Государственная помощь начинающим фермерам. Субсидии начинающим фермерам

Финансовая поддержка фермеров сегодня является одной из приоритетных задач государства, особенно в условиях нынешнего кризиса. Именно с этой целью сельхозпроизводителям предлагаются различные целевые субсидии, которые можно потратить и на открытие своего дела в области сельского хозяйства, и на модернизацию или расширение уже действующего хозяйства. Субсидии фермерам в 2015 году выделяются на федеральном и региональном уровне.

Поддержка фермеров в условиях действия санкций

Антироссийские санкции затронули сельскохозяйственных производителей, возможно, в первую очередь. Фермеры терпят убытки, теряют налаженные каналы сбыта продукции. О развитии бизнеса в таких условиях говорить не приходится. Но все же с целью поддержки производителей Правительством была выделена субсидия для фермеров в сумме 3,375 миллиарда рублей.

Какие субсидии можно получить сегодня от государства фермеру-новичку или малому сельхозпредприятию? Распределение помощи таково:

  • семейные животноводческие фермы получат в общем 1,425 млрд рублей госпомощи;
  • фермерские хозяйства, оформляя землю в собственность, получат порядка 50 миллионов рублей;
  • на бытовое обустройство начинающим фермерам-предпринимателям государство выделит 1,9 млрд рублей.

В 2015 году финансирование получат 83 региона (в 2014 - 77), в том числе Крым. Все полученные субсидии фермеры вправе потратить на такие цели:

  • увеличение поголовья скота;
  • покупка оборудования, материалов;
  • приобретение посадочного материала, удобрения, корма;
  • покупка участков для ведения на них сельхозбизнеса и другое.

Субсидии будут распространяться по регионам неравномерно. В первую очередь суммы будут выделены тем регионам, которые наиболее пострадали от санкций, самых неразвитых и нуждающихся в поддержке. Так, наибольшие субсидии будут у Дагестана (260 миллионов на регион) и Ставропольского края (свыше 300 миллионов).

Субсидия начинающим фермерам в 2015 году выделяется в рамках федеральной программы госпомощи. Однако для получения таких средств необходимо соблюсти определенные условия:

  • зарегистрироваться в качестве ООО, ИП;
  • иметь стартовый капитал (собственные средства) в сумме не меньшей, чем 100 тысяч рублей;
  • составить грамотный, продуманный бизнес-план, который устроит комиссию по выдаче субсидий.

Выделяемые средства имеют строго целевое назначение. Контроль над их расходом будет осуществляться на всех этапах. Так, если субсидия на развитие сельского хозяйства выделяется начинающему фермеру, то тратить деньги госпомощи он вправе только согласно бизнес-плану, им же и разработанного. По окончании определенного времени - квартала, года - комиссия проверит, куда «ушли» средства. В случае если найдутся нарушения, субсидию придется вернуть государству.

На протяжении времени пользования субсидией обязательно стоит сохранять чеки, договоры на поставку, накладные и квитанции о приобретении оборудования, материалов и иного. Кроме трат, комиссия рассматривает эффективность использования помощи от государства: достигнуты ли цели и задачи, поставленные в бизнес-плане, повысилась ли доходность и рентабельность предприятия?

Как получить субсидию?

Предприятие-претендент должно соответствовать определенным критериям, перед тем как получить субсидии фермерам:

  • Получить субсидии на поддержку бизнеса могут начинающие фермеры или состоявшееся предприятие, нуждающееся в развитии.
  • К начинающим фермерам причисляют россиян со средним или высшим образованием, зарегистрированных как ИП и/или являющихся главой КФХ, имеющий опыт в сельхозобласти. Для КФХ действуют дополнительные требования: проживание в местности, где ведется сельское хозяйство в течение минимум одного года, подача заявки один раз за время деятельности хозяйства.
  • Если речь идет об ИП, то он должен пройти регистрацию за три года или более до подачи заявки и уже реализовать продукцию сельского хозяйства минимум на 30 тысяч рублей.
  • Кроме КХФ и ИП, в подпрограмме по выделению субсидии могут участвовать сельхозкооперативы, микропредприятия, личные подсобные хозяйства.

Признаками начинающего хозяйства (малого предприятия) можно считать:

  • численность сотрудников для малых предприятий - не более 100 человек, для микропредприятий - максимум 15 человек;
  • участие юрлиц в составе предприятия не превышает 25% от общего размера капитала;
  • выручка без учета НДС не выше значений, которые устанавливаются для малых предприятий государством в начале каждого года.

Если бизнес держится на плаву более трех лет, субсидия может быть выделена на развитие (расширение) хозяйства. В этом случае субсидия выделяется на такие цели:

  • возмещение затрат по взятым ранее кредитам;
  • оплата процентов.

Кредиты выделяются на различные цели. Предельная сумма кредита для фермеров - 40 миллионов рублей. Срок - максимум 8 лет. Чем дольше существует предприятие, тем на большую сумму кредита оно может рассчитывать. Для получения кредита также необходимо соответствовать условиям: регистрация ИП или ООО, российское гражданство, численность сотрудников и так далее.

Кредиты для сельхозпроизводителей под 25-30%, которые сегодня предлагают банки, практически неподъемные для начинающего фермера или небольшого КФХ. Именно система субсидирования призвана обеспечить кредитование аграриев России при ставке 10-15%. Только такая ставка по кредитам будет под силу аграриям, и то далеко не всем.

Материальная поддержка крестьянско-фермерских хозяйств направлена на стимулирование развития, расширение сфер деятельности и рост оборотов. Правительством разработана программа поддержки, рассчитанная на 2013-2020 годы. Среди основных направлений принято оказание поддержки в создании и развитии крестьянских, фермерских хозяйств. Выделением средств занимаются местные власти регионов.

Направления деятельности, поддерживаемые грантами

Материальная поддержка осуществляется в виде грантов на развитие или единовременной компенсации в форме субсидии на покрытие понесенных расходов. Субсидирование деятельности крестьянско-фермерских хозяйств является строго целевым по выделению и расходованию. Материальная помощь от государства направляется для поддержки направлений:

  • Приобретения земельных участков, подведение коммуникаций, строительства сельскохозяйственных или животноводческих объектов.
  • Возведения объектов производственного назначения.
  • Покупки кормов, посадочного материала и удобрений.
  • Приобретения современного оборудования, используемого для модернизации комплексов по переработке, хранения продукции.
  • Приобретения молочно-мясного поголовья животных.
  • Платы за получение оборудования в лизинг.
  • Процентной ставки кредитования, предоставленного на развитие сельскохозяйственной деятельности.

Базовые требования, предъявляемые к фермерам для получения субсидии

При выделении сумм государственной поддержки учитываются базовые условия, необходимые для дальнейшего рассмотрения документов по заявке. К обязательным условиям получения субсидии относят ряд требований.

Условия для подачи заявки Описание требований
Гражданство соискателя Обязательным является наличие у фермера гражданства РФ
Место проживания Необходимо проживание в месте ведения хозяйства
Профессиональный опыт Требуется присутствие опыта работы по любому из направлений сельского хозяйства в течение более 3 лет
Получения субсидии ранее Соискатель на субсидию не должен ранее получать грант либо единовременную выплату аналогичного основания. Сумма на поддержку сельхозпроизводителя выделяется единожды

КФХ может быть зарегистрирована в форме юридического лица, индивидуального предпринимателя. В составе работающих лиц могут быть наемные работники и лица, объединенные родственными либо имущественными связями.

Условия для предоставления господдержки

Кроме исполнения основных требований, соискатель на субсидию должен соответствовать ряду условий для успешного ведения сельскохозяйственного бизнеса.

Критерии эффективного ведения КФХ Пояснение к требованиям
Профессиональный подход Приоритет для получения субсидии имеют лица с опытом работы в сельском хозяйстве более 10 лет или имеющие профильное образование
Минимальная стартовая сумма При выделении помощи предполагается, что часть суммы на развитие вносит КФХ. Субсидирование ведения фермерского хозяйства производится при наличии у соискателя не менее 30% требуемой суммы
Наличие перспективного бизнес-плана Присутствие грамотного бизнес-плана позволяет оценить планируемую эффективность ведения хозяйства, создания рабочих мест, способ сбыта продукции. Документ показывает окупаемость проекта
Присутствие базовых имущественных позиций Фермер должен иметь в собственности земельный участок или хозяйственные постройки

Предоставление субсидии или гранта производится по одному из выбранных направлений. Соискатель может заявить о необходимости получения средств по нескольким темам. Комиссия осуществляет выбор получателя субсидии среди нескольких кандидатов.

Размер суммы, направляемой на субсидирование

На размер субсидии или гранта влияет направление программы оказания помощи, количество соискателей, одновременно подавших заявки. Для предоставления поддержки предусмотрены суммы:

  • В 2017 году максимальная величина субсидии составила 1,5 миллиона рублей.
  • Размер гранта по результатам 2017 года ограничился 300 тысячами рублей.
  • В 2018 году предельная сумма выплат планируется к увеличению в связи с инфляционными тенденциями.

Покрытие сумм процентов за предоставленные кредиты

Предприятия малого бизнеса, КФХ часто прибегают к заемным средствам для развития и модернизации деятельности. Одной из известных программ субсидирования является покрытие процентов, уплаченных лицом за предоставленное кредитование. Особенности участия в программе субсидирования:

  • Необходимо полностью соответствовать признакам КФХ, вести эффективную сельскохозяйственную деятельность в течение более 3 лет.
  • Целевое назначение кредита совпадает с направлениями, поддерживаемыми государственными программами развития.
  • Коммерческие банки предоставляют кредиты под процент, определенный договорными условиями. Компенсации подлежит процентная ставка, не превышающая установленную Банком России.
  • Компенсации расходов подлежат сумма процентов, начисленная и уплаченная до одобрения субсидии и в последующих периодах по одному кредитному договору.

Для компенсации процентов по кредитованию необходимо выдержать остальные условия, включая выполнение программы согласно заявленному бизнес-плану.

Пример размера предоставленной субсидии

КФХ «Солидарность» заключил с банком договор кредитования на приобретение современного животноводческого комплекса. Сумма процентов, предъявленная банком за 2006 год, составила 238 000 рублей. Проценты оплачены в полном размере. КФХ обратилось за субсидией на компенсацию суммы. В составе документов для субсидирования КФХ «Солидарность» представило расчет процентов с учетом ставки рефинансирования. Размер субсидии составил в соответствии с расчетом 120 000 рублей.

Документы на предоставление субсидии

Соискателю необходимо подготовить и предоставить на участие в конкурсе ряд документов:

  • Заявление на участие в конкурсе.
  • Свидетельство о регистрации в качестве КФХ.
  • Копия документа, удостоверяющего личность.
  • Копия документа об образовании.
  • Бизнес-план, реализуемый с использованием субсидии.
  • При необходимости – документ, подтверждающий наличие собственного капитала.
  • Соглашение на сбыт продукции – договор с торговой организацией.
  • Справка об отсутствии задолженности по налогам и взносам.
  • Рекомендации, при наличии, от муниципальных властей.

Дополнительно соискатель предоставляет комиссии письменное право на сбор, получение, обработку информации, носящей личный характер.

Условия регионального контроля выделенных средств

Органы власти выделяют средства в зависимости от приоритетной потребности развития конкретных видов сельскохозяйственной деятельности. В рамках разработанной программы развития действуют 11 подпрограмм.

Вид программы Особенности
Семейная животноводческая ферма (кроме объединений, где глава является учредителем коммерческой фирмы) Предоставляется семейным хозяйствам численностью не менее 3 человек, занимающиеся разведением молочно-мясного поголовья животных. Предоставляется в форме гранта в размере 60% от суммы расходов, заявленных в бизнес-плане
Начинающий фермер Предоставляется лицам в начале ведения деятельности при условии победы в конкурсе, осуществления работ сельскохозяйственного профиля не менее полугода в течение 3 лет
Развитие малых форм бизнеса в сельском хозяйстве Средства выделяются на приобретение земли, производственных помещений и улучшение условий жизни фермеров с особой поддержкой животноводческих комплексов

Средства выделенной субсидии имеют строго целевое назначения. Фермерское хозяйство имеет право использовать грант только на заявленные и выделенные цели. Утвержденный при выделении гранта бизнес-план является основным документом, используемым для контроля целевого расходования средств.

По результатам отчетных периодов фермер обязан предоставить документы о расходовании средств и реализации этапа бизнес-плана. Проверке подлежат показатели роста эффективности, рентабельности, создание новых рабочих мест.

Вопрос №1 . Если после одобрения субсидии сумма не получена в связи с ограниченным финансированием, имеет ли право КФХ подать заявку еще раз?

При отсутствии у органов власти возможности выделить субсидию в связи с недостаточностью средств допускается повторная подача документов с учетом соблюдения актуальности документов.

Вопрос № 2 . Какие санкции налагаются на КФХ при нецелевом использовании выделенных средств или пропуске срока предоставления отчетности?

Финансовая поддержка сельхозпроизводителей со стороны государства издавна существует во всех развитых странах. Она стимулирует собственное производство продуктов питания и делает их более доступными для потребителей. Как фермеру получить субсидию от государства, что нужно для этого, и каков размер финансовой помощи – об этом речь ниже.

Виды грантов для производителей продуктов питания

Субсидии для КФХ представляют собой определенную сумму средств, которую государство выделяет фермерам из федерального бюджета. Она обязательно является целевой. Направить средства в ином направлении, которое выходит за предназначенные рамки, невозможно. Фермерам придется обязательно отчитываться за каждый потраченный рубль и подтверждать документально расходование денег.

Когда КФХ работает больше трех лет, оно получает право на оформление субсидии на дальнейшее развитие своего сельскохозяйственного предпринимательства.

В 2018 г., как и в предыдущих периодах, КФХ вправе надеяться на получение:

  1. Грантов для развития хозяйства. Претендент может истратить предоставленные средства на то, чтобы купить земельные площади, провести современные коммуникации. Такой вид поддержки органичен, и получают его не все КФХ.
  2. Компенсации средств, потраченных на покупку удобрений, животных (свиней, овец, коров и других).
  3. Средств, которые покроют затраты на строительство производственных и сельхозобъектов, к примеру, завода по переработке молока, свинофермы, птицефермы. Как правило, выделенные суммы охватывают только часть понесенных издержек.
  4. Субсидий, покрывающих кредиты. Заемные средства должны быть истрачены строго на то, чтобы модернизировать фермерское хозяйство и развивать его.
  5. Целевых лизинговых субсидий. Они также имеют строгое однозначное предназначение – направляются исключительно на погашение лизинга, который использовался на взятие в аренду и последующий выкуп сельхозоборудования и техники.

Средства в виде субсидий предоставляются:

  • сельхозкооперативам;
  • ИП, при условии ведения подсобного собственного хозяйства.

Важно! КФХ для своего дальнейшего развития может воспользоваться одновременно несколькими видами поддержки. Условие – фермерское хозяйство соответствует необходимым критериям.

Условия для получения субсидии с бюджета

Государственную поддержку в 2018 г. смогут получить начинающие фермеры и семьи, решившие создать крепкое хозяйство. Помощь открыта для всех, но чтобы воспользоваться ею, следует соответствовать определенным критериям. Насколько КФХ отвечает необходимым требованиям, проверяет квалифицированная комиссия. Именно она рассматривает заявки и оценивает выполнение обязательных условий.

Для получения гранта следует отвечать критериям:

  1. Профессионализм главы КФХ. Его наличие подтверждается опытом хозяйствования в сельхозсфере, сроком минимум 10 лет, или дипломом об образовании высшем или специальном. Если претендент уже не первый год занимается выращиванием сельхозпродукции или разведением скота, птицы, то диплом для получения субсидии иметь ему не обязательно.
  2. У будущего фермера в наличии собственные средства, достаточные для начала ведения бизнеса. Их минимальный размер должен составлять 30% от стоимости проекта. В расчет принимаются не только денежные суммы, но и ценность наличной птицы, сельхозживотных – важной части капитала фермера.
  3. КФХ принадлежит хотя бы незначительная земельная площадь и строения, которые пригодны для ведения сельхозработ.
  4. Возможность реализации полученной продукции. Преимущество отдается тем фермерам, у которых имеются или уже налаженные направления сбыта, или предварительные договоренности об этом. Идеально, если у претендента на руках есть соглашения, заключенные с торговыми предприятиями. Подходит и вариант, когда у КФХ в наличии свой собственный магазин, через который продается продукция.
  5. Составлен бизнес-план. Он должен быть разработан от начала до конца с соблюдением структуры и наличием всех необходимых расчетов. В этом документе фиксируется результат работы хозяйства. Когда план отсутствует, остальные критерии в расчет не принимаются. Комиссия должна владеть данными о том, как фермер планирует развивать свое хозяйство, какие результаты рассчитывает получить.

Немаловажной составной положительного решения выступает и социальная значимость проекта КФХ. В первую очередь одобряются заявки, которые предполагают предоставление рабочих мест для местных жителей, обустройство населенного пункта, постройку дорог. Плюсом для КФХ является тот факт, что фермерское хозяйство находится вблизи от села или городка.

Важно! Средства из федерального бюджета выделяются только тогда, когда продукция КФХ будет действительно востребована на внутреннем рынке.

Перечень необходимых для субсидирования документов

Распределение бюджетных средств на субсидирование – ответственный процесс. Чтобы попасть в число претендентов на их получение, необходимо предоставить папку документов. Она включает:

  1. Анкету участника или его заявление. Заполняется документ на месте по стандартному образцу.
  2. Паспорт и диплом об образовании – копии, заверенные в установленном порядке.
  3. Копии документов, которые подтверждают факт создания юрлица и его регистрацию в налоговой.
  4. Справку о том, что КФХ является субъектом МБ.
  5. Соглашение или контракт КФХ с торговым предприятием на продажу продукции.
  6. Бизнес-план.
  7. Письма рекомендательного содержания от руководителей муниципалитета или прочих предпринимателей.

Важно! Не исключено, что комиссия потребует дополнительные документы. Такое право у нее имеется.

Что включается в бизнес-план

Без подробного бизнес-плана комиссия не примет документы КФХ на рассмотрение. Подготовить его несложно. В плане содержатся разделы, которые описывают:

  • данные о КФХ, в том числе сведения об организационной и правовой структуре;
  • размеры собственных средств и суммы инвестиций;
  • маркетинговый план;
  • окупаемость, размеры планируемого дохода и прибыли – финансовый план;
  • аналитические исследования – возможные риски, кризисные ситуации, пути их преодоления;
  • расчеты эффективности КФХ;
  • рекламные мероприятия и способы продвижения продукции.

Обязательные составные бизнес-плана:

  1. Резюме.
  2. Приложение.

В резюме обобщается информация, представленная в бизнес-плане, формируется вывод о перспективности КФХ и данные о том, чего можно достичь в ближайшее время.

Приложение содержит документацию, подтверждающую финансовый и аналитический разделы бизнес-плана.

Разрабатывая документ, разумно сделать ударение на реалистичность и оригинальность.

Если самостоятельно составить план развития бизнеса нет возможности, помогут сотрудники Центра занятости или специальных инкубаторов.

Пример

Выписка из финансового раздела бизнес-плана:

Издержки Сумма, тыс. руб.
Субсидия Собственные Всего
Покупка земли 271,00 120,00 391,00
Покупка строения для свинарника 520,00 230,00 750,00
Приобретение свиноматок 122,00 54,00 176,00
Закупка оборудования (холодильники, разделочная установка) 231,00 102,00 333,00
Итого 1144,00 506,00 1650,00

Величина субсидии для КФХ – не более 70% требуемых средств и в пределах 1,5 млн. руб. Поэтому собственных средств должно минимум 30%.

Как получить субсидию для КФХ – этапы

Последовательность получения гранта такова:

Этапы Описание
1. Зарегистрироваться как ИП или глава КФХ
2. Оценить свои возможности касательно получения гранта (сравнить с необходимыми критериями)
3. Ознакомиться в местном органе власти с программой субсидирования
4. Составить бизнес-план и прочие нужные документы
5. Предоставить их Минсельхоз в своем регионе
6. Заполнить анкету или заявление стандартной формы
7. Оставить на рассмотрение комиссии подготовленные документы
8. Подождать 15 дней, пока поступит результат экспертной оценки документов
9. Не исключено приглашение в Минсельхоз для собеседования и оценки деловых качеств претендента
10. В случае положительного решения – заключение контракта и получение средств отдельными траншами

Особенности субсидирования в 2018 г.

Размеры фермерского субсидирования увеличиваются ежегодно. Официальная статистика информирует, что к концу нынешнего года величина грантов составит около 20 млрд. руб., и уже больше 80 субъектов ее получили.

Максимальный размер субсидии составляет полтора млн. руб. В 2018 г. он будет увеличен, как минимум, на индекс инфляции и цен.

Особенности фермерского субсидирования в 2018 г.:

  1. Срок, на который рассчитана программа выделения бюджетных средств, более длительный.
  2. Остаются актуальными требования касательно отсутствия просрочек и неуплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, вносимых в казну РФ.
  3. Бюджет на субсидирование отдельных регионов страны увеличивается.
  4. Решающим критерием для получения денежных средств от государства остается показатель эффективности работы КФХ.

Каждый субъект КФХ, принявший участие в программе субсидирования из федерального бюджета, обязан предоставлять расширенный и детальный отчет о результатах свой деятельности. Он включает информацию о многих показателях и параметрах.

Не исключено, что с 2018 г. станет возможным экспресс-субсидирование. Его сроки ограничатся, скорее всего, двумя неделями. Такой вид выдачи субсидий будет касаться тех проектов, которые признаны экспертной комиссией, как высокорентабельные.

В таблице содержится информация о выделенных грантах за несколько лет:

Важно! КФХ следует внимательно следить за сроками уплаты налогов и ни в коем случае не пропускать их, поскольку это сделает невозможным получение субсидии.

Как предоставленные бюджетом средства реализуются

В 2018 г. деньги из госбюджета не станут выделяться единовременно общей суммой. КФХ заключает контракт с государством. Согласно такому соглашению средства для сельхозбизнеса поступают на протяжении года.

Контракт содержит данные о:

  • сумме выделенной субсидии;
  • видах отчетности и датах ее предоставления;
  • целевом назначении гранта;
  • порядке возврата выделенных сумм, если за истекший год их не удалось освоить;
  • ответственности за то, что пункты соглашения не соблюдены или нарушены.

Важно! Когда КФХ не сможет расходовать по назначению определенную сумму предоставленных средств, ему придется вернуть их в казну.

С 2017 г. субсидии облагаются подоходным налогом. Он вносится в казну уже после того, как транш получен.

Не исключается натуральная помощь государства КФХ. К примеру, в заявке указана цель предпринимателя – приобрести производственную линию или оборудование. Государство может ее поставить. Такой способ поддержки менее бюрократичен.

Популярные вопросы и ответы

Вопрос 1. Где можно ознакомиться с программой субсидирования КФХ?

Ответ. Нужные сведения размещаются на официальном сайте Минсельхоза в соответствующей области или крае.

Вопрос 2. Какие организации могут подавать заявки на субсидирование?

Ответ. Претендовать на распределение субсидии вправе КФХ, индивидуальные подсобные хозяйства, организации, которые относятся к микропредприятиям. Перечень критериев, которым следует соответствовать – на сайте Минсельхоза.

Субсидия КФХ предоставляется ровно на один год. На протяжении всего этого периода государство материально поддерживает сельхозредпринимателя. В зависимости от способностей последнего бизнес или начинает развиваться и становиться перспективным, или демонстрирует несостоятельность. КФХ нужно очень постараться, чтобы не упустить такой отличный шанс, как материальная поддержка из госбюджета.

В целях эффективной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется комплекс мер государственной поддержки, включающий финансовую и организационную помощь. Так, с 1 января 2014 г. упрощен порядок предоставления земельных участков для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Заявления могут быть поданы главами фермерских хозяйств или фермерскими хозяйствами, зарегистрированными в качестве юридических лиц, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления либо в создаваемые в настоящее время многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг .

Важное значение имеет и надлежащее правовое регулирование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, которое должно четко определять особенности их правового положения, обеспечивать интересы членов хозяйства и самого хозяйства как участника хозяйственного оборота.

Правовые основы деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств устанавливаются Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) (п. 5 ст. 23, ст. 86.1, 257-259), Федеральным законом от 11 июня 2003 г. No 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. No 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и другими нормативными актами.

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. No302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» § 2 гл. 4 дополнен подпараграфом 3.1, содержащим ст. 86.1 «Крестьянское (фермерское) хозяйство». Данная норма предусматривает возможность создания крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица.

Крестьянское (фермерское) хозяйство, являющееся юридическим лицом, представляет собой добровольное объединение граждан, соединяющих имущественные вклады для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии.

Оно может образовано на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства гражданами, ведущими совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица.

Анализируя это новое положение, целесообразно обратить внимание на следующие обстоятельства:

1. Законодатель располагает ст. 86.1, именуемую «Крестьянское (фермерское) хозяйство», в разделе «Юридические лица». В то же время о крестьянском (фермерском) хозяйстве речь идет и в других статьях ГК РФ (п. 5 ст. 23, ст. 257–259). Однако в указанных нормах регламентируется деятельность крестьянских (фермерских) хозяйствах без образования юридического лица. На наш взгляд, в связи с этим целесообразно в п. 5 ст. 23ГК РФ сформулировать положение о возможности создания крестьянского (фермерского) хозяйства с образованием юридического лица, указав на соответствующие нормы, предусматривающие деятельность таких фермерских хозяйств.

2. Давая определение крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица, законодатель подчеркивает, что это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (п. 1 ст. 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве). Следует заметить, что в зарубежном законодательстве (Канады, Германии Польши, Китая) также распространены семейные сельскохозяйственные производства .

В действующем российском законодательстве применительно к крестьянскому (фермерскому) хозяйству – юридическому лицу о наличии между членами хозяйства родства и (или) свойства не упоминается. В то же время содержащаяся в п. 1 ст. 86 ГК РФ отсылка к ст. 23 ГК РФ и далее к Закону о крестьянском (фермерском) хозяйстве не позволяет безоговорочно сделать такой вывод. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. No74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливает, что членами фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более

чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет. И только в качестве исключения членами фермерского хозяйства могут быть граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Однако максимальное количество таких граждан не может превышать 5 чел.

В разделе «Юридические лица» ГК РФ нормы ст. 86.1 расположены между хозяйственными товариществами и обществами. Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство следует рассматривать как самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица. Вместе с тем правовое регулирование рассматриваемого юридического лица содержит отдельные положения, предусмотренные для хозяйственных товариществ и обществ. Так, для гражданина – члена крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливается запрет на участие в других крестьянских (фермерских) хозяйствах, так же как и для полных товарищей в хозяйственных товариществах. Члены хозяйства несут субсидиарную ответственность по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства, как и участники общества с дополнительной ответственностью, но без указания на возможность ее ограничения в соотношении со стоимостью долей участников общества.

С введением в действие ст. 86.1 ГК РФ возникает вопрос о ее соотношении с ранее установленными положениями ст. 259 ГК РФ, согласно которой члены крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства могут создать хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

В этом случае хозяйственное товарищество или производственный кооператив как юридические лица обладают правом собственности на имущество, переданное им в качестве вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное и приобретенное в процессе его деятельности. При этом вкладами участников являются их доли в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Таким образом, при отсутствии разграничения между нормами ст. 86.1 и ст. 259 ГК РФ возможно создание членами крестьянского (фермерского) хозяйства юридического лица в форме хозяйственного товарищества, производственного кооператива, а также крестьянского (фермерского) хозяйства – юридического лица. В сложившейся ситуации не ясно, каким образом и по каким основаниям может осуществляться выбор соответствующей организационно-правовой формы создаваемого юридического лица.

Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:

1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;

3) развитие племенного животноводства;

4) развитие элитного семеноводства;

5) обеспечение производства продукции животноводства;

6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;

8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;

9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;

10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В РФ действует целый ряд программ, направленных на поддержку и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств:

Целевая программа Минсельхоза России «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы»;

Целевая программа Минэкономразвития России «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, включая КФХ»;

Общепредпринимательские программы поддержки начинающих;

Областные и муниципальные программы развития крестьянско-фермерских хозяйств.

Основной программой поддержки фермерского хозяйства является Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная постановлением

Основные цели Программы: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной

активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

Для достижения вышеперечисленных целей важную роль играет стимулирование граждан к объединению в крестьянские (фермерские) хозяйства для ведения совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, чему должны способствовать следующие направления государственной экономической политики:

1.Повышение эффективности государственной поддержки финансового

благосостояния сельского хозяйства. Согласно Плану первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной

стабильности в 2015 году государство выделяет дополнительные средства из федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства в размере 50 млрд. рублей из 2,3 трлн. рублей, заложенных в антикризисный план, что представляется недостаточным в условиях экономического эмбарго и тенденции к импортозамещению . Также необходимо установить эффективный контроль расходования выделенных средств, при этом финансы должны быть направлены не только на поддержание существующих государственных объектов сельского хозяйства, но и быть доступными для развития крестьянских (фермерских) хозяйств.

2. Поддержание системы кредитования и субсидирования крестьянских (фермерских) хозяйств в целях обеспечения доступности краткосрочных и

долгосрочных кредитов.

3. Совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в части повышения оперативности и эффективности устранения безосновательного завышения цен на рынке. В настоящее время Генпрокуратура России проводит масштабные проверки по выявлению причин роста цен на социально значимые продукты, а также комплекс мер, направленных на борьбу с недобросовестными предпринимателями, поставщиками и торговцами. При дальнейшем обострении ситуации на рынке Правительству

Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. No 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» следует воспользоваться своим правом на госрегулирование цен на социально-значимые товары.

4. Создание условий для реализации потенциала зон опережающего экономического роста с агропромышленной специализацией в субъектах Российской Федерации, учет этого фактора при формировании перспективной системы расселения и создании крестьянских (фермерских)

хозяйств, содействие в социальном обустройстве членов крестьянских (фермерских) хозяйств, увеличение финансового обеспечения реализации социальных программ в сельских поселениях.

5. Стимулирование развития совместной организации труда в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

6. Развитие инфраструктуры рынков, необходимых для реализации товаров крестьянским (фермерским) хозяйством.

7. Освоение новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и ресурсосбережения в сельском хозяйстве, пищевой промышленности: рост плодородия и урожайности, расширение территорий для посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель, реконструкция и строительство мелиоративных систем, ускоренное развитие животноводства.

8. Формирование общего продовольственного рынка в рамках таможенного союза государств – членов Евразийского экономического сообщества с привлечением ресурсов и возможностей крестьянских (фермерских) хозяйств.

9. Совершенствование государственной торговой политики, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая закупки для государственных нужд, обеспечивающие расширение спроса на продукцию отечественного производства.

Особое внимание необходимо уделять осуществлению мер, направленных на снижение уровня бедности, безработицы и обеспечение приоритетной поддержкой наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации собственного крестьянского

(фермерского) хозяйства, особенно в условиях притока граждан Украины из мест ведения боевых действий.

Следует отметить, реализация вышеперечисленных мер должна способствовать развитию сельскохозяйственного сектора экономики государства, появлению благоприятных условий для создания объединений граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства (крестьянских (фермерских) хозяйств), обеспечению импортозамещения и, как следствие, продовольственной независимости и национальной безопасности Российской Федерации .

В целом в субъектах Российской Федерации отмечается формальный подход к осуществлению государственной поддержки фермеров, не учитывающий, в том числе актуальность, экономическую и социальную значимость такой поддержки.

Информационно-разъяснительная работа с муниципальными образованиями и КФХ, проводимая органами управления АПК субъектов Российской Федерации, является недостаточно эффективной.

Для активизации работы по оказанию государственной поддержки фермеров предлагает провести в субъектах Российской Федерации следующие мероприятия:

1) обеспечить совместно с региональными отделениями Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (далее – АККОР) доведение информации о реализуемых мерах государственной поддержки до каждого главы КФХ;

2) пересмотреть порядки расходных обязательств с целью снятия барьеров по оформлению и получению субсидий на возмещение части затрат КФХ при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

3) создать возможности консультативной поддержки фермеров на муниципальном уровне.

При этом важно не только поддерживать крестьянско-фермерские хозяйства, но и обеспечивать эффективность их функционирования.

Исследование крестьянских и фермерских хозяйств показало, что основными факторами, определяющими эффективность труда в них, являются размер хозяйства, структура производства, цены на произведенную продукцию, затраты на ее производство, распределение прибыли, наличие или отсутствие государственной поддержки, производительность труда.

Основной проблемой, определяющей положение и перспективы крестьянских и фермерских хозяйств, является неурегулированность цен на продукцию, их независимость от производителя и низкий уровень, не позволяющий добиться минимального уровня рентабельности для самофинансирования и расширенного воспроизводства.

Низкий уровень цен реализации влечет за собой ряд других проблем деятельности хозяйств, среди которых:

Отсутствие новой техники и невозможность ее купить;

Недостаточные объемы элитных семян, удобрений, поголовья племенных животных;

Нехватка помещений и оборудования для хранения урожая и, часто, необходимой инфраструктуры (фермер не может ее построить из-за отсутствия денег);

Низкое качество рабочей силы из-за невозможности установить достойный уровень заработной платы и пр.

В Российской Федерации существует механизм закупочных интервенций, регулируемый Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "О развитии сельского хозяйства" . Его суть заключается в закупке сельскохозяйственной продукции государством при снижении цен ниже минимальных расчетных. В ходе проведенного исследования было выявлено, что в настоящее время механизм закупочных интервенций не приводит к стабилизации цен на рынке сельскохозяйственной продукции для фермерских и крестьянских хозяйств.

Результаты наблюдений и исследований позволили из всех вариантов развития крестьянских и фермерских хозяйств выбрать два альтернативных, являющихся наиболее перспективными:

    Сохранение и усиление уже сложившейся тенденции выбывания слабых и укрупнения оставшихся хозяйств, которые самостоятельно решают проблемы сбыта произведенной продукции в рамках собственного видения и возможностей, и пользуются ресурсами, предоставляемыми государственными программами и банками.

    Разработка мер по совершенствованию уже существующих программ государственной поддержки крестьянских и фермерских хозяйств, которые помогут не только сохранить, но и повысить их количество путем повышения привлекательности сельскохозяйственного труда.

Помощь начинающим фермерам в виде грантов от государства оказывается с 2012 года. Цель – помочь развить предпринимательскую деятельность в любой отрасли сельского хозяйства: разведении лошадей, коров, овец, коз, свиней, птицы, выращивании картофеля, зерновых (зернобобовых) культур, овощей на открытом и закрытом грунте, плодов и ягод, рыболовство, пчеловодство. Гранты предоставляются лицам, которые зарегистрированы как ИП не менее года, имеют бизнес план по расширению или модернизации хозяйства. Поддержка предоставляется один раз, в течение 10-и лет приобретенное имущество запрещено продавать.

Цели программы «Начинающий фермер»

Главная цель – повысить конкурентоспособность сельхозпродукции путем развития .

Гранты должны обеспечить:

  • условия для модернизации существующих и создания новых фермерских хозяйств;
  • доступность финансов.

Поддержка государства стимулирует переход с подсобного хозяйства на фермерское.

Субсидии начинающим фермерам в 2017-2018 году — на что можно использовать?

Помощь начинающим фермерам предоставляется по двум основным направлениям:

  • на создание (развитие) хозяйства 1,5 -3 млн. руб.;
  • помощь на устройство быта до 250 тыс. руб.

Полученные от государства средства по первому пункту можно использовать на:

  • покупку земли сельхозназначения, транспортных средств, животных, оборудования, инвентаря;
  • разработку проектов возведения (модернизации, реконструкции) помещений для производства, складов;
  • покупку, возведение, ремонт помещений для производства, складов, инженерных коммуникаций, заграждений, их регистрацию и подключение к инженерным сетям;
  • строительство дорог, без которых невозможно производство, переработка, хранение продукции;
  • приобретение семян (другого материала для посадок), ядохимикатов, удобрений.

Грант на обустройство быта можно потратить на покупку:

В благоустройство включается так же:

  • ремонт жилого дома;
  • погашение долгов по ипотеке (см. );
  • подключение к центральному водопроводу, системе канализации, электросети, интернету.

План расходов составляется отдельно по каждому пункту, аграрий должен оплатить 10%.

Интересно! Привычные гранты для начинающих фермеров в 2017 году дополнены возможностью получить:

  • субсидию на возврат процентов по кредиту, оформленному ранее на развитие;
  • компенсацию на построенные производственные объекты;
  • оплату первых взносов при приобретении техники (оборудования) в лизинг;
  • компенсацию убытков при оформлении земли;
  • средства на газификацию, устройство системы орошения и др.

Кроме того, у аграриев есть возможность оформить кредит с пониженной ставкой.

Важно! В 2017 году в некоторых регионах сумма достигнет 3-х млн. руб . В 2018 году запланировано повышение на всей территории страны.

Минсельхоз отмечает, что 40% сельхозпродукции производится в маленьких хозяйствах. Рассматривается вопрос об упрощении процедуры предоставления грантов, возможности кредитования на льготных условиях на короткие сроки. Предполагается в будущем разрешить строительство жилых домов на землях сельхознахначения.

Последовательность действий претендента установлена законодательством:

  • выбрать юридическую форму хозяйства;
  • проверить соответствия требованиям участия;
  • разработать бизнес план;
  • собрать пакет документов;
  • составить и отправить заявку.

Конкретные условия для получения гранта «Начинающий фермер»:

  • опыт (не менее 10-и лет), образование (желательно высшее), рекомендации, выданные кооперативом и местными властями;
  • высокое качество бизнес плана (должен содержать описание деятельности, финансирование, анализ рисков, обоснование эффективности);
  • наличие собственного капитала (не менее 10% от стоимости проекта);
  • наличие договоров по реализации производимой продукции;
  • значимость для конкретного региона.

Претендент должен вести предпринимательскую деятельность не менее полугода, использовать предоставленные средства за 1,5-2 года, не иметь задолженностей по перечислениям стразовых взносов (см. ).

Субсидии начинающим фермерам в 2017-2018 году — пакет документов

Для участия необходимо предоставить:

  • заявку установленного образца;
  • анкету;
  • документ, удостоверяющий соответствие образования;
  • трудовую книжку (для определения опыта);
  • выписку, удостоверяющую наличие хозяйства;
  • бизнес план;
  • документ, удостоверяющий юридическую форму хозяйства;
  • паспорт;
  • смету затрат по проекту;
  • выписку из банка, подтверждающую наличие собственных средств;
  • справку, подтверждающую наличие оборудования;
  • выписку их налоговой службы.

Важно! В различных регионах перечень документов может отличаться.

Программа «Начинающий фермер» в 2017-2018 году — перспективы и отзывы

В 2017 году (если сравнивать с 2016 годом) в условия внесены изменения. Увеличился бюджет субсидирования, главным критерием при отборе стала эффективность деятельности претендента, отсутствие задолженностей по налогам. Максимальный размер субсидии на данный момент 3 млн. руб. Но эта сумма доступна не во всех регионах из-за разницы коэффициентов.

Все документы сдаются в Минсельхоз региона. Рассмотрение длится 15 дней, потом претендент вызывается на беседу. Перед принятием окончательного решения оцениваются деловые качества соискателя. Если заявка одобрена, средства предоставляются в течение 3-х месяцев. Больше всего субсидий предоставлено в Ставропольском крае и Дагестане.

Аграриев (судя по отзывам) программа «Начинающий фермер» привлекает, но отмечается длительность сбора документов. Кроме того, их оформление требует значительных финансовых затрат. Отрицательным считается и требование по наличию высшего образования. Курсов с сельхозакадемии для получения субсидии недостаточно. Средства не предоставляются так же тем, у кого мало земли и денег в банке. На практике требуется не менее 200 тысяч руб.

error: