Современные финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют собой диверсифицированные многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капиталов предприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций с целью максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, упрочения технологических и кооперационных связей, роста экономического потенциала их участников. Развитие финансово-промышленных групп становится перспективным путем формирования современного крупного производства.
Характерной чертой нынешнего этапа развития финансово-промышленных групп является их многоотраслевая направленность, что позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Вместе с тем, несмотря на устойчивую тенденцию к диверсификации деятельности, наблюдается создание и функционирование финансово-промышленных групп с выраженной специализацией. Речь идет, прежде всего, о формировании финансово-промышленных групп на основе технологически связанных предприятий. Благодаря этому максимально концентрируются материальные и финансовые ресурсы на каком-либо одном или нескольких направлениях, дающих наибольший эффект, и отсекаются второстепенные, малоэффективные сферы деятельности. Такой подход достаточно оправдан в случаях формирования ФПГ на основе наиболее передовых, наукоемких отраслей, определяющих приоритетные направления научно-технического прогресса (например, в топливно-энергетическом комплексе, электронной промышленности и ряде других). Он позволяет, не нарушая отраслевой специализации, расширять сферу функционирования ФПГ за счет проникновения в смежные сферы деятельности.
Характер деятельности ФПГ, степень ее универсализации предопределяют экономическую целесообразностью, с одной стороны, и степенью развитости рыночных отношений к стране -- с другой. Как показывает опыт, в настоящее время сохраняется устойчивая тенденция к универсализации ведущих ФПГ.
Создание финансово-промышленных групп осуществляется несколькими способами: по инициативе участников, по решению государственных органов, по межправительственным соглашениям. Наиболее распространенным является добровольное объединение капиталов отдельных участников и учреждение акционерного общества, представляющего собой вновь созданную организационную структуру, со всеми экономико-правовыми полномочиями и соответствующей юридической и хозяйственной ответственностью. Вторым способом является добровольная передача участниками создаваемой финансово-промышленной группы пакетов своих акций в управление одному из участников группы, как правило, банку или финансово-кредитному институту. Третий способ состоит в приобретении одним из участников группы пакетов акций других предприятий и организаций, которые в результате этого становятся участниками финансово-промышленной группы. Подобное приобретение пакетов акций не всегда носит добровольный характер и может быть органически связано с процессами слияний и поглощений одних компаний другими.
Тенденции формирования финансово-промышленных групп отражают закономерности развития мирового производства и носят универсальный характер. К таким закономерностям относятся: концентрация капитала (слияния и поглощения, создание стратегических альянсов), интеграция промышленного и финансового капитала, диверсификация форм и направлений деятельности. В этом же ряду находятся глобализация деятельности (распространение товаров и услуг, создание дочерних структур на наиболее привлекательных зарубежных рынках), интернационализация капитала (рост транснациональных компаний, привлечение зарубежных инвестиций). Необходимо выделить и секьюритизацию активов компаний, использование новейших информационных технологий, распространение международных стандартов регулирования национальных рынков (капитала, товаров, услуг, труда).
Международная финансово-промышленная группа представляет собой структуру, состоящую из головной компании и отделений, филиалов, дочерних обществ в других странах. Чем выше степень интернационализации капитала ФПГ, тем (при прочих равных условиях) большее число зарубежных отделений входит в ее структуру. Характерно, что за рубеж выносятся не только производственные подразделения финансово-промышленных групп, как это наблюдалось ранее, но и их финансовые звенья, что способствует ускорению проведения финансовых операций группы, позволяет использовать особенности рыночной конъюнктуры в различных странах с максимальным эффектом (разные курсы валют, неодинаковые темпы инфляции, налоговые льготы и т. д.).
Финансово-промышленные группы -- это крупные интегральные структуры разных видов, в которых финансовые институты играют не меньшую роль, чем производственные. Они организуются как по принципу горизонтальной -- объединение многопрофильных производств, так и вертикальной интеграции - по технологическим цепочкам. Создание ФПГ подразумевает объединение под одной крышей трех структур: финансовой -- банк, инвестиционная компания, пенсионный фонд, консалтинговая фирма, брокерские конторы, внешнеэкономические, информационно-рекламные подразделения; производственной -- производственные предприятия; коммерческой -- внешнеторговые компании, товарно-сырьевая биржа, страховая, транспортная и сервисные фирмы.
В развитых странах банки являются центрами финансово-промышленных структур. Работая на определенный круг предприятий, банк хорошо осведомлен о процессах движения их фондов. В случае возникновения каких-либо проблем он тут же принимает необходимые меры, ведь результаты того или иного производственного процесса затрагивают его собственные экономические интересы. С другой стороны, нормативно-правовая система финансового положения. Финансовая устойчивость может быть различной и складывается под воздействием комбинации многих факторов, но только она создает благоприятный климат для интеграции банковского и промышленного капитала. Уровень финансовой устойчивости банка определяет уровень его «компетенции» как участника ФПГ. В вертикальных ФПГ, функционирующих по принципу замкнутой технологической цепочки, а также горизонтальных объединениях картельного типа банк предназначается сугубо для внутренних расчетов.
Создание и функционирование ФПГ дает возможность решать вопросы более эффективного инвестирования предприятий за счет привлечения внутренних и внешних инвестиций путем получения кредитов, размещения выпусков ценных бумаг, концентрации средств участников группы в целях производства конкурентоспособной продукции. Современной финансово-промышленной группе присущи оперативность и маневренность в управлении потоками финансовых ресурсов как между головной компанией и филиалами, так и между самими филиалами (подразделениями). Выбор варианта финансирования какой-либо операции - из центра (головной компании) или на уровне филиалов -- предопределяется общей стратегией фирмы, а также тактическими предпочтениями в области организации внутренних финансовых потоков. Расширение масштабов финансово-промышленных групп за счет роста числа зарубежных подразделений может осуществляться посредством увеличения прямых заграничных инвестиций. Это может быть финансирование строительства новых производственных мощностей за границей или покупка контрольного пакета акций действующих предприятий.
Финансово-промышленные группы имеют ряд преимуществ перед другими субъектами рынка в экономическом и финансовом отношении:
- * происходит укрепление технологической цепочки от добычи сырья до выпуска конечной продукции, усиливается интегрированность производства;
- * диверсификация деятельности придает большую устойчивость предприятиям группы и повышает конкурентоспособность их продукции; * создаются реальные предпосылки и возможности для структурной перестройки производства;
- * появляются перспективы аккумулирования значительного капитала для достижения поставленных производственных и финансовых целей;
- * возникают реальные возможности маневрирования финансовыми ресурсами как в рамках самой ФПГ, так и вне ее, расширения масштабов деятельности и сфер влияния;
- * происходит перераспределение капитала между различными подразделениями ФПГ в соответствии со стратегическим выбором группы;
- * увеличивается финансовая мощь группы, ее финансовая устойчивость и способность с максимальной эффективностью использовать авансированный капитал.
Организационное построение ФПГ отличается децентрализацией управления при одновременном повышении эффективности организационных структур отдельных звеньев, входящих в группу, четким распределением полномочий и ответственности, надежными механизмами принятия согласованных управленческих решений. За счет включения научно-исследовательских и опытно-конструкторских подразделений в структуру ФПГ, а следовательно, их приближения к непосредственному потребителю сокращаются сроки внедрения научно-технических разработок в производство. Благодаря наличию единой маркетинговой службы устраняются разрывы в снабженческо-сбытовой цепочке, что способствует ускорению оборота капитала.
Принятие экономически целесообразных инвестиционных решений имеет существенное значение для устойчивости финансового положения группы в целом. Поэтому в структуре ФПГ, как правило, имеются специальные аналитические подразделения, в состав которых входят высококвалифицированные эксперты, отвечающие за оценку инвестиционных проектов и обоснованность принятия решений. Среди направлений деятельности, способствующих оживлению инвестиционных процессов, большую роль призваны сыграть:
- * формирование в рамках ФПГ инвестиционных компаний, создаваемых по принципу прямого финансирования, т. е. под долевые ценные бумаги. Чтобы повысить заинтересованность в этом процессе кредитуемых организаций, необходимо предусмотреть возможность последующего выкупа ценных бумаг;
- * создание за счет средств всех участников ФПГ венчурных фондов, задачей которых является финансирование наиболее рискованных инвестиционных проектов;
- * широкое использование механизма создания совместных и дочерних организаций с целью органического соединения финансовых ресурсов членов ФПГ.
Для повышения эффективности ФПГ целесообразным является решение следующих задач:
- * активно включать в состав ФПГ не только крупные, но и средние и даже мелкие предприятия, превращая их в крупных сателлитов и развивая тесные кооперационные связи;
- * расширять механизм создания в рамках ФПГ дочерних и совместных предприятий, в том числе и с привлечением иностранного капитала;
- * расширять концерновую основу создания ФПГ, что позволит на надежной экономической базе восстанавливать технологические цепочки и развивать кооперирование предприятий;
- * разнообразить виды и формы деятельности финансовых организаций в рамках групп, включая в их состав не только универсальные, но и специализированные банки, инвестиционные фонды и финансовые компании, позволяющие широко привлекать временно свободные финансовые ресурсы с уменьшением риска потерь;
- * расширять участие государственных средств в инвестировании проектов в рамках ФПГ, но не через прямое выделение бюджетных ассигнований, а через межбанковский кредит;
- * активизировать создание региональных ФПГ с привлечением средств местных бюджетов и региональных отделений банков.
Опыт показывает, что в последнее время резко усилилась мотивация предприятий к вхождению в финансово-промышленные группы. Это связано с возможностью обеспечить акционерный контроль над предприятиями и финансово-кредитными учреждениями в интересах налаживания выгодных технологических и хозяйственных связей. Многих привлекает перспектива совместной реализации приоритетных федеральных и региональных программ, получения необходимой государственной поддержки, ресурсов на пополнение оборотных средств и техническое перевооружение производства, освоения долгосрочных и перспективных инвестиционных проектов.
Стимулами к созданию финансово-промышленных групп в настоящее время служат:
- * стремление осуществить реальные инвестиции в производство в результате объединения с финансово-кредитными учреждениями;
- * государственные гарантии под внешние инвестиции;
- * возможность получить государственную поддержку предусмотренную законодательством;
- * попытка восстановить или сохранить кооперационные связи с предприятиями-партнерами других отраслей и стран СНГ.
Действующие ФПГ отличаются широкой диверсифицированностью: они охватывают около 100 направлений промышленной деятельности. Приоритетными направлениями являются производство легковых автомобилей, самолетостроение, выпуск чугуна и металлопродукции, производство железорудного концентрата; цветная металлургия (производство никеля, меди, алюминия), выпуск металлопроката, трубное производство, выпуск химической продукции и др.
Формирование российских ФПГ происходит на основе холдинга или объединения капиталов (системы участия). Холдинг предполагает наличие материнской и дочерних компаний, где первая владеет контрольными пакетами акций других. Это достигается двумя путями: 1) созданием новых предприятий с решающим правом голоса в структуре управления ФПГ; 2) скупкой контрольных пакетов акций действующих предприятий напрямую или через дочерние структуры. Идея создания холдинговой компании состоит в таком соединении различных видов бизнеса, чтобы между ними возникла синергия или усилилось их взаимное влияние. Одной из разновидностей подобного объединения является формирование под контролем банка промышленно-финансовой группы холдингового типа. В этом случае предприятия как бы обретают эффективного собственника, способного обеспечить их устойчивое развитие и располагающего необходимыми для этого ресурсами. Для координации инвестиционной деятельности группы образуется единая холдинговая компания, осуществляющая контроль через советы директоров банков и предприятий. Существует ряд разновидностей холдингов: государственные холдинг-структуры, холдинги в интегрированных компаниях, холдинги в конгломератах, банковские холдинг-структуры.
Российские ФПГ формируются главным образом путем объединения крупных предприятий, уже имеющих доминирующее или значимое положение в определенных сегментах рынка, но постепенно утрачивающих его, по крайней мере, по отношению к западным производителям. Объединяясь в финансово-промышленные группы, предприятия получают возможность контролировать определенные секторы экономики. Однако вхождение в состав ФПГ в основном крупных предприятий отрицательно сказывается на гибкости и динамичности их структуры управления.
В ряде случаев финансово-промышленные группы в России создаются по инициативе государственных органов и являются отражением селективной политики государства в области структурной перестройки экономики. Государство стремится сделать ФПГ опорными пунктами промышленной политики, чтобы, влияя на их деятельность, осуществлять макроэкономическую политику. Кроме того, ФПГ является структурой, позволяющей в силу особого положения на рынке перераспределять инвестиционные средства из развитых отраслей в отстающие (при условии соблюдения принципов взаимодействия между ФПГ и государством). Чтобы ФПГ реально выполняли функцию структурообразующего элемента современной российской экономики, необходимо исходить из следующих принципов государственной политики:
- * создание благоприятной среды и особая селективная поддержка образования ФПГ в соответствии со стратегическими направлениями промышленной и социальной политики, задачами подъема и выравнивания уровня жизни в различных регионах;
- * обеспечение публично-правового характера деятельности ФПГ;
- * разработка особого механизма воздействия и сотрудничества государства и ФПГ, основанного не столько на предоставлении льгот и прямых дотаций, сколько на системе соблюдения взаимных прав и обязательств.
Нередко по инициативе местной администрации и под ее контролем создаются финансово-промышленные группы для решения социально-экономических проблем региона. Местная администрация при этом предусматривает систему мер финансовой поддержки ФПГ:
- * освобождение полностью или частично от налогов на имущество;
- * льготная аренда или передача во временное безвозмездное пользование имущества, являющегося собственностью области;
- * передача в доверительное управление пакетов акций (находящихся в региональной собственности) предприятий, технологически связанных с основной деятельностью группы, но не входящих в ее состав;
- * предоставление инвестиционного налогового кредита.
Основными источниками финансирования деятельности финансово-промышленной группы выступают инвестиционные кредиты банков-участников, финансирование из бюджета по целевым программам, кредиты и прямые инвестиции банков, не являющихся участниками данной ФПГ, собственные средства предприятий.
Мировой опыт свидетельствует, что финансово-промышленные группы, охватывающие промышленные предприятия, исследовательские организации, торговые фирмы и банки, многие ассоциативные структуры, основанные на внутренних договорных отношениях, стали своеобразным каркасом рыночной экономики целого ряда стран. Именно на этом уровне организации производственного потенциала обеспечиваются рациональные партнерские, договорные связи с государственными органами, осуществляется подготовка, координация и контроль выполнения корпоративных планов и программ совместной деятельности ряда хозяйствующих субъектов. При этом активизируются привлечение внешних инвесторов, разработка и реализация: корпоративной стратегии деятельности на фондовом рынке, выполнение других управленческих функций, связанных с реализацией и защитой интересов акционеров.
В эффективной рыночной экономике финансово-промышленные группы являются, в сущности говоря, ретрансляторами управляющего воздействия государства на микроэкономику. Таким образом, повышается уровень макроэкономического регулирования производства, обеспечивается устойчивость международного экономического сотрудничества. Финансово-промышленные группы являются партнерами государства в выработке и реализации стратегии форсированной модернизации экономики.
Финансово-промышленные группы - это ряд предприятий, объединенных общей структурой управления и источником кредитования, в роли которого обычно выступает банк. Компании, входящие в состав ФПГ, не обязательно представляют интересы определенной отрасли. Они могут выполнять различные функции на рынке, выпуская несхожую продукцию. Однако все капиталовложения производятся из единого источника. Кроме того, ФПГ - концерны, иногда группа концернов, большинство акций которых принадлежат одному частному лицу, определяющему стратегию развития всех
Видимая автономия и структура
Формально, с юридической точки зрения, такие предприятия действуют автономно друг от друга. Вместе с тем, располагая внешним менеджментом и финансированием, они образуют то, что мы привыкли называть «финансово-промышленные группы». Что характерно, при всей кажущейся автономии компании сориентированы на выполнение определенной задачи, которая может быть и не связанной напрямую с требованиями роста экономических доходов. Финансовая капитализация часто происходит за счет концентрации совершенно других ресурсов.
Финансово-промышленные группы интегрируют усилия юридических, страховых, финансовых компаний, несколько альтернативных медиа-ресурсов и, разумеется, технологических производств. Что их может объединять, кроме банального желания владельца немножко заработать? Очевидно, политика. Просто на определенном развитии бизнеса требуются уже не столько судебно-правовые, сколько политико-инструментальные гарантии сохранения неприкосновенности накопленных капиталов. А это возможно только в случае трансформации промышленного, финансового, банковского и иного видов капитала в капитал политический, то есть во власть. Собственно говоря, на решение подобной задачи и направлена деятельность любой ФПГ.
- Промышленные ФПГ - это индустриальные объединения, действующие по принципу концерна. Редкий случай, когда в состав таких групп входят преимущества предприятия одной
- Классические финансово-промышленные группы - объединения, созданные на договорной основе и в качестве базового звена создавшие управленческую компанию. Все структурные единицы ФПГ сохраняют свой прежний
Финансово-промышленные группы в России
В принципе, ФПГ - это сугубо российское явление, которое появилось благодаря соответствующему РФ еще во второй половине 1993 года. Первоначально предполагалось, что путем создания подобных групп государство сможет поскорее освободиться от череды неуправляемых и по большому счету убыточных постсоветских предприятий, да и как-то упорядочить нездоровую, дикую по своей природе конкуренцию. Однако механизм создания ФПГ не предполагал формирование механизмов «дружественной интеграции», что спровоцировало появление суперигроков, занявших доминирующее положение в различных рыночных нишах. Таким образом, вместо контролируемой конкурентной среды были созданы тотальные монополии, контролирующие целые отрасли и сектора экономики. А это, в свою очередь, привело к не менее сильной зависимости компаний от деятельности государственных структур. Именно благодаря созданию собственных политических проектов они стали создавать «нужные» лоббистские политические и
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
"УО БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Кафедра экономики промышленных предприятий
По дисциплине: Экономика организации (предприятия)
На тему: "Финансово-промышленные группы"
Минск 2015г
1. Финансово-промышленная группа (ФПГ) как форма объединения предприятий
2. Объединение промышленного и финансового капитала
3. Преимущества участников ФПГ
4. Особенности ФПГ
5. Предпосылки формирования ФПГ в Беларуси
6. ФПГ в Беларуси
Список используемых источников
Финансово-промышленная группа (ФПГ) как форма объединения предприятий
Согласно Закону РБ от 04.06.1999 № 265-З "О финансово-промышленных группах" ФПГ - это объединение юридических лиц (участников группы), осуществляющих хозяйственную деятельность на основе договора о создании финансово-промышленной группы.
Финансово-промышленная группа создается в целях обеспечения экономической интеграции ее участников для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности товаров (работ, услуг) и расширение рынков их сбыта, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Финансово-промышленная группа не является юридическим лицом.
Также существует такое понятие как транснациональная финансово-промышленная группа - финансово-промышленная группа, среди участников которой имеются юридические лица - резиденты и нерезиденты Республики Беларусь.
Основоположниками анализа и исследования сущности капитала, базовых концепций современной теории интеграции финансового и промышленного капитала являются Гильфердинг Р., Ленин В. И., Маршалл А., Хайек Ф., Чемберлин Э.
Процесс создания ФПГ требует значительного содействия со стороны государства. Это ставит следующие задачи перед органами государственной власти: снять все искусственные препятствия на пути к объединению капиталов, разработать меры по оперативной поддержке данного процесса, обеспечить его равномерное распространение в различных сферах деятельности.
Объединение промышленного и финансового капитала
Рассмотрим промышленный и финансовый капиталы в отдельности. Промышленный капитал обслуживает сферу производства, банковский капитал, обеспечивает кредитную сферу. Инвестиции в реальный сектор экономики сопровождаются приобретением материальных ресурсов и рабочей силы, их производственным потреблением, накоплением амортизационных отчислений и на конечной стадии получением в результате реализации готовой продукции приращенного капитала, который вновь используется для целей возобновления и расширения производства. Кругообороту банковского капитала присуще приобретение увеличенного капитала в результате проведения финансовых операций или предоставления кредита. Скорость оборота банковского капитала значительно выше, чем у промышленного.
В финансово-промышленных группах происходит объединение этих двух форм капитала в финансово-промышленный капитал, для которого присущ специфический характер движения и особая форма кругооборота. Его применение позволяет значительно повысить отдачу и получить приращенный доход в результате их объединенного функционирования. Временно высвободившиеся денежные средства на одном предприятии - участнике финансово-промышленной группы - могут направляться на покрытие потребности в денежных средствах других предприятий - членов группы, так как движение их капиталов и скорость оборотов различны. Это дает экономию денежных средств, поскольку не привлекается извне заемный капитал. Кроме того, временно свободные денежные средства предприятий уже в качестве банковского капитала могут использоваться для эмиссии ценных бумаг, спекулятивных сделок, валютных операций, сложных и нетрадиционных коммерческих схем и комбинаций, размещения ссуд и других активов в любом месте и т.д. Эффект от объединенного использования капиталов (банковского и промышленного) значительно выше суммы результатов их отдельного функционирования.
Отличительными признаками финансово-промышленной группы являются:
·обязательное наличие банков, прочих финансово-кредитных учреждений и промышленных организаций;
·наличие главной, центральной кампании;
·государственная экспертиза организационного проекта;
·государственная регистрация в качестве финансово-промышленной группы.
Преимущества участников ФПГ
Участники финансово-промышленной группы - юридические лица, осуществляющие любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством Республики Беларусь, и производящие товары (работы, услуги), а также банки и (или) небанковские кредитно-финансовые организации. Участники финансово-промышленной группы для координации своей хозяйственной деятельности и ведения дел учреждают центральную компанию либо с согласия всех одного из участников этой финансово-промышленной группы (головное предприятие). Участие юридического лица более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается. Участие в ФПГ дает предприятиям
определенные преимущества:
·объединение капиталов для разработки и реализации перспективных программ;
·аккумулирование ресурсов для содержания научно-исследовательских подразделений, для проведения научно-изыскательских работ, разработки новых технологий и т.п.
·возможность перелива капиталов из менее рентабельных отраслей в более рентабельные;
·возможность проведения взаимозачетов;
·обеспечение кредитными ресурсами для осуществления инвестиций;
·организацию единой маркетинговой службы для исследований рынка улучшения реализации продукции и услуг;
Привлекательность участия ФПГ для банков
заключается в возможности непосредственно участвовать в производственной деятельности, а, следовательно, получить новые источники прибыли, расширить банковскую деятельность. Вхождение в ФПГ представляет интерес и для пенсионных фондов, и для инвестиционных и для страховых компаний. Например, в случае участия в ФПГ страховая компания получает:
·право на обслуживание предприятий - участников группы и их персонала;
·возможность заключения крупных страховых контрактов;
·возможность заключения групповых контрактов (например, на медицинское страхование);
·значительное снижение риска ввиду наличия информации о клиентах - участниках ФПГ;
·возможность заключения договора "банк-клиент-страховая компания" как дополнительное средство построения взаимовыгодных отношений с банком.
Совместное функционирование предприятий, банков, пенсионных фондов, страховых и инвестиционных компаний дает им дополнительные преимущества, так как главная стратегия финансово-промышленной группы - максимизация прибыли всех ее участников. Пенсионные и страховые фонды аккумулируют долгосрочные ресурсы. Они имеют возможность вкладывать их в долгосрочные проекты. Банки и инвестиционные компании пока еще преимущественно отдают предпочтение кратко- и среднесрочным проектам. Таким образом, участники группы дополняют друг друга. Максимизация прибыли отдельного участника в конечном счете выступает совокупным доходом финансово-промышленной группы в целом.
Особенности ФПГ
В отличие от других распространенных в современной рыночной экономике форм интеграции и организации производства (таких, как концерны, картели, промышленные холдинги) финансово-промышленные группы объединяют под контролем головной компании
юридически и хозяйственно самостоятельные фирмы и предприятия, относящиеся к различным отраслям экономики - банки и другие кредитные учреждения, промышленные, торговые, транспортные и другие корпорации. Участники ФПГ самостоятельно действуют на внутреннем рынке и выступают в международных торговых сделках; головной компании передаются функции финансового контроля и стратегического управления инвестициями.
По своему правовому положению
финансово-промышленные группы являются корпорацией, то есть акционерным обществом. По характеру собственности
это, как правило, частные фирмы, хотя в состав ФПГ могут входить и государственные или полугосударственные (смешанные) корпорации; по принадлежности капитала
- национальные (капитал принадлежит предпринимателям своей страны) и смешанные транснациональные (имеют широкую сеть дочерних предприятий за рубежом и капитал принадлежит предпринимателям двух или нескольких стран).
ФПГ - это сложнейшие многоступенчатые образования, которые возникли как результат наивысшей ступени развития рынка и, в частности, акционерной формы образования и движения банковского промышленного и торгового капитала. По отношению к другим типам объединений (картелям, концернам, холдингам) они стоят последними в ряду как наиболее высокая ступень интеграции капитала, концентрации экономической власти, контроля и влияния. Современные финансовые группы контролируют крупнейшие концерны (финансово-промышленная группа компаний разных отраслей промышленности, что и отличает её от других форм объединений) и тресты (одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность), используют для своего образования холдинги и, конечно, пользуются картельными соглашениями. Например, американская финансовая группа Морганов (официальное название - "Коудрей (Лазир) Морган Гренфелл - Морган США", активы - 18-20 млрд. долл.) контролирует такие крупнейшие концерны, как "Дженерал электрик" и "Виккерс". В состав ядра самой могущественной в Германии финансовой группы "Дойче банк" входят концерны "Симменс", "Бош", "Маннесман" и другие. Основой создания ФПГ, также как и других предпринимательских структур, является система участия, которая позволяет объединять под эгидой головной компании значительное число фирм путем приобретения части их акционерного капитала и получение таким образом прав на управление ими. Суть ее заключается в том, что для контроля над акционерным обществом достаточно владеть определенной долей его акций.
5. Предпосылки формирования ФПГ в Беларуси
В условиях перехода к рыночной экономике стало очевидным, что промышленный комплекс Республики Беларусь не может в достаточной степени удовлетворять потребности общества и конкурировать на мировом рынке. Состояние промышленного комплекса усугубилось отсутствием соответствующих элементов рыночной инфраструктуры, неготовностью к открытию экономических границ, резким сокращением платежеспособного спроса, инфляцией, недостаточно быстрым формированием эффективных финансово-кредитных институтов, обострением проблемы взаимной задолженности предприятии, внешними долгами. К предпосылкам формирования ФПГ в РБ относят следующие: ·острая потребность в создании новой системы инвестирования развития промышленности, в формировании интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка;
·возрастание финансовых активов коммерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами промышленности;
·наличие серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса промышленности, особенно в сфере НИОКР и высоких технологий;
·сложность и недостаток опыта самостоятельного выхода отечественных предприятий на внешние рынки;
·потеря значительной доли внутреннего товарного рынка Беларуси из-за появления на нем продукции крупных зарубежных, в том числе транснациональных компаний (владеющие производственными подразделениями в нескольких странах).
Приоритетным направлением формирования ФПГ в Беларуси сегодня является организация производства изделий микроэлектроники, дизельного машиностроения, продукции химической промышленности, комплексного сельскохозяйственного оборудования. Уже в 1997 г. было завершено формирование трех ФПГ - "Формат", "Гранит" и "БелРусАвто". Следующим этапом намечается создание еще четырех ФПГ - "Белорусский автобус", "Радионавигация", "Развитие электронных отраслей", "Межгосметиз". Опыт создания ФПГ предопределил необходимость гармонизации нормативно-правовой базы в этой сфере. Первой в Беларуси аграрно-финансово-промышленной группой стала АО "Аграрная финансово-промышленная компания "Жлобинский мясокомбинат" Гомельской области. В нее, помимо непосредственно мясокомбината, вошли также комбикормовый завод и сельхозпредприятие по откорму скота "Степское".
Список используемых источников финансовый промышленный капитал банк 1.Экономика предприятия: учеб. Пособие / Л.Н. Нехорошева, Н.Б. Антонова, Л.В. Гринцевич (и др.); по ред. Д-ра экон. Наук, проф. Л.Н. Нехорошевой. - Минск: БГЭУ, 2008.-719 с. Http://www.levonevski.net/pravo/norm2013/num55/d55889.html Http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2032
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Сущность, структурные элементы и участники финансово-промышленных групп. Классификация финансово-промышленных групп. Мировой опыт деятельности финансово-промышленных групп. Финансово-промышленные объединения континентальной Европы и Юго-восточной Азии.
курсовая работа , добавлен 09.02.2008
Исследование и изучение закономерностей становления, функционирования и развития финансово-промышленных групп. Анализ основных показателей финансовой деятельности финансово-промышленных групп и характеристика особенностей финансов агропромышленных групп.
курсовая работа , добавлен 18.10.2011
Виды финансово-промышленных групп. Ограничения на участие в составе финансово-промышленной группы. Полномочия органов управления финансово-промышленной группы. Понятия "холдинг" и "холдинговая компания". Профильные и непрофильные активы крупных холдингов.
реферат , добавлен 10.11.2009
Теоретические основы функционирования финансового капитала. Финансово-промышленные группы: понятие, виды, преимущества. Зарубежный опыт функционирования финансового капитала. Положительное влияние ФПГ на экономику, специфика функционирования в Украине.
реферат , добавлен 19.09.2011
Финансово-промышленная группа как специфическая организационная форма предпринимательской деятельности. Современные тенденции создания ФПГ за рубежом. Опыт функционирования отечественных ФПГ, принцип их классификации и экономико-правовое регулирование.
реферат , добавлен 21.04.2009
Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере Брянского городского пассажирского автотранспортного предприятия. Финансовая устойчивость компании. Мероприятия для повышения уровня финансово–хозяйственной деятельности.
дипломная работа , добавлен 21.06.2011
Сущность финансово-кредитной системы и ее звеньев. Бюджетное звено финансово-кредитной системы. Государственные внебюджетные фонды РФ. Государственный кредит. Банковское и страховое звено. Финансы предприятий различных форм собственности.
курсовая работа , добавлен 05.12.2003
В экономически развитых странах именно крупные национальные и транснациональные корпорации (ТНК), финансово-промышленные группы (ФПГ) занимают господствующие позиции в экономике, и поистине наукоемкие отрасли производства представлены в основном крупнейшими корпорациями.
ФПГ создаются как инновационная саморазвивающаяся структура для нововведения, имеющая в основе новую технологическую цепочку, единую сбалансированную производственную систему. Основой практического использования единичного продукта новшества для ФПГ является инновационный проект.
Федеральный закон РФ от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «о финансово-промышленных группах» определяет ФПГ как совокупность юридических лиц, действующих как основные дочерние общества, либо полностью, либо частично объединившие свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
В соответствии с Указом Президента РФ № 2096 ФПГ могут создаваться тремя основными способами:
1) добровольно, путем образования акционерного общества открытого типа, передачи пакетов акций в траст одному из участников группы или приобретения одним из участников группы пакетов акций других участников; в этом случае группа формируется преимущественно из предприятий и финансовых институтов, находящихся в частной собственности;
2) по решению Правительства РФ в том случае, если участниками группы являются государственные предприятия, а также учреждения и организации, финансируемые за счет федерального бюджета;
3) на основе межправительственных соглашений.
Проекты создания ФПГ по решению Правительства РФ подлежат обязательной экспертизе, осуществляемой Министерством экономики, Министерством финансов и Антимонопольным комитетом. Заявки о создании ФПГ подаются в Госкомпром, который осуществляет их регистрацию в реестре ФПГ РФ.
Наиболее серьезные ограничения предусмотрены для ФШ, формируемых на добровольной основе. Часть этих ограничений носит абсолютный (жесткий) характер, часть - требует согласования с государственными органами (мягкие ограничения). К наиболее жестким требованиям относятся запреты на перекрестное владей акциями участников группы, на добровольное объединение кап тала, если доля государственной собственности в нем превышает 25%, на участие в ФПГ финансовых холдингов, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов (каждый институт не может в более чем 10% акций любого предприятия в группе и вклады-акции предприятий группы более 10% своих активов), а также некоторых других типов объединений.
В соответствии с «Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при образовании государственных предприятий в акционерные общества» финансовой признается та компания, более 50% капитала которой составляют ценные бумаги других эмитентов и иные финансовые активы, что близко к тому, что понимается под холдинговой компанией на Западе.
Мягкие ограничения установлены на:
вхождение в ФПГ предприятий с численностью занятых более 25 тысяч человек, а также занимающих доминирующее положение на республиканском или местном рынке, создание группы из более чем 20 участников и с суммарной численностью занятых более 100 тысяч человек, на приобретение одной ФПГ акций предприятий, входящих в другие ФПГ (эти шаги должны быть согласованы с Госкомпромом, Госкомимуществом и Антимонопольным комитетом, а также с органами власти тех регионов, где расположены предприятия - участники ФПГ);
вхождение в группу предприятий со значительной долей оборонных заказов в общем объеме производства (это разрешается с согласия Минобороны и Минэкономики);
участие в группе госпредприятий, а также учреждений и организаций, финансируемых из федерального бюджета (требуется согласие правительства или уполномоченного органа).
Выделяются два способа организации ФПГ: добровольный и директивный, хотя в Федеральном законе РФ «О финансово-промышленных группах» такое деление отсутствует. Закон исходит из двух основных форм организации ФПГ: холдинга и системы участия. Холдинг как форма организации ФПГ предполагает наличие материнской и дочерних компаний, где первая владеет контрольным пакетом акций вторых; такая ФПГ создается путем поглощения или создания новых дочерних предприятий. К ФПГ, имеющим форму холдинга, можно отнести объединение МЕНАТЕП, РАО «ЕЭС России» «Газпром», «Интеррос-Микродин».
Система участия как форма организации ФПГ предполагает возникновение капитала компаний - членов группы(перекрёстное владение акциями). Вышеупомянутый Закон трактует эту форму ФПГ как полное или частичное объединение капиталов в добровольном порядке (путем заключения договора о создании ФПГ) или насильственно. При этом должна быть создана центральная компания, которая в соответствии с заключаемым между ее участниками договором распоряжается собственностью и доходами осуществляет любые юридические действия. На системе участия основаны реальные ФПГ.
Большое значение в условиях отечественной экономики имеет директивный способ создания ФПГ на базе государственной собственности. Положение о ФПГ и порядке их создания предусматривает возможность создания ФПГ по решению правительства в случаях, когда состав участников группы формируется только из государственных федеральных предприятий, а также учреждений и организаций, финансируемых из государственного бюджета. В отдельных случаях предусматривается создание ФПГ на базе Указов Президента РФ. Так, Указом Президента от 28 октября 1994 г. № 2023 «О выработке мер государственной поддержки создания и деятельности финансово-промышленных групп на базе финансово-промышленной группы "Интеррос"» одобрено создание ФПГ «Интеррос», включающей как государственные, так и негосударственные предприятия и организации. Указом Президента от 2 ноября 1994 г. № 2057 «О создании финансово-промышленной группы с участием акционерных обществ "АвтоВАЗ" и "КамАЗ"» одобрено создание финансово-промышленной группы с участием указанных акционерных обществ.
В отличие от ранее действовавшего законодательства никаких ограничений в области организационно-правовой формы ФПГ закон не устанавливает. Все участники могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями, в том числе иностранными, кроме общественных и религиозных организаций. В состав участников могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации. Существенным является лишь необходимое наличие среди участников ФПГ организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и иных кредитных организаций.
Основными структурообразующими группу элементами являются:
необходимость объединения активов для осуществления деятельности ФПГ;
возможность признания участников ФПГ консолидированной группой налогоплательщиков и, как следствие, возможность ведения свободного (консолидированного) учета, отчетности и баланса ФПГ;
солидарная ответственность участников ФПГ по обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате вступления в группу.
Группы представляют собой организационную форму соединения капитала с характерным для России промышленным произволом крупного масштаба. Принципиальная особенность состоит в м Что в группах привлечение финансовых ресурсов совмещается процессом их концентрации на направлениях, обеспечивающих закрепление и расширение собственной доли внутреннего рынка, я также активное продвижение на мировой рынок.
При создании ФПГ возрастает возможность не только взаимной помощи входящих в нее предприятий друг другу, но и возможность существенного расширения поля деятельности, что служит основой для увеличения первоначального капитала. За счет ФПГ может быть создана мощная материально-финансовая и научная база не только для выживания предприятий в условиях становления рынка, но и для дальнейшего развития. В современных экономических условиях отдельные предприятия не в состоянии обновлять свои постоянно устаревающие производственные фонды. Объединяясь же в интегрированные структуры, они получают такую возможность. Существенно расширяются также возможности производства, реализации продукции, поддержания и ускорения научно-технического развития предприятий.
Важными целями создания ФПГ являются:
управление и контроль над финансовыми потоками;
получение мощных источников расширенного воспроизводства;
повышение эффективности собственного производства;
ориентация производства на активное продвижение на внешний рынок;
подключение к товарообороту с внешним рынком не только отдельно взятых предприятий, но и целых технологических связок.
Формирование ФПГ обладает высоким экономическим потенциалом развития. С макроэкономической точки зрения создание, организация и функционирование ФПГ дают возможность для решения ряда задач:
концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики и получения относительно дешевых финансовых ресурсов, аккумулируемых в финансовых организациях группы;
обеспечение финансовыми ресурсами промышленности, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), ускорения НТП;
повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественного производителя;
осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности;
формирование долгосрочных хозяйственных связей;
улучшение инвестиционного климата и стабилизации производства;
снижение рисков;
долгосрочное отвлечение финансовых ресурсов с гарантией сохранения и целевого использования.
Существующие в Российской Федерации ФПГ фактически начали формироваться в 1991-1994 гг. и создавались различными путями:
организация на базе бывших государственных структур с последующим развитием и диверсификацией производства (РАО «Газпром»)-
формирование крупным предприятием собственных банков НИИ, торговых представительств (ВАЗ);
целенаправленная скупка коммерческим банком контрольных пакетов акций, интересующих его предприятий (МЕНАТЕП, «Роспром»).
Большая часть ФПГ сформировалась путем учреждения коммерческих банков крупными предприятиями различных форм собственности. При этом учредители преследовали ряд целей:
инвестирование средств с высокой отдачей;
уменьшение риска потери собственных оборотных средств, размещенных в подконтрольном банке, их эффективное использование, защита от зависания денег за счет создания прозрачной структуры денежных потоков;
получение возможности финансирования деятельности учредителей за счет доступа через банк к финансовым рынкам.
В тех случаях, когда в роли инвесторов выступали российские банки, они принимали максимальные меры для снижения высокого уровня рисков. В результате проведения залоговых аукционов часть крупнейших банков приобрела контрольные или «блокирующие» пакеты акций приватизированных предприятий нефтедобычи нефтепереработки, телекоммуникаций, инфраструктуры, обрабатывающей промышленности.
Тем самым банки решили ряд важнейших задач: привлекли о ротные средства предприятий и расширили свою ресурсную базу снизили операционные риски, введя в органы управления своих менеджеров; снизили валютные риски, поскольку продукция приятии в основном была ориентирована на экспорт; ликвидировали кредитные риски, так как фактически основные фонды выступали в качестве залога; снизили инфляционные риски, поскольку продукция предприятий отраслей, в которых формировались ФПГ (продукция нефтедобычи и нефтепереработки, телекоммуникационные услуги, услуги по перевозкам и т.п.), являлась ценообразующей. Особенностью российских ФПГ является смешанный характер их создания, сочетающий черты партнерства и иерархии. Для ФПГ, основанных на партнерстве, характерно создание центральной компании в форме некоммерческой ассоциации, которая не занимается финансово-экономической деятельностью. Объединение активов предприятий происходит в рамках их совместной деятельности, без передачи в собственность центральной компании. Чаще всего это договоры о совместной деятельности, когда каждый участник передает свое имущество или его часть в общую долевую собственность, а после прекращения договора получает обратно. Поэтому такое объединение, как правило, носит временный характер, используется для реализации конкретной программы. Для ФПГ, основанной по иерархии, главным способом объединения активов является консолидация в центральной компании пакетов акций предприятий-участников. В результате строится система «основное общество - дочернее предприятие». В России большая- часть ФПГ создана именно по такому принципу и фактически представляет собой концерн. Однако концерн отличается от ФПГ. В концерне руководство принуждает подразделения идти на структурные преобразования, а в ФПГ задачи решаются через систему побудительных мотивационных механизмов.
Классификация ФПГ приведена в табл. 4.3.
Структура ФПГ в значительной степени определяется характером интеграции, которая может строиться по горизонтальному, вертикальному или смешанному принципу. Горизонтальный (отраслевой) принцип интеграции эффективен для поддержки предприятий с малым или средним инновационным циклом и реализации их технологического потенциала, ускорения внедрения научных разработок. ФПГ, формируемые таким образом, играют значительную роль в реализации инновационного потенциала отраслей. Примером могут служить ФПГ, создающиеся в химической и лесной промышленности. Второй - также горизонтальный - тип
грации распространяется на его однотипные в основном самостоятельно, как правило, на базе конвейерного производства, например предприятия автомобильной и авиационной промышленности. Создание ФПГ с участием таких предприятий представляет им возможность укрепить свои позиции на внешнем рынке, однако подобное объединение может привести к усилению монополизма на внутреннем рынке, поэтому такие ФПГ целесообразны в случае, если они включают всех основных производителей данных изделий или когда ставится задача обеспечения инновационного цикла продукции.
Классификация ФПГ | |
По происхождению капитала: 1. Бывшие отраслевые министерства Ии крупные гособъединения, которые возникли как единые акционерные общества и создали собственные банки 2. Промышленные предприятия, стремящиеся восстановить или сохранить старые хозяйственные связи, обеспечить нормальное снабжение, поэтому создающие холдинговые компании с присутствием кредитно – финансового института 3. крупные банки, не ограничиваясь кредитно – финансовыми операциями, сами выступают инициатором ФПГ, объединяя бывшие государственный структуры и частные компании | По интеграции капитала: 1.Горизонтально интегрированные группы 2.Вертикально интегрированные группы 3.Диверсифицированные ФПГ |
По территориальному признаку: 1.Региональные группы 2.общенациональные группы 3.Транснациональные группы (международные) | По признаку легитимности: 1.Формальные (официально зарегистрированные) 2. Неформальные (не имеющие официального статуса) |
Вертикальная интеграция объединяет предприятия, связанные по технологической цепочке и относящиеся к различным отраслям. В таких ФПГ возможно не только ускорить внедрение наукоемкой продукции, но и повысить технологический уровень предприятий - производителей комплектующих и запасных частей, проводить технологический обмен между предприятиями, который будет препятствовать сбоям в поставках комплектующих изделии.
Следующий тип объединений - сочетание горизонтальной вертикальной интеграции. В подобных ФПГ обычно решаются за дачи обеспечения инновационного цикла создания сложного наукоемкого изделия.
Первоначально ФПГ в экономически развитых странах (правило, из предприятий, технологически связанных друг с другом т е. ФПГ на основе горизонтальной и вертикальной интеграции.Однако с течением времени типичной стала интеграция на основе диверсификации, когда предприятия различных отраслей объединяются в ФПГ на основе слияния или поглощения одной компании другой. Например, в группе 100 ведущих промышленных фирм Англии многоотраслевыми являются 96, в Германии - 78, Италии - 90. Не стала исключением и Россия. Примером может служить ФПГ «Интеррос-Микродин», участниками которой являются АО «Кузнецкий металлургический комбинат», АООТ «Иргиз», АООТ «Новокузнецкий алюминиевый завод», АООТ «ИНРОС Капитал», АОЗТ «Разнотрейд», АООТ «Росхлебпродукт», АОЗТ «Союзплодимпорт», ВТФ «Энергия», АОЗТ «Фосфорит», концерн «Норильский никель», АКБ «Международная финансовая компания», КБ ОНЭКСИМ, АО «Химволокно», АО «Азот», ВО «Тяж-промэкспорт», ВЭО «Союзпромэкспорт» и др. Однако, как показывает мировой опыт, наиболее функциональны ФПГ на основе диверсификационной интеграции не в стратегических сырьевых, а именно в наукоемких отраслях, так как основная цель данных ФПГ - развитие инновационного потенциала, выпуск высококачественной продукции и прорыв с ней на мировой рынок.
Процесс создания ФПГ в России идет по двум основным направлениям:
1) объединение с целью производства преимущественно одного определенного вида продукции;
2) формирование ФПГ по типу отрасли.
При формировании ФПГ по первому типу недостатком является возможная уязвимость группы как таковой в результате неблагоприятного изменения рыночной конъюнктуры, конкуренция на рынке может вытеснить с него ФПГ, в особенности это касается ее центральной компании. При этом другие участники, имеющие и использующие возможности сохранять самостоятельность вне деятельности ФПГ, оказываются более устойчивыми к колебаниям рыночной конъюнктуры. Однако самостоятельность любого участника существенно ограничивается принципом солидарной ответственности по обязательствам центральной компании. При формировании ФПГ по второму типу возникает проблема принятия решения ее управляющим центром т.е. проблема синхронизации взаимодействия всех участников. Кроме того, реализация этого принципа позволяет придать большую устойчивость на рынке. Формирование конкретной ФПГ может сочетать оба направления.
Изучение опыта создания и функционирования ФПГ показывает, что для развития инновационных процессов внутри объединений должны создаваться специальные инновационные структуры форме научно-исследовательских, технологических центров которые занимаются вопросами поддержания и развития научно-технического потенциала предприятий и организаций, входящих в ФПГ Они способствуют высокой эффективности внутрифирменных научных разработок в условиях рыночной конкуренции и имеют определенные преимущества перед разработками самостоятельных исследовательских организаций, так как инновационные подразделения непосредственно вовлечены в производство и реализацию инноваций для своей организации, потребности которой они хорошо знают.
Создание ФПГ связано с необходимостью структурной перестройки экономики и поддержки тех областей национальной экономики, которые могут способствовать экономическому росту. Эта организационная структура объединяет промышленные предприятия, банки, торговые организации. Характерная особенность финансово-промышленных групп состоит в том, что они функционируют как самостоятельные саморазвивающиеся организации.
Рассмотрим принципы формирования финансово-промышленных групп. Пусть имеется некая технология производства продукции, осуществление которой требует выполнения многих операций (сбор, переработка первичного сырья, изготовление конечной продукции). Есть владелец технологии. Для обеспечения конечного результат нужно внедрить технологию в производство.
Возникает задача формирования группы предприятий, связанных в единый технологический цикл (технологическая цепочка - ТЦ). Цепочку формирует управляющая компания финансово-промышленной группы.
Создание технологической цепочки включает этапы:
определение цели (стратегии);
изучение технологии;
подбор предприятий-изготовителей (контрагентов);
проектирование;
выбор источника финансирования;
контроль результатов.
Прежде всего определяют цель функционирования технологической цепочки. Для отбора контрагентов необходимо получи проанализировать информацию о функционировании каждого потенциального участника ФПГ. Эта информация должна содержать: данные о руководстве контрагента; номенклатуру выпускаемой продукции; финансовую отчетность за предшествующие четыре квартала; структуру активов и структуру пассивов; данные о состоянии оборудования; показатели длительности технологического цикла выпуска продукции у контрагента, которая может быть использована самках ТЦ; структуру цены на продукцию, которая может быть использована в рамках ТЦ; сведения о наличии связей с другими предприятиями.
В реальной жизни ФПГ в чистом виде встречаются довольно редко. На практике проявляется интеграция плановой экономики с ее пристрастием к директивно-командным методам и сопутствующему пассивному подчинению. Инерционность усиливается сохранением у государства контрольных пакетов акций предприятий, входящих в ФПГ, элементами бюджетного финансирования, распределением привилегий. Это накладывает отпечаток на всю систему управления ФПГ и особенно их трудовыми ресурсами, инвестициями. Без учета инерционности управления трудно объяснить, например, сохранение высокого уровня занятости при катастрофическом падении производства, работу над новыми государственными заказами при хронической неоплате выполненных и т.д.
С расширением области контроля над экономикой со стороны новых коммерческих образований господствующей тенденцией становится замещение государственного монополизма полицентризмом, основанным на взаимодействии коммерческих, общественно-политических и государственных структур. Проблема взаимодействия центра и управляемой периферии не исчезает, но получает новые условия движения.
Крупная ФПГ представляет собой значительный сегмент социальной сферы. Большинство ФПГ состоит из десятков крупных предприятий, на которых заняты тысячи рабочих и служащих, разбросанных по многим регионам.
Для российских ФПГ характерны два типа объединений - конгломератный и основанный на кооперации производства.
Конгломератному типу присуще объединение акционерных обществ, не связанных друг с другом системой кооперации производства, на основе участия в общем капитале и зависимости каждого роста. Доминирующую роль в этих группах играют банки. Объединения может служить группа банка МЕНАТЕП.
Для второго типа характерна производственная кооперация как основа объединения и подчинение ей всех остальных элементов группы (банков, страховых компаний и т.д.). К этому типу относится большинство групп в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.
У обоих типов объединения в системах управления и решаем задачах имеются как общие черты, так и различия.
Новым для российских систем управления является дифференциация участников ФПГ (физических и юридических лиц) не толь ко по линии иерархии положения каждого участника в кооперации труда, но и по линии его права собственности на материальные условия и результаты производства. За короткий отрезок времени контрольные пакеты акций новых акционерных обществ оказались в руках немногочисленных физических и юридических лиц. Так в АО «Уралмаш» 27% акций находится в руках одной компании «Биопроцесс», в АО «ЗИЛ» 265 акций принадлежит АО «Микродин» и т.д. Большинство работающих на предприятиях ФПГ либо вообще не имеют, либо имеют по несколько акций, не делающих их эффективными собственниками. Практически во всех зарегистрированных группах контрольные пакеты голосующих акций остаются в руках государства.
Вместе с дифференциацией собственности неизбежно происходит дифференциация интересов и возможностей их реализации. Перед системой управления стоит задача консолидации социальных групп с далеко не совпадающими интересами. Без нее группа не может эффективно функционировать, но консолидация не означает снятия противоречий. Решение этой проблемы многовариантно.
Большинство предприятий до вхождения в ФПГ являлись АО, принадлежавшими отдельным группам собственников. Ограниченное включение этих предприятий во внутригрупповую систему управления становится возможным на базе централизованного контроля над ними как объектами собственности. Управление реальными собственниками оказывается частью системы управления ФШ-
К настоящему времени сформировались три основные схемы управления реальными ФПГ.
К первому типу можно отнести ФПГ, где центральным управляющим звеном является холдинговая компания (рис. 4.9).
Концентрируя у себя контрольные пакеты акций, холдинговая компании превращается в управляющий центр всей группы. Таким образованием является, например, компания «Роспром», созданная банк МЕНАТЕП.
Ко второму типу относятся группы, где центром собственности является кредитно-финансовое учреждение, обычно коммерческий банк (рис. 4.10).
Как держатель контрольных пакетов акций банк ничем не отличается от обычной холдинговой компании. Как правило, в структуре банка имеется управление холдинга, которое непосредственно выполняет функции центра управления собственностью. На этой основе строятся все остальные формы управления в группе. В качестве примера может служить холдинг банка «Российский кредит».
К третьему типу принадлежат группы, где участники объели ли свои капиталы и создали акционерную компанию (рис 4.11). Подобная компания практически не отличается от обыкновенной корпоративной структуры, где кроме функциональных производственных
подразделений имеются банковские учреждения, научно-исследовательские центры и т.д. К числу таких объединений можно отнести гигантскую компанию «Российская металлургия». Управление собственностью осуществляется через сложное взаимодействие собрания акционеров, правления, аппарата, ревизионной комиссии и т.д. (рис. 4.12).
В некоторых ФПГ («Сокол», «Антей», интегрированные нефтяные компании и др.) создаются советы директоров - представителей АО, входящих в группы, которые решают вопросы распределения прибылей, формирования резервов и т.д. Во многих ФПГ конгломератного типа функции совета выполняют головное правление банка и холдинговое подразделение.
Государство участвует в управлении ФПГ через работу представителей заинтересованных ведомств в собраниях акционеров и советах директоров. Например, в советах директоров нефтяных интегрированных компаний присутствуют сотрудники Госкомимущества, Антимонопольного комитета, Минэнерго РФ.
Взаимодействие центров и периферии владения и распоряжения собственностью становится первейшим из стрежневых моментов системы управления ФПГ. Именно оно лежит в основе управление функциональными подразделениями, задает целевую функцию
группового стратегического и оперативного планирования, распределения ресурсов и т.д.
Технические навыки и знания специалистов, занятых в системе управления технологическими процессами и производственной кооперацией, являются первичными по сравнению с их положением в системе собственности. Но корпоративные собственники и управляющие оценивают специалиста также исходя из критерия подчинения технико-экономической системе управления цели увеличения капитала и личной лояльности.
Отказ от формирования системы управления на основе личных соображений или предпочтений оказывается сложнейшей задачей, эффективно решаемой только под давлением острой конкурентной борьбы. Идеального решения проблемы пока не найдено. Проявление «фаворитизма» и групповщины наблюдается и на Западе, и на Востоке, нередко способствует гибели корпораций. Важно учитывать, что именно создает для этого питательную среду, каковы силы, противодействующие их развитию, какие формы помогают в их преодолении. В частности, следовало бы обратить внимание на широкое распространение специализированных компаний по набору персонала, независимых экспертных групп по оценке работы управленческих звеньев и т.д.
В российских ФПГ формирование аппарата управления технологическими процессами и производственной кооперацией происходит в условиях низкого уровня конкурентной борьбы, незавершенного процесса приватизации, всеохватывающей криминализации общества. Это неизбежно будет снижать эффективность функционирования ФПГ.
Залогом стабилизации современной отечественной экономики усиленной работы предприятий и их развития являются инвестиции в реальный сектор экономики. Однако финансовые ресурсы ограничены. Помимо этого парадокс российской экономики заключается в том, что российские предприятия, объективно испытывая хроническую нехватку оборотных средств, в то же время располагают ими в больших объемах, чем аналогичные западные фирмы. В такой ситуации повышается значение формирования и эффективного функционирования многоотраслевых структур с системой управления, обеспечивающей достаточную устойчивость и гибкость. Одним из важнейших элементов реструктуризации промышленности сегодня являются финансово-промышленные группы.
ФПГ могут в значительной степени способствовать стимулированию капиталовложений в реальный сектор экономики. Во-первых, они позволяют создать стабильность в получении финансовых средств для инвестиционной деятельности благодаря слиянию производства и финансовых учреждений в единую группу. Во-вторых, ФПГ обеспечивают действенность инвестиционных вложений в производство за счет единства и взаимосвязи всех воспроизводственных процессов. Создание финансово-промышленных групп является одним из способов правильно и выгодно организовать производственно-сбытовую деятельность предприятий, получить максимальную отдачу в кратчайшие сроки за счет четко построенной системы распределения ответственности, сфер деятельности между участниками и упорядоченной схемы денежных потоков.
В рамках ФПГ образуется замкнутый цикл расширенного вое производства от первоначального финансирования производственного цикла до получения прибыли и ее рефинансирования. Механизм финансовых связей между участниками группы определяет прежде всего финансовыми институтами группы, деятельность которых позволяет добиться стабильности и быстрой реакции на исходящие изменения внутри группы и во внешней среде.
Вопрос №26
Введение
Процессы коммуникации, в которых участвуют работники аппарата управления, являются жизненно важными связующими звеньями между руководителем и его подчиненными, между руководителями одного уровня, между организацией и внешней средой. В повседневной работе руководитель должен использовать информацию от различных доступных источников - вышестоящих руководителей, подчиненных, руководителей того же уровня, заказчиков, поставщиков и т. д. Оперативная деятельность руководителя отличается от его деятельности по принятию решений. Эти два существенных вида деятельности взаимосвязаны и зависят от информации, обрабатываемой и передаваемой внутри организации. Процессы коммуникаций позволяют руководителям эффективно выполнять свою работу и принимать решения о выборе оптимальной стратегии для достижения поставленных целей.
Коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между людьми. Это процесс обмена информацией и передачи сведений между отдельными людьми или их группами. Организационная коммуникация - это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации большому числу людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом в координации деятельности подразделений организации, позволяет получать необходимую информацию на всех уровнях управления.
Целью моего реферата является, изучение того, как организационные коммуникации действуют на практике.
Задачами являются изучение того, как связаны коммуникации с деятельностью служащих в организации, какую роль они играют в организации, как ими можно управлять.
В моем реферате я буду изучать организационные коммуникации на примере организации, которая называется ОАО «Петролеспорт».
Главной трудностью при написании моего реферата является изучение практической части материала, т.к. я имею не достаточно информации о собственном предприятии.
Значение коммуникаций
Коммуникации важны для руководителей по следующим причинам:
1) руководители тратят большую часть времени на коммуникации. Согласно данным многих экспертов, на это уходит 75-95% времени руководителей. Поэтому они должны быть заинтересованы в улучшении данного вида деятельности;
2) коммуникации необходимы для эффективности управления;
3) коммуникации необходимы для утверждения авторитета и выражения воли руководителя;
4) хорошо налаженные коммуникации, содействуют обеспечению организационной эффективности. Если организация эффективна в области коммуникаций, она эффективна и во всех других видах деятельности.
Принято различать четыре основные функции коммуникативности в группе или организации в целом: контроль, мотивация, эмоциональное выражение и передача информации. С помощью коммуникативности осуществляется контроль поведения членов группы. В организациях существует иерархия и формальная соподчиненность, которой работники должны придерживаться. Когда работника, например, просят привести свои действия в соответствие со стратегией компании, коммуникативность выполняет контролирующие функции. В то же время она усиливает мотивацию, доводя до работников информацию о том, что должно быть сделано, как улучшить работу, и т. д.
Для большинства людей их работа является первичным источником социального взаимодействия. Коммуникативность, которая осуществляется в группе, является механизмом, с помощью которого члены группы выражают свое отношение к происходящему. Тем самым коммуникативность способствует эмоциональному выражению
работников и позволяет реализовывать социальные потребности. Существенное значение имеет и функция коммуникативности, которая связана с ее ролью в процессе принятия решений. Она позволяет предоставлять данные, которые необходимы индивидуумам и группам для принятия решений, посредством передачи информации