Развитие навыков критического мышления. Критическое восприятие

Все люди склонны критиковать. Однако это свойство выражено особенно ярко, если у человека внешний угол глаза ниже, чем внутренний. Люди с повышенным критическим восприятием имеют склонность видеть каждый недочет и удивляются, почему другие этого не замечают. Ничто не раздражает их больше, чем небрежность и невнимательность. Эти люди – перфекционисты. Они не только занимаются самосовершенствованием, но также ждут этого и от членов семьи и своих сотрудников. В семейном кругу излишний критицизм может оказать серьезное влияние на детей, чьи родители, скорее всего, никогда не будут удовлетворены достижениями своих чад. Для них недостаточно хорош любой результат. Если же внешние углы глаз приподняты вверх, то человек скорее заметит то, что достигнуто, чем то, что сделано не так. Такие люди менее критичны.

Внешний угол глаза ниже, чем внутренний, – сильное критическое восприятие

Внешний угол глаза выше, чем внутренний, – слабое критическое восприятие

Отец Майкла, склонный критиковать, никогда не хвалил сына. Как бы Майкл ни старался, он не мог оправдать ожиданий своего родителя. Отец считал, что сын никогда не достигнет успеха, и как‑то сообщил ему об этом. Когда Майкл позже жаловался отцу на его постоянную критику, на то, что отец никогда не позволял ему договорить, ответ был таков: «Твой дедушка был подонком, потому и я подонок». Он считал, что это оправдывает его отношение к сыну. Позже Майкл решил записаться на тренинги. Это очень помогло ему справиться с проблемами во взаимоотношениях с отцом. В очередной раз, когда Майкл встретился с ним, он отказался вступить в неприятный спор. И ситуация изменилась к лучшему: невзирая на придирки и нападки отца, Майкл сумел отстраниться от обидных фраз и избежал ссоры. Кейт воспитывалась в строгости. Дома она ходила едва ли не на цыпочках, чтобы избежать критики со стороны родителей, которая доводила ее до слез. Временами ей было трудно, но она не хотела, чтобы родители заметили ее слабость. Стань она прекрасной ученицей и круглой отличницей, думала Кейт, родители полюбили бы ее по‑настоящему. Поэтому и в школе она находилась в постоянном напряжении, уверенная, что ей нельзя получать оценки ниже пятерки.

Когда Кейт замечает ошибки у других, она чувствует свое превосходство. Например, она терпеть не может музыкантов‑любителей и не выносит непрофессионализма. Из‑за ее чувства интеллектуального превосходства люди предпочитают держаться от нее на расстоянии.

Боб, настоящий перфекционист, владеет строительной компанией. Раньше он всякий раз срывался на подчиненных, если те не замечали ошибок в своей работе. Он возмущался: «Что с вами случилось? Вы что, не видите ошибку?»



Это вовсе не поднимало боевой дух его работников. Однако, как только он осознал свой дар замечать ошибки там, где их не видят другие, он перестал критиковать всех и вся и стал указывать только на существенные недочеты. Он также понял, что три его брака распались, скорее всего, из‑за постоянной критики: он никогда не был доволен своими женами, и в итоге это разрушало их отношения.

Кен, 40‑летний мужчина, прислал мне свою фотографию, чтобы я ее проанализировала. Я сразу обратила внимание на черты лица, которые свидетельствовали о склонности к сильному критическому восприятию. Судя по всему, его родители тоже обладали такой особенностью. Скорее всего, именно они сломили его дух. У Кена был скругленный внешний край уха, что указывало на врожденные музыкальные способности. Я предложила Кену заняться музыкой. Оказалось, что, когда он был ребенком, его родители полагали, что в музыке у него не может быть никакого будущего. Несмотря на их негативное мнение, он все же пошел в музыкальную школу Лос‑Анджелеса, чем привел родителей в неописуемый гнев. Не выдержав напора взрослых, он вскоре вынужден был бросить школу. Теперь, уже в зрелом возрасте, он вернулся к занятиям музыкой и играет в местной группе.

Если вы от природы склонны все критиковать, старайтесь увидеть сначала хорошее, и помните, что нет худшего критика, чем вы сами. Если вы никогда ничем не удовлетворены, разве сможете вы помочь развиваться себе, а тем более своим родным и сотрудникам? Лучше похвалите их за то, что они сделали, найдите положительные стороны, а затем вместо обычной яростной критики, спокойно объясните, что еще нужно сделать. Пытайтесь поставить себя на место критикуемых людей.

Заметив ошибки или недочеты, дайте вежливый совет: «Вы проделали большую работу, но есть несколько моментов, которые можно было бы изменить. Можно я внесу свое предложение?»

Слишком частая критика коллег лишь охладит пыл к работе и уязвит их чувства. Если вы родитель, у которого есть эта особенность, старайтесь чаще поощрять ребенка. Будьте мягче во всем.

Если же вы часто не замечаете ошибок, будьте готовы к возможным нареканиям. Прислушивайтесь к мнениям компетентных людей.

Помните, что ваша критика оказывает большое влияние на ребенка. Представьте, как изменятся ваши отношения, если вы научитесь держать себя в руках? Если дети унаследовали вашу страсть критиковать, научите их использовать ее в позитивных целях; подчеркните, что это дар, а не проклятье. Как говорила одна женщина, она просто забывает о своей любви критиковать, когда та ей не нужна. Конечно, на словах все проще. На практике же, к примеру, учителя, склонные к критике, должны развивать в себе терпимость и мягкость по отношению к своим ученикам, чтобы не превратить учебу в испытание.

Профессии

Люди, склонные к критическому восприятию, становятся отличными редакторами, операторами, хирургами и хорошо справляются с любой другой работой, где необходима точность. Разве вы не хотели бы, чтобы такие люди вели самолет или чинили вашу машину? Из них получаются хорошие литературные, музыкальные и кинокритики, а также искусствоведы.

Сандра считала, что ее мать, всегда настроенная крайне критически, не любит ее или даже не хотела ее появления на свет. Только достигнув тридцатилетнего возраста, она поняла, что все эти годы мать любила ее и заботилась о ней. Она сожалела лишь о том, что ей понадобилось 30 лет, чтобы осознать это.

Если вы не склонны критиковать, вам необходимо лучше узнавать о недостатках в своей работе у тех, кто имеет тенденцию замечать ошибки. Лучше несколько раз проверить, что вы не упустили какой‑то важный факт.

Знаменитости. Сильное критическое восприятие

Хью Грант, Михаил Горбачев, Джон Ашкрофт, Дж. Роулинг.

В XX веке критическое мышление приобрело особую популярность в качестве постмодернизма и конструктивизма, особенно за счёт своей радикальной точки зрения. Большое число людей, проживающих на планете, отучились выбирать и принимать решения, полагаясь на правду, достоверность и действительность происходящего. То, что человек не обладает возможность критически мыслить, сразу лишает его собственного характера и личности в психологии.

Человек перестаёт самостоятельно ориентироваться в том, что ему нравится, какая его привлекает музыка, политика, мировоззрения, а также он перестаёт осознавать, что он хочет сделать собственно для себя. Если кто-то и обладает своей точкой зрения и своими предпочтениями, то редко соблюдает их и придерживается им: критичность мышления в нашем общества сама по себе подвергается большой критике и спорам среди окружающих. «Будьте толерантными!», «Как вы можете плохо говорить о чужих музыкальных предпочтениях негативно?», «Ты критикуешь этого человека, но чего добился сам?».

Такие слова сразу могут нам показать на человека, который слишком податлив, лишён энтузиазма, опустошён, а также чрезмерно доверчив. Если подумать, что реальность - это какой-то груз, который способен давить на сознание наблюдателя, то можно заметить, что люди, неспособные мыслить критично, показывают нам полную духовную, а также умственную слабость, так как они не могут противостоять некому давлению и предпочтут быть нравственно уничтоженными.

Определение критического мышления, что оно значит

Люди некритичного склада

К сожалению, невозможность мыслить критически (частично либо полностью) сегодня имеется даже у людей далеко не глупых, а даже образованных. А о материальной и политической сфере лучше вообще не говорить: лидеры мнений и власть всегда предпочитают иметь при себе послушных и лояльных людей, доверяющих любому их слову. Ведь не просто так сейчас полный отказ от личной позиции и попытки во всём угодить главенствующему звену - непременный фактор корпоративных заведений. Люди, которые имеют собственное мнение, рискуют быть непонятыми и отвергнутыми с разных сторон, а не так давно высказывания против мнения властей карались ссылками и даже смертью.

Конечно, если всё было бы так просто, то род людей был бы уничтожен много лет назад. Существуют люди, которые понимают, что если получать финансы и материальные благи в обмен на свою жизненную позицию, то смысл жизни просто-напросто пропадает, а сам человек становится простым потребителем товаров. Некоторые из таких людей, недолго думая, совершают суицид (существует много статей о богатых успешных людях, которые неожиданно покончили с собой, в их число включают и некоторых знаменитостей).

Другие же, более сильные характером и духом, решают идти дальше и пытаться бороться с этими проблемами. В конце концов, такие люди добиваются по-настоящему значимых успехов - развивают уровень своего критического мышления , не становятся какими-то изгоями либо непонятыми обществом. Данные индивиды и способны продвигать человеческий род вперёд, совершать общее развитие, делать новые открытия и создавать новые приборы и оборудования, именно они должны получать главное признание и особый авторитет.

Что означает критическое мышление и как его развивать?

  1. Все мы слышали такие выражения, как уничижительная критика, раскритиковать, критическое положение. Так, многие предполагают, что критическое мышление означает вечное недовольство всем, осуждение, а также скепсис. Это полностью является неправдой. Конечно же, наличие недоверия и скепсиса – это одна из главных частей критического мышления, но его главные принципы построены не на этом. Данное мышление, главным образом, состоит из обдуманных, тщательно проверенных выводов и решений, которые подкреплены надёжными фактами и аргументами, желательно вещественного типа, построенные на строгой логике, последовательных суждениях и контроле своих эмоций и чувств к окружающему миру.
  2. Человек, который способен мыслить критически, никогда не станет слепо повиноваться и исполнять всё то, что ему скажут. Его сложно вывести из-под контроля своих эмоций и чувств, а также обмануть и каким-либо образом обхитрить. Он не верит полностью ни одним убеждения и в своём выборе и действиях руководствуется только своим обработанным и полученным сведениям. Именно по этой причине такие люди склонны принимать решения лишь за себя и никогда не допускают необдуманных поступков, всегда могут ответить за свои действия.

Критика себя

Ещё одним фактором развития критического мышления является способность мыслить критически по отношению к самому себе. Такой человек может самостоятельно понимать свои реальные способности, хорошо воспринимает и тщательно устраняет совершённые недочёты и ошибки. Если человек не анализирует своё поведение и не критикует себя, то это характеризует его как психически нездорового человека, к примеру, больные шизофренией не способны различать галлюцинации и странные мысли от состояния в реальном времени. Авантюризм, чрезмерные фантазии – всё это также может являться фактором болезненного отсутствия самокритичности.

Как развивать критическое мышление?

Критическое мышление кажется нам процессом вроде лёгким и даже довольно примитивным: существует однозначное решение - правда либо ложь, которое следует вывести; существуют изначальные сведения и действия, следствия и рассуждения, сделанные из них, обработка данных суждений и будет основываться на простой логике. С такими принципами мышление критического вида больше напоминает логику какого-то робота либо машины. Но мы часто можем заметить, как критическое мышление становится для некоторых людей именно этим действием, причём очень часто эти люди сами запутываются в своих выводах.

Наверное, это происходит из-за взрослого этапа жизни: здесь рассуждать, думать и искать правильное решение нужно самому, а к такому готов не каждый человек. Большинство людей выбираю тактику больших детей – всё время опираются на принципы, которые созданы разнообразными группами: политическими, религиозными, традициями, канонами и просто более авторитетными людьми. А им они предпочитают следовать, потому что это проще.

Обучение критическому учению

Полезно анализировать и составлять подробный список всех возможных исходов из определённой ситуации. Представление на визуализационном фоне значительно упростит эту задачу. Можно изображать особые диаграммы, схемы, а также особые таблицы. Здесь можно использовать способы математических дисциплин – статистика, а также логика. При этом стоит помнить, что математика – это самая точная наука среди других.

Лучшим методом развития в себе критического мышления будет придерживаться особой схемы: решение стоящей перед вами проблемы происходит при помощи пяти действий – подготовки, знакомства и анализа задачи, разработки правильного решения, выбора наиболее точного результата, а также оценки конечного результата проделанной работы. С таким методом знакомы все люди, которые получали высшее образование либо участвовали в каких-либо исследованиях. Так, этот метод является основным для написания дипломных работ, диссертаций, курсовых и других документов подобного типа. Структурированный и хорошо обдуманный план способен помочь человеку быстро и поэтапно решить любой трудный вопрос.

Чтобы осмысленно действовать и о чём-либо рассуждать, собственным опытом не ограничиться. Аргумент «так делали всегда» стремительно вышел из моды с распространением всеобщей грамотности и массовой печати, поэтому тоже не работает так хорошо, как прежде. Сегодня наши поступки во многом определяются тем, что мы где-то услышали или прочитали.

Но даже эксперты то и дело ошибаются, не говоря уже о том, что всегда найдётся много желающих воспользоваться нашей доверчивостью: от предприимчивых торговцев исцеляющими браслетами и уникальными лечебными методиками до недобросовестных политиков, нуждающихся в общественной поддержке. Поэтому каждый из нас в меру своих сил пытается фильтровать окружающую информацию, отделять истинное от ложного и неточного.

Золотое правило журналистики - «сначала упрости, потом преувеличь». Согласно одной байке, в 50-е годы это правило выдал своим сотрудникам главный редактор The Economist. Сегодня оно применяется как никогда широко, и пользуются им далеко не только журналисты.

Каждый старается выработать для себя правила поведения, которые позволили бы ему маневрировать в информационном потоке, не подцепив по пути слишком уж вредные мыслительные вирусы. Некоторые делают это тщательно и постоянно, другие не обращают особенного внимания на такую защиту и предпочитают плавно дрейфовать по течению. Но было бы разумнее руководствоваться хотя бы примитивной техникой безопасности - правилами мышления, которыми можно пользоваться осознанно и систематически.

Очень часто мы встречаемся с утверждениями, в которых чувствуется какой-то недостаток. «Здесь что-то не так» - думаем мы и решаем, что лучше держаться от этих утверждений подальше. Понять, что именно не так с сомнительными рассуждениями, обосновать свою критику и выдвинуть собственные аргументы помогают навыки критического мышления.

Что значит мыслить критически и можно ли этому научить?

Критическое мышление является одной из базовых учебных дисциплин в высшем образовании многих англоязычных стран. Студентов учат внимательно читать тексты, проявлять методическое сомнение (то есть, согласно Декарту, обнаруживать то, «в чём логически возможно сомневаться»), находить слабые места как в чужих, так и в собственных аргументах, работать с понятиями, чётко и обоснованно выражать свои мысли.

Важным компонентом такого обучения является умение задавать правильные вопросы. Вопросам может уделяться гораздо больше внимания, чем это привычно для отечественной системы образования.

Критическое мышление как учебная дисциплина базируется на правилах формальной логики, теории и практике аргументации, риторике и научной эпистемологии (раздел философии, который занимается инструментами и ограничениями познавательной деятельности). Одним из видных теоретиков в этой области был Карл Поппер, который считал критическое мышление основой всякой рациональности. Знание, по Попперу, не существует без практики выдвижения гипотез, их обоснования или опровержения. Вопрос об источнике здесь вообще не имеет значения: важен именно метод и отношение к исходным данным.

В одном из главных пособий по критическому мышлению, которое называется «Искусство задавать правильные вопросы» , авторы описывают два способа мышления, которыми пользуется любой человек, обладающий разумом. Можно, как губка, впитывать всю окружающую информацию. Этот путь достаточно простой и необходим каждому: только получив достаточное количество фактов, можно сделать мир вокруг себя осмысленным.

Человек, который находится ближе к первому способу мышления, будет стараться запомнить любой материал как можно более корректно, не упустив ни одной детали. Он воспроизводит в своей голове мыслительные пути автора, но не оценивает и не рассматривает их критически. Это совсем не обязательно ведёт к тупой зубрёжке и пересказу без отступления от исходного текста: такой подход тоже может быть вполне осмысленным. Но ему недостает критической дистанцированности: вы остаётесь в пределах заданных исходных рамок, вместо того чтобы расширить их и двинуться дальше.

Другой способ похож на просеивание песка в поисках золота. Это требует активного взаимодействия со знанием, которое вы впитываете. Самостоятельное мышление без этого механизма было бы невозможным, все ваши мнения определялись бы тем, что в последний раз услышали и прочитали.

Человек, в полной мере овладевший искусством просеивания песка, понимает, что аргументы нужны не для того, чтобы их запомнить, а для того, чтобы оценить их силу. Для этого необходимо перевести эту задачу из бессознательного плана в сознательный. Что мы на самом деле делаем, когда пытаемся спорить и не соглашаться с чужой позицией?

Настоящая и ненастоящая критика

Базовая структура любого аргумента задаётся следующей моделью: дела обстоят X, потому что Y. Есть то, что нам пытаются доказать, и есть то, с помощью чего это делают. Относиться к материалу критически - значит научиться отделять одно от другого и внимательно относиться к их соотношению. Можно ли сделать другие выводы, основываясь на тех же самых данных? В какой степени приведённые доводы обосновывают авторское заключение?

Отвергать чужое умозаключение просто потому, что оно нам не нравится - не значит относиться к нему критически. Это значит просто не понять его сути.

Иногда даже самые разумные и просвещённые люди поддаются искушению смотреть на вещи упрощённо. Часто это связано со стигматизацией и делением на «своих» и «чужих» - именно на этом строится значительная часть нашего обыденного социального опыта, в котором есть место и бытовому расизму, и дискриминации по полу, и интеллигентскому снобизму.

Ещё одна ошибка, которая часто лежит в основе наших ложных умозаключений - это миф о «правильных ответах».

На многие вопросы действительно есть единственный относительно точный ответ. К примеру, нет необходимости дискутировать о том, каково расстояние до Луны - можно просто узнать это в справочнике. Но большинство вопросов требуют размышления, и ответы на них могут быть самыми разными. Поэтому недостаточно просто навести справки в авторитетном источнике: нужно оценить, насколько убедительно обосновываются приводимые данные и попытаться выстроить собственную цепочку рассуждений.

Как читать тексты: базовая структура рассуждения

Любой текст - письменный или устный - должен содержать в себе некоторые базовые элементы, без которых автор рискует не донести своё сообщение до адресата.

Конечно, в текстах СМИ или наших обыденных разговорах мы легко справляемся и без них. Но если мы хотим вести осмысленный разговор, из которого последуют определённые выводы, мы как минимум должны обратить своё внимание на то, как строится рассуждение. Ниже приведены основные из этих элементов. Этот список можно использовать в качестве координатной сетки, которую можно накладывать на любое развёрнутое рассуждение. И это действительно сильно упрощает жизнь.

  • Цель
    Любой текст пишется или произносится с определённой целью. К кому обращается автор, в чём он пытается убедить аудиторию? Если текст пишете вы сами, проверяйте, не отклонились ли вы от заданной цели. А для начала поймите, имеет ли она для вас какое-то реальное значение, и стоит ли вообще затраченных усилий.
  • Проблема
    Проблема - это не то, в чём автор дал маху, а те вопросы, на которые он намеревается ответить. Нужно отделять те вопросы, которые имеют чёткое решение, от тех, которые необходимо рассматривать с разных точек зрения. Кроме того, крупные вопросы необходимо делить на более мелкие части, чтобы не уходить в пустые абстракции.
  • Допущения
    Это те предпосылки, которые автор принимает как сами собой разумеющиеся. Неосознанные допущения могут поставить автора или аудиторию в неловкую ситуацию, которая иллюстрируется известным анекдотом, в котором человека спрашивают, перестал ли он пить коньяк по утрам. Когда мы что-то пишем или читаем, нам необходимо задуматься о том, в чём заключаются эти допущения и насколько они справедливы.
  • Точка зрения
    Мы все смотрим на вещи с ограниченной и частной точки зрения. Достижение абсолютной объективности невозможно не только потому, что все мы люди со своими особенностями, но и потому, что любую вещь можно осмыслять с разных сторон. «Уловка Бога», то есть претензия на полное и непредвзятое знание, остаётся именно несправедливой уловкой: никому просто не хватит ресурсов, чтобы достичь знания этого уровня и качества.
  • Данные
    Любое утверждение должно подкрепляться релевантными, то есть относящимися к теме данными. К примеру, говоря о вреде ГМО, необходимо ссылаться на научные исследования или их научно-популярные переложения, а не на мнения соседей по подъезду. Нужно также проверить, насколько приводимые данные относятся к проблеме, которую мы рассматриваем - не ушли ли мы от неё куда-то в сторону?
  • Концепции и идеи
    Концепции - это мыслительные инструменты, без которых нам никак не обойтись. Как бы мы ни хотели говорить о «реальных вещах», для этого нам в любом случае необходимы искусственные модели и выдуманные понятия. Проблема только в том, что они должны быть выбраны правильно и чётко определены - в этом ключевое отличие объективного знания от мнений и субъективных наблюдений.
  • Выводы и интерпретации
    Это те способы, которыми вы извлекаете из данных смысл. Обратите внимание, что зачастую есть другой способ осмыслить ту же самую информацию. Если это так, то данных, возможно, просто недостаточно для того, чтобы сделать осмысленное заключение. В этом случае лучше сказать об этом прямо, чем выдвигать необоснованные предположения.
  • Следствия
    Что будет, если мы примем основные положения и выводы автора всерьёз? Какие позитивные и негативные последствия из них вытекают? Часто можно увидеть, что на первый взгляд разумные аргументы вызывают противоречивые или бессмысленные последствия - именно на этом строится риторический приём «доведение до абсурда».

Бертран Рассел в «Философском словаре разума, материи, морали» приводит всего три правила, которые, по его мнению, могут в разы улучшить интеллектуальный климат планеты, если их примет значительная часть людей, которые пытаются о чём-то думать и рассуждать.

  1. если эксперты пришли к согласию, противоположное мнение не может считаться верным;
  2. если они не пришли к согласию, не-эксперты не должны считать верным никакое мнение;
  3. когда все эксперты решили, что нет достаточных оснований для определенного мнения, обычному человеку лучше всего воздержаться от суждения.

Эти правила действительно спасли бы нас от огромного количества того, что Рассел называет «интеллектуальным мусором». Но нет ли чего-то несправедливого в таких строгих установлениях?

Как мы уже говорили, эксперты тоже могут ошибаться, и далеко не для всякой ситуации есть чёткая позиция, базирующаяся на железобетонной истине. Что же касается третьего пункта, жизнь часто вынуждает нас действовать в условиях неопределённости: далеко не всегда мы можем просто стоически воздержаться от суждения, дожидаясь мудрых экспертов, которые всё расставят по своим местам.

Полагаться только на экспертные заключения, с порога отметая всё прочее, - значит приветствовать интеллектуальную пассивность всех, кроме горстки избранных, обладающих «истинным знанием». Гораздо разумнее было бы воспользоваться навыками и принципами критического мышления, которые действительно может освоить каждый.

«Не все то золото, что блестит». Пожалуй, именно эта поговорка лучше всего дает ответ на вопрос, что такое критическое мышление, и наиболее полно раскрывает сущность этой уникальной способности человека.

Мир не является черно-белым. Любая информация требует проверки (см. ). У каждого есть право не соглашаться с готовыми суждениями. Окружающая действительность лучше познается в сравнении различных явлений. Эти простые истины человек начинает постигать с самого детства или чуть позже. Но иногда они остаются для него неведомыми. Тогда про человека будут говорить, что его мышление находится в плену чужих суждений, внешних стереотипов, то есть он не способен критически мыслить.

Что такое критическое мышление

«Я мыслю, значит, я существую» – так говорил Декарт. «Я мыслю критически, значит, я являюсь человеком» – так должен в идеале говорить каждый, кто причисляет себя к существу высшего разума (). Критическое мышление – это умения:

  • анализировать;
  • сравнивать;
  • делать выводы;
  • интерпретировать;
  • давать личную оценку;
  • сопоставлять оценки чужие;
  • сомневаться;
  • рассуждать.

Узнайте, в обычной жизни: составлении психологического портрета человека.

Знаете ли вы, и виды внимания.

Другими словами, это удивительная способность человека быть абсолютно свободным в своих мыслеизъявлениях. А это дает ему бонусы:

  • умеет отстаивать свою позицию в спорах (см. );
  • никто не может насильно навязать свое мнение;
  • может формулировать вопрос, проблему или задачу предельно ясно;
  • неведомы сиюминутные формальные условности;
  • оценкам чужда предвзятость.

Если вы тоже хотите, чтобы ваш ум подчинялся только вашей воле, но понимаете, что пока этого не происходит, значит, нужно научиться приемам, помогающим развивать критическое мышление.

Зачем человеку уметь критически мыслить

Критически мыслить – способность хорошая. Только не все понимают, зачем она нужна. Между тем чем лучше это умение развито у человека, тем больше у него преимуществ перед другими:

  • ему проще найти свое место в жизни: человек может адекватно оценить свои таланты, то есть он быстрее найдет свое профессиональное счастье и придет к жизненному успеху;
  • к нему будут тянуться другие люди, потому что с ним приятно вести диалог, так как он не считает нужным доминировать любой ценой;
  • он уверен в себе, потому как умеет правильно расставлять приоритеты, способен отвечать за сделанный личный выбор;
  • такой человек обладает способностью прогнозирования, сопоставляя факты, анализируя события, делать абстрактные выводы (см. ) на тему возможного развития событий.

Критическое мышление – это высший пилотаж мышления как такового. Поэтому если человек претендует на звание цивилизованного и современного, он просто обязан освоить эту не такую уж и хитрую премудрость – метод критического мышления. Иначе он рискует остаться недовольным и своей жизнью в частности и окружающим миром в целом. Долой стандарты – вот что должно стать девизом по-настоящему мыслящего человека.

Как развивать критическое мышление у детей

Технология развития критического мышления начинает осваиваться человеком еще в школьном возрасте. Большую роль в этом играют гуманитарные предметы: литература, история, обществознание. На вооружении педагогов множество методик:

  • анализ информации – выделение в написанном или услышанном тексте наиболее важных моментов;
  • дискуссии на заданную тему (к примеру, чем руководствовался исторический персонаж, принимая решение);
  • моделирование ситуаций – игра с сослагательным наклонением на тему «что было бы, если…», к примеру, как развивались бы события в России, если бы в Гражданской войне победили белые;
  • выстраивание ассоциативных и логических цепочек – дополнить литературный портрет или составить гардероб исторического персонажа;
  • проецирование абстрактных знаний на конкретную жизненную ситуацию: как бы вы поступили на месте некоторых литературных героев;

Родителям на заметку: , упражнения для развития зрительной памяти.

Знаете ли вы, и определить, богатая ли у вас фантазия?

Узнайте, и вербальные способности.

Если вести речь не о содержании урока, а о его формальной стороне, то возможно использование следующих приемов:

  • самооценка знаний – когда ученику предлагается самому оценить собственную работу, но непременно с обоснованием;
  • самостоятельный выбор домашнего задания;
  • свобода в определении временных границ, которые ребенок сам устанавливает для выполнения задания.

Чем раньше родители и педагоги начнут развивать способность критически мыслить у ребенка, тем больше у него шансов вырасти адекватным и интеллектуально вменяемым человеком.

Как развивать критическое мышление у взрослых

Как развить критическое мышление у взрослого человека – задача сложнее. Чем старше человек, тем он менее гибок в эмоциональном, психологическом, интеллектуальном плане. Но даже у абсолютно безнадежных консерваторов есть шансы на свободу мысли.

Итак, какие приемы предлагают психологи людям в возрасте, чтобы они смогли натренировать свой ум на критичность и независимость:

  1. Завести органайзер и записывать буквально каждый шаг, но не до, а после прожитого дня. Ничто так не помогает адекватно оценивать свою жизнь, полезное или бесполезное время, как наглядное свидетельство того, что день этот прожит зря и бесцельно.
  2. Завести дневник, где буквально по дням расписать, какие проблемы нужно решить завтра, послезавтра, через месяц и так далее. Так вы упорядочите свою жизнь, избавитесь от ненужных тревог.
  3. Читать художественную или публицистическую литературу. Это развивает абстрактное мышление. Кроме того, вспомните и примените к себе приемы, которые используют учителя литературы и истории в школе.
  4. Время, проведенное в соцсетях или у телевизора, свести к минимуму или отказаться от этого вовсе, чтобы не засорять мозг чужими готовыми выводами, или, как вариант, все услышанное и прочитанное подвергать сомнению.

Учитесь не поддаваться общественному мнению, старайтесь на любое событие смотреть с точки зрения всех его участников. В конце концов, попытайтесь представить себя в роли Шерлока Холмса или доктора Хауса – уже кого-кого, а их в отсутствии критического мышления упрекнуть никак нельзя.

Способность критически мыслить была важны во все времена, в XXI веке без неё просто не обойтись. Впервые в истории человечества возникает опасность, что мы способны уничтожить всё живое на нашей планете. Решения, которые мы принимаем как частные лица, и как члены общества отразятся на будущих поколениях народов всего земного шара. Кроме того, приходится принимать решения по целому ряду важных вопросов имеющих локальный или частный характер. Поскольку каждому гражданину требуется принимать огромное количество важных решений, представляется естественным, чтобы общество побеспокоилось о том, каким образом эти решения принимаются.

Необходимо обучать школьников мыслить продуктивно. Зачастую учащиеся лишаются самого важного компонента образования - обучения способности мыслить.

В процессе мышления нужен последовательный переход от одного звена, в цепи рассуждений, к другому. Порой из-за этого не удаётся мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения от первого до последнего шага. В связи с этим необходимо быть очень внимательным после какого-либо умозаключения всякого рассуждения, тем более, что ученик имеет предрасположенность вести длинную цепь рассуждений.

Критическое мышление позволяет осуществить выбор между несколькими гипотезами и тем самым определяет дальнейшее направление мысли школьника.

Критическое мышление диктует вопросы, которые способствуют определению рационального выбора.

В контексте психологии мышления критичность обычно трактуется как одно из свойств ума и определяется как осознанный контроль, за ходом интеллектуальной деятельности человека. Приведём высказывания ряда ведущих советских психологов.

Б.М. Теплов определял критичность как «умение строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против намечающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке».

С.Л. Рубинштейн считал, что проверка, критика, контроль характеризуют мышление как сознательный процесс.

А.А. Смирнов связывал самостоятельность ума с его критичностью, то есть с умением не поддаваться внушающему влиянию чужих мыслей, а строго и правильно оценивать их, видеть их сильные и слабые стороны, вскрывать, то ценное, что в них имеется, и те ошибки, которые допущены в них. Он также подчёркивал, что критичность является необходимой предпосылкой творческой деятельности.

Б.В. Зейгарник указывает, что критичность состоит в умении обдуманно действовать, сличать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с ожидаемыми результатами.

Совершенно иное отношение к критичности содержится в эмпирических исследованиях зарубежных психологов. В работах А.Осборна и У. Гордона для повышения творческого и интеллектуального потенциала учащихся рекомендуются мероприятия, снижающие критичность. Снижение критичности может осуществляться двумя путями: прямой инструкцией (“быть свободным, творческим, оригинальным, подавить критичность к себе и своим идеям, не бояться критики окружающих”) и созданием благоприятных внешних условий, снижающих критичность опосредованно - сочувствие, поддержка, ободрение и одобрение партнёров, преодоление “боязни выглядеть глупым” (А.Осборн).

Критичность как деятельность оценочного анализа по отношению к себе и своим гипотезам является необходимой и полезной на стадии рассуждения может быть противопоказана во время работы воображения, при выдвижении новых идей и постановке новых целей. [ 18 ]

Оценка влияния критичности на развитие умений требует содержательного подхода. Необходимо описывать и анализировать то содержание, по отношению к которому субъект проявляет критичность. На процессе постановки новых оригинальных целей благотворно сказывается снижение критичности субъекта к себе, к оценке своей личности и способствует успешности целеполагания. Желательным оказывается также усиление критического отношения к внешнему миру и другим людям.

Развитие критичности ведёт к формированию у человека критического мышления. Хотя специалисты по психологии и смежным с ней наукам предложили несколько определений термина «критическое мышление», все эти определения довольно близки по смыслу, вот одно из самых простых передающее суть идеи: критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, т.е. такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом, думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи. [ 5 ]

Другие определения дополнительно указывают, что для критического мышления характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение. Все эти определения подразумевают решение конкретной мыслительной задачи.

Слово критическое, используемое в определении, предполагает оценочный компонент. Иногда это слово употребляется для передачи отрицательного отношения к чему-либо. Но оценка и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов - насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса - хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые были учтены при принятии решения.

Критическое мышление иногда называют ещё и направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата. Существуют виды мыслительной деятельности, которые не предполагают преследования определённой цели, такие виды мышления не относятся к категории критического мышления. Например, при решении сложной математической задачи, выполняя некоторое промежуточное действие, например, действие умножение, мышление ориентировано на определённую цель, а именно решение задачи, поэтому практически выполнение действия умножения не предполагает сознательной оценки совершаемых действий. Это один из примеров ненаправленного, или автоматического мышления.

Критическое мышление подразумевает обязательное присутствие этапа проверки и оценки предположений перед ответом на поставленный вопрос с точки зрения их достоверности и значимости, в противовес оперированию готовыми фразами, подсказанными память, без участия их творческой переработки.

Формирование критичности мышления, на уроках математики, можно сочетать с использованием математических софизмов.

error: