Особенности питания в великий православный пост. Великий пост: питание по дням с рецептами и полный список постных продуктов

Большинство нынешних активных христиан живут в городах. Мегаполис налагает свою печать и на нашу духовную жизнь. Горожане погружены во множество житейских забот: работают, учатся, все время куда-то спешат… Кто-то под влиянием различных обстоятельств не находит сил и возможностей принять участие во всех великопостных богослужениях. Портал попросил пастырей сказать несколько слов о том главном, что, на их взгляд, должно наполнить жизнь христианина в дни Великого поста, подсказать что-то из личного опыта, помочь охваченным заботами христианам определить духовную программу - максимум и минимум - в эти дни.

Игумен Нектарий (Морозов) , настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова:

Наша жизнь похожа на сон. Мир затягивает, усыпляет нас — мы проживаем день за днем, не замечая, что происходит в нашей душе, куда движемся мы, насколько здоров, а точнее — насколько болен наш «внутренний человек». Усыпляет нас и враг: стоит нам встрепенуться, забеспокоиться, как он начинает вкрадчиво успокаивать нас: «Да, надо что-то изменить, исправить, и ты обязательно это сделаешь, но только не сейчас, а потом, потом…».

И часто из этого усыпления, из этого состояния ложного успокоения нас выводит лишь какое-то серьезное испытание — болезнь, скорбь, к которым мы оказываемся не готовы. А для кого-то таким пробуждением становится смерть…

Протоиерей Василий Мазур , настоятель Сергиевского храма при областной больнице г. Херсона, доцент кафедры экологии и географии Херсонского государственного университета:

Помогать друг другу (тактично, ненавязчиво) более внимательно и серьезно готовиться к исповеди, исповедаться несколько раз за время поста и по возможности причащаться святых таин;

Также, с помощью близких или самостоятельно, поставить и решить какие-либо конкретные нравственные задачи (избавиться от той или иной привычки, например курения, навестить кого-то, кто нуждается в вашей помощи, внести ощутимые пожертвования на какое-либо дело и т.п.).

Чего делать не надо: давать зароков «на пост» о воздержании от какого-то греха, вредной привычки: если это грех, то от него надо избавляться навсегда . Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в пост, это значит, что вы будете семь недель предвкушать выпивку и встретите святую как свинья.

Протоиерей Сергий Вишняков , благочинный Обнинского округа Калужской епархии, директор духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь»:

Самое главное для христианина во время - провести эти дни очень внимательно. Это период усиленной работы над своим внутренним состоянием. И воздержание в пище, и молитва - только условия, при которых наша цель - очищение души - достигается. Если есть возможность, нужно прийти в храм помолиться. Особенно хорошо , который глубиной покаянных мыслей очень сильно воздействует на сердце и на разум. Если такой возможности нет, то отчаиваться не надо.

Хорошо избегать внешнего проявления своего подвига, не делать понурого лица во время поста и т.п. Будьте приветливыми и спокойными. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста - это раздражительность, гневливость. И она часто проявляется, особенно когда идет борьба ветхого и нового человека. Поэтому внимание (трезвение) - это тот стержень, вокруг которого строится вся жизнь духовного человека. А постом уж обязательно пристально наблюдать за собой: что говорим, слушаем, куда смотрим, о чем наши сердечные помышления. Это самое главное. Необходимо понять, что - не просто какой-то отрезок нашего жизненного пути, а образ всей нашей жизни - так учили святые отцы.

Во время работы над собой надо разобраться: что больше мучает совесть, что мешает жить, от чего хотим избавиться. И стараться приложить максимальные усилия, чтобы этого достигнуть через пост, покаяние и молитву.

С другой стороны, безусловно, пост по продолжительности напоминает своего рода десятину года, которую мы отдаем Богу, то есть это жертва Богу. Вот и нужно жертвовать. Допустим, человек имеет невинную на первый взгляд привязанность: любит щелкать семечки. Вполне постная пища, но хорошо бы попробовать научиться воздержанию в малом, ведь, по слову апостола Павла, «ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Или, например, постараться воздержаться постом от сладкого. Не говорю уже о том, что необходимо воздержаться от телевизора, излишнего общения, телефонных разговоров, общений на интернет-форумах и прочих действий, способствующих рассеянию.

И в мегаполисе человек вполне способен сохранять трезвение. В первом томе сочинений есть даже глава «Чин внимающего себе, живущего посреди мира» - о том, как спасаться в большом городе, с какими мыслями вставать, с какими ложиться, как вести себя днем. Христианин - это не тот, кто обособлен. Если монах, то это другое дело, но мы-то живем в миру. Православные миряне должны отличаться от других людей своей духовной жизнью. Мы молимся: «Господи, да святится имя Твое». Святится имя не только там, на небесах, а в нас, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Отца нашего Небесного и захотели жить так, как учит Церковь. Вот что значит любить Бога. Мы не все одинаково должны жить, но каждый - в меру своей веры, сообразуясь с условиями своей жизни.

Что касается воздержания от еды, то все индивидуально: как можете, так и поститесь, но понуждая себя к воздержанию. Одному будет достаточно воздерживаться от мяса, второму - построже попоститься, а третьему необходимо вообще воздержаться от пищи. Простой принцип: «все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6: 12).

У гордости две крайности: либо все - либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться. Это главный принцип.

Возвращаемся к первому нашему положению - ко вниманию.

Сверх сил в эту - первую - неделю брать на себя подвигов не надо. Послабляется пост больным, учащимся, беременным. Чрезмерное утомление тела постом является таким же вредительством, как и переедание. Как тебе молиться, если уже падаешь, ноги подкашиваются на молитве от истощения? Опыт церковной истории: уже древние подвижники осознали, что, оказывается, поститься легче, чем бороться с помыслами, проще спать на земле, чем прощать. И уже с тех времен изменилось отношение к аскетизму, к работе над собой.

Если же женщина дома сидит с детьми и не может прийти в храм на , то этот канон она может и дома прочесть (сейчас книжек хватает), даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки.

И самое главное во время поста - не в себе замкнуться, а постараться себя исправить. Не стоит заниматься самоедством. Мы далеки от совершенства, в себе можем такое рассмотреть, от чего «крыша поедет», поэтому от того, что в себе увидел, надо поскорее избавиться через исповедь. А иначе отчаяние и уныние захлестнет, если только рассматривать свои грехи. Внешне мы должны быть радушными и приветливыми. Помнить, что мы - чада Отца нашего Небесного.

Священник Павел Гумеров , клирик храма святителя Николая на Рогожском кладбище г. Москвы:

Когда я учился в семинарии, в нашей бурсацкой среде были очень популярны песни иеромонаха Романа (Матюшина). Сейчас вспоминается строчка из одной его песни: «Пост с молитвой душу отогреют, / Над землею колокольный звон…»

Актуально во время поста ограничить информационные воздействия (телевизор, интернет). Часто такое воздержание становится более трудным, чем ограничение в пище. Что касается наших забот, то часто мы их умножаем для себя сами. О некоторых из них на время поста можно благополучно забыть.

А самое главное, как я считаю, на время поста поставить себе задачу - изжить какой-либо конкретный, хотя бы маленький, грех. Без этого пост пройдет вхолостую. Можно поставить себе программу чтения на Великий пост. Например, прочитать какую-то часть Священного Писания, какую-то книгу из аскетических творений святых отцов, например преподобного аввы Дорофея, святителя Игнатия (Брянчанинова) или святителя Феофана Затворника . Пост должен быть временем приобщения к чтению святоотеческой литературы.

Священник Владимир Войтов , клирик храма Рождества Христова г. Обнинска:

С каким внутренним настроем мы начинаем любое дело, с таким его и продолжим. Так же и с постом: с каким настроением вошел в пост, с таким, скорее всего, его и проведешь, в том же духе. А значит, к первой неделе поста надо отнестись особо ответственно. Типикон предписывает в первые два дня Великого поста совершенное неядение. Однако наш Типикон вышел из древнего монастыря преподобного Саввы Освященного, имевшего строжайший устав, поэтому считаю, что для мирян такое жесткое правило неприемлемо. Как-то у старообрядцев спросил: «Сколько дней вы не едите на первой седмице ?» «Один день», - ответили. Они и то сократили это правило, хотя строго соблюдают букву устава. Кстати, знаю нескольких православных, которые в дни первой седмицы вообще ничего не едят до субботы. Всю неделю «подвижники» ходят «зеленые», психика у них, можно сказать, «на нуле». Под конец пятницы их уже ветром шатает от истощения… Я против такой практики. По предсказанию древних отцов и по общему мнению святых отцов последнего времени, крайние аскетические подвиги от нас, современных православных, отняты по причине нашей зараженности гордостью. Такие «экстремальные» подвиги не пойдут нам в пользу, а будут питать только гордость: «Я не как все!..» Очень трудно от этого чувства избавиться.

Какие правила надо взять? Первое, с чего надо начать, это категорически отказаться от телевидения и интернета (кроме как по работе) на весь пост, до Пасхи. Разрешается только православный канал «Союз» - для этого он и создан.

Второе: необходимо отказаться от посещения гостей - принципиально, на весь пост, потому что искушения в гостях обязательно будут: не только пищевые, но и в виде смеха, шуток. Моя позиция такая: надо не мяться, а сказать приглашающим откровенно, что сейчас время , самого печального из всех четырех постов, потому что он посвящен напрямую страданиям Христа, Крестной Жертве, для которой Бог воплотился в мире; ради страданий Христовых мы и постимся, воздерживая себя; весь православный мир постится, и мы вместе с ним, так что в гости не пойдем…

А вообще мы, русские люди, склонны впадать в крайности. Как некоторые ничего не едят седмицу, так другие, на вид крепкие, нормальные прихожане с первого же дня поста подходят и, жалуясь на гастрит, говорят: «Разрешите послабление поста». - «Что вы хотите?» - «Мясо есть или молоко». Знаю нескольких человек с язвами желудка, соблюдающих . И они говорят, что их здоровью это нисколько не вредит, а самочувствие даже становится лучше.

Беременным, кормящим матерям, детям, старикам и больным пост ослабляется, вплоть до нулевого уровня. Для того, кто выполняет тяжелую физическую работу, тоже должны быть послабления. Человек должен чувствовать: если идет изнурение, издевательство над своим телом, то надо, посоветовавшись со священником, пересмотреть свой постный рацион.

Пост не должен приводить в состояние уныния, печали. «Постимся постом приятным», - в стихирах поется. Приятным не в смысле пищи, а в смысле благотворного влияния на душу, а если это не так, значит, надо свой пост изменять.

Пост - это упражнение в воздержании, маленький аскетический подвиг, который мы можем нести. Упражнение в воздержании воспитывает трезвение, то есть внимание к себе, способность сдерживать себя, управлять своими эмоциями и чувствами.

Молитвенная программа-максимум на первую седмицу - ходить на все службы утром и вечером.

А вообще мирянину необходимо, учитывая его обстоятельства жизни, ходить на службы по своему личному усмотрению. У каждого своя мера упражнения в воздержании, поэтому необходимо принимать во внимание возраст, болезненность, тяжесть своей работы. Хорошо взять на Великий пост или хотя бы на первую его седмицу маленькое отдельное дополнительное правило в середине дня, например 30 молитв Иисусовых и пять земных поклонов, но совершать это правило именно так, как учат святые отцы: неспешно, внимательно и с благоговением. Почему именно в середине дня? Потому что утром и вечером мы всегда помолимся дома или в храме, а вот в середине дня нас больше всего захватывает суета. Ее и надо разбить обращением к Богу: потратить всего несколько минут и спокойно помолиться этой краткой молитвой Иисусовой. Это воспоминание Бога, восстановление связи с Ним, покаяние пред Ним обязательно даст мир Христов нашей душе. Кто пробовал так делать, тот знает, какую пользу это приносит.

Первый день Великого поста в 2019 году выпадает на 11 марта. Пост продлится до 27 апреля и 28 апреля будем отмечать Светлое Христово Воскресение.

Первый день Великого поста в народе называется Чистым понедельником. 10 марта в 2019 году будет Прощеным воскресеньем. В этот день все христиане, близкие друг другу, а также церковные прихожане просят друг у друга прощения. В церкви это сопровождается поклоном, знаменующим раскаяние и смирение.

Считается, что, получив прощение за искреннее раскаяние в грехах, душа готова войти в период испытаний и очищения.

Жилье и тело также заранее приводят в состояние чистоты. Дома можно не просто убраться, а также избавиться от всего лишнего, сделать генеральную уборку. Тело нужно омыть и встречать Чистый понедельник в свежей одежде.

Происхождение

Традиция соблюдать Великий пост пришла из глубокой древности, первые упоминания датируются V веком до нашей эры. Люди ограничивали себя в еде, смиряя плоть и желания на самой заре христианства. Перед крещением многие взрослые люди соблюдали пост, но его длительность колебалась от нескольких дней до нескольких недель.

Знакомые нам дни Великого поста появились во времена апостолов, которые провозгласили необходимым поститься именно такое количество времени, которое постились Иисус и Моисей.

Считается, что христиане, соблюдая Великий пост, скорбят вместе с Иисусом и за него, голодая столько, сколько голодал он, и отказываясь от еды, радостей и излишеств во всем, будучи в печали о его смерти.

Но таким образом в христианстве ознаменован цикл возрождения. После долгих недель аскезы наступает Пасха, Христос воистину воскресает и христианский мир ликует и празднует. На Пасху традиционно готовятся не слишком разнообразные блюда. Сдоба в качестве главного угощения и яйца как символ начала новой жизни.

Интересно, что такая пища не способна вызвать какие-либо нарушения после долгого воздержания (разумеется, в умеренных количествах).

Что касается обыденного рациона христианина, он и так должен быть достаточно прост, но при этом разнообразен. Поскольку следить за чистотой тела, души и содержимого своего желудка - дело жизни, а не нескольких недель в году.

Первый день Великого поста и меню

Первые дни Великого поста входят в число дней, когда пост предписано блюсти особенно строго. В понедельник первой недели священнослужители не едят совсем ничего и ограничивают потребление воды.

Простые прихожане могут есть пищу, не прошедшую термическую обработку, в строго ограниченных количествах и всего раз в день.

Желающие могут, как и монахи, воздерживаться от еды полностью, соблюдая разумный баланс между заботой о духе и теле. Отчасти потому первый день поста считается самым сложным.

Эти требования к соблюдению поста указаны в Церковном Уставе. С ними можно ознакомиться, обратившись к своему духовному наставнику. С ним также можно посоветоваться, если по какой-либо причине вы не можете полноценно воздерживаться от еды (беременны, больны или в преклонном возрасте). Церковью допускаются различные послабления, поскольку самым ценным всегда было и остается праведное желание прийти к духовной чистоте, независимо от рациона питания.

При этом дни Великого поста считаются в церкви особенно радостными, когда дух торжествует над радостями плоти.

Не просто так запрещены продукты животного происхождения. Они являются поставщиками в организм агрессивной и сексуальной энергий, особенно это относится к мясу. Считается, что оно несет отпечаток эмоций убитого животного. Подобные энергии присутствуют у всех живых существ, но цель поста заключается в том, чтобы избавиться от излишнего их количества и «забыть» о желаниях тела. Тогда дух обретает подобающую ему легкость и радость, и соблюдение поста является поводом для этого.

Богослужение в первый день Великого поста

С первого дня поста в церквях прекращается служение Литургии. Это значит, что основное богослужение происходит только по субботам и воскресеньям. Литургия призвана быть «воспоминанием» мирянам о существовании Господа, его деяниях и влиянии на нашу повседневность. Во время поста будние дни считаются днями скорби, когда следует вспоминать и приобщаться к «страстям Христовым», скорбеть о его распятии и воспитывать дух самостоятельно, придерживаться определенных рамок и возвышаться. Поэтому таинство причастия и покаяния, то есть евхаристии, может проводиться только по праздничным дням: субботам и воскресеньям. Либо если церковный праздник выпадает на какой-либо из будней.

По вечерам начинается чтение канона Андрея Критского. Оно длится первые 4 дня и является предтечей празднования в воскресенье Торжества Православия.

Личные молитвы также становятся особенными. Желательно уединяться, выбрав особенное время и место, когда ничего и никто не сможет побеспокоить. Какие-либо просьбы излишни, желательно посвятить себя приобщению к Господу и молитвам в память о Сыне Его, Иисусе.

Церковь также предписывает обязательное прочтение Евангелия (всех четырёх) во время поста и чтение молитвы Ефрема Сирина.

2019 год

Первый день Великого поста в 2019 году приходится практически на 11 марта. В этот период есть возможность соблюдать пост и здоровое питание.

Если следовать правилам сухоядения, в первый день можно употреблять: зелень, яблоки, морковь, редьку и редис, груши (и другие фрукты), несоленые сухари, капусту, репку.

Во второй день Великого поста также желательно ограничиться таким рационом. Но в последующие дни он расширяется до готовых блюд вроде отварного картофеля, каш и рыбы в особые дни поста. В такие дни разрешено пить красное вино из винограда и сдабривать трапезу небольшим количеством растительного масла, в том числе елея.

Первая и последняя недели Великого поста требуют особого воздержания. В остальные можно употреблять даже компот или травяной отвар.

Семейные трапезы проводятся без особого торжественного настроения и весёлых разговоров. Этим демонстрируется, что прием пищи, то есть питание тела, не приносит особой радости, как и любые потакания ему.

Образ жизни также необходимо поменять. В течение Великого поста в церкви не проводят обрядов венчания. То есть христиане не заключают брак и не отмечают других праздников в этот период, за исключением церковных.

Также желательно ограничить общение, не считающееся необходимым, избегать увеселительных мест, ограничить просмотр развлекательных программ. Этот период надлежит провести в медитативных и молитвенных размышлениях, и мысли, ведущие к противоположному, нужно изгонять.

Церковь говорит, что минимум по 5 минут утром и вечером необходимо обращать свои мысли к Всевышнему. А первый день Великого поста нужно посвятить этому занятию полностью. Это облегчит телу переход на другой режим питания.

Подобные ограничения носят оздоровительный характер при некоторых заболеваниях. Таких, как ожирение или гастрит. Если придерживаться разумного соблюдения предписаний, можно привести в порядок не только душу, но и тело.

Сегодня, 19 февраля, у православных христиан начался Великий пост, который еще называется «Святыя Четыредесятница», а недели — седмицы. Закончится он 8 апреля – в Светлое Христово Воскресение (Пасху) – главный праздник всех верующих.

Первая и последняя недели Великого поста – самые сложные. Они наполнены молитвой, телесным воздержанием и духовным терпением. Также, как на прошедшей Масленичной неделе, каждый день имел свое значение, так и на Первой седмице, которую иначе называют Феодорова неделя, всему есть свое название.

Сколько длится Великий пост?

Великий пост длится не 40, как многие думают, а 48 дней. 40 – это число дней, которые Иисус Христос провел в пустыне, подвергаясь различным соблазнам, но устоял, проведя их в посте, молитве и воздержании. Последние восемь дней – это дни перед Пасхой, Страстная седмица. Все ее дни называются Великими, потому что посвящены главным событиям христианского вероучения – воскрешению Лазаря, входу Господа в Иерусалим, суду, распятию и воскресению Христа.

Какие молитвы читаются в Великий пост?

С понедельника по четверг на первой неделе Великого поста читается Покаянный канон Андрея Критского. Это одна из самых долгих молитв. Богослужения в храмах на первой неделе совершаются регулярно – и утром и вечером и длятся по несколько часов.

Священнослужители служат в черных облачениях.

Накануне поста рекомендуется исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. А в пост – читать духовную литературу. Определить себе некую норму, потому что новичку бывает очень сложно. Например, читайте Евангелие по 1 главе в день или жития святых по 1-2 страницы. А можно и 10, и 20, конечно.

Какое значение имеют дни Великого поста?

Чистый понедельник. Начинается Великий пост с чистоты помыслов. И если в народе принято в этот день обязательно сходить в баню, помыться и заняться уборкой, то для верующих важнее посетить богослужение и начать «очищение» молитвой от зависти, злобы, гордыни, дурных помышлений. Завершается седмица большим праздником – Торжество Православия, который отмечается в воскресенье. В 2018 году он выпадает на 25 февраля. Что касается еды, то первая неделя Великого поста – самая строгая. Первые дни не разрешается горячая пища и еда с добавлением растительного масла (сливочное уже полностью под запретом). Это время так называемого сухоядения. Но если монашествующие в это время должны, в прямом смысле, питаться только сухим хлебом, то на мирян, тем более в современном мире, это не распространяется.

Сухоядение – это пища, приготовленная без термической обработки. То есть сырые овощи, фрукты, орехи, хлеб. Поэтому все не так страшно, как может показаться сначала. И, конечно, не следует забывать, что даже в

Великий пост есть послабления для отдельных категорий лиц. Не рекомендуется ограничивать себя в необходимой пище:

Детям до 12 лет;

Беременным и кормящим женщинам;

Людям с хроническими заболеваниями;

Старикам;

Людям тяжелого физического труда;

Находящимся в долгом и трудном путешествии.

Священники про Великий пост:

Протоиерей Андрей Ткачев:

«Чтобы попасть на работу, а после работы прийти в церковь и затем вернуться домой, человеку приходится не просто, как раньше, перейти улицу или пройти пару сот метров, а совершать длительные путешествия. Это изматывающее времяпрепровождение в городском транспорте, это ежедневная трата сил и карманных денег. Устав церковный на такие перемещения не рассчитан. Он рассчитан на монастырь, где от кельи до места полслушания – рукой подать, а от места послушания до храма – пять минут ходьбы. А мирской богомолец (чаще – женщина) вынужден будет, приехав домой, становиться к плите и кормить домочадцев. Как видим, подвиг удваивается и даже утраивается. Мы не можем менять условия жизни радикальным способом. Но можем менять к ним отношение. В данном случае от духовников требуется чуткость и сострадание «маленькому прихожанину». Он не все вычитывает, не все выстаивает, не все выслушивает. А из того, что выслушивает и вычитывает, не все понимает. Недопустимы завышение планки требований и хмурый вид знатока, поучающего невежду».

Иерей Димитрий Шишкин:

«Пост – это добровольное воздержание от всего, что мешает человеку приблизиться к Богу, а это не мясо, конечно, а наши страсти, лишь одна из которых – чревоугодие. Нас пленяют вещи, на которые мы зачастую просто не обращаем внимания. Для кого-то выключить на пару месяцев телевизор, перестать играть в компьютерные игры или слушать музыку – это подвиг ничуть не меньший, а может и больший, чем отказ от мяса. Пост не должен приводить в состояние уныния, печали. «Постимся постом приятным», – в стихирах поется. Приятным не в смысле пищи, а в смысле благотворного влияния на душу, а если это не так, значит, надо свой пост изменять. Пост – это упражнение в воздержании, маленький аскетический подвиг, который мы можем нести. Упражнение в воздержании воспитывает трезвение, то есть внимание к себе, способность сдерживать себя, управлять своими эмоциями и чувствами».

Великий пост — самый строгий и продолжительный из всех четырех многодневных постов, установленных Православной церковью, начнется 11 марта, после Прощенного воскресения.

В Великий пост люди очищают себя молитвой, постом и покаянием, чтобы с чистой душой и телом встретить Светлое Воскресение Христово.

Поэтому Великий пост — первый из многодневных постов в году, цель которого добиться внутренних качественных изменений, это не просто отказ от пищи скоромной, но и от пагубных страстей и греховных мыслей.

Великий пост

Соблюдение Великого поста является добровольным актом и носит глубоко индивидуальный характер. Мирянам для того, чтобы поститься по церковному уставу, необходимо получить благословение духовника потому, что христиане перед вхождением в пост должны духовно подготовиться, пройти таинство исповеди.

Свободное время в период всего Великого поста нужно посвящать молитвам, смирять желания в еде, исключать любые излишества и стремиться к более уединенному образу жизни.

Начинать поститься без какой-либо подготовки бывает сложно, да и здоровью можно навредить, если не знать, как правильно питаться.

На протяжении семи недель, православный, соблюдающий пост, должен отказаться от мясных и молочных продуктов, а также ограничить приемы пищи в день.

Каждый человек должен сам определить свою меру поста, сколько в сутки ему нужно еды и питья, и постепенно уменьшать количество, сводя к минимуму необходимому для жизни, поясняют священнослужители.

Но пост — в первую очередь воздержание от обильной пищи, а не истощение тела, поэтому постное меню должно быть разнообразным и богатым витаминами.

От поста освобождаются тяжело больные люди, военные, рабочие, занимающиеся тяжелым физическим трудом, путешественники, беременные женщины, кормящие матери, а также дети до семи лет. С семи до 14-ти лет дети могут держать пост только по средам и пятницам. А после 14-ти лет подросток сам должен выбрать, соблюдать ему пост или нет.

Что можно и нельзя есть

В Великий пост, как и любой другой, самый строгий запрет из продуктов накладывается на мясо, так как считается, что насильственная смерть животного, мясо которого впоследствии мы едим, накладывает свой отпечаток.

В Библии сказано, что пища для людей в раю была только растительная, и что все животные, созданные Богом, были нужны людям. Исходя из этого, соответствующим должно было быть и отношение к ним, поэтому при потопе все были спасены - "каждой твари по паре".

В Библии при создании помощников Адама — рыба не упоминается, да и спасать их во время потопа не было надобности. Так же читается, что рыбы не испытывают того страха и эмоций, свойственных другим животным при убийстве.

В обычные дни поста рыба входит в число запретных продуктов, однако запрет на нее в праздничные — нигде не указан.

В период Великого поста можно готовить различные каши — гречневую, кукурузную, овсяную, гороховую, перловую, фасолевую и другие, а также постные супы, пловы, котлеты, макаронные изделия, салаты и так далее.

Овощи можно и нужно есть любые, которые существуют в природе: капусту всех видов, картофель, морковь, помидоры, огурцы, свеклу, редис, лук, зеленую фасоль и так далее.

Для поддержания здоровья, в период Великого поста важно есть много свежей зелени и болгарского перца, которые богаты, необходимыми для организма, витаминами и минералами.

Фрукты можно есть любые, доступные в этот сезон — яблоки, груши, бананы, апельсины и так далее. Добавить в постное меню можно варенья, сухофрукты, соленья, мед, орехи и специи.

Календарь поста

От пищи принято полностью отказываться, по церковным канонам, в первый день поста — в Чистый понедельник и Великую пятницу (последняя пятница перед Пасхой).

В целом, составлять меню постной кухни, по церковному уставу нужно соблюдая следующие принципы: в первую и последнюю (Страстную) недели Великого поста, а также по понедельникам, средам и пятницам — сухоядение, то есть допускается есть хлеб, вода, фрукты, овощи.

Вкушать в эти дни можно постный хлеб и термически необработанную пищу. То есть сырые овощи и фрукты, а также сухофрукты, орехи, мед. Чай и компот принимать в эти дни также не рекомендуется.

По вторникам и четвергам можно есть горячую пищу растительного происхождения без масла, а в субботу и воскресенье - разрешается пища растительного происхождения с постным маслом.В такие дни приготовьте себе салаты из овощей и фруктов, фруктовые можно заправить медом. Так, например, нарежьте любые фрукты - груши, апельсины, яблоки, бананы, добавьте изюм, нарезанные сухофрукты и орехи, и заправьте все это жидким медом. Получится вкусно и очень полезно.

Во время Великого поста церковным уставом рыбу, признанную полупостной пищей, есть разрешается два раза — на Благовещение (7 апреля) и в Вербное воскресенье.

Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье, как и Благовещение, входит в число 12 главных праздников православной церкви - его празднуют за неделю до Пасхи. В 2019 году Вербное воскресение выпадает на 21 апреля.

Естественно, главный смысл поста — это духовное очищение, а также отказ от определенных продуктов, пагубных страстей, злобы, дурного настроения и раздражительности. Но даже в пост хочется разнообразия, а также полакомиться сладким, хотя бы изредка.

В последние годы, к радости постящихся сладкоежек, производятся множество постных сладостей — главное, чтобы они не содержали молока и его производных, животных жиров.

К ним можно добавить горький шоколад, фруктовое и ягодное варенье, джемы, орехи, сухофрукты, натуральный мармелад, халву и много другое.

Материал подготовлен на основе открытых источников

В старину с началом Великого поста жизнь в городах и сёлах буквально замирала - заканчивались шумные масленичные гулянья, не играли свадеб, не ходили в гости, спать ложились рано.

Это не диета!

Для православных верующих главный смысл поста состоит не в соблюдении каких-то гастрономических правил, а в очищении духа. Более того, отказ от пищи не является самоцелью. Это своего рода подпорка, необходимая для глубокого внутреннего труда. Во время поста не следует голодать. Есть нужно досыта, но не объедаться. Необходимо удовлетворять чувство голода, чтобы можно было работать духовно и физически.

Можно и нельзя

Во время поста верующие отказываются от определённых продуктов, так называемой скоромной пищи. К ней относятся мясо, яйца, молоко и молочные продукты, крепкий алкоголь.

В пост можно позволить себе зерновые продукты (хлеб, каши, изделия из круп), овощи, фрукты, ягоды, орехи, грибы, мёд, растительные масла, пряности. По определённым дням разрешается пить красное вино (не более 1 бокала) и употреблять рыбу и морепродукты.

Пост могут не соблюдать беременные женщины, кормящие мамы, больные и дети до пяти лет. Детей старше пяти можно постепенно приучать к посту, но без слишком строгих ограничений. Например, они могут воздерживаться от животной пищи не на протяжении всего поста, а лишь несколько дней.

19 - 25 февраля

1- я неделя называется Феодоровой. В это время принято вспоминать всех защитников православной веры. Церковь вспоминает окончательную победу православного вероучения над ересью.

Чистый понедельник . Название Чистый понедельник происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. В Чистый понедельник соблюдается очень строгий пост. По возможности верующие стараются воздерживаться от пищи, усерднее молиться, бороться с греховными страстями.

Согласно Церковному уставу разрешена горячая пища без масла.

Монастырский устав полагает питаться горячей пищей без масла.

Разрешена пища с растительным маслом. В этот день православные почитают святого мученика Феодора Тирона , который в ответ на принуждение римского императора принести жертву идолам продолжал исповедовать христианскую веру.

За неповиновение императору Феодора посадили в темницу и предали мукам.

Однако он не отрёкся от христианской веры и был сожжён.

Монастырский устав разрешает пищу с растительным маслом.

2 - я неделя Великого поста посвящена поминовению Григория Паламы . Святитель Палама, живший в XIV веке, отказался от придворной должности и удалился в Афонский монастырь, чтобы отдать себя служению вере и проповедям о силе поста и молитвы.

Церковный устав предписывает сухоядение. Можно есть хлеб, овощи, фрукты.

Церковь разрешает горячую пищу, варёные и печёные блюда, но без растительного масла.

Можно есть горячую пищу, но без растительного масла.

Готовьте в пароварке, запекайте, варите супы.

Устав предписывает сухо-ядение. Придётся ограничиться свежими овощами, хлебом, фруктами.

Родительская суббота - день поминовения усопших. В этот день Церковь призывает всех объединиться в поминальной молитве. Дело в том, что, согласно правилам, во время поста не полагается устраивать панихиды, сорокоусты и заупокойные службы. Но, чтобы усопшие не остались без молитвы, Церковь выделила для поминовения особенные дни. В Родительскую субботу нужно посетить храм и вместе со всеми попросить упокоения для умерших родных.

Разрешена горячая пища с растительным маслом, можно выпить немного виноградного вина.

День памяти Григория Паламы. Можно есть горячую пищу с растительным маслом, выпить вина.

5 - 11 марта

3- я неделя Великого поста называется Крестопоклонной. В третье воскресенье поста во всех церквях из алтаря выносится украшенный цветами Крест. Святой Крест напоминает о страданиях Иисуса Христа и укрепляет верующих в продолжении поста.

Разрешена горячая пища без растительного масла. Готовьте супы, запекайте и тушите овощи.

Сухоядение . Церковь разрешает есть свежие овощи, фрукты, хлеб. Можно употреблять соленья, мочёные ягоды, фрукты и овощи, квашеную капусту.

Можно есть горячую пищу без растительного масла.

Разрешена горячая пища, можно сдобрить её растительным маслом. По традиции в этот день родственники ходили друг к другу в гости и угощались киселём - ягодным или овсяным.

Родительская суббота . Как и во вторую субботу Великого поста, полагается сходить в храм и помолиться об упокоении умерших родственников. В Родительскую субботу разрешается горячая пища с растительным маслом, можно выпить немного виноградного вина. Вино можно только сухое, без добавления сахара, не более 200 г.

В этот день посещают храмы для поклонения Кресту, освящают просфиры, читают предания о житиях святых. Разрешена горячая пища с растительным маслом, вино.

12 - 18 марта

4 - я неделя Великого поста называется Неделей преподобного Иоанна Лествичника . Свои размышления о духовности Иоанн облёк в книгу, которую христиане считают надёжной лестницей к Небесным вратам. Книга так и называется - «Лествица».

Согласно уставу можно есть горячую пищу без масла: супы, тушёные овощи, компоты и кисели.

Церковный устав предписывает сухоядение. Разрешены лишь хлеб, овощи и фрукты.

Монастырский устав разрешает горячую пищу без растительного масла.

Сухоядение

Родительская суббота - день поминовения усопших. Несмотря на название Родительская, субботние поминовения не должны относиться только к умершим отцу и матери. В этот день вспоминают всех ушедших.

Разрешена горячая пища с растительным маслом, можно выпить немного виноградного вина. Вино можно только сухое, без добавления сахара, не более 1 бокала (200 мл). Лучше развести вино водой.

День памяти преподобного Иоанна Лествичника. Можно есть горячую пищу с маслом.

19 - 25 марта

5 - я неделя Великого поста посвящена преподобной Марии Египетской , эту неделю также называют Похвальной, так как в субботу в Церкви читают особую молитву - Похвалу Пресвятой Богородицы. В среду на Похвальной неделе совершается всенощное бдение с каноном Андрея Критского - христианского проповедника. В старину девушки считали обязательным выстоять эту службу, полагая, что за рвение Андрей Критский поможет им заполучить женихов.

Церковь предписывает сухоядение. Разрешены свежие и мочёные овощи и фрукты. Можно есть соленья, хлеб и сухофрукты.

А вот от горячей пищи придётся воздержаться.

Согласно церковному уставу можно есть горячую пищу, но без растительного масла. Готовьте супы, компоты, кисели, тушите и запекайте овощи.

21 марта (среда)

По уставу можно есть горячую пищу без растительного масла.

Сухоядение . Нельзя употреблять в пищу ничего, кроме хлеба, овощей, фруктов.

Похвала Пресвятой Богородицы . Этот праздник появился в IХ веке в честь избавления Константинополя от захватчиков. Когда на христианский город двинулись толпы язычников‑персов, Богородица защитила город. В благодарность во всех церквях Константинополя в честь Богородицы возносили всенощную похвальную песнь.

В этот день церковный устав разрешает горячую пищу, заправленную растительным маслом. Можно выпить немного сухого виноградного вина.

В этот день Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую. Мария была великой грешницей, а затем раскаялась. В этот день можно есть горячую пищу с маслом и выпить вина.

26 марта - 1 апреля

6 - я неделя Великого поста посвящена Входу Господня в Иерусалим. В народе её называют Вербной неделей. В этот день Иисус въехал в Иерусалим и явил себя в качестве Мессии, а верующие привествовали его ветвями.

Сухоядение. Хлеб,овощи, фрукты

Церковный устав разрешает есть горячую пищу без масла. Варите, тушите овощи, готовьте кисели и компоты.

28 марта (среда)

Церковь предписывает сухоядение. Можно есть лишь свежие овощи и фрукты, хлеб. Не пренебрегайте орешками, сухофруктами, соленьями.

Церковь разрешает есть горячую пищу без масла.

Устав предписывает сухоядение. В пищу можно употреблять овощи и фрукты, не прошедшие термическую обработку.

Лазарева суббота . Спустя несколько дней после кончины святого Лазаря Иисус воскресил его. Весть о чуде разнеслась по всей Иудее, и именно после этого фарисеи (в ту пору представители самого влиятельного религиозного течения) решили убить Иисуса Христа. Разрешается есть горячую пищу с маслом, рыбную икру и немного вина. В старину на Лазаря пекли хлебцы, в один из которых вкладывали грош. Кому попадётся - быть счастливым.

Вход Господень в Иерусалим . В храмах в этот день совершается обряд освящения вербы.

Разрешается есть горячую пищу, рыбные блюда и немного вина.

2 - 8 апреля

7 - я неделя Великого поста названа Страстной в память о страданиях, которые перенёс Иисус в последние дни своей земной жизни. Все дни на этой неделе называются Великими. В это время перед верующими проходит вся жизнь Христа и всё Его учение. Это самая строгая неделя поста.

Церковный устав предписывает сухоядение - разрешены свежие овощи, фрукты, соленья, хлеб.

День, когда православные вспоминают разные притчи Иисуса, обличение Им фарисеев, которые больше заботились о чистоте своих тел, нежели о душе. Рекомендуется сухоядение.

В этот день Иуда решился предать Иисуса Христа иудейским старейшинам и получил за это 30 сребреников. Монастырским уставом предписано сухоядение.

В народе Великий четверг называют Чистым. В этот день полагается убирать жилище, красить яйца и печь куличи. Церковь рекомендует сухоядение.

В этот день Иисус был предан суду, растерзан, распят и умерщвлён на кресте. Церковный устав предписывает полное воздержание от пищи.

Благовещение. В этот день к Деве Марии явился архангел Гавриил с благой вестью о том, что у Марии должен родиться сын - Иисус Христос.

Обычно на Благовещение разрешено есть рыбу, но в этом году этот день приходится на Страст-ную субботу, поэтому от рыбы придётся отказаться. Зато разрешено немного красного вина.

Праздник Пасхи . Конец Великого поста, разрешается есть любую пищу.

Главные продукты

Поскольку Великий пост приходится на конец зимы и весну, стоит позаботиться о том, чтобы организм не испытывал недостатка в витаминах.

Особенно важен в этот период витамин С. Обратите внимание на квашеную капусту. По содержанию аскорбиновой кислоты она уступает только шиповнику. Чтобы восполнить недостаток витамина С, капусту нужно есть через день на протяжении всего поста.

Не забывайте и про мочёные яблоки, огурцы и помидоры - все квашеные продукты содержат большое количество пробио-тиков, которые являются пищей для полезной микрофлоры.

Во время Великого поста на вашем столе обязательно должны присутствовать бобовые и орехи. Они помогут восполнить дефицит белков, который возникает при отказе от мяса и молока.

Не стоит обходить стороной и свежие овощи - они снабдят не только витаминами, но и ценными микроэлементами, а заодно очистят кишечник от накопившегося «мусора».

Организму не обойтись без ненасыщенных жирных кислот. Часть из них можно найти в льняном масле (достаточно принимать его по 1 чайной ложке в день). А другая часть содержится в рыбе и морепродуктах. Если же в период поста вы не употребляете рыбу, принимайте биологические добавки, содержащие кислоты омега‑3.

А вот гнаться за поливитаминными комплексами во время поста не стоит. Дело в том, что закисление организма мешает усвоению витаминов, поэтому лучше принимать их после того, как организм будет очищен.

Во время поста можно есть каши, хлеб, овощи, фрукты, ягоды, орехи, мёд, сахар. В некоторые дни Великого поста разрешается добавлять в пищу растительное масло и пряности, готовить рыбные кушанья.
А вот мясо, яйца, молоко и молочные продукты к постному столу никак не подходят.
От крепкого алкоголя тоже необходимо отказаться на весь период поста. Единственное, что можно себе позволить, – немного красного вина, но только в определённые дни.

error: