История типовой канистры. Интересная история типовой канистры (33 фото) Лучшие канистры на колесах

С ней знаком практически каждый. Трудно найти человека, который бы при слове "канистра" не смог ее себе представить хотя бы в общих чертах. Но мы предлагаем узнать что-то новенькое об этом обыденном предмете.

Наиболее распространённый тип канистры - ёмкость для топлива на 20 литров, сделанная из штампованной стали, имеющая 3 ручки для переноски, закрывающуюся рычажным замком горловину, по форме вписанная в параллелепипед и имеющая другие новаторские на момент разработки особенности конструкции. Канистра была изобретена немцами (оригинальное название нем. Wehrmachtskanister) в процессе секретного проекта по заказу Гитлера, около 1937 года. К 1939 году в ожидании начала войны немцы имели на складах тысячи канистр.

И у меня оказывается парочка похожих в гараже валяется. Давайте же вспомним историю этой эталонной канистры …

В 1936 году немецкая армия объявила конкурс на создание новой канистры для хранения и транспортировки топлива. В результате был создан универсальный контейнер, шедевр промышленного дизайна, с помощью которого выигрывали военные кампании, и который производится до сих пор.

Прежние канистры представляли собой параллелепипеды, с плоскими стенками, сваренными между собой по углам, либо штампованными из одного листа металла и приваренными донцами. Ручки, как правило, представляли собой либо изогнутые полосы металла, либо проволочные петли. Такие канистры были неудобными в переноске, резали руки, цеплялись углами и вдобавок нещадно текли.

Фирма Мюллера из Швельма под руководством главного инженера Винценца Грюнвогеля (1905-1977) разрабатывает революционно новый дизайн канистры.

Канистра прямоугольной формы состоит из двух штампованных пластин скрепленных между собой с помощью сварки. Вместимость новой канистры составила 20 литров, весила она 4 килограмма. Закрывается канистра пробкой и имеет ручку с тремя рукоятками. Данная конструкция ручки позволяет переносить четыре пустые канистры за внешние рукоятки и две полные канистры за центральные рукоятки одним солдатом. Форма и прочность новой канистры обеспечивала возможность укладки их одна на другую до пяти штук. Оранжево-красные краски наносимые горячим методом, обеспечивали защиту канистры от коррозии. Трубка расположенная внутри канистры за пробкой препятствует раскачиванию канистры во время езды.

Производство новой канистры начинается в 1937 году в сотрудничестве с штамповочным заводом Амби-Бадд в Берлине, который имел необходимое оборудование для запуска канистры в серию. С 1938 года к Мюллеру и заводу Амби-Бадд присоединяется Новак Баутцен и начинается крупномасштабное производство канистр для нужд армии. Новая канистра была впервые использована в военных операциях 1938-1939 годов - оккупации Австрии и Чехословакии и в польской компании. До 1940 года применение канистры тщательно скрывается немецкими войсками. И только начиная с 1940 года, новая универсальная канистра полностью заменяет старые канистры. С этого же года начинается копирование канистры другими странами.

Ранняя канистра, ещё с простой крестообразной выштамповкой:


Начальная модель канистры имела штамповку в виде креста, что бы избежать деформации.

Рисунок с изображением ранней модели канистры с ее размерами:

На ранней модели была следующая маркировка с вверху в низ:

Kraftstoff 20 л - «топливо 20 литров» (нанесение штамповкой или краской),
Feuergefahrlich - «легковоспламеняющиеся» (нанесение штамповкой или краской),
год выпуска,
логотип производителя,
число, значение которого пока не подтверждено (возможно, код поставщика металла для корпуса канистры),
некоторые модели были отмечены Heer - «армия» (нанесение штамповкой или краской) (возможно, для предотвращения кражи).

Окончательная форма канистры появилась в 1939 году. Принципиальная разница с предыдущей моделью была более сложной формы штамповка для армирования, в результате чего, произошло небольшое изменение маркировки. Маркировка в основном осталась похожа на маркировку в ранней модели, за исключением того, что «Heеr» заменяется на «Wehrmacht» - вооруженные силы. И тем, что любой род войск может быть владельцем канистры, что так же подтверждается маркировкой. Всей длине ручки уже не сварные для облегчения массового производства.

У этой стандартной маркировки были некоторые альтернативные варианты. На некоторых моделях отсутствовала маркировка, нанесенная по сторонам канистры. В таких канистрах маркировка была нанесена на ручке.

На некоторые канистры краской наносились числа - «20» и «24», что означало вес полной канистры с бензином 20 килограмм и с водой 24 килограмма.

Успех новой канистры привел к тому, что в 1940 году была создана специальная модель для воды. Не надо забывать, что для войск так же была необходима вода. Вермахт имел большие моторизованные дивизии, которые использовали воду для охлаждения двигателей, особенно это касалось тех частей которые воевали в Африке.

Эта новая модель канистра потерял свою старую маркировку Kraftstoff и Feuergefahrlich которые были заменены Wasser - «вода» и большой белый крест, чтобы определить содержание канистры. Также часто присутствуют - Waffenamt черный штамп, номер 24 окрашены в красный (вес в килограммах в полной канистры), и «W» окрашенная в белый цвет. Существовала, так же как и с топливной канистрой, маркировка, которая наносилась на ручку, а не на стороны канистры.

В общем, новая канистра быстро завоевала популярность и к 1939 году стала стандартной тарой Вермахта, использовавшейся для транспортировки не только топлива, но и воды, масел и других жидкостей. Для облегчения идентификации содержимого канистры окрашивались в разные цвета.

В 1940 году США и Великобритания получили первые образцы немецких канистр. И если англичане прозаично захватили несколько экземпляров во Франции (дав ей, кстати, своё, теперь уже навечно прилипшее название, jerrycan), и достаточно быстро запустили в производство её точную копию, то у американцев с канистрой приключилась целая эпопея.

В 1939 году американский инженер Пол Плейсс заканчивал работу по контракту в Германии. Видимо, спешить с возвращением ему было не надо, потому что он задумал совершить автопробег из Германии аж до Индии. Плейсс уговорил своего немецкого коллегу присоединиться к нему, купил автомобильное шасси и построил кузов, приспособленный для длительного путешествия. В последний момент путешественники обнаружили, что у них нет тары для аварийного запаса воды, и немецкий инженер просто умыкнул три канистры со склада. Когда пробег уже подходил к концу, немцу пришлось вернуться на родину, и Плейсс доехал до Калькутты в одиночестве, откуда, оставив машину, отправился в Филадельфию. Видимо, немецкая канистра произвела на инженера впечатление, так как дома он попытался заинтересовать ею официальные лица. Но словесные описания и рисунки никого не впечатлили, и Плейсс был вынужден заняться организацией перевозки в Америку своего оставленного в Индии автомобиля.

В 1940 году канистра наконец оказалась на американской земле. Военные осмотрели канистру, но решили, что она ничем не лучше американской сорокапятилитровой тары.
Чуть позже, впрочем, американцы запустили в производство немецкую канистру, творчески её переработав. Вместо двух половин американская канистра делалась из одного штампованного листа с приваренными днищем и верхней частью.

Горловина была шире и требовала воронки для заправки. Откидную крышку заменили на гайку, требующую специального инструмента. Такую канистру было легче мыть, она быстрее опустошалась и наполнялась, но из–за большого количества швов нещадно текла, и в результате не получила широкого распространения в американской армии.

Всю важность качественной тары для горючего войска Союзников осознали во время боевых действий в Северной Африке.
Топливо стало одним из важнейших факторов, определявших успешность боевых операций.

Инспекция, проверявшая тыловую организацию армии Монтгомери, обнаружила, что потери топлива из–за несовершенства тары достигают 40%. Бензин перевозился с побережья на армейские базы по железной дороге в 200–литровых бочках, после чего разливался по двадцатилитровым «топливным жестянкам», испокон веков использовавшимся для хранения бытового керосина.
В таких банках топливо перегревалось, проливалось, текло сквозь разошедшиеся швы.

Английский бригадный генерал и историк Дезмонд Янг писал: «Тот, кто не служил в пустыне, не может осознать, насколько разница между полным и частичным успехом зависела от самой маленькой - и самой худшей - части нашей экипировки».
Неудивительно, что одним из самых ценных и желанных трофеев для англичан были именно немецкие канистры - за ними охотились специально.

К 1943 году англичане развернули массовое производство, и в начале года в Северную Африку оперативно доставили два миллиона канистр. Вплоть до конца войны именно англичане производили канистры для армий союзников. Всего был произведён 21 миллион английских «немецких жестянок».

В итоге немецкая канистра производилась практически во всех странах–участницах войны и производится до сих пор. Она является, пожалуй, самой распространённой тарой для топлива, изменившись лишь в незначительных деталях и сохранив свой ставший классическим дизайн.

Фотографии производства канистр на заводе «Muller» в конце пятидесятых годов.

Пресс для штамповки половин канистры

Подготовка к сборке.

Сварка канистр.

Конечная обработка бокового шва канистры.

Производство ручек.

Прикрепление ручки к канистре.

Прикрепление пробки к канистре и чистка канистр.

Противокоррозионная обработка канистр.

Покраска канистр.

Особенности конструкции, сделавшие эту конструкцию уникальной и знаменитой (почти все они хорошо видны на фотографии):

Вся в целом вписана в параллелепипед. Можно плотно укладывать штабелями и закреплять со значительными усилиями без риска повредить друг друга выступающими частями.
- Шов, соединяющий штампованные половины канистры, «утоплен» относительно описанного параллелепипеда, не выступает и не может повредить другие канистры.
- Три рукоятки обеспечивают удобство обращения. Одну канистру можно нести вдвоем или по две штуки в каждой руке. Передача канистр по цепочке также облегчается.
- Воздушный карман. Полная канистра плавает, не тонет (хотя это больше относится к содержимому, плотность большинства углеводородов меньше плотности воды). Воздушный карман используется для компенсации изменения объема жидкостей при изменении температуры. Сифонная трубка, кроме прочего, позволяет выравнять давление в кармане с забортным, при открытии канистры, что предотвращает разлив жидкости.
- Крестообразная штамповка на боковых стенках, увеличивающая жёсткость, слабо выпуклые упругие боковые стенки.
- Конструкция крышки, в отличие от резьбовой, имеет намного более высокую оперативность открывания и закрывания. Открытая крышка может фиксироваться.
- Конструкция крышки такова, что при незначительных повреждениях резиновой прокладки утечка жидкости не происходит, а сама резиновая прокладка не выпадает.
- Наличие сифонной трубки, ускоряющей процесс опорожнения канистры при полном её переворачивании.
- У стальной канистры этого типа слабым местом является дно, которое ржавеет сразу с двух сторон - внутренней (от присутствия воды в бензине) и наружной (краска царапается в основном на днище.)

Надо отметить, что расход горючего за войну в Красной армии и вермахте вполне сопоставим. Красная армия и ВМФ израсходовали 16,3 млн. т, а поставки промышленностью, с учетом потерь и создания запасов, достигли более 20 млн. т. «Действующая армия ни на одном этапе не знала трудностей с нефтепродуктами, и даже в особо сложные первые годы войны, несмотря на ущерб, нанесенный временной потерей украинских, кубанских и частично грозненских промыслов, несмотря на демонтаж и эвакуацию ряда нефтеперерабатывающих заводов на Восток и уничтожение почти половины нефтебаз, все требования фронта оперативно удовлетворялись». Расход вермахта, по имеющимся данным, составил около 16,9 млн. т. В Красной армии не было срывов обеспечения горючим ни одной операции, немецкая же армия постоянно испытывала трудности с горючим. Причина, видимо, крылась в отсутствии не только собственной нефти, но и самостоятельной службы обеспечения войск горючим. Советская же система обеспечения действующей армии горючим, опиравшаяся на отечественную промышленность и высококвалифицированные кадры, вполне себя оправдала

Копии немецких канистр в других странах

Англия:

Италия:

Швейцария:

Америка:

Американский вариант канистры вермахта

Канистра – емкость в виде бака с ручкой. Главное ее предназначение – перевозка и хранение жидкостей.

Как выбрать канистру

Канистры отличаются:

  • материалом изготовления;
  • формой;
  • объемом (емкостью);
  • конструкцией;
  • механизмом закрывания горловины;
  • размером горловины.

Уточните:

  • вид продуктов, которые будут в ней храниться (пищевые или непищевые жидкости);
  • объем и размер;
  • способ хранения (стационарный или транспортировка в автомобиле);
  • физическая возможность ручной переноски канистры определенного веса.

Основные материалы для изготовления канистр делятся на две группы:

  • металл (алюминий, сталь, нержавеющая сталь, оцинкованное железо);
  • пластик (эластичный полиэтилен, полипропилен, не накапливающие статическое напряжение).

Металлические обладают большим плюсом – имеют сертификат соответствия правилам транспортировки опасных грузов, поэтому в них разрешается заливать бензин на автозаправочных станциях.

Каждый из видов имеет свои плюсы и минусы.

Достоинства алюминия:

  • легкий вес;
  • высокая антикоррозийная устойчивость;
  • устойчивость к некоторым видам химически активных веществ, в частности, бензину.

Недостатки:

  • легко деформируется;
  • непригодны для длительного хранения пищевых жидкостей.

Достоинства стали:

  • механическая прочность;
  • химическая устойчивость при взаимодействии с бензином.

Недостатки:

  • активный процесс конденсации внутри канистры;
  • подвержены коррозии из-за конденсата;
  • продукты коррозионной деятельности попадают в жидкость.

Достоинства канистр из нержавеющей стали:

  • антикоррозионная стойкость;
  • стойкость к механическим деформациям;
  • эстетичный внешний вид.

Недостатки:

  • большой вес;
  • высокая стоимость.

Пластиковые канистры для бензина производятся из специального эластичного полиэтилена с концентрированным красителем и ультрафиолетовыми добавками.

Плюсы:

  • легкий вес;
  • бесшумность;
  • устойчивость;
  • герметичность;
  • химическая стойкость;
  • удобство при транспортировке;
  • гигиеничность (легко моются);
  • универсальность (пригодны для хранения и транспортировки продукции разного назначения);
  • цена ниже металлических.

Недостатки:

  • отсутствие сертификата соответствия требованиям по перевозке опасных грузов у некоторых производителей;
  • запрет на обслуживание на АЗС в РФ;
  • деформация под воздействием высокой температуры (на солнце).

По объему бывают:

  • маленькие – до 5 л;
  • средние – до 10 л;
  • большие – 20-50 л.

По диаметру горловины:

По конструкции:

  • Горизонтальные – устойчивы при транспортировке в автомобиле за счет широкого основания, но менее удобны для ручной носки.
  • Вертикальные – традиционные, для транспортировки в автомобиле требуют крепления.
  • Комбинированные – состоят из двух отделений, разделенных перегородкой. В отделение большего объема заливается бензин, в меньшее – .

Конструкция включает:

  • горловину;
  • крышку с замком или пробку с резьбой;
  • ручку для переноски.

Для канистры важен способ закрывания. Два основных способа:

  • пробка с резьбой;
  • зажимной механизм.

Оба имеют свои плюсы и минусы. Зажимной механизм считается более надежным, но часто в летнее время давлением паров, возникающим в емкости, его срывает.

Обычная пробка с резьбой со временем начинает тяжело закручиваться, особенно если она подверглась коррозии. В этом случае поможет смазка резьбы маслом, которая сразу же улучшит вращение.

При выборе металлической емкости обратите внимание на:

  • объем;
  • размер горловины;
  • наличие специального профиля резьбы на крышке, исключающего просачиваниебензина;
  • наличие резинового уплотнителя в механическом замке и блокирующего штыря, предотвращающего случайное открытие канистры;
  • удобство;
  • прочность;
  • устойчивость к коррозии (качество металла).

При выборе пластиковой канистры учтите:

  • объем;
  • размер горловины;
  • наличие сертификата соответствия требованиям по перевозке опасных грузов;
  • максимальное внутреннее давление на разрыв, при котором сохраняется герметичность и целостность бака;
  • наличие информации о сохранности при температуре -80+110°С у емкостей для бензина;
  • надежность системы замка;
  • удобство эксплуатации;
  • качество пластика.

Таких характеристик традиционно мало.

При выборе металлических и пластиковых канистр можно не обращать внимание на:

  • цветовое оформление;
  • дизайн формы и ручки канистры;
  • наличие упаковки.

Лучшие канистры для бензина

  • металлические Skyway с антикоррозийным покрытием (вертикальные и горизонтальные, емкостью 10, 20 л, Россия);
  • металлические Handy GAS TANK (вертикальные и горизонтальные объемом 5, 10, 20 л, Япония);
  • стальные Carfort с антикоррозийным покрытием (вертикальные и горизонтальные объемом 10, 20 л, Китай);
  • стальные Autoprofi с антикоррозийным покрытием (вертикальные и горизонтальные объемом 5, 10, 20 л, Россия);
  • металлические из гальванизированной стали ТД «Сорокин» (вертикальные и горизонтальные объемом 10, 20, 25 л, Россия).

Предназначена для хранения и транспортировки нефтепродуктов.

Основная задача – создать резервный запас топлива в случае поездок на дальние расстояния, особенно в редконаселенные районы, где сеть заправочных станций развита слабо, а также резервный запас для работы сельскохозяйственного инвентаря на участках загородных домов и дач.

Главная характеристика емкости – соответствие требованиям по перевозке опасных грузов.

Характеристики канистр для нефтепродуктов:

  • емкость (объем);
  • максимальное внутреннее давление, при котором сохраняется целостность;
  • материал изготовления;
  • стойкость к коррозии;
  • надежность механизма закрывания.

Кроме канистр объемом 5,10,20 л – наиболее востребованных для хранения и перевозки бензина, реализуются модели большего объема (30,40,50 л).

Небольшие канистры удобны при транспортировке, легко укладываются в багажник машины. Большие емкости подойдут для хранения топлива в гараже или на даче.

Максимальное внутреннее давление металлических емкостей должно быть не меньше 0,2 МПа, пластиковых – 0,25 МПа.

По конструкции бывают:

  • цельные (классической формы);
  • складные (полиэтиленовые термостойкие);
  • ранцевые (популярны у военных и туристов).

По материалу изготовления емкости для бензина делятся на:

  • алюминиевые;
  • стальные;
  • из нержавеющей стали;
  • из оцинкованного железа;
  • пластиковые.

Более удобна емкость с вытянутым горлышком. Алюминиевые, стальные, из оцинкованного железа канистры могут быть окрашенными или без окраски.

Окрашенные модели смотрятся эффектнее, но качественнее считаются неокрашенные из-за невозможности спрятать небольшие дефекты в материале.

Главный минус пластиковых канистр – запрет на обслуживание на АЗС в РФ.

Пластиковые канистры вырабатывают статическое электричество: при трении жидкости о стенки сосуда возможно образование искры, от чего топливо мгновенно вспыхивает и происходит взрыв.

Лучшие алюминиевые канистры

  • Scovo, ДЕМ МТ (емкость 10, 20 л, консолид Российских Производителей – завода «Демидовский» г.Каменск-Уральск и ООО «Сково» г. Ступино);
  • Сталь (10, 20 л, Китай);
  • Woxin Metal (10, 20 л, Китай).

Алюминиевые канистры предназначены для транспортировки и хранения воды, бензина и другого жидкого топлива.

Основные характеристики:

  • объем (5, 10, 20 л);
  • максимальное внутреннее давление, при котором сохраняется герметичность корпуса (0,2 МПа);
  • нагрузка на ручку (не менее двойной массы канистры, наполненной водой);
  • размер горловины.

По конструкции изготавливаются:

  • С воздушным мешком (расположен во внутренней полости корпуса). При нагреве расширенный объем жидкости попадает в воздушный мешок, который сообщается с горловиной с помощью полой трубки.
  • без воздушного мешка.

Емкости с воздушным мешком предпочтительнее при транспортировке в автомобиле.

Алюминиевые емкости могут быть:

  • эмалированные;
  • полированные;
  • матовые.

Канистры этого типа, как правило, имеют классическую прямоугольную форму параллелепипеда объемом 10, 20 л. Найти 5 л модель затруднительно. Более удобна емкость с вытянутым горлышком.

Механизм закрывания:

  • резьбовая пробка (с прокладкой);
  • притирочная пробка (крышка «байонетного зажима»);
  • рычажный зажим крышки.

Притирочная пробка – менее ненадежная, от перепада давления летом часто вылетает, как из бутылки с шампанским.

Плюсы:

  • не подвержены коррозии;
  • легкие по весу;
  • дешевле стальных;
  • полная утилизация.

Минусы:

  • не подходит для продолжительного хранения пищевых жидкостей;
  • трудно чистятся;
  • легко деформируются при механическом воздействии;
  • однообразность форм.

Лучшие канистры для смешивания бензина и масла

  • ADA Fuel & Oil Canister (1л, пять шкал от 20:1 до 50:1, США-Китай);
  • DDE 647-703 (1,5 л, пять шкал, США-Китай);
  • Husqvarna 5776164-25 (3+1,5 л, Швеция);
  • Champion С995 (6+3 л, отсоединяются друг от друга, США-Китай).

Предназначена для приготовления топливных смесей, в частности, бензина с маслом для работы двухтактных двигателей, установленных в большинстве бытовых электроинструментов и агрегатов (бензопилы, газонокосилки, мотокосы, садовые пылесосы).

Удобна для смешивания жидкостей в нужных пропорциях.

Отличительные особенности конструкции:

  • два сообщающихся отделения: большего объема для бензина, меньшего – для масла;
  • две горловины;
  • разметка на корпусе, чтобы отмерять необходимый объем вливаемых жидкостей.

Шкала наносится в частях. На малом отделении нанесено до пяти шкал в соотношениях – от 25:1 до 50:1 для приготовления смесей с разным соотношением бензина и масла.

В дополнительную комплектацию входят:

  • насос для забора масла;
  • приемный резервуар;
  • воронка.

Характеристики емкостей для смешивания бензина и масла:

  • объем (1-5 л);
  • шкалы соотношений (20:1, 25:1, 30:1, 40:1, 50:1);
  • шаг деления шкалы (2, 5);
  • максимальный срок хранения жидкости (2-3 месяца – с минеральными маслами, 1 месяц – с синтетическими).

Горловины закрываются двумя способами:

  • крышка на резьбе;
  • замок-крышка.

Изготавливаются из высокопрочного огнестойкого пластика.

Плюсы:

  • быстрое приготовление топливной смеси нужного состава;
  • небольшой вес;
  • удобство при транспортировке.

Минусы:

  • маленький срок хранения топливной смеси: 2-3 месяца – на основе минеральных масел, 1месяц – синтетических масел;
  • нельзя хранить в теплом помещении по пожаробезопасности: скорость старения увеличивается с увеличением температуры хранения.

Лучшие канистры для питьевой воды

  • Tatonka Faltkanister (складная, объемом 10 л, 20 л, крышка с краном-клапаном, Германия);
  • Sea To Summit Pack Tap (складная, объемом 10 л, 20 л, крышка с кран-клапаном, Австрия);
  • МО (цельнолитая, объемом 10, 20, 28 л, крышка с резьбой, без слива, ЗАО «БАК», Башкирия-Россия);
  • ПРК (ранцевая, объемом 6,12,21 л, наливной и сливной отводы, крышка с резьбой, СкайПром, Россия).

Предназначена для транспортировки и хранения запаса воды. Основное требование, предъявляемое к таким моделям, – питьевая вода не должна окисляться в течение длительного времени. Емкость не должна иметь запаха, иначе это повлияет на вкусовые качества воды.

По конструкции бывают:

  • цельнолитые (классические модели, удобны для стационарного хранения);
  • складные (занимают мало места в пустом виде, легкие по весу);
  • ранцевые (в виде рюкзака объемом 6-21 л, востребована у туристов и военных).

Отличаются наличием краника для слития воды, который присутствует в большинстве емкостей этого типа.

Материал изготовления:

  • пластик (антистатический полипропилен, полиэтилен);
  • алюминий;
  • нержавеющая сталь.

Наиболее востребованы пластиковые модели из-за легкого веса и наличия складных моделей. Австрийские складные канистры Sea To Summit Pack изготавливаются из двухслойного пластика, покрытого фольгой с чехлом из прочного нейлона, что делает их суперпрочными.

Плюсы:

  • дополнительный запас воды;
  • компактность;
  • небольшой вес;
  • удобство транспортировки;
  • герметичность;

Минусы:

Лучшие канистры из нержавейки

  • Woxin Metal (10, 20, 25 л, горизонтальные и вертикальные, Китай);
  • Глобал Маркет (10, 20 л, вертикальные, Россия)
  • Евростандарт (10, 20 л, вертикальные, Россия).

Изготавливаются из нержавеющей стали, отличаются высокой устойчивостью к коррозии на воздухе и в агрессивных средах. Поэтому пригодны для транспортировки пищевых продуктов, в том числе воды и спирта, а также технических жидкостей.

Большинство моделей из нержавейки имеют классическую прямоугольную форму вертикального или горизонтального типа. Канистры из нержавейки выдерживают внутренне давление на разрыв – 0,2 МПа.

Конструкция включает:

  • емкость с горловиной;
  • пробку с резьбой и прокладкой для закрывания горловины;
  • ручку для переноски.

Дополнительная комплектация:

  • специальный воздушный винт с уплотнительной шайбой для регулировки давления внутри емкости;
  • встроенная пластиковая трубка для подачи топлива.

Выпускаются объемом – 2, 3, 5, 10, 20, 25 л.

Плюсы вида:

  • стойкость к коррозии;
  • огнеупорность;
  • эстетическая глянцевая поверхность;
  • морозоустойчивость;
  • хорошая линейка размеров.

Минусы:

  • высокая стоимость;
  • тяжелее других видов.

Лучшие канистры на колесах

  • Hydroller 8G (из высокопрочного пластика, объемом 30, 40, 50 л, Reliance, Канада);
  • Fiamma Roil-Tank (из высокопрочного пластика, объемом 23, 30, 40 л, Португалия).

Считаются туристическим вариантом, облегчающим транспортировку запаса питьевой воды и топлива. Объем – 20-50 л. Линейку канистр с колесами обычно предлагают производители пластиковых моделей.

Конструкция включает:

  • широкую горловину, в которую легко добавить лед и почистить емкость;
  • вентиляционное отверстие;
  • водосточный шланг;
  • указатель уровня жидкости на баке;
  • встроенную пару колес;
  • стационарную ручку для передвижения емкости.

Дополнительная комплектация:

  • скрытый клапан для установки подходящего насоса для воды;
  • выдвижная ручка.

Отличаются габаритными размерами, формой и объемом. Форма канистр – вариации параллелепипеда.

Жидкость наливается в горизонтальном положении, затем емкость устанавливается в вертикальное положение на колеса для дальнейшего передвижения. Горизонтальная емкость большого объема удобна для транспортировки в автомобиле.

Канистры для воды делятся на емкости для:

  • питьевой воды;
  • отработанной (сточной) воды.

Плюсы:

  • транспортировка емкости большого объема вручную с минимальными затратами усилий;
  • значительный запас питьевой воды в путешествии;
  • подходят под багажное отделение всех транспортных средств.

Минусы:

  • высокая стоимость.

Лучшие пластиковые канистра

  • Phantom (5, 10, 20 л, вертикальные для ГСМ, Россия);
  • Zipower (5, 10, 20 л, вертикальные для пищевых и непищевых продуктов, Россия);
  • Geri (5, 10, 20 л, экспедиционные, США);
  • Экстрим (5, 10, 20 л, экспедиционные, Россия);
  • Tatonka Faltkanister (5, 10 л, складные, Германия).
  • канистры Пермского завода пластмассовых изделий (10-50 л, вертикальные).

Самый распространенный вид. Используется для транспортировки и хранения пищевых и непищевых жидкостей.

Основные характеристики:

  • объем (3-50 л);
  • форм а (объемные прямоугольные – куб, параллелепипед, усеченная пирамида, бочкообразные);
  • ручка (литая ручка сверху или сбоку, выдвижная у моделей большого объема на колесах);
  • наличие мерной шкалы или полосы контроля уровня жидкости;
  • конструкция (горизонтальные, вертикальные, складные, экспедиционные, евроканистра, на колесах);
  • цвет;
  • винтовая крышка для закрывания горловины (с краником или без).

Евроканистра – специально созданная форма под укладку в штабель без применения прокладки. Удобны для использования складные модели, занимающие минимум места в сложенном виде.

Они имеют повышенную гибкость и пластичность, принимая первоначальную форму после ее опустошения.

Экспедиционные плоские канистры особой формы с выемками по объему емкости для надежности крепления используются для перевозки любых жидкостей. Этот вид можно:

  • надежно и удобно закрепить внутри или снаружи автомобиля;
  • использовать для квадрациклов (единственный возможный вид канистры для этого транспорта);
  • как сидячее место в туристических походах;
  • в качестве дополнительной опоры под кузов.

Изготавливаются из полиэтилена высокой прочности с термической и химической стойкостью. Емкости для пищевых продуктов производятся из пищевого полиэтилена. Пластиковые модели выдерживают внутреннее давление до 0,25 МПа.

Плюсы вида:

  • легкость;
  • прочность к механическим повреждениям;
  • коррозионная устойчивость;
  • стойкость к действию агрессивных сред;
  • герметичность;
  • универсальность;
  • удобство транспортировки и хранения.

Минусы:

  • малый температурный диапазон эксплуатации (-10+40-50°С);
  • не выдерживают механического повреждения острыми предметами:
  • в местах крепления ручек пластик низкого качества растрескивается.

Лучшие канистры с краном

  • Pressol (5-20 л, вертикальные, кран вмонтирован в корпус, Германия)
  • Behroplast (5-60 л, вертикальные, вмонтирован в корпус, Германия);
  • Sanplatec (5, 10, 20 л, вертикальные, вмонтирован в корпус, Россия);
  • AceCamp Accordion Jerrycan (5,8, 10 л, складные, крышка с краном, Германия).

Отличаются наличием крана для удобства слива жидкости.

В конструкцию входит:

  • емкость;
  • сливной кран;
  • крышка, закрывающая горловину.

Варианты установки крана:

  • в крышке;
  • вмонтирован в канистру на любом уровне.

Производители предлагают готовые крышки с краном, которые используются со стандартными канистрами. Необходимо только правильно подобрать диаметр такой крышки.

Например, кран-крышка «Экстрим» (Россия) с внутренним диаметром 55 мм подойдет для канистры с диаметром горловины 55 мм.

Конструкции емкостей с краном:

  • вертикальные;
  • горизонтальные;
  • складные;
  • экспедиционные;
  • на колесах.

Плюсы:

  • удобство слива воды (в путешествиях и экспедициях, где нет питьевой воды);
  • используются для умывания, мытья посуды в местах с затрудненным доступом к воде.

Минусы:

  • при тряске в автомобиле и соприкосновении с другими вещами может открыться;
  • в месте установки крана пластик низкого качества растрескивается и пропускает воду;
  • дороже моделей без крана.

Лучшие канистры с широким горлом

  • Технохим by Rustam (вертикальные, 5л, 10 л, диаметр горловины – 60 мм, Россия);
  • Bürkle GmbH (вертикальные, 5,10,20 л, 88 мм, Германия);
  • Альтернатива (канистра с краном, 17 л, 135 мм, «Башпласт» Россия).

Емкости, у которых диаметр горловины превышает 50 мм, считаются канистрами с широким горлом. Как правило, это модели большого объема – 20, 30, 40, 50 л. У разных производителей диаметр горловины при одинаковом объеме отличается.

Основные характеристики:

  • объем:
  • габаритные размеры;
  • диаметр горловины.

Емкости с очень широким горлом – 150-215 мм относятся к типу канистры-бочки, применяемые для хранения запаса воды или технических жидкостей.

Широкие горловины типичны для пластиковых емкостей. Металлические модели имеют горловину до 55 мм. Для закрывания в таких канистрах используются винтовые крышки.

Дополнительно бак комплектуется:

  • краном для слива;
  • вентиляционным отверстием;
  • мерной шкалой.

Плюсы:

  • удобство наполнения тары и пользования ее содержимым;
  • использование сосуда для транспортировки жидкости и других продуктов питания (например, живой рыбы).

Минусы:

  • ускоренное вытекание содержимого при внезапном падении емкости с открытой крышкой.


Наиболее распространённый тип канистры - ёмкость для топлива на 20 литров, сделанная из штампованной стали, имеющая 3 ручки для переноски, закрывающуюся рычажным замком горловину, по форме вписанная в параллелепипед и имеющая другие новаторские на момент разработки особенности конструкции. Канистра была изобретена немцами (оригинальное название нем. Wehrmachtskanister ) в процессе секретного проекта по заказу Гитлера, около 1937 года. К 1939 году в ожидании начала войны немцы имели на складах тысячи канистр.

И у меня оказывается парочка похожих в гараже валяется. Давайте же вспомним историю этой эталонной канистры …

В 1936 году немецкая армия объявила конкурс на создание новой канистры для хранения и транспортировки топлива. В результате был создан универсальный контейнер, шедевр промышленного дизайна, с помощью которого выигрывали военные кампании, и который производится до сих пор.

Прежние канистры представляли собой параллелепипеды, с плоскими стенками, сваренными между собой по углам, либо штампованными из одного листа металла и приваренными донцами. Ручки, как правило, представляли собой либо изогнутые полосы металла, либо проволочные петли. Такие канистры были неудобными в переноске, резали руки, цеплялись углами и вдобавок нещадно текли.


Фирма Мюллера из Швельма под руководством главного инженера Винценца Грюнвогеля (1905-1977) разрабатывает революционно новый дизайн канистры.

Канистра прямоугольной формы состоит из двух штампованных пластин скрепленных между собой с помощью сварки. Вместимость новой канистры составила 20 литров, весила она 4 килограмма. Закрывается канистра пробкой и имеет ручку с тремя рукоятками. Данная конструкция ручки позволяет переносить четыре пустые канистры за внешние рукоятки и две полные канистры за центральные рукоятки одним солдатом. Форма и прочность новой канистры обеспечивала возможность укладки их одна на другую до пяти штук. Оранжево-красные краски наносимые горячим методом, обеспечивали защиту канистры от коррозии. Трубка расположенная внутри канистры за пробкой препятствует раскачиванию канистры во время езды.

Производство новой канистры начинается в 1937 году в сотрудничестве с штамповочным заводом Амби-Бадд в Берлине, который имел необходимое оборудование для запуска канистры в серию. С 1938 года к Мюллеру и заводу Амби-Бадд присоединяется Новак Баутцен и начинается крупномасштабное производство канистр для нужд армии. Новая канистра была впервые использована в военных операциях 1938-1939 годов - оккупации Австрии и Чехословакии и в польской компании. До 1940 года применение канистры тщательно скрывается немецкими войсками. И только начиная с 1940 года, новая универсальная канистра полностью заменяет старые канистры. С этого же года начинается копирование канистры другими странами.

Ранняя канистра, ещё с простой крестообразной выштамповкой:

Начальная модель канистры имела штамповку в виде креста, что бы избежать деформации.

Рисунок с изображением ранней модели канистры с ее размерами:

На ранней модели была следующая маркировка с вверху в низ:

  • Kraftstoff 20 л - «топливо 20 литров» (нанесение штамповкой или краской),
  • Feuergefahrlich - «легковоспламеняющиеся» (нанесение штамповкой или краской),
  • год выпуска,
  • логотип производителя,
  • число, значение которого пока не подтверждено (возможно, код поставщика металла для корпуса канистры),
  • некоторые модели были отмечены Heer - «армия» (нанесение штамповкой или краской) (возможно, для предотвращения кражи).

Окончательная форма канистры появилась в 1939 году. Принципиальная разница с предыдущей моделью была более сложной формы штамповка для армирования, в результате чего, произошло небольшое изменение маркировки. Маркировка в основном осталась похожа на маркировку в ранней модели, за исключением того, что «Heеr» заменяется на «Wehrmacht» - вооруженные силы. И тем, что любой род войск может быть владельцем канистры, что так же подтверждается маркировкой. Всей длине ручки уже не сварные для облегчения массового производства.

У этой стандартной маркировки были некоторые альтернативные варианты. На некоторых моделях отсутствовала маркировка, нанесенная по сторонам канистры. В таких канистрах маркировка была нанесена на ручке.

На некоторые канистры краской наносились числа - «20» и «24», что означало вес полной канистры с бензином 20 килограмм и с водой 24 килограмма.

Успех новой канистры привел к тому, что в 1940 году была создана специальная модель для воды. Не надо забывать, что для войск так же была необходима вода. Вермахт имел большие моторизованные дивизии, которые использовали воду для охлаждения двигателей, особенно это касалось тех частей которые воевали в Африке.

Эта новая модель канистра потерял свою старую маркировку Kraftstoff и Feuergefahrlich которые были заменены Wasser - «вода» и большой белый крест, чтобы определить содержание канистры. Также часто присутствуют - Waffenamt черный штамп, номер 24 окрашены в красный (вес в килограммах в полной канистры), и «W» окрашенная в белый цвет. Существовала, так же как и с топливной канистрой, маркировка, которая наносилась на ручку, а не на стороны канистры.

В общем, новая канистра быстро завоевала популярность и к 1939 году стала стандартной тарой Вермахта, использовавшейся для транспортировки не только топлива, но и воды, масел и других жидкостей. Для облегчения идентификации содержимого канистры окрашивались в разные цвета.

В 1940 году США и Великобритания получили первые образцы немецких канистр. И если англичане прозаично захватили несколько экземпляров во Франции (дав ей, кстати, своё, теперь уже навечно прилипшее название, jerrycan), и достаточно быстро запустили в производство её точную копию, то у американцев с канистрой приключилась целая эпопея.

В 1939 году американский инженер Пол Плейсс заканчивал работу по контракту в Германии. Видимо, спешить с возвращением ему было не надо, потому что он задумал совершить автопробег из Германии аж до Индии. Плейсс уговорил своего немецкого коллегу присоединиться к нему, купил автомобильное шасси и построил кузов, приспособленный для длительного путешествия. В последний момент путешественники обнаружили, что у них нет тары для аварийного запаса воды, и немецкий инженер просто умыкнул три канистры со склада. Когда пробег уже подходил к концу, немцу пришлось вернуться на родину, и Плейсс доехал до Калькутты в одиночестве, откуда, оставив машину, отправился в Филадельфию. Видимо, немецкая канистра произвела на инженера впечатление, так как дома он попытался заинтересовать ею официальные лица. Но словесные описания и рисунки никого не впечатлили, и Плейсс был вынужден заняться организацией перевозки в Америку своего оставленного в Индии автомобиля.

В 1940 году канистра наконец оказалась на американской земле. Военные осмотрели канистру, но решили, что она ничем не лучше американской сорокапятилитровой тары.
Чуть позже, впрочем, американцы запустили в производство немецкую канистру, творчески её переработав. Вместо двух половин американская канистра делалась из одного штампованного листа с приваренными днищем и верхней частью.

Горловина была шире и требовала воронки для заправки. Откидную крышку заменили на гайку, требующую специального инструмента. Такую канистру было легче мыть, она быстрее опустошалась и наполнялась, но из–за большого количества швов нещадно текла, и в результате не получила широкого распространения в американской армии.

Всю важность качественной тары для горючего войска Союзников осознали во время боевых действий в Северной Африке.
Топливо стало одним из важнейших факторов, определявших успешность боевых операций.

Инспекция, проверявшая тыловую организацию армии Монтгомери, обнаружила, что потери топлива из–за несовершенства тары достигают 40%. Бензин перевозился с побережья на армейские базы по железной дороге в 200–литровых бочках, после чего разливался по двадцатилитровым «топливным жестянкам», испокон веков использовавшимся для хранения бытового керосина.
В таких банках топливо перегревалось, проливалось, текло сквозь разошедшиеся швы.

Английский бригадный генерал и историк Дезмонд Янг писал: «Тот, кто не служил в пустыне, не может осознать, насколько разница между полным и частичным успехом зависела от самой маленькой - и самой худшей - части нашей экипировки».
Неудивительно, что одним из самых ценных и желанных трофеев для англичан были именно немецкие канистры - за ними охотились специально.

К 1943 году англичане развернули массовое производство, и в начале года в Северную Африку оперативно доставили два миллиона канистр. Вплоть до конца войны именно англичане производили канистры для армий союзников. Всего был произведён 21 миллион английских «немецких жестянок».

В итоге немецкая канистра производилась практически во всех странах–участницах войны и производится до сих пор. Она является, пожалуй, самой распространённой тарой для топлива, изменившись лишь в незначительных деталях и сохранив свой ставший классическим дизайн.

Фотографии производства канистр на заводе «Muller» в конце пятидесятых годов.

Пресс для штамповки половин канистры

Подготовка к сборке.

Сварка канистр.

Конечная обоработка бокового шва канистры.

Производство ручек.

Прикрепление ручки к канистре.

Прикрепление пробки к канистре и чистка канистр.

Противокоррозионная обработка канистр.

Покраска канистр.

Особенности конструкции, сделавшие эту конструкцию уникальной и знаменитой (почти все они хорошо видны на фотографии):

  • Вся в целом вписана в параллелепипед. Можно плотно укладывать штабелями и закреплять со значительными усилиями без риска повредить друг друга выступающими частями.
  • Шов, соединяющий штампованные половины канистры, «утоплен» относительно описанного параллелепипеда, не выступает и не может повредить другие канистры.
  • Три рукоятки обеспечивают удобство обращения. Одну канистру можно нести вдвоем или по две штуки в каждой руке. Передача канистр по цепочке также облегчается.
  • Воздушный карман. Полная канистра плавает, не тонет (хотя это больше относится к содержимому, плотность большинства углеводородов меньше плотности воды). Воздушный карман используется для компенсации изменения объема жидкостей при изменении температуры. Сифонная трубка, кроме прочего, позволяет выравнять давление в кармане с забортным, при открытии канистры, что предотвращает разлив жидкости.
  • Крестообразная штамповка на боковых стенках, увеличивающая жёсткость, слабо выпуклые упругие боковые стенки.
  • Конструкция крышки, в отличие от резьбовой, имеет намного более высокую оперативность открывания и закрывания. Открытая крышка может фиксироваться.
  • Конструкция крышки такова, что при незначительных повреждениях резиновой прокладки утечка жидкости не происходит, а сама резиновая прокладка не выпадает.
  • Наличие сифонной трубки, ускоряющей процесс опорожнения канистры при полном её переворачивании.

У стальной канистры этого типа слабым местом является дно, которое ржавеет сразу с двух сторон - внутренней (от присутствия воды в бензине) и наружной (краска царапается в основном на днище.)

Надо отметить, что расход горючего за войну в Красной армии и вермахте вполне сопоставим. Красная армия и ВМФ израсходовали 16,3 млн. т, а поставки промышленностью, с учетом потерь и создания запасов, достигли более 20 млн. т. «Действующая армия ни на одном этапе не знала трудностей с нефтепродуктами, и даже в особо сложные первые годы войны, несмотря на ущерб, нанесенный временной потерей украинских, кубанских и частично грозненских промыслов, несмотря на демонтаж и эвакуацию ряда нефтеперерабатывающих заводов на Восток и уничтожение почти половины нефтебаз, все требования фронта оперативно удовлетворялись». Расход вермахта, по имеющимся данным, составил около 16,9 млн. т. В Красной армии не было срывов обеспечения горючим ни одной операции, немецкая же армия постоянно испытывала трудности с горючим. Причина, видимо, крылась в отсутствии не только собственной нефти, но и самостоятельной службы обеспечения войск горючим. Советская же система обеспечения действующей армии горючим, опиравшаяся на отечественную промышленность и высококвалифицированные кадры, вполне себя оправдала

ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -
error: