жить. Неизвестно, как на самом деле шло обучение, но, по-видимому, пройти этот путь было вовсе нелегко, иначе большинство людей того времени было бы посвященными в это знание. А этого, судя по последующим событиям, не произошло.

2.1. Роль головного мозга в раскрытии
полного потенциала человека

Характеристика полного потенциала человека

Современные психологи единодушно утверждают, что потенциал головного мозга человека используется всего лишь на 1-5 %. При этом установлено, что количество потенциальных нейронных связей в одном человеческом мозге больше, чем установленное число атомов во всей известной нам Вселенной. Отсюда следует, что возможности человеческого мозга не ограничены, и каждый из нас имеет колоссальный потенциал развития и совершенствования. Здесь сокрыты огромные резервы и ресурсы, использование которых позволит раскрыть и использовать потенциал человека во всей его полноте. Ведущая роль в их раскрытии в настоящее время принадлежит психологии. Поэтому не без оснований целый ряд ведущих и авторитетнейших ученых современности высказывают мысль о том, что двадцать первый век будет веком психологии, достижения которой будут способствовать личностному развитию и самосовершенствованию человека.

Продуктивным является изучение этой проблемы в рамках современного ведического подхода, когда полный потенциал человека означает максимальное использование своих возможностей на всех уровнях жизни – физическом, умственном и духовном. Первый уровень предполагает наличие здорового тела, в котором органы, чувства и нервная система функционируют нормально в согласии друг с другом. Второй означает способность человека полностью использовать свои умственные возможности, а третий – жить качеством духовного бытия во всех областях его повседневной жизни. Полный потенциал человека означает совершенную координацию между физическим и умственным, умственным и духовным аспектами жизни .


Мы уже знаем, что активность людей зависит от мышления. Многие великие мыслители сходились в том, что каждый из нас представляет собой то, о чем он думает. Соломон говорил: “Каковы мысли человека, таков и он сам”. Будда утверждал: “…то, что мы собой представляем, является результатом того, что мы когда-то подумали”. Марк Аврелий писал: “Жизнь человека представляет собой то, что сделали из неё его мысли”. Таким образом, мы становимся такими, каково содержание нашего мышления. Каждый из нас становится именно таким, каким он запрограммировал себя в своем сознании, каким он хочет стать.

Итак, мышление – основа действия, но что является основой мышления? Чтобы мыслить, мы должны, по меньшей мере, быть. Как отмечает современная ведическая наука, Бытие или Единое Поле Сознания - это основа всего жития, оно является основой мышления, а мышление – основа действия. Точно так же, как без сока не было бы никакого корня и никакого дерева. Если мы позаботимся о соке, расцветает все дерево. Подобным образом, если мы позаботимся о Бытии, расцветет вся область сознательной жизни.

Безграничная область Бытия, как утверждают представители этого направления знаний, простирается от непроявленного, абсолютного, вечного состояния до грубых, относительных, постоянно меняющихся состояний и явлений жизни точно так же, как океан простирается от вечного безмолвия в своей глубине до огромной активности непрерывно движущихся волн на своей поверхности. Одна грань – вечно безмолвная, неизменная по своей природе, другая – активная и постоянно меняющаяся. Первая представляет абсолютное состояние Бытия, а вторая – его относительную фазу. Бытие вечно неизменно в абсолютном состоянии и вечно изменчиво в своих относительных состояниях. Вся область жизни, от индивидуума до космоса, есть не что иное, как выражение вечного, абсолютного, неизменного, вездесущего Бытия в относительных, вечно изменяющихся фазах существования.

Современная ведическая наука утверждает, что искусство жития – это способность дополнения и усиления индивидуальной жизни мощью абсолютного космического Бытия. Каждый человек способен познать огромную глубину абсолютного Бытия, дополняя и усиливая тем самым индивидуальную жизнь жизнью вечного космического Бытия. У каждого индивидуума есть возможность обрести мощь безграничного, вечного, абсолютного Бытия и стать настолько сильным, насколько это возможно для человека. Использование своего полного потенциала требует, чтобы поверхностное качество относительной жизни дополнялось той силой, которая покоится в глубине океана Бытия. Это означает, что относительная жизнь должна дополняться абсолютным состоянием жизни. Искусство использования полного потенциала, в основном, заключается в дополнении волны индивидуальной жизни мощью океана Бытия.

Жизнь в своей относительной фазе вечно изменяется, что лишает ее стабильного статуса. Жизнь в абсолютном состоянии стабильна. Искусство использования полного потенциала заключается в создании гармонии между абсолютным и относительным. Следовательно, чтобы использовать свой полный потенциал, необходимо сделать свой первый шаг – влить стабильность в постоянно изменяющиеся фазы относительной жизни. Когда ум обретает стабильность, и она сохраняется во время всей активности и действий ума, то все поле активности наполняется силой неизменного абсолютного Бытия. Оно составляет основу использования полного потенциала человека, усиливая и обогащая постоянно изменяющиеся фазы относительного существования.

При этом задача психологии заключается в том, чтобы:

1. Делать ум сильным.

2. Увеличивать сознательную способность ума.

3. Давать человеку возможность использовать весь свой умственный потенциал.

4. Развивать техники, посредством которых можно реализовать все скрытые способности ума.

5. Приносить каждому индивиду больше удовлетворения, мира и внутреннего счастья, возросшую эффективность и созидательность.

6. Развивать способность к концентрации, наряду с возросшими силой воли и способностью поддерживать внутреннее равновесие и мир, даже в процессе внешней активности.

7. Развивать уверенность в себе, терпимость, ясное мышление и большую силу мысли.

8. Утверждать ум в вечной свободе и мире при любых обстоятельствах .

2.1.2. Индивидуальное сознание
и головной мозг человека

Наши представления о человеке до конца не оформлены. Мы не знаем, откуда он появился, что из себя представляет. Д. Радьяр в своей книге “Планетаризация сознания” пишет: “Жизнь зависит в большей степени от энергии, заключенной в материальных атомах. Таким образом, вкратце, полностью индивидуализированный человек действует как материя, как жизнь и как индивидуализированный разум” . Получается, что жизнь – это энергия, заключенная в материальных атомах. Мир жизни мы относим к клеткам и организмам, включая человеческие тела. Человек есть одновременно материальный объект, то есть биологический организм и обширное поле сознания.

Убеждение, что сознание присуще только живым организмам и что оно требует высокоразвитой центральной нервной системы, составляет основной постулат материалистического и механистического мировоззрения. При этом оно рассматривается как продукт высокоорганизованной материи – центральной нервной системы – и как феномен физиологических процессов в головном мозге. Этот вывод основывается на большом числе наблюдений в клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии, которые указывают на тесную связь между различными аспектами сознания и физиологическими или патологическими процессами в головном мозге – такими, как травмы, опухоли или инфекция. С. Гроф по этому поводу утверждает: “Эти наблюдения, без всякого сомнения, демонстрируют, что существует тесная связь между сознанием и головным мозгом. Однако они не обязательно доказывают, что сознание является продуктом мозга” .

В течение долгого времени мозг считался тем местом, где обитает наш разум, без которого мы не были бы разумными существами. Недавно открытые факты поколебали это представление. Несколько пациентов, лишившиеся одного или даже части второго полушарий головного мозга, сохранили способность действовать и рассуждать. Об этом же говорят и наблюдения хирургов над множеством раненых с абсцессами лобных долей головного мозга. Они, как правило, не сопровождаются сколько-нибудь заметными изменениями психики или расстройствами высших мыслительных функций. Это дает основание считать что разум – это невидимый контролирующий центр, а мозг – его физический агент и символ. Разум, будучи значительнее и могущественнее мозга, при некоторых обстоятельствах принимает на себя и выполняет функции мозга, в дополнение к своим собственным.

Об этом в начале ХХ века писал В.Ф. Войно-Ясенецкий, врач-нейрохирург и митрополит Лука в одном лице. Ему принадлежит мысль, что у человека два вида сознания – обыкновенное (феноменальное), использующее пять органов чувств и трансцендентное, использующее сверхспособности мозга, тончайшую интуицию, ясновидение, способности особого, мистического знания неизвестной пока природы. В своей богословской работе “О духе, душе и теле”, публикация которой была долгое время запрещена на Родине, этот, в свое время много практикующий врач-хирург, обобщает мысли современников о головном мозге человека и его функциях.

Он излагает основные идеи философии Анри Бергсона, который предложил совершенно новый путь к познанию жизни. “Мозг, – говорил А. Бергсон, – не что иное, как нечто вроде центральной телеграфной станции: его роль сводится к “выдаче сообщения” или к выяснению его. Он ничего не прибавляет к тому, что получает. Все органы восприятия посылают к нему нервные волокна; в нем помещается вся моторная система, и он представляет собой центр, в котором периферическое раздражение вступает в отношение с тем или иным моторным механизмом. При бесчисленном множестве таких соединений мозг имеет возможность бесконечно видоизменять реакцию, отвечающую на внешнее раздражение, и действует, как своего рода коммутатор. Нервная система и, в особенности мозг, не аппарат чистого представления и познания, а лишь инструменты, предназначенные к действию” .

Как это не поразительно, но эти ошеломляющие мысли великого метафизика почти полностью совпадали с учением о высшей нервной деятельности, созданной нашим гениальным физиологом И.П. Павловым. Можно даже сказать, что незадолго до И.П. Павлова Анри Бергсон предвосхитил чистым философским мышлением сущность его учения, построенного экспериментальным путем по методу изучения условных рефлексов головного мозга. По представлениям физиологов деятельность сознания, т.е. психическая деятельность, должна быть представлена, как колоссально-сложная система безусловных и условных рефлексов, прежде возникших и постоянно вновь образующихся: как огромная цепь восприятий, приносимых рецепторами в мозг, подвергающихся в нём анализу для выработки ответной реакции.

В связи с этим становятся понятными слова И.П. Павлова: “С точки зрения условных рефлексов большие полушария представляются как комплекс анализаторов, имеющих задачу разложить сложность внешнего и внутреннего мира на отдельные элементы и моменты и потом связывать все это с многообразной деятельностью организма. На мозг, таким образом, возлагается грандиозная задача анализировать все эти раздражения и отвечать на них соответствующими реакциями”. Громадное значение имеют возглавляемые им исследования в области физиологического значения лобных долей мозговых полушарий. Они считались доселе важнейшей частью головного мозга, центрами психической деятельности, органом мышления, даже “седалищем души”. Но Павлов не нашел в них “никаких особенно важных приборов, которые устанавливали бы высшее совершенство нервной деятельности”, и кора этих передних долей больших полушарий, по его мнению. как и все другие отделы коры, представляют собой сенсорную область.

Эти выводы подтверждают и результаты современных научных исследований. Так, на основе многочисленных экспериментов к интересным выводам пришел в своей работе А.В. Бобров. Он, как и многие другие современные учёные утверждает, что в основе механизма сознания лежат полевые информационные взаимодействия, и приводит следующие основания для такого утверждения:

Современными научными методами в коре головного мозга не обнаружены центры мышления и памяти, а также специфические структурообразования, регулирующие функции мышления и памяти;

Механизм реализации мышления и памяти неизвестен;

Мышление и долговременная память не могут быть реализованы на пути распространения нервных импульсов по нейронным сетям головного мозга, поскольку скорость перемещения потенциала действия вдоль нервного волокна и время синаптической передачи не обеспечивает реально существующее быстродействие механизмов мышления и памяти. Такое быстродействие при переносе, запоминании и извлечении из памяти ничем не ограниченных объемов информации может осуществляться только на полевом уровне;

Биологические системы обладают материальной основой для реализации механизма сознания на полевом уровне. Исходящее из них излучение несёт сложную информацию и имеет торсионную природу .

Информационно-энергетическое образование не может в физическом мире проявиться без материального посредника. Таковым является головной мозг человека, об этом говорит и его химический состав. Так, серое вещество мозга на 81-87 %, а белое на 67-74 % состоит из воды (остальное, в основном, жиры, зола составляют чуть меньше 3 %). Наукой установлено, что вода лучше всего поддаётся энергетическому воздействию и его передаче (энергетической структуризации и т.п.).

Все органы чувств имеют такие приспособления, которые реагируют на самые разнообразные физические стимулы (свет, звук, запах, вкус, ощущение). Эти стимулы уже в органах чувств превращаются в энергетические сигналы, которые обрабатываются в головном мозге человека (материальный аналог сознания). В соответствующих участках коры эти сигналы образуют “банки памяти”. Другими словами информация записывается на материальный носитель – мозговые структуры коры головного мозга. Кроме того, она существует и как информационно-энергетическое образование в полевой форме жизни. С “записанных” материальных структур информация легко считывается и обрабатывается. Если соответствующие участки мозга повредить, то исчезает посредник, и имеющуюся информацию невозможно воспроизвести (вспомнить). Но информация об этом сохраняется в энергетических структурах сознания и может быть воспроизведена, например, с помощью гипноза.

Мыслительный процесс – это особый энергетический процесс, идущий в противоположных направлениях – из вакуума в трехмерный мир и наоборот. Именно он и представляет “электрический ток”, который заставляет “светиться” сознание, каждого человека. В связи с этим человек постоянно находится в мыслительном потоке, и это нормальное, “рабочее” состояние человеческого сознания. Следует понять, что мозг и информация, записанная на его жидкокристаллических структурах обо всей нашей жизни (в основном, банки памяти) служат нам всего лишь в течение нынешней жизни. С каждой новой жизнью мы должны вновь нарабатывать обычное сознание. Информация о предыдущих жизнях существует в сжатом информационно-энергетическом виде в особых структурах полевой формы жизни и легко “вспоминается» с помощью особых техник (холотропная терапия, гипноз, дианетика и др).

Все сказанное выше позволило ученым уподобить сознание единому полю с энергетическими характеристиками, которые уникальны для данной деятельности. Это поле содержит такое количество ячеек или человеческих индивидуумов, предметов и других составляющих, которое определяется суммой вовлеченных в эту деятельность понятий, действий, переживаний. Поэтому важной функцией сознания является – посылать и принимать электрические излучения или волны мыслей. Мысль – это энергия .С точки зрения физики мысль отличается от излучения гигантских радиостанций только величиной потока. Тем не менее, её возможности несравненно более широки, так как ни один видимый объект не может начать свое существование без мысли. Невидимый процесс мышления предшествует возникновению видимого результата.

Видимый конечный продукт, несмотря на все участие физических усилий, есть всего лишь кристаллизация первоначального сознания, а затем и мысли, которая воплотила этот продукт в жизнь. Линкольн Баррнетт подвёл итог воззрениям философов и ученых от древнегреческого Демокрита до Альберта Эйнштейна таким образом: “…вся объективно существующая вселенная из материи и энергии, атомов и звезд, существует только как конструкция сознания, сооружение символов, которому придали форму органы чувств человека”. Так, первая электрическая лампочка была, в реальном смысле, проявлением сознания Эдисона. Если говорить точнее, это была проекция его внутреннего представления в окружающую среду. Как только его современники увидели или узнали о его открытии, тем самым, осознав его, электрический свет нашел широкое применение. Таким образом, сознание есть внутренний предшественник внешнего проявления или выражения. Используя пример Эдисона, можно сказать, что физическое выражение индивидуального сознания служит, в свою очередь, стимулом изменения сознания групп людей, а затем и масс, путем процесса, который можно назвать перекрестным культурным опылением, идущим посредством обучения.

Излучения мозга не знают никаких ограничений во времени и пространстве. Телепатические опыты, проводившиеся повсюду в мире, доказали, что ни самая толстая стена, ни огромное расстояние не являются препятствием для мысли. Для того чтобы проверить теорию, что все мы являемся миниатюрными передающими и принимающими информацию радиостанциями, людям с высокой степенью восприимчивости мысленно посылались сложные сообщения на большие расстояния. Они понимали и записывали их с удивительной четкостью. Специально обученные или прирожденные медиумы могут реагировать на внушение, переданное с помощью мысли на большое расстояние таким образом, как будто это им сказал человек, стоящий рядом.

С 1950 года доктор В.Х. Тенхаев из Утрехтского университета (Голландия) и его команда специалистов по телепатии находят потерявшихся детей, пропавшие вещи, преступников и домашних животных. По сведениям этого уважаемого и всемирно известного ученого, некоторые из одаренных людей могут “видеть” прошлое и будущее так же ясно, как и настоящее. Они могут описать события, происходящие далеко от данного места и о которых никто не знает. Они могут весьма глубоко “знать” человека, которого они никогда не видели, подержав какую-то принадлежащую ему вещь. Они помогают своему правительству распутывать некоторые дела, связанные с контрабандой и шпионажем.

Хорошо известно воздействие человеческого сознания на собак и других животных. Зафиксировано множество случаев, когда животные проделывали огромный путь, чтобы найти своих хозяев. В течение многих лет ученые наблюдали, как животные отражают сознание своих владельцев и других людей. Есть и другие примеры из жизни людей, демонстрирующие этот принцип. Наблюдения показали, что боль, которую испытывает один из близнецов в результате операции или несчастного случая, часто передается в то же самое время другому близнецу, находящемуся за тысячи миль и совершенно не знающему о причине своих ощущений.

Еще один известный феномен – когда двое или более людей, находящихся в разных местах, удаленных друг от друга, одновременно и вполне независимо делают одно и то же открытие. Они просто были настроены на одну и ту же частоту волн, излучаемых и принимаемых мозгом. Бывает также, что необразованные люди, как бы из воздуха, подхватывают идеи или открывают глубокие истины, которые ускользнули от так называемых “великих мыслителей”, чье сознание было обусловлено ортодоксальными представлениями. Примеров этому также предостаточно.

Все это позволяет сделать вывод, что сознание – это бесконечный континуум, окружающий весь наш мир, включая всех людей, животных и все объекты неживой природы.В этом гигантском поле движущихся волн каждое существо имеет свою частоту или свою индивидуальность. Академик А.Е. Акимов по этому поводу пишет: “Индивидуальное сознание как функциональная структура включает в себя не только собственный мозг, но и структурированный в виде торсионной вычислительной машины физический вакуум в пространстве около мозга, то есть является своеобразным биокомпьютером” .

Таким образом, человек состоит из двух основных составляющих: физического тела и сознания. То и другое имеют очень сложное, но гармонично отлаженное и сбалансированное строение. В дальнейшем мы будем использовать два значения понятия сознания. Первое представляет собой энерго-информационное поле человека, которое в дальнейшем будем называть “полевой формой жизни человека”. Второе включает в себя сумму жизненных проявлений и умственную деятельность человека, которое в дальнейшем будет называться индивидуальным или обычным состоянием сознания человека. Это жизненный опыт, приобретенный за одну человеческую жизнь плюс обычная умственная деятельность человека в обучении, общении и труде. Обычное состояние сознания является функцией его головного мозга.

Наше обычное сознание формируется тем, что мы знаем. В свою очередь, все наши знания проистекают из познания, которое происходит посредством следующих процессов:

Обучение (концентрация);

Наблюдение (бессознательное наблюдение и подражание);

Слушание;

Чувствование;

Другие процессы.

Даже кратковременный период познания изменяет запись нашего мозга. Если мы чему-то научились, то сделали это навсегда, хотя, возможно, не используем это знание или сознательно забыли о нем. Поэтому более раннее обучение проникает глубже того, что было получено позже.. Например, привычка общаться на родном языке затрудняет овладение иностранным языком. Даже после того, как приобретено умение использовать новый язык, человек склонен прибегать к более знакомому языку, когда контроль со стороны сознания ослаблен. По аналогии подсознание воспроизводит окружающие условия и переживания с удивительным постоянством. Это объясняет, почему детство оказывает решающее воздействие на то, кем мы являемся и что делаем в дальнейшей жизни. Последующее обучение также может иметь далеко идущие последствия.

Познание может происходить и другими способами. Когда человек делает открытие или изобретение, он пробивается к источнику информации, которая не содержится ни в какой библиотеке или записи мозга другого человека. Очевидно, он вступает в экстрасенсорный контакт с Высшим Разумом или Абсолютом, контролирующим сферу деятельности людей.


Интерес к существующим, но не проявленным характеристикам личности и человеческого бытия в целом существовал на всем протяжении многовековой истории философии и психологии. Однако нельзя не заметить, что объяснительный потенциал категорий «возможности» и «потенциал» (человеческий, личностный, профессиональный и т.п.) реализован явно недостаточно.

Впрочем, насколько маргинальным, не интегрированным в систему психологической терминологии остается термин «возможности», настолько в последние годы утвердилось понятие «человеческий потенциал», определяющее ныне одну из наиболее актуальных междисциплинарных проблем, получивших к тому же «мировое признание» (отчасти благодаря интеграции с проблематикой «устойчивого развития»). В России эта проблема рассматривается в рамках концепции человеческого потенциала в Институте человека РАН {Генисаретский, Носов, Юдин, 1996; Келле, 1997; Авдеева, Ашмарин, Степанова, 1997 и др.), где понятие человеческого потенциала «переопределяется», конкретизируется в различных аспектах его изучения: социальноорганизационном, экономическом, социально-экологическом и экзистенциальном. Сформулированы понятия базового, деятельностного, психологического потенциала - как индивидуального, так и Работа выполнена при поддержке программы грантов Президента Российской Федерации молодым ученым, проект № 01-06-99156м.

популяционного (Зараковский, Степанова, 1998), психофизиологического потенциала (Медведев, Зараковский, 1994), профессионального потенциала личности (Маноха, 1995).
Эти новейшие исследования опираются на богатую психологическую традицию. Еще в шестидесятые годы XX века развитие идей экзистенциальной и гуманистической психологии привело к созданию движения «Человеческий потенциал» (Эсаленский институт, США). Многомерный процесс развития личности описывался через понятия «стремление к смыслу» (В. Франкл), «полноценного человеческого функционирования» (К. Роджерс), «самоактуализации», «самореализации» (Ш. Бюлер, А. Маслоу). В российской психологии также накоплен опыт изучения человеческого потенциала, проявляющегося как личностный и творческий: психология творчества (Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев), психология субъективности (В.И. Слободчи- ков), психологическая антропология (В.П. Зинченко), психология жизненного пути (Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Кроник), психология неадаптивной активности (В.А. Петровский), концепции жизненных миров личности (Ф.Е. Василюк) и мета- индивидуального мира (Л.Я. Дорфман), психология смысловой сферы личности (Д.А. Леонтьев).
Возможностям повезло гораздо меньше. Ни один из советских и российских психологических словарей не содержит термина «возможности» (как, впрочем, и статей, посвященных понятию «потенциал личности»). Этот термин преимущественно употребляется, когда нужно уточнить, оттенить ту или иную грань связанных с личностью и мотивацией понятий.

Так, характеризуя процесс саморегуляции, К.А. Абульханова-Славская указывает, что «личность "принимает в расчет" не только "нужное количество, меру активности", но и учитывает свое состояние, возможности, всю совокупность мотивов, социально-психологических ориентации и т.д.» (1991, с. 97). А.А. Ершовым мотивообразующий эффект саморегуляции определяется через соизмерение человеком своих возможностей и «духовных, интеллектуальных, волевых, физических потенциалов» с требованиями среды, условиями и целями деятельности, с объективно необходимыми затратами (1991, с. 15-16). В монографии А.А. Ершова определения понятий «возможности» и «потенциалы» не сформулированы; К.А. Абульханова-Славская, раскрывая свое понимание возможностей субъекта (от которых зависит регуляция деятельности), специально оговаривает ограниченность этого определения контекстом: «... В данном случае мы имеем в виду его способности, навыки и особенности реакции на неожиданность и т.д.» (1980, с. 270).
В философии с помощью парных категорий возможности и действительности описываются процессы развития материального мира.

Возможность как объективная тенденция развития при определенных условиях переходит в действительность, существующую как реализация некоторой возможности. Взаимопереходы реальной и абстрактной возможностей, количественное их соотношение составляют основу вероятностного прогнозирования субъектом последствий своих действий, а также тенденций, существующих независимо от него.
Практически все вопросы, поставленные в философии применительно к проблемам возможного и действительного, имеют тесную связь со сферой психологии - например, соотношение «актуального» и «потенциального». Еще Аристотель в «Метафизике» предупреждал о невозможности строго определить «потенцию», «акт» и связывающую их «энергию». Возможность перевода потенциального в действительное, считал Гегель, содержится в человеческом действии: «Истинное бытие человека есть его действие: в нем индивидуальность действительна» (1959, с. 172). Достаточно близкие положения высказывались и С.Л. Рубинштейном, и А.Н. Леонтьевым: сознание только опосредует изменения, производимые действиями субъекта.
Другой аспект связан с проблемой соотношения свободы и детерминированности в человеческой деятельности (обзор психологических подходов к этой проблеме см. в: Леонтьев, 2000). Оппозиция «свобода-детерминизм» издавна служит эвристическим основанием в классификациях психологических теорий и подходов. Разные степени свободы, вероятно, не образуют однородный континуум, поскольку свобода и необходимость могут представлять одну и ту же сущность, что отражено, например, в следующем высказывании Шеллинга: «Именно сама внутренняя необходимость умопостигаемой сущности и есть свобода lt;...gt;. Необходимость и свобода существуют одна в другой, как одна сущность, лишь рассматриваемая с разных сторон и потому являющаяся то одним, то другим» (1908, с. 127).
Еще одна грань проблемы возможного в философии - проблема потенциальной бесконечности. Трактовка самосознания как бесконечного стремления восходит к Платону, проходит через всю платоническую традицию христианской философии к утверждению Фихте о том, что сущность человеческого Я есть бесконечное стремление. В своих желаниях и действиях Я всегда встречает границу, препятствие: без такого ограничения, такого чувства конечности не было бы стремления. Но вместе с тем «...стремление есть отрицание ограничений, выход за пределы каждой вновь полагаемой границы: и без такого чувства от всякой данной конечности тоже не было бы стремления» (цит. по: Вышеславцев, 1994, с. 139). Вряд ли возможно определить, когда - в историческом масштабе - человеческое Я приобретает импульс такого рода, стремясь не к чему-то опреде

ленному, но - к пределу возможного. Карл Ясперс, один из самых проницательных мыслителей XX века, само появление человека современного типа связывал с появляющейся в «осевое время» рефлексией человека относительно границ и пределов своих возможностей. Ясперс полагал, что в осевое время разрыв между возможностями большинства людей и возможностями отдельных личностей был существенно выше, нежели сейчас {Ясперс, 1994).
Разработка трагических граней диалектики возможного и невозможного связана прежде всего с именем Серена Кьеркегора. Человеческое Я, по Кьеркегору, равным образом нуждается в возможности и необходимости: «...Оно необходимость, ибо является собою, но и возможность, ибо должно собою стать» (1993, с. 272). Недостаток необходимости вызывает «потерю Я», «отчаяние возможного», недостаток же возможного означает, что для человека все стало необходимостью или банальностью. По Кьеркегору, отчаянию этого рода в первую очередь подвержены детерминисты и фаталисты. В первую очередь - но, увы, не только они. М. Хайдеггер убедительно выстраивает логику отношения конформистского сознания к возможному - когда толкования других заранее ограничивают «...свободные для выбора возможности кругом известного, достижимого, терпимого, того, что пристойно и прилично. Эта нивелировка возможностей присутствия до ближайше доступного осуществляет вместе с тем зашоривание возможного как такового. Средняя повседневность становится слепа к возможностям и успокаивается одним "действительным". Эта успокоенность не исключает расширенной деловитости озабочения, но возбуждает ее. Воля не волит тогда позитивных новых возможностей, но имеющееся в распоряжении "тактически" видоизменяется таким образом, что возникает видимость каких-то свершений» (1997, с. 194).
Можно было бы и дальше продолжать краткий экскурс в философскую проблематику возможного и невозможного, но остановимся на этом, отметив тесное переплетение философских, психологических, социальных аспектов проблемы.
Границы возможного не существуют вне осознающего их человеческого сознания; вместе с тем, будучи осознанными однажды, они становятся неотъемлемым элементом жизненного мира человека - «организованной совокупности всех объектов и явлений действительности, связанных с данным субъектом жизненными отношениями» (Леонтьев, 1990, с. 51). На наш взгляд, ни одно из используемых в психологии мотивации понятий не совпадает с теми, которыми описываются представления человека о его возможностях в единстве с мотивационными побуждениями к их достижению. Сферу возможного определим как относительно устойчивую систему взаимосвязанных
целей-ценностей, достижимых при изменениях наличной ситуации субъекта вследствие ее собственной динамики развития или в результате деятельности субъекта (либо прекращения деятельности). При наиболее благоприятных условиях и максимальной эффективности и мотивированности субъекта результат его деятельности будет соответствовать пределу, или границе возможного (подробнее см. Иванченко, . Сфера невозможного лежит «по ту сторону» предела возможного и определяет человека отрицательно (как то, чем он не был, не стал, не будет). Хотя в общем виде развитие личности можно представить как расширение сферы возможного, рост достигнутого влечет за собой умножение не осуществившихся вариантов развития и расширение сферы невозможного. В широком смысле любой процесс развития состоит не только из роста и совершенствования, но и из потерь и упадка (такой взгляд утвердился, в частности, во всевозрастном подходе в психологии развития - Балтес, 1994).
Сфера возможного по отношению к жизненному миру выступает как его идеальный, предвосхищаемый прообраз. В процессе целепола- гания субъект выходит за пределы требований наличной ситуации и стремится практически определить границы своих возможностей. Но еще до этого он обладает «представлениями о возможном», присущими тем или иным социальным общностям или группам и в совокупности образующим «пространство возможностей» индивида. Поскольку представления о возможном являются одним из видов «социальных представлений» (история этого понятия прослежена в обзоре Московичи, 1992), к ним также можно отнести следующие характеристики: способность предопределять и предписывать поведение индивида (М. Вебер), определенная устойчивость и объективность (Э. Дюркгейм), функция преодоления дистанцированности от других членов общности (Г. Зиммель).
Вполне очевидно, что границы человеческой деятельности задаются и объективными условиями, и личностными особенностями субъекта, например, способностями, мотивацией достижения успеха или избегания неудач в той или иной сфере. В более общем плане само социальное пространство может определяться как «набор возможностей действия» (Левада, 1993, с. 41). Социокультурные способы реализации деятельности, институализирующие содержащиеся в поведенческом поле возможности и шансы, играют важную роль в социальной дифференциации и стратификации. Питирим Сорокин говорил в этой связи о «селекционирующих институтах» и подчеркивал значение характера препятствий, которые эти институты устанавливают для индивидов. Если эти препятствия «злокачественны» и «неадекватны», это ведет к печальным последствиям для всего общества. Если же они адекватны и правомерны, то и социальное

распределение индивидов приведет к процветанию всего общества (Сорокин, 1992).
Но можно ли приравнивать возможности к объективно существующим обстоятельствам, благоприятствующим либо препятствующим деятельности субъекта? Наша жизнь, утверждал X. Ортега-и-Гассет, состоит прежде всего в сознании наших возможностей. «Жить - это значит пребывать в кругу определенных возможностей, которые зовутся "обстоятельствами". Жизнь в том и заключается, что мы - внутри "обстоятельств", или "мира". Иначе говоря, это и есть "наш мир" в подлинном значении этого слова. "Мир" не что-то чуждое нам, вне нас лежащее; он неотделим от нас самих, он - наша собственная периферия, он - совокупность наших житейских возможностей lt;...gt;. Мир, то есть наша возможная жизнь, всегда больше, чем наша судьба, то есть жизнь действительная» (Ортега-и-Гассет, 1991, с. 131). Отдельно взятыми возможностями сфера возможного не исчерпывается, поскольку принадлежность этих возможностей уникальной личности создает системное единство (при всей возможной дисгармоничности и противоречивости) сферы возможного субъекта.
Изменения сферы возможного на больших временных отрезках также задают основу жизненных стратегий. Основным критерием оптимальности жизненных стратегий, видимо, является усложнение и обогащение жизненного мира и расширение границ возможного. Избыток возможностей, по X. Ортега-и-Гассету, - признак здоровой, полнокровной жизни {Там же, с. 139).
Противоположный результат - упрощение - может быть достигнут различными способами: минимизацией притязаний, «свертыванием» жизненных отношений, в первую очередь потенциально выводящих за границы сферы возможного, ориентацией на постоянно меняющиеся сиюминутные требования жизненной ситуации или на устоявшиеся, общепринятые образцы жизненных стратегий. Для характеристики стандартных жизненных стратегий эвристичным, на наш взгляд, является аристотелевское понятие «доксы» (с/оха) - мира расхожих мнений и обыденного знания. Роланом Бартом этот термин был использован для анализа современного литературного языка (включающего область «эндоксального», то есть согласующегося с «доксой» дискурса, и ортогональных, оппозиционных ей «пара-доксальных» дискурсов) (Barthes, 1977). Эндоксальные стратегии быстро стереотипизируются. Бесконечно тиражируемые «конфигурации» сферы возможного начинают казаться «естественными» и «достаточными», пока не появляется человек para-doxa, расшатывающий стереотипы. Стандартные стратегии, отмечает К.А. Абульхано- ва-Славская, легки, но они не позволяют скоординировать жизнь в целом (Абулъханова-Славская, 1991, с. 285). Приведенная выше цита
та из М. Хайдеггера акцентирует внимание на другом свойстве «эн- доксальных» стратегий - избирательной «слепоте» следующего им субъекта ко всем возможностям, отклоняющимся от нормативно одобряемых.
Стандарты существуют практически для любой области деятельности - ведь только тогда результат может быть оценен. Сравнение с результатами других людей и определение рангового места субъекта Л. Фестингером обозначалось как «социальная относительная норма» (Festinger, 1954). Понятие о социальной относительной норме у человека формируется в процессе преодоления «фильтров» и препятствий. В рамках функционального анализа Р. Мертона постулируется, что место, занимаемое индивидом в статусной или классовой структуре, определяет степень его доступа к легитимированным средствам достижения успеха и, следовательно, определяет его позицию в структуре возможностей. Структура возможностей и структурное напряжение - это взаимозависимые и взаимообусловленные понятия. Так, например, ограничение шансов индивида усиливает напряжение, а снижение напряжения ведет к возрастанию возможностей (см. например, Blau, 1990, с. 142). В теории структурирования Энтони Гид- денса структура определяется как «правила и ресурсы», используемые людьми в их взаимодействии. Субъекты действия владеют правилами в виде скрытых «запасов знания». Структура предполагает также использование ресурсов, т.е. материальных средств и способностей деятелей. Те, кто располагает ресурсами, могут осуществлять власть (хотя, согласно Гидденсу, власть сама по себе не является ресурсом, а есть результат обладания материальными и организационными возможностями) (Giddens, 1982).
Взаимодействие личностных диспозиций и ситуационных детерминант, о котором говорилось уже выше, описывается классическими теориями «ожидаемой ценности» {Feather, 1959), «выбора риска» (Atkinson, 1964). Эти модели были призваны объяснить индивидуальные различия в выборе задач и уровне притязаний, продолжительность будущих действий по их решению, а также различия в усилиях и достигнутых результатах. Но оказалось, что есть проявления личностных диспозиций, которые не объяснимы в рамках этих моделей, например, предпочтение индивидом очень легких или очень трудных задач.
Для объяснения этого явления Дж. Кулем была предложена модель, связывающая вероятность успеха и привлекательность цели через понятие «личностного стандарта». Для индивидов с завышенным стандартом успех в решении легких задач не слишком привлекателен, и они уклоняются от решения задачи, пока привлекательность успеха не превысит боязнь неудачи, и наоборот: для индивидов с занижен
ным стандартом избегание неудачи более значимо (Kuhl, 1978). Все эти модели появились как обобщение результатов лабораторных экспериментов, однако затем возникли многочисленные практические применения. Так, при изучении принципов выбора профессии было показано, что индивиды, мотивированные на избегание неудачи, в своих желаниях пройти обучение той или иной профессии будут, скорее, руководствоваться очень заниженными или завышенными требованиями, в то время как индивиды с мотивацией достижения успеха осуществят более реалистичный выбор (Kleinbeck, 1975). В. Врум показал, что чем выше результат деятельности, тем сильнее тенденция к действию (Vroom, 1964). В нашем исследовании «Образы воз- можного-невозможного в эпоху социальных изменений», проведенном в 1994-96 годах, отмеченная закономерность подтвердилась. Студентки и студенты, выше оценивающие свои достижения в тех или иных сферах деятельности, значимо выше оценивали и свои шансы и возможности в этой сфере (Ivanchenko, 1996).
Представляется, что понятие потенциала (человеческого либо личностного) в меньшей степени отражает мотивационные аспекты потенциального измерения человеческого бытия, нежели «возможности». Нередко в характеристику потенциала субъекта мотивация включается (например, «мотивированная направленность личности» как один из основных компонентов индивидуального психологического потенциала - см. Зараковский, Степанова, 1998, с. 51). Однако, скажем, в авторитетном двухтомнике Союза международных научных обществ, названном «Энциклопедия мировых проблем и человеческий потенциал», мотивационные структуры личности в определении человеческого потенциала отражены лишь косвенно: «Потенциал человека - способность индивида к самовыражению, самоактуализации и самореализации lt;...gt;. Реализуется потенциал человека в защите таких ценностей, как правдивость, доброта, искренность, красота, оптимизм, справедливость и порядочность, естественность поведения, организованность, дисциплинированность» (цит. по: Зараковский, Степанова, 1998, с. 53).
И еще - поскольку сам человек своим потенциалом практически не может оперировать, в термине «потенциал» есть некоторый оттенок внешней заданности (что отражено и на языковом уровне: что, скажем, может человек сделать со своим потенциалом? Реализовать, если он имеется; развить, если недостаточен, - вот, пожалуй, и все). Намного многограннее возможности, предоставляемые одноименным термином («возможности»): рассчитать, мысленно проиграть, упустить, не увидеть, просмотреть, взвесить, измыслить, найти и т.д.
Иммануил Кант в «Антропологии», обращая внимание читателя на парадокс - человек, изнывающий от скуки большую часть жизни,

в конце ее начинает жаловаться на необъяснимую краткость жизни в целом, - дал замечательный пример долговременной «игры возможностями», целенаправленно реализуемыми и намеренно упускаемыми: «Множество отрезков времени, которые выделяются в последний период жизни разнообразными и переменными работами, возбуждают у старика представление о том, будто он прожил гораздо больше времени, чем по числу лет; наполнение времени планомерно усиливающейся деятельностью, которая имеет своим результатом великую, заранее намеченную цель, - это единственное верное средство быть довольным жизнью и вместе с тем чувствовать себя пресыщенным ею». Реализация множества взаимосвязанных и объединенных единой логикой возможностей в контексте жизни в целом, таким образом, создает предпосылки осмысленности жизни.
Автору не хотелось бы резюмировать вышесказанное в том ключе, что эвристический потенциал «возможностей» уступает в психологии мотивации возможностям «личностного потенциала». Однако даже в бескрайнем пространстве терминов, концепций, теорий мотивации и личности они просто обречены на встречу с другими понятиями, на взаимовлияние и на «разграничение полномочий».

error: