Положение об оценивании и аттестации обучающихся на занятиях физической культуры.

Главная задача уроков физической культуры в формате ФГОС – не поставить ученику отметку за его физическую форму, а пробудить интерес к спорту, мотивировать к формированию качеств, умений и развитию физических и морально-волевых качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №136

Калининского района

Санкт-Петербурга

Тема:
«Критерии оценивания учащихся на уроках физической культуры в системе ФГОС»

Подготовила

педагог физической культуры

Воробьёва О.В.

г. Санкт-Петербург

2015 год

Критерии оценивания учащихся на уроках физической культуры в системе ФГОС

1.Введение. Актуальность работы……………………………………………….3

2. Основная часть………………………………………………………………….5

2.1. Ознакомление с понятиями………………………………….…………5

2.2. Критерии оценивания в новом формате…………………….…………7

2.3. Анкетирование учащихся по теме «Твое отношение к спорту». Результаты анкетирования………………………………………………...11

3. Заключение. Выводы и предложения………………………………………..14

4.Использованные ресурсы……………………………………………………...14

1.Введение. Актуальность работы.

« Люди, от природы немощные телесно, благодаря упражнениям становятся крепче силачей. »
Сократ

Актуальность работы. Б ольшинство школьников не имеют устойчивого интереса к занятиям физической культурой и не осуществляют систематический контроль уровня своего физического развития. Именно это является одной из основных причин ухудшения здоровья учащихся. В новом стандарте урок физической культуры занимает правильное место. Три часа физкультуры в современном мире – необходимость, так как к моменту получения аттестата полностью здоровыми остаются лишь 10% выпускников. Главной причиной проблем, уверены специалисты, является дефицит движения, а урок физкультуры – это развитие двигательной активности обучающихся средствами видов спорта. Главное, чтобы ребенок овладел основами технических действий, приемов и физических упражнений из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности. За учителем остается право выбрать свой план урока с опорой на мнение учащихся.

В корне меняется подход к уроку, появляется такое понятие, как «домашнее задание». Если ученик не будет дома выполнять заданные упражнения, то не сможет справиться с очередной задачей на уроке. Естественно, учитываются особенности и способности каждого ребенка.

Цель работы: формирование разносторонне развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и сохранения своего здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Поставленные задачи:

  1. Разработать и провести апробацию современных образовательных технологий;
  2. Создать и провести апробацию образовательной программы, ориентированной на качественно новые результаты в соответствии с требованиями ФГОС;
  3. Сформировать целостную и открытую образовательную среду, стимулирующую рост и развитие всех участников образовательного процесса;
  4. Объяснить учащимся основные задачи в области физической культуры;

2.Основная часть.

Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании», статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам. В первоначальной редакции закона стандарт общего образования принимался Верховным советом РФ, но в связи с принятием Конституции 1993 года это положение было отменено, и функции по принятию образовательных стандартов были переданы органам исполнительной власти в определенном Правительством РФ порядке. Верховный совет РФ за период, когда у него было право утверждения образовательного стандарта, его так и не утвердил.

2.1. Ознакомление с понятиями.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Структура ФГОС:
Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ включает 3 вида требований:

  • требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. Предыдущее, второе, поколение ФГОС было разработано в 2005 году.

Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Каждый из компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственную целевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объем личностных ценностей. Поэтому спорт в деятельностной сфере физической культуры выделяют особо, используя словосочетания «физическая культура и спорт», «физкультура и спорт».

Задачи в области физической культуры:

  • укрепление здоровья, развития основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;
  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Физкультура в школе - учебный предмет в средней общеобразовательной школе. Предназначен для физического развития детей, а также юношей и девушек во время прохождения обучения. При наличии медицинских противопоказаний, ученик может быть освобождён от предмета, или принимать в нём ограниченное участие. Место проведения уроков физкультуры и их программа зависит от возможностей школы и времени года.

По госстандарту физкультура должна проходить в специализированных классах, допущенных к проведению урока (спортзалы, например). В неделю на общеобразовательную школу по стандарту выделено 3 учебных часа на класс. В школах «ЗДОРОВЬЯ» - до 6 часов, но к ним добавляется ЛФК (лечебная физическая культура).

2.2. Критерии оценивания в новом формате

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся в нашей школе, в зависимости от состояния здоровья делятся на 3 группы (основную, подготовительную, специальную). Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объёмом и структурой физических нагрузок, а также требованиями к уровню усвоения учебного материала.

Уроки физической культуры посещают все обучающиеся, имея с собой спортивную форму в соответствии с погодными условиями.

При пропуске уроков физической культуры обучающийся должен предоставить справку, заверенную врачом.

Все обучающиеся, освобождённые от физических нагрузок, присутствую на уроке под присмотром учителя физической культуры.

Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень физических или иных занятий с данными учащимися на предстоящий урок (возможно также теоретическое изучение материала, оказание посильной помощи в судействе или организации урока).

Критерии оценивания учащихся на уроках физической культуры:

На «2» (неудовлетворительно) в зависимости от следующих условий:

  • Учащиеся не имеют спортивную форму, соответствующую погодным условиям и видам спортивных занятий или урока, не выполняет требования техники безопасности;
  • Учащийся, не имеющий выраженных отклонений в состоянии здоровья, при этом не имеющий стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями, нет положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены учителем;
  • Учащийся не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений в развитии морально-волевых или физических качеств;
  • Учащийся не выполняет теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

На «3» (удовлетворительно) в зависимости от следующих условий:

  • Учащийся выполняет все требования по технике безопасности и правила повеления в спортивном зале и на стадионе, соблюдает гигиенические требования;
  • Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях, которые могут быть замечены учителем;
  • Учащийся продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений в развитии физических и морально-волевых качеств в течение четверти, полугодия;
  • Учащийся частично выполняет все теоретические задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, необходимыми теоретическими и практическими в области физической культуры.

На «4» (хорошо) в зависимости от следующих условий:

  • Учащийся имеет спортивную форму, выполняет требования техники безопасности, соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении физических упражнений;
  • Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях, которые замечены учителем;
  • Учащийся постоянно демонстрирует существенные сдвиги в формировании качеств, умений и в развитии физических и морально-волевых качеств в течение четверти, полугодия, года, успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре для своего возраста;
  • Учащийся выполняет все теоретические и другие задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, оказания посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

На «5» (отлично) в зависимости от следующих условий:

  • Учащийся имеет спортивную форму, выполняет все требования по технике безопасности, соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении физических упражнений;
  • Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем;
  • Учащийся постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти, полугодия;
  • Учащийся успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для своего возраста;
  • Учащийся выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, оказания посильной помощи в судействе школьных соревнований или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми навыками и теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

2.3. Анкетирование учащихся по теме «Твое отношение к спорту». Результаты анкетирования

Школьный период есть тот единственный период в жизни, когда развивается и формируется человек.
П.Ф.Лесгафт

В сентябре было проведено анкетирование среди учащихся 2-11 классов по теме «Твое отношение к спорту», целью которого являлось привлечение внимания учащихся к определению своего отношения к спорту и желанию заниматься спортом. Для обобщения и систематизации данных, полученных в результате анкетирования, полученные данные были обработаны и наглядно представлены в виде диаграмм.

Анкета

  1. Занимаешься ли ты спортом вне уроков физической культуры?
  2. Какие причины побудили тебя заниматься спортом?
  3. Почему не хочешь заниматься спортом?

Результаты анкетирования: в анкетировании участвовали 356 учащихся 2-11 классов.

На первый вопрос анкеты «Занимаешься ли ты спортом вне уроков физической культуры» ответили:
138 учащихся – «хожу в секцию»;
57 учащихся – «занимаюсь постоянно самостоятельно»;
56 учащихся – «занимаюсь не постоянно с друзьями за компанию»;
59 учащихся – «не занимаюсь, но хотел бы заниматься»;
46 учащихся – «не занимаюсь и не хочу».

1.Занимаешься ли ты спортом вне уроков физической культуры?

Всего опрошено

Хожу в

секцию

Занимаюсь постоянно

Не постоянно,

С друзьями

Не занимаюсь, но хотел бы

Не занимаюсь и не хочу

На второй вопрос анкеты «Какие причины побудил тебя заниматься спортом?» ответили:

185 учащихся – «хочу иметь хорошую физическую подготовку, хочу быть здоровым»;

50 учащихся – «это престижно»;

93 учащихся – «нравится, хочу заняться профессионально»;

38 учащихся – «друзья занимаются, и я стал заниматься»;

24 учащихся – «родители настояли»;

33 учащихся – «другие причины».

2. Какие причины побудили тебя заниматься спортом?

Хочу иметь хорошую физ. подготовку, быть здоровым

Это престижно

Нравится, хочу заниматься профессионально

Другие занимаются и я стал

Родители настояли

Другие причины

На третий вопрос «Почему не хочешь заниматься спортом?» ответили:
16 учащихся – «часто болею»;
34 учащихся – «лень»;

3. Заключение. Выводы и предложения.

После полугода занятий по новым стандартам обучения ФГОС у учеников возросла мотивация на уроках физической культуры, возросли интерес к спорту и стремление улучшить свои физические показатели.

Таким образом, главная задача уроков физической культуры в формате ФГОС – не поставить ученику отметку за его физическую форму, а пробудить интерес к спорту, мотивировать к формированию качеств, умений и развитию физических и морально-волевых качеств.

В связи с этим необходимо изменить подход к оценке учащихся на уроке и конструированию самого урока.
Необходимо также понимать, что мотивация нужна не только тем учащимся, у которых слабо развиты физические качества, но и тем, которые уже занимаются спортом самостоятельно, ведь без постоянного стимула любой человек может потерять интерес к чему-либо и задача учителя – не допустить этого.


Смысл контролирующей функции оценки состоит в объективном выявлении уровня знаний, умений в двигательной подготовленности обучающихся. Обучающее значение оценки выражается в том, что она даёт возможность выявить те или иные достижения и недочёты в овладении программным материалом, понять причины успехов или неудач.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №55

Критерии оценки успеваемости по предмету

«Физическая культура» в школе.

Учитель физической культуры

Саврасова Любовь Викторовна

Воронеж 2015 г.

Вопрос оценки успеваемости по предмету «Физическая культура» - один из актуальных в жизни общеобразовательной школы. Многие педагоги пытаются значительно шире подходить к оценке учебной работы своих подопечных. Оценке подвергается всё разнообразие умений, получаемых обучающимися на уроке. Больше внимания отводится индивидуальным сдвигам занимающимся в овладении умениями и навыками.

Оценка (отметка) является одной из важных форм воздействия на ученика. Она призвана выполнять три основные функции: контролирующую, обучающую и воспитывающую. Такое разделение функций оценки условно. Ибо нельзя представить себе обучение и воспитание без контроля, как и контроль вне учебно- воспитательного процесса.

Смысл контролирующей функции оценки состоит в объективном выявлении уровня знаний, умений в двигательной подготовленности обучающихся.

Обучающее значение оценки выражается в том, что она даёт возможность выявить те или иные достижения и недочёты в овладении программным материалом, понять причины успехов или неудач.

Суть воспитывающей функции оценки заключается в том, что она вызывает к себе определённое отношение. Оценка стимулирует школьников к систематическому труду, дисциплинирует, повышает чувства долга и ответственности.

Однако, чтобы оценка выполняла все свои функции, её необходимо осуществлять систематически, она должна быть объективной, всесторонней,дифференцированной и индивидуальной.

Систематичность оценки требует её периодического осуществления в логической последовательности, от этапа к этапу, от одной темы к другой.

Объективность оценки - это определение учебных успехов школьника вне зависимости от отношения к нему учителя. На оценку успеваемости не должны влиять поведение обучающегося, другие подобные факторы.

Составляюшими всесторонней оценки должны быть объективные показатели уровня освоения всех слагаемых программного материала: знаний, техники двигательных навыков и умений, общей физической подготовленности (в том числе выполнение учебных нормативов), владения способами физкультурно- оздоровительной и спортивной деятельности.

Дифференцированный и индивидуальный характер оценки заключается в том, что, определяя успеваемость обучающегося, педагог учитывает особенности его личности, темперамент, характер, психические и физические способности, состояние здоровья, телосложение. Дифференцированный подход к оценке проявляется и в том, что на разных этапах овладения знаниями и умениями к обучающимся предъявляются неодинаковые требования: на этапе разучивания двигательного навыка они более просты, а по мере становления и закрепления навыка требования повышаются.

Оценка успеваемости по физической культуре не сводится только к выставлению отметки. Оценка успеваемости более широкое понятие, чем бальная отметка. Прежде всего оценка может быть прямая и опосредованная. В первом случае оценка действий обучающегося осуществляется учителем при непосредственном его обращении к ученику. Во втором случае оценку действий обучающегося даёт не педагог, а класс в целом или отдельные ученики (если они имеют уже необходимые для этого знания и представления о технике оценивания). По возможности следует чаще прибегать к опосредованной оценке. Этот приём содействует активизации класса, ведёт к развитию самостоятельности, критичности и глубины мышления школьников, которым предоставляется возможность самим оценить и сравнить достижения товарищей.

Прямая и опосредованная оценка бывает положительной и отрицательной. В любом случае, чтобы оценки оказывали стимулирующий эффект, они обязательно должны быть обоснованными. При положительной оценке учитель объясняет ученику причину своего одобрения его действий, знаний или умений, а при отрицательной мотивированно указывает на недостатки и в обязательном порядке раскрывает перед обучающимися перспективу дальнейшего развития и совершенствования.

При устных не бальных оценках одобрение можно выражать, например, такими фразами, как «Правильно, смелее», «Ты делаешь всё лучше». Этот приём особенно полезен для школьников, не уверенных в своих силах, робких, физически слабых. Давая устные отрицательные оценки, ни в коем случае нельзя употреблять выражения, оскорбляющие обучающихся, фиксирующие их природные недостатки типа: «У тебя нет способностей», «От тебя ничего путного не добьёшься». Напротив, следует подчёркивать: «У тебя хорошие двигательные возможности, а ты их не используешь», «Пока еще не все у тебя получается, но заметен небольшой прогресс».

Критериями оценки по физической культуре, должны выступать и качественные, и количественные показатели.

Качественным показателем успеваемости является степень овладения программным материалом знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Данные составляющие учебной программы - один из основных в оценке успеваемости по физической культуре, но они не учитывают важнейшие стороны физической культуры личности ученика - систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями, ведение здорового образа жизни.

К количественным показателям успеваемости относится уровень физической подготовленности, складывающийся обычно из показателей развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации и их сочетаний(силовой выносливости, скоростно- силовых качеств). Эти показатели определяются результатами выполнения учебных нормативов программы, разработанных на основании измерения уровней (высокий, средний, низкий) развития физических качеств в больших группах обучающихся соответствующего возраста и пола. Количественные показатели должны быть лишь одним из слагаемых общей оценки успеваемости по физической культуре в сочетании с глубоким качественным анализом результатов деятельности, достижений и недостатков конкретного ученика.

В отличие от других общеобразовательных предметов оценка успеваемости в физической культуре требует более полного и глубокого учёта как психических качеств, свойств и состояния личности, так и особенностей телосложения, физического развития, физических способностей и состояния здоровья обучающегося. Учитель физической культуры, оценивая учебный труд школьников, должен принимать во внимание их индивидуальные особенности, значимость которых особенно велика в учебном процессе.

При оценке успеваемости в первую очередь следует учитывать особенности физического развития (длина и масса тела и т. д.) и типы телосложения (астеноидный, дигестивный, торакальный, мышечный). Обучающимся с большой массой и длиной тела легче даются упражнения в метаниях на дальность, многие спортивно игровые. В то же время им значительно сложнее овладеть техникой гимнастических упражнений на снарядах (упоры и висы) и показать высокие результаты в заданиях на выносливость. В отличие от них дети, имеющие небольшую массу и длину тела, успешнее справляются с гимнастическими и акробатическими упражнениями, легче достигают высоких результатов в заданиях циклического характера, требующих проявления выносливости. Дети, у которых относительно высокий рост и незначительная масса тела, сравнительно легко и успешнее других справляются с прыжковыми упражнениями(в высоту, в длину и т. д.). И наоборот, ребята небольшого роста и с солидной мышечной массой эти упражнения даются с большим трудом. Невысокие результаты в заданиях на выносливость у обучающихся дигестивного типа и низкие показатели в силовых упражнениях у астеников не должны являться основанием для значительного снижения оценки успеваемости, особенно на начальных этапах обучения и контроля. В этом случае особенно значим подход к успеваемости не по абсолютным результатам, а по достигнутым приростам за заданное время.

При учёте индивидуальных особенностей школьников необходимо быть максимально тактичным, внимательным, поддерживать достоинство детей, использовать оценку таким образом, чтобы она способствовала их развитию, стимулировала на дальнейшие занятия.

Оценка успеваемости по физической культуре включает в себя предварительный, текущий и итоговый учёт.

Предварительный учёт осуществляют на первых уроках учебного года, в начале изучения отдельных тем или разделов программы. Он позволяет учителю и обучающимся получить объективную картину начального уровня знаний, владения техникой двигательных действий, исходных показателей физической подготовленности, умений осуществлять физкультурно- оздоровительную и спортивную деятельность.

Отметки за результаты предварительного учёта, как правило, не выставляют.

Текущий учёт даёт возможность учителю получить сведения о ходе овладения обучающимися программного материала. Это позволяет оценить правильность выбранной методики обучения, намеченного плана учебной работы и в случае необходимости внести в него соответствующие коррективы. Например, выявив недостатки в технике владения отдельными действиями, учитель дополняет учебный материал соответствующими подготовительными и подводящими упражнениями. В других случаях он усиливает акцент на развитие недостающих физических способностей.

Итоговые оценки выставляют за усвоение темы, раздела, за четверть, за полугодие, учебный год. Они включают в себя текущие оценки, полученные обучающимися, за усвоение всех составляющих успеваемости. Наибольший удельный вес при этом имеют оценки, полученные в конце обучения, за освоение конкретной темы или раздела программы. Нельзя выводить итоговые оценки лишь как средние арифметические текущих оценок. При этом целесообразно разумно повышать оценку за систематичность занятий, за интерес, проявляемый к физической культуре, ведение здорового образа жизни.

В последнее время получили распространение такие формы итогового учёта, как экзамен и зачёт.

Оценивая теоретические знания обучающихся по предмету «Физическая культура», надо учитывать их глубину и полноту, аргументированность, умение использовать полученные знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями. Отметку «5» выставляют за ответ, в котором ученик демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики или своего опыта. Отметкой «4» оценивают ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки. Отметку «3» ученики получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в излагаемом материале, не содержится должной аргументации и умения использовать знания в практике. Отметку «2» ставят за плохое понимание и знание теоретического и методического материала.

Критерии оценки успеваемости по технике владения двигательными действиями таковы: «5» двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и чётко; «4» двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и чётко, наблюдается некоторая скованность движений; «3» двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущены одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряжённому выполнению; «2» двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечётко.

Критерии оценки умений осуществлять физкультурно- оздоровительную деятельность могут быть следующими: «5» обучающийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретного физического качества, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики, может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применять в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его; «4» имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно- оздоровительной деятельности; «3» обучающийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации комплекса упражнений, испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря, удовлетворительно контролирует ход и итоги выполнения задания; «2» обучающийся не владеет умениями осуществлять различные виды физкультурно- оздоровительной деятельности.

Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание два показателя: выполнение нормативов программы по физическому воспитанию на отметки «5», «4», «3» и реальное улучшение подготовленности обучающегося в соответствующих показателях за определённый период времени. При оценке сдвигов в показателях физических качеств учителю необходимо принимать во внимание особенности развития этих качеств, динамику их изменения у детей определённого возраста, исходный уровень у конкретного ученика. При оценке темпов прироста на отметки «5», «4», «3» надо исходить из выше приведённых аргументов, поскольку в каждом конкретном случае предсказание этих темпов осуществить невозможно.

Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы баллов, полученных учеником за все составляющие. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять самостоятельную двигательную, физкультурно- оздоровительную и спортивную деятельность.

Ни в коем случае при оценке успеваемости обучающихся по предмету «Физическая культура» нельзя ставить плохие отметки за слабую посещаемость уроков, за отсутствие спортивной формы, недисциплинированность.

Обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий и нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья. Оценка успеваемости бальная.

Обучающиеся специальной медицинской группы оцениваются по выполнению ими доступных двигательных действий, овладению учебным разделом «Основы знаний», умениями осуществлять физкультурно - оздоровительную деятельность.

Самая главная задача учителя, чтобы все дети полюбили физическую культуру и на основании полученных в школе знаний, умений и навыков избрали свой путь к физическому самосовершенствованию.

Методическая литература:

  1. « Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 класс» (В. И. Лях, А. А Зданович.- М.: Просвещение, 2009 год)
  2. В.И. Лях, А.А. Зданевич «Физическая культура» 10-11 класс - М: Просвещение, 2010 г.
  3. Вебинар 2015г. «Современные подходы к совершенствованию профессиональной деятельности учителя физической культуры»

А.П. Матвеев, профессор, доктор педагогических наук, автор УМК по физкультуре издательства «Просвещение»

  1. Программа образовательного учреждения. Физическое воспитание. Основная школа. Базовый и профильный уровни. 5-11 класс. А. П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2008г.

Проблема школьной отметки только на первый взгляд может показаться формальной и поверхностной по отношению к процессу обучения. На самом деле она выполняет ряд важных и взаимосвязанных задач. Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности, с ее помощью осуществляется связь между преподавателем, учащимся, родителем. Существенны контрольные и корректирующие функции отметки. Несомненен значительный воспитательный потенциал отметки, ее стимулирующе-мотивационная роль. (Такую характеристику школьной отметки дал М.В. Богуславский, д.п.н., профессор, член-корр. РАО, главный научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО).

Понятно, что шкала отметок жестка и формализована. Она должна быть проста в использовании, понятна всем субъектам образовательного процесса.

Главная задача оценки – определить характер личных усилий учащихся, установить глубину и объем индивидуальных знаний; содействовать корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика, сравнивающего себя с неким эталоном школьника, достижениями других учащихся, самим собой некоторое время назад. Оценка всегда направлена на личность ученика, тогда как отметка обращена в социум.

Оценивать в совокупности все виды активности ученика можно поурочным баллом. Понятие «поурочного балла» ввели липецкие педагоги в начале 60-х. Подобный подход, несомненно, играл стимулирующе-мотивационную роль, нивелировал негативные стороны отметки. Однако все же модульно-рейтинговая система и ее многочисленные аналоговые модификации представляли собой систему оценки, а не отметки знаний.

Учитель физической культуры на основании имеющихся у школьного врача данных о состоянии здоровья ребенка решает вопрос об индивидуальном подходе при подборе физических упражнений. Он также принимает во внимание и результаты контроля и замечания родителей. Учитель физической культуры, сопоставляя нормативные и фактические результаты, достигнутые учеником в процессе выполнения заданий дома, может установить, какие физические качества недостаточно развиты у ребенка, и сосредоточить внимание на их совершенствовании. Выставляемые на уроках физической культуры оценки не могут быть конечным результатом. В Законе о физической культуре и спорте Российской Федерации (ст. 14) говорится о выполнении нормативных требований по контрольным тестам, определяемым учебными программами. В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» к выпускникам предъявляются требования: знать, уметь, демонстрировать (без учета роста, веса, телосложения ребенка и т.д.). Для оценивания физической подготовленности используются тестовые методики и нормативные требования к ним, предусмотренные основным программно-нормативным документом – Комплексной программой по физическому воспитанию в общеобразовательной школе: бег 30 м (оценка быстроты); 6-минутный бег (оценка выносливости); прыжок в длину с места (оценка скоростной силы); наклон вперед из положения сидя (оценка гибкости); подтягивание на высокой перекладине (оценка силы у мальчиков), поднимание – опускание туловища из положения лежа на спине в течение 30 сек. (оценивание силы у девочек). В школе для оценки физической подготовленности я применяю различные тесты, которые сейчас рекомендуются: «Школьное многоборье», «Президентские состязания». А для выставления итоговой оценки я ввел дополнительные оценки: посещение уроков физкультуры (ОКЗ – отношение к своему здоровью), контрольные тесты (КТ), активность ученика на всех этапах урока, текущий учет (А), оценивается техника движения и теоретические знания в процессе обучения двигательным действиям (ТИМ – техника изучаемого материала). Получается формула: ОКЗ + КТ + А + ТИМ = ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА.

Сделаем пояснения:

Оценка за ОКЗ ставится на основании учета посещаемости уроков. Если ученик посещал от 91% до 100% уроков – оценка «5»,

70% – 90% уроков – оценка «4»,

50% – 69% уроков – оценка «3».

Уроки, пропущенные по уважительной причине или по болезни, во внимание не берутся.

Оценка по КТ ставится на основании оценочных нормативов с учетом прироста в конце года по отношению к началу.

Прирост у данного ученика составил 0,25 балла = оценка «4», если 0,50 балла = оценка «5».

Оценка на начало года является своеобразным «трамплином» для повышения оценки физической подготовленности. Оценка «2» исключается. Если норматив не выполнен, то ставится оценка «3», от нее идет отсчет прироста до выполнения норматива. При выведении средней оценки ученик может значительно улучшить результаты по одному или двум нормативам, что у него лучше получается, а потом отрабатывать другие. Это зона ближайшего развития для него.

Оценка А ставится за добросовестную работу на уроках. Работа на всех этапах урока: как при изучении нового материала, так и в играх. Принимается во внимание знание теоретических сведений, связанных с выполнением двигательных действий, входящих в данную тему.

Оценка по ТИМ ставится на основании зачетов по изученной теме. В каждом разделе определены темы на зачет.

Таким образом складывается оценка ученика по физической культуре на основании 4-х составляющих:

Причем 1-ая и 4-ая четверти подсчитываются по формуле: ОКЗ + А + КТ + ТИМ (В 4-ой четверти КТ с учетом прироста за год), а во 2-ой и 3-ей на итоговую оценку не влияет КТ, т.е. складываются только ОКЗ + А + ТИМ.

Возможна сдача экзаменов в выпускных классах по выбору учащихся.

Считаю, что такой подход к оценке по физической культуре является более щадящим и объективным по отношению к учащимся с ослабленным здоровьем, имеющим физические отклонения, и преследует следующие цели:

  1. Развитие ответственного отношения к своему здоровью.
  2. Посещение уроков физической культуры.
  3. Преодоление чувства страха, обретение уверенности в сдаче нормативов по физической подготовленности.
  4. Возвращение значимости оценки для ребенка, его заинтересованности;
  5. Вовлечение учащихся в регулярные занятия физической культурой и активные занятия физическими упражнениями.
  6. Решение основной задачи – развивать и совершенствовать физическую культуру личности ученика.
  7. Выпускники достигают соответствующего уровня развития физической культуры.

В качестве внеклассной работы по физкультуре я ввел защиту домашних заданий в форме соревнований, определение лучшего класса по наименьшим пропускам уроков без уважительной причины (подсчитываются пропуски за год всего класса) и этот показатель включаю в общешкольную спартакиаду. Это еще один стимул для учащихся.

Александр ВАГНЕР,
учитель физической культуры
Курагинской СОШ №7

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения С введением Федерального государственного образовательного стандарта (второго поколения) возникли определенные проблемы в системе оценивания. Так, в соответствии с Государственным образовательным стандартом, оценивание производилось по пятибалльной шкале. ФГОС же прописывает 3 уровня усвоения материала учащимися на уроках физической культуры: низкий, средний, высокий.

3 слайд

Описание слайда:

Учитель физической культуры в условиях реализации ФГОС осуществляет оценку качества образовательной деятельности обучающихся как системный процесс, включающий следующие компоненты: Определение объема теоретических знаний в структуре информационной компетентности; Определение объема и качественных характеристик практических действий, видов деятельности, реализующих освоенные знания; Оценка степени направленности личности на физическое совершенство,формирование готовности к коррекционной и развивающей деятельности в различных видах двигательной активности;

4 слайд

Описание слайда:

Обеспечение оценки динамики индивидуальных достижений и обучающихся в процессе освоения учебного предмета; Оценка готовности реализовывать способы физкультурной деятельности, степени освоенности, систематичности; Определение предпочтительных качеств и способностей, например, динамики развития объема и степени сформированности двигательных умений и навыков, динамики показателей физической подготовленности и др., при этом учитываются индивидуальные первичные результаты;

5 слайд

Описание слайда:

Определение требований, позволяющих оценивать освоение обучающимися дополнительных технических элементов, вариативных способов двигательной деятельности, основ техники, избранных видов спорота и т.д.; Оценка сформированности устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.

6 слайд

Описание слайда:

используются следующие формы оценки: безоценочное обучение – 1 класс; пятибалльная система; зачетная система накопительная система оценки дополнительно(. тестирование,рефераты,устные ответы,презентации, дифференцированный зачет ПЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА

7 слайд

Описание слайда:

Методика оценки успеваемости. Уровни Высокий Средний Низкий Низкий Оценка «5» «4» «3» «2» Знания За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя примеры из практики или своего опыта За ответ, если в нем содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике За непонимание и незнание материала программы

8 слайд

Описание слайда:

По технике владение двигательными умениями и навыками Уровни Высокий Средний Низкий Оценка «5» «4» «3» «2» Знания Двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), четко, легко, в надлежащем ритме. Ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив При выполнении двигательного действия ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок. Двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движения Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка, приведших к неуверенному или напряженному выполнению

9 слайд

Описание слайда:

По владению способами и умению осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность Уровни Высокий Средний Низкий Оценка «5» «4» «3» «2» Знания Учащийся умеет: самостоятельно организовать место занятий; подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях; контролировать ход выполнения заданий и оценивать итоги; демонстрировать полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической (двигательной) способности или комплекса упражнений, утренней или гимнастической гимнастики Учащийся: организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; допускает незначительные ошибки в подборе средств; контролирует ход выполнения заданий и оценивает итоги Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов. Ученик испытывает затруднения в организации мест занятий и подборе инвентаря. Удовлетворительно контролирует ход и итоги занятия Учащийся не владеет умениями осуществлять различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности

10 слайд

Описание слайда:

Один раз в четверть замеряется уровень физической подготовленности учащихся по следующим показателям: Физические способности Контрольное упражнение (тест) Скоростные Бег, с Координационные Челночный бег 3×10 м, с Метание мяча на точность, кол-во попаданий Скоростно-силовые Прыжки в длину с места, см Прыжки в длину с разбега, см Прыжки в высоту с разбега,см Многоскоки(8 прыжков), м Метание мяча на дальность, м Прыжки на скакалке за 15 с, кол-во раз Выносливость Бег 6 минут, м Бег,мин.с Бег на лыжах, мин.с Ходьба на лыжах (без учета времени) Гибкость Наклон вперед из положения сидя, см Силовые Подтягивание на высокой перекладине из положения виса (мальчики), кол-во раз Подтягивание на низкой перекладине из положения виса лежа (девочки), кол-во раз Подъем туловища за 60 с, кол-во раз Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз Приседания, кол-во раз

11 слайд

Описание слайда:

ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА Одно из главных достоинств зачетной системы – индивидуальный подход Итоговая отметка выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков,умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность, а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания. 6.Дополнительные баллы можно получить если: ученик, не пропустивший ни одного урока без уважительной причины, ученик, который занимался на всех уроках физической культуры; за каждый урок ученик получает коэффициент прилежания, который выставляется ему в конце каждого урока; за неприлежание – минус 1 балл; пропуск урока без уважительной причины – минус; участие в общешкольном соревновании – плюс баллы; в каждой четверти сдаются нормативы, где за каждый вид можно получить баллы если ребенок посещает спортивные секции Ученики ведут «тетрадь личных достижений», в которой указывается какие нормативы сдавались.

12 слайд

Описание слайда:

«Освобождение от физкультуры» Физическая культура относится,как раз к тем учебным дисцыплинам, которые являются обязательными. Освобождение от урока физкультуры, как от предмета,от учебной дисциплины, таким образом невозможно. Тем не менее,понятие «освобождение от физкультуры» имеет место быть.Что же под ним подразумевается? Полное и окончательное освобождение от физкультуры допускается только лица с ограниченной дееспособностью,которые не могут проходить обучение на общих основаниях,если оформлена справка кэк. Но в разных случаях освобождение учащихся от физкультуры может предполагать разные формы облегчения занятий(отмена некоторых упражнений и переход на теоретические знания) ,а не отказ от этой дисциплины.Все зависит от серьезности диагноза. Для этого дети делятся на 3 группы.

13 слайд

Описание слайда:

3 группы здоровья Основная группа Подготовительная группа Спец/мед группа(А.Б.) Разрешено заниматься с некоторыми послаблениями Разрешено выполнять только узко ограниченный круг упражнений Занятие без ограничений

14 слайд

Описание слайда:

Некоторые ограничения на занятия физ/культуры в зависимости от формы заболевания Заболевания Противопоказания и ограничения Рекомендации 1 2 3 Заболевания сердечнососудистой системы(неактивная фаза ревматизма,функциональные изменения) Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания,напряжение мышц брюшного пресса и ускорения темпа движения. Общеразвивающие упражнения, охватывающие все группы мышц, в исходном положении лежа, сидя, стоя;ходьба,бег дозированный в медленном темпе. Заболевание органов дыхания(хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма) Упр.,вызывающиезадержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса Дыхательные упр. , тренировка полного дыхания и особенно удлиненного выдоха. Заболевание почек Недопустимы упр. С высокой частотой движения,интенсивностью нагрузки искоростно- силовой направленностью, переохлаждение тела Упр. на укрепление мышц передней стенки живота, занятия плаванием. Нарушение нервной системы Упр.вызывающие нервное перенапряжение(упр.в равновесии) ограничивается время игр Дыхательные упр. , водные процедуры, аэробные упр. Заболевания органов зрения Исключаются прыжки с разбега,кувырки, стойка на руках и голове Упр. на пространственную ориентацию, точность движения, динамическое равновесие.

error: