Когда же отмечать Новый год? Петр первый и новый год.

За свой кроткий нрав еще при жизни получил от подданных прозвище Тишайший. У него уже родилось 13 детей от первого брака с Марией Ильиничной Милославской, большинство из которых умерли во младенчестве. Для матери, Натальи Кирилловны Нарышкиной, Петр был первенцем и самым любимым ребенком, «свет-Петрушенькой» на протяжении всей ее жизни.

1676 год – Петр лишился отца. После смерти Алексея Михайловича обострилась жестокая борьба за власть, которую вели семьи Нарышкиных и Милославских. Четырехлетний Петр пока не претендует на престол, занятый его старшим братом, Федором Алексеевичем. Последний руководил воспитанием Петра, и позже назначил ему учителем подьячего Никиту Зотова.

1682 год – Федор Алексеевич умирает. Петр венчается на царство совместно со своим братом Иваном, таким образом два знатных рода надеялись прийти к компромиссу и разделить между собой сласть. Но Петр еще мал – ему всего десять лет, а Иван попросту болен и слаб. Так что фактически власть в стране перешла к их общей сестре, царевне Софье.

После того, как Софья фактически узурпировала власть, мать увезла Петра под Москву, в село Преображенское. Там он и провел остаток детства. Будущий император изучал в Преображенском математику, военное и морское дело, часто навещал Немецкую слободу. Для военных забав Петру набрали из боярских детей два «потешных» полка, Семеновский и Преображенский. Постепенно вокруг Петра складывается круг доверенных лиц, среди которых был и Меньшиков, верный царю до конца жизни.

1689 год – Петр I женится. Царской избранницей стала боярская дочь, девица Евдокия Федоровна Лопухина. Во многом брак был заключен угоду матери, которая желала показать политическим конкурентам, что царь Петр уже достаточно взрослый, чтобы взять власть в свои руки.

Этот же год – происходит стрелецкий бунт, спровоцированный царевной Софьей. Петру удается сместить сестру с престола. Царевну отправляют в Новодевичий монастырь.

1689 – 1694 год – страной от имени Петра правит его мать, Наталья Нарышкина.

1696 год – умирает царь Иван. Петр становится единственным правителем России. В правлении ему помогают сторонники, родственники матери. Самодержец же большую часть времени проводит в Преображенском, организуя «потешные» бои, или же в Немецкой слободе, постепенно пропитываясь европейскими идеями.

1695 – 1696 годы – Петр I предпринимает Азовские походы. Целью их было обеспечить России выход к морю и обезопасить южные границы, где хозяйничали турки. Первый поход был неудачным, и Петр понял – единственная возможность победить для России – привести на Азов флот. Флот был срочно выстроен в Воронеже, причем самодержец принимал в строительстве личное участие. В 1696 году Азов был взят.

1697 год – Царь понимает, что в техническом плане и военно-морском деле России еще далеко до Европы. По инициативе Петра в Голландию отправляется первое Великое посольство во главе с Францем Лефортом, Ф.А. Головиным и П.Б. Возницыным. Посольство состоит в основном из молодых бояр. Петр едет в Голландию инкогнито, под именем моряка Петра Михайлова.

В Голландии Петр Михайлов не только четыре месяца изучает кораблестроение, но и работает на судне в Саардаме. Потом Посольство направляется в Англию, где Петр обучался военно-морскому делу в Дэпфорде. Одновременно участники Посольства вели тайные переговоры о создании антитурецкой коалиции, но с небольшим успехом – европейские государства побаивались связываться с Россией.

1698 год – узнав о Стрелецком бунте в Москве, Петр возвращается. Восстание подавили с невиданной до этого жестокостью. По возвращении из Посольства Петр начинает свои знаменитые реформы. В первую очередь был издан указ, требующий от бояр сбривать бороды и одеваться на европейский манер. За невиданные требования многие начинают считать Петра антихристом. Преобразования во всех сферах жизни, от политического уклада до церковного происходят на протяжении всей жизни царя.

Тогда же, вернувшись из Посольства, Петр расходится со своей первой женой Евдокией Лопухиной (отправлена в монастырь) и венчается с пленной латышкой Мартой Скавронской, получившей при крещении имя Екатерина. От первого брака у царя остается сын Алексей.

1700 год – Петр понимает, что единственный выход в Европу для России проходит через Балтийское море. Но на Балтике хозяйничает шведы во главе с королем и талантливым полководцем Карлом XII. Король отказывается продать России прибалтийские земли. Осознавая неизбежность войны, Петр идет на хитрость – он объединяется против Швеции с Данией, Норвегией и Саксонией.

1700 – 1721 год – Северная война ведется практически на протяжении всей жизни Петра, то угасая, то снова возобновляясь. Главным сухопутным сражением той войны становится Полтавская битва (1709 год), которую выигрывают русские. На празднование победы приглашен Карл XII, и Петр поднимает за него первый бокал, как за главного врага. Первой морской победой становится победа в битве при Гангуте в 1714 году. Русские отвоевали Финляндию.

1703 год – Петр принимает решение в стратегических целях возвести на берегах реки Невы и Финского залива город.

1710 год – Турция объявляет России войну, в которой Россия, уже ведущая сражения на севере, проигрывает.

1712 год – Петр переносит столицу на Неву, в Петербург. Сказать, что город был построен, невозможно, однако основы инфраструктуры были заложены, и царю этого показалось достаточно.

1713 год – подписан Адрианопольский мир, по которому Россия отказывается от Азова в пользу Турции.

1714 год – Петр отправляет исследовательскую экспедицию в Центральную Азию.

1715 год – отправляется экспедиция на Каспий.

1717 год – очередная экспедиция, на этот раз в Хиву.

1718 год – в Петропавловской крепости при не выясненных до сих пор обстоятельствах погибает сын Петра от первого брака Алексей. Существует версия, что приказ об убийстве наследника издал лично самодержец, подозревая его в измене.

10 сентября 1721 года – подписан Ништадский мир, ознаменовавший окончание Северной войны. В ноябре этого же года Петр I провозглашен Императором Всероссийским.

1722 год – Россия ввязывается в войну Оттоманской империи и Персии и первой захватывает Каспий. В этом же году Петр подписывает Указ о престолонаследии, ставший знаковым для последующего развития России – теперь самодержец должен сам назначить себе преемника, никто не может получить престол по наследству.

1723 год – в обмен на военную поддержку персидские ханы отдают России восточные и южные территории Прикаспия.

1724 год – Петр I объявляет свою жену Екатерину императрицей. Скорее всего, это было сделано с одной целью – Петр хотел завещать ей престол. Наследников мужского пола у Петра после смерти Алексея не осталось. Екатерина родила ему несколько детей, но из них выжили только две дочери, Анна и Елизавета.

Осень 1724 года – в Финском заливе происходит кораблекрушение. Император, ставший свидетелем происшествия, бросается в ледяную воду, чтобы спасти тонущих людей. Дело закончилось сильной простудой – подорванный нечеловеческими нагрузками организм Петра не выдержал осеннего купания.

28 января (8 февраля) 1725 года император Петр I умирает в Санкт-Петербурге. Похоронен в Петропавловской крепости.

Наступление Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января ввел с 1699 года российский император Петр I. До того, согласно историческим хроникам, с датой празднования главного зимнего праздника был полный разнобой. Древние славяне-землепашцы начинали работы на полях после зимы с 1 марта. И именно этот день считали началом нового года. По другим источникам, его отмечали 22 марта — в день весеннего равноденствия. Для многих предков-язычников, считавших своим божеством злобного морозного деда Трескуна (Карачуна), Новый год начинался в декабре на «зимний солнцеворот» — самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы.

К слову, в канун Нового года Русь отмечала Васильев день. В IV веке архиепископ Василий Кесарийский почитался как великий богослов. А на Руси его стали называть Василием-свинятником, не имея под этим ничего дурного. На Новый год было принято готовить из свинины множество блюд. Считалось, что благодаря этому Василий, покровитель свиней, непременно улучшит поголовье этих важных в хозяйстве животных. Вот и потчевали гостей, ходивших по домам, пирогами со свининой, вареными свиными ногами… А чтобы получить хороший урожай, совершали обряд «обсевания» — рассыпали по дому яровую пшеницу, читали специальную молитву, а потом хозяйка собирала зерна и хранила до весны — времени сева.

В 988 году, после введения князем Владимиром Святославичем христианства на Русь пришел византийский календарь, празднование Нового года было перенесено на 1 сентября. Время, когда урожай собран, работы завершены, можно начинать новый жизненный цикл. И довольно долго параллельно существовали два праздника: по-старому — весной и по-новому — осенью. Разногласия продолжались до ХV века, тогда указом царя Ивана III официальной датой празднования Нового года на Руси стало 1 сентября и для церкви, и для мирских людей.

И так было до 20 декабря 1700 года, когда Петр I подписал свой указ, по которому празднование Нового года перенеслось на 1 января. Молодой царь внедрял европейские обычаи, так что 1 января 1700 года по его велению дома были украшены сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе — так, как это исстари делали в Голландии. Царь счел 1700-й — началом нового столетия.

В исторических документах зафиксировано, что в ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700-го на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, пушечные и ружейные салюты, москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Бояре и служивые люди были облачены в венгерские кафтаны, а женщины — в нарядные иноземные платья.

Отметили новый праздник, как говорится, на полную катушку. Торжества продолжались вплоть до 6 января и окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, Петр I не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

С тех пор празднование Нового года проводилось постоянно, из Германии в дома пришел обычай украшать игрушками елки в домах. А к ХХ веку в России появился новогодний волшебник Дед Мороз, прообразом которого принято считать сразу нескольких персонажей: языческого колдуна Карачуна (Трескуна), Святого Николая Чудотворца, немецкого волшебника «старого Рупрехта» и сказочного русского персонажа Морозко.

В начале ХХ века Россия переживала очень тяжелые времена. В 1914 году, во время Первой Мировой войны, власти запретили новогодние торжества, чтобы не повторять традиции праздника, перенятые у немцев, воюющих на другой стороне. После 1917-го Новый год то возвращали, то запрещали, в 1929 году 1 января и вовсе сделали рабочим днем. Однако в 1930-х главный зимний праздник все же был в СССР реабилитирован.

А вот Старый Новый год в России впервые отметили 14 января 1919 года. В 1918 году по решению Совета Народных Комиссаров был утвержден «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Связано это было с тем, что европейские страны давно жили по григорианскому календарю, названному так в честь Папой Римского Григория XIII, а Россия — по юлианскому (от имени Юлия Цезаря). С тех пор у русских людей установился обычай праздновать Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января, и тем самым отмечать любимый зимний праздник еще раз.

Рождество Христово берет начало с самого Крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Испокон веков Рождество считалось праздником милосердия и доброты, призывавшим заботиться о немощных и нуждающихся. В праздничные дни, начинавшиеся 7 января по григорианскому календарю, в русских городах устраивались благотворительные аукционы и балы, организовывались праздничные столы с «государевыми» пирожками, кренделями и графинчиками с «горькой» для нищего люда, дарились подарки больным и сиротам. А в морозные зимние деньки от Рождества до Крещения (19 января), именуемые святками, праздничная трапеза чередовалось с бурным весельем. Устраивали катания с гор на санях и ледянках, игры в снежки, кулачные драки, колядки. Название этой древнерусской забавы происходит от имени языческого божка пиршеств и мира Коляды.

Колядовать на Древней Руси любили и молодежь, и старики. Вечерами, облачаясь в звериные шкуры или смешные наряды, толпа отравлялась по домам за угощениями и деньгами. Самые скупые хозяева пытались отделаться от навязчивых визитеров парой баранок или конфет, за что получали от остроязычных весельчаков недобрые пожелания — в новом году заполучить «на двор чертей, а в огород — червей» или собрать урожай пшеницы «сплошь с пустыми колосками». А чтобы гости забрали страшные слова, их приходилось одаривать щедро.

В рождественские дни на улицах городов можно было видеть и дрессированных медведей, которые ходили на задних лапах, играли на гуслях и танцевали, а после представления обходили зрителей с шапкой и подолгу стояли возле тех, кто скупился на заслуженную награду.

Особое место в эти дни занимали святочные гадания. Как и сейчас, девушки мечтали заполучить завидного жениха. «Хочу суженого — красавца писаного и щеголя, кудри длинные, сапожки высокие сафьяновые, рубаха красная, кушак золотой», — говорили они старинный заговор.

В дни святок молодые девушки часто гадали «на суженого», разложив на полу у печки пшеничные зерна. В дом приносили черного петуха. Считалось, что если петушок склюет все зерна, то жених наверняка вскоре объявится. А если «вещая» птица от угощения откажется, то суженого в Новом году ждать не стоит.Особой популярностью пользовались и гадания воском. Растопленный воск наливали в таз с водой, а затем рассматривали получившиеся фигурки. Если виднелось сердечко, то это считалось знаком к грядущим «амурным делам». Вилы означали ссору, медальон — богатство, а бублик — безденежье.

Главными блюдами на рождественском столе на Руси являлись деликатесы из свинины: зажаренный поросенок, фаршированная свиная голова, жареное мясо кусками, холодец, заливное. Помимо свиных блюд, на праздничный стол подавались и другие блюда из птицы, дичи, баранины и рыбы. Мелко нарезанное мясо варили в горшках вместе с традиционной полужидкой кашей. Также традиционными угощениями являлись ватрушки, калачи, пироги, колобки, кулебяки, курники, расстегаи и тд. Выбор десертов был более скромным: рождественский стол обычно украшали фрукты, пастила, пряники, хворост, печенье и мед.

Гонения на Новый год в начале ХХ века коснулись и Рождества. Сначала были запрещены рождественские елки, а потом и Дед Мороз. В конце 1920-х был издан указ, в котором говорилось: «В день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях». Тогда 1 января 1929 года стал обычным рабочим днем, а празднование Рождества и вовсе стало вне закона.

Лишь спустя шесть лет, в 1935 году, курс внутренней политики по отношению к праздникам был изменен, Новый год был признан светским праздником, а Рождество оставлено церкви, отделенной от государства. Статус выходного дня Рождество получило лишь в 1991 году, уже после развала СССР.

День отсчета нового года в России переносился дважды. До XV века его встречали в марте, затем в сентябре, а в 1699 году Петр I «назначил» празднование на 1 января. Русский Новый год - праздник, вобравший в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения. 20 декабря 1699 года вышел указ императора Петра I «О праздновании Нового года», в одночасье перебросивший всю страну на три месяца вперед - привыкшие к сентябрьской встрече нового года россияне 1700 год должны были встречать уже 1 января.

До конца XV века завершением годичного цикла на Руси считалась весна (такие же представления до сих пор бытуют в некоторых странах Средней Азии). До принятия православия праздник этот был связан исключительно с языческими поверьями. Славянское язычество, как известно, было тесно переплетено с культом плодородия, поэтому новый год встречали тогда, когда земля пробуждается от зимнего сна - в марте, с первым весенним равноденствием.

Ему во время зимнего солнцеворота предшествовали 12-дневные «Коляды», от которых до наших дней дошла традиция «ряжеными» ходить по домам и петь песни, разбрасывая у порога зерно. И сегодня во многих отдаленных уголках России и СНГ «ряженым» принято отдавать блины и кутью, а в древности эти блюда выставляли на окна, чтобы задобрить духов.

С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника - он был официально назначен на 1 сентября. В этот день в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья».

Празднование открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, их шествие сопровождалось колокольным звоном. С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир. За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник - с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе - «Первый день во году».

Традиция сохранялась почти 200 лет, после чего в жизнь русского народа ворвался вихрь перемен по имени Петр Алексеевич Романов. Как известно, молодой император почти сразу после восхождения на престол начал жесткие реформы, направленные на искоренение старых традиций. Попутешествовав по Европе, он вдохновился голландской манерой отмечать Новый год. Кроме того, вышагивать в расшитом золотом облачении по соборной площади ему совсем не хотелось - хотелось того веселья, что он видел за границей.

20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год), на пороге нового столетия, император издал указ, гласивший: «…Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».

Указ был длинным и очень подробным. В нем оговаривалось, что всем следует в эти дни украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями и не снимать украшений до 7 января. Знатным и просто состоятельным гражданам велено было в полночь палить из пушек на дворах, стрелять в воздух из ружей и мушкетов, а на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк.

На улицах император распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. К 1700 году почти все европейские страны уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем Европа.

1 сентября осталось церковным праздником, но после петровской реформы как-то отошло на второй план. В последний раз чин летопроводства был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который сидел на кремлевской соборной площади на престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом, как делал его дед. После этого с благолепным осенним празднованием было покончено - волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья.

6 января первые в российской истории «прозападные» торжества окончились в Москве крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания - их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука - рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими. Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады.

В канун старого Нового года у славян отмечают народный праздник - Щедрый вечер. В России вечер перед старым Новым годом называют Васильевым, так как в этот день церковь отмечает память Василия Великого. Другое название — богатый свят-вечер. Вечером 13 января все хозяйки готовят вторую или щедрую кутью, которую, в отличие от постной, заправляют мясом и салом. По традиции миску с кутьей ставят в угол, где стоят иконы.

На щедрый вечер хозяйки готовили к столу самые лучшие и вкусные яства. Главным блюдом на праздничном столе считался жареный поросенок - символ плодовитости скота и плодородия земли. В народе это пора считается временем разгула нечистой силы. В этот вечер после заката солнца и до самой полуночи ходят девочки подростки и щедруют, отгоняя своими песнями всю нечисть и желая хозяевам счастья, здоровья и удачи в новом году.

На рассвете 14 января молодые парни шли посевать зерном к крестным, близким родственникам, знакомым. По народным поверьям, на старый Новый год первым в дом должен был зайти мужчина - считалось, что это принесет счастье в дом на весь будущий год. Посевальщики поздравляли всех с новым годом и желали богатства и изобилия специальными присказками. В ответ хозяева одаривали их пирогами, конфетами и другими сладостями. Считалось, что деньги давать посевальщикам нельзя - с ними можно отдать благополучие в доме.

В некоторых селеньях до сих пор сохранился такой обряд: в ночь под старый Новый год сжигают свою старую одежду и сразу же одевают новую. Это символизирует начало новой, лучшей жизни. Чтобы оградить в новом году свой дом от всех бед, 14 января надо с тремя зажженными свечами обойти все комнаты по часовой стрелки и при этом креститься. Также утром 14 января надо взять топор и несильно постучать им по порогу, говоря” жизнь, здоровье, хлеб”.

В народных поверьях с праздником старого Нового года связано немало примет.
. Не следует в этот день произносить слово “тринадцать”.
. 14 января нельзя считать мелочь, иначе весь год будете лить слезы.
. На старый Новый год и в Васильев вечер нельзя ничего давать в долг, иначе весь год в долгах проведешь.
. Также приметы гласят, что если 14 января вынести мусор, то и счастье из дома вынесешь.
. Если ночь на Старый Новый год тихая и ясная, год будет счастливый и удачный.
. Если 14 января взойдет яркое солнце, год будет богатым и урожайным.
. Если иней укроет все деревья, будет хороший урожай зерновых.
. С какой стороны на Старый Новый год небо покрыто облаками, оттуда и счастье будет.
. Если выпадет снег на Старый Новый год, значит, следующий год будет счастливым.

В декабре 1699 года официальным императорским указом празднование назначили на 1 января Стремясь синхронизировать российский календарь праздников с европейским, в конце декабря 1699 года император Петр I официальным указом повелел перенести празднование Нового года на 1 января. И хотя своей главной цели императору добиться не удалось, именно благодаря этому документу в России были заложены основы главных новогодних обычаев: от украшений из хвойных деревьев до длительных новогодних каникул.

«Первый день во году»

Если не считать перехода от старого стиля к новому, которому россияне обязаны появлением в нашем праздничном календаре старого Нового года, дата наступления нового года в России менялась трижды. Праздновать его на Руси начали задолго до того, как праздник привлек внимание императора, прорубившего окно в Европу: первые упоминания об этом празднике встречаются в летописях уже в конце XIV века. Тогда он приходился на 1 марта - эта дата удачно совпадала как с православным календарем (отсчет новых лет шел от дня сотворения мира), так и с жизнью большей части населения, занимавшегося сельским хозяйством. В день наступления весны празднование новолетия, как оно тогда называлось, выглядело более чем логичным. В 1492 году Новый год ждали первые изменения - дата его празднования, в соответствии с определениями Никейского собора, была перенесена церковью на 1 сентября. Однако с образом жизни крестьян, для которых год активных сельскохозяйственных работ в этот момент, напротив, завершался, это соотносилось мало. И всенародного масштаба этот праздник, который, согласно дошедшему до наших дней «Парижскому словарю московитов», назывался «Первый день во году», так и не получил. Основные торжества тогда разворачивались на Соборной площади московского Кремля. Патриарх, сопровождаемый духовенством, обращался к царю с собой речью, в которой справлялся о его здоровье. Царь выступал с ответной речью, завершавшейся словами «Дал Бог, жив». После чего с поклоном к царю и патриарху подходили представители духовенства, а уже после этого челом били все присутствующие на площади.

Сдвигая границы времен

Петр I, заняв российский престол, задался целью не только привести новогоднюю традицию в России в соответствие с европейским календарем и календарем большинства славянских стран, где Новый год к этому моменту отмечался 1 января, но и, собственно, наконец-то превратить его в масштабный народный праздник. Хорошая возможность для такого поистине эпохального изменения представилась как раз на излете 1699 года, когда на смену веку XVII приходило блистательное XVIII столетие. Как и большинство начинаний Петра I, воспитание в россиянах привычки к празднику потребовало от императора известной строгости. И в конце 1699 года император издал указ, в котором повелел изменить дату празднования. «Будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года», - в частности, говорилось в первой части документа.

«Учинить украшения от древ ветвей сосновых»

Простым переносом даты Петр I не ограничился - в указе государь в том числе обстоятельно описал, как именно надлежит жителями империи отметить наступление нового года и столетия. В основу российской новогодней традиции должны были лечь обычаи, с которыми сам император познакомился в Германии. Накануне праздника знатным обитателям домов, расположенных на больших улицах, следовало перед воротами «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Людям же «скудным» давалось послабление - они могли ограничиться тем, чтобы установить «хотя по деревцу или ветви» на ворота.
Желающие сделать всё по высшему разряду могли свериться с образцами, выставленными специально для этих целей в Гостином дворе в Петербурге. Но в целом гражданам дозволялось проявить фантазию и, придумывая украшения, исходить из того, «кому как удобнее и пристойнее». ​​​​​​​

«На Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет»

С легкой руки Петра I в российскую новогоднюю традицию также пришли и фейерверки, которые, по задумке императора, по масштабу должны были соответствовать оказии. Время для них наступало уже 1 января. «Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя с новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам и окольничим каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья, учинить», - говорилось в царском указе. Одновременно на улицах Петербурга, и особенно на перекрестках, планировалось зажечь большие костры.

Традиция на все времена и эпохи

Но главное - стараниями Петра I в Российской империи в 1700 году впервые появились многодневные новогодние каникулы, ибо, согласно указу, празднествам надлежало длиться до 7 января. И хотя достичь своей главной цели, синхронизировать российский Новый год с европейским, ему так и не удалось - к этому моменту большинство стран Европы уже перешли с юлианского, на который ориентировались в России, на григорианский календарь и отметили наступление нового века на 10 дней раньше, - императору удалось заложить традицию новогоднего праздника, которая прошла почти неизменной сквозь самые разные времена, эпохи и этапы отечественной истории.

Гуляка, не пропускавший юбок фрейлин своих жен, носитель дурнейшего характера, обладатель феноменального количества внебрачных детей и, разумеется, один из величайших реформаторов государства Российского – Петр Первый. Реформы во время его, Петра Первого, правления, которые коснулись Руси, по размаху последствий можно сравнить только с реформами решившего жениться на христианке языческого правителя Владимира, известного также, впоследствии, как Красное Солнышко. Владимир дал нам всем в приказном порядке христианство, а Петр Первый – в приказном же порядке – празднование Нового Года, чудесного праздника, который, спустя лет сто пятьдесят, стал праздником любимым и семейным, и до сих пор, спустя уже триста с небольшим лет, таковым и остается.

В 1699 году, 20 декабря , в день, когда, так сказать, ничто не предвещало беды, на головы всем жителям Руси, до которых успел он «долететь» - несомненно, в первые годы это коснулось только Москвы и её ближайших окраин, тогда и Санкт-Петербурга-то еще не было - буквально рухнул приказ Петра Первого:

«…кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить»

И это в этом приказе было не самое главное и не самое неприятное. Самое неприятное, не для царя, конечно, и даже не для бояр, а для простых людей, населявших Москву, было в том, что Новый Год, сообразно этому же приказу наступал второй раз за четыре месяца и через 11 дней:

«И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года».

Кроме того, что великий царь любил военные действия, шумные гуляния и женщин, он славился еще и невероятной, фантастической какой-то страстью к фейерверкам и шутихам, что нашло свое отражение в этом же указе:

«Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же.»

Вокруг Петра Первого, как человека одиозного, легендарного и значимого не только для России, но и для всего мира, ходит множество интересных легенд. Одна из них гласит, что первое января выбрано Петром для празднования нового года не случайно. Согласно этой легенде, Христос родился 25 декабря, а спустя семь дней его, по еврейской традиции, понесли обрезать в храм и, таким образом, мальчик стал тем самым Царем Иудейским, Богом, Новым Богом, который впоследствии отменил Ветхий Завет. И вот, будто бы, царь и пошутил, введя новое слово «год», с английского «God» (Бог). Легенда эта спорная, поскольку в приказе как мы видим, уже упоминается слово «год», причем как слово обычное, имеющееся в обиходе.

Наступивший, новый, 1700, год, царь праздновал со своим знаменитым и вызывавшим оторопь у боярства, Всешутейшего и Всепьянейшего собором, который Петр организовал в 1690 году, то есть когда молодому, но уже женатому, царю было 18 лет. Составлявшие этот своеобразный «собор» люди (в разное время числом от 20 до 200 человек), собравшись в полдень, катались по Москве на санях или лошадях в поисках подходящего для предстоящего кутежа двора. Куда и закатывались с тем, что бы разбрестись только на рассвете следующего дня. Хозяева дворов одновременно боялись нашествия Всешутейшего и ждали: ведь тех хозяев, которые Петру и его окружению понравились ждали почести и финансовые вознаграждения за учиненный ими на территории хозяина беспредел, а вот те, кто оказал прием недостойный могли и пострадать от дурного царского нрава.

Впрочем вернемся к новому году. Поскольку царь отличался нравом не просто дурным, а и непомерно крутым, то тех, кто вдруг откажется веселиться в обозначенный царем срок, он, Петр, приказал бить батогами. Впрочем, разумеется, в официальный царский указ это не вошло, а сохранилось зафиксированное современниками:

«Поскольку в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 января. А в знак доброго начинания и веселья поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает. А кто на Новый год не веселится, тех бить батогами…»

Но и это еще не все! Будучи буквально отцом всех реформ, которые коснулись его, русского, народа, Петр Первый прозрел грядущие в веках проблемы с майскими демонстрациями и елками, и потому там же, в том же приказе, описал, что:

«А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года».

Кристина Вязовская

P.S.: Полный текст указа, переведенный на современный русский язык
7208 (1699) года декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал сказать:

"Известно ему, Великому Государю, стало - не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны -- как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, Великого Государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята - все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира, за многую рознь и считание в тех летах.
И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век. И для того доброго и полезного дела указал (Великий Государь) впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова.
А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в доме своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых -- по образцам, каковы сделаны на Гостином дворе и у нижней Аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно.
А людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить. И чтоб то поспело ныне будущего января к 1 числу сего года, а стоять тому украшению января по седьмой день того ж 1700 года.
Да января ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя с Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет - то по всем знатным дворам боярам, и окольничим, и думным, и ближним, и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям каждому на своем дворе из небольших пушечек, если у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится.
И по улицам большим, где пространство есть, января с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров, или хвороста, или соломы. А где мелкие дворы -- собравшись по пять или шесть дворов такой огонь класть или, кто захочет, на столбиках поставить по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполняя соломой или хворостом зажигать. А перед Бурмистерской ратушей стрельбе и таким огням и украшению по их смотрению быть же".

Указ Петра, №1736 «О праздновании Нового Года»

В суровые допетровские лета Новый год на Руси выглядел иначе. Тогда страна жила по другому календарю и летоисчисление вела от сотворения мира. Сначала наступление нового года отмечали в марте, что было продолжением традиции, существовавшей еще во времена Римской империи. Данный календарь называли «константинопольским» или «ультрамартовским». Со временем государство окрепло, появилась концепция «Москва — Третий Рим», а вслед за этим последовала и смена календаря.

С 1492 года на Руси был введен «византийский» календарь: согласно ему новый год начинался 1 сентября.

Впрочем, даже это не мешало крестьянам ориентироваться на весеннее равноденствие и практиковать ритуалы, представлявшие собой пережитки язычества. Против такого не возражала церковь, благо многие праздники язычников совпадали с церковными и теряли свой прежний окрас. И так продолжалось из года в год до тех самых пор, пока на престол не взошел Петр I. В 1689 году он начал править самостоятельно, а в 1697 году снарядил Великое посольство, в ходе которого посетил множество европейских держав.

Во время этих поездок Петр I смог убедиться в том, что в России все не слава богу. В том числе и празднование Нового года, тогда именовавшегося не иначе как «Первый день во году». В 1698 году Петр I возвращается в Россию, чтобы подавить восстание стрельцов, а спустя год — 20 декабря 1699 года — издал указ №1736 «О праздновании Нового года».

Сначала Петр I мотивировал свое решение — «не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны — как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята — все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира».

Стране предстояло отпраздновать новый 1700 год 1 января. А ведь прошло всего лишь два месяца с тех пор, как жители тогдашней России успели справить этот праздник, правда, тогда они подразумевали 7209 год.

Кроме того, Петр I приказал взять за правило и прогрессивные европейские традиции — «перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых», «людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить», а также «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится».

Таким образом, в петровской России имелся и салют, и подобие новогодней ели: те два новогодних атрибута, которые есть в нашей стране и сейчас.

Тем не менее на европейский манер Новый год отмечали преимущественно представители знатных и зажиточных сословий. А вот крестьяне продолжали отмечать его в сентябре, новая дата ассоциировалась у них скорее со Святками и Рождеством.

Да вот незадача — к началу XVIII века большинство европейских держав, на которые и ориентировался Петр I, перешли на григорианский календарь и стали праздновать Новый год на 11 дней раньше, чем Российская империя.

error: