Собор в Сантьяго-Де-Компостела (Испания). Кафедральный собор сантьяго-де-компостела

Расположенный на северо-западе Испании, буквально на краю земли (древние римляне так и называли эти места - «Finis Terrae», «конец земли»), город Сантьяго-де-Компостела считается третьим по значению святым городом христианского мира после Иерусалима и Рима, и до сих пор остается местом массовых паломничеств. Его называют «христианской Меккой». Здесь, в Сантьяго-де-Компостела, находится величайшая реликвия Испании - мощи святого апостола Иакова, небесного покровителя страны.

Само название города - Сантьяго - связано с именем святого Иакова (по-испански - Сантьяго). - «Сын Грома», как его именуют в Испании, был, как и его брат, , простым рыбаком и одним из первых учеников Христа. Рассказывают, что когда двенадцать апостолов двинулись во все концы Земли нести Благую весть, Иаков отправился проповедовать Евангелие в Испанию. В ту пору это была отдаленная римская провинция. Пройдя по дорогам Испании и создав здесь первые христианские общины, Иаков вернулся в Палестину. Там он был схвачен по приказу царя Ирода Агриппы и в 44 году обезглавлен. Ученики святого Иакова положили его останки в лодку и пустили по волнам Средиземного моря.

Эта лодка чудесным образом была выброшена на испанский берег в устье реки Улья, на том месте, где ныне находится город Сантьяго-де-Компостела. В 813 году живший здесь монах-отшельник по имени Пелайо, ведомый путеводной звездой, обнаружил ковчег с мощами святого Иакова. Несмотря на прошедшие восемь веков, они оставались нетленными. В 896-899 годах по распоряжению короля Альфонса III на месте находки над ковчегом была сооружена небольшая церковь, а само это место получило название Компостела - от латинского Campus Stellae - «место, обозначенное звездой».

Обретение мощей святого Иакова состоялось в чрезвычайно трудную и опасную для Испании пору: мавры покорили практически весь Пиренейский полуостров, в руках христиан оставался только небольшой клочок земли в горах Астурии. И явление мощей святого Иакова было воспринято испанцами как знак свыше. Действительно, с этого момента началось движение мавританского завоевания вспять - Реконкиста. В результате арабы были изгнаны с Пиренеев, а святой Иаков стал считаться покровителем Испании. Старинные хроники рассказывают, что во время битв с маврами испанцы не раз видели святого Иакова в образе Белого Рыцаря, который с мечом в руках и боевым кличем «Santiago y cierra España!» обращал в бегство многотысячные толпы арабов. Таким в Средние века чаще всего и изображали святого Иакова испанские скульпторы: верхом на коне, поражающим мавров.

Со дня обретения мощей святого Иакова Компостела стала особо почитаемой святыней Испании. Эту традицию, как считают, установил император Карл Великий. Папа римский Каликст II даровал Сантьяго-де-Компостела привилегию на индульгенцию (полное отпущение грехов), тем самым приравняв этот город к Риму и Иерусалиму. Сюда нескончаемым потоком шли паломники из Франции, Португалии, Италии, Польши, Ирландии, Англии и других европейских государств. Путь из Европы на Пиренейский полуостров, который пешком преодолевали богомольцы, чтобы попасть в Святой город, получил название «Путь Святого Иакова». Его главная магистраль берет свое начало на юге Франции и через Пиренеи, минуя испанские города Логроньо, Санто-Доминго-де-ла-Кальсада, Белорадо, Бургос, Леон, Асторга, Понферрада и Вильяфранка-дель-Бьерсо, ведет в Сантьяго-де-Компостела. Ныне «Путь Святого Иакова» на всем своем протяжении объявлен памятником всемирного значения, находящимся под охраной ЮНЕСКО.

Святого Иакова Компостельского, который первым предпринял дальнее странствие в Испанию, считали покровителем паломников. В средневековом искусстве он предстает то в образе путника в украшенной ракушками шляпе, с посохом и сумой, то как апостол в тоге и со свитком в руке, в окружении верующих. Подобно евангельским волхвам, ведомым путеводной звездой, идущие в Компостелу паломники по ночам ориентировались по Млечному пути, который в Испании называют «дорогой святого Иакова». Согласно народному поверью, святой начертал его в небе, чтобы указать направление Карлу Великому в походе против сарацин.

Удивительный природный и культурно-исторический ландшафт, через который пролегает «Путь Святого Иакова», сохранился до наших дней практически в неприкосновенности - с арочными мостами, переброшенными через горные потоки, поклонными крестами, паломническими церквами и часовнями, замками и крепостями, гостиницами и постоялыми дворами, старинными деревнями и городами, по улицам которых и в наши дни неторопливо шагают паломники с посохами, держащие путь в Компостела.

Открывающаяся перед глазами путника панорама города в один миг пленяет его, заставляя забыть об усталости и трудностях пройденного пути. Старинная Компостела - один из самых красивых средневековых ансамблей Европы, сохранившихся до наших дней. Сантьяго-де-Компостела называют «городом ста башен», «светочем христианского мира». А над его многочисленными башнями и шпилями ослепительно сверкают золотом купола сказочно прекрасного собора Святого Иакова.

Первый храм на могиле апостола Иакова был построен королем Альфонсом II и епископом Теодомиром в 829 году. Король Альфонсо III Великий в конце IX столетия заменил его на более красивую и значительную по размерам базилику, но в 997 году мавры под предводительством Аль-Мансура во время очередного набега разрушили церковь.

В 1078 году под руководством французского архитектора-монаха Бернара из Клюни началось сооружение нового собора. Оно имело несколько этапов (1077/78-1088 гг.; 1100-1128 гг.) и продолжалось несколько столетий. К 1521 году собор был в основном завершен.

Собор в Сантьяго-де-Компостела - наиболее важная постройка средневековой Испании. Его интерьер сохранил свой романский характер, хотя перестройки XVII-XVIII веков значительно изменили внешний вид храма. В 1676-1680-х годах была сооружена Часовая башня (архитектор Доминго Андраде), а в 1738-1750-х годах архитектор Фернандо Касас-и-Новоа полностью перестроил главный фасад собора - он носит название «Обрадорио» - и 75-метровой башни, придав им черты модного в ту пору пышного и величественного стиля в его испанском варианте - чурригереско.

Восточный фасад, известный под именем «Асабачерия», возведен в XVIII в. архитекторами Ферро Каавейро и Фернадесом Сарела на месте сгоревших романских Ворот Рая и впоследствии завершен в 1770 г. по проекту . Фасад украшают скульптуры Гамбино: в верхней части - короли Альфонсо III и Ордоньо II, возносящие молитву св. Иакову-паломнику, в центре - символическое изображение Веры.

В центре западного фасада, в глубокой нише, установлена фигура святого Иакова. Порталы, обрамляющие входы в собор, богато украшены скульптурами XI-XVI веков. Наиболее древние рельефы можно увидеть на южных вратах - Пуэрта-лас-Платериас. Но самые значительные памятники искусства украшают «Портик Славы» - Портико де ла Глория, находящийся на западном фасаде, который мастер-резчик по имени Матео создавал на протяжении 20 лет (1168-1188 гг.). Это вершина романской пластики в Испании. Мастеру Матео, судя по всему, были хорошо известны скульптурные порталы Бургундии и Иль-де-Франса.

Портик увенчивает большое скульптурное изображение Христа-Спасителя в окружении евангелистов, апостолов и музыкантов. На колонне, на высоте поднятой руки, имеется пять углублений - их считают следом руки Иисуса Христа. Существует поверье, что на паломника, который вложит в эти углубления пальцы своей руки, снизойдет благодать Святого Духа.

Главные ворота собора - Святые ворота («Пуэрта Санта») - открываются только в «Святой год» - т.е. в год, когда 25 июля, день поминовения святого Иакова, приходится на воскресенье. Входящего внутрь храма изумляют его громадные размеры. Собор выполнен в плане латинского креста, его протяженность составляет 97 м, высота центрального нефа - 24 м. Полумрак, царящий внутри, придает атмосфере собора некую таинственность, предваряющую встречу паломника с главной святыней - гробницей Святого Иакова. Она располагается в подземном этаже собора - крипте. Саркофаг выполнен из серебра и имеет довольно позднее происхождение.

В соборе действует музей, в котором собрана богатая коллекция испанского искусства IX-XIX веков, в том числе гобелены, выполненные по эскизам Рубенса, Гойи и других великих мастеров.

В соборе и вокруг него всегда многолюдно. За тысячу лет его существования здесь побывали миллионы паломников, в числе которых было и множество мировых знаменитостей - от святого Франциска Ассизского и папы Иоанна Павла II до писателя Пауло Коэльо и голливудской звезды Ширли Маклейн. Помимо главного, Французского пути, существует еще несколько путей, ведущих в Сантьяго-де-Компостела: Прибрежный, протянувшийся от Пиренеев вдоль побережья, через Страну Басков и Астурию; Восточный, ведущий от Севильи через Мериду и Саламанку; Английский - этим путем попадали в Компостелу паломники из Англии и Ирландии, высаживавшиеся в испанском порту Ла-Корунья; Португальский, берущий свое начало в столице Португалии Лиссабоне. Пересекая со всех сторон Пиренейский полуостров, эти дороги стягиваются к одной точке - в Сантьяго-де-Компостела, куда в наши дни ежегодно приходит и приезжает несколько миллионов человек - как паломников, так и туристов, привлеченных многочисленными историческими памятниками города. Недаром гласит старинная испанская пословица: «Все пути ведут в Компостела».

Кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела – массивная церковь в историческом центре города, ставшая неофициальным символом галисийской столицы. Две статные колокольни собора доминируют над линией горизонта и видны практически из любого района города. Когда-то на этом месте стоял небольшой и скромный храм, сегодня же гигантское здание собора Сантьяго неизменно восхищает туристов и паломников со всего мира. Попасть внутрь и пройти к могиле святого Иакова можно бесплатно, а чтобы спуститься в крипту и пройтись по клуатру и другим музейным помещениям придется немного заплатить.

Главный фасад собора Сантьяго обращен в сторону площади Пласа Обрадоиро, поэтому часто его называют просто Эль Обрадоиро. Прямо напротив стоит дворец Рахой, в котором сегодня заседает парламент Галисии. Фасад собора привлекает внимание центральной секцией со множеством деталей и орнаментов, причем этот фасад не является оригинальным – он был построен только в первой половине 18-го века по проекту архитектора Фернандо де Касаса Нова в галисийском барочном стиле. К более старым частям фасада относятся два лестничных пролета, соединяющихся в одной точке и ведущих к главному входу. Обе лестницы были построены еще в 16-м веке и ведут в еще более старое строение, датированное 12-м столетием и, собственно, являющееся оригинальным собором.

Одной из выдающихся деталей собора можно назвать две колокольни, известные как Торре де ла Каррака и Торре де ла Кампанас. Они также были построены в разные эпохи – нижние уровни датируются 12-м веком, а верхние – 17-18-м столетиями. Обе башни, достигающие 70 метров в высоту, сочетают в своем облике элементы барочного и романского стилей.

Интересно, что если обойти вокруг собора, то с разных сторон он предстанет в разном облике. Так, восточный барочный фасад примечателен Царскими вратами, но считается наименее привлекательным. Северный фасад, обращенный в сторону площади Пласа Асабакериа, отличается пышными декорациями и сочетает в себе элементы барочного и неоклассического стилей. Южный фасад считается самым старым, на него можно взглянуть со стороны площади Пласа де лас Платериас, откуда также видна часовая башня Торре де ла Тринидад и часть клуатра.

Кафедральный собор Святого Иакова в Риге является четвертой по величине церковью Риги расположенной в самом центре старого города (Вецриги), в двух шагах от исторического , по адресу: улица Екаба (Якова), 9 (Jekaba iela 9).

Церковь Святого Иакова стоит на узкой улице центра Риги и из-за того, что стены собора тесно примыкают к другим зданиям старого города, сделать полноценную и хорошую фотографию задача крайне сложная.

Рижская церковь Святого Иакова самая маленькая из церквей Вецриги. Но, не смотря на это, она знаменита своей устремленной в небеса стройной 80-ти метровой башней с зеленой верхней частью, увенчанной шпилем с наконечником в виде золотого петушка. Башня собора Святого Иакова имеет пирамидальную форму, характерную для башен рижских средневековых храмов. Это единственная подлинная готическая башня в городе, которая никогда не меняла своего первозданного облика.

В старой Риге есть несколько, а точнее три храма, чьи башни создают характерный, ни с чем ни сравнимый и величественный силуэт Старой Риги. Одним из этих храмов является конечно же сам собор Святого Иакова, второй, это самая красивая и знаменитая церковь Риги - , а третий - рижский . Именно три башни трёх этих Соборов возвышаются над всем старым городом, их видно из любой точки Вецриги, и совместно они образуют самый известный символ латвийской столицы. Исторический центр Риги просто невозможно представить без шпилей этих трех Соборов.

По своим размерам Церковь Екаба меньше двух других соборов - Домского Св. Петра. А всё потому, что два других собора строились для епископа и горожан и располагались непосредственно в городе, а вот собор Св. Якова изначально был возведен за пределами средневекового города для жителей предместья.

Собор Святого Иакова, латышское название Sveta Jekaba katedrale, немецкое Jakobskirche, также называют церковью Святого Екаба (Якова). Почему его так называют? Это понятно из латышского названия церкви.

Собор выполнен из кирпича бурого цвета. В своей архитектуре собор скрестил в себе готические черты и элементы романского стиля.

Собор Святого Якова является главным католическим храмом Латвии. Предположительным годом постройки Яковлевской церкви считается 1225 год. С момента постройки и до Реформации церковь принадлежала католикам. На протяжении нескольких веков, начиная с периода шведского владычества и заканчивая серединой 20-х годов прошлого века, Собор являлся кафедральной лютеранской церковью и служил центром духовной жизни латышского населения города Риги.

Если снаружи архитектура церкви сравнительно однородна для общего облика Риги, то внутри можно видеть смешение нескольких стилей, различных направлений средневекового зодчества.

Уникальным считался алтарь храма, созданный в 1680 году и перестроенный за ветхостью в 1902 году. Это самый ранний барочный алтарь во всей Латвии.

Помимо самой архитектуры и алтаря уникальным и довольно редким явлением для церквей выступает то, что в оформлении некоторых деталей присутствуют растительные орнаменты и цветы в виде клумб

Церковь Святого Иакова в Риге хоть и не велика, но красива, особенно её внутреннее убранство, производящее впечатление. До посещения данного Собора мы редко встречали цветы в церквях, а так чтобы присутствовали целые клумбы, воссоздающие сад, такого мы ещё не видели никогда.

Кафедральный собор Святого Иакова в Риге, мы со стопроцентной уверенность рекомендуем посетить всем гостям города.

Средневековые паломники ходили путем Святого Иакова в течение нескольких месяцев, чтобы прибыть в собор Сантьяго-де-Компостела, ставшим последним приютом мощей Иакова. Так много паломников облокачивалось руками о столб у входа, чтобы дать отдохнуть своим усталым костям, что протерлись глубокие следы в камне. И по сей день собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела остается важнейшим паломническим центром католичества.

Мифы и факты

По преданию, мощи Святого Иакова в 814 году обнаружил отшельник Пелайо на месте нынешнего собора и соорудил там небольшую часовню. Часовня была уничтожена в бою с мавританцами в 997 году. В 1075 году, во время правления кастильского короля Альфонсо VI, началось строительство нынешнего собора, и в 1128 году он был освящен.

Несмотря на барочный фасад, собор Иакова является лучшим образцом романского . Различные элементы были добавлены в XVI-XVIII века, что привело к частичному преобразованию интерьера в барокко. Захватывающий гранитный фасад собора, известный как Обрадоиро, был добавлен в 1738 году местным архитектором Фернандо-де-Касас.

Что посмотреть

Вход в собор украшает великолепный портик де-ла-Глория, вырезанный в 1188 году Матео и считается одним из лучших произведений средневекового искусства. Арки над боковой дверью изображают чистилище и страшный суд с Христом в центре. Огромная колокольня щедро декорирована статуями святого Иакова.

Контрастируя с фасадом, интерьер собора выполнен исключительно в ранне-романском стиле, со сводчатыми потолками крестообразной формы, двумя боковыми проходами вдоль нефа и многочисленными часовнями.

Алтарь впечатляет смесью готической простоты и изобилия XVIII века. В серебряной раке лежат священные мощи Иакова. У жертвенника стоит средневековая статуя святого, которую приветствовали паломники по прибытии в храм. Всем, прошедшим 100 километровый путь пешком, выдают сертификат Компостела.

Необычной достопримечательностью является подвешенное с потолка огромное кадило - размером в человеческий рост и весом 80 кг. Чтобы его раскачать приходится задействовать восемь служителей храма, а для наполнения требуется 40 кг угля и ладана.

Собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела, как и , один из наиболее знаменитых направлений среди паломников и туристов Испании, не уступающий по популярности

Массивное здание собора гордо возвышается между четырех площадей. Богато украшенные башни, причудливая резьба входов и барочный фасад образуют архитектурную симфонию исторических эпох и стилей. С XI по XIII век собор строился в романском стиле, но затем перестраивался. Посмотрите на главный западный фасад со стороны Праза-до-Обрадойро, барочный шедевр Фернандо Касас-и-Нова (1750) . Он был выполнен из гранита цвета золота и украшен парными башнями, которые подчеркивают родство готики и бароко. Поднявшись по ступенькам внутрь, вы увидите великолепный Портик Славы, созданный мастером Матео в 1188 г. Паломники столетиями касались центральной колонны в благодарность за благополучное окончание путешествия, и эти прикосновения оставили на камне свои следы. Рядом находится статуя Санто-дос-Крокес, т.е. «святой с шишками» - возможно, автопортрет самого мастера Матео. Говорят, кто стукнется о нее головой, обретет мудрость. Вверху центральной части фасада, под каменным балдахином с башенкой, возвышается фигура Св. Иакова.

Чтобы избежать длинной очереди к восточному порталу (Пуэрта-Санта) , где находится проход в крипту с мощами Св. Иакова, можно обогнуть южный фасад со стороны Праза-дас-Пратериас и войти в собор через Пуэр-та-де-лас-Платериас. Здесь замечательные скульптурные рельефы с библейскими сюжетами, фигурами Адама и Евы и бичеванием Христа (1103) .

Несмотря на множество посетителей, внутри Собор Святого Иакова сохраняется рабочая обстановка, многочисленные исповедальни и боковые приделы все время заняты. Во время больших празднеств из-под купола свешивается огромная курильница (ботафумейро) , которую 8 мужчин раскачивают, как маятник, над высоким барочным алтарем. Сокровищницу, крытые галереи XVI в. и музей-крипту можно осмотреть по единому билету. В сокровищнице (в южном нефе справа, если стоять лицом к алтарю) хранятся позолоченный бюст Св. Иакова Алфейского (1332) и его мощи. Из поперечного нефа (трансепта) можно пройти в крытые галереи XVI в., выполненные в стиле платереско. С верхних этажей, украшенных фламандскими гобеленами, открывается прекрасный вид. В музее-крипте выставлены современные модели цитры, виолы и лютни, с которыми изображены старцы на Портике Славы.

История

Собор Святого Иакова был построен на месте небольшой базилики IX в. и быстро стал третьим по значению, после Иерусалима и Рима, центром христианского паломничества. Дороги, которые вели сюда, были обеспечены приютами, убежищами и церковными сооружениями. Паломники выходили из Тура, Везле и Ле-Пюи во Франции, шли через Ронсеваль или Сомпорт в Пиренеях и встречались в Пуэнте-ла-Рейна, чтобы вместе продолжать свой 13-дневный Французский путь. Путешествие приобрело такую популярность, что в XII в. было даже написано нечто вроде путеводителя для паломников (Книга св. Иакова) , где подробно описывались встречающиеся области и их обитатели. Причем Страна Басков и Наварра характеризовались в довольно жестких тонах, а сведения о Кастилии и, особенно, Галисии были более поэтичными: «это земли, украшенные реками, лугами и чудесными садами, здесь выращивают замечательные фрукты и имеются хрустально чистые источники, местность изобилует золотом и серебром, тканями и мехами, а также прочими богатствами». Обнадеженные паломники стремились сюда из Португалии, Германии, Нидерландов, Италии, приплывали из Англии и скандинавских стран. Но доминировал все же Французский путь, который сохранил свое значение до наших дней.

Вдоль всего маршрута тянулись городки и селения; строились мосты и здания в романском и готическом стиле. Помимо приютов и больниц, паломники нуждались и в защите от разбойников. Эту функцию выполняли замки, форты и военно-религиозные ордена, вроде рыцарей ордена Сантьяго. Здесь же торговали амулетами, связанными с Путем Св. Иакова.

Статус паломника подтверждался раковиной морского гребешка. В старинном путеводителе содеражалась легенда о Св. Иакове: некий всадник бросился в волны у португальского побережья в тот самый момент, когда там находилось судно с апостолом. Чудесным образом конь и всадник возникли из пучины в раковинах гребешка. Из этой легенды и взяли символ, который с 1987 г. используется как официальный дорожный знак на Пути Св. Иакова.

error: