Методы выработки и принятия управленческих решений. Методика расчёта выработки и трудоёмкости продукции

Методы выработки решений группой лиц

Методы принятия решений могут быть основаны на интуиции менеджера, на научно-практическом подходе, требующем ряда этапов в формулировке проблемы, выработке альтернативных решений, обработке большого количества информации, принятии оптимального решения.

При выработке решения группой лиц могут быть использованы формализованные (математические) и эвристические (творческие) методы.

При хорошо структурированных (запрограммированных) решениях широко используются методы количественного анализа и электронной обработки информации. При этом в качестве оптимизационного критерия могут быть показатели прибыли, валового дохода, производительности труда и др. Такой выбор называется оптимизационным.

Вычислительные задачи решаются при помощи математических методов. Обычно это текущие задачи управления, такие, как прогнозирование объема материальных запасов, размещение и определение количества в зависимости от производственной программы и другие. Математические методы применяются в тех случаях, когда факторы, которые влияют на выбор решения, можно оценить количественно, поэтому они называются количественными.

Аналитические методы – основная часть математических – характеризуются тем, что устанавливают аналитические зависимости между условиями выполнения задачи (факторами) и ее результатами (принятым решением). К аналитическим принадлежат группа методов экономического анализа деятельности фирмы (например, построение уравнения безубыточности и нахождение точки безубыточности).

Статистические методы основаны на сборе, обработке и анализе статистических материалов. Отличительная особенность этих методов – учет случайных влияний и отклонений. Статистические методы включают методы теории достоверности и математической статистики.

Методы математического программирования рассматриваются прикладной математикой и содержат теорию и методы решения условных экстремальных задач с несколькими переменными. Наибольшее применение методы математического программирования нашли в сферах планирования номенклатуры и ассортимента изделий; определения маршрута изготовления изделий; минимизации отходов производственного процесса; регулирование уровня запасов; календарном планировании производства и других.

Теоретико-игровые методы предназначены для обоснования решений в условиях неопределенности, неполноты и неясности информации. К ним относятся теория статистических решений и теория игр.

Методы теории статистических решений используются, когда неопределенность окружения вызвана объективными обстоятельствами, которые не известны или имеют случайный характер.

Теория игр используется в тех случаях, когда неопределенность окружения вызвана сознательными действиями разумного противника.

В условиях слабо структурированных (незапрограммированных) решений применяют систему взвешенных критериев. При этой системе выбираются критерии оценки решения, экспертная оценка каждого критерия и по суммарным оценкам каждого решения (сумме баллов) делается вывод о целесообразности применения конкретного решения.

Экспертные методы применяются в случаях, когда невозможно воспользоваться количественными методами, то есть при недостаточном объеме информации или ее отсутствии. На практике пользуются методом простого ранжирования и метод весовых коэффициентов.

Метод простого ранжирования состоит в том, что каждый эксперт размещает признаки в порядке важности – на первом месте наименее важный признак, дальше – следующий за ним по важности и т.д. Полученные данные сводятся в таблицу; определяется средний ранг, т.е. среднее статистическое значение места каждого признака. В результате, наименьшее значение среднего ранга указывает на самый важный признак и т.д.

Метод весовых коэффициентов состоит в том, что всем признакам предоставляются весомые коэффициенты следующими способами:

· всем признакам присваивают весовые коэффициенты так, чтобы их сумма равняла 1, 10 или 100;

· наиболее важному признаку присваивают весовой коэффициент, который равняется фиксированному числу, а последним – коэффициенты, которые равняются долям этого числа.

Данные, полученные благодаря экспертным оценкам, могут далее применяться при принятии решения методом интегрального показателя.

Метод Дельфы предполагает, что каждый участник опроса отвечает на вопросы независимо и анонимно. Результаты ответов собираются в центре, и все варианты решения направляются каждому участнику. Ознакомившись с другими вариантами решений, каждый из участников может выработать новое решение. Решение направляется в центр.

Центр собирает отдельные решения и при необходимости повторяет указанные шаги до достижения согласованного решения.

Задачи, которые имеют нестандартный характер, основываются на качественных, а не количественных переменных, решаются эвристическими методами.

Метод аналогий основан на поиске возможных решений на основе заимствования. То есть принимается такое решение, которое уже принималось ранее в схожей, по мнению менеджера, ситуации и его реализация привела к удовлетворительному результату. В случае, если таких решений принималось несколько, то выбирается тот вариант, который привел к наилучшему результату в наиболее похожей ситуации.

Метод инверсии – противоположность методу аналогий. Сущность его заключается в том, что принимается решение, противоположное принятому в аналогичной ситуации, если прошлое решение не принесло успеха или аналогичное принятому в противоположной ситуации, если его реализация оказалась успешной.

Метод эмпатии – проникновения в сущность вещей. При использовании метода эмпатии ЛПР должно ассоциировать себя с объектом, относительно которого принимается решение и, благодаря этому, выясняет причины возникновения проблемной ситуации.

Метод мозгового штурма . Условия применения данного метода: работает творческая группа специалистов в рассматриваемой проблеме численностью не более 10 человек. Сбор команды и ее знакомство с проблемой проводит менеджер, которому поручено решить возникшую проблему.

После короткого обдумывания и усвоения проблемы группа начинает генерацию идей. На первом этапе принятия решения обсуждение идей проводится без критики.

На втором этапе происходит отбор идей на основе здоровой критики предложений от младших к старшим участникам группы.



Углубленное развитие отобранных идей и их детальная разработка – третий этап мозгового штурма – происходит в форме дискуссии с целью выявления всех возможных достоинств и недостатков предложенных альтернатив. На основе полученной на этом этапе информации менеджер осуществляет окончательный выбор и принятие решения.

Метод группового блокнота предполагает, что в группу могут включаться как специалисты, так и неспециалисты для обеспечения свежести взгляда и генерирования нестандартных идей. После ознакомления с проблемой каждый участник группы получает блокнот, в котором он будет вести записи, связанные с его вариантом принятия решения.

Каждый письменно излагает свои предложения в блокноте в течение отведенного менеджером срока. По окончании срока обдумывания проблемы группа собирается и заслушиваются все ее участники. На данном этапе не допускается критика предложений. Каждый участник группы индивидуально ранжирует все проекты в блокноте. На основе этих оценок, в условиях анонимности выбирают проект с лучшей оценкой.

Вопросы и задания для самоконтроля и раздумий

1. Определите подходы к пониманию содержания понятия "решения" в менеджменте. Как классифицируются управленческие решения?

2. Охарактеризуйте элементы процесса принятия управленческого решения.

3. За какими признаками определяют метод принятия решения?

4. Как оценить эффективность управленческого решения?

5. Охарактеризуйте эвристические методы принятия решений.

6. Охарактеризуйте математические методы принятия решений.

7. Чем характеризуются методы принятия решений в условиях неопределенности?

В настоящее время известно достаточно много различных методов выработки управленческих решений. Они имеют свою классификацию. Одни из них предложил В. Лисичкин, который выделил три класса методов:

1) общенаучные (методы логического и эвристического характера- наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, экспертные оценки, коллективная генерация идей);

2) интернаучные (методы, применяемые для широкого круга объектов из разных сфер деятельности - математическая статистика, компьютерное и математическое моделирование, метод граф и др.);

3) частные (методы, специфичные для единого объекта или отрасли знаний - интуитивные, аналитические).

Некоторые ученые делят методы, используемые при принятии решений, по признаку формализации используемого аппарата, и выделяют такие методы:

1) формальные (статистические и экономико-математические методы, а также экономико-математические модели);

2) эвристические (включая методы аналогии и имитационного моделирования);

3) методы экспертных оценок (наиболее применяемые при исследовании сложных объектов самостоятельно, а также в сочетании с другими методами).

Моделирование в управленческой деятельности имеет свои преимущества и ограничения. К основным преимуществам моделирования относятся следующие:

  • моделирование позволяет решать проблемы, которые невозможно (либо трудно) решить с помощью математики;
  • моделирование дает возможность аналитикам экспериментировать с виртуальной системой, не подвергаясь риску, связанному с проведением экспериментов с реальной системой;
  • моделирование экономит время, позволяя менеджеру быстро знакомиться с самыми отдаленными результатами;
  • моделирование является ценным инструментом в обучении; позволяет менеджеру и разработчикам набирать опыт, понимая принципы работы системы при разнообразных условиях.

К основным ограничениям моделирования можно отнести следующие:

  • моделирование не дает оптимального решения, так как показывает лишь приблизительное поведение системы при - заданных условиях;
  • многие методы моделирования (метод вероятностного моделирования, моделирование теоретических распределений) можно использовать только при наличии элементов, которые описываются случайными числами;
  • крупномасштабное моделирование требует огромной работы по созданию адекватной модели, компьютерноро времени для проведения моделирования и значительных затрат на исследования.

Исследования психологов доказали эффективность использования групповой дискуссии при принятии решений. Групповая дискуссия дает возможность ее участникам чувствовать себя включенными в процесс принятия решений, что способствует внедрению новшеств. Дискуссия позволяет сопоставить противоположные мнения и помочь ее участникам увийеть проблему с разных сторон. Если решение выдвинуто группой и поддержано присутствующими, то ее значение возрастает и оно превращается в групповую норму.

К разновидностям групповых дискуссий относятся: совещания, «мозговая атака» («брейнсторминг»), «метод-635», «метод синектики» и др.

Сущность метода «мозговой атаки» («брейнсторминга») приведена выше. Процесс организации совещаний подробно и широко описан в научной и учебной литературе. Остановимся лишь на типичных ошибках, которые делают участники совещаний при выработке решений. Исследования показывают, что 80% времени экстренного («аварийного») совещания расходуется на выявление причин и виновников возникновения критической ситуации, сопровождающееся, как правило, конфликтами в процессе обсуждения создавшегося положения. То есть при решении вопроса преобладает «взгляд в прошлое», тогда как крайне необходимо быстро найти пути решения проблемы, установить сроки и ответственных для скорейшего достижения цели. Таким образом, основное время совещания должно быть уделено выработке решений, направленных в будущее.

Иногда совещание проводится формально, т. е. некоторые руководители заведомо знают, какое решение они примут и, действуя по принципу «говори-говори», формально выслушивают все мнения, но принимают свои решения, которые могут в корне противоречить высказанным идеям. Новые подходы к управленческой деятельности предполагают переход от единоначалия к партисипативным методам принятия решений, от элементарного к системному подходу выработки решений, от принятия решений на основе жизненного опыта к выбору альтернативных решений на основе теории принятия решений.

Разновидностью «брейнсторминга» является «метод-635». Этот метод отличается определенной процедурой взаимодействия участников в процессе выработки идей по заданной проблеме. Число участников фиксировано (6 человек). Участники совместно выдвигают 3 идеи решения проблемы, которые рассматриваются каждым участником, дополняющим их новыми тремя идеями. Эта процедура повторяется 5 раз.

Сначала каждый из участников записывает в свой бланк (специально разработанный для сбора идей) основные идеи решения поставленной проблемы (их 18, т. е. 6×3). Эти основные идеи поступают по очереди к членам группы, каждый из которых дополняет их еще тремя собственными предложениями. После пятикратного прохождения бланков через руки всех шести участников их бланки содержат 108 идей решения проблем. Затем в работу включаются критики. Схема взаимодействия участников групповой дискуссии по «методу-635» представлена в табл. 10.

В отличие от «мозговой атаки» групповая дискуссия по «методу-635» сопровождается письменным оформлением предложенных идей. Идеи в письменной форме отличаются большей обоснованностью и четкостью, чем выказанные устно, хотя часто бывают менее оригинальными. Тем не менее, следует отметить, что любая работа в группе, с психологической точки зрения, полезна для каждого человека, так как положительно влияет на развитие многих качеств личности, дает полезные навыки взаимодействия в творческом общении.

«Метод синектики», предложенный А. Гордоном, в буквальном смысле означает «соединение разнородного». Суть этого метода состоит в том, что дискуссию начинают пять-семь синекторов - людей, заранее определенных, занимающих разные позиции по поводу решения проблемы. Группа в процессе дискуссии уясняет крайние точки зрения, высказанные членами группы, оценивает их и принимает совместное взвешенное решение.

Существует два общих подхода к измерению производительности труда: через показатели выработки продукции на единицу труда (времени) либо трудоёмкости – затрат труда (времени) на производство единицы объёма продукции (услуг).

Первый показатель производительности труда – это выработка продукции (В). Показатель объема продукции (работ, услуг), вырабатываемой в расчете на единицу трудовых затрат. Выработка является прямым показателем производи­тельности труда, так как чем больше продукции вырабатывает­ся в расчете на единицу трудовых затрат, тем выше уровень про­изводительности труда. Рассчитывается по формуле:

где V - объем продукции; Т - затраты труда на данный объем продукции.

Отработанное время измеря­ется отработанными человеко-часами или человеко-днями. В соответствии с этим при изучении производительности труда используются показатели средней часовой и средней дневной производительности труда рабочих, а также средней месячной (квартальной, годовой или за любой период с начала года) про­изводительности труда рабочих или работников. Расчет этих показателей производится следующим образом.

Средняя часовая выработка рабочего:

где V- объем продукции (работ, услуг), произведенной в отчет­ном периоде; - фактически отработанные рабочими в отчет­ном периоде человеко-часы.

Средняя дневная выработка рабочего:

где - фактически отработанные рабочими в отчетном перио­де человеко-дни.

Средняя месячная (квартальная, годовая или за любой пе­риод с начала года) выработка рабочего (работника):

где - среднесписочная численность рабочих (работни­ков) в отчетном периоде.

Методы определения выработки классифицируются в зави­симости от единицы измерения объема производства:

■ натуральный (условно-натуральный) - используется при выпуске однородной продукции на отдельных рабочих местах, производственных бригадах, на предприятии, т.е. при опреде­лении выработки конкретного вида продукции (работ и услуг). При использовании этого метода выработка выражается в нату­ральных единицах измерения (В = q: t, где q - физический объ­ем производства однородной продукции);



■ стоимостный (по стоимостным показателям произведен­ной или реализованной продукции) - при выпуске на предпри­ятии разнородной продукции. При использовании этого мето­да выработка определяется в денежном выражении (, где Ц - цена единицы продукции, р.) ;

■ трудовой (измерение производительности труда основан на учёте объёмапроизведенной продукции в затратах рабочего времени (нормо-часах)). Преимущество его по сравнению с другими заключается в том, что при расчетах используется более точный измеритель - трудоемкость каждого вида продукции независимо от степени ее готовности (изделия, полуфабрикаты, незавершенное производство). При этом широко применяются как фактические, так и нормативные трудовые затраты .

Стоимостный метод имеет широкое распространение. Од­нако если производительность труда (ПТ) рассчитывается по произведенной или реализованной продукции, то этот метод завышает ПТ, так как в результат включается стоимость про­шлого труда - применяемого сырья и материалов, объемы коо­перированных поставок и т.д. Этот недостаток устраняется при исчислении выработки на основе чистой продукции или при­были, а также при расчете рентабельности труда, которая отра­жает отношение прибыли к затратам.

Если речь идет о производительности труда в промышлен­ности и в знаменателе вместо затрат времени используется среднесписочная численность ППП или среднесписочная чис­ленность рабочих, то показатели выработки соответственно можно определить по формулам:

Соответственно среднесписочная чис­ленность промышленно-производственного персонала и сред­несписочная численность рабочих, чел.

Второй показатель производительности труда - это трудо­емкость продукции (Те). Данный показатель индивидуальной производительности труда характеризует затраты рабочего вре­мени (затраты живого труда) на производство единицы про­дукции или на выполнение единицы работы.

Среди видов трудоемкости продукции в зависимости от со­става включаемых трудовых затрат выделяют:

· технологическую трудоемкость () - отражает все затраты труда основных рабочих (сдельщиков и повременщи­ков), непосредственно воздействующих на предметы труда;

· трудоемкость обслуживания производства () - за­траты труда только вспомогательных рабочих, занятых обслу­живанием производства;

· производственную () - все затраты труда основных и вспомогательных рабочих; определяется по формуле:

· трудоемкость управления производством () - затра­ты труда служащих: руководителей, специалистов и других слу­жащих;

· полную трудоемкость () - затраты труда на выпуск продукции всех категорий ППП предприятия. Она определяет­ся по формуле:

· общая трудоёмкость (), определяемая по трудозатратам всех категорий работников ППП:

Полная трудоемкость единицы продукции определяется по формуле:

где Т - отработанное время работниками всех категорий ППП предприятия (цеха), ч; V- натуральный объем произведенной продукции, шт. (либо в тоннах, метрах и т.д.).

Трудоемкость продукции является обратным показателем производительности труда. Поэтому показатели выработки и трудоемкости продукции находятся в обратной зависимости:

Выделяют фактическую и нормативную трудоемкость про­дукции. Первая используется в процессе анализа, вторая - при планировании производительности труда.

Фактическая трудоемкость продукции определяется фак­тическими затратами труда (в часах) на производство единицы продукции.

Нормативная трудоемкость определяет величину необходи­мых (нормативных) затрат труда (в нормо-часах) на производ­ство единицы продукции в условиях действующего производства.

Отношение нормативной трудоемкости продукции () к фактической () определяет коэффициент выполнения норм времени:

Таким образом, понятие «трудоемкость продукции» тесным образом связано с нормой труда, нормированием, что является одним из направлений роста производительности труда .

1. Целевое обсуждение - метод выработки новых идей, который заключается в проведении совещания. Оно организуется и проводится ведущим с целью втянуть собравшихся в открытую и заинтересованную дискуссию. Участники сами предлагают новые идеи. При этом важно их фокусировать на обсуждении определенной области, в которой ведется поиск новой продукции.

2. Метод «мозговой атаки»

в основе метода лежит идея о том, что для пробуждения творческой инициативы работников нужно поместить человека в необычные условия: сделать его участником игры или дискуссии с элементами игры, вырвать из привычной обстановки. Не рекомендуют приглашать специалистов по обсуждаемой проблеме.

Количество участников – от 6 до 12 человек. Мозговая атака начинается с формулировки проблемы, которая не должна быть ни слишком общей, ни слишком узкой. При этом записываются все идеи.

3.Обсуждение списка «слабых мест»

Не допускаются никакие критические замечания (полная свобода высказывания, дискуссия должна проходить весело с элементами игры);

Необходимо всячески поощрять свободу мышления (чем экстравагантнее, тем лучше);

Желательно высказывать как можно большее количество идей (выше вероятность того, что среди них попадется что-то существенное);

Важно подхватывать идеи, высказанные другими, развивать сами идеи и их комбинации.

Метод, в котором участникам совещания заранее предлагается полный список возможных слабых мест (проблем) продукции, относящейся к определенной товарной группе (калорийность, вкус, внешний вид, стоимость). Участников просят привести примеры (привязать конкретные товары на рынке к готовому списку слабых мест). Использование метода приближает к пониманию того, что хочет потребитель. Метод подходит также и для оценки перспективности уже имеющихся идей новых продуктов.

Методы творческого решения проблем

метод «мозговой атаки наоборот» построен на том, чтобы участники группы выявили недостатки предлагаемых идей. Задача состоит в том, чтобы не только найти слабые места, но и предложить пути их устранения. Главное требование – вести себя корректно по отношению друг к другу.

метод Гордона основан на том, что участники заранее не знают, какая именно тема будет обсуждаться. Поэтому они не скованы привычными шаблонами и стереотипами. Ведущий в самых общих чертах излагает концепцию, связанную с интересующей его проблемой. Участники высказывают свои идеи по поводу услышанного. Затем под руководством ведущего уточняется исходная концепция и другие относящиеся к ней вопросы. После этого вскрывается та самая проблема, ради которой проводилось обсуждение. Участников просят высказать свои мысли и конкретные предложения по поводу решения проблемы.

метод вопросника построен на выработке новых идей, используя составляемый в произвольной форме список вопросов или предложений, имеющих отношение к анализируемой проблеме. Например: можно ли найти для этого какой-то другой способ применения (адаптировать, модифицировать, заменить, увеличить или уменьшить и т.д.).

эвристический метод зависит от умения предпринимателя строить догадки на основании логических рассуждений, интуиции и прошлого опыта. Этот метод часто используется предпринимателями для принятия решений в условиях неполной информации, когда о последствиях решений можно только догадываться, но нельзя судить с уверенностью.

стоимостной анализ - метод выработки новых решений, основанный на максимизации выгоды для предпринимателя и его нового предприятия. В ходе его использования задают определенные вопросы, к примеру: можно ли снизить стоимость данной детали и сделать ее замену на более дешевую, если она не оказывает влияния на качество готовой продукции.

матричное структурирование - метод систематизации поиска новых идей путем построения матрицы, столбцы которой соответствуют обсуждаемым вариантам товаров, а строки – рыночным атрибутам этих товаров, записанным в виде вопросов. Например, где его можно использовать, на какой сегмент покупателей он рассчитан, где и кто его может применить и др.

«мечты о невозможном» - метод, основанный на том, что все приходящие в голову мечты записываются, пока не будет выработана идея, с которой можно работать дальше. Независимо от того, каким образом получена бизнес-идея, необходимо тщательно взвесить и оценить ее. Важно убедиться, что она действительно может стать основой успешного бизнеса.

Фильтрация новых идей может осуществляться по следующему ряду характеристик:

1) первоначальные затраты;

2) уровень конкуренции;

4) легкость копирования;

6) законность;

7) потенциальная прибыль.

Характеристики перспективной бизнес-идеи

1) удовлетворяет потребности клиента;

2) является инновационной;

3) является уникальной;

4) является четко сфокусированной;

5) предполагает рентабельность в долгосрочной перспективе.

Существует значительное количество методов выработки новых идей.

Метод целевого обсуждения достаточно традиционен и заключается в проведении дискуссии, направляемой ведущим, прямо или косвенно ориентирующим участников обсуждения на конкретную область.

В основе метода мозговой атаки лежит идея о том, что для пробуждения творческой инициативы человека следует вырвать из привычной обстановки и поместить в необычные условия, сделав, например, участником игры. Этот метод характеризуется доступностью. Достаточно собрать группу из 6-12 специалистов разных направлений. Как правило, большинство высказанных предложений окажутся непригодными для использования, но среди них может быть и интересная идея.

Метод мозговой атаки предполагает строгое выполнение определенных правил:

запрещены критические замечания в адрес участников обсуждения;

поощрение свободного полета мысли;

обилие идей - необходимая предпосылка успеха;

идея должна быть обыграна всеми участниками обсуждения.

Мозговая атака должна проходить в веселой и непринужденной обстановке и лучше всего без участия специалистов по обсуждаемой проблеме, которые, как правило, склонны подавлять своим авторитетом других участников.

Практикуется также мозговая атака наоборот. От предыдущего этот метод отличается тем, что участникам обсуждения разрешается высказывать критические замечания. Участники группы должны выявлять недостатки предлагаемых идей. Метод целесообразно использовать в качестве "разминки" для стимулирования творческой активности.

Инвентаризация слабых мест схожа с целевым обсуждением. Участникам дискуссии вручают заранее составленный список "слабых мест" продукции и предлагают "привязать" к отдельным пунктам перечня имеющиеся на рынке образцы этой продукции известных марок, а потом объяснить свой выбор.

Любопытен метод словесных ассоциаций. Предположим, вам нужно модернизировать изделие. Возьмите словарь и выберите наугад слова (существительные). Случайность выбора - основное условие. К каждому слову подбираются определения: стол - круглый, пиджак - мятый. А дальше все определения относят к интересующему вас изделию. Анализ подобных комбинаций может дать самые непредсказуемые результаты.

Метод синектики основан на использовании механизмов аналогии: личностной, прямой, символической, фантазийной. Обсуждение проводится в два этапа. На первом путем обобщения различных ситуационных моделей непривычную проблему или объект помещают в привычный контекст, на втором, напротив, стараются привычное сделать непривычным.

Метод Гордона требует, чтобы участники обсуждения не знали заранее, какая именно проблема будет обсуждаться и не успели вооружиться устоявшимися стереотипами. Ведущий в самых общих выражениях излагает концепцию. Участники высказывают свои идеи по поводу услышанного. Затем под руководством ведущего уточняется исходная концепция и некоторые, имеющие к ней отношение вопросы. Вскрывается сама проблема. Участники начинают высказывать конкретные предложения о том, как реализовать задуманное.

Метод вопросника помогает вырабатывать новые идеи путем использования списка вопросов, имеющих отношение к анализируемой проблеме, и применим как для выработки принципиально новых решений, так и для поиска новых идей в заранее очерченной области. Вопросник составляют в произвольной форме.

Суть метода "вмененные связи" состоит в том, чтобы разложить проблему на составляющие, дезагрегировать, выявить все компоненты, осмыслить, перекомпоновать и на основании новой комбинации выстроить новую концепцию или идею. Метод предполагает несколько шагов:

выявить все аспекты проблемы;

установить взаимосвязи между ними;

описать взаимосвязи в структурированном виде;

выявить закономерности, скрытые во взаимосвязях;

определить новые идеи, вытекающие из этих закономерностей.

Если вы решили прибегнуть к методу записной книжки, заведите блокнот, в который надо занести формулировку проблемы и все известные вам факты, имеющие отношение к ее решению. По мере осмысления проблемы записывайте в блокнот возникающие идеи. В конце месяца отберите из них лучшие. Этот метод применим и для коллективной выработки идей. Все участники группы ведут собственные записи, а потом сдают их координатору, который сводит предложения воедино и составляет общий список идей, обсуждаемый сообща.

Результативность эвристического метода зависит от умения строить догадки на основании логических рассуждений, интуиции и прошлого опыта. Предприниматели прибегают к эвристике в условиях неполноты информации, когда о последствиях решения можно только догадываться, но с уверенностью судить нельзя.

Широко применяемый в различных областях научный метод предполагает сбор данных в ходе наблюдений или экспериментов и проверку на основании этих данных различных гипотез о состоянии объектов или процессов. Он обычно применяется, когда необходимо провести тщательное исследование объекта или процесса.

бизнес планирование риск рынок

Метод стоимостного анализа ориентирован на извлечение максимальной выгоды и требует детального анализа всех компонентов продукта или процесса с точки зрения, можно ли снизить их стоимость и, следовательно, качество без ущерба для целого.

Список атрибутов. Составляя списки атрибутов (качеств) объекта или проблемы и исследуя каждый из них в отдельности, можно установить связи между понятиями, которые раньше казались несвязанными, создать новую комбинацию понятий и за счет этого найти новое решение.

Метод матричного структурирования основан на построение таблицы, столбцы которой соответствуют обсуждаемым вариантам товара, а строки - рыночным атрибутам. В них проставляют вопросы, уточняющие, какое применение может найти товар, на какой круг потребителей рассчитан и т.п. Ответы заносят в клетки матрицы.

Мечты о невозможном. Мечтать не только приятно, но и полезно: это может навести на оригинальную мысль. Все приходящие в голову возможности следует записать и изучить, пока не будет выработана пригодная для разработки идея.

Метод рыбьего скелета разработан профессором Исикавой, а мировую известность приобрел благодаря эффективной работе "кружков качества", которым в большой степени обязана своим качеством продукция японских фирм. Группы из 8-10 рабочих собирались, чтобы обсудить главную помеху производительному труду на своем участке. Результаты дискуссии изображали в виде схемы, напоминавшей рыбий скелет - отсюда и название. "Хвост" - начальное состояние проблемы, "голова" - цель группы, "кости" - различные причины, влияющие на проблему.

Следует иметь в виду, что некоторым людям не нужны никакие формальные методы. Самые обыденные вещи и ситуации вызывают у них непрерывный поток идей. Каждый человек в той или иной мере генератор идей.

error: