Основные направления и формы организации анимационной деятельности. Сущность анимационной деятельности

Общая программа анимации готовится таким образом, чтобы развлекательные и спортивные элементы были разнообразны по своей форме, интересны туристам и чтобы в проводимых мероприятиях было задействовано как много больше участников.

Вечерние шоу должны повторяться не чаще, чем один раз в две недели, из расчета обычно двухнедельного пребывания гостей в отеле. Сценарий, музыка, свет, хореография, костюмы - все четко продумывается и организуется членами команды и руководителем, который часто сам принимает участие в шоу-программах.

Во время обеда и перед ужином аниматоры встречают гостей у входа в ресторан, желают приятного аппетита, знакомятся с новоприбывшими гостями, общаются с теми, с кем сегодня играли, подсаживаются за столики, и стараясь не допускать паузы в разговоре, развлекают гостей и приглашают принять участие в играх и развлекательных шоу после обеда. А занятые в вечернем шоу аниматоры проводят репетиции вечернего спектакля.

Общая программа анимации гостиничного предприятия включает в себя несколько направлений:

  • - Спортивно-оздоровительное направление. В основе спортивной анимации лежит здоровый образ жизни. Сохранение и укрепление здоровья - это основные функции спортивной анимации. Особое значение в комплексе мероприятий, направленных на развлечение туристов, уделяется всевозможным спортивным занятиям, состязаниям, конкурсам. здесь может быть использовано все, что наработано и создано человечеством в этой области на данный момент. Это и давно знакомые всем игры с известными условиями и правилами; и совсем новые, разработанные прямо тут, в процессе общения; и предложенные кем-то из отдыхающих, модернизированные, приспособленные к данной ситуации и позаимствованные у коллег из соседнего отеля. В играх аниматоры принимают участие в качестве игроков, ведущих и судей. В их задачу входит подогрев интереса и контроль за ходом игры, улаживание возможных конфликтных ситуаций. Во время игры аниматор четко излагает правила, обеспечивает ее непрерывность, безопасность, организованное начало и окончание с обязательным итогом и объявлением победителей. Аниматоры создают такую атмосферу увлеченности и азарта, что находящиеся неподалеку туристы переключают свое внимание на игру и мало-помалу сами втягиваются в процесс. Динамичность, заводной характер состязательности позволяет людям раскрепоститься, проявить какие-то способности, таланты. А, кроме того, командные игры еще и сближают.
  • - Одним из важных направлений аниматорской деятельности в отелях является анимация для детей. О наличии мини-клуба в гостинице уведомляет большой красочный стенд, установленный в холле гостиницы, у входа в главный ресторан или на пляж, на котором расписан график работы и предстоящие мероприятия для детей, чтобы уже при въезде в гостиницу гости могли быстро сориентироваться и определить туда своего ребенка.План работы, как и общий план анимационной деятельности в гостинице составляется заранее и, возможно, корректируется в ходе проведения занятий, в зависимости от присутствующего контингента детей и других условий. В этом плане должны удачно совмещаться и иметь оптимальное количество спортивных и культурных мероприятий, необходимых для развития ребенка.

Работа в мини-клубе аниматором - большой труд, так, этот человек должен учитывать целый ряд физиологических и психологических особенностей детей разного возраста, создать такие условия, чтобы любому ребенку было в нем интересно и он смог проявить и реализовать себя как личность. Для организации эффективной работы с детьми необходимо иметь соответствующие помещения пребывания детей в летние месяцы и в непогоду, оснащенные различным инвентарем для рисования, лепки, подвижных и развивающих игр и т.д. Каждый день неизменно начинается со знакомства (дети встают в круг, называют свое имя, повторяют и запоминают имена других) и имеет свою тему, которая раскрывается в ходе спортивных и познавательных занятий и состязаний, совместно поставленных маленьких спектаклей, концертов и праздников. Работа мини-клуба в отеле - творческий и кропотливый процесс и задачей детского аниматора является не просто организация досуга детей, развитие их познавательной, физической и психологической сферы, но и такой организации, при которой каждый день, проведенный ребенком в мини-клубе, превращался бы в целое событие, праздник, который останется ярким впечатлением его отдыха на Средиземном море.

Культурно-досуговые мероприятия. Основами культурно-досуговой анимации туристского обслуживания в отелях является: комплексный подход к организации мероприятий, свобода выбора этих мероприятий, театрализация: использование разнообразных приемов (образность, символичность, метафоричность, стилизация) и всех видов искусства (живопись, музыка, литература), при этом ход события определяется сценарием, персонификация.

К традиционным формам организации таких мероприятий относят:

  • · карнавал (народное гуляние в виде уличного шествия, парада, маскарада),
  • · раут (собрание людей, не предполагающее танцы);
  • · банкет (массовое собрание людей, в основе которого - обильное угощение);
  • · мистерия (театрализованная постановка пьесы религиозного содержания);
  • · раус (мероприятие по зазыванию зрителей перед презентациями, культурно-досуговыми программами);
  • · церемония (культовый благоговейный /государственный/ акт, который проводится в строгом порядке /церемониале/);
  • · шоу-представление, массовое зрелище.

Для того, чтобы удачно составить развлекательную программу для отеля, необходимо определиться с рядом критериев, а именно, с:

  • · жанром, при котором создается особая атмосфера и ощущения для зрителей (драма, клоунада, мюзикл и т.д.). При этом номера и фрагменты должны сочетаться таким образом, чтобы сложилась единая картина и связанная структура элементов данного представления;
  • · названием данного show, которое создает настрой и раскрывает его суть;
  • · сценарным планом, в котором обозначен перечень элементов, фрагментов, событий в процессе их развития, персонажей, их отношения и движение. Обязательно должна быть завязка, кульминация и развязка;
  • · сценарием, т.е. детализацией пунктов сценарного плана, а также работа над литературной частью - проработкой монологов и диалогов, изучением речевого стиля;
  • · режиссерским планом - перевод литературы на язык действия (если это постановка по мотивам литературного произведения), составление и координация непрерывной действенной цепочки, и работа с техникой, светом и звуком.

Кроме этого важно - где будет разыгрываться данное действо (на летней площадке, в баре, около бассейна), определиться с темпом, ритмом, включением эффектных моментов и репетиционным периодом.

Вечерние представления являются главной частью развлекательной программы отеля. Они должны быть очень разнообразны по содержанию, постановке, костюмам и интересны для всех отдыхающих. Как правило, в них принимают участие все аниматоры. Организаторы стремятся сделать каждое представление ярким, красочным, запоминающимся, в каждом из них должна быть своя изюминка.

И по форме вечерние шоу бывают самые разные: это и небольшая бытовая сценка, разыгранная актерами-аниматорами, и серьезное театрализованное представление, в котором могут принять участие зрители из зала, гости, заранее приглашенные на ту или иную роль (см. приложение).

Помимо шоу, в вечернюю развлекательную программу входят также различные конкурсы, викторины, лотереи. Как правило, на территории отеля организовано большое вечернее кафе, куда после ужина собирается значительная часть отдыхающих туристов. Для них проводятся всевозможные викторины с тематикой познавательного характера, конкурсы, coffee-games лотереи, такие, как например: лотерея «Бинго», конкурсы на лучшую пару, «Мисс отеля», «Женщины против мужчин» и др. с вручением простых и оригинальных призов за счет отеля. Кроме того, у аниматоров в запасе имеется множество разнообразных игр, которые могут быть также использованы в ходе мероприятия.

Праздничные мероприятия как анимационные объекты. Организация праздников - это один из важных моментов в построении анимационных программ, и здесь главное - не упустить деталей, характерных именно для этого праздника, и внести сюда познавательные и привлекательные для всех туристов элементы. Менеджеры анимации строят развлекательные программы на основе традиций той или иной страны, ставят перед собою в качестве одной из задач познакомить иностранных гостей с обычаями, нравами, жизнью народов ее населяющих. В отелях праздникам посвящают вечерние программы, в ресторанах в этот день в меню включают особый праздничный сладкий десерт; на протяжении всего дня детям раздают шарики и конфеты, а ночью зажигают салют.

При разработке и подготовке развлекательных комплексов и программ обязательно учитываются национальные особенности культуры, традиции, праздники, колорит стран, из которых в настоящее время прибыли гости.

Виды и формы анимационной деятельности

в волонтёрском объединении старшеклассников "Звезда".

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я являюсь руководителем волонтёрского объединения старшеклассников «Звезда» Центра детского творчества Центрального района г. Кемерово. Объединение существует более 15 лет, а я им руковожу в течение 5 лет. В объединении занимаются 30 старшеклассников в возрасте от 14 до 18 лет. Мы работаем по 5 направлениям волонтёрской деятельности:

    Здоровьесбережение;

    Работа с приоритетными социальными группами (ветераны и пожилые люди, многодетные семьи, дети инвалиды, дети оставшиеся без попечения родителей и т.д.)

    Экологоохранная деятельность;

    Трудовая деятельность;

    Досуговая деятельность или анимационная.

Все направления нашей работы между собой тесно переплетаются, но во главе всего стоит досуговая или анимационная деятельность.

Слово анимация вошло в русский язык не так давно. Раньше людей занимающихся подобным видом деятельности называли культорганизаторы, потом массовиками-затейниками и игровиками, теперь же пришло время аниматоров.

Анимационную деятельность мы рассматриваем как деятельность по разработке и представлению программ проведения свободного времени, или другими словами – досуговую деятельность.

Мы работаем на разнообразных площадках города и области. Принимаем участие в мероприятиях Музея – заповедника «Томская писаница», Музея – заповедника «Красная горка». Участвуем в проведении городских мероприятий на территориях ООО «Парк Чудес», парк культуры и отдыха им. В. Волошиной, парк культуры и отдыха «Антошка». Являемся участниками областного передвижного клуба «Кузбасс» по организации досуговых программ в отдалённых населённых пунктах области. Организовываем и проводим мероприятия совместно с социальными учреждениями, учреждениями образования, культуры, спорта и здравоохранения.

Формы анимационной (досуговой) деятельности в нашем объединении разнообразны:

Спортивно - оздоровительные программы, рассчитаны на любителей спорта и активного отдыха мы проводим в образовательных учреждениях и парках. Ежегодно проходят районные спортивные праздники и соревнования «Спорт и труд рядом идут», «Выше, сильнее, быстрее», спартакиады в рамках Недели здоровья, часы и минутки здоровья.

Развлекательные программы ориентированы на участников любого возраста и строятся на вовлечении в активное движение через увлекательные, веселые конкурсы и безобидные состязания , подвижные игры и развлечения, разнообразные конкурсы. Н апример, ролевые игры и конкурсы «Весёлый модельерчик», «Валентин да Валентина», фольклорные праздники «Рождество», «Масленица», «Иван Купала», игровые и праздничные программы, приуроченные к календарным праздникам День учителя, День пожилого человека, Новый год, 8 марта. Эти программы имеют спрос независимо от пола, национальности, образования. Развлекательные программы наиболее востребованы жителями города Кемерово.

Познавательные программы строятся на приобщении к духовно-нравственным ценностям. Это тематические дни «Месячник пожарной безопасности», обучающие программы «Школа юного ведущего», «Школа актива», мастер – классы, беседы, передвижные выставки в рамках досуговых проектов «Весёлые уроки», «Человек труда», «Защитники Отечества разных времён», викторины, конкурсы - они помогают приобрести новые знания и умения в разных видах человеческой деятельности.

При организации анимационных программ нами учитываются особенности, присущие различным возрастным категориям населения.

Для детей дошкольного возраста, ведущим типом деятельности которых является игра, мы проводим игротеки, утренники, сказочные путешествия.

Для подростков - наряду с перечисленными формами мы проводим беседы, мастер – классы, спортивные соревнования и эстафеты, конкурсы и дискотеки, школу вежливости и рыцарские турниры, веселые часы и праздники. Ребята этого возраста отличаются довольно большой активностью, требовательностью и даже предприимчивостью по отношению не только к себе, но и к окружающим людям.

Для молодежи программы несколько меняются. В этом возрасте формируется характер и мировоззрение. Основными видами деятельности этого периода является учеба, которая требует большого напряжения сил. Для старшеклассников мы проводим КВНы, вечера и дискотеки, аукционы, ярмарки и театральные представления, фестивали и шоу, игры по типу телевизионных.

Для людей среднего возраста, трудоспособных, стремящихся отдохнуть от повседневной работы более спокойные мероприятия: конкурсы (красоты, юмора), литературные гостиные и творческие вечера, презентации и концерты.

Для пожилых людей, которым все чаще хочется вспомнить свои молодые годы и все, что с ними связано, проводим посиделки, чаепития, вечера - общения, литературные-гостиные.

Мы стараемся организовать отдых так, чтобы школьникам и студентам было интересно, а пожилым людям было комфортно.

В организации досуговой деятельности используем следующие виды анимации:

Анимация в движении - удовлетворение потребности современного человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;

Анимация через переживание - удовлетворение потребности в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

Анимация через общение - удовлетворение потребности людей в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познания себя через общение;

Культурная анимация - удовлетворение людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно - историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

Творческая анимация - удовлетворение потребности человека в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.

В больших мероприятиях сочетаются разные формы и виды анимационной деятельности.

На территории «Парка Чудес» ежегодно проходит большое количество мероприятий: «День мороженого», «День рождения Парка Чудес», «День Пепси» и т.д. В таких мероприятиях задействовано до 30 обучающихся нашего объединения. Ребята одновременно работают на 4-5 площадках. На главной сцене проходит концертно-конкурсная программа, с чередованием концертных номеров и конкурсов, зрителями и участниками которой могут стать люди разного возраста. На детской площадке проходит игровая программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В игровую программу включены массовые, подвижные и танцевальные игры. По территории всего парка располагаются мини-конкурсы и мини-игры, где любой желающий может испытать свою силу, ловкость, находчивость. В это же время на территории парка работают ростовые куклы, они создают праздничную атмосферу и фотографируются с отдыхающими. В завершении концертная программа духового оркестра, под звуки которого любят танцевать пожилые люди или концерт современных ВИА и рок-групп для молодёжи. Заканчиваются такие праздники салютом или феерверком.

Чтобы качественно выполнять свою работу аниматоры должны владеть целым рядом дисциплин: психология общения, актерское мастерство, хореография, методика анимационной деятельности, игротехника (игроведение), сценография (написание сценария программы). Каждый обучающийся выбирает то, что ему нравится: кто - то любит проводить круглые столы, беседы, встречи, кому-то по душе организация спортивных состязаний, кто-то настоящий король праздников и прекрасно ведет развлекательные программы, а кто-то любит работать в ростовой кукле. К проведению каждой программы подходят основательно: пишут сценарии, подбирают музыкальное оформление, декорации, сами готовят костюмы и реквизит.

Аниматоры должны быть, по природе, людьми добрыми, чуткими, толерантными, общительными, внимательными и ответственными. При подготовке и проведении мероприятий у ребят развиваются специфические способности: богатое воображение, нешаблонность мышления, необходимые для написания сценария; умение обобщать факты, осмысливать их и выдвигать новые решения и идеи, необходимые для работы с методическим материалом; ораторские, организаторские и лидерские способности, которые нужны во время ведения анимационных программ; активность жизненной позиции в процессе внедрения нового, умение сохранить веру в победу и силу духа в период творческих неудач.

Мы участвуем в проведении анимационных программы разного масштаба, для разных социальных групп населения, для всех возрастных категорий на разнообразные темы.

Наша работа в настоящее время достаточно востребована в сфере туризма, спортивно-оздоровительного отдыха, санаториях, курортных здравницах, домах и базах отдыха, оздоровительных центрах, музеях, культурно-досуговых центрах, парках культуры и отдыха, центрах семейного досуга, летних и зимних лагерях отдыха, в учреждениях образования, центрах реабилитации, а также в работе социальных учреждений.

Введение

Глава 1. Теоретические основы и сущность анимационной деятельности

1.1. Понятие и сущность анимационной деятельности

1.2. Характеристика возрастных особенностей в подготовке анимационных программ

Глава 2. Особенности проектирования детской анимационной программы в курортной гостинице.

2.1. Характеристика услуг курорта «Боровое» в республике Казахстан.

2.2. Разработка анимационной программы для детей от 7 до 10 лет

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Все чаще туристы, собирающиеся в путешествие, интересуются не только условиями проживания и экскурсионной программой, но и наличием и уровнем анимационной команды в отеле.

Предпосылкой создания курортной анимации является желание гостя выехать из среды своего постоянного жительства на чистую природу, прикоснуться к духовным ценностям (истории, культуре, искусству), разнообразить жизненные впечатления, устранить физическую и психическую усталость, познать новое, новых людей, найти и проявить себя в общении с ними, побыть среди своих родных в обстановке отдыха и развлечений.

Организация досуга детей и детские развлечения являются обязательными в случае проживания в гостинице семейных пар с детьми. На отдыхе детские аниматоры считают своим долгом создать внешние условия для детского досуга: игровые комнаты, площадки и целые городки, бассейны, автодромы и ипподромы, компьютерные центры и средневековые замки, видеотеки и индийские вигвамы. В общем, маленькие Диснейленды, попав в которые, ребенок сам определяет, что ему делать после завтрака, куда пойти и чем заняться перед сном. Он знает время обеда и ужина, и уже сам строит распорядок своего дня при минимальном вмешательстве взрослых. В курортной гостинице уважительно относятся к свободе выбора ребенка, к самостоятельности его решений и поступков. Ему предлагают, но не настаивают, советуют, но не заставляют. И разрешается почти все, что не вредит детскому здоровью.

Почему же действительно важна правильная организация детского досуга? Первая причина, по которой персоналу отеля следует правильно разрабатывать программу детского досуга заключается в том, что детям, зачастую, отдых кажется скучным и быстро надоедает однообразие будней, если отдых длится более двух недель, морем и песчаными замками ребенка уже не развеселишь. Третья причина – обеспечение безопасности детей. Сущность этой проблемы вытекает из первой, родители желающие отдохнуть, часто теряют бдительность, предоставляют ребенку большую самостоятельность, что может привлечь за собой весьма печальные последствия. Правильная организация досуга предоставит возможность родителям отдохнуть, при этом обеспечивая детям их собственную безопасность, уберегая их от бесполезного и скучного время пребывания в пределах курортной гостинице.

Актуальность темя курсовой работы заключается в том, что с каждым годом все больше молодых семей с маленькими детьми ездят отдыхать за границу и одним из критериев выбора гостиницы является наличие организации досуга детей, наличие мини-клуба в отеле, а так же квалифицированность персонала, который работает с их детьми.

Объект исследования – организация детского досуга в курортной гостинице.

Предмет исследования – специфика организации детского досуга в курортной гостинице.

Цель курсовой работы – разработка детской анимационной программы для курортной гостиницы

Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:

1. Рассмотреть понятие и сущность анимационной деятельности

2. Охарактеризовать возрастные особенности в организации детского досуга.

3. Охарактеризовать услуги курорта «Боровое»

4. Разработать анимационную программу для детей от 3 до 8 лет.

Методология: опрос, наблюдение, теоретический метод (изучение литературы)

Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДОСУГА.

Понятие и сущность анимационной деятельности

Понятие "анимация" имеет латинское происхождение (anima - ветер, воздух, душа; animatus - одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность. Термин "анимация" появился впервые в начале ХХ в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству.

Анимация в гостеприимстве – это своеобразная услуга, преследующая цель – повышение качества обслуживания, и в то же время – это своеобразная форма рекламы, форма повторного привлечения гостей и их знакомых, преследующая цель продвижения туристского продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности туристского бизнеса, представляет собой целостный процесс взаимодействия аниматоров с туристами в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-творческие, образовательные потребности и интересы участников данного процесса, создаются условия для формирования социально активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

Анимационная деятельность имеет характерные черты: осуществляется в свободное время; отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп; обусловлена национальными, религиозными, региональными особенностями и традициями; характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей; отличается глубокой личностностью; носит гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер.

Для того чтобы в полной мере понять сущность анимационной деятельности, необходимо рассмотреть содержание, цели и задачи анимационного процесса, так как каждая анимационная услуга представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичностью, эмоциональностью, активностью, целеустремленностью и т.д). Анимационный процесс, цели и задачи, стоящие перед ним, могут быть выражены следующим процессом [рис. 1]


Рис.1 Анимационный процесс

В ходе анимационного процесса аниматор помогает туристам увидеть объекты действия, способствующие зрительному восприятию определенной заданной темы (первая задача); услышать необходимую информацию или, например, музыкальное сопровождение, дополняющее увиденное (вторая задача); попробовать сделать подобное самому (третья задача); ощутить сопричастность к происходящему процессу (четвертая задача); приобщиться к процессу, овладеть практическими навыками (пятая задача).

Анализ сущности анимационной деятельности отражает наличие взаимодействия в ней различных элементов, определяющих три своеобразных уровня, которые можно классифицировать как: творческий - преобладание творческих моментов в деятельности; репродуктивный - простое воспроизведение готовых, отработанных ранее форм и способов; репродуктивно-творческий - открытие человеком для себя того нового, что объективно новым не является.
Исходя из всего сказанного выше, определим анимацию как стимулирование полноценной рекреационной, социально-культурной, досуговой и другой деятельности человека путем воздействия на его жизненные силы, воодушевление и одухотворение. Туристская анимация - это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие. Туристская анимация основана на личных человеческих контактах тураниматора (аниматора) с туристом, на человеческой близости, на совместном участии аниматора и туриста в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса.

Конечной целью туристской анимации является удовлетворенность туриста отдыхом, его хорошее настроение, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил. В этом заключаются важнейшие рекреационные функции туристской анимации. Значение туристской анимации заключается в повышении качества, разнообразия и привлекательности туристского продукта, увеличении количества постоянных клиентов, увеличении спроса на туристский продукт, повышении нагрузки на материальную базу турпредприятия, а, следовательно, и повышение эффективности ее использования, и, наконец, в повышении доходности и рентабельности туристской деятельности.
Из трех главных рекреационных функций (лечебной, оздоровительной и познавательной) туристская анимация выполняет прямым образом две функции - спортивно-оздоровительную и познавательную. Косвенным образом при соответствующих условиях выполняется и лечебная функция. В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ модно выделить следующие функции туристской анимации:

 адаптационная функция, позволяющая перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;
 компенсационная функция, освобождающая человека от физической и психической усталости повседневной жизни;
 стабилизирующая функция, создающие положительные эмоции и стимулирующая психическую стабильность;
 оздоровительная функция, направленная на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;
 информационная функция, позволяющая получить новую информацию о стране, регионе, людях и т. д.;
 образовательная функция, позволяющая приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;
 совершенствующая функция, приносящая интеллектуальное и физическое совершенствование;
 рекламная функция, дающая возможность через анимационные программы сделать туриста носителем рекламы о стране, регионе, туркомплексе, отеле, турфирме и т.д.

В основном анимация присутствует в курортных гостиницах, потому что именно туда приезжает большое количество гостей отдохнуть и восстановить свои силы с пользой для здоровья. Под курортом принято понимать освоенную и используемую в лечебно-профилактических целях особо охраняемую природную территорию, располагающую природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Гостиница курортная – гостиница, специализирующаяся на приеме и обслуживании туристов, прибывших в данное место в целях отдыха и рекреации. Ее концепция включает предоставление помещений и дополнительных удобств для обслуживания индивидуальных посетителей, семей и групповых туристов, прибывающих на отдых в воскресные дни и на каникулы.

Как правило, в начале нового сезона шеф аниматоров пр содействии команды разрабатывает и утверждает анимационную программу на весьсезон. На каждый день недели (по часам) составляется точное расписание мероприятий, и на каждого члена команды возлагаются определенные обязанности по их проведению. Общая программа анимации готовится таким образом, чтобы развлекательные и спортивные элементы были разнообразны по своей форме, интересны туристам и чтобы в проводимых мероприятиях было задействовано как много больше участников.

Вечерние шоу-программы должны повторятся не чаще, чем один раз в две недели, из расчета обычно двухнедельного пребывания гостей в отеле. Сценарий, музыка, свет хореография, костюмы – все четко продумывается и организуется членами команды и руководителем, который часто сам принимает участие в шоу-программах.

Во время обеда и перед ужином аниматоры встречают гостей у входа в ресторан, желают приятного аппетита, знакомятся с новоприбывшими гостями, общаются с теми, с кем сегодня играли, подсаживаются за столики, и, стараясь не допускать паузы в разговоре, развлекают гостей и приглашают принять участие в играх и развлекательных шоу после обеда. А занятые в вечернем шоу аниматоры проводят репетиции вечернего спектакля. Все аниматоры, не занятые в спектакле, принимают участие в подготовке вечерних шоу и развлекательных программ: готовят декорации, костюмы, другой реквизит, гримируют актеров, помогают им одеться и т.д. Аниматоры с самого первого дня вовлекают гостей в жизнь гостиницы. Аниматоры по спорту проводят различные спортивные соревнования: водное поло, пляжный волейбол, мини-футбол, баскетбол и другие. С самого утра у всех отдыхающих есть возможность размяться под зажигательную музыку и разучить тропические танцы, днем – под руководством тех же аниматоров научится стрельбе из лука, а после обеда расслабится и заняться йогой в тени раскидистых пальм. Вечером родители могут спокойно прогуляться или посидеть в баре, ведь их дети находятся под присмотром у аниматоров мини-клуба, которые устраивают детскую дискотеку и конкурсы для самых маленьких отдыхающих. Вечернюю шоу-программу так же организует анимационная команда. Это может быть постановка, мюзикл, лотерея или конкурс. Ну а после вечернего шоу аниматоры вместе с туристами отправляются на дискотеку.

Анимационная программа направлена на удовлетворение специфических туристских потребностей в движении, культуре, творчестве, общении, развлечении.

Все эти потребности присущи молодежи, следовательно, молодежному туризму необходимы следующие виды анимации:

Анимация в движении – удовлетворяет потребность молодого человека в движении, сочетается с удовольствием и приятными переживаниями;

Анимация через переживание – удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

Культурная анимация – удовлетворят потребность молодежи в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

Творческая анимация – удовлетворяет потребность молодых людей в творчестве, демонстрации своих творческих способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество;

Анимация через общение – удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение.

Организация досуга детей и детского развлечения являются обязательными в случае приема детского контингента. Для этого необходимы дополнительный штат детских аниматоров, наличие мини-клуба и детской площадки.

На территории 4-5 звездочных отелей действуют специальный детский «мини-клуб» - для детей 5-12 лет. Здесь родители могут оставить своих детей на целый день под присмотром опытных аниматоров (как правило, с педагогическим образованием), чтобы поездить в свое удовольствие по интересным уголкам, или спокойно полежать неподалеку на пляже. О наличии мини-клуба в гостинице уведомляет большой красочный стенд, установленный в холле гостиницы, у входа в главный ресторан или на пляж, на котором расписан график работы и предстоящие мероприятия для детей, чтобы уже при въезде в гостиницу гости могли быстро сориентироваться и определить туда своего ребенка.

Таким образом, анимационные гостиничные услуги являются одним из самых эффективных средств привлечения гостей в отель, влияющих на позитивную оценку туристом работы отеля в целом. Конечной целью анимации в гостеприимстве является удовлетворенность гостей отдыхом, их хорошее настроение, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Из трех главных рекреационных функций (лечебной, оздоровительной и познавательной) туристская анимация призвана выполнять прямым образом две функции - спортивно-оздоровительную и познавательную. Косвенным образом при соответствующих условиях выполняется и лечебная функция.

В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ можно выделить следующие функции туристской анимации:

Адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;

Компенсационную, освобождающую человека от физической и психической усталости повседневной жизни;

Стабилизирующую, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;

Оздоровительную, направленную на восстановление развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;

Информационную, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т. д.;

Образовательную, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;

Совершенствующую, приносящую интеллектуальное и физическое усовершенствование;

Такое разнообразие функций туристской анимации обусловило и многообразие видов анимационной деятельности, а также и большую разновидность анимационных программ и мероприятий.

Различие понятий «анимация», «рекреационная анимация», «гостиничная анимация», «туристская анимация» связанно с многообразием существующих форм и программ досуговой анимационной деятельности.

Рекреационная анимация - вид досуговой деятельности, направленной на восстановление духовных и физических сил человека. Программы, реализуемые с рекреационными целями, могут проводится как туристскими предприятиями с туристами и гостями, так и досуговыми учреждениями с местными жителями. Это дает право утверждать, что понятие «рекреационная анимация» шире, чем понятия «туристская анимация» и «гостиничная анимация».

Туристская и гостиничная анимации тесно связаны с рекреационной, так как главная роль анимационных программ как в отелях, туркомплексах, и санаториях, так и в специализированных анимационных турах заключается в оздоровлении отдыхающих, отвлечения их от повседневных забот, в повышении настроения, т.е. в восстановлении жизненных сил и энергии.

Туристская анимация - это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие. При подготовке анимационных программ учитываются такие особенности туристов, как пол, возраст, национальность, а также активность участия туристов.

Гаранин Н.И. подразделяет туристскую анимацию на три основных типа по важности, приоритетности и объему анимационных программ в общей программе путешествия (в турпродукте):

Первый тип. Анимационные туристские маршруты - целевые туристические поездки ради одной анимационной программы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, переезда от одной анимационной услуги (программы) к другой, которые предоставляются в разных географических точках. Такая анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по содержанию, стимулирующему душевные силы. К таким анимационным программам относятся: культурно-познавательные и тематические, фольклорные и литературные, музыкальные и театральные, научные, фестивальные, карнавальные и спортивные.

Второй тип. Дополнительные анимационные услуги в технологических перерывах - программы, предназначенные для «поддержки» основных туристских услуг, оговоренных в турпакете, и действующие в обстоятельствах, обусловленных переездами, задержками в пути и в случаях непогоды (при организации спортивных и самодеятельных туров, на пляжных курортах) и т. д.

Третий тип. Гостиничная анимация - комплексная рекреационная услуга, основанная на личных человеческих контактах тураниматора с туристом и совместном участии в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса.

С точки зрения системного подхода туристская анимация - это удовлетворение специфических туристских потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном провождении, развлечении. Все эти потребности присущи молодежи, следовательно, молодежному туризму просто необходимы следующие виды анимации, удовлетворяющие их потребности:

Анимация в движении - удовлетворяет потребность молодого человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;

Анимация через переживание - удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

Культурная анимация - удовлетворят потребность молодежи в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

Творческая анимация - удовлетворяет потребность молодых людей в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество;

Анимация через общение - удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение.

Реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный характер, а перечисленные виды анимации являются составляющими элементами этих программ.

Анимационные программы одновременно с чисто развлекательными мероприятиями включают разнообразные спортивные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание делает эти программы более насыщенными, интересными и полезными для укрепления, восстановления здоровья, поэтому во взаимосвязи туристской анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший восстановительно-оздоровительный эффект.

Анимационные программы на протяжении всего периода пребывания туриста в отеле должны обеспечить ему полную удовлетворенность (ощущение исполнения желания, мечты, достижения цели путешествия).

При организации анимационных программ необходимо учитывать особенности, присущие различным возрастным категориям отдыхающих на туристских объектах. Анимационная деятельность на туристском предприятии должна быть тщательно спланированной, регламентированной и организованной как финансово, так и методически.

Стратегическое планирование в анимационной деятельности, по мнению Курило Л. В. связано с решением таких задач, как:

Разработка анимационной стратегии и концепции туристского комплекса, согласованных с его маркетинговой стратегией;

Разработка типовых анимационных программ и алгоритмов (методик) их адаптации к реальным группам и туристам;

Анализ факторов, влияющих на полноту и эффективность осуществления менеджмента и на конъюнктуру гостиничного рынка района, региона, страны с точки зрения анимационной деятельности;

Участие в формировании ценовой политики с учетом комплекса вопросов анимационных услуг и анимационного менеджмента туристского комплекса;

Долгосрочное и краткосрочное планирование анимационной деятельности, включение в бизнес-план туристского комплекса мероприятий по ее совершенствованию.

Первые две задачи являются основными. Стратегия анимационной деятельности определяется стратегическим видением и миссией туристского гостиничного комплекса. Анимационное гостиничное подразделение должно иметь свои цели (краткосрочные и долгосрочные) и задачи для достижения общей цели гостиничного предприятия - успешного функционирования на рынке сферы обслуживания. Выполнение этих частных целей и задач ведет к общей заинтересованности в результатах работы всего предприятия.

Создание стратегии - глубокий, творческий, азартный процесс. Это особенно касается анимационной деятельности. Здесь трудно дать жесткие рекомендации по планированию и формулировке концепции. Назовем лишь те элементы корпоративной гостиничной философии, которые можно использовать при создании концепции анимационной деятельности конкретного предприятия сферы гостеприимства:

Использование каждой возможности, чтобы пробудить гостей к активной жизни, привести их в восторг, добавить им удовольствия, познакомить друг с другом, чтобы они с первых минут пребывания в отеле почувствовали себя комфортно, обеспечить им приятный, запоминающийся отдых, создать семейную атмосферу радости и дружбы.

Создание расслабляющей обстановки.

Территориальное рассредоточение анимационных программ (гости не должны испытывать помех от развлечений других).

Наличие эксклюзивной анимации, предварительное анонсирование и приглашение гостей.

Соблюдение высокого единого стандарта: каждый гость обслуживается одинаково.

Создание условий для неограниченной свободы проведения отпуска с наименьшим количеством правил.

Использования во всем единого дизайна и униформы.

В гостиничной анимационной концепции должны быть сформулированы основные требования к построению программ. В качестве базовых требований можно определить следующие:

1. Программами должны быть охвачены все способы досуга.

2. Реализация программы должна превзойти ожидания гостей.

3. Программы должны обеспечить расслабляющую, приятную обстановку.

4. Ежегодно программы должны изменяться для удовлетворения растущего желания и ожидания гостей, особенно завсегдатаев.

5. Для достижения адаптивности необходимо обеспечить баланс между стандартизацией (общими элементами) программы и ее неповторимостью (эксклюзивными элементами).

6. Программа каждого дня должна содержать сюрприз, интригу, предлагать одновременно 3-4 мероприятия и соответствовать различным желаниям и интересам.

7. Программа должна быть ненавязчивой, а завлекательной.

Немаловажное значение в концепции анимации занимает следование единому стандартному фирменному стилю. Фирменный стиль должен присутствовать во всех сферах деятельности туристского комплекса и в том числе в анимационных услугах.

План анимационной деятельности составляется заранее и, как правило, корректируется в процессе работы, в зависимотси от присутствующего контингента, возраста отдыхающих, их культурного и социального уровня.

В целом, можно сделать вывод, что анимация в отелях и на туристических маршрутах имеет большое значение в создании благоприятного психологического климата, создавая предпосылки для повторного приезда гостей, что заметно способствует повышению имиджа и дохода туристского и гостиничного предприятия.

Анимационная деятельность

Впервые термин «анимация» появился еще в начале XX в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на усиление живого интереса к культуре, художественному творчеству. Во 2-й половине ХХ в. термин «анимация» стал использоваться уже в нескольких значениях, где анимация рассматривалась еще и как художественная деятельность по созданию мультфильмов. К концу XX в. социально-культурная анимация уже являла собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере культурного досуга.

Современные определения понятия «анимация» отражают исторически сложившиеся представления по данному вопросу. Рассмотрим некоторые из существующих определений.

Анимация - организация досуга в отелях, на корпоративных мероприятиях, в детских лагерях, детских праздниках; направление, предполагающее личное участие отдыхающих в культурно-массовых мероприятиях.

Анимация - технология, позволяющая при помощи неодушевленных объектов создавать иллюзию движения; наиболее популярная форма - мультипликация, представляющая собой серию рисованных изображений.

Анимация компьютерная - вид анимации, создаваемый при помощи компьютера. На сегодня получила широкое применение, как в области развлечений, так и производственной, научной и деловой сферах (слайд-шоу).

Из приведенных определений, очевидно, что один и тот же термин по-прежнему обозначает разные виды деятельности. Для целей нашего исследования наибольший интерес вызывает понятие анимации применительно к социально-культурной деятельности и, в частности, к туризму.

При таком многообразии исследований у авторов нет единства в формулировании определений основных понятий. Так Л.В. Курило предлагает следующее определение: «анимация - это стимулирование полноценной рекреационной, социально-культурной досуговой и другой деятельности человека путем воздействия на его жизненные силы, воодушевление и одухотворение». В свою очередь Т.Н. Третьякова считает, что анимация - это «разработка и предоставление специальных программ проведения свободного времени; организация развлечений и спортивного проведения досуга».

Анимация является одним из направлений развития активности населения. Это один из социально-культурных механизмов, с помощью которого могут быть созданы условия для возникновения и раскрытия человеческих способностей и потребностей, для новых возможностей и способов использования в новых условиях жизни.

Напомним, что социокультурная анимация к концу XX в. уже представляла собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере культурного досуга.

Социокультурная анимация - это особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных (педагогических и психологических) гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения.

Обобщение теоретических идей анимации и опыта организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, позволило Е.Б. Мамбекову дать следующее развернутое определение: «Социокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности: как совокупность элементов (учреждений, государственных органов, организаций, аудиторий), находящихся в постоянных отношениях, которые характеризуют эту модель; совокупность занятий, видов деятельности и отношений, где ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики».

За рубежом существует традиционная система квалифицированной помощи со стороны специалистов, которых на современном этапе, называют аниматорами или, если речь идет о туризме, менеджерами туристской анимации, а их организационно-педагогические, культурно-творческие и рекреационные инициативы - анимационной социально-культурной работой.

Итак, обобщив все вышесказанное, формулой анимации в туризме можно признать следующий комплекс: использование интереса + оживление экспозиции + включение туристов в действие + разнообразие развлечений.

Aнимация в туризме начала развиваться как таковая с 70-х годов ХХ в. на Востоке, и только с середины 90-х она появилась в России. Сначала аниматоры освоили Египет и ОАЭ. Позже - Турцию, где музыкальные и цирковые коллективы представляли свои программы преимущественно в отелях.

Основная задача - создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение.

Анимация в туризме может быть представлена:

  • - анимационными мероприятиями (праздники, кинофестивали, конкурсные программы, шоу-маскарады, карнавальные шествия и т.д.)
  • - анимационными театральными действиями (рыцарские турниры, юмористические шоу-клоунады, гладиаторские бои, костюмированные балы, вечера встречи со сказочными героями и т.п.)
  • - анимационными экспозициями (музейное шоу, костюмированные экспозиции). Сюда могут входить анимационные шоу-музеи, когда туристов и экскурсантов на экспозиции встречают «ожившие» исторические персонажи или когда вечером в гостинице организуется шоу, но не созерцательное, а с непосредственным активным участием туристов.
  • - анимацией в тематических парках (аттракционы, встречи с героями мультфильмов, супершоу). Первые развлекательные парки появились в Европе уже в конце 60-х годов. Но настоящий туристский бум они стали испытывать лишь в последние годы.
  • - спортивной анимацией (коллективные и индивидуальные спортивные игры, соревнования, состязания, аэробика, шейпинг, йога, танцевальные вечера); анимация культурный досуговый туризм
  • - гостиничной анимацией.

Кроме того, в образе аниматора, по мнению С.И. Байлика, могут выступать и «представители следующих профессий: аниматор-мультипликатор - человек, который оживляет рисованные картинки; аниматор в бизнесе - человек, занимающийся увеличением продаж, оживлением бизнеса» (т.е. тот, кто рекламирует товар в магазинах, проводит акции и лотереи, рассчитанные на привлечение внимания покупателей к определенному виду товаров и т.п.).

Таким образом, аниматоры - это специалисты по организации досуга в различных учреждениях, предоставляющих специальные мероприятия, программы проведения свободного времени; организаторы развлечений и спортивного проведения досуга.

Анимацию в литературе и средствах массовой коммуникации часто называют посредником между личностью и обществом. Анимация основывается на общих методах социально-педагогических воздействий на каждую личность в отдельности и на группы, коллектив, нестабильную аудиторию и различные социальные общности в путешествии и на отдыхе.

Предпосылками возникновения туристской анимации, в ее современном понимании, являются негативные последствия индустриализации и урбанизации. И как следствие этого - повышенный спрос на самые разнообразные туристские услуги. Помимо размещения и питания турпродукт стал включать и другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей в развлечениях, веселом проведении досуга, в эмоциональной разгрузке. В обиходе туристской деятельности и терминологии гостиничного обслуживания и возникло понятие «туристская анимация» - вид деятельности, направленной на удовлетворение анимационных потребностей туриста.

Сущность анимационной деятельности в досуговой сфере заключается в вовлечении представителей социума в активные формы досуга.

Выводы. Таким образом, анимационная деятельность - это, с одной стороны, рекреационная, социально-культурная досуговая и другая деятельность людей, осуществляемая под руководством специалистов анимации. С другой стороны, анимационная деятельность - это деятельность по разработке, организации и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Следует отметить, что упомянутая двойственность, зачастую, становится причиной различий в трактовке понятийно-терминологического аппарата в исследованиях анимации, анимационной деятельности авторами.

error: