Суеверие и приметы отличия. Народные приметы и суеверия

Вера — это значительный переворот в жизни человека. А почему? Да потому, что истинная вера ведет к правильному сосуществованию со всем миром. А что такое правильная вера? Это когда человек, не подвергшийся религиозным иносказаниям, ведет себя к вере и обретении блага вне материи.

Простыми словами — «Материя» (все, что вы во-первых ощущаете, во-вторых, все что вы обоняете, в третьих все, что вы вкушаете, в четвертых, все то, что вы слышите) — это паутина вашего же собственного ЭГО. Только Вы это не можете почувствовать. Вы будете якшаться (производить действия, которые по Вашему мнению могут что-то изменить), но ничего не сможете переделать.

А где же Вера?

Вера помогает человеку понять, каково его предназначение. (И даже может быть такое, что, человек, доживший до 30 лет покидает жизнь по велению Бога). Так случается. Извините. Так должно быть. Всё связано между собой.

А суеверия — это просто болванка, на которую записана определенная информация. Что?…

Чем суеверие отличается от веры

– Одной моей беременной подруге верующие женщины в храме рекомендовали до родов не трогать кошек, иначе, мол, у малыша на спине шерсть вырастет… Как им объяснить, что это ерунда?

– Ну, можно посоветовать не трогать до родов заодно и кактусы, чтобы шерстка не получилась колючей, а также избегать прикасаться к изогнутым предметам, чтобы ножки не стали кривыми… А если серьезно, в случае с вашей подругой мы видим характерное проявление магического сознания. Вера, по словам святого Диадоха Фотикийского, есть мысль о Боге, лишенная идолопоклонства. Эти женщины-советчицы…

Надежда не классифицирована.

— см. {C} в Рим 15:13

— уверенность в настоящем и стойкое ожидание будущего

А. Прокомментированные темы

1.{T}НАДЕЖДА как тема:

— Исаии: Ис 9:7

— Иеремии: Иер 23:5

— Амоса: Ам 9:11

— Михея: Мих 4:1

— Софонии: Соф 3:15

— Аггея: Агг 2:7

— 1Фессалоникийцам: 1Фес 1:10

— 2Фессалоникийцам: 2Фес 2:3

— 1Петра: 1Пет 1:3

— Откровения: Откр 21:3

2. {T}ВОССТАНОВЛЕНИЕ как тема:

— Иезекииля: Иез 36:24

— Иоиля: Иоил 2:32

Б. Природа надежды

1. Понятие надежды

— связана с верой: 1Кор 13:13 ; Евр 11:1

— связана с нашим упованием на Господа: Пс 32:20,21 ; Рим 15:13 {C}

— связана с нашим радостным ожиданием: Рим 4:18,19 ; Тит 1:2

2. На кого/что мы надеемся

— на Бога: Пс 41:6,12 ; Пс 129:7 ; 1Тим 6:17

— на Иисуса Христа: Рим 15:12 ; 1Кор 15:19 ; Еф 1:12 ; Флп 2:19

— на имя Бога:…

Почему взрослые люди боятся черных кошек, чем отличается суеверие от благочестивой традиции и что ждет тех, кто не верит в плохие приметы, корреспондент «НС» Екатерина Степанова выясняла у священника-этнографа протоиерея Александра Шантаева и у лингвиста-этнографа Елены Левкиевской.

Протоиерей Александр Шантаев родился в 1964 году в Западно-Казахстанской области. В 1991 году окончил Киевский государственный художественный институт. Рукоположен во священники в 1994 году. С 1994-го по 2004 год служил на приходах сел Введенское, Берендеево, Львы Ярославской епархии. В 2004 году - настоятель Спасо-Преображенского собора Угличского кремля. Директор молодежного социального центра во имя св. царевича Димитрия Угличского. Автор книг «Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе», «Священник. Колдуньи. Смерть. Этнографические очерки сельского прихода», «Асина память», «Между небом и Львами. Записки на полях церковного года».

Тяга к таинственному

Что такое суеверие? Это, как уже видно по самому слову, есть суетная вера, то есть вера пустая, неподлинная, напрасная. Подлинная вера тем и отличается от суеверия, что истинно верующий не глотает бездумно любой «духовный» продукт. Подлинной вере сопутствуют трезвость и рассудительность, лишь при которых и можно воспринять подлинную духовность. Суеверие же есть вера всеядная, близорукая и наивная, обращенная ко всему без разбора.

Суеверия – некая альтернатива жизни в истинной вере, когда подлинные духовные ценности еще не возобладали в душе человека, а потребность опираться на что-то сверхъестественное осталась. Люди интуитивно ищут духовной защиты. Не имея живой веры в Бога, они используют различные обереги и полагаются на суеверия, будто бы влияющие на нашу жизнь.
В основе суеверий лежит неосознанный страх и вера в какую-то скрытую силу, проявляющуюся в видимых действиях или ситуациях. И в этом смысле суеверность близка магизму, оккультному восприятию нашего…

Суеверия в свете Православной веры

«Без веры невозможно угодить Богу», – говорит нам Священное Писание (Евр. 11, 6). Вера в Бога – первое и основное условие спасения человеческой души.

Наша душа, созданная по образу и подобию Божию, постоянно ищет Бога, стремится к Нему и только в Нем обретает покой и довольство. Во все более широких кругах общественности растет интерес к религии, к Православию. На наших глазах происходит оживление духовной жизни: в большие православные праздники екатеринбургские храмы бывают переполнены, в городах и районах Епархии открываются все новые приходы. Все это свидетельствует о том, что в душах людей оживает религиозная жажда познания Бога, но у этого отрадного стремления наших современников к духовной жизни есть и другая сторона…

Не обладая подчас твердыми знаниями основ православной веры, современные неофиты легко склоняются к…

Вы затронули очень больную и в то же время обширную тему. Как понимаете, дать ответ на этот вопрос в рамках интернет форума практически не возможно. Лично я вижу пути преодоления суеверных понятий, бытующих среди множества наших соотечественников, в неутомимой проповеди Евангелия, которому чуждо всякое суеверие. Ведь суеверие — это плод недостатка веры, недостатка знаний о вере в Бога. А средства такой проповеди могут быть различными. Это и проповедь с церковного амвона, проповедь посредством СМИ, печатные издания, интернет. Все, что хотите. Апостолы даже на базарах проповедовали.

У нас сейчас есть возможность проповеди на более широкую публику. И проповедовать может не только священник, в чьи обязанности входит учительство, но и подготовленные к такой проповеди миряне. Искоренить суеверия полностью не получится никогда. Но объяснять людям, крещенным в православии, чем отличается суеверие от веры в Живого Бога нужно. Ведь многие даже заходя в храм со своими «внешними» суевериями,…

Вера и знание

Евангелие от Иоанна - Дух дышит, где хочет. Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него. И познаете истину, и истина сделает вас свободными.

Сегодня, говорят о противостоянии русской церкви и научного знания. И действительно, повторяя библейские высказывания, эти люди забывают, что многие из них носят символический, обобщающий характер и буквальное понимание их, приводит к логическим противоречиям, а часто и к противостоянию здравому смыслу. Например утверждается конкретная дата сотворения земли и от неё ведётся отсчёт до современности, до сегодняшнего дня. И возраст Земли исчисляется чуть более пяти тысяч лет.
В доказательство правильности буквального прочтения Библии, многие начинают утверждать абсурдные вещи и подозревают науку в сознательных фальсификациях. Говорят, что не только эволюция человека не отвечает догматам церкви, но и теория эволюция, как таковая – это домыслы учёных. Ещё утверждают, что мир,…

О суеверии и подлинной вере

Как-то, приехав в родной Оренбург, я, проходя с сыном по мосту через реку Урал, обратил внимание на множество навесных замков, повешенных на ажурные стойки перил и на сами перила. Замки были разные – от маленьких и изящных до крупных амбарных, некоторые покрашены краской, на некоторых – сердечко или надписи типа «Саша + Маша». Раньше такого я как-то не замечал, теперь же свободного места на перилах практически не было. Вскоре мне объяснили, что обычай этот связан с бракосочетанием: молодожены приходят в день свадьбы на мост, вешают на него замок, а ключ выбрасывают в волны Урала. В Уфе, говорят, подобный мост называется Мостом любви. Обычай этот, распространяемый ныне в самых разных местах нашей необъятной Родины, связывают с верой в нерасторжимость создаваемой семьи, подобно как невозможно расторгнуть замок, ключ от которого брошен в реку.

Конечно, хорошо уже то, что молодожены настраиваются на единственность и неповторимость…

Тоже самое — только суеверие — это приметы, которые никак не связаны логически с природными явлениями, А вера в религию — Это подмена обыденности — на несуществующую реальность (бездоказательная имитация)

Вера всегда проверяется. Допустим я в 1 классе поверил, что стану выпускником, и это свершилось.

вера в Бога это истина, а вера приметам и гадалкам, это пустое и ведет греху

В библии говорится (Евреям 11:1)-» Вера - это обоснованное ожидание того, на что надеются, очевидное доказательство существующего, хотя и невидимого. Согласно Википедии Суеверие (образовано от «суе» - напрасно (без осознания причин) и «вера» , букв. «напрасное верование»)

В принципе- ничем. А вот суеверие от веры Божией отличаются.

Вера носит объективный характер, суеверие — субъективный, только и всего.. .

Вера — это в Бога, суеверие — во всякую чепуху: приметы, гадания, амулеты….

сомнением.

ну ты даешь)))

Пугливостью,…

В повседневности люди привыкли верить в приметы и суеверия. Но угодно ли это Богу? Узнайте ответ на этот вопрос на страницах портала «Православие и мир».

Приметы и суеверия

Должны ли мы верить приметам, которые сопровождают нашу повседневную жизнь? Насколько россияне склонны в них верить (статистика)? Какие существуют околоцерковные суеверия? Предлагаем Вам избранные статьи по теме “Приметы и суеверия”, которые дадут ответы на эти вопросы.

13 самых распространенных и глупых примет и суеверий

Мы люди суеверные, поэтому полагаем, что пятница 13 – это плохо, а вот найти монетку – это хорошо.

Многие суеверия связаны с тем же, что заставляет нас верить в чудовищ и призраков: когда наш мозг не в состоянии что-то объяснить, мы перекладываем ответственность на сверхъестественные силы. На самом деле, прошлогодние исследования показали, что суеверия могут иногда работать, потому что вера во что-то может повысить “выполняемость” задачи.

Есть мнение, что люди неверующие, в отличие от людей религиозных, более подвержены суевериям и соблюдению непонятных и странных ритуалов и обрядов, которые иначе, чем языческими не назовешь. Конечно же, большинству понятна простая истина о несовместимости веры с суевериями. Однако, как это ни печально, последователями суеверий являются не только «далекие» от веры и церкви люди, но и верующие, набожные христиане. И это, несмотря на то, что Православие наш народ принял уже более тысячи лет назад. Однако мы продолжаем бережно хранить эти душевредные обычаи. И даже более того, все эти бессмысленные традиции мы передаем из поколения в поколение, пытаясь обучить ими наших детей и внуков, с еще большим усердием, чем церковным обрядам и Таинствам, не задумываясь даже о том, какую опасность для души в себе таит неправильная вера.

Понаблюдаем за самими собой, за нашими родными и просто за людьми, которые нас окружают. Что же мы увидим? А увидим мы то, что суеверия присутствуют в…

Человек верит во многое. Когда его вера заключается в проявлении сверхъестественного при каких-то событиях или явлениях – это называется суеверием. Это слово обозначает пустую веру во что-либо. Как появляются суеверия, и какую они несут за собой угрозу? Душа человека нуждается в вере. И вот проявления какого-нибудь суеверия и есть попытка удовлетворения данной потребности. Суеверия очень сильно отличается от веры, так ка веры требует огромных усилий над самим собой. Такая не подлинная вера выступает в роли компенсации настоящей веры.

Суеверия не может появиться просто так, якобы на пустом месте. Не подлинная вера начинается еще с язычничества, на сегодняшний день ее используют как оружие сатаны. Вот таким странным «оружием» калечатся судьбы многих людей, наносится тяжелый вред душе. С помощью суеверия зарождается страх, а люди, прибывавшие в состоянии страха более уязвимы для нанесения вреда. Бывают случаи, когда суеверные люди, сами не подозревая, верят не в Бога, а в…

Павел Г., Вы писали:

> Коротко: В моем детсве к нам домой часто в гости приходила одна дальняя родственница, после ее ухода, как рассказывали мне потом родители, я рыдал и не долго не могли меня успокоить, у меня была какая-то боязнь к ней, а после ее посещений не мог долго уснуть и метался в сне…..
> Когда у меня пошли дети, она тоже к нам приходила, и происходило с ними тоже самое, только в более легкой форме.

Детям скорее всего лучше видно, кто из людей более погряз в тех или иных грехах, т.к. они еще чисты своей душой. Недаром же Господь призывал нас быть такими, как дети, «ибо таковых есть Царствие Божие.» (Лк.18:16)
В толковании на Евангелие от Луки у блаженного Феофилакта арх. Болгарского написано: «Дитя не превозносится, никого не унижает, незлобиво, бесхитростно, ни в счастье не надмевается, ни в скорби не уничижается, но всегда совершенно просто.» и тут же в толковании на Евангелие от Матфея у него можно вычитать и такую фразу «…Господь…

Сообщение от Лев Николаевич Толстой

учение церкви (…) - собрание самых грубых суеверий

Лев Николаевич был не оригинален. Извиняюсь за копипаст, но уж очень

Несмотря на то, что человечество оторвалось от природы уже давно и 21 век характеризуется в основном техническим прогрессом, приметы и суеверия до сих пор часто вхожи в нашу повседневную жизнь и даже скептики порой, сами того не замечая, ими пользуются.

Подробно описывать все приметы и суеверия мы в этой статье не будем – им посвящено множество книг и Интернет-ресурсов (например, ). В статье мы коснемся лишь их основных типов и проиллюстрируем их несколькими примерами, а также разберемся в различиях между самими понятиями «примета» и «суеверие».

Примета

Примета – это субъективная реакция познающего разума человека, старающегося выявить взаимосвязи между взаимовложенными процессами, на объективные явления. Таким образом, примета – это результат работы разума человека, который чувствует, что в мире всё взаимосвязано. Наблюдательность некоторых людей и их навык понимать это приводит к выявлению устойчивых взаимосвязей между отдельно взятыми процессами, и, как следствие, к возникновению стереотипов распознавания этих взаимосвязей, что оформляется в виде народных примет.

Чаще всего к этому типу относят погодные и сельскохозяйственные приметы. В основном такие приметы основаны на наблюдениях нескольких поколений людей за природой и выявлении каких-то закономерностей. Многими из этих примет до сих пор пользуются туристы, рыбаки, сельские жители и другие люди, которым необходимо оперативно оценить окружающую ситуацию без возможности воспользоваться специальными приборами.
В качестве примера таких примет можно привести:

  • «Когда земля легко рассыпается - выходят пахать». (Это означает, что земля достаточно просохла и не влажная, т.е. наиболее подходящая для распахивания.)
  • «Зимой от солнца по небу расходятся столбы – к морозу». («Солнечные столбы» – довольно известный оптический эффект, вызываемый шестиугольными кристаллами льда, взвешенного в воздухе.)

Эти народные приметы передавались из поколения в поколения, корректировались, а с распространением книгопечатания стали издаваться их сборники. В качестве примера можно привести .

Суеверие

Суеверие (образовано от «суе» - напрасно (без осознания причин) и «вера», букв. «напрасное верование») - предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо потусторонние силы. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса.

Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям. Особенности психики человека способствуют распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах:

  • желание заглянуть в ближайшее будущее;
  • стремление избежать неблагоприятных ситуаций;
  • порывы утешить человека;
  • желание подсказать человеку правильное поведение: или с помощью страха негативных последствий, или поманив позитивными последствиями.

Суеверия часто путают с приметами, поскольку они очень похожи по своему построению. Но между этими двумя понятиями есть существенные различия. Примета по большей части несет информацию о явных причинно-следственных связях между одним природным явлением и другим, а суеверие имеет под собой мистический подтекст.

Хотя и это тоже не совсем верно. Большинство суеверий имеют мистический подтекст только внешний, при этом неся в себе глубокий смысл. В качестве примера можно привести интересную историю:

«Однажды мне удалось спросить у одной очень старой деревенской женщины, которая жила еще при царе: «С чем связана примета – не разрезать новую краюху хлеба после заката солнца?» «Мне это еще моя прабабушка говорила…» - начала она. Мною ожидалось услышать распространенную книжную версию про круглый хлеб, как символ солнца у славян, который после заката нельзя обрезать и если и обрезал, то необходимо разрезать его посередине и отрезать куски из середины, чтобы снова совместить, когда закончится трапеза. Но нет! «… что корка если и обветрится за ночь, то так хрустящая и останется, а мякоть за ночь зачерствеет и ее есть неприятно будет», - закончила она.»

Подобным образом можно рассмотреть огромную часть суеверий, и они окажутся не только лишенными мистической окраски, но и вполне логичными, как минимум, для своего времени.

Бытовые суеверия
Эти суеверия направлены на то, чтобы хозяин и хозяйка дома следили за своим жилищем, поддерживали его в порядке и чистоте. С малых лет ребенка приучали к ведению хозяйства, чтобы, достигнув определенного возраста, он мог без труда определить, как действовать в той или иной ситуации. Чтобы обеспечить исполнение суеверия, ему часто приписывались мистические последствия. Иногда мистика появлялась в описании суеверия через несколько поколений, когда то стало соблюдаться бездумно и истинные причины такого поведения забывались.

Обычно такие суеверия содержат в себе указания, касающиеся домоуправления: как мести пол, как хранить хлеб, не забывать следить за печью и домом, когда снимать белье, как хранить бытовую утварь и т.п.

Мистическое значение этих суеверий обычно обозначено плохо. Как правило, просто говорилось, что, не соблюдая данное правило, можно обидеть домового и/или потерять деньги, поссориться с дорогим человеком или просто получить абстрактное «несчастье».

Примерами таких суеверий могут служить:

  • «Не сметай со стола рукой - не будет достатка». (Сметая рукой деревянную поверхность, можно пораниться, так же этот способ не позволяет очистить стол ото всех крошек и капель, поэтому могут завестись тараканы и прочая живность)
  • «Если буханка при разрезании ломается в руках, это предвещает семейную ссору». (Если хлеб крошится – может возникнуть семейная ссора на тему плохо испеченного хлеба или неправильного его хранения, а так же плохо наточенных ножей. Примета нужна была, чтобы хозяин и хозяйка не допускали вышеперечисленных инцидентов в своем доме.)
  • «Смола вытопилась из избы на улицу - к худу». (Примета направлена на то, чтобы заставить хозяина дома «проводить профилактику» строения и не допускать подобного, поскольку это ведет к плачевным последствиям.)
  • «Если двери, никогда не скрипевшие, вдруг заскрипят - будет неприятность». (Бытовая примета направлена на то, чтобы хозяин дома следил за петлями и вовремя их смазывал)
  • «В оставленной на столе с вечера открытой посуде резвится ночью нечистая сила». (В оставленной открытой посуде могут ползать различные насекомые, переносчики различных заболеваний.)
  • «Веник нужно хранить за дверью ручкой вниз – от злых духов». (В таком положении веник не заламывается и не мешается под ногами.)

Детские суеверия
Эти суеверия направлены, прежде всего, на то, чтобы оградить ребенка от неправильных поступков, ведущих к излишнему травматизму, и содержат указания, как вести себя с острыми предметами, соблюдать порядок в доме и не причинять излишнее неудобство взрослым. Такие суеверия редко имеют мистический подтекст.

Сюда же можно отнести и суеверия, связанные с этикетом. Они направлены в первую очередь на детей, которые, вырастая, переносят эти знания в жизнь взрослого человека. Также редко связываются с мистическими существами или поверьями.

  • «Не начинай есть сардину (и любую другую рыбу) с головы - накличешь беду». (Разделывать рыбу наиболее удобно с хвоста. Разделывая ее с головы, больше шанса пораниться костью.)
  • «Играть ножом - к беде» (в некоторых вариациях – к ссоре). (Играя ножом, можно порезаться.)
  • «Взбалтывать чай в чайнике - накликать ссору». (Чаинки и твердый осадок поднимается. Разлив такой чай по чашкам, можно вызвать ссору с теми, кто этот чай будет пить)
  • «Если спешил куда-то, но пришлось вернуться – посмотрись в зеркало». (Если куда-то торопишься, то велика вероятность выглядеть неопрятно, к тому же, пока смотришься в зеркало, есть шанс вспомнить, что еще забыл, чтобы еще раз не возвращаться).
  • «Присядь перед дорогой». (Этот ритуал помогает успокоиться и в последний раз перед выходом сосредоточиться и вспомнить – ничего ли не забыл.)
  • «Рассыпать соль к ссоре». (Соль была очень дорогая и редкая, и действительно можно было поссориться с тем, кто эту соль купил)

Некоторые суеверия были таковыми, потому что не каждый человек знал, как устроены окружающие его вещи. Т.е. они были именно «примеченными причинно-следственными связями», окутанными мистическим характером.

Бытовые суеверия с неявным практическим значением
Вышеперечисленные категории можно отнести в некотором роде ближе к приметам, чем к суевериям, поскольку в них не было прямого мистического подтекста. Следующие же примеры относятся скорее к разделу чистых суеверий, однако так же могут иметь практическое объяснение:

  • «Если зеркало падает и разбивается, это верная примета скорой смерти в семье». Считалось, что зеркало отражает не тело человека, а его душу, поэтому, если разбить зеркало, разбивается и душа человека. Зеркала были трудны в изготовлении и стоили относительно недешево, поэтому с данным предметом интерьера нужно быть аккуратнее, к тому же осколками можно порезаться. (Возможно также, это суеверие было связано с технологией изготовления зеркал – до 1835 года при изготовлении зеркал использовалась ртуть, которая при разбивании зеркала высвобождалась. )
  • «Чтобы перестать икать, смочи указательный палец правой руки слюной и трижды перекрести носок левого ботинка, повторяя "Отче наш" наоборот». (Причиной икоты являются более резкие, чем обычно, сокращения диафрагмы. Все народные способы лечения икоты основаны на том, чтобы перестроить ритм дыхания – это задержка воздуха, попытка пить в неудобном положении, резкий испуг. В этих случаях человек сосредотачивается на своих действиях и невольно задерживает дыхание.)

Суеверия, «управляющие» реальностью
Следующие суеверия имеют психологический характер. Возникают они, как правило, совершенно иррационально. Человеку нравится представлять, что, соблюдая некоторые приметы, он может влиять на свою жизнь, отвести неприятности и призвать счастье. Таких суеверий очень много – одни пришли к нам из древности (у них, как правило, довольно интересные истории возникновения), другие родились уже в современности. К этой категории также относятся суеверия, соблюдаемые в кругу представителей разных профессий (чаще всего, говоря о профессиональных суевериях, вспоминают артистов и моряков). Суевериям этого типа, как правило, сопутствуют ритуалы, способные предотвратить грозящие неприятности. Примеры:

  • «Постучать по дереву, чтобы не сглазить».
  • «Черная кошка перебежит дорогу – к неудаче». (Считалось, что в кошку могла обернуться колдунья)
  • «Женщина с пустым ведром встретилась – к несчастью». (Возможно, эту примету можно отнести к предыдущему разделу. Женщина могла возвращаться от колодца с пустыми ведрами только в том случае, если случилось какое-то несчастье.)

Также существует набор примет, имеющих мистическое значение только в современном мире, тогда как изначально смысл был совершенно прагматическим, но со временем потерял свою актуальность.

Современная наука и суеверия

Как было показано в предыдущих разделах, суеверия возникают благодаря особенностям человеческой психики, а их изучением занимается психология и ее ответвления. На данный момент открыто и изучено множество эффектов, описывающих принципы человеческой реакции и моделей поведения. Например, говоря о суевериях, стоит упомянуть эффект, названный Американским психологом Р. Розенталем «эффектом Пигмалиона». Это психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества. Р. Кёртис и К. Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым - что не нравятся. Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам, и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того - те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. То есть партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Так же частично сюда можно отнести, например, хоторнский эффект и эффект Барнума. Понятие хоторнского эффекта состоит в изменении поведения людей, если они знают, что их изучают. Т.е. в данном случае люди усерднее делают свою повседневную работу, зная, что за ними постоянно наблюдают сверхъестественные силы.

Хоторнский эффект – это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводят к искаженному, зачастую слишком благоприятному результату. Участники эксперимента действуют иначе только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту.

Данный эффект обнаружен группой учёных во главе с Элтоном Мэйо во время проведения так называемых «хоторнских экспериментов» (1924–1932).
Он имеет двоякую трактовку:

  • позитивные изменения в поведении людей, вызванные оказанным им вниманием, которое сами люди истолковывают как благожелательное участие;
  • в экспериментальной психологии - изменения в наблюдаемом явлении, происходящие вследствие самого факта наблюдения.

Эффект Барнума – общее наблюдение, согласно которому люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле неопределенны и достаточно обобщены, чтобы их можно было с таким же успехом применить и ко многим другим людям.

Социальная психология изучает и выявляет общие тенденции в мышлении людей, их особенности восприятия тех или иных ситуаций. И независимо от того, насколько уникален каждый человек сам по себе, в большинстве случаев люди думают одинаково.

Одним их примеров схожего поведения разных людей могут служить когнитивные искажения. Это систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения в суждениях, которые происходят в определённых ситуациях. Существование большинства когнитивных искажений было описано учёными, а многие были доказаны в психологических экспериментах. В частности, примером когнитивного искажения является иллюзия контроля – тенденция людей верить, что они могут контролировать или, по крайней мере, влиять на результаты событий, на которые они на самом деле влиять не могут. Других примеров можно указать очень много, большинство из них описано в соответствующей литературе, а списки приводятся в общедоступных источниках .

Для большинства людей суеверия и приметы относятся к непонятным явлениям. С одной стороны, их не может объяснить наука. А с другой стороны, актуальность этих, на первый взгляд, бредовых предрассудков, подтверждается самой жизнью. Так что же такое приметы и суеверия?

Прежде всего нужно уяснить разницу между приметами и суевериями. На первый взгляд, эти слова синонимы, обозначающие одно и то же. Однако, не всё так просто. Вот такие определения этих слов даны в словаре:
Примета – явление, случай как предвестие чего-либо;
Суеверие – предрассудок, вера во что-нибудь сверхъестественное.
Теперь, отталкиваясь от этих определений, можно увидеть разницу между приметой и суеверием.

Что такое примета?

У всякого явления есть причина и следствие. А между причиной некоего явления и самим этим явлением всегда происходит ряд однотипных событий. Если взять одно из таких событий и сказать, что оно приведёт к определённому следствию, то это и будет примета. Примета – это всегда результат опыта. Опыта личного или коллективного. Можно привести примеры примет:

Если к вечеру стихает ветер, то на следующий день нужно ожидать хорошей солнечной погоды. Если же к вечеру ветер, наоборот, усиливается, то это к ненастью.

Холодный май – год хлебородный. Мох на камнях и на деревьях гораздо гуще с северной стороны.

То есть, примета – это некое событие, которое указывает на то, что спустя некоторое время произойдёт какое-то явление. Взаимосвязь приметы и явления, следующего за ним, если не объяснена научно, то подтверждается практикой.

А что же такое суеверие? Прежде всего – это предрассудок, основанный на страхах или желаниях человека. Ни для кого сейчас не секрет, что наша мысль материальна. Думая о чём-то, воображая что-то, мы, так или иначе способствуем реализации того, о чём мы думаем. Именно поэтому суеверия могут сбываться. Однако, суеверия, в отличие от примет, зависят не от общего хода вещей, а от мыслей человека.

Если человек настраивает себя на то, что в результате одного события произойдёт другое событие, то он невольно делает своё поведение, своё настроение, свои реакции, зависимыми от этого события. Например, если женщина верит в то, что кошка чёрная, перебежавшая дорогу это к несчастью, то она невольно начинает ждать это несчастье. Её настроение падает, активность снижается. Она начинает хуже управлять своей жизнью, и если она где-то не доглядит, то сразу же произойдёт «несчастье». Но, это «несчастье» - результат не общего хода вещей, на который эта женщина повлиять не в состоянии, а всего лишь результат её реакции на чёрную кошку.

С теми, кто не верит в суеверия, подобных «несчастий» не происходит, поскольку «нехорошее событие» не сильно изменяет их эмоциональных фон, поведение и реакции. Для таких людей чёрная кошка, перебежавшая дорогу – это всего лишь перебежавшая дорогу кошка чёрная, а не предзнаменование чего-то нехорошего.

Подводя итог, можно сказать, что примета – это признак будущего события, которое наступит независимо от воли отдельно взятого человека. А суеверие – это психическая настройка на определённый в результате некоего события. Эту разницу между приметой и суеверием очень важно понимать.

Почему взрослые люди боятся черных кошек, чем отличается суеверие от благочестивой традиции и что ждет тех, кто не верит в плохие приметы, корреспондент «НС» Екатерина Степанова выясняла у священника-этнографа протоиерея Александра Шантаева и у лингвиста-этнографа Елены Левкиевской.

Протоиерей Александр Шантаев родился в 1964 году в Западно-Казахстанской области. В 1991 году окончил Киевский государственный художественный институт. Рукоположен во священники в 1994 году. С 1994-го по 2004 год служил на приходах сел Введенское, Берендеево, Львы Ярославской епархии. В 2004 году — настоятель Спасо-Преображенского собора Угличского кремля. Директор молодежного социального центра во имя св. царевича Димитрия Угличского. Автор книг «Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе», «Священник. Колдуньи. Смерть. Этнографические очерки сельского прихода», «Асина память», «Между небом и Львами. Записки на полях церковного года».

Тяга к таинственному

Отец Александр, как появляются православные суеверия, почему в христианскую традицию примешиваются языческие обряды: через какое плечо правильно передавать свечу в храме и тому подобное?

Дело, я думаю, не в каких-то именно «православных» суевериях, а в том, что суеверность присуща человеческому сознанию в принципе. Народные, то есть догматически не просвещенные формы религиозного мировосприятия очень устойчивы. Не сомневаюсь, что есть свои специфически буддийские или мусульманские формы народной набожности. Античные и римские авторы, по-нашему язычники, например Лукиан, высмеивали суеверия своих современников. Что такое, собственно, суеверие? Слово «суеверие» было изобретено по аналогии со словами «суемудрие», «суесловие» в петровскую эпоху, для адекватной передачи латинского superstition. Эпохой ранее разные неподобные обычаи обозначались польским словом «забобоны», которое нет-нет, а попадается и сегодня в народной речи. Просвещенная часть общества начинает обращать внимание на суеверие тогда, когда устанавливается нормативное представление о вере, когда здравое понимание вещей противопоставляется нездравому. Феномен «суеверия» коренится в присущей человеку тяге к таинственному, которая в искаженном грехопадением мире является искаженным же стремлением к Таинству, к жизни в Святом Духе.

Одной моей беременной подруге верующие женщины в храме рекомендовали до родов не трогать кошек, иначе, мол, у малыша на спине шерсть вырастет… Как им объяснить, что это ерунда?

Ну, можно посоветовать не трогать до родов заодно и кактусы, чтобы шерстка не получилась колючей, а также избегать прикасаться к изогнутым предметам, чтобы ножки не стали кривыми… А если серьезно, в случае с вашей подругой мы видим характерное проявление магического сознания. Вера, по словам святого Диадоха Фотикийского , есть мысль о Боге, лишенная идолопоклонства. Эти женщины-советчицы в храме, они же уверовавшие, принявшие Христа. Но это принятие веры не огласило все окраины и закоулки личности: поверху — церковная жизнь с соблюдением всего предписанного уставом, а с исподу именно оккультное (т. е. скрытое, потаенное) убеждение, что существуют еще более секретные взаимосвязи в мире, нежели те, что открыто исповедуются Церковью. Кстати, многие представители «колдовского и целительского цеха» играют именно на этом тайнознании и посвященности для немногих в отличие от провозглашаемого во всеуслышание Евангельского благовестия.

Людям, которые подвержены суевериям, непросто объяснить, почему так или иначе поступать неправильно. Этим людям следует объяснять Христа и открывать для них Евангелие! В наше время люди массово причисляют себя к исповедующим православную веру, и правильно делают, но опыт подлинного богообщения все-таки очень редкий. И не в силу исключительности самого этого опыта (хотя это так и есть), но в силу того, что нужно искреннее желание проснуться. Пробудиться, очнуться, что ли. Искать Бога, а не только правильно выполнять установленные обряды.

Когда человек действительно вступит в личностный, подлинный диалог с Богом, откроет Его в себе, научится соотносить свое дыхание и свою жизнь с Ним, с Евангелием, тогда ему не надо будет объяснять, через какое плечо правильно передавать свечу. Все суеверия развеются как туман…

Моей родственнице как-то подложили под коврик у входной двери иголку, она очень испугалась сглаза, хотя, кажется, верующий человек. Как ее успокоить?

Испуганному ничего не докажешь, если он лишь только «немножко» христианин и при этом боится приворотов, заговоров и всех этих «вампирических» и «энергетических» воздействий. Как излечиться от трусости? Воспитанием смелости! Усилием воли, работой над собой, напряжением тех мышц, что расположены между ушами, то есть мозговой деятельностью, а также душевным трудом. Христос, несомненно, призывает нас преодолевать страхи и страхования. Ну хорошо, испугалась родственница: «Какой ужас, кто-то мне желает зла!» — а потом помолилась и вспомнила евангельское: «У вас же и волосы на голове все сочтены; Не бойтесь же…» (Мф. 10, 30 ) Не бойся! Господь с нами! Такая заповедь для верующего: не бойся приворотов, сглазов и ночных стуков! А уж если ты боишься, тебе ничего не поможет: хоть ты обложись святыньками и ходи в водолазном костюме, наполненном святой водой.

Человек перед лицом смерти

Двоеверие - это когда у людей две веры одновременно? Они по понедельникам верили в Бога, а по средам в лешего?

Нет. Вера у людей, с их точки зрения, была одна, они сами осознавали ее как христианскую. Но в реальности она включала в себя такой набор элементов, который к христианству имел мало отношения. Крестьянин, считающий себя православным, мог плевать через плечо, бояться черных кошек и при этом ходить в храм, молиться Богу, участвовать в таинствах. Я приведу яркий пример, на котором видно, насколько крепки были языческие верования и традиции в сознании христиан. В XIX веке, представьте себе, был такой обычай христосоваться с домовым! Хозяин дома на Пасху с красным яйцом шел в хлев или во двор, туда, где имеет обыкновение проживать домовой, и оставлял ему яичко «на Христов день». Так же было принято христосоваться с лешим, оставляя яйцо в лесу на пеньке. Человек, который так поступал, не видел противоречия в своих действиях, его сознание не раздваивалось, так как для него это была единая картина мира, когда домовой и святые находятся на одном уровне. Понятно, что менее вопиющие слияния и вовсе не замечались и считались нормой.

- А как же священники? Они же были грамотными, учились в семинариях? Неужели они не боролись с этим?

Сельский священник сам был из крестьянской среды и с детства впитал в себя те же бытовые правила. Например, многие ученые описывают обычай катать священника в полном облачении по ниве после жатвы, чтобы вернуть полю его силу рождать хлеб.

А во время засухи, чтобы вызвать дождь, священника обливали водой. Вероятно, раньше что-то подобное делали с языческими жрецами. И священнику приходилось все это терпеть. Если же он шел на конфликт с прихожанами, то часто оставался при своем мнении, но и без пропитания, так как экономически зависел от сельской общины. Хотя чаще всего для священника все эти ритуалы были привычной бытовой нормой. Он не осознавал, что своими действиями отступает от Христа, и очень бы удивился, если бы ему это сказали. Языческое сознание в людях было настолько сильным, что подминало под себя христианские традиции, истолковывало их по-своему и сохранило некоторые суеверия до наших дней.

- Как же суеверия могут сохраняться среди образованных людей в современной жизни?

Чтобы культура народа сохранялась, существуют мощные механизмы передачи традиции от поколения к поколению. Гораздо более сильные, чем мы с вами можем представить. Иначе русские не были бы русскими, а китайцы китайцами. Благодаря этим механизмам мы можем говорить, что культура Александра Сергеевича Пушкина и наша культура — одна и та же. Именно эти механизмы и принесли к нам из Средних веков суеверия практически в неизменном виде.

Мир вокруг очень изменчив и малопредсказуем. Людям хочется подстраховаться, исполнив какие-то несложные магические ритуалы, которые сделают события более прогнозируемыми. Откройте любую газету и на последней странице вы найдете множество объявлений вроде «сильный колдун вернет вам здоровье», «потомственная прорицательница иссушит соперницу» и так далее. Это целая индустрия. Раз их так много, значит, они пользуются спросом, и языческое сознание действует в современных людях не меньше, чем в прошлые века. Это, конечно, крайние случаи, а сколько всяких «мелких магических ритуалов» исполняется ежедневно вокруг нас, которые мы и не замечаем!

Но современным городским людям, которых сейчас большинство, не нужно доить корову и знать ритуалы, которые с этим связаны?

Да, сейчас все можно купить в магазине, и большинство ритуалов и суеверий, «помогавших» земледельцам, стали не нужны. Но продолжают сохраняться те комплексы поверий, которые связаны с личной жизнью человека. Например, здоровье детей, благополучие семьи. Сохранились суеверия, связанные с беременностью и новорожденным ребенком. Спросите у любой рожавшей женщины, она, как только начинает вращаться в субкультуре себе подобных, ходить в консультацию, читать книги о беременности и родах, сразу же набирается «необходимых» ритуалов и примет. Среди беременных существует запрет покупать одежду до родов, чтобы не накликать на малыша смерть, запрет показывать малыша до года, чтобы его не сглазили, и так далее. Вся эта система суеверий продолжает существовать с древних языческих времен до сих пор!

- А появляются ли новые суеверия?

Есть и новые. Взять хотя бы космонавтов, людей образованных, связанных со сложнейшими технологиями. Казалось бы, они должны быть очень далеки от суеверий. Но если посмотреть, как они себя ведут перед стартом, мы увидим, что по уровню своего языческого мышления они совершенно не отличаются от крестьян времен Владимира Красное Солнышко. Космос — это такая сфера, где человек мало от себя зависит. И космонавтам очень нужна эта уверенность в благополучном исходе. Они пытаются его спрогнозировать, запрограммировать успешный полет, совершая ряд правильных ритуальных действий. Например, все космонавты смотрят перед стартом фильм «Белое солнце пустыни» — потому что Юрий Гагарин посмотрел, и его полет прошел нормально. Действует обычный для суеверия принцип «после этого», значит, «вследствие этого».

В плену символов

В кого же верят суеверные люди? От кого они надеются получить свое благо, исполняя магические ритуалы, высовываясь ночью из форточки в поисках халявы и так далее?

Суеверный человек может ни в кого не верить, как это ни странно. Он верит в причинно-следственные связи. Если вы грязными руками возьмете пирожок и скушаете его, то у вас потом может заболеть живот. Эта цепочка вам кажется вполне рациональной, потому что вы знаете о существовании микробов, которые с грязных рук перейдут на пирожок. Поэтому, когда человек выстраивает свою жизнь в зависимости от суеверий, он точно так же моделирует ее в рамках причинно-следственных связей. Если беременная женщина переступит через веревку, то пуповина обмотается вокруг шеи малыша. С точки зрения суеверного человека, это имеет свое рациональное объяснение, хотя часто он и не задумывается почему. В данном примере веревка по аналогии символизирует пуповину, и если беременная через нее переступит, то какое-то действие произойдет и с ребенком в утробе, наверняка он в пуповине запутается. А если человек стоит на пороге, это тоже плохо, потому что он стоит на границе между двумя мирами. То есть причинно-следственные связи выстраиваются в рамках символических моделей.

- Можно ли как-то понять, почему именно черная кошка приносит неудачу, а на корабль не берут женщин?

Весь символический мир описывается через систему бинарных оппозиций. То есть пары понятий: белый — черный, правый — левый, мужской — женский, верхний — нижний, полный — пустой. Один из этих элементов в символическом мире наделяется позитивным значением, а другой — негативным. Получается, что черный, левый, женский, нижний, пустой наделены негативным значением, а белый, правый, мужской, верхний, полный — позитивным. Из этого следует, что если на праздник первый гость пришел мужчина — это хороший знак для суеверного человека, а если по дороге из дома он встретит женщину, да еще с пустым ведром, — это знак вдвойне плохой. Отсюда понятно, чем не угодила черная кошка, почему женщина на корабле — плохая примета. Так можно разобрать многие суеверия. Даже у современных торговцев, я слышала, существует представление о том, что если первый покупатель мужчина, то день будет удачный, а если первой пришла женщина, то торговля пойдет плохо.

- Раз все эти обычаи так хорошо сохранились, наверно, они подкрепляются каким-то опытом?

Я думаю, что если человеку неизвестно это суеверие про мужчину и женщину и он просто торгует, не задумываясь об этом, то ему все равно кто к нему первый придет. А если человек верит в суеверия, то здесь работает очень мощный механизм самовнушения. Если торговцу через «первого покупателя мужчину» дан хороший знак, то он сам начинает чувствовать себя увереннее. И его психологический настрой способен влиять на ситуацию. Если студент идет на экзамен уверенный, что он ночью поймал в зачетку халяву, то он тоже чувствует себя защищенным и отвечает без страха. Вот и весь «подкрепляющий опыт».

Слово суеверие происходит от славянского слова «всуе» - «тщетно», «напрасно»… иными словами, суеверие - «напрасная вера», в отличие от веры в Бога, которая человеку необходима (во всяком случае, веками люди были в этом уверены). Ныне мы употребляем это слово как собирательное название всякого рода поверий, не связанных с религией (впрочем, воинствующие атеисты говорят и о «религиозном суеверии»).

В первую очередь к суевериям относят веру в приметы. Как правило, примета представляет собой констатацию некой причинно-следственной связи, объяснить которую невозможно. Иногда такая связь могла иметь вполне реальную основу. Так, например, у очень слабый иммунитет - и малыш может заболеть от любой случайной инфекции, которая для взрослого не опасна, потому-то лишние контакты с посторонними людьми ребёнку ни к чему - сегодня вам это скажет любой детский врач… но наши предки, ничего не знавшие ни о микробах, ни об антителах, говорили просто: «Ребёночка сглазят!»

Точно так же была непонятна древнему человеку связь между природными явлениями - например, ласточки низко летают - значит, будет дождь. Сегодня мы знаем механизмы таких связей (влажность не даёт высоко летать насекомым , которыми питаются ласточки) и не считаем «погодные» приметы суевериями, а вот в древности незнание этих механизмов приводило к самым настоящим суевериям - «тщетной вере». Например, лягушки выбираются на сушу перед дождём (когда им не грозит обезвоживание кожи) - а на суше убить лягушку намного легче, чем в воде… вот так и родилась болгарская примета: убить лягушку - к дождю (надо ли говорить, что это не тот случай, когда сумма не меняется от перемены мест «слагаемых»!).

Но приметы - это нет только результат наблюдений, это ещё и порождение «логики мифа». Один из главных законов мифологического мышления - «подобное рождает подобное», и на нём основаны не только древние приметы, но и такое вот порождение позднейших времён: если жених и невеста на свадьбе фотографируются порознь - значит, скоро разведутся.

Немалое значение в мифологическом мышлении имеют и границы - во времени, в пространстве… скажем, граница дома - это не что иное как граница обитаемого пространства, мира людей, за пределами которого обитают совсем другие существа - чаще всего опасные (даже если выглядят, как люди)… общаться с таким существом рискованно, а если уж приходится это делать - лучше, если оно зайдёт в «наше» пространство и станет «своим»… понятно теперь, почему не рекомендуется здороваться через порог?

Как видите, изучение примет и поверий - занятие весьма увлекательное, оно может многое рассказать о том, как жили наши предки, как они мыслили, как воспринимали мир… это так же интересно, как рассматривать в музее старинную одежду. Но ведь вам не придёт в голову отправиться на в лаптях или в древнеримской тоге, не так ли? А вот желание «примерить на себя» приметы возникает у многих очень часто.

Почему же верят в приметы наши современники?

Как это ни парадоксально, приметы, которые мы ещё называем «предрассудками» - т.е. «предшествующими рассудку», «существовавшими до него» - именно от этого самого рассудка и происходят. Человеческое мышление всегда и всегда ищет логики - без логических связей мышления нет… и потому нет худшей ситуации для нашего мышления, чем «царство случайностей» - это выбивает его из колеи… А ведь случайности - повсюду… Но даже в пределах закономерностей мы не всегда способны контролировать ситуацию (ведь есть множество обстоятельств, не зависящих от нас) - это тоже ставит человека в положение утлого судёнышка, плывущего по воле бушующих волн… Примета же создаёт иллюзию логики там, где её нет, и иллюзию управления там, где управлять невозможно.

Вот знакомый всем пример: студент на экзамене. Предположим, это добросовестный студент, он всё выучил - но знать одинаково хорошо весь материал всё-таки невозможно, человек - это человек, а не компьютер, что-то он помнит лучше, что-то хуже… какой билет попадётся? Это - дело случая, повлиять на который невозможно… но если я буду тянуть билет правой рукой, да ещё при этом скажу «Тяни, моя рука, что знает голова» - непременно попадётся тот, который я лучше знаю… я верю, что управляю ситуацией - и мне спокойнее!

Именно поэтому самые «суеверные» профессии - это те, что связаны с опасностью (военные, лётчики, моряки) или зависят от многих случайностей (люди сцены). Отличаются склонностью к суевериям и студенты… помимо упоминавшейся уже «защиты от случайности» на экзамене это связано и с тем, что студенты - что греха таить! - обожают получать «зачёт», ничего не делая… недаром в студенческих суевериях большую роль играет некая невещественная субстанция, именуемая «халявой»… разумеется, произвести некоторые манипуляции над зачётной книжкой намного легче, чем весь семестр посещать лекции, отвечать на семинарах, просиживать часами над учебниками…

Впрочем, вряд ли найдётся на Земле человек любой профессии, который никогда в жизни не шарахнулся от чёрной кошки, не отложил уборку из-за того, что кто-то из близких в пути… И как бы ни старалась объяснить опасность суеверий - они проникают даже в неё. Да, существуют и околоцерковные суеверия! До сих пор во время венчания многочисленные гости вместо того, чтоб помолиться за счастье молодых, смотрят, кто первым ступит на полотенце - жених или невеста! А в какой ужас приходят родители, если восковой шарик с остриженными волосами ребёнка, брошенный в купель после крещения, случайно потонет! А попробуйте какой-нибудь особо «просвещённой» старушке передать в храме свечку не правой рукой, а левой!

Суевериям поистине нет числа… но на то мы и разумные люди, чтобы искать истинные связи между явлениями, а не иллюзорные. А если мы ещё и христианами себя считаем - то и верить надо в Бога, а не и не в 13-е число!

error: