В чужой со своим уставом не ходят. Что означает пословица "в чужой монастырь со своим уставом не ходят"

Интервью журналу "Аурес"

Вопрос: Ваше Высокопреподобие, мой первый вопрос касается межконфессионального сотрудничества между церквами, в том числе между православными христианами и мусульманами. Вопрос этот непраздный. Когда абитуриенты из мусульманских стран едут учиться в Россию, то на их родине, например, в Алжире, всегда найдутся те, кто будут пугать будущих студентов преследованием в Москве или в Российской Федерации за исповедание ислама.

Протоиерей Артемий Владимиров: Россия – страна тысячелетней христианской культуры – ещё во времена Империи представляла собой мультикультурный мир с православной доминантой. Верноподданными Русского Царя были и христиане, и магометане, и иудеи, и буддисты. До сих пор в Российской Федерации прекрасно уживаются представители разных мировых религий, при том что закон ограждает граждан страны от всех форм радикализма.

Замечательное свидетельство тому – история Крыма после его воссоединения с Россией. Община мусульман-татар уравнена в правах, татарский язык признан государственным, легализованы все объекты недвижимости татарского населения, ранее остававшиеся незарегистрированными.

В отношении мигрантов и гастарбайтеров, прибывающих в Россию, действуют гуманные и разумные законы. Такие люди должны сдать экзамены на знание языка, истории России и обязаны уважать культурную традицию страны.

Ныне представителям традиционных мировых религий должно сообща выступать против главных вызовов секуляризированного Запада: так называемых однополых браков, «сексуального просвещения» несовершеннолетних, «гендерных программ», направленных против человека как биологического вида, «ювенальной юстиции», разрушающей институт семьи.

У студентов-мусульман, обучающихся в России, есть прекрасная возможность познакомиться с духовной традицией Православия и изучить русскую культуру, подарившей миру многие шедевры в области философии и литературы, архитектуры и музыки, живописи, балете и других видах искусства.

Сегодня всем нам необходимо сообща отстаивать принципы мирного сосуществования народов при взаимном уважении к их культурным традициям.

Вопрос: Вы православный священник и Ваш сан протоиерея, наверное, позволяет высказать своё мнение по скандальным вопросам псевдокультуры, порочащим чувства верующих. Это и «Шарли Эбдо», и спектакль «Тангейзер» Новосибирского театра.

Протоиерей Артемий Владимиров: В наше время мы всё чаще становимся свидетелями таких безобразных явлений, как публичное кощунство в средствах массовой информации или на подмостках современного искусства. Эти провокации имеют своей целью либо привлечь нездоровый интерес к скандальным театральным постановкам, либо вызвать эскалацию напряжённости в межрелигиозных отношениях отдельных этнических групп населения той или иной страны. Совершается последнее конечно же с подспудной целью расшатать мирное течение жизни в угоду мировых стратегов «управляемого хаоса», тех глобалистов, которые желали бы управлять мировым сообществом.

Всем нам очевидно, насколько опасны и даже гибельны подобные провокации. Их плод – взрывоопасная обстановка в городах, возрастание отчуждённости и ненависти, грозящих вылиться в насилие.
В России подобные деструктивные действия запрещены соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.

Представители так называемого постмодернизма в искусстве отстаивают своё мнимое право на «свободу самовыражения», протестуя против всякого вида цензуры.

Между тем наше общество, культурные слои населения России резко выступают против десакрализации традиционных религиозных ценностей, против оскорбления чувств верующих.

Есть особая статья законодательства, запрещающая и разжигание межнациональной розни. Российское общество, сплотившееся сейчас вокруг своего президента, как никогда монолитно и по причине угрозы «цветных революций» – опробованного средства борьбы с культурными историческими этносами со стороны известной супердержавы, которая под видом «демократизации» цинично и жестоко уничтожает неугодные ей национальные правительства.

Православные христиане в принципе чужды подобного менталитета. Любя свою историческую Родину и свою родную веру, они бережно и деликатно относятся к проявлениям религиозного чувства у иноверных и никогда не позволяют себе ни в большом, ни в малом проявлять неуважение к их святыням.

Православный христианин видит в каждом человеке Богозданную личность, уважает её свободу как драгоценную черту образа Божия и стремится созидать добрососедские, дружественные отношения со всеми.

Этого же наш народ ожидает от гостей страны, что выражено в старинной пословице: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Вопрос: Во Франции запретили носить хиджаб в учебных заведениях и в учреждениях. А как к этому вопросу относятся в России, ведь и женщины православной веры носят платок?

Протоиерей Артемий Владимиров: Вопрос о ношении культовых одеяний представителями мировых религий зависит от конкретного законодательства той или иной страны, а также от внутреннего устава конкретного учебного заведения. И с этим нельзя не считаться.

Когда мы делаем фото для заграничного паспорта, мы подчиняемся международным требованиям, предъявляемым к документу, который удостоверяет нашу личность.

Думается, что если в учреждении существует запрет на культовую одежду, то религиозно настроенная девушка должна позаботиться о подобающем её убеждениям одеянии. Она не появится в общественных местах с оголёнными плечами, в короткой юбке, в потёртых джинсах и короткой майке, обнажающей тело.

Всегда можно по желанию надеть платок, покрывающий волосы и подчёркивающий скромность и целомудрие женщины. Православные христиане и христианки носят на сердце святыню, символизирующую их веру, но делают это тайно, а не напоказ. Девушки и женщины покрывают главу, либо довольствуются обручем, в знак скромности и покорности Богу.

Современная «мода», уничтожающая половые различия, мужественность и женственность, не может вызвать в культурном, интеллигентном человеке ничего, кроме отторжения и брезгливости.

Мне хочется пожелать, чтобы наши иностранные гости были бы достойными представителями своих стран и народов и, сообразуясь с российскими традициями, сохраняли свои достоинство и самобытность, избегая экстремизма и всего, что могло бы дискредитировать их в глазах принимающей стороны.

Рецензии

"В отношении мигрантов и гастарбайтеров, прибывающих в Россию, действуют гуманные и разумные законы. Такие люди должны сдать экзамены на знание языка, истории России и обязаны уважать культурную традицию страны."

Все нормально! Примерно так же и в других странах.

Уклад жизни в монастыре окутан ореолом таинственности. Многим представляется некое подобие тюрьмы, существование в которой складывается из бесконечных запретов и ограничений. TUT.BY решил выяснить, так ли это на самом деле. Тяжело ли приходится тем, кто навсегда посвятил себя Богу? Что в понимании монахинь "отдых" и могут ли они себе его позволить? Один день из жизни в монастыре - в нашем репортаже.

На территории Минска действует всего один монастырь - Свято-Елисаветинский. Он неслучайно расположен в Новинках по соседству с РНПЦ психического здоровья. Начиная с 1996 года православное сестричество опекало пациентов этой здравницы, оно же и послужило основой для монастыря. В 1999 году в стенах обители состоялся первый постриг в монахини. Сегодня в монастыре более 100 насельниц, среди них - и те, кто уже дал монашеские обеты, и те, кто лишь готовится к этому ответственному шагу.

Приказов нет - есть благословения

Монастырский дух чувствуется уже с порога. Вместо традиционного "Здравствуйте!" здесь встречают словами "Христос посреди нас". В ответ принято говорить: "Есть и будет". С этих фраз и началось наше знакомство с монастырем, в который, как известно, "со своим уставом не ходят". Чтобы посмотреть обитель "изнутри", понадобилось разрешение самого Высокопреосвященства Митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Любой наш шаг требовал согласования с руководством монастыря - духовником или матушкой игуменьей. На языке церковнослужителей это звучит как "просить благословения". Так, нам не удалось договориться на посещение келий (комнат, где живут монахини). Говорят, что туда не пускают даже родственников сестер: это место предназначено "для единения с Богом".

Монахиня Афанасия, благочинная монастыря:
- Там есть все самое необходимое для жизни монахини: иконостас, небольшой шкафчик, кровать, тумбочка. В одной келье живут по 2-4 сестры.
- Интересно, а зеркала в кельях есть?
- Нет, но если сестра не может обходиться без этого предмета, ей благословляется иметь карманное зеркальце.

"У нас сестры отличаются хорошим сном и здоровым аппетитом!"

День в монастыре начинается рано: без пятнадцати шесть уже нужно быть на утренней службе. Но иногда можно сделать себе поблажку и поспать до 7. "У нас сестры отличаются хорошим сном и здоровым аппетитом", - с улыбкой замечает совсем еще юная монахиня Надежда. Она пришла в монастырь сразу после школы и с тех пор еще не успела растерять юношеский задор и блеск в глазах.

- Порой можем и проспать службу... А что вы думаете? Мы такие же люди, как все!


После литургии, которая заканчивается около 9 часов утра, наступает время трапезы. Именно так в монастыре называют привычные нам завтрак, обед и ужин. Утренняя трапеза проходит в свободной форме: монахиня может прийти в любое время с 8 до 10 и спокойно позавтракать. А вот обед и ужин, как в армии, "по расписанию". За опоздание на трапезу можно "получить сверхурочные": будешь за всеми мыть посуду. Сестры говорят об этом с долей иронии: на самом деле в монастыре редко кого наказывают. В этом попросту нет смысла.

- Наказаний нет, ведь ты перед Богом находишься. Самое худшее наказание для нас, это когда ты чувствуешь угрызения совести… Вот это настоящая мука.

"Поглощая телесную пищу, нельзя забывать о духовной"

О "гастрономических муках" хотелось бы рассказать отдельно. На обеденном столе у монахинь - традиционные для белорусов блюда: суп, овощные салаты, картофель. Но мясу здесь объявлено категорическое "нет". Сестры говорят, что это дело привычки. Один запах мяса со временем начинает вызывать отвращение. По понедельникам, средам и пятницам, как того требует устав монастыря, из меню исключают рыбу и молочные продукты. И, конечно, здесь строго соблюдают все православные посты. В остальное время - все довольно лояльно.

В отличие от обычных столовых, здесь трапеза всегда начинается с молитвы и ею заканчивается. Причем даже во время еды монахини не перестают думать о главном. Принято сопровождать трапезу "чтениями": одна из сестер читает вслух поучения, жития святых и другие духовные книги. Выглядит это довольно необычно. Тексты "о высоком" перемежаются звуками стучащих о посуду вилок и ножей. "Поглощая телесную пищу, нельзя забывать о духовной", - комментируют сестры.

Такое обычное для нас дело, как "перекус", доступно и монахиням. В монастыре есть так называемая "чайная комнатка" - для сестер, которые по каким-либо причинам пропустили трапезу или просто проголодались. "Все у нас по любви" , - добавляет сестра Надежда.

"Профессии всякие нужны, профессии всякие важны"

В течение дня каждая монахиня занята своим делом: здесь это называется "послушание". Работы в монастыре хватает каждому: одних только мастерских около тридцати (иконописная, швейная, керамическая и т. д.). "Церковница" отвечает за убранство храма, "уставщик" следит за службой на клиросе (место в храме, где поют сестры), "просфорница" печет просфоры для богослужений (так называемый "святой хлеб"). Один из филиалов монастыря даже получил название "Дом трудолюбия", поскольку послушаний здесь очень и очень много. Иногда они в чем-то перекликаются с профессиями, по которым сестры работали в миру. Например, монахиня Иулиания когда-то была известным музыкантом, а сегодня она дирижер церковного хора. Матушка Марфа всю свою молодость посвятила искусству. В монастыре она трудится в иконописной мастерской. А вот сестра Надежда занимается несвойственным ей делом: поет на клиросе, хотя до монастыря музыкой никогда не увлекалась.

- На послушание благословляет духовник или игуменья. Они определяют, где сестре быть. Это, кстати, самое сложное в монастыре: отказаться от собственного мнения, видения. Трудно понять, что все посылает Господь. Если ты это принимаешь, все будет хорошо.

Большинство послушаний в Свято-Елисаветинском монастыре связаны с общением с людьми. Поэтому многие сестры, помимо монашеских четок, всегда носят с собой мобильные телефоны. Бывает, что и на компьютере приходится поработать, и даже в интернете посидеть. "Но только если это нужно для послушания", - подчеркивает сестра Марфа.





"Господу помолимся!" 500 раз в день - минимум!

Как и у большинства белорусов, "рабочий день" день монахинь заканчивается в 5-6 часов вечера. Однако после ужина эти женщины не могут позволить себе расслабиться возле телевизора. Они спешат на вечернюю службу, которая длится около трех часов. Кроме того, в обязанности сестер входит посменное чтение так называемой "неусыпаемой Псалтири". Это особая молитва, которая характерна только для монастырей. Прихожане подают записки о своих ближних - об упокоении и о здравии. Их сестры вносят в специальные книги и читают, без перерывов, денно и нощно, каждая - по часу.

Кроме того, у всех монахинь есть собственные "молитвенные правила". Принято читать так называемую "пятисотницу", то есть около пятисот молитв ежедневно. Считают их по четкам: в них ровно 100 узелков, на каждый узелок приходится 1 молитва.

И только после выполнения "молитвенного правила", сестра может позволить себе заслуженный отдых. Свободное время, которого почти нет, монахини проводят в кельях - за духовным чтением.

- А светскую литературу просматриваете?

- Очень и очень редко. Но если кто-то хочет почитать, к примеру, Достоевского, опять же можно попросить благословения.

"Отбоя" в общепринятом понимании в монастыре нет. Каждый ложится в удобное ему время, но в среднем это 11-12 часов ночи. Нужно постараться хорошо выспаться, чтобы с первыми лучами солнца снова бежать на службу.

"Отдых? Нет, не слышали…"

Выходные в монастыре отличаются еще большей напряженностью, чем будни. Воскресная служба длится почти целый день; помимо этого, в храм приходит немало прихожан - всем нужно уделить внимание. "А как же отдых?" - ненавязчиво интересуемся мы. Сестры единодушны:

- Отдых от чего? От себя что ли? От своего выбора? Если вы имеете в виду какие-то развлечения, то это значит, что нам нужно от чего-то "отвлечься"… От чего - от Христа?

- Если стараешься послужить ближнему, то Господь тебя утешает. Внешне ты целый день трудишься, устаешь, но чувствуешь от этого большую внутреннюю радость.


Но иногда даже самым преданным Богу людям нужны минуты спокойствия и уединения. По словам сестер, в этом им не отказывают. В таких случаях разрешается днем остаться в келье или уехать за город, чтобы подышать свежим воздухом (на подворье, где расположено монастырское хозяйство).

Что касается встреч с родственниками, то на территории обители - это всегда пожалуйста. Многие родные сестер стали регулярными прихожанами Свято-Елисаветинского храма. Они не только приходят на службу, но и трудятся на благо монастыря. Самим же монахиням "ходить в гости", конечно, не позволяется. Разве что в исключительных случаях, когда, например, родственники серьезно больны и им нужна помощь. На это опять же требуется благословение духовника.

"В монастыре все грехи выползают наружу"

Поскольку за послушаниями сестрам редко удается пообщаться друг с другом, раз в неделю в монастыре проходят собрания. Это почти как офисное совещание с одним, но важным отличием: здесь не решают производственных вопросов. Главная цель - "облегчить душу", рассказать обо всех недомолвках, обидах или разногласиях, которые случились за прошедшую неделю.

- Это наша потребность. Собрания могут длиться и два часа, и три, и четыре - столько, сколько нужно. Мы стараемся ничего в себе не таить.

Как бы странно это ни звучало, но в монастыре сестры ощущают свою греховность сильнее, чем в миру. По их словам, здесь "все недостатки выползают наружу". Монастырский уклад жизни, одновременно размеренный и чрезвычайно насыщенный, подталкивает к бесконечным размышлениям - о себе, о своем месте в этом мире и, конечно, о Господе, вера в которого здесь незыблема.


И снова мы окунаемся в прошлое, ведь это выражение пришло к нам оттуда. Когда-то на Руси монастырей было очень много и у каждого из них были свои правила, которые соблюдались только в нем, свой устав поведения и даже устав судебный, по которому человека судили за его прегрешения.

Уста́в. Общеславянское слово от глагола уставити (ставити, ставить). Буквально - «установленное».

Монахи частенько переходили из монастыря в монастырь, и порой им приходилось очень тяжко, так как привыкнув к одним правилам, приходилось подчиняться другим, свой же устав сюда не принесешь.

Поэтому, никто не сомневается, что это выражение идет от монахов.

Значение его просто:

В любой среде, обществе, будь то коллектив, семья, страна есть свои правила, устои, привычки и нормы поведения. Люди привыкли жить так, а не иначе, и как бы вам что-то не нравилось, вы не имеете права с налету устанавливать свои порядки. Что для вас норма, для них может быть неприемлемо и наоборот. Так что оставьте свои правила при себе и присмотритесь к другим.

В русском языке есть и множество других поговорок, закрепляющих эту мудрость:


Примеры из художественного текста:

- «Претензии на собственную правоту не могут быть оправданием для навязывания другим своих порядков. Русская поговорка советует не соваться со своим уставом в чужой монастырь» (Герасимов «От Вильсона до Рейгана»)

    1

    2 в чужой монастырь со своим уставом не ходят

    посл.

    cf. do in Rome as the Romans do; when in Rome, live as Romans live; when you go to Rome, do as Rome does; every land has its laugh (= law), and every corn has its chaff

    Пьёте? - перебил Ножина Борейко, наливая водку в стаканы. - Пью, но только рюмками. - В чужой монастырь со своим уставом не суйтесь! На Залитерной рюмок и в заводе нет, поэтому прошу... (А. Степанов, Порт-Артур) - "D"you drink?" asked Boreiko, interrupting him and filling a tumbler with vodka. "Yes, but only in a small glass," said the correspondent. Tn Rome do as the Romans do," retorted Boreiko. "Tumblers are the rule at Zaliternaya, so you"ll drink out of a tumbler."

    3 В чужой монастырь со своим уставом не ходят

    Adapt yourself to the customs and manners of those you live among or are closely associated with. See В каком народе живешь, того обычая и держись (B), Свой обычай в чужой дом не носи (C), С волками жить, по-волчьи выть (C)

    Cf: Follow the customs, or fly the country (Br. ). When at Rome, live as the Romans live (Br. ). When in Rome, do as the Romans /do/ (Am. , Br. ). When you are at Rome, do as Rome /does/ (Am. , Br. )

    4 в чужой монастырь co своим уставом не ходят

    Set phrase: a man"s house is his castle, every land has its laugh (law), and every corn has its chaff, one mustn"t venture into others" home with a charter of (one"s) own, when in Rome, do as the Romans do, when in Rome, live as the Romans do

    5 в чужой монастырь со своим уставом не ходят

    1) General subject:

    2) Set phrase: when at rome, do as the romans do (дословно: Когда находишься в Риме, поступай, как поступают римляне)

    6 в чужой монастырь со своим уставом не ходят

    when in Rome do as the Romans do

    7 в чужой монастырь со своим уставом не ходят

    посл.
    when you go to Rome, do as Rome does
    do in Rome as the Romans do
    when in Rome live as Romans live
    every land has its laugh (law), and every corn has its chaff

    8 В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

    фраз. Do not come in the stranger monastery with your own Charter.

    9 УСТАВОМ

    10 ХОДЯТ

    11 МОНАСТЫРЬ

См. также в других словарях:

    в чужой монастырь со своим уставом не ходят - Ср. Тебе, мой друг, не следовало не в свое дело соваться, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Салтыков. Пошехонская старина. 8. Ср. Европа Европой с, у нас в России тоже свой смысл имеется, и даже пословица такая есть: со своим, мол,… …

    В чужой монастырь со своим уставом не ходят. - (не ходи). См. ПРИЛИЧИЕ ВЕЖЕСТВО ОБЫЧАЙ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    В чужой монастырь со своим уставом не ходят - Въ чужой монастырь со своимъ уставомъ не ходятъ. Ср. Тебѣ, мой другъ, не слѣдовало не въ свое дѣло соваться, въ чужой монастырь со своимъ уставомъ не ходятъ. Салтыковъ. Пошехонская старина. 8. Ср. Европа Европой съ, у насъ въ Россіи тоже свой… …

    МОНАСТЫРЬ - (греч. monasterion, от monos уединенный). Общежитие братий и сестер, принявших монашество, обитель. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНАСТЫРЬ греч. monasterion, от monos, уединенный. Здание, в… … Словарь иностранных слов русского языка

    МОНАСТЫРЬ - МОНАСТЫРЬ, я, муж. 1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно хозяйственную организацию. Мужской м. Женский м. 2. Территория, храм и все помещения такой общины. М. на берегу озера. Ограда монастыря. В… … Толковый словарь Ожегова

    чужой - прил., употр. очень часто 1. Чужим вы называете предмет, который не является вашей собственностью, а принадлежит другому человеку, другим людям. Чужая квартира. | Прихватить по ошибке чужой зонт. | Оставить на хранение чужие вещи. | Читать чужие… … Толковый словарь Дмитриева

    МОНАСТЫРЬ - 1) Религиозная община монахов или монахинь, принимающих единые правила жизни (устав) и соблюдающих религиозные обеты (особые клятвы, обещания). 2) Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных и других зданий такой общины, обнесенный, как правило … Лингвострановедческий словарь

    монастырь - я/; м. (греч. monast ērion уединённое место, келья отшельника) 1) Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой церковно хозяйственную организацию, владеющую землями и капиталами. Мужской, женский монасты/рь. (также: разг.; о… … Словарь многих выражений

    монастырь - я; м. [греч. monastērion уединённое место, келья отшельника] 1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой церковно хозяйственную организацию, владеющую землями и капиталами. Мужской, женский м. (также: разг.; о собрании людей… … Энциклопедический словарь

    Лезть в чужой огород - Лѣзть въ чужой огородъ (иноск.) соваться не въ свое дѣло. Ср. На словахъ могъ бы многое сказать Государю, какъ мое предположеніе, какъ мое мнѣніе; но написать другое дѣло что ужъ, какъ говорится, лѣзть въ чужой огородъ. Писемскій. Масоны. 2, 6.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    лезть в чужой огород - (иноск.) соваться не в свое дело Ср. На словах мог бы многое сказать государю, как мое предположение, как мое мнение; но написать другое дело что уж, как говорится, лезть в чужой огород. Писемский. Масоны. 2, 6. Князь. См. в чужой монастырь с… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

В ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ СО СВОИМ УСТАВОМ НЕ ХОДЯТ. В
чужом месте подчиняются заведенным там правилам, порядкам, обычаям и т. п. Турок потребовал питья у сбитенщика, и этот налил ему из своей баклаги густого токая.- В чужой монастырь со своим уставом не ходят,- вскричал Артемий Петрович,- стакан вдребезги,- и дан приказ расшевелить все углы домашнего погреба. Лажечников, Ледяной дом.-Скучно тебе, туляк, да делать-то нечего: знаешь пословицу, что в чужой монастырь с своим уставом не ходят. Кокорев, Самовар.- А тебе, мой друг, не следовало не в свое дело вмешиваться. В чужой монастырь с своим уставом не ходят. Девчонка провинилась, и я ее наказала. Она моя, и Я что хочу, то с ней и делаю. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.- Я предпочел бы рюмку водки...- заметил он в нерешительности.- Ах, какой вы: водка от нас не уйдет, Павел Иваныч... У нас уж такое заведение, а в чужой монастырь с своим уставом не ходят. Мамин-Сибиряк, Попросту.- Э, да вы ничего не кушаете! У нас обычай таков: никто ни за кем не ухаживает, каждый сам за собой. Но в виде исключения...- И он наложил на тарелку Серафимовича столько всякой еды, что тот испуганно замахал руками.- Ничего, ничего! В чужой монастырь со своим уставом не ходят. А у нас устав один: до последней крошки. Р. Хигерович, Путь писателя.- Пожалуйста, не прими там как-нибудь... того... в дурную сторону. У всякого народа свой обычай, и в чужой монастырь, как говорится, не ходят со своим уставом. Короленко, Без языка.
- Пьете? - перебил Ножина Борейко, наливая водку в стаканы.- Пью, но только рюмками.- В чужой монастырь со своим уставом не суйтесь! На Залитерной рюмок и в заводе нет, поэтому прошу,- и поручик протянул корреспонденту стакан. Степанов, Порт-Артур. Ведь в монашеского бога вы не веруете, до которого вы дошли своим умом на спиритических сеансах; на обряды церковные вы смотрите снисходительно, к обедне и ко всенощной не ходите, спите до полудня... зачем же вы сюда ездите?.. В чужой монастырь вы ходите со своим богом и воображаете, что монастырь считает это за превеликую честь для себя! Как бы не так. Чехов, Княгиня.- Одну минуточку,- начальственно сказал Сердюк..- В чужом монастыре своих законов не устанавливают. Порядок у нас такой: вошел - выходить без разрешения нельзя. Попов, Закипела сталь.
- В дореволюционной России многочисленные монастыри имели свои уставы «ведать и судить своих людей сами и во всем, опричь душегубства и разбоя с поличным. См. Михельсон, т. 1, с. 163; Снегирев, кн. 3, с. 43.
- Снегирев: В чужой монастырь со своим уставом не ходят; Даль: В чужой монастырь со своим уставом не ходи; Михельсон: В чужой монастырь со своим уставом не ходят; Рыбникова: В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

error: