Курсовая анализ различных направлений использования метафоры в практике психологического консультирования. Использование метафоры в психологическом консультировании

Е.Томас Даут. Использование метафор и аллюзий при психологическом консультировании.
Если клиент проявляет большое сопротивление при психологическом консультировании, то консультант может применять непрямые методы коррекции применительно к его ситуации.
В книге "Психоанализ" под редакцией В.И. Овчаренко, А.А. Грицанов дается определение Сопротивлению.
"Сопротивление - в психоанализе З.Фрейда,феномен силы, механизм. процесс и результат, препятствующие осознанию информации посредством противодействия переходу воспоминаний, представлений, желаний, симптомов и т.д. из бессознательного в сознание. Проявляется преимущественно в формах неосознаваемого противодействия людей обыденному осознанию вытесненного и неосознаваемого противоборства клиента психологу и выздоровлению. Наличие сопротивления считается признаком психического конфликта.
Не прямые методы коррекции не так легки и просты в применении, какими часто кажутся. Через метафоры и аллюзии. которые встраиваются в естественный поток разговорной коммуникации. Кроме того,в них может быть использовано разделенное сознание, когда внимание клиента отвлекается от важных аспектов коммуникации посредством способа постепенного воспоминания (Fleming et al.,1992) Иногда создается впечатление, что психологи здесь даже не касаются проблемного поведения или ситуации.
В большом толковом словаре -
АЛЛЮЗИЯ, -и; ж. [от франц. allusion - намёк].
Стилистический приём, заключающийся в использовании намёка на реальные общеизвестные факты, события.
В большом толковом словаре
МЕТАФОРА, -ы; ж. [греч. metaphora - перенесение] Лит.
Употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии; слово или выражение таким образом употреблённое.
В большом толковом словаре терминов психиатрии -
Метафора (греч.metaphora - перенос) - иносказание, выражение абстрактного представления посредством аналогии. В силу нарушения буквального смысла порождают дополнительные эмотивные (возбуждающие)и когнитивные (родственные, подобные) эффекты[В.А.Жмуров.с.306].
[Эмотивность (лат emoveo - возбуждать, волновать) - повышение эмоциональной реактивности, когда эмоции возникают быстро, достигают большой силы и могут быть чрезмерно продолжительными. В.А.Жмуров. с.761].

Метафора
Метафора - образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть новые смыслы. Метафора помогает эмоциональноокрасить речь или текст.
Примеры простых метафор:
Надежный, как швейцарский банк (О надежности функционирования чего-либо).
Легкий, как перышко. (О миниатюрном ноутбуке)
Скорострельный, как пулемет. (О быстропечатающем принтере)
Метафора нужна не только для того, чтобы, благодаря полученному наименованию, сделать нашу мысль доступной для других людей; она необходима нам самим для того, чтобы объект стал доступен нашей мысли. Не все объекты легко доступны для нашего мышления, не обо всем мы можем составить отдельное, четкое представление. А метафора служит орудием мысли, с помощью которого нам удается достигнуть и понять смысл того или иного явления. Однако она НЕ раздвигает границы мыслимого, она лишь обеспечивает доступ к тому, что смутно виднеется на его дальних рубежах.
Метафоры применяют в педагогике,психологии, психотерапии, public relations. Будучи грамотно составленными, они мягко (не "в лоб"), пробуждают заданные автором мысли, чувства и настроения. Использование метафор помогает, например, оратору лучше взаимодействовать с аудиторией; продавцу результативно проводить презентацию продукта; психотерапевту эффективнее работать с клиентом.
Метафоры можно использовать, в том числе, и для работы над собой. Например, придумать метафору желаемого образа жизни. Полезно осмыслять свою жизнь, находя метафору дня, метафору неделю, метафору месяца или года. К метафоре хорошо добавлять лозунг, тезис, формулировку, которая речевым образом суммирует то, что образно выражено в метафоре.
Тренируемся:
Например, 3 раз в день ищу метафору к известному человеку по ТВ по следующим пунктам:
1. Природное явление
2. Музыкальный стиль и инструмент
3. Картина или скульптура
4. Какой век, эпоха, культура
5. Вид транспорта
6. Дерево или цветок
7. Животное или птица...
Метафора
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Мета́фора (от др.-греч. - «перенос», «переносное значение») - троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни. Метафора Аристотеля в сущности почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного слова на другое.
1. Косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение.
2. Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.
В метафоре можно выделить 4 «элемента»:
1. Категория или контекст,
2. Объект внутри конкретной категории,
3. Процесс, каким этот объект осуществляет функцию,
4. Приложения этого процесса к реальным ситуациям, или пересечения с ними.
В лексикологии - смысловая связь между значениями одного полисемантического слова, основанная на наличии сходства (структурного, внешнего, функционального).
Метафора часто становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное значение слова. У Шекспира, например, часто важен не исходный житейский смысл высказывания, а его неожиданное метафорическое значение - новый смысл. Это приводило в недоумение Льва Толстого, воспитанного на принципах аристотелевского реализма. Проще говоря, метафора не только отражает жизнь, но и творит её. Например, Нос майора Ковалёва в генеральском мундире у Гоголя - это не только олицетворение, гипербола или сравнение, но и новый смысл, которого раньше не было. Футуристы стремились не к правдоподобию метафоры, а к её максимальному удалению от изначального смысла. Например, «облако в штанах». В годы господства соцреализма метафора фактически была изгнана из литературы, как приём, уводящий от действительности. В 1970-е годы появилась группа поэтов, начертавших на своём знамени «метафора в квадрате» или «метаметафора» (термин Константина Кедрова). Отличительной чертой метафоры является её постоянное участие в развитии языка, речи и культуры в целом. Это связано с формированием метафоры под воздействием современных источников знаний и информации, использованием метафоры в определении объектов технических достижений человечества.
Метафоры объясняют одно понятие в терминах другого, но "метафорическое упорядочивание реальности" носит в этих случаях не всеобъемлющий, а лишь частичный характер". Метафора, помогая осмыслить понятие, затемняет некоторые его аспекты: воспринимая оппонента как противника, можно забыть о сотрудничестве в споре. В ориентационной метафоре происходит организация целой системы понятий в терминах другой системы, напр. « обладание властью или силой ориентирует вверх; подчинение силы - вниз».

Виды
В современной теории метафоры принято различать диафору (резкую, контрастную метафору) и эпифору (привычную, стертую метафору).
Развёрнутая метафора - это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Модель: «Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими - их приходится выбрасывать,
Теории
Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и т. д.
Согласно классификации, предложенной Н. Д. Арутюновой, метафоры разделяются на
1. номинативные, состоящие в замене одного дескриптивного значения другим и служащие источником омонимии;
2. образные метафоры, служащие развитию фигуральных значений и синонимических средств языка;
3. когнитивные метафоры, возникающие в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса значения) и создающие полисемию;
4. генерализирующие метафоры (как конечный результат когнитивной метафоры), стирающие в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующие возникновение логической полисемии.
Подробнее рассмотрим метафоры, способствующие созданию образов, или образные.
В широком смысле термин «образ» означает отражение в сознании внешнего мира. В художественном произведении образы - это воплощение мышления автора, его уникальное видение и яркое изображение картины мира. Создание яркого образа основано на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. Чтобы сопоставление предметов или явлений было неожиданным, они должны быть достаточно непохожими друг на друга, и иногда сходство может быть совсем незначительным, незаметным, давая пищу для размышлений, а может отсутствовать вовсе.
Границы и структура образа могут быть практически любыми: образ может передаваться словом, словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством, может занимать целую главу или охватывать композицию целого романа.
Однако существуют и другие взгляды на классификацию метафор. К примеру, Дж. Лакофф и М. Джонсон выделяют два типа метафор, рассматриваемых относительно времени и пространства: онтологические, то есть метафоры, позволяющие видеть события, действия, эмоции, идеи и т. д. как некую субстанцию (the mind is an entity, the mind is a fragile thing), и ориентированные, или ориентационные, то есть метафоры, не определяющие один концепт в терминах другого, но организующие всю систему концептов в отношении друг к другу (happy is up, sad is down; conscious is up, unconscious is down).
Джордж Лакофф в своей работе «The Contemporary Theory of Metaphor» говорит о способах создания метафоры и о составе данного средства художественной выразительности. Метафора, по теории Лакоффа, является прозаическим или поэтическим выражением, где слово (или несколько слов), являющееся концептом, используется в непрямом значении, чтобы выразить концепт, подобный данному. Лакофф пишет, что в прозаической или поэтической речи метафора лежит вне языка, в мысли, в воображении, ссылаясь на Майкла Редди, его работу «The Conduit Metaphor», в которой Редди подмечает, что метафора лежит в самом языке, в повседневной речи, а не только в поэзии или прозе.
Также Редди утверждает, что «говорящий помещает идеи (объекты) в слова и отправляет их слушающему, который извлекает идеи/объекты из слов». Эта идея находит отражение и в исследовании Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живём». Метафорические понятия системны, «метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, то есть сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека».
Метафора часто рассматривается как один из способов точного отражения действительности в художественном плане. Однако И. Р. Гальперин говорит, что «это понятие точности весьма относительно. Именно метафора, создающая конкретный образ абстрактного понятия, даёт возможность разного толкования реальных сообщений».
Как только метафора была осознана, вычленена из ряда других языковых явлений и описана, сразу возник вопрос о её двоякой сущности: быть средством языка и поэтической фигурой. Первым, кто противопоставил поэтической метафоре языковую, былШ. Балли, который показал всеобщую метафоричность языка.
Примечания
1. ДВА ВИДА МЕТАФОРЫ
2. Гальперин И. Р. Очерки по стилистике английского языка. М.: 1958
Литература
Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: взлёт и падение метафоры. / пер. с англ. М. Кукарцева, Е. Коломоец, В. Кашаев - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 496 с.
Блэк М. Метафора.
Гусев C. C. Наука и метафора. - Л.: ЛГУ, 1984.
Клюев Е. В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция) : Учебное пособие для вузов. - М.: ПРИОР, 2001.
Кедров К. А. Метаметафора. - М., 1999.
Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём. - М.: Едиториал УРСС, 2004.
Москвин В. П. Русская метафора: Очерк семиотической теории. - 3-е изд. - М., 2007.
Тихомирова Е.А. Метафора в политическом дискурсе: Методология исследований политического дискурса. Вып.1. - Минск, 1998.
Haverkamp A. Metapher. Die Ästhetik in der Rhetorik. - München: Wilhelm Fink Verlag, 2007.

Метафора в практике консультирования и психотерапии

МОУ «СОШ № 7», г. Усть-Илимск

Метафора – это и литературный троп, и способ обобщения, и инструмент познания и мысли, и средство коммуникации, и художественный образ. Метафору можно обнаружить в психотерапевтической беседе и в диалоге пилота с авиадиспетчером, в эзотерическом ритуале и языке программирования, в лирической поэме и статье по квантовой механике .

Мир метафор прекрасен, разнообразен, многомерен. Однако если продолжить препарировать ткань бытия , то из уровня словесной реальности можно выделить следующие виды метафор:

Стиль метафор может быть волшебным, соблазнительным, гипнотическим. Творческий подход к использованию метафор может сделать их драгоценным украшением и полезным приемом при достижении ваших целей . Магическое воздействие метафоры на слушателя можно наблюдать в практике психотерапии и психологического консультирования.

Психологическое консультирование и психотерапия – это виды психологической помощи , ориентированные на преодоление проблем психологического характера. Психологическое консультирование направлено на решение различного рода психологических затруднений, прежде всего ситуативных и межличностных проблем . Психотерапия – лечение человека (пациента) с помощью психологических средств воздействия. Психотерапия и психологическое консультирование – направления работы практико-ориентированного психолога, имеют много общего между собой:

являются видами психологической помощи клиенту (предполагают помощь клиенту в решении проблем, с которыми он самостоятельно не может справиться);

помогают ему посмотреть на себя с новой точки зрения, осознать истинные мотивы своего поведения и неконструктивные способы их реализации;

– учат увидеть внутриличностный или межличностный конфликт, получить новый опыт преодоления проблемной ситуации.

Большинство психотерапевтических направлений активно используют метафору как средство воздействия на клиента. Метафорическая коммуникация (общение посредством метафор) занимает видное место в гештальт-терапии, НЛП, гуманистически и экзистенциально ориентированных подходах, эриксонианстве.

Одним из первых психотерапевтов, сознательно применявшим в практике метафору, был М. Эриксон . Он использовал в своей метафорической модели общения два типа шаблонов. Первый: выборочные насильственные ограничения. Например: печальная река, суровый закат. Когда клиент слышит подобные высказывания, его подсознание понимает, что река не может быть печальной, а закат – суровым, и его сознание неизбежно делает вывод, что на самом деле речь идет о нем, в то время как подсознание активно воспринимает истинный смысл высказывания. Второй шаблон: цитирование или прием «кавычек». Он заключается в ссылке на чье-либо авторитетное мнение и работает практически безотказно.

В широком смысле под терапией посредством метафор можно понимать применение в контексте терапевтического взаимодействия (изложение психотерапевтом или совместное составление с пациентом или группой пациентов) истории, обладающей важным качеством: в ней содержатся советы или поучительные сообщения о способах решения какой-то специфической проблемы. Некто сталкивается с определенной проблемой и преодолевает сложности либо препятствия. Способ, при помощи которого герой истории решает свою проблему, в аналогичной ситуации может подсказать решение и другим людям. Если какой-либо конфликт, описываемый в данной истории, напоминает нам аналогичный из нашей собственной жизни, рассказ становится для нас более значимым. Слушая анекдот или сказку, вы можете испытывать определенные ощущения, связанные с идентификацией различных персонажей с людьми или событиями, которые непосредственно вам знакомы. При подобных ассоциациях вполне вероятно, что вы почувствуете особый интерес к тому, как завершается данная история. Источником таких ощущений могут быть эпические поэмы, новеллы, стихи, сказки, басни, притчи, песни, фильмы, анекдоты, шутки, сплетни и пр. Когда какая-либо история предъявляется слушателю с намерением оказать помощь в разрешении психологически трудной ситуации (и когда пациент подразумевает такое намерение), эта история становится метафорой .

Метафору, используемую в психотерапии и психологическом консультировании, принято называть терапевтической метафорой. Выделяются следующие виды такой метафоры:

Формальная метафора – специально созданные для пациента истории, в которых не имеют значения форма, действующие лица и пр., а важно, чтобы метафора сохраняла в себе отношения, имеющие место в проблемной ситуации пациента; этим создаются предпосылки для решения данной проблемы.

Эффективная метафора, в отличие от формальной (структурно-эквивалентной проблемы), имеет также и специфические характеристики. К ним относится достаточность метафоры, т. е. добавляются необходимые «модальные тонкости», увеличивающие ее значимость, использование различных систем репрезентации – визуальной, аудиальной и тактильной. Другим отличием эффективной метафоры от формальной является расширение и гиперболизация и персонажей, и действий. Третьим преимуществом эффективной метафоры является требование к ее законченности, т. е. презентация проблемы на различных уровнях – вовлеченные лица, динамика ситуации, лингвистические особенности, модели коммуникации, системы репрезентации, применение субмодальных элементов.

Выделяют также естественные метафоры, построение которых связано с опорой на чей-либо личный или коллективный опыт .

Цель метафоры не в том, чтобы с помощью определенной семантической замены высказать то, что может быть высказано и без ее помощи, а передать такую информацию, которая иным способом передана быть не может. Аллегории, истории, притчи, мифы, басни в психотерапии и консультировании выступают в качестве средства взаимопонимания между специалистом и клиентом.

Таким образом, в статье нами обобщена имеющаяся в литературе информация о метафоре вообще и терапевтической метафоре, в частности, ее видах, функциях и механизмах ее психотерапевтического воздействия. Теоретический обзор источников позволяет считать терапевтическую метафору одним из эффективно работающих инструментов психотерапии и консультирования, а также средством личностного и творческого роста и саморазвития клиентов.

Метафора работает эффективнее в том случае, если её совместить с другими методами работы психолога. Но и сама по себе она является простым, доступным и безболезненным методом воздействия, не вызывает сопротивления и работает продолжительное время после встречи с терапевтом, образуя позитивные самоподдерживающиеся структуры, лишь отчасти осознаваемые клиентом, а в основном являющиеся достоянием подсознания.

Терапевтическая метафора не имеет чётких ограничений или побочных эффектов, может помочь в критических ситуациях. В литературе можно встретить такое мнение практикующих консультантов: чем больше творчества вошло в составление метафоры, тем больше положительных эффектов можно ожидать в результате.

Литература

1. Беличева в повседневной жизни. – СПб.: Речь, 2004. – 295 с.

2. Ильин и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – С. 52-70.

3. , Стародубцев психологического консультирования. Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2006. – 119 с.

4. Колесникова рыбка в аквариуме // Пурпурные зерна граната. – М.: Танаис, 2005. – 121 с.

5. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. . – СПб.: Питер КОМ, 1999. – 718 с.

6. Психотерапевтическая энциклопедия – терапия, построенная на метафорах. Режим доступа: http :// www . dic . academic . ru

7. Работа с метафорами. Режим доступа: http :// www . peat . tsk . ru

8. , Туманова, символ, метафора в современной психотерапии. – М., 2004. – 285 с.

9. , Тайсон теории развития. – Екатеринбург, 1998. – 372 с.

10. Терапевтическая метафора и клинический гипноз. Режим доступа: http :// www . hypno . com . ua

11. Эриксон с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном. – М., 1994. – 432 с.

Метафора является прекрасным средством установления контакта и может использоваться как диагностический инструмент для детального изучения проблем детско-родительских отношений, для разрешения существующих трудностей в общении и развития доверительных и любящих отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Электронный журнал

Консультирование

Использование метафор в консультировании родителей

А.Ю. Кремлякова
педагог-психолог МАДОУ детский сад комбинированного вида № 30, г. Белебей, Республика Башкортостан

Метафора является прекрасным средством установления контакта и может использоваться как диагностический инструмент для детального изучения проблем детско-родительских отношений, для разрешения существующих трудностей в общении и развития доверительных и любящих отношений.

Метафора (греч. metaphora - перенесение) - перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. В психологии это сознательный терапевтический прием, образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть новые смыслы.

В своей книге «История и метафоры в помощь ведущему тренинга» В.Н. Богданович рассматривает метафору как способ метафорического выражения проблемы, опыта, личности самого клиента с целью их терапевтической проработки.

Метафора является прекрасным средством установления контакта с родителем и позволяет, по мнению И.Г. Кутергиной , точнее проводить первый этап диагностики, далее производить коррекцию, легко отслеживать динамику и движение психологических процессов и качеств, а также осуществлять заключительный этап наблюдения с последующими рекомендациями. Кроме того, она может использоваться как диагностический инструмент для детального изучения проблем детско-родительских отношений. Поведение родителя во время рассказа метафорической истории, дальнейший анализ характера рисунка и его сюжета (если проводится рисование), специфика обсуждения метафоры - все это может дать информацию об особенностях взаимоотношений в системе «родитель - ребенок».

К метафорам можно прибегать в ходе индивидуальных или групповых консультаций, используя следующие варианты:

  • прочтение и обсуждение метафор (выраженных в притчах, поучительных историях) совместно с родителями;
  • обсуждение рисунков-метафор и составление рассказов по ним;
  • работа с метафорическими картами.

Все варианты метафор используются с целью ознакомления и помощи в практическом освоении родителями психологически грамотных форм эффективного взаимодействия с детьми, для разрешения существующих трудностей в общении и развития доверительных и любящих отношений. Они помогают научиться безоценочно принимать своего ребенка, понимать и проговаривать его чувства, разрешать конфликты.

Метафоры-притчи

Прочтение метафор поможет установлению доверительной атмосферы между педагогом-психологом и родителями, а также может стать отправной точкой для обсуждения конкретной проблемы детско-родительских отношений (как в ходе индивидуального консультирования, так и в ходе группового сеанса). Данный подход можно дополнить изобразительными приемами коррекции (драматизация в песочнице, рисование на листе бумаги или поверхности песка, лепка и т. д.).

Приведем примеры метафор.

Метафора-притча о яблоне

Цель: помощь в осознании родителем последствий своих действий (или бездействий), принятии ответственности за воспитание ребенка.

Однако шли дни, недели, месяцы, годы. И постепенно у фермера поубавилось охоты ухаживать за яблоней. „Ведь есть дела и поважней, а яблоня и так хорошо растет“, - подумал он.

Однажды, придя в свой сад, фермер вдруг обнаружил в том месте, где росла его любимая яблоня, увядшее, кривое, больное дерево. Он так сильно разозлился, что схватил лопату, выкорчевал яблоню из земли и бросил через забор.

Проходящей мимо женщине стало жалко замученное одинокое дерево. Она посадила его у себя в саду и стала ухаживать за ним. И о чудо! Яблоня ожила и зацвела еще пуще прежнего. Да, это была та же самая яблоня, которая некогда радовала фермера, только теперь она цвела в соседнем саду. А сад фермера был пуст».

Вопросы для обсуждения:

  • Каков, по-вашему, смысл данного рассказа?
  • Кем бы вам больше хотелось быть: фермером или той женщиной, что забрала к себе яблоню? Почему?
  • Какие чувства вы сейчас испытываете?
  • Что хочется сделать?

Метафора-притча «Хрупкие вещи»

Цель: помощь в осознании необходимости воспитания у детей отзывчивости, чуткости, доброжелательности.

«Как-то в одно селение пришел и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Еще он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но еще более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются как могут, но игрушки все равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

Пройдет совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им свое сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?»

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы почувствовали по прочтении этой притчи, о чем подумали?
  • Как, по-вашему, можно воспитать у ребенка чуткость, сердечность?
  • По-вашему, нужны ли в современном мире с его «потребительскими» отношениями такие качества, как отзывчивость и сердечность?

Притча о понимании (Н. Становкина)

Цель: осознание необходимости установления более тесных отношений с детьми (возможно, с помощью приемов активного слушания, Я-высказываний).

«Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди.

Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги и нам! Старшее поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать?

Мудрец посмотрел на них и спросил:

А на каком языке вы говорите?

Все молодое поколение говорит на тарабарском.

А старшие жители?

Задумались молодые люди и признались:

Мы у них не спрашивали.

Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать!»

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы можете описать ваше общение с ребенком? Представьте какой-нибудь образ, характеризующий ваше общение. Вспомните и опишите ситуацию, характерную для вашего общения с ребенком.
  • Что вам помогает в общении? Что мешает?

Метафора «Два маленьких мальчика»

Цель: помощь в осознании необходимости безоценочного принятия родителем своего ребенка, а также важной роли родительских установок, ожиданий (выражающихся в словах, поступках) в формировании личности ребенка, его самооценки и убеждений.

«Учитель сидел на берегу моря, отдыхая после долгой экскурсии. Он любовался простором и наблюдал за тем, как два мальчика лет шести играли вместе. Они бегали, смеялись, а потом, устав, уселись рядышком неподалеку от него и начали разговаривать:

Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Я хочу быть нейрохирургом.

Я не знаю. Я никогда не думал об этом. Знаешь, я не очень умный…

Ветер унес их разговор. А учитель задумался о том, где второй мальчик почерпнул такую веру в ограниченность собственных возможностей. От воспитателя? От родителей? Ему шесть лет, и, если он не изменит свое мнение или кто-нибудь другой не поможет ему изменить свою точку зрения, это окажет отрицательное влияние на его жизнь, ограничив веру в собственные возможности, сковывая его потенциал…»

Вопросы для обсуждения:

  • Закройте глаза. Представьте своего ребенка и ваше общение с ним. Какие слова, фразы чаще всего вы употребляете, когда разговариваете с ребенком?
  • Как реагирует ваш ребенок на похвалу и замечания, исходящие от вас?

Работу с текстом можно дополнить нижеследующими заданиями.

«Каким я вижу своего ребенка»

Цель: осознание качеств ребенка.

Давайте разберемся, каким вы воспринимаете своего сына (дочь). Перед вами список качеств, которыми может быть описана личность любого ребенка. Отметьте наличие этих качеств у ребенка:

  • такого как все;
  • который отличается от других;
  • который вас раздражает;
  • в котором вы видите личность;
  • идеального;
  • вашего.

Список качеств

Ребенок

такой, как все

который отличается от других

который меня раздражает

в котором я вижу личность

идеальный

мой

Агрессивный

Болтливый

Веселый

Упрямый

Способный

Хитрый

Активный

Общительный

Честный

Послушный

Трудолюбивый

Аккуратный

Беззащитный

Ответственный

Замкнутый

Лидер

Ленивый

Скромный

Злой

Отзывчивый

Доверчивый

Глупый

Конфликтный

Инициативный

Несдержанный

Грубый

Наглый

Своевольный

Неряшливый

Равнодушный

Дерзкий

Внимательный

Независимый

Сопоставьте пять характеристик с последним столбцом и ответьте на вопрос: «Какая характеристика в большей степени совпадает с профилем вашего ребенка?» Расскажите, какой он, ваш ребенок: как все, идеал, личность, ребенок, отличающийся от всех, который раздражает? Или в нем присутствуют качества всех профилей?

«Какие мы в семье»

Инструкция педагога-психолога. Расскажите, какими бываете вы по отношению к своему ребенку. Например, мама - терпеливая, настойчивая, ласковая, отзывчивая, а папа - спокойный, серьезный, добрый, уверенный?.. Давайте посмотрим на себя как родителя со стороны. Разделите лист на два столбика… В первом напишите, что вас огорчает в ребенке, а во втором - что радует…

А теперь проанализируйте. Если в первом столбце оказалось больше качеств, значит, вы чересчур строгий, требовательный, иногда карающий родитель. Если больше во втором столбце - вы понимающий, поддерживающий и помогающий родитель.

Рисунки-метафоры

Один из вариантов использования метафоры в ходе индивидуальных или групповых консультаций - обсуждения рисунков-метафор и составление рассказов по ним (прием, разработанный С. Цветковой ). Задавая наводящие вопросы, вовлекая в активное обсуждение родителей, педагог-психолог подводит их к объективному пониманию существующей проблемы, а затем и к выработке возможных форм поведения и коррекции детско-родительских отношений.

«Замóк и ключи»

Цель: помочь в осознании необходимости выстраивания индивидуального подхода к ребенку и методов воспитания.

Материал: изображение замка и связки ключей.

Инструкция педагога-психолога. Посмотрите на картинки, которые я приготовила для вас. Что на них изображено?.. Правильно - замок и ключи. Как вы опишете замок? Какой он? (Возможные ответы: тяжелый, железный, закрытый и т. д. ) Да, замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?.. Да, нужны ключи. Вот и связка ключей. Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?.. Увы, нет. Может так быть, что и в этой связке не окажется нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок.

С чем можно сравнить замок и ключи?.. Да, замок - это ребенок, а ключи - методы воздействия на него, методы воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним. Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т. е. метод взаимодействия с ним. Возможно ли замок открыть другим способом, не применяя ключи?.. Да, можно. Например, с помощью ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Но их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применяются неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.

«Яйцо и цыпленок»

Цель: способствовать осознанию особенностей протекания возрастных кризисов (в частности, кризиса трех лет).

Материал: изображение яйца.

Инструкция педагога-психолога. Давайте поговорим о том, как протекает кризис трех лет. Для того чтобы лучше понять, представьте цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. По-вашему, как он чувствует себя в скорлупе?.. Безопасно ли ему?.. Хватает ли ему питательных веществ?.. Да, ему комфортно и спокойно, но… несмотря на это, в определенный момент цыпленок разрушает скорлупу, чтобы выбраться наружу. Почему, как вы думаете?.. (Возможные ответы: он может задохнуться, очень мало места, закончились питательные вещества, он растет и т. д. )

А теперь посмотрим на нашу ситуацию. Постоянная опека родителей для ребенка - это такая же скорлупа. Ему тепло, уютно и безопасно под ней. До определенного момента она ему необходима. Но ребенок растет, меняясь внутри, и приходит день, когда он сознает, что скорлупа начинает мешать его росту. Поэтому он начинает оказывать противодействие прежним условиям, начинает разрушать эту скорлупу, чтобы продолжить свое дальнейшее развитие, - что и проявляется во время кризиса трех лет.

Метафорические карты

Во время консультации с родителями в качестве одного из эффективных приемов можно использовать наборы метафорических карт с притчами, мудрыми мыслями, высказываниями: «Азбука родительской любви», «Время мудрее всего, ибо оно открывает все», «Все грани гармонии», «Шаги к мудрости», «Сокровищница жизненных сил».

Родителю предлагается прочитать надписи на предложенных открытках и выбрать ту (можно несколько), которая больше всего подходит для его ситуации. Ему необходимо дать время для того, чтобы прислушаться к себе, разобраться в своих чувствах и вспомнить момент возникновения затруднений во взаимоотношениях с ребенком. Важно, чтобы он подумал о том, что могло побудить ребенка вести себя именно так и никак по-другому, и проанализировал свое ответное поведение. Далее совместно с педагогом-психологом вырабатывается тактика поведения, которая должна исходить из нового понимания чувств и намерений ребенка и родителя.

Приведем пример.

На консультации мама Вани Н. (6 лет) с жалобой на неусидчивость, расторможенность сына. Поведенческие проблемы ребенка - результат неврологических нарушений, впоследствии они стали причиной ухудшения детско-родительских отношений. В ходе беседы с мамой выяснилось, что мальчик состоит на учете у невролога. Врач порекомендовал медикаментозное лечение дополнить психологической коррекцией.

Для беседы педагогом-психологом подготовлены метафорические картинки из комплекта «Азбука родительской любви». После просмотра мамой выбраны несколько открыток, которые определили дальнейшую коррекционно-консультативную работу с детско-родительской парой:
«Любовь к детям нужно выражать в ясной и понятной им форме. Дети ищут подтверждения того, что они любимы, в отношении к ним, в нашем голосе, глазах, жестах. Поэтому как можно чаще целуйте и обнимайте своих детей, разговаривайте с ними, слушайте их, смотрите на них с любовью и нежностью».
«Кричать на детей бесполезно. Криком вы лишь покажете ребенку, что потеряли контроль над ситуацией и не знаете, что делать дальше. Спокойное, сдержанное высказывание имеет больше шансов быть услышанными, ибо, как говорится, „мудрые слова, сказанные тихо, - слышны“…»
«Твердый запрет того, что вы считаете действительно вредным для ребенка, не является жестокостью. Конкретными и разумными ограничениями вы делаете мир малыша простым и ясным. Он начинает четко видеть его границы и чувствует себя в безопасности».
«Детям жизненно необходимо бегать, прыгать, кричать, шуметь. Для того чтобы спасти свой дом от возможных разрушений, обговорите заранее, где ребенок может дать волю своей энергии, а где этого делать не стоит».

Алгоритм дальнейших действий:

1. Уточнение с мамой действий, уже предпринятых ею для решения проблемы (составляется перечень на бумаге). Подобный прием становится важным в том случае, когда педагог-психолог хочет помочь родителю взять на себя обязательства отказаться от тех поступков, которые оказались бесполезными или, более того, разрушающими.

2. Обсуждение тех последствий, которые она испытала на себе, используя неэффективные или деструктивные способы воздействия на сына. Смысл данного этапа в том, что, когда все плюсы и минусы действий обозначены, стремление к изменениям усиливается. Родитель наглядно видит, какую цену он платит за свое деструктивное поведение, и его мотивация к поиску более продуктивных действий повышается.

3. Поиск новых путей решения проблемы методом мозгового штурма с анализом эффективности каждого. В результате совместной работы выработана следующая стратегия взаимодействия с ребенком:
уменьшить рабочую нагрузку Вани, причем сложные виды деятельности предлагать в первой половине дня, а не вечером. Договариваться с ним о тех или иных действиях заранее, давая при этом короткие, четкие и конкретные инструкции;
делить работу на короткие, но более частые периоды, использовать физкультминутки;
при общении с ребенком использовать зрительный и тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания);
использовать гибкую систему поощрений и наказаний, причем поощрять сразу же, не откладывая на будущее;
предоставлять ребенку возможность выбора;
ввести ритуалы взаимодействия, которые должны соблюдаться неукоснительно, вне зависимости от занятости родителей работой и домашними делами, а именно:
- совместные прогулки (обязательны);
- чтение сказки на ночь;
- совместные игры;
- регулярное посещение театра, выставок, кино;
- совместное выполнение домашних дел;
при соблюдении ритуалов взаимодействия с ребенком обращать внимание на его настроение и свои ощущения;
уменьшить время, проводимое ребенком перед телевизором и компьютером.

Тема 6. Психотерапевтические метафоры в психологическом консультировании .
В словаре английского языка Коллинза, изданном в 1979 году, метафора определяется как фигура речи, в которой слово или фраза применены к объекту или действию, не обозначаемым ими буквально, но с целью подразумевания сходства. Например: «В битве он лев»

Более широкое определение метафоре было дано Аристотелем. Он определил метафору как называние вещи именем, принадле­жащим чему-то другому, при котором перенос осуществляется либо с рода на вид, либо с вида на вид, либо на почве аналогии.

В литературном энциклопедическом словаре метафора опре­делена как оборот речи, заключающийся в употреблении слов или выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сход­ства, сравнения.

Метафорическая коммуникация - обширный раздел психоло­гии. Существует множество самых разнообразных речевых шаблонов, способствующих интенсивному воздействию на слушателя при рас­сказывании ему какой-либо метафорической истории.

Притчи . Относительно краткие, афористичные рассказы дидакто-аллегорического жанра, отличающихся тяготением к глубинной мудрости религиозного или моралистического порядка.

Спецификой поэтики притч является отсутствие описательности. Главные герои, замкнутые в рамки определенных комбинаций душев­ных черт, предстают не как объекты художественного наблюдения, но как субъекты этического выбора. Притчи - универсальное явление мирового фольклора и литературного творчества (Ветхий завет, си­рийские «Поучения Ахикара»).

Легенды - устные рассказы, в основе которых лежит чудо, фанта­стический образ или представление, преподносимые как достоверные. В отличие от преданий легенды всегда фантастичны по содержанию, от притч их отличает обилие деталей. В современном обиходном зна­чений легендами часто называют, независимо от жанра, произведения, отличающиеся поэтичностью и «сверхестественным» вымыслом и од­новременно претендующие на достоверность в прошлом.

Сказки от других видов художественного эпоса отличаются тем, что их изначально воспринимают как вымысел, игру фантазии. Однако под этими пестрыми одеждами всегда скрыта некая истина, в донесе­нии которой до сознания внимающих и есть предназначение сказки.

Поэзия - стихотворные произведения, в отличие от прозы специ­ально организованные при помощи рифмы и ритма. Представляют собой квинтэссенцию некой грани жизненного опыта в метафориче­ском воплощении, благодаря чему могут преодолевать как культурно-исторические, так и временные ограничения. Практически безукориз­ненно вписываются в любую картину мира.
К основным ситуациям, в которых уместно использование метафор, можно отнести следующие:


  • Необходимость напоминания клиенту об имеющихся у него ресурсах;

  • для поиска новых ресурсов;

  • предложение решения проблемы;

  • структурирование общения (установление иерархии);

  • снятие барьеров в общении (сопротивление, страх);

  • разрушение ограничивающих убеждений.

Тема 7. Особенности психодиагностики в процессе консультирования .

Психодиагностика - в узком смысле - измерение индивидуаль­но-психологических свойств личности на основе специальных мето­дов. Основными методами диагностики являются тестирование и опрос, а их методическим воплощением, соответственно, тесты и опросники.

Тесты - стандартизированный метод для объективного измерения одного или нескольких аспектов целостной личности через вер­бальные или невербальные ответы.

Опросники - методики, материал которых состоит из вопросов, на которые клиент должен ответить, или утверждений, с которыми клиент должен выразить свое согласие или несогласие. Различают опросники открытые и закрытые, анкетные и личностные. В рамках психологического консультирования целесообразнее использовать опросники закрытого типа.

Проведение диагностики в процессе консультирования необходимо:

1. Для установки более точного диагноза. Например, высокий уровень лично­стей тревожности может проявляться в виде агрессии и в «уходе в себя».

2. Для оценки индивидуальных особенностей клиента (харак­тер/темперамент, способ реагирования, зависимость - доминантность, ригидность – креативность).

3. Когда применяется новый метод. В этом случае консульти­рование превращается в научно-практический психологиче­ский эксперимент.

4. Тестирование само по себе имеет психотерапевтическое значение (установление контакта, снятие напряжения, чувство значимости).

5. Данные тестов полезны для отслеживания динамики состоя­ния клиента и оценки результатов. Как правило, необходимость в этом возникает, когда клиент сам не в состоянии адекватно оценить положительные изменения, произошедшие с ним. Что касается регулярности диагностических срезов, то их же­лательно в течение консультативного процесса проводить два - три раза: в начале сессии, после ее завершения и, в случае необходимости, во время контрольной встречи.


Применение психологом психодиагностических средств в ходе консультирования связано с выполнением определенных усло­вий.

Во-первых, психодиагностические процедуры не должны быть слишком громоздкими, трудоемкими и продолжительными по времени.

Не следует забывать, что главным содержательным началом в консультационной работе выступает именно живая бе­седа психолога и клиента: рассказ последнего о своих переживаниях, обсуждение его проблемной ситуации, сопереживание и со­чувствие.

Перечисленные элементы консультативного процесса - это составляющие человеческого общения, которое может пре­рваться, остановиться, начать свое движение "по другому руслу", если психолог перестанет общаться и введет диагностические средства вопреки логике разворачивающейся беседы.

Если в ходе консультации возникает задача сугубо психодиаг­ностической оценки индивидуально-психических особенностей клиента, целесообразно выделить отдельный день для специаль­ного психодиагностического обследования.

В рамках психологи­ческой консультации могут быть организованы только облегченные и непродолжительные по времени "психодиагностические пробы", подчиненные целям консультативного процесса и орга­нично включенные в динамику коммуникативных взаимодействий психолога и клиента.

Во-вторых, если в ходе консультации психолог применяет ди­агностический опросник, последний может выступить вспомога­тельным средством для "запуска" основного процесса беседы.

Кроме этого, применяя диагностический опросник в качестве "пускового" коммуникативного средства, психолог, наблюдая за своим клиентом, сможет получить о нем дополнительные сведе­ния: на какие вопросы теста подросток отвечает с ходу и не за­думываясь, какие вопросы вызывают у него продолжительные размышления, серьезно или несерьезно он относится к встрече с психологом, готов ли он к открытому доверительному разговору или полностью закрыт для общения. Результаты наблюдения пси­холога в этом случае могут быть полезными и информативными для дальнейшего построения консультативного процесса.

В-третьих, диагностическая методика рисуночного типа может быть успешно применена, если клиент на консультации - учащий­ся, плохо владеющий речью и с которым трудно рассчитывать на полноценное общение.

Подобные методики часто используются также на консультации, если психолог работает с младшим школьником. После выполнения ребенком задания психолога в дальнейшем весь коммуникативный процесс строится по поводу рисунка: психолог спрашивает, ребенок объясняет свой рисунок. В ходе такого взаимодействия у психолога появляются возмож­ности сформулировать некоторые провокационные, проверочные или стимулирующие вопросы.

И наконец, в-четвертых, проективная диагностическая мето­дика может быть применена в процессе консультирования, если необходимо оперативно по ходу беседы выявить глубинные тенденции личности клиента, неосознаваемые им самим.
Психолог как «диагностический инструмент».

Использование диагностических средств при консультирова­нии касается не только вербальных и невербальных (проект­ивных) методик. Важно также обсудить вопрос о психодиагности­ческих возможностях самого психолога как специалиста и пони­мающего, чувствующего человека.

Психологическая консультация, по существу, это процесс взаи­мосвязанных и взаимозависимых коммуникативных действий ме­жду психологом и клиентом. Возникающая равнодействующая, составляющая содержательный стержень беседы, задается как психологом, так и клиентом.

Коммуникативная структура ситуа­ции консультирования, как спутанный "клубок" взаимодействий двух участников, механически не разматывается на отдельные нити, которые внесены либо психологом, либо клиентом. Это мо­гут быть взаимные психологические защиты обоих участников консультации, перекресты взаимных проекций, эмоциональные отражения внутренних состояний и "зеркальные" (рефлексивные) размышления по поводу рассуждений.

Субъективно включенный в ситуацию беседы психолог являет­ся, по существу, лучшим "диагностическим инструментом": он тонко чувствует, что происходит, оценивает состояние своего клиента, фиксирует живую динамику беседы. Трудность здесь за­ключается в том, каким образом психологу учитывать самого се­бя и свое влияние на развитие ситуации, а также, при невозмож­ности полностью вычленить свою долю участия, как психологиче­ски грамотно оценить клиента, используя самого себя в качестве "диагностического инструмента".

Чтобы психолог получил возможность оценить свое собствен­ное влияние на ход консультации и выступить, таким образом, "средством психодиагностики", адекватно оценивающим состоя­ние и проблемную ситуацию клиента, ему необходимо проанали­зировать консультативный процесс с отстраненной позиции внешнего наблюдателя, как бы со стороны. Как это сделать?

Опытные консультанты, как правило, владеют способностью одновременно присутствовать как внутри процесса беседы, так и занимать позицию вне него или над ним. Включаясь в разговор и выступая полноценным участником коммуникации, психолог па­раллельно корректирует и оценивает клиента, самого себя и си­туацию. Такая двойственная позиция помогает психологу дове­рять своим ощущениям, чувствам и размышлениям, сохранять не­обходимую дистанцию с клиентом и получать адекватное пред­ставление как о своем собственном участии, так и реально оце­нивать и понимать своего клиента.

Один из эффективных способов, создающих условия для овла­дения психологом отстраненной позицией на консультации, - это ведение скрытой магнитофонной записи беседы. В этом случае после окончания консультации психолог сможет прослушать за­пись беседы, вычленить конструктивные линии разговора, кото­рые он не заметил при живой беседе, заметить свои ошибки там, где, как ему казалось, он действовал правильно.

Даже если рассматриваемая консультация была одноразовой встречей с клиентом , психолог, изучив магнитофонную запись, получает возможность коррекции собственного стиля ведения консультирования, анализа своих ошибок и причин, их вызвав­ших, понимания специфики своего воздействия на ход разговора и поведения клиента, оценки эффективности принятых на кон­сультации решений и предложенных клиенту советов и рекомен­даций. Такая работа с магнитофонной записью полезна для про­фессионального мастерства психолога. Точное понимание самого себя, своего стиля и своего участия в консультативном процессе обязательно проявится в повышении эффективности последу­ющей консультации.

Если же после проведения первичной встречи запланирован еще ряд консультаций с данным клиентом или клиентами, при прослушивании магнитофонной записи психолог производит бо­лее достоверную диагностику клиента, самого себя и своих вза­имодействий с ним. Такая диагностика способствует выработке эффективных и реалистичных советов и рекомендаций для кли­ента.

Если по определенным соображениям психолог не применяет на консультации магнитофон, желательно, чтобы он вел краткие записи по ходу беседы или сразу после ее окончания записал для себя по памяти основные содержательные моменты состоявше­гося разговора, особенности проблемной ситуации клиента и его поведения, примененные на консультации средства воздействия на клиента, предложенные советы и рекомендации. Такая запись "по свежей памяти" может быть полезной как для повышения профессионального уровня психолога и накопления опыта, так и для оценки клиента, самого себя и своих взаимодействий с ним.
Тема 8. Психодинамическая модель психологического консультирования.
Как известно, концепция бессознательного - основной пункт теории 3. Фрейда. Понятие бессознательного позволяет описать сложность и не­однозначность жизни человека.

Главной задачей психоанализа является выявление и изучение подсозна­тельной сферы, которая управляет человеком. Психолог, работая с клиентом с позиции психодинамической теории, стремится к тому, чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и научился воздействовать на них. В этом случае считается, что цель взаимодействия психолога и клиента достигнута.

В этой теории считается, что устойчивые личностные характеристики обычно формируются очень рано. Эти детские стереотипы потом в разных вариантах воспроизводятся во взрослом поведении. Жизнь человека определяется его прошлым.

Психолог, работающий с клиентом, выделяет эти стереотипы, устанавли­вает их связь друг с другом и с детским опытом человека. Затем мысли и действия клиента обозначаются в терминах психоанализа, то есть интерпре­тируются.

3. Фрейд сформулировал теорию развития личности, выделив и обозначив в ней периоды, реализующие различные задачи развития личности и описал кризисы развития; психолог работает с содержанием этих кризисов и помогает человеку достичь интенциональности.

Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно осуществить через изучение защитных механизмов личности. Психоаналитическая консультация ставит в центр осознание истоков проблем клиента. Инсайта как момента осознания часто бывает достаточно для начала личностного изменения.

Личностные конфликты 3. Фрейд описывал в терминах Оно, Я и Сверх-Я. В современных модификациях теории задачей психолога является нахожде­ние с помощью Я человека определенного непротиворечивого отношения между Оно и Сверх-Я. Оно - это область подсознательного . Сверх-Я - то, что личность приобрела в процессе социализации. Я - это проводник между Сверх-Я и Оно. Сильное Я, регулирующее отношения между Оно и Сверх- Я, - важнейшее условие достижения интенциональности.

Так как основной задачей Я является сохранение баланса между внешни­ми (социальными) силами, действующими на человека и внутренними (бессознательными), то психолог постоянно работает с самозащитными механизмами личности. В психодинамических теориях считается, что большинство защитных механизмов применяется для подавления сексуальности.

Остановимся кратко на характеристике основных защитных механизмов личности, преимущества и недостатки которых в сохранении баланса между Оно и Сверх-Я проанализированы П. Лейстером.

Важными механизмами самозащиты являются также фиксации (задержка на одной стороне развития), регрессия (возврат при угрозе стресса на более раннюю стадию развития), перенос (бессознательных переживаний в физи­ческую сферу, например, в головную боль), провокационное поведение (вести себя таким образом, чтобы человек был вынужден обнаружить чувства, на которые неспособен сам провоцирующий, например, высказать гнев или любовь).

В процессе интервью психолог, работающий на основе психодинамической теории, использует следующие приемы:

1. Анализ символов повседневности, например, направленная ассоциация клиента на заданное слово.

2. “Фрейдовская ошибка” - это ошибки, описки, обмолвки клиента, которые рассказывают подсознательные чувства клиента. Свободное ассоциирование является лучшим способом понять смысл этих ошибок .

3. Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна.

4. Анализ сопротивления как проявление более широкого механизма вытеснения.

Осознание своих чувств по отношению к клиенту и умением обращаться со своими чувствами - составная часть работы практического психолога любого направления.

Итак, свободное ассоциирование - основа всех техник, применяемых психологами, использующими психодинамическую теорию.

Работа в русле психодинамических теорий требует от психолога интеллектуальной дисциплины, виртуозного владения техниками, что достигается путем длительного систематического обучения, при бессистемном исполь­зовании психоаналитических методик и приемов интерпретации результатов порождает “дикий” психоанализ, который не приносит клиенту облегчения.
Тема 9. Когнитивно- бихевиоральная парадигма в психологическом консультировании.

Исходная методологическая позиция психологов этого направления со­стоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкретные перемены в его поведении .

Исторически это направление идет от работ Д. Уотсона и Б. Скиннера. Это весьма оптимистическое направлением основанное на научном прагма­тизме его приверженцев. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. Это строится на следующих основных составляющих бихевиоральной психологии: 1) отно­шение психолога и клиента: 2) определение проблемы через операционализацию поведения: 3) понимание контекста проблемы через функциональный анализ; 4) установление социально важных целей для клиента.

1. Психолог-бихевиорист делится своими планами с клиентом, надеясь на активность клиента во взаимодействии с собой.

2. Психолог-бихевиорист основывается на ясных и четких данных о поведении и поступках клиентов . Анализ предполагает ясное знание психо­логом того, что клиент делает и как он себя ведет.

Цель операционализации поведения - перевести неясные слова в объек­тивные, наблюдаемые действия. Психолог-бихевиорист задает себе и решает вопрос: “Могу ли я видеть, чувствовать, осязать понятия, которые употреб­ляет мой клиент?”.

3. Функциональный анализ предполагает исследование событий, предше­ствующих поступку, сам поступок и его последствия, то есть результат. Так выясняются причинно-следственные связи в последовательности событий, определяющих внешнее поведение клиента.

4. Установление социально важных целей для клиента обязательно пред­полагает участие клиента. Психолог выбирает и вырабатывает с клиентом достижение для него цели, предполагающие конкретный план действий на будущее.

Бихевиоральный анализ - это акцент на конкретных действиях и по­ступках человека. Психолог-бихевиорист делает упор на действиях человека, а не на его размышлениях по поводу действий.

Точно определив проблему, психолог готов предлагать клиенту ответы на решения.

Техники.

Психолог-бихевиорист пользуется многими техниками, среди них наибо­лее популярной является тренировка настойчивости . Тренировка настойчи­вости позволяет большинству клиентов преодолеть беспомощность и неаде­кватность, а это наиболее часто встречающиеся у клиентов типы проблем.

При тренировке настойчивости в ходе интервью кроме открытых и закрытых вопросов психолог использует ролевые игры, в ходе которых психолог с помощью директив задает направленные интервью.

Вопросы, ролевые игры и перечисление альтернатив для принятия реше­ния - это арсенал психолога-бихевиориста. способствующий изменению поведения клиента.

Среди процедур изменения поведения психолог-бихевиорист использует, кроме тренировки настойчивости, тренировку релаксации , целенаправлен­ное уменьшение тревожности (фобии), основанное на обучении глубокой релаксации, построении иерархии страхов и увязыванием объекта тревоги с иерархией страхов на фоне упражнений на релаксацию.

Моделирование поведения и поощрение за желаемое поведение - это тоже бихевиористские методы обучения клиентов новому поведению.

Психологи-бихевиористы широко используют дневниковые и иные записи клиентов, которые они ведут во время работы с психологом.

В бихевиоральном консультировании широко используются психологи­ческие стратегии, направленные на поддержание у клиента нужного поведе­ния в повседневной жизни ; это стратегии предотвращения рецидивов.

Рецидивы, срывы случаются у большинства клиентов, задача психолога состоит в том, чтобы на обобщающей стадии интервью построить программу, которая помогла бы справиться с рецидивом.

Эта стратегия дает возможность клиенту контролировать себя в трудных ситуациях. Стратегии предотвращения рецидивов разделяются по следующим категориям: предвидение трудных ситуаций, регулирование мыслей и чувств; выявление нужных дополнительных навыков, выстраивание благоприятных последовательностей.

Исследования показывают эффективность программ предотвращения рецидивов. Основные пункты программы предотвращения рецидивов выглядят следующим образом:

1. Выбор подходящего поведения. Описание его в деталях, решение клиентом вопроса о том, насколько часто еще ему будет нужно это поведение и как он поймет, что произошел срыв.

2. Стратегия предупреждения рецидивов: стратегия поведения состоит в том, что клиент фиксирует происшедший рецидив и описывает, в чем он состоит. Затем анализирует, в чем разница между обучением трудному поведению и его использованию в трудных ситуациях. Затем анализируется, кто из известных клиенту людей может помочь ему придерживаться желае­мого поведения. Затем обсуждаются ситуации с высоким уровнем риска , люди, события, места, которые провоцируют срыв.

3. Стратегия рационального мышления предлагает анализ эмоционального отклика клиента на временный срыв или рецидив, а также анализ того, что поможет ему мыслить более эффективно в трудных ситуациях или после срыва.

4. С клиентом обсуждается практика, направленная на поддержку выра­ботанных навыков. Обсуждается вопрос о том, какие дополнительные навыки ему нужны, чтобы удержаться в рамках выработанного поведения.

5. При стратегии определения желаемых выводов психолог и клиент осуждают будущие выгоды его нового поведения, способы вознаграждения им себя за выполненное действие.

6. Стратегия предсказания последствий первого рецидива направлена на описание в деталях первого рецидива - людей, мест, времени, возможного эмоционального состояния.

Техника предотвращения рецидива важна не только для психологии бихевиоризма. Проблема рецидивов существует в работе психологов всех направлений, решение ее психологами-бихевиористами заслуживает огром­ного внимания всех практических психологов.

error: