Что такое право пожизненного наследуемого владения земельным участком? Право собственности на земельный участок

1. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".


2. Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.


3. Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков.




Комментарии к ст. 25 ЗК РФ


1. Права на землю (право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут), право аренды и право безвозмездного срочного пользования) возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для возникновения имущественных прав. Однако регулирование возникновения и прекращения прав на земельные участки в известной степени ограничивается положением ст. 129 ГК РФ, в соответствии с которой земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Таким образом, если гражданское законодательство устанавливает общие основания для возникновения и прекращения прав на любое имущество или имущественные права, то земельным законодательством устанавливаются специальные нормы, определяющие правовые особенности возникновения или прекращения прав именно на землю как особый материальный объект правоотношений.

Таким образом, права на земельные участки возникают по основаниям и в соответствии с принципами, определенными гражданским законодательством, однако федеральными земельными законами в соответствии с принципами, установленными земельным законодательством, может быть ограничен круг субъектов, которым земельные участки предоставляются на основании того или иного права. Федеральными же земельными законами может быть ограничен оборот земельных участков (см. ст. 27 ЗК РФ и комментарий к ней), и это прежде всего означает, что право собственности граждан, юридических лиц, местного самоуправления, субъектов РФ на ряд предусмотренных ЗК РФ земель возникнуть не может. Земельным законодательством также могут быть установлены особенности возникновения прав на земельные участки, что, собственно, и составляет содержание данной главы.

Воздействие на регулирование возникновения прав на землю оказывает не только гражданское законодательство. Хотя нормы законодательства гражданского и доминируют, тем не менее возникновение или прекращение прав на землю зависит также и от положений законодательства об иных кроме земли природных объектах - лесного, водного законодательства, законодательства о недрах - в зависимости от того, к какой из категорий земель принадлежит тот или иной земельный участок. Однако следует заметить, что нормы, устанавливаемые нормативными актами этих отраслей, не могут в свою очередь, вступать в противоречие с общими положениями земельного законодательства.

В подавляющем большинстве случаев право может возникнуть только на сформированный в соответствии с законодательством земельный участок. Право на земельный участок как на недвижимую вещь (гражданским законодательством это установлено на основании ст. 130 ГК РФ) может возникнуть только после государственной регистрации в соответствии со ст. ст. 131, 164 ГК РФ и Федеральным законом о госрегистрации.

Положения гражданского законодательства о возникновении прав, на которые ссылается комментируемая статья, закреплены в гл. 2 "Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав" ГК РФ. В качестве положений о возникновении гражданских прав ст. 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Данной статьей определен самый общий перечень оснований, поэтому не все из них могут служить основанием для возникновения прав на земельные участки. Права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом. Из сделки могут возникнуть право собственности на земельный участок, права и обязанности арендатора и арендодателя - по договору аренды земельного участка и права пользователя по договору о передаче участка в безвозмездное срочное пользование (см. ст. 24 и комментарий к ней).

Право на земельный участок может возникнуть из акта государственного органа или органа местного самоуправления, наделенных полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Акт (решение) органа государственной власти или местного самоуправления в данном случае является основанием для возникновения права постоянного бессрочного пользования, права собственности (в процессе приватизации), права безвозмездного срочного пользования на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Права на земельный участок могут возникнуть также: из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. В этом случае права на земельный участок могут быть признаны судом, если из материалов и доказательств, представленных суду, следует, что это право принадлежало (либо принадлежит) лицу на том или ином основании. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей (см. ст. 59 и комментарий к ней). В то же время предоставление земельных участков в собственность или на основании иного права не входит в компетенцию суда. Но суд может вынести решение, обязывающее соответствующие органы предоставить земельный участок; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом. Помимо оснований, собственно, установленных гражданским законодательством, к таким основаниям относятся, в частности, нормы ст. ст. 20 и 21 ЗК РФ о праве граждан и юридических лиц закрепить земельные участки, используемые ими на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, в собственность или заключить договор аренды; вследствие иных действий граждан и юридических лиц. К ним можно отнести приобретение земельных участков на основании приобретательной давности; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. В данном случае речь может идти, например, о приобретении права на земельный участок, принадлежавшего умершему в порядке наследования. В этом случае смерть правообладателя является указанным событием.

ГК РФ также установлены нормы, предусматривающие особенности приобретения права собственности (гл. 14), в том числе основания приобретения этого права (ст. 218), и права общей собственности (ст. 244). Главой 17 ГК РФ предусмотрены основания приобретения права пожизненного наследуемого владения (ст. 265), права постоянного (бессрочного) пользования (ст. 268), сервитута (ст. 274). Но с принятием ЗК РФ положения указанных статей в части, противоречащей ему, применяться не могут, поскольку ЗК РФ как основной закон земельного законодательства в данном случае содержит нормы, имеющие приоритет в регулировании земельных отношений, так как ими определены особенности оборота земель. То же можно сказать и об иных статьях ГК РФ, составляющих содержание гл. 17 и иных его глав, если они касаются приобретения прав на земельный участок, в частности о порядке приватизации или, наоборот, изъятия (выкупа) земельного участка, перехода прав на земельный участок при переходе прав на недвижимое имущество, на нем находящееся (ст. ст. 273, 552), предоставлении прав на земельные участки для строительства (ст. 263).

2. Для возникновения права на земельный участок необходимо осуществление не одного, а нескольких взаимосвязанных действий. После заключения договора, принятия судебного решения, решения уполномоченного органа о предоставлении права на земельный участок следует государственная регистрация как особое действие, без которого права на земельный участок не возникают. На необходимость совокупности оснований для возникновения права на земельный участок указывает и норма ст. 30 ЗК РФ, согласно которой решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) служит основанием государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, заключении договора купли-продажи, договора аренды земельного участка.

Права на земельный участок возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Государственная регистрация - единственное доказательство существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории РФ по местонахождению недвижимого имущества в пределах регистрационного округа. Датой государственной регистрации прав (а значит, и датой их возникновения) считается день внесения соответствующих записей о правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРП).

Поскольку земельные участки признаны недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на них и сделок с ними осуществляется на основании ст. ст. 131 и 164 ГК РФ и Федерального закона о госрегистрации.

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на земельные участки, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРП учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

Обратим внимание на то, что помимо самих вещных прав государственной регистрации подлежат ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение (ст. 131 ГК РФ).

Подлежит государственной регистрации и право безвозмездного срочного пользования, несмотря на то что оно не упомянуто специально ст. 131 ГК РФ. Перечень прав, приведенный этой статьей, открытый, поэтому регистрации подлежат помимо перечисленных и иные права, установленные законом.

В отношении государственной регистрации сделок с земельными участками комментируемой статьей установлена специальная норма о том, что она обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Это означает, что такие случаи могут быть установлены только федеральными нормативными актами уровня закона. В то же время отсутствие специального указания об обязательной государственной регистрации той или иной сделки еще не означает, что стороны сделки не обязаны обращаться в органы госрегистрации. Наоборот, каждая сделка влечет ограничения, обременения или переход прав на земельный участок, а требование их регистрации четко определено упомянутыми статьями. Это следует и из сущности сделок, которые содержатся в ст. 153 ГК РФ как действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

ЗК РФ расширен перечень федеральных законов, которыми могут быть установлены случаи обязательной регистрации сделок с земельными участками, в сравнении с ГК РФ. Статьей 164 ГК РФ установлено, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 ГК РФ и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, т.е. только двумя федеральными законами. С принятием ЗК РФ обязательность государственной регистрации сделок с землей может быть установлена также, по крайней мере, и федеральными земельными законами.

Относительно отдельных сделок установлено специальное положение об их государственной регистрации. Такими являются договоры аренды земельных участков. Не подлежит отдельной (без договора) регистрации право аренды земельного участка, поскольку данная регистрация не требуется ни ГК РФ, ни ЗК РФ. Указание Федерального закона о госрегистрации на необходимость регистрации права аренды (ст. 26) в данном случае следует понимать как необходимость регистрации договора аренды и соответственно прав, закрепленных за сторонами этим договором.

Помимо обязательной государственной регистрации законом устанавливаются и случаи, когда она не требуется. Так, Федеральным законом о госрегистрации утверждено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу этого Закона (через 6 месяцев после его официального опубликования, см. ст. 33 Федерального закона о госрегистрации), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Эти права считаются возникшими и без государственной регистрации.

Совершение сделок с земельными участками, права на которые не были зарегистрированы, или сделок с правами на землю требует их государственной регистрации, поскольку согласно той же упомянутой статье Федерального закона о госрегистрации государственная регистрация возникших после введения в действие указанного Закона ограничений (обременений) или иной сделки с объектом недвижимого имущества требует государственной регистрации прав на данный объект, возникших до введения его в действие. Исключение сделано для земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения ее на федеральную, субъектов РФ и муниципальную. В соответствии с Федеральным законом о введении в действие ЗК РФ (п. 10 ст. 3) до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.

Не подлежит государственной регистрации договор аренды земельного участка, субаренды земельного участка, заключенных на срок менее чем один год, а также право или договор безвозмездного срочного пользования земельным участком.

В целом при реализации норм о приобретении прав на землю следует иметь в виду, что законом установлено не только право, но и обязанность лица, использующего земельный участок, надлежащим образом оформить права на него. Это означает в том числе, что при заключении сделки или принятии в пользу лица судебного решения, например о признании права на земельный участок, такое лицо обязано осуществить государственную регистрации права (перехода права, если речь идет о праве собственности) или государственную регистрацию договора, на основании которого используется земля, если такая регистрация обязательна в соответствии с законом. В противном случае лицо, использующее землю без надлежащим образом оформленных документов, может быть привлечено к административной ответственности на основании ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Исходя из этой статьи самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Следует заметить, что помимо общих положений о приобретении прав на земельные участки законодательством установлены и особые нормы, определяющие основания возникновения отдельных видов прав на землю. Так, ст. 218 ГК РФ установлены основания для приобретения права собственности на имущество, как имеющее собственника, так и не имеющее собственника. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица. Если имущество собственника не имеет, собственник его неизвестен или отказался от имущества либо утратил на него право собственности по иным основаниям, на такое имущество возможно приобретение права собственности по основаниям, предусмотренным законом. И в качестве такого основания предусмотрен институт приобретательной давности, который при наличии обстоятельств, указанных в ст. 234 ГК РФ, может быть распространен и на приобретение прав на земельные участки. Согласно ст. 234 ГК РФ содержание приобретательной давности заключается в том, что лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет, так и иным имуществом в течение 5 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Однако при реализации указанной нормы ГК РФ следует иметь в виду, что на основании приобретательной давности возможно приобретение права собственности не на все земли, а только на такие, которые приобретают статус бесхозяйной вещи (см. ст. 53 ЗК РФ). Это связано с тем, что в Российской Федерации признана презумпция нахождения земель в государственной собственности, если на нее не установлена собственность частная или муниципальная (ст. 214 ГК РФ).

Исходя из ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Обратим внимание на то, что земельным законодательством установлен ряд положений, которые, не выходя за рамки общего перечня оснований возникновения имущественных прав, установленных ГК РФ, все же предусматривают возможность (либо обязанность) приобретения прав на землю из особой совокупности юридических фактов. Так, ЗК РФ допускается оформление права собственности гражданами, использовавшими земельные участки до вступления в силу ЗК РФ - на основании права пожизненного наследуемого владения (ст. 21 ЗК РФ), постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20 ЗК РФ). Кроме того, право собственности может быть оформлено безвозмездно и гражданами Российской Федерации, имеющими в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них индивидуальными жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы (см. ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Другая особая многоступенчатая процедура приобретения права аренды или права собственности на землю лицами, обладающими правом постоянного бессрочного пользования или правом пожизненного наследуемого владения, - это переоформление прав на землю. Действия по переоформлению прав основаны на положениях ст. 3 Вводного закона, которыми установлено в том числе, что права на землю, не предусмотренные ст. ст. 15, 20 - 24 ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, - переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 г. в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ. Арендная плата за использование указанных земельных участков устанавливается в соответствии с решением Правительства Российской Федерации. Заметим в данном случае, что переоформлению подлежат земельные участки вне зависимости от того, расположена на них недвижимость, находящаяся в собственности землепользователей, или нет. На это приходится обратить внимание особо, в связи с тем что ст. 36 ЗК РФ касается большей частью норм, ею закрепленных, на случаи приобретения прав на землю из государственной или муниципальной собственности собственниками зданий, строений или сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Одной из принципиальных особенностей современного земельного законодательства является то, что регулирование отношений по приобретению и реализации прав на землю разнится в зависимости от выделенных и закрепленных законом критериев (основного вида использования земли, расположения на ней недвижимости и др.).

Так, ЗК РФ устанавливает разный порядок приобретения прав на землю в зависимости от того, приобретается ли участок для строительства или для других целей. Помимо этого законодательством установлен ряд специальных норм о приобретении и использовании земельных участков в зависимости от того, к какой категории они принадлежат. Наиболее ярким примером в данном случае можно считать регулирование отношений по приобретению прав на земли сельскохозяйственного назначения.

Еще одной особенностью действующего земельного законодательства следует считать установление особого порядка приобретения и реализации прав на земельные участки лицами, обладающими правом собственности или иными вещными правами на недвижимое имущество, на них (участках) расположенное.

Законодательством установлены также и особые случаи возникновения государственной и муниципальной собственности на земельные участки. Возникновение права собственности в данных случаях также имеет комплекс оснований.

Одна из наиболее существенных процедур административного характера, вслед за которой последует возникновение федеральной собственности субъектов РФ, муниципальной собственности на землю, - разграничение государственной собственности на землю, которое осуществляется по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и Вводным законом (см. комментарий к нему).

Право государственной или муниципальной собственности может также возникнуть в результате выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (см. ст. 279 ГК РФ), а также при изъятии земельного участка при нарушении собственником земельного законодательства (см. ст. 44 ЗК РФ и комментарий к ней), конфискации земельного участка (см. ст. 50 ЗК РФ и комментарий к ней), реквизиции земельного участка (см. ст. 51 ЗК РФ и комментарий к ней). В данном случае в основании возникновения права государственной собственности находятся решения соответствующих органов власти, а также судебные решения о принудительном прекращении права собственности граждан или юридических лиц.

Как уже указывалось, право муниципальной или государственной собственности может также возникнуть и на бесхозяйный земельный участок на основании решения суда.

Завершающим этапом возникновения права собственности во всех этих случаях будет государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности.

Основанием приобретения права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка служит решение органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении его пользователю (см. ст. 20 ЗК РФ). Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования установлены и ст. 268 ГК РФ, но в соответствии с указанной ст. 20 ЗК РФ с момента вступления в силу ЗК РФ земельные участки не предоставляются гражданам, а также юридическим лицам, кроме государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий. Земельные участки на основании этого права могут быть предоставлены также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Согласно ст. 21 ЗК РФ земельные участки не предоставляются гражданам на праве пожизненного наследуемого владения с момента вступления в силу ЗК РФ. В связи с этим ст. 265 "Основания приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком" ГК РФ не применяется. Однако право пожизненного наследуемого владения может возникнуть в порядке наследования.

В то же время и право пожизненного наследуемого владения, и право постоянного (бессрочного) пользования переходят приобретателю недвижимости, расположенной на земельном участке, принадлежавшем прежнему владельцу недвижимости на основе или права постоянного (бессрочного) пользования, или права пожизненного наследуемого владения соответственно (см. ст. 35 ЗК РФ и комментарий к ней). Статьей 271 ГК РФ также устанавливается, что при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Однако при переходе права постоянного бессрочного пользования земельного участка при упомянутых выше обстоятельствах лицу, не указанному ст. 20 ЗК РФ в качестве допустимых правообладателей, им следует приобрести земельный участок в собственность или заключить договор аренды в соответствии со ст. ст. 20, 36 ЗК РФ, а также ст. 3 Федерального закона о введении в действие ЗК РФ.

Основания возникновения права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) установлены земельным (см. ст. 23 ЗК РФ) и гражданским (ст. 274 ГК РФ) законодательством. При этом основанием возникновения утвержденного ЗК РФ публичного сервитута служит решение соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления. Основанием же возникновения сервитута по ГК РФ (в соответствии с ЗК РФ сервитута частного) выступает соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Если соглашение об установлении и условиях сервитута не достигнуто, спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Соглашение заключается, как правило, по инициативе собственника того земельного участка, в пользу которого предполагается установить сервитут.

Права аренды и субаренды земельного участка возникают на основании соответственно договора аренды или субаренды. Данные права возникают также у лиц, приобретающих эти права на основании сделки по распоряжению правом аренды или правом субаренды (см. ст. 22 ЗК РФ и комментарий к ней).

Основанием возникновения права безвозмездного срочного пользования служит либо решение соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления, предоставляющего земельный участок, либо договор, если земельный участок передается в пользование гражданином или юридическим лицом - собственником земли.

3. Процесс национализации земли на территории Российской Федерации основан на нескольких актах. Декрет о земле, принятый сразу после Октябрьской социалистической революции 25 октября (7 ноября) 1917 г., отменил в России частную собственность. Однако национализация земли как основа земельного строя была провозглашена несколько позже - в декабре 1928 г., когда были приняты Общие начала землепользования и землеустройства в СССР, которыми также была установлена исключительная государственная собственность на землю.

В формальном праве собственности, владение землями имеет некоторые нюансы, но, в общем, сводится к унифицированным характеристикам собственности на объект, вещь, которая расположена в правовой зоне законного владения ею лицом.

Эти характеристики определяют наличие трёх для земельного участка, являющегося объектом права собственности:

  1. На федеральный хозяйствующий субъект , владеющий землями государственного значения, в том числе – особо охраняемыми территориями, к которым относятся границы, разделяющие РФ от других государств. Ему принадлежат земли, не отчуждённые (принципиально не отчуждаемые) регионам.
  2. Муниципальный хозяйствующий субъект регионального значения, владеющий в лице местной администрации землями, переданными с федерального уровня на основании особых актов, приказов и других документов.
  3. Право собственности на ЗУ юридических лиц. К ним относятся промышленные зоны, земли сельскохозяйственного значения для ИП, территории в зонах населённых пунктов, предназначенные для торговых площадей, офисов и т.п.
  4. Оформленные в собственность земли частных лиц . Это участки под ИЖС, ЛПХ, дачные участки и прочие ЗУ, с обозначенной формой права обладания, где собственниками являются физические лица.

Основания возникновения прав на земельные участки

Собственниками являются лица, имеющие специальные, внесённые в кадастровые записи полномочия, в отношении конкретного земельного участка, располагающегося по конкретному адресу и обладающего соответствующими техническими характеристиками. Они приобретают юридические основания и получают обозначенное право в результате:

  1. Имущественной сделки, при приобретении ЗУ в результате покупки, мены, принятия в дар.
  2. Приватизации участка из иных форм права.
  3. Перерегистрации ЗУ в результате «дачной амнистии».
  4. Передачи по завещанию или в результате принятия ЗУ по наследству.
  5. Выдела участка из целостного земельного массива путём межевания, на землях сельскохозяйственного назначения.
  6. Выкупа у муниципалитета по кадастровой стоимости.
  7. Признания права собственности на ЗУ через суд.

Нормативы земельного и гражданского права регламентируют регистрацию полученного права собственности. В результате проведения регистрации в местном отделении кадастра и картографии, граждане получают свидетельства, удостоверяющие вид права. Для собственников земель – это свидетельство о собственности.

Кроме этого, право собственности может возникнуть при приобретении жилого дома, расположенного на земельном участке.

Об основаниях прекращения прав на земельные участки - читайте в .

Документы подтверждающие право собственности на земельный участок

Возникает с разрешения хозяйствующего субъекта, который утверждает предоставление такого права специальным актом. В других случаях это право констатируется договорами, определяющими наличие имущественной сделки:

  • купли продажи;
  • мены;
  • дарственной на ЗУ.

То есть, правоустанавливающий прецедент опирается на ситуацию, в которой возникло право собственности на землю. Эти документы нельзя путать со свидетельством о собственности, удостоверяющим вид права. Итак, какой документ подтверждает право собственности на земельный участок?

Правоустанавливающий документ может иметь вид акта исполкома, которым земля нарезалась владельцу участка в далёком советском прошлом.

Дополнением к нему будет прилагаться акт решения административной комиссии, которая выдала и оформление в собственность ЗУ владельца.

Если получение земли основано на выкупе , то к административному акту прилагаются квитанции о выплатах установленных сумм. Для полученных по наследству земель потребуется свидетельство о вступлении в наследство.

А для приватизации ЗУ в случае имущественной сделки с домом без , либо при вступлении в наследство в аналогичных обстоятельствах – документы на должны прилагаться в качестве первичных правоустанавливающих документов на участок.

Правоустанавливающие документы на ЗУ имеют важнейшее значение и играют основную роль в отчуждении и присвоении прав на землю. В случае их утраты или обнаружения отсутствия – гражданам стоит срочно восстановить их в местной администрации или в иных уполномоченных структурах.

При невозможности восстановления документов – право собственности утверждается на основании судебного постановления. В этих ситуациях выписка из решения суда, в случае признания права собственности судом, становится правоустанавливающим документом, подлежащим регистрации в Росреестре.

Участок собственника отличается от прочих землепользователей развёрнутым правовым содержанием, которое максимально расширяет пользовательские права на ЗУ. В отличие от иных правообладателей, собственник имеет характерные, свойственные исключительно ему, формы оперирования земельной собственностью. Для этого ему нужно изменить имеющуюся форму собственности путём приватизации.

В частности, кроме имущественных сделок и возможности передачи земель в аренду, собственник вправе оформлять ландшафтную зону и зону застройки по своему усмотрению, ориентируясь на градостроительный план (при необходимости). А в случае расширения творческих планов и строительных или иных проектов, собственнику позволяется:

  • изменять категорию ЗУ;
  • менять целевое назначение;
  • изменить разрешённое использование.

Внесение этих кардинальных изменений в статус ЗУ определено практически неограниченными пользовательскими возможностями собственника.

Независимо от причины возникновения права собственности, общим для всех правообладателей является собственности, внесение этого факта в учётные кадастровые записи. Регистрация осуществляется по заявлению лица, при его личном присутствии или по посредничеству доверенного лица.

На что распространяется право собственности на ЗУ

На участке, расположенном в собственности могут находиться:

  • капитальные строения;
  • хозяйственные постройки;
  • гаражи;
  • предметы ландшафтного дизайна;
  • зелёные насаждения.

Эти предметы, возведённые, установленные или выращенные собственником, являются законно принадлежащими ему. Однако их необходимо также оформлять в собственность, регистрировать в Росреестре, внося в учётные записи и ставить на инвентаризационный учёт в БТИ.

Находящиеся на территории владельца ЗУ линии электропередач, бойлеры, трансформаторы и аналогичные объекты, служащие нуждам населённого пункта, в объекты собственности не входят.

Во многих случаях, для законного нахождения таких объектов, администрация населённого пункта налагает публичный сервитут, ограничивая собственника в пользовательских возможностях.

Сколько земельных участков можно иметь в собственности

После распада Советского Союза в собственности граждан оказались участки земли, которые им удалось приватизировать и оформить в собственность, без учёта их количества.

Впоследствии, после принятия нового земельного законодательства, существующий порядок остался в силе, реквизиции приватизированные земли не подлежали, но был установлен порядок приватизации. В соответствии с ним на одно лицо может быть оформлен в результате приватизации один участок.

Что касается участков в СНТ () и ДНТ, то простое оформление участков может оказаться ничтожным правовым актом, так как здесь действуют особые . То есть, правила приватизации предусматривают один земельный участок, но выкупать участки в большем количестве, чем один, не воспрещено.

Самое главное в этом вопросе – надлежащее оформление документов, в том числе протоколов общего собрания и соответствия действий, принятому уставу. Если участки находятся в непосредственной близости и имеют общую границу – их целесообразно объединить в один.

Если лицу, имеющему ЗУ, будет передан по наследству или в дар ещё один участок – никто не сможет нарушить его конституционные права и запретить получение второго (и более) участка, при условии, что он не нарушает имущественных прав других лиц.

Последние годы, после того как было отменено право юридических лиц на пожизненное (бессрочное) пользование, им пришлось:

  1. имеющиеся на данном основании земли в собственность путём выкупа у администрации.
  2. их на условия аренды у местной администрации.

В настоящее время выкуп и аренда земель для юридических лиц осуществляется при их участии в торгах, с аукциона.

При оформлении земель в собственность, организации и предприятия также следуют установленному алгоритму. Земли, находящиеся в аренде, имеют приоритет при выкупе и оформлении в собственность.

Для промышленных предприятий установлены соответствующие зоны, где они могут располагать производственные помещения – промышленные зоны. Они должны соответствовать особым требованиям, предъявляемым к этому типу земель, и находиться за пределами населённых пунктов.

Собственники этого типа земель должны нести ответственность за окружающие земельные массивы, за чистоту окружающей среды.

Земельные участки, собственность на которые не разграничена: что это?

Некоторые территории находятся в общем владении, с выделенными долями в праве, например, дачные участки. При этом в дачном массиве существуют земли общего пользования, без которых товарищество не может обойтись. На них расположены дороги, площадки для остановок, элементы инфраструктуры.

Правила пользования этими землями должны определяться уставом дачников СНТ или ДНТ . Как правило, ответственность за эти земли дачники несут сообща, налоги также выплачивают совместно.

Приблизительно в таком же положении оказываются собственники квартир в многоэтажках или жильцы . Им предоставляются общие территории дворов под домом, которым все пользуются в организованном режиме. Удобно оформить участок земли в собственность без выделения долей и пользоваться территорией в полной мере.

Правила пользования можно установить на общем собрании, утвердить протоколом и передать в управляющую компанию для реализации утверждённого проекта оформления участка.

Участок собственника можно расширить. Если рядом с участком находится бесхозная земля, её можно приобщить к уже используемому участку:

  • путём выкупа;
  • межеванием.

При проведении кадастровых работ на участке допустимо «приращивать» до 10% заброшенных земель. Больший объём подлежит выкупу у администрации или дачного товарищества по кадастровой стоимости с последующим надлежащим оформлением.

Участки в собственности можно как объединять, так и разъединять. Существует возможность перераспределения ЗУ. Это хорошая возможность увеличить участок в значительном объёме. Участки объединяются в один ЗУ, оформляясь по всем правилам, с последующей регистрацией.

Для проведения этой процедуры понадобится разрешение на выкуп. Он может быть получен у администрации населённого пункта или у председателя дачного кооператива. На основании перераспределения старые участки снимаются с регистрационного учёта, а на их месте возникает один новый, с новыми учётными кадастровыми характеристиками и новым уникальным кадастровым номером.

Защита права собственности на ЗУ

На основании конституционных прав, граждане РФ имеют право на защиту своей собственности. Преимущество права собственности отличается от других видов права тем, что земли этих граждан гарантированно защищены как от вмешательства третьих лиц, так и от претензий муниципалитета.

Нередки проблемы, возникающие между владельцами смежных участков. Они решаются по справедливости и по закону, предписывающему соответствующие нормативы использования участков, ведения застроек и норм отступа от межи.

В случае возникновения вопросов, собственники могут обратиться к кадастровому инженеру. А если он не решит вопрос – в местную администрацию .

В то же время, если собственник нарушает регламент пользования ЗУ:

  • используя его не по целевому назначению;
  • не используя его;
  • нанося вред плодородному слою почв;
  • нанося вред окружающему ландшафту.

В перечисленных случаях администрация населённого пункта имеет право изъять земли собственника. При этом потребуется обращение в суд и положительное решение суда, допускающее изъятие.

Владение участками допускает возникновение нестандартных случаев. В некоторых случаях, в результате дарения, наследования или выдела (выкупа) ЗУ может достаться нескольким собственникам, которые могут вести общее хозяйство, с выделением долей или полноправно, на общих совместных основаниях.

Аналогичные условия могут возникать у жителей малоэтажного многоквартирного дома, где, в отличие от многоэтажки, граждане имеют теоретическую и практическую возможность установления порядка пользования:

  • по договорённости;
  • в административном порядке;
  • через суд.

К относится завладение незаконно захваченным участком, который владелец пытается приватизировать. У него существует подобная возможность при условии, что польза от завладения ЗУ значительно превышает возможный риск или наносимый хозяйствующему субъекту, вред.

Дачные участки и земли могут оформляться на несовершеннолетних, которые станут полноправными собственниками при наступлении совершеннолетия.

До этого момента их дела помогут им осуществлять опекуны, доверенные лица или родители.

Все участками имеют правовую основу. А если эта основа отсутствует, правообладатели имеют право обратиться в местную администрацию или в суд.

Имеющийся в собственности ЗУ, в права владения которым, собственник фактически так и не вступил, может быть отчуждён хозяйствующему субъекту.

Для этого достаточно написать заявление в местную администрацию на имя главы, поставить её перед фактом отказа от права собственности на земельный участок и пояснить причины отказа. После рассмотрения вопроса, будет вынесено постановление, на основании которого земля будет изъята. Правовым последствием станет:

  • абсолютная утрата прав на участок;
  • его изъятие;
  • отсутствие права претендовать на него вновь, изменив первоначальное решение.

Подобная ситуация может возникнуть при наложении публичного сервитута на ЗУ, масштаб которого делает невозможным пользование участком. В этом случае собственник имеет право написать заявление на имя главы местной администрации отказ от обременённого участка с требованием выдачи равноценного участка без обременений.

В случае положительного решения административной комиссии – участок заменят. В случае отрицательного решения – собственник имеет право обратиться в суд.

    земельным участком - право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Предоставление… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    ПРАВО ПОЖИЗНЕННОГО НАСЛЕДУЕМОГО ВЛАДЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ - в соответствии со ст. 217 ГК право пожизненного наследуемого владения земельным участком является вещным правом на землю. Согласно п. 3 ст. 262 ГК лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения …

    Владение - Владение (possession) физическое обладание имуществом (вещью), создающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на вещь. Владение вещью, закрепленное законом за субъектом права (физическим лицом или юридическим лицом), одно из… … Экономико-математический словарь

    владение (имуществом) - Физическое обладание имуществом (вещью), создающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на вещь. Владение вещью, закрепленное законом за субъектом права (физическим лицом или юридическим лицом), одно из правомочий собственника … Справочник технического переводчика

    У этого термина существуют и другие значения, см. Владение. Владение (фактическое обладание) расположение вещи, затрудняющее пользование ею всеми людьми, кроме одного или нескольких лиц, называемых владельцами. В вещном праве владение… … Википедия

    - (латинское possessio, немецкое Besitz, в средневековом германском праве Gewere) одно из вещных прав (см. это слово). В. называется такая форма обладания вещью, при которой судебная защита дается обладанию как таковому, другими словами когда… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Фактическое обладание вещью; совокупность действий лица, направленных на удержание В. и управление этой вещью. В., наряду с пользованием и распоряжением, является одной из составных частей права собственности. Под правомочием В. в ГК РФ (далее… … Энциклопедия юриста

    Пожизненное наследуемое владение - (англ. life inheritable possession) (земельным участком) вещное право гражданина, являющегося владельцем земельного участка. Такой гражданин имеет права владения и … Энциклопедия права

    Пожизненное наследуемое владение - (англ. life inheritable possession) (земельным участком) вещное право гражданина, являющегося владельцем земельного участка. Такой гражданин имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству. Если из условий… … Большой юридический словарь

    Пожизненное наследуемое владение земельными участками - 1) вид прав на земельные участки (землю); 2) право владения земельными участками, субъектами которого являются граждане, пожизненное, наследуемое; П.н.в. земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности,… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    ПОЖИЗНЕННОЕ НАСЛЕДУЕМОЕ ВЛАДЕНИЕ - см. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком … Юридический словарь современного гражданского права

Право на земельный участок – эта неограниченная возможность распоряжение землей: продажи любому гражданину, обмена, оформления наследства или сдачи в аренду.

Неограниченное владение земельным наделом основывается на тех указанных в Законе основаниях, которые регламентируется Земельным Кодексом (ЗК). Приобретение прав на земельные участки происходят по следующим основаниям:

  1. Приобретение у владельца участка по договору продажи или по иным договорным обязательствам;
  2. По акту передачи государственными организациями земли во владение частному лицу;
  3. По постановлению судебного органа, в окончательном решении которого установлено право собственности на земельный участок;
  4. Иные способы владения земельным наделом, в соответствии с действующим Законодательством.

Как могут возникать права на землю?

Теперь давайте конкретизируем каждый случай возникновения собственности на землю:

  1. Право частной собственности на земельный надел возникает из заключенного между сторонами договора, например, договора о продаже и покупки земли , ее обмена на другой участок, или по договору дарения. Кроме того, переход права на земельный участок очень часто возникает из возложенных обязательств о пожизненном содержании иждивенца вместе с принадлежащей ему на праве собственности земельного участка. Такие права возникают при наследовании, в случае вступления в права наследника и при других законных обстоятельствах. Например, аренда земельного участка также дает земельное право собственности на участок земли.
  2. Местная администрация или самоуправляемый орган имеют законное право на отчуждение земли в пользу частного владельца, на основании принятого правового акта или решения, постановлением земли могут быть переданы в пользование на бессрочный или ограниченный срок, или переданы на правах аренды.
  3. Очень часто происходит отчуждение региональными или местными властями определенного участка земли вместе с расположенным на нем строением, и в этом случае также возникают вещные земельные права. Эти действия властей подпадают под основание возникновения права пользования земельным участком, и все отчуждения в пользу частного владения должны пройти процесс регистрации права собственности на земельный участок.
  4. В случае вынесения судебного постановления, которое дало определение о праве владения земельным участком определенному лицу, является одним из оснований для оформления права собственности. Такие судебные споры очень часто возникают между мнимым и реальным владельцем земли, и по основанию ст. 59 ЗК РФ, в результате признания права на земельный участок на определенного владельца, именно на него можно оформить права собственности. Также в судах рассматриваются иски муниципальных или региональных властей к гражданам, которые владеют землей без законных прав на нее. Если ответчик не подает апелляционные жалобы, то по истечении 10 дней после вынесения решения, можно зарегистрировать право собственности на земельный участок.
  5. Законом определено веское основание, так называемая давность пользования или приобретения участка . Если, например, гражданин долгое время пользовался земельным наделом, но собственником не являлся, местные власти самоуправления актом передачи отчуждают участок в собственность частному лицу. Действия администрации и постановление, принятое ими, являются законным основанием для регистрации права собственности на землю.

В иных моментах право постоянного пользования земельным участком возникает из нескольких правоустанавливающих документов: из договорных обязательств по передаче надела на основании договора аренды, и самого основополагающего документа: акта о решении администрации передать землю арендатору.

Подобные правоотношения могут возникнуть из договорных обязательств между государственными органами и частным лицом. Когда администрация местной власти передает свои земли частному предпринимателю с целью ее обработки и выращивания злаковых или других сельскохозяйственных культур, тогда оформляется право пожизненного пользования земельным участком.

Любой переход права землепользования подлежит регистрации, и только свидетельство может подтвердить законность и обоснованность приобретения.

Что нужно знать о регистрации права собственности на участок

Правительство решило упорядочить ведение учета собственников земли, и для этих целей ввело регистрацию прав на землю. Все данные о наделе фиксируются в Едином Кадастровом Реестре (ЕКР), куда заносятся данные о владельце, площади и местоположении. Только после окончания процедуры регистрации выдается Свидетельство о собственности, которое дает право на совершение любых сделок с землей: совершить продажу, сдачу в субаренду и другие юридически значимые действия, например, возвести жилое или производственное строение.
Процедура регистрации земли обязательна, даже если возникло право пожизненного владения земельным участком: он заносится в общероссийский реестр, а в случае смерти владельца земля опять может перейти к прежнему хозяину, обычно таковым является муниципалитет, и опять возникает возможность оформить землю на другого владельца.

Необходимый перечень документов на регистрацию земли


Если вам был выдан соответствующий документ о землепользовании землей до 1998 года (именно с этого года введен Единый Общероссийский Реестр), то эти документы будут действительными и сегодня, и проходить перерегистрацию нет необходимости.

Ну а для других новых владельцев регистрационные действия проходят с предоставлением следующей документации:

  1. Кадастрового паспорта . Вы его получите после проведения межевания сотрудниками службы реестра, с одновременным оформлением кадастрового плана участка и указанием его площади и адреса;
  2. Документально оформленное основание для формирования вещных прав: акт передачи, различные договорные обязательства;
  3. Подачи заявления для прохождения регистрационных действий и оплата государственной пошлины за оказание государственных услуг;
  4. Предъявляются гражданские паспорта обеих сторон по сделке купли-продажи или доверенность от владельца на совершение регистрационных действий за лицо в договоре.

Важно соблюдать правила предоставления правоустанавливающей документации. Если один или несколько их них будут отсутствовать, регистрацию приостанавливают или вовсе могут отказать (если нет оригиналов).

Ваше заявление будет рассмотрено в течение 30 рабочих дней, а затем получите документ, подтверждающий, что вы являетесь единственным владельцем земли, или его определенной части. Если на оформляемом участке есть любые строения, то обязательным требованием является предоставление оснований для их владения: например, договора строительства или покупки готовых строений.

Видео - Регистрация прав на земельные участки

Оценивая землю, мы всегда оцениваем тот объем прав, которыми мы располагаем, используя тот или иной земельный участок и которые дают нам возможность получать определенные выгоды. Считается, что полное право собственности представляет собой комплекс прав, которые могут быть отделены друг от друга. У нас в стране права на землю и природные ресурсы делятся на две основные группы:
- права, определяющие принадлежность имущества - право собственности;
- права пользования - аренда, концессия и др.
Имущественные права на землю переходят либо вместе с земельным участком, либо как самостоятельные объекты оборота в порядке уступки требования или долга. Только право собственности предпо-лагает возможность в полном объеме и по своему усмотрению осу-ществлять правомочия владения, пользования и распоряжения зе-мельным участком, но с учетом ограничений, накладываемых госу-дарственным регулированием использования земель в целях защиты определенных интересов общества, например, охраны природы, па-мятников истории и культуры, красивых ланшафтов и т.д. Все иные права на землю предполагают некоторые ограничения в осуществлении этих прав.
По действующему у нас в стране земельному законодательству предусматриваются следующие виды прав на землю:
- собственность;
- постоянное бессрочное пользование;
- пожизненное наследуемое владение;
- безвозмездное срочное пользование;
- аренда земельных участков;
- ограниченное пользование чужим земельным участком (сер-витут);
К иным видам прав на земельные участки может относиться право застройки, право заключения договора аренды, аренда земельных долей, субаренда, залог земельного участка, залог арендных имуще-ственных прав, коллективно-долевая собственность.
Возможны и другие права, возникающие в связи с использованием земельного участка.
Гражданским кодексом Российской Федерации к вещным правам на землю наряду с правом собственности относятся: право пожизненного наследуемого владения земельным участком; право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; сервитуты.
Перечень вещных прав лиц, не являющихся собственниками зе-мельных участков, не является закрытым.
К земельным участкам не применяется предусмотренное граж-данским законодательством право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом.
Право собственности на землю
Содержание права собственности заключается в правомочиях владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком.
Владение земельным участком представляет собой обладание им как своим, например, для юридических лиц это возможность числить его на балансе.
Пользование землей - это возможность получать определенные полезности, например, возводить постройки, выращивать сельско-хозяйственные культуры и т.д. Собственник земельного участка имеет право для собственных нужд использовать общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды и обособленные водные объекты.
Правомочие распоряжения землей - это возможность для собст-венника определять юридическую судьбу земельного участка: дарить продавать, обменивать, завещать, передавать в качестве взноса в ус-тавный капитал, передавать в пользование, владения, отдавать зе-мельный участок в залог и т.д.
Собственник земельного участка вправе по своему усмотрению совершать в отношении его любые действия, не противоречащие за-кону, не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц и не наносящие ущерба окружающей среде.
Возможность использовать земельный участок по своему усмот-рению ограничена правовым режимом земель, видом разрешенного использования земли, требованиями градостроительных регламентов, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими и иными правилами и нормами.
Право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.
Леса являются исключительной собственностью Российской Фе-дерации, но могут быть переданы в собственность субъекта Российской Федерации.
Недра также являются исключительной собственностью Российской Федерации и ее субъектов.
Собственник земельного участка вправе по своему усмотрению использовать все, что находится над и под поверхностью земли, если иное не предусмотрено законами о недрах и не нарушает права третьих лиц.
Формы собственности на землю
Земля в России может находиться в государственной, муници-пальной, частной и общей собственности. Государственная собст-венность разделяется на собственность Российской Федерации и собственность субъектов Российской Федерации. Формы собственности не равны между собой. Это в основном относится к государственной и муниципальной собственности. Земельные участки могут находиться в собственности хозяйственных обществ, товариществ, производственных кооперативов в качестве вклада в уставный капитал их участников и членов.
Российская Федерация и ее субъекты осуществляют управление находящимися в их собственности земельными участками на равных правах с гражданами и юридическими лицами.
Непосредственно владеют и пользуются такими участками юри-дические лица и граждане, которым земельные участки, находящиеся в государственной собственности предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду.
Муниципальная собственность не является государственной. Му-ниципальной собственностью являются территории муниципальных образований - городов, сельских поселений, сельских округов, районов и других территориальных единиц, не находящиеся в частной, общей (долевой, коллективно-долевой), а также государственной собственности.
Однако вопрос о разграничении государственной и муниципальной собственности не решен. Разграничение собственности на землю было начато только после принятия Федерального закона РФ от 17 июля 2001 года «О разграничении государственной собственности на землю».
В частной собственности находятся земельные участки, приобре-тенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, пред-усмотренным законодательством Российской Федерации.
Общей собственностью считается имущество, находящееся в соб-ственности двух или нескольких лиц. Общая собственность может быть долевой, когда определяется доля каждого из собственников и совместной, без определения таких долей.
В настоящее время большинство земель сельскохозяйственных организаций находится в коллективно-долевой собственности. Долями в общей собственности на землю, принадлежащими конкретным собственникам, являются земельные доли.
Земельная доля представляет собой рассчитанное в гектарах ко-личество земельной площади, приходящейся на одного члена сель-скохозяйственной организации. Земельные доли могут не выделяться в натуре, то есть не отграничиваться, что, по существу и происходит в настоящее время.
Собственник земельной доли может по своему усмотрению продать, подарить, обменять, завещать, отдать в залог, внести в уставный (складочный) капитал юридического лица свою долю, передать в до-верительное управление или распорядиться ею иным образом.
Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком
Данное право означает возможность использовать земельный участок (извлекать полезные свойства) без установления конечного срока пользования.
Можно самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение зданий, сооружений и др.
В советский период данное право было единственно возможным правом на землю граждан и юридических лиц. Земельные участки предоставлялись в постоянное (бессрочное) пользование бесплатно.
Бессрочное пользование осуществляется не на основании договора, а на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа. Собственником земли, предоставленной на праве постоянного (бессрочное) пользования, является государство (Российская Федерация или ее субъекты) и муниципалитеты.
По новому Земельному кодексу право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предоставляется только государст-венным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Другие юридические лица, владеющие землей на этом праве, обя-заны до 1 января 2004 года переоформить право постоянного (бес-срочного) пользования на право аренды, либо выкупить земельный участок в собственность.
При продаже зданий на таком участке данное право также должно быть переоформлено на право аренды или земельный участок должен быть выкуплен.
Гражданам земельные участки на таком праве не предоставляются. Однако право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, возникшее у граждан до введения в действие Земельного кодекса, сохраняется.
Граждане или юридические лица, обладающие земельными уча-стками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками (сдавать в аренду, пере-давать в безвозмездное срочное пользование). Также не допускается внесение этого права в уставные капиталы коммерческих и неком-мерческих организаций.
Землепользователь также ограничен в установлении арендной платы за земельный участок. Если он с согласия собственника (госу-дарства, муниципалитета) сдает участок в аренду, то ставки устанав-ливаются в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.
Пожизненное наследуемое владение земельным участком
Данным правом могут обладать только граждане. Земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение, ос-тается в государственной и муниципальной собственности. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, приоб-ретенное до введения в действие нового Земельного кодекса, сохра-няется. Однако впредь предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения не допускается.
Пожизненное наследуемое владение дает право использовать зе-мельный участок для получения от него каких-либо полезностей. Но оно не позволяет землевладельцам никаких юридических действий кроме передачи по наследству. Участок не может быть сдан в аренду или передан в безвозмездное срочное пользование. Он может быть передан только по наследству. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не до-пускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.
Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном насле-дуемом владении, имеют право приобрести их в собственность, причем бесплатно. При этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.
Аренда земельных участков
Аренда земельных участков осуществляется только на основании договора аренды. Если общие положения о договоре аренды опреде-ляются гражданским законодательством, то особенности сдачи в аренду земельных участков устанавливаются земельным законода-тельством.
Так, арендатор земли имеет отдельные права по распоряжению земельным участком. Он может сдавать его в субаренду. По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды зе-мельного участка.
Собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на чужом земельном участке и на земельном участке находящимся в го-сударственной или муниципальной собственности, имеют преиму-щественное право покупки или аренды земельного участка. Исклю-чительное право на приватизацию земельных участков или приобре-тение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обя-занности третьему лицу, в том числе, отдать арендные права в залог или внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ товариществ или паевого взноса в производственный ко-оператив. Для этого не требуется согласия собственника, также не требуется заключения нового договора аренды.
В аренду также могут сдаваться земельные доли, принадлежащие на праве собственности.
По Земельному кодексу арендатор не может передавать земельные участки в безвозмездное пользование. Это может делать только собственник земельного участка.
Не могут сдаваться в аренду объекты, изъятые из оборота.
Договор аренды может быть заключен на определенный срок и без указания срока.
Для обеспечения гарантий арендаторов, законодательством уста-новлено, что досрочное расторжение договора аренды, заключенного на срок более чем 5 лет, возможно только по решению суда при су-щественном нарушении договора арендатором.
Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. Арендная плата может устанавливаться в разных формах. Наиболее часто она устанавливается в твердой сумме платежей вносимых пе-риодически или единовременно. Возможна выплата аренды нату-ральной продукцией или предоставлением определенных услуг. Такая форма оплаты аренды характерна для сельскохозяйственных земель.
Безвозмездное срочное пользование земельными участками
Безвозмездное срочное пользование отличается от аренды зе-мельных участков тем, что осуществляется бесплатно, а от постоянного (бессрочного пользования) землей временным характером отношений.
На праве безвозмездного срочного пользования обычно предос-тавляются служебные наделы.
Право ограниченного пользования чужим земельным участком
(сервитут)
Сервитут - это право одного лица пользоваться в установленном объеме недвижимым имуществом другого лица. Земельный кодекс устанавливает два вида сервитутов - публичный сервитут и частный сервитут.
Частный сервитут заключается в предоставлении собственника и владельца земельного участка права ограниченного пользования со-седним участком, например для обеспечения прохода и проезда через соседний участок, прокладки и эксплуатации линий передач связи, обеспечения водоснабжения и других нужд собственника первого участка которые не могут быть реализованы без установления серви-тута.
Публичный сервитут представляет собой установленные законо-дательством ограничения прав на землю. Публичные сервитуты уста-навливаются в интересах не отдельного собственника земельного участка, а для обеспечения интересов государства, муниципалитета, или местного населения.
К публичным сервитутам относятся:
- право прохода или проезда через земельный участок;
- право использования земельного участка в целях ремонта ком-мунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
- право размещения на земельном участке межевых и геодезиче-ских знаков и подъездов к ним;
- право проведения дренажных работ на земельном участке;
- право забора воды и водопоя;
- право прогона скота через земельный участок;
- сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
- право использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
- право временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
- право свободного доступа к прибрежной полосе.
Если публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным актом, то частный сервитут устанавливается по согла-шению между лицом, требующим установления сервитута, и собст-венником соседнего земельного участка. Но при этом сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи залога.
И публичный и частный сервитуты могут быть срочными или по-стоянными.
Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых ус-тановлен сервитут. Такое же требование соразмерной платы возможно и при установлении публичного сервитута.
Как и все другие права на землю сервитуты подлежат государст-венной регистрации.
Особенности оборота земель
Оборот земли - это перераспределение земли между собственни-ками экономическими методами на основе спроса и предложения. Оборот обеспечивает передачу прав на земельный участок от одного лица к другому.
Оборот земель имеет свои особенности, связанные с государст-венным регулированием землепользования.
Выделяются две категории земель по отношению к их возможности вовлекаться в сделки:
- земельные участки, оборот которых разрешен;
- земли, изъятые из оборота;
- земли, частично изъятые из оборота.
Земли, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Но для них разрешены сделки с иными вещными правами.
Земли, изъятые из оборота
К землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, за-нятые следующими объектами, находящимися в федеральной собст-венности:
- государственными природными заповедниками и национальными парками;
- зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
- зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
- объектами организаций федеральной службы безопасности;
- объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
- объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
- объектами, в соответствии с видами деятельности которых со-зданы закрытые административно-территориальные образо-вания;
- исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Рос-сийской Федерации;
- воинскими и гражданскими захоронениями;
- инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Земли с ограниченным оборотом
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
- в пределах особо охраняемых природных территорий, не нахо-дящиеся в федеральной собственности;
- в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установ-ленных федеральными законами;
- занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;
- занятые особо ценными объектами культурного наследия на-родов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
- предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд;
- в границах закрытых административно-территориальных обра-зований;
- предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
- предоставленные для нужд связи;
- занятые объектами космической инфраструктуры;
- расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
- предоставленные для производства ядовитых веществ, нарко-тических средств;
- загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного на-значения.
Имущественные права на землю как объекты оценки стоимости
С экономической точки зрения объектами оценки стоимости земли являются различные имущественные права на земельный участок. Это положение относится и к другим природным объектам, например месторождениям полезных ископаемых, участкам леса.
Такими правами могут являться: полное право собственности, право аренды арендодателя, право аренды арендатора, право субаренды, право собственности и право аренды на землю в составе сложной вещи (единого имущественного комплекса), право собственности и аренды земельной доли, не выделенной в натуре и другие права.
При выделении из стоимости единого имущественного комплекса (застроенный участок) части стоимости, приходящейся на землю, обычно оценивают стоимость, отражающую стоимость полного права собственности на землю. Если земельный участок находится на другом праве, например в аренде, то величина стоимости земельного участка корректируется.

error: