Создание электронного учебника на базе программы eBook Maestro Free.

Научиться можно только тому, что любишь.
Гёте И.

"Как самостоятельно изучить электронику с нуля?" — один из самых популярных вопросов на радиолюбительских форумах. При этом те ответы, которые я нашел, когда сам его задавал, мне мало помогли. Поэтому я решил дать свой.

Это эссе описывает общий подход к самообучению, а так как оно стало ежедневно получать множество просмотров, то я решил его развить и сделать небольшое руководство по самостоятельному изучению электроники и рассказать как это делаю я. Подписывайся на рассылку -- будет интересно!

Творчество и результат

Чтобы что-то изучить надо это полюбить, гореть интересом и регулярно упражняться. Кажется, я только что озвучил прописную истину... Тем не менее. Для того, чтобы с лёгкостью и удовольствием изучать электронику надо её любить и относится к ней с любопытством и восхищением. Сейчас уже для всех привычно иметь возможность отправить видеосообщение на другой конец земли и мгновенно получить ответ. А это одно из достижений электоники. 100 лет труда тысяч ученых и инженеров.

Как нас обычно учат

Классический подход, который проповедуется в школах и университетах всего мира можно назвать подходом снизу-вверх. Сначала тебе рассказывают что такое электрон, атом, заряд, ток, резистор, конденсатор, индуктивность, заставляют решить сотни задач на нахождение токов в резисторных цепях, потом ещё сложней и т.д. Такой подход схож с восхождением на гору. Но лезть в гору сложней, чем спускаться. И многие сдаются так и не добравшись до вершины. Это верно в любом деле.

А что если спускаться с горы? Главная идея в том, чтобы сначала получить результат, а затем разобрать детально почему работает именно так. Т.е. это классический подход детских радиокружков. Он даёт возможность получить ощущение победы и успеха, которые в свою очередь стимулируют желание изучать электронику дальше. Понимаешь, очень сомнительная польза в изучении одной теории. Надо обязательно практиковаться, так как не все из теории 100% ложится на практику.

Есть такая старая инженерная шутка гласит: "Раз ты хорош в математике, то тебе надо пойти в электронику". Типичная чушь. Электроника -- это творчество, новизна идей, практика. И не обязательно впадать в дебри теоритический расчетов, чтобы создавать электронные устройства. Ты вполне можешь освоить необходимые знания самостоятельно. А математику подтянешь в процессе творчества.

Главное -- это понять основной принцип, и только потом тонкости. Такой подход просто переворачивает мир самостоятельного изучения. Он не нов. Так рисуют художники: сначала набросок, затем детализация. Так проектируют различные большие системы и т.д. Такой подход похож на "метод тыка", но только если не искать ответа, а тупо повторять одно и тоже действие.

Понравилось устройство? Собирай, разбирайся почему оно сделано именно так и какие идеи заложены в его конструкцию: почему именно эти детали используются, почему именно так соединены, какие принципы используются? А можно ли что-нибудь улучшить или просто заменить какую-нибудь деталь?

Конструирование -- это творчество, но ему можно научиться. Для это надо только выполнять простые действия: читать, повторять чужие устройства, обдумывать результат, наслаждаться процессом, быть смелым и уверенным в себе.

Математика в электронике

В радиолюбительском конструировании считать несобственные интегралы вряд ли придётся, но знание закона Ома, правил Кирхгофа, формул делителя тока/напряжения , владение комплексной арифметикой и тригонометрией может пригодиться. Это азы азов. Хочешь уметь больше - люби математику и физику. Это не только полезно, но и чрезвычайно занимательно. Конечно, это не обязательно. Можно делать достаточно крутые устройства вообще ничего этого не зная. Только это будут устройства, придуманные кем-то другим.

Когда я, после очень длительного перерыва, понял, что электроника снова меня зовёт и манит в ряды радиолюбителей, то сразу стало ясно, что мои знания давно уже улетучились, а доступность компонентов и технологий стала шире. Что я стал делать? Путь был только один — признать себя полным нолём и стартовать из ничего: знакомых опытных электронщиков нет, какой-либо программы самообучения тоже нет, форумы я отбросил потому, что они представляют собой свалку информации и отнимают много времени (какой-то вопрос можно там узнать вкратце, но получить цельные знания очень сложно — там все такие важные, что лопнуть можно!)

И тогда япошел самым старым и простым путём: через книги. В хороших книгах тематика обсуждается наиболее полно и нет пустой болтовни. Конечно, в книгах есть и ошибки, и косноязычие. Просто надо знать какие книги читать и в каком порядке. После прочтения хорошо написанных книг и результат будет отличным.

Мой совет прост, но полезен — читайте книги и журналы. Я, к примеру, хочу не только повторять чужие схемы, а уметь конструировать свои. Создавать -- это интересно и весело. Именно таким должно быть моё хобби: интересным и занимательным. Да и ваше тоже.

Какие книги помогут освить электронику

Много времени я провел выискивая подходящие книги. И понял, что надо сказать спасибо СССР. Такой массив полезных книг после него остался! СССР можно ругать, можно хвалить. Смотря за что. Так вот за книги и журналы для радиолюбителей и школьников надо благодарить. Тиражи бешеные, авторы отборные. До сих пор можно найти книги для новичков, которые дадут фору всем современным. Поэтому есть смысл пройтись по букинистам и поспрашивать (да и скачать все можно).

  1. Климчевский Ч. - Азбука радиолюбителя.
  2. Эймишен. Электроника? Нет ничего проще.
  3. Б.С.Иванов. Осциллограф - ваш помощник (как работать с осциллографом)
  4. Хабловски. И. Электроника в вопросах и ответах
  5. Никулин, Повный. Энциклопедия начинающего радиолюбителя
  6. Ревич. Занимательная электроника
  7. Шишков. Первые шаги в радиоэлектронике
  8. Колдунов. Радиолюбительская азбука
  9. Бессонов В.В. Электроника для начинающих и не только
  10. В. Новопольский - Работа с осциллографом

Это мой список книг для самых "маленьких". Обязательно следует пролистывать и журналы Радио с 70х по 90е гг. После этого можно уже читать:

  1. Гендин. Советы по конструированию
  2. Кауфман, Сидман. Практическое руководство по расчетам схем в электронике
  3. Волович Г. Схемотехника аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств
  4. Титце, Шенк. Полупроводниковая схемотехника. 12-е изд.
  5. Шустов М. А. Практическая схемотехника.
  6. Гаврилов С.А.-Полупроводниковые схемы. Секреты разработчика
  7. Барнс. Эллектронное конструирование
  8. Миловзоров. Элементы информационных систем
  9. Ревич. Практическое программирвоание МК AVR
  10. Белов. Самоучитель по Микропроцессорной технике
  11. Суэмацу. Микрокомпьютерные системы управления. Первое знакомство
  12. Ю.Сато. Обработка сигналов
  13. Д.Харрис, С.Харрис. Цифровая схемотехника и архитектура компьютера
  14. Янсен. Курс цифровой электроники

Думаю, эти книги ответят на множество вопросов. Более специальные знания можно почерпнуть из более специальных книг: по аудиоусилителям, по микроконтроллерам и т.д.

И конечно же нужно практиковаться. Без паяльника вся теория в прорубь. Это как водить машину в голове.
Кстати, более подробные обзоры некоторых книг из списка выше можешь .

Что еще следует делать?

Учиться читать схемы устройств! Учиться анализировать схему и стараться понять как работает устройство. Этот навык приходит только с тренировкой. Начинать надо с самых простых схем, постепенно наращивая сложность. Благодаря этому ты не только изучишь обозначения радиоэлементов на схемах, но и научишься их анализировать, а также запомнишь ходовые приемы и решения.

Дорого ли заниматься электроникой

К сожалению, деньги потребуются! Радиолюбительство не самое дешевое хобби и потребуется некоторый минимум фин. вложений. Но начать можно практически без вложений: книги можно доставать буккросингах или брать в библиотеках, читать в электронном виде, приборы можно купить для начала самые простые, а более продвинутые купить тогда, когда будет не хватать возможностей простых приборов.

Сейчас купить можно всё: осциллограф, генератор, источник питания и другие измерительные приборы для домашней лаборатории — всё это следует со временем приобрести (или сделать самому то, что в домашних условиях сделать можно)

Но когда ты маленький и начинающий можно обойтись пальником и деталями из сломанный техники, которую кто-нибудь выкидывает или просто валялась дома давно без дела. Главное иметь желание! А остальное приложится.

Что делать, если не получается?

Продолжать! Редко что-то получается хорошо с первого раза. А бывает так, что результатов нет и нет -- будто упёрся в невидимый барьер. Кто-то этот барьер преодолевает за полгода-год, а другие только через несколько лет.

Если сталкиваешься со сложностями, то не надо рвать волосы и думать о себе, что ты самый тупой на свете, так как Вася понимает, что такое обратный ток коллектора, а вот ты все никак не можешь понять почему он играет роль. Может быть Вася просто надувает щёки, а сам ни бум-бум =)

Качествои и скорость самообучения зависят не только от личных способностей, но и от окружения. Вот тут надо радоваться существованию форумов. На них все таки встречаются (и часто) вежливые профессионалы, готовые с радостью учить новичков. (Есть еще всякие грымзы, но считаю таких людей потерянной веткой эволюции. Мне их жаль. загибать пальцы — это понты самого низкого уровня. Лучше просто молчать)

Полезные программы

Обязательно следует ознакомиться с САПРами: рисовалками принципиальных схем и печатных плат, симуляторами, — полезные и удобные программы (Eagele, SprintLayout и т.д.). Я выделил на сайте целый раздел под них. Время от времени там будут появляться материалы по работе с программами, которые использую сам.

И самое главное — испытывайте радость творчества от радиолюбительства! На мой взгляд к любому делу следует относится как к игре. Тогда оно будет и занимательным и познавательным.

О практике

Обычно каждый радиолюбитель всегда знает какое устройство хочет сделать. Но если ты еще не определился, то я посоветую собрать источник питания, разобраться для чего нужна и как работает каждая его часть. Затем можно обратить внимание на усилители. И собрать, например, аудиоусилитель.

Можно поэксперементировать с самыми простыми электрическими цепями: делителем напряжения, диодным выпрямителем, фильтрами ВЧ/СЧ/НЧ, транзистором и однотранзисторными каскадами, простейшими цифровыми схемами, конденсаторами, индуктивностями. Всё это пригодится в дальнейшем, а знание таких основных цепей и компонентов придаст уверенность в своих силах.

Когда шаг за шагом идешь от простейшего к более сложному, тогда знания порционно накладываются друг на друга и легче освоить более сложные темы. Но иногда не ясно из каких кирпичиков и как следует сложить здание. Поэтому иногда следует действовать наоборот: поставить цель собрать какое-нибудь устройство и освоить множество вопросов при его сборке.

Да прибует с тобой Ом, Ампер и Вольт:

Целью занятий по курсу информатики является формирование у учащихся знаний, умений, и навыков, необходимых для самостоятельного применения компьютеров, в том числе грамотного применения информационных технологий.

На практических занятиях происходит формирование умений и навыков использования приобретенных знаний.

Традиционно, на практических занятиях, даются индивидуальные задания-карточки. Карточки содержать задания типа: набрать предложенный текст, соблюдая элементы форматирования; вставить в набранный текст таблицу определенного вида; средствами PowerPoint создать презентацию заданной структуры. Карточки по программированию содержат задания типа: реализовать алгоритм на изучаемом языке программирования; решить с помощью известного алгоритма практическую задачу. Для учащихся с низким уровнем начальной подготовки по информатике обучение с помощью карточек, несомненно, дает хорошие результаты.

На современном этапе происходит массовое внедрение компьютеров в школы и в бытовую сферу. Если несколько лет назад стандартами среднего (полного) общего образования допускалось “бескомпьютерное” обучение информатике, то в настоящее время “компьютерному” обучению информатике в школах уделяется большое внимание, но и информационные технологии не стоят на месте, они постоянно развиваются, расширяется сфера их применения, поэтому необходимо пересмотреть подход к обучению информационным технологиям.

Новым подходом является метод проектов. Метод проектов является компонентом системы личностно ориентированного обучения, основная цель которого – создание психолого-педагогических условий для полного усвоения требуемого учебного материала каждым учащимся, желающим и способным учиться. Метод проектов позволяет развить у учащихся навыки самостоятельного мышления, умения находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Результативность данного метода подтверждается личным опытом. Проектная методика применялась на практических занятиях по информатике, и во внеурочное время. Темы проектов выбирались учащимися, как самостоятельно в зависимости от личного интереса, так и по выбору. Свобода выбора темы проекта является положительным стимулом, побуждающим к активной творческой работе.

В своей практической деятельности я очень часто использую программы Word и Конструктор сайтов для оформления проектов виде web-страниц.

Создание Web-сайтов с помощью MS Word.

Цель работы:

  • Освоение приемов создания Web-страниц и Web-сайтов с помощью текстового редактора
  • Оформление дизайна страниц.
  • Организация внешних гиперссылок

Ход работы

1. Откройте текстовый процессор MS Word.

2. Выполните команду Файл-Создать . В появившемся окне выберите закладку Web- страницы, щелкните по закладке Новая Web-страница

3. Оформите внешний вид страницы в соответствии с приведенным примером (учебник И. Семакина 10 класс, стр 150-151) используя обычные средства MS Word .

(форматирование, самостоятельно подобрать текстуру заливки ит.д.)

4. вставьте внутренние гиперссылки, для этого установите перед абзацем, начинающийся словами Моего папу зовут…, отдайте команду Вставка-Закладка , в отрывшемся окне в строке Имя закладки введите имя М1 , щелкните по кнопке Добавить , в списке, расположенном выше, выделите слово Папа , отдайте команду Вставка-Гиперссылка , в появившемся окне щелкните по кнопке Обзор напротив строки Имя объекта в документе;

Выберите имя созданной закладки М1 , щелкните по кнопке ОК два раза и гиперссылка готова.

Выделите первое слово Биография ;

В появившемся окне щелкните по кнопке Обзор напротив кнопки Связь с файлом ;

Найдите и выберите ранее созданный вами файл Папина страница и щелкните по кнопке ОК два раза – гиперссылка готова.

Творческое задание.

По одной из перечисленных ниже тем создайте иллюстрированный реферат, материалы которого найдите на страницах Интернета , реферат оформите в текстовом редакторе, объем страниц – от 5 до 10листов.

Реферат должен содержать:

  • Титульный лист
  • Оглавление
  • Содержательный раздел
  • Таблицу основных дат и событий
  • Приложение – список всех URL-адресов используемых документов

Темы рефератов:

  • Лицейский период жизни и творчества А.С. Пушкина
  • Жизнь и творчество М.В. Ломоносова
  • Петр Первый и русская армия
  • Жизнь и творчество Леонардо да Винчи
  • История русских народных инструментов
  • История открытия Америки
  • А.И. Солженицын, жизнь и творчество
  • Музеи Санкт-Петербурга
  • Участие российских спортсменов в олимпийских играх

Создание web-страницы в “Конструкторе сайтов”.

Цель работы:

  • Освоение приемов создания Web-страниц с помощью программы “Конструктор сайтов”
  • Оформление дизайна страниц.
  • Организация внутренних гиперссылок

Запустите программу Конструктор сайтов, откройте меню Файл-Новый проект, используя Мастера оформления пошагово оформите свой проект.

Откройте свой проект и создайте 3 страницы сайта “Моя семья-Биография папы-Биография мамы”.

В открывшейся заготовке на панели инструментов найдите вкладку Добавить страницу , выберите Тип страницы -Название страницы - Добавить.

Hа панели инструментов Редактор меню поможет оформить легенду и расположить ее по вашему усмотрению.

Сохраните свой проект.

В качестве примера привожу разработки практических работ по Word “Электронное пособие по Word” - Приложение1 .

Примечание. Если есть желающие приобрести бесплатно программу “Конструктор сайтов” со мной можно связаться [email protected]

Роль современного компьютера в процессе документооборота трудно переоценить. Причем цифровой формат представления данных сохраняет целыми не только гектары лесов, но и время, нервы и силы простых офисных работников. Поэтому давайте разбираться подробнее, как создать электронную книгу для хранения документов:

Что такое электронная книга

Интересным фактом появления электронной версии книги является то, что ею стала Декларация независимости США. Ее создал еще в 1971 году американский изобретатель Майкл Штерн Харт . Именно он стал основателем проекта «Гутенберг », который подразумевает оцифровку и сохранение мировой литературы в электронном виде, а также предоставление свободного доступа к книгам:


В современном понятии электронная книга – эта электронная версия бумажного оригинала, выполненная в цифровом виде. Создана электронная книга может быть в одном из общепринятых форматах. Часто электронную книгу называют e-book или e-text .

Под e-book также понимают любое учебное издание по какой-либо дисциплине, выполненное в одном из цифровых форматов и снабженное примечаниями, или упражнениями. А также поясняющими иллюстрациями в виде растровых изображений.

Термин e-book используется как к цифровым вариантам книг, так и к портативным устройствам, созданных специально для их прочтения.


E-book может быть выполнена в различных цифровых форматах. Постараемся выделить их основные виды:

  • Обычный текст – имеется в виду формат txt , который может быть создан (прочитан ) с помощью обычного текстового редактора (Блокнот );
  • В виде растровых графических изображений – к ним относятся форматы DjVu , TIFF , JPEG и другие;
  • Мультимедийные форматы электронных книг – это могут быть файлы с расширением exe , SWF . А также различные форматы аудиокниг (MP3, Vorbis );
  • Java -книги – приложения, созданные специально для мобильных устройств, работающих на основе Java .

Более подробно хотелось бы остановиться на нескольких основных форматах, используемых в настоящее время для создания электронных книг.

Основные форматы e-book

В наше время электронные книги чаще всего представлены в нескольких наиболее популярных форматах.

К ним относятся:

  • HTML – создан с использованием языка гипертекстовой разметки. Книги представляют собой объединенные между собой html страницы. Для перехода между разделами используются гиперссылки. Открыть такую книгу можно с помощью обычного браузера или через специальный интерфейс;
  • Electronic Publication (ePub) – открытый международный стандарт, созданный специально для электронных книг. Формат позволяет записывать и распространять книгу в одном файле. При этом сам источник представляет собой ZIP -архив, в котором сохранены данные в стандартах HTML, XML, PDF ;
  • DjVu – формат представляет собой реализацию технологии сжатия изображения с незначительными потерями. Он был разработан специально для сохранения отсканированных текстов, иллюстрированных различными рисунками, графиками и диаграммами. Технология оптимально адаптирована для передачи DjVu -файлов по сети. Это позволяет начать прочтение книги еще во время ее загрузки:


  • PDF (Portable Document Format) – межплатформенный стандарт для хранения и создания электронных документов от компании Adobe. В его реализации использован ряд возможностей языка PostScript . Формат ориентирован специально для отображения в электронном виде различных печатных изданий. Он поддерживает использование в тексте векторной и растровой графики и внедрение необходимых шрифтов (построчно ). О том, как сделать книгу в pdf , мы поговорим немного позже. Для чтения документов в этом формате чаще всего используется бесплатное приложение Adobe Acrobat :


  • fb2 (FictionBook) – структура формата описывается на языке XML . То есть каждый элемент книги расположен в своем теге. Это обеспечивает кроссплатформенность стандарта и готовность данных к изменению (редактированию, созданию ) и чтению на любом устройстве.

Но все эти сведения являются справочными, и никак не объясняют практической стороны вопроса. Например, как создать электронный учебник. Поэтому оставим теоретическую составляющую и займемся практикой.

Создание учебника на основе HTML

Рассмотрим процесс создания электронной книги на основе HTML с помощью программы eBook Maestro . Вес инсталляционного пакета программы небольшой и составляет всего 2,7 Мб. После установки и запуска приложения вас приветствует диалоговое окно, сообщающее о том, что вы пользуетесь бесплатной версией данного программного продукта. Что в свою очередь несколько «ущемляет » возможности программы:


Для начинающих пользователей в справке к приложению предлагается скачать шаблон под html страницы для книги на официальном сайте. Это должно во многом упростить весь процесс:


На деле шаблон оказался лишь собранием простых веб-страниц, код которых не отличается сложностью. Но для добавления в них содержимого и картинок понадобится специальный редактор с поддержкой html :


После вставки в html названия страниц и их содержимого мы заново сохранили все файлы:


Теперь заново возвращаемся в наше приложение. На вкладке «Общие » вводим название книги и контактную информацию ее автора:


На вкладке «Файлы » сообщаем программе о расположении файлов книги. То есть задаем путь, где мы сохранили отредактированные нами веб-страницы стандартного шаблона. Также здесь можно указать путь к иконке для книги, а в поле «Выходной EXE-файл книги » — место сохранения готового образца:


Во вкладке «Интерфейс » настраиваем пользовательский интерфейс: задаем размеры, цвет и схему расположения основных элементов книги:


Вот что у нас получилось в результате создания образца электронного учебника в html . Конечно, можно было бы внести некоторые поправки, но для демонстрации всего процесса вполне подходит:


Еще несколько подобных программ:

  • HTML Help Workshop ;
  • eBooksWriter LITE .

Создание PDF книг

Для создания PDF книги мы использовали программу SunRav BookOffice . На официальном сайте можно найти много информации о приложении. Особенно радует наличие обширного раздела технической документации:


Приложение поддерживает создание не только PDF документов, но и создание книг на основе других стандартов:


Мы выбрали наиболее легкий путь. Поэтому в показанном выше меню выбрали в качестве источника статьи в формате Word :


После запуска конвертирования приложение выдало нам большой pdf документ. Каждый из пунктов содержания, расположенного слева, отвечал определенному документу Word . Вот только названия в пунктах отображались некорректно. Хотя в окне «Свойств книги » настройки параметров кодировки мы так и не нашли:


Вот как выглядела наша созданная книга.

Прокудина Елизавета МБОУ СОШ №5 города Апатиты, Мурманской области 11 класс

Введение

Тема:

Цель:

Изучение возможностей программы ebook Maestro Free и создание электронного учебника

Задачи:

· Познакомить с понятием электронного учебника

· Познакомить с основными этапами создания электронных учебников

· Освоить навыки работы в программе eBook Maestro Free

Методы:

Теоретический(анализ литературы),сравнительный, работа с учителем

Гипотеза:

Скачать:

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

“ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА”

Направление: информационные технологии и вычислительные системы

Тема : «Создание электронного учебника на базе программы eBook Maestro Free»

Прокудина Елизавета

МБОУ СОШ №5 города Апатиты, Мурманской области

11 класс

Научные руководители:

Мухина И. А.

Алехина Т.Ф.

г. Обнинск, 2013/2014 учебный год

Введение

Обучаясь в 11 классе, понимаю, что скоро мне предстоит сделать жизненно важный выбор – высшего учебного заведения и дальнейшей своей судьбы. От того как я подготовлюсь и сдам экзамены – многое зависти. Поэтому занимаюсь подготовкой серьезно и основательно: по демонстрационным вариантам в интернете, по дидактическим материалам. В основном – это тесты, форма удобная и очень простая. После знакомства с разными видами тестов, я поняла, что для меня оптимально подходит электронное тестирование. Но для решения ЕГЭ в режиме он-лайн тестирования у меня не хватает времени и сил. К тому же он-лайн тестирование имеет для меня один существенный недостаток: я не могу сохранить свои результаты, чтобы отследить по каким темам и заданиям у меня имеются пробелы. Поэтому для меня более приемлем вариант тестирования в одной из тестовых оболочек. Я познакомилась с разными тестовыми оболочками и поняла, что они имеют свои особенности и недостатки. Столкнувшись с понятием электронный учебник, я заинтересовалась данной темой, поняв, что это может упростить решение вариантов ЕГЭ и изучение новых материалов.

Также электронный учебник-это довольно новое явление, которое необходимо внедрять в общество. Я хочу рассмотреть преимущества и недостатки данного учебника. Но даже сейчас я понимаю, что электронный учебник очень полезен для учащихся.

По каждому курсу ученик или студент может пройти тестирование и получить оценку или балл, причем программа сама указывает, какой материал усвоен плохо. Для дистанционного обучения электронный учебник - это незаменимая вещь. Человек не должен останавливаться на достигнутом, а именно продолжать модернизировать, изменять, корректировать это пособие, так как создание библиотеки электронных учебников по информационным технологиям - наша задача на ближайшее будущее.

Тема:

Создание электронного учебника на базе eBook Maestro Free.

Цель:

Изучение возможностей программы ebook Maestro Free и создание электронного учебника

Задачи:

  • Познакомить с понятием электронного учебника
  • Познакомить с основными этапами создания электронных учебников.
  • Освоить навыки работы в программе eBook Maestro Free.

Методы:

Теоретический(анализ литературы),сравнительный, работа с учителем.

Гипотеза:

Данный проект поможет мне выяснить плюсы и минусы данного учебника, с помощью чего я смогу использовать его в дальнейшем.

1.Общие сведения об электронных учебниках

1.1. Определения электронных учебников.

Существует не одно определение понятию электронный учебник. Основными являются:

1)Компьютерный учебник- это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Компьютерный учебник соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. [Демушкин]

2)Электронный (компьютерный) учебник должен обеспечивать выполнение всех основных функций, включая предъявление теоретического материала, организацию применения первично полученных знаний (выполнение тренировочных заданий), контроль уровня усвоения (обратная связь) без помощи каких бы то ни было бумажных носителей, то есть только на основе компьютерной программы. [Хуторской]

3)Электронный учебник (ЭУ) - это обучающая программная, система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи". [Зайнутдинова]

1.2. Основными преимуществами электронных учебных материалов

Перед печатными можно назвать следующие:

1. Функция быстрого поиска . Индексация (т.е. процесс, в результате которого страницы сайтов и блогов появляются в выдаче поисковых систем) информации в печатном издании, если и присутствует, то ее возможности весьма ограничены. Электронный учебник, напротив, предоставляет возможность быстро и точно находить нужную информацию по любому требуемому запросу.

2. Возможность индивидуальной организации и структурирования информации в виде гипертекста. Такая система предоставляет возможность объединять наиболее важные информационные блоки в одну логическую цепочку. Это положительным образом влияет на восприятие учебного материала и помогает лучше усвоить материал.

3. Мультимедийные функции . Они дают возможность использовать в учебном материале не только иллюстрации, но также музыку и видеоматериалы. Это во многом способствует повышению качества обучения и гораздо лучше страницы обычного учебника удерживает внимание ученика, в полной мере концентрируя его на учебном процессе.

4. Интерактивное моделирование . У учеников появляется возможность проводить множество виртуальных экспериментов, к примеру, по курсу химии, биологии или физики. Причем виртуальные эксперименты могут быть как простыми, так и довольно сложными, такими, которые в школьной лаборатории повторить было бы просто невозможно. Можно, например, работать с трехмерными графическими моделями молекул и атомов.

5. Интерактивная система самопроверки, которая дает возможность ученику в удобной форме оценить уровень своих знаний, более основательно подготовиться к контрольным и экзаменам.

1.3.Недостатки электронного учебника

Существенных недостатков у электронного учебника нет, можно выделить лишь непривычность, нетрадиционность электронной формы представления информации и повышенную утомляемость при работе с монитором.

Рассматривая эти возможности в комплексе, можно сказать, что электронный учебник во многом отличается от классического бумажного. Он предоставляет значительно более широкие возможности, как для обучения в рамках существующих программ, так и для развития и оптимизации образовательного процесса.

2.Создание электронного учебника

EBook Maestro FREE 1.80 - это универсальный инструмент для создания презентаций и электронных книг с богатым перечнем возможностей. Бесплатная версия eBook Maestro предлагает полный набор опций для некоммерческих проектов.

Этапы создания электронного учебника на конкретном примере.

1 этап

Необходимо установить программу eBook Maestro Free

2 этап

Для создания электронного учебника воспользуйтесь пошаговой инструкцией:

  1. Электронный учебник напоминает собой web-сайт и состоит из html страниц, поэтому изначально необходимо подготовить html файлы для вашего учебника. Воспользуйтесь редактором NVU
  1. Во вкладке «Общие» вы должны указать название книги, имя автора, адрес
  1. Во вкладке «Файлы» вы должны указать расположение вашей папки с html файлами на жестком диске и стартовый файл книги. Также можно указать иконку.

  1. Во вкладке «Интерфейс» вы настраиваете параметры книги.

  1. При необходимости воспользуйтесь справкой

  1. В конце следует откомпилировать файлы и получить исполняемый файл готового приложения

Вывод

Исследуя материал по данной теме, я пришла к выводу, что электронный учебник-очень полезная и удобная в использовании вещь, которая предоставляет массу возможностей, не осуществимых с книжными изданиями. НО применение электронных учебников целесообразно только в комплексе с другими обучающими системами, при этом, не отрицая, а, взаимно дополняя печатные издания.

Создание учебника данного вида, облегчило мне задачу с усвоением материала, а также решениями тестов. Применение электронных учебников целесообразно только в комплексе с другими обучающими системами, при этом, не отрицая, а, взаимно дополняя печатные издания.

Список литературы:

1.Методическое пособие в вопросах и ответах URL: http://nt2.shu.ru:9500/eu.html [дата обращения 11.01.2013]

2.Педагогика URL: http://paidagogos.com/?p=154 [дата обращения 31.01.2013]

Каждый из нас, когда начинает увлекаться чем-то новым, сразу кидается в «пучину страсти» пытаясь выполнить или реализовать непростые проекты самоделок . Так было и со мной, когда я увлекся электроникой. Но как обычно бывает – первые неудачи поубавили запал. Однако отступать я не привык и начал систематически (буквально с азов) постигать таинства мира электроники. Так и родилось «руководство для начинающих технарей»

Шаг 1: Напряжение, ток, сопротивление

Эти понятия являются фундаментальными и без знакомства с ними продолжать обучение основам было бы бессмысленно. Давайте просто вспомним, что каждый материал состоит из атомов, а каждый атом в свою очередь имеет три типа частиц. Электрон — одна из этих частицы, имеет отрицательный заряд. Протоны же имеют положительный заряд. В проводящих материалах (серебро, медь, золото, алюминий и т.д.) есть много свободных электронов, которые перемещаются хаотично. Напряжение является той силой, которая заставляет электроны перемещаться в определенном направлении. Поток электронов, который движется в одном направлении, называется током. Когда электроны перемещаются по проводнику, то они сталкиваются с неким трением. Это трение называют сопротивлением. Сопротивление «ужимает» свободное перемещения электронов, таким образом снижая величину тока.

Более научное определение тока – скорость изменения количество электронов в определенном направлении. Единица измерения тока — Ампер (I). В электронных схемах протекающий ток лежит в диапазоне миллиампера (1 ампер = 1000 миллиампер). Например, свойственный ток для светодиода 20mA.

Единица измерения напряжения – Вольт (В). Батарея – является источником напряжения. Напряжение 3В, 3.3В, 3.7В и 5В является наиболее распространенным в электронных схемах и устройствах.

Напряжение является причиной, а ток – результатом.

Единица измерения сопротивления – Ом (Ω).

Шаг 2: Источник питания

Аккумуляторная батарея — источник напряжения или «правильно» источник электроэнергии. Батарея производит электроэнергию за счет внутренней химической реакции. На внешней стороне у неё присутствуют две клеммы. Одна из них является положительным выводом (+ V), а другая отрицательным (-V), или «землёй». Обычно источники питания бывают двух типов.

  • Батареи;
  • Аккумуляторы.

Батарейки используются один раз, а затем утилизируются. Аккумуляторы могут быть использованы несколько раз. Батарейки бывают разных форм и размеров, от миниатюрных, используемых для питания слуховых аппаратов и наручных часов до батарей размером с комнату, которые обеспечивают резервное питание для телефонных станций и компьютерных центров. В зависимости от внутреннего состава источники питания могут быть разных типов. Несколько наиболее распространённых типов, используемых в робототехнике и технических проектах:

Батареи 1,5 В

Батарейки с таким напряжением могут иметь различные размеры. Наиболее распространённые размеры АА и ААА. Диапазон ёмкости от 500 до 3000 мАч.

3В литиевая «монетка»

Все эти литиевые элементы рассчитаны номинально на 3 В (при нагрузке) и с напряжением холостого хода около 3,6 вольт. Ёмкость может достигать от 30 до 500мAч. Широко используется в карманных устройствах за счёт их крошечных размеров.

Никель-металлогидридные (NiМГ)

Эти батареи имеют высокую плотность энергии и могут заряжаться почти мгновенно. Другая важная особенность — цена. Такие аккумуляторы дешёвые (в сравнение с их размерами и ёмкостями). Этот тип батареи часто используется в робототехнических самоделках .

3.7 В литий-ионные и литий-полимерные аккумуляторы

Они имеют хорошую разряжающую способность, высокую плотность энергии, отличную производительность и небольшой размер. Литий-полимерный аккумулятор широко используется в робототехнике.

9-вольтовая батарея

Наиболее распространенная форма — прямоугольная призма с округленными краями и клеммами, что расположены сверху. Ёмкость составляет около 600 мАч.

Свинцово-кислотные

Свинцово-кислотные аккумуляторы являются рабочей лошадкой всей радио-электронной промышленности. Они невероятно дешёвы, перезаряжаются и их легко купить. Свинцово-кислотные аккумуляторы используются в машиностроении, UPS (источниках бесперебойного питания), робототехнике и других системах, где необходим большой запас энергии, а вес не так важен. Наиболее распространенными являются напряжения 2В, 6В, 12В и 24В.

Последовательно-параллельное соединение батарей

Источник питания может быть подключен последовательно или параллельно. При подключении последовательно величина напряжения увеличивается, а когда подключение параллельное – увеличивается текущая величина тока.

Существует два важных момента относительно батарей:

Емкость является мерой (как правило, в Aмп-ч) заряда, хранящейся в батарее, и определяется массой активного материала, содержащегося в ней. Ёмкость представляет собой максимальное количество энергии, которую можно извлечь при определенно заданных условиях. Тем не менее, фактические возможности хранения энергии аккумулятора могут значительно отличаться от номинального заявленного значения, а ёмкость батареи сильно зависит от возраста и температуры, режимов зарядки или разрядки.

Ёмкость батареи измеряется в ватт-часах (Вт*ч), киловатт-часах (кВт-ч), ампер-часах (А*ч) или миллиампер-час (мА * ч). Ватт-час – это напряжение (В) умноженное на силу тока(I) (получаем мощность – единица измерения Ватты (Вт)), которое может выдавать батарея определенный период времени (как правило, 1 час). Так как напряжение фиксируемое и зависит от типа аккумулятора (щелочные, литиевые, свинцово-кислотные, и т.д.), часто на внешней оболочке отмечают лишь Ач или мАч (1000 мАч = 1Aч). Для более продолжительной работы электронного устройства необходимо брать батареи с низким током утечки. Чтобы определить срок службы аккумулятора, разделите ёмкость на фактический ток нагрузки. Цепь, которая потребляет 10 мА и питается от 9-вольтной батареи будет работать около 50 часов: 500 мАч / 10 мА = 50 часов.

Во многих типах аккумуляторов, вы не можете «забрать» энергию полностью (другими словами, аккумулятор не может быть полностью разряжен), не нанося серьезный, и часто непоправимый ущерб химическим составляющим. Глубина разрядки (DOD) аккумулятора определяет долю тока, которая может быть извлечена. Например, если DOD определено производителем как 25%, то только 25% от ёмкости батареи может быть использовано.

Темпы зарядки/разрядки влияют на номинальную ёмкость батареи. Если источник питания разряжается очень быстро (т.е., ток разряда высокий), то количество энергии, которое может быть извлечено из батареи снижается и ёмкость будет ниже. С другой стороны если батарея разряжается очень медленно (используется низкий ток), то ёмкость будет выше.

Температура батареи также будет влиять на ёмкость. При более высоких температурах ёмкость аккумулятора, как правило, выше, чем при более низких температурах. Тем не менее, намеренное повышение температуры не является эффективным способом повышения ёмкости аккумулятора, так как это также уменьшает срок службы самого источника питания.

С-Ёмкость: Токи заряда и разряда любой аккумуляторной батареи измеряются относительно её емкости. Большинство батарей, за исключением свинцово-кислотных, оценено в 1C. Например, батарея с ёмкостью 1000mAh, выдает 1000mA в течение одного часа, если уровень – 1C. Та же батарея, с уровнем 0.5C, выдает 500mA в течение двух часов. С уровнем 2C, та же батарея выдает 2000mA в течение 30 минут. 1C часто упоминается как одночасовой разряд; 0.5C – как двухчасовой и 0.1C – как 10-часовой.

Ёмкость батареи обычно измеряется с помощью анализатора. Анализаторы тока отображают информацию в процентах отталкиваясь от значения номинальной ёмкости. Новая батарея иногда выдает больше 100 % тока. В таком случае, батарея просто оценена консервативно и может выдержать более длительное время, чем указанно производителем.

Зарядное устройство может быть подобрано с точки зрения ёмкости батареи или величины C. Например зарядное устройство с номиналом C/10 полностью зарядит батарею через 10 часов, зарядное устройство с номиналом в 4C, зарядило бы аккумулятор через 15 минут. Очень быстрые темпы зарядки (1 час или менее) обычно требуют того, чтобы зарядное устройство тщательно контролировало параметры аккумулятора, такие как предельное напряжение и температура, чтобы предотвратить перезаряд и повреждения батареи.

Напряжение гальванического элемента определяется химическими реакциями, что проходят внутри него. Например, щелочные элементы – 1.5 В, все свинцово- кислотные – 2 В, а литиевые – 3 В. Батареи могут состоять из нескольких ячеек, поэтому вы редко, где сможете увидеть 2-вольтовую свинцово-кислотную батарею. Обычно они соединены вместе внутри, чтобы выдавать 6 В, 12 В или 24 В. Не стоит забывать о том, что номинальное напряжение в «1.5-вольтовой» батарее типа AA фактически начинается с 1.6 В, затем быстро опускается к 1.5, после чего медленно дрейфует вниз к 1.0 В, при котором батарею уже принято считать ‘разряженной’.

Как лучше выбрать батарею для поделки ?

Как вы уже поняли, в свободном доступе, можно найти много типов батарей с разным химическим составом, таким образом, не легко выбрать, какое питание является лучшим для именно вашего проекта. Если проект очень энергозависимый (большие системы звука и моторизованные самоделки ) следует выбирать свинцово-кислотную батарею. Если вы хотите построить переносную поделку , которая будет потреблять небольшой ток, то следует выбрать литиевую батарею. Для любого портативного проекта (легкий вес и умеренное питание) выбираем литиево-ионный аккумулятор. Вы можете выбрать более дешёвый аккумулятор на основе метало-никелевого гидрида (NIMH), хотя они более тяжёлые, но не уступают литиево-ионным в остальных характеристиках. Если вы хотели бы сделать энергоёмкий проект то литиево-ионный щелочной (LiPo) аккумулятор будет лучшим вариантом, потому что он имеет маленькие размеры, лёгок по сравнению с другими типами батарей, перезаряжается очень быстро и выдаёт ток высокого значения.

Хотите, чтобы Ваши аккумуляторы прослужили долгое время? Используйте высококачественное зарядное устройство, которое имеет датчики для поддержания надлежащего уровня заряда и подзарядки малым током. Дешёвое зарядное устройство убьёт ваши аккумуляторы.

Шаг 3: Резисторы

Резистор — очень простой и наиболее распространённый элемент на схемах. Он применяется для того, чтобы управлять или ограничивать ток в электрической цепи.

Резисторы — пассивные компоненты, которые только потребляют энергию (и не могут производить её). Резисторы, как правило, добавляются в цепь, где они дополняют активные компоненты, такие как ОУ, микроконтроллеры и другие интегральные схемы. Обычно они используются, чтобы ограничить ток, разделить напряжения и линии ввода/вывода.

Сопротивление резистора измеряется в Омах. Большие значения могут быть сопоставлены с префиксом кило-, мега-, или гига, чтобы сделать значения легко читаемыми. Часто можно увидеть резисторы с меткой кОм и МОм диапазоне (гораздо реже мОм резисторы). Например, 4,700Ω резистор эквивалентен 4.7kΩ резистору и 5,600,000Ω резистор можно записать в виде 5,600kΩ или (более обычно) 5.6MΩ.

Существуют тысячи различных типов резисторов и множество фирм, что их производят. Если брать грубую градацию то существуют два вида резисторов:

  • с чётко заданными характеристиками;
  • общего назначения, чьи характеристики могут «гулять» (производитель сам указывает возможное отклонение).

Пример общих характеристик:

  • Температурный коэффициент;
  • Коэффициент напряжения;
  • Частотный диапазон;
  • Мощность;
  • Физический размер.

По своим свойствам резисторы могут быть классифицированы как:

Линейный резистор — тип резистора, сопротивление которого остается постоянным с увеличением разности потенциалов (напряжения), что прикладываются к нему (сопротивление и ток, что проходит через резистор не изменяется от приложенного напряжения). Особенности вольт-амперной характеристики такого резистора — прямая линия.

Не линейный резистор – это резистор, сопротивление которого изменяется в зависимости от значения прикладываемого напряжения или протекающего через него тока. Это тип имеет нелинейную вольт-амперную характеристику и не строго следует закону Ома.

Есть несколько типов нелинейных резисторов:

  • Резисторы ОТК (Отрицательный Температурный Коэффициент) — их сопротивление понижается с повышением температуры.
  • Резисторы ПЕК (Положительный Температурный Коэффициент) — их сопротивление увеличивается с повышением температуры.
  • Резисторы ЛЗР (Светло-зависимые резисторы) — их сопротивление изменяется с изменением интенсивности светового потока.
  • Резисторы VDR (Вольт зависимые резисторы) — их сопротивление критически понижается, когда значение напряжения превышает определенное значение.

Не линейные резисторы используются в различных проектах. ЛЗР используется в качестве датчика в различных робототехнических проектах.

Кроме этого, резисторы бывают с постоянным и переменным значением:

Резисторы постоянного значения — типы резисторов, значение которых уже установлено, при производстве и не может быть изменено во время использования.

Переменный резистор или потенциометр – тип резистора, значение которого может быть изменено во время использования. Этот тип обычно имеет вал, который поворачивается или перемещается вручную для изменения значения сопротивления в фиксированном диапазоне, например, от. 0 кОм до 100 кОм.

Магазин сопротивлений:

Этот тип резистора состоит из «упаковки», в которой содержится два или более резисторов. Он имеет несколько терминалов, благодаря которым может быть выбрано значение сопротивления.

По составу резисторы бывают:

Углеродные:

Сердечник таких резисторов отливается из углерода и связующего вещества, создающих требуемое сопротивление. Сердечник имеет чашеобразные контакты, удерживающие стержень резистора с каждой стороны. Весь сердечник заливается материалом (наподобие бакелита) в изолированном корпусе. Корпус имеет пористую структуру, поэтому углеродные композиционные резисторы чувствительны к относительной влажности окружающей среды.

Эти типы резисторов обычно производит шум в цепи за счёт электронов, проходящих через углеродные частицы, таким образом, эти резисторы, не используются в «важных» схемах, хотя они дешевле.

Осаждения углерода:

Резистор, который сделан путём нанесения тонкого слоя углерода вокруг керамического стержня — называется углеродо-осаждённым резистором. Он изготавливается путем нагревания керамических стержней внутри колбы метана и осаждением углерода вокруг них. Значение резистора определяется количеством углерода, осажденного вокруг керамического стержня.

Пленочный резистор:

Резистор выполнен путем осаждения распыляемого металла в вакууме на керамическую основу прута. Эти типы резисторов очень надежны, имеют высокую устойчивость, а также имеют высокий температурный коэффициент. Хотя они дороже по сравнению с другими, но используются в основных системах.

Проволочный резистор:

Проволочный резистор изготовлен путем намотки металлической проволоки вокруг керамического сердечника. Металлический провод представляет собой сплав различных металлов подобранных согласно заявленным особенностям и сопротивлениям требуемого резистора. Эти тип резистора имеет высокую стабильность, а также выдерживает большие мощности, но, как правило, они более громоздкие по сравнению с другими типами резисторов.

Метало-керамические:

Эти резисторы изготовлены путем обжига некоторых металлов, смешанные с керамикой на керамической подложке. Доля смеси в смешанном метало-керамическом резисторе определяет значение сопротивления. Этот тип очень стабилен, а также имеет точно вымеренное сопротивление. Их в основном используют для поверхностного монтажа на печатных платах.

Прецизионные резисторы:

Резисторы, значение сопротивлений которых лежит в пределах допуска, поэтому они очень точны (номинальная величина находится в узком диапазоне).

Все резисторы имеют допуск, который даётся в процентах. Допуск говорит нам, насколько близко к номинальному значению сопротивления может изменяться. Например, 500Ω резистор, который имеет значение допуска 10%, может иметь сопротивление между 550Ω или 450Ω. Если же резистор имеет допуск 1%, сопротивление будет меняться только на 1%. Таким образом, 500Ω резистор может варьироваться от 495Ω 505Ω.

Прецизионный резистор — резистор, у которого уровень допуска всего 0.005%.

Плавкий резистор:

Проволочный резистор, разработан таким образом, чтобы легко перегореть, когда номинальная мощность превысет граничный порог. Таким образом плавкий резистор имеет две функции. Когда питание не превышено, он служит ограничителем тока. Когда номинальная мощность превышена, оа функционирует как предохранитель, после перегорания цепь становится разорванной, что защищает компоненты от короткого замыкания.

Терморезисторы:

Теплочувствительный резистор, значение сопротивления которого изменяется с изменением рабочей температуры.

Терморезисторы показывают или положительный температурный коэффициент (PTC) или отрицательный температурный коэффициент (NTC).

Насколько изменяется сопротивление с изменениями рабочей температуры зависит от размера и конструкции терморезистора. Всегда лучше проверить справочные данные, чтобы узнать все спецификации терморезисторов.

Фоторезисторы:

Резисторы, сопротивление которых меняется в зависимости от светового потока, что падает на его поверхность. В тёмной среде сопротивление фоторезистора очень высоко, несколько M Ω. Когда интенсивный свет попадает на поверхность, сопротивление фоторезистора существенно падает.

Таким образом фоторезисторы — переменные резисторы, сопротивление которых зависит от количества света, что падает на его поверхность.

Выводные и безвыводные типы резисторов:

Выводные резисторы: Этот тип резисторов использовался в самых первых электронных схемах. Компоненты подключались к выводным клеммам. С течением времени, начали использоваться печатные платы, в монтажные отверстия которых впаивались выводы радиоэлементов.

Резисторы поверхностного монтажа:

Этот тип резистора всё более часто стали использовать начиная с введения технологии поверхностного монтажа. Обычно этот тип резистора создается путём использования тонкоплёночной технологии.

Шаг 4: Стандартные или общие значения резисторов

Система обозначений имеет свои истоки, которые выходят с начала прошлого века, когда большинство резисторов были углеродными с относительно плохими производственными допусками. Объяснение довольно простое – используя 10% допуск можно уменьшить число выпускаемых резисторов. Было бы малоэффективно производить резисторы с сопротивлением 105 Ом, так как 105 находится в пределах 10%-го диапазона допуска резистора на 100 Ом. Следующая рыночная категория составляет 120 Ом, потому что у резистора на 100 Ом с 10%-й терпимостью, будет диапазон между 90 и 110 Ом. У резистора на 120 Ом диапазон лежит между 110 и 130 Ом. По этой логики предпочтительно выпускать резисторы с 10% допуском 100, 120, 150, 180, 220, 270, 330 и так далее (соответственно округлены). Это — ряд E12, показанный ниже.

Терпимость 20% E6,

Терпимость 10% E12,

Терпимость 5% E24 (и обычно 2%-я терпимость),

Терпимость 2% E48,

E96 1% терпимости,

E192 0,5, 0,25, 0,1% и выше допуски.

Стандартные значения резисторов:

Е6 серии: (20% допуска) 10, 15, 22, 33, 47, 68

E12 серии: (10% допуска) 10, 12, 15, 18, 22, 27, 33, 39, 47, 56, 68, 82

E24 серии: (5% допуска) 10, 11, 12, 13, 15, 16, 18, 20, 22, 24, 27, 30, 33, 36, 39, 43, 47, 51, 56, 62, 68, 75, 82, 91

E48 серии: (2% допуска) 100, 105, 110, 115, 121, 127, 133, 140, 147, 154, 162, 169, 178, 187, 196, 205, 215, 226, 237, 249, 261, 274, 287, 301, 316, 332, 348, 365, 383, 402, 422, 442, 464, 487, 511, 536, 562, 590, 619, 649, 681, 715, 750, 787, 825, 866, 909, 953

E96 серии: (1% допуска) 100, 102, 105, 107, 110, 113, 115, 118, 121, 124, 127, 130, 133, 137, 140, 143, 147, 150, 154, 158, 162, 165, 169, 174, 178, 182, 187, 191, 196, 200, 205, 210, 215, 221, 226, 232, 237, 243, 249, 255, 261, 267, 274, 280, 287, 294, 301, 309, 316, 324, 332, 340, 348, 357, 365, 374, 383, 392, 402, 412, 422, 432, 442, 453, 464, 475, 487, 491, 511, 523, 536, 549, 562, 576, 590, 604, 619, 634, 649, 665, 681, 698, 715, 732, 750, 768, 787, 806, 825, 845, 866, 887, 909, 931, 959, 976

E192 серии: (0,5, 0,25, 0,1 и 0,05% допуска) 100, 101, 102, 104, 105, 106, 107, 109, 110, 111, 113, 114, 115, 117, 118, 120, 121, 123, 124, 126, 127, 129, 130, 132, 133, 135, 137, 138, 140, 142, 143, 145, 147, 149, 150, 152, 154, 156, 158, 160, 162, 164, 165, 167, 169, 172, 174, 176, 178, 180, 182, 184, 187, 189, 191, 193, 196, 198, 200, 203, 205, 208, 210, 213, 215, 218, 221, 223, 226, 229, 232, 234, 237, 240, 243, 246, 249, 252, 255, 258, 261, 264, 267, 271, 274, 277, 280, 284, 287, 291, 294, 298, 301, 305, 309, 312, 316, 320, 324, 328, 332, 336, 340, 344, 348, 352, 357, 361, 365, 370, 374, 379, 383, 388, 392, 397, 402, 407, 412, 417, 422, 427, 432, 437, 442, 448, 453, 459, 464, 470, 475, 481, 487, 493, 499, 505, 511, 517, 523, 530, 536, 542, 549, 556, 562, 569, 576, 583, 590, 597, 604, 612, 619, 626, 634, 642, 649, 657, 665, 673, 681, 690, 698, 706, 715, 723, 732, 741, 750, 759, 768, 777, 787, 796, 806, 816, 825, 835, 845, 856, 866, 876, 887, 898, 909, 920, 931, 942, 953, 965, 976, 988

При разработке оборудования лучше всего придерживаться самого низкого раздела, т.е. лучше использовать E6, а не E12. Таким образом, чтобы число различных групп в любом оборудовании было минимизировано.

Продолжение следует

error: