Старец Паисий Святогорец: Ставьте вопросительные знаки после помыслов подозрительности.

:
Духовная мнительность

Есть и другие предметы веры, не принимаемые без труда некоторыми христианами: всех их перечислить невозможно, но надеемся, что и на этих четырех примерах усердный духовник научится, как бороться против всех подобных сомнений христиан.

Еще более необходимо ему различать неверие или сомнение действительное от неверия и сомнения мнимого или кажущегося, которое неопытных христиан иногда тяжко угнетает и ставит в беспомощное положение. Иной верующий и молящийся христианин сетует пред духовником так: временами я верую в Причастие, временами я верую в Бога, временами как будто вовсе не верую. Ответы на подобное сетование я поместил в последнем или предпоследнем номере Приходского Листка, издававшегося при Св. Синоде, в феврале 1917 г., а затем в IV дополнительном томе своих сочинений (Киев, 1918 г.) в "Письме к священнику о поучении молитве". Такие помыслы неверия возникают в душах людей мнительных, любящих перещупывать все свои ощущения и исполненных постоянной суетной боязни, как бы в чем не промахнуться, как бы не оказаться в чем либо неисправными. То им кажется, что они больны сами, или их дитя начинает хворать или вот-вот захворает и т.п. Нередко они впадают в еще большую беду, в так называемые "хульные помыслы", когда в их голове, совершенно против их воли, с мыслью об имени Христовом или Богородицы складываются те или иные ругательные слова, и конечно, чем они больше борются против таких нелепых сочетаний, тем последние настойчивее теснятся в их голову. Неопытные люди с ужасом начинают считать себя богохульниками, а неопытные духовники начинают им говорить о тяжком грехе богохульства, о хуле на Святого Духа, как наибольшем из всех грехов. После этого те бедняжки сейчас же начинают испытывать прилив ругательных выражений на Святого Духа, мучаются, худеют и даже помышляют о самоубийстве, мысля себя все равно уже погибшими во веки. И не поможет духовник мучимым помыслами, пока они не встретятся с более осведомленным в духовной жизни человеком, который разъяснит им, что лучшее лекарство имеется во всякой духовной книжной лавке и стоит недорого; оно называется в брошюрке того же святителя Димитрия "О хульных помыслах", где со слов древних великих Отцов поясняется, что таковые помыслы, не будучи плодами ненависти против Бога и святых, а просто сочетаниями ругательных слов или звуков в голове мнительного человека, вовсе не составляют греха, и на них не должно обращать никакого внимания, а спокойно молиться и приобщаться, какие бы глупые слова или образы ни теснились в голове.

Подобное же значение имеет кажущееся человеку по временам неверие в Причастие, даже в Самого Бога. Вера есть чувство очень тонкое, духовное. Как бы она ни была присуща нам, но если мы будем ее ощупывать в себе, как бы давая себе отчет во всех качествах нашего чувства к Богу или к Божией Матери, то это чувство как бы испаряется на время из области нашего непосредственного ощущения, но, конечно, не из нашей души и сердца. Поступите так даже с самыми грубыми ощущениями, ущипните больно свою руку и начните соображать в это время, чем эта боль отличается от зубной, от головной, - и вы перестанете даже ощущать свою боль. Один немецкий философ, страдая мучительными приступами зубной боли, именно таким способом переставал ее ощущать. Посему и христианин, если в его убеждениях нет каких-либо определенных опровержений истин веры, не должен думать, что в нем нет веры, хотя бы ему так и казалось временно, а должен спокойно молиться и приступать к Святым Таинам, не придавая никакого значения своей мнительности, которая только усиливается при нарочитой борьбе с нею.

Некоторые монастырские духовники поведали мне, что Бог им помогал добиться от кающихся признания в таких грехах, которые они не решались открыть на прежних исповедях в продолжение десяти, двадцати лет, а потому мучились целую жизнь и считали себя погибшими для спасения, зная слова Церкви: "Аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши; внемли убо, понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши" Грехи эти бывают или очень постыдные и грязные, противоестественные по 7-й заповеди, например: кровосмешение, скотоложство, деторастление (все это бывает весьма часто, и притом иногда у людей, которые пользуются уважением окружающих), или преступные в уголовном смысле: убийство, детоубийство, воровство, грабеж, попытки отравления, злостное оклеветание из ревности или зависти, внушение ненависти к близким, возбуждение ближних против Церкви и веры и т.п. Если духовник прямо поставит вопрос о таком грехе, то кающийся, пожалуй, не отречется, но сам сказать своего преступления не решится. Между тем, предлагать каждому вопросы о всех таких гнусных грехах тоже невозможно. Должно, по окончании обычных вопросов, ласковым и тихим голосом сказать: "Может быть, есть грех, в котором тебе совестно сознаться? Может быть, ты что-нибудь не решился сказать о своих грехах на прежних исповедях или забыл, а потом вспомнил и уже не осмеливался сказать духовнику?" Весьма возможно, что прихожанин ответит утвердительно, но все же будет колебаться высказать, в чем именно было дело. Иногда в это время у них (особенно у женщин) начинается плач и дрожь, они покрываются потом, а говорить не решаются. Тогда умножь свою ласку и участие и говори: отложи стыд, чтобы не быть постыженным на Страшном Суде пред всеми, а здесь, кроме меня и Ангелов, никто ничего не узнает, а нашего брата священника грехом не удивишь; мы за день наслушались таких вещей, что удивляться нам уже нечему. Если исповедывающийся все-таки не решится прямо сказать, в чем дело, то скажи ему: "Ну вот, тебе легче будет признаться, если я тебя буду спрашивать по заповедям: касается ли твой грех седьмой заповеди против плотского наслаждения? или воровства или злодеяния людям? или богохульства? и т.д. Когда будет дан обычный ответ на род греха, тогда спрашивай уже, какой именно грех, и перечисляй грехи. Люди простые назвать даже иногда своего греха не сумеют; тогда спрашивай описательно, и когда кающийся, познав в твоем лице не грозного обличителя, а состраждущего ему друга, наконец скажет о своем преступлении, не ужасайся и не негодуй, ибо он сам себя довольно укорял, а только посетуй, зачем он раньше не сказал о сем, зачем скрывал на прежних своих исповедях: ведь он мог умереть не сознавшись и навсегда погубить свою душу; лгущие на исповеди обыкновенно оканчивают свою земную жизнь самоубийством; пусть же грешник уже в том усматривает Божие к себе милосердие, что Господь не лишил его возможности исповедать свой грех. Затем скажи ему, какая епитимья и сколь долгое лишение Святого Причастия полагается за сие по Номоканону; но, если видишь глубокое раскаяние человека, и если грех совершен давно, то рассуди, не допустить ли его к Причастию завтра же, и потребуй от него немедленного или постепенного заглаждения последствий греха: если он что незаконно себе присвоил, пусть возвратит; если кого обесчестил, пусть удовлетворит, или испросит прощения; если наплодил незаконных детей, пусть содержит их и т.д. Затем, если человек растроган и видимо желает освободить совесть свою от греха, положи ему епитимию, предварительно спросив его, молится ли он вообще, бывает ли в церкви, и если ни того, ни другого не делает, то, конечно, не будет смысла накладывать на него посты, но дай ему в виде епитимии завет хоть три-четыре молитвы читать утром и вечером и постоянно с покаянием вспоминать перед Богом о своем падении. Если же он человек религиозный, то назначь ему канон или богомоление в отдаленной обители, но предварительно узнай обстоятельства его жизни и быта, а не прорекай епитимии как пророк, но прилагай врачевание с разумом.

К епитимиям мы еще, вероятно, вернемся, а теперь уместно сказать о том, что должно не менее, чем окамененного нечувствия, опасаться уныния и отчаяния в кающихся. Эти чувства гнетут их после грехов непоправимых, например: детоубийства или истребления плода, причинения кому-либо непоправимого вреда, несчастья, а иногда люди подвергаются унынию просто по причине собственных горестей - смерти детей, почитаемой наказанием Божиим за прежние грехи, запутанных обстоятельств и т.п. Исцеление духовных чад от этих демонских искушений - уныния и отчаяния, достигается не столько пояснением истин Божиих, как, например, напоминанием о спасении Благоразумного Разбойника, Закхея, блудницы и т.п., сколько явлением братского участия и сострадания человеку: "Если мне тебя жаль, то Отец ли Небесный тебя не пожалеет? Знай, брат, что уныние от диавола, почему мы и молимся в посту с земными поклонами, чтобы Бог не допустил нас до уныния. При сем имей в виду, что уныние и отчаяние всегда имеют в себе скрытый яд гордыни или самолюбия, как бы начаток некоего ропота и укоризны Промыслу, что попустил тебя впасть в беду или грех. Отгони от себя это озлобленное чувство на Бога или на людей, вникни в себя самого и признайся, что сам ты кругом виноват в том, что поддался злым наветам диавола или злых людей и опустился, что не Бог тебя дал в обиду, а сам ты обидел Бога, согрешив против Него и отвергая многократную Его вспомоществующую десницу. Тогда тяжелый камень озлобления свалится с твоего сердца, а с ним отпадет и уныние, и ты уже с умиленным сокрушением вознесешь ко Господу покаянную мольбу, а затем и радостное благодарение."

О.Серафим: В наше время, по причине всеобщего духа самости и гордыни, в людях очень сильно возросло самомнение. По этой причине, мой тебе совет, борись с самомнением и мнительностью, ибо ты очень часто приписываешь человеку то, чего у него нет в голове, и о чем он даже и не думает. Причина этому – самомнение, мнительность. Но ты как раз с этими главными страстями и не борешься, и по этой причине подпадаешь под чары бесовские, и начинаешь видеть то, чего в реальности нет; и потом с этим, нарисовавшимся в твоем уме, начинаешь воевать. Если ты не будешь бороться с этим, то все познания, которые ты будешь приобретать, будут употребляться тобою на то, чтобы двигаться в обратную сторону.

Мне приходилось и приходится наблюдать очень многих людей, которые приобретали обширные познания, или которые проходили путь борьбы со страстями, но так как они не освободились от самомнения и мнительности, то в дальнейшем впали в духовную прелесть. Они пришли к этому потому, что бес через самомнение накручивал им в уме то, чего в реальности нет, а они же с этим не боролись; и таким образом, они попали под чары бесовские. Доказать человеку что-то, когда он в таком состоянии, – невозможно. Я обычно, видя такое, и не навязываюсь со своими наставлениями или доказательствами, а устраняюсь и просто молюсь, ибо знаю, что это все бесполезно.

Я видел с самого начала это же самомнение, мнительность и властолюбие в тебе, но надеялся и надеюсь на то, что ты когда-то начнешь от них избавляться. Ибо от этого у тебя очень многие беды, в твоей личной жизни, страдания и несчастья. Если ты избавишься от этого, то тебе станет намного легче, процентов на 80-90, и жизнь станет счастливее. Вот и сейчас, они в очередной раз ввели тебя в страстное состояние, и ты от этого потеряла покой в духе, и начались внутренние муки и страдания. В этом страстном состоянии: духовное видение искажается, и человек смотрит уже через призму этого духа. Мне часто приходилось наблюдать, как у тебя в уме рисуется враг, вот с такими-то неправильностями, и ты с ним начинаешь воевать. Это и есть бесовские чары и обольщение, которые находят на человека по причине одержимости самомнением и мнительностью, которые в конечном итоге могут привести человека к духовной прелести.

Наше время такое, что бесы наводят на людей свои чары, и именно через самомнение и мнительность. И когда человек подпадает под это, то доказать ему невозможно то, на чем он зацикливается. И если человек будет оставаться одержимым этим самомнением и мнительностью, то, рано или поздно, бесы его на чем-либо поймают, что и происходит со всеми. Это и есть бесовское обольщение, в конце времен, под которое подпадают все люди, не искореняющие в себе самомнение и мнительность – этот корень греха. На этом основании и будут совершаться антихристовы чудеса, и люди будут видеть то, чего на самом деле в реальности нет.

“Многочисленные произведет он (антихрист) знамения, но ложно, а не действительно. И в присутствии многолюдной толпы, которая будет восхвалять его за мечтательные чудеса, издаст он крепкий глас, от которого поколеблется место, где собраны предстоящие ему толпы, и скажет: все народы, познайте мою силу и власть! В виду зрителей будет переставлять горы и вызывать острова из моря, но все это обманом и мечтательно, а не действительно; впрочем, прельстит мир, обманет взоры всех, многие поверят и прославят его, как крепкого Бога” (преп.Ефрем Сирин, т.2, «Слово на пришествие Господне…»). Причина этого обмана и самообольщения – самомнение и мнительность, одержимость духом самости и гордыни.

Для того чтобы произносить правильный суд, надо избавляться от самомнения и мнительности. О чем я выше написал. Для того чтобы избавиться от самомнения, то самое первое правило состоит в том, что надо научиться не верить своему видению и ощущению, а подвергать их сомнению. Ибо к нашему видению и ощущению примешана самость, которая искажает наше видение. И доколе человек не избавится от этого духа самости, в видении и ощущении, дотоле он не может произносить правильный суд. Хочешь, не хочешь, но от неправильного суда не избавишься дотоле, доколе не встанешь на путь избавления от самомнения и мнительности.
Человеку естественна способность суждения, и он все время проявляет ее, совершая тот или иной суд, в отношении чего-либо. Богом запрещен не сам по себе суд, который есть проявление способности суждения, а запрещен только лишь суд неправедный: “судите судом праведным”
(Иоан.7:24). Об этом

Разница состоит в том, что видение и ощущение естественно человеку, но к ним примешана самость, первородный грех. Когда человек видит и ощущает с примесью этого духа самости, то это видение искаженное. Когда же человек, в личной жизни, через борьбу с этим духом самости, освобождается от него, тогда видение и ощущение у него становятся свободными от примеси этого духа. И тогда он может видеть правильно и делать верные выводы, т.е. произносить правильный суд.

Духовное видение объяснить словами невозможно. Это не видение каких-то видений или явлений. Это похоже в какой-то степени на ощущение, но не совсем так. Если понаблюдает за собой человек, то проявления этого сможет увидеть, в каких-то случаях. Но одно дело – это видение соединенное с духом самости; а другое дело – когда это видение свободно от него, тогда оно свободно от самомнения и мнительности. Отсюда и разница в видении. Собственно говоря, решение всех возникающих проблем и вопросов зависит от этого. И все споры вокруг этого и вращаются. В этом выражается природа человеческая, и уйти от этого невозможно. Весь вопрос только в направленности, в окраске, в этих проявлениях природы.

Логически это так, как я тебе сказал, а на деле это знает и ощущает только тот, кто это опытно проходил. И кому-либо “на пальцах” объяснить это – практически невозможно.

Я очень часто наблюдал и наблюдаю: приходившим людям, не имеющим никакого понятия о внутренней жизни, даешь наставления, вводишь их во внутреннее делание, на уровне умовом, рассудочном объясняешь им понятия о внутренней жизни, они всё это познают. А потом, по причине того, что в личной жизни они не искореняют из себя самомнения и мнительности, духа самоуверенности, то начинают всеми этими познаниями и борьбой со страстями действовать, по отношению к ближним, исходя из самомнения и мнительности, ища самоутверждения, по настрою своего духа. При этом, они этого не видят. И, таким образом, заходят в состояние духовной прелести.

Ты спрашиваешь: “Как же увидеть это самомнение и мнительность в себе? Если это как душевнобольной, – для всех окружающих он больной, а сам он этого не видит? И правильно ли внутреннее побуждение во всём сомневаться, испрашивая у Господа, так ли я поступаю, даже в мелочах, согласно ли это с волей Божией? Или это тоже мнительность?”

Это приходит только с опытом, при правильно-проходимом внутреннем делании. То есть, когда это делание, по настрою духа, не будет основываться на духе самости. Ошибки и падения здесь неизбежны, но все зависит от благоразумия и осторожности. Это все из опыта, и правильных выводов из своих ошибок и падений.

Мнительность – это самомнение цепляющееся за какие-либо вопросы от которых оно не может оторваться, по причине своей одержимости, зацикленности, так как через эту зацикленность, на чем-либо, ищется дух самоутверждения.
Самомнение – это мнение, которое не в согласии с волей Божией, в зависимости от ситуации и обстоятельств. То есть, в каждом конкретном случае необходимо учиться различать волю Божию и действовать в соответствии с Ней, – это и будет исполнение заповедей Божиих. Для вспомоществования они нам даются в письменном виде, т.е. это воля Божия выраженная, в общем, внешне. Но применение их к частностям, зависит от нашего духовного видения воли Божией, в той или иной ситуации, жизненных обстоятельствах.

Мнительность начинается с самомнения, которое ищет дух самоутверждения через посредство зацикления на чем-либо. А самомнение – это мнение, которое не в согласии с волей Бога, в конкретный момент времени.
Точно так же мнительность может проявляться и через сомнение. Сомнение естественно человеку по природе. Но когда человек проявляет его не к месту, не к времени или без меры, тогда оно переходит в грех. Это случается тогда, когда через сомнение ищется дух самоутверждения. – Когда происходит зацикление на чем-либо через сомнение, которое проявляется не к месту, не к времени, без меры, тогда и получается мнительность. А когда это переходит в привычку, тогда образуется страсть мнительности. Когда это случается иногда, то это не так страшно. Но когда это становится системой, привычкой, тогда это уже мучительная страсть мнительности, погибельная для души.

Первое с чего я начинал учить, когда мы еще жили общиной, то это то, чтобы научиться не совершать суда основанного на самомнении. Для этого я всегда повторял два правила, когда о чем-то или о ком-то пытается судить человек.

Надо задать себе вопросы:
1).”А надо ли это мне лично, для моего спасения, – судить вот об этом деле или об этом человеке”. И если не надо, то все помыслы на данную тему отсекать.

2). “А знаю ли я все обстоятельства и нюансы данного дела, чтобы произносить правильный суд. Может я чего-то не знаю, каких-либо обстоятельств, а потому могу совершить суд неправильный”.

Поэтому, если есть в этом нужда, то надо оставить это как предположение, а не как убеждение. Предположение говорит: “это вот так-то, но впрочем может быть я ошибаюсь, не зная каких-либо обстоятельств данного случая или дела”. Предположение, – это не окончательное решение, – это решение растворенное сомнением.

Те, которые находили своим судам и убеждениям самооправдания, или если их обличали, и они свой неправильный суд постоянно оправдывали тем, что я не знал, мол, обстоятельств, поэтому и неправильно рассудил. То они продолжали воспитывать в себе и возгревать самомнение, дух самости и гордыни, и таким образом заходить в состояние духовной прелести. Хотя иногда и приходили в раскаяние, но потом, по навыку, по привычке, опять впадали в то же. В конечном итоге, это все повылазило. Ибо ничто не проходит бесследно.

Те же, которые научились отсекать свое самомнение, по этим двум пунктам, обрели некое спокойствие в помыслах и душе. И таким образом избавились в личной жизни от многих проблем.

Все разбирательства между расколами в синодах не могут разрешиться именно по этим причинам, а так же по причине того, что привязанны к обрядам, буквам канонов и правил и организациям. И на этом самоутверждаются и полагают свое спасение. Христианство, православие – не ощущается как дух: «Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Дух есть слава христиан (см.Ин.7:39). Где нет Духа, там нет православия» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, “Поучение в неделю Торжества Православия”). На сегодняшний момент времени, христианство, православие – потеряли, как дух. В этом и вся проблема.

При таком положении вещей, нормализации церковной жизни не будет никогда, никакой; а будет, дальше, еще большее расшатывание всего. Бог попускает это, чтобы выбить стоящий в основании дух самоутверждения, стабильности, основанной на духе самости. – Чтобы привести всех в состояние нестабильности, в ощущение своей немощи, беспомощности. Это попускается потому, что у современного человека, именно, отсутствует ощущение немощи, а вместо него присутствует, в ощущении, дух самоутверждения. А заменить христианство, – которое есть дух, – обрядами, канонами и правильными догматическими формулировками – не получится.

Преп.Исаак Сирин сказал: “Кто не знает своей немощи, тому недостает смирения” (сл.61), т.е. в нем неизбежно будет самомнение, дух самоуверенности и самонадеянности, дух самости и гордыни. И этим духом будет растворена вся его деятельность, в том числе и подвижничество. Такая деятельность и такое подвижничество, вычитывание молитв и служб, без опытного познания своей немощи, еще более возгревает в человеке самомнение и дух самости, и соединяет его, по настрою духа, не с Богом, а с демонами; приводит к вечной погибели. Вот она причина нестабильности в современном обществе и церковных организациях: самомнение, дух самости и гордыни.

Ты спрашиваешь: Как объяснить явление фанатизма, с которым приходится сталкиваться, в наше время, в современной жизни?

Иногда приходится слышать, что мученники, которые шли на смерть за Христа, – это фанатики. Но в другие моменты, к примеру, во время войны, когда требуется народный патриотизм, чтобы кто-то умирал за родину, за какие-то идеи, за светлое будущее, то это, говорят, – не фанатизм, это – нормально, это – героизм. А если за Отечество Небесное, за Христа, то это, мол, фанатизм.

Но здесь необходимо определиться с терминами и значением данного понятия.

Мученики, на самом деле, не были фанатиками, ибо они поимели силу ревности, свободную от духа самости. То есть, они проявили силу ревности и задействовали ее в согласии с волей Божией: к месту, ко времени и в меру.

Фанатизм – это сила ревности, проявляемая не к месту, не ко времени, не имеющая меры, не в должном настрое духа. Фанатизм может сопровождаться кровяным разгорячением, а может быть и хладнокровным.

Сама по себе, сила ревности не есть грех, ибо она свойственна человеческому естеству, – это сила души, ее энергия. Да и разве может человек хотя бы один день прожить без задействования силы ревности? Чтобы решиться на какое-нибудь дело, необходимо поиметь силу ревности – эту энергию души, которая передается и телу. Она приобретает окраску в зависимости от того, с какой целью, с каким намерением человек употребляет ее.

Сила ревности – это свойство нашего естества, заложенное Богом, при сотворении человека. При помощи ее можно искоренять страсти, греховные навыки, привычки; или наоборот, – искать удовлетворения их.

Когда человек молится перед иконами, кладёт поклоны, то он тоже задействует силу ревности, кровяное разгорячение. Но это не грех. Грех будет тогда, когда человек начнёт искать услаждения в этом, или когда через это станет возгревать в себе самомнение, душевное и телесное сладострастие, дух самости и гордыни.

Если человек задействует силу ревности в смиренном и сокрушенном настрое духа, старается ничего себе этого не вменять, не поставляет целью искание душевного сладострастия, – то тогда его сила ревности будет правильно направляться и действовать, т.е. не страстно: проще говоря, будет иметь своё время, место и меру.

Когда люди не к месту, не ко времени употребляют силу ревности, совершают какие-то поступки, приносящие вред; не имея при этом благоразумия, духовной рассудительности, – то вот и получаются фанатики.

Благоразумие, духовное рассуждение и отсекают действие силы ревности, когда она действует не по разуму, т.е. когда она омрачает рассудок и ум.

И это не только в области религии, ибо то же самое и в политике, и в быту, и просто в общении между людьми. Сила ревности безумная и бестолковая, омрачившая сознание и ум, может привести к каким-либо абсолютно фанатичным действиям.

Можно быть фанатиком крайне правым, отсюда явление крайнего нацизма и фашизма. Но можно точно так же быть и фанатичным либералистом. А можно так же, фанатично начать преследовать фанатиков, стараясь уничтожить фанатизм. То есть, можно быть фанатиком, как крайне правым, так и крайне левым.

В основании фанатизма стоит одержимость самомнением. Фанатизм – это мнение не свободное от духа самости, приносящее дух самоутверждения. То есть, человек в своем произволении хранит сочувствие к самости в мнении, к духу самости и гордыни. А на чем зациклить это самомнение – это не имеет значение. Можно на чем угодно, хотя бы на том же либерализме.

Главная причина фанатизма – это одержимость самомнением. Если человек избавится от самомнения, то никакой фанатизм не пристанет к нему. Самомнение, так же, – есть начало шизофрении. Шизофрения – это и есть одержимость самомнением. В зависимости от степени этой одержимости бывает и разная степень шизофрении. Причина того, что в современном обществе, «сплошь и рядом», люди больные шизофренией – это и есть одержимость самомнением, а в настрое духа – дух само-утверждения, одержимость духом самости. Избавиться от фанатизма можно только через борьбу с самомнением, с духом самости и гордыни. Другого пути избавления и излечения от него – нет. То же самое относится и к окончательному избавлению и излечению от шизофрении.

Помоги тебе Господи, на твоем пути к спасению, в борьбе с самомнением и духом самости.

Есть и другие предметы веры, не принимаемые без труда некоторыми христианами: всех их перечислить невозможно, но надеемся, что и на этих четырех примерах усердный духовник научится, как бороться против всех подобных сомнений христиан.

Еще более необходимо ему различать неверие или сомнение действительное от неверия и сомнения мнимого или кажущегося, которое неопытных христиан иногда тяжко угнетает и ставит в беспомощное положение. Иной верующий и молящийся христианин сетует пред духовником так: временами я верую в Причастие, временами я верую в Бога, временами как будто вовсе не верую. Ответы на подобное сетование я поместил в последнем или предпоследнем номере Приходского Листка, издававшегося при Св. Синоде, в феврале 1917 г., а затем в 4-ом дополнительном томе своих сочинений (Киев, 1918 г). в "Письме к священнику о поучении молитве." Такие помыслы неверия возникают в душах людей мнительных, любящих перещупывать все свои ощущения и исполненных постоянной суетной боязни, как бы в чем не промахнуться, как бы не оказаться в чем либо неисправными. То им кажется, что они больны сами, или их дитя начинает хворать или вот-вот захворает и т.п. Нередко они впадают в еще большую беду, в так называемые "хульные помыслы", когда в их голове, совершенно против их воли, с мыслью об имени Христовом или Богородицы складываются те или иные ругательные слова, и конечно, чем они больше борются против таких нелепых сочетаний, тем последние настойчивее теснятся в их голову. Неопытные люди с ужасом начинают считать себя богохульниками, а неопытные духовники начинают им говорить о тяжком грехе богохульства, о хуле на Святого Духа, как наибольшем из всех грехов. После этого те бедняжки сейчас же начинают испытывать прилив ругательных выражений на Святого Духа, мучаются, худеют и даже помышляют о самоубийстве, мысля себя все равно уже погибшими во веки. И не поможет духовник мучимым помыслами, пока они не встретятся с более осведомленным в духовной жизни человеком, который разъяснит им, что лучшее лекарство имеется во всякой духовной книжной лавке и стоит недорого; оно называется в брошюрке того же святителя Димитрия "О хульных помыслах", где со слов древних великих Отцов поясняется, что таковые помыслы, не будучи плодами ненависти против Бога и святых, а просто сочетаниями ругательных слов или звуков в голове мнительного человека, вовсе не составляют греха, и на них не должно обращать никакого внимания, а спокойно молиться и приобщаться, какие бы глупые слова или образы ни теснились в голове.

Подобное же значение имеет кажущееся человеку по временам неверие в Причастие, даже в Самого Бога. Вера есть чувство очень тонкое, духовное. Как бы она ни была присуща нам, но если мы будем ее ощупывать в себе, как бы давая себе отчет во всех качествах нашего чувства к Богу или к Божией Матери, то это чувство как бы испаряется на время из области нашего непосредственного ощущения, но, конечно, не из нашей души и сердца. Поступите так даже с самыми грубыми ощущениями, ущипните больно свою руку и начните соображать в это время, чем эта боль отличается от зубной, от головной, - и вы перестанете даже ощущать свою боль. Один немецкий философ, страдая мучительными приступами зубной боли, именно таким способом переставал ее ощущать. Посему и христианин, если в его убеждениях нет каких-либо определенных опровержений истин веры, не должен думать, что в нем нет веры, хотя бы ему так и казалось временно, а должен спокойно молиться и приступать к Святым Тайнам, не придавая никакого значения своей мнительности, которая только усиливается при нарочитой борьбе с нею.

Будет прославлен в лике святых в ближайшее время, сообщает сайт «Святая гора». Недавно состоялась канонизация старца Порфирия Кавсокаливита; ожидается прославление и других афонских подвижников. Старец Паисий особенно любим в России - книги с его поучениями разошлись огромными тиражами. Предлагаем вашему вниманию беседу старца Паисия о подозрительности и борьбе с ней.

- Геронда, что поможет мне прогнать помыслы подозрительности?

А ты уверена, что все действительно обстоит так, как тебе это представляется? Раз ты обычно видишь во всем плохое, то после каждого своего помысла всегда ставь вопросительный знак. А кроме того, чтобы не согрешать в своих суждениях, включай в работу и добрый помысл о других. Если ты станешь ставить после своих помыслов не по одному, а по два вопросительных знака, будет еще лучше. А если по три, то совсем хорошо. Поступая так, ты будешь умиротворяться и получать пользу. И не только сама - ты окажешь пользу другим. В противном же случае, принимая помыслы «слева», ты приходишь в раздражение, волнуешься, расстраиваешься и наносишь себе духовный вред. Если будешь относиться ко всему, что происходит вокруг, с добрыми помыслами, то спустя немного времени увидишь, что дело в действительности обстояло так, как ты это увидела, включив в работу добрые помыслы. Расскажу тебе один случай, чтобы ты поняла, что может наделать «левый» [недобрый] помысл.

Как-то раз ко мне в каливу пришел один монах и сказал: «Старец Харалампий - колдун. Я сам видел, как он ворожил». - «Что же ты говоришь, глаза твои бесстыжие! - отчитал я его. - И не стыдно тебе такое нести!» - «Да! Да! - настаивал он. - Я сам видел, как однажды ночью при луне Старец мычал: „М-м-ме… М-м-ме…“ - и при этом лил в кусты какую-то жидкость из большой оплетенной бутыли!». Ну что ж, выбираю я свободный день и иду в каливу Старца Харалампия. «Ну, - спрашиваю, - отче Харалампие, как твои дела? Как житье-бытье? Чем занимаешься? Тут один увидел, как ты что-то лил в кусты из большой бутыли, да еще и мычал: „М-м-ме!“». - «Там в зарослях, - показал мне Старец, - растут несколько лилий, вот я и поливал их. Напевая „Рáдуйся, Невéсто Неневéстная!“, я выливал немного водички на один цветок, потом опять пел: „Рáдуйся, Невéсто Неневéстная!“ - и выливал немного воды на другой… Потом наполнял бутыль, возвращался к цветам и снова их поливал…» Видишь как! А другой увидел все это и принял Старца за колдуна!..

Какие же добрые помыслы имеют некоторые мирские люди! А другие - несчастные - так страдают от вещей, которые не просто не существуют в природе, но которые и сам диавол не смог бы выдумать! Однажды, когда после страшной засухи пошел дождь, я почувствовал такую благодарность Богу, что, сидя в каливе, без остановки восклицал: «Боже мой, благодарю Тебя миллионы, миллиарды раз!» Я не знал, что в это время под окном стоял один мирской человек и слушал. Потом, встретившись со мной, он признался: «Отец, а ведь я соблазнился. Я услышал про все эти «миллионы», про все эти «миллиарды» и подумал: «Вот оно как! Каков фруктик этот отец Паисий!» И что ему было объяснять? Я имел в виду [многие] благодарения Богу за дождь, а этот человек подумал, что я считаю деньги. А окажись на его месте кто-то другой, так мог бы еще и прийти ночью, чтобы меня ограбить! Мне досталось бы по первое число, а он в конечном итоге так ничего бы и не нашел.

А в другой раз ко мне пришел отец больного ребенка. Я провел его в церковку моей каливы, выслушал его горе и, желая ему помочь, сказал: «Для того чтобы твой ребенок стал здоров, ты и сам должен что-то сделать. Но что? Поклонов ты не кладешь, постов не соблюдаешь, денег, чтобы творить , у тебя тоже нет… Обратись-ка ты к Богу вот как: «Боже мой, у меня нет ничего достойного, чтобы принести жертву ради здоровья моего ребенка, но я постараюсь, по крайней мере, бросить курить». Эти слова тронули несчастного отца, и он пообещал, что последует моему совету. Пока я, выпуская его из каливы, возился с замком, он, вынув из кармана зажигалку и сигареты, положил их под иконой Спасителя в храме. Я этого не заметил. Следующим посетителем оказался некий юноша, которому надо было что-то мне сказать. После беседы, не успев даже выйти из каливы, он достал сигарету и закурил. «Здесь, парень, курить нельзя, - сказал ему я. - Отойди подальше в сторону». - «А тебе в церкви курить можно?» - спросил он в ответ. Увидев в церкви пачку сигарет и зажигалку, этот малый «смастерил» помысл, будто я курю! И не стал я его разубеждать, дал ему уйти со своим помыслом. Ну ладно, даже если бы я и в самом деле , то неужели я делал бы это в храме? Видите, что такое помысл?

- Геронда, а какой ущерб могут причинить душе подозрительность, недоверчивость и мнительность?

Какого рода подозрительность, такого рода и ущерб. А недоверчивость и мнительность приносят [духовную] болезненность, худосочие.

- Чем же исцелить эту немощь?

Добрыми помыслами.

Геронда, а если человек однажды увидит, что в чем-то промахнулся, то есть, что его подозрения не подтвердились, то разве это не поможет ему осознать свою ошибку?

- Геронда, а как быть, если помысл подозрения о ком-то подтвердится на деле?

Если такой помысл однажды и окажется верным, то неужели это значит, что подобные помыслы будут оказываться верными постоянно? А кроме того, откуда ты знаешь: может быть, Бог попустил такому помыслу оправдаться на деле ради того, чтобы человек, которого ты подозревал, сдал экзамен на смирение?

Конечно, и нам самим необходимо быть внимательными. Мы не должны давать людям повод приходить к ошибочным заключениям. Например, если у человека возник о тебе «левый» [недобрый] помысл, то причиной этого может быть как его собственная недоброжелательность, так и то, что ты сам дал ему повод плохо о тебе думать. Но если человек думает о тебе плохо, несмотря на то что ты ведешь себя со вниманием, то прославь Бога и помолись о нем.

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. «Слова». Том II I. «Духовная борьба». Издательский дом «Святая Гора», М., 2008

42 453 4 К чему каждый из нас стремиться в жизни? На этот вопрос можно получить самые разные ответы: счастливой семье, головокружительной карьере, домику с видом на море и т.д. К чему-то такому, что сделает нас счастливыми, ведь так? А что мешает нам достичь этого состояния счастья? Одной из преград на пути к счастью является наша с вами мнительность, а проще говоря – постоянные тревожные опасения. Почему мы становимся мнительными, как повышенная мнительность влияет на нашу жизнь и как избавиться от этого чувства, делающего нас неуверенными?

Мнительный человек – это человек, постоянно находящийся в тревожных опасениях о том, что с ним обязательно случиться что-нибудь плохое. Негатив, негатив и еще раз негатив: всё вокруг плохо, я ничего не смогу, все вокруг предатели – именно такие негативные мысли постоянно крутятся в голове у мнительного человека. В итоге это доходит до полного абсурда, когда вскочивший на лбу прыщ начинает расцениваться как смертельная болезнь.

Изначально мнительность является неотъемлемой чертой характера, портящей жизнь своему обладателю. Такие люди склонны к обидчивости и постоянной тревоге, закомплексованы, не уверены в себе, а своим негативом сводят с ума не только себя, но и своих близких.

Если мнительный человекне борется со своим «недугом» самостоятельно или не желает, чтобы ему в этом помогли, то последствия могут быть самые серьезные. И вот тогда мнительность перерастает в настоящую болезнь: в «запущенных случаях» не только развивается паранойя и мания преследования, но и подрывается физическое здоровье.

Мнительность и тревожность: в чем различие?

Вы спросите: «Если я тревожусь о том, как у меня сложатся отношения с коллективом на новой работе или о том, как пройдет давно запланированная поездка, это тоже повышенная мнительность и мне пора обратиться к врачу?». Конечно, нет. Чувство тревоги характерно для каждого из нас, и, конечно, все мы можем тревожиться по тому или иному поводу. Но у всего есть свои пределы. Когда ваше временное волнение перерастает в постоянную тревогу по поводу и без, пора задуматься о своем состоянии.

Чувство постоянной тревоги и приводит к формированию у человека мнительности, то есть мнительность человека является следствием его постоянно тревожного состояния.

Постоянная мнительность: откуда она берется?

Основных причин повышенной мнительности всего две:

  • Пониженная самооценка , причем неважно, по какой причине она сформировалась.

Как часто говорят психологи: низкая самооценка и мнительность сочетаются так же как пониженный иммунитет и грипп. Если у вас плохой иммунитет, то во время стандартной эпидемии гриппа зимой вы обязательно заболеете. Так же и с мнительностью: если у вас , то мнительность будет одной из основных черт вашего характера.

  • Несклонность к анализу окружающей ситуации – если вы по какой-то причине не можете адекватно оценить окружающую вас обстановку, то чрезмерная мнительность по поводу и без станет вашей постоянной спутницей.

Что делать в этих случаях? В первом – работать над собой и повышать свою самооценку, следуя советам специалистов, во втором – на время стать занудой, то есть анализировать каждую ситуацию со всех возможных точек зрения, чтобы убедиться, что вам ничего не угрожает.

К группе риска относятся дети и подростки, одинокие пожилые люди, а также взрослые, у которых за плечами остался груз нерешенных юношеских проблем. Мнительность может проявиться еще в детстве и оставаться стабильным явлением на протяжении всей жизни человека, обостряясь в юношестве и в пожилом возрасте. Согласно наблюдениям, мнительными чаще бывают женщины, а не мужчины.

Последствия негативных мыслей и мнительности в нашей жизни

Как мнительность мешает нам жить ? Сначала плохие мысли на постоянной основе «прописываются» в нашей голове, потом они превращаются в негативные эмоции, преследующие нас во всех сферах жизни, в итоге – мы сами своими мыслями и поведением притягиваем к себе неприятности, неудачи и проблемы.

Особенно часто мнительность находит свое проявление в вопросах, связанных со здоровьем, карьерой и отношениями. Например, мнительность к болезням может перерасти в настоящую паранойю, когда мы будем постоянно искать у себя признаки серьезных заболеваний – и, главное, находить их и внушать самим себе, что неизлечимо больны.

Мнительность портит жизнь не только нам, но и окружающим людям. Согласитесь, что вам было бы тяжело общаться с человеком, который любой пустяк раздувает до проблем вселенского масштаба. Такой человек притягивает к себе неприятности, считает себя полным неудачником и никак не добавляет позитивного настроения ни себе, ни окружающим.

Часто мнительность связана как раз со здоровьем. Пример поиска у себя всех возможных смертельных заболеваний, который мы приводили – не шутка. Для многих такое поведения – образ жизни. В медицине людям с подобным поведением есть определение «ипохондрики».

Мнительный человек, как и ипохондрик, не имитирует свои страхи, он находится под воздействием самовнушения — он «заражается» своим страхом, как вирусом.

Постоянная мнительность постепенно затягивает в свои сети: вы весь окружающий мир воспринимаете только в негативном свете, вы не живете, а существуете под гнетом своих страхов. Кроме того, мнительность может перерасти к психосоматическим проблемам, в том числе:

  • Заболеваниям органов дыхания;
  • Постоянной раздраженности;
  • Подавленности;
  • Затяжной депрессии.

Мнительный человек заранее уверен в отрицательном результате, поэтому он не станет даже прилагать особых усилий для достижения целей в жизни. Зачем напрягаться, если все будет плохо?

В результате всего этого качество жизни человека ухудшается:

  • Мы лишаемся покоя, постоянно находимся в напряжении;
  • Можем совершать необдуманные поступки;
  • Уходим под власть навязчивых мыслей;
  • У нас сужается круг общения, так как одни люди отсеиваются как подозрительные, а другие сами пропадают, не желая стать таким же мнительным;
  • Ухудшается здоровье: появляются мигрень, гипертония, заболевания ЖКТ, нервные расстройства;
  • Из жизни пропадает позитив и положительные эмоции.

Избавиться от негативных мыслей и страха мнительный человек может самостоятельно. Очень важно, что свое «мнительное» состояние мы можем заметить сами. И вот тут не следует пускать ситуацию на самотек. Чем раньше вы начнете работать над собой, тем скорее в вашу жизнь вернется счастье!

Удалить мнительность из своей жизни можно самостоятельно, но для этого нужно:

  1. Осознать свое положение и понять, что у вас действительно есть проблемы с мнительностью;
  2. Быть готовым постоянно анализировать свою жизнь.

А теперь, если вы готовы, приступаем к конкретным мерам. Вот что нужно сделать обязательно:

  • Всегда ищите в себе положительные качества, ориентируйтесь на свои успехи, а не на ошибки, подчеркивайте свои наилучшие черты.
  • Настраивайте себя на позитив: для начала достаточно просто улыбнуться с утра себе в зеркале и сказать, какой вы хороший. Дальше больше – старайтесь отыскивать позитивные моменты в каждой мелочи.
  • Попробуйте посмеяться над собой: это довольно сложно сделать, но постараться все-таки можно.

Совет № 1 : запишите свои страхи на стикерах и приклейте их на стене в том месте, где вы их будете постоянно видеть. Вскоре вы привыкните к ним и поймете, что бояться таких вещей действительно смешно. По мере привыкания к этим стикерам вы будете меньше переживать, а, значит, и мнительность будет постепенно исчезать.

Совет № 2 : Изобразите свой страх на рисунке, а еще лучше – в виде комикса. Этот прием также поможет вам воспринимать свой страх шутя, а не тревожась.

  • Прогоните страх прочь. Прогнать нужно именно страх, а не мысли. Стараясь прогнать навязчивые негативные мысли , вы только усилите их воздействие на себя.

Совет № 3 : Психологи советуют сказать своему страху: «Иди сюда, что ты там опять придумал? Сейчас мы с тобой разберемся!»

  • Старайтесь мыслить рационально, думайте о приятном, а не о плохом.

Совет № 4 : Найдите себе хобби. Любимое занятие 100% позволяет отвлечься от негативных мыслей.

Как побороть мнительность за 17 шагов

Ниже представлена одна из техник, с помощью которой вы можете справиться с мнительностью самостоятельно. Она состоит из 17 последовательных шагов. Итак, в чем ее суть?

Действие шага

Дополнительные меры

1 Признайте существование проблемы Постарайтесь понять проблему. Проанализируйте свое поведение. Вы везде ищите скрытый смысл? Вам постоянно кажется, что все вас обманывают? Вы постоянно подозреваете близких в измене и не умеете прощать даже мелкие обиды? Вы ? Вы ощущаете неуверенность? Ответьте на вопросы и сравните их с мнением близких вам людей – поддерживают они вас или нет?
2 Осознайте природу мнительности Мнительность многие путают с депрессией, фобиями, побочным эффектом лекарств, паническими атаками, биполярным расстройствам. Если вы уже получаете помощь специалиста по одному из этих поводов, расскажите ему о проблеме с повышенной мнительностью. Вы не должны этого стесняться.
3 Поговорите со своим психиатром или психотерапевтом Без самостоятельной работы над собой вы от мнительности не избавитесь, но и помощь со стороны не будет лишней. Особенно это важно, когда мнительность уже переросла в стадию паранойи. Поймите, что люди готовы вам помочь, если вы им это разрешите.
4 Подумайте, почему вы не доверяете людям Записывайте свои ощущения. Делайте записи всегда, когда считаете, что вас обидели, унизили, предали – старайтесь найти причины. Так вы и успокоитесь, и поймете, чем вызваны ваши эмоции.
5 Попробуйте думать о людях по-другому Поймите, что в точно таких же условиях живут и другие люди. Ставьте себя на место другого человека, посмотрите на ситуацию его глазами. Лояльно относитесь к чужим ошибкам и не зацикливайтесь на обыденных ситуациях.
6 Не переносите в настоящее и будущее ошибки прошлого Не позволяйте прошлому влиять на вашу жизнь сейчас. Опыт, пусть и отрицательный, должен добавить вам мудрости при принятии решений в будущем, но никак не стать грузом, тянущим на дно. Будьте открыты к новым возможностям.
7 Перестаньте думать, что вам все хотят нанести вред Как бороться с мнительностью ? Научитесь доверять себе, а потом и окружающим людям. Одиночество усиливается, если вы отталкиваете людей из-за собственного недоверия – это замкнутый круг, который нужно разорвать.
8 Научитесь контролировать свой гнев Вы можете сердиться на кого-то, но не переносите свой гнев на всех подряд.
9 Выработайте привычку сохранять спокойствие и мыслить логично Старайтесь руководствоваться здравым смыслом, оценивайте ситуацию с точки зрения логики. Не выдвигайте необоснованных предположений и обвинений.
10 Приведите в норму свою жизнь Высыпайтесь, занимайтесь спортом, правильно питайтесь –это помогает избежать физического и морального истощения. Отличной помощью станет медитация.
11 Перестаньте винить во всем подряд других людей Часто проще переложить вину на кого-нибудь, чем досконально разобраться в ситуации – такого быть не должно. Научитесь скептически воспринимать все обвинения.
12 Составьте план действий и действуйте Если вы хотите победить проблему, то с ней надо бороться, то есть действовать! Составьте план – и вперед! Принимайте помощь окружающих, не лишайте себя дружбы, иначе снова окажетесь один на один со своей мнительностью.
13 Меняйте поведение и позволяйте себе расти Работайте над самооценкой, в помощь – книги и советы психологов.
14 Перестаньте быть наивным Вам никто и ничего не должен, поймите, что успех и уважение нужно заслужить.
15 Прислушивайтесь к своим чувствам, а не к мнению окружающих Научитесь составлять мнение о других на основе своих суждений, а не на мнении чужих людей.
16 Сохраняйте оптимистичный настрой Занимайтесь любимым делом, общайтесь с позитивными людьми, которые могут вас чему-либо научить. Старайтесь использовать открывающиеся перед вами возможности.
17 Разговаривайте о своих проблемах с другими Рассказывайте о своих проблемах, близкий человек поможет посмотреть на вашу проблему со стороны.

Боремся с мнительностью с помощью дневника

Еще одним способом того, как самостоятельно избавиться от мнительности , является ведение дневника. Специалисты называют этот способ – «путь зануды». Почему именно так? Потому что в дневник следует записывать абсолютно все до самых мелочей: ваши переживания, ощущения, то, как разрешилась ситуация, а также делать анализ своего поведения. Когда вы станете записывать, почему вы так себя вели, стоило ли это того, какие чувства вы испытывали, то поймете, что в большинстве случаев, вы зря переживали, и ваша мнительность была не оправдана.

Рассуждать в дневнике можно и на такие темы как: меня действительно хотели обидеть, или я все придумал ? важно ли это настолько, чтобы переживать ? и так далее. Рассуждая о ситуации, вы сами поймете, что переживать было не о чем, а ваша мнительность будет постепенно снижаться.

Ведение дневника позволяет замедлиться и не принимать быстрых негативных умозаключений. Так вы научитесь отслеживать шаги, которые очень часто в нашей голове делаются автоматически.

Тревожно-мнительный тип личности в психологии

Тревожно-мнительная личность – это отдельный тип личности, существующий в психологии. Боль, страх, тревога и депрессия независимо от причин своего появления составляют тревожный ряд, который высоко тревожные люди переживают несколько иначе, чем все остальные. Главной особенностью является то, что мнительные люди испытывают эти переживания постоянно на протяжении всей своей жизни. Тревога у них всегда беспредметна, но из-за мнительности человек сам ищет этот предмет тревоги. Причем, если предмет тревоги так и не будет найден, то просто тревога сменяется страхом.

Сам феномен тревоги имеет несколько форм:

  1. Тревожность как общее настроение , или свободно плавающая тревога;
  2. Ипохондрическая настроенность – когда чувство физического дискомфорта перерастает в подозрение о наличии заболевания, о котором мы не знаем;
  3. Тревожная ажитация – проявляется в виде неспособности человека промолчать (ему надо высказаться прямо здесь и сейчас) или усидеть на месте;
  4. Паническая атака – беспричинная тревога, сопровождающаяся напряженностью, боязливостью и двигательной скованностью;
  5. Раптус –когда человек не может быть ответственен за свои поступки, нуждается в надзоре и лечении.

Для тревожно-мнительного типа личности характерны:

Поведение тревожных людей можно отследить с детства . На каждой стадии взросления проявляются разные признаки такого типа личности:

  • В детстве они проявляют робость и боязливость: боятся темноты, сказочных героев, незнакомцев. Часто встречается страх потери родителей, избегание новых компаний.
  • В подростковом периоде такие люди концентрируются на своих недостатках, находят их все в больших количествах. Из-за мнительности и низкой самооценки у них запаздывает начало половой жизни. Все это в дальнейшем не способствует формированию устойчивых партнерских отношений в будущем при построении семьи.
  • В качестве профессии люди такого типа выбирают то, что сказали родители или идут учиться «за компанию» с кем-то из знакомых. В зрелом возрасте они постоянно тревожатся за близких, имеют склонность к гиперопеке над собственными детьми.

Что делать, если рядом с вами есть такой человек и вы хотите ему помочь ? Вот несколько советов, которые помогут вам с ним общаться, а ему понять, как перестать быть мнительным :

  • Зарекомендуйте себя как надежного человека – часто для этого достаточно не опаздывать, отвечать на звонки и письма, выполнять обещания;
  • Показывайте ему, что сложившаяся ситуация не так уж страшна – например, опаздываем на поезд, значит, предупредим родных о том, что задерживаемся, и поедем на следующем поезде;
  • Шутите, но мягко и доброжелательно – не раздражайтесь и никогда не издевайтесь над высоко тревожным человеком;
  • Предложите ему сходить к специалисту – возможно, даже вы захотите его поддержать на первом приеме.

Чего делать не стоит? В общении с человеком тревожно-мнительного типа не следует:

Даже если вы не мнительный человек, да и среди вашего окружения нет личностей тревожно мнительного типа, негативные мысли все равно есть у каждого из нас. И они тоже портят нам жизнь: портят настроение, вызывают чувство некоторого беспокойства, заставляют переживать. От негатива надо избавляться. Если мы хотим быть счастливыми, то нам нужен только позитивный настрой!

Как убрать негативные мысли из головы ? Вот несколько техник, которые в этом помогут:

  1. Отрезание : как только в вашей голове появляется негативная мысль – отрезаем ее и выкидываем, а на ее место ставим что-то другое. Не анализируем, не спорим с ней, а просто отрезаем раз и навсегда.
  2. Этикетка : негативную мысль согласно этой технике следует не отрезать, а отодвинуть от себя на некоторое расстояние и наблюдать за ней со стороны. Вы как бы определяете ее место, наклеивая ярлык, но не позволяете овладеть вами.
  3. Преувеличение : появившуюся негативную мысль нужно преувеличить до абсурда, сделать ее смешной.
  4. Противостояние : вы превращаете негативную мысль в противоположную ей позитивную. Думать одновременно и о плохом, и о хорошем нельзя, поэтому вы просто заменяете негатив на позитив и все – думаете только о хорошем.

Как уйти от негативных мыслей с помощью этих техник ? Специалисты советуют использовать их все по очереди, как боксёр применяет на ринге имеющиеся в его арсенале приемы: сначала проводим первую технику, если она не дала результат, то бьем по негативу второй техникой и так далее до победы в бою.

Причина негативных мыслей никогда не бывает в чем-то одном . Их может вызвать и какая-то неудача на работе, и неприятная новость, и плохая погода и что-нибудь еще, что для вас достаточно важно. Главное, вовремя избавиться от негатива, так как негативная энергия мысли все-таки имеет свойство материализовываться. Когда мы постоянно думаем о плохом, то сами притягиваем к себе проблемы.

Чтобы научиться контролировать негативные мысли, примите за правила своей жизни следующие советы:

  • Не позволяйте негативу распространяться в вашей жизни;
  • Не сплетничайте о других;
  • Придумайте свою собственную мантру, которую будете проговаривать каждый раз, когда к вам приходит негативная мысль;
  • Делайте каждый день дыхательные упражнения – это успокаивает и расслабляет;
  • Благодарите за что-нибудь каждый прожитый день;
  • Слушайте любимую музыку, гуляйте на природе, занимайтесь бегом;
  • Визуализируйте свои желания;
  • Старайтесь чаще улыбаться;
  • Стремитесь общаться с позитивными людьми;
  • Следите за своей речью – часто в ней сосредоточено очень много негатива;
  • Перестаньте придумывать негативные сценарии, мечтайте о чем-либо в положительном ключе;
  • Найдите себе любимое дело – хобби, увлечение, благотворительность;
  • Старайтесь всегда отвечать за свои действия, не взваливайте на свои плечи то, что не можете контролировать;
  • Не попадайте под влияние настроения другого человека и не позволяете сбивать себя с толку;
  • Воспринимайте прошлое как опыт, а не как груз, который тащится за вами в будущее;
  • Научитесь прощать и отвечать добром.

Если вы будете соблюдать эти советы, то легко научитесь избегать негативных мыслей, а значит, устраните из своей жизни негатив, тревоги и мнительность. Только позитивный человек может быть счастливым!

Полезные советы об избавлении от мнительности! Это стоит посмотреть и взять себе на заметку.

error: