Ребенок и спорт. Сказка о неспортивном ребенке

(На примере обучения чтению)

Каждый ребенок с рождения наделен жаждой познания. Он хочет делать открытия, он хочет узнавать новое, хочет познавать окружающий мир во всего его красе и многообразии. В школу он приходит с желанием учиться и сотрудничать с учителями.

Каков результат этого процесса, помимо практического получения знаний Одна из важных сторон – это радость познания, радость открытий. Такая радость движет ребенком бесконечно, он стремится познавать новое и новое.

Но часто в современных школах радость от познания нового у детей угасает, желания учиться становится все меньше и меньше. Почему так происходит

Рассмотрим на примере чтения. В 4-5 лет дети часто уже хотят идти в школу. Они видят, как туда ходят старшие братья и сестры или знакомые со двора. Они слышат это магическое слово «школа», им говорят, что там они узнают много нового. Весь мир вокруг него так или иначе намекает на школу. А дети, как мы знаем, умеют очень хорошо выделять нужное из окружающего контекста. Поэтому ребенок ждет школу, ждет, что он научится читать и писать – ведь это навыки взрослых, а повзрослеть в детстве хочется практически всем. Конечно, свои желания ребенок может выражать в разной форме и говорить о них по разному. Но неосознанное желание к развитию есть у всех детей.

Что же происходит в школе В школе навыки чтения и практическое чтение отделены друг от друга. Обучение чтению построено так, что ребенок должен СНАЧАЛА натренировать навыки чтения, и уже ПОТОМ – переходить к содержательному чтению, читать интересные тексты, черпать из них полезные сведения.

То есть, в школе это называется обучением чтению и письму, хотя на самом деле, это лишь обучение НАВЫКАМ чтения и письма. При этом чтение – это целостный акт, в который входят не только навыки, но и другие важные умения (понимание, осведомление, анализ, синтез и т.д.). Мало того, эти умения не должны быть разрозненными. Должен произойти синтез в единое целое – и тогда можно говорить об умении ЧИТАТЬ в полном смысле этого слова.

Обучение навыкам письма в отрыве от других умений – это как раз тот процесс, который происходит во многих школах.

Давайте рассмотрим пример:

Мы хотим научить ребенка кататься на велосипеде. Мы можем посадить его на стул, дать ему в руки руль (отдельно от велосипеда) и начать учить его рулить, поворачивать и управлять велосипедом. Согласитесь – это глупо и не даст ему навыков езды и управления велосипеда. Поэтому мы садим его на настоящий велосипед, объясняем как тормозить, говорим «жми педали!» и дальше направляем и поддерживаем. А конкретные навыки управления велосипедом он получает уже в процессе самой езды, когда пробует ехать. Все его тело и разум выхватывают нужные умения из окружающего контекста. Все умения САМИ автоматически синтезируются в единое умение управлять велосипедом. Это приносит радость познания, и такое умение понятно на уровне тела и эмоций – зачем оно нужно. «Я еду, я могу, я научился!!».

Нам не нужно объяснять ребенку, зачем мы посадили его на стул и дали в руки ненастоящий руль. Нам вообще ничего не нужно объяснять из того, где он потом применит этот навык. Когда ребенок едет на настоящем велосипеде – и так все ясно и понятно.

Что же происходит в школе Тоже самое, что и со стулом и рулем. Такой ожидаемый, захватывающий и волшебный процесс обучения чтению вдруг превращается в тот самый руль на стуле. Он становится сложным и непонятным.

Малыш трудится, старается, изучает буквы и вот, наконец, еле-еле читает свое первое предложение. «Маша мыла раму». Кто такая Маша Какую раму Зачем она ее мыла

Как процесс чтения, удававшийся ему с таким безмотивным трудом, может сделать его усердным и отвлечь от более увлекательных дел, зрелищ, игр, общений

Ну, а сам процесс усвоения навыка Может быть, он задает стимул его развивающимся функциям К сожалению, процесс тоже не располагает ребенка к себе. Это есть однообразное повторение одного и того же бессмысленного действия. «Дома прочтите этот текст десять раз, пока не выучитесь читать бегло!» - задаст учитель задание. А дома мама контролирует выполнение задания. Она сидит рядом, поправляет, помогает, но и возмущается, злится, теряет самообладание, видя, как ребенок не понимает такую «простую» вещь, как он не может понять, какое получается слово

Ожидания ребенка не оправдываются. Появляется чувство обманутости и разочарования. Появляется скука, противление обучению. И это происходит не только с чтением, но и со всеми другими предметами. Ребенку необходимо усвоить громадное количество информации, совершенно не видя ее практического применения в жизни.

Я бы еще добавила, что на сегодняшний день это проблема не только школ, но центров раннего развития, которые с 3-4 лет готовят детей к школе. Учат читать также, как описано выше, учат писать в прописях палочки и закорючки ряд за рядом, мотивируя это постановкой руки - при этом эти знания совершенно оторваны от их практического применения.

Подготовлено по материалам Ш.А. Амонашвили и Я.С. Гогебашвили, классика педагогики, который в 1865 году выпустил свой первый «Грузинский алфавит и первоначальная книга для чтения».

Что-то случилось с нашими маленькими школьниками – дети не хотят учиться, стали быстрее утомляться, чаще появляется плохое настроение и беспочвенные капризы, апатия и сонливость зачастили в гости, постоянные простуды не дают житья. А в тетрадках – Боже мой! – нелепые и глупые ошибки и описки. А почерк, некогда бывший вполне приличным – это и вовсе отдельная печальная история! “Весна… – вздыхаем мы – витаминов мало, организм растёт, перестраивается – гормоны дают о себе знать, да и запутанная сложность школьных программ зашкаливает – откуда тут нормальному самочувствию и состоянию взяться?” Это точно, песня про первый класс, который “вроде института”, перестала уже давно быть шуткой и стала всеобщим родительским стоном.
Спорить трудно, всё это действительно имеет место быть – и весна с витаминами, и программы с интегралами, и гормональные изменения в растущих организмах. Но ведь весеннему школьному “авитаминозу” подвержены далеко не все дети, у некоторых вполне хватает “пороха в пороховницах” добраться до летних . И дети вроде бы одного возраста, и программы одинаковые, а параллельный класс выглядит совершенно иначе.
И тут из тени появляется личность учителя, как же много от неё зависит! Что для него становится важнее – годовые контрольные, мониторинги, отчёты, оценки, результаты или своевременное и плавное развитие подопечных? Не всегда учителю хватает умения чувствовать, верно оценивать ситуацию, умения разряжать атмосферу и быстро собрать коллектив, не всегда достаёт чуткости и способности отказаться от каких-то вещей в пользу гармонии.

Думается, тут дело не только в профессионализме и опыте, а кое в чём другом, но темой для важного разговора станет именно сама ситуация: когда учитель учит “напролом”, оглядываясь и принимая во внимание лишь показатели и нормы, а не живых маленьких людей.

Что делать родителям? Мы не будем обсуждать радикальные меры, как перевод в другую школу или другой класс. Поразмышляем о том, как родители могут помочь своим маленьким ученикам избежать стресса, сохранить своё здоровье и – что тоже немаловажно! – желание учиться. Очень важную роль играет здесь родительский настрой. Как говорится: “если не можешь изменить ситуацию, измени своё отношение к ней”. Попробуем увидеть положительное в создавшейся проблеме и преодолеть её по возможности легко и с юмором.

Совет первый: “Я – воздушный шарик”. Лёгкий и полётный, который не улетает от проблем, а парит НАД ними (при этом видит, замечает мелочи и решает задачи – легко и играючи). Это мантра для мамы! Большими красными буквами на холодильнике или над кроватью: “школа – это только ЧАСТЬ жизни!” Не стоит слишком зацикливаться на ней! Образование – безусловно, важная, ответственная, совершенно необходимая вещь. Но пока ещё ни одна образовательная программа не сделала “ножку маленькой, душу большой”, а ученика здоровым и счастливым. Это не самое главное, хоть и важная часть жизни – мама должна именно это транслировать ребёнку, а не трагедию, страх, уныние и вселенскую скорбь. Всё почти как во время беременности: мама напрягается – напрягается ребёнок, мама раздражается и пугается – раздражается и унывает ребёнок, мама досадует – а ребёнок уже не в состоянии справиться с этим шквалом эмоций, у него более уязвимая нервная система, чем у мамы, поэтому ему становится всё равно: желание перерастает в нежелание, появляется апатия (лень, говоря нашим родительским языком), отвращение к учёбе, а потом, как защитная реакция, и проблемы со здоровьем. Поэтому ищем в себе (в себе!) лёгкость и юмор – это совсем не значит, что мы уходим от реальных сложностей и проблем.

Совет второй: “Мы с тобой из одного футбольного клуба!” А раз мы – одна команда, значит, преодолеем все сложности. Важный момент – мы не противопоставляем себя вместе со школьными предметами ребёнку. Наоборот: мы “болеем” за ребёнка, вместе с ним выступаем против этих “занудных” правил (но ведь в них есть смысл – простим им это занудство!), вредных примеров и каверзных задач. И обязательно победим их! Такой настрой придаст ребёнку гораздо больше силы и уверенности, чем привычная установка разъясняющего и поучающего взрослого.

Совет третий: “Постоим на голове!” Иногда дело заходит настолько далеко, что уже сам вид школьного стола с белеющей на нём тетрадкой наводит тошнотворное уныние на ученика. Это включается ассоциативная память, шепчущая: “от этой картинки не жди ничего хорошего”. Значит, пришло время разнообразить ассоциативный ряд, поменять угол зрения и декорации. Сядьте делать какие-то уроки на диван или на пол, не пишите примеры в тетрадке, а выкладывайте их из карточек, спичек, орехов. С книгой для чтения переселитесь на балкон или вообще в парк. Приёмы смешные и нелепые на первый взгляд, но очень может быть, что станет легче, и рабочее место перестанет восприниматься как каторга и навевать тоску.

Совет четвёртый: “Отдохнём!” А лучший отдых, как известно – это смена деятельности, настолько частая, насколько это необходимо для ребёнка. Чередуем умственные, подвижные, сидячие, творческие занятия, возвращаемся к непонятному и нерешённому после подобного перерыва. Есть потребность это делать после каждого задания? Значит, пока так. Со временем ребёнок сможет концентрировать внимание на одном виде деятельности дольше. Кстати, прекрасная разрядка – это помощь по дому. Часто родители школьников стараются оградить чадо от домашних дел, считая это лишней нагрузкой. Напрасно! Конечно, всё хорошо в меру. Например, протереть пыль, вымыть пару тарелок, выстирать свои носки – на бедную Золушку этот набор ну никак не тянет, времени занимает немного, маме помощь, а ребёнку – радость от помощи маме плюс перерыв.

Совет пятый: “Человек – существо творящее”. Это его естественное состояние. Всячески поддерживаем детское творчество, хобби, увлечения – не путать с развлечением. Впрочем, приятные мелочи в разумных количествах, помогающие отвлечься и переключить внимание – милые покупки, поход кафе, шарики, мороженое, аттракционы – это, возможно, тоже иногда неплохо, подобные “конфетки” дарят на какое-то время хорошее настроение и эмоциональную разрядку. Но речь идёт именно о творчестве, тут совершенно другой принцип: творить – значит отдавать: свою энергию, силу, мысли, идеи. Причём, делать это с радостью и удовольствием (раз человек увлечён – то это подразумевается само собой). А чем больше отдашь, тем больше получишь – закон Природы, справедливый и незыблемый. Увлекается ребёнок чем-то – отлично! Поддерживаем и не боимся нанести ущерб учёбе. Бывает, что родители, когда есть какие-то неполадки в школьной жизни ребёнка, запрещают сыну или дочери посещать любимый кружок или студию, надеясь, что запрет сподвигнет школьника на учебные подвиги. Грубая ошибка! Не только не сподвигнет, но и лишит возможности самовыражения и разрушит доверие к родителям.

И совет напоследок, то, о чём мы подумали в самую первую очередь: “Ночь, улица, фонарь, аптека”. В нашем случае: “прогулка, полноценное питание, здоровый сон, витамины”. Поддержать не только боевой дух и настрой, но и тело нашего школьного “воина” тоже нелишнее. О здоровом образе жизни и разумном режиме написаны трактаты, поэтому не будем останавливаться на столь очевидных вещах.

Будем надеяться, что эти советы помогут справиться с весенней школьной “депрессией”. Начинаем с себя (как, впрочем, и в любом другом деле) и помогаем настроиться на нужный лад маленькому ученику. И тогда все школьные проблемы нам будут нипочём!

Почему одни дети занимаются много и охотно, а трудности лишь добавляют им энергии и желания добиться поставленной цели, а другие все делают словно из-под палки, а при возникновении хоть сколько-нибудь значительных препятствий теряют интерес или совсем прекращают деятельность? От чего на самом деле зависят детские успехи в учебе и общении? И можно ли воспитать в ребенке усидчивость? Ключ к ответам на эти вопросы лежит в мотивации. Именно она помогает нам восстанавливаться после неудач и поражений, не уклоняться от тяжелых задач и добиваться успеха. **Все начинается с самоконтроля** Один из самых запоминающих и простых экспериментов, который позволяет выявить уровень мотивации у ребенка, был проведен еще в 1972 году психологом из Стенфорда Вольтером Мишелем. Marshmallow test (перевести название можно как "Зефирный тест") дает возможность узнать способности ребенка усмирять свои ежесекундные желания ради больших свершений в будущем. Ребенка 4-5 лет оставляли одного в комнате за столом, на котором лежала зефирка. Предварительно ему объясняли правила «игры». Чтобы получить вторую зефирку, нужно дождаться возвращения взрослых и не съесть угощение, которое уже лежит на столе.

Результаты наглядно показывают уровень самоконтроля у ребенка и наличие (или отсутствие) способности откладывать вознаграждение, то есть противостоять искушению в данный момент, чтобы после получить большую награду. Некоторые дети съедали зефирку даже не дождавшись конца объяснения. Но были и такие, которые смогли прождать 10 и более минут одни наедине с заманчиво лежащей прямо перед ними сладостью. Все только для того, чтобы получить еще больше. Ученые обнаружили, что дети, которые в ходе этого эксперимента показали способность откладывать вознаграждение, в дальнейшем не только показывают лучшие результаты в учебе, но и легче сходятся с людьми, у них больше друзей, они способны устанавливать более прочные контакты в группе, а самое главное, они легче и эффективнее справляются с трудностями. Дальнейшие исследования ученых показали, что предрасположенность к самоконтролю проявляется у детей с самого раннего возраста. Был проведен анализ поведения шестимесячных младенцев. После обычной игры с ребенком мам попросили в течение нескольких минут просто смотреть на малыша без эмоций. Для малыша это непонятная и крайне неприятная ситуация. Первая реакция практически всех младенцев – возмущение. За возмущением у большинства детей следовали слезы. Но некоторые дети вместо того, чтобы заплакать, стали наоборот улыбаться. Если мамино лицо никак не менялось, они интуитивно начинали искать способ снять напряжение, переключив себя на другую деятельность: смотрели по сторонам, изучали окружающую обстановку. Профессор факультета психологии Сеульского государственного университета Кваг Кымчжу считает, что такое поведение показывает наличие у ребенка способности, которая в дальнейшем при возникновении трудностей позволит ему сдерживать собственные эмоции и искать наиболее оптимальный выход из ситуации. Это же качество влияет на то, каким образом ребенок будет строить отношения с другими людьми. Кроме того, умение в стрессовой ситуации контролировать эмоции, переключать собственное внимание и снимать напряжение напрямую связано с развитием способности откладывать вознаграждение. В поведении детей, которые в эксперименте с зефиром смогли дождаться возвращения взрослых, была одна общая черта: они делали все, чтобы не смотреть на заветное угощение перед их носом, и отвлечь себя даже от мыслей о том, что сладость можно съесть. Это очень важное и полезное качество. Как только человек начинает концентрировать все внимание на неприятном моменте, отрицательные эмоции нарастают в нем, как снежный ком, и сдержать их или найти трезвое решение проблемы становится практически невозможно. Описанные выше эксперименты просты, но результаты их очень показательны. Любой родитель может провести подобное «мини-тестирование» для своего ребенка, чтобы узнать больше о его способностях и предрасположенностях. И даже если ваш ребенок съел зефирку, не дождавшись конца объяснения правил «игры», не стоит расстраиваться. К счастью, начать воспитывать в ребенке усидчивость и положительную мотивацию никогда не рано и никогда не поздно. Не бывает детей без положительной мотивации, есть только дети, которые по тем или иным причинам ее утратили. Восстановить это качество в ребенке – задача родителей. **Методы, которые работают** В ежедневном общении стремитесь показать ему, что терпение всегда приносит лучший результат и большее удовлетворение (награду). Старайтесь замечать и всегда поощрять любые, даже самые незначительные попытки ребенка проявить настойчивость и терпение. Родительское слово и похвала для маленького ребенка значат гораздо больше, чем мы обычно считаем. Безусловно, на развитие мотивации влияет множество разных факторов. Однако психологи уверены, что доверительные отношения с родителями очень существенно влияют на формирование в ребенке способности преодолевать трудности. Мама и папа для малыша первый и самый главный авторитет. Ребенок искренне верит вам и вашим словам. К этой вере необходимо относиться с должным уважением. Очень важно всегда выполнять данные ребенку обещания. Не стоит использовать пустые отговорки вроде «потом купим», «потом сделаем», где «потом» фактически означает «никогда». Часто кажется, что через минуту ребенок забудет это обещание родителей, как и свое желание. Однако, это далеко не всегда так. Фактически, не исполняя свои обещания, даже те, которые взрослым кажутся совершенно несущественными, родители создают для ребенка ситуацию постоянного разочарования. Осознанное или нет, такое разочарование формирует в ребенке убеждение в том, что его терпение ни к чему не ведет. Обещанная отложенная награда так и не приходит. Тогда зачем сдерживать себя, стараться или ждать? В результате малыш теряет уверенность и способность к самоконтролю. Если ребенок точно знает, что родители исполнят то, что обещали, он растет более уверенным, и в нем скорее разовьются такие качества, как терпение и усидчивость. **Цель «научиться» и цель «показать себя»** Все дети учатся на ошибках и неудачах. Однако, не все одинаково их воспринимают. Кто-то сталкиваясь с трудностями теряет интерес, выносит вердикт «я это не могу» и сдается. Для других неудача – это лишь дополнительный стимул, чтобы еще упорнее идти к поставленной цели. Профессор Стэндфордского университета Доктор Кэрол С. Двэк , один из ведущих мировых исследователей в сфере мотивации, считает, что подобная разница в поведении определяется разницей целей, на которые ориентированы дети при выполнении заданий. В своем исследовании доктор Двэк выделяет так называемые «показательную» и «учебную» цели. (Motvational processes affecting learning American Psychologist, Vol. 41, No. 10. (October 1986), pp. 1040-1048) Мотивация ребенка может быть основана на желании показать себя, предъявить окружающим свои способности или на желании научиться чему-то новому, преодолеть трудность и решить поставленную задачу. В первом случае дети стремятся к быстрому результату и быстрой награде (в виде похвалы, оценки, поощрения и т.д). Возникновение трудностей обескураживает их. Такие дети легко теряют уверенность в себе и неудачи обычно объясняют недостатком способностей. Так рождаются всем нам знакомые фразы: «не могу», «это не для меня», «мне это не по силам», «это слишком тяжело», за которыми, как правило, следует отказ от выполнения задания. Дети, нацеленные на «учебную» цель, чаще выбирают сложные задачи и, даже если случаются провалы и неудачи, их самооценка страдает гораздо меньше. Собственные ошибки такие дети относят, обычно не к недостатку способностей, а к недостатку усердия. «Чтобы справиться с этой задачей, нужно всего лишь чуть больше постараться», - думают они. Разумеется, такая мотивация не может не давать положительных результатов. Задача родителей в данном случае обратить внимание на то, что в действительности движет ребенком и воспитывать в нем желание научиться, совладать с задачей, решить проблему самостоятельно. Для этого важно обратить внимание на несколько моментов. **Воспитывайте в ребенке самостоятельность** Неверие в собственные способности – главный враг мотивации. Как только ребенок поверил в то, что он «это не может» в нем прекращается всякое старание и желание действовать. Чтобы помочь ребенку стать увереннее в себе, нужно, в первую очередь, научить его действовать самостоятельно. И чем раньше родители начнут это делать, тем лучше. Жизнь маленького ребенка состоит из проб и ошибок. Но очень важно, чтобы родители позволили ребенку (в рамках безопасного предела, разумеется) совершать эти ошибки. Если вы видите, что ваше чадо безуспешно пытается попасть ногой в штанину, застегнуть куртку или сложить новую головоломку, не спешите «помочь» и сделать все за него. Позвольте ребенку самому справиться с задачей. Играя с ребенком, помогайте советом, но никогда не подсказывайте ответов и не выполняйте заданий вместе с ним, если фактически это означает, что вы выполните их за ребенка. Запаситесь терпением и приготовьтесь спокойно наблюдать детские ошибки. Очень часто сами папы и мамы ориентированы на «показательную» цель. Любому родителю хочется, чтобы его ребенок был самым способным, все схватывал на лету и во всем имел успех. Но так ли важен быстрый успех, если для выполнения задания ребенок всего лишь воспользовался вашими знаниями и умениями и в результате не приобрел никаких собственных навыков? Такой «успех» влияет на самооценку малыша еще хуже, чем ошибки. Ребенок прекрасно понимает, что задание выполнил не он сам. Со временем теряется ощущение достижения: «я сделал», «я справился». Возникает психологическая зависимость от чужой помощи, которая сохраняется даже когда физической необходимости в такой помощи уже давно нет. Чтобы действительно помочь ребенку с чем-то справиться, будьте его советчиком, поощряйте его усилия и поддерживайте его веру в себя, но не делайте за него. Всегда говорите ему: «Ты обязательно справишься», «Ты это можешь, нужно только немного постараться», «Ты можешь это сделать сам, просто попробуй еще раз». Действуйте через вопросы: - Как ты думаешь? - Как ты считаешь, что нужно сделать дальше? Чем раньше вы начнете такое обучение, тем лучше. И самое главное, не расстраивайтесь и не сердитесь на ребенка за то, что у него что-то не получается. Ошибки – естественная часть процесса обучения. Без них невозможно идти вперед. **Предъявляйте разумные требования** Еще одно препятствие в развитии положительной мотивации в ребенке – это завышенные ожидания родителей. Показывая ребенку, как многого вы от него ждете, вы ставите его в ситуацию стресса. Необходимость неизменно оправдывать ожидания родителей создает напряжение, которое уже само по себе может стать причиной детских неудач. Кроме того, цель выполнения задания автоматически из «учебной» превращается в «показательную». Ребенок уже не старается научиться, а лишь стремиться показать родителям, что они в нем не ошиблись. Психолог и профессор Стэндфорда Дэбора Стайпек во многих своих работах напоминает родителям о том, что оказывая чрезмерное давление на ребенка, родители необратимо получат результат обратный желаемому. Постарайтесь сообразовать свои ожидания с реальным положением дел. У многих родителей существуют очень определенные представления о том, что именно их дети должны делать хорошо. Таким образом игнорируются реальные способности ребенка, страдает детская самооценка и мотивация. Требования родителей должны быть чуть выше того уровня, на котором ребенок находится в данный момент. Образно говоря, не стоит требовать от троечника, чтобы он стал круглым отличником, направьте усилия ребенка на получение твердой четверки. А там и пятерки окажутся не такими уж недостижимыми. **Развивайте внутреннюю мотивацию ребенка** Очень часто родители и учителя выбирают метод кнута и пряника, чтобы стимулировать детскую мотивацию. Этот способ стар, как мир и, безусловно, дает некоторый эффект. Но обещание награды или угроза наказания способны развить лишь внешнюю мотивацию. В одном из своих исследований профессор Стайпек утверждает, что несмотря на важность внешней мотивации, наибольших результатов можно достичь, если развить в ребенке внутреннюю мотивацию. Дети учатся гораздо быстрее, если на занятиях ими движет любопытство и интерес, а не желание получить конфету. Есть старая притча о том, что вознаграждение - один из вернейших способов заставить ребенка чего-то НЕ делать. Возле дома одного пожилого человека целыми днями резвилась детвора. Было так шумно, что старик не знал, куда деваться от головной боли. Наконец он придумал способ, как отучить детей шуметь под его окнами. Однажды он позвал их и сказал, что очень любит слушать детский смех и говор, поэтому он будет давать им по три монеты каждый день, если они будут приходить к его дому и шуметь, как можно громче. Дети с радостью вопили под окнами старика целыми днями и под вечер получали свою награду. Через неделю он снова позвал ребят и сказал, что, к сожалению, теперь он сможет давать им только по две монеты в день. Дети продолжали приходить, но уже менее охотно. Когда на третью неделю, старик сказал им, что будет давать по монете в день, дети рассердились и сказали, что больше не придут играть под его окна совсем. Так мудрый человек наконец-то добился тишины и покоя. История эта наглядно показывает, как влияют внешние стимулы на мотивацию. В конце концов выполнение задания будет целиком зависеть от получения и объема награды. Со временем ребенок просто разучится делать что-либо без пресловутого «пряника». Реакция на ошибки и неудачи также будет определяться наградой или наказанием. Гораздо более эффективный способ мотивировать ребенка – это заинтересовать его. Любое задание может быть скорректировано с учетом индивидуальных способностей, пишет профессор Стайпек, так чтобы сделать его интересным именно для вашего ребенка. Если конечная цель – научиться, то форма приобретения знания может быть любой. **Хвалите ребенка за усилия больше, чем за результат** Психологи утверждают , что очень важно дать почувствовать ребенку, что вам не безразличны его усилия. Известно, что чрезмерная похвала отрицательно влияет на мотивацию ребенка. Однако, профессор Кэрол Двэк считает, что даже похвала «в рамках дозволенного» должна быть прежде всего похвалой детских усилий. Ребенок должен чувствовать, что его настойчивость, терпение, труд, которые он приложил к выполнению задания для вас даже важнее самого результата, который всего лишь их закономерное следствие. Получается не у того, кто все может, а у того, кто старается. Говорите об этом вашим детям. Хвалите их усилия больше, чем достижения. Такая похвала убедит ребенка в том, что ключ к его успехам в старательности и усидчивости. И это действительно так! _По материалам: http://www.empoweringparents.com/child-motivation.php# _

Умение проживать свои ошибки и жизненные потрясения, принимать их и учиться на опыте, а иногда и просто вставать и идти дальше - очень ценное качество для любого взрослого человека. И оно, как и все человеческие качества, растет из детства. Поэтому одна из самых важных родительских задач научить ребенка проживать свои потери, не застревая и не ломаясь в них.

Первое что важно объяснить ребенку на этом пути – ошибки и потери неизбежны. Это абсолютно нормально, когда не получается с первого раза. Это естественно - не уметь, не понимать и не справляться. Это бывает со всеми, в любом возрасте, потому что несовершенство и ранимость неизбежная особенность человеческой природы. Но хорошая новость в том, что наши «падения» - это бесценный материал для анализа и трамплин для личностного роста. Они нужны нам для того чтобы мы научились новому, попробовали другой путь, приняли неизбежное и перешли на новый уровень. Иногда наши ошибки - это какие то тайные сигналы и послания. Например, что надо постараться еще немного. Или пришло время оценить важность конечной цели и понять хочу ли я этого так сильно чтобы продолжать тратить так много своего времени и сил на нее. Иногда это повод заметить и принять тот факт что ресурсы мои ограничены и я много не могу. Иногда это про необходимость круто изменить свою жизнь.

Что помогает детям научиться пониманию всех этих вещей и способности не буксовать на своих провалах по мере взросления? Во-первых, родительская реакция на их провалы. Дети всегда ориентируются на мнение взрослых и долгое время оценивают себя глазами мама и папы. Поэтому самый лучший способ научить ребенка панически избегать неудач, и погружаться в пучину вины и стыда, если неудача все таки случилась – осуждать их и стыдить каждый раз когда что-то не получается. Во-вторых, очень важно как мы ошибаемся рядом с ними. Потому что дети, особенно маленькие, на инстинктивном уровне копируют ролевые и поведенческие модели родителей. Если родитель никогда не говорит про свои неудачи, не умеет просить поддержку, срывается на других и запивает горе алкоголем, у ребенка очень мало шансов научится другим способам проживания неудач. В- третьих, важно отношение к ошибкам в семье в принципе. Очень часто не умеющие продуктивно проживать свои провалы люди растут в семьях, где ошибаться было или негде (потому что родители очень опекали) или нельзя (потому что это осуждалось).

Поговорим подробнее о том что такого особенного должны дать, обеспечить и показать ребенку родители, для того чтобы сформировать ему хорошую стратегию переживания жизненных неудач.

Баланс свободы и опеки

Честно говоря, главный секрет любого продуктивного воспитания – хороший баланс свободы и поддержки. И тут нет универсальных советов, потому что этот баланс должен быть адекватно подобран для каждого конкретного ребенка в зависимости от его темперамента, особенностей и потребностей. Очень важно дать ребенку пространство – то самое, в котором возможно переделать все возможные ошибки и пережить свои первые потери в безопасных условиях. И при этом так же важно вовремя поддержать и утешить его.

Некоторые родители смещают этот баланс в сторону избытка поддержки. Например, я знаю массу случаев, когда погибшее домашнее животное прячут от ребенка и заменяют новым таким же разыгрывая спектакль «отвезли в больницу, там его подлечили, а ведет оно себя по-другому, потому что после болезни». Ребенок в таких ситуациях чувствует подвох, но понять что произошло, конечно, не может. Потерю он тоже чувствует, потому что животное ведет себя по-другому и приходится как то жить с тем, что прежним оно не будет. Но вместе с потерей чувствует и запрет на переживание.

Отличным примером тут так же может быть постоянные запреты всего, что по мнению родителей, для ребенка опасно – на горку не ходи - упадешь, с этим не дружи - он плохо себя ведет. Это не дает возможность ребенку попробовать и получить свой собственный опыт. И, конечно, потрясений он все равно не избежит, но при этом механизмов справляться с ними у него никаких не заготовлено.

Вторая крайность избыток свободы, когда потрясения есть и опыт есть, но нет рядом взрослого, который утешит и потом внятно объяснит, что собственно произошло. Это бывает по разным причинам - то ли взрослый не способен на поддержку, то ли считает, что ребенка над закалять. В результате такое воспитание приводит к тому, что ребенок не учится просить о поддержке и опираться на нее в переживании неудач.

Нравится статья?


Учите ребенка проживать свои потери и потрясения

Самый лучший способ пережить потерю – прожить ее. Отгоревать, проговорить, признать и прочувствовать. Что вот так бывает, не все в этой жизни зависит от меня. Есть очень трудные вещи, которые надо принять и отпустить. Поэтому очень важно чтобы рядом с ребенком в такие моменты был взрослый, который не отрицает его чувств, не оценивает и не пугается, но рядом, эмоционально устойчив и готов слушать.

Разрешите ребенку ошибаться

Это очень распространенная история с родителями – они часто совершенно забывают, как быть детьми. Им совершенно непонятно, как можно не понимать, не слушать и не видеть на несколько шагов вперед. Но ведь у ребенка нет вашего видения и вашего опыта, он смотрит на проблему с высоты своего роста. Поэтому не требуйте от него многого. Помните, что путь от первой неудачной попытки до совершенства очень долгий и ваш ребенок только делает первые шаги. И да, не требуйте от него идти слишком быстро, если хотите чтобы он усвоил каждый свой жизненный урок.

Давайте адекватную эмоциональную реакцию .

Поскольку ребенок часто смотрит на себя глазами родителя, он очень чувствителен к эмоциональной реакции, которую вы даете на ситуацию его провала. Если вы говорите или какими другими звуками или жестами транслируете ему «ничего страшного, ты с этим справишься и, если что, я помогу» ребенок это так и воспринимает. И это очень помогает ему быстро оправиться. А если транслируете «какой кошмар, это так ужасно, что сил никаких нет», ребенок так и остается с этим ощущением паники и ужаса. Иногда очень надолго. Я знаю целое поколение людей, которое выросло с мыслью что «двойка» по математике это самое страшное, что может случиться в жизни человека.

Очень важно чтобы ребенок в принципе понимал, что семья это его тыл и, что бы не случилось, вы всегда на его стороне. Это даст ему огромную поддержку и уверенность в собственных силах.

Обучение рефлексии .

Учите ребенка размышлять над своим поведением, над поведением других людей рядом с ним и над самими ситуациями, приведшими к падению в целом. Именно размышлять, а не оценивать, потому что оценочные суждения часто приводят к останавливающим и депрессивным чувствам – вине, стыду, ненависти к себе. Учите его видеть ситуацию в максимально широком диапазоне – с его стороны, со стороны оппонента и со стороны постороннего наблюдателя – это открывает новое видение проблем и подсказывает правильные решения.

Еще один хороший путь разобраться в ситуации – эксперименты. Например, ребенок, что-то опрокинул и разбил. Смоделируйте эту ситуацию с безопасными предметами, покажите ему со стороны, почему так получилось и что надо делать, чтобы в следующий раз не повторить эту ошибку. Попросите его проделать это самому несколько раз. Ситуации с участием людей можно рисовать или разыгрывать в виде сценок с куклами и небольшими игрушками. Это научит ребенка не только не мучить себя бесконечной виной и укором, но умению учится на своих ошибках.

Личный пример

Самое лучше и доступное что могут дать родители ребенку в данном случае - конкретные ролевые модели. Грубо говоря, рассказать и показать, как они проживают свои потери и ошибки. Не прятать слезы, за насильственной судорожной улыбкой, когда в доме беда, а спокойно рассказать что случилось, почему они расстроены и чем им можно помочь. Я часто говорю приходящий на консультации детям, что взрослые плачут от того, что им грустно и больно. И слезы очень хороший способ выпустить эту боль из сердца наружу, а не носить ее с собой и мучится. Поэтому можно спросить маму или папу чем их поддержать, но пугаться и просить их перестать не стоит.

Каждый день, когда вы приходите с работы – расскажите ребенку простым и доступным языком, какие у вас были трудности и как вы с ними справлялись. Расскажите ему, как вы чувствуете, что вам нужна поддержка и как вы просите о ней. Расскажите, что вам помогает переживать трудные времена – любимая книга, посидеть и поплакать в тишине, объятия, разговор с близким человеком, любимая сладость, что угодно.


Локус контроля .

В психологии существует такое понятие, которое характеризует склонность личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним или только внешним факторам. Оно называется локус контроля. Грубо говоря, это базовое убеждение о том, что руководит моей жизнью – я или обстоятельства. Люди с внешним локусом контроля убеждены, что жизнь это большой поток, который несет их куда-то, и у них нет никакой возможности выбрать направление или как-то на это повлиять. Таким людям очень сложно справляться с потерями, потому что они не способны учится на своих ошибках и всю ответственность возлагают на других. Люди с внутренним локусом контроля убеждены, что все в их жизни зависит только от них. Поэтому их буквально раздавливают трудные ситуации, в которых они не могут ничего изменить. Истина, как обычно, где-то посредине, поэтому необходимо объяснить ребенку, что в этой жизни есть вещи, на которые он никак не может повлиять. Например, стихийные бедствия, болезни, смерть близких людей. С ними невозможно бороться, но можно принимать как неизбежное, искать поддержку и пробовать жить дальше опираясь на ресурсы.

Но есть вещи, которые мы правда можем изменить – отношения, жизненные выборы и тут важно правильно оценить свою ответственность и приложить максимум усилий.

И последнее, но, пожалуй, самое важное. Помните, что все, что вы говорите ребенку в моменты его потрясений, будет звучать в его голове в такие моменты еще долгие годы. Возможно, даже тогда когда вас уже с ним не будет. Поэтому перед тем, как начать говорить, успокаивать, поддерживать, ругать, критиковать и воспитывать, подумайте какое послание вы действительно хотите ему дать. Что именно такого важного должен говорить ваш голос у него в голове, что действительно поможет ему поверить в свои силы, пережить и выбраться. И потом говорите и будьте очень точны и аккуратны в формулировках.

Мария Мельник,

детский и семейный психолог,

гештальт терапевт,

г.Киев

Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра DISQUS комментариев

Призывает не только российский педагог Дима Зицер - американский психолог Альфи Кон тоже считает, что оценки в школе мешают учиться: подрывают интерес к учебе и внушают страх перед неудачами. А зачем вам как родителю нужны школьные оценки ребенка?

Что же такого плохого в оценках? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала признать, что для человека думать о том, насколько хорошо он справляется , совсем не то же самое, что думать о том, что он делает.

Представьте, например, двух родителей, дети которых обмолвились, что сегодня в школе они писали сочинение. Один спросит ребенка, как он его написал и что сказала по поводу его сочинения учительница. Другой поинтересуется, о чем было сочинение и как он его писал: почему выбрал эту тему, изменилось ли его отношение к предмету в процессе написания, как он решил, о чем написать в первом абзаце.

Или представьте: школьница приходит домой и радостно объявляет, что у нее сегодня был отличный день, потому что она получила пятерку, а ее подружка только четверку. Очевидно, что приоритеты этой девочки весьма отличны от приоритетов другой школьницы, которая, вернувшись домой, увлеченно рассказывает родителям, что сегодня был отличный день, потому что она, наконец, поняла, как делить числа в столбик, а еще у них был очень интересный урок про Индию, или потому что они сегодня всем классом решали ужасно сложную задачку.

Для первой девочки учеба - средство (с помощью которого она может получать отметки, доказывать, что она лучше других, или просто демонстрировать свои успехи). Для второй же знания и умения - вполне самодостаточные цели.

Представьте себе школу, где детям постоянно твердят про то, как важна Успеваемость, Результаты, Отметки, Успех. Ребенок, усвоивший подобный урок, едва ли сможет, забыв обо всем на свете, сочинять стихи, пытаться собрать настоящий телескоп или искать ответ на вопрос, почему же на Балканах постоянно идут войны. Он, скорее, настолько озабочен своими оценками, что ему будет совершенно безразлично само содержание занятий, за которые их выставляют.

Давайте разберемся, что же конкретно плохого в том, чтобы внушить школьникам, что важнее то, насколько хорошо они учатся , а не то, что они изучают . Все новые и новые исследования аргументированно доказывают, что такая расстановка приоритетов:

  1. подрывает у детей интерес к учебе;
  2. внушает страх перед неудачей;
  3. провоцирует избегать трудностей;
  4. заставляет хуже учиться.

Дети теряют интерес к учебе

Когда детям постоянно говорят, чтобы они следили за собственной успеваемостью, первым от этого, скорее всего, пострадает их отношение к учебе. Они начинают расценивать сами задачи: рассказы по литературе, опыты по физике, задачки по математике, как нечто, за что нужно получать оценки, а не как то, в чем им должно быть интересно разбираться.

Если для нас важно, чтобы наши дети продолжали учиться всю свою жизнь, тот факт, что стимуляция успеваемости в школе может навсегда отбить у ребенка вкус к самой идее учебы, должен вызывать у нас обоснованное беспокойство.

Никто не может быть всегда прав и никто не может эффективно учиться, не совершая ошибки и не наталкиваясь на преграды. Стало быть, чрезвычайно важно культивировать у детей здоровое отношение и психологическую устойчивость к неудачам. Как правило, все это свойственно тем ученикам, для которых главное - это знания: ошибаясь, они разбираются, в чем была ошибка и как ее исправить. Они, как правило, сохраняют позитивный и оптимистичный настрой.

Чего не скажешь о детях, которые озабочены, главным образом, тем, насколько хорошо они справляются. Пока они учатся успешно, у них на первый взгляд все нормально, но стоит им только столкнуться с трудностями, такие дети могут начать думать, что они ни на что не годны, и вести себя так, будто они не в силах с этим ничего поделать.

Подумайте о тех школьниках, которые начинают рыдать, стоит им получить вместо привычной пятерки пять с минусом. Утешать ребенка, что "пять с минусом - это все равно очень хорошая отметка" или что он "в следующий раз наверняка напишет лучше", - значит, не просто не понимать сути проблемы, но и усугублять ее, вновь подкрепляя в нем мысль, что важен один только успех.

Если цель ученика - добиться успеха, а не расширить рамки собственного мышления или открыть для себя что-то новое, для него будет совершенно логичным браться только за самые легкие задачи. Ведь, в конце концов, так у него будет максимум шансов добиться успеха, ну или, хотя бы, меньше всего шансов потерпеть неудачу.

Те, кого приучают думать о собственной успеваемости, не склонны браться за непривычное для них задание и проверять, на что они способны. Исследования показывают, что при достаточном акценте на результатах даже самые уверенные в своих силах ученики начинают сознательно выбирать задачи попроще.

Дети не ленятся, а, скорее, действуют рационально: адаптируются к условиям, где важны результаты, а не новые знания. Они как бы говорят нам: "Эй, вы же сами мне сказали, что смысл школы - это учиться на пятерки и приносить домой бумажки о том, какой я молодец. Ну так я же не глупый: чем проще задача, тем скорее вы получите, что хотели. Так что не вините меня, что я выбираю самые простые задания и, в итоге, ничему не учусь".

Верх иронии в том, что родители, учителя и школьные реформаторы в голос жалуются на то, что современные дети вечно идут по пути наименьшего сопротивления, и при этом сами же упирают на то, как важны успеваемость и оценки, что предсказуемо приводит именно к тому самому результату.


Качество обучения страдает

Некоторые дети учатся для того, чтобы получать определенные навыки, узнавать что-то новое о мире, понимать, что они делают. Открывая книгу, они думают о том, что они из нее узнают, а не о том, насколько хорошо и быстро они ее читают.

Парадокс в том, что те ученики, которые перестают думать об успехе, быстрее адаптируются к учебе и будут хорошо учиться. Они глубже обрабатывают информацию, возвращаются к тем вопросам, которые не поняли с первого раза, проводят параллели между тем, что делают сейчас, и тем, чему научились до этого, и более изобретательно осмысляют встречающиеся им идеи.

Одна из характеристик подлинного знания - это возможность переноса компетенции, то есть способность взять что-то, что ты узнал, и применить в новых условиях и на новых задачах. В 1985 году двое исследователей провели эксперимент с группой восьмиклассников, которые как раз должны были начать изучение нового учебного раздела по естествознанию.

Ученые дали им опросник, разработанный с целью определить, что детей больше интересует: понять материал или успешно сдать его на "пятерку". Через неделю, когда дети прошли новый материал, их проверили на предмет переноса компетенции. Те, кто ориентировался на "пятерки", попросту не дотягивали по этому критерию до одноклассников, которые больше ориентировались на знания.

Не исключено, что, нацелившись на успеваемость, можно добиться лучших оценок, по крайней мере, на первое время. Не исключено, что ученик, читающий, отрабатывающий или запоминающий ровно то, что может попасться в тесте, и получающий, таким образом, лишь поверхностное представление о материале время от времени сможет набрать по этому самому тесту больше баллов. Но доказывает ли это, что установка на успеваемость "работает"? Или же это, наоборот, демонстрирует, как мало, на самом деле, говорят нам оценки и результаты тестов, и лишь подчеркивает, насколько неправы те, кто повсеместно учит наших детей придавать слишком большое значение успеваемости?

Купить эту книгу

Обсуждение

Очень полезная статья. Очень часто слышу от сына, что он боится отвечать у доски. Что делать?

08.09.2018 11:19:08, suroedova

Комментировать статью "Что плохого в школьных оценках"

Что плохого в школьных оценках. Что же такого плохого в оценках? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала признать, что для человека думать о том, насколько хорошо он справляется, совсем не то же самое, что...

Обсуждение

почему слабо, надо подумать. Я своим говорила то же самое - чужие оценки тебя не касаются. думай о своих знаниях, будет приятнее и полезнее.

Спросите, а Ваш ребенок как бы отнесся, если бы за его успехами кто-то пристально следил и делал свои, возможно ошибочные выводы? Мб того "блатного" ребенка воспитывают-учат дома без передышки, отсюда и успех?
Плохо не то, что кому-то оценки завышают, а то, что дети, похоже, ополчились против одного, а это признак нездоровых отношений в классе.

Забить на оценки?. Учеба, школа. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный Старший учился в школе где создание трудностей было политикой школы. При этом никаких курсов не предлагалось, кому не нравится постоянный...

Обсуждение

Нашему гуманитарному классу учитель математики призналась, что они на 2 недели отстают от программы, тяжело усваивают материал, программа рассчитана 1 урок 1 тема, следующий урок другая тема, нашим нужно больше уроков для усвоение темы. Вообще это неправильно, на мой взгляд, мало времени выделяется на усвоение материала.
Учитель по словам ребёнка очень хорошая, все разжёвывает, очень доступно объясняет.

Сегодня пришла рассылка от кл.рук: "Уважаемые родители! 24 октября в 19.00 состоится родительское собрание. Прошу всех родителей серьезно подойти к вопросу о посещении собрания. Главный вопрос -успеваемость ваших детей за прошедшее время. Прошло полтора месяца и только у двух учащихся нет текущих оценок "2". Давайте решать проблему вместе."
Ну что, послушаю, хотя заранее представляю, что там скажут.

Оценки в школе - в принципе вещь очень субъективная. А вот три ошибки волнуют, и очень даже. Не вижу ничего плохого в том, чтоб ребенок подходил к учителю и задавал эти вопросы. Смысл школьной оценки как своего рода обратной связи от учителя к ученику...

Обсуждение

Существуют определённые нормы выставления оценок за разные виды работ. У нас в школе у каждого учителя эти нормы под рукой, и ученик или родитель могут подойти со своей работой и выяснить ситуацию, так как виды ошибок разные. Кроме того, тетради периодически ещё и администрация проверяет. Поэтому очень сложно завысить или занизить отметки за письменные работы. Во всяком случае, в младших классах у нас так. А вот с 8 классом у вас там точно что-то не так, если это был один и тот же тест, и девочка говорит правду. В разных тестах от количества вопросов и их видов оценка может варьироваться, здесь смотрят на процент правильно выполненных заданий. За исправления могут снизить оценку, если их много, значит ученик недостаточно хорошо знает предмет. Надо вам сходить в школу и поговорить с этими учителями, пусть скажут вам требования к оцениванию работ. Бывают и такие, к сожалению, которые ставят оценки как попало

24.03.2018 04:18:50, Наталия Б.

Я бы посоветовала ребенку подходить к учителю и интересоваться по поводу выставления оценки. Адекватный учитель всегда комментирует оценки, сама учитель русского языка. А родителям изучить Положение о системе оценки качества (должно быть размещено на сайте, если нет, поинтересоваться у администрации), в нем должны быть четко определены критерии оценивания всех видов работ по предметам и промежуточная аттестация (выставление четвертных оценок). Прежде, чем сетовать на несправедливость, разберитесь, потому что за 3 ошибки оценки могут быть действительно разные: есть грубые и негрубые ошибки, однотипные, речевые, грамматические и т.д. Оценка может быть и привязана к количеству слов (например в сочинении). Согласитесь, есть разница: допустить 3 ошибки в 50 словах или в 250. 3 орфографические ошибки - это три. А за 3 ошибки пять быть не может никак, даже 2 исправления считается как ошибка.Четыре может быть, если из трех две однотипные ошибки или негрубые. Уверены, что ребенок правду говорит? Если да, то смело обращайтесь к администрации, потому что ни учитель, ни администрация не исполняют своих прямых обязанностей. Зам.директора регулярно проверяет тетради как рабочие, так и контрольные, в частности на объективность выставления оценок.

21.03.2018 18:42:59, Татьяна198

Ребенок перестал учиться. Прошу помощи, потому что уже не знаю как поступать. Ребенок учится в 3 классе. До сих пор учился не напрягаясь Поплакал, но ничего не изменилось. Разговоры и рассуждения не помогают. Я не могу докопаться до причины, не понимаю, что...

Обсуждение

Начальная школа, считаю, самая важная ступень, именно от нее зависит, как ребенок будет учиться дальше, привьют ли ему любовь и интерес к образованию. Конечно, если с 1 класса ему не нравилось и было скучно, вряд ли он в 5 будет учиться с удовольствием. У меня сын учится по системе начальная школа 21 века, очень грамотно построен процесс обучения, задания. И с учителем повезло, ттт.

Создать для него ситуацию крайней необходимости, только и всего. Человек не хочет снимать руку с конфорки. Ставим нагрев на единичку. Сначала она становится чуть теплой. потом еще теплее, постепенно становится горячей. Хотел бы я посмотреть на того, кто так и не снимет руку из упрямства. Не бывает такого. А если в данном случае это так - бегом к психиатру.
На что не поднимается рука? Кто сказал, что поднятая рука должна обязательно причинять боль?
Начните с ласки. На ласку поднимется рука? Станет "тепло". Потом постепенно и очень-очень медленно делайте "горячее". И делайте это последовательно и решительно, чтобы никаких сомнений в том, что будет горячо не возникало.
Никакого осуждения при этом, только сочувствие. Так устроен Мир. "Хлеб свой в поте лица своего" - это проклятие, между прочим. Так в идеале не должно быть! Но ничего с этим не сделаешь.
Если станет горячее, чем Вы считаете допустимым, то есть "рука опустится", тогда дайте волю чувствам и ревите. Но это уже последний аргумент, надеюсь, до этого не дойдет.
И отдавайте себе отчет в том, что в паршивом настроении родители и с опущенными руками опаснее, чем в хорошем настроении с поднятыми.

Учеба, школа. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ, подготовка в ВУЗ. Собственно, помощь в контроле и разжевывании школьной программы.

Обсуждение

Та же беда??

20.11.2018 14:25:38, Елена"

Сын едва выскребал тройки в обычном режиме. Контрольные - 4,5. Я устала бороться. Сказала: "Твоё дело, сын. Если что непонятно, я помогу, только попроси. Ты уже взрослый. Моя задача тебя накормить-напоить, постирать-погладить, одеть-обуть и, прости уж, проследить, чтобы ты приходил домой до 22 часов. Остальное всё в твоих руках." Не сидела, не долбила ему мозг.
Двойки с тройками ловит, но реже намного. В экстремальных ситуациях мобилизуется, получает "отлично". Так и живём.
Зато я не психую и он с пониманием несёт бремя ответственности, которое я сложила на его плечи.

11.03.2017 19:42:21, Саоли

Ребенку, которого мягко заставляют учиться, гораздо легче, чем тому, кто пытается заставить себя сам. А интерес к предмету не приходит на низком уровне понимания, просто исключено. Глухой не может полюбить музыку, слепой живопись.

Обсуждение

Читаем возрастную психологию:) В младшем школьном возрасте ведущая деятельность-учебная. В младшем подростковом ведущей деятельностью становится межличностное общение. В том смысле, что в приоритете у 6 классников обшение с ровесниками. А тут как раз у девочки проблемы. Потому и учиться она не хочет.
Не ругайте, не пугайте и не пускайте на самотек уроки. Любите, хвалите, проводите свободное время с ребенком, разговаривайте обо всем. А уроки делайте вместе. Сразу по приходу с работы. На письменный стол чай -бутерброды -конфеты для работы мозга:) -дочку обнять, поцеловать и садиться рядом с ней.
Ей сложно сейчас, но ваша задача -не допустить пробелов в знаниях. Поддержите ее год-два, а дальше само пойдет.

девочки мои, вы такие хорошие! спасибо за поддержку. Я теперь знаю, что не у одной у меня такие проблемы.
раньше до 5 кл. такого не было, она медленно, но делала сама уроки...да, англ. и франц, матем контролировались всегда...
меня пугает -отсутствие интереса к учебе, нет любимых предметов, ей что 5, что 3 одинаково....вот что!может и правда...МС на носу, вот ее и колбасит.

Liskai-ответ:
я надеюсь к тому времени, когда она вырастет и пойдет голосовать, ей на тележке мозги подвезут дополнительную порцию:)не надо на нас крест ставить. куча примеров, когда супер воспитанные и подающие надежды дети становились изощренными преступниками или просто неприятными людьми....так что, ваш пример с кнопкой неудачен.

Оценки отличные, а знаний нет. Ситуация в школе. Молодая учительница по физике, только после института, первый год. Никакого места на займут. Это повод жаловаться на учителя, что плохо преподается материал? Разве школьный курс предполагает подготовку к олимпиадам?

Обсуждение

Знакомая ситуация. Только сделать с молодым специалистом ничего нельзя по закону. Он учится на наших детях 3 года. По идее,эти 3 года его должен контролировать более опытный педагог-наставник. Но на деле этого нет.

В отношении начинающих учителей имею положительный опыт. У старшей дочери была молоденькая выпускница (или даже студентка старших курсов) по физике, то ли в 7-м, то ли в 8-м классе. преподавала хорошо, как-то справлялась и с детьми, и с программой. Дочери нравилось у нее заниматься, она сумела заинтересовать своим предметом.

Лишения за плохие отметки. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. Воспитание ребенка от 10 до 13 лет: образование, школьные проблемы, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, дополнительные занятия, досуг и хобби.

Обсуждение

Лишать занятий я не могу - ребёнок профессионально занимается иллюстрацией, посещает серьёзные и дорогие курсы + художка, потихоньку этим подрабатывает уже. Но периодически на основную учёбу забивает и успеваемость падает. Лишаю не самих занятий, а рисования для души в свободное время, отбираю графический планшет и обычный) Получается, что школа - допы - уроки и ещё раз уроки, другого не позволено. Обычно через неделю-две ребёнок за разум берётся, оценки исправляет и какое-то время всё снова хорошо. Такие провалы раз в 3 - 4 месяца у нас бывают от усталости общей и лени врождённой)
Не знаю, будет ли это срабатывать лет в 14 - 15, но надеюсь, что к этому возрасту ответственности прибавится.

Да, мы лишали тренировок. У детей наших очень насыщенный график - 2 вида спорта, каждый день расписан. Но сразу расставили приоритеты: главное - учеба, с чем, собственно, дети были согласно. Поэтому как только в начала прошлого или позапрошлого года отметки начинали "сползать", предупреждали сначала, давали срок исправить отметки. Если не помогало - отстраняли от тренировок, пока отметки не будут исправлены. Но наши дети очень заинтересованы в тренировках, поэтому такой вариант действовал, так что реально по данной причине было пропущено не более 2-3 тренировок.Думаю, это может быть вариантом воздействия, но не для всех детей-родителей.

Плохая атмосфера в классе (я с этим не согласна, обычная подростковая жесткость) Уходит пара ее любимых учителей, с которыми она добилась успеха в предмете. несмотря на свои особенности. Параллели разбивают на сильных и слабых.

Обсуждение

Зачем Вам переводить девочку в другую школу, если планируете техникум после девятого. В этом возрасте дети жестоки,и заклюют новенькую-дислексика за два дня. Сидите в этой, попробуйте взять репетитора для подготовки домашних заданий. Если денег мало - ищите пенсионера или студентку.
Не вижу в Вашей ситуации смысла менять шило на мыло.

20.05.2014 11:00:29, ОТ МЕНЯ

девочка дислексик и дисграфик наверное? тогда надо тянуть до нормы имхо в нормальной школе - смотреть по склонностям, может быть в историко-филологический класс? имхо ничего хорошего в дворой школе не выйдет:(

Училась в неплохой гимназии с 5 и до середины 8 класса - там была хорошая, уважительная атмосфера, друзья, приличные отношения с большинством учителей. С 5 по 7 класс училась стабильно с несколькими годовыми тройками. В восьмом классе (не в последнюю очередь...

Обсуждение

Ребенок уже не младенец, пусть поучится в выбранной школе полгодика хотя бы, нужно учиться отвечать за свои решения.. некоторым, особенно необщительным, ЛЮБАЯ новая школа - будет плоха изначально.. помню, что САМА захотела перейти в другую школу, по-ближе к дому (когда мы переехали) и поэтому училась там, не смотря на то, что мне ужасно там не понравилось, но через пол-года "втянулась", а на следующий год у нас появилась замечательная "классная" и я теперь эти годы вспоминаю как лучшие за все школьные годы..

Пусть посидит дома несколько месяцев. (типа, болеет). А потом попробуйте пробиться назад в гимназию.

22.01.2014 09:28:04, masha__usa

Раздел: Школа (завышение оценки в школе). Если завышают оценки? Дочк закончила 3 класс, все замечательно - все 5. Математика колебалась 4/5, но вытянули. Проблем в том, что на 5 она знает, пожалуй, только русский, английский, наверное, на 4, а математика так вообще чистый...

Обсуждение

Математикой можно заниматься на бытовом уровне. Отправить дочку в магазин с определенной суммой денег и списком необходимого, условие усложнить несколькими пакетами молока,творога и столько-то грамм сыра... и на оставшиеся деньги разрешить купить сладкое;-)
Мой так уже года два бегает(10 лет) ..но у нас проблема не с математикой, а с приучением к домашнему труду)))

Упрямство легко переубеждается путем применения навыков на практике. Умеешь -получаешь награду, не умеешь -занимаемся. Что тут упрямиться? Достаточно поручить практическую задачку на вычисление и деть сам увидит свои пробелы.

Есть еще младший ребенок - полная противоположность,но уже начинает " учится " у брата. Рекомендую вам почитать книгу Феллана Томаса "Ну почему мне все запрещают". У меня ребенок с легкими проявлениями аутизма (сын). Для него типично отсутствие авторитетов.

Обсуждение

Рекомендую вам почитать книгу Феллана Томаса "Ну почему мне все запрещают". Одним днем эту ситуацию не исправить. Необходимо четкое твердое последовательное поведение родителей, без лишних эмоций и разговоров. Автор этому как раз и учит. Сама сейчас использую эту мето.дику на старшем сыне, ему 7 лет, тоже порой наглеет, ведет себя с родителями на равных. Стали вести себя с ним более твердо по методике автора, помогает! Надо только родителям себя вести так в системе.
Удачи вам

14.02.2016 17:46:09, katyas

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. сын пошел в 1-ый класс в этом году. учительница говорит что работать на уроке не хочет, ленится, если читать- то нехотя, если...

Обсуждение

Попробуйте сесть рядом с сыном и разложить по полочкам: эту неделю ты должен сделать в школе то-то и то-то... (прям пишите на бумаге), за это будет то-то и то-то... (как внизу =СветА™=
пишет), возможно это кажется и непедагогично, но на примере моего ребенка сработало. В прошлом году сын интересовался различными детскими журналами, наклейками, мы только на этом и выехали. Я 1 класс сейчас вспоминаю с ужасом (сейчас сын во втором), было тоже самое, что и у вас. В декабре я его вообще хотела забрать на домашнее обучение, потому что ребенок только присутствовал в школе, но писал только по математике и русскому (и то не все), изо и труд для него вообще не существовали в природе, за весь первый год он сделал что-то и нарисовал только пару раз, да и то только весной. Учительница на него не давила, то есть он просто сидел и смотрел в окно, говорила мне, что он еще не дозрел. Ничего не делал в плане обвести, заштриховать, закрасить, он даже эту тетрадь не доставал. Со второго полугодия у них уже были дневники, не было ни одной недели без замечаний - ушел с урока раньше, ничего не делает, не записывает и т.д., я вообще в шоке была от всего этого, т.к. ребенок шел в школу очень подготовленным, и проблем по моему мнению вообще никаких не должно было быть. Побежали по психологам. Вердикт - к школе не готов (у него откровенно говоря и зубы то первые выпали только этим летом в возрасте 8 лет), для него учитель не авторитет, он не понимает команд взрослых как указ для обязательного исполнения, типа ждите, само рассосется. Сейчас 2 класс - небо и земля. Учится очень легко, не напрягаясь. Работает в классе тоже пока неактивно, улетает (но это еще его особенности невр. и псих. развития). В 1 четверти 2 четверки (русский+изо), сейчас думаю будет отличником (или одна четверка по изо), считает самым тяжелым предметом в школе рисование, на это есть причины, он тоже мир особенно видит (как и сын у К.), например, на елке грушу может нарисовать:))). Так что ищите ходы к своему сыну, можете еще к психологу для успокоения сходить.

Совершенно не волнуют оценки.Иногда ощущение, что мог бы избежать "2", но как будто Я не могу сказать что это однозначно плохо. Мой такой же. Мы перешли в новую школу и он там Школьные оценки за год. На днях отвозила личное дело в следующую школу и посмотрела...

Обсуждение

ИМХО, в ребенка непонятые психологические проблемы.
Вт это "типа гордый" сидит где-то глубоко, есть непонятая вами уязвленность (я видела подобное). ИМХО, беседовать. Может, кто из психологов подскажет, где искать проблему, но психологи чаще со своими установками идут, а не от реалий, к сожалению.

Я не могу сказать что это однозначно плохо. Мой такой же. Мы перешли в новую школу и он там был звездой по английскому.... Я по логике думала что ему нравится быть первым... Так сказал что ТЕРПЕТЬ этого не может... вернулся в старую школу. Учит все, знания есть, по есстесственным предметам много чем интересуется, но оценки средние.
Мне кажется просто такие дети у нас. И возможно это не плохо потому как учатся не ради оценок.

Ребенок (10 лет, 4 класс) совсем не хочет учиться, абсолютно не заинтересован в оценках (что 2, что 5 - может вообще забыть, что поставили). В школе любит только перемены (общается с одноклассниками с удовольствием), экскурсии(интересно!­).

Обсуждение

А что он делает потому что надо? Не интересно, не хочется, а именно НАДО?
Что знает про вас из того что вы делаете регулярно на основе "нравится-не нравится жуй моя красавица"?
Про других людей из того же?
Это я к чему, мотивация это прекрасно, это позволяет делать с удовольствием. Но дисциплина важнее, что должно быть сделано делать все равно приходится. А кто не умеет сам себя мотивировать сам виноват, значит будет делать без удовольствия. Но все равно будет. Делать. Все что надо. В срок.
Имхо у ребенка просто не сформировано представление о дисциплине и исполнении своего долга как о неотъемлемой части жизни от которой никто никуда не делся и избежать не удастся.

скажи ему что дашь ему его любимую вещь если он сделает все что ты скажешь

28.11.2015 13:14:47, иван самарин

Как найти и устранить причину?. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Моя дочь (сегодня ей исполнилось 9 лет), начиная с третьего класса стала заметно хуже учиться. Первую четверть мы надеялись, что это такое тяжелое вхождение в учебу после летних каникул, но и...

Обсуждение

Не хочет учиться - и не надо. Только почаще напоминайте, что без хороших оценок (именно оценок!) она не сможет поступить в хороший вуз, и скорее всего, не сможет получить хорошую работу.
Кстати, я всю школу была отличницей, меня это не напрягало нисколько. Училась я достаточно легко, без зубрёжки (иногда зубрила док-ва теорем по геометрии и тригонометрии, чтобы рассказать их у доски и получить необходимую пятёрку, чтобы выровнять средний балл. Кстати, этим спасала весь класс, ведь домашку по этим теоремам задавали всем, но проверку у доски спрашивали по желанию, а если желающих не было, то спрашивали кого угодно;). Успела параллельно музыкалку закончить. И золотая медаль только что и помогла поступить в вуз на льготной основе. Ну, и родителям приятно сделала. Вот и всё. Больше счастья или карьерных успехов всё это мне не принесло. Потому что как говорили во все времена: "для женщины главное - удачно выйти замуж" :D

02.11.2016 19:20:03, Вероника_С

Просто у вас ребенок был видимо очень хорошо подготовлен к школе, поэтому первые классы прошли легко.
Я в детстве сама с этим столкнулась, все предметы казались ну очень простыми, домашние задания делала на перемене, оценки исключительно положительные получала. А во втором классе начался неизвестный мне до этого иностранный язык, и сразу по 6 уроков в неделю. Вот тут и начались проблемы. Хорошо, что через полгода мне взяли репетитора, и проблемы решились. мама тоже переживала, что "скачусь", но сама помочь не могла, т.к. учила другой язык.
У меня сын, пошел в школу в 6,5. К этому времени до 20 считал и читал по слогам. Первый класс нам дался тяжело. Второй легче. Сейчас еще легче стало, т.к. он "научился учиться", привык к большой нагрузке помимо школы (у нас 10 доп.занятий в неделю сейчас выходит). И хоть пятерки у него только по рисованию, труду, чтению, но троек не было и нет. А главное прогресс я вижу. И рада этому. Рада, что он наконец-то выучил таблицу умножения - хотелось, конечно, чтобы он это в прошлом году сделала, но я же помню, что я ее тоже в 8 лет выучила... Рада, что ребенок в 8 лет зачитал - хотя надежды у меня на это было мало, ну не читал он ни в какую, а потом опять же вспомнила, что сама именно в этом возрасте читать начала.
Ну и т.п.Пять вечеров ушло.
Зато пишет как самолет. Без ошибок, быстро. И на уроках проще написать, чтоб отстали. Теперь еще на переменках домашку делает:))

Раздел: -- посиделки (почему ребенок ленится на тренировке). лениться на тренировках? Девочки прошу совета- как вы мотивируете детей на занятие спортом:отдала своего красавца (5 лет) на фигурное катание, уже ходили раз 7. Все дети (почти все) тренера слушают, повторяют...

Обсуждение

Возьмите пару индивидуальных подкаток. Дорого конечно, но зато сразу ноги поставят и тренер ребенка запомнит.

У меня тоже мальчик 7 лет, занимается фигурным катание 4-й год. То как ведет себя на тренровке Ваш мальчик, абсолютно нормально для мальчика его возраста. Не надо его сравнивать с ровесницами девочками. как говорит наша хореограф разница между мальчиками и девочками примерно 2 года, и только к 10 годам мальчики девочек догоняют, а потом и перегоняют. И я с ней совершенно согласна. Только сейчас в 7 лет мой сын (да и остальные мальчишки) стал нормально работать на тренировке. А девочки уже в 5 лет работали, а не играли на тренировках.

4 нет подготовки к поступлению во что-то престижное
По своему (давнему) опыту я бы отдала на первые классы в обычную, потом с углублением по специализациям (языки, математика, спорт), потом при каком -то вузе для упрощения поступления
Сама училась в 3х школах. Последняя- при ВУЗе. Гораздо проще было поступать.
А главное- из обычной школы нас 8 человек перешло в специальную. Так вот некоторые были троечниками- подтянулись очень сильно. Общалась с предыдущими одноклассниками- там как было модно составлять оппозицию учителю, так и осталось- модно сбегать, сидеть на задних партах, развлекаться на тех самых задних партах, действовал закон джунглей.
У нас - "один за всех и все за одного", все дружно тянулись понять (!!) математику с физикой, если кто-то не сделал домашнее задание- списывать было НЕ принято, просили объяснить!
При переходе я боялась потерять старых друзей- из старой школы, такая компашка у нас классная была.. не потеряла, до сих пор дружим)))
А в более сильную школу ИМХО-отдавать НАДО!
Это то же самое, что "какая разница для резюме- работала я в ИП Пупкин и Ко или в корпорации с международным именем"
Кроме знаний самих по себе, школа- это уже начало карьеры.
По большому счету можно и дальше ведь не париться и работать не в лучших местах с лучшими условиями и соцпакетом (в разрезе школы- ковры, бассейны, ремонт, нормальная еда, новые парты), а просто где и как придется, чтоб на жизнь просто хватало.
Почему бы и нет.
Вопрос приоритетов.

ИМХО ничем не плоха! В прошлом году отдала дочь в обычную "дворовую" школу, несмотря на немодность такого решения (сами из спецшкол с университетами:). Итого имею кучу плюсов: ходим до школы 5 минут зелеными дворами; хорошая училка; нормальные дети, с которыми в песочницах еще играли вместе - без понтов, обычные смышленые дети; никаких поборов; и главное, что было полной неожиданностью - в классе 15 человек! ребенок заболел первый раз за год в апреле. И все это потому, что все окружающие ломанулись в престижные аглицкие и частные школы. Единственный минус - еда так себе и туалеты не в евроремонте, но это не так страшно. Конечно, после 4 класса мы оттуда уйдем, и английский будем учить на стороне, но началка вполне хорошая. Живем не в спальном районе, ЮЗАО.

05.04.2007 16:10:54, NatashaV

А мой ребенок учится во 2 классе, и учительница новая. Пожалейте ребенка. Причины проблем с успеваемостью очевидны: маразматическая программа + маразматическая школа Она повторяла незнаю кому один и тот же вопрос: Ну почему моя дочка такая неусидчивая?

Обсуждение

Вы не имеете права ругать ребенка за то, что он не успевает по учебе. Только Вы могли его подготовить к школе, водить на подготовку, нанять учителя, самой с ним заниматься. Задолго дл школы Он не мог сам пойти в магазин и купить себе книги. Вы даже не знали о его уровне образования толком. Вы им не занимались. Срочно ПОМОГИТЕ ребенку. Допзанятия, если есть деньги - хорошие учителя. Попросите учителя помочь Вам и хотя бы найти того, кто занимался бы с ним. Если же он по природе таков - он не виноват. Помогайте сыну. И не вините его и учителей.

05.10.2018 07:36:14, Виктория Голубовская
error: