У ребенка ммд нужно ли домашнее обучение. Оптимизация обучения и развития детей с ммд

При минимальной мозговой дисфункции у детей наблюдается отставание в развитии . Многие педагоги и родители склонны считать это трудностями с адаптацией в школе или детском саду.

Однако причина кроется в нарушении высших психических функций ребенка, которое отражается на многих характеристиках связанных с умственной деятельностью и поведением.

Общее понятие

ММД — это целый комплекс различных нарушений психоэмоционального характера .

Патология проявляется в виде особого состояния ребенка под влиянием нарушения работы центральной нервной системы, когда возникают отклонения в восприятии окружающего мира, поведении, эмоциональной сфере и расстройстве вегетативных функций головного мозга.

Данный синдром впервые описан в 1966 Г. С. Клеменсом . Согласно статистике, ММД встречается у 5% всех школьников младших классов и у 20-22% дошкольников, то есть синдром широко распространен. В большинстве случаев заболевание временное и поддается лечению.

Причины

Синдром развивается по причине дисфункции головного мозга . В свою очередь на это влияют возможные травмы коры головного мозга или аномалии развития нервной системы ребенка.

В возрасте от 3 до 6 лет в большинстве случаев причиной становится неправильное воспитание ребенка с социальной и педагогической точки зрения его родителями и педагогами, то есть ребенком никто не занимается.

К провоцирующим факторам также относятся:


Большинство детей с ММД воспитывались в неблагополучных семьях .

Симптомы и признаки

Что характерно для детей с ММД? Данное заболевание может развиваться уже с младенчества, однако первые заметные симптомы появляются в дошкольный период , когда происходит подготовка в детском саду.

У ребенка наблюдается слабая концентрация внимания, плохая память и другие проблемы, несмотря на нормальный уровень интеллекта.

Рассмотрим различные виды синдрома подробнее:

У младенцев можно заметить следующие признаки ММД:

  • повышенное потоотделение;
  • учащенное дыхание и сердцебиение;
  • повышенная капризность;
  • частые срыгивания и ;
  • проблемы со сном;
  • тревожность.

У школьников появляются дополнительные симптомы:

  • конфликтность;
  • рассеянность (часто теряются вещи);
  • низкая успеваемость;
  • плохая память;
  • повышенная раздражительность.

Диагностика

Для диагностики необходимо обратиться к неврологу или детскому педагогу . Сперва изучается история болезни, проводится опрос родителей и анализируется поведение самого ребенка.

  • позитронно-эмиссионная томография;
  • реоэнцефалография;
  • электроэнцефалография;
  • эхоэнцефалография;
  • нейросонография.

Методы лечения и коррекции

Каждый отдельный случай ММД требует индивидуальный подход в лечении на основании клинической картины.

Терапия должна быть комплексной и включать в себя прием медицинских препаратов, психотерапию и приемы педагогики.

Медикаменты

В лечении применяются ноотропные препараты, которые снижают возбуждающее действие аминокислот на головной мозг (Пикамилон, Пирацетам, Пантогам). Для улучшения успеваемости и умственного развития используют Пирацизин и Глицин.

Возможно применение антидепрессантов и успокоительных средств (настойка валерианы, настойка пустырника, Диазепам). При энурезе применяется Адиуретин.

Психотерапия и педагогика

Для ребенка нужно создать благоприятные условия дома и за его пределами, чтобы он чувствовал себя комфортно . Родители и педагоги не должны воспринимать его поведение как эгоизм или капризность — это психическое расстройство, и ребенок в этом не виноват.

Однако нельзя потакать всем его прихотям, а приучать к дисциплине. Важен контроль над его жизнью, но так чтобы он этого не ощущал. Нельзя вдаваться в крайности и сильно ругать или наоборот жалеть ребенка. Во всем должна быть мера.

Внутри семьи следует избегать ссор и конфликтов, которые могут негативно сказаться на его состоянии.

Также нужно быть последовательным в воспитании и обучении и не переутомлять ребенка большим количеством заданий.

Предпочтение следует отдавать занятиям, требующим повышенной концентрации внимания, например, лепка из пластилина или рисование.

Полезным будет придерживаться режима , то есть ложиться спать, вставать и принимать пищу следует в одно и то же время. В то же самое время лучше избегать большого количества контактов с другими людьми — это утомляет ребенка и делает его более замкнутым.

Компьютер, телевизор и планшет снижают концентрацию внимания, однако есть специальные приложения именно для детей с ММД.

Также важно направлять куда-то избыток энергии у гиперактивных детей. Для этого можно записать ребенка в бассейн, в секцию футбола или другого активного вида спорта.

Физкультура пойдет на пользу в любом случае. Параллельно рекомендуется водить ребенка к детскому психологу, который будет контролировать состояние пациента и помогать в его лечении.

Прогноз

Для всех детей с ММД прогноз благоприятный . По статистике, от 30 до 50% "перерастают" этот синдром и становятся полноценными членами общества.

Однако у некоторых детей последствия остаются на всю оставшуюся жизнь в виде различных комплексов и психо-эмоциональных отклонений, так как характер и психическое состояние взрослого человека "завязано" на детстве.

Такие люди могут в будущем стать нетерпеливыми, капризными, раздражительными или испытывать проблемы с адаптацией в новом коллективе.

Крайне важно именно в детском возрасте вылечить ребенка, так как взрослая психика практически не поддается терапии.

Профилактика

Для предупреждения появления ММД необходимо соблюдать меры профилактики :

  • в период беременности правильно питаться и избегать стрессов;
  • беременной матери отказаться от вредных привычек (курение, алкоголь);
  • обеспечить ребенку благоприятные условия дома;
  • регулярно заниматься с ребенком и развивать все его способности;
  • избегать скандалов, конфликтов и стрессовых ситуаций внутри семьи;
  • регулярно посещать педиатра для профилактических осмотров (1-2 раза в год).

Малая мозговая дисфункция — частая проблема в современном обществе .

Многие дети недополучают внимание родителей и страдают от этого. В других случаях патологиях может развиться еще во внутриутробный период.

В любом случае ребенку нужно помочь и как можно раньше . Следует пройти все необходимые исследования и найти причину недуга, а затем пройти курс терапии, чтобы ребенок стал полноценным членом общества.

Что такое минимальная мозговая дисфункция? Узнайте из видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Итак, ваш ребенок пошел в 1 класс или только еще пойдет. Но вы точно знаете, что ему не сидится спокойно за партой. Он крутится, вертится, отвлекается на множество вещей, которые никак не относятся к учебе. Ручка - тоже отличная игрушка, а в тетради можно и порисовать.

Он может ходить по классу на уроке, сидеть под партой, он – маленький вихрь, втягивающий всех в свою орбиту, привлекающий внимание и нарушающий дисциплину и тишину в классе на уроке, а на перемене – он ракета, несущаяся по коридору.

Он получает больше всех замечаний, он мешает соседям, и даже если он искренне хочет сдержать свою буйную активность, у него не всегда получается.

Причем он может вполне сносно усваивать информацию, в том числе, сидя под партой, если действительно не устал.

От него страдает и класс, и учитель, а родители уже боятся очередного собрания и выхода в школу.

Ругать такого ребенка не помогает, увещевания не дают толку. Беда еще в том, что из-за такого поведения педагог может ополчиться на ребенка, и тогда прости, прощай мотивация учиться.

Школа становится хронической психической травмой, ребенок знает, что ему там не рады, но остановиться он действительно не может.

Что же такое происходит с этим ребенком?

Имя такому поведению Это очень распространенный сейчас неврологический диагноз. И хотя она минимальная и корректируемая, этого вполне хватает, что бы испортить жизнь и ребенку, и родителям.

По неофициальным данным, от моего коллеги психолога при тестировании подготовительной группы в хорошей рейтинговой гимназии ММД разной степени тяжести выявлена у 40% детей. И это заботливые родители и хорошая школа. Давайте разберем, что это за зверь такой и откуда он взялся.

Рассказывая вам об этом, я обобщу свой опыт врача психотерапевта, к которому на прием лавиной приходили такие дети после середины сентября каждого года. А чаще всего история их была такая.

После родов ребенку выставлялся диагноз родовой травмы или ишемии в родах, могло быть кесарево сечение или токсикоз во время беременности.

На 1 году ребенок мог наблюдаться неврологом, возможно, было лечение. В 90% случаев после 1 года ребенка снимали с диспансерного учета у невролога, и родители благополучно забывали о таком враче.

Хотя, ребенок мог быть возбудимым, тревожным, быстро уставать и возбуждаться от впечатлений, слишком подвижным, на фоне общего благополучия, своевременного развития речи, двигательных навыков - это списывалось на особенности характера.

Иногда звучали травмы головы или тяжелые инфекции, ОРЗ, операции с общим наркозом в истории ребенка.

ММД похожа на последствия травмы головы у взрослого: ослабляется память, внимание, появляется утомляемость, эмоциональность, и возникают сложности в управлении поведением.

Особенность в том, что у детей память и внимание подвергаются нагрузке в обязательном обучении, а умение управлять эмоциями и поведением - развито недостаточно.

И вот, только в школе проявлялась эта проблема, потому, что там другие требования.

И заключается проблема в том, что у такого ребенка слабое, утомляемое внимание, которым ему трудно управлять. И поэтому внимание, как заяц скачет с предмета на предмет, и вслед за ним идет поведение.

А поскольку у таких деток еще и недостаточно развиты волевые качества в силу наличия у них слабости нервной системы, есть замедление созревания волевых качеств - то такому ребенку сложно собой управлять.

Ребенок просто не может управлять собой достаточно.

Избыточная подвижность - это способ подстимулировать нервную систему, чтобы ребенок был способен воспринимать новое.

Часто у таких детей мотивация учиться есть, пока они не столкнутся со школьной дисциплиной и тем, что они не вписываются в нее.

И этот момент очень важно понимать родителям. Невозможно исправить наказаниями и страхом ситуацию волевой незрелости. Можно только помочь созреть, подтянуться до нужного уровня с минимальными потерями для нервов ребенка, родителя и учителя.

За это короткое время первой четверти можно успеть сформировать устойчивое негативное отношение к учебе, низкую самооценку ребенка и получить ярлык двоечника и хулигана.

С другой стороны, как мама 6 летнего мальчишки с ММД и речевыми проблемами, я знаю, как сложно приходится родителям, при столкновении их ребенка с жесткими правилами дисциплины.

Речевых детей рано нагружают уроками и занятиями, и поэтому конфликт дисциплины возможностей ребенка сидеть и слушать обнаруживается раньше.

С одной стороны - педагог прав, дисциплина нужна. С другой стороны - совершенно не понятно, что делать с ребенком. Как его удержать в нужных рамках, особенно когда мамы и папы нет рядом?

Итак, что же делать при ММД.

Стратегия. Это состояние постепенно компенсируется при правильном лечении, по мере взросления ребенка и развития волевых качеств, использовании режима дня и физических занятий, благоприятном эмоциональном климате в школе и семье.

Мамы и папы! Это постепенно пройдет или значительно ослабится, если помочь ребенку правильно. Для этого требуется время и определенные действия – к 10 -11 годам все будет лучше.

Обязательно: поход к врачу- неврологу и назначение препаратов – ноотропов, которые корректируют последствия родовой травмы, улучшают помять и внимание, способствуют созреванию психики. Важно делать курсы лечения, длительностью 1.5 -2 месяца. Начинайте за месяц до конца каждой четверти, и вы избежите утомления у ребенка от учебной нагрузки.

Я пользуюсь для своего ребенка такой схемой: 2 месяца лечение, 1 месяц перерыв. И она себя оправдывает. Как долго: первые три класса точно постоянно.

Потом по ситуации. Если ребенок устает, жалуется на головные боли, стал невнимателен и плохо запоминает, у него накопилась усталость - надо повторять курс.

Препараты подбирает врач. Важно знать – если ребенок возбудимый и эмоциональный - берутся седативные или сбалансированные ноотропы.

Найдите грамотного невролога и наблюдайтесь у него. Про побочные эффекты не волнуйтесь – в целом ноотропы одни из самых безопасных препаратов.

Соблюдайте режим дня. Укладывайте ребенка спать рано, давайте ему высыпаться. Больше физической активности, меньше ТВ и компьютера. Подойдут спортивные секции, развивающие координацию: танцы, плаванье, акробатика, и командные виды спорта – на коммуникацию в группе.

Если уже есть проблемы психологического плана: поможет работа с детским или семейным психологом или психотерапевтом. Кроме того, Вам надо уметь общаться с ребенком, даже если проблем нет, чтобы сглаживать проблемные ситуации и уметь обучить его обращаться со своими эмоциями и регулировать свое поведение.

Это важное умение для родителя такого ребенка.

Если Вы видите, что есть проблемы с дисциплиной до школы, то по возможности, отдайте ребенка в школу позже. Один год иногда очень много значит.

Выбирайте простую программу для ребенка. Не надо программы Занкова, 2100 и прочие новшества. Чем традиционнее, тем лучше. Современные новые программы предъявляют очень высокие требования. Сравните с собой в 1 классе обучение вашего ребенка. Смените программу при критической ситуации, вы выиграете в мотивации к обучению.

Самый важный пункт! Ищите учителя под ребенка. Пусть школа будет дальше, но учитель будет понимать вашу ситуацию. Выработайте совместный план, выполняйте рекомендации.

Идеально педагога со стажем, но не пожилого и не молодого. Пожилые болеют, молодые уходят в декрет. Смена учителя - дополнительная нагрузка и новая адаптация. Для вашего ребенка это нежелательно.

Ваша задача - что бы ваш ребенок любил своего учителя, а учитель понимал ситуацию. Дети учатся потому, что им важны отношения. И отношения с первым учителем – важнее оценок в вашей ситуации.

Итак, Вам придется приложить усилия, что бы помочь ребенку, но ситуацию вполне решаема. Выполняйте эти простые правила, и вы получите результат уже в течение ближайших месяцев.

Воспитание и обучение детей с диагнозом ММД

Учитель - логопед

Якименко И.Ю.

ММД расшифровывается как минимальная мозговая дисфункция . Данная патология широко распространена но недостаточно изучена, особенно в реабилитационном аспекте. Нередко ММД, а также патология шейного отдела позвоночника затрудняют обучение детей, вызывают социальную, прежде всего школьную дезадаптацию, приводят к формированию патологических черт характера и девиантного поведения. Количество детей с названными диагнозами постоянно увеличивается, что делает проблему их успешной социальной адаптации чрезвычайно актуальной.

Обычно о детях с ММД можно услышать от родителей такие высказывания:

Господи, и в кого он такой уродился? Мы с отцом вроде бы нормальные люди, в семье всё благополучно. Старший учится самостоятельно, все им довольны, а с младшим мы уже замучились. Хоть бы кто-нибудь о нём что-то хорошее сказал! Одни замечания да выговоры. А с него как с гуся вода, как будто и не слышит, что ему говорят. А дневник? Сплошные замечания!

Причины возникновения ММД.

Ведущая роль в формировании ММД принадлежит патологии беременности и родов (85%). Негативное воздействие на развитие ребёнка оказывают: неблагоприятная экологическая ситуация, химическое и радиационное загрязнение. Всё больше становится физически ослабленных, часто болеющих матерей. Приём лекарств во время беременности, употребление алкоголя, токсических и наркотических веществ до беременности и во время неё, пищевые отравления, инфекции, травмы, обострения хронических заболеваний, токсикозы и пр. – всё это приводит к осложнениям в состоянии здоровья ребёнка, нарушению обменных процессов, недостатку в снабжении плода кислородом.

Нередки осложнения в протекании родов. Это могут быть преждевременные, затяжные или стремительные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом при кесаревом сечении, неправильное предлежание плода, асфиксия (кислородное голодание, связанное с обвитием пуповиной), внутреннее мозговое кровоизлияние, смещение шейных позвонков. В результате вышеперечисленных факторов нарушается отток венозной крови и повышается внутричерепное давление. Мозг не получает достаточное количество кислорода. Это затрудняет его развитие и функционирование.

Нарушения в работе головного мозга происходят и в результате ряда заболеваний, перенесенных в ранние годы жизни.

Наиболее высокие темпы роста и развития мозга у человека наблюдаются во второй половине беременности и продолжаются до 20-й недели после рождения, а пик этих процессов совпадает с физиологическими сроками родов. В этот период формируются специфические человеческие черты структурной организации мозга и особенно велика интенсивность структур центральной нервной системы (ЦНС). В это время незрелый организм особенно чувствителен вредным воздействиям и не обладает достаточными ресурсами, чтобы сопротивляться им.

При ММД отмечается общее замедление темпов роста мозга. ЭЭГ имеет характерные признаки инфантилизма, свидетельствующие о задержке электрической активности мозга. Отмечается также дисбаланс в созревании отдельных подструктур мозга, который осложняет процесс формирования связей между ними и установление координации в их деятельности. Наблюдается сдвиг баланса между процессами возбуждения и торможения. Регуляция же этих процессов с помощью разрегулированного мозга осложнена, работоспособность низкая.

Лёгкие отклонения трудно диагностировать, они малозаметны в дошкольном возрасте, и потому ни родители, ни специалисты не уделяют детям, имеющим такие нарушения должного внимания. Врачи-невропатологи снимают с учёта детей с лёгкими функциональными отклонениями в год или в 3 года и, как правило, больше не лечат. Но нарушения в работе мозга не исчезают. Эти нарушения приобретают новые формы от анатомо-физиологических до психологических и поведенческих отклонений.

Внесемейные и особенно внутрисемейные влияния могут усилить или нивелировать отдалённые последствия существующих отклонений в работе ЦНС.

Типичные нарушения у детей с ММД.

Дети с различными проявлениями патологиями ЦНС имеют определённые особенности в развитии, носящие типологический характер. Эти особенности наиболее ярко проявляются с началом интенсивной интеллектуальной деятельности в младшем школьном возрасте.

1.Зрительно-моторная координация.

Нарушена зрительно-моторная координация. Наблюдаются нистагм, приводящий к частым запинкам при чтении или при копировании цифр и букв, и тремор (лёгкие толчкообразные движения в вытянутых руках). Часто ребёнок с трудом сохраняет равновесие, стоя на одной ноге, не может ровно пройти по одной линии, спотыкается при беге и прыжках.

2.Нарушения сна.

С раннего возраста ребёнка с ММД трудно уложить спать. Но если его не уложить вовремя, он еще более перевозбуждается. Некоторые дети подолгу не могут заснуть, спят беспокойно. Другие засыпают моментально, но ночью их невозможно разбудить даже в случае необходимости. Они часто страдают энурезом.

3.Неспособность к сосредоточению.

Детям с ММД плохо удаётся концентрировать внимание. Они могут бросить начатое или выполнить его частично, не вникая в суть. Это приводит к ошибкам, неудачным ответам. Дети легко и много обещают, не выполняя и трети обещанного; не критичны к себе. Замечания окружающих не воспринимают, так как срабатывают механизмы психологической защиты, из которых предпочитаемыми являются вытеснение или отрицание. Даже если удастся добиться от ребёнка осознания своей ошибки, оно бывает кратковременным, и уже через пять минут он готов заново её повторить.

4.Трудности переключения.

Если работа не вызывает интереса, ребёнок с ММД не может на ней сосредоточиться. Но от того, что ему интересно (игра, работа с конструктором, компьютером), его трудно оторвать. В результате родители ошибочно думают, что он сможет также настойчиво заниматься любым делом, и теряют время, необходимое для лечения. Эмоционально-волевая незрелость, неразвитость навыков самоорганизации ребёнка обрекают ожидания родителей на бесперспективность. Сам ребёнок справиться с проблемной учебной ситуацией не может.

5.Нарушения восприятия.

Нарушения в области зрительного и слухового анализатора приводят к тому, что ребёнок с ММД часто не может правильно понять и использовать информацию, полученную от окружающих. У таких детей часто встречаются забавные нелепицы в речи, искажения различных слов и фраз, надолго запоминающиеся родителям курьёзы. Но когда начинается учёба, становится не до смеха, так как из-за наличия дефектов в восприятии ребёнок может плохо различать признаки сходства и различия, углы и формы, размеры в рисунках, звуки и буквы в словах (в речи и на письме). Ему становится сложно вычленить необходимую фигуру из фона, увидеть, как из отдельных частей сложить целую фигуру. Дети могут часто ошибаться при определении таких понятий, как «верх-низ», «лево-право», «вперёд- назад», «больше-меньше» и т.п., а также иметь нарушения в восприятии собственного тела. В частности, с закрытыми глазами ребёнок не всегда может назвать тот палец, до которого дотронулся взрослый.

6.Дезорганизованность.

Для детей с ММД характерна неразвитость умения организовывать и планировать свою деятельность. Они не чувствуют времени и не умеют правильно распределять его. Наблюдения показывают, что дети данной группы являются метеозависимыми и более чутко реагируют на изменения погоды: резко падает работоспособность, не могут усвоить даже простых вещей и не реагируют ни на какие попытки расшевелить их и вызвать интерес к работе, или же наоборот, становятся неуправляемыми. А взрослым кажется, что ребёнок «встал не с той ноги».

В связи с вышесказанным особое значение приобретает активная позиция родителей и педагогов в воспитании ребёнка с ММД. Однако большинство родителей и педагогов занимают противоположную позицию – бездействие.

Причины такого положения .

1. Недостаточная осведомлённость о наличии физиологического дефекта и о его характерных последствиях. Особенности поведенческих проявлений либо не замечают, либо объясняют следующим:

Это особенности возраста, «станет старше – изменится», «перерастёт»;

Это особенности характера, наследственность («отец таким же непоседой был»);

Это недостатки воспитания.

2. Относительно вольная жизнь в дошкольный период, преобладание игровой деятельности, не требующей интенсивной умственной нагрузки. Помощь детям при выполнении заданий путём многократного повторения, подсказок и уступок. Невнимание со стороны врачей.

3 .Механизмы психологической защиты родителей.

Неверие в поставленный диагноз. Выбор из нескольких мнений того, что созвучно их намерению ничего не предпринимать для лечения ребёнка.

Обращение за советом к некомпетентным людям (соседям, родственникам и т.д.).

Сравнение с другими детьми, кто заведомо слабее в каком-либо отношении, например в общем развитии. Уверенность в том, что у их ребёнка всё отлично.

Игнорирование проявившихся негативных качеств в поведении.

Амбиции или лень. Срабатывает стереотип: лечиться у невропатолога или психиатра стыдно. Убежденность некоторых, что лечение приносит больше вреда, чем пользы. Кроме того, лечение требует от родителей значительных временных затрат, труда, терпения.

Итак , при приёме в первый класс детей с диагнозом ММД у них можно ожидать следующие отклонения :

Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность (при этом физическое утомление может полностью отсутствовать);

Резко сниженные возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности;

Выраженные нарушения в деятельности ребёнка (в том числе, умственные) при эмоциональной активации;

Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудность концентрации, слабое распределение, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности;

Снижение объёма оперативной памяти, внимания, мышления (ребёнок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объёмом информации);

Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную;

Двигательную гиперактивность, наиболее часто встречающуюся у мальчиков;

Инфантильность, склонность к зависимым формам поведения, подверженность чужому влиянию, отсутствие интересов и устремлений, безответственность.

Типичные трудности ребёнка с ММД в школе.

Для гиперактивного типа ребёнка с ММД максимальная продолжительность работоспособности на уроке – 15 минут. Затем он уже не в состоянии контролировать свою умственную активность. Его мозг нуждается в отдыхе (3 – 7 минут), во время которого накапливается энергия для следующего периода работоспособности. Отключаясь каждые 5–15 минут, ребёнок не может произвольно управлять интеллектуальной активностью, упускает ту информацию, которая сообщалась в периоды «отдыха». Эти пропуски, суммируясь за все периоды «отдыха» во время урока, приводят к тому, что он усваивает материал не полностью или со значительными искажениями, иногда и вовсе теряя суть изложенного, а в отдельных случаях усвоенная ребёнком информация приобретает неузнаваемый вид. В дальнейшем ребенок пользуется ошибочными сведениями, что приводит к сложностям в усвоении последующего материала. У ребёнка образуются существенные пробелы в знаниях.

Внимание детей с ММД неустойчиво, крайне высока отвлекаемость на любые движения, звуки, поэтому проверочные и контрольные работы он лучше выполняет, если учитель проводит их один на один с ребёнком (полная тишина, время, не ограниченное для выполнения задания).

Учебная мотивация у таких детей выражена слабо, поэтому они чаще всего подстраиваются под тех детей, которые настроены на игру. Умение строить бесконфликтные отношения со сверстниками, контролировать своё поведение, снижено, отсюда сложности в самоуправлении, проявляющиеся в несдержанности, резкости по отношению к одноклассникам. Ученики отказываются от совместной работы с ним.

Для гипоактивного типа характерно другое поведение. Они часто не мешают на уроке, при этом не работают и сами, часто «отсутствуя» на уроках. Разговаривая с таким ребёнком даже один на один, учитель не может быть уверен в том, что ученик видит и слышит его.

В силу перечисленных выше обстоятельств ребенок с ММД часто приходит из школы с «пустой» головой: учебный материал усвоен непрочно, состоит из обрывочных или искажённых сведений, многое не понято. Часто эти дети остаются без домашнего задания, т.к. или вообще не слышат, когда и что задают, или слышат, но надеясь на свою память, не записывают его или записывают на бумажке, которую обычно теряют. В результате родители удивляются: «Надо же, а нам этого не задавали». Не всегда правильно родители оценивают такую ситуацию, что приводит к обиде на школу: «Плохо учат, плохо объясняют материал». «Не могут проследить, чтобы ребёнок записал задание». Если особенности ребёнка не позволяют ему в полном объёме усваивать учебный материал на уроках, родители должны помочь ему «догнать» упущенное дома. В этом случае в неравных условиях оказываются дети, проживающие в интернате. На самоподготовке воспитатель не имеет права подменять учителя и объяснять ребёнку неусвоенный на уроке материал. Воспитатель проверяет выученные правила, текст, оформление записей в самостоятельно выполненном учеником задании. В таких условиях ребёнок с ММД отстаёт ещё больше.

По мнению исследователей, если у ребёнка не сложился зрительно-звуковой образ слова в процессе обучения чтению, то при письме он будет переписывать слова по буквам, а характерными ошибками будут недописывание различных элементов и букв. Это связано с тем, что в голове ребёнка нет тех комплексных образов, которые позволяют совершить переход от смысла звучащих слов к их графическому изображению. При этом ребёнку часто ставят диагноз «дисграфия», хотя он не связан с логопедическими нарушениями и не поддаётся коррекции у логопеда.

Для преодоления трудностей ребёнка с ММД в школе педагогу желательно обращать внимание на следующее.

1.Обучение чтению должно опережать обучение письму.

2.При обучении чтению ребёнок должен воспринимать целое слово в графическом изображении: словосочетания многократно показываются и одновременно прописываются. Оперирование и осмысление абстракций (слог, фонема, звук, буква) не всегда доступны ребёнку в первом классе, т.к. требуют развитого абстрактного мышления. Озвучивание бессмысленных для него слогов – непонятное и утомительное для ребёнка с ММД занятие.

3.Использование коротких, чётко построенных фраз. Надо быть умеренными в использовании яркой эмоциональной информации, красочных наглядных примеров, т.к. в памяти детей с ММД может остаться лишь эта дополнительная, несущественная информация.

4. Дети с ММД часто с трудом усваивают инструкцию учителя в полном объёме или только внешнюю сторону требования, не улавливая сути.

Изложение нового материала, выполнение любого задания строить по чёткому алгоритму. Мелкие шаги позволяют ребёнку легче фиксировать промежуточные результаты работы, помогают ему быстрее находить в своей памяти нужные сведения. С целью прочного закрепления материала необходима организация многократного повторения на уроке, помощь ребёнку в осмыслении учебного материала, выделении основных мыслей, установлении причинно-следственных связей между явлениями, фактами. У детей с ММД в первую очередь страдают точность выполнения работы, скорость переключения внимания с одного вида деятельности на другой, объём внимания. В связи с этим учителю необходимо помогать ребёнку, а также подбирать доступный ему объём учебного материала. В то же время не следует нагружать детей изучением и отработкой специальных приёмов тренировки памяти и внимания, т.к. есть примеры отрицательного опыта в этом направлении

5. Использование наглядных пособий: рисунков, схем, таблиц с целью облегчения усвоения учебного материала

6.Оценивая ребёнка, по возможности не снижать оценки за негрубые ошибки, исправления, помарки, оформительскую небрежность. Важно осознание различия в степени важности умения аккуратно написать и умения правильно выполнить задание по сути.

7.При подборе педагогических технологий и методик желательно развивать мелкую моторику (раскрашивание и пр.); использовать тетради с напечатанными заданиями, в которых ребёнку нужно лишь подчеркнуть, обвести и т.д., что позволяет ему экономно расходовать свои силы.

8.Если во время урока заметите, что ребёнок «отключился», лучше дать ему некоторое время на отдых и не вызывать его в этот момент.

На переменах ребёнок с ММД часто бывают чрезвычайно подвижен, хотя перед этим лежал на парте во время урока. Такое поведение часто вызывает недоумение учителя: «Учиться нет сил, а как бегать, так пожалуйста». Не следует путать умственное и физическое утомление.

Таким образом, мы видим, что при ММД наблюдается задержка в темпах развития отдельных функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как поведение, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД могут находиться на уровне нормы, но при этом испытывать значительные трудности в школьном обучении. Именно поэтому необходимо отслеживание развития ребёнка на школьном консилиуме, чтобы способствовать обучению его по оптимальной программе. Важно также как можно раньше начать и с должной периодичностью оказывать ребёнку медицинскую помощь, без которой все усилия школы и родителей окажутся просто бесполезными.

Литература .

1.Башмакова С.Б. Дети, страдающие ММД: проблемы школьной неуспеваемости и дезадаптации//ктуальные вопросы психолого-педагогической и социальной помощи детям с проблемами в развитии. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2002

2.Башмакова С.Б. Организация коррекционной работы в процессе обучения младших школьников с минимальными нарушениями психического развития: методические рекомендации. – Киров: ВГГУ, 2004.

3.Башмакова С.Б. Особенности учебно-познавательной деятельности детей с ММД // Дети с проблемами в развитии, 2005, №2.

4.Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – 2-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2001. – 144 с. (Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Вып.7).

5.Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опекунам. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. – 56 с. -(Коррекционная школа).

6.Сергеенко Н.И. Общение с природой как средство коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями развития. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007, №1.

7.Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. (Библиотека практического психолога)

Загадочная аббревиатура чаще всего появляется в амбулаторной карточке ребенка во время весеннего осмотра перед школой. Этим знаком неврологического отличия доктора удостаивают каждого пятого из будущих первоклассников. Диагноз может быть записан по-разному: "ММД" или "МЦД" - "минимальная мозговая (церебральная) дисфункция". Не думайте, что специалисты обнаружили нечто "ужасное": к совершеннолетию расстройство сойдет на нет, но прежде успеет доставить немало неприятностей самому ребенку и хлопот родителям и учителям. Можно ли их избежать? Разумеется!

Родом из детства

Именно "мелочи", приключившиеся во время беременности (от состояния тошноты и других проявлений токсикоза, легкого насморка или "пустяковой" аллергии до сильной обиды, давно уже изгладившейся из маминой памяти), не проходят даром для ребенка. Отклонения от идеального сценария родов, родовая травма, инфекции и другие проблемы со здоровьем, возникшие на первом году жизни, тоже способны воздействовать на чрезвычайно ранимую нервную систему малыша. Ведь она растет и развивается, не по дням, а по часам, и нежелательное вмешательство извне может спустя годы "аукнуться" ослаблением той или иной функции (невропатологи называют это парциальной задержкой развития). Почему не сразу? Требуется время, чтобы ребенок дорос до очередного этапа, на котором проявится давным-давно заложенное нарушение. Бывает, первоклассник уже бойко читает, а в тетради такие каракули - просто беда! Или наоборот - с почерком проблем нет, а слова разбирает по слогам, как маленький. Могут "подкачать" память или устный счет. Из той же серии путаница в пространственных ориентирах "направо - налево", "вверх - вниз", замена на письме звонких и глухих согласных, зеркальное воспроизведение чисел... Вариантов много, и всплывают они, как правило, уже в школе. Но внимательные родители сумеют заподозрить неладное задолго до ученической поры и, взяв в союзники невропатолога, принять меры, которые помогут сгладить наметившуюся диспропорцию в развитии и устранить другие проблемы, сопутствующие ММД.

Вопросы на засыпку

Ответы на них подскажут, имеются ли у ребенка основания "претендовать" на этот диагноз.

Вспомните:

1. Возможно, на первом году малыш вызывал беспокойство у врачей в связи с повышенной возбудимостью, нарушениями мышечного тонуса, гипертензионным синдромом или другими проявлениями так называемой перинатальной энцефалопатии. И если да, не пренебрегали ли вы их рекомендациями, считая, что "само пройдет"?

2. Ваш ребенок засыпает с трудом, обычно просыпается несколько раз за ночь, ворочается и вскрикивает во сне. Скорее всего он рано (до 6 лет) отказался от дневного сна.

3. Шумным и беспокойным, а подчас прямо-таки агрессивным поведением напоминает маленького разбойника, не признает запретов, ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей повышенного внимания и терпения.

4. Часто бывает не в настроении, плачет и капризничает по малейшему поводу, выглядит хмурым как осенний день и отличается рассеянностью.

5. Чувствует и ведет себя неважно при перемене погоды и магнитных бурях.

6. Периодически жалуется на головную боль, носит шапки и панамки большего размера, чем сверстники (окружность головы годовалого ребенка в норме - 46 см, в 2 года - 48 см, в 3-4 года-49 см, в 5 лет-50 см, в 10 лет-51 см, а затем она увеличивается примерно на 1 см в год до "взрослой" величины - 55-58 см).

7. Плохо приживается в детском коллективе, с трудом привыкает к новой обстановке.

8. Кажется неловким и неуклюжим, не вписывается в подвижные игры, требующие слаженности движений.

9. Быстро стаптывает обувь, при ходьбе немного косолапит (ставит ноги носками внутрь), нагружает не всю стопу целиком, а только ее внутренний край и носочки.

10. Заикается или неправильно произносит слова, не так хорошо, как хотелось бы, запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки.

11. Перед засыпанием ритмически покачивает головой или раскачивается туловищем, сосет пальцы, обкусывает ногти, машинально перекатывает в руках мелкие предметы или наматывает прядь волос на палец, гримасничает - словом, замечен во вредных привычках.

Если некоторые из этих проблем (необязательно все сразу!) есть у вашего дошколенка, не откладывайте визит к невропатологу до 6 - 7 лет. Чтобы подготовиться к школе, такому ребенку недостаточно выучить буквы и освоить счет до 10. Главное - укрепить его слабую нервную систему, помочь ей справиться с предстоящей учебной нагрузкой. И чем раньше это сделать, тем лучше.

Не переживайте из-за того, что к ребенку с ранних лет "пристанет" неудобопроизносимый диагноз, который потом потянется за ним по жизни. ММД, как корь или свинка, -болезнь детская и хотя за считанные недели не проходит, но за несколько лет перед школой справиться с ней вполне реально. Если проглядели ее в детсадовском возрасте, еще не все потеряно для начинающего школьника. Просто лечиться и учиться нужно будет одновременно. Когда придет время переводить подросшее дитя в поликлинику для взрослых, врачи обязательно "снимут" диагноз "ММД", констатируя выздоровление. От вас, мама и папа, зависит, чтобы оно не растянулось на долгие школьные годы, а произошло как можно скорее!

То, что доктор прописал

Вы, конечно, считаете, что речь пойдет о микстурах и таблетках? Хотя без лекарств не обойтись, не они сейчас на первом месте. Главное - создать в семье такую обстановку, которая способствовала бы выздоровлению ребенка. А это не всегда просто. Будь то взрывчатый, подвижный как ртуть, все сметающий на своем пути, пропускающий мимо ушей родительское "нельзя!" живчик или вечно всем на свете недовольная плакса с бесконечными капризами - обе крайности способны довести родителей до белого каления. Только вот от окриков и наказаний толку мало. Примите как данность, что у ребенка слабая нервная система. Поверьте: он и рад бы стать паинькой, да с самим собой у него сладу нет. Помогите ему - уберите с глаз долой вещи, которые малышу не полагается брать, чтобы пореже одергивать его. Будьте ровны и доброжелательны, проявляйте выдержку и не обостряйте "пиковые" ситуации. Если отношения накалились, отвлеките ребенка, переключив его внимание на увлекательную книгу или игру, подготовку к долгожданной поездке за город, походу в зоопарк. Примерно в трети конфликтов уступайте и только иногда запрещайте. Все без исключения домашние должны неукоснительно придерживаться единой стратегии воспитания, чтобы детскую психику не "штормило" от педагогических разногласий взрослых.

    Ребенку надо ложиться спать, вставать по утрам, есть, ходить на прогулку в одни и те же раз и навсегда определенные часы. Привычные действия служат своеобразными сигналами точного времени, синхронизирующими работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы.

    Сделайте все возможное, чтобы наладить дневной сон - ослабленной нервной системе необходим послеобеденный отдых.

    Заранее предупреждайте ребенка обо всех переменах: посещении врача, поездках, если планируете пригласить няню, отлучиться по делам, переставить мебель в детской, избавиться от лишних игрушек... Это даст ему время подготовиться к предстоящему событию и исключит ненужные конфликты.

    Приглашая гостей, постарайтесь, чтобы привычный детский распорядок не нарушался, а контакт с пришедшими был минимальным.

    Возьмите под контроль общение со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Водить дружбу с расторможенными детьми противопоказано. Они будут "заводить" друг друга и от такого контакта больше потеряют, чем приобретут. Пусть товарищ по играм будет спокойным, неагрессивным, лучше на 1-2 года постарше.

    Никогда не выясняйте отношений в присутствии ребенка - ссоры взрослых до крайности истощают детскую психику.

    Очень важно, чтобы в воспитании активно участвовал папа. Маме, задерганной капризами маленькой Несмеяны или выкрутасами юного Соловья-разбойника, единолично исполнять эту обязанность не под силу: ей требуется хотя бы пару часов отдохнуть: побыть одной, расслабиться, отвлечься.

    Наложите запрет на телевизор и компьютерные игры: мелькание кадров (даже когда сериал смотрят взрослые, а ребенок занимается своими делами в той же комнате) может при минимальной мозговой дисфункции спровоцировать судорожный приступ.

    До полного выздоровления не берите малыша в загрантуры и не загорайте с ним на солнцепеке: лучший отдых для него - на даче в кружевной тени родных рябин да берез.

    Организуйте детский досуг с пользой для здоровья, выделив время для занятий физкультурой, плаванием и подвижных игр на свежем воздухе, улучшающих координацию и точность движений.

    Пусть побольше рисует, вырезает, лепит, складывает картинки из мозаики и паззлов, занимается конструированием - это поможет разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память и пространственную ориентировку.

    Почаще читайте малышу стихи и слушайте вместе с ним спокойную музыку, научите песням - детским, русским народным, на ночь обязательно пойте колыбельную. Ученые установили, что заложенный в них размеренный ритм гармонизирует и оздоравливает нервную систему. По этой же причине полезны занятия бальными танцами и художественной гимнастикой.

    Если есть возможность, не отдавайте ребенка в детский сад, а в школу определяйте не раньше 7 лет. Да не в гимназию с двумя иностранными языками с первого класса и экзаменами в конце учебного года - вы же выучить его хотите, а не до нервного срыва довести!

К весеннему равноденствию

Для детей, страдающих ММД, весна - не лучшее время года. Когда организм перестраивается на работу в новом температурном и световом режиме, ослабленная нервная система, отвечающая за адаптацию к переменам, испытывает двойное напряжение. В такие моменты ребенку труднее контролировать поведение и эмоции, он быстрее утомляется, жалуется на головную боль, приносит из школы плохие отметки. Особенно тревожно, если сезонное ухудшение совпало с экзаменами или периодами быстрого роста - так называемого физиологического вытяжения (первый - в 5-6, второй -в 12-14 лет), предъявляющими повышенные требования к детскому организму. Посоветуйтесь с невропатологом о том, как избежать сезонных срывов. Возможно, врач порекомендует 2 раза в год в течение месяца принимать:

    успокаивающие средства - настой корня валерианы, травы пустырника, зверобоя, новопассит, гомеопатические "Шалун" или"Успокой";

    мочегонные лекарства (диакарб, фуросемид, верошпирон) или аптечные сборы трав аналогичного действия;

    препараты, стимулирующие обмен веществ в клетках головного мозга (ноотропил, когитум, пантогам, энцефабол, глицин) и улучшающие мозговое кровообращение (кавинтон, винпоцетин, стугерон);

    витаминные комплексы и адаптогены (экстракты элеутерококка, левзеи, лимонника, родиолы розовой, эвкоммии вязолистной).

Какие лекарства из этого списка и в какой дозе нужны маленькому пациенту, решит специалист. Но вот курс так называемой гидротерапии можете провести сами. И ребенку понравится принимать лечебные ванны через день в течение месяца. Условия такие: температура воды - 36-37", первая процедура - не дольше 3-5 минут, затем постепенно увеличивается до 10-15 минут. Во избежание несчастного случая не оставляйте малыша одного в ванне - посидите рядышком и заодно проследите, чтобы не погружался в воду по самые плечи: верхняя часть грудной клетки и область сердца должны оставаться над поверхностью.

    Общая теплая ванна (температура 37-38") поможет успокоить непоседу и усмирит юного "агрессора". Эффект будет сильнее, если добавите в ванну успокаивающий настой из мяты, пустырника, зверобоя или корня валерианы, заваренный из расчета столовая ложка сырья на 1 л воды.

    Хвойная снимет напряжение, окажет расслабляющее действие на нервную систему возбудимого ребенка (полоска стандартного брикета или чайная ложка натурального жидкого хвойного экстракта на 10 л воды).

    Соляная прогонит слабость, сделает вялого и безучастного ребенка более собранным, обострит внимание и память. Готовят ее из расчета 2 столовые ложки поваренной или морской соли на 10 л воды.

После процедуры ополосните ребенка водой на 1° прохладнее, чем в ванне, слегка "промокните" махровым полотенцем, не растирая, наденьте пижаму и уложите в постель. Сладкий сон, приятное пробуждение и прилив сил утром ему гарантированы!

error: