Язык: Язык и речь. Соотношение языка и речи

Языковеды второй половины XIX и начала XX в., преодолевая универсализм и догматизм натуралистов (Шлейхер), все более и более углублялись в исследования отдельных языковых фактов и доводили свои исследования до речи отдельного человека. Успехи новой науки - психологии - способствовали этим устремлениям - довести исследование до индивида. Эти воззрения в своем крайнем проявлении доходили до отрицания языка как достояния коллектива, ставили под сомнение существование языков.

Так, А. А. Шахматов полагал, что «реальное бытие имеет язык каждого индивидуума; язык села, города, области, народа оказывается известной научной фикцией, ибо он слагается из фактов языка, входящих в состав тех или иных территориальных или племенных единиц индивидуумов».

Сторонники таких взглядов, по русской поговорке, «за деревьями не видят леса». Об этом писал В. Гумбольдт (1767-1835): «…в действительности язык всегда развивается только в обществе, и человек понимает себя постольку, поскольку опытом установлено что его слова понятны также и другим».

Эта мысль в формулировке Маркса звучит следующим образом: язык - это «…существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого», и если язык всегда есть достояние коллектива, то он не может представлять собой механическую сумму индивидуальных языков.

Скорее, речь каждого говорящего может рассматриваться как проявление данного языка в условиях той или иной жизненной ситуации. Но индивидуальные особенности в речи каждого человека тоже бесспорный факт.

Так возникает очень важная проблема: язык и речь. Эти понятия часто путают, хотя совершенно ясно, что, например, физиологи и психологи имеют дело только с речью, в педагогике можно говорить о развитии и обогащении речи учащихся, в медицине - о дефектах речи и т. п.; во всех этих случаях «речь» заменить «языком» нельзя, так как дело идет о психофизиологическом процессе.

Значительно сложнее разобраться в соотношении языка и речи на чисто лингвистической почве.

В. Гумбольдт писал: «Язык как масса всего произведенного речью не одно и то же, что самая речь в устах народа».

Развитию этого положения Гумбольдта посвящен целый раздел в «Курсе общей лингвистики» Ф. де Соссюра (1857-1913).

Основные положения Соссюра сводятся к следующему:

«Изучение языковой деятельности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т. е. нечто социальное по существу и независимое от индивида… другая - второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т. е. речь, включая говорение»; и далее: «Оба эти предмета тесно между собой связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие, речь в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку».

Итак, по Соссюру, изучение языковой деятельности распадается на две части:

  1. «одна из них, основная, имеет своим предметом язык, то есть нечто социальное по существу и независимое от индивида…»;
  2. «другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, то есть речь, включая говорение…».

Итак, для Соссюра соотнесены три понятия: речевая деятельность (langage), язык (langue) и речь (parole).

Наименее ясно Соссюр определяет «речевую деятельность»: «Речевая деятельность имеет характер разнородный». «По нашему мнению, понятие языка (langue) не совпадает с понятием речевой деятельности вообще (langage); язык - только определенная часть, правда - важнейшая, речевой деятельности».

«Речь» тоже определяется из соотношения с языком, но более определенно: «…речь есть индивидуальный акт воли и понимания, в котором надлежит различать:

  1. комбинации, при помощи которых говорящий субъект пользуется языковым кодексом с целью выражения своей личной мысли;
  2. психофизический механизм, позволяющий ему объективировать эти комбинации»; «разделяя язык и речь, мы тем самым отделяем:
  3. социальное от индивидуального;
  4. существенное от побочного и более или менее случайного». Это явление «всегда индивидуально, и в нем всецело распоряжается индивид; мы будем называть его речью (parole)». Но в этих определениях скрыто очень важное противоречие: либо «печь» лишь индивидуальное, побочное, даже случайное и только, либо же это «комбинации, при помощи которых говорящий субъект пользуется языковым кодексом», что никак не может быть побочным и тем более случайным и что не является даже и индивидуальным, так как это нечто, лежащее вне субъекта.

Австрийский психолог и лингвист Карл Бюлер, а вслед за ним и Н. С. Трубецкой выделяли в этой области два понятия: речевой акт (Sprechakt) и структуру языка (Sprachgebilde). Если термин Sprachgebilde можно отожествить с термином Соссюра «язык» (langue), хотя сам Соссюр указывает на другую немецкую параллель: Sprache - «язык», то термину речевой акт (Sprechakt) у Соссюра ничего не соответствует, а для своего термина parole - «речь» он указывает немецкий термин Rede - «речь».

Наиболее полно и определенно Соссюр определяет «язык»: «Язык - это клад, практикой речи отлагаемый во всех, кто принадлежит к одному общественному коллективу», «язык… это система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа, причем оба эти элемента знака в равной мере психичны».

Подчеркивая социальную сущность языка, Соссюр говорит: «Он есть социальный элемент речевой деятельности вообще, внешний по отношению к индивиду, который сам по себе не может ни создавать язык, ни его изменять».

Какие же выводы можно сделать, рассмотрев все противоречия, указанные выше?

  1. Соссюр прав в том, что надо отличать язык как явление социальное, общественное, как достояние коллектива, от иных явлений, связанных с языковой деятельностью.
  2. Прав он и в том, что определяет язык прежде всего как систему знаков, так как без знаковой системы не может осуществляться человеческое общение, явление второй сигнальной системы по И. П. Павлову.
  3. Не прав Соссюр в том, что считает это социальное явление - язык - психичным; хотя явления языка, наряду с явлениями искусства, а также бытового творчества (утварь, одежда, жилище, оружие) и техники, проходят через психику людей, но сами слова, правила склонения и спряжения, стихи и романы, сонаты, симфонии и песни, картины и этюды, памятники и здания, равно как и ложки, скамейки, седла, пещеры, башни и дворцы, самострелы и пулеметы, - не психические факты.
    Для языка в целом и для языкового знака в частности необходима их материальность (звуки, буквы и их комбинации). Мы уже установили, что вне реальной материальности и способности быть чувственно воспринимаемым любой знак, и прежде всего языковой, перестает быть знаком и тогда кончается язык.
  4. Не прав он также в том, что объединяет понятие речевого акта - всегда индивидуального (даже в случае хоровой декламации!) и речи как системы навыков общения посредством языка, где главное тоже социально и речевые навыки тоже достояние известных частей коллектива (по признакам: классовым, сословным, профессиональным, возрастным, половым и т. д.).
  5. Не прав Соссюр и в том, что понятия речи и речевого акта у него не расчленены, потому что понятие языковой деятельности он недостаточно разъяснил.
  6. Несмотря на отмеченные выше ошибки Соссюра, то, что сказано им о языке и речи, послужило ориентиром для выяснения самых важных вопросов в этой области на 50 лет вперед.

Что же можно в результате сказать?

  1. Основным понятием надо считать язык. Это действительно важнейшее средство человеческого общения. Тем самым язык - это достояние коллектива и предмет истории. Язык объединяет в срезе данного времени все разнообразие говоров и диалектов, разнообразия классовой, сословной и профессиональной речи, разновидности устной и письменной формы речи. Нет языка индивида, и язык не может быть достоянием индивида, потому что он объединяет индивидов и разные группировки индивидов, которые могут очень по-разному использовать общий язык в случае отбора и понимания слов, грамматических конструкций и даже произношения. Поэтому существуют реально в современности и истории такие языки, как русский, английский, французский, китайский, арабский и др., и можно говорить о современном русском языке и о древнерусском, и даже об общеславянском.
  2. Речевой акт - это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка как средства общения различных индивидов. Речевой акт должен быть обязательно двусторонним: говорение - слушание, что составляет неразрывное единство, обусловливающее взаимопонимание. Речевой акт - прежде всего процесс, который изучается физиологами, акустиками, психологами и языковедами. Речевой акт может быть не только услышан (при устной речи), но и записан (при письменной), а также, в случае устного речевого общения, зафиксирован на магнитофонной пленке. Речевой акт тем самым доступен изучению и описанию с разных точек зрения и по методам разных наук.
  3. Самое трудное определить, что такое речь. Прежде всего это не язык и не отдельный речевой акт. Мы говорим об устной и письменной речи, и это вполне правомерно, мы говорим о речи ребенка, школьника, о речи молодежи, о сценической речи, об орфоэпической речи, о прямой и косвенной речи, о деловой и художественной речи, о монологической и диалогической речи и т. д. Все это разные использования возможностей языка, отображения для того или иного задания, это разные формы применения языка в различных ситуациях общения. И все это является предметом языковедения. Тогда как «психофизический механизм» - предмет физиологии, психологии и акустики, данными которых лингвист должен пользоваться.

В непосредственном наблюдении лингвисту дан речевой акт (будь то звучащий разговор или печатный текст) так же, как психологу и физиологу, но в отличие от последних, для которых речевой акт и речь являются конечным объектом, для лингвиста это лишь отправной пункт.

Лингвист должен, так сказать, «остановить» данный в непосредственном наблюдении процесс речи, понять «остановленное» как проявление языка в его структуре, определить все единицы этой структуры в их системных отношениях и тем самым получить вторичный и конечный объект лингвистики - язык в целом, который он может включить в совершенно иной процесс - исторический.

Реформатский А.А. Введение в языковедение / Под ред. В.А. Виноградова. - М., 1996.

Открыть

Реферат Соотношение Язык и Речь..docx

- 22.61 Кб

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ»

КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЯЗЫК» И «РЕЧЬ»

Выполнила:

студентка 1 курса

группы «ЗБИ-108С»

Теплякова Анна Витальевна

Проверил:

к.ф.н., преподаватель

Крайко Ю. В.

Красноярск

  1. Введение…………………………………………………….3
  2. Понятия «язык» и «речь»………………………………….3
  3. Основные функции языка………………………………….4
  4. Основные функции речи…………………………………...4
  1. Введение

Впервые чётко разграничил язык и речь швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр, один из создателей лингвистики XX в. С тех пор необходимость различать язык и речь стала у филологов общепринятой.

Суть этого различия можно показать с помощью такого сравнения. Работает конвейер, на нём собирают, например, фотоаппараты. Кто-то посмотрел и говорит: «Они собирают один аппарат». А другой ему в ответ: «Нет, они собирают тысячу аппаратов в день». На самом деле правы оба. Собирают действительно один аппарат, т. е. выпускают одну модель, работают всё время по одним и тем же чертежам, воплощая один и тот же технический замысел. И вместе с тем выпускают много аппаратов: вещей-то много, воплощений этой модели изготовляется по тысяче в день.

Итак, с одной стороны, различаются: модель, умозрительный образец, одна и та же возможность выбора и реализации конструкции, когда речь идет об одном объекте. И с другой - конкретные воплощения этой модели, производство отдельных вещей, когда речь идёт об их множестве.

Сходным образом соотносятся язык и речь. Количество возможных высказываний неисчислимо.

  1. Понятия «язык» и «речь»

Следует различать два тесно связанных понятия - язык и речь.

Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.

Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.

Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку.

  1. Основные функции языка.

Основные функции языка следующие:

  1. Коммуникативная функция

Язык как средство общения между людьми. Это основная функция языка.

  1. Мыслеформирующая функция

Язык используется как средство мышления в форме слов.

  1. Когнитивная (гносеологическая) функция

Язык как средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям (в виде устных преданий, письменных источников, аудиозаписей).

  1. Основные функции речи.

Основные функции речи следующие:

  1. Репрезентативная функция

Представляется через речевые знаки (слова) какие-либо предметы и явления. Значение каждого слова в нашем сознании связывается с определенным представлением о чем-либо;

  1. Экспрессивная функция

Выражает субъективное восприятие говорящего, его эмоциональное отношение к тому, что он говорит, и к тому, какой смысл он вкладывает в сказанное;

3. Апелляционная функция, побуждающая

Сказанное слово обязательно предполагает слушателя, и соответственно, ожидается ответная реакция на высказывание, таким образом, оно побуждает к действию, оказывает психологическое влияние на участника коммуникации.

Чтобы более ярко представить эти три основные функции речи, приведем простой пример. Самая обычная односложная фраза «Снег» указывает на метеорологические осадки. Говорящий может произнести ее с определенной интонацией, эмоциональной окраской, которая будет показывать его отношение к этому явлению, его душевное состояние и другие эмоциональные оттенки. Кроме того, в этой фразе, обращенной к кому-либо, может содержаться призыв к действию (например, теплее одеться или пойти кататься на санках), напоминание о чем-то и т.д.

  1. Взаимосвязь языка и речи.

Языки возникают, существуют и развиваются по своим собственным законам. Есть несколько тысяч современных, естественных, живых языков, то есть таких, на которых говорят люди, ныне живущие на Земле. Более тысячи разновидностей насчитывают и так называемые мертвые языки - такие, на которых когда-то говорили люди, но которыми современники уже не пользуются. Если к этому добавить множество созданных людьми за последние столетия искусственных языков, а также языков, которыми пользуются животные, то число их возрастет, наверное, до десятка и более тысяч. Для того чтобы отличать речь человека от средств обмена информацией животных, современные ученые предпочитают пользоваться словом «речь» только применительно к человеку. В этом случае имеет смысл связывать речь лишь с использованием человеческих, естественных и искусственных языков. Каждому такому языку соответствует своя, специфическая форма речи, отражающая особенности данного языка, его символику, звуки и буквы. Поэтому в самом первом приближении к выяснению связей между языком и речью можно было бы сказать: сколько разных языков - столько и разнообразных видов речи.

В общем случае речь представляет собой умение пользоваться языком. Без знания языка речи существовать не может. Однако для хорошего владения речью формальное знание языка - то, которое представлено в современном языкознании, - вовсе не обязательно. Ребенок, нормально развиваясь, с раннего возраста успешно овладевает речью и учится более или менее правильно говорить, не имея ни малейшего представления о том, что такое язык, какова его структура и каким законам он подчиняется. Вместе с тем полноценное развитие различных видов речи у человека, особенно если мы стремимся к тому, чтобы его речь была правильной, невозможно без глубокого знания языка. Таково в общем случае непростое соотношение, которое существует между языком и речью.

  1. Список литературы:
  • Васильева А.Н. «Основы культуры речи».
  • Головин Б.Н. «Введение в языкознание».
  • Горшков А.И. «Всё богатство, сила и гибкость нашего языка».
  • Гируцкий А.А. «Введение в языкознание»
  • Ерасов Б.С. Социальная культурология.- М.: Аспект-Пресс, 2003.
  • Кравченко А.И. Культурология.- М.: Академический Проект, 2004.
  • Культурология: Хрестоматия (Сост. проф. П.С. Гуревич) -Гардарики,2005.
  • Мамонтов С.П. Основы культурологии.- М.: Олимп; Инфра-М, 2005.
  • Пустовалов П.С Сенкевич М.П. «Пособие по развитию речи»
  • Реформатский А.А. «Введение в языковедение». Философия культуры: Становление и развитие.-СПб.:Лань,2004.
    Взаимосвязь языка и речи…………………………………5
    Список литературы…………………………………………6

ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ


Реферат

на тему: «Язык и речь»


Пятигорск 2011

Происхождение языка


Вопрос о происхождении языка был поставлен в античном языкознании в рамках более общих философских дискуссий о сущности языка. Одно из направлений греческой науки - теория «фюсей» («по природе») отстаивало естественный характер языка и биологическую обусловленность его возникновения и структуры. Другое направление - теория «тесей» («по установлению») утверждало условный характер языка и искусственность, в крайнем выражении - сознательный характер его возникновения в обществе. Эти два направления продолжали существовать в европейской лингвистике средних веков и Возрождения, а затем Просвещения до середины 19 века.

Однако, начиная с 18 века проблема происхождения языка была поставлена как научно-философская. Итогом развития исследований в этой области явилась концепция Вильгельма фон Гумбольдта, согласно которой «создание языка обусловлено внутренней потребностью человечества. Он не только внешнее средство общения людей в обществе, но заложен в природе самих людей и необходим для развития их духовных сил и образования мировоззрения… ».

Важным шагом в осмыслении проблемы происхождения языка была выдвинутая Л. Нуаре трудовая теория, согласно которой язык возник в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей как одно из средств оптимизации и согласования этой деятельности.

Отечественное языкознание 20 века опиралось на мысль Ф. Энгельса, которую дал в своём известном фрагменте «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Мыслью Энгельса, заимствованной у Нуаре, является неразрывная внутренняя связь развития трудовой деятельности первобытного человеческого коллектива, развития сознания формирующегося человека и развития форм и способов общения. Общение развивается как необходимое следствие развития общественных отношений в трудовом коллективе - у людей появляется, что сказать друг другу.

Язык как средство общение мог возникнуть лишь как следствие появления определённых социальных функций общения. Функции общения развивались от «стадной стимуляции» к функции общественной регуляции поведения и затем, когда средства общения получили предметную отнесённость, т.е. сформировался собственно язык, - к знаковой функции.


Язык - знаковая система


Язык - естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облечённых в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации.

Система (от греческого system - целое, составленное из частей; соединение) - объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство.

Следовательно, система:

состоит из множества элементов;

элементы находятся в связи друг с другом;

элементы образуют единство, одно целое.

Язык состоит из единиц. Единицы рассматриваются как системы знаков, несущие информацию.

Единицы языка:

морфема (приставка, суффикс, корень, окончание);

фразеологическая единица;

свободное словосочетание;

предложение (простое, сложное);

Звук - часть акустических колебаний, которая воспринимается слуховой системой человека. Используется для образования более сложных комплексов, служащих специфическими «оболочками» значимых единиц - морфем и слов.

Морфема (греч. morphe - форма) - это минимальная значимая единица языка.

Слово - основная структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка.

Фразеологическая единица - общее название семантически несвободных сочетаний слов, которые не производятся в речи, а воспроизводятся в ней в закреплённом за ними устойчивом соотношении смыслового содержания и определённого лексико-грамматического состава.

Словосочетание - синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух или более знаменательных слов на основе подчинительной грамматической связи - согласования, примыкания и управления.

Предложение - одна из основных грамматических категорий синтаксиса, противопоставленная в его системе слову и словосочетанию по формам, значениям и функциям. В широком смысле любое - от развёрнутого синтаксического построения до отдельного слова - высказывание, являющееся сообщением о чём-либо и рассчитанное на слуховое или зрительное восприятие.

Текст (от лат.textus - ткань, сплетение, соединение) - объединённая смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связанность и цельность.

Языковые знаки самые сложные. Они связаны друг с другом. Однородные единицы объединяются и образуют уровни языка.

Уровни языка - некоторые «части» языка; подсистемы общей системы языка, каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование и группировку в различные классы и подклассы. Выделяют следующие основные уровни языка:


синтаксический;

морфологический;

лексический (словесный);

фонетический.


Единицы более низкого уровня выполняют различительную функцию на более высоком уровне: фонема дифференцирует морфемы, морфема - слова, слово - словосочетания, словосочетание - предложения. Единицы каждого уровня организованы системными отношениями. При минимальности различий формы или значения единицы языка образуют оппозицию по тому или другому дифференциальному признаку. Противопоставленные единицы находятся между собой в парадигматических отношениях, основанных на их способности к различению в одной и той же позиции. Между единицами каждого уровня существует также синтагматические отношения, или отношения по смежности, основанные на их способности сочетаемости.


Типы знаков: естественные и искусственные


Знаковостью обладает всё, что нас окружает: природа, человек, животное, машина. Существует два типа знаков: естественные (знаки-признаки) и искусственные (знаки-информанты).

Например, на дереве появились жёлтые листья. Это естественный знак. Он - часть предмета, составляет одно целое с ним, является его признаком. О чём информирует этот знак? Жёлтые листья на деревьях означают наступление осени. Но если это происходит в июле? Значит, на данной территории давно не было дождя. Таким образом, естественные знаки неотделимы от предметов, явлений, они их часть.

Искусственные знаки, в отличие от естественных, условны. Они создаются для формирования, хранения и передачи информации, для представления и размещения предметов и явлений, понятий и суждений. Условные знаки служат средством общения и передачи информации, поэтому их называют ещё коммуникативными или информационными.

Информативные знаки - это соединение определённого смысла и определённого способа его выражения. Смысл - означаемое, а способ выражения - означающее. Например, раздаётся вой сирены (означающее - звуковой сигнал, означаемое - опасность).


Формы существования языка


Язык - сложное явление. Национальный язык как достояние народа существует в нескольких формах. К ним относятся: диалекты (территориальные), просторечие (речь неграмотных или недостаточно грамотных слоев населения), жаргоны (речь отдельных профессиональных, социальных групп с целью языкового обособления) и литературный язык.

Рис. 1 - Структура языка


Всякий развитой язык предполагает наличие территориальных диалектов, которые представляют собой наиболее архаичные и естественные формы языкового существования.

Диалекты русского языка складывались как устойчивые территориальные образования в достаточно ранний период - период феодальной раздробленности. В 20 веке в связи с ростом образования, развитием радио, телевидения увеличивается влияние литературного языка и активизируется процесс деградации диалектов.

Территориальные диалекты существуют только в устной форме, служат для обиходно-бытового общения. От жаргонов, просторечия они отличаются тем, что имеют характерный для каждого диалекта набор фонетических, грамматических, лексических различий. Вот, например, что пишет В.И. Даль о донском диалекте: «Говор на а; г перед гласною обращается в придыхание; окончание 3 лица глагола мягкое. У донцов есть особые слова, как, например: дротик - копьё, полоса - сабля, и много составленных речений, по своему ремеслу: скрасть караулы, добыть языка, стоять на слуху».

Просторечие - одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка. Такое нарушение нормы носители просторечия не осознают, они не улавливают, не понимают различия между нелитературными и литературными формами.

Просторечными считаются:

в фонетике: шОфер, полОжить, прИговор; ридикулит, колидор, резетка, друшлаг;

в морфологии: мой мозоль, с повидлой, делов, на пляжу, без пальта, бежат, ляжь, ложи;

в лексике: подстамент вместо постамент, полуклиника вместо поликлиника.

Жаргон - речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий. Интересов, социального положения. Для жаргона характерно наличие специфической лекции и фразеологии. Он не имеет свойственных только ему фонетических и грамматических особенностей. Существуют жаргоны музыкантов, актёров, студентов, спортсменов.

В приведённом отрывке представлены жаргон и литературный язык. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» герои говорят на диалекте:

Григорий, посапывая, стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник.

А приваду маманя варила? - сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы.

Варила. Иди к баркасу, я зараз.

Старик ссыпал в кубышку распаренное пахучее жито, по-хозяйски смел на ладонь упавшие зёрна и, припадая на левую ногу, захромал к спуску. Григорий, нахохлясь, сидел в баркасе.

Куда править?

К Черному яру. Спробуем возле энтой карши, где надысь сидели.

Литературный язык является высшей формой национального русского языка. Он имеет две формы - устную и письменную. Устная форма - звучащая речь, а письменная - графически оформленная. Это их основное различие.

Устная и письменная формы литературного языка различаются по трём параметрам:

язык морфема звук знак

ПараметрыПисьменная формаУстная форма1. Форма реализацииграфически закреплённая; Подчиняется нормам: орфографическим и пунтуакционнымзвучащая; подчиняется орфоэпическим, интонационным нормам2. Отношение к адресатуопосредованное; отсутствие адресата не оказывает влияниянепосредственное; присутствие адресата оказывает влияние3. Порождение формывозможны обработка, редактированиесоздаётся спонтанно

Речь. Речевая деятельность


Речь - конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую и письменную форму. Под речью принято принимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса: речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.

Речевая деятельность может проходить в двух формах - монологической и диалогической.

Диалог (греч. ???????? - первоначальное значение - разговор, беседа двух людей) в обыденном смысле - литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре между двумя и более людьми; - в философском и научных смыслах - специфическая форма и организация общения, коммуникации. Традиционно противопоставляется монологу.

Монолог (от греч ????? - один и ????? - речь) - форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, не рассчитанная на активную же, сиюминутную словесную реакцию. В отличие от диалога, предполагающего равномерное распределение ответственности его участников за выполнение коммуникации, монолог возлагает её лишь на говорящего при отсутствии опоры на восприятие речи слушающим.

Процесс речи характеризуется определённым темпом, продолжительностью, тембровыми особенностями, степенью громкости, акцентом, тоном. Речь определяется признаками своего смыслового содержания: содержательная, пустая, связная, бессвязная, последовательная, сбивчивая речь.

Индивидуальный характер речи проявляется в том, что речь всегда осуществляется определённым лицом, передающий в ней свои мысли и чувства, для выражения которых он по своему усмотрению выбирает слова и структуры предложения.

Речь представляет собой один из видов социальной активности человека. Речевая коммуникация сознательна и целенаправленна. Она состоит из отдельных актов речи, являющихся её «динамическими единицами». В речевом акте участвуют следующие компоненты: говорящий и адресат, обладающие некоторым фондом общих знаний, обстановка и цель речевого общения, а также тот фрагмент объективной действительности, о котором делается сообщение. По цели коммуникации выделяют следующие типы речевых актов: информативные акты, сообщения, побуждения (запрос о получении информации); речевые акты-обязательства; формулы социального этикета (поздравления, извинения); выражения эмоциональной реакции на ситуацию; речевые акты, служащие завязыванию, поддержанию и прекращению речевых контактов.

Противопоставление речи языку


Речь и язык в совокупности образуют единый феномен языка. Речь есть воплощение, реализация языка (системы знака), который обнаруживает себя только в речи и только через неё выполняет своё коммуникативное назначение. Если язык - это орудие (средство) общения, то речь есть производимый этим орудием вид общения, создаваемый приложением языка (кода), с одной стороны, к конкретной действительности, а с другой - ко всякий раз иной коммуникативной ситуации. Речь вводит язык в прагматический контекст.

Речь материальна, она воспринимается чувствами (слухом, зрением), язык же (система языка, код) включает в себя абстрактные аналоги единиц речи, образуемые их различительными и общими признаками: звук речи, слог, фонетическое слово, речевой такт - синтагма и фраза.

Речь есть последовательность слов, она линейна, язык вносит в эту линейную последовательность иерархические отношения, он имеет уровневую организацию; речь стремится к слиянию слов в речевом потоке, язык сохраняет их отдельность; речь отнесена к объектам действительности и может рассматриваться с точки зрения своей истинности или ложности, к языку истинностная оценка неприменима. Речь конкретна и неповторима в противоположность абстрактности и воспроизводимости языка; она актуальна в противовес потенциальности языка; речь преднамеренна и устремлена к определённой цели, в отличие от нецеленаправленности языка; речь ситуативно обусловлена, язык независим от обстановки общения; будучи событием, действием речь развёртывается во времени и пространстве, она динамична, язык же дан в отвлечении от этих параметров мира, представляя собой явление статическое; речь подвижна, язык стабилен; речь бесконечна, система языка ограничена определённым набором составляющих; речь вариативна, язык же в каждый период своего существования относительно инвариатен.

Речь субъективна и произвольна, она является видом свободной творческой деятельности индивидуума, язык же как явление социальное представляет собой достояние пользующегося им общества, он объективен и обязателен (императивен) по отношению к говорящим; речь допускает элементы случайного и неупорядоченного, в отличие от языка, образуемого регулярными чертами своих единиц и отношений между ними; речь отражает опыт индивидуума, язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива.

Заключение


«Язык одновременно и орудие и продукт речи» (Ф. де Соссюр).

Язык творит речь и в то же время сам творится в речи. Язык - это система знаков, являющийся основным средством общения. Язык есть нечто вполне определенное в разносистемной совокупности фактов речевой деятельности. Его можно локализовать в определенном отрезке рассмотренного нами кругового движения, а именно там, где слуховой образ ассоциируется с понятием. Он есть coциальный элемент речевой деятельности вообще, внешний по отношению к индивиду, который сам по себе не может ни создавать язык, ни его изменять. Язык существует только в силу своего рода договора, заключенного членами коллектива. Вместе с тем, чтобы пользоваться языком, индивид должен ему научиться: дитя овладевает им лишь мало-помалу. Язык до такой степени есть нечто обособленное, что человек, лишившийся дара речи, сохраняет язык, поскольку он понимает слышимые им языковые знаки.

Язык не в меньшей мере, чем речь, есть предмет конкретный по своей природе, и это весьма способствует его исследованию. Языковые знаки хотя и психичны по своей сущности, но вместе с тем они не абстракции, ассоциации, скрепленные коллективным согласием, совокупность которых и составляет язык, суть реальности, имеющие местонахождение в мозгу. Более того, знаки языка, так сказать, осязаемы; на письме они могут фиксироваться посредством условных начертаний, тогда как представляется невозможным во всех подробностях фотографировать акты речи; произнесение самого короткого слова представляет собой бесчисленное множество мускульных движений, которые чрезвычайно трудно познать и изобразить. В языке же, напротив, не существует ничего, кроме акустического образа, который может быть передан посредством определенного зрительного образа. В самом деле, если отвлечься от множества отдельных движений, необходимых для реализации речи, всякий акустический образ оказывается, как мы далее увидим, суммой ограниченного числа элементов или фонем, могущих в свою очередь быть изображенными на письме при помощи соответственного числа знаков.

Вот эта самая возможность фиксировать относящиеся к языку явления и приводит к тому, что верным его изображением могут служить словарь и грамматика, ибо язык есть склад акустических образов, а письмо - осязаемая их форма.

Библиография


1.Энциклопедия Русский язык - научное издательство «Большая Российская энциклопедия». - М., 2003.

2.Будагов Р.А. Язык. История и современность. - М.: изд. Московского университета, 1971.

.Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование. А.Н. СССР; Отделение литературы; - М.: «Наука», 1986.

.Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. - М.: «Просвещение», 1794.

.Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. 7-е изд. и доп. Ростов: изд-во «Феникс», 2003.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ЯЗЫК это:

1. Система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. Будучи неразрывно связан в своем возникновении и развитии с данным человеческим коллективом, язык представляет собой явление социальное. Язык образует органическое единство с мышлением, так как одно без другого не существует.

2. Разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками. Книжный язык. Разговорный язык. Поэтический язык. Газетный язык. См. речь во 2-м значении. По вопросу о соотношении понятий "язык" и "речь" выявились в современном языкознании разные точки зрения. Впервые взаимосвязь и взаимодействие обоих явлений отметил швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр: "Без сомнения, оба эти предмета тесно между собою связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понята и производила свое действие; речь же в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку".

Многие исследователи (В. Д. Аракин, В. А. Артемов, О. С. Ахманова, Л. Р. Зиндер, Т. П. Ломтев, А. И. Смирницкий и др.) разграничивают эти понятия, находя для этого достаточные общеметодологические и лингвистические основания. Язык и речь противопоставляются по разным основаниям: система средств общения - реализация этой системы (фактический процесс говорения), система лингвистических единиц - их последовательность в акте общения, статическое явление - динамическое явление, совокупность элементов в парадигматическом плане - их совокупность в синтагматическом плане, сущность - явление, общее - отдельное (частное), абстрактное - конкретное, существенное - несущественное, необходимое - случайное, системное - несистемное, устойчивое (инвариантное) - переменное (вариативное), узуальное - окказиональное, нормативное - ненормативное, социальное - индивидуальное, воспроизводимое -производимое в акте общения, код - обмен сообщениями, средство - цель и т. д. Отдельные лингвисты последовательно проводят это разграничение применительно к коррелятивным единицам разных уровней языка и речи: фонема - конкретный звук, морфема -слог, лексема - слово, словосочетание - синтагма, предложение - фраза, сложное синтаксическое целое - сверхфразовое единство. Другие ученые (В. М. Жирмунский, Г. В. Колшанский, А. Г. Спиркин, А. С. Чикобава) отрицают различие между языком и речью, отождествляя эти понятия. Третьи исследователи (Е. М. Галкина--Федорук, В. Н. Ярцева), не противопоставляя и не отождествляя язык и речь, определяют их как две стороны одного явления, характеризующиеся свойствами, по своей природе взаимодополняющими и взаимосвязанными.

Язык и речь

Прежде всего, в чем разница между тем и другим?
Язык представляет собой коммуникационное средство и потому отвечает строгим законам и правилам грамматики, интонационным нормам и нормам произношения. Пользуясь языком, мы находимся в непрерывной нормирующей рефлексии, фиксирующей отклонения от правил.

В обыденной жизни мы редко пользуемся родным языком и не обращаем особого внимания на то, насколько правильно мы говорим или пишем. Дети также не владеют языком - они пользуются речью, на первых порах даже нечленораздельной. Речь (от слова "река") есть поток говорения, писания, чтения, слушания, понимания, в котором коммуникация и мышление склеены, нерасчленены, неразрывны: мы думаем как говорим и говорим, как думаем. Прихотливость и обрывочность мыслей полностью отражается в речевом потоке.

В языке присутствуют только эксплицитные лингвистические средства, речь полна недоговоренностей, недомолвок, межстрочного содержания, имплицитных средств, намеков и скрытых цитат.

Язык существует достаточно самостоятельно от своих носителей. Язык с неочевидностью для нас формирует свои законы и тренды и в этом смысле все они для нас сомнительны, хотя, с другой стороны, мы сами сомнительны относительно языка, постольку, поскольку не владеем им (мы владеем речью), не в полной мере владеем им и, конечно же, не управляем им.

Тот, кто крепко на руку речист, вовсе необязательно знает в совершенстве язык. Знание родного языка для большинства людей более, чем поверхностно: даже в школе вспашка идет не более, чем в пол-лопаты, после же школы язык многими забывается, по сути, напрочь: нормальная жизнь не требует этих знаний, а подавляющему большинству людей рефлексия и мышление претят, поэтому так редки, даже среди филологов и лингвистов, знания языка - вместо знаний мы стараемся обходиться нормами, а нормы не требуют ни рефлексии, ни размышления, их просто надо соблюдать, по возможности. Это - в лучшем случае. В худшем же мы заменяем знание языка догмами: "жи, ши пиши через и" не знание, а догма, если за этим не стоит ничего, например, не стоят фонетические знания.

Философию можно понимать и интерпретировать как рефлексию языка, рефлексию того, что говорится и мыслится. Народы, язык которых не претерпевал серьезного влияния на протяжении значимого исторического промежутка времени, успевали впасть в рефлексию собственного языка и породить тем самым собственную, национальную, философию: китайцы, индийцы, египтяне, греки, римляне, англичане, германцы. Те же, кому история не дала такой передышки и кто живет в суете изменений и влияний, существуют без рефлексии своего языка, не успевая выработать собственную философию: русские, американцы. И, стало быть, все эти

Является наличие особого психического процесса - речи.

Речь - важное средство, к которому мы прибегаем, когда необходимо разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам.

Речь - это способ передавать информацию.

Речь - это средство общения, необходимое для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе, и именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.

Слово и речь являются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики. То есть речь связана со многими психическими процессами. Исследования психологов и физиологов показали, что слово связано со всеми проявлениями психики человека. На уровне ощущений речь влияет на пороги чувствительности, т.е. определяет условия прохождения стимула.

Структура языка откладывает отпечаток на структуру восприятия. Выделение предмета из фона, образование целостного образа зависит от задачи восприятия, поставленной словесно. Представление вызывается словом и тесно с ним связано. Эмоции, чувства человека вызываются не только объектами материального мира: слово может вызвать те или иные эмоции, обрадовать человека и огорчить, унизить и возвысить. Внимание организуется речевой командой. Намерения как компонент личности и воли выражаются в слове.

Особенно тесная связь существует между мышлением и речью. Проблему речи в психологии обычно ставят в контексте: мышление и речь.

Проблема взаимосвязи речи и мышления постоянно интересовала и продолжает интересовать многих ученых. В решении проблемы о соотношении мышления и речи в психологии просматриваются два крайних полюса - между отождествлением, слиянием мысли и слова и между их полным разрывом, разъединением. Но мышление и речь - неотделимы друг от друга, они составляют друг с другом сложное единство.

В развитие данной проблемы внес существенный вклад Л.С. Выготский .

Выготский подчеркивал, что развитие мышления в значительной степени определяется «речевыми орудиями ума». Речь - это необходимое условие развития мысли, инструмент мышления. Он показал значение слова для психического развития человека и его сознания. Согласно его теории знаков, на более высоких ступенях развития наглядно-образное мышление переходит в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Слово является тем «знаком», который позволяет развиваться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления . Выготский считал, что именно в значении слова заключается единство речи и мышления. При этом высший уровень такого единства - речевое мышление.


В своем онтогенетическом завершении речь представляет собой сложную специфическую психофизическую функцию мозга - 2-ю сигнальную систему, которая действует в неразрывном единстве с первой сигнальной системой (I сигнальная система - это стимулы, реальные раздражители, воздействующие на органы чувств). Слово составило 2-ю сигнальную систему. Слово - сигнал особого качества: обобщает, выражает понятие. Оно может воздействовать на человека сильнее, чем реальный раздражитель.

Павлов И.П . под 2-й сигнальной системой понимал не только речь как средство общения, но и как орудие обобщения, абстрагирования, связывал ее таким образом со «специально человеческим высшим мышлением».

2-я сигнальная система воспитывается у нас воздействием речевой среды (через воспитание, обучение) на центральную нервную систему (в определенном возрасте до 5-6 лет. Если этого не происходит, дети не могут овладеть речевой функцией).

Речь и язык и едины и различны. Они обозначают два различных аспекта единого целого. В психологии разделяют понятия язык и речь.

Язык — это система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли. Язык включает слова с их значениями и синтаксис (набор правил, по которым строятся предложения). Средствами, из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Из них строятся слова и предложения, закрепляющие опыт человечества.

Язык, который не употребляется для живого речевого общения, но который сохранился в письменных источниках, называют мертвым. Язык может пережить создавшее его общество и выступать ценнейшим памятником культуры исчезнувшей цивилизации.

Язык - объективное явление жизни общества, он, един для всего народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми.

Существуют нормативные правила произношения и грамматики, стилистики данного языка.

(Кстати, в общении человек использует незначительную часть языкового богатства. Даже в языке великих писателей насчитывают от 10000 до 20000 слов, в то время как язык заключает несколько сот тысяч слов. Речь отдельного человека обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. По этим признакам речи можно идентифицировать личность).

Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом, формируется в процессе общения людей. Язык - сложная система. Имеет лексическую сторону, грамматическую и фонетическую. Язык обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения.

Речью принято называть сам процесс (деятельность) общения, посредством языка.

Предметом психологического изучения является речь.

Речь является единством чувственного и смыслового содержания.

error: