Как оформить КФХ: особенности регистрации. Фермерское хозяйство: с чего начать и как добиться успеха

Финансовая поддержка сельхозпроизводителей со стороны государства издавна существует во всех развитых странах. Она стимулирует собственное производство продуктов питания и делает их более доступными для потребителей. Как фермеру получить субсидию от государства, что нужно для этого, и каков размер финансовой помощи – об этом речь ниже.

Виды грантов для производителей продуктов питания

Субсидии для КФХ представляют собой определенную сумму средств, которую государство выделяет фермерам из федерального бюджета. Она обязательно является целевой. Направить средства в ином направлении, которое выходит за предназначенные рамки, невозможно. Фермерам придется обязательно отчитываться за каждый потраченный рубль и подтверждать документально расходование денег.

Когда КФХ работает больше трех лет, оно получает право на оформление субсидии на дальнейшее развитие своего сельскохозяйственного предпринимательства.

В 2018 г., как и в предыдущих периодах, КФХ вправе надеяться на получение:

  1. Грантов для развития хозяйства. Претендент может истратить предоставленные средства на то, чтобы купить земельные площади, провести современные коммуникации. Такой вид поддержки органичен, и получают его не все КФХ.
  2. Компенсации средств, потраченных на покупку удобрений, животных (свиней, овец, коров и других).
  3. Средств, которые покроют затраты на строительство производственных и сельхозобъектов, к примеру, завода по переработке молока, свинофермы, птицефермы. Как правило, выделенные суммы охватывают только часть понесенных издержек.
  4. Субсидий, покрывающих кредиты. Заемные средства должны быть истрачены строго на то, чтобы модернизировать фермерское хозяйство и развивать его.
  5. Целевых лизинговых субсидий. Они также имеют строгое однозначное предназначение – направляются исключительно на погашение лизинга, который использовался на взятие в аренду и последующий выкуп сельхозоборудования и техники.

Средства в виде субсидий предоставляются:

  • сельхозкооперативам;
  • ИП, при условии ведения подсобного собственного хозяйства.

Важно! КФХ для своего дальнейшего развития может воспользоваться одновременно несколькими видами поддержки. Условие – фермерское хозяйство соответствует необходимым критериям.

Условия для получения субсидии с бюджета

Государственную поддержку в 2018 г. смогут получить начинающие фермеры и семьи, решившие создать крепкое хозяйство. Помощь открыта для всех, но чтобы воспользоваться ею, следует соответствовать определенным критериям. Насколько КФХ отвечает необходимым требованиям, проверяет квалифицированная комиссия. Именно она рассматривает заявки и оценивает выполнение обязательных условий.

Для получения гранта следует отвечать критериям:

  1. Профессионализм главы КФХ. Его наличие подтверждается опытом хозяйствования в сельхозсфере, сроком минимум 10 лет, или дипломом об образовании высшем или специальном. Если претендент уже не первый год занимается выращиванием сельхозпродукции или разведением скота, птицы, то диплом для получения субсидии иметь ему не обязательно.
  2. У будущего фермера в наличии собственные средства, достаточные для начала ведения бизнеса. Их минимальный размер должен составлять 30% от стоимости проекта. В расчет принимаются не только денежные суммы, но и ценность наличной птицы, сельхозживотных – важной части капитала фермера.
  3. КФХ принадлежит хотя бы незначительная земельная площадь и строения, которые пригодны для ведения сельхозработ.
  4. Возможность реализации полученной продукции. Преимущество отдается тем фермерам, у которых имеются или уже налаженные направления сбыта, или предварительные договоренности об этом. Идеально, если у претендента на руках есть соглашения, заключенные с торговыми предприятиями. Подходит и вариант, когда у КФХ в наличии свой собственный магазин, через который продается продукция.
  5. Составлен бизнес-план. Он должен быть разработан от начала до конца с соблюдением структуры и наличием всех необходимых расчетов. В этом документе фиксируется результат работы хозяйства. Когда план отсутствует, остальные критерии в расчет не принимаются. Комиссия должна владеть данными о том, как фермер планирует развивать свое хозяйство, какие результаты рассчитывает получить.

Немаловажной составной положительного решения выступает и социальная значимость проекта КФХ. В первую очередь одобряются заявки, которые предполагают предоставление рабочих мест для местных жителей, обустройство населенного пункта, постройку дорог. Плюсом для КФХ является тот факт, что фермерское хозяйство находится вблизи от села или городка.

Важно! Средства из федерального бюджета выделяются только тогда, когда продукция КФХ будет действительно востребована на внутреннем рынке.

Перечень необходимых для субсидирования документов

Распределение бюджетных средств на субсидирование – ответственный процесс. Чтобы попасть в число претендентов на их получение, необходимо предоставить папку документов. Она включает:

  1. Анкету участника или его заявление. Заполняется документ на месте по стандартному образцу.
  2. Паспорт и диплом об образовании – копии, заверенные в установленном порядке.
  3. Копии документов, которые подтверждают факт создания юрлица и его регистрацию в налоговой.
  4. Справку о том, что КФХ является субъектом МБ.
  5. Соглашение или контракт КФХ с торговым предприятием на продажу продукции.
  6. Бизнес-план.
  7. Письма рекомендательного содержания от руководителей муниципалитета или прочих предпринимателей.

Важно! Не исключено, что комиссия потребует дополнительные документы. Такое право у нее имеется.

Что включается в бизнес-план

Без подробного бизнес-плана комиссия не примет документы КФХ на рассмотрение. Подготовить его несложно. В плане содержатся разделы, которые описывают:

  • данные о КФХ, в том числе сведения об организационной и правовой структуре;
  • размеры собственных средств и суммы инвестиций;
  • маркетинговый план;
  • окупаемость, размеры планируемого дохода и прибыли – финансовый план;
  • аналитические исследования – возможные риски, кризисные ситуации, пути их преодоления;
  • расчеты эффективности КФХ;
  • рекламные мероприятия и способы продвижения продукции.

Обязательные составные бизнес-плана:

  1. Резюме.
  2. Приложение.

В резюме обобщается информация, представленная в бизнес-плане, формируется вывод о перспективности КФХ и данные о том, чего можно достичь в ближайшее время.

Приложение содержит документацию, подтверждающую финансовый и аналитический разделы бизнес-плана.

Разрабатывая документ, разумно сделать ударение на реалистичность и оригинальность.

Если самостоятельно составить план развития бизнеса нет возможности, помогут сотрудники Центра занятости или специальных инкубаторов.

Пример

Выписка из финансового раздела бизнес-плана:

Издержки Сумма, тыс. руб.
Субсидия Собственные Всего
Покупка земли 271,00 120,00 391,00
Покупка строения для свинарника 520,00 230,00 750,00
Приобретение свиноматок 122,00 54,00 176,00
Закупка оборудования (холодильники, разделочная установка) 231,00 102,00 333,00
Итого 1144,00 506,00 1650,00

Величина субсидии для КФХ – не более 70% требуемых средств и в пределах 1,5 млн. руб. Поэтому собственных средств должно минимум 30%.

Как получить субсидию для КФХ – этапы

Последовательность получения гранта такова:

Этапы Описание
1. Зарегистрироваться как ИП или глава КФХ
2. Оценить свои возможности касательно получения гранта (сравнить с необходимыми критериями)
3. Ознакомиться в местном органе власти с программой субсидирования
4. Составить бизнес-план и прочие нужные документы
5. Предоставить их Минсельхоз в своем регионе
6. Заполнить анкету или заявление стандартной формы
7. Оставить на рассмотрение комиссии подготовленные документы
8. Подождать 15 дней, пока поступит результат экспертной оценки документов
9. Не исключено приглашение в Минсельхоз для собеседования и оценки деловых качеств претендента
10. В случае положительного решения – заключение контракта и получение средств отдельными траншами

Особенности субсидирования в 2018 г.

Размеры фермерского субсидирования увеличиваются ежегодно. Официальная статистика информирует, что к концу нынешнего года величина грантов составит около 20 млрд. руб., и уже больше 80 субъектов ее получили.

Максимальный размер субсидии составляет полтора млн. руб. В 2018 г. он будет увеличен, как минимум, на индекс инфляции и цен.

Особенности фермерского субсидирования в 2018 г.:

  1. Срок, на который рассчитана программа выделения бюджетных средств, более длительный.
  2. Остаются актуальными требования касательно отсутствия просрочек и неуплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, вносимых в казну РФ.
  3. Бюджет на субсидирование отдельных регионов страны увеличивается.
  4. Решающим критерием для получения денежных средств от государства остается показатель эффективности работы КФХ.

Каждый субъект КФХ, принявший участие в программе субсидирования из федерального бюджета, обязан предоставлять расширенный и детальный отчет о результатах свой деятельности. Он включает информацию о многих показателях и параметрах.

Не исключено, что с 2018 г. станет возможным экспресс-субсидирование. Его сроки ограничатся, скорее всего, двумя неделями. Такой вид выдачи субсидий будет касаться тех проектов, которые признаны экспертной комиссией, как высокорентабельные.

В таблице содержится информация о выделенных грантах за несколько лет:

Важно! КФХ следует внимательно следить за сроками уплаты налогов и ни в коем случае не пропускать их, поскольку это сделает невозможным получение субсидии.

Как предоставленные бюджетом средства реализуются

В 2018 г. деньги из госбюджета не станут выделяться единовременно общей суммой. КФХ заключает контракт с государством. Согласно такому соглашению средства для сельхозбизнеса поступают на протяжении года.

Контракт содержит данные о:

  • сумме выделенной субсидии;
  • видах отчетности и датах ее предоставления;
  • целевом назначении гранта;
  • порядке возврата выделенных сумм, если за истекший год их не удалось освоить;
  • ответственности за то, что пункты соглашения не соблюдены или нарушены.

Важно! Когда КФХ не сможет расходовать по назначению определенную сумму предоставленных средств, ему придется вернуть их в казну.

С 2017 г. субсидии облагаются подоходным налогом. Он вносится в казну уже после того, как транш получен.

Не исключается натуральная помощь государства КФХ. К примеру, в заявке указана цель предпринимателя – приобрести производственную линию или оборудование. Государство может ее поставить. Такой способ поддержки менее бюрократичен.

Популярные вопросы и ответы

Вопрос 1. Где можно ознакомиться с программой субсидирования КФХ?

Ответ. Нужные сведения размещаются на официальном сайте Минсельхоза в соответствующей области или крае.

Вопрос 2. Какие организации могут подавать заявки на субсидирование?

Ответ. Претендовать на распределение субсидии вправе КФХ, индивидуальные подсобные хозяйства, организации, которые относятся к микропредприятиям. Перечень критериев, которым следует соответствовать – на сайте Минсельхоза.

Субсидия КФХ предоставляется ровно на один год. На протяжении всего этого периода государство материально поддерживает сельхозредпринимателя. В зависимости от способностей последнего бизнес или начинает развиваться и становиться перспективным, или демонстрирует несостоятельность. КФХ нужно очень постараться, чтобы не упустить такой отличный шанс, как материальная поддержка из госбюджета.

Процесс импортозамещения, начатый после введения санкций в отношении Российской Федерации, продолжается и в 2019 году. Была принята государственная программа на основе Постановления Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717. Она направлена на поддержание фермерской деятельности. Срок проведения программы: 2013 – 2020 гг.

Для того, чтобы стимулировать частные фермерские хозяйства к расширению и официальному оформлению, государством были предприняты меры по материальной поддержке. Заключается эта поддержка в выделении грантов на развитие сельского хозяйства. Однако получить дотации могут далеко не все граждане.

Общая информация

Виды грантов

Субсидии сельскому хозяйству существуют по нескольким направлениям:

  • компенсация средств за удобрения;
  • средства на приобретение сельскохозяйственных животных;
  • компенсация (не в полном объеме) за строительство производственных объектов (например, завод по производству молочных продуктов);
  • средства для модернизации в хозяйстве (например, для приобретения современного оборудования);
  • средства для приобретения земли, подведения коммуникационных сетей, строительства сельскохозяйственных объектов (например, свиноферма);
  • компенсация по платежам за лизинг (дословно - аренда за отдельную плату).

Начинающий фермер может рассчитывать сразу на несколько вариантов поддержки от государства, при условии, что будет соответствовать всем существующим требованиям.

Получить субсидию может не только начинающий сельскохозяйственный предприниматель, но и уже действующий, которому необходима помощь в развитии своего дела. Требования предъявляются ко всем кандидатам одинаковые.

Как получить помощь


Существуют определенные требования, которые предъявляются к начинающим фермерам.

Если человек или семья не подходят хотя бы по одному из них, то получить грант невозможно.

Государство финансирует только тех, кто может принести пользу обществу и внутреннему рынку.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Основные требования

Список требований не слишком велик, однако соответствовать им могут далеко не все фермеры.

К основным критериям относятся:

  1. Профессионализм. Предпочтение отдается тем фермерам, которые имеют высшее образование или опыт ведения хозяйства, сроком не менее 10 лет. То есть если человек вел более 10 лет подсобное хозяйство, и может подтвердить это, но при этом не имеет высшего или специального образования, то получить грант он может.
  2. Наличие собственных средств для начала бизнеса. Государство допускает, что у начинающего фермера может быть не вся сумма на руках. Поэтому минимальный порог был установлен в 30% от всех необходимых средств.
  3. Грамотный бизнес-план. Без планирования будущего развития бизнеса средства из федерального бюджета выделены не будут, поскольку у комиссии не будет представления о том, какую пользу принесет развиваемое сельское хозяйство.
  4. Наличие в собственности хотя бы минимального количества земли и производственных объектов. То есть в собственности у начинающего предпринимателя должен быть участок и строения на нем.
  5. Четкий план о сбыте полученной продукции. Предприниматель должен четко представлять, как и куда он будет сдавать или продавать полученные от сельского хозяйства продукты.

Если хотя бы одно из условий не будет выполнено, то в гранте будет отказано до тех пор, пока гражданин не станет подходить под критерии.

В случае если профессионального опыта у начинающего фермера не хватает, то грант может быть одобрен с дозволения муниципальных властей. То есть представители муниципалитета могут дать рекомендации для гражданина, который начинает развивать сельское хозяйство в районе, и рассчитывает получить субсидии.

Требования к кандидатам

Помимо описанных выше требований, существует еще ряд обязательных условий. К ним относятся:

  • наличие гражданства РФ у претендента;
  • опыт работы в сфере сельского хозяйства (как минимум 3 года по любому из направлений);
  • не получение помощи от государства по данному направлению;
  • проживание в том районе, в котором будет располагаться крестьянское фермерское хозяйство.

Фактически человек может проработать 5 лет трактористом, а затем начать развивать сельское хозяйство в качестве фермера. Опыт работы пойдет в зачет при рассмотрении документов проверяющей комиссией.

Отбор по конкурсу

Рассмотрением документов занимается специальная комиссия, которая выносит решение о том, будут ли выделены субсидии в помощь предпринимателю или нет. Отбор производится между всеми участниками, которые подали заявку. И предпочтение отдается тому кандидату, который наиболее полезен обществу и соответствует требованиям.

Отказ в одном гранте не означает, что в субсидировании по другому направлению будет так же отказано. Поэтому кандидат вправе подать заявления сразу по нескольким направлениям. Комиссия самостоятельно решает, на что переводить средства федерального бюджета.

Документы


Субсидии сельскому хозяйству могут быть выделены только в том случае, если человек представит на комиссию определенный список документов, подтверждающий соответствие требованиям.

К таким документам относятся:

  • заявление на участие (заполняется непосредственно при подаче документов);
  • копия паспорта (все заполненные страницы);
  • копия диплома;
  • свидетельство о регистрации в качестве крестьянского фермерского хозяйства (постановка в налоговом органе на учет осуществляется в течение 14 календарных дней);
  • бизнес-план (составить можно самостоятельно или с привлечением сторонних организаций);
  • соглашение на проверку, обработку и хранение персональный данных;
  • рекомендательные письма от муниципалитета при наличии;
  • соглашение о реализации и сбыте готовой продукции.

При отсутствии каких-либо документов комиссия не примет к рассмотрению заявление, участие в конкурсе будет аннулировано.

Повторно подать документы можно в любой момент. Поэтому если с первого раза заявка не прошла отбор, то не запрещается подача в удобное время после коррекции ошибок. Развитие сельского хозяйства имеет приоритетное значение, чем объясняется неограниченное число попыток на участие.

Как реализовать средства


В 2019 году подразумевается не единовременное выделение средств от государства единой суммой, а заключение государственного контракта в рамках программы поддержки.

То есть между фермером и представителями органов власти заключается соглашение, согласно которому в пользу бизнеса выделяются средства в течение всего года.

В контракте прописываются следующие аспекты:

  • сумма субсидирования;
  • сроки отчетности;
  • виды отчетности;
  • целевое назначение субсидирования;
  • порядок возврата средств, которые не были освоены в течение года;
  • ответственность за нарушение пунктов договора.

Если фермер за 2019 год не израсходует выделенные средства в полном объеме, то остаток он будет обязан вернуть в бюджет.

Срок субсидирования составляет ровно год. В течение этого периода государство оказывает материальную поддержку предпринимателю, после чего бизнес или набирает обороты, или показывает свою несостоятельность.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В 2017 году максимальная сумма гранта составляла 1,5 миллиона рублей. В 2018 году планируется увеличение этой планки с учетом инфляции и роста цен. Программа субсидирования рассчитана на длительный срок.

С 2019 г. реализуется новая программа поддержки агробизнеса. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Минсельхоз России разрабатывает федеральный проект «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Федеральный проект предполагает реализацию мероприятий по грантовой поддержке КФХ, предоставлению субсидий СПоК и достижение показателей эффективности центров компетенций в сфере сельхозкооперации и поддержки фермеров.

Государство прикладывает максимум усилий, чтобы помочь развитию сельскохозяйственной отрасли России. С этой целью разрабатываются новые программы, субсидии и льготы. Сегодня разберем, в чем заключается поддержка фермерских хозяйств в 2017 году.

На кого распространяется государственная поддержка

Господдержка применима как для начинающих, так и для опытных фермеров. В этой статье будет рассмотрена базовая государственная помощь. Каждый регион принимает собственные дополнительные меры для развития сельскохозяйственной отрасли. Перечислить все просто невозможно, поэтому о региональных субсидиях и иной помощи стоит узнать в местном комитете по сельскому хозяйству.

О региональных субсидиях и иной помощи стоит узнать в местном комитете по сельскому хозяйству или в областной администрации.

Правительство сформировало единую программу, рассчитанную на 2013-2020 годы, под названием: «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». В ней предусмотрены целевые гранты, конкурсы, необходимое консультирование, предоставление субсидий.

Комплекс мер, на которые может рассчитывать крестьянское и фермерское хозяйство на этапе становления:

  • Субсидирование процентов по кредитованию.
  • Гранты на организацию быта молодых фермеров.
  • Гранты на открытие КФХ.
  • Частичное субсидирование первоначального взноса по лизингу.
  • Развитие животноводческих КФХ.

Рассмотрим программы, которые нацелены на поддержку молодых фермеров.

Гранты

Выданные гранты могут направляться на покупку земли, подведение к готовым объектам инфраструктуры, а также на разработку и постройку новых проектов сельскохозяйственного назначения.

Начинающий фермер может единожды. Каждый из получивших его должен в обязательном порядке представить полный отчет о расходовании денежных средств. Форма отчета ежегодно меняется, найти ее можно на сайте Минсельхоза.

В регионах ежегодно проводятся конкурсы, на которых принимаются решения о распределении грантов. Желающие подают заявки в установленной конкурсной комиссией форме. Размеры грантов и количество победителей меняются от года к году, в зависимости от лимита финансирования.

Субсидии процентов по инвестиционным кредитам

Инвестиционное кредитование может использоваться исключительно с целью развития сельскохозяйственного бизнеса: покупка техники, скота, необходимого оборудования.

Размер кредитов для молодых фермеров достигает 5 млн руб. на срок до 15 лет с правом льготного периода до 5 лет. КФХ, которые желают получить поддержку государства, должны подать соответствующую заявку на участие. Счастливчики, как и в предыдущем случае, определяются путем конкурсного отбора, исходя из лимитов финансирования.

Победители в конкурсе, если это необходимо, обращаются в специализированные гарантийные фонды либо в региональный залоговый центр для получения поручительства и поддержки с их стороны. После того как банк принимает решение о выдаче кредита, следует обращение к органам АПК, которые отвечают за субсидирование по выплатам процентов по кредиту.

Гранты на организацию быта молодых фермеров

Цель – оказать единовременную материальную поддержку фермеров на организацию быта. На выделенные деньги участник программы может приобрести жилье и мебель для него. Правда, не предусмотрено, что человек будет оформлять покупку вторичного жилья. Мероприятие нацелено на приобретение новостройки либо индивидуальное строительство.

Время проведения конкурса и объемы финансирования определяются отдельно в каждом регионе. Отслеживать актуальную информацию следует на сайте профильных государственных учреждений, работающих с малым и средним бизнесом в сфере сельского хозяйства.

Отслеживать актуальную информацию следует на сайте профильных государственных учреждений, работающих с малым и средним бизнесом в сфере сельского хозяйства.

Частичное субсидирование первоначального взноса по лизингу

Цель мероприятия – обеспечить доступность для сельского хозяйства. Допустимо приобретать не только технику, но и оборудование, животных с целью ведения сельскохозяйственной деятельности.

Животноводство

С целью развития КФХ, занимающихся животноводческой отраслью, государство обязуется покрыть до 60% затрат на реконструкцию или строительство ферм и заводов. Остальное финансирует сам фермер. При этом допустимо, что 30% из оставшихся 40 он может погасить за счет кредитов. После проведения конкурса победители должны представить исчерпывающий отчет о расходах по выданным деньгам.

Для фермеров, которые уже ведут свою деятельность, также предусмотрены программы поддержки, которые помогут расширить действующий бизнес. Сюда входит помощь в предоставлении поручительства и гарантий при получении целевых кредитов на развитие, частичное возмещение затрат на покупку рабочей техники, земли, скота и оборудования.

Кроме того, государственная программа в помощь КФХ подразумевает налоговые льготы. В частности, была введена новая система налогообложения – ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог), который был призван упростить деятельность фермерских хозяйств, связанную с уплатой налогов. Он представляет собой замену остальных налогов, таких как налог на имущество, НДС (за исключением случаев, прописанных в ст. 174.1 НК РФ) и др.

Как уже говорилось ранее, условия и порядок предоставления грантов зависят от субъектов РФ. Актуальную информацию по вашему региону можно получить в местных органах АПК.

В целях эффективной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется комплекс мер государственной поддержки, включающий финансовую и организационную помощь. Так, с 1 января 2014 г. упрощен порядок предоставления земельных участков для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Заявления могут быть поданы главами фермерских хозяйств или фермерскими хозяйствами, зарегистрированными в качестве юридических лиц, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления либо в создаваемые в настоящее время многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг .

Важное значение имеет и надлежащее правовое регулирование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, которое должно четко определять особенности их правового положения, обеспечивать интересы членов хозяйства и самого хозяйства как участника хозяйственного оборота.

Правовые основы деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств устанавливаются Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) (п. 5 ст. 23, ст. 86.1, 257-259), Федеральным законом от 11 июня 2003 г. No 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. No 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и другими нормативными актами.

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. No302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» § 2 гл. 4 дополнен подпараграфом 3.1, содержащим ст. 86.1 «Крестьянское (фермерское) хозяйство». Данная норма предусматривает возможность создания крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица.

Крестьянское (фермерское) хозяйство, являющееся юридическим лицом, представляет собой добровольное объединение граждан, соединяющих имущественные вклады для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии.

Оно может образовано на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства гражданами, ведущими совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица.

Анализируя это новое положение, целесообразно обратить внимание на следующие обстоятельства:

1. Законодатель располагает ст. 86.1, именуемую «Крестьянское (фермерское) хозяйство», в разделе «Юридические лица». В то же время о крестьянском (фермерском) хозяйстве речь идет и в других статьях ГК РФ (п. 5 ст. 23, ст. 257–259). Однако в указанных нормах регламентируется деятельность крестьянских (фермерских) хозяйствах без образования юридического лица. На наш взгляд, в связи с этим целесообразно в п. 5 ст. 23ГК РФ сформулировать положение о возможности создания крестьянского (фермерского) хозяйства с образованием юридического лица, указав на соответствующие нормы, предусматривающие деятельность таких фермерских хозяйств.

2. Давая определение крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица, законодатель подчеркивает, что это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (п. 1 ст. 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве). Следует заметить, что в зарубежном законодательстве (Канады, Германии Польши, Китая) также распространены семейные сельскохозяйственные производства .

В действующем российском законодательстве применительно к крестьянскому (фермерскому) хозяйству – юридическому лицу о наличии между членами хозяйства родства и (или) свойства не упоминается. В то же время содержащаяся в п. 1 ст. 86 ГК РФ отсылка к ст. 23 ГК РФ и далее к Закону о крестьянском (фермерском) хозяйстве не позволяет безоговорочно сделать такой вывод. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. No74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливает, что членами фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более

чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет. И только в качестве исключения членами фермерского хозяйства могут быть граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Однако максимальное количество таких граждан не может превышать 5 чел.

В разделе «Юридические лица» ГК РФ нормы ст. 86.1 расположены между хозяйственными товариществами и обществами. Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство следует рассматривать как самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица. Вместе с тем правовое регулирование рассматриваемого юридического лица содержит отдельные положения, предусмотренные для хозяйственных товариществ и обществ. Так, для гражданина – члена крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливается запрет на участие в других крестьянских (фермерских) хозяйствах, так же как и для полных товарищей в хозяйственных товариществах. Члены хозяйства несут субсидиарную ответственность по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства, как и участники общества с дополнительной ответственностью, но без указания на возможность ее ограничения в соотношении со стоимостью долей участников общества.

С введением в действие ст. 86.1 ГК РФ возникает вопрос о ее соотношении с ранее установленными положениями ст. 259 ГК РФ, согласно которой члены крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства могут создать хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

В этом случае хозяйственное товарищество или производственный кооператив как юридические лица обладают правом собственности на имущество, переданное им в качестве вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное и приобретенное в процессе его деятельности. При этом вкладами участников являются их доли в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Таким образом, при отсутствии разграничения между нормами ст. 86.1 и ст. 259 ГК РФ возможно создание членами крестьянского (фермерского) хозяйства юридического лица в форме хозяйственного товарищества, производственного кооператива, а также крестьянского (фермерского) хозяйства – юридического лица. В сложившейся ситуации не ясно, каким образом и по каким основаниям может осуществляться выбор соответствующей организационно-правовой формы создаваемого юридического лица.

Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:

1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;

3) развитие племенного животноводства;

4) развитие элитного семеноводства;

5) обеспечение производства продукции животноводства;

6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;

8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;

9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;

10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В РФ действует целый ряд программ, направленных на поддержку и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств:

Целевая программа Минсельхоза России «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы»;

Целевая программа Минэкономразвития России «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, включая КФХ»;

Общепредпринимательские программы поддержки начинающих;

Областные и муниципальные программы развития крестьянско-фермерских хозяйств.

Основной программой поддержки фермерского хозяйства является Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная постановлением

Основные цели Программы: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной

активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

Для достижения вышеперечисленных целей важную роль играет стимулирование граждан к объединению в крестьянские (фермерские) хозяйства для ведения совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, чему должны способствовать следующие направления государственной экономической политики:

1.Повышение эффективности государственной поддержки финансового

благосостояния сельского хозяйства. Согласно Плану первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной

стабильности в 2015 году государство выделяет дополнительные средства из федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства в размере 50 млрд. рублей из 2,3 трлн. рублей, заложенных в антикризисный план, что представляется недостаточным в условиях экономического эмбарго и тенденции к импортозамещению . Также необходимо установить эффективный контроль расходования выделенных средств, при этом финансы должны быть направлены не только на поддержание существующих государственных объектов сельского хозяйства, но и быть доступными для развития крестьянских (фермерских) хозяйств.

2. Поддержание системы кредитования и субсидирования крестьянских (фермерских) хозяйств в целях обеспечения доступности краткосрочных и

долгосрочных кредитов.

3. Совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в части повышения оперативности и эффективности устранения безосновательного завышения цен на рынке. В настоящее время Генпрокуратура России проводит масштабные проверки по выявлению причин роста цен на социально значимые продукты, а также комплекс мер, направленных на борьбу с недобросовестными предпринимателями, поставщиками и торговцами. При дальнейшем обострении ситуации на рынке Правительству

Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. No 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» следует воспользоваться своим правом на госрегулирование цен на социально-значимые товары.

4. Создание условий для реализации потенциала зон опережающего экономического роста с агропромышленной специализацией в субъектах Российской Федерации, учет этого фактора при формировании перспективной системы расселения и создании крестьянских (фермерских)

хозяйств, содействие в социальном обустройстве членов крестьянских (фермерских) хозяйств, увеличение финансового обеспечения реализации социальных программ в сельских поселениях.

5. Стимулирование развития совместной организации труда в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

6. Развитие инфраструктуры рынков, необходимых для реализации товаров крестьянским (фермерским) хозяйством.

7. Освоение новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и ресурсосбережения в сельском хозяйстве, пищевой промышленности: рост плодородия и урожайности, расширение территорий для посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель, реконструкция и строительство мелиоративных систем, ускоренное развитие животноводства.

8. Формирование общего продовольственного рынка в рамках таможенного союза государств – членов Евразийского экономического сообщества с привлечением ресурсов и возможностей крестьянских (фермерских) хозяйств.

9. Совершенствование государственной торговой политики, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая закупки для государственных нужд, обеспечивающие расширение спроса на продукцию отечественного производства.

Особое внимание необходимо уделять осуществлению мер, направленных на снижение уровня бедности, безработицы и обеспечение приоритетной поддержкой наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации собственного крестьянского

(фермерского) хозяйства, особенно в условиях притока граждан Украины из мест ведения боевых действий.

Следует отметить, реализация вышеперечисленных мер должна способствовать развитию сельскохозяйственного сектора экономики государства, появлению благоприятных условий для создания объединений граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства (крестьянских (фермерских) хозяйств), обеспечению импортозамещения и, как следствие, продовольственной независимости и национальной безопасности Российской Федерации .

В целом в субъектах Российской Федерации отмечается формальный подход к осуществлению государственной поддержки фермеров, не учитывающий, в том числе актуальность, экономическую и социальную значимость такой поддержки.

Информационно-разъяснительная работа с муниципальными образованиями и КФХ, проводимая органами управления АПК субъектов Российской Федерации, является недостаточно эффективной.

Для активизации работы по оказанию государственной поддержки фермеров предлагает провести в субъектах Российской Федерации следующие мероприятия:

1) обеспечить совместно с региональными отделениями Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (далее – АККОР) доведение информации о реализуемых мерах государственной поддержки до каждого главы КФХ;

2) пересмотреть порядки расходных обязательств с целью снятия барьеров по оформлению и получению субсидий на возмещение части затрат КФХ при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

3) создать возможности консультативной поддержки фермеров на муниципальном уровне.

При этом важно не только поддерживать крестьянско-фермерские хозяйства, но и обеспечивать эффективность их функционирования.

Исследование крестьянских и фермерских хозяйств показало, что основными факторами, определяющими эффективность труда в них, являются размер хозяйства, структура производства, цены на произведенную продукцию, затраты на ее производство, распределение прибыли, наличие или отсутствие государственной поддержки, производительность труда.

Основной проблемой, определяющей положение и перспективы крестьянских и фермерских хозяйств, является неурегулированность цен на продукцию, их независимость от производителя и низкий уровень, не позволяющий добиться минимального уровня рентабельности для самофинансирования и расширенного воспроизводства.

Низкий уровень цен реализации влечет за собой ряд других проблем деятельности хозяйств, среди которых:

Отсутствие новой техники и невозможность ее купить;

Недостаточные объемы элитных семян, удобрений, поголовья племенных животных;

Нехватка помещений и оборудования для хранения урожая и, часто, необходимой инфраструктуры (фермер не может ее построить из-за отсутствия денег);

Низкое качество рабочей силы из-за невозможности установить достойный уровень заработной платы и пр.

В Российской Федерации существует механизм закупочных интервенций, регулируемый Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "О развитии сельского хозяйства" . Его суть заключается в закупке сельскохозяйственной продукции государством при снижении цен ниже минимальных расчетных. В ходе проведенного исследования было выявлено, что в настоящее время механизм закупочных интервенций не приводит к стабилизации цен на рынке сельскохозяйственной продукции для фермерских и крестьянских хозяйств.

Результаты наблюдений и исследований позволили из всех вариантов развития крестьянских и фермерских хозяйств выбрать два альтернативных, являющихся наиболее перспективными:

    Сохранение и усиление уже сложившейся тенденции выбывания слабых и укрупнения оставшихся хозяйств, которые самостоятельно решают проблемы сбыта произведенной продукции в рамках собственного видения и возможностей, и пользуются ресурсами, предоставляемыми государственными программами и банками.

    Разработка мер по совершенствованию уже существующих программ государственной поддержки крестьянских и фермерских хозяйств, которые помогут не только сохранить, но и повысить их количество путем повышения привлекательности сельскохозяйственного труда.

Финансовая поддержка фермеров сегодня является одной из приоритетных задач государства, особенно в условиях нынешнего кризиса. Именно с этой целью сельхозпроизводителям предлагаются различные целевые субсидии, которые можно потратить и на открытие своего дела в области сельского хозяйства, и на модернизацию или расширение уже действующего хозяйства. Субсидии фермерам в 2015 году выделяются на федеральном и региональном уровне.

Поддержка фермеров в условиях действия санкций

Антироссийские санкции затронули сельскохозяйственных производителей, возможно, в первую очередь. Фермеры терпят убытки, теряют налаженные каналы сбыта продукции. О развитии бизнеса в таких условиях говорить не приходится. Но все же с целью поддержки производителей Правительством была выделена субсидия для фермеров в сумме 3,375 миллиарда рублей.

Какие субсидии можно получить сегодня от государства фермеру-новичку или малому сельхозпредприятию? Распределение помощи таково:

  • семейные животноводческие фермы получат в общем 1,425 млрд рублей госпомощи;
  • фермерские хозяйства, оформляя землю в собственность, получат порядка 50 миллионов рублей;
  • на бытовое обустройство начинающим фермерам-предпринимателям государство выделит 1,9 млрд рублей.

В 2015 году финансирование получат 83 региона (в 2014 - 77), в том числе Крым. Все полученные субсидии фермеры вправе потратить на такие цели:

  • увеличение поголовья скота;
  • покупка оборудования, материалов;
  • приобретение посадочного материала, удобрения, корма;
  • покупка участков для ведения на них сельхозбизнеса и другое.

Субсидии будут распространяться по регионам неравномерно. В первую очередь суммы будут выделены тем регионам, которые наиболее пострадали от санкций, самых неразвитых и нуждающихся в поддержке. Так, наибольшие субсидии будут у Дагестана (260 миллионов на регион) и Ставропольского края (свыше 300 миллионов).

Субсидия начинающим фермерам в 2015 году выделяется в рамках федеральной программы госпомощи. Однако для получения таких средств необходимо соблюсти определенные условия:

  • зарегистрироваться в качестве ООО, ИП;
  • иметь стартовый капитал (собственные средства) в сумме не меньшей, чем 100 тысяч рублей;
  • составить грамотный, продуманный бизнес-план, который устроит комиссию по выдаче субсидий.

Выделяемые средства имеют строго целевое назначение. Контроль над их расходом будет осуществляться на всех этапах. Так, если субсидия на развитие сельского хозяйства выделяется начинающему фермеру, то тратить деньги госпомощи он вправе только согласно бизнес-плану, им же и разработанного. По окончании определенного времени - квартала, года - комиссия проверит, куда «ушли» средства. В случае если найдутся нарушения, субсидию придется вернуть государству.

На протяжении времени пользования субсидией обязательно стоит сохранять чеки, договоры на поставку, накладные и квитанции о приобретении оборудования, материалов и иного. Кроме трат, комиссия рассматривает эффективность использования помощи от государства: достигнуты ли цели и задачи, поставленные в бизнес-плане, повысилась ли доходность и рентабельность предприятия?

Как получить субсидию?

Предприятие-претендент должно соответствовать определенным критериям, перед тем как получить субсидии фермерам:

  • Получить субсидии на поддержку бизнеса могут начинающие фермеры или состоявшееся предприятие, нуждающееся в развитии.
  • К начинающим фермерам причисляют россиян со средним или высшим образованием, зарегистрированных как ИП и/или являющихся главой КФХ, имеющий опыт в сельхозобласти. Для КФХ действуют дополнительные требования: проживание в местности, где ведется сельское хозяйство в течение минимум одного года, подача заявки один раз за время деятельности хозяйства.
  • Если речь идет об ИП, то он должен пройти регистрацию за три года или более до подачи заявки и уже реализовать продукцию сельского хозяйства минимум на 30 тысяч рублей.
  • Кроме КХФ и ИП, в подпрограмме по выделению субсидии могут участвовать сельхозкооперативы, микропредприятия, личные подсобные хозяйства.

Признаками начинающего хозяйства (малого предприятия) можно считать:

  • численность сотрудников для малых предприятий - не более 100 человек, для микропредприятий - максимум 15 человек;
  • участие юрлиц в составе предприятия не превышает 25% от общего размера капитала;
  • выручка без учета НДС не выше значений, которые устанавливаются для малых предприятий государством в начале каждого года.

Если бизнес держится на плаву более трех лет, субсидия может быть выделена на развитие (расширение) хозяйства. В этом случае субсидия выделяется на такие цели:

  • возмещение затрат по взятым ранее кредитам;
  • оплата процентов.

Кредиты выделяются на различные цели. Предельная сумма кредита для фермеров - 40 миллионов рублей. Срок - максимум 8 лет. Чем дольше существует предприятие, тем на большую сумму кредита оно может рассчитывать. Для получения кредита также необходимо соответствовать условиям: регистрация ИП или ООО, российское гражданство, численность сотрудников и так далее.

Кредиты для сельхозпроизводителей под 25-30%, которые сегодня предлагают банки, практически неподъемные для начинающего фермера или небольшого КФХ. Именно система субсидирования призвана обеспечить кредитование аграриев России при ставке 10-15%. Только такая ставка по кредитам будет под силу аграриям, и то далеко не всем.

error: