Фермерское хозяйство юридическое лицо. Крестьянское (фермерское) хозяйство как коммерческая корпоративная организация

Конспект лекции: Крестьянское (фермерское) хозяйства как форма юридического лица

В ГК законом от 30.12.12 были внесены изменения, есть теперь раздел 3.1, в главе – ЮЛ, т.е законодатель установил новый самостоятельный вид юридического лица – крестьянское (фермерское) хозяйства. Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство может быть создано в форме юридического лица.

КФХ – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства. Данная деятельность должна быть основана на личном участии и объединении имущественных вкладов членов КФХ.

В соответствии с п.1 ст. в ГК установлено, что создать крестьянское (фермерское) хозяйство вправе граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица, на основании соглашения о создании КФХ (это может быть учредительным документом).

Из легального определения можно вывести следующие признаки крестьянского (фермерского) хозяйства:

  • 1. Коммерческая организация.
  • 2. Относится к числу корпораций.
  • 3. Имеет специальную правоспособность (только сельскохозяйственная деятельность)
  • 4. Цель деятельности – деятельность в сфере сельского хозяйства.
  • 5. Является объединением как капиталов, так и лиц.

П.5 ст.85.1 указывает на необходимость принятия специального закона. П.2 ст.86.1 определяет правовой режим имущества – имущество принадлежит КФХ на праве собственности.

Особые правила направлены на обеспечение возможности продолжения использования целевого участка при обращении взыскания на него по долгам КФХ – при обращении взыскания кредиторов земельного участка КФХ подлежит продаже с публичных торгов, при этом торги проводятся в закрытой форме. Приобрести такой земельный участок смогут лица, имеющие право продолжать использовать его по целевому назначению. В законе о несостоятельности сказано, что в состав конкурсной массы включается все имущество КФХ, значит и земельный участок.

П.2 ст.222 закрепляет особенности продажи земельного участка: наделение преимущественным правом покупки имущества лица, которое занимается производством сельскохозяйственной продукции и владеет земельным участком, непосредственно прилегающим к продающемуся с торгов.

В соответствии с ГК члены КФХ несут по обязательствам данного юридического лица субсидиарную ответственность. При том не определен характер данной ответственности. Субсидиарная ответственность может быть полной и ограниченной (кратность размера – для производителей сельскохозяйственной продукции). П.3 ст.86.1 закрепляет, что гражданин может быть членом только одного КФХ, созданного в качестве юридического лица. Участник КФХ несет полную ответственность, потому что идет ограничение участия (п.2 ст.69 ГК).

В настоящий момент ГК не урегулированы некоторые вопросы, касаемые правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства:

  • - учредительные документы – ст.86.1 нет указания на вид учредительного документа – по общему правилу устав в силу п.1 ст.52 ГК, в отдельных случаях учредительный договор – в полных товариществах;
  • - в законе не сказано про структуру органов управления данного юридического лица - как в корпорациях (ст.65.3 ГК)
  • - из текста ст.86.1 ГК не ясно, вправе ли субъекты, ранее не осуществляющие совместную сельскохозяйственную деятельность, создать КФХ как юридическое лицо. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основании соглашения о создании КФХ, вправе создать юридическое в КФХ (сначала необходимо создать КФХ не юр. лицо, а потом еще и преобразоваться в юр. лицо).

    Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.


Что такое Крестьянское фермерское хозяйство?

Крестьянские фермерские хозяйства (КФХ) - совсем не новость для России. Как вид предпринимательской деятельности они появились ещё в конце 80-ых годов в той стране, о которой сейчас приходится лишь мечтать - СССР.

Но только через 14 лет, уже в России, был издан закон № 74-Ф3 под названием «Федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве». Дума приняла закон 23 мая 2003 года, Совет Федерации одобрил - через 5 дней, а президент подписал ещё через 2 недели - 11 июня.

Закон определяет все правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Он становится гарантом права граждан на данный вид самостоятельной деятельности.

Закон состоит из 23 пунктов, разбитых по 9 главам.

Закон о крестьянском фермерском хозяйстве (КФХ) - основные пункты

Первая глава определяет общие положения закона и закрепляемого им вида деятельности на земле. Самое главное - точно определяется, что же такое фермерское хозяйство, и мы советуем всем, интересующимся КФХ очень внимательно уяснить себе это положение, которое приводим дословно (здесь и далее, все выдержки из закона приводятся без изменений и выделяются шрифтом):

“Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии”.

Обращаем внимание, что закон относит к деятельности КФХ не только производство и реализацию, но и хранение и транспортировку сельхозпродукции, что принципиально важно, учитывая недоработки законов, по которым происходило функционирование КФХ до сих пор.

Создаётся хозяйство группой лиц или единственным человеком, без образования или с образованием юридического лица. Последний случай определяет статья 86.1 4-ой главы Гражданского кодекса России, которая называется «Крестьянское (фермерское) хозяйство». Вот все 5 пунктов данной статьи:

“1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23 [имеется в виду 74-Ф3]), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.
Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.
3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.
4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.
5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом .”

Обращаем внимание на ключевые выдержки из закона о КФХ:

Объединение граждан должно произойти строго на принципах добровольности;
. Предполагается личное участие каждого члена хозяйства в его деятельности;
. Гражданин имеет право быть членом только одного КФХ со статусом юридического лица;
. В случае взыскания задолженности с хозяйства реализация его имущества должна проводиться на публичных торгах.
. Все члены хозяйства несут ответственность друг за друга - если один не может выполнить свои обязательства, это обязаны сделать другие. В этом и заключается понятие субсидиарной ответственности (с латыни - «вспомогательной», «дополнительной»).

Если КФХ функционирует без образования юридического лица, то его деятельность регулируется гражданским кодексом и законом № 74-Ф3.

В частности:

Государственная власть должна содействовать образованию рассматриваемых объединений, а в дальнейшем всячески поддерживать их работу, обеспечивая доступ к ресурсам, в первую очередь, финансовым.
. Строжайше не допускается любое вмешательство государства в деятельность КФХ, если, конечно, эта деятельность не пахнет откровенной уголовщиной.

Регистрация крестьянского фермерского хозяйства

Порядок создания КФХ

Очень важной главой закона является 2-ая, определяющая порядок создания фермерского хозяйства.

Во-первых, право создать фермерское хозяйство на территории России имеет любой её житель:

Гражданин страны;
. Иностранец, или,
. Лицо без гражданства.

В члены КФХ могут быть в дальнейшем приняты родственники основателя, но

Не более чем из 3 семей, и,
. По достижении 16-летнего возраста.

В КФХ могут включаться лица и не состоящие в родстве с главой хозяйства, но их количество не должно превышать 5 человек.

Если хозяйство создаётся одним лицом, то и соглашения составлять не требуется, иначе потребуется соглашение между организаторами, которое обязательно должно включать следующие сведения:

“1) о членах фермерского хозяйства;
2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;
3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;
6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.”

Уже перечень требуемых сведений ясно говорит о том, что создание документа требует предельной точности и дисциплины, как организационной, так и юридической. Поэтому, настоятельно советуем составление данного документа проводить под строгим кураторством квалифицированного юриста, знакомого со спецификой создаваемой организации.

Именно юрист не забудет напомнить всем участникам будущей организации, что:

К соглашению должны прилагаться копии документов, подтверждающих родство членов организации, если такое есть;
. Соглашение обязаны подписать все члены организации лично (тут не забудем от такой вещи как «графологическая экспертиза», которая не допустит никаких подделок подписей);
. Создаваемый документ не ограничивает творческую инициативу его подписантов - в документ могут быть внесены и любые другие положения, касающиеся деятельности хозяйства, лишь бы они не входили в противоречие с законами страны.
. Необходимо уже в самом первом варианте соглашения предусмотреть возможные его изменения, касающиеся состава членов хозяйства.

Последняя статья (5-ая) 2-ой, организационной, главы закона 74-Ф3 коротко требует государственной регистрации создаваемой организации. Именно с момента госрегистрации КФХ признаётся официально созданным. Обращаем внимание, что закон не определяет порядок проведения регистрации в государственных органах.

Отличия КФХ от ЛПХ (личного подсобного хозяйства)

Имущество крестьянского фермерского хозяйства

Принципиально важной является 3-тья глава закона, определяющая имущество членов КФХ. Практика почти 30-летнего опыта функционирования подобных хозяйств показывает, что, в конце концов, именно имущество и является основой всех взаимоотношений в коллективе. Тут удивляться не приходится - материальное берёт своё, тем более, такое как:

Земельные участки,
. всевозможные здания и постройки (другими словами, недвижимость),
. мелиоративные сооружения и сооружения для других производственных операций;

ну, и, конечно:

Весь скот и птица,
. техника и оборудование,
. транспортные средства,
. инвентарь и любое иное оборудование, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства;

а также, безусловно:

Вся продукция хозяйства,
. любые финансовые ресурсы, полученные от деятельности КФХ.

Особо подчёркивается, что всё перечисленное находится в совместном использовании членов хозяйства в равной степени, если иное отдельно не оговаривается в соглашении - вот когда без помощи юриста не обойтись.

Полный и подробный перечень имущества КФХ был уточнён через 3 с половиной года после издания закона 74-Ф3 4 декабря 2006 года в законе № 201-Ф3.

Закон определяет также следующие положения, касающиеся владением имущества КФХ:

Все члены хозяйства владеют имуществом сообща;
. Порядок владения оговаривается в соглашении;
. Всё владение должно осуществляться только в общих интересах хозяйства;
. Имущество - гарант заключаемых хозяйством сделок;
. Все сделки, заключаемые главой хозяйства, «по умолчанию» предполагаются заключаемыми в интересах всех членов хозяйства. Если сделка вызывает недоверие у любого члена организации, и он считает, что она заключена в интересах отдельных лиц, то такое недоверие имеет, безусловно, право на оглашение, но при наличии неопровержимых доказательств.

Там, где речь идёт об имуществе, никуда не деться от разговора о его разделе и наследовании. Здесь действуют следующие положения:

Очень важно! При выходе одного из членов хозяйства из организации земля и средства производства в полном объёме остаются собственностью хозяйства.
. Отказник только имеет право на денежную компенсацию своего пая. Если размер этого пая стороны вынуждены определять в судебном порядке, то выплата должна быть произведена не позднее чем через год, после подачи заявления о выходе (заметим, а не через год после принятия окончательного судебного решения).
. Бывший член КФХ ещё в течение 2 лет несёт ответственность за все действия организации, совершённые в его бытность в ней.
. Если КФХ прекращает свою деятельность, то имущество делится между всеми его членами согласно требованиям Гражданского кодекса.
. Гражданский кодекс определяет и правила и права наследования имущества КФХ.

Земля крестьянского фермерского хозяйства

Если вы думаете, что споры о земле возникли, когда в своё время кто-то воскликнул: «Земля - крестьянам!» - то вы ошибаетесь. Этим спорам сто лет в обед, и всегда они были до ужаса трудны в разрешении.

Что же удивляться, что разрешению «земельного вопроса» при создании КФХ в законе отводится самая большая, 4-ая, глава.

Дело дошло до того, что закон был переиздан дважды:

Сначала 28 декабря 2013 года под № 446-Ф3, а затем,
. 23 июня 2014 года под номером 171-Ф3,

И оба раза корректировалась именно 4-ая глава.

Итак, глава называется «Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности».

Во-первых, надо всех успокоить сразу. Если вид разрешённого использования земли не входит в новый перечень видов по закону № 446-Ф3, то вам не придётся заново оформлять все документы.

Во-вторых, чётко определяется, что КФХ может иметь в своём использовании земли сельскохозяйственного назначения, причём на этих землях возможно строительство, необходимое для функционирования хозяйства.

В-третьих, КФХ может через суд оспорить отказ местного органа госвласти предоставить необходимую землю.

В-четвёртых, порядок выделения земель КФХ строго ориентирован на положения другого закона - № 101-Ф3 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года. И снова мы ведём речь о необходимости надёжной юридической поддержки деятельности КФХ.

Члены и глава крестьянского фермерского хозяйства (КФХ)

Безусловно, список членов КФХ не может застыть «на одном месте». Возможен и приём новых членов и исключение уже бывалых работников. Этой теме посвящена 5-ая глава закона.

Всё довольно просто:

Приём новых членов происходит при взаимном согласии всех членов КФХ и при наличии письменного заявления вновь вступающего.
. Выходу из хозяйства также должно предшествовать заявление в письменной форме.

Из членов хозяйства при взаимном согласии всех избирается его глава, который должен проводить свою работу на благо всей организации, не допуская ущемления прав любого из его членов.

17-ая статья закона определяет полномочия главы КФХ:

“Глава фермерского хозяйства:

  • организует деятельность фермерского хозяйства;
  • без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  • выдает доверенности;
  • осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;
  • организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;
  • осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.”

Закрытие и перерегистрация КФХ

Если в течение полугода глава хозяйства не осуществляет своей деятельности, то его члены на собрании вправе поставить вопрос о его замене, что, впрочем, не влечёт исключение неудачного главы из членов КФХ.

Закон допускает объединение нескольких КФХ в союзы по любому признаку, лишь бы деятельность подобного нового объединения отвечало целям работы каждого КФХ и полностью отвечало законам Российской Федерации.

В противном случае надзорные органы вправе по суду прекратить деятельность любого хозяйства. Определяются и другие причины закрытия КФХ:

  • По обоюдному согласию всех членов;
  • Если по различным причинам в КФХ не осталось ни одного члена;
  • При банкротстве хозяйства;
  • В случае преобразования КФХ в производственный кооператив или хозяйственное товарищество.

Если ваше КФХ было создано по старому закону ещё РСФСР № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 года, то его перерегистрация не требуется. Более того, такие хозяйства могут на равных основаниях быть преобразованы в «юридические лица».

Есть небольшой только нюанс, который нужно иметь в виду.

Если ваше хозяйство уже изначально было организовано как юридическое лицо по тому, старому, закону 1990 года, то перерегистрация также не требуется, но только до 1 января 2021 года! Данное положение было введено законами №239-Ф3 и №263-Ф3 от 30 октября 2009 и 25 декабря 2012 соответственно.

Безусловно, организация КФХ дело для инициативных людей, настоящих трудяг на земле, связывающих с ней всю свою дальнейшую жизнь. Нельзя сказать, что множество принятых законов обеспечило данной форме организации сельскохозяйственных работ на земле сколько-нибудь успешное продвижение.

Но, что несомненно - государство таким образом говорит о своей полной поддержке КФХ, а дальше уже как повезёт, как пойдёт дело, насколько оно будет продумано и по-настоящему востребовано на рынке.

Но вот советы от тех, кто всё-таки решился однажды пойти по этой дороге и не разочаровался:

  • Обязательно накапливайте опыт взаимоотношений и работы. Не стоит сразу бросаться в дело, сломя голову. Сначала испытайте КФХ в малом, пусть тестовом варианте, которое не потребует больших финансовых вложений, затем постепенно расширяйтесь.
  • Рассчитывайте в этой работе только на себя, по возможности поменьше обращайтесь за кредитами. По крайней мере, вся работа с банками должна быть продумана до мелочей. И это несмотря на то, что государство якобы постоянно готово оказывать поддержку развитию КФХ. Вот только Скрынник, проработав 3 года министром, почему уехала жить на Запад, а тут ещё говорят о каких-то вызовах её в следственные органы. Всё это страшно дискредитирует саму отрасль и её начинания, в целом очень перспективные.
  • Вся работа должна быть точно просчитана, её алгоритм должен быть понятен любому члену хозяйства, каждый должен строго выполнять свою работу и понимать на 100% каков вклад этой работы в успех работы всего предприятия.
  • Очень удобно, что КФХ могут поставлять свою продукцию в любые торговые точки, тогда как продукция с личных подсобных хозяйств в магазинах появиться не может. КФХ находится на едином налоге, а это только 6% от общего оборота хозяйства. Ну, и, когда КФХ достаточно выросло, оно может рассчитывать на помощь государства, но для этого потребуется официальная регистрация в виде юридического лица.

А вот уже предостережения от тех, кто набил шишек в этом деле:

  • КФХ не стоит, по крайней мере, в начале, связываться с торговлей - остановитесь пока на решении главной задачи выращивания;
  • Задача поиска покупателей своей продукции должна стать постоянным делом любого КФХ, а отсюда вывод один - постоянная реклама своей продукции и постоянное повышение, как её качества, так и услуг по её поставке.

Зачем оформлять Крестьянское Фермерское хозяйство и выгодно ли это? Видео

В процессе создания форм бизнеса гражданское законодательство не делит направления на сельские или городские. Но место проживания основателя компании влияет на выбор правовой формы бизнеса. ООО или ИП считаются универсальными направлениями для ведения коммерческой деятельности и создаются в любых регионах. Форма собственности КФХ (крестьянско-фермерского хозяйства) подходит предпринимателям, цель которых – получить прибыль от сельскохозяйственных отраслей.

Особенности

Основным правовым документом, регулирующим работу КФХ, является Закон № 74-ФЗ . В соответствии с его указаниями, крестьянское хозяйство формируется гражданами, связанными родственными отношениями, и лицами, владеющими каким-либо общим имуществом. Бизнес создается с целью ведения хозяйственной деятельности (производство сельскохозяйственной продукции, ее продажа переработка, сбережение) с личным участием основателей компании.

Правом быть членами КФХ обладают лица, находящиеся в родственных связях с главой компании, а именно:

  • Супруг (супруга), родители обеих сторон, братья, дети, сестры, внуки.
  • Бабушки и дедушки с обеих сторон (только 3 семьи).

Дополнительно состоять в объединении КФХ могут лица без родственных связей с основателем КФХ (не более 5 человек). Учредителем КФХ может стать иностранное лицо. Малолетние родственники учредителя вступают в хозяйство по достижении 16 лет. Создать фермерское хозяйство может .

Правовые требования

Организационно-правовая форма КФХ за время своего существования претерпела много изменений. С девяностых годов и до 2003 года фермерское хозяйство формировалось как юридическое лицо. С 2003 по 2013 год статус юридического лица КФХ отменен, организация действует как объединение участников на родственных началах.

С 2013 года учредитель стоит перед выбором, основывать ему юридическое лицо или нет. Он может сформировать юридическое лицо, выступить его руководителем и единственным работником. Второй вариант – глава хозяйства встает на учет как . В соответствии со ст. 86.1 ГК РФ, лица, ведущие сельскохозяйственную деятельность без формирования юридического лица (на основе соглашения), имеют право создать юридическое лицо в форме КФХ.

С 2013 года учредитель стоит перед выбором, основывать ему юридическое лицо или нет.

Признаки КФХ

Бизнес, сформированный как КФХ, имеет такие признаки:

  • В официальных документах основатель хозяйства прописывается как глава КФХ.
  • Организация такого вида не имеет . Единственный правовой документ хозяйства – соглашение между членами КФХ.
  • Члены общества являются родственниками. Иные лица допускаются к ведению его деятельности, но не более 5 человек.
  • Имущество фермерства является собственностью его членов. При выходе одного члена ему выдается компенсация, эквивалентная стоимости его части.
  • Хозяйство занимается производством, продажей, транспортировкой сельхозпродукции.
  • В деятельности КФХ лично участвуют все члены.

Главным документом КФХ является . В нем указываются направление деятельности хозяйства, информация о его участниках, их обязанностях и полномочиях. В соглашении прописывается глава КФХ, его права и обязанности. Определяется порядок накопления имущества КФХ, условия его распоряжения, пользования. Документ устанавливает условия ввода и вывода участников хозяйства, правила распределения прибыли.

Соглашение обязаны одобрить и подписать все члены хозяйства. К соглашению прикладываются документы, подтверждающие родственные связи его членов.

В итоге

Организационно-правовая форма КФХ – отличный вариант ведения сельскохозяйственного направления бизнеса. Открывается возможность участия в муниципальных и федеральных кампаниях государственной поддержки фермерства, аренды земли на льготных правах, программах развития и субсидирования хозяйства.

Однако КФХ не подходит для бизнесменов, которые не видят себя работниками сельхозпредприятия. По закону все члены хозяйства лично участвуют в его деятельности, а гражданин может состоять в членстве только одного хозяйства в форме юридического лица. Поэтому учредителям, заинтересованным в управлении КФХ через наемного директора, лучше создать ООО или ПАО.

Крестьянское (фермерское) хозяйство как коммерческая корпоративная организация.

1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании КФХ вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.

КФХ, создаваемым в качестве ЮР.Л., признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

  • 2. Имущество КФХ принадлежит ему на праве собственности.
  • 3. Гражданин может быть членом только одного КФХ, созданного в качестве юридического лица.
  • 4. При обращении взыскания кредиторов КФХ на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.

Члены КФХ, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам КФХ субсидиарную ответственность.

  • 5. Особенности правового положения КФХ, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.
  • 6. Крестьянское (фермерское) хозяйство является разновидностью коммерческой организации, целью деятельности которой является предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве.

Как трудовое объединение фермерское хозяйство основано на личном трудовом участии его членов, которое оформляется членскими отношениями.

  • 7. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
  • 8. Членами фермерского хозяйства могут быть:
    • -супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;
    • - граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.
  • 9. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.
  • 10. Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.
  • 22. Хозяйственное партнерство как коммерческая корпоративная организация

Понятие и участники хозяйственного партнерства

Хозяйственное партнерство - это созданная двумя или более (максимально 50) гражданами и (или) ЮЛ коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Партнерство ведет реестр участников партнерства с указанием сведений о каждом участнике партнерства, его доле в складочном капитале, о долях, принадлежащих партнерству, и др.

Виды деятельности партнерства

Партнерство может осуществлять любые не запрещенные законами виды деятельности, кроме эмиссии облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг и рекламы своей деятельности. Партнерство не может быть учредителем (участником) других юридических лиц (за исключением союзов и ассоциаций). Устав партнерства и соглашение об управлении партнерством могут устанавливать иные ограничения.

Ответственность в партнерстве

Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Партнерство не отвечает по обязательствам своих участников и несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Если при недостаточности имущества партнерства требуется обращение взыскания на принадлежащие ему исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, обязательства партнерства от его имени могут быть исполнены участником (участниками) партнерства с правом регрессного требования к партнерству.

Управление деятельностью партнерства

Участники партнерства управляют его деятельностью пропорционально своим долям в его складочном капитале, если соглашением об управлении партнерством не предусмотрено иное.

Устав партнерства

Устав партнерства является учредительным документом партнерства и содержит общие сведения о нем (наименование, место нахождения, размер и состав складочного капитала и пр.). В уставе также должна находиться информация о наличии или отсутствии в партнерстве соглашения об управлении партнерством и об участии или неучастии в соглашении самого партнерства.

Соглашение об управлении партнерством

Если соглашение об управлении партнерством заключается, его сторонами должны быть все участники партнерства, а также могут быть партнерство и другие лица. Соглашение предназначено для детальной регламентации работы партнерства и может содержать любые не противоречащие законодательству условия управления партнерством, его деятельности, реорганизации и ликвидации. В частности, в соглашении должны быть условия о порядке изменения долей участников в складочном капитале партнерства, а также о порядке разрешения споров между участниками. Соглашение может включать права участников на непропорциональное участие в управлении партнерством (включая право вето) и распределении прибыли, ограничения прав на свободное распоряжение долями, право требовать продажи, приобретения или выкупа доли, особые условия выхода из партнерства или вступления в него, обязательство о неконкуренции с партнерством, индивидуальный порядок образования и деятельности органов управления партнерства (если они образуются), способы обеспечения обязательств из соглашения, меры гражданско-правовой ответственности (убытки, неустойка, компенсация, иные) и пр.

Соглашение подлежит нотариальному удостоверению и хранению у нотариуса, но не государственной регистрации и внесению сведений о нем в ЕГРЮЛ. При изменении соглашения каждый его участник имеет один голос независимо от размера его доли в складочном капитале партнерства и условий соглашения о правах участника на участие в управлении партнерством.

Единоличный исполнительный орган партнерства предоставляет лицам, вступающим в гражданско-правовые отношения с партнерством, сведения о соглашении, в том числе в части полномочий органов управления партнерства на совершение и одобрение сделок. Предоставление сведений может осуществляться путем выдачи единоличным исполнительным органом согласия в письменной форме на ознакомление с соглашением. Подпись единоличного исполнительного органа на согласии должна быть засвидетельствована нотариусом. Отсутствие засвидетельствования влечет недействительность согласия.

Складочный капитал партнерства

Минимальный размер складочного капитала партнерства не установлен. Не допускается освобождение участника партнерства от обязанности внесения вклада в складочный капитал. Соглашением об управлении партнерством могут быть определены виды объектов гражданских прав, которые не могут быть внесены в качестве вклада.

Если иное не предусмотрено соглашением об управлении партнерством, в случае последовательного внесения вклада и неисполнения участником этой обязанности по первоначальной части вклада такой участник обязан уплатить проценты на сумму задолженности, а при неисполнении по последующей части вклада она переходит к другим участникампропорционально размеру или стоимости принадлежащих им долей в складочном капитале с переходом на них в соответствующих долях обязанности по внесению вклада.

Сделки с долями в складочном капитале партнерства. Выход и исключение из партнерства

Если иное не предусмотрено соглашением об управлении партнерством:

  • · участник партнерства не вправе передать в залог принадлежащую ему долю в складочном капитале другому участнику партнерства или третьему лицу;
  • · участник партнерства вправе продать или осуществить иное отчуждение доли в складочном капитале партнерства партнерству, участнику (участникам) партнерства либо третьему лицу;
  • · участники партнерства и партнерство пользуются преимущественным перед третьими лицами правом покупки доли в складочном капитале в установленном данным Федеральным законом порядке, который может быть изменен соглашением об управлении;
  • · при передаче доли к получившему ее лицу в соответствующей части переходят права и обязанности участника партнерства, передавшего долю, и приобретатель доли принимает соглашение об управлении партнерством в целом.

Требование участника о приобретении партнерством, его участниками или иными лицами доли участника в складочном капитале партнерства допустимо в случаях, предусмотренных соглашением о партнерстве.

Выход из партнерства допустим, если такая возможность предусмотрена соглашением об управлении партнерством.

Участник партнерства по требованию других участников в установленных случаях может быть исключен из него судом или при невнесении им вклада - единогласным решением остальных участников (с правом обжалования в суд).

Сделка, направленная на отчуждение доли, должна быть совершена в нотариальной форме, иначе она является недействительной. Приобретатель доли осуществляет права и исполняет обязанности участника партнерства с момента уведомления партнерства о совершении сделки.

Органы управления партнерства

Система, структура, полномочия и порядок образования и деятельности органов управления партнерства определяются соглашением об управлении партнерством.

Единоличный исполнительный орган партнерства (только физическое лицо) избирается из числа участников партнерства. Функционирование партнерства без такого органа не допускается.

Соглашением об управлении партнерством может предусматриваться необходимость дополнительного одобрения решений единоличного исполнительного органа.

Иные, кроме единоличного исполнительного органа, органы управления партнерства не вправе действовать от имени партнерства в его отношениях с третьими лицами.

Особенности реорганизации партнерства

Реорганизация партнерства может быть осуществлена только в форме преобразования в акционерное общество.

  • 23. Коммерческие унитарные организации: общая характеристика.
  • 1. Унитарное предприятие (УП) - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество УП принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или МО.
  • 2. От имени РФ, субъекта РФ, МО права собственника имущества УП осуществляют органы гос. власти РФ, органы гос. власти субъекта РФ, органы МСУ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
  • 3. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему:
    • - на праве хозяйственного ведения
    • - на праве оперативного управления,

является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

  • 4. Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
  • 5. Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
  • 6. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
  • 7. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
    • - унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;
    • - унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).
  • 8. Государственные и муниципальные унитарные предприятия относятся к коммерческим предприятиям, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 ГК РФ).
  • 9. Унитарное предприятие является такой организационно-правовой формой юридического лица, в которой могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия.
  • 10. Отличительной чертой унитарных предприятий является то, что они создаются и действуют только на основе государственной или муниципальной собственности.
  • 11. Соответственно их учредителями могут быть лишь Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
  • 12. Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
  • 13. Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
  • 14. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.
  • 15. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.
  • 16. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

error: