\ \ Социальная медицина как отрасль научного знания. Значение слова «аномия

Под аномией в социологии понимают отсутствие в обществе норм. Синонимом для этого слова является слово «отчуждение». Если девиантное поведение характеризует отдельного человека или группу людей, то аномия -- это состояние, в котором все общество оказывается в своего рода «нормативном вакууме».

Это явление впервые было описано Э. Дюркгеймом в его знаменитой работе «Самоубийство». Дюркгейм выделил аномическое самоубийство как особую разновидность этой формы отклоняющегося поведения. Человеческие желания в целом не знают пределов, несмотря на то, что возможности их удовлетворения ограничены. На основании этого Дюркгейм делал вывод, что люди могут быть счастливы лишь в том случае, если их потребности совпадают с их возможностями. Именно для этого общество вводит нормативные ограничения, фактически указывая человеку, чего он может хотеть, а чего не может. В случае, если такие ограничения разрушаются, человек либо начинает использовать все доступные ему средства для достижения своих целей, либо впадает в состояние отчужденности, которое может стать причиной самоубийства.

Представитель социологически ориентированного психоанализа Э. Фромм описывал состояние аномии как утрату чувства принадлежности к обществу и своей социальной группе, когда индивид лишается собственной идентичности и личных ценностей, испытывая чувство отчуждения и одиночества. Человек в таком состоянии отчуждается от общества, утрачивая потребность устанавливать контакты и добиваться социального успеха.

Т Парсонс описывал аномию как состояние общества, в котором люди находятся в состоянии дезинтеграции, а их поведение не соответствует требованиям социальных институтов. Основным негативным результатом аномии Парсонс считал снижение интегрированности общества, а также рост чувства небезопасности и психических отклонений.

Р. Мертон использовал понятие аномии гораздо более широко, в качестве обоснования любого девиантного поведения. Он исходил из того, что в каждом обществе цели находятся в определенном отношении к средствам их достижения. Во-первых, цели могут быть как одобряемыми, так и неодобряемыми обществами. Во-вторых, каждая цель имеет нормативные (то есть закрепленные соответствующими социальными институтами, социальными нормами и общественным мнением) средства достижения, а также средства достижения, на которые налагается запрет.

В то же время Мертон обратил внимание на то, что в разных обществах более сильный акцент делается либо на цели, либо на средства. Если для общества наиболее важны цели, его можно считать аномическим. И действительно, в обществе, в котором богатство считается ценностью и нет особых ограничений на выбор средств его достижения, люди будут избирать наиболее эффективные средства, которые ведут к этому состоянию, независимо от того, являются ли они с точки зрения социальных норм и морали приемлемыми или нет. И наоборот, если культура уделяет достаточное внимание средствам достижения цели, то и ее носители будут более разборчивыми в выборе средств, а следовательно, обществу в целом аномия будет присуща в меньшей степени.

Еще одной причиной аномии, по мнению Мертона, может быть ограниченная доступность средств достижения социально престижной цели, связанная с расслоением внутри общества. Например, в США богатство является общепризнанным и даже навязываемым проявлением жизненного успеха. Однако средства достижения богатства недоступны для всех представителей общества. Не все люди могут получить хорошее образование, стать квалифицированными специалистами и получить хорошую, высокооплачиваемую работу. А потому им приходится прибегать к средствам, которые не одобряются обществом, то есть к девиантному поведению.

Термин «аномия» получил широкое распространение в научных кругах, в частности в психологии, социологии и смежных с ней дисциплин, а также в медицине. Дословно его можно описать как тотальное беззаконие, игнорирование людьми определенных норм и порядков, что приводит к деструктивным настроениям в обществе и негативным идеям в сознании человека.

Аномия в узких медицинских рамках понимается как патологическое «выпадение» из памяти названий предметов и имен (an – отрицательная частица, onyma – имя). Но какими детальными характеристиками, отличительными чертами обладает понятие аномия с точки зрения различных наук?

Свое распространение понятие аномии получило еще в античные времена, однако прочно закрепилось в научной сфере на рубеже XIX-XX веков. Данным термином на протяжении всего времени пользовались философы и социологи, историки и теологи, экономисты и психологи, медики. На основе этого видно, что термин аномия распространен действительно широко, особенно в рамках социально-общественных. Однако особый интерес к нему проявляют психологи. Что такое аномия с психологической точки зрения?

Обоснование термина

В психологическом направлении аномия тесно связана с именем американского социального психолога Лео Сроула, который первым настоял на введении термина в данную научную отрасль. Идея понятия в рамках психологи и базируется на социальной концепции аномии, однако рассматривается с позиции личного сознания человека, а не в формате общественных настроений и группового проявления.

Что такое аномия в психологическом понимании термина? В основе лежит негативная идея, зарождающаяся в сознании человека, об отсутствии социальной сплоченности с другими людьми. Тяга к контакту с обществом представляется или минимальной, критически ослабленной, или отсутствует у индивида полностью.

Но человек – «существо» социальное, нуждающееся в межличностных связях. Когда такое отсутствует и не наблюдается внутреннего стремления к этому, на первый план выходят обреченность, безысходность, тоска, апатичность, отчужденность, возникает тяжелое состояние непреодолимого одиночества. Побочно фигурируют предпосылки к , в частности алкоголизму, преступной деятельности, самоубийству. Идея о саморазрушении в контексте психологической аномии доминирует и способна привести к негативным последствиям для человека.

На основе проведенных исследований латвийскими психологами дополнительно охарактеризовать аномию можно в рамках индивидуального переживания протекающих изменений в обществе. Каждый человек, находясь в ситуации не всегда благоприятных перемен в государстве, по-своему переживает «критическую ситуацию». Однако, по мнению ученых из Латвии, можно выделить три основных момента психологических реакций:

  • безнорменность, когда в сознании индивида закрепляется идея о невозможности доверять обществу и возрастает склонность к нарушению порядка, так как новые правила не дают возможности для адаптации;
  • бессмысленность, ранее сформированные цели и представления перестают быть актуальными, на смену им не приходят новые из-за отсутствия адаптации к изменившимся условиям; это порождает состояние апатии, скуки, ощущение бессмысленности и бесполезности не только в действиях, но и в жизни в целом;
  • социальная изоляция, отшельничество, нарастающее одиночество, осознание оторванности от людей и невозможность наладить межличностные связи, чувство пустоты или ненужности.

С психологической точки зрения следует, что аномия способна отразиться на любом человеке, вне его пола, возраста и профессии. Особенно тяжело протекать подобное состояние может у людей «негибких», которые не умеют и не стремятся научиться адаптироваться к быстро изменяющимся условиям.

Данный момент приводит не только к вышеупомянутым проявлениям и негативным идеям, но и способен оказать сильное стрессовое воздействие, сказаться на уровне тревожности, спровоцировать развитие невротических состояний и депрессии.

Раскрытие понятия в рамках психиатрии и нейропсихологии

Термин аномия в медицинских дисциплинах рассматривается немного с иной точки зрения, нежели в психологии. Особенное распространение аномия как определение получила в формате нейропсихологии, нейрофизиологии и психиатрии, в том числе и судебной.

Что обозначает понятие аномия в подобном контексте? Аномия – это патологическое состояние, при котором пациент ввиду различных оснований не способен запоминать и давать конкретные названия, имена отдельно взятым предметам, явлениям. При этом речь человека остается сохранной и вполне адекватной. Он может правильно складывать слова в предложения, в определенной степени ясно мыслить. И в психиатрии, и в нейропсихологии рассматривается аномия в контексте номинальной афазии, а также может фигурировать в формате отдельно взятых амнестических синдромов. Иными словами, в медицинских кругах понимается феномен аномии как состояние патологической забывчивости. Но чем отличается восприятие термина в зависимости от конкретной дисциплины?

Феномен в рамках психиатрии

Аномия в психиатрическом ключе рассматривается тогда, когда речь идет о деменции (старческое слабоумие), эпилепсии, психозах, в том числе и на фоне алкогольного запоя. Понимается аномия не только как патологическая забывчивость, но и в форме нарушения речи. При этом феномен выступает как дополнительный симптом, наряду с которым могут фигурировать иные проявления, а само общее состояние больного постепенно ухудшаться.

Дополнительно к симптоматике, которую демонстрирует аномия, можно отнести:

Если рассматривается подобный термин узко в рамках судебного рода психиатрии, то его принято использовать наряду с такими понятиями как отчуждение, идентичность и идентификация.

Бенджамин Раш считал, феномен должен пониматься как «врожденный дефект, когда нет моральных ценностей в сознании индивида». С иной стороны, понятие обозначает отсутствие согласования внутренних чувств и переживаний, которые воспринимаются больным как чужеродные, беспочвенные или ненормальные.

Представление о термине в нейропсихологии и нейрофизиологии

Основная суть состояния, при котором отмечается аномия, в ситуации нейропсихологии или нейрофизиологии не отличается от идеи, заложенной в психиатрии. В данном варианте рассматривается возникновение феномена ввиду поражений отдельных частей головного мозга (теменно-затылочной, теменно-височной частей коры). Они могут возникать из-за гипоксии, черепно-мозговой травмы, инсульта, интоксикаций и так далее. Но также причиной для развития состояния являются и психические расстройства.

Для точного установления диагноза необходимо проведение определенных исследований, в частности МРТ, патопсихологического и нейропсихологического исследований. Коррекция осуществляется благодаря приему ноотропных препаратов, терапии основного заболевания, а также необходима работа психологического типа.

Разбор понятия в социологии и смежных дисциплинах

Рассматривая аномию в формате социологического понятия, акцент необходимо делать на два основных варианта трактовки.

Идея Эмиля Дюркгейма

Первое описание аномии в формате социологического термина было представлено Эмилем Дюркгеймом в 1897 году в его научной работе «Самоубийство». Он позиционировал аномию как феномен, накладывающий отпечаток на общество в целом и на каждого индивида в отдельности. Внутри данного понятия социолог рассматривал такие моменты как апатия, суицидальное поведение, деструктивные настроения, базирующиеся на разных формах агрессии.

Благодаря чему, по мнению Дюркгейма, внутри общества происходит развитие аномии («беззакония»)? В рамках теории аномии лежит столкновение органической (естественной) и механической (индустриализованной) солидарности, как бы одновременно существующих внутри общества.

В процессе формирования нового общества возникает конфликт между привычными порядками и новыми правилами. На основе столкновения возникает раскол внутри одного, ранее целого общества. У отдельных групп людей складывается негативное (депрессивное) представление о жизни, возникают предпосылки к нарушению закона. Опираясь на подобные рассуждения, Дюркгейм вывел обоснование большому количеству самоубийств (аномический суицид по причине убежденности человека в крушении общества).

Вторая социальная теория и представление о феномене в смежных науках

Термин аномия также тесно связан с другим именем в научных кругах. Развитием теории аномии активно занимался Роберт Мертон, взяв за основу невозможность достижения желанной цели законными путями ввиду имеющихся общественных ограничений либо кризиса (реформы, война и так далее). Ученый выделял следующие варианты приспосабливаемости к складывающимся обстоятельствам:

  • инновация (асоциальные поступки);
  • мятеж (попытки трансформировать сложившуюся систему);
  • ретреатизм (выбор действий в зависимости от контекста);
  • ритуализм (одобряемые законом действия, которые априори не приведут к нужному результату).

Рассмотрением идеи об аномии в обществе также занимались: Ллойд Оулин, Джекоб Гвост, Лембрейд, Гюйо и другие ученые. При этом, термин в рамках смежных с социологией наук может фигурировать как понятие «общественного хаоса»; в теологии под аномией понимается безбожие. В политологии и истории понятие часто отмечается в ситуации распада государств, военных действий.

Несмотря на то, что подобный термин широко распространен в различных дисциплинах, необходимо четко понимать его расшифровку в зависимости от общего контекста.

Социальных норм и предписаний и потому относительно высока частота отклоняющегося и саморазрушит, поведения вплоть до самоубийства; 2) отсутствие эталонов, стандартов сравнения с др. людьми, позволяющих оценить своё социальное положение и выбрать образцы поведения, что оставляет индивида в неопредел., «деклассированном» состоянии, без солидарности с конкретной группой; 3) несоответствие, разрыв между универсальными целями и ожиданиями, одобряемыми в данном обществе, и социально приемлемыми, «санкционированными» средствами их достижения, что в силу практич. недоступности для всех этих целей толкает многих людей на незаконные пути их достижения.

Термин «А.» ввёл Дюркгейм, который рассматривал её как постоянное и нормальное состояние «промышленного», т. е. капиталистич., общества. Поскольку это поощряет одинаковые для всех цели и ценности индивидуального успеха, то большинство людей, лишённых богатства, власти, высокого престижа, неизбежно оказываются в конфликте с социальными нормами или расценивают свою как неудавшуюся. Но А., порождая .тич. отклонения от социальных норм, подготовляет и ускоряет перемены в обществе.

Совр. бурж. социология значительно психологизи-ровала А. Она, в первую очередь, рассматривается как личных свойств и лишь затем - социальных условий. В социологии преступности, отклоняющегося поведения и массовых движении эмпирически изучаются такие противоречивые сознания аномич. личности, как беспомощности, изоляции, пустоты, безответственность и отсутствие моральной цели, с одной стороны, а с - , этноцснтризм и политич. экстремизм. Появление множества противоречивых определений А. делает это понятие весьма расплывчатым.

Дюркгейм Э., Самоубийство, пер. с франц. , СПБ , 1912 ; Социология преступности, пер. с англ. , М., 1966 ; Merton R.К., Social theory and social structure, Glencoe (111.) , 1957 ; Ano-mie and deviant behavior: a discussion and critique, ed. by M. Clinard, N. Y. , 1964 ; М с С l o s k у H., S с h a a r J., Psycfiological dimensions of anomy, «Amer. Sociol. Rev.», 1965 , v. 30, № 1; F r o m m E., Escape from freedom, N. ?., 1971.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

АНОМИЯ

(от греч. а – отрицательная частица и nomos – закон)

понятие социологии, введенное . социологом Э. Дюркгеймом и обозначающее любые виды «нарушений» в ценностно-нормативной системе общества. Среди них выделяют « », или отсутствие, пробных норм, неэффективность их влияния как средства воздействия на социальное , их расплывчатость, а также противоречивость между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, позволяющими обладать средствами достижения этих целей. В результате аномии часто слабо регулируются в обществе безграничные по своей природе человеческие желания, и отсутствие эффективных норм их регуляции делает индивидов несчастными, ведет к проявлениям девиантного поведения. Понятие «аномия» более всего подходит к различным переходным состояниям общества (периодам революций, реформ, эпохам «перестроек» и т. д.).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АНОМИЯ

АНОМИЯ (франц. anomie, англ. anomy, от греч. а- отрицательная частица, νόμος-закон)-состояние общества, в котором те или иные области социальной жизни, типы социальных отношений и поведения людей выпадают из сферы нормативного регулирования со стороны общества, когда отсутствуют необходимые для этого нормы или когда значительная часть граждан не считает обязательным следовать существующим нормам. АНОМИЯ фиксирует разрыв между целями и ожиданиями, одобряемыми в обществе, с одной стороны, и реальными средствами их реализации - с другой.

Термин “аномия” встречался уже в . 16 -нач. 17 в. как пренебрежение божественным законом. Как социологическая “аномия” была введена Э. Дюркгеймом. В отсутствии коллективных установлений, необходимых для нормального функционирования социальных структур, Дюркгейм видел не частный недостаток, а болезнь, поражающую промышленное общество. Поощряемые обществом ценности индивидуального успеха сталкиваются с неравенством членов общества в обладании средствами и ресурсами, необходимыми для его достижения, что порождает и аномию. Р. Мертон утверждал, что в высококонкурентном, сегментированном обществе существует атмосфера взаимного недоверия, социальной дезорганизации, когда общие ценности погружены в неразбериху частных интересов, а само общество представляет собой арену для “соперничающих обманов”. По мнению Мертона, аномия есть следствие рассогласования двух элементов ценностно-нормативной структуры общества: культурно предписанных и определенных целей и интересов людей, с одной стороны, и социально санкционированных путей и способов их осуществления-с другой. Акцент на цели, если он не уравновешивается соответствующим акцентом на социально предписанные методы и средства, приводит к тому, что поведение людей деморализуется, а общественная система дезинтегрируется. Согласно Т. Парсонсу, распространение аномии противоположно институционализации, означает разрушение любого нормативного порядка, основанного на институциональном закреплении ролевых ожиданий и соответствующих санкций.

В. М. Быченков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "АНОМИЯ" в других словарях:

    аномия - (гр. а отрицательная частица, nomos закон) понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры … Большая психологическая энциклопедия

    Аномия - (фр. аnomie – заң, ұйымдасудың жоқтығы) – қоғамның құндылықтар жүйесіндегі түбегейлі дағдарыстарды білдіретін ұғым. Аномия әсіресе өтпелі қоғамдарда жиі кездеседі. Бұрынғы әдетке айналған бағдарлар жаңа талаптарға сәйкес құндылықтармен жылдам… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (от французского anomie отсутствие закона, организации), Понятие, обозначающее нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества … Современная энциклопедия

    - (греч.). Беззаконие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. аномия и, мн. нет, ж. (… Словарь иностранных слов русского языка

    аномия - и, ж. anomie f. отсутствие закона <гр. филос. Нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующегося разложением системы нравственных, социальных и т. п. ценностей. Крысин 1998. Понятие, введенное Э … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Аномия - (от французского anomie отсутствие закона, организации), понятие, обозначающее нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Введение

1. Сущность и признаки социальной аномии

2. Основные теории социальной аномии

2.1 Теория аномии по Э.Дюркгейму

2.2 Теория аномии по Р. Мертону

3. Особенности аномии в современном российском обществе

Заключение

Список литературы


Введение

Тема контрольной работы «Социальная аномия: сущность и признаки».

Понятие аномии выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) отвергаются членами этих групп, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодежи.

По определению российских исследователей, аномия - «отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам».

Цель контрольной работы – определить сущность и признаки понятия социальная аномия.


1. Сущность и признаки социальной аномии

Управление социальными процессами обусловлено множеством факторов, среди которых особое место занимает аномия. Латентное влияние социальной аномии на управляемость в обществе привело к тому, что эта проблема часто остается в тени. Между тем социальная аномия снижает эффективность управления, действенность социальных институтов и организаций. Особенно ярко это проявилось в условиях политического и социально-экономического кризиса, в котором оказалось российское общество в 90-е годы. Экономические реформы в некоторых регионах вызвали рост безработицы и резкое снижение уровня жизни, привели к социально-политической нестабильности и высокой социальной напряженности. Разрушение привычного образа жизни, ухудшение социальной инфраструктуры, ослабление роли социальных институтов отрицательно повлияли на все стороны жизни населения. Политические и социально-экономические реформы сопровождались сменой ценностных ориентаций и радикальным изменением законодательства. Сосуществование прошлой нормативно-ценностной системы и нарождающейся новой нравственной и правовой системы норм сопровождалось конфликтами, моральными коллизиями, дезорганизованностью в обществе. Здесь можно обнаружить все признаки глубокой социальной аномии.

Понятие «аномия» возникло более двадцати веков назад. Древнегреческое понятие «anomos» означает «беззаконный», «неуправляемый». Оно встречается еще у Еврипида и Платона. В Новое время понятие аномии мы находим в работах английского историка XIX века Уильяма Мэбейрда, французского философа и социолога XIX века Ж.М. Гюйо. В социологию этот термин ввел выдающийся французский социолог Эмиль Дюркгейм, а позднее существенно развил американский социолог Роберт Мертон.

Аномия (от фр. anomie – буквально «беззаконие, безнормность»; от греч. a – отрицательная частица и nomos – закон) – такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязующих норм, относится к ним негативно или равнодушно.

Впервые явление социальной аномии описал французский социолог Эмиль Дюркгейм. Аномия – отсутствие закона, организации, норм поведения, их недостаточность. Э. Дюркгейм отмечал, что аномичные состояния в обществе возникают особенно часто в условиях экономических кризисов и динамичных реформ. «В момент общественной дезорганизации, – считает он, – будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований – общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека…» 1

Понятие аномии характеризует состояние общества, при котором наступают дезинтеграция и распад системы норм, которые гарантируют общественный порядок (Э. Дюркгейм). Социальная аномия свидетельствует о том, что нормы поведения серьезно нарушены и ослаблены. Аномия вызывает такое психологическое состояние личности, которое характеризуется чувством потери ориентации в жизни, возникающее, когда человек оказывается перед необходимостью выполнения противоречащих друг другу норм. «Прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться… Пока социальные силы, предоставленные самим себе, не придут в состояние равновесия, относительная ценность их не поддается учету и, следовательно, на некоторое время всякая регламентация оказывается несостоятельной».

Позднее аномия понимается также как состояние в обществе, вызванное избыточностью норм, причем противоречивых (Р. Мертон). В этих условиях личность теряется, не зная, каким нормам следовать. Разрушается единство нормативной системы, системы регулирования общественных отношений. Люди социально дезориентированы, переживают чувство тревоги, изолированности от общества. Это закономерно ведет к девиантному поведению, маргинальности, преступности и другим асоциальным явлениям.

Э. Дюркгейм рассматривает аномию как часть своей историко-эволюционной концепции, опирающейся на противопоставление «традиционного» и современного промышленного общества. Проблема аномии порождена переходным характером эпохи, временным упадком моральной регуляции новых капиталистических экономических отношений. Аномия – продукт неполного перехода от механической к органической солидарности, поскольку объективная база последней – общественное разделение труда – прогрессирует быстрее, чем находит моральную опору в коллективном сознании.

Необходимым условием возникновения аномии является противоречие между двумя рядами социально порождаемых явлений (первый – потребности и интересы, второй – возможности их удовлетворения). Предпосылкой целостной личности служит, по Дюркгейму, устойчивое и сплоченное общество. При традиционных общественных порядках человеческие способности и потребности обеспечивались относительно просто, так как соответствующее коллективное сознание удерживало их на низком уровне, препятствуя развитию индивидуализма, освобождению личности и устанавливая строгие принципы (границы) тому, что законно мог добиваться индивид в данном общественном положении. Иерархическое традиционное общество (феодальное) было устойчивым, так как ставило разные цели разным социальным слоям и позволяло каждому ощущать свою жизнь осмысленной внутри узкого замкнутого слоя. Ход общественного процесса увеличивает «индивидуализацию» и одновременно подрывает силу коллективного надзора, твердые моральные границы, характерные для старого времени. В новых условиях резко расширяется степень свободы личности от традиций, коллективных нравов и предрассудков, возможности личного выбора знаний и способов действия. Но относительно свободная структура промышленного общества больше не определяет жизнедеятельность людей и словно с естественной необходимостью и постоянно воспроизводит аномию в смысле отсутствия твердых жизненных целей, норм и образов поведения. Это ставит многих в неопределенное положение, лишает коллективной солидарности, чувства связи с конкретной группой и со всем обществом, что ведет к росту в нем отклоняющего и саморазрушающего поведения.

социальный аномия закон норма желание

2. Основные теории социальной аномии

2.1 Теория аномии по Э. Дюркгейму

По Дюркгейму, преступность бывает незначительной в обществе, где человеческой солидарности и социальной сплоченности достаточно. В результате социальных изменений, которые могут идти как в сторону экономического краха, так и в направлении расцвета, создаются благоприятные условия для разделения труда и большего разнообразия жизни, а интегрирующие, силы ослабляются. Общество распадается и раскалывается. Отдельные его осколки изолируются. Когда единство социума разрушается, а изолированность его элементов увеличивается, социально отклоняющееся поведение и преступность возрастают. Общество оказывается в состоянии аномии. Данное положение Дюркгейм аргументирует следующим образом. Французское общество в последние 100 лет умышленно искореняло факторы самоуправления человеческими инстинктами и страстями. Религия почти полностью потеряла свое влияние на людей. Традиционные профессиональные объединения типа ремесленных гильдий (цехи и корпорации) были ликвидированы. Правительство твердо проводило политику свободы предпринимательства, невмешательства в экономику. А результатом этой политики оказалось то, что мечты и стремления уже ничем не сдерживаются. Эта свобода устремлений стала движущей силой французской промышленной революции; но она же породила хроническое состояние аномии с сопровождающим ее высоким уровнем самоубийств.

Страница 7 из 25


Социальная аномия как ценностно-нормативный вакуум

Несмотря на то, что любая социальная структура должна оказывать сопротивление слишком энергичным попытками ее преобразования, тем не менее если это сопротивление перерастает в консерватизм и окостенение, сразу же заявляет о себе болезнь социальной структуры. Абсолютизация сопротивления, принцип “выживания ради выживания” приводят к расшатыванию системы норм и ценностей и в конечном итоге к “болезни” социальной структуры. Она ветшает, начинает давать сбои в тех или иных институциональных сегментах. Эта общая рассогласованность социальной структуры в области нормативно-ценностных параметров социального поведения получила название аномии.

Социальная аномия – болезненное состояние общественной жизни, связанное с утратой значимости социальных ценностей, социальных норм и законов (социальные ценности – социально значимые и одобряемые в данном обществе черты человеческих отношений и поведения людей; социальные нормы – поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей в общественной и частной жизни). Это рассогласованность ценностного мира, дисперсия базовых и производных ценностей, приводящая к смешению норм и идеалов, законного и незаконного, должного и сущего, нарушение сетки регулятивных и контролирующих координат общества и утрата личностью ответственности за свои социальные действия. Аномия выражается в росте преступности, расшатывании нравственных основ общества, углублении конфликта между поколениями, отсутствии взаимопонимания между различными социальными группами.

Говоря проще, аномия – это рассогласованность главных регуляторов (ценностей) социальной структуры (любой социальной общности, организации, группы).

На это можно возразить, что ценности есть нечто эфемерное, не видимое невооруженным глазом, а все проблемы общества проистекают от проблем политики, экономики, социальной жизни. По-видимому, можно сказать и так (хотя это был бы слишком общий и тривиальный ответ). Но дело в том, что за всеми этими “большими” проблемами общества социологи обнаружили невидимые без микроскопа проблемы человеческих регуляторов или ценностей, которые словно на клеточном уровне несут в себе отклонения и, соответственно, все наши социальные болезни.

Таким образом, мы видим, что социальная аномия является одной из главных причин социальных заболеваний.

Болезнь всей социальной структуры (а аномия и есть одно из проявлений этого состояния) не вытесняет другие проблемы общества, но, напротив, помещает их в более широкий социальный контекст, в котором все иные проблемы воспринимаются как доведенная до своего личностного итога прогрессирующая аномия. Если прежде общество наиболее остро реагировало на разлад личности с системой (и, соответственно, возникающее при этом одиночество), то теперь главной болезнью общества стала пустота ценностного мира, иными словами, его “вакуумизация”, имеющая одним из своих возможных следствий и одиночество, и заполнение социального пространства девиантными ценностями.

Не стоит думать, что аномия представляет собой нечто чуждое и потому неведомое нам. Напротив, в современном мире именно Россия, быть может, дает наиболее яркие примеры аномии.

Верно, что в течение многих десятилетий теория аномии не имела в России никакого успеха, будучи известной лишь узким специалистам в области теоретической социологии и криминологии. В самом деле, реалии авторитарного строя с его устоявшейся социальной структурой, не оставлявшей внутри себя незаполненного вакуума социальных отношений, не давали жизненного материала для привлечения теории аномии в качестве теоретического и практического инструмента познания. Аномия либо существовала только в глубинных слоях социальной структуры, либо была полностью элиминирована.

Однако вырождение и последующее падение социальной структуры советского общества резко изменили всю картину. От предельной заполненности социальных пространств российское общество перешло в состояние полного вакуума культурных целей и институциализированных средств. И здесь наступил час теории аномии, которая оказалась наиболее действенным средством анализа новой ситуации переходного периода российского общества,

Диффузия основных и производных ценностных ориентаций в обществе и полная расшатанность представлений о том, что дозволено или не дозволено, привели к удивительному и одновременно трагическому эффекту: в современном российском обществе практически полностью отсутствует изначальная для любого социума реакция солидарности. Никто ни с кем не хочет вступать даже в примитивные союзы. Все взаимодействия ограничиваются краткосрочными, прямыми и узко направленными контактами. Это касается экономических, политических и культурных институтов.

Полное смешение представлений о целях общественной системы на макроуровне (включение в мировое глобальное сообщество, сохранение империи, создание православного теократического государства, возрождение монархии и пр.) приводит к дизассоциации на микроуровне. Последняя дает особенно наглядные примеры аномии. Ориентация на успех, активно и во многом декларативно насаждаемая сторонниками прозападной модернизации, сталкивается с прямо противоположной ценностной тенденцией – стремлением закрепить традиционные ценности православной жертвенности, духовности (нематериальности), страдания во имя высшей цели. Однако весьма примечательно, что даже эта, казалось бы, непримиримая борьба идей и мотивов не приводит к солидаризации партий и социальных групп и генерированию конфликта в национальном масштабе. Напротив, на индивидуальном уровне большинство людей живут в состоянии одновременной ориентации на все указанные ценности разом, меняя их в зависимости от ситуации.

Это, видимо, можно охарактеризовать как “тотальную, или капиллярную, аномию”, которая охватывает не только общественные институты, но и “капиллярные” структуры повседневности.

Аномия заявляет о себе присутствием прежде всего разнообразного и постоянно расширяющегося спектра социальных отклонений. Строго говоря, такие массовые явления, казалось бы, не имеющие ничего общего друг с другом, как неуплата за проезд в городском транспорте, уход от налогов, списывание на экзамене, по сути, обозначают присутствие аномии. То же касается и любых видов преступности. Причем дело состоит не в том, что указанные отклонения имеют место, что может происходить даже в самых “правильных” и стабильных обществах. Главное состоит в том, что эти отклонения принимают массовый характер и под разными предлогами вполне всепростительно воспринимаются обществом. Вот это уже самая настоящая аномия.

К числу легко наблюдаемых и определяемых “индикаторов” аномии можно отнести рост преступности, социальный хаос, “смятение душ”, неясность жизненных целей (“главное для нас – выжить”), резкое снижение предсказуемости во времени тех или иных явлений, связанных с данной социальной системой (“мы живем только сегодняшним днем”), возрастание значимости материальных ориентаций как противоположных нравственным и духовным (“сейчас нам не до духовных запросов”) и т.д. В этом смысле аномия раскрывается как однозначно отклоняющееся, аномальное состояние социальной структуры.

Не обнаружив устойчивых долговременных ориентиров, человек впадает в состояние усталости от своего собственного бытия. Причем эта усталость приобретает окраску неизбывности, непреодолимости. Никакие рациональные усилия, направленные на преодоление аномии (поиски работы, нового партнера, психотерапевтического лечения и т.д.) не приводят к желаемому результату (если аномия носит всеохватывающий характер). Происходит аномичное саморазрушение личности.

Свое первое подлинно теоретическое осмысление аномия получила в социологии Эмиля Дюркгейма, в частности, в его известном исследовании “Самоубийство” (1897).

В этой работе Э.Дюркгейм рассматривает аномию в качестве одного из объяснений самоубийства, причем аномия представляет собой состояние, в которое погружается общество в эпохи внезапных крутых изменений и социальных потрясений. Не все общественные кризисы ведут к аномии и увеличению числа самоубийств.

Например, находясь в состоянии войны, народ обретает общие цели и задачи, которые объединяют общество, обеспечивают мобилизацию его солидарности. Это касается и социальных революций, которые, с одной стороны, повышают солидарность определенных социальных групп, ослабляя при этом, с другой стороны, солидарность групп, теряющих опору в ходе социального катаклизма.

Однако вялотекущие социальные конфликты и кризисы, сопровождаемые экономической депрессией (скажем, послевоенные состояния общества, характеризующиеся массовым отрезвлением относительно подлинных движущих сил, вовлекших общество в военный конфликт), создают, можно сказать, идеальные условия для формирования “потерянных поколений”, аномии и, соответственно, одиночества.

В работе “Самоубийство” Дюркгейм отвергал объяснения самоубийства в терминах индивидуальных психологических мотивов. Для Дюркгейма главный объясняющий фактор – сугубо социальные обстоятельства самоубийства. Оно становилось, в его видении, функцией нескольких социальных переменных: религиозных, семейных, политических, национальных и других форм социальных отношений. При таком подходе к проблеме французский социолог отбрасывал теории, объяснявшие самоубийство наследственными причинами, космическими факторами, психологическим феноменом подражания и т.д. Наиболее ценной чертой дюркгеймовского анализа самоубийства было как раз раскрытие социальной сущности этого явления, которое вытекает из кризисного состояния общества.

Для нормальной жизнедеятельности человека нужна непрекращающаяся регламентация и регуляция как его внешней (социальной), так и внутренней (биологической) природы. Когда общество чрезмерно ослабляет свой контроль над индивидом, возникает состояние ненормальности, ведущее к распаду личности. Индивидуальные желания, вытекающие из биологической природы человека, непомерно возрастают, общество и индивид дезинтегрируются.

В “Самоубийстве” аномия рассматривается как моральный кризис, при котором на почве общественных потрясений нарушается система моральной регуляции человеческих страстей, что ведет к такому моральному состоянию, при котором возникает отклоняющееся поведение, крайнее проявление последнего – самоубийство. “В момент общественной дезорганизации, будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований, общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека, и в этом мы находим объяснение резких повышений кривой самоубийств...”

Социальная аномия развивается тогда, когда быстрые общественные и экономические изменения нарушают сложившуюся систему общественных отношений, что приводит к формированию “потерянных поколений”, аномии и, соответственно, одиночеству. Вследствие этих нарушений ожиданиям человека не суждено осуществиться, и это становится очевидным и для самого человека. Опрокидывание традиционных норм, утрата ограничений ведут к появлению у людей чувства существования в пустом пространстве без каких бы то ни было ориентиров. Не найдя “осей координат”, некоторые люди устают от существования и одиночества. Их целерациональные усилия становятся бесполезными, жизнь теряет ценность, и следствием этого может стать аномичное саморазрушение – самоубийство как крайняя степень аномии.

Дюркгейм пытался выяснить, в какой степени отклоняющееся поведение зависит от культуры, понимаемой как система норм и ценностей. Аномия вызывается ослаблением значения и веса моральных норм, регулирующих человеческую деятельность, а ослабление уважения к существующей морали – ломкой механизмов регуляции общественных целей.

Иначе дело обстоит с общественными потребностями, проявления которых Дюркгейм видел в стремлении к богатству, власти, роскоши. Границы их удовлетворения неопределенны, жажда общественных вознаграждений беспредельна. Эти страсти никогда полностью не удовлетворяются. Возникает вопрос об оптимальности их развития и реализации. До какого предела может и должна развиваться человеческая активность, чтобы эти потребности нашли свое полное воплощение? Не ведет ли все большее увеличение потребностей к настоящему бедствию, суть которого в противоречии между растущими потребностями и реально достижимыми целями? Как должна происходить дифференциация потребностей согласно профессии, общественному положению?

Эти вопросы носили у Дюркгейма, по сути, риторический характер. Если не обуздать неким образом “страсти души”, то они ведут к воцарению в обществе аномии. Альтернативой ей могло стать лишь нравственное преобразование всего сообщества – своего рода моральная революция.

Экономическая аномия – это нарушение установленного порядка, фиксирующего с относительной точностью максимальный уровень материального благосостояния каждого общественного класса и устанавливающего определенные рамки на шкале доступного, возможного и допустимого накопления материальных благ. Разрушение этой установленной ранее шкалы и возникновение новых соотношений на ней, а равно и появление новых социальных групп “лидеров” и “аутсайдеров” немедленно сопровождается возникновением аномичных состояний. Наряду с макроуровнем (экономическими институтами общества) Дюркгейм рассматривал и микроуровневые институты, в частности семью.

Семейная аномия – нарушение равновесия и дисциплины, обеспечиваемых семьей и семейной моралью. В семье разрушаются роли и ценностные ориентиры, соотношение между поколениями, детерминанты власти и т.д.

Состояние аномии возникает как в случае резкого и очевидного ухудшения экономического положения, так и в случае внезапного наступления благоденствия. В обоих случаях утрачивается привычный образ жизни, социальный порядок дезинтегрируется, его регуляторные функции ослабевают. Нарушается общественное равновесие, одни индивиды быстро возвышаются, другие теряют свое положение в обществе, колеблется и дезорганизуется сама общественная структура. Индивид теряет способность приспосабливаться к социальным преобразованиям и новым социальным требованиям. Исчезают четкие правила и нормы морали и поведения, старая иерархия ценностей рушится, а новая еще не сложилась. На вопрос о том, каким образом степень интеграции социальной структуры может служить причиной самоубийства, Дюркгейм отвечал ссылкой на психологическую конституцию человека, которая требует цели, стоящей выше его, а в слабоинтегрированном обществе такая цель отсутствует, и индивид, обладающий слишком острым восприятием самого себя и своей ценности, стремится быть своей единственной целью, а поскольку такая цель не может его удовлетворить, он влачит апатичное и безучастное существование, которое кажется ему лишенным смысла. Для характеристики морального сознания и психологического состояния индивидов Дюркгейм постоянно использовал следующие выражения: вечное состояние неудовлетворенности, мучение, устойчивое разочарование, бесполезность, дезориентированность, болезненное беспокойство, тревожность, бессмысленность, нетерпимость, жадность, конкуренция, поиск своего места в социальной структуре, чувство прав без обязанностей, ориентация на потребление и удовольствие, отсутствие чувства солидарности с окружающими, выход человеческих желаний и стремлений за рамки возможного их удовлетворения, отсутствие опыта выполнения полезных функций и служения цели, большей чем собственные интересы, отрицание человеческих способностей к упорядоченной и уравновешенной жизни, в которой каждый знает свое место и обязанности.

Альтернативой аномичному состоянию общества может стать лишь глубокое нравственное преобразование всех сфер общежития. Дюркгейм полагал, что только мораль может принудить человека к самоконтролю, привести его потребности в соответствие с их возможным удовлетворением. Как физические, так и общественные потребности зависят по своему происхождению “только от индивидуума”. Общество рассматривается им не как производитель и источник потребностей, а как их ограничитель и средство удовлетворения. В нормальном состоянии общество устанавливает пределы потребностей в роскоши, которые в условиях аномии (безнормности) становятся ненасытными. “Необходима регулирующая сила морального характера”. Так возникает его концепция благотворной для индивида регулирующей силы общества.

Дюркгейм полагал, что в моральном сознании общества существует нетерпимость к роскоши. Общество должно было бы обеспечивать равенство и классовую справедливость благодаря своему моральному авторитету, играющему главную роль во всех общественных делах. Но в случае внезапного нарушения равновесия, прежде всего в экономической сфере, нормальная моральная регламентация нарушается.

Во время экономического кризиса человеческие потребности должны быть уменьшены, и приспособление к этому бывает долгим и мучительным. Если же кризис сменяется подъемом, потребности увеличиваются сверх меры, установленные моральные правила теряют частично свою силу, индивид ищет максимума благ для себя лично, причем за счет других. Человек, оказываясь вовлеченным в борьбу за блага, теряет всякие масштабы дозволенного. Во время кризисов, социальных революций и т.д. одни индивиды внезапно возвышаются, другие попадают на низшие ступени иерархии. Все это вместе лишает индивида надежной опоры, каковой является общественная связь, дисциплина, чувство принадлежности к группе. Анализируя исключительные ситуации и кризисы социальной организации, Дюркгейм делал вывод о необходимости морального и культурного регулирования общественных целей и утверждения гибких ограничений, диктуемых реальными общественными возможностями.

Рассмотрение Э. Дюркгеймом аномии, включавшее классификацию и анализ различных форм этого явления, имело своей конечной целью создание, хотя бы и в теории, таких условий, которые уничтожали основу безнормности и обесценивания общественных ценностных регуляторов. В заключение к “Разделению общественного труда” французский социолог высказал свою мечту об обществе, в котором отдельные индивиды руководствовались бы системой норм и принципов (то есть моралью), призывающей их (индивидов) раз и навсегда удовлетвориться данным положением в системе разделения общественного труда и не стремиться к большему. Так, несколько упрощенно и явно не без влияния социалистических настроений, которым Дюркгейм был не чужд, он видел пути снятия общественной и личной аномии и установления подлинной солидарности. Общественная мораль, гармоничное разделение труда и солидарность должны были бы поглотить эгоизм отдельных индивидов и уничтожить основу аномии, а равно и одиночества, что способствовало бы оздоровлению общества в целом, отдельных социальных групп и индивидов.

Наряду с Э.Дюркгеймом, американский социолог Роберт Кинг Мертон внес неоценимый вклад в развитие теории аномии как отклоняющегося состояния социальной структуры общества. Им были написаны фундаментальные труды, в значительной степени фокусировавшиеся на проблеме разложения общественных ценностей.

Для лучшего восприятия теории аномии Мертона рассмотрим общие основания его теории социальной структуры, так как именно “выпадение” из социальной структуры, несоответствие ее требованиям приводит к возникновению, согласно Мертону, аномичных явлений.

Понятие структуры, по Мертону, подразумевает в качестве своего главного свойства стабильность, упорядоченность, “целерациональность”, предсказуемость. Все эти характеристики выражают принципиальную умонастроенность Мертона – вольно или невольно уходить от развернутого определения социальной структуры как таковой, придавая более важное значение отклонениям социальной структуры от своего “нормального” состояния, охарактеризованного выше. К числу подобных отклонений относится аномия.

Более того, создается впечатление, что Р. Мертон использует аномию в качестве средства негативного определения социальной структуры. Иначе говоря, с помощью анализа “болезни” он стремится воссоздать картину функционально здорового “организма” общества. Такой метод вполне допустим и многократно был использован в социальных науках.

Р. Мертон существенно модифицирует концепцию аномии Дюркгейма. Последняя акцентировала безнормность, бесцельность и дезинтеграцию социального порядка. Мертон же исследует социальную ситуацию в категориях дисбаланса между культурно осознанными целями поведения и требованиями социальной структуры, в силу определенных причин препятствующей их реализации.

Социальная структура раскрывается Мертоном как совокупность “институционализированных норм” и связанных с ними “законных институционализированных средств” достижения целей. Проще говоря, предполагается, что цели могут быть достигнуты, а идеалы реализованы только в рамках социальной структуры, то есть узаконенных, общепринятых, связанных с социальными институтами общества средств достижения целей и воплощения идеалов. Игнорирование институциональной стороны общества приводило бы к анархии и распаду солидарности, ибо в этом случае каждый индивид или же каждая группа вели бы “игру” по разнородным правилам.

Коль скоро социальная структура имеет два взаимосвязанных аспекта – культурные цели и интитуциональные средства, – то остановимся на их рассмотрении более подробно.

К области культуры Мертон относит “организованные нормативные ценности” и связанные с ними “определяемые культурой цели”. В иных терминах область культуры (по Мертону) можно определить как мир человеческих идеалов, руководящих поведением личности. С одной стороны, культура задает цели поведения, с другой – определяет ценности. В совокупности цели и ценности создают координатную сетку, в рамках которой происходит саморазвитие и самореализация человека.

В самом общем виде культурный аспект являет собой мир желаемого, мир устремленности; институциональный аспект – это система ограничений, впрочем, совершенно необходимых для поддержания солидарности в той или иной социальной общности. В свою очередь аномия становится результатом рассогласованности (если не конфликта) между культурой и институциональной структурой, выражающейся прежде всего в невозможности достичь определяемых культурой целей нормальными, законными, установленными обществом средствами. Степень такой невозможности определяется самыми различными факторами – социально-психологическим типом личности, социальным статусом индивида, величиной давления на него со стороны социальной структуры.

Самого различного рода разбалансированности отношений культурных целей и институционализированных норм приводят к возникновению аномии. Реакция социальной структуры, препятствующая, в отношении того или иного индивида, его целедостижению и поощряющая другого, может вызвать спонтанный взрыв нонконформизма, крушения норм и развитие ситуации безнормности и беззаконности, дисфункцию социальных институтов и общую дезорганизацию социальной структуры. Обратная, отраженная реакция может бумерангом разрушить систему верований и идеалов, ради которых индивид вольно или невольно вступил в конфликт с институтами общества, вызывая конфликтную противоположность ценностей и целей, трудности идентификации индивидов в ценностном многообразии (затруднение в ответе на вопрос: кто есть кто?), непредсказуемость реакции окружающих, разложение систем моральных ценностей и отсутствие идеалов.

Аномия вовсе не обязательно должна всегда и при всех обстоятельствах носить тотальный характер. Она обладает своей собственной динамикой. Она может быть эпизодической (смена разочарований периодами бурной целеустремленной активности) или сегментированной (то есть охватывать отдельные “зоны” социальной деятельности индивида, скажем, семейные отношения или профессиональную среду). Но в своем развитом виде аномия охватывает большую часть или все области социальной жизнедеятельности индивида, в чем, в конце концов, и состоит смысл аномии. Настоящая аномия наступает именно тогда, когда еще остававшиеся “островки” социальной стабильности и рациональности поглощаются ценностным вакуумом и нравственной бессмыслицей. Глубокий драматизм аномии состоит в том, что индивид уже не обладает возможностью изменить ни себя (отказавшись от прежних целей и идеалов), ни свое институциональное окружение.

Особого внимания требует понятие “ценностный вакуум”. Оно, в принципе, означает не столько полное отсутствие ценностных регуляторов поведения (подобную ситуацию просто трудно представить даже теоретически), сколько их фрагментированность и рассогласованность. В различных поведенческих эпизодах индивид может подчиняться ценностным направляющим локального или низшего уровня. Но в целом эти эпизоды не складываются в единую систему поведения, они легко дробятся на составляющие, постоянно видоизменяются. На практике это означает поведение, характеризующееся частой сменой убеждений (причем сменой, активно и “доказательно” аргументируемой).

Открытие аномических приспособлений дало Мертону возможность объяснить не только самоубийства (подобно тому, как это сделал Дюркгейм), но и правонарушения, преступность, психические расстройства, алкоголизм, наркоманию.

Согласно Мертону, главное средство противостояния аномии заключается в правильном семейном воспитании, направляющем ребенка по соответствующему руслу приспособления к требованиям структуры. Взаимодействие ребенка и родителей – сложный процесс, который может либо предрасполагать ребенка к будущей аномии, либо элиминировать ее до возможных пределов. Ребенок усваивает доминирующий тип приспособительной реакции, свойственной его родителям, и делает его как бы отправной точкой своей собственной социализации. Из этого вовсе не следует, что ребенок во всем копирует или будет копировать своих родителей, но в любом случае он выработает свою реакцию на поведение родителей.

Преднамеренно теоретический ракурс рассмотрения одиночества и аномии вовсе не исключает краткого рассмотрения прикладных сфер, где указанные теории обретают свое реальное практическое звучание. Одна из указанных областей связана с предпринимательской деятельностью, точнее, с корпоративным бизнесом.

Американский исследователь Роберт Сейденберг весьма искусно, с социологической точки зрения, проанализировал проблему одиночества в семьях представителей крупного корпоративного бизнеса в США. Институт семьи, в данном случае семьи бизнесмена, стал своеобразным “магическим кристаллом”, в котором нашло свое отражение состояние одиночества и его динамика в структурах предпринимательской деятельности в целом.

Исходной позицией Р. Сейденберга, сформи­ровавшейся у него в ходе предварительных наблюдений за частной и деловой жизнью американских предпринимателей, стало признание высокого уровня аномии и одиночества, характерных для этой среды. Частые разъезды по стране и миру, чувство постоянного делового риска и деловой ненадежности, необходимость лицедействовать, дабы скрыть истинные эмоциональные состояния, повышенная осторожность в установлении каких-либо контактов с людьми, забота о сохранении деловой тайны даже от жены и близких – все это, по мнению Сейденберга, ведет к социально-психологической изоляции бизнесмена и формированию его одиночества.

Семья фактически оказывается слабой защитой от описанного выше дистресса. Согласно стилю жизни среднестатистического предпринимателя, семья играет в общем и целом второстепенную роль, заполняя его свободное время, когда таковое имеет место. Роль же главных компенсаторов дистрессового состояния играют иные факторы – рост служебной карьеры и азарт конкурентного игрока. Именно эти два фактора (но не семья) противостоят одиночеству и могут субъективно рассматриваться бизнесменом как нечто такое, что снижает его одиночество.

Что касается жен крупных бизнесменов, то, несмотря на их кажущееся внешнее благополучие, они по большей части испытывают жесточайшее одиночество не в последнюю очередь вследствие своей “невключенности” в смысловой ценностный ряд своего супруга. Это ведет к потере “корпоративной женой” своего Я, то есть личностной самоидентичности.

В итоге, по мнению американского социолога, семья корпоративного бизнесмена стала генератором одиночества в обществе, порождая многочисленные проблемы, такие как разводы, неполные семьи, дети без родителей и др.

Развитие теории аномии в “постмертонианской социологии” показывает, что наиболее влиятельные социальные структуры и институты (прежде всего политические и экономические) не способствуют снижению указанных явлений, а, напротив, придают им еще большее распространение. Поскольку в мире ныне господствуют несколько весьма убедительных эсхатологических моделей (экологическая опасность, глобальное потепление климата, истончение озонового слоя атмосферы, демографический взрыв, оскудение ресурсов земли и ее плодородия, распространение СПИДа и превращение его в пандемию и др.), то представляется вполне возможным присоединить к печальному алармистскому списку и аномию. Она здесь, она среди нас, она и там, где, по логике вещей, должен господствовать прогресс и преобладать разумная целерациональность. Аномия оказывается все более тесно связанной с наиболее мощными экономическими и политическими институтами (частное предпринимательство и легальная демократия), которым, по идее, должно принадлежать будущее.

И хотя общество реагирует на наступающие аномии разного рода терапевтическими программами (психотерапевтическое консультирование, установление “человеческих отношений” на производстве, разыгрывание “человеческой карты” в СМИ и социально ориентированной рекламе и т.п.), они, как представляется, даже в первом приближении не могут сыграть сколько-нибудь существенной роли в нейтрализации деструктивного воздействия аномии. Она уходит своими корнями в базовые структуры общества.



error: