Традиции крымского ханства. Войны с Литвою, Польшей, Русским царством в ранний период

Определение границ Крымского ханства довольно проблематично, очевидно, что с большинством соседних государств оно не имело определенных границ. Об этом говорит В.Д. Смирнов, детально и достаточно хорошо исследовавший историю Крымского ханства. Он подчеркивает, что вопрос о территориальных границах, площади Крымского ханства усложняется еще тем, что и возникновение самого ханства как отдельного государственного центра таит много неясностей. Его история вполне достоверной становится лишь с того момента, когда оно вошло в близкое соприкосновение с Оттоманской империей, попав в вассальную зависимость от нее при султане Мухаммеде II. Ранняя же история имеет много «белых пятен». Одна лишь береговая полоса, давно освоенная европейскими колонистами, составляет определенное исключение, однако тоже не в полной мере.

Поэтому мы можем определить только примерные границы этого государства. Крымское ханство - это, прежде всего, сам Крым, однако южное его побережье вначале принадлежало генуэзцам, а с 1475 года отошло к турецкому султану; независимым до вторжения турок на полуостров было и княжество Феодоро. В результате, хан владел только предгорной и степной частью Крыма. Перекоп не являлся границей, через него хан имел выход из Крыма в «поле», где в безбрежных степных просторах терялись северные очертания Крымского ханства. Значительная часть татар постоянно кочевала за Перекоп. Весной на степные просторы Северного Причерноморья устремлялись на пастбища и собственно крымские улусы. Известны те урочища в степи, где стояли в XV веке военные силы, охранявшие кочевья, которые в определенной степени можно считать примерными границами Крымского ханства. Так, река Молочная (или Миус) начинается как граница Крымского ханства со стороны Астрахани и ногаев. На севере крымские владения достигают Конских Вод. В 1560 году все крымские улусы оказались оттесненными за Днепр, к границам литовского княжества.

Таким образом, границы Крымского ханства при первых крымских ханах за пределами полуострова определяются с восточной стороны рекою Молочной, а может быть расширяются и дальше, к Миусу. На севере, на левом берегу Днепра, они заходят за Ислам Кермень, вплоть до реки Конские Воды. На западе крымские кочевья простираются степью за Очаков к Белгороду до Синей Воды.

Почти те же границы Крымского ханства указывает еще целый ряд исследователей, но среди них выделяется Тунманн, который даже сопроводил свою работу довольно подробной картой. В определении более точных границ Крымского ханства имеет большое значение «Карта Крымского ханства после Кючук-Кайнарджийского мира 1774-1783 гг.», составленная и вычерченная Н.Д. Эрнстом. Анализ этих данных позволяет довольно точно определить границы Крымского ханства. Территория ханства являлась неоднородной по природно-климатическим условиям. Северные склоны Крымских гор, долины Салгира, Альмы, Качи, Бельбека с их садами и виноградниками, наконец, степи в самом Крыму и за его пределами создавали особые, своеобразные условия для развития хозяйства.

Помимо этих географических условий, важно заметить, что Крым был страною древнейшей земледельческой культуры. Татары встретились здесь с целым рядом народностей, хозяйственный уклад которых определялся многовековым прошлым. Часть народностей Крыма - греки, караимы, генуэзцы и другие - вошла в состав населения юрта; с другой стороны, много татар поселилось в греческих деревнях в окрестностях Каффы, Судака, Балаклавы и в самих этих городах.

Совместная жизнь, начавшийся процесс ассимиляции с прежним населением неизбежно вели к изменению хозяйственного уклада татар, скотоводов-кочевников, оказавшихся в крае с древнейшими традициями культуры земледелия.

Социально-политическая структура Крымского Ханства

Характерной чертой социально-политической структуры Крымского ханства было сохранение в течение многих веков родоплеменных традиций. Целый ряд дополнительных факторов, сопровождавших историю Крымского ханства, также оказывал значительное влияние на все сферы жизни государства и, в частности, на систему управления. Находиться на крымском троне, тем более управлять в Крымском ханстве представлялось далеко не простой задачей. Каждому хану приходилось тщательно взвешивать свою как внутреннюю, так и внешнюю политику, учитывая при этом многочисленные нюансы. Необходимо было глубоко знать древние традиции своего народа, среди которых чрезвычайно существенными являлись родоплеменные отношения.

Еще в XVII и даже в XVIII веке татары - как крымские, так и ногайские - делились на племена, членившиеся на роды. Во главе родов стояли беи - высшая татарская знать, сосредоточившая в своих руках значительные богатства (скот, земли, пастбища), захваченные или пожалованные ханами, и, вместе с тем, большую власть. Крупные юрты - уделы (бейлики) этих родов, ставшие их вотчинными владениями, превратились в феодальные княжества, почти не зависимые от власти хана, со своей администрацией и судом, со своим ополчением.

Ступенью ниже на социальной лестнице стояли вассалы беев и ханов - мурзы (татарское дворянство). Особую группу составляло мусульманское духовенство. Следующую ступень занимало татарское «простое»(без титулов) население улусов, ступенькой ниже - зависимое местное население, и на нижней ступени социальной лестницы находились рабы-невольники.

Таким образом, родовая организация татар была оболочкой отношений, типичной для многих кочевых народов, сохранявших традиции своих предков. Номинально татарские роды во главе с беями и мурзами были в вассальной зависимости от ханов, в частности, они были обязаны выставлять войско в период военных походов, но фактически высшая татарская знать являлась полноправной хозяйкой по существу во всех сферах жизни ханства. Господство беев, мурз было характерной чертой политического строя Крымского ханства.

Главные князья и мурзы Крыма принадлежали к немногим определенным родам. Старейшие из них давно обосновались в Крыму и были известны уже с XIII века. Какие из них занимали главенствующие положение в XIV в.? На это нет единодушного ответа. К старейшим можно отнести прежде всего род Яшлау (Сулешев), Ширинов, Барынов, Аргынов, Кипчаков.

В 1515 году великий князь всея Руси Василий III настаивал, чтобы были выделены поименно Ширин, Барын, Аргын, Кипчак, т. е. князья главных татарских родов, для вручения подарков (поминков). Князья этих четырех родов, как известно, назывались «Карачи» (карач-бей). Институт карачей был общим явлением татарской жизни. В Казани, в Касимове, в Сибири у ногаев главные князья так и назывались Карачи. При этом, как правило, карачей всюду было четыре, за исключением некоторых случаев.

Но Карачи не все были равны по своему весу и значению. Наиболее важным было значение первого князя (бея), по существу, второго лица в государстве после государя. Такое же понятие мы отмечаем и у татар. Положение первого князя в Крыму было достаточно близким к положению хана.

Первый князь получал право и на определенные доходы, поминки должны были присылаться с таким расчетом: две части хану, а одна часть - первому бею.

Как известно, первыми среди беев Крымского ханства были Ширинские. Причем беи из этого рода занимали ведущее положение не только в Крыму, но и в других татарских улусах. При этом, несмотря на разбросанность по отдельным татарским царствам, между всем родом Ширинских сохранялась известная связь, известное единство, но основным гнездом, откуда распространялся род этих беев, считается Крым.

Владения Ширинов в Крыму простирались от Перекопа до Керчи. Солхат - Старый Крым - являлся центром владений Ширинов.

Как военная сила, Ширинские представляли собой нечто единое, выступая под общим стягом. Независимые Ширинские князья и при Менгли-Гирее I, и при его преемниках часто занимали враждебную позицию по отношению к хану. «А с Ширины, государь, царь живет не гладко», - Констатировал московский посол в 1491 году. «А с Ширины у него рознь велика пошла», - отмечают послы московского государя столетие спустя. Такая вражда с Ширинскими, по-видимому, являлась одной из причин, заставивших крымских ханов перенести свою столицу из Солхата в Кырк-ор.

Владения Мансуровых охватывали евпаторийские степи. Беймис Аргынских беев находился в районе Каффы и Судака. Бейлик Яшлавских занимал пространство между Кыра-ором (Чуфут-кале) и рекой Альмой.

В своих юртах-бейликах татарские беи были полновластными хозяевами, это подтверждается и ханскими ярлыками (жалованными грамотами).

Как уже отмечалось, беи и мурзы в значительной степени ограничивали власть крымских ханов: главы наиболее могущественных родов - карачи - составляли Диван (Совет) хана, который являлся высшим государственным органом Крымского ханства, где решались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государства. Диван являлся и высшей судебной инстанцией. Съезд ханских «вассалов» мог быть полным и не полным, и это не имело особого значения в его правомочности. Но отсутствие влиятельных беев и, прежде всего, родовой аристократии (карач-беев) могло парализовать выполнение решений Дивана.

Исходя из этого, без Совета (Дивана) хан, в общем, не мог решить ни один вопрос. Это подтверждается и донесениями русских послов своему государю: «Хан без юрта (т. е. Дивана - авт.) никакого великого дела, о чем между государства надлежит, учинить не может».

Князья не только оказывали влияние на решение хана, но именно от них зависел выбор ханов. Неоднократно в результате заговоров беев хан свергался с престола. Особенно в этом «отличались» беи Ширинские. Не менее влиятельным, но менее привилегированным в Крыму был ногайский род Мансуровых (Мансур).

В пользу беев и мурз шла десятина со всего скота, находившегося в личной собственности татар, и со всей добычи, захваченной во время грабительских походов, которые организовывались и возглавлялись татарской аристократией, получавшей значительные доходы также от продажи пленников.

Главным видом деятельности служилого дворянства была военная, в гвардии хана. Орда также являлась определенной боевой единицей, во главе которой стояли ордынские князья. Многочисленные уланы командовали ханскими отрядами (к ним еще применялся древний монгольский термин - улан правой и левой руки).

Такими же служивыми ханскими князьями были и наместники городов: Кыркорский князь, Феррик-Керменский, князь Ислам Керменский и Ордабазарский наместник. Должность наместника того или другого города так же, как и звание князя, передавалось членам одной и той же семьи. Среди близких к ханскому двору феодалов находилось и высшее духовенство Крыма, которое в той или иной степени оказывало влияние на внутреннюю и внешнюю политику Крымского ханства.

Крымскими ханами всегда были представители рода Гиреев. Они обладали весьма пышным титулом: «Улуг Йортни, ве Техти Кырыинг, ве Дешт и Кыпчак, улуг хани», что соответственно означало: «Великий хан Великой орды и престола (государства) Крыма и степей Кыпчака».

До османского вторжения крымские ханы чаще всего избирались представителями высшей аристократии, прежде всего карач-беями. Но со времени завоевания Крыма выборы хана осуществлялись чрезвычайно редко, это уже было исключением из правил. Высокая Порта назначала и смещала ханов в зависимости от своих интересов. Падишаху, обыкновенно, было достаточно через знатного придворного послать одному из Гиреев, предназначенному быть новым ханом, почетную шубу, саблю и соболью шапку, усыпанную драгоценными камнями, с хатти шерифом, т. е. собственноручно подписанным приказом, который читался собранным в Диване карач-беям; тогда прежний хан без ропота (чаще всего) отрекался от престола. Если же он решался сопротивляться, то большей частью без особых усилий приводился к послушанию гарнизоном, стоявшим в Каффе, и посылавшимся в Крым флотом. Низложенных ханов обыкновенно отсылали в Родос. Казалось чем-то чрезвычайным сохранение ханом своего сана более пяти лет. За время существования крымского ханства на престоле побывало, по утверждению В.Д. Смирнова, 44 хана, но правили они 56 раз. Есть и другие версии: в последних исследованиях наиболее часто отмечается, что крымский престол занимало 48 ханов, и правили они 68 раз (см. схему-таблицу). Это означает, что одного и того же хана то свергали с престола за какую-то провинность, то вновь с соответствующими почестями возводили на престол. Так, трижды занимали престол Менгли-Гирей I и Каплан-Гирей, а «рекордсменом» стал Селим-Гирей: его возводили на престол четырежды. Доходило и до курьезов: два хана - Джанибек-Гирей и Максуд-Гирей даже не успели после своего назначения на ханский престол добраться до Крыма, как были уже смещены с незанятого престола.

Герай является родовым именем династии крымских ханов (в настоящее время большее распространение получил русифицированный вариант - Гирей).

Существует целый ряд предположений о происхождении имени первого крымского хана. В частности, выдвигалась версия о том, что хан, вынужденный скрываться от своих преследователей, нашел приют у пастухов и впоследствии, став ханом, в знак благодарности добавил к своему имени Герай (керай - пастух). Выдвигалось и предположение о том, что это имя он взял в знак благодарности своему воспитателю. Существуют и другие версии: более убедительным является все-таки предположение о том, что имя будущий хан получил от своих родителей после рождения. Это имя являлось достаточно распространенным, да и определение оно носило весьма лестное - «достойный, правильный». А приставка Хаджи появилась у Герая после того, как он совершил хадж (паломничество) в Мекку (вероятно, в 1419 г.).

Интересно отметить, что из шести сыновей Хаджи-Герая (в дальнейшем Гирея) только один, самый младший, Менгли, добавил к своему имени имя отца - Гирей. В дальнейшем все потомки унаследовали это имя (включая Ажезара Гирея, проживающего в Англии и являющегося, по существу, наследником крымских ханов).

Хочется выделить еще раз наиболее важные факторы, оказавшие огромное влияние на положение высшей должности в государственно-политической структуре Крымского ханства. Чтобы в определенной мере представить не только ту огромную ответственность за судьбу своего народа, которая на него возлагалась, но и в какой-то степени трагизм положения «высшей должности» в государстве. При этом, такое положение приводило не только к трагедии в судьбе самого хана, но и нередко всего Крымского ханства и его народа.

Такой фактор, как выборность хана на курултаях (всеобщих сборах), в начальный период истории играл достаточно большое положительное значение, когда знать, беи могли защитить интересы своего рода, племени, народа. Однако, в ходе исторического развития, когда менялась политическая, экономическая ситуация, приходило новое время со своими новыми требованиями, система оставалась прежней. И впоследствии, когда высшая знать отстаивала прежде всего свои интересы, а не народа, свои амбиции и прихоти, хан становился «игрушкой» в руках собственных «вассалов». Еще больше обострялась ситуация, если в среде беев пропадало единство, и наиболее могущественные роды начинали выяснять отношения между собой (в Крыму нередко враждовали роды Ширинских и Мансуровых). Вражда родов могла продолжаться длительное время, принося огромный вред и государству, и народу. При этом крымский хан для решения таких проблем реальной власти не имел.

Тот или иной бей (особенно часто в этом отношении «отличались» ногайские), не считаясь с интересами государства, с запретами хана и даже турецкого султана, совершал набег с целью грабежа (получения доходов) на территорию государства, с которым Крымское ханство и Турция заключили мирный или даже союзнический договор. И ни хан, ни султан с таким «беем-анархистом», в общем-то, не могли совладать.

Не способствовала подъему престижа крымского хана и вассальная зависимость Крыма от Турции. Обладая, по сути, неограниченной властью, турецкий султан совсем не был заинтересован в могуществе Крымского ханства, как и не был заинтересован в самостоятельности его ханов. Главным критерием при назначении на ханский престол было не то, насколько удачно и умело будет править претендент для своего народа и своего государства, а насколько полезным и, главное, насколько послушным турецкому султану покажет себя этот хан в дальнейшем.

В результате очень часто вдалеке от своей родины (где-нибудь в Персии) без всякой для нее пользы гибли в войнах, которые бесконечно вела Блистательная Порта, воины Крымского ханства.

Так что, перефразировав, можно с полным правом сказать: «Тяжела ты шапка Гирея!» К ханским прерогативам, которыми он пользовался даже под османским владычеством, принадлежали публичная молитва (хутба), т. е. возношение ему «за здравие» во всех мечетях во время пятничного богослужения, командование войсками, чеканка монеты, стоимость которой он часто, по своему усмотрению, повышал или понижал, право устанавливать пошлины и облагать своих подданных.

Помимо хана, существовало шесть высших чинов государственного сана: калга, Нураддин, орбей и три сераскира или генерала-ногайца Калга-султан - первое лицо после хана, наместник государя. В случае смерти хана бразды правления по праву переходили к нему до прибытия преемника. Если хан не хотел или не мог принять участие в военном походе, калга брал на себя командование войсками. Резиденция калги-султана находилась в Ак-Мечети (территория современного Симферополя), недалеко от столицы ханства - Бахчисарая. У него был свой визирь, свой диван-эфенди, свой кади, его двор состоял из трех чиновников, как и ханский. Калга-султан заседал каждый день в своем диване. Этому дивану были подведомственны все преступления округа, даже если дело шло о смертном приговоре. Но вынести окончательный приговор калга не имел права, он только разбирал процесс, а утвердить приговор мог хан. Калгу хан мог назначить только с согласия Турции, чаще всего при назначении нового хана стамбульский двор назначал также калгу-султана.

Нураддин-султан - второе лицо. По отношению к калге он был тем же, что и калга по отношению к хану. Во время отсутствия хана и калги он брал на себя командование армией. Нураддин имел своего визиря, своего диван-эфенди и своего кади. Но он не заседал в Диване. Он жил в Бахчисарае и удалялся от двора только в том случае, если ему было дано поручение. В походах он командовал небольшими корпусами. Обычно являлся принцем крови.

Более скромное положение занимали орбей и сераскиры. Указанных чиновников, в отличие от калги-султана, хан назначал сам. Одним из важнейших лиц в иерархии Крымского ханства считался муфтий Крыма, или кадиескер. Он жил в Бахчисарае, являлся главой духовенства и толкователем закона во всех спорных или важных случаях. Он мог смешать кадиев, если они судят неправильно.

Словарь

Беи - высшая крымскотатарская знать.

Гиреи (Гераи) - правящая династия крымских ханов.

Диван - совет высшей знати в Крымском ханстве, крупнейшие землевладельцы (владели бейликами).

Мурзы - крымскотатарская знать (дворянство)

Бейлик - вотчинное землевладение высшей крымскотатарской знати беев.

Муфтий - в Крымском ханстве - глава крымских мусульман. Обычно назначался турецким султаном.

Карта, изданная в Вене около 1790 года с границами Едисанской орды

От Кубани до Буджака

Часть 1

Крымское ханство было одним из самых мощных государств Восточной Европы. Его границы охватывали довольно обширную территорию. Помимо самого крымского полуострова как центра страны в пределы ханства входили земли на континенте: на севере сразу же за Ор-Капы раскинулся Восточный Ногай, на северо-западе – Едисан, на западе – Буджак, а на востоке – Кубань.

Границы ханства зафиксированы во многих письменных источниках XV – XVIII веков. Другими словами, если взглянуть на современную карту и сопоставить имеющиеся карты прошлых столетий, то можно увидеть, что в границы независимой крымскотатарской державы входили современная Одесская, Николаевская, Херсонская, частично Запорожская области Украины и большая часть современного Краснодарского края России.

Восточный Ногай

Сразу же за городом-крепостью Ор-Капы начинались бескрайние степи. Это и была историческая область, получившая название Восточный Ногай. На юго-западе он омывался Черным, а на юго-востоке – Азовским морями. На севере ногайские земли граничили с Диким полем, позже – с землями Запорожской Сечи. Его естественной границей были реки Шилки-Су (Конские воды) и Озю-Су (Днепр). Жителями этой степи были две большие ногайские орды. Юг принадлежал джамбулукам, а север – едичкульцам. Каждая между собой делилась на отдельные кланы. Шведский историк Иоганн Эрих Тунманн посетивший ханство во второй половине XVIII века назвал имена наиболее знатных семейств: Чазлу, Кангли-Аргакли, Ивак, Казай-Мурза, Игури, Исмаил-Мурза, Ирхан-Кангли, Бадраки, Джегал-Болди, Бояташ и Баютай. А другой путешественник, немец Эрнст Клееман, посетивший Крым в 1768-1770 годах сообщил не менее важную информацию о численности жителей Восточного Ногая, а именно о 500 000 ногайских семей.

Во главе каждого рода был мурза, который, в свою очередь, находился под властью крымского хана. Как известно, в Крымском ханстве не было регулярной армии. Но крымский хан всегда мог положиться на своих верных ногайцев. По первому уведомлению из Бахчисарая о военном походе в степи собирались аскеры и присоединялись к ханскому войску, выступавшему из Ора. Как правило, над каждой из пяти наиболее крупных ногайских орд находился один из принцев династии Гираев в высокой должности – сераскир, другими словами военачальник, или военный министр. Именно сераскир мог командовать ногайскими аскерами в период военной кампании.

По заведенной традиции главы знатных ногайских кланов были обязаны в канун больших мусульманских праздников посылать в Бахчисарай, ко двору крымского хана, четырех мурз с подарками и пожеланиями счастья и долгого правления.

В остальном же ногайцы были свободными людьми. Степняки имели свой уклад жизни, удобный им в привычном ареале проживания. Нельзя сказать, что в степи не было городов, крепостей и крупных населенных пунктов. Конечно же, они были. Вот только какая численность населения была в городах, сейчас сказать трудно. Однако они процветали и богатели, благодаря товарно-рыночном отношениям. В Восточном Ногае известны такие города, как Алешки (сегодня это небольшой город в Херсонской области, переименованный в Цюрупинск), Аслан – город на Днепре, о котором сохранилось крайне мало сведений, Ениче – современный город Геническ на берегу Азовского моря и Кинбурун или Кыл-Бурун, которого уже не найти на современной карте. Из укрепленных городов-крепостей сохранились сведения о Кызы-Кермен на Днепре, Ислам-Кермен (ныне город Каховка), рыбацкое поселение Али-Агок (ныне город Скадовск).

Кроме этого, по всей восточно-ногайской степи были поселения и укрепления. Как правило, в плане они были однотипными: прочные дома, большие дворы, между которыми обязательно оставались пустые промежутки в 50 или 60 шагов. Посреди каждой деревни находилось обширное пространство – площадь, на которой молодые татары могли упражняться в боевых искусствах, а на другой площади, в центре селения, обязательно возвышалась мечеть. Несмотря на то, что ногайцы были мусульманами, у них еще долгое время сохранялись обычаи, восходящие к временам, когда тюрки исповедовали тенгрианство.

Путешественники в своих описаниях о Татарии отзывались о ногайцах степи, как о людях приветливых и гостеприимных, называя их храбрыми воинами. Во время военных действий ногайцы были самыми лучшими лучниками. Кроме лука большинство из них были вооружены саблей, длинным дротиком, называемым сунгу, кинжалом и кожаными веревками. И лишь немногие носили огнестрельное оружие.

В мирное время едичкульцы и джамбулуки занимались отгонным скотоводством и земледелием. Так как почва в степи была плодородной, здесь выращивали пшеницу, красное и желтое просо, ячмень, гречиху, спаржу, чеснок и лук. Излишки шли на экспорт, их ногайцы, как правило, везли в крымские портовые города. Главными объектами сбыта были злаковые культуры, мясо, масло, мед, воск, шерсть, шкуры и т. д.

Восточный Ногай территориально довольно обширен и представлял собой равнину с редкими возвышенностями. Чувствовался недостаток в пресной воде из-за малого количества рек, особенно в центральной части этой области. Однако спасали колодцы, которые ногайцы сооружали повсюду. Правда, на юге все же было единственное озеро Сут-Су (Молочные Воды) с пресной водой. Повсюду росли кустарники, лесов здесь тоже не было.

Как замечает Тунманн, в степи росли душистые травы, и воздух здесь был пропитан очень приятным, одурманивающим, крепким запахом. А тюльпаны были здесь самыми обычными цветами.

Климат в степи суровый, сырой. Холода начинались с конца сентября. Лето жаркое, но из-за постоянно дующих в степях ветров, зной переносился довольно сносно.

В ногайских степях водилось множество диких животных: волки, лисы, сурки, куницы, дикие кабаны и козы, зайцы, рябчики, куропатки, а также дикие лошади. Именно об этой необычной породе лошадей можно прочесть в трудах многих путешественников, посетивших Крымское ханство. Одно из ранних упоминаний встречается в 1574 году у польского хрониста Яна Красинского.

Эти дикие лошади отличались тем, что рождались с красноватой шерстью, которая с годами становилась серого, мышиного цвета, а грива, хвост и полоска по крестцу оставались черными. Они славились своим норовом и выносливостью, их было трудно поймать и очень тяжело приручить. Как правило, эти дикие «мустанги» ходили табунами под предводительством самых сильных жеребцов.

Нельзя обойти вниманием еще одну особенность ногайских степей. Это курганы над могилами некогда захороненных в Северном Причерноморье знатных тюрок. Многие из этих курганов восходили к скифским временам. Многие путешественники, побывавшие здесь в ханский период, еще могли наблюдать на вершинах курганных насыпей каменные статуи с лицом, всегда обращенным к востоку.

Едисан, или Западный Ногай

Границами между ханскими областями на континенте в основном служили реки. Так, земли едисанцев – Едисан или Западный Ногай раскинулись между реками Ак-Су (Бугом) и Турла (Днестром), гранича на западе с Баджаком. На юге земли Едисана омывало Черное море, а на северо-западе граничили с Польшей (позднее с Гетманщиной) в районе реки и одноименного населенного пункта Кодыма.

Вся эта территория изначально находилась под властью крымских ханов. В 1492 году на побережье Черного моря, рядом с устьем Днепра, крымским ханом Менгли Гираем была заложена крепость Кара-Кермен. Но в 1526 году крепость перешла во владение османов и с этого года стала именоваться Ачи-Кале. А вот остальная территория Едисана по-прежнему оставалась за крымскими властителями, и населяли ее ногайцы Едисанской орды.

Историк и путешественник Тунманн писал, что Едисанская орда сформировалась как часть Большой Ногайской Орды в степях между Волгой и Яиком (ныне река Урал). Но после XVI века мигрировала на Кубань, а оттуда в степи Северного Причерноморья под защиту крымского хана, который и закрепил за ними земли для жительства, ставшие известными как Едисан. Эти земли уже входили в состав Крымского ханства и были населены ногайцами, с которыми, возможно, впоследствии и смешались едисанцы. Тунманн замечает, что эта орда была довольно сильная, именно она в 1758 году восстала против крымского хана Халима Гирая и привела к власти хана Крыма Гирая.

В общественном строе и образе жизни едисанцы мало отличались от восточных ногайцев. И историческая судьба этой страны была схожа с Восточным Ногаем и Крымом.

Природа и климатические условия здесь довольно схожи с Восточным Ногаем. Однако в северной и восточной его части есть горы и долины. А вот в южной, у моря, – равнины и редко встречающиеся песчаные холмы. Растительность в этих местах была скудная, только высокая трава, где выпасались стада овец, крупного рогатого скота, лошадей и верблюдов. Дичь водилась здесь в изобилии. Почва была такой же плодородной, как в соседнем Восточном Ногае. Здесь произрастали хорошие сорта пшеницы, которые приносили немалый доход местным жителям. Были прибыльнымии и несколько соляных озер на юге Едисана. И если во внутренних областях Восточного Ногая чувствовалась нехватка воды, то через Западный Ногай протекали реки Ак-Су, Турла, Кодыма, Чапчаклы, Большая и Малая Березань, Улу, Кучук-Делигель и множество мелких речушек.

Историческими центрами региона были татарские города: Балта, приграничный город на реке Кадыма, Дубассары – город на реке Турле (Днестр); Ени-Дунья – город на побережье Черного моря с гаванью и крепостью; Возия – прибрежный город и Хаджибей у Черного моря, неподалеку от устья Турлы. Жители городов Едисана, как правило, занимались торговлей. Главными объектами торговли были зерно и соль.

Продолжение следует…

Подготовила Гульнара Абдулаева

В результате монголо-татарских завоеваний в 13 в. возникло огромное феодальное государство Золотая Орда (улус Джучи), основателем которой являлся хан Батый.

В 1239, во время монголо-татарской экспансии на запад, Крымский полуостров с проживавшими там народами – кипчаками (половцами), славянами, армянами, греками и др., – оказался оккупированным войсками чингисидов. С конца 13 в. в Крыму установилось феодальное правление, зависимое от Золотой Орды.

В это же время в 13 в., при участии крестоносцев на территории Крымского полуострова массово возникли колонии-города (Керчь, Сугдея (Судак), Чембало (Балаклава), Херсонес и др.) итальянских (генуэзских и венецианских) купцов. В 70-х годах 13 в. с позволения самого Великого монгольского хана была основана крупная генуэзская колония Кафа (современная Феодосия). Между генуэзцами и венецианскими купцами велась постоянная борьба за контроль и влияние над итальянскими колониями Крыма. Из колоний вывозились лес, зерно, соль, меха, виноград и др. Татарская феодальная знать через итальянские колонии вела активную торговлю рабами. Итальянские города в Крыму находились в вассальной зависимости от татарских феодалов и выплачивали им дань, подвергаясь в случае сопротивления репрессиям со стороны последних.

В начале 15 в., при поддержке Великого княжества Литовского, Хаджи Гирей (основатель династий крымских и поздних казанских ханов) захватил власть в Крыму и объявил себя ханом. Он фактически не зависел от Золотой Орды, в которой из-за династической междоусобицы между чингисидами уже начался процесс распада. Годом основания независимого Крымского ханства в историографии считается 1443. Нижнее Поднепровье также вошло в состав ханства. Наиболее крупными и влиятельными крымскими улусами были улусы семей Кипчак, Аргын, Ширин, Барын и др. Основным родом деятельности крымских феодалов было коневодство, скотоводство и торговля рабами.

Вассальная зависимость от Османской империи.

После падения Константинополя в 1453 турки оккупировали Балканский полуостров и захватили проливы Дарданеллы и Босфор. Генуэзская республика была связана союзническими обязательствами с Византией . После падения главной цитадели некогда могущественной Византийской империи все итальянские колонии в Крыму оказались под угрозой оккупации османами.

В 1454 турецкий флот подошел к Крымскому полуострову, обстрелял генуэзскую колонию Аккерман и осадил Кафу с моря. Крымский хан немедленно встретился с адмиралом султанского флота; он заключает соглашение с османами и объявляет о совместных действиях против итальянцев.

В 1475 турецкий флот вновь осадил Кафу, подверг ее бомбардировке и вынудил генуэзцев сдать город. После этого турки захватили всю прибрежную полосу Крыма, включая часть азовского побережья, объявили ее владениями турецкого султана, передали власть турецкому паше и перебросили значительные военные силы в ново-провозглашенный турками на побережье Крыма санджак (военно-административная единица Османской империи) с центром в Кафе.

Северная часть степного Крыма и территории в нижнем течении Днепра перешли во владения крымскому хану Менгли Гирею (1468–1515), ставшему вассалом турецкого султана. Столица Крымского ханства была перенесена в Бахчисарай.

Союз с Великим княжеством Московским. XV в.

Этот период истории Крымского ханства в период правления Менгли Гирея связан с Великом княжеством Московским. Воспользовавшись враждебными отношениями между Крымским ханством и Белой ордой, московский Великий князь Иван III заключил союз с Менгли Гиреем. Последний в 1480 направил свое войско во владения польского короля Казимира IV, который был союзником белоордынского хана Ахмата, выступившего с войском на Москву, тем самым помешав коалиции Польско-Литовского государства и Белой орды в войне с Великим Московским княжеством. В результате успешных союзнических действий Менгли Гирея, Московское княжество окончательно освободилось из под татарского ига и приступило к созданию централизованного государства.

Противостояние с Русским царством. 16 – первая половина 17 вв.

Захват Османской империей южного побережья Крыма создал серьезную опасность для Руси со стороны крымских татарских ханов, которые совершали грабительские набеги, захватывая рабов для огромного турецкого невольничьего рынка. Кроме того, Казанское ханство становилось опорой Турции и Крымского ханства в их дальнейшей экспансии против русских княжеств, особенно после воцарения на казанский престол представителя династии ханов Гиреев, бывших проводниками внешнеполитических захватнических планов Турции. В связи с этим последующие отношения Руси (впоследствии Российской империи) с Крымским ханством носили откровенно враждебный характер.

Территории России и Украины постоянно подвергались нападениям со стороны Крымского ханства. В 1521 крымчаки осадили Москву, а в 1552 – Тулу. Нападения крымского хана на молодое Русское царство участилось во время Ливонской войны (1558–1583). В 1571 крымский хан Девлет Гирей I осадил, а затем и сжег Москву.

После смерти русского царя Ивана IV Грозного, начавшейся длительной смуты и польской интервенции, крымские ханы усугубляли ситуацию постоянными набегами на русские территории, разорениями и похищением огромного количества людей для последующей продажи в рабство в Османскую империю.

В 1591 русский царь Борис Годунов отразил очередное нападение на Москву крымского хана Гази Гирея II.

Во время русско-польской войны 1654–1667 крымский хан выступил на стороне украинского гетмана Выговского, перешедшего с частью казаков на сторону Польско-Литовского государства. В 1659 в битве под Конотопом объединенные войска Выговского и крымского хана разгромили передовые элитные отряды русской конницы князей Львова и Пожарского.

Во второй половине 17 в., во время русско-турецкой войны 1676–1681 и Чигиринских походов турецкого султана 1677–1678 на Правобережную и Левобережную Украину, Крымское ханство принимало активное участие в войне с Россией на стороне Османской империи.

Экспансия России на крымском направлении во второй половине 17 – первой половине 18 вв.

В 1687 и в1689, в правление царицы Софьи , осуществились два неудачных похода русских войск в Крым под предводительством князя В.Голицына. Армия Голицына подошла к Перекопу по предварительно выжженной татарами степи, и была вынуждена вернуться назад.

После воцарения на престоле Петра I русские войска совершают ряд Азовских походов и в 1696 штурмом берут турецкую, хорошо укрепленную крепость Азов. Между Россией и Турцией был заключен мир. Самостоятельность Крымского ханства в сфере внешней политики была существенно ограничена – крымскому хану по договору запрещалось совершать какие-либо набеги на территории, подконтрольные Российскому царству.

Хан Девлет Гирей II, оказавшись в непростой ситуации, пытался спровоцировать турецкого султана, подстрекая его на войну с Россией, которая была занята решением своей северной проблемы в войне со Шведским королевством, но вызвал гнев султана, был смещен с ханского престола, а крымское войско было распущено.

Преемником Девлет Гирея II стал поставленный султаном хан Каплан Гирей. Однако, ввиду серьезных успехов России в Северной войне, османский султан Ахмад III вновь сажает на крымский престол Девлет Гирея II; вооружает крымское войско современной артиллерией и позволяет начать переговоры со шведским королем о военном союзе против России.

Несмотря на измену Запорожской Сечи под предводительством гетмана Мазепы , и просьбе последнего принять Правобережную Украину в подданство Крымского хана, отлично сработала русская дипломатия: путем уговоров и подкупа турецких послов удалось уговорить султана не вступать в войну с Россией и отказаться от принятия Запорожской Сечи в Крымское ханство.

Напряжение между Османской и Российской империями продолжало нарастать. После победоносного Полтавского сражения 1709 Петр I потребовал от султана выдать бежавшего в Турцию шведского короля Карла XII, угрожая, в противном случае, возвести ряд укрепленных крепостей вдоль границы с Османской империей. В ответ на этот ультиматум русского царя, в 1710 турецкий султан объявил войну Петру I; за этим в 1711 последовал весьма неудачный Прутский поход русских войск. В войне против русского царя на стороне турок принимал участие крымский хан со своим 70-и тысячным войском. Турции была возвращена укрепленная крепость Азов и побережье Азовского моря.Однако, уже в 1736 русская армия под командованием фельдмаршала Миниха, вторглась на территорию Крымского полуострова и захватила столицу ханства Бахчисарай. Вспыхнувшая в Крыму эпидемия вынудила русскую армию покинуть полуостров. В следующем 1737 году русская армия фельдмаршала Ласси форсировала Сиваш и вновь овладела полуостровом. Впрочем, закрепиться в Крыму русским войскам не удалось и на этот раз.

Завоевание Крымского ханства Российской империей во второй половине 18 в.

Во время очередной русско-турецкой войны 1768–1774, в 1771 русская армия под командованием князя Долгорукова вновь оккупировала весь Крым. Ханом назначается Сахиб Гирей II вместо бежавшего в Стамбул Максуд Гирей хана. В 1774 между Россией и Турцией заключается Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Крымское ханство освобождается от вассальной зависимости от турецкого султана, а Россия получает право удерживать за собой крепости Еникале, Керчь, Азов и Кинбурн. Несмотря на формальную независимость, Крымское ханство превратилось из вассала турецкого султана в зависимое от русской императрицы государственное объединение.

В 1777 командующий русской армией фельдмаршал Румянцев возводит на ханский престол Шагин Гирея. Однако в 1783 последний хан крымской династии Гиреев отрекается от престола, и некогда могущественное Крымское ханство прекращает свое существование, окончательно войдя в состав Российской империи. Шагин Гирей спасается бегством в Стамбуле, но вскоре его казнят по указу турецкого султана.

В 1797 Российский император Павел I учредил Новороссийскую губернию, в которую вошел и полуостров Крым.

Таким образом, Крымское ханство является последним крупным государственным образованием, возникшим после Великого монголо-татарского завоевания Восточной Европы чингисидами в 13 в. и распада Золотой Орды. Крымское ханство просуществовало целых 340 лет (1443–1783).

Крымское ханство: история, территория, политическое устройство

Крымское ханство возникло в 1441 году. Этому событию предшествовала смута в Золотой Орде. По сути, на престол в Крыму тогда взошел сепаратист - Хаджи Гирей, дальний родственник Джанике-ханым, жены золотоордынского хана Едигея. Ханша не пожелала взять в свои руки бразды правления когда-то мощного государства и отправилась в Кырк-Ор , посодействовав в продвижении Хаджи Гирея. Вскоре этот город стал первой столицей Крымского ханства, которое занимало территории от Днепра до Дуная, Приазовье, почти весь современный Краснодарский край.

Дальнейшая история нового политического образования - это неустанная борьба с представителями других золотоордынских родов, которые старались покорить владения Гиреев. В результате долгого противостояния Крымское ханство сумело одержать окончательную победу, когда в 1502 г. не стало последнего ордынского правителя Шейх-Ахмеда. Во главе Крымского юрта тогда стоял Менгли-Гирей. Убрав своего политического врага, хан присвоил его регалии, титул и статус, однако все это не спасало от постоянных набегов степняков, которые то и дело внедрялись в Крым. Современные историки склоняются к тому, что Крымское ханство никогда не намеревалось захватить чужие территории. Вполне вероятно, что все действия, которые предпринимались крымскими ханами, были направлены на сохранение и утверждение их власти, на борьбу с влиятельным ордынским родом Намаганов.

Все это прослеживается даже в отдельных исторических эпизодах. Так, после смерти хана Ахмата Крымское ханство решило наладить взаимоотношения с его сыновьями и гостеприимно приютило их. Но наследники ордынского престола решили покинуть ханскую столицу, за что одного из них Менгли-Гирей взял в плен. Второй - Шейх-Ахмед - бежал. Третий сын - Сеид-Ахмед II, - который на тот момент стал ордынским ханом, организовал поход на Крым. Освободив Муртаза, Сеид-Ахмед II взял Эски-Кырым, а потом отправился к Кефе.

В Кафе тогда уже стояла турецкая тяжелая артиллерия, которая заставила ордынцев бежать без оглядки. Вот так дружеский жест крымского хана послужил предлогом к очередному разорению полуострова, а турки показали, что смогут отстоять территории, которые находятся под их влиянием. Тогда Менгли-Гирей догнал обидчиков и отобрал награбленное в ханстве имущество и пленников.

Взаимоотношения ханства с Османской империей занимают особое место в истории Крыма. Во второй половине XV века турецкие войска оккупировали генуэзские владения полуострова и территорию княжества Феодоро . Крымское ханство также оказалось в турецкой зависимости, но с 1478 года хан стал вассалом падишаха и продолжал управлять внутренними областями полуострова. Вначале султан не вмешивался в вопросы престолонаследования в Крымском ханстве, но через столетие все изменилось: крымские правители назначались прямо в Стамбуле.

Интересно, что в юрте действовал специфический для того времени политический режим. Что-то наподобие демократии. На полуострове существовали выборы хана, во время которых принимались во внимания голоса местной знати. Впрочем, было одно ограничение - будущий правитель ханства мог принадлежать только к роду Гиреев. Вторым политическим лицом после хана был калга. Калгой, чаще всего, назначался родной брат правителя ханства. Представительная власть в ханстве принадлежала Большому и Малому диванам. В первый входили мурзы и уважаемые люди местности, во второй - чиновники, приближенные к хану. Законодательная власть находилась в руках муфтия, который следил за тем, чтобы все законы ханства соответствовали Шариату. Роль современных министров в Крымском ханстве исполняли визири, их назначал хан.

Мало кто знает, что Крымское ханство способствовало освобождению Руси от золотоордынского ига. Произошло это еще при отце Шейх-Ахмеда. Тогда ордынский хан Ахмат отвел свои войска, не вступив в бой с русичами, потому что не дождался польско-литовского подкрепления, которое сдержали крымско-татарские воины. Вопреки распространенному мнению, отношения между ханским Крымом и Москвой долгое время носили дружественный характер. При Иване III у них был общий враг - Сарай. Крымский хан помог Москве избавиться от ордынского ига, а потом стал называть царя «своим братом», тем самым признавая его ровней, вместо того, чтобы обложить царство данью.

Сближение с Москвой пошатнуло дружественные отношения Крымского ханства с Литовско-польским княжеством. Казимир нашел общий язык с ордынскими ханами, надолго рассорившись с Крымом. Со временем Москва начала отдаляться от Крымского ханства: борьба за земли Прикаспия и Поволжья привела к тому, что царь искал поддержку среди тех самых Намаганов, с которыми Гиреи долгое время не могли поделить власть. При Иване IV Грозном Девлет I Гирей хотел восстановить независимость Казани и Каспия, турки вызвались помогать хану, но он не позволил вмешиваться в сферу влияния Крымского ханства. В конце весны 1571 г. татары сожгли Москву, после чего московские государи до конца XVII в. вынуждены были платить крымскому хану регулярные «поминки».

После образования Украинской гетманской державы Крымское ханство сотрудничало с правителями казацкого государства. Известно, что хан Ислам III Герай помогал Богдану Хмельницкому во время освободительной войны с Польшей, а после битвы под Полтавой крымские войска отправились на Киев вместе с людьми Пилипа Орлика - преемника Мазепы. В 1711 г. Петр I проиграл бой с турецко-татарскими войсками, после чего Российская империя вынуждена была забыть о Причерноморье на несколько десятков лет.

Между 1736 и 1738 гг. Крымское ханство поглотила российско-турецкая война. В результате боевых действий погибло много людей, часть из которых подкосила эпидемия холеры. Крымское ханство стремилось к мести, поэтому способствовало возгоранию новой войны между Россией и Турцией, которая началась в 1768 г. и длилась до 1774 г. Однако, русские войска снова одержали победу и заставили крымчан покориться, избрав в ханы Сахиба II Герая. Вскоре на полуострове начались восстания, местное население не захотело смириться с новыми властями. Последним ханом на полуострове был Шахин Гирей, но после того, как он отрекся от престола, в 1783 г. Екатерина II окончательно присоединила земли Крымского ханства к Российской империи .

Развитие сельского хозяйства, ремесел, торговли в Крымском ханстве

Крымские татары, как и их предки, очень ценили животноводство, которое было способом заработка и добычи пищи. Среди домашних животных лошади у них стояли на первом месте. Одни источники утверждают, что татары сохранили две разные породы, издавна проживающие в Северном Причерноморье, не допустив их смешивания. Другие говорят о том, что именно в Крымском ханстве образовался новый вид лошадей, который отличался небывалой на те времена выносливостью. Кони, как правило, паслись в степи, но за ними всегда присматривал табунщик, он же ветеринар и селекционер. Профессиональный подход прослеживался и в разведении овец, которые были источником получения молочных продуктов и редких крымских смушек. Кроме лошадей и овец, крымские татары выращивали крупный рогатый скот, коз и верблюдов.

Оседлого земледелия крымские татары не знали даже в первой половине XVI в. Долгое время жители Крымского ханства пахали земли в степи, чтобы уйти оттуда весной и вернуться только осенью, когда надо будет собирать урожай. В процессе перехода к оседлому образу жизни появился класс крымско-татарских феодалов. Со временем территории стали раздавать за военные заслуги. В то же время собственником всех земель Крымского ханства был хан.

Ремесла Крымского ханства изначально носили бытовой характер, но ближе к началу XVIII века города полуострова начинают приобретать статус больших ремесленных центров. Среди таких населенных пунктов были Бахчисарай, Карасубазар, Гезлев. В последнем веке существования ханства там начали появляться ремесленные цеха. Специалисты, работающие в них, объединились в 32 корпорации, которые возглавлял уста-баши с помощниками. Последние следили за производством и регулировали цены.

Крымские ремесленники того времени делали обувь и одежду, ювелирные изделия, медную посуду, войлок, килимы (ковры) и много чего другого. Среди мастеров были и такие, которые умели обрабатывать дерево. Благодаря их работе, в Крымском ханстве появлялись суда, прекрасные дома, инкрустированные сундуки, которые можно назвать произведениями искусств, детские люльки, столы и другие предметы домашнего обихода. Кроме всего прочего, крымские татары знали толк в камнетесном деле. Об этом свидетельствуют частично сохранившиеся до наших дней усыпальницы дюрбе и мечети.

Основой экономики Крымского ханства была торговая деятельность. Это мусульманское государство трудно представить без Кафы . Кафинский порт принимал купцов чуть ли не со всего мира. Там регулярно бывали выходцы из Азии, Персии, Константинополя и других городов и держав. Торговцы прибывали в Кефе, чтобы приобрести рабов, хлеб, рыбу, икру, шерсть, изделия ремесленников и многое другое. В Крым их манили, прежде всего, дешевые товары. Известно, что оптовые рынки находились в Эски-Кырыме и в городе Карасубазар. Внутренняя торговля ханства также процветала. В одном только Бахчисарае существовали хлебный, овощной и соляной рынок. В столице Крымского ханства были целые кварталы, отведенные под торговые лавки.

Быт, культура и религия Крымского ханства

Крымское ханство - это государство с хорошо развитой культурой, представленной, в основном, образцами архитектуры и традициями. Самым большим городом Крымского ханства была Кафа. Там проживало около 80 000 человек. Бахчисарай был столицей и вторым по численности населенным пунктом ханства, где обитало всего 6 000 человек. Столица отличалась от остальных городов наличием ханского дворца , однако, все крымско-татарские поселение строились с душой. Архитектура Крымского ханства - это удивительные мечети, фонтаны, усыпальницы… Дома обычных горожан, как правило, были двухэтажными, возводились из дерева, глины и бута.

Крымские татары носили одежду из шерсти, кожи, домотканых и приобретенных заморских материалов. Девушки заплетали косы, голову украшали бархатной шапочкой с богатой вышивкой и монетками, поверх нее одевали мараму (белый шарф). Не менее распространенным головным убором был платок, который мог быть шерстяным, тонким или цветным узорчатым. Из одежды крымские татарки имели длинные платья, рубахи ниже колен, шаровары и теплые кафтаны. Женщины Крымского ханства очень любили украшения, особенно кольца и браслеты. На голове мужчин красовались черные барашковые шапки, фески или тюбетейки. Свои рубахи они заправляли в шаровары, носили безрукавки, похожие на жилет, куртки и кафтаны.

Основной религией Крымского ханства являлся ислам. Важные государственные должности в Крыму принадлежали суннитам. Однако на полуострове вполне спокойно проживали шииты и даже христиане. Среди населения ханства были люди, которые привозились на полуостров в качестве рабов-христиан, а потом принимали ислам. После истечения определенного срока - 5-6 лет - они становились вольными гражданами, после чего могли уйти на родные территории. Но не все покидали прекрасный полуостров: нередко бывшие невольники так и оставались жить в Крыму. Мусульманами также становились мальчики, похищенные в русских землях. Таких юнцов воспитывали в специальной военной школе и уже через несколько лет они пополняли ряды ханской гвардии. Мусульмане молились в мечетях, возле которых располагались кладбища и мавзолеи.

Итак, Крымское ханство образовалось в результате раскола Золотой Орды. Это произошло около 40-го года XV века, возможно, в 1441 году. Его первым ханом был Хаджи Гирей, он стал основателем правящей династии. Конец существования Крымского ханства связан с присоединением Крыма к Российской империи в 1783 году.

В состав ханства входили земли, ранее принадлежавшие монголо-татарам, в том числе княжество Кырк-Ор, покоренное во второй половине XIV века. Кырк-Ор был первой столицей Гиреев, позже ханы обитали в Бахчисарае. Взаимоотношения Крымского ханства с генуэзскими территориями полуострова (затем турецкими) можно охарактеризовать, как дружественные.

С Москвой хан то союзничал, то воевал. Российско-крымское противостояние обострилось после пришествия османов. С 1475 года крымский хан стал вассалом турецкого султана. С тех пор в Стамбуле решали, кто будет сидеть на крымском престоле. Согласно условиям Кючук-Кайнарджийского договора 1774 года все турецкие владения в Крыму, кроме Керчи и Ени-Кале, стали частью Крымского ханства. Основная религия политического образования - ислам.


Крымское ханство в 1600 году.

Столицы ханства

Главным городом Крымского Юрта был город Кырым, известный также как Солхат (современный Старый Крым), ставший столицей хана Оран-Тимура в 1266 году . По наиболее распространенной версии название Кырым происходит от чагатайского qırım - яма, окоп , существует также мнение, что оно происходит от западно-кипчакского qırım - «мой холм» (qır - холм, возвышенность, -ım - аффикс принадлежности I лица единственного числа).

При образовании в Крыму независимого от Орды государства столица была перенесена в укреплённую горную крепость Кырк-Ер , затем в расположенный в долине у подножия Кырк-Ера Салачик и, наконец, в 1532 году во вновь построенный город Бахчисарай .

История

Предыстория

Многонациональное население Крыма тогда состояло в основном из обитавших в степной и предгорной части полуострова кыпчаков (половцев), греков, готов, аланов, и армян, живших в основном в городах и горных селениях. Крымская знать была в основном смешанного кыпчакско-монгольского происхождения.

Ордынское правление для народов, населявших нынешний крымский полуостров, в целом было тягостно. Правители Золотой Орды неоднократно устраивали карательные походы в Крым, когда местное население отказывалось выплачивать дань. Известен поход Ногая в 1299 году , в результате которого пострадал ряд крымских городов. Как и в других регионах Орды, в Крыму уже вскорости стали проявляться сепаратистские тенденции.

Существуют предания о том, что в XIV веке Крым неоднократно подвергался разорению армией Великого княжества Литовского . Великий князь Литовский Ольгерд разбил татарское войско в 1363 году близ устья Днепра, а затем вторгся в Крым, опустошил Херсонес и захватил здесь ценные церковные предметы. Подобное предание существует и о его преемнике по имени Витовт , который в 1397 году дошёл в крымском походе до самой Каффы и вновь разрушил Херсонес. Витовт в крымской истории известен также тем, что во время ордынской смуты конца XIV века предоставил убежище в Великом княжестве Литовском значительному количеству татар и караимов, потомки которых живут теперь в Литве и Гродненской области Беларуси. В 1399 году Витовт , выступивший на помощь ордынскому хану Тохтамышу , был разбит на берегах Ворсклы соперником Тохтамыша Тимур-Кутлуком , от лица которого Ордой управлял эмир Едигей , и заключил мир.

Обретение независимости

Вассалитет у Османской империи

Войны с Литвою, Польшей, Русским царством в ранний период

C конца XV века Крымское ханство совершало постоянные набеги на Литву и Польшу , а после распада русско-крымского союза по смерти Ивана III - и на Русское Царство .

XVII - начало XVIII века

Начальствовавший второй русской армией князь В. М. Долгоруков вошёл в Крым, разбил в двух сражениях хана Селима III и в течение месяца овладел всем Крымом, причём в Кефе взял в плен турецкого сераскира . Бахчисарай лежал в руинах. Армия Долгорукова подвергла Крым разорению. Был сожжён ряд сёл, убиты мирные жители. Хан Селим III бежал в Стамбул . Крымцы сложили оружие, склонились на сторону России и представили Долгорукову присяжный лист с подписями крымской знати и уведомлением об избрании в ханы Сахиба II Герая , а в калги брата его Шахина Герая .

В состав Крымского ханства вошли собственно Крымский полуостров и земли на континенте: территории между Днестром и Днепром , Приазовье и часть Кубани .

Большинство земель за пределами Крыма составляли малонаселённые степи, по которым могла перемещаться конница, но где сложно было бы строить крепости, требовавшиеся для постоянного контроля захваченных территорий. Городские поселения были расположены в Поволжье и на побережье Крыма и находились под влиянием других ханств и Оттоманской империи. Всё это существенно ограничивало рост экономики и политического влияния ханства .

Крымские ханы были заинтересованы в развитии торговли, дававшей значительную прибыль казне. Среди товаров, вывозимых из Крыма, называются сырая кожа, овечья шерсть, сафьяны, овечьи шубы, серые и чёрные смушки . Значительную роль играла работорговля и выкупы за захваченных в землях Речи Посполитой и Русского Царства. Основным покупателем рабов была Османская Империя.

  • Бахчисарайское каймаканство
  • Ак-Мечетское каймаканство
  • Карасубазарское каймаканство
  • Гезлевское или Евпаторийское каймаканство
  • Кафинское или Феодосийское каймаканство
  • Перекопское каймаканство

Каймаканства состояли из 44 кадылыков.

Армия

Военная деятельность была обязательной как для крупных, так и для мелких феодалов. Специфика военной организации крымских татар, в корне отличавшая её от военного дела прочих европейских народов, вызывала особый интерес у последних. Выполняя задания своих правительств, дипломаты, купцы, путешественники стремились не только к налаживанию контактов с ханами, но и старались детально ознакомиться с организацией военного дела, а зачастую их миссии основной целью имели изучение военного потенциала Крымского ханства.

Долгое время в Крымском ханстве не было регулярного войска, а в военных походах фактически принимали участие все мужчины степной и предгорной части полуострова, способные носить оружие. С малых лет крымцы приучались ко всем тяготам и невзгодам военного быта, учились владеть оружием, ездить верхом, переносить холод, голод, усталость. Хан, его сыновья, отдельные беи совершали набеги, ввязывались в военные действия со своими соседями в основном лишь тогда, когда были уверены в успешном исходе. Большую роль в военных операциях крымских татар играла разведка . Специальные лазутчики отправлялись заранее вперёд, выясняли обстановку, а затем становились проводниками наступающей армии. Используя фактор неожиданности, когда можно было застать противника врасплох, они часто получали сравнительно лёгкую добычу. Но почти никогда крымцы не выступали самостоятельно против регулярных, преобладающих в количественном отношении войск.

Ханский совет устанавливал норму, в соответствии с которой вассалы хана должны были поставлять воинов. Часть жителей оставалась для присмотра за имуществом ушедших в поход. Эти же люди должны были вооружать и содержать воинов, за что получали часть военной добычи. Кроме военной повинности, в пользу хана выплачивалась сауга - пятая, а иногда и большая часть добычи, которую мурзы приносили с собой после набегов. Бедные люди, участвовавшие в этих походах, надеялись, что поход за добычей позволит им избавиться от житейских трудностей, облегчит существование, поэтому сравнительно охотно отправлялись вслед за своим феодалом.

В военном деле у крымских татар можно выделить два вида походной организации - боевой поход, когда крымское войско во главе с ханом или калгой принимает участие в боевых действиях воюющих сторон, и грабительский набег - беш-баш (пятиголов - маленький татарский отряд), который осуществлялся зачастую отдельными мурзами и беями со сравнительно небольшими воинскими отрядами с целью получения добычи и захвата пленных.

По описаниям Гийома де Боплана и Марсильи , крымцы оснащались довольно просто - они использовали лёгкое седло, попоной , а иногда и шкурой овечьей покрывали лошадь, не надевали узду, используя сыромятный ремень. Незаменимой для наездника являлась и плеть с короткой рукояткой. Вооружены крымцы были саблей, луком и колчаном с 18 или 20 стрелами, ножом, имели огниво для добывания огня, шило и 5 или 6 сажен ременных верёвок для вязания пленников. Любимым оружием крымских татар были сабли, изготовлявшиеся в Бахчисарае,

error: