Что такое страшный суд? Божий суд. Урок по ОПК на тему «Православие о Божьем суде»(4 класс)

Мысли о смерти для обычного человека неприемлемы. Неизвестность, ужас перед физической болью, страх вытесняет тягостные думы на задворки сознания. Да и некогда подумать о последнем часе в суете повседневности.

Православному человеку намного сложнее. Он знает, что впереди его ждёт Страшный суд, на котором он ответит за все проступки, совершенные в жизни. Пугает не только страх наказания, но и чувство вины перед Тем, кто есть любовь.

Как проходит Божий суд после смерти?

Теряя близких, мы задумываемся о собственной кончине. Избежать ее не удастся никому – ни богатым, ни знаменитым, не праведникам. Что ждет там, за чертой? Что говорит православие о божьем суде? Сказано, что первые три дня душа умершего находится возле тела, на земле.

Душа вспоминает весь свой земной путь. По свидетельству Василия Нового, если человек умер без покаяния, его душа проходит двадцать испытаний, называемых мытарствами. Всем мытарства даны названия по : лжи, лености, гнева и прочих.

Следующие шесть дней душа проводит в раю, где забываются все земные скорби. Потом ей показывают ад с грешными людьми, их мучения. На третий, девятый день после смерти она предстает перед Господом. Через сорок дней после кончины вершится Божий суд, определяющий положение души.

В этот период близкие могут помочь умершему, читая акафисты и заказывая поминальную службу. После этого душа проводит время в ожидании своей участи на последнем суде.

События, предшествующие Страшному суду

О том, что после смерти каждого человека ожидает Страшный суд, упоминается ещё в Ветхом Завете. В Евангелии говорится, что судить людей будет не Бог Отец, а Иисус Христос, так как Он сын человеческий.

Православие учит, что в Судный день ожидается второе пришествие Иисуса Христа, во время которого он отделит праведных (овец) от грешников (козлищ ).

В Откровениях Иоанна Златоуста изложена последовательность событий Апокалипсиса. Его дата не известна никому, чтобы люди находились в осознанном состоянии и ежечасно делали выбор между добром и злом. По откровениям, конец света наступит не вдруг, ему предшествуют особенные события.

Во втором пришествии Спаситель будет держать книгу с семью печатями и светильник с семью факелами. Открытие каждой печати ведет к тому, что на человечество посылаются беды: болезни, землетрясения, голод, жажда, смерть, падающие кометы.

Совет. Сходите на исповедь! Покайтесь, все ваши грехи простятся, не ждите своей смерти, там покаяться уже невозможно.

Придет семь ангелов, и дадут сигнал к концу света: сгорит третья часть деревьев и трава, сделается кровавым третья часть моря и погибнут суда. Затем станет горькой вода и погибнут люди, которые ее пьют.

При звуке трубы четвертого ангела будут затмения, пятый открывает путь саранче в железных доспехах, подобной скорпионам. Саранча будет жалить людей в течении пяти месяцев. Последние два испытания будут в том, что человечество настигнут болезни и всадники в доспехах на конях, источающие дым и серу.

Появление седьмого ангела возвестит о том, что Царство Христа наступило. Видение Иоанном «жены, облеченной в солнце», многие богословы трактуют, как появление церкви, которая поможет спастись. Сражение Архангела Михаила со змеем и его торжество над ним символизирует победу над дьяволом.

Как пройдет Страшный Суд?

Православная церковь учит, что в судный день восстанут все мертвые и придут к престолу Божьему. Господь соберет всех и будет спрашивать о всех деяниях, совершенных при жизни.

Если сердце человека исполнено любви, он останется по правую руку от Иисуса Христа, и будет пребывать с ним в Его Царстве. Не раскаявшиеся грешники обречены на мучения. В Откровении сказано, что 144 тысячи человек не постигнут муки Апокалипсиса. После Страшного божьего суда не будет ни греха, ни скорби.

Как спастись человеку до Страшного суда?

В христианстве говорится, что надежда на спасение есть. Более того, страшный суд православие ждет с радостью, так как он есть знамение рассвета – Царства Божьего на земле. Истинно верующий человек надеется на скорую встречу с Христом.

Главная мера, которой будет мерить Высший Судья – милосердие. Если ходить в церковь, поститься, молиться, часто исповедоваться и причащаться, можно смело надеяться на самое лучшее на страшном суде. Бог сделал человека свободным, он вправе выбрать греховное состояние, но оно лишает надежды на спасение. Искреннее покаяние, исповедь и причастие, добрые дела приближают человека к Богу, очищает и исцеляет его.

Отличает православного человека постоянный внутренний самоконтроль своего душевного состояния. В Писании сказано, что до Страшного суда в мир придут антихрист и лжепророки. И на землю придет дьявол, и будет бесчинствовать в предчувствии второго пришествия Христа.

Поэтому искушение каждого человека проходит ежеминутно. Стоит задуматься в ответ на каждый позыв к греху, чью волю исполнять – божественную, или бесовскую. Как говорится в православии, бесовское племя изгоняется молитвой и постом.

Наказания в жизни человека нет – есть лишь уроки. Если человек испытывает негативные чувства, значит, он перекрыл доступ Божественной любви в свое сердце. Ежедневно Бог приходит к нам в образе других людей.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №2» г.Меленки

Урок по теме «Православие о Божьем суде», 4 класс

Выполнила:

Учитель начальных классов Маркова Е.А.

2014 г.

Модуль: «Основы православной культуры»

Учебное пособие Кураев А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4-5 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. электрон. носителе/А.В.Кураев.-М.: Просвещение, 2013.

Тема урока: «Православие о Божием суде».

Урок № 23.

Цель: познакомить с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека.

Задачи: Обучающая: познакомиться с евангельской притчей о Страшном Суде;

понять, чем обусловлен в христианстве призыв безусловной помощи любому человеку.

Развивающая: понять христианское восприятие связи земной жизни с вечной

Воспитывающая: осознать значение поста, как охранения себя от плохих слов, поступков, действий

Планируемые результаты: довести до сознания учеников,что земная жизнь человека влияет на жизнь человека в Вечности.

Освоить ключевые понятия пост, душа, бессмертие, вечность, Божий суд.

Этап урока

Цели этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые

результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Организационный момент.

Организация внимания уч-ся к началу урока.

Создание хорошего настроения

на уроке. Проверка готовности рабочих мест.

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест.

Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Положительный настрой на урок, понимание необходимости учения.

Повторение ранее изученного материала.

Проверить, как дети знают ранее изученный материал по теме «Чудо в жизни христианина».

Задает вопросы: На прошлом уроке мы говорили о чудесах в жизни христианина.Давайте вспомним материал и ответим на вопросы.

1. В Боге Единственность и Троичность едины и совместимы. Как вы это понимаете?

2.Кто является Патриархом Московским и всея Руси?

3.Какое чудо произошло с его родственниками?

4. Как связаны вера и верность?

5.Что является чудом для верующих людей?

6. Что такое добродетель?

7.Сделайте кроссворд по электронному учебнику к уроку 22.

Отвечают на вопросы:

1.Бог есть Святая Троица: Отец Сын и Дух Святой.

2.Кирилл.

3.В голодное время семье его деда помогли не умереть с голоду, и кто –то принес ночью целый мешок муки.

4.Вера – это верность самым светлым минутам своей жизни, а верность -это когда человек верен кому –то.

5.Чудо встреча с тем человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации.

6. Добродетель –это видимое проявление внутренних добрых свойств человека. (Веры, надежды, любви).

7.Ответы к кроссворду:

(1.честность, 2.усердие.3 добродетель. 4. зло).

Закрепление понятий вера, верность, чудо для христианина.

Следить за речью при ответах на вопросы.

Понимание значимости веры для человека, верности перед другими людьми, перед Родиной.

Актуализация знаний

Убедить детей в необходимости изучения курса ОРКСЭ по модулю

«Основы православной культуры»

Создать ситуацию, при которой у детей возникнет необходимость

получения

новых знаний.

Вопросы.

1.Где, когда и при каких ситуациях вы слышали о Божьем суде?

2. Как вы думаете, есть ли связь между церковным значением слова пост и воинским значением этого же слова, как стояния на страже?

3. Как вы понимаете выражения «земная судьба человека», «судьба человека в Вечности»? Связаны ли между собой эти выражения? Чем?

4.Какова же цель урока?

Учащиеся высказывают своё понимание, выясняют, что необходимо, чтобы получить новые знания.

1.Бабушка рассказывала, что Божий суд бывает после смерти человека.

2.Да, есть. Пост в православии- это, когда человек ограничивает себя в употреблении пищи, праздности, с усердием молится Богу. А пост для солдата – это служба(работа) в определенные часы.

3. Земная судьба – это то, что ждет человека в его жизни на Земле.

Судьба человека в Вечности, это судьба после смерти. Эти выражения связаны: человек может повлиять на свою судьбу в Вечности.

4.Цель урока - показать, как добродетель влияет на Судьбу человека в Вечности.

Под руководством учителя развивают умение ставить познавательную

цель. Совместно с учителем планируют свои действия.

Развитие чувства

ответственности-

за получение

знаний.

Учебно-познавательная деятельность.

1.Работа с учебником и тетрадью.

2.Работа с иллюстрациями в парах.

Освоение содержания учебной темы. Привлечь внимание к новым сведениям, развивать умение решать учебно-познавательную задачу.

Научить сопоставлять рисунок с текстом.

Предложить уч-ся найти научное объяснение цели урока с.72-75

Учащимся предлагается задание – сопоставить конспект со статьёй учебника, находя верные утверждения и отмечать их знаком (+), а где неверные утверждения знаком (-).

2.Предложить уч-ся рассмотреть иллюстрации в тетради с. 70 и дать ответ на вопрос.

3.Как вы понимаете слова, которые мы написали около 3 рис.

1.Уч-ся читают статью на с. 72 – 75.

2.Обсуждение в парах ответа, ответы уч-ся на поставленный вопрос. Дети сами решают, кто будет отвечать.

Ответы:

1 рис. Христос отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ – по левую.

2 рис. Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.

3.Ответ: Эти слова означают, что свой долг такому человеку Бог возвращает всегда, нот не всегда той же 2валютой». Человек дал бедняку рубли. А взамен от Бога он может получить… Нет, не деньги, а доброе бессмертие.

Понимать смысл терминов:

бессмертие, грехи,

Божий суд.

2. Выборочная

запись необходи-

мых сведений с учебника.

1.Использование выборочного чтения.

2.Проявление само-

стоятельного и

хорошего навыка

чтения.

2.Грамотное спи-

сывание текста с

учебника. Умение выделять из текста самое главное.

1.Ученик должен понять, что земная жизнь человека влияет на жизнь человека в Вечности.

2.Расширение кругозора уч-ся.

Динамическая пауза.

Смена деятельности.

Предложить дежурным провести динамическую паузу.

Уч-ся по своему желанию используют разученные стихи и показывают движения.

Применение теоретических знаний на практике, работа по электронному учебнику.

Сформировать чёткое представление о Божием суде.

Ответить на тест:

1.Божий суд называют Страшным судом, потому что:

Ответ.

То, что ты заслужил своей земной жизнью, получишь и в жизни Вечной.

2.Человек предстанет на суд Божий для того, чтобы

Ответ

3.Заколнчите предложение:

После Божьего суда.

Ответ

Праведники будут вечно прибывать в любви Божьей в Раю.

Ответы на тест.

анализ, выводы, умозаключения.

Закрепление полученных знаний Божием суде.

Умение слушать, анализировать, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Высказывание и аргументация своего мнения.

Работа над формированием умения ориентироваться в полученной информации.

Рефлексия

Оценить важность темы урока.

Учитель предлагает уч-ся ответить на вопросы.

Что такое Божий суд?

Что такое пост?

Как земная жизнь влияет на жизнь человека в Вечности?

Если все понравилась?

(зел. Кружочек)

Если наполовину понравилось(желт. Кружочек)

Если урок был непонятный (красный кружочек).

Ответы на поставленные вопросы.

Осознанное использование терминов пост, душа, бессмертие, вечность, Божий суд.

Развитая и грамотная литературная речь.

Домашнее задание.

Закрепить знания, полученные на уроке.

Тетрадь. Доделать номера на с. 68-71.

Нарисуй свой добрый поступок.

Запись дом. зад.

Воспиттание ответственности, прилежности.

Анализ урока

Тема урока : Православие о Божьем суде.

Цель: : познакомить с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные : формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, контролировать, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации, выбор наиболее эффективных способов решения проблем в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновыват суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: довести до сознания учеников,что земная жизнь человека влияет на жизнь человека в Вечности.

Личностные УУД: формировались во время установления связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, при ответах, диалоге учителя с учеником.

Познавательные УУД: дети сами ставили учебную задачу, думали, как правильно соотнести утверждения в тетради с текстом в учебнике.

Коммуникативные УУД: сотрудничество, умение работать сообща в парах, умение договориться.

Регулятивные УУД: работали по плану, контролировали свою деятельность, оценивали себя, своих товарищей.

На уроке использовала методы: Икт - работа по электронному учебнику, фронтальный опрос, беседа, работа в парах – по тренажеру, по рисункам, индивидуальная работа – работа по таблице в тетради.

Присутствовали различные виды активности:

познавательная: ответы на вопросы, слушали ответы детей, социальная (работа в парах),физическая (физминутка).

Старалась менять виды деятельности: опрос, работа по учебнику, работа по тетради, работа по компьютеру. Подвела итог: рефлексия, беседа. Домашнее задание было творческое: нарисуй свой добрый поступок.

Основы православной культуры

« Православие о Божием суде »

Разработал Трункин В.В

Цели: Помочь осмыслить учащимся меру ответственности человека за всё, что он совершает в жизни;

Задачи:

    Познакомить с понятиями «Божий суд», «бессмертие», «одиночество».

    подвести к пониманию того, что поступки человека не проходят бесследно для него самого;

    побудить учащихся к внимательному отслеживанию своего поведения и поступков, соотнося их с идеалами добра и справедливости.

    Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, решение проблемных вопросов.

Ключевые понятия : Божий суд, бессмертие, одиночество.

Средства наглядности: презентации, иллюстрации из учебника, карточки.

Основные вопросы: 1.Как видеть в людях Христа? 2. Почему христиане верят в бессмертие?

Ход урока.

    Организация деятельности учащихся.

    Проверка домашнего задания.

    Постановка учебной задачи.

    Открытие нового знания. Запись в тетрадь новой темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете?

    Беседа с учащимися.

    Комментированное чтение притчи из пособия для учащихся.

    Ответы на вопросы.

    Самостоятельная работа учащихся.

    Обсуждение результатов самостоятельной работы.

    Подготовка учащихся к беседе с членами семьи.

    Домашнее задание.

Примерный текст учителя.

I . Вводная часть урока.

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

    Действительно, каким Бог видит свое творенье – нас с вами? Когда Он радуется, глядя на нас с вами, а когда – нет?

    Расскажите, какими вопросами друг к другу могли бы обменяться Бог и человек при встрече.

Как вы думаете, Бога можно обмануть?

3. Есть такое выражение – casus belli (казус белли) – повод к войне. Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны. Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на земле? Если да, то – как же надо относиться к людям?

II .Проверка домашнего задания. (слайд 2)

1)-Что в жизни христианина может быть названо чудом?

2)-Как вы понимаете строки В.Я. Брюсова:

«Мы на всех путях дойдем до чуда!

Этот мир- иного мира тень.

Эти думы внушены оттуда,

Эти строки – первая ступень…»?

3)-Продолжите цитату священника Николая Агафонова: «Чудесное с нами рядом, но мы не замечаем Его. Оно пытается говорить с нами, но мы не слышим, наверное, оттого, что…»

III . Постановка учебной задачи.

    Ответим на вопросы опережающего задания:

— Какова мера ответственности человека перед Богом и людьми? Есть суд гражданский, уголовный… А существует Божий суд? Как вы понимаете, что такое Божий суд? (слайд 3)

IV . Изучение нового материала

Чтение текста с 72.

Работа с текстом:

1.Что такое Божий суд?

2. Какие вопросы у вас возникли после чтения текста? Прочитайте фрагменты текста, которые требуют дополнительного комментария, расширенного разговора.

3. Попробуем пояснить нашу тему примером жизни великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя.

Маленький Никоша (так называли его домашние) рос и воспитывался в очень верующей семье на Полтавщине. Это теперешняя Украина. Его маменька (так было принято называть самого дорогого человека) часто читала ему отрывки из Священной истории. Будучи уже взрослым, Гоголь вспоминал, какое сильное впечатление оказал на него маменькин рассказ о Страшном Суде. Он понял, что за все свои действия и поступки, хорошие и плохие, человек даст ответ Богу на Страшном, последнем суде, когда будет решаться его окончательная участь. С тех пор понятие грех и покаяние стали главными в его жизни и творчестве. Представляете: все, что писал Гоголь, должно было напоминать человеку о последнем его ответе перед Богом.

В пятом классе вы читаете повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством». Наверняка вам понравился один из центральных героев – кузнец Вакула. Помните, еще в начале повествования писатель говорит, что черт (тоже персонаж повести) ненавидел Вакулу больше, чем проповеди сельского священника отца Кондрата. И причиной его ненависти была икона Страшного суда, которую написал Вакула. Вот отрывок, посвященный описанию этой иконы (слайд 4)

«…торжеством его (Вакулы) искусства была одна картина … в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленьями и чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался мешать ему…».

И нам становится понятна ненависть черта. Дело в том, что при Втором пришествии Христа, а это и есть событие Страшного Суда, все жившие когда-то и живущие на земле люди предстанут перед Богом. Только станут они по разные стороны от Христа: праведники станут справа (одесную), а грешники слева (ошуйю). Думаем, что всем понятно: Бога на Страшном Суде обмануть невозможно. Вот потому грешники, понявшие свою «левую» участь, и колотят беса кнутом, поленом и чем ни попало. Конечно, как часто бывает у Гоголя-сатирика, нам смешно. Но за этим встает ситуация ответа: за все, за все ответит человек перед Богом. Тогда читатель и понимает ненависть беса к Вакуле. Чего больше всего боится черт? Он боится, что его лукавство, обман, искушение станет для человека очевидным. Вакула и сделал очевидным то, что бес всегда скрывает, обманывая и искушая человека. (слайд 5)

4. Поговорим об этом же образным языком притчи. Перескажите притчу о последнем дне мировой истории. Не бойтесь подглядывать в текст учебника!

1. Как вера в Божий суд влияет на поступки человека? (с.72)

2. Перечисли вместе четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра.

V . Закрепление.

На доске выписаны слова Бога, определите позиции грешников и праведников: (слайд 6)

Грешники

Праведники

не дали Мне есть

не напоили Меня

не приняли Меня

не одели Меня

не посетили Меня

голоден Я

был странником

был болен

и в темнице

вы дали Мне есть

вы напоили Меня

вы приняли Меня

вы одели Меня

вы посетили Меня

VI. Подведение итогов

Поговорим по душам .

Добрыми людьми могут быть только христиане? (Разумеется, добрыми людьми могут быть все без исключения. То, что часто называют «нравственным законом» заложено в природу человека. Помните, что при сотворении человека Бог вдунул в уста Адама дыхание Свое. Дыхание Бога, душа присутствуют в каждом человеке. От человека зависит, как он распорядится этим духовным богатством: будет его взращивать или предаст забвению. Важно понять, что вера помогает человеку устоять в добром, координировать свое поведение и поступки, соотнося с Идеалом).Как вы думаете: понимание того, что есть строгий судья, которого нельзя обмануть и «ответ» перед которым неминуемо придется держать, помогает человеку быть ответственным или сдерживает его свободное развитие?

VII . Рефлексия (выход- ответы по желанию)

Задание 1.

Ответь на вопросы.

1. Как ты думаешь, что важнее – воздерживаться от пищи или от дурных поступков?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. А что сложнее? Почему? _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Ты пока еще не очень взрослый и не зарабатываешь деньги себе на жизнь. Но твоя «копеечка» — та добрая помощь, которую ты можешь оказать родным, друзьям и просто незнакомым людям. Подумай и напиши, какими конкретными делами ты можешь помочь окружающим?

1. ________________________________________________

__________________________________________________

2. ________________________________________________

__________________________________________________

3. ________________________________________________

__________________________________________________

4. ________________________________________________

__________________________________________________

5. ________________________________________________

__________________________________________________

(Слайд 7)

VIII . Домашнее задание.

2.Ответить на вопросы с 75

3.К следующему уроку узнай, где находится ближайший монастырь и его название. (слайд 8)

Цель урока

Знакомство с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека

Задачи урока

  • Обучающая: Углубленно обработать затронутые на уроках вопросы, осмыслить ранее приобретенные знания, учиться систематизировать, обобщать их, вести диалог.
  • Воспитательные: Духовно-нравственное воспитание: подведение учащихся к осознанному пониманию себя как личности, т.е. развитие представления о значении личной духовной культуры и нравственности; воспитание активной жизненной позиции, осознание необходимости оздоровления человека и общества.
  • Развивающие: Развитие творческого потенциала учащихся, интереса к познанию, осознанному и самостоятельному получению информации; формирование коммуникативных навыков, лаконичного и четкого изложения своих мыслей; доказывать свою точку зрения; активировать механизмы саморазвития личности; развитие способностей работать в группе и самостоятельно, умение анализировать информацию.
  • Методическая: Продемонстрировать возможность применения комбинированного урока с элементами визуализации.

Виды деятельности

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия

Пост, душа, бессмертие, вечность, Божий суд

Словарик к уроку

  • Пост - ритуальное воздержание от принятия определённой пищи и питья. Пост упоминается в древнейших библейских текстах (Лев.16:31 и др).

Средства наглядности

Репродукции картин на тему урока (по усмотрению учителя).

Основные вопросы урока

  • Как видеть в людях Христа?
  • Почему христиане верят в бессмертие?

Ход урока

1 вариант

1. Подготовка учащихся к восприятию материала урока

Ответы на вопросы под рубрикой «ВЫ УЗНАЕТЕ». Работа над рубрикой может быть дополнена следующим заданием: Прочитайте стихотворение И.А. Бунина «И цветы, и шмели...» Что хотел сказать Богу лирический герой этого стихотворения?

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет – Господь сына блудного спросит:

"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

2.Чтение статьи учебника

Прочитаем статью полностью. Спросим у детей, что именно в статье привлекло их внимание, и перечитаем статью. Для перечитывания и осмысления статьи предлагаем работу с конспектом статьи, в который закрались неверные, противоречащие тексту статьи утверждения. Учащимся предлагаем задание – сопоставить конспект со статьёй учебника, находя неверные утверждения и заменяя их на верные (или более простой вариант: отклик ученика на утверждение словами «да» и «нет»). После выполнения этого задания даётся задание найти утверждение, не вошедшее в конспект. Найденное утверждение следует вписать в соответствующую графу конспекта (Конспект может проецироваться через мультимедиа проектор, учащимся раздаются распечатанные листы с конспектом).

В чередовании радостных дней и строгих дней поста проходит год христианина. Пост – стояние человека на страже от собственных плохих поступков. Пост – строгий запрет на животную пищу, чтобы лучше себя чувствовать физически. Копеечка – такая маленькая денежка, что ничего не стоит, о ней никто никогда не вспоминает. В последний день мировой истории Христос отделит одних людей от других, как пастух, следящий за стадом домашних животных, отделяет овец от козлищ. Всех людей Христос поставит по левую сторону от себя. Когда Христос будет отделять одних людей от других, тогда вспомнится копеечка, которую человек забыл или пожадничал или просто не захотел отдать нуждающимся. По правую руку Христа будут поставлены те, кто творил дела милосердия. Оскорбление другого человека, злое слово, сказанное в его адрес – это защита себя самого, стремление отразить чужую злобу. Любой человек – посланник Неба на земле. Душа человека бессмертна, утверждают многие древние религии, а тело – подобно ракете, вынесшей космический корабль на орбиту, погибает. Грехи человека уничтожают его душу. Совершенно неважно, как прожил человек свою жизнь, его душа всё равно бессмертна, и в своём бессмертии он будет продолжать радоваться. В бессмертии с человеком останутся только те радости, что радовали душу. С людьми, с которыми враждовал при жизни или которых обижал, можно будет примириться после смерти.

Утверждение из статьи учебника, не вошедшее в конспект:

3. Проверка выполнения задания и обсуждение откликов учащихся

4. Перечитывание стихотворения И.С. Бунина

Обсуждение ответа на вопрос: какую радость души унёс с собой с Земли лирический герой стихотворения И.А. Бунина?

5. Чтение стихотворения Д.С. Мережковского и сравнение со стихотворением И.А. Бунина. Обсуждение вопроса, есть ли что-то общее в мыслях и переживаниях двух поэтов.

Выбор стихотворения для заучивания наизусть.

6. Подведение итогов урока

Ответы на вопросы учебника, их обсуждение.

2 вариант

1. Выявление восприятия, мотивация

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

  • Действительно, каким Бог видит свое творенье – нас с вами? Когда Он радуется, глядя на нас с вами, а когда – нет?
  • Расскажите, какими вопросами друг к другу могли бы обменяться Бог и человек при встрече. Как вы думаете, Бога можно обмануть?
  • Есть такое выражение – casus belli (казус белли) – повод к войне. Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны. Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на земле? Если да, то – как же надо относиться к людям?

2. Исследовательская работа с текстом

Опережающее задание

Какова мера ответственности человека перед Богом и людьми? Есть суд гражданский, уголовный… А существует Божий суд? Выскажите гипотезы, которые мы обсудим после чтения текста.

Чтение текста

Послетекстовая работа

  • Ответим на вопрос опережающего задания. Кто в высказанной гипотезе был ближе всех к правильному ответу?
  • Какие вопросы у вас возникли после чтения текста? Прочитайте фрагменты текста, которые требуют дополнительного комментария, расширенного разговора.
  • Попробуем пояснить нашу тему примером жизни великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Маленький Никоша (так называли его домашние) рос и воспитывался в очень верующей семье на Полтавщине. Это теперешняя Украина. Его маменька (так было принято называть самого дорогого человека) часто читала ему отрывки из Священной истории. Будучи уже взрослым, Гоголь вспоминал, какое сильное впечатление оказал на него маменькин рассказ о Страшном Суде. Он понял, что за все свои действия и поступки, хорошие и плохие, человек даст ответ Богу на Страшном, последнем суде, когда будет решаться его окончательная участь. С тех пор понятие грех и покаяние стали главными в его жизни и творчестве. Представляете: все, что писал Гоголь, должно было напоминать человеку о последнем его ответе перед Богом. В пятом классе вы читаете повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством». Наверняка вам понравился один из центральных героев – кузнец Вакула. Помните, еще в начале повествования писатель говорит, что черт (тоже персонаж повести) ненавидел Вакулу больше, чем проповеди сельского священника отца Кондрата. И причиной его ненависти была икона Страшного суда, которую написал Вакула. Вот отрывок, посвященный описанию этой иконы: «…торжеством его (Вакулы) искусства была одна картина … в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленьями и чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался мешать ему…». И нам становится понятна ненависть черта. Дело в том, что при Втором пришествии Христа, а это и есть событие Страшного Суда, все жившие когда-то и живущие на земле люди предстанут перед Богом. Только станут они по разные стороны от Христа: праведники станут справа (одесную), а грешники слева (ошуйю). Думаем, что всем понятно: Бога на Страшном Суде обмануть невозможно. Вот потому грешники, понявшие свою «левую» участь, и колотят беса кнутом, поленом и чем ни попало. Конечно, как часто бывает у Гоголя-сатирика, нам смешно. Но за этим встает ситуация ответа: за все, за все ответит человек перед Богом. Тогда читатель и понимает ненависть беса к Вакуле. Чего больше всего боится черт? Он боится, что его лукавство, обман, искушение станет для человека очевидным. Вакула и сделал очевидным то, что бес всегда скрывает, обманывая и искушая человека.

Поговорим об этом же образным языком притчи. Перескажите притчу о последнем дне мировой истории. Не бойтесь подглядывать в текст учебника!

  • Добрыми людьми могут быть только христиане? (Разумеется, добрыми людьми могут быть все без исключения. То, что часто называют «нравственным законом» заложено в природу человека. Помните, что при сотворении человека Бог вдунул в уста Адама дыхание Свое. Дыхание Бога, душа присутствуют в каждом человеке. От человека зависит, как он распорядится этим духовным богатством: будет его взращивать или предаст забвению. Важно понять, что вера помогает человеку устоять в добром, координировать свое поведение и поступки, соотнося с Идеалом).

3. Подведение итогов

Поговорим по душам

Как вы думаете: понимание того, что есть строгий Ревизор, Которого нельзя обмануть и «ответ» перед которым неминуемо придется держать, помогает человеку быть ответственным или сдерживает его свободное развитие?

ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ

К следующему уроку узнай, где находится ближайший монастырь и его название.

Творческие задания для учеников

Вопросы и задания

  • Как вера в Божий суд влияет на поступки человека?
  • Перечисли вместе четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра.
  • Добрыми людьми могут быть только христиане? Обсудите это с одноклассниками

Изложено по Руководству «Православно-догматического богословия» митрополита Макария. СПб., 1857. Т.2. Отд. 2. Гл. 2.

Смерть человека есть разлучение души от тела, при котором тело, как прах, возвращается в землю, чем он и был, а дух возвращается к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7). Причина смерти - грех. Бог создал человека для нетления (Прем. 2, 23), смерть же, равно как и болезни и страдания, есть неизбежное следствие греха наших прародителей. Возвратишься в землю, из которой ты взят - таков был приговор Божий согрешившему Адаму (Быт. 3, 19), и с тех пор люди сделались смертными, смерть распространилась и на всех потомков Адама и стала необходимым уделом всего рода человеческого (Рим. 5, 12).

Смерть есть предел, которым оканчивается время подвигов для человека и начинается время воздаяния, так что по смерти невозможно нам ни покаяние, ни исправление жизни. «Только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти - суд и наказание... Пока мы находимся в настоящей жизни, для нас еще возможно избежать наказания чрез исправление себя. А когда отойдем в жизнь другую, напрасно уже будем оплакивать свои грехи», - пишет святитель Иоанн Златоуст.

Согласно святоотеческому учению, по смерти человека бывает для него двоякий суд Божий и двоякое воздаяние: суд частный, который совершает Господь над каждым человеком в отдельности по смерти его, и следующее за тем воздаяние, еще не окончательное; и суд всеобщий, который совершит Господь над всем родом человеческим при кончине мира и на котором каждый получит воздаяние уже полное, решительное, вечное.

Образное представление частного суда, издревле существующее в Православной Церкви, основанное на церковном предании и согласное со Священным Писанием, находим в учении о мытарствах.

Учение о мытарствах содержится в писаниях святых отцов и учителей Церкви. Оно вошло также в песнопения и молитвы, употребляемые на богослужениях, а также в жизнеописаниях святых.

«При разлучении души нашей с телом, - пишет святитель Кирилл Александрийский (+ 444), - предстанут пред нами, с одной стороны - Воинства и Силы Небесные, с другой - власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел... Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и ужасе будет искать себе защиты у Ангелов Божиих. Но и будучи принята святыми Ангелами, и под кровом их протекая воздушное пространство и возносясь на высоту, она встретит различные мытарства (как бы некие заставы или таможни, на которых взыскивают пошлины), которые будут преграждать ей путь в Царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к нему. На каждом из этих мытарств востребуется отчет в особенных грехах... Каждая страсть души, всякий грех будут иметь своих мытарей и истязателей... При этом будут присутствовать и Божественные Силы, и сонмы нечистых духов; и как первые будут представлять добродетели души, так последние - обличать ее грехи, учиненные словом или делом, мыслию или намерением. Между тем душа, находясь среди них, будет в страхе и трепете волноваться мыслями, пока, наконец, по своим поступкам, делам и словам, или, быв осуждена, заключится в оковы, или, быв оправдана, освободится (ибо всякий связывается узами собственных грехов). И если за благочестивую и богоугодную жизнь она окажется достойною, то ее восприимут Ангелы, и тогда она уже небоязненно потечет к Царствию, сопровождаемая Святыми Силами... Напротив, если окажется, что она проводила жизнь в нерадении и невоздержании, то услышит оный страшный глас: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господней (Ис. 26, 10)... Тогда оставят ее Ангелы Божии, и возьмут страшные демоны... И душа, связанная неразрешимыми узами, низвергнется в страну мрачную и темную, в места преисподние, в узилища подземные и темницы адские» Из «Слова на исход души», помещаемого обыкновенно в «Следованной Псалтири». .

Из слов святителя видно, что мытарства представляют собою неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной жизни к вечному жребию все человеческие души, и во время этого перехода каждая душа, в присутствии Ангелов и демонов, пред оком Всевидящего Судии, постепенно и подробно истязуется во всех ее делах, злых и добрых. Вследствие этого подробного отчета в прежней жизни души добрые, оправданные на всех мытарствах, возносятся в райские обители, а души грешные, задержанные на том или ином мытарстве, влекутся демонами, по приговору невидимого Судии, в их мрачные обители.

После частного суда Православная Церковь различает два вида воздаяний: одно для праведников и другое для грешников, хотя и то и другое признает еще не окончательным - до всеобщего воскресения и Страшного суда Христова. В Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере (1723 г.) говорится следующее: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби: впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно».

Души праведников восходят на Небо, где пребывают в благодати Божией. Место, куда отходят души праведников, называется в Священном Писании раем (Лк. 23, 43), Царствием Небесным (Мф. 5, 3), Царствием Божиим (Лк. 13, 28), домом Отца Небесного (Ин. 14, 2) и другими именами. Праведники по смерти прославляются на Небе, в Церкви торжествующей, и на земле, в Церкви воинствующей. Прославляя их на земле, мы почитаем их как угодников и друзей Божиих, призываем их в молитвах, чтим их мощи и священные изображения на иконах.

Души же скончавшихся грешников отходят во ад (Лк. 16, 23) - место осуждения и гнева Божия, место печали и скорби, называемое в Священном Писании также тьмою кромешною (Мф. 22, 13), преисподнею (Фил. 2, 11), бездною (Лк. 8, 31), и др. «О том же, что это за место и где оно есть, - говорит св. Иоанн Златоуст, - не будем доискиваться, но будем прилагать старание о том, чтобы избежать его».

В то же время Церковь исповедует, что для тех из грешников, которые до разлучения с настоящей жизнью покаялись, только не успели принести плодов покаяния - каковы молитва, сокрушение, утешение бедных и другие дела любви к Богу и ближним, - для таковых остается еще возможность получить облегчение в страданиях и даже вовсе освободиться от уз ада по бесконечной благости Божией через молитвы Церкви и благотворения, совершаемые за умерших живыми, а особенно силою Бескровной Жертвы, приносимой за них священниками во время совершения литургии (об этом говорится в Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере). Отсюда очевидна важность молитв и благотворении за умерших, совершаемых их родными и близкими.

Молясь за скончавшихся в покаянии, Святая Церковь уповает, что все, за кого она молится, спасутся и не лишатся блаженства. Ибо, - пишет святой Иоанн Дамаскин, - «этого-то и жаждет, и хочет, и желает, об этом радуется и веселится Преблагий Господь, да никто не лишится Божественных даров Его». Надо также не забывать, что обителей у Отца Небесного много и степени блаженства вечного будут весьма различны, соответственно достоинству тех, которые удостоятся этого блаженства.

Суд частный, которому подвергается каждый человек по смерти своей, не есть суд полный и окончательный. На частном суде получает воздаяние только душа человека, без всякого участия тела, хотя и тело разделяло с нею добрые и злые дела ее. После частного суда для праведников и грешников открывается только начаток того блаженства или мучения, которое они заслужили, а для некоторых грешников остается еще возможность облегчения участи по молитвам Церкви.

Но придет некогда последний день для всего человечества (Ин. 6, 39-40), как бывает последний день для каждого человека порознь, день кончины века (Мф. 13, 39), назначенный Богом, в который Он будет праведно судить вселенную (Деян. 7, 31), т.е. произведет суд всеобщий и решительный. В этот день Господь наш Иисус Христос приидет на землю в славе Отца Своего со святыми Ангелами, чтобы судить живых и мертвых (Мк. 8, 38). День этот называется поэтому в Священном Писании днем судным (Мф. 11, 22), днем гнева и откровения праведного суда Божия (Рим. 2, 5), или днем Господним (2 Пет. 3, 10), днем Христовым (2 Сол. 2, 2), днем великим и страшным (Иоил. 2, 31).

Тогда по гласу Господню воскреснут мертвые и изменятся живые (1 Кор. 15, 52), и начнется суд над ними - суд всеобщий. Суд этот будет открытый - потому что Судия явится во всей славе Своей и произведет суд пред лицом всего мира; страшный - потому что совершится во всей правде Божией; решительный и последний - потому что неизменно определит навеки участь каждого из судимых (Мф. 25, 46).

Учение о Страшном суде Христовом является всеобщим и всегдашним верованием Церкви. Оно содержится в Символе веры - в члене о втором пришествии Христовом во славе для суда над живыми и мертвыми. Его повторяют в своих писаниях и многие святые отцы Церкви.

Образ всеобщего суда начертан в Слове Божием. Оно говорит нам, что когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле Славы Своей (Мф. 21, 31), и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (24, 31), и соберут от Царства Его все соблазны и делающих беззаконие (13, 41), и отделят злых из среды праведных (13, 49). Соучастниками Его в суде будут апостолы Христовы (19, 28) и святые (1 Кор. 6, 2). И соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 32), живые и мертвые (Деян. 10, 42), праведные и злые (2 Кор. 5, 10). И не только все люди предстанут на суд, но и падшие духи (2 Пет. 2, 4; Иуд. 6). Предметом суда будут не только дела человеческие (Рим. 2, 6), но и слова (Мф. 12, 36), и самые сокровенные помышления (1 Кор. 4, 5).

И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую (Мф. 25, 32-33). И произнесет приговор тем и другим. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира... Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (25; 34, 41). Однако это изображение Страшного суда Христова, как оно дано нам в Священном Писании, не должно понимать во всех своих подробностях буквально и человекообразно.

В день последнего суда наступит и кончина века - конец мира. Нынешние небо и земля, как риза, обветшают, и... изменятся (Пс. 101, 27). Изменение, или обновление, мира будет состоять в том, что на новом небе и новой земле не останется уже ничего греховного, а будет жить одна правда (2 Пет. 2, 13). Всеобщим судом окончится также царство благодати (благодатное Царство Христово) и откроется Царство славы - вечное Царство Божие (1 Кор. 15, 24).

Вечное осуждение грешников будет состоять в удалении их от Бога и лишении всех благ Царства Небесного, в том числе общения с другими людьми: они не будут видеть вокруг себя никого, кроме духов злобы; кроме того, они будут претерпевать многообразные мучения - внутренние и внешние.

Праведники же наследуют Царство Небесное. Блаженство праведников в Царстве Небесном будет состоять в ближайшем единении и общении их с Самим Богом, Источником блаженства, и соучастии в Божественной славе - насколько это возможно для существ сотворенных. Они будут пребывать и в ближайшем общении между собою и со святыми Ангелами, будут связаны узами чистейшей любви, как дети одного общего Отца. Будет полностью удовлетворена их жажда истины (1 Кор. 13, 12) и добра (правды) (Мф. 5, 6). Тела их восстанут нетленными, славными (светоносными), духовными. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной... И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр. 7, 16; 21, 4). Вообще же блаженное состояние праведников на Небе будет таково, что ныне мы ни представить, ни изобразить его не можем: Не видел того глаз, и не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9)...

О времени же этого великого предустановленного дня Господь запретил мудрствовать, сказав ученикам перед Своим Вознесением: Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 6-7). День Господень так придет, как тать ночью; ибо когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут, - говорит апостол Павел христианам (1 Фес. 5, 1-3).

Но Господь заповедал внимать знамениям времен (Мф. 16, 3). Слово Божие указывает некоторые признаки второго пришествия Христова.

«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, - предупреждает об этом времени Своих учеников Христос, - ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и военных слухах... Но это еще не конец... Восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми за имя Мое; и тогда соблазнятся многие... И, по причине умножения беззакония, во многих оскудеет любовь... И тогда придет конец...» (Мф. 24, 4-14). Перед концом Евангелие Царствия будет проповедано по всей вселенной, и, однако, Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле? (Лк. 18, 8).

«Предсказанное Словом Божиим должно совершиться, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). - Наш священный долг - благоговеть пред судьбами непостижимыми Господа Бога и, понимая глубокое значение совершающегося, обратить все внимание, внимание усиленнейшее, на усвоение себя Христу, как святые отцы сказали: «спасаяй, да спасет душу свою»...

Над судьбами мира и каждого человека неусыпно бдит Промысл всемогущего Бога, - и все совершающееся совершается или по воле или по попущению Божию. Нам должно обращать взоры ума на себя и умолять Господа, чтоб Он сохранил нас в верности Православной Церкви, открыл нам всесвятую волю Свою и непреткновенный путь к Себе, Источнику истинной жизни и спасения».

Этими словами святителя хотелось бы закончить нашу книгу, с надеждой на то, что она доставит читателю душевную пользу.

error: