Становление профессии менеджер. Менеджмент: что это за профессия? Профессии, связанные с менеджментом

Введение

1. Определения менеджмента как науки

2. Профессия менеджер

3. Качества, необходимые управленцу

4. Функции управления

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Тема менеджмент как профессия особенно актуальна в наше, современное время. Согласитесь, что большинство людей не хотят работать в качестве подчиненных, а желают управлять организацией. Все больше людей стремятся к этому, но далеко не каждый достигает своих целей, да и не каждый заслуживает роли управленца.

Лично меня, как студента факультета государственного и муниципального управления эта тема сильно волнует. Я, как будущий специалист, руководитель, хочу узнать, что такое менеджмент, какие существуют определения для этой науки. Также, то, что включает в себя эта профессия; то, какими качествами должен обладать специалист, чтобы стать успешным в своем роде деятельности. Я хочу быть успешным, благодаря работе я смог узнать, что поможет мне в достижении цели.

Главная цель моей работы - определить сущность менеджмента как вида деятельности человека.

Перед собою поставил следующие задачи:

Рассмотреть историю происхождения менеджмента.

Определить роль управления в современном мире.

Рассмотреть функции менеджмента.

Объект моего исследования - менеджер, управляющий организацией.

Предмет моего исследования - качества, различные грани личности.

Для достижения цели необходимо рассмотреть периодическую литературу, книги, справочники и энциклопедии по данной тематике, проанализировать полученные знания, выписать тезисы ответа на данный вопрос. Думаю, что собственные рассуждения также помогут мне в раскрытии темы.

Определения менеджмента как науки

За последние годы в нашей стране произошли глубокие экономические преобразования. Российская Федерация как самостоятельное государство взяла курс на проведение рыночных реформ, которые должны обеспечить благосостояние и свободу граждан России, экономическое возрождение страны, рост и процветание отечественной экономики. Действительно, время, в которое мы живем, - эпоха перемен. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека - превращение его из “винтика” в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности.

Существенно изменились отношения собственности, а вместе с ними цели деятельности организации, механизмы их взаимодействия. В этих условиях существенно возросла и роль управляющих структур - менеджмента.

Можно сказать, что управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.

В годы перехода нашей экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным словосочетанием "управление организацией или предприятием" стало нередким и другое - "менеджмент организации или предприятия". В настоящее время они чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Что же такое менеджмент?

Определений и толкований этому слову множество. Рассмотрим некоторые из них.

В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица.

В американском учебнике для студентов по курсу менеджмента дается следующее определение: «Менеджмент - это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей». Основы менеджмента. Зайцева О.А., Радугин А.А. Москва изд. Центр. Причем, под процессом здесь понимается система действий, предпринимаемых менеджерами. Оптимизация означает, что менеджеры должны работать для достижения наилучших долгосрочных результатов, а цели - это те результаты, которых добиваются основные акционеры компании.

Объектом управления могут быть природное явление, техническая или хозяйственная система. Несмотря на специфику каждого из видов управления, они имеют общую особенность: воздействие на объекты при небольших затратах энергии должно давать весомый результат. Общий менеджмент. Вишневский Ю.Р. Екатеринбург

Так мы познакомились с определениями менеджмента, а теперь хотелось бы поговорить о профессии менеджера.

Профессия менеджер

Профессия менеджера трудна, но в тоже время в ней есть много привлекательных сторон, она очень интересна. В современном мире далеко не каждый человек способен стать хорошим управленцем. Почему я так считаю? Потому что в прошлом рабочие были в большинстве своем покорной, малообразованной, безликой массой и наилучшим способом обращения с ними считалось принуждение. Да и управленцами были люди в первую очередь с явными диктаторскими способностями. Людей заставляли работать не рассуждая.

В наше время все абсолютно по-другому. С пониманием того, что рабочих нужно не принуждать к труду, а поощрять, изменились требования к управляющим. Менеджер как главы семьи, отец, который относится к подчиненным с твердостью, но по справедливости.

Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.

Эта профессия предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной.

Жить лидерам не просто. На своем пути они встречают немало трудностей, главная из которых по всеобщему признанию - руководство подчиненными. На втором месте стоит планирование деятельности фирмы и на третьем - увольнение сотрудников. Также можно отметить проблему распоряжения своим временем, делегирование полномочий, финансовые «дебри», принятие решений и улаживание конфликтов.

Качества, необходимые управленцу

Менеджеру, чтобы быть успешным необходимо обладать целым рядом качеств. Просто ужиться с людьми не достаточно, взаимодействие нужно обеспечить надежной материальной базой, которую создает надежный бесперебойный сбыт товаров. Это потребует от менеджера еще и маклерских способностей.

И наконец, сегодня, фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимается самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становится менеджером-организатором, основная обязанность которого - координировать деятельность группы менеджеров.

Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает в нескольких ипостасях.

Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей.

Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

В-третьих, это - дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

В-четвертых, это - воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.

В-пятых, это - новатор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.

В-шестых, это - просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.

К личным качествам менеджера в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим.

Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как «сверху», так и «снизу», последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые они исповедуют, и помогать обретать эти ценности другим посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.

Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру - профессиональные. Это - компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура - общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться.

Функции управления

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

Вот цели, которых придерживаются менеджеры коммерческих и производственных организаций:

1. Цели менеджмента для коммерческих организаций:

Получение максимальной прибыли за текущий период времени или за время рыночного цикла товара, необходимого объёма прибыли;

Завоевание большей доли рынка;

Максимизация цены акций

2. Цели менеджмента для производственных организаций:

Минимизация затрат на изготовление определённого количества продукции;

Максимизация количества выпускаемой продукции;

Максимизация загрузки оборудования;

Обеспечение равномерности загрузки оборудования, при ограничении на другие параметры производственного процесса (годовой фонд времени работы оборудования, недогрузку оборудования, пропускной способности оборудования и т. п.)

Процесс менеджмента по целям состоит из четырех этапов.

1. Определяется круг полномочий и обязанностей всех руководителей предприятия;

2. Осуществляется разработка целей менеджмента в рамках установленных обязанностей;

3. Составляются реальные планы достижения поставленных целей;

4. Производится контроль, измерение, оценка работы и полученных каждым руководителем результатов.

Менеджеры не только составляют планы, но и организуют их выполнение путём формирования структур, процессов и методов, с помощью которых организуется совместный и эффективный труд.

Как уже говорилось процесс управления имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Поговорим немного о каждой из этих функций.

1. Планирование -- это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и ее составных частей. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют пос-ледовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. Соответственно, планирование включает:

* установление целей и задач;

* разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;

* определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

* доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

2. Организация -- вторая функция управления, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение, всем необходимым для ее нормальной работы -- персоналом, мате риалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.;

Организовать -- это значит разделить на части и делегировать выпол-нение общей управленческой задачи путем распределения ответствен-ности и полномочии, а также установления взаимосвязей между раз-личными видами работ.

В любом плане, составляемом в организации, всегда имеется ста-дия организации, т. е. создания реальных условий для достиже-ния запланированный целей. Нередко это требует перестройки струк-туры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики. В настоящее время орга-низации формируют структуру управления в соответствии с собствен-ными потребностями.

3. Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности, для достижения личных целей или целей организации.

Процесс мотивации включает:

* установление или оценку (понимание) неудовлетворенных по-требностей;

* формулировка целей, направленных на удовлетворение потреб-ностей;

* определение действий, необходимых для удовлетворения потреб-ностей.

Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Осуществляя эту функцию, менеджеры должны посто-янно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива. К ним в первую очередь относятся: разнообразие работы по содержанию, рост и расширение профессиональной ква-лификации работающих, удовлетворение от полученных результатов, повышение ответственности, возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля и т. д.

4. Контроль -- это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.

В ней выделяют два основных направления:

1. контроль за выполнением работ, намеченных планом;

2. меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.

Главные инструменты выполнения этой функции -- наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов. Эффективно поставленный конт-роль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ори-ентироваться на результаты, быть своевременным и достаточно простым. Последнее требование особенно важно в современных услови-ях, когда организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемы. непосредственно менеджерами. В этих условиях контроль становится менее жестким и более экономичным.

Заключение

Благодаря этой работе я еще больше убедился в том, что настоящим менеджером не может стать простой человек. Организациям нужны действительно профессионалы своего дела. Те специалисты, который не просто обладают минимумом знаний, а которые всесторонне развиты, умеют применять знания на практике, те кто целеустремлен и настроен незамедлительно действовать.

Нужно иметь в виду, что не существует и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации. Существует определенный набор человеческих качеств, которые были перечислили выше, составляющий основу организаторских способностей.

Итак, в итоге можно сказать, что я смог определить сущность менеджмента как вида деятельности человека. Выявил функции менеджмента. Достиг поставленных перед собою задач благодаря тщательному изучению вопросов, касающихся темы работы.

Список используемой литературы:

1. Зайцева О.А., Радугин А.А. Основы менеджмента. Москва изд. Центр.

2. Вишневский Ю.Р. Общий менеджмент. Екатеринбург

3. Максимов М.М. Менеджмент. Москва. Изд. Юнити, 1999.

4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Москва. Изд. Экономпресс, 1998.

5. Менеджмент/под ред.Ф.М. Русинова. Москва. Изд. ФБК-пресс, 1999.

7. Телор Фредерик Уинслоу, “Менеджмент”, - Москва. 1992.

8. Виханский - Менеджмент.

9. Лебедев О.Т. Основы менеджмента. Санкт-Петербург. изд. МиМ 1997

10. http://www.economika.info/index.

11. http://examen.od.ua

12. http://www.erudition.ru/

13. http://revolution.allbest.ru/

14. http://www.rambler.ru

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИИ МЕНЕДЖЕРА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

С.Н.Воднева

MANAGEMENT AS A PROFESSION IN HISTORICAL PERSPECTIVE

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]

Рассматриваются историко-философские предпосылки возникновения и становления профессии менеджера в ее современном контексте, изучаются особенности развития менеджмента в разных экономических системах. Делается вывод, что для становления данной профессии важную роль играют общие мировые тенденции экономического развития, научно-технического прогресса, а также национальные, культурные, исторические особенности. Для современной экономической системы России, в которой работает менеджер, характерны инновационные процессы в производстве, управлении; расширение внешнеэкономических связей; эффективный менеджмент основан на слаженной работе команд. Ключевые слова: профессия, менеджер, менеджмент

The article discusses the historical and philosophical background and development of management as a profession, analyzes the peculiarities of management development in different economic systems. It was concluded that general global trends of economic development, scientific and technological progress as well as national, cultural, historic peculiarities contribute to the development of this profession in Russia. Modern economy is characterized by innovations in production and management, expansion of foreign economic relations.

Keywords: profession, manager, management

Главная задача любого вуза - подготовка высококвалифицированных кадров. Для решения этой задачи важна подготовка будущего специалиста в соответствии с государственным образовательным стандартом, а также понимание того, как исторически складывались профессии, что влияло на их становление.

Слово «профессия» произошло от лат. professio и означает «род деятельности, занятие» . Как род занятий профессии существуют давно. Еще первобытные люди, занимаясь земледелием, скотоводством, охотой на животных, сооружением первых орудий труда и т.д. постепенно переходили к первичным рыночным отношениям. Стало появляться разделение труда, и люди начали обмениваться продуктами своей деятельности. Это были первичные профессии: кузнец, гончар, строитель, рыбак, земледелец. Количество профессий в разных странах неодинаково, согласно «Единому тарифно-квалификационному справочнику» насчитывается более семи тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в нашей стране. На основе анализа определений, данных «Словарем бизнес-терминов», «Толковым словарем» Т.Ф.Ефремовой и др., будем понимать под профессией «род трудовой деятельности человека, владеющего теоретическими знаниями и практическими навыками, которые приобретаются в ходе специальной подготовки» .

Слово «manager» в переводе с английского означает «управлять, заведовать, стоять во главе» . Анализируя определения, данные понятию «менеджер» в разных словарях, мы выявили, что менеджер - «квалифицированный специалист, наемный работник управляющий компанией, фирмой, банком,

структурным подразделением, обладающий в пределах своей компетенции, исполнительной властью» .

Однако говорить о профессии менеджера в современном понимании мы можем только с XX века. Рассмотрим историко-философские предпосылки появления данной профессии.

Некоторые исследователи, например, А.И.Кравченко, А.И.Кредисов, утверждают, что первой исторической формой управления было управление процессами земледелия и скотоводства в первобытном обществе, где один из участников процесса брал на себя функции руководителя, т.е. распределял обязанности, и следил за выполнением работы .

Следующим этапом называют управление, связанное с развитием цивилизации в Древнем Египте (4-5 тыс. лет назад). Вклад развития Египетской цивилизации можно охарактеризовать как осознание планирования, выполнения и контроля работы, выполнение определенных установленных правил .

В античные времена и Средневековье с развитием ремесла, возникновением торгово-денежных отношений, менеджмент синонимичен предпринимательству. «Предпринимательством считалось занятие, дело, деятельность, а предпринимателем - арендатор, человек, ведущий общественное строительство». . Идеи управления из античности таковы: соблюдение неких этических принципов, управление - это особый вид искусства .

В Средневековье купцов, торговцев, ремесленников также называли предпринимателями. К ним относились также лица, занимавшиеся внешней тор-

говлей. Одним из первых предпринимателей Средневековья называют Марко Поло, который стоял у истоков торговли с Китаем и Европой. Торговцы Средневековья подписывали контракты с купцами на продажу товаров. Предпринимателями в Средние века считали также устроителей разных парадов, шествий, балаганов, руководителей строительных или производственных проектов. По мнению Берта Хозели-ца, «типичным предпринимателем в Средние века было духовное лицо, которое осуществляло большой объем архитектурных работ, возведение замков, строительство фортификационных сооружений, общественных зданий, монастырей, кафедральных соборов» .

С появлением капитализма и развитием производства предпринимателями становятся собственники производств, которые сами трудятся на своей фабрике или заводе. Вместе с Д.А.Алексашиным считаем, что появления профессии менеджера и этапы ее развития можно сопоставлять с эволюцией и с ходом научно-технического прогресса. Отличительным признаком эпохи первоначального накопления капитала в западной Европе явилось «развитие товарно-денежных отношений, становление рыночной экономики, которая наложила отпечаток на все стороны общественной жизни того времени». . Престижной и прибыльной отраслью становится внешняя торговля. Еще одним следствием развития торговли были изменения в сфере производства. В промышленности появились новые организационные формы - мануфактуры. . Однако в то время, по мнению американского социолога Энтони Джея, слово «менеджер» имело оскорбительный оттенок. Менеджер эпохи первоначального накопления воспринимался то как «заместитель» капиталиста, то как «мальчик на побегушках». .

Таким образом, о появлении менеджера как управляющего можно говорить с момента первоначального накопления капитала, развития товарно-денежных отношений, с появлением первых мануфактур в Западной Европе XIV-XV вв., но современное понимание профессия приобретет значительно позже.

Так, в середине XVI века появляются акционерные общества, а с ними и акционерный капитал. В XVII веке предпринимателем уже называют человека, который заключил с государством контракт на выполнение определенной работы или поставку определенной продукции. В последней трети XVIII века начался промышленный переворот, который происходил во всех странах, вступивших на капиталистический путь развития, и завершился в первой трети XIX века. «Промышленный переворот имел важнейшие экономические и социальные последствия: изменилось соотношение между сельским хозяйством и промышленностью в пользу последней, опережающими темпами развивались отрасли тяжелой промышленности и новые виды транспорта. Из многообразных слоев буржуазии выделились промышленники». .

В этот период как раз появляется новая профессия - профессия руководителя, организатора

крупного производства - профессия менеджер. Затем предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, постепенно разделяются по направлениям. Так появляются юристы, финансисты, технологи, экономисты. Ими всеми руководит менеджер, который сосредоточен на руководстве этими специалистами и организацией производства. Тогда встал вопрос о специфической культуре управления. Согласимся с Н.Н.Зарубиной, что «важнейшей основой формирования социокультурных предпосылок современного менеджмента было складывание и идейное оформление взаимоотношений классов предпринимателей управляющих и наемных работников». . По мнению А.И.Кравченко, «только эпоха монополистического капитализма дала первые школы бизнеса и систему профессионального обучения руководителей». .

Изучение вопроса становления профессии менеджера позволило сделать вывод, что зарождение и развитие капитализма резко изменило ориентацию естественно - исторического процесса в сторону науки и производства в целом. Так, например, в 1880 г. в Америке появляется американское общество инженеров-механиков. Это общество объединило на добровольной основе менеджеров и промышленников. Деятельность этого общества заключалось в проведении семинаров, лекций, оказании помощи менеджерам. Это была своего рода школа менеджеров. А с 1881 г. появляется первая школа бизнеса. Так, в 1886 г. на ежегодном собрании общества инженеров-механиков Г.Таун представил доклад «Инженер как экономист», где говорится о том, что труд менеджера по своей значимости равен труду инженеров. Следует также упомянуть, что возникновение такой организационно-правовой формы как корпорация, ознаменовало отделение собственности от власти, что также способствовало становлению менеджера как профессии.

Однако на протяжении развития профессии менеджера и менеджмента как управленческой деятельности, функции менеджера были разными. Так, например, в эпоху научного менеджмента Ф.Тейлор и его последователи определяли менеджмент как рациональное распределение всех имеющихся ресурсов на предприятии, в том числе и человеческих. Но уже с 20-х гг. XX в. в теории управления произошло переосмысление работы менеджеров. Так, эксперименты в Хоуторне Э.Мэйо показали, что для успеха выполнения работы важны человеческие отношения. Эта тенденция не только не потеряла своей актуальности сегодня, но и является одной из важнейших компетенций современного менеджера.

Наглядно представим этапы становления профессии менеджера в виде таблицы.

Таким образом, возникновение и становление профессии менеджера можно проследить от древних времен и до наших дней и представить как: распределение обязанностей в первобытном обществе - ремесленник, купец, торговец в Античности и Средневековье - предприниматель XIV-XVII вв. - руководитель XVIII в. - менеджер XIX-XXI вв. Однако нельзя не согласиться с М.Х.Месконом, который ут-

Становление профессии менеджера

Исторический период Экономические предпосылки Функции управления

Первобытное общество Развитие скотоводства, земледелия Распределение обязанностей, контроль работы других

Древний Египет (3-2 в. до н.э.) Земледелие, ремесла Планирование, выполнение и контроль работы

Античность (VII в. до н.э. - VI в. н.э.) Ремесло, строительство, торговля Соблюдение этических принципов управления

Средневековье (V-XIV вв.) Земельная собственность, ручное производство Предпринимательство

XIV-XV вв. Западная Европа Развитие товарно-денежных отношений Руководство производством мануфактур

XVI-XVII вв. Акционерные общества, акционерный капитал Предпринимательство: выполнение по контракту с государством определенной работы или поставка определенной продукции

Кон. XVIII в. - нач. XIX в. Промышленный переворот Организация работы и руководство крупным производством

Кон. XIX в. Развитие капитализма Возникновение системы профессионального обучения руководителей

20-е гг. XX в. Становление современных экономических систем Организация, мотивация, контроль, координация

верждал, что «хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир, до XX века вряд ли кто-нибудь задумался над тем, как управлять ими системно. Людей интересовало, как используя организацию, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, но не то, как управлять ими» .

Изучение истории данного вопроса показало, что развитие профессии менеджера связано с развитием научно-технического прогресса. Разделение труда, научно-технический прогресс, эволюция философской мысли стали основными предпосылками появления профессии «менеджер», хотя само слово «менеджер» появилось сравнительно недавно. Однако разные государства развивались по разному экономическому пути. Можно предположить, что и менеджмент в разных государствах развивался по-разному.

XX век ознаменован стремительным темпом развития менеджмента. В менеджменте классифицируют несколько методологических подходов: традиционный, системный, ситуационный, морально-этический, ситуационный . Если говорить о японском менеджменте, в основе которого морально-эстетический подход, то система японского менеджмента оказалась наиболее приспособленной к условиям научно-технической революции, чем европейская или американская. Анализ экономической литературы показал, что японский менеджмент более ориентирован на технологические новшества, основан на учете культурных, исторических, национальных особенностей. Интересно и то, что в японском менеджменте не человека подбирают под должность, а изучают особенности человека и на основе его профессиональных качеств подбирают должность, для которой он наиболее лучшим образом походит. В управлении развитием производства японский менедж-

мент также имеет особенности: японские фирмы лишь в крайних случаях обращаются к сторонним фирмам, они ищут собственные ресурсы для решения разных задач, это экономит издержки, обеспечивает бесперебойность процесса. Инженерно-технический персонал часто комплектуется из бывших квалифицированных рабочих. Высококачественность изделий - один из главных принципов японского производства.

Для большинства западноевропейских и американских компаний характерен принцип децентрализации. Для американского стиля управления характерно определение ответственности каждого сотрудника. Каждый руководитель лично отвечает за выполнение директивно установленных показателей. Важным показателем является конкурентоспособность.

Таким образом, можно сделать вывод, что в управлении и становлении профессии «менеджер» важную роль играют общие мировые тенденции экономического развития, научно-технического прогресса, но также национальные, культурные, исторические особенности развития того или иного государства.

Несомненно, все эти факторы оказали влияние на развитие и состояние современного менеджмента в России, а также на возникновение и развитие профессии менеджера. Изучив основы менеджмента и эволюционные преобразования в его развитии в учебниках по менеджменту разных авторов, а также диссертационных исследованиях, например, В.С.Джулай, Т.В.Медведчиковой, Л.В.Поляковой и др., мы пришли к выводу, что современный российский менеджмент более сложен и существенно отличается от традиционного менеджмента. Возросло внимание к результату деятельности. Для современного менеджмента характерны инновационные процессы в произ-

водстве, управлении. Эффективный менеджмент основан на слаженной работе команд: из-за увеличения миграции населения коллективы часто становятся многонациональными; важно развитие самих коллективов, создание благоприятного микроклимата. В связи с расширением внешнеэкономических связей многие предприятия имеют международных партнеров или клиентов, необходимым становится умение работать с ними. Менеджер должен постоянно саморазвиваться.

Проследив исторический путь становления профессии менеджер, стало понятным, что на начальном этапе исторического развития его функции сводились к распределению и контролю обязанностей общины, во времена Античности и Средневековья с развитием ремесел, торговли и строительством менеджер - это предприниматель, человек, который выполняет определенный заказ, сам регулирует свою деятельность. Со становлением товарно-денежных отношений, ходом научно-технического прогресса, развитием производства возникает необходимость руководителя, менеджера. С развитием экономики профессия менеджера становится одной из главных, а требования к современному менеджеру достаточно высоки. Умение работать в команде, конструктивно общаться с клиентами и партнерами становится важным условием эффективной работы менеджера.

Считаем, что изучение мирового опыта возникновения, развития и становления профессии менеджера будет серьезной основой нашего дальнейшего исследования по вопросам усовершенствования качества профессиональной подготовки будущего менеджера. Проведенный анализ показал, что становление профессии менеджера связано с историческими, культурными, экономическими особенностями эпохи. Это позволит лучшему пониманию того, каким должен быть современный менеджер и какими должны быть условия для качественной подготовки будущего менеджера в вузе.

1. Справочно-энциклопедический портал. URL: http://enc-dic.com/ozhegov/Professija-28023/ (дата обращения: 2.03.2016).

2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный в 2-х томах. М.: Русский язык,

3. Словарь бизнес-терминов. URL: http://dic.academic.ru (дата обращения: 12.03.2016).

4. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебн. пособие для вузов. 5-е изд. М.: Академический Проект: Трикста, 2005. С. 15.

5. История менеджмента: учебн. пособие / Под ред. Э.М.Короткова. М.: ИНФРА-М, 2010. 240 с.

6. Справочно-аналитический портал. URL: http://wsclan.narod.ru/manager/5/24.html (дата обращения: 12.04.2016).

7. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Academia, 2004. CLXX, 788 с.

8. История экономики: Учебник / Под общ. ред. проф. О.Д.Кузнецовой и проф. И.Н.Шапкина. М.: ИНФРА-М,

9. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. С.244-245.

10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента (Management). М.: Дело, 1997. С. 63.

1. Spravochno-entsiklopedicheskiy portal . Available at: http://enc-dic.com/ozhegov/Professija-28023/ (accessed: 2.03.2016).

2. Efremova T.F. Novyy slovar" russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel"nyy v 2-kh tomakh . Moscow, 2000. 1088 p.

3. Slovar" biznes-terminov . Available at: http://dic.academic.ru (accessed: 12.03.2016).

4. Kravchenko A.I. Istoriya menedzhmenta: Uchebn. posobie dlya vuzov. 5-e izd . Moscow, 2005, p. 15.

5. Korotkov E.M., ed. Istoriya menedzhmenta: uchebn. posobie . Moscow, 2010. 240 p.

6. Spravochno-analiticheskiy portal . Available at: http://wsclan.narod.ru/manager/5/24.html (accessed: 12.04.2016).

7. Bell D. Gryadushchee postindustrial"noe obshchestvo. Opyt sotsial"nogo prognozirovaniya / Per. s angl. Izd. 2-e, ispr. i dop . Moscow, 2004. CLXX, 788 p.

8. Kuznetsova O.D., Shapkin I.N., eds. Istoriya ekonomiki: Uchebnik . Moscow, 2001, p. 118.

9. Zarubina N.N. Sotsial"no-kul"turnye osnovy khozyaystva i predprinimatel"stva . Moscow, 1998, pp.244-245.

10. Meskon M., Al"bert M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta . Moscow, 1997, p. 63.

– одна из самых популярных профессий в современных сферах бизнеса. Ее представители работают во всех предприятиях без исключения, занимая должности и в начальных звеньях структуры, и в верхах руководства. Доступность обучения на менеджера считается неплохим явлением, однако именно она провоцирует появление в этой профессии большого количества дилетантов. Как им не стать в менеджерской среде? Кто такой истинный менеджер и чем он занимается? Какие навыки, знания должен иметь? Давайте разбираться.

Современную организационную структуру бизнеса невозможно представить без менеджеров. Если говорить просто, то они представляют собой управленцев, следящих за доверенным им производственным процессом. Суть управления у менеджеров заключается не только в контроле за трудом других работников и вверенной им аппаратуры, но и правильном, мотивационном контакте с подчиненными.

Как было отмечено ранее, управленец может занимать свою должность на любом этаже структуры организации. Почему? Все просто – управление процессами труда в организации требуется везде, из-за чего избежать найма менеджеров невозможно. Естественно, чем грамотней и более продвинутым будет специалист, тем лучше для работы всей компании. На данный момент именно менеджеры определяют и нередко становятся представителями списка «Forbes», активно продвигаясь по карьерной лестнице. В принципе, «потолка» у этой профессии нет и перспективы очень широки.

Все менеджеры занимаются профильным управлением и имеют в своем подчинении некоторых людей. Исключением является одна группа специалистов, которых именуют «менеджерами по продаже». Представители этой профессии нередко работают в одиночку, а цель их труда сводится к поиску клиентов и продажи им товаров компании или предоставления услуг таковой. .

Интересно! Средний уровень зарплат менеджеров в РФ достаточно высок. Новички в профессии при должном везении могут найти место с заработной платой 20-40 000 рублей в месяц, более же опытные специалисты часто получают от 60 000 и больше.

Что касается настоящих профи, то их доход нередко исчисляется сотнями тысяч рублей или даже несколькими миллионами.

Положительные и отрицательные стороны работы менеджером

По представленной выше информации может показаться, что работа менеджером – это настоящая сказка, доступная любому человеку. Отчасти это так, но в более детальном рассмотрении профессия управленца имеет и выраженные преимущества, и ряд существенных недостатков.

Среди достоинств труда в менеджерской сфере выделяются:

  1. Отличные перспективы восхождения по карьерной лестнице.
  2. Наличие огромного числа предложений во всех отраслях и направлениях бизнеса.
  3. Возможность формирования полезных связей за счет постоянного контакта и общения с людьми.
  4. Мобильные характеристики профессии (постоянные деловые встречи, контакты или даже ).

Что касается минусов в работе менеджером, то их также немало. К числу основных недостатков относятся:

  • Серьезная конкуренция и важность наличия опыта, профессионализма.
  • Напряженный характер труда, сопровождающийся частыми стрессами и рабочими проблемами.
  • Необходимость постоянно и находиться в своеобразной управленческой рутине.

Стоит ли идти в менеджеры или нет – вопрос сложный. Пожалуй, каждый человек должен ответить на него самостоятельно после длительных и тщательных раздумий.

Необходимые навыки и знания для специальности

На менеджеров обучают как в средних специальных заведениях по типу техникумов или колледжей, так и в ВУЗах. Устроиться в солидную организацию без профильного диплома достаточно сложно, поэтому обучение по специальности для будущего управленца – дело важное. Построение же карьеры зависит и от качества полученного образования, и от личностных особенностей конкретного человека.

Если рассматривать базовые навыки, качества хорошего менеджера, то к ним можно отнести:

  • Коммуникабельность
  • Базовые знания психологии, экономики и
  • Наличие организаторских способностей
  • Важность хорошей памяти и развитого логического, критического, аналитического мышления
  • Устойчивость к стрессам и умение решать проблемы

Отмеченные характеристики – не залог успеха в среде менеджеров, но неплохим подспорьем для становления и роста в этой профессии стать могут. Как показывает практика, хорошо мыслящие и профессионально подкованные управленцы в современном бизнесе на вес золота.

На этом наиболее важные положения по теме сегодняшней статьи подошли к концу. Надеемся, представленный материал помог всем читателям нашего ресурса разобраться с .

Напишите свой вопрос в форму ниже

Читайте также:


  • Эффективные методы продажи по телефону - обзор…

  • Технический руководитель: это востребованная или…



  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Если ты хочешь оказывать влияние на других людей, то ты должен быть человеком действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей

Карл Маркс

История возникновения профессии «менеджер» и её развитие

Профессия «менеджер» зародилась в XIX веке в США, когда стала очевидна необходимость прогрессивного подхода к управлению.

С тех пор менеджмент во всех отраслях стал обязательным условием функционирования предприятия. От эффективности менеджера зависит успех организации.

Сфера продаж не является исключением. Менеджер по продажам - это не просто продавец, а человек, который осознанно управляет продажами, повышает их уровень с помощью применения современных технологий общения с потенциальными клиентами.

Менеджеры по продажам в условиях рыночной экономики никогда не останутся без работы. Первая продажа менеджера - его первый шаг к успешной карьере и высоким доходам.

Опытный менеджер - это ценный кадр для любой организации, ведь, в сущности, этот специалист обеспечивает прибыль компании и создает её положительный имидж в глазах клиентов.

Портрет менеджера по продажам

Менеджер по продажам - это сотрудник организации или предприятия, который занимается осуществлением сделок с потенциальными клиентами. Предприятие, продающее товар или услугу, не может существовать, ожидая, когда клиенты сами обратятся к ним.

Для этого существуют специальные сотрудники - менеджеры. Менеджер может заключать договора на поставку товара в розничных точках, предлагать товары ли услуги каждому потенциальному клиенту лично, например, на местах работы или в магазинах.

Эта профессия является необходимой для современного общества, так как изобилие производителей делает практически невозможным создание уникального предложения, которое бы не требовало стимулирования сбыта.

Высокая конкуренция заставляет производителей интенсивно предлагать свой товар или услугу и самостоятельно заниматься поиском клиентов. Сегодня покупают у того, кто лучше продает. Поэтому мастерство и эффективность, которые показывает менеджер по продажам, - основы успеха и прибыльности дела.

Всегда знать ответ на два главных вопроса: как продвинуть товар и как продать товар. Эта формула актуальна для предприятий любой сферы. Начинающий менеджер по продажам должен ориентироваться на решение этих ключевых задач.

Каким должен быть успешный менеджер по продажам?

По продажам должен обладать рядом обязательных характеристик, которые делают его незаменимым в любой организации:

  • Иметь базу клиентов.
  • Активно заниматься расширением клиентского поля.
  • В совершенстве владеть техникой эффективного ведения переговоров.
  • Уметь проводить анализ деятельности конкурентов.
  • Уметь продавать.

Эта профессия - призвание общительных и стрессоустойчивых людей. По долгу службы менеджерам случается общаться с разными людьми. Для них не имеет значения личная симпатия. Он должен эффективно работать с каждым, кто потенциально является потребителем данного товара или услуги.

Нередко менеджеры по продажам ведут командировочный образ жизни, так как в их сфере ответственности находится целая область. Усилия эффективного менеджера хорошо оплачиваются, окупая все издержки профессии.

Одна из самых популярных специальностей на сегодня, которую выбирают молодые люди после получения среднего образования - менеджмент. Что это за профессия? Кем может работать менеджер? Поговорим об этом в данной статье.

Куда пойти учиться

Один из самых сложных вопросов для родителей подростков о том, куда отдать учиться свое чадо после окончания школы. Только один из десяти ребят может четко сказать, кем он хочет стать. Как правило, таких ребят не столь сильно интересует заработок, больше всего они хотят научиться делу, любимому с детства.

Если же ни молодой человек, ни девушка не знают, кем они хотят работать, тогда на помощь в выборе специальности приходят родители. Выбирают чаще всего самые востребованные, на их взгляд, факультеты - юриспруденцию, финансы или менеджмент.

Какие профессии может избрать для себя после менеджер? Сколько может зарабатывать менеджер? Сложно ли учиться по этой специальности? Разберемся с этими вопросами по очереди.

О профессии - предмет и метод

Менеджмент - что это за профессия? Как давно появились менеджеры, ведь название относительно современное? Между тем менеджмент относится к одной из древнейших профессий, известных человеку. Это термин имеет много определений, но если сказать коротко, то менеджмент - это управление, а менеджер - тот, кто управляет процессом или объектом.

Во все времена любому предприятию нужен был управляющий, тот, кто будет задавать путь развития деятельности. Этот человек может не владеть профессией, специфичной для этого предприятия, но имеет хорошие знания о том, как сбывать товар, производимый на предприятии, или как расширяться. Деятельность менеджера на сегодня не изменилась. Получая диплом по специальности «менеджмент», студент должен владеть знаниями, которые позволят стать ему эффективным руководителем.

Сложное ли обучение специальности "менеджмент"

Что это за профессия, мы уже разобрались. Сложно ли будет учиться по этой специальности? Безусловно, наклонности у каждого свои. Так, обучение не покажется сложным тем, кто имеет гуманитарный аналитические способности. На первом курсе обязательны общие предметы вроде высшей математики или информатики, но сопромата и физики точно не будет. Начиная со второго курса, студенты все больше будут уделять внимание экономическим специальностям. Введение в профессию менеджмент также начинается со второго курса, на первом же студенты заложат фундамент политэкономии. К окончанию университета они получат максимальное количество знаний об управлении предприятием, процессами, людьми.

Подразделения менеджмента

На сегодняшний день человека, который возглавляет то или иное предприятие, принято называть управляющим, в то время сотрудники, отвечающие за деятельность той или иной службы, относятся к категории топ-менеджмент. Понятное дело, что чем больше предприятие, тем больше различных служб (операционных отделов или подразделений) там может быть. Например, сколько подразделений в магазине? Прием товара, хранение, размещение товара на витрине, продажа товара, оборот средств. Кроме того, еще есть бухгалтерия, которая занимается налоговым учетом, подсчетом заработной платы, прибыли. Если же это производственное предприятие, то служб будет намного больше.

Кем может работать менеджер на предприятии

Какое же подразделение может возглавить менеджер? Есть различные специальности, связанные с управлением. К примеру, финансовый менеджмент - профессия тесно связана с оборотом денежных средств, их учетом и контролем. Получив специальность с таким названием, студент может работать в банке, на любом предприятии в финансовом отделе, заниматься аудитом.

Очень популярен среди студентов на сегодня и «менеджмент организации». Что за профессия? Она носит более общий характер и подразумевает знание функционирования предприятия в целом, путей его развития на внутреннем рынке, выхода на внешний.

Менеджмент в спорте подходит для тех, кто увлечен тем или иным видом спортивной деятельности. Если спортсмен желает развития, создать собственную команду, то он может получить такое образование. Менеджмент позволит специалисту успешно работать на внешнем рынке, если предприятие совершает сделки, связанные с экспортом и импортом.

Кем может устроиться студент после окончания университета

Наивно полагать, что после того, как вы получите образование по специальности «менеджмент», вас тут же возьмут на интересную позицию в топ-менеджменте предприятия. Все же общие знания, полученные в и реальная жизнь с настоящими проблемами - это две большие разницы.

Поэтому, если у вас нет возможностей устроиться «по блату», то лучше начать построение карьеры с получения какой-нибудь не очень высокой должности. Например, вы хотите стать управляющим крупной розничной сети магазинов. Пусть вы изучили в университете, как бороться с конкурентами, повышать прибыль и как мотивировать сотрудников. Но ведь вы не знаете, как это происходит на практике! Нет ничего зазорного в том, чтобы поработать полгода-год в качестве консультанта в магазине, затем стать администратором зала. Вы увидите, как работает магазин, что думают сотрудники о нем, покупатели. Заняв более высокую позицию на основании полученного опыта и ваших знаний, вы сможете принимать эффективные

Профессии, связанные с менеджментом

В последнее время появилось много профессий с приставкой «менеджер». Так как мы выяснили, что менеджмент - это управление, то профессии могут и не иметь никакого отношения к экономике.

SMM-менеджер - человек, который занимается продвижением и раскруткой сайтов. Аббревиатура SMM расшифровывается как Social Media Marketing.

Контент-менеджер - человек, отвечающий за наполнение контентом (информацией) сайтов.

Арбитражный менеджер - человек, который в ходе своей деятельности занимается помощью предприятиям, стоящим на пороге банкротства.

Девелопер-менеджер - человек, который занимается развитием предприятия, повышением его узнаваемости на рынке.

Бизнес-тренер - человек, который (чаще всего на основании своего опыта) рассказывает, как можно стать успешным менеджером или вывести свое предприятие в ТОП. Для того чтобы стать бизнес-тренером, нужно иметь громкое имя или достаточно раскрученный бизнес, иначе кто захочет у вас чему-то учиться.

Бренд-менеджер - специалист, раскручивающий имя (бренд) организации. Организует концерты, промо-акции, мероприятия, которые повысят известность предприятия.

И напоследок

Теперь вы имеете более обширное представление о такой специальности, как менеджмент, что это за профессия. Как видите, не всегда менеджером может трудиться тот, кто закончил исключительно экономический факультет. Если вы чувствуете в себе управленческие способности и интерес к этой профессии, то смело поступайте в университет на эту специальность.

error: