Психология стыда. Как избавиться от чувства стыда? Техники, приемы, рекомендации психологов

Чувство вины и стыда является результатом оценки общества, в котором живет человек. Социум может с осуждением относиться к тому или иному поступку. Ощущение стыда связано с нравственным воздействием родителей, школы, книг и фильмов. В результате стыд и чувство вины существуют как разновидность самонаказания, заложенная моралью и воспитанием.Так человек понимает, какой поступок хороший, а как лучше не поступать. Избавиться от чувства вины помогает раскаяние и признание своей неправоты. Но только в том случае, если это не стыд за комплексы. Стеснение из-за недостатков и отсутствие возможности исправить их подавляют личность и мешают полноценной жизни.

Чувство вины и стыда

Существует здоровый и нездоровый стыд. Первый определяет выбор между плохим и хорошим поступком, а второй делает личность зависимой от мнения других людей. Неудовлетворение собой сказывается на психологическом состоянии и общем благополучии.

Функции здорового чувства стыда влияют на:

  • систему безопасности;
  • гармонию в отношениях;
  • доверие общества.

Система безопасности гарантирует наличие моральных принципов, уважение к культурным ценностям. Гармония в отношениях достигается способностью поставить себя на место партнера, друзей и членов семьи, посмотреть на развитие ситуации с их стороны. Доверие общества гарантирует безопасность, сотрудничество, взаимовыгодную помощь и единение. Благодаря здоровому ощущает себя частью социума и учится с ним взаимодействовать.

Испытывать стыд - означает быть человеком. Так устанавливаются ценности и делаются выводы после ошибок в поведении.

Психопатия признаки у мужчин

Чувства и близкие люди

Другое дело, если вина причиняет вред человеку и его близким. Многие поступки совершаются после употребления алкоголя, и у личности возникает стыд и сожаление перед родителями и своей семьей. Если мужчина или женщина недостойно ведут себя при разводе или супругу стыдно за измену и он постоянно чувствует свою вину, то осознает, что плохо поступил. Стыд за измену одинаково мучает и мужа, и жену. Но объектом манипуляции часто становится только муж. Женщина, играя на его угрызениях совести, требуют подарков, усиленного внимания и не хочет, чтобы он перестал быть виноватым. Этот путь ведет дальше к изменам, притуплению чувства вины и окончательному охлаждению отношений между супругами.

Стыд перед ребенком обусловлен плохим примером или после развода с его матерью. Даже время не способно исцелить чувство стыда перед ребенком, оставленным в своей первой семье. Вместо того чтобы винить себя, лучше сосредоточиться на малыше. Проводить с ним больше времени, чаще говорить, что папа по-прежнему его любит и никогда не перестанет заботиться о нем, чтобы ни случилось. Если у него появятся еще дети, он все равно будет его первенцем и обязательно полюбит брата или сестру, и подружится с ними.

Чтобы избавиться от чувства вины после развода с женой, нужно посмотреть на ситуацию со стороны. Подумать, если бы друг оказался в таком положении, что бы он сказал и чем помог. Не редкость, что люди совершают ошибки, связав себя узами брака не с тем человеком. Нельзя ощущать себя виноватым перед бывшей женой за то, что она оказалась не его парой. Супруг легко убедит ее, что она способна сделать счастливым другого мужчину, который по-настоящему оценит ее достоинства и с которым ей будет лучше.

Неприятные чувства, испытываемые женщиной после измены, способны разрушить ее семейную жизнь. Какова бы ни была причина ее поступка, она должна перестать винить себя за невнимание мужа или проявленную слабость. Надо осознать, что она всего лишь живой человек, подается увлечениям и совершает ошибки. Возможно, в ее жизни не хватает не только любви, но и креативности. И ее творческая натура нашла не совсем верный путь к выходу наружу. Увлечения танцами или рисованием направят творческую энергию в созидательное русло.

Жена чувствует себя виноватой не только после своей измены. Собственные эмоции и заниженная самооценка вызывают ощущение неполноценности за испорченный ужин или плохо проглаженную рубашку. Женщина должна бороться с таким неправильным подходом. За это нельзя винить себя, как и за лишние килограммы и новые морщины. Она должна осознать, что прекрасна в любом возрасте, а ее личные качества и навыки улучшаются с каждым годом.

Вина перед родителями - что не оправданы их ожидания - не должна мучить человека. Они не могут ждать от детей выполнения своих нереализованных планов. Родителям надо это понимать, как взрослым людям. Стыд возникает перед мамой, если не выполнить ее просьбу. Пожилые люди очень обидчивые и манипулируют дочерними и сыновьими чувствами в свою пользу. Надо отнестись к ним с пониманием и не винить себя за небольшое старческое недовольство. Если человек хорошо выполняет свой долг перед родителями, он может быть спокоен за собственную совесть.

Тяжелое ощущение дает вина перед умершим. Сложно простить себя, если мало уделял внимания пожилым родителям или косвенно виноват в чьей-то гибели. Не поможет даже время, и необходимы большие силы и помощь психолога, чтобы продолжать жить дальше без тяжелого груза на сердце. Бывают сложные ситуации, когда человек понимает, что был в силах помочь, но его или не было рядом в сложный момент или ему, например, не хватило денег на операцию.

Чаще всего причиной стыда служат мелкие недоразумения. Но бывает, что человек ощущает вину перед близкими, но не в силах справится с пагубными зависимостями. Игромания и алкоголизм только на первых порах вызывают такие чувства, и без помощи специалистов зависимый человек не справится. Когда болезнь затянет, он уже не будет их испытывать.

Абьюзивные отношения

Как помочь себе избавиться от чувства вины и стыда?

Важно сначала понять причины личностного дискомфорта, тогда будет проще перестать беспокоиться. В психологии разработано несколько шагов и определены самые эффективные способы по избавлению от рассматриваемых чувств. Специалисты заметили, что иммунитет к стыду есть у людей, которые понимают:

  • чем вызван стыд или вина;
  • что есть близкие люди, с которыми надо делиться секретами и спрашивать советы;
  • что следует признать свою вину и просить прощения за свое поведение;
  • что важно оставаться честными перед собой и обществом;
  • насколько обоснованы собственные и чужие требования, и не направлены ли они на то, чтобы почувствовать себя несостоятельным или недостойным. Просьбы бывают завышены, и человек не всегда соглашается их выполнять, чтобы потом не казаться себе неполноценным или некомпетентным.

В искренности есть иммунитет к недостойным поступкам и завышенным требованиям. Не стоит предъявлять к себе особые критерии, нужно делать то, с чем хорошо справляешься. Стыд больше приводит к деструктивному поведению, чем решает проблемы. Испытывая вину, человек чувствует себя недостойным любви и хорошего отношения к себе. Стыд напрямую связан с агрессией, ненавистью, перееданием, вредными привычками и депрессивным состоянием. Но он необходим, чтобы поддерживать в себе гармонию, равновесие и определение ценностей.

Зависть это

В первую очередь необходимо осознать, что есть вещи, которые не зависят от нашего поведения и ситуации, неподвластные человеку. Специалисты советуют работать над собой с помощью техники психологических приемов, которые помогут убрать чувства вины и стыда:

  1. 1. Признать, что человек испытывает стыд. Если не избавиться от него, он мешает правильному течению жизни.
  2. 2. Принять и полюбить себя. Поможет осознание, что эти два чувства не делают счастливее. Понять, что идеальных людей нет, и все совершают ошибки.
  3. 3. Найти причину стыда, разобрать ее на мелкие части и осознать, что с ней можно бороться, если не принимать ее близко к сердцу.
  4. 4. Перестать сравнивать себя с другими.
  5. 5. Не принимать близко к сердцу мнение окружающих.
  6. 6. Попытаться найти ответственного за свой стыд. Возможно, личность напрасно его чувствует и стыдится надо другому.
  7. 7. Убедить себя, что люди не станут хуже относиться, если человек сделает что-то нехорошее. Они примут изменения и снова будут общаться с ним.
  8. 8. Не уходить от проблем и не стесняться просить помощи.
  9. 9. Научиться абстрагироваться. Не все вертится вокруг конкретного человека.
  10. 10. Создавать для себя позитивные моменты и оптимистично настроиться.
  11. 11. Отмечать любые свои успехи и научиться радоваться за себя.

Нет ничего унизительно в том, чтобы попросить прощения и загладить свою вину. Люди с готовностью принимают извинения, а личность становится лучше. Не надо держать в себе эти два чувства. Они сковывают индивидуальность и мешают развиваться, разрушая ту часть личности, которая делает человека лучше.

Прогрессирование аддиктивного процесса во многом связано со стремлением освободиться от психологического дискомфорта, обусловленного чувством стыда. Чувство стыда занимает центральное место в структуре аддикции, поэтому остановимся на нём более подробно.

Анализ чувства стыда свидетельствует о том, что это чувство более деструктивно, чем чувство вины. Это связано с тем, что чувство вины носит более конкретный характер, касается определённого действия, поступка, активности или наоборот, отсутствия таковых. Чувство стыда затрагивает Я человека и формирует его низкую самооценку. («Я поступаю плохо и я не могу поступать хорошо, потому, что я плохой»).

Все эмоциональные ощущения и состояния человека подвергаются когнитивной оценке. Рефлексия эмоциональных состояний в то же время является рефлексией Я-состояния, свидетельствуя о том, как человек оценивает себя самого. Испытываемые человеком первичные эмоции в дальнейшем оцениваются им во взаимосвязи с оценками других. Анализ с этой точки зрения чувства стыда требует первоначального сравнения поведения человека с какой-то условной нормой. Эта норма может быть субъективной, установленной самим человеком для себя, или общепринятой, навязанной ему обществом и другими людьми. Если поведение человека не соответствует субъективной или социальной норме, у него возникает чувство стыда.

При аддиктивных состояниях мы имеем дело с несоответствием человека как одной, так и другой нормам. Несоответствия приводят к возникновению стыда. На возникновение чувства стыда влияет факт обращения внимания окружающих на поведение и состояние человека, на его собственное отношение к этому. Имеет значение фиксация внимания человека на том, как его воспринимают и оценивают окружающие. Если он испытывает чувство стыда в связи с несоответствием, ему кажется, что и другие замечают это несоответствие и считают его неполноценным. Это способствует усилению подозрительности в отношении того, что окружающие могут заметить нарушение нормы и осудить его.

Большинство событий, вызывающих стыд, не являются автоматическим процессом и не возникают сами по себе. Например, оно может быть связано с ситуациями, когда успешное функционирование в рамках социально приветствуемого ролевого поведения противоречит собственным критериям морали. Для понимания причин происхождения чувства стыда необходимо «читывать сложные социальные взаимодействия между людьми, так как компонент оценки другим, особенно значимым человеком, здесь всегда имеет большое значение.

Осознание человеком обращ иного на него внимания может приводить к нарастанию подозрительности, типичной для аддиктивных лиц. Такая подозрительность, связанная с чувством стыда, является одним из механизмов изоляции аддиктов. Страх быть до конца понятыми окружающими активизирует механизм разрыва контактов со многими людьми. С этим связано избегание аддиктами сколько-нибудь глубоких контактов, потому что чем глубже контакт, тем вероятнее факт опознания их аддиктивной сущности, и тем вероятнее усиление у аддикта реакции стыда. Возникает страх возможных переживаний по поводу разрыва отношений. Следовательно, в проводимой с аддиктами коррекционной работе, необходимо анализировать механизм разрыва контактов с людьми и чувство стыда, которое эти люди могут испытывать.

По мнению Чарльза Дарвина, чувство вины это сожаление о своей ошибке. Тому же автору принадлежит выражение, что чувство сожаления об ошибке, когда в этот процесс включаются другие люди, может превратить чувство вины в чувство стыда. Речь идет о необходимости анализа социального значения действия, в результате которого человек, воспринимаемый глазами других, может испытывать чувство стыда. Естественно, что, находясь в состоянии одиночества, человек также может испытывать чувство стыда, но в первом случае всегда присутствует оценка себя другими людьми, мысль о том, что другие подумали об его поведении.

В феноменологической психиатрии описывается депрессия самомучения (Leonhard, Izard), которая строится на чувстве стыда. Ее развитию способствует постоянный анализ чувства стыда и возможного наказания.

Стыд приводит к торможению и блокаде очень многих желаний. С точки зрения Tomkins (1963), стыд тормозит удовольствие и мотивации. Возникновение чувства стыда может быть вызвано многими причинами: неудачами, поражениями профессионального характера, потерей значимых отношений, дружбы и пр. Аддикты глубоко переживают эти потери, но не признаются в этом. Причиной стыда может быть собственная непривлекательность, когда человек теряет способность гордиться своим телом, видом и т.д.

У человека, испытывающего чувство стыда, редуцируются сферы интересов. Izard (1972) обращает внимание на то, что стыд сопровождается повышенным осознанием селфа. Речь идет о необычной форме восприятия селфа, восприятия себя беспомощным, маленьким, ни к чему неспособным, застывшим, эмоционально ранимым.

Lewis (1979,1993) отмечал, что стыд - это состояние потери ценности собственного Я. Причиной этого состояния являются текущие внешние воздействия, тем не менее, этот процесс более сложен, он может формироваться на ранних стадиях развития. Стыд имеет прямое отношение к осознанию Я, представлению о том, как это Я выглядит в восприятии и чувствах других людей. Автор выделяет чувство стыда, связанное с ощущением собственного Я и чувство вины, при котором речь идет о конкретном действии. К развитию чувства стыда приводит переживание о себе, о том, как ты выглядишь. Раздражителем, провоцирующим возникновение этого чувства являются размышления Я о самом себе, неодобрение чего-то очень важного в себе, снижение самооценки.

Сопряжённым с чувством стыда является чувство собственной никчёмности, незначимости, презрения к себе. Это чувство закладывается в детстве и легко провоцируется специфическим поведением людей. Чувство стыда формируется под влиянием пренебрежительного отношения родителей, отсутствия необходимой интеллектуальной и эмоциональной поддержки, постоянного осуждения. На этом фоне любые отрицательные оценки, не имеющие отношения ни к родителям, ни к семье, воспринимаются как сверхценные и приводят к активации дремлющего рудимента.

Диагностика наличия чувства стыда строится на обнаружении у человека желания быть незаметным, спрятаться, исчезнуть; на появлении непонятных вспышек гнева, на ощущении психологической боли, страха, чувства вины. Вспышки активности и агрессивности сменяются депрессией, подавленностью, отсутствием чувства радости, постоянной неудовлетворенностью. Чувство стыда может провоцировать суицидные мысли. Анализ депрессивных пациентов, совершающих суицидные попытки, проведенный Lewis (1993), показал наличие у этих лиц выраженного чувства стыда. Частые суицидные попытки у аддиктов также «завязаны» на этом чувстве. Таким образом, чувство стыда имеет прямое отношение к развитию аддиктивного поведения.

Чувство стыда «ставит» селф в трудное положение. Селф теряет способность конструктивно действовать, поскольку стыд блокирует активность. Вместо необходимых действий, селф начинает концентрироваться на самом себе, оказывается погруженным в самооценки, что мешает проявлению активности. Возникает нарушение адаптации, потеря способности ясно думать, высказываться и, тем более, рационально действовать.

Чувство стыда способствует переоценке человеком всего происходящего. Он придает значение вещам, которые этого значения не имеют и, наоборот, недооценивает значения действительно важных для него явлений. Поэтому чувство стыда делает поведение иррациональным.

Разница между чувством стыда и вины в структурном плане заключается з следующем. При наличии у человека чувства вины какая-то часть селфа является субъектом. Большая часть селфа находится как бы во вне и оценивает этот субъект как часть своего Я, поступившую неправильно.

В противоположность этому чувство стыда «закрывает» селф-объектный круг. Носитель этого чувства рассуждает примерно так: «Как я могу оценить себя, если я недостоин того, чтобы оценивать себя?».

Влияние чувства стыда на блокаду мотивации исследовано Plutchik (1980). Он сравнивает процесс со «стоп» сигналом. Если человек начинает что-то делать, у него срабатывает «стоп» сигнал, ставящий под сомнение уверенность в правильности предпринимаемой активности, прерывающий его действия. Если ограничиться анализом только этой части процесса, то речь в данном случае идет о чувстве вины по поводу конкретного нарушения. Дальнейший анализ может быть произведен с использованием следующих рассуждений: «Ты поступаешь плохо потому, что ты не можешь так не поступать, просто в силу того, что ты сам - плохой человек». Так выглядит вторая система нарушения - второй «стоп» сигнал, который блокирует всякую активность. Следовательно, анализ чувства стыда должен проводиться не только с акцентом на конкретные действия человека, но, прежде всего, на исследование его Я.

Чувство стыда может быть проанализировано через призму религиозной парадигмы. Тема стыда нашла свое отражение в Библии. Когда Бог спросил Адама и Еву, почему они прячутся, они ответили, что причина заключается в их наготе. Совершив первородный грех, съев яблоко с древа познания, они почувствовали, что должны быть осуждены. Историяь непослушания Адама и Евы предопределяла наказание и важность возникшего у них чувства стыда.

В этой теме на первый план выступают следующие моменты. Непослушание Богу со стороны Адама и Евы было связано с их любопытством, т.к. их, прежде всего, привлекало познание неизвестного. Любопытство привело их к знанию, овладение которым явилось пусковым механизмом появления чувства стыда. Обнаружив свою наготу, они стали стыдиться ее. И это было доказательством нарушения предписания Бога. Если бы они не приобрели знания, вкусив запретный плод, у них не возникло бы чувство стыда. Таким образом, любопытство привело к знанию, а знание привело к стыду.

Анализ этой части Библии позволяет исследовать процесс возникновения стыда. Для самоанализа чувства стыда и других, связанных с Я эмоций, необходимы определ иные знания о правилах, норме и целях, с которыми человек должен сравнивать своё поведение. Следовательно, появление чувства стыда основано на определённых знаниях.

Ветхозаветный рассказ об Адаме и Еве является метафорической версией развития объективного самопознания. Древо познания дало возможность Адаму и Еве приобрести два вида знаний: знание о себе - объективное самопознание и знание о нормах, правилах и целях поведения.

На ранних этапах развития ребёнка формируются его селф объектные отношения в виде первичных контактов с наиболее близкими людьми. Окружающие ребёнка люди, выступающие в качестве объектов контактов, являются для него образцом для дальнейшего подражания. Ребёнок зависит от них, он им доверяет. Интернализация реб нком возникших отношений влияет на атрибутирование (видение причин происходящих явлений).

Процесс атрибутирования может носить как внешний, так внутренний характер. Внешнее атрибутирование связано с нахождением в ком-то или в чем-то причины собственного поражения, неудачи, произошедшей драмы или трагедии, имеющих к себе непосредственное отношение. Внешнее атрибутирование не приводит к возникновению чувства стыда. Чувство стыда возникает при внутреннем атрибутировании, когда человек делает себя ответственным за произошедшее. Внутренняя атрибуция связана с концентрацией человека на самооценке своих поступков с позиции своего селфа.

Внутреннее атрибутирование нельзя недооценивать, так как оно оказывает большое влияние как на психическое самочувствие, так и на развитие чувства стыда. Так, например, если в жизни возникает какое-то неприятное событие и при его внутренней атрибуции человек считает себя его причиной, то в таком случае это событие способствует развитию чувства стыда.

Например, пациентка испытывает чувство вины, связанное с инфарктом у её матери. Причину события она видит в недостаточном с её стороны внимании по отношению к матери. В связи с этим она считает себя непосредственной виновницей е болезни. Чтобы избавиться от возникшего у нее чувства никчемности и стыда к себе, она принимает большие дозы транквилизаторов, т.е. находит приемлемый для себя аддиктивный выход из этой ситуации. Внутреннее атрибутирование, возникшее в данном случае, приводит как к развитию чувства стыда, так и к поиску аддиктивного варианта избавления от этого чувства.

При внешнем атрибутировании причины болезни будут объясняться по-другому: возрастом матери, с которой произошла катастрофа, е нездоровым образом жизни, наследственностью и пр. Чем большее количество внешних атрибуций используется для объяснения ситуации, тем в меньшей степени это приводит к развитию чувства стыда.

Предпочтительность того или иного атрибутирования закладывается в детстве. В работе Morrison (1989) было показано, что родители, страдавшие различными формами депрессии, в ряде случаев способствовали развитию у своих детей чувства стыда и вины. Дети считали себя косвенными виновниками болезни родителей. Эти обвинения формулировались в процессе социальных контактов с детьми как результат упреков, что дети раздражают, мучают родителей, у которых нет сил заниматься ими. Таким образом, у детей возникало нереалистическое чувство вины, заключающееся в том, что их поведение привело к развитию депрессии у родителей, и они обязаны найти способ, который поможет родителям выздороветь. А поскольку они не в состоянии найти средства помощи, значит они недостаточно хорошо ищут, что свидетельствует о том, что они плохие.

Иногда родителями внедряется в сознание детей, например, такая формула: «Я, как мать, забочусь о тебе и помогаю тебе. Почему же ты не отвечаешь мне тем же?». Так, при непосредственном участии родителей закладывается предрасположенность к возникновению у детей отрицательных эмоций, которые в дальнейших контактах с окружающими могут проявить себя с удвоенной степенью выраженности. Эти состояния могут способствовать возникновению различных психологических защит и выхода на аддиктивные реализации.

Интернализация или экстернализация чувства ответственности оказывает непосредственное влияние на то, будет ли человек впоследствии испытывать чувство стыда при различных неудачах и катастрофах, которые могут произойти с ним в жизни. Чем более выражена способность человека искать в произошедшем событии внешнюю причину, тем менее вероятно развитие у него чувства стыда.

Отрицательная сторона данного явления заключается в том, что постоянное стремление индивидуума к экстернализации происходящего может приобрести патологический характер. Так, например, известно, что аддикты в процессе аддиктивного поведения экстернально атрибутируют свои проблемы, связывая их наличие с причиной во внешнем мире. Таким образом, внешнее атрибутирование, с одной стороны, имеет положительное значение, избавляя человека от чувства стыда, а с другой, - отрицательное, проявляющееся в том, что таким образом он оправдывает своё деструктивное поведение. Иными словами, с одной стороны, у человека может быть глубокое внутреннее интернализированное чувство стыда, и он считает себя плохим, с другой - он избавляется от этого чувства, уходя в аддикцию, которая приводит к возникновению новых проблем, атрибутирующихся с внешними причинами. Таким образом проявляется сочетание внешнего и внутреннего атрибутирования.

Если человека лишить возможности внешнего атрибутирования, он остается с внутренним чувством никчемности и неадекватности, справиться с которым значительно труднее. Это следует учитывать при проведении психотерапевтических подходов, т.к лишение человека его защитной системы в виде отрицательных проекций с доказательством их неправильности и необходимости самообвинения, а не обвинения окружающих не приведет автоматически к положительному результату. Лишившись психологической защиты, человек останется наедине со своими внутренними нерешёнными проблемами. Переживание такого состояния является крайне неприятным, более того, оно может приводить к развитию других отрицательных реакций, таких, например, как растерянность, депрессия, реакция гнева как на самого себя, так и на окружающих, возможно провоцирование какой-то другой формы деструктивного поведения.

Существуют специфические условия, оказывающие разные влияния на формирование чувства стыда в зависимости от пола.

Так, например, женщины в традиционных обществах воспитываются родителями и окружающей средой так, что они приучаются к взятию на себя ответственности за то, если они не справляются с каким-то заданием. Определённая дискриминация по полу, характерная для традиционных обществ, приводит к тому, что женщины, по сравнению с мужчинами, меньше награждаются за успехи и больше наказываются за неудачи. Это способствует большей возможности мальчиков фиксироваться на позитивном атрибутировании (Lewis,1993).

В случае лишения родителями любви своих дочерей они концептуализируют свою позицию словами: «Я не люблю тебя, потому, что ты плохая». Селф такого ребенка испытывает чувство ответственности за то, что его не любят. Это провоцирует формирование у ребенка чувства стыда. В дальнейшем такая женщина будет оценивать свои межличностные отношения с другими как неадекватные, считая себя неспособной на продуктивные отношения. Таким образом, феномен лишения любви девочек приводит к трудностям в конструировании ими дальнейших межличностных отношений. Такие женщины считают, что, во-первых, они не могут выстраивать эти отношения, т.к. они хуже других, а во-вторых, они испытывают страх перед тем, что другие могут это понять.

Так формируются различные стили поведения, которые объективно «примыкают» к аддикциям, а по существу являются последними (созависимость) или ведут к их развитию. Например, объяснения людей, которые посвящают свою жизнь заботе о других с целью компенсации чувства нехватки любви, выглядят примерно так: «Если я буду заботиться о других и помогать им и это будет моим жизненным кредо, значит меня будут принимать окружающие. Если же я буду вести себя по-другому, я обнаружу свои отрицательные качества. Следовательно, я должна/ен помогать другим и смысл моей жизни должен заключаться именно в этом». В случае неудачи возникает экзистенциальный кризис.

Человек, неуверенный в качестве своих отношений с людьми, легко переходит к общению с событиями, активностями, неодушевленными предметами, «прилипает» к ним, уходя в аддиктивные реализации.

Лишение любви формирует комплекс нежеланного ребенка, что в дальнейшем приводит к низкой самооценке и неумению человека любить себя.

Анализ происхождения чувства стыда с акцентом на половые различия способствует лучшему пониманию межличностных конфликтов. Разница в социализации стыда у мужчин и женщин оказывает влияние на отношения мать-сын, отец-сын, мать-дочь и отец-дочь. Так, например, у женщин, воспитывающихся в традиционных обществах, где присутствует дискриминация по половому признаку (сексизм), легче возникает.чувство стыда, по сравнению с мужчинами. Возможно возникновение замещающих стыд реакций, таких, как печаль, грусть и гнев. Причем, если для женщин более характерными являются реакции печали и грусти, то для мужчин - реакции гнева.

По мнению Lewis (1993), эти явления более представлены в традиционных обществах. Поскольку мальчик, воспитывается с акцентом на специфическую для него мужскую роль, в его отношениях с матерью может возникнуть конфликт следующего рода. Мать в традиционном обществе стремится к тому, чтобы ее сын испытывал чувства стыда в случае поведения, не соответствующего общепринятым нормам. Матери кажется, в связи с проекцией собственных переживаний (глубокое чувство стыда), что сын не испытывает достаточного чувства стыда за свой поступок, и, даже если он извинился, он все равно не пережил это чувство с необходимой степенью глубины. Он должен пережить его протрагированно. Сын испытывает чувство стыда, но в меньшей, чем бы этого хотелось матери, степени. И мать и сын не осознают происходящего. Конфликт, возникший между ними, может принимать различные формы, и зачастую он приводит к возникновению отдаленности сына от матери, т.к. мужская роль, характерная для сына, противоречит проявлению чувства стыда. Сын не хочет, чтобы к нему относились как к ребенку, а мать стимулирует его к отношениям зависимости, что провоцирует появление у сына реакции сопротивления.

Мальчики, нарушающие нормы поведения, выдвигаемые родителями, могут проявлять сожаление по этому поводу, чувство вины и желание больше этого не делать. Мать рассматривает эти чувства с точки зрения женского, свойственного ей, традиционного отношения и ожидает от сына чего-то большего, например, возникновения протрагированного чувства стыда. Если она видит, что этого не происходит, она считает, что сын не выстрадал это по-настоящему, ею делается акцент на необходимость длительного страдания, что приводит к возникновению конфликта. Не осознавая происходящего, мать пытается заставить ребенка почувствовать те же ощущения, которые она сама ощущала или ощущает в подобных ситуациях. Мать ожидает, что ребёнок будет переживать это так же как она, а мальчик воспринимает желание матери добиться формирования у него чувства стыда как неприятное чувство. Он считает это несовместимым с его мужской ролью.

Hoffman (1988) установил, что такой процесс начинается уже с трехлетнего возраста. Попытку матери вызвать в сыне эмоциональное состояние, более свойственное женщинам, воспитывающимся в традиционном обществе, следует рассматривать в контексте Эдипова конфликта: мальчик стремится к автономии, к редуцированию чувства стыда, а мать пытается социализировать этот процесс таким образом, чтобы он не ограничивал чувство вины, и считает это полезным.

В отношениях мать-дочь этот конфликт представлен в меньшей степени, чем в отношениях между матерью и сыном. Меньшая интенсивность конфликта объясняется отсутствием разницы между полами, которая осложняет интеракцию. Дочери, как правило, реагируют на желания матери более адекватно, т.к. они выражают себя в соответствии с женской ролью. Так закладывается чувство стыда у девочек в традиционном обществе, где его формирование не встречает с их стороны большого сопротивления. Иногда при этом могут возникать малотипичные для этого состояния реакции злости.

Для современных обществ характерна тенденция сглаживания связанного с полом ролевого поведения. Так, например, воспитанная в условиях современного общества мать, стараясь воспитать у девочки чувство стыда, встречает с её стороны сопротивление. Разделение ролей, свойственное современному обществу, делает менее типичным процесс атрибуции, связанный со стыдом в аспекте социализации.

До сих пор не выделены основания, позволяющие установить наличие генетических отличий в развитии чувства стыда в зависимости от пола. Если такие различия диагностируются, то их возникновение может быть объяснено ролевым поведением, социализацией и социальными условиями. С другой стороны, в связи с изменением роли женщины в последние 25 лет, особенно в США и Канаде, некоторые конфликты, присущие отношениям мать-сын, по всей вероятности, должны обнаруживаться и во взаимоотношениях мать-дочь.

Что касается роли отца в формировании у ребенка чувства стыда, то, к сожалению, на протяжении длительного времени на ЭТУ сторону вопроса обращалось мало внимания. Роль отца в этом Процессе может быть прямой и косвенной. Исследователями, Изучающими этот вопрос, обращается внимание на то, что роль отца оказывается более важной и значительно менее пассивной, чем это представлялось ранее. Так, например, Bernstein (1983) обращает внимание на значение влияния отцов на возникновение чувства стыда в детском и подростковом периодах жизни Считается, что роль отца состоит в смягчении конфликта мать сын; в обучении сыновей другому, более активному способу поведения, включающему в себя агрессивные реакции. Отцы во взаимоотношениях с сыновьями подсказывают им путь преодоления стыда по способу замены его гневом. Таким образом, происходит замена реакции переживания чувства стыда путем формирования другой реакции. В результате такого контакта сыновья начинают испытывать более глубокую привязанность к отцам, помогающим им освободиться от неприятного чувства стыда. В случае отсутствия такой поддержки возникает реакция отдаления ребенка от обоих родителей.

Человек по жизни испытывает различные эмоции – и положительные, и отрицательные. Однако чувства настолько разнообразны, что они часто друг с другом пересекаются, и не всегда на наш взгляд положительная эмоция несет в себе конструктивную пользу. Например, чувство стыда: психология отзывается о нем неоднозначно. С одной стороны, сдерживающий нормальное развитие человека фактор, с другой – инструмент защиты человека от опрометчивых поступков.

Что такое стыд.

Чувство стыда появляется у человека в результате осознания им несоответствия своих поступков и своего поведения общепринятым нормам и ценностям. Влияние данной эмоции на жизнь человека зависит напрямую от степени ее ощущения. Так, если стыд в слабой форме способен предотвратить негативные последствия действий человека, то сильно выраженный стыд может, наоборот, привести к принятию необдуманных решений (самоубийство, насилие и т. д.).

Вот простой пример слабовыраженного стыда. Когда человек обижает своих близких резким словом, ему становится стыдно, он извиняется и обещает не совершать больше подобных поступков. Если стыд искренен, то человек, скорее всего, сдержит свое обещание. Намного сложнее обстоят дела с гипертрофированным стыдом. Последствия его варьируются от доведения человеком себя до эмоционального истощения, до нанесения себе тяжких телесных повреждений. Сильно выраженный стыд несет в себе только негативные последствия, а потому его нужно стараться избегать.

У человека, постоянно испытывающего ярко выраженную эмоцию стыда, стремительно развивается комплекс неполноценности, человек не понимает, почему он какой-то «не такой», почему люди не принимают его таким, какой он есть. Человек все время винит себя за свои пороки (чаще придуманные), начинает себя ненавидеть и, из-за неспособности измениться, испытывает агрессию по отношению к окружающим.

Откуда берется стыд.

Чувство стыда развивается чаще всего у человека в самом раннем детстве и закладывается в виде неверных утверждений о собственной неполноценности. Этому способствуют самые близкие люди, а во взрослой жизни это утверждение превращается в стыд, который сковывает действия человека и мешает ему жить. У детей повышена степень ранимости, а потому навязать им ложные утверждения упреками, замечаниями, обвинениями и высмеиваниями проще простого. Впоследствии чувство неполноценности бывает практически невозможно победить, как и эмоцию стыда, психология тут у всех одинакова.

Черты личности – это заранее принятая человеком программа поведения, запускаемая в приемлемой ситуации для данной черты. Как только человек начинает действовать вразрез с этой программой, им завладевает чувство стыда. При этом, чем больше черт имеется у человека, тем с большей вероятностью он будет испытать чувство стыда. Любая черта личности может потенциально являться источником стыда. Если человек храбрый, но вдруг проявил трусость – им овладевает стыд. К иным чертам личности относится то же самое.

Но разве можно каким-либо образом повлиять на развитие чувства стыда внутри себя? Безусловно, можно! Это и делают умные люди при помощи мозга. При этом влиять нужно не на само чувство вины, а на свою Я-концепцию. Мозг человека является мощным инструментом, которому под силу изменять любые неблагоприятные эмоции.

Как повлиять на чувство стыда.

Первый способ влияния на свой стыд заключается в его подавлении. Нужно просто привыкнуть к нему, знать о его существовании, но не думать о нем. Однако стыд – очень сильная эмоция. Как только человек сможет привыкнуть к ней, она сразу же начнет изменять привычки человека и его мировоззрение. Если эмоция стыда вынуждает человека думать, что он не достоин лучшей жизни, то человек может привыкнуть к мыслям о своей незначимости. Но это еще не самое страшное, хуже допустить избытка негативных эмоций из-за их постоянного подавления. Ведь рано или поздно любые эмоции выходят наружу, и человек впадает в сильнейшую депрессию.

Второй способ борьбы с эмоциями – предоставление возможности для выхода эмоций. Человек создает самому себе ситуации, при которых выполняются действия, связанные с чувством стыда. Например, если человек стыдиться выходить на люди без одежды, он однажды делает это, и в какой-то момент понимает, что тут нет ничего стыдливого и страшного. Только после этого стыд отступает. Такой способ борьбы со стыдом очень рискованный, так как заставляет человека делать что-то вопреки общественному мнению, нормам и правилам поведения. Такие действия вызывают негодование со стороны окружающих людей и власти. Но именно этот способ используют психологи на своих тренингах для избавления человека от чувства стыда. На таких тренингах основная роль отдается практике. Скромные люди упражняются в умении быть наглыми. Слишком вежливые – бесцеремонными. Принцип работы этого метода – вышибить «клин клином».

Какой же из способов лучше подходит для борьбы с пагубным стыдом? Ни один из них! Проблема в том, что многие желающие справиться со стыдом стремятся так или иначе уничтожить это возникающее чувство, психология же людская этого не приемлет. Лучше просто научиться их контролировать. Человеческие эмоции – вещь врожденная, подаренная самой природой, а потому пытаться избавиться от них просто глупо. Наилучший выход из сложившейся ситуации – обучиться использовать свои эмоции и быстро адаптироваться к ним. Человеку важно научиться правильно стыдиться, радоваться, критиковать, обижаться и т. д.

Нужно принять себя таким, какой вы есть. Самое глупое, что может пытаться сделать человек – быть идеальным. Ведь у каждого человека свои представления об идеале, а потому категории «идеальный человек» существовать просто не может.

Не стоит осуждать других людей. Нет более страшного качества, чем желание находить негативные стороны в людях, после чего прилюдно их порицать. Помните, если вы увидели в человеке отрицательную черту характера, задумайтесь над тем, что данная сторона видна только вам. Это не более чем ваша чисто субъективная оценка.

Откажитесь раз и навсегда от сравнений вашего поведения и вашего непосредственного ожидания. Если вы научитесь избавляться от сравнения своих действий с ожиданиями окружающих, вы защитите себя от лишних комплексов и переживаний. Человек, отказывается от сравнения, входит в гармонию со своей Я-концепцией, переставая испытывать стыд.

Стыд — это то, что не чуждо каждому человеку нашей планеты. Факторы, вызывающие это некомфортное и по-настоящему разрушительное ощущение, могут быть самыми разными. Люди стыдятся своих решений и поступков, корят себя за невнимательность по отношению к близким, бесконечно переживают из-за мнения общества, если по каким-то причинам не укладываются в установленные социальные рамки, которые и считаются правильными.

На самом деле, стоит разобраться, что такое стыд и чем он отличается от чувства вины. Мы нередко путаем эти понятия, что не слишком хорошо сказывается на эмоциональном состоянии и мешает найти решение сложившейся ситуации. Да, действительно, эти два чувства тесно связаны между собой, но они не означают одно и то же.

Вина — это то чувство, которое испытывает человек, когда он действительно в чем-то провинился. Оно не является деструктивным и даже приносит практическую пользу, поскольку указывает на ошибку, помогает осознать ее и понять, как правильно себя вести в дальнейшей жизни. Чувство вины — неприятное, но оно мотивирует человека исправлять совершенные ошибки и работать над своей личностью.

Стыд — эмоциональное состояние, при котором человек ощущает себя несовершенным, неправильным, и плохим. Ему кажется, что количество личностных недостатков не позволит другим людям полюбить и принять его таким, какой он есть. Это действительно токсичное и разрушительное чувство, которое попросту не нужно никому. Избавиться от стыда за себя, разумеется, непросто, но это необходимо сделать, поскольку в противном случае о спокойной и счастливой жизни придется только мечтать.

Как избавиться от чувства стыда за прошлое

Психологи говорят: забудьте все, что было раньше, примите себя. Но, что значит примите себя мало кто поймет и мало кому поможет эта фраза. По себе знаю, что очень неприятно и плохо на душе и стыдно, когда вспоминаешь свой плохой поступок в прошлом, возможно в школьные или студенческие годы. Дело в том, что именно это чувство стыда, неприязни к поступку в прошлом означает, что вы уже другой человек, что вы выросли, что вам чуждо и неприятно такое поведение.

Получается, что к этому нужно отнестись как к этапу развития. Да это было, но я теперь абсолютно другой человек, это мой путь эволюции к себе теперешнему. Возможно, вы слышали о нейронной сети, о которой я часто говорю. Так вот, тот поступок уже в другой нейронной сети, сегодня у нее новые параметры. Тело то же, память у вас общая, но это был другой человек. Возможно, в той сети был алкоголь, глупость по молодости, невоспитанность или еще какой-то параметр, которого сейчас нет. Проанализируйте, какие параметры были тогда и какие сейчас.

Возможно, свидетели поступка будут напоминать вам об этом, кто то будет использовать против вас, кто-то попытается попустить, уколоть… Но вы должны понимать, что он говорит о другом человеке. К таким людям относитесь как к врагам, держитесь на расстоянии.

Стыд испытывают все

Стоит понимать, что, несмотря на пагубное влияние, стыд испытывают все вне зависимости от личных факторов. Исследования показали, что мужчины и женщины переживают чувство стыда абсолютно одинаково, но причины у них всегда разные.

Первой причиной для женского стыда является внешность. Многие представительницы прекрасного пола ощущают себя недостаточно молодыми, стройными, привлекательными. Это неудивительно, учитывая навязанные обществу каноны красоты. К тому же, в конфликтной ситуации женщину всегда оскорбят именно по критерию внешности, что только усугубляет ситуацию.

Не делают лучше и «добрые» советы, такие как: «Вам бы подкрасить реснички и губы, тогда будете красивая», «Скинуть бы пару-тройку килограмм», «Как насчет смены гардероба? Эта кофточка выглядит ужасно!».

Вторая причина — материнство, которое напрямую связано с женственностью. Многие женщины ощущают себя неполноценными, если они не замужем и не являются матерями. При этом они еще и вынуждены терпеть ежедневные неудобные вопросы от сторонних людей, которые тоже приносят только дискомфорт. Именно такое отношение общества к женщинам вынуждает их испытывать стыд за себя, свою жизнь и свой выбор.

Главной причиной мужского стыда является слабость. Физическая или нет — не так важно. Факт слабости подрывает мужественность, из-за чего мужчина ощущает себя недостаточно хватким, могучим и, как следствие, успешным. Справляться с этим ощущением им точно так же тяжело, как и женщинам.

Как побороть чувство стыда?

Желание человека избавиться от неприятных ощущений вполне естественно. Но придется потрудиться, потому что заработать чувство стыда очень просто, а вот побороть его — нет. Это требует длительной и глубокой личностной работы над собой.

Специалисты выделяют пять шагов:

1. Признайте собственный стыд, прочувствуйте его и поймите причину;
2. Соотнесите свои ощущения с реальностью и оцените ситуацию максимально объективно;
3. Определите собственные и чужие желания, которые вам навязали, последние необходимо вычеркнуть из списка приоритетов;
4. Обратитесь за помощью к близким людям, если чувствуете, что уверены в них, что они не будут осуждать, выскажите им все, что вызывает чувство стыда, и примите поддержку;
5. Проговаривайте свой стыд, поскольку он не терпит открытости.

Инструкция

Чтобы преодолеть стыд, необходимо, в первую очередь, разобраться, что его породило. Человек может стыдиться своих неблаговидных , и этот стыд – хорошее и в целом полезное чувство . Он сродни чувству вины, он помогает понять, что хорошо, а что плохо. Это голос , заставляющий нас через боль прочувство вать необходимость поступать хорошо.

Но есть и другой стыд, совершенно не полезный - стыд, что мешает человеку жить на протяжении долгих лет. Речь идет о , когда чувствует , из-за своей внешности, социального или материального положения, образования или других особенностей. Женщины часто стыдятся недостатков своей внешности: излишнего веса, неровного зубного ряда, неправильных черт лица. Мужчины больше переживают из-за отсутствия карьерного роста, нехватки денег, подержанного автомобиля. Даже легкомысленных детей посещает чувство стыда из-за того, что они в чём-то не такие, как их сверстники.

Если стыд вызван неблаговидным поступком, нужно, в первую очередь, попробовать устранить его плачевные , исправить содеянное. Обязательно нужно извиниться перед теми, кто пострадал в результате вашего проступка, и попросить прощения.

Потом важно сделать последний, самый сложный шаг – простить самого себя. Это действительно непросто, значительно проще простить других. Поймите одно: все мы совершаем ошибки, и мы имеем на это право. Человек учится через ошибки, каждый промах делает его немного мудрее, добрее и лучше. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Осознав это, проще избавиться от стыда .

Иначе следует работать со , порожденным чувство м собственной ущербности. Побороть такой стыд могут лишь очень мудрые люди, понимающие простую истину: каждый человек нужен таким, какой он есть. Каким скучным был бы мир, в котором все люди идеальны и похожи между собой. В том, что все , есть свои плюсы. Конечно, обидно оказаться в числе не самых красивых и успешных, но, значит, так оно нужно.

Другим способом преодолеть такой стыд является стремление исправить недостатки. Полные садятся на диету, люди с врожденными дефектами доверяются пластическим хирургам, малообразованные люди записываются в школы и на курсы, поступают в университеты и техникумы. Такие изменения требуют значительных усилий и силы воли, но окупаются сторицей. Человек не только преодолевает стыд, но и проникается самоуважением и гордостью за достигнутые результаты.

Полезный совет

Итак, у вас есть два варианта преодолеть стыд: принять себя таким, какой вы есть, или изменить все то, что порождает чувство неполноценности. Какой выбрать, решать вам!

Стыд - это чувство, которое при определенных обстоятельствах может испытывать практически каждый человек. Одни стесняются быть талантливыми, другие успешными, но страшнее всего, когда человек стыдиться своих поступков или успеха.

Религии утверждают, что стыд - это полезное чувство. Оно позволяет не нарушать социальные нормы, сохраняет душу человека. Но стыд слишком сильно давит на одних и почти не касается других. И все-таки это лишь эмоция, и ее можно контролировать.

Стыд за содеянное

Бывает, что человек сделал что-то, за что испытывает стыд. Это обычная ситуация, и хотя хочется спрятаться, не думайте, что только вы были в таких обстоятельствах. Если есть возможность что-то исправить, сделайте это. Хороший способ - извиниться перед присутствующими, если вы сделали что-то плохое. Если вы просто показались нелепым, то переведите все в шутку.

Не нужно переставать общаться с людьми, которые стали свидетелями произошедшему. Лучше объясните им, что вы чувствуете, что вам неприятно. Большинство ваших знакомых способны понять, что произошло. Важно лишь донести свое видение.

Очень хорошая практика - посмотреть на событие с другой стороны. Если вам все кажется ужасным, попробуйте увидеть, как это выглядит со стороны других. Всегда есть несколько точек зрения. Выберите ту, что менее болезненна, и остановитесь на ней.

Стыд за себя

Самое тяжелое чувство - это стыд за себя. Не за поступки, а за то, что что-то не так во внешности, социальном статусе или финансовом положении. Кому-то стыдно ходить в мятой одежде, другие не могут ездить в автобусе, третьи стесняются своего веса или внешности. Формирование многих комплексов связано со стыдом, но это ненужное, ограничивающее ощущение, от которого стоит избавиться.

Если вы себе не нравитесь, значит пора принимать себя. Полюбить себя стоит каждому, ведь идеальных людей нет. У каждого свои достоинства и свои недостатки. Нужно гордиться тем, что дала жизнь, и радоваться тому, что есть. Ведь из-за стыда делается много глупостей, а многое из того, что следовало бы сделать, так и не удается осуществить. Будьте собой. Необычность, индивидуальность - это не стыдно, этим нужно научиться гордиться.

Стыд - это иногда и хороший стимул. Пытаясь изменить параметры, за которые неудобно, человек меняется в лучшую сторону, стремится к совершенствованию. Но при этом важно не идти против своих желаний, не ломать свое внутреннее я, чтобы угодить другим, а лишь подчеркивать свои достоинства.

Бороться со стыдом трудно, если это чувство не дает вам спать спокойно, найдите хорошего психолога. Несколько сеансов общения со специалистом помогут почувствовать себя лучше.

На протяжении всей жизни чувство стыда посещает каждого человека множество раз. И если у одних людей это чувство является мимолетным и быстро забывается, то у других становится навязчивым и гнетущим. Постоянное присутствие чувства стыда мешает человеку полноценно развиваться, строить отношения с окружающими людьми и даже нормально жить. Какую же роль в психике человека играет чувство стыда?

Когда человек чувствует постоянный стыд за свои поступки, мысли или действия, происходит замещение личности. Стыд играет определяющую роль в психологическом восприятии действительности, тем самым человек становится неуверенным в себе. Такая личность зачастую не знает, чего хочет на самом деле и даже свои эмоции воспринимает неадекватно.

Неумение выражать свои чувства и эмоции, за которые «естественно» стыдно, приводит к социальной обособленности человека. Такой человек не в состоянии наладить отношения с окружающим миром, и в личной жизни, и на работе. Чувство стыда не может стать всепоглощающим в один момент, такая психологическая проблема ведет историю из детства.

Родители с помощью чувства стыда стремятся сделать ребенка послушным, не обдумывая последствия такого воспитания. Маленькому человеку становится стыдно за плохие оценки и поведение, и даже за свои болезни, ведь они расстраивают родителей. Со временем чувство стыда становится ребенку необходимым и вполне привычным. Родители заменяют необходимые детям любовь и понимание, на постоянное чувство стыда. Ребенок начинает воспринимать родительскую любовь только через призму стыдливости. Ведь взрослые перестают ругать за шалости, только после стыдливого раскаяния.

Переходя во взрослую жизнь, это чувство несет в себе разрушающую энергию на личность человека. Чувство стыда мешает человеку быть самим собой, любые жизненные проявления отвергаются и критикуются, заводя в тупик. Психике человека для полноценного функционирования требуются все чувства, и стыда, в том числе. Мимолетное чувство стыда защищает и поддерживает человеческую психику. Именно поэтому так сложно находиться на грани между одноразовым и постоянным стыдом.

Для того чтобы жить в гармонии с самим собой и окружающей действительностью, человеку необходимо знать и правильно воспринимать все особенности своей психике. Осознание основных аспектов жизни, за которые бывает стыдно, и правильная работа по их устранению поможет гармонично развиваться и чувствовать себя полноценным членом общества.

error: