Салтыков-Щедрин М. Е

В одной речке жил пескарь, который всего боялся. Еще старый отец перед смертью в пасти у щуки учил его, что пескари - маленькие рыбешки и должны всего опасаться и всем кланяться: и щукам, и ракам, и карасям. Так и жил он по отцовскому завету, всего боясь, не женился, не завел детей, потому что и этого боялся. Всех предупреждал о том, что жить нужно с оглядкой, осторожно, словно украдкой.

И прожил наш мудрый пескарь до ста лет, потому что берег свою одинокую жизнь. В старости он решил совершить дерзкий поступок: проплыть по реке днем, но пугается и вновь возвращается в свою нору. Там он и умирает, понимая, что жизнь его совершенно бесполезна, и если бы все рыбы вели себя как он, то они бы давно все вымерли. И в конце концов исчезает он из норы неизвестно куда, ведь даже хищные рыбы его уже есть не хотели, называли «постылым» и «остолопом».

Вывод (мое мнение)

В образе премудрого пискаря автор изображает человека, который никому не принес радости, не сделал ничего хорошего для общества и для людей. Он боялся только за свою совершенно бесполезную жизнь, которая и ему-то самому никакого удовольствия не доставляла. Пескарь прожил до ста лет, но кому от этого стало лучше или хуже?

Жил-был «просвещённый, умеренно либеральный» пескарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понял, что ему отовсюду грозит беда: от больших рыб, от соседей-пескарей, от человека (его собственный отец однажды едва не был сварен в ухе). Пескарь построил себе нору, куда никто, кроме него, не помещался, ночью выплывал за едой, а днём «дрожал» в норе, недосыпал, недоедал, но изо всех сил берёг свою жизнь. Пескарю снится сон о выигрышном билете в 200 тысяч. Его подстерегают раки, щуки, но он избегает смерти.

У пескаря нет семьи: «самому бы прожить». «И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется - только дрожит да одну думу думает: «Слава богу! кажется, жив!» Даже щуки хвалят пескаря за спокойное поведение, надеясь, что он расслабится и они его съедят. Пескарь не поддаётся ни на какие провокации.

Пескарь прожил сто лет. Размышляя над щучьими словами, он понимает, что, если бы все жили как он, пескари бы перевелись (нельзя жить в норе, а не в родной стихии; нужно нормально есть, иметь семью, общаться с соседями). Жизнь же, которую ведёт он, способствует вырождению. Он относится к «бесполезным пескарям». «Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, даром место занимают да корм едят». Пескарь решает раз в жизни вылезти из норы и нормально проплыть по реке, но пугается. Даже умирая, пескарь дрожит. Никому до него нет дела, никто не спрашивает его совета, как прожить сто лет, никто не называет его премудрым, а скорее «остолопом» и «постылым». В конце концов пескарь исчезает неизвестно куда: ведь он не нужен даже щукам, хворый, умирающий, да ещё и премудрый.

Краткое содержание «Премудрый пескарь» Вариант 2

  1. О произведении
  2. Главные герои
  3. Краткое содержание
  4. Заключение

О произведении

Сатирическая сказка «Премудрый пескарь» («Премудрый пискарь») была написана в 1882 – 1883 годах. Произведение вошло в цикл «Сказки для детей изрядного возраста». В сказке Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» осмеиваются трусливые люди, которые всю жизнь проживают в страхе, так и не сделав ничего полезного.

Главные герои

Премудрый пискарь – «просвещенный, умеренно-либеральный», прожил больше ста лет в страхе и одиночестве.

Отец и мать пискаря

«Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные» . Умирая, старый пискарь учил сына «глядеть в оба» . Понял премудрый пискарь, что вокруг его подстерегают опасности – крупная рыба может проглотить, рак клешней перерезать, водяная блоха замучить. Особенно боялся пискарь людей – еще его отец однажды чуть в уху не угодил. Поэтому пискарь выдолбил для себя нору, в которую мог попасть только он. Ночью, когда все спят, выходил прогуляться, а днем – «в норе сидел и дрожал» . Он недосыпал, недоедал, но избегал опасностей.

Как-то пискарю приснилось, что он двести тысяч выиграл, но, проснувшись, обнаружил, что у него из норы пол головы «высунулось» . Почти каждый день у норы его поджидали опасности и, избежав очередной, он облегченно восклицал: «Слава тебе, господи, жив!» ».

Боясь всего на свете, пискарь не женился и детей не имел. Он считал, что раньше «и щуки были добрее и окуни на нас, мелюзгу, не зарились» , поэтому его отец еще мог позволить себе семью, а ему «как бы только самому прожить» .

Прожил премудрый пискарь таким образом больше ста лет. Не было у него ни друзей, ни родных. «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется» . Уже и щуки начали хвалить его, надеясь, что пискарь их послушает и из норы выберется.

«Сколько прошло годов после ста лет - неизвестно, только стал премудрый пискарь помирать» . Размышляя над собственной жизнью, пискарь понимает, что он «бесполезный» и если бы все так жили, то «весь пискарий род давно перевелся бы» . Решил он вылезти из норы и «гоголем по всей реке поплыть» , но снова испугался и задрожал.

Мимо его норы проплывали рыбы, но никому не было интересно, как он до ста лет прожил. Да и премудрым его никто не называл – только «остолопом» , «дураком и срамцом» .

Пискарь впадает в забытье и тут снова привиделся ему давний сон, как он двести тысяч выиграл, да еще и «вырос на целых поларшина и сам щук глотает» . Во сне пискарь случайно выпал из норы и вдруг исчез. Возможно его щука заглотала, но «скорее всего - сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?» .

Заключение

В сказке «Премудрый пискарь» Салтыков-Щедрин отразил современное ему общественное явление, распространенное среди интеллигенции, которая была озабочена только собственным выживанием. Несмотря на то, что произведение было написано более ста лет назад, оно не теряет своей актуальности и сегодня.

Краткое содержание «Премудрый пескарь» |


Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные; помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. И сыну то же заказали. «Смотри, сынок, - говорил старый пискарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»

А у молодого пискаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать и видит: куда ни обернется - везде ему мат. Кругом, в воде, всё большие рыбы плавают, а он всех меньше; всякая рыба его заглотать может, а он никого заглотать не может. Да и не понимает: зачем глотать? Рак может его клешней пополам перерезать, водяная блоха - в хребет впиться и до смерти замучить. Даже свой брат пискарь - и тот, как увидит, что он комара изловил, целым стадом так и бросятся отнимать. Отнимут и начнут друг с дружкой драться, только комара задаром растреплют.

А человек? - что это за ехидное создание такое! каких каверз он ни выдумал, чтоб его, пискаря, напрасною смертью погублять! И невода́, и сети, и ве́рши, и норота́, и, наконец… уду! Кажется, что́ может быть глупее уды? - Нитка, на нитке крючок, на крючке - червяк или муха надеты… Да и надеты-то как?.. в самом, можно сказать, неестественном положении! А между тем именно на уду всего больше пискарь и ловится!

Отец-старик не раз его насчет уды предостерегал. «Пуще всего берегись уды! - говорил он, - потому что хоть и глупейший это снаряд, да ведь с нами, пискарями, что глупее, то вернее. Бросят нам муху, словно нас же приголубить хотят; ты в нее вцепишься - ан в мухе-то смерть!»

Рассказывал также старик, как однажды он чуть-чуть в уху не угодил. Ловили их в ту пору целою артелью, во всю ширину реки невод растянули, да так версты с две по дну волоком и волокли. Страсть, сколько рыбы тогда попалось! И щуки, и окуни, и головли, и плотва, и гольцы, - даже лещей-лежебоков из тины со дна поднимали! А пискарям так и счет потеряли. И каких страхов он, старый пискарь, натерпелся, покуда его по реке волокли, - это ни в сказке сказать, ни пером описать. Чувствует, что его везут, а куда - не знает. Видит, что у него с одного боку - щука, с другого - окунь; думает: вот-вот, сейчас, или та, или другой его съедят, а они - не трогают… «В ту пору не до еды, брат, было!» У всех одно на уме: смерть пришла! а как и почему она пришла - никто не понимает. Наконец стали крылья у невода сводить, выволокли его на берег и начали рыбу из мотни в траву валить. Тут-то он и узнал, что такое уха. Трепещется на песке что-то красное; серые облака от него вверх бегут; а жарко таково, что он сразу разомлел. И без того без воды тошно, а тут еще поддают… Слышит - «костер», говорят. А на «костре» на этом черное что-то положено, и в нем вода, точно в озере, во время бури, ходуном ходит. Это - «котел», говорят. А под конец стали говорить: вали в «котел» рыбу - будет «уха»! И начали туда нашего брата валить. Шваркнет рыбак рыбину - та сначала окунется, потом, как полоумная, выскочит, потом опять окунется - и присмиреет. «Ухи», значит, отведала. Валили-валили сначала без разбора, а потом один старичок глянул на него и говорит: «Какой от него, от малыша, прок для ухи! пущай в реке порастет!» Взял его под жабры, да и пустил в вольную воду. А он, не будь глуп, во все лопатки - домой! Прибежал, а пискариха его из норы ни жива ни мертва выглядывает…

И что же! сколько ни толковал старик в ту пору, что такое уха и в чем она заключается, однако и поднесь в реке редко кто здравые понятия об ухе имеет!

Но он, пискарь-сын, отлично запомнил поучения пискаря-отца, да и на ус себе намотал. Был он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить - не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, - сказал он себе, - а не то как раз пропадешь!» - и стал устраиваться. Первым делом нору для себя такую придумал, чтоб ему забраться в нее было можно, а никому другому - не влезть! Долбил он носом эту нору целый год, и сколько страху в это время принял, ночуя то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке. Наконец, однако, выдолбил на славу. Чисто, аккуратно - именно только одному поместиться впору. Вторым делом, насчет житья своего решил так: ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят - он будет моцион делать, а днем - станет в норе сидеть и дрожать. Но так как пить-есть все-таки нужно, а жалованья он не получает и прислуги не держит, то будет он выбегать из норы около полден, когда вся рыба уж сыта, и, бог даст, может быть, козявку-другую и промыслит. А ежели не промыслит, так и голодный в норе заляжет, и будет опять дрожать. Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться.

Так он и поступал. Ночью моцион делал, в лунном свете купался, а днем забирался в нору и дрожал. Только в полдни выбежит кой-чего похватать - да что в полдень промыслишь! В это время и комар под лист от жары прячется, и букашка под кору хоронится. Поглотает воды - и шабаш!

Лежит он день-деньской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает, и все-то думает: «Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?»

Задремлет, грешным делом, а во сне ему снится, что у него выигрышный билет и он на него двести тысяч выиграл. Не помня себя от восторга, перевернется на другой бок - глядь, ан у него целых полрыла из норы высунулось… Что, если б в это время щуренок поблизости был! ведь он бы его из норы-то вытащил!

Однажды проснулся он и видит: прямо против его норы стоит рак. Стоит неподвижно, словно околдованный, вытаращив на него костяные глаза. Только усы по течению воды пошевеливаются. Вот когда он страху набрался! И целых полдня, покуда совсем не стемнело, этот рак его поджидал, а он тем временем все дрожал, все дрожал.

В другой раз, только что успел он перед зорькой в нору воротиться, только что сладко зевнул, в предвкушении сна, - глядит, откуда ни возьмись, у самой норы щука стоит и зубами хлопает. И тоже целый день его стерегла, словно видом его одним сыта была. А он и щуку надул: не вышел из норы, да и шабаш.

И не раз, и не два это с ним случалось, а почесть что каждый день. И каждый день он, дрожа, победы и одоления одерживал, каждый день восклицал: «Слава тебе, господи! жив!»

Но этого мало: он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья. Он рассуждал так: «Отцу шутя можно было прожить! В то время и щуки были добрее, и окуни на нас, мелюзгу, не зарились. А хотя однажды он и попал было в уху, так и тут нашелся старичок, который его вызволил! А нынче, как рыба-то в реках повывелась, и пискари в честь попали. Так уж тут не до семьи, а как бы только самому прожить!»

И прожил премудрый пискарь таким родом слишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется - только дрожит да одну думу думает: «Слава богу! кажется, жив!»

Даже щуки, под конец, и те стали его хвалить: «Вот, кабы все так жили - то-то бы в реке тихо было!» Да только они это нарочно говорили; думали, что он на похвалу-то отрекомендуется - вот, мол, я! тут его и хлоп! Но он и на эту штуку не поддался, а еще раз своею мудростью козни врагов победил.

Сколько прошло годов после ста лет - неизвестно, только стал премудрый пискарь помирать. Лежит в норе и думает: «Слава богу, я своею смертью помираю, так же, как умерли мать и отец». И вспомнились ему тут щучьи слова: «Вот кабы все так жили, как этот премудрый пискарь живет…» А ну-тка, в самом деле, что бы тогда было?

Стал он раскидывать умом, которого у него была палата, и вдруг ему словно кто шепнул: «Ведь этак, пожалуй, весь пискарий род давно перевелся бы!»

Потому что, для продолжения пискарьего рода, прежде всего нужна семья, а у него ее нет. Но этого мало: для того, чтоб пискарья семья укреплялась и процветала, чтоб члены ее были здоровы и бодры, нужно, чтоб они воспитывались в родной стихии, а не в норе, где он почти ослеп от вечных сумерек. Необходимо, чтоб пискари достаточное питание получали, чтоб не чуждались общественности, друг с другом хлеб-соль бы водили и друг от друга добродетелями и другими отличными качествами заимствовались. Ибо только такая жизнь может совершенствовать пискарью породу и не дозволит ей измельчать и выродиться в снетка.

Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, даром место занимают да корм едят.

Все это представилось до того отчетливо и ясно, что вдруг ему страстная охота пришла: «Вылезу-ка я из норы да гоголем по всей реке проплыву!» Но едва он подумал об этом, как опять испугался. И начал, дрожа, помирать. Жил - дрожал, и умирал - дрожал.

Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?

И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: «Никому, никто».

Он жил и дрожал - только и всего. Даже вот теперь: смерть у него на носу, а он все дрожит, сам не знает, из-за чего. В норе у него темно, тесно, повернуться негде, ни солнечный луч туда не заглянет, ни теплом не пахнёт. И он лежит в этой сырой мгле, незрячий, изможденный, никому не нужный, лежит и ждет: когда же наконец голодная смерть окончательно освободит его от бесполезного существования?

Слышно ему, как мимо его норы шмыгают другие рыбы - может быть, как и он, пискари - и ни одна не поинтересуется им. Ни одной на мысль не придет: «Дай-ка, спрошу я у премудрого пискаря, каким он манером умудрился слишком сто лет прожить, и ни щука его не заглотала, ни рак клешней не перешиб, ни рыболов на уду не поймал?» Плывут себе мимо, а может быть, и не знают, что вот в этой норе премудрый пискарь свой жизненный процесс завершает!

И что всего обиднее: не слыхать даже, чтоб кто-нибудь премудрым его называл. Просто говорят: «Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет?» А многие даже просто дураком и срамцом его называют и удивляются, как таких идолов вода терпит.

Раскидывал он таким образом своим умом и дремал. То есть не то что дремал, а забываться уж стал. Раздались в его ушах предсмертные шепоты, разлилась по всему телу истома. И привиделся ему тут прежний соблазнительный сон. Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых поларшина и сам щук глотает.

А покуда ему это снилось, рыло его, помаленьку да полегоньку, целиком из норы и высунулось.

И вдруг он исчез. Что тут случилось - щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб, или сам он своею смертью умер и всплыл на поверхность, - свидетелей этому делу не было. Скорее всего - сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого ?

Предназначенная для взрослых сказка «Премудрый пескарь» при тщательном анализе демонстрирует типичные черты творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель был мастером тонкой иронии. В рамках выбранного стиля автор рисует очень характерные образы, помогая себе использованием приемов гротеска и гиперболизируя фигуры главных героев.

Литературная критика советской школы стремилась искать в русской классике имперского периода черты классового противостояния и социальной борьбы. Та же судьба постигла и сказку о премудром пескаре – в главном герое старательно отыскивали черты презренного мелкого чиновника, дрожащего от страха, вместо того, чтобы посвятить жизнь классовой борьбе.

Однако большинство русских писателей волновали все же не столько революционные идеи, сколько нравственные проблемы общества.

Жанр и смысл названия сказки

Сказочный жанр издавна был привлекателен для беллетристов. Он интересен тем, что в рамках иносказательности можно позволить себе провести любые параллели с объективной действительностью и реальными фигурами современников, не скупясь на эпитеты, но при этом никого не раздражая.

Типичный жанр сказки подразумевает участие в сюжете животных, наделяемых умом, расторопностью, человеческой манерой общения и поведения. В данном случае произведение своей фантасмагоричностью вполне вписывается в сюжет сказки.

Начинается произведение характерно – жил-был. Но при этом оно называется сказкой для взрослых, потому что автор иносказательным языком предлагает читателю задуматься над отнюдь не детской проблемой – о том, как прожить свою жизнь, чтобы перед смертью не сожалеть о ее бессмысленности.

Название вполне соответствует жанру, в котором написано произведение. Пескарь назван не умным, не мудрым, не интеллектуальным, а именно «премудрым», в лучших традициях сказочного жанра (достаточно вспомнить хотя бы Василису Премудрую).

Но уже в самом этом названии угадывается печальная ирония автора. Оно сразу настраивает читателя на раздумья о том, справедливо ли главного героя называть премудрым.

Главные герои

В сказке самым ярким портретом создан образ самого премудрого пескаря. Автор не только характеризует его общий уровень развития – «ума палата» рассказывает предысторию становления особенностей его характера.

Он детально описывает мотивы поступков главного героя, его мысли, душевные метания и сомнения незадолго до смерти.

Пескарь-сын – не глупый, мыслящий, даже склонный к либеральным идеям. При этом он — настолько трусливая особь, что готов вести борьбу даже со своими инстинктами, чтобы сохранить жизнь. Он согласен жить всегда голодным, не создавая своей семьи, не общаясь с сородичами, практически не видя солнечного света.

Поэтому сын внял главному поучению отца и, лишившись родителей, решил предпринять все доступные меры, чтобы никогда не рисковать своей жизнью. Все, что он впоследствии делал, было направлено на реализацию задуманного.

В итоге, не сама жизнь во всей ее полноте, а именно сохранение жизни приобрело наибольшее значение, превратилось в самоцель. И ради этой идеи пескарь пожертвовал абсолютно всем, ради чего, собственно, он и появился на свет.

Пескарь-отец — второй герой сказки. Он, заслуживая позитивной характеристики автора, жил обычной жизнью, имел семью и детей, рисковал в меру, но имел неосторожность на всю жизнь напугать сына рассказом о том, как он чуть в уху не попал.

Основная картина его личности формируется у читателя преимущественно благодаря рассказу об этом драматическом инциденте, излагаемому от первого лица.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»

Пескарь, сын хороших и заботливых родителей, оставшись один после их смерти, переосмыслил свою жизнь. Будущее его испугало.

Ему виделось, что он слаб и беззащитен, а водный мир вокруг него полон опасностей. Чтобы сохранить свою жизнь, пескарь стал копать себе нору, чтобы прятаться от основных угроз.

Днем он из нее не выбирался, гулял только ночью, из-за чего со временем почти ослеп. Если снаружи мерещилась опасность, то он предпочитал оставаться голодным, чтобы не рисковать. Из-за своего страха пескарь отказался от полноценной жизни, общения и продолжения рода.

Так он прожил в своей норе больше ста лет, дрожа от страха и считая себя премудрым, потому что оказался столь предусмотрительным. При этом другие обитатели водоема не разделяли его мнения о себе, считая дураком и остолопом, который живет отшельником ради сохранения своей никчемной жизни.

Иногда ему снился сон, в котором он выигрывает двести тысяч рублей, перестает дрожать и становится настолько большим и уважаемым, что сам начинает глотать щук. При этом на самом деле он не стремится стать богатым и влиятельным, это всего лишь тайные мечты, воплощенные в снах.

Однако перед смертью пескарю приходят в голову мысли о никчемно прожитой жизни. Анализируя прожитые годы, думая о том, что никого никогда не утешил, не порадовал, не обогрел, он осознает, что если бы другие пескари вели такую же бесполезную жизнь, как и он, то пескарий род быстро бы пресекся.

Умирает он так же, как жил – незаметно для других. По словам автора, он исчез, а скончался в результате естественной смерти или был съеден – никому не интересно, даже автору.

Чему учит сказка «Премудрый пескарь»

Автор иносказательным языком пытается заставить читателя переосмыслить важнейшую философскую тему – о смысле жизни.

Именно то, на что человек растратит свою жизнь, и станет в итоге основным критерием его мудрости.

С помощью гротескного образа пескаря Салтыков–Щедрин пытается донести эту мысль до читателя, предостеречь молодое поколение от неверного выбора своей стези, а более старшему — предлагает задуматься о достойном финале жизненного пути.

История не нова. Евангельская притча о человеке, закопавшем свой талант в землю, как раз об этом. В ней дается самый первый и главный нравственный урок на эту тему. В дальнейшем в литературе неоднократно поднималась проблема маленького человека — «твари дрожащей», и его места в обществе.

Но при всем этом изрядная часть поколения современников Салтыкова–Щедрина — знакомая с литературным наследием предков, образованная, и в меру либеральная, не сделала нужных выводов, поэтому во множестве своем являла собой именно таких пескарей, не имеющих ни гражданской позиции, ни социальной ответственности, ни стремления к позитивному преобразованию общества, окопавшись в своем мирке и дрожа от страха перед власть имущими.

Любопытно, что само общество тоже считает подобных особей балластом — не интересным, глупым и бессмысленным. О пескаре обитатели водоема высказывались крайне нелицеприятно, несмотря на то, что он жил, никому не мешая, никого не обижая и не наживая врагов.

Конец жизни главного героя очень показателен – он не умер, не был съеден. Он исчез. Автор выбрал такой финал, чтобы еще раз подчеркнуть эфемерность существования пескаря.

Основная мораль сказки в следующем: если при жизни человек не стремился делать добро и быть нужным, то и смерти его никто не заметит, потому что существование его не имело смысла.

Во всяком случае, перед смертью главный герой сожалеет именно об этом, задавая себе вопросы – кому он сделал доброе дело, кто сможет его с теплом вспомнить? И не находит утешительного ответа.

Лучшие цитаты из сказки «Премудрый пескарь»

Жил-был «просвещённый, умеренно либеральный» пескарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понял, что ему отовсюду грозит беда: от больших рыб, от соседей-пескарей, от человека (его собственный отец однажды едва не был сварен в ухе). Пескарь построил себе нору, куда никто, кроме него, не помещался, ночью выплывал за едой, а днём «дрожал» в норе, недосыпал, недоедал, но изо всех сил берёг свою жизнь. Пескарю снится сон о выигрышном билете в 200 тысяч. Его подстерегают раки, щуки, но он избегает смерти.

У пескаря нет семьи: «самому бы прожить». «И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется - только дрожит да одну думу думает: «Слава богу! кажется, жив!» Даже щуки хвалят пескаря за спокойное поведение, надеясь, что он расслабится и они его съедят. Пескарь не поддаётся ни на какие провокации.

Пескарь прожил сто лет. Размышляя над щучьими словами, он понимает, что, если бы все жили как он, пескари бы перевелись (нельзя жить в норе, а не в родной стихии; нужно нормально есть, иметь семью, общаться с соседями). Жизнь же, которую ведёт он, способствует вырождению. Он относится к «бесполезным пескарям». «Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия... живут, даром место занимают да корм едят». Пескарь решает раз в жизни вылезти из норы и нормально проплыть по реке, но пугается. Даже умирая, пескарь дрожит. Никому до него нет дела, никто не спрашивает его совета, как прожить сто лет, никто не называет его премудрым, а скорее «остолопом» и «постылым». В конце концов пескарь исчезает неизвестно куда: ведь он не нужен даже щукам, хворый, умирающий, да ещё и премудрый.

error: