Отчетность некоммерческих организаций заказать. Какую отчетность должны сдавать некоммерческие организации

Г.В. Кузьмин,
ведущий эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Некоммерческие организации составляют и представляют различную отчетность в органы статистики, Минюста России (по формам, утвержденным приказом Минюста России от 29.03.2010 N 72 "06 утверждении форм отчетности некоммерческих организаций"), государственные внебюджетные фонды, учредителям, жертвователям, грантодателям, а также другим заинтересованным пользователям. Особого внимания заслуживает бухгалтерская отчетность, представляемая в налоговые органы, поэтому рассмотрим ее состав более подробно. О других вопросах, связанных с учетом в некоммерческих организациях, читайте в книге Г.В. Кузьмина "Некоммерческие организации: учет и налогообложение".

Общие положения

Все организации в соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.

Отчетным годом для всех организаций является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года. Для организаций, созданных после 1 октября, первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года (ст. 14 Закона N 129-ФЗ).

Бухгалтерская отчетность представляется в налоговый орган (подп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ), орган статистики (постановление Государственного комитета РФ по статистике от 27.09.1995 N 157), а также другим лицам (например, жертвователям и грантодателям).

Согласно п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ годовая бухгалтерская отчетность состоит из:

Бухгалтерского баланса;

Отчета о прибылях и убытках;

Приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

Пояснительной записки.

Приказом от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" Минфин России утвердил новые формы бухгалтерской отчетности, которые следует представлять начиная с годовой отчетности за 2011 год:

Бухгалтерский баланс;

Отчет о прибылях и убытках;

Отчет об изменениях капитала;

Отчет о движении денежных средств;

Отчет о целевом использовании полученных средств.

В названиях новых форм нет привычных номеров: форма N 1 стала просто бухгалтерским балансом, форма N 2 - отчетом о прибылях и убытках и т.д. Нет среди новых отчетов бывшей формы N 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу", которая представляла собой краткую форму пояснительной записки и расшифровывала данные статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Структура разделов бухгалтерского баланса в новой форме не изменилась. Сохранилась при его заполнении и некоторая специфика для НКО. Некоммерческая организация именует раздел "Капитал и резервы" по-другому: "Целевое финансирование". Вместо групп статей "Уставный капитал",

"Добавочный капитал", "Резервный капитал" и "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" НКО включает показатели "Паевой фонд", "Целевой капитал", "Целевые средства", "Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества", "Резервный и иные целевые фонды" (в зависимости от формы НКО и источников формирования ее имущества).

Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), обязаны включать в состав бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании полученных средств. Всем остальным НКО составлять этот отчет лишь рекомендуется.

Кроме того, в силу п. 4 ст. 15 Закона N 129-ФЗ указанные выше общественные организации (объединения) обязаны представлять в налоговые органы только годовую бухгалтерскую отчетность (в течение 90 дней по окончании года), тогда как другие некоммерческие организации - еще и квартальную (в течение 30 дней по окончании квартала).

В письме Минфина России от 25.10.1996 N 92 "О ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами" сказано: во исполнение постановления Правительства РФ от 27.06.1996 N 758 "О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств" садоводческие товарищества "представляют бухгалтерскую отчетность в составе бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах только один раз в году". Правда, не указано, куда именно они ее представляют, и касается ли это садоводческих товариществ, имеющих доход от осуществления предпринимательской деятельности.

В письме УФНС России по г. Москве от 15.03.2005 N 20-12/16361 со ссылкой на письмо МНС России от 16.05.2003 N ВГ-6-02/563@ сказано: религиозные организации, не имеющие объектов обложения налогами, вообще никогда не представляют в налоговые органы по месту учета бухгалтерскую отчетность.

На наш взгляд, не стоит злоупотреблять указанными разъяснениями, поскольку оснований, установленных в законодательном порядке, для этого нет.

Кстати, некоторые некоммерческие организации действительно могут не вести бухгалтерский учет и не представлять бухгалтерскую отчетность.

Согласно требованиям ст. 51 Гражданского кодекса РФ некоммерческая организация приобретает права юридического лица со дня внесения соответствующей записи о его создании в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Однако НКО может существовать и до государственной регистрации, не преследуя при этом цели, запрещенные законом, и не вступая в отношения гражданско-правового характера. Не являясь субъектом гражданского права, такая организация не в состоянии иметь и осуществлять имущественные права от своего имени.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности (п. 2 ст. 1 Закона N 129-ФЗ).

Поскольку быть участниками гражданских отношений, т.е. приобретать права и обязанности (в т.ч. в отношении имущества), совершать хозяйственные операции (сделки) могут только физические и юридические лица (п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 2 ГК РФ), у некоммерческих организаций, не являющихся юридическими лицами, объекты бухгалтерского учета не возникают. Эти же нормы касаются налоговых отношений: быть налогоплательщиком (иметь соответствующие права и обязанности) может только организация, являющаяся юридическим лицом, или физическое лицо.

Иными словами, у некоммерческой организации, не являющейся юридическим лицом, обязанность по ведению бухгалтерского учета отсутствует, и представлять отчетность она не должна.

(бывшая форма N 6) характеризует движение средств, поступающих в распоряжение НКО. Именно ему и уделим отдельное внимание, поскольку заполнение прочих форм при составлении годовой бухгалтерской отчетности подробно изложено во множестве других изданий.

Как уже отмечалось, этот отчет обязателен для представления только общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательскую деятельность и не имеющими, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров (работ, услуг).

Всем иным некоммерческим организациям его лишь рекомендовано включать в состав годовой бухгалтерской отчетности. Это означает, что данную форму можно и не представлять, однако на практике практически все НКО подают в налоговую инспекцию данный отчет.

Приказом Минфина России N 66н кодировка строк отчетных форм не предусмотрена, поэтому организации могут самостоятельно присваивать каждой строке свой код. Между тем в годовых отчетах, представляемых в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, в формах после графы "Наименование показателя" организация в обязательном порядке вводит графу "Код". В ней указываются коды показателей, приведенные в приложении N 4 к приказу N 66н.

На наш взгляд, для единообразия целесообразно применять обязательную кодировку показателей годовой бухгалтерской отчетности для всех ее пользователей.

Итак, присвоив для удобства каждой строке отчета о целевом использовании полученных средств код из приказа N 66н, давайте разберемся, как правильно его заполнить.

Отчет о целевом использовании полученных средств

По строке 6100 "Остаток средств на начало отчетного года" некоммерческая организация показывает сумму, равную кредитовому сальдо по счету 86 "Целевое финансирование" на начало года.

Как правило, сумма кредитового сальдо по указанному счету возникает, когда целевые программы рассчитаны на несколько лет. Ведь необязательно, чтобы по состоянию на конец года целевые средства были полностью использованы - они расходуются в течение всего срока реализации программы.

Кроме того, это может быть сумма прибыли от предпринимательской деятельности и прочих доходов, оставшаяся в распоряжении НКО после налогообложения и не использованная в предыдущем году.

По строке 6200 "Поступило средств - всего" отражается показатель суммы строк 6210-6250, данные строки 6100 при этом в расчет не принимаются.

По строкам 6210 "Вступительные взносы" и 6215 "Членские взносы" отражаются поступившие (подлежащие к поступлению) взносы, которые формируются главным образом в общественных объединениях, союзах и ассоциациях, а также потребительских кооперативах, т.е. в организациях, являющихся членскими. Под вступительными взносами обычно понимаются однократные, а под членскими - регулярно осуществляемые взносы на покрытие административно-хозяйственных расходов; порядок и возможность их взимания должны быть предусмотрены уставом некоммерческой организации.

По строке 6220 "Целевые взносы", на наш взгляд, можно показать:

Суммы грантов;

Средства бюджетов, выделяемые осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ;

Суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

Средства, полученные на осуществление благотворительной деятельности;

Поступления от собственников созданным ими учреждениям;

Имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности;

Денежные средства, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества либо садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства на приобретение (создание) объектов общего пользования;

Денежные средства, полученные некоммерческими организациями на формирование целевого капитала.

Напомним: в силу Федерального закона от 30.12.2006 N 275-ФЗ не все НКО имеют право на формирование целевого капитала, а лишь созданные в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации.

По строке 6230 "Добровольные имущественные взносы и пожертвования" следует указывать взносы, поступающие (подлежащие к поступлению) от других юридических и физических лиц, на уставную деятельность некоммерческой организации.

Как правило, добровольные имущественные взносы формируются у автономных НКО и фондов, поскольку в силу ст. 7 и ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ именно эти формы некоммерческих организаций учреждаются гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

Под начисленными целевыми поступлениями понимается задолженность юридических и (или) физических лиц по уплате взносов или средств.

Например, согласно гл. 32 "Дарение" ГК РФ, если договор дарения заключен в письменной форме и содержит ясно выраженное намерение совершить в будущем, а не в момент его подписания, безвозмездную передачу вещи или права конкретному лицу, даритель обязан передать свой дар по истечении обусловленного срока и не имеет права отказаться от своего обещания за исключением случаев, указанных в ст. 577 ГК РФ.

Еще раз подчеркнем: не все некоммерческие организации могут принимать пожертвования. В силу ст. 582 ГК РФ на это имеют право только лечебные, воспитательные учреждения, учреждения социальной защиты (другие аналогичным учреждения), благотворительные, научные и образовательные учреждения, фонды, музеи (другие учреждения культуры), общественные и религиозные организации, иные НКО в соответствии с законом, а также государство и субъекты гражданского права, указанные в ст. 124 ГК РФ (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования).

По строке 6240 "Прибыль от предпринимательской деятельности организации" следует отражать чистую прибыль предыдущего отчетного года, сформированную в отчете о прибылях и убытках по итогам предпринимательской деятельности*1 за отчетный год, направленную некоммерческой организацией для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
_____
*1 Российским законодательством могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься отдельные НКО. Если некоммерческая организация совершила сделку, вступающую в противоречие с целями деятельности, определенными в ее учредительных документах, такая сделка может быть признана судом недействительной (ст. 173 ГК РФ).

По строке 6250 "Прочие" следует отразить величину иных поступлений, предназначенных для обеспечения уставной деятельности некоммерческой организации. Например, сумму дополнительных взносов на покрытие убытков, образовавшихся в деятельности садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива, кредитного потребительского кооператива граждан.

По строке 6300 "Использовано средств - всего" отражается показатель суммы строк 6310, 6320, 6330 и 6350, данные стр. 6311 -6313 и 6321-6326 в расчет не берутся.

По строке 6310 "Расходы на целевые мероприятия" показывается общая сумма средств израсходованных на целевые мероприятия, под которыми принято понимать проекты и программы, осуществляемые НКО в целях, ради которых она создана. Данные этой строки являются суммой показателей стр. 6311, 6312 и 6313, более подробно характеризующих сущность израсходованных на целевые мероприятия средств.

По строке 6311 "Социальная и благотворительная помощь" указываются суммы, фактически потраченные на оказание социальной и благотворительной помощи гражданам и юридическим лицам. К таким видам помощи обычно относится безвозмездная (либо на льготных условиях) передача имущества, в т.ч. денежных средств, безвозмездное выполнение работ, предоставление услуг и т.п. Причем в отношении граждан - как безадресная (обезличенная), так и адресная (конкретному лицу) помощь.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона РФ от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

По строке 6312 "Проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п.", как правило, отражаются расходы на:

Аренду конференц-зала;

Гонорары приглашенным лекторам;

Транспортное обслуживание участников мероприятия;

Питание и проживание в гостиничном номере участников мероприятия и т.п.

По строке 6313 "Иные мероприятия" показываются затраты на целевые мероприятия, не являющиеся расходами на проведение конференций, совещаний, семинаров, "круглых столов" (не относящиеся ни к социальной, ни к благотворительной помощи, но являющиеся целевыми мероприятиями, осуществляемыми в целях создания некоммерческой организации).

Таковыми могут быть программы и проекты, преследующие культурные, образовательные, научные и управленческие цели, а также проводимые в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и др.

По строке 6320 "Расходы на содержание аппарата управления" указывается общая сумма использованных средств на содержание аппарата управления некоммерческой организации, а также других ее расходов, связанных с осуществлением управленческих и координирующих функций, выполнением иных уставных задач, включая организацию работы по получению финансовых средств для достижения целей, предусмотренных уставом.

Данные, отражаемые по этой строке, являются суммой показателей стр. 6321 -6326, раскрывающих структуру расходов на содержание аппарата управления.

По строке 6321 "Расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления)" отражаются затраты на оплату труда аппарата управления (начисления в пользу работников согласно трудовым договорам, заключенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, а также авторским договорам) с учетом начислений во внебюджетные фонды.

К расходам на оплату труда, в частности, относятся:

Суммы, начисленные по тарифным ставкам и должностным окладам в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда;

Начисления стимулирующего характера, в т.ч. премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;

Начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в т.ч. надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни;

Суммы начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде;

Расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска;

Денежные компенсации за неиспользованный отпуск;

Выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (по районным коэффициентам, коэффициентам за работу в пустынных, безводных местностях и в высокогорных районах, процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями) и др.

По строке 6322 "Выплаты, не связанные с оплатой труда" указываются расходы организации на выплаты социального характера, а также выплаты, не связанные с оплатой труда. К ним, в частности, относятся:

Надбавки к пенсиям пенсионерам, работающим в организации;

Единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

Страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу своих работников;

Взносы на добровольное медицинское страхование работников;

Оплата путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии, путешествия;

Оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования;

Материальная помощь, предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и т.п.;

Стоимость выданных бесплатно форменной одежды, обмундирования, остающихся в личном постоянном пользовании, или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам;

Стоимость выданной спецодежды.

По строке 6323 "Расходы на служебные командировки и деловые поездки" показываются командировочные расходы организации, а также расходы на деловые поездки, причем как по территории России, так и за ее пределами. Под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). Под местом постоянной работы следует понимать место работы (включая структурное подразделение), в котором работник выполняет трудовую функцию, определенную трудовым договором, постоянно.

К затратам на служебные командировки, в частности, относятся:

Расходы на проезд;

Расходы на наем жилого помещения;

Дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

Расходы на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

Консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;

Иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Под деловыми поездками следует понимать служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер.

По строке 6324 "Содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества (кроме ремонта)" нужно отразить эксплуатационные расходы на содержание и обслуживание зданий, помещений, сооружений, оборудования, инвентаря и т.п., а также служебного автомобильного транспорта. Расходы НКО на ремонт основных средств отражаются отдельно - по строке 6325. К расходам на содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества, как правило, относятся:

Затраты на аренду помещения;

Оплата стоимости услуг по электроснабжению, обеспечению теплом, водоснабжению, канализации, оказываемых специализированными организациями и т.п.;

Затраты на обслуживание компьютеров, факсов, ксероксов и т.п.;

Затраты на аренду автомобильных, а также иных транспортных средств;

Оплата стоимости топлива и иных, расходуемых в процессе эксплуатации транспортного средства материалов;

Оплата сборов, связанных с эксплуатацией транспортного средства (платных стоянок, платных дорог и т.п.);

Плата за проведение государственного технического осмотра транспортных средств;

Страхование транспортного средства и (или) ответственности за ущерб, который может быть причинен транспортным средством или в связи с его эксплуатацией;

Профилактический осмотр транспортного средства, проводимый специализированной ремонтной организацией, и др.

По строке 6325 "Ремонт основных средств и иного имущества" отражаются затраты организации на текущий, средний и капитальный ремонт объектов основных средств и иного имущества, осуществленный как подрядным, так и хозяйственным способами. К текущему и среднему ремонту относятся работы по систематическому и своевременному предохранению имущества от преждевременного износа и его поддержанию в рабочем состоянии. Проведение капитального ремонта предполагает комплексное исправление повреждений объекта, при этом не происходит изменение технологического или служебного назначения объекта, ему не придаются новые качества.

Осуществление капитального ремонта зданий и сооружений предполагает смену изношенных конструкций и деталей или замену их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемого объекта (за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим). При капитальном ремонте оборудования и транспортных средств производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена и восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата.

По строке 6326 "Прочие" показываются иные расходы организации, в частности на оплату:

Услуг связи;

Доступа в интернет;

Консультационных и информационных услуг и др.

По строке 6330 "Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества" следует указать расходы на покупку основных средств и материально-производственных запасов.

Их стоимость согласно нормам ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) и ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н) отражается в сумме фактических затрат организации на покупку этого имущества.

По строке 6350 "Прочие" указываются затраты организации, которые не являются расходами на содержание аппарата управления и на целевые мероприятия.

В частности, к ним относятся:

Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

Затраты, связанные с ревизией или аудиторской проверкой финансово-хозяйственной деятельности организации;

Расходы, связанные с публикацией бухгалтерской отчетности некоммерческой организации;

Суммы земельного налога и налога на имущество организаций.

Таблица

Отчет о целевом использовании полученных средств за 2011 год (тыс. руб.)

Наименование показателя

Код строки

За отчетный год

За предыдущий год

Остаток средств на начало отчетного года

Поступило средств

Вступительные взносы

Членские взносы

Целевые взносы

Добровольные имущественные взносы и пожертвования

Прибыль от предпринимательской деятельности организации

Прочие

Всего поступило средств*1

Использовано средств

Расходы на целевые мероприятия

В т.ч.: социальная и благотворительная помощь

проведение конференций, совещаний, семинаров и т. п.

Иные мероприятия

Расходы на содержание аппарата управления

В т.ч.: расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления)

выплаты, не связанные с оплатой труда

расходы на служебные командировки и деловые поездки

ремонт основных средств и иного имущества

прочие

Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества

Прочие

Всего использовано средств

Остаток средств на конец отчетного года

_____
*1 Именно такая, мягко говоря странная, кодировка указана в приложении N 4 к приказу Минфина России N 66н. Не совпадают и некоторые наименования показателей. Надеемся, данная техническая ошибка в скором времени будет устранена.

По строке 6400 "Остаток средств на конец отчетного года" организация показывает сумму остатка средств (с учетом остатка на начало отчетного периода), равную кредитовому сальдо по счету 86 "Целевое финансирование" на конец отчетного периода (стр. 6100 + стр. 6200 - стр. 6300).

Когда сумма расходов некоммерческой организации равна сумме поступивших целевых средств с учетом остатка на начало года, по стр. 6400 ставится прочерк (сумма стр. 6100 и 6200 равна показателю стр. 6300). Если произведенные в отчетном периоде расходы превышают поступившие целевые средства (с учетом остатка на начало отчетного периода), разница отражается по строке 6400 в круглых скобках.

Пример

Фонд "Муза" учрежден гражданами в 2010 году. Сумма добровольных имущественных взносов за 2011 год составила 4 500 000 руб. Чистая прибыль от предпринимательской деятельности - 300 000 руб.

За отчетный год целевые средства использованы не полностью, а в размере 4 101 000 руб., в т.ч. на:

- проведение конференций и семинаров - 2 300 000 руб.;

- оплату труда - 300 000 руб.;

- командировки - 51 000 руб.;

- аренду помещения - 1 200 000 руб.;

- оплату услуг связи - 40 000 руб.;

- приобретение основных средств и материально-производственных запасов - 200 000 руб.;

- оплату услуг банка за расчетно-кассовое обслуживание - 10 000 руб.

Данные за 2010 год:

- сумма добровольных имущественных взносов - 2 000 000 руб.;

- расходы на проведение конференций и семинаров - 900 000 руб.;

- расходы на оплату труда - 300 000 руб.;

- затраты на командировки - 31 000 руб.;

- оплата аренды помещения - 600 000 руб.;

- оплата услуг связи - 30 000 руб.;

- расходы на приобретение основных средств и МПЗ - 100 000 руб.;

- оплата услуг банка за расчетно-кассовое обслуживание - 2000 руб.

Отчет о целевом использовании полученных средств за 2011 год фонда "Муза" будет выглядеть следующим образом (см. таблицу на с. 55).

Любое предприятие, работающее на территории России, должно сдавать отчетность в различные государственные органы.

Не являются исключением. Однако для таких субъектов предусмотрен иной состав документации и особые сроки сдачи.

Что такое НКО?

Некоммерческой называется организация, целью деятельности которой не является получение прибыли, а доходы от деятельности не распределяются между учредителями.

Такой субъект хозяйствования имеет все признаки юридического лица:

  • имеет самостоятельный баланс;
  • может открывать счета в банках;
  • имеет право на штампы со своим названием;
  • действует на основании устава;
  • создаётся на неограниченный срок деятельности.

Эти предприятия создаются для социальных, культурных, образовательных, политических и прочих аналогичных видов деятельности, целью которых выступает достижение общественных благ. Наиболее известные подобные организации являются благотворительными.

Субъекты такого рода могут осуществлять коммерческую деятельность, но только если она предназначена для достижения целей компании и распределения полученного дохода между учредителями не предполагается. Их деятельность регулируется законом № 7-ФЗ.

Бухгалтерская отчетность

Некоммерческие организации обязаны вести соответствующий учёт, составлять отчёты и представлять их ежегодно. Срок, до наступления которого необходимо сдать готовые формы, наступает 31 марта года, следующего за отчетным.

Согласно законодательству, в состав бух. отчётности НКО включаются два типа документов, каждый из которых должен быть оформлен по установленной форме с учётом особенностей деятельности субъекта:

  • Бухгалтерский баланс . Отличие данного отчёта от , состоит в замене раздела «Капиталы и резервы» на «Целевое финансирование». При этом организация указывает информацию о суммах источников формирования её активов. Конкретное содержание раздела зависит от правовой формы компании.
    НКО самостоятельно определяет, насколько подробным будет отражение информации в балансе. Например, если у предприятия достаточно большое количество запасов, то в отчётности может быть показан детализированный состав МПЗ. Если же их ассортимент ограничен, то всю сумму разрешено показать одной строкой.
  • Отчёт о целевом использовании средств . В содержится следующая информация:
    • размер использованных в деятельности средств, в том числе расходы на оплату труда, благотворительность, целевые мероприятия, затраты на обеспечение функционирования предприятия;
    • остаток средств на начало года;
    • общая сумма поступивших денег, в том числе целевые, членские, вступительные и добровольные взносы, также указывается прибыль от предпринимательской деятельности;
    • остаток на конец года.

Также можно составить пояснительную записку. Этот документ содержит выраженную в произвольной форме расшифровку отдельных показателей.

Сдавать отчётность допускается в бумажном или электронном виде.

Подробную информацию о бухучете данных предприятий вы можете почерпнуть из следующего видео:

Налоговая отчетность

Некоммерческие организации отчитываются также в государственные органы ИФНС. Перечень документов зависит от выбранной системы налогообложения.

Общий режим

Если предприятие не использует специальную систему налогообложения, то оно должно представить в налоговую следующие документы:

  • . Её рекомендуется сдавать в электронном виде не позднее 25 числа месяца, который следует за датой окончания периода.
  • . Если существующая организация имеет в составе активов налогооблагаемое имущество, она должна предоставлять расчёт и перечислять платежи ежеквартально. От заполнения формы и уплаты налога освобождаются только предприятия, не владеющие основными фондами. Декларация по авансовым платежам представляется в соответствующие органы в течение 30 дней после окончания отчётного периода. Документ, содержащий сведения о итоговом расчёте, сдаётся не позднее 30 марта.
  • . НКО признаётся плательщиком , если ведёт предпринимательскую деятельность. Форма подаётся за каждый отчётный период не позднее чем через 28 дней после его окончания. Отчёт за налоговый период должен сдаваться до 28 марта года, следующего за истекшим. Если организация не вела предпринимательскую деятельность, она должна предоставить в территориальную инспекцию специальную упрощённую декларацию. Срок её сдачи также наступает 28 марта.
  • . Если в составе имущества компании имеется земельный участок, она должна предоставить данный отчет до 1 февраля года, следующего за отчетным.
  • . Она необходима, если организация имеет транспортное средство. Срок сдачи документа - также 1 февраля.

Кроме перечисленных, НКО должны предоставить в инспекцию некоторые другие бумаги:

  • . Предоставляется в случае, если в компании оформлено 100 и более сотрудников. Сдаётся до 20 января.
  • . Согласно законодательству, любое предприятие обязано отчитаться о сумме подоходного налога, удержанного с работников, если их численность превышает 25 человек. Для этого необходимо представить в налоговые органы справку по установленной форме в срок до 1 апреля.

Специальные системы

Данные организации имеют право использовать специальные налоговые режимы. В этом случае они обязаны предоставить в государственные органы соответствующие отчеты:

  • . Её нужно оформлять, если предприятие применяет . Документ сдаётся ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом.
  • . Заполняется, если компания находится на УСН (). В этом случае форма оформляется и сдаётся до 31 марта года, следующего за прошедшим периодом.

Ответственность за сведения, указанные в документах, данные субъекты несут такую же, как и другие предприятия.

Прочая документация

НКО также представляют расчёты в другие государственные учреждения.

Внебюджетные фонды

  • . Представляется в фонд социального страхования, если численность сотрудников превышает 25 человек. Даты представления документа в электронном и бумажном виде различаются:
    • на бумаге следует отчитываться до 20 января;
    • электронный расчёт разрешается представлять до 25 января.
  • . Представляется в территориальные органы ПФР, если среднесписочная численность превышает 25 человек. Сроки сдачи следующие:
    • 15 февраля, если отчёт формируется на бумаге;
    • 22 февраля, если сдаётся электронный расчёт.

Федеральная служба государственной статистики

Кроме отчётов, которые сдаются организацией, попавшей в выборку, в территориальный орган Росстата необходимо предоставить два обязательных документа:

  • Форма №1-НКО . Информацию о деятельности предприятия нужно сдать до 1 апреля года, следующего за отчётным.
  • Форма № 11 (краткая). Документ содержит информацию о движении основных фондов. Его также нужно представить в территориальные органы до 1 апреля.

Министерство юстиции

Некоммерческие предприятия обязаны предоставлять отчёты о своей деятельности в Минюст:

  • Форма №0Н0001 . В ней должны быть отражены сведения о руководителях, а также о характере деятельности организации.
  • Форма №0Н0002 . Заполненный бланк содержит информацию о расходовании целевых денежных средств, а также об использовании имущества.
  • Форма №0Н0003 . Заполняется на официальном сайте министерства.

В некоторых случаях компании могут не предоставлять указанные отчеты. Такая возможность появляется, если:

  • в НКО не было поступлений активов от иностранных лиц, международных предприятий и т. п.;
  • учредителями или участниками не являются иностранные граждане;
  • общая сумма поступлений за год не превышает 3 миллиона рублей.

В таком случае вместо форм №0Н0001 и 0Н0002 сдаётся заявление о соответствии требованиям законодательства. Оно составляется в произвольной форме.

Все перечисленные отчёты нужно предоставить в территориальное управление министерства до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Особенности социально ориентированных НКО

Согласно действующему законодательству, социально ориентированными (СО) признаются некоммерческие организации, работа которых направлена на решение общественных проблем:

  • социальная защита;
  • помощь в преодолении стихийных бедствий, катастроф;
  • защита животных;
  • охрана зданий и сооружений, которые имеют культурное, историческое значение;
  • оказание юридической помощи безвозмездно или на льготной основе;
  • охрана окружающей среды;
  • благотворительность;
  • профилактика опасных форм поведения людей;
  • деятельность в области здравоохранения, образования, культуры, науки и т. п.

Чаще всего они создаются в форме религиозных организаций, ассоциаций, общественных объединений, автономных НКО. Политические партии, государственные корпорации не могут быть таковыми.

Отчётность таких компаний имеет ряд отличительных черт. Вместо стандартных бланков, которые сдают все предприятия, они заполняют специальные формы:

  • Бухгалтерский баланс СО НКО.
  • Отчёт о целевом использовании их средств.

Последние изменения 2019 года

Законодательством были введены некоторые новые правила составления отчётности некоммерческих предприятий. Отличие новых правил от старых в следующем:

  • раздел 3 баланса получил название «Целевое финансирование» вместо «Капиталы и резервы», в нём содержится информация о целевых средствах и фондах;
  • существенная информация о показателях отчётности может быть раскрыта в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу;
  • малые НКО имеют право составлять упрощённые формы, в том числе отчёт о целевом использовании средств.

Согласно изменениям, социально ориентированные объединения больше не рассматриваются как отдельная категория. Формы их отчётности больше не имеют существенных отличий.

– форма правовой собственности, после регистрации которой необходимо сдавать декларации не только в налоговые органы, но и в другие контролирующие инстанции. О том, какую отчетность НКО обязаны представлять и в какие сроки, читайте в нашей статье.

Отчеты по налогам

В зависимости от выбранной системы налогообложения, некоммерческая организация обязана представлять требуемую отчетность в ИФНС по месту регистрации. Наиболее сложной является общая система. В этом случае налогоплательщик обязан подать в органы ИФНС декларацию по налогу на прибыль за каждый квартал (ст. 285 НК РФ).

Если предприятие не вело коммерческую деятельность и у него не возникло объекта для исчисления налога, то отчет представляется по истечении года до 15.04 следующего года в упрощенной форме. Причем целевое финансирование не учитывается в качестве дохода при определении налоговой базы.

Отчетность по НДС – одна из форм, которую представляет налогоплательщик, применяющий для ведения своей деятельности ОСНО (ст. 143 НК РФ). Декларация также сдается за каждый квартал. Заполнять всю форму не нужно, достаточно определить те сферы деятельности, по которым предприятие осуществляло свою работу. А вот уплачивать налог можно ежемесячно до 20 числа следующего месяца, разделив исчисленную сумму за квартал на 3 части.

Если за предприятием числится транспортное средство, то в его обязанность вменяется сдача декларации по транспортному налогу (ст. 357 НК РФ). Отчетный период для представления формы считается год – следовательно, декларация подается до 20 февраля следующего года.

Ст. 398 НК РФ обязует предприятия ежегодно представлять в ИФНС отчетность по земельному налогу не позднее 01.02 следующего года.

Если организация выступает в качестве налогового агента по подоходному налогу, то необходимо представить в органы ИФНС форму 2-НДФЛ на каждого сотрудника до 01.04 следующего года. Налоговая отчетность с 2016 года для этой категории предприятий пополнилась еще одной формой – 6-НДФЛ , которую предприятия представляют в налоговую ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным. Годовая форма сдается до 01.04 следующего года.

Если предприятие зарегистрировано в качестве работодателя, не забывайте про отчетность в фонды ФСС и ПФР, которая сдается ежеквартально. В ФСС – до 20 числа следующего за отчетным месяца на бумажном носителе и до 25 числа – если представляете форму в электронном виде. В ПФР отчетность сдается по форме РСВ до 20 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом. Кроме того, организации обязаны ежемесячно до 10 числа сдавать форму СЗВМ в органы ПФР.

Особенности формирования налоговой отчетности организации, находящейся на , заключается в том, что фирма не платит, а, следовательно, не подает декларации по налогу на прибыль, имущество, НДС. Однако обязанность отчитываться в органы ФСС и ПФР остается.

Но в этом случае предприятие ежегодно отчитывается в ИФНС, представляя до 31.03 следующего года.

Специфические формы отчетности

Некоммерческая организация, помимо налоговой отчетности, обязана представлять в органы ИФНС не только налоговую, но и бухгалтерскую отчетность до 31 марта следующего года. Бухгалтерская отчетность включает в себя следующие формы:

  • Баланс организации.
  • Отчет о финансовых результатах со всеми имеющимися приложениями.
  • Отчет о целевом финансировании.
  • Отчет о движении денежных средств.
  • Пояснительная записка с приложением.

Помимо этой отчетности некоммерческие организации обязаны предоставлять сведения, содержащие следующую информацию:

  • Деятельность предприятия.
  • Недостатки, выявленные во время проверок.
  • Благотворительные программы и их результаты.

Форма отчетности в органы статистики общественными организациями представляется ежеквартально в виде баланса и отчета о финансовых результатах и сведений о движении наличности. Важен и тот факт, что годовая финансовая отчетность некоммерческих предприятий подлежит обязательной публикации в средствах массовой информации.

Помимо вышеперечисленных контролирующих инстанций, НКО представляют перечисленные формы бухгалтерской отчетности . Сроки сдачи регулируются налоговыми органами, причем не реже одного раза в год.

Несмотря на то, что НКО не всегда ведет , отчетность ей необходимо сдавать в полном объеме, в противном случае на организацию могут быть наложены штрафные санкции.

Согласно ст.32 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в дальнейшем - Закон № 7-ФЗ, некоммерческие организации (далее - НКО) предоставляют сведения о деятельности в налоговые и статистические органы, учредителям и прочим лицам в соответствии с учредительными документами и законодательством. Так, НКО предоставляет уполномоченному органу документы, содержащие сведения о деятельности, руководящем составе организации, о расходовании средств и пользовании имуществом. Предоставляются документы не позднее 15 апреля года.

Помимо указанных сведений, НКО предоставляют и бухгалтерскую отчетность. На данном виде отчетов остановимся подробнее.

Информация для налоговой инспекции

Согласно ст. 119 НК РФ, НКО несет ответственность за совершенные налоговые правонарушения равно, как и коммерческая организация (в частности, за непредставление налоговой декларации).


Даже если НКО занимается ведением лишь уставной деятельности, это не освобождает ее от своевременной подачи налоговой отчетности, если организация признана плательщиком определенного налога. Кроме этого, налоговые органы контролируют полноту и правильность использования целевых поступлений. Далее рассмотрим, какую налоговую отчетность должна предоставлять НКО, имеющая движения по счетам в налоговый период.

Режим ОСН

Налог на прибыль. Согласно ст.246 НК РФ, некоммерческие организации обязаны уплачивать налог на прибыль. Однако на основании ст.251 НК РФ, налогообложению не подлежит имущество компаний, полученное в рамках целевых поступлений и целевого финансирования. Таким образом, осуществляющая коммерческую деятельность НКО представляет декларацию на общих основаниях по итогам каждого отчетного периода (3 месяца, 6 месяце, 9 месяцев), а также налогового периода (год).

НКО, не уплачивающая налог на прибыль, может отчитаться по упрощенной форме (листы 01, 02 и 07).

НДС. Являясь плательщиком НДС, по истечение налогового периода НКО предоставляет декларацию НДС. В обязательном порядке заполняются титульный лист и первый раздел, остальные разделы и приложения зависят от операций, совершаемых организацией.

ЕСН, ФСС и ПФР

НКО уплачивают ЕСН (ст.235 НК РФ, пп.1 п.1). По итогам отчетного периода организации сдают расчеты по авансовым платежам, декларацию по ЕСН - по итогам налогового периода. Согласно Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, некоммерческие организации учитывают суммы страховых взносов по каждому физлицу, а также отчитываются перед налоговой.

НДФЛ

НКО, являясь источником получения средств для физлица, является налоговым агентом. Соответственно, она обязана удержать и исчислить в бюджет сумму налога у налогоплательщика. Соответствующие сведения предоставляются в налоговый орган по месту учета налоговыми агентами.

Имущественный налог

Налог на имущество уплачивается НКО в те же сроки и в том же порядке, что и у коммерческих организаций. Специфических правил для НКО не предусмотрено, не имеет значения, занимается ли НКО коммерческой деятельностью или нет.

По истечение каждого налогового периода НКО предоставляет декларации. Для каждого обособленного подразделения формируется отдельный баланс.

Налог на транспортные средства

Плательщиками данного налога являются НКО, имеющие в собственности зарегистрированные транспортные средства (перечисленные в ст.358 НК РФ).

Так как транспортный налог является региональным, исполнительные власти субъектов самостоятельно устанавливают порядок и сроки оплаты, отчетные периоды.

При наличии транспортных средств НКО представляют в налоговый орган декларации по месту регистрации данных ТС. Не имеет значения, в какой деятельности используются транспортные средства.

Налог на земельные наделы

НКО, имеющие в собственности земельные наделы (или обладающие правом бессрочного пользования), обязаны уплачивать налог на землю в соответствии со статьей 388 НК. Декларацию необходимо подавать по итогам налогового периода по месту нахождения земельного надела.

Порядок уплаты авансовых платежей и налога установлен правовыми актами муниципальных образований. Расчеты по авансовым платежам НКО подают не позднее последнего числа того месяца, который следует за отчетным периодом.

НКО на УСН

Организация, перешедшая на режим УСН, освобождается от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и ЕСН, но при этом остается плательщиком страховых взносов в ПФР. Также отменяется НДС, исключение составляют организации, уплачивающие налог при ввозе товаров на территории страны. Налоги, относящиеся к «упрощенцу», НКО обязана уплачивать в полном объеме. От обязанностей налогового агента НКО при этом не освобождается.


НКО на УСН освобождены от обязанности ведения бухучета в соответствии с ФЗ №129, исключение составляют НМА и основные средства. Расходы и доходы признаются НКО в порядке, указанном главой 26.2 НК РФ. Это значит, что обязанность по составлению и представлению бухгалтерской отчетности в налоговый орган у НКО отсутствует. В то же время, НКО сдают по итогам года Отчет о целевом использовании средств по форме №6 с тем, чтобы выполнить требования по назначению целевых средств.

В органы статистики НКО предоставляют квартальную и годовую отчетность. Общественные объединения, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, имеющие лишь обороты по реализации товаров и услуг, предоставляют отчетность в органы статистики по итогам года.

Об отчетности во внебюджетные фонды также не следует забывать. Ежеквартально НКО предоставляют отчеты (сведения о застрахованных лицах) в Фонд социального страхования. Ежегодно НКО (наравне с коммерческими) подают сведения в пенсионный фонд.

Основной вид деятельность НКО должен быть подтвержден (подтверждается тот год, в котором было занято больше всего сотрудников по итогам предыдущего).

Вступивший в силу 1 января 2010 года Закон № 7-ФЗ обязывает НКО ежегодно размещать в сети Интернет сведения (отчет) о своей деятельности в том объеме, который предоставляется в Минюст.

Благотворительные организации, являющиеся НКО, обязаны ежегодно предоставлять сведения в тот орган, который принял решение о регистрации данной организации. Сведения должны содержать:

  • информацию о финансово-хозяйственной деятельности
  • сведения о составе высшего органа управления
  • данные о содержании благотворительных программ (перечень)
  • сведения о результатах деятельности благотворительной НКО
  • информацию о выявленных нарушениях в результате проверок, а также о методах их устранения

Относятся субъекты, деятельность которых не связана с получением прибыли. В НКО доходы, полученные в результате выполняемых действий, не могут быть распределены между учредителями, что является основным отличием от коммерческих предприятий. Некоммерческие организации имеют много общего с юридическими лицами. Они имеют собственный баланс и устав, на сновании которого совершают свою деятельность, могут открывать банковские счета. Также НКО разрешается иметь штампы, на которых указано их название. Деятельность субъектов некоммерческой деятельности не ограничивается определенным сроком.

Некоммерческим организациям необходимо обеспечить своевременную сдачу отчетности и правильное заполнение представляемых документов. Следует знать, что довольно часто ошибки в отчетах, сдаваемых в различные государственные органы, становятся причиной претензий к НКО, которую могут обвинить в нарушении законодательства, приостановив деятельность.

Некоммерческим организациям наряду с другими предприятиями и структурами, необходимо подготовить документацию для сдачи в контролирующие органы отчетности - налоговой, бухгалтерской и статистической. Также НКО отчитываются по страховым взносам и сдают специальные отчеты в Минюст РФ. Чтобы своевременно представить все необходимые документы и избежать проблем с законодательством, субъекты некоммерческой деятельности должны знать, какие отчеты сдают НКО, сроки их сдачи и другие аспекты отчетности, требующие особенного внимания.


Бухгалтерская отчетность НКО

Все субъекты некоммерческой деятельности обязаны вести и раз в год представлять бухгалтерскую отчетность согласно общим правилам. Отчитываясь перед соответствующим органом, они должны подготовить для сдачи следующую документацию

Бухгалтерский баланс НКО;

Отчеты, подтверждающие целевое расходование средств.

Каждый документ заполняется и оформляется по установленной форме, при их составлении учитываются особенности и специфика деятельности организации.

Некоторые НКО дополнительно сдают отчет о финансовых результатах. Он представляется в следующих случаях

Работа некоммерческой организации принесла ей значимый доход;

Отчет необходим для оценки финансового состояния НКО.

Если не требуется предоставление отчета о финансовых результатах, то доход от функционирования НКО отражается в документе о целевом использовании в специальной строке «прибыль от приносящей доход деятельности».

Бухгалтерская отчетность НКО сдается на протяжении 90 дней после того, как закончится отчетный период.

Бухгалтерский баланс НКО несколько отличается от баланса, составляемого коммерческими предприятиями. Так раздел «Капиталы и резервы» заменен на «Целевое финансирование». В нем указываются суммы источников образования активов, а также отражаются остатки целевых поступлений. Также в бухгалтерском балансе НКО заменены некоторые другие строки, что обусловлено характером деятельности некоммерческих предприятий.

В отчете о целевом расходовании средств указываются затраты на благотворительные цели, на проведение различных мероприятий, на оплату труда и другие расходы, необходимые для функционирования организации. Сумма финансовых поступлений - общая и по конкретным статьям - различные взносы, доход от деятельности, остаток денег на начало и на конец отчетного периода.

Отчеты НКО в Минюст

Субъекты некоммерческой деятельности предоставляют отчетность НКО в Минюст, указав в формах, утвержденных министерством юстиции Российской Федерации, всю необходимую информацию. Сдаваемые отчеты подтверждают, что среди сотрудников НКО нет иностранных лиц, а также организация не имеет зарубежных источников финансирования.

Отчетность НКО в Минюст, сроки ее сдачи следующие

Форма №1 - в документе указывается информация о руководителях некоммерческой организации, а также о характере и специфике ее деятельности;

Форма № 2 - в ней предоставляются данные об использованных целевых средствах и имуществе;

Форма №3 - в отчете отражаются все денежные средства и имущества, полученные НКО от международных и зарубежных компаний и предприятий, от иностранцев и лиц без гражданства. Заполнить ее можно, посетив официальный портал министерства юстиции.

Все эти отчеты НКО в Минюст сроки предоставления имеют следующие - до 15 апреля года, последующего за отчетным периодом.

Некоторые субъекты некоммерческой деятельности не сдают отчетность в Минюст в таких случаях

Организация не получала средств от зарубежных компаний или иностранных лиц;

Учредителями или сотрудники НКО не являются иностранцами;

Организация за отчетный период получила поступлений общей суммой не более 3 млн. руб.

При этом вместо первых двух форм заполняется заявление, имеющее произвольную форму, и соответствующее требованиям законодательства РФ.


Налоговая отчетность НКО

Некоммерческие организации также должны сдать отчетность в федеральную налоговую службу. Форма отчетности НКО в налоговую службу у разных субъектов может отличаться в зависимости от выбранной системы налогообложения.

Основной режим налогообложения

Некоммерческие предприятия, использующие основную систему налогообложения, представляют в налоговую инспекцию следующий перечень документов

Декларация по НДС - сдается, как правило, в электронной форме до 25-го числа месяца, идущего за отчетным периодом. Сдавать такой отчет необходимо каждый квартал. В случае отсутствия объекта, облагаемого НДС, некоммерческие предприятия сдают отчетность, состоящую из титульной страницы и первого раздела;

Отчетность по налогам на имущество - в процессе своей деятельности выплачивают НКО налоги на имущество, имеющееся у них на балансе. Ежеквартально субъектами некоммерческой деятельности перечисляются платежи и предоставляются их расчеты в соответствующей форме. От ее заполнения освобождаются НКО, не владеющие основными фондами. Сроки отчета НКО по налогам на имущество - декларация предоставляется на протяжении 30 календарных дней после окончания отчетного периода;

Налог на прибыль - субъект некоммерческой деятельности, занимающийся предпринимательством, является плательщиком налога на прибыль. За каждый отчетный период предоставляется отчетность, которая должна сдаваться на протяжении 28 дней после его окончания. Полный отчет за налоговый период сдается до 28 марта года, следующего за отчетным. Если НКО не осуществляет предпринимательскую деятельность, то она предоставляет в налоговую службу упрощенную отчетность. Сроки сдачи НКО такого отчета также до 28 марта;

Земельный налог - если в распоряжении некоммерческой организации есть земельный участок, то она заполняет соответствующую декларацию до 1 февраля года, идущего за отчетным периодом;

Отчет по транспортному налогу - форма заполняется, если на балансе НКО есть транспортное средство, она сдается также до 1 февраля.

Также субъектами некоммерческой деятельности сдаются некоторые другие документы. Данные о среднесписочной численности работников предоставляются в налоговую инспекцию до 20 января организациями, имеющими в штате 100 и более человек. А если количество сотрудников более 25 человек, то до 1 апреля представляются справки 2-НДФЛ, составленные по определенной форме.

Отчетность на УСН

Некоммерческие организации, работающие на упрощенном режиме налогообложения, подают в налоговую инспекцию такую отчетность

Декларация по единому налогу на вмененный доход - если НКО применяет ЕНВД, то каждый квартал до 20 числа месяца, последующего за отчетным периодом, она должна сдать данную декларацию;

Декларация по УСН - обязательно заполняется и сдается некоммерческим предприятием, находящимся на упрощенном режиме налогообложения. Сроки отчетности НКО - документация сдается до 31 марта года, наступившего после отчетного периода.

НКО на упрощенной системе не платят НДС, налоги на прибыль и имущество, а также некоторые другие платежи. Но при этом бывают исключения для предприятий, арендующих имущество и в некоторых других случаях, что необходимо уточнять в органах налоговой службы.

Сдавая отчетность НКО 2017, субъекты некоммерческой деятельности наравне с другими предприятиями несут полную ответственность перед федеральной налоговой инспекцией за предоставленные в документах сведения.


Отчетность за сотрудников НКО

Также предоставляется в контролирующие органы всеми НКО отчетность за год по взносам, уплаченным организацией за своих сотрудников.

Отчетность по страховым взносам

Все некоммерческие организации обязаны своевременно сдать отчетность в Фонд соцстрахования и в Пенсионный фонд РФ. Отчеты НКО 2017 по внебюджетным фондам сдаются согласно правилам, общим для предприятий всех видов деятельности.

Некоммерческими организациями заполняются следующие документы

Отчеты в ФСС - форма 4-ФСС сдается в фонд соцстрахования НКО с количеством работников более 25 человек. Она может быть представлена в электронном формате или на бумаге, при этом сроки дачи отчетности в ФСС отличаются.

Если в некоммерческой организации за отчетный период не числятся постоянные сотрудники, то она должна сдать в фонд соцстраха нулевую отчетность НКО 2018. Сроки ее представления - до 20 числа месяца, последующего за отчетным периодом.

Отчеты в ПФР - отчетность в Пенсионный фонд РФ сдается по форме РСВ-1 некоммерческими организациями, в которых средняя численность сотрудников за отчетный период более 25 человек. Отчеты НКО 2018 в ПФР формируются на бумажных носителях или в электронной форме и отличаются только сроками сдачи

Согласно нововведениям, с 2016 года субъекты некоммерческой деятельности должны каждый месяц, отчитываясь за сотрудников, заполнять и сдавать в ПФР форму СЗВ-М. Это отчетность, в которой представляются сведения о застрахованных лицах.

Согласно письменному разрешению Пенсионного фонда России, нулевая ежеквартальная отчетность может не предоставляться. Это касается НКО, в которых за отчетный период не числятся постоянные работники.

Кроме этого, некоммерческие организации, применяющие пониженные тарифы, должны заполнить дополнительные подразделы в формах РСВ-1 и 4-ФСС.

Отчетность в Росстат

Субъекты некоммерческой деятельности наряду с другими юридическими лицами должны своевременно предоставлять в Росстат статистические отчеты, с указанием необходимой информации. Сроки и правила сдачи требуемых документов определены законодательством Российской Федерации, а в случае непредставления отчетов предусматривается административная ответственность. Все НКО обязаны представить в Росстат бухгалтерский баланс.

В государственные статистические органы субъекты некоммерческой деятельности должны сдать в обязательном порядке следующие документы

Форма №1-НКО - в отчете указывается информация о деятельности некоммерческого предприятия, представить его необходимо до 1 апреля года, последующего за отчетным периодом;

Форма №11 (краткая) - в документе указывается информация об имеющихся основных средствах, их количестве и движении. Форму необходимо сдавать каждый год один раз до 1 апреля.

Также в местные отделения Росстата представляются и другие отчеты. Оончательный перечень документации, включенной в статистическую отчетность НКО, определяется в зависимости от специфики деятельности организации. Предварительно перед сдачей отчетности необходимо уточнить в местных отделениях статистики, какие формы следует сдавать конкретной некоммерческой организации.

Социально ориентированными некоммерческими организациями в Росстат сдается форма 1-СОНКО, в которой предоставляется вся необходимая информация о деятельности социально ориентированной НКО. Форму 1-СОНКО необходимо сдать до 1 апреля года, последующего за отчетным периодом.

Социально ориентированными считаются некоммерческие организации, которые в ходе своей деятельности помогают решить социально-общественные проблемы. К СО НКО относятся субъекты, обеспечивающие социальную защиту физических лиц, охрану природы, а также объектов, имеющих культурную или архитектурную ценность, защиту животных. Также такие организации оказывают физическим и юридическим лицам правовую помощь. Они занимаются благотворительностью и деятельностью в различных областях - культурной, научной, образовательной и других.


Также есть отдельные требования для некоммерческих организаций, являющихся . Они должны каждый год отчитываться в использовании своего имущества и обязательно публиковать отчетность. При этом законодательством не определяются конкретные сроки публикации и ее вид, поэтому раз в год НКО необходимо опубликовать такой отчет в средствах массовой информации или на своем официальном сайте. Также можно напечатать специальную брошюру.

Дополнительные отчеты обязаны предоставлять и благотворительные организации. Так в Министерство юстиции они сдают отчетность о своей деятельности, в которой должна содержаться следующая информация

Сведения, касающиеся финансовой и хозяйственной сторон деятельности организации. Они должны подтверждать, что НКО, занимающаяся благотворительностью, соблюдает требования, предусмотренные законодательством в отношении имущества и фондов благотворительных организаций;

Список персонального состава управляющего органа благотворительной организации;

Сведения, в которых подробно раскрываются содержание и состав благотворительных программ и мероприятий, составленных и проводимых данной организацией, в том числе перечень программ и их описание;

Данные о результатах благотворительной деятельности некоммерческой организации, сведения о нарушениях законодательства, выявленных в ходе проверок, и мерах, принятых для их устранения.

Отчет о деятельности благотворительной организации представляется раз в год в территориальное отделение Минюста РФ в срок до 31 марта года, последующего за отчетным периодом.

Отдельно выделяют отчетность, сдаваемую некоммерческой организацией, которая выполняет функции «иностранного агента».

Такая НКО обязана представить в контролирующие органы следующие отчеты

Документы, в которых указываются специфика деятельности НКО и руководящий состав организации. Такой отчет представляется раз в полугодие до 15 числа месяца, идущего после окончания отчетного периода;

Отчетность о денежных средствах и имуществе, об их целевом назначении и расходе. В том числе указываются денежные средства и имущество, полученные от иностранных организаций и граждан. Такая отчетность сдается каждый квартал до 15 числа месяца, идущего за окончанием отчетного периода;

Аудиторское заключение, которое составляется по итогам проверки бухгалтерской или финансовой отчетности. Оно подается раз в год до 15 апреля.

Перечень отчетностей, сдаваемых некоммерческими организациями, довольно внушительный. Кроме основных отчетов, общих для всех НКО, сдаются дополнительные отчеты, список которых зависит от вида деятельности организации и некоторых других аспектов.

Главная задача субъектов некоммерческой деятельности - правильно заполнить и своевременно сдать все требуемые документы. Чтобы избежать ошибок и неточностей, ведущих к нарушению законодательства и административной ответственности, необходимо уточнять перечень отчетности и сроки ее сдачи в территориальных отделениях государственных органов. А также необходимо строго следовать инструкциям к заполнению документации, предлагаемым контролирующими службами.

error: