Объединение в малые группы. Жеребьевка (жеребьевные сговорки, конанье) как прием вербального метода физического воспитания дошкольников

Если педагог по своему усмотрению будет фор мировать состав временных команд, то многими учениками это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься некоторыми учениками даже негативно.

____ Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными вариантами жребиев и считалок. На уроках полезно использовать те виды жеребьевок, которыми ученики пользуются во время своих игр во дворе. К ним могут быть добавлены и какие-то другие, сконструированные самим учителем.

____ Когда дети играют у себя во дворе, то они часто используют различные жеребьевки, которые позволяют без споров, «по справедливости » выбрать того, кто будет водить, или определить очередность вступления в игру ее участников (или команд). « Ребят тешит ожидание решения не от разумного расчета, а от случая, от воли судьбы», - справедливо отмечал еще в 1930 г. выдающийся фольклорист Г.С. Виноградов. В разрешении затруднений случаем он усматривал гениальный психотерапевтический прием народной педагогики.

____ Особое значение детским жеребьевкам придает известный фольклорист В.П. Аникин, считая, что народные игры являются для ребенка своеобраз­ной школой. Именно они в условиях игрового пространства заставляют детей в равной степени подчиняться общей воле, являясь главным средством со­циализации ребенка, средством приобщения его к соблюдению этических норм, правил общежития.

____ Метка. На каждого играющего готовят по одинаковой метке : палочке, спичке, травинке. Одну из них делают короче других. Потом все с одной стороны зажимаются в кулак, выравнивая наружные концы. И по очереди тянут жребий . Кто вытянет коротышку, тот и водит.

Спички и палочки можно заменить бумажками (карточками). Тогда на одной ставят крестик и, свернув, перемешивают в шапке (или кармане). Водит тот, кто вытянетотметинку .

____ Мериться на палке. Способ этот удобен, когда выбирать ведущего приходится из немногих кандидатов. Например, среди посыльных от каждой команды (или ряда) или среди капитанов .

____ Берется палка (от метра и более). Один из играющих хватается правой рукой за нижний конец палки. Впритык к нему правыми руками за палку хватается второй, третий и т.д. Когда все участники жеребьевки вцепились в палку, первый переносит свою правую руку вверх, хватаясь выше руки последнего. За ним перехватывают руки все остальные. И так до тех пор, пока чья-то рука не захватит верхний конец палки. Ему и выпадает жребий .

____ Иногда последнему участнику остается столь маленькая верхуш­ка палки, что возникают споры , кому достанется жребий - ему или предыдущему. На этот случай существует игровое правило : последний игрок захватывает частью ладони оставшийся кончик палки и обводит ею вокруг своей головы и плеч. Если это ему удается, то жребий остается за ним. Если нет, то за предыдущим.

По материалам книгиВ.М.Букатова и А.П.Ершовой «Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения» (М., 2000)

Картотека считалок, сговорог, жеребьёвок

Считалки

  • Наша Маша рано встала
    Кукол всех пересчитала:
    Две матрёшки на окошке,
    Две Танюшки на подушке,
    Две Иринки на перинке,
    А Петрушка в колпачке
    на зеленом сундучке.
  • Высоко-превысоко
    Кинул я свой мяч легко.
    Но упал мой мяч с небес,
    Закатился в темный лес.
    Раз-два-три-четыре-пять,
    Я иду его искать.
  • Вышли мыши как-то раз
    Посмотреть который час.
    Раз-два-три-четыре,
    Мыши дернули за гири.
    Тут раздался страшный звон -
    Разбежались мыши вон.
  • Завтра с неба прилетит
    Синий-синий-синий кит,
    Если веришь, стой и жди,
    А не веришь - выходи!
  • На золотом крыльце сидели
    Царь. царевич
    Король, королевич,
    Сапожник, портной,
    Кто ты будешь такой?
    Говори поскорей,
    Не задерживай честный и добрых людей!
  • На золотом крыльце сидели
    Мишки Гамми, Том и Джерри,
    Скрудж Мак-Дак и три утенка,
    Выходи, ты будешь Понка!
    Если Поночка уйдет,
    Скрудж Мак-Дак с ума сойдет!
  • Катилась апельсина
    До города Берлина,
    Уроки не учила
    И двойку получила.
  • Вышел немец из тумана
    Вынул ножик из кармана
    Буду резать, буду бить
    Все равно тебе водить.
  • - Аист-аист, аист - птица,
    Что тебе ночами снится?
    Мне болотные опушки,
    - А еще?
    Еще лягушки.
    Их ловить, не изловить.
    Вот и все, тебе водить!
  • Шел баран по крутым горам,
    Вырвал травку, положил на лавку.
    Кто ее возьмет, тот вон пойдет.
  • Мы собрались поиграть,
    Ну, кому же начинать?
    Раз, два, три,
    Начинаешь ты.
  • Шарага, барага,
    По кусту, по насту,
    По лебе, лебедке,
    Штучка, плетка,
    Соколик, вон.
  • - Заяц, белый,
    Куда бегал?
    - В лес зеленый.
    - Что там делал?
    - Лыки драл.
    - Куда клал?
    - Под колоду.
    - Кто украл?
  • - Родион.
    - Выйди вон!
    Серый зайка вырвал травку.
    Положил ее на лавку.
    Кто травку возьмет,
    Тот и вон пойдет.
  • Родились у нас котятя
    Раз-два-три-четыре-пять,
    Приходите к нам, ребята
    Посмотреть и посчитать.
    Раз котенок - самый белый
    Два котенок - самый смелый
    Три котенок - самый умный
    А четыре - самый шумный
    Пять похож на три и два
    Теже хвост и голова
    Тоже пятнышко на спинке
    Также спит весь день в корзинке.
    Хороши у нас котята
    Раз-два-три-четыре-пять
    Приходите к нам, ребята
    Посмотреть и посчитать!
  • Трынцы, брынцы, бубенцы,
    Раззвонились удальцы,
    Диги, диги, диги, дон,
    Выходи скорее вон!
  • Мы делили апельсин,
    Много нас, а он один.
    Эта долька - для ежа,
    Эта долька - для стрижа,
    Эта долька - для утят,
    Эта долька - для котят,
    Эта долька - для бобра,
    А для волка - кожура.
    Он сердит на нас - беда!!!
    Разбегайтесь кто-куда!
  • Бегал заяц по болоту,
    Он искал себе работу,
    Да работы не нашел,
    Сам заплакал и пошел.
  • В гараже стоят машины -
    Волга, Чайка, Жигули,
    От какой берешь ключи?
  • За морями, за горами,
    За железными столбами,
    На пригорке теремок,
    На дверях висит замок,
    Ты за ключиком иди
    И замочек отопри.
  • Катилося яблоко мимо сада,
    мимо сада, мимо града,
    Кто поднимет, тот и выйдет.
  • Зайчишка - трусишка
    По полю бежал,
    В огород забежал,
    Морковку нашел,
    Капустку нашел,
    Сидит, грызет,
    Иди прочь - хозяин идет!
  • Шышел-мышел,
    Взял, да вышел.
  • Кады, бады, налей воды.
    Корове пить, тебе водить.
  • Лиса по лесу ходила,
    Лиса голосом вопила.
    Лиса лычки драла,
    Лиса лапотки плела -
    Мужу двое, себе трое,
    И детишкам по лаптишкам!
    Кто лаптишки найдет,
    Тот водить пойдет.
  • Раз, два, три, четыре,
  • Жили мышки на квартире.
    К ним повадился сам друг
    Крестовик - большой паук.
    Пять, шесть, семь, восемь,
    Паука мы спросим:
    "Ты, обжора, не ходи!"
    Ну-ка, Машенька, води!
  • Катилось яблоко по блюду,
    Я водить не буду.
  • Собирала белка шишки,
    Для енота и для мышки.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Найду шишку я опять.
    Три еноту и три мышке,
    Остальные кому шишки?
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы выходим поиграть.
    Надо воду выбирать,
    Будем мы тогда считать.
    Топ, топ, топоты,
    Водой точно будешь ты.
  • Ела Маша кашу,
    Кашу не доела.
    "Раз, два, три" - сказала
    И картошку съела.
    Кто три ложки возьмёт,
    Тот и вон пойдет.
  • Аты-баты чума-чум
    Ачерепа атамбум
    Бумафера атарас
    На горе вечерний час.
    Свиньи в бане танцевали
    Все кадушечки сломали.
    Чики-брики ковшик.
  • Черепаха и улитка
    Побежали очень прытко.
    Ты за ними поспевай
    Из считалки вылетай.
  • Семь ворон сидели тихо
    Подлетела к ним слониха
    И как крикнет: "Кар-кар-кар!"
    Ты не веришь, выйди сам.
  • Мы представим, что мы белки;
    Будем мы играть в горелки;
    Мы собрали листьев груду,
    Я водить уже не буду!
  • Раз, два, три.
    На полянку выходи,
    Хороводы заводи,
    Кто остался,
    Тот води.
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Вышли мышки погулять -
    В сад ходили, в лес ходили,
    И на речку приходили.
    Покупались немножко -
    Вдруг идёт на встречу кошка
    Мыши кошке говорят:
    "Становись-ка с нами в ряд,
    Будем мы сейчас считать,
    Всё равно тебе искать!"
  • Раз, два, три, четыре.
    Кот живет у нас в квартире.
    Пять, шесть, семь, восемь,
    На обед мышей он носит.
    Девять, десять, пять и пять,
    Я успел вас посчитать
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы собрались поиграть.
    Вдруг козлёнок выбегает,
    И к ребятам подбегает,

А кого козёл боднёт,
Значит водой будет тот.

  • Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана,
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить.

  • Раз, два, три, четыре, пять,
    В доме номер двадцать пять
    Веселились до ура
    И сказали: "Нам пора!"
    Первый вышел муравей,
    Второй вышел соловей,
    Третий вышел попугай,
    А четвертый: "Догоняй!
  • В даль бежит река лесная,
    Вдоль неё растут кусты.
    Всех в игру я приглашаю,
    Мы играем - водишь ты!
  • Раз, два, три, четыре, пять.
    Мы решили поиграть,
    Но не знаем, как нам быть,
    Не хотел никто водить!
    На тебя укажем мы:
    Это верно будешь ты!
  • Мы собрались во дворе,
    Дело было в сентябре.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы решили поиграть.
    Сколько будет два плюс три?
    Если знаешь, то води!
  • Говорят на заре,
    Собирались на горе
    Голубь, гусь и галка
    Вот и вся считалка.
  • Киреев Петя
    Повар, поваренок,
    Киска и котенок.
    Весело играли,
    Прыгали, скакали
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Будем заново считать.
  • Я играю с вами в прятки,
    Я считаю до пяти.
    На кого я попадаю,
    Выходи, давай води.
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Будем мы подряд искать:
    Мячик, яблоко, печенье,
    Зубочистки и варенье.
    Будем мы искать везде -
    И на небе, и в воде,
    Под горой и под диваном,
    Ив конюшне, и под ванной,
    А вот если не найдешь,
    То тогда ты вон пойдешь.
  • Раз, два, три, четыре, пять
    Я хочу с тобой играть.
    Заходи скорее в круг,
    Будем веселиться друг.
    Шесть, семь, восемь,
    У ребят мы спросим:
    "Кто быстрее и ловчее,
    Тот и выйдет поскорее".
  • Ушки, глазки, носик, хвостик,
    Получился добрый котик,
    Он считает до пяти,
    Тот, кто пятый выходи.
  • Катилась мандаринка
    По имени Иринка,
    Уроки не учила,
    Двойку получила.
    А когда пошла гулять,
    Получила цифру пять!
  • Катился апельсин
    По имени Максим,
    Уроки не учил,
    Двойку получил.
    А когда пошел гулять,
    Получил он цифру пять!
  • На золотом крыльце сидели
    Мишки Гамми, Том и Джерри,
    Скрудж Магдаг и три утенка,
    Выходи из круга Понка!
  • Жили-были дед и баба,
    Ели кашу с молоком.
    Дед на бабу рассердился -
    И по пузу кулаком!
    А из пуза два арбуза
    Покатились в дом-союза.
    В дом-союзе говорят:
    “Бабке надо в детский сад!”
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Вышел зайчик погулять.
    Вдруг охотник выбегает,
    Прямо в зайчика стреляет.
    Пиф-паф, оё-ёй,
    Умирает зайчик мой!
    Привезли его домой,
    Оказался он живой!
  • Черепаха хвост поджала
    И за зайцем побежала,
    Оказалась впереди,
    Кто не верит - выходи!
  • Бегал заяц по болоту,
    Он искал себе работу,
    А работы не нашел,
    Сам заплакал и пошел.
  • Шла коза по мостику
    И виляла хвостиком.
    Зацепилась за перила,
    Прямо в речку угодила.
    Кто не верит, это он
    Выходи из круга вон!
  • Кони, кони, кони, кони,
    Мы сидели на балконе.
    Чай пили, чашки били,
    По-турецки говорили.
  • Эни, бэни, рики, таки,
    Буль, буль, буль, кораки, шмаки.
    Эус, бэус, краснадэус - батс!
  • Анти, дванти, трынди, валынди,
    Пянти, янти, шивары, вывары.
    Цук, манцук, пере, вере,
    Чуха, рюха, пята, сота,
  • На златом крыльце сидели:
    Царь, царевич, король, королевич,
    Сапожник, портной -
    Кто ты будешь такой?
  • Эники-беники

Эники-беники ели вареники
Эники-беники - клёц!
Вышел советский матрос.

  • Вышел немец из тумана
    Вынул ножик из кармана
    Буду резать, буду бить -
    С кем останешься дружить?
  • Вышел месяц из тумана,
    Вынул ножик из кармана.
    Буду резать, буду бить -
    Всё равно тебе водить!
  • Ехала карета темным лесом
    За каким-то интересом
    Инте-инте-интерес -
    Выходи на букву "эс".
  • На златом крыльце сидели:
    Мишки Гамми, Том и Джерри
    Скрудж Мак-Дак и три утенка,
    Выходи, ты будешь Понка.
  • В нашей маленькой компании
    Кто-то сильно навонял.
    Раз, два, три-
    Это верно будешь ты.
  • Стук о крест.
    Забежал мальчишка в лес,
    Убил галку, убил две,
    Закружилось в голове.
  • Чтоб построить новый дом,
    Запасают тес дубовый,
    Кирпича, железо, краску,
    Гвозди, паклю и замазку.
  • Гуськи, гуськи,
    Крабовые вы палочки!
    Волка щиплют, волка едят,
    Если не веришь, то выходи!
  • Кошку сладеньку
    Ели помаленьку.
    Если не хочешь,
    То не ешь!
  • Раз малинка, два малинка,
    Ела ягоды Маринка,
    И в корзинке у Маринки
    Не осталось ничего.
    Кто по ягоды пойдет,
    Тот корзиночку найдет.
  • Камень, ножницы, бумага,
    Карандаш, огонь, вода,
    И бутылка лимонада,
    Цу-е-фа!
  • Раз, два, три, четыре,
    Меня грамоте учили.
    Не считать, не писать,
    Только по полу скакать.
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Надо солнышку вставать.

    Солнце спит, на небе месяц.
    Разбегайся кто куда,
    Завтра новая игра.
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы собрались поиграть.
    К нам сорока прилетела
    И тебе водить велела.
  • В синем море-океане
    Золотой корабль плывет.
    А на острове Буяне
    Темный лес растет.
    Станем думать да гадать,
    Как нам сосны сосчитать.
    Ты не думай, не гадай,
    Только нас ты догоняй.
  • Боб бобу сказал: “Бубу,
    Не качайся на дубу.
    Прилетит на дуб скворец
    И придет тебе конец”.
  • Дора, Дора, помидора,
    Мы в саду поймали вора.
    Стали думать и гадать,
    Как же вора наказать.
    Мы связали руки, ноги
    И пустили по дороге.
    Вор шел, шел, шел
  • И корзиночку нашел.
    В этой маленькой корзинке
    Есть рисунки и картинки.
    Раз, два, три,
    Кому хочешь, - дари!
  • Эна, бена, раба,
    Квинтер, финтер, жаба.
    Эна, бена, рес,
    Квинтер, финтер, жес!
  • Зайчик

Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать,
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами- щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди,
Как попрячемся-иди!

  • Ахи, ахи, ахи, ох,
    Маша сеяла горох,
    Уродился он густой,
    Мы помчимся, ты постой!
  • Шли бараны по дороге
    Промочили в луже ноги
    Стали ноги вытирать:
    Кто платочком,
    Кто тряпицей,
    Кто дырявой рукавицей!
  • Над горою солнце встало
    С неба яблоко упало,
    По лазоревым лугам
    Покатилось прямо к нам!
    Покатилось, покатилось,
    В речку с мостика свалилось,
    Кто увидел - не дремли,
    Поскорей его лови!
    Кто поймал, тот молодец,
    Ведь считалочке конец!
  • Черепаха хвост поджала
    И за зайцем побежала
    Оказалась впереди,
    Кто не верит- выходи!
  • Доктор

Раз, два, три, четыре-
Меня грамоте учили:
Не считать, не писать,
Только по полу скакать.
Я скакала, я скакала,
Себе ноженьку сломала.
Стала ноженька болеть,
Стала маменька жалеть.
Пожалела, поругала
И за доктором послала.
Доктор едет на быке
С балалаечкой в руке.

  • - Заяц белый,
    Куда бегал? -
    - В лес дубовый! -
    - Что там делал?
    - Лыко драл!
    - Куда клал?
    - Под колоду.
    - Кто украл?
    - Родион!

Шишел-вышел, (вариант: Шишел-мышел)
Вышел вон!

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Выплыл ясный круглый месяц,
А за месяцем луна,
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду да поеду.
Ты, слуга, подай метлу,
Я в карете подмету.
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько надо гвоздей?
Не задумывайся,
Говори поскорей!
Конь

Конь ретивый,
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой.
Кто коня
Того поймает,
С нами в салочки
Играет.

  • Сива, ива,
    Дуба, клен,
    Шуга-юга,
    Вышел вон!
  • Прятки

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы - Ты пойди-ка, поводи!

  • Ежик

Ежик, ежик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать-
Нам водилку выбирать!

  • Чайка

Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
- Приходите все на чай!
- Сколько чаек? Отвечай!

  • Кукушка

Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Все кричали:"Кукумак!"
Убирай один кулак!
(В начале все выставляют оба кулака)

  • Шла кукушка мимо сада,
    Поклевала всю рассаду.
    И кричала: ку-ку, мак -
    Отжимай один кулак!
  • Первенчики

Перв е нчики,
Друг е нчики,
Кр у ги-др у ги,
Вон!

  • Шалуны-балуны

Шалуны-балуны,
Выбегайте во дворы,
Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать.
Воевода- из народа,
Выходи из хоровода.
А ты, добрый молодец,
Становись в самый конец!

  • Наша Маша
    Рано встала,
    Кукол всех
    Пересчитала:
    Две матрешки
    На окошке,
    Две Аринки
    На перинке,
    Две танюшки
    На подушке,
    А Петрушка
    В колпачке
    На дубовом
    Сундучке!
  • Тучи

Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит - выйди вон!

  • Трынцы-брынцы, бубенцы,
    Раззвонились удальцы,
    Диги, диги, диги, дон,
    Выходи скорее вон!
  • Вышел ежик из тумана
    выпил водки полстакана
    вынул ножик, колбасу
    хорошо в родном лесу
    тихо песню затянул
    о несбывшемся всплакнул
    посмотрел в пустой стакан
    и опять ушел в туман...

Сговорки

Выбирай:

Сахару кусочек

Или красненький платочек?

Ландыш душистый

Или одуванчик пушистый?

Колокольчик голубой

Или желтый зверобой?

Белую березу

Или красную розу?

Гороху мешок

Или масла горшок?

Медведя лохматого

Или козла рогатого?

Зеленую лягушку

Или хлеба краюшку?

Из речки ерша

Или из лесу ежа?

Выбери помощника:

Сено косить

Или дрова рубить?

Коня ковать

Или двор подметать?

Горох молотить

Или кашу варить?

Лапти плести

Или двор мести?

Колыбельку качать

Или сметану лизать?

Шары катить Или воду лить?

Жеребьёвка

Канат вертеть или с неба лететь?

За печкой заблудился или

Или в стакане утопился?

Шар тесать

Или на воде плясать?

Брать коня сивого

Или златогривого?

Листочек или цветочек?

Ниточка или иголочка?

Сахару кусочек

Или аленький платочек?

С неба стрельца

Или с земли молодца?

Жеребёнок малый

Или конь бывалый?

Идти пешком

Или ехать шажком?

Синее или зелёное?

Грудь в крестах

Или голова в кустах?

Конь вороной

Или казак удалой?

Золотое блюдце


Жеребьевки, считалки, жеребьевые сговоры

Жеребьевки (или "сговоры") определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, или только один вопрос, в котором предлагается выбор. Собственно жеребьёвки представляют собой загадку. Но загадку обязательно двучленную, в которой образы совпадают или противопоставляются. Она обычно рифмованная. Иногда рифма содержится в обращении, чаще не имело поэтической организации или вообще исчезло. Они полны остроумия и здорового юмора. Приложение 2 (5.1-5.4.)

Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий рифмованный стих (от 1 до 4 слогов). Считалки связано с древними формами гадания.

У считалок две главные особенности, Во-первых, в основе большинства считалок лежит счёт, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Считалка представляет своеобразную игру словами, ритмом, и в этом её художественная функция.

Прибаутки, заклички, игровые приговорки

Игровые приговорки и припевки были включены в игровое действие и способствовали его организации. Содержание этих произведений определяла сама игра. В играх дети изображали семейный быт и трудовые занятия деревни, что готовило их к взрослой жизни. Приговорки произносились также перед нырянием в реку; для того, чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания. В своей приговорке дети могли обратиться с просьбой к христианским святым.

Некоторые приговорки несут социальный смысл (Приложение 2 (7.2.-7.6.). Приговорки в наше время повсеместно доставляют радость детям.

Некоторые игры младших детей возникали как инсценировки прибауток. Прибаутки вносят в игру кумулятивную композицию, а в сопровождающий ее словесный ряд - ритмичность, звукоподражание. Через прибаутки мамы и няни, знакомят с повадками и голосами птиц и животных…

Скороговорки, молчанки, голосянки

Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки - быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Особой популярностью пользуются скороговорки со сложным и богатым звуковым оформлением (обилие аллитерации, частые повторы, внутренние рифмы, ассонансы). Приложение 2 (8.1-8.8).

Своеобразными словесными упражнениями были молчанки - стихотворный уговор молчать, а также голосянки (вариант: "волосянки") - соревнование в вытягивании на одном дыхании гласного звука в конце стишка. К словесным играм детей можно отнести исполнявшиеся в их среде сказки, загадки.

Сказки

Некогда Г.С. Виноградов отметил у детей "единственный вид устной словесности, представленный прозой" - сказку. Стихийный поток современного детского повествовательного творчества - "страшные истории" (так их называют дети) или "страшилки" (так их стали называть исследователи) - сделался предметом изучения фольклористов, психологов и педагогов с 1960-х гг. По-видимому, к этому времени и относится начало массового бытования детских страшных историй. Страшилки функционируют по всем правилам фольклора. Приложение 2. (12.1-12.3).

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.

Предпочтения в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации обучения и воспитания отдается тем из них, которые многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.

Одним из таких средств является народная игра. Она - уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

Замечено, что дети, которые не наигрались в детстве, при неблагоприятной воспитательной ситуации страдают игровым дефицитом, который отрицательно сказывается на формировании многих сторон личности ребенка. Конфликтность в отношении с окружающими как следствие отклонений формировании самосознания детей проявляется в неадекватности самооценки, неуверенности в своих силах, пассивности, агрессивности, замкнутости, неумении подчинять личные интересы - коллективным.

Игровая этика усваивается детьми с желанием, без моралей и диктата со стороны взрослых, что позволяет ребенку безболезненно формировать навыки саморегулирования и совершенствования поведения с окружающими людьми.

Высокие требования к честности, справедливости и доброте заключены во всех народных играх. Веками заведено и никем не оспаривается, что за нечестность, обман товарищей любому участнику игры могут сказать: «Мы с тобой больше не играем» . И тут уж ничего невозможно поделать, кроме как осознать вину и исправиться. Недаром, еще в прошлом веке К. Д. Ушинский видел задачу будущей педагогики в организации и создании из народных игр «превосходного и могущественного воспитательного средства» .

Итак, все собрались, игра выбрана. Но прежде чем ее начать, необходимо распределить роли, да так, чтобы не было произвола, чтобы никому не стало обидно. И в этом случае функцию распределения ролей среди игроков, решению которой все беспрекословно подчиняются, могут выполнять такие жанры народного фольклора, как жеребьевки и считалки, выступая как своеобразные игровые прелюдии. Кроме игры, жеребьевки можно использовать и в учебной деятельности, когда надо разделить класс на две группы.

Жеребьевки предназначены для тех игр, в которых предусмотрены две команды. Есть несколько вариантов проведения жеребьевки. Двое сильных и ловких ребят становятся водящими (командирами) , подбирающими себе команду. Остальные парами отходят в сторонку и шепотом договариваются, кто кем из них будет: золотая чашечка или серебряное блюдечко. Каждая пара придумывает себе жеребъевую сговорку по вкусу, фантазирую или рифмуя. Вот примеры жеребьевых сговорок:

Коня вороного или казака удалого?

Шар катить или воду лить?

Сундук денег или золотой берег?

Дома быть или по морю плыть?

С неба стрельца или с земли молодца?

Пара за парой подходят к водящим и нараспев спрашивают, кто из них кого выбирает. В зависимости от ответа каждый из пары становится за своим водящим (командиром) . Так все игроки постепенно делятся на две команды.

«Ворота» - вариант жеребьевки, когда двое водящих (взрослые или обученные дети) , тайно сговариваются перед каждой парой, кто как будет называться: ночь-день, сосна-ель, василек-ромашка, холод-жара и т.п. Главное, чтобы названия были красивые и приятные на слух: называться лопухом или крапивой никто не захочет. По очереди пары игроков подходят и выбирают, кто кем будет, затем встают за своим водящим. Сам процесс формирования двух команд будет для детей увлекательной «игрой перед игрой» .

Современные дети редко пользуются жеребьевкой, и очень жаль, ведь умение быстро сконструировать самому остроумную или живописную формулу для жеребьевки свидетельствует об уровне интеллектуального и эстетического уровня ребенка.

Более распространенным способом распределения ролей в игре являются считалки. Происхождение считалки связано с особым видом древней иносказательной речи – с тайным счетом. В древности существовал запрет на прямой пересчет добытой дичи или приплода скота, поэтому наши предки изобрели форму косвенного пересчета.

Кроме организации игры, воспитатели используют считалки при выборе ребенка, который выполнит или возглавит определенную работу, когда многие хотят выполнить интересное и почетное задание.

Катилося яблочко круг огорода,
Кто его возьмет, тот воевода.

Детям, имеющим затруднения в умении вести обратный счет, помогут считалки:

9,8,7, 6, 5-кто из нас пойдет искать,

4,3, 2, 1-в прятки мы играть хотим!

Мало ли в педагогическом процессе моментов, когда именно считалки помогут каждому быть беспристрастным, справедливым, уважающим честные правила взаимного общения.

Право вести пересчет, по детским неписаным законам, предоставляется не всем, а только тем, в ком уверены остальные, кто будет честно вести счет, определяющий судьбу игроков. Считалка, таким образом, способствует выработке таких качеств, как честность, непреклонность, благородство.

Таким образом, там, где находится место играм со считалками и жеребьевками, всегда царит хорошее настроение, а это – залог успешной работы в процессе воспитания и обучения детей. Без этих жанров фольклора ребенок никогда не станет хозяином родного языка, владеющим всеми его богатствами, исходящими из народного творчества.

Считалки для детей: история считалки, виды считалок, считалки- жеребьевки, заумные считалки, считалки – числовки, считалки – заменки. Коллекция считалок для детей.

Считалки для детей

Во все времена дети играли. А в играх часто нужно было выбрать водящего, разделиться на две команды. Как это сделать, чтобы никому не было обидно? На помощь детям всегда приходили считалки.

Дети уже в 5-6 лет умеют отличать считалку от других жанров фольклора, могут ответить на вопрос: «Что я тебе прочитала – колыбельную или считалку? Загадку или считалку? Сказку или считалку? Почему ты так решил? Докажи, что это…». Выучите с детьми считалки (ребенку достаточно знать 5 разных считалок, которые понравятся именно Вашему малышу) и используйте их в своей обычной семейной жизни, чтобы никому не было обидно при распределении работы или выборе первого водящего в игре или при выборе того, кто первый сделает ход в игре. Дети всегда очень уважают сверстников, которые умеют играть, знают много игр и считалок.

Виды считалок

Первый вид считалок. Считалки — жеребьевки

Считалки – жеребьевки – это считалки для деления в игре на пары или команды.

Пара отходит в сторону и договаривается друг с другом. Например, так: «Я буду дуб, а ты береза». Среди всех ребят выбираются две «матки». Одна мать будет лидером одной команды, а другая – другой. Эту роль выполняют самые старшие или самые авторитетные ребята.

Договорившиеся в сторонке друг с другом игроки в паре идут ко всем ребятам и подходят к двум маткам: «Мать, мать, чего Вам дать: дуб или березу?» В зависимости от того, что выбрала мать в игре игроки из пары расходятся по командам. Следующая пара уже предлагает другие предметы или явления для выбора, например: «Мать, мать, чего Вам дать? Цепи рвать или колокол ломать?»

Считалки — жеребьевки: еще 14 вариантов:

-«Конь вороной или барабан заводной?

— Бочку с салом или казака с кинжалом?

— Шар тесать или по воде плясать?

— Шар катить или воду лить?

— Коней кормить или печи топить?

— С неба стрельца или с земли молодца?

— Дома быть или по морю плыть?

— Сольвья или воробья?

— Шапки или фуражки?

— Наливное яблочко или золотое яблочко?

— Сундук денег или золотой берег?

— Травки – муравки или золотой булавки?

— Лисицу в цветах или медведя в штанах?

— Золотую чашечку или серебряное блюдечко?»

При чтении считалок – жеребьевок Вы, наверняка, обратили внимание на то, что большинство жеребьевок произносятся в рифму. Это неспроста. Сочинение таких жеребьевок – очень веселое дело, которым интересно заняться на берегу реки или в дороге в электричке или в автобусе. Возьмите с собой листок бумаги и записывайте считалки, рифмуя разные слова. Можно специально сочинять абракадабру, словосочетания с юмором. Потом Вы всегда с радостью используете свои собственные считалки – жеребьевки, когда надо будет кого-то выбрать:). Такое занятие, как сочинение рифмы – жеребьевки, развивает чувство ритма и рифмы, поэтический слух ребенка.

Умение ребенка придумать свою интересную и красивую считалку – жеребьевку свидетельствует об уровне его интеллектуального и эстетического развития. Ведь способности малыша проявляются не в том, чтобы запомнить и повторить за взрослым заученную им информацию (как это часто предлагается в современных пособиях по «развитию» ребенка), а в том, чтобы ребенок создать новое из известного. Создать сам, причем с учетом закономерностей и правил, выявив их самостоятельно (в данном случае ребенку нужно подобрать слово в рифму, придумать сочетания с юмором или логическое сравнение двух предметов из одного ряда в одной жеребьевке).

Второй вид считалок. Заумные считалки.

В заумных считалках повторяются бессмысленные звукосочетания. Когда я читаю и слушаю эти тексты, то всегда улыбаюсь. Знаете, чему? Кое-кто говорит, что малыши не в состоянии сознательно выучить сложный текст и вообще речь им не интересна!!! А ведь такой заумный текст учат!!! И легко, потому что происходит это играючи! Да еще и сами такие тексты придумывают с большим удовольствием! И никто не заставляет. А это значит, что если у ребенка нет интереса к языку – то причина не в малыше, а в том, что взрослые не смогли такой интерес взрастить у малыша, не поняли вовремя, как нужны ему игры со словами.

Вот один из примеров заумных считалок – игры детей со словами:

«Эна деу рики факи,
Торба, орба, онба, смаки,
Деу-деу, косметеу,
Смаки бакас!»

Ну как Вам – понравилось? Очень часто я сейчас слышу на улице в ответ на такое бормотание ребенка: «Перестань говорить ерунду!». А ведь для малыша это не ерунда, а большая лингвистическая работа, которая очень нужна для его интеллектуального развития! И ведь дети сами сочиняют такие считалки и передают их друг другу, никто их не заставляет. Почему? Потому что в детстве у любого ребенка — период лингвистической одаренности, он спокойно и радостью как великий лингвист играет со звуками, слогами и словами. Играет без правил и без наших взрослых ограничений, с упоением и свободной фантазией! И развивает в таких играх своих лингвистические способности, которые нужны для освоения и родного, и иностранных языков. Попробуйте тоже почувствовать себя детьми и сочинить вот такую заумную считалку сами или вместе с малышами (у малышей получится даже лучше чем у Вас – по своему опыту знаю, и всегда очень радуюсь за детишек). Если сочините – поделитесь в комментариях, буду очень рада прочитать Ваше творчество.

8 заумных считалок для детей.

«Эны доны трынка нели,
Мисли масли кумпа тели,
Кумпа а
Кумпа бэ
Мисли масли
Кумпа те!»

«Эгэдэ пэгэдэ
Цугэдэ мэ.
Абэн фабэн
Домэнэ,
Икэ пикэ
Грамэникэ,
Дон зон,
Заяц вон!»

«Эники – беники,
Ели вареники,
Эники, беники,
Ба!»

«Лынзы, двинзы,
Тринзы, ланзы,
Пяту, лату,
Пыхтум, быхтум,
Девять, штык».

«Янзы, дванзы,
Три каланзы,
Пята, сота,
Ты красОта,
Стебень, дубень,
Маков крест».

«Эне-бене-рики-таки,
Тюль — буль-буль – калики – шваки,
Деу-деу-кишмадеу.
Бац!»

«Эне-бене – рез,
Финтер-финтер жес,
Эни-бени – раба,
Финтер-финтер жаба!»

Эту считалку я вспомнила, мы ее использовали в детстве в играх во дворе.

«Ази, двази,
Тризи, ризи,
Пята, лата,
Шуби, руби,
Дуби, крест».

История заумных считалок

Рассмотрим последнюю заумную считалку более подробно – она таит в себе загадку – секрет. Какую – сейчас узнаете.

Несмотря на то, что нам кажется, что смысла в этих считалках нет, смысл в них заложен очень и очень древний.

Откуда произошли заумные считалки? В книге «От былины до считалки» Владимир Бахтин предполагает, что в этих самых древних считалках отражены верования древних людей. Раньше считалось, что считать нельзя – нельзя считать гостей, добычу, предметы. Почему нельзя считать вслух? Чтобы духи леса, озера не рассердились на охотника. Существовал прямой запрет на пересчет добычи. А считать нужно было. Вот и считали такими зашифрованными словами: «ази» или «одинцы» – это один, «двази» — это два. И так до десяти. Десять в заумной считалке – это «крест». Крест не случаен. В давние времена при счете после каждой десятки делалась зарубка на особой дощечке. Наверное, Вы слышали выражение «заруби себе на носу», оно оттуда и произошло. Поэтому заумные считалки – это древний шифр, которые благодаря детским играм дошел до нас.

Вот как много интересного рассказали нам на первый взгляд непонятные считалки!

Третий вид считалок: считалки — числовки

Третий вид считалок – считалки – числовки, или считалки с числами . Считалки с числами существуют у детей в разных странах мира. Приведу в пример несколько таких считалок.

«Раз, два – голова,
Три, четыре – платье шили,
Пять, шесть – хлеб – соль есть,
Семь, восемь – сено косим,
Девять, десять — муку весить».

«Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела».

«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал!
Серый зайчик ускакал!»

Интересная история этой считалки: история считалки про зайчика. История этой считалки очень необычна. Ее автор – Ф. Миллер – педагог-словесник и поэт 19 века. Известные строчки «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» были написаны им в подписи к картинке. Но эти строчки так прижились, что до сих пор дети так и считаются. Только продолжение считалок очень разное! В каких-то вариантах зайчик выжил, в какие-то «повезли его в больницу», всё зависело от слов, додуманных детьми к началу считалки. Каких только вариантов считалки ни придумали дети: «Повезли его в больницу – там украл он рукавицу», «Привезли его в больницу – отказался он лечиться» и многие другие.

«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять.
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон.
Убежали мышки вон»

А это тоже не совсем считалка. Это перевод С. Маршака к одной из английских песенок. Но слова стихов так полюбились детворе, что сейчас эти строчки бытуют среди детей как считалка или как слова к подвижной игре.

«Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет».

«Раз, два – голова.
Три, четыре – прицепили.
Пять, шесть — сено везть,
Семь, восемь – сено косим.
Девять, десять – деньги весить.
Одиннадцать, двенадцать –
На улице бранятся, в избе ссорятся».

Четвертый вид считалок – считалки – заменки.

В считалках – заменках последняя строчка – это выход игрока из круга («Шишел – вышел, вон пошел!»). Это самые обычные известные всем нам считалки.

«Стакан, лимон-
Выйди вон!»

«Под горою у реки
Жили гномы – старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звенит:
Диги-диги-диги-дон!
Выходи скорее вон!»

«Аты-баты, шли солдаты.
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты – баты, три рубля.
Аты –баты, кто выходит?
Аты – баты, это я».

«Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет-скачет по полям,
Тут и там,
Тут и там.
Где проскачет он-
Выходи из круга вон!»

«Яблочко катилось вокруг огорода.
Кто его поймал, тот воевода стал.
Слышал, вышел, вон повышел».

«Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди –
Кто не верит – выходи».

«Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес.
Выходи на букву С.
Буква С не подошла –
Выходи на букву А.
Буква А ушла в кино,
Выходи на букву О.
Буква О кончается –
Игры начинаются».

Часто в считалках предлагается выбрать из предложенного текста слово или цифру. И затем считалка говорится до выбранного слова. Например, считалка из моего детства:

«На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей».

Игрок выбирает, кто он (Например: «Портной»), и далее считалка говорится до его слова.

Очень историческое – из детства: «В гараже стоят машины – Волга, Лада, Жигули. От какой берешь ключи?» 🙂

«Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько надо гвоздей?
Не задумывайся, говори поскорей»

Еще одна считалка, и тоже из моего детства:

«Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
Приходите все на чай!
Сколько чаек, отвечай».

Игрок быстро называет цифру до 10, например, 8. Далее все вместе считаем от 1 до этого числа. На каждый счет – показываем рукой на 1 игроке. На кого попадет данное число- число 8 – тот выходит из круга.

А в конце статьи — известная современная песенка — считалка «Мы делили апельсин». Приятного просмотра!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

error: