Покаянный канон — Переводы, исполнения, толкования. Великий покаянный канон Андрея Критского

Великий покаянный канон Андрея Критского читается в первые четыре дня Великого поста, по одной части за один раз. Полностью творение читается в седьмую неделю. Канон учит людей покаянию. Принимать свои грехи и учиться бороться с ними. Также это писание наставляет брать пример с чистых и бескорыстных людей.

Об Андрее Критском

Преподобный Андрей родился где-то в 660-х годах нашей эры, в городе Дамаск. Сказания передают, что до семи лет ребенок не мог разговаривать. Родители Андрея были верующие люди и часто посещали церковь. Однажды во время причастия на Критского сошло Божие благословение и он заговорил. После этого чуда родители отдали Андрея изучать основы религии.

Когда парню исполнилось 14 лет, его перевели на службу в Иерусалим, в Монастырь Гроба Господня. Андрей был очень разносторонне развитым молодым человеком, поэтому его сразу определили в нотарии.

Потом Андрей перебрался в Константинополь, где служил в доме сирот в сане диакона 20 лет. В этом же городе он начал писать свои песнопения, которые и по сегодняшний день широко используются в православной церкви.

После этого будущего святого отправили на остров Крит в сане епископа. Там он верно служил церкви, наставляя на путь истинный еретиков и давал поддержку верующим. Андрей на Крите построил несколько детских домов, храмов. За свою верную службу получил чин архиепископа. В 1740 году преподобный умер по пути из Константинополя на остров Крит.

О канонах

Андрей Критский первым начал писать каноны вместо кондаков. У святителя есть песнопения ко всем большим праздникам: Рождеству, Пасхе, Вербному Воскресенью и другим. Многие из них используются и в современной богослужебной минее. Каноны тесно связаны с «библейскими песнями». Структура этого песнопения имеет следующий вид. Сначала идет ирмос, который является связующей цепью между библейской песнью и содержанием канона. Дальше идут тропари. Они поются попеременно с песнями. Самым выдающимся творением, несомненно, является великий канон преподобного Андрея Критского. Он учат нас покаянию. Лучше всего просить прощения у Господа в Великий пост, когда читается канон Андрея Критского.

В своем каноне Андрей кратко касается всей Библии. С 1-й по 8-ю песню это Ветхий Завет, после - Новый. Каждую историю библейских персонажей канона Андрей оценивает с точки зрения человеческой морали. Если это плохое деяние, то он рассуждает о его греховности, а если благое - то, заявляет, что к этому следует стремиться. Автор намекает нам, что спасти свою душу мы можем тогда, когда откажемся от своих пороков и будем стремиться к добродетели.

Песня 1

В первой песне канон Андрея Критского рассказывает о первородном грехе. Ева поддалась искушению Сатаны и дала яблоко Адаму. Он же, в свою очередь, соблазнился властью и попробовал его. В этой песне Андрей говорит, что все мы грешные и если Господь покарал Адаму и Еву за нарушение одной заповеди, то как же накажет нас, нарушающих их почти все. Нам остается только покаяться и просить прощения у Бога.

Песня 2

Во второй песне великий канон Андрея Критского рассказывает о том, как все мы поддались плотскому утешению. Во-первых, натянули одежду, устыдившись своего голого тела, которое было создано по подобию Господнему. Второе - поставили во главу удовольствия и красоту телесную, а не душевную. Еще в этой песне великого канона Андрея Критского сказано, что мы подвержены всем земным страстям и, к сожалению, не хотим с ними бороться. За все эти грехи нужно искренне просить Бога простить нас. Главное, самому понять свои плохие деяния и стремиться избавиться от них.

Песня 3

В ней великий покаянный канон Андрея Критского рассказывает, как Господь не выдержал безобразия, что творилось в Содоме, и сжег город. Только одному праведнику Лоту удалось спастись. Андрей призывает каждого человека отречься от содомских наслаждений и скорей убегать. Грехи этого города преследуют нас каждый день, соблазняя повторить их, думаю, многие поддаются. Но, главное - остановиться, задуматься, что ждет нас в дальнейшем. Какая будет у нас загробная жизнь после содомских развлечений.

Песня 4

В ней указывается, что лень - большой грех. Если человек, словно овощ, движется вперед, не осознавая себя и окружающий мир, то и конец его будет соответствующий. Патриарх из песни трудился днем и ночью, чтобы иметь две жены. Одна из них означала трудолюбие, а другая - разум. Благодаря этому сочетанию мы можем усовершенствовать созерцание и свою деятельность.

Песня 5

Покаянный канон преподобного Андрея Критского рассказывает о святом Иосифе, которого предали братья и возлюбленная, и продали его в рабство. Он спокойно все перенес, не серчал на свою судьбу. Андрей говорит, что каждый из нас может предать своего ближнего. Но беда еще и в том, что мы каждый день предаем себя и свою душу. Не терпя никаких бедствий, мы нарушаем заповеди Господни и даже не задумываемся об этом.

Песня 6

Андрей в этой песне призывает стать человечество на путь истинный. Не отворачиваться от Господа, как некоторые исторические персонажи. И верить, что как Бог рукой Моисея избавлял больных от проказы, так и нашу душу может простить за грехи её.

Песня 7

В седьмой песне канон преподобного Андрея Критского рассказывает, что какие бы тяжкие грехи не совершил человек, если он искренне покается, его простят. В обратном же случае кара Господня будет большой. Нужно молиться Богу в трех его обличиях и Матери Божией с покаяниями и просьбой о прощении.

Песня 8

Андрей повествует, что Господь наш каждому дает по заслугам его. Если человек жил праведно, то вознесется на небеса, как Илья на колеснице. Или же в жизни получит поддержку Бога, как Елисей для разделения речки Йордан. Если же жить в грехе, как Гиезия, то душа будет гореть в гиене огненной.

Песня 9

В этой песне великий канон Андрея Критского рассказывает, что люди забыли десять заповедей божиих, выбитых на скрижалях еще Моисеем. Они не присушиваются к писанию Евангелия. Когда-то Иисус пришел в наш мир спасти нас. Он благословлял младенцев и стариков, потому что одни еще не успели покаяться в своих грехах, а другие уже не могли. Если же человек в здравом уме, то он должен сам просить Господа о прощении.

Песни, которые читаются во вторник Великого поста.

Здесь рассказывается, как Каин убил брата, позавидовав ему. Андрей просит жить своей жизнью праведно, не думая, кому и что Господь дал. Если человек будет жить по заповедям Божиим, то и ему в скором времени придет благодать. Нужно стремиться быть похожим на Авеля, который с чистой душой приносил свои дары Господу.

Призывает людей покаяться в том, что отвергли душевное богатство и придают значение только материальному. В погоне за одеждой и другими благами совсем забыли молиться Господу. Мы забываем, что душевно богатый человек будет намного более счастливым.

Эта песня канона Андрея Критского призывает жить так, как Ной, которому одному Господь дал шанс спастись. Или так, как Лот, единственно выживший из Содома. Потому что если будем грешить, то постигнет нас участь людей при потопе.

В познании сила. Нужно стремиться увидеть Бога в себе, и будет построена лестница в небо, как у патриархов. Мы в повседневной жизни подражаем Исаву, всех ненавидящему. Надо же жить в любви и гармонии.

Как весь еврейский народ жил в рабстве египетском, так и наша душа живет все время в грехе. Нужно набраться мужества и покончить с рабством. Даже если в первое время нужно будет помучиться, то в конечном результате мы приобретем истинную свободу духа. Тогда и жить станет намного легче и приятнее.

Продолжает рассказывать о похождении Моисея, который стремился вывести народ из рабства египетского. Люди не имеют большой веры потерпеть чуть скитания во имя благой цели. Так и нам все надо одновременно. Нужно верить в Господа и просить о прощении, и тогда сможем освободить свою душу из рабства грехов.

Песня великого канона преподобного Андрея Критского рассказывает, как мы повторяем грехи и пристрастия библейских персонажей, но не имеем силы и желания следовать великомученикам. Наше тело покушается на грешные деяния, такие как прелюбодеяние, не задумываясь о последствиях для души.

В восьмой песне рассказывается о людях, которые смогли найти в себе силы покаяться и принять Господа в душу свою. Так и нас Андрей призывает отречься от прошлой жизни грешной и идти навстречу Богу. В конце восьмой песни подводится итог Ветхого Завета - нужно не повторять грехи персонажей библейских и стремиться жить, как праведники этого Святого Писания.

В девятой песне канон святого Андрея Критского дает сравнения из Нового завета. Как Иисус сопротивлялся искушению Сатаны в пустыне, так и мы должны бороться со всякими соблазнами. Христос начал творить чудеса на земле, показывая тем самым, что всё в этом мире возможно. Главное - верить и жить по заветам Господним, и тогда сможет спастись наша душа в судный день.

Среда

В среду также читается 9 песен. Начиная с первых дней создания мира были люди, славившие своими деяниями Господа Бога нашего. Андрей призывает людей покаяться в грехах своих и уподобиться тем святым в повседневной жизни. Восславлять имя Господа, совершая поступки, достойные его. Вспоминаются также в песнях и большие грешники, которые отвернулись от Бога, отдали преимущество материальным благам или поддались искушению попробовать запретный плод. Господь покарал их по заслугам за их деяния. Так и нашу душу после смерти ждет судный день, на котором не удастся соврать, не удастся скрыть свои злодеяниями какими-то мнимыми отговорками. Поэтому Андрей призывает нас покаяться при жизни, просить Господа о прощении грехов и стремиться изменить свои поступки к лучшему. Научиться сопротивляться искушениям. В этом нет ничего сложного. Просто оставаясь человеком, вы увидите, что большинство заветов Господних указывают жить без зависти и обжорства, без измен и желания получить чужое.

Четверг

В этот день Великого Поста читается последняя часть канона. Как и в предыдущих песнях, здесь воспеваются добродетели и осуждаются грехи человечества, которые совершались на протяжении веков. Также в этой части взывают к Господу, Иисусу, Деве Марии с просьбой простить согрешения и дать возможность покаяться.

Также канон преподобного Андрея Критского учит признавать свои ошибки, не искать вину за плохую жизнь в окружающих. Принимать свою грешность как доказанный факт. Но это не значит, что стоит смириться. Наоборот, признание вины - первый шаг к прощению. Если мы сейчас остановимся, то имеем шансы на вечную жизнь после смерти.

Именно тогда, когда читается канон Андрея Критского, в Большой Пост, мы имеем возможность осознать свои грехи и начать новую жизнь. Жизнь, которая будет угодна Богу. Тогда человечество сможет почувствовать благодать, умиротворение и со спокойной душой ждать судного дня.

Когда человек готовится отпpавиться в пyть, он должен знать цель своего пyтешествия. Так бывает и с Постом. Пост – это главным обpазом дyховное путешествие, а цель его – Пасха, «Пpаздник из Пpаздников». Пост – пpиготовление к «совеpшению Пасхи, истинному откpовению». Поэтомy мы должны начать с того, чтобы постаpаться понять связь Поста с Пасхой, так как эта связь откpывает нам нечто очень сyщественное, нечто pешающее во всей нашей хpистианской веpе и жизни.

Как только мы встyпаем в «светлyю печаль» Поста, мы видим – далеко, далеко впеpеди – конец пyти. Этот конец пyти, его цель – pадость Пасхи, вход в сияние славы Цаpства Hебесного. И то, что мы видим издалека, это пpедвкушение Пасхи, освещает «постнyю печаль», пpевpащает её в «дyховнyю веснy». Hочь может быть долга и темна, но во все вpемя пyти нам кажется, что таинственный и сияющий свет заpи освещает гоpизонт. «Hе лиши нас yпования нашего (надежды нашей), Человеколюбче!»

С понедельника по четверг 1-й недели Великого Поста в храмах происходит чтение Великого Покаянного канона св. Андрея Критского. Вслушиваясь и вдумываясь в слова Великого канона, вновь и вновь попытаемся войти в тайные пустынные уголки души своей, чтобы открыть и увидеть источники ее постоянной боли и страданий: «Изранен я, изъязвлен; вот стрелы врага, пронзившие мою душу и тело; вот раны, язвы и струпья вопиют об ударах моих необузданных страстей».

Осознаем истинное положение наше, и ужаснемся: «По мыслям моим я тот человек, который попался разбойникам, теперь я весь изранен ими, покрыт язвами».
Вместо дивного, чудного, благоухающего сада в душе пустынный холод бесчувствия и страшная пустота: «Расточив в грехе душевное богатство, я - чужд святых добродетелей, но, страдая от голода, взываю: Господи, источник милости, спаси меня!»

Пересохли колодцы душ наших, и мы разучились плакать, попросим же у Бога со страхом и надеждой: «Ни слёз, ни покаяния, ни умиления нет у меня: Ты Сам, Спаситель, как Бог, даруй их мне». Положим же начало покаянию, да не оставит нас, бедствующих, Господь:
«С чего начну оплакивать деяния моей несчастной жизни? Какое начало положу, Христе, настоящему сетованию? Но, как милосердный, даруй мне оставление прегрешений. Приди, несчастная душа со своею плотью, исповедайся Создателю всего, воздержись, наконец, от прежнего бессловесия и принеси Богу слёзы раскаяния». (Тропари из Великого канона св. Андрея Критского)

Теперь, когда уже начался Великий Пост, началось время покаянных трудов поста и молитвы, какие разнообразные примеры покаяния Церковь ставит пред нами! И многие из них, как раз и Святой Андрей Критский - автор этого покаянного канона, предлагает нам в своем каноне. Говорит он о том, как покаялся царь и пророк Давид.

Покаяние этого великого предка Спасителя по плоти, в особенности, назидательно для нас, ибо открывается нам в нем, как милостив Господь и как готов Он принять человека милостью Своею, как только человек сознает свою греховность и будет просить прощенье, именно твердо решивши не возвращаться к своим грехам, а начать борьбу с ними с помощью Божией.
Тяжко пал царь и пророк Давид. Когда-то, увидевши из своего царского дворца, купающуюся на кровле обнаженную красавицу Вирсавию, прельстился ее красотою и впал с ней в грех. Но этого мало; у нее был законный муж, верный преданный победоносный, храбрый военачальник, всецело своему государю преданный.

И вот государь такое дело совершив, мало того, что впал в грех с его женою, его самого отправил на войну и приказал, окружавшим его солдатам, в момент самой острой схватки военной, оставить его, отойти от него, чтобы он оказался одинок, окруженный врагами.

Так это и было: храбрый воин смертью храброго упал на поле брани и об этом доносят царю. Царь берет его жену уже к себе, как законную жену и как будто бы все скрыто, все благополучно.

Приходит к царю после того, как прошло некоторое время, его частный друг и собеседник святой пророк Нафан, приводит его к сознанию греха. Сказал ему притчу о том, как один богатый человек обидел бедного, вопиюще обидел.

Справедливый и добрый государь сразу воспламенился и говорит, что такой человек достоин смерти и вдруг слышит от Нафана: «Человек этот - ты! Ты убил, как будто бы своей рукой убил, потому что по твоей воле и приказу он расстался с жизнью. Мало того, ты отнял у него жену».

И вот когда пророк Нафан ему так сказал, то царь и пророк Давид тут только понял, что он натворил! И сказал он короткую фразу: «Согрешил я пред Господом!» И пророк Нафан радостно объявляет ему милость от Лица Господа, говоря: «И Господь отъял согрешения твоя!» — Это пример исполнения того, о чем говорил когда-то великий старец Амвросий Оптинский, когда одному человеку сказал, что для истинного покаяния не нужны месяцы и годы, а нужно мгновенье!

И вот в это мгновенье и принес Богу свое покаяние царь и пророк Давид, ибо понял глубину падения своего. Он с таким ужасом и отвращением отшатнулся от него в сторону, что Господь сразу увидал, что он порвал навсегда с этим грехом, и сразу через Своего служителя изрекает ему милость прощения.

И вот, в результате этого тяжкого двойного падения, но и восстания через покаяние, пророк Давид и написал тот псалом 50, о котором когда-то сказал великий проповедник Русской Православной Церкви Святитель Иннокентий Херсонский, который, объясняя этот псалом, говорил: «Я думаю, что сатана и сейчас содрогается от ужаса, когда слышит этот покаянный псалом».

В этом псалме целая школа покаяния: и сокрушенное признание своей вины, безответной вины и, вместе с тем, какой громадный духовный опыт чувствуется у царя Давида, видимо, богата была его духовная жизнь.

Бывали, вероятно, такие тяжкие падения в грех и восстания. Наученный духовным опытом, он и здесь, так тяжко павший, не отчаялся, а только что согрешивший так тяжело, однако же дерзновенно молится не только о прощении, а молится, чтобы Господь не отвергнул его «от Лица Своего, и Духа Своего Святого» не отнял от него. И Церковь часто, часто повторяет эти слова, ободряя всякую кающуюся душу.

И вот, когда мы проходим это время покаяния, подвиг покаяния, каждый человек должен постараться заглянуть в свою душу, как можно поглубже, в самую ее глубину. Где мы живем, где мы переживаем, где мы радуемся, где мы скорбим, где мы печалимся, где мы гневаемся, где мы раздражаемся - в самой глубине нашей души, в самом сердце нашем, потому что именно туда смотрит Всевидящий и Всеведущий Бог. Сумей же усмотреть свои грехи, душа человеческая, проходящая подвиг покаяния!

Конечно, нам самим это тяжело, да и непосильно, но вот и Церковь идет нам навстречу, на помощь и учит нас молиться Господу Богу о помощи, чтобы Он Сам даровал нам «зрети наши прегрешения» и о них заботиться, о них печалиться и помнить свои грехи, никогда не осуждать брата своего. Аминь.

Митрополит Филарет Вознесенский

Из книги Литургика автора Красовицкая Мария Сергеевна

Чтение Покаянного Канона Прп. Андрея Критского в Первые Дни Великого Поста. Наш Типикон полон не только всяких строгостей и непонятностей, но и глубокого понимания всей немощи человеческой природы, родительской заботы о каждом церковном чаде. Так, кафизма на вечерне

Из книги Жития Святых - месяц октябрь автора Ростовский Димитрий

Великое повечерие с каноном Андрея Критского В будние дни Великого поста и в дни малых постов, когда совершается служба с Аллилуйя, а также в те дни года, когда вечерня служится во второй половине дня (например, Рождественский и Крещенский сочельник), Устав назначает

Из книги Жития Святых - месяц январь автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц июль автора Ростовский Димитрий

Память преподобного Григория Критского Преподобный отец наш Григорий родился в 760 году на острове Крите от благочестивых супругов Феофана и Иулиании. При добром домашнем воспитании, он получил и книжное образование. В то время исповедники православной веры терпели

Из книги Великий пост автора Шмеман Протоиерей Александр

Из книги Новый эклогион автора Святогорец Никодим

1. НАЧАЛО: Великий Канон Теперь нам надо вернуться к идее и опыту Великого Поста как духовного странствия, цель которого - перенести нас из одного духовного состояния в другое. Как мы уже сказали, большинство современных христиан не понимает этой цели Великого Поста и

Из книги Чтения по литургическому богословию автора (Милов) Вениамин

Житие и подвиги иже во святых отца нашего Андрея, архиепископа Критского, инрусалимлянина, просиявшего в VIII веке Родиной сего божественного отца нашего Андрея был знаменитый Дамаск, ныне называемый турками Сиам. Родился преподобный от богобоязненных и добродетельных

Из книги Покаянный канон. Слова автора Критский Андрей

13. Церковно-литургическое назидание по «Великому Канону» св. Андрея, Архиепископа Критского "Великий покаянный Канон" св. Андрея, Архиепископа Критского, представляет драгоценность литургического богословия Православной Церкви.Это бессмертное творение содержит 250

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Великий покаянный канон

Из книги Человеческий лик Бога. Проповеди автора Алфеев Иларион

Память святого отца нашего Андрея, архиепископа Критского Святой Андрей родился в городе Дамаске и был немым от рождения до семи лет. Когда же он вместе с своими родителями причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, то во время святого причащения

Из книги Творения автора Критский Андрей

Страдание святого преподобномученика Андрея Критского Прошло много времени с тех пор, как прекратились многочисленные жестокие гонения на Христову Церковь, воздвигнутые злочестивыми царями и князьями. После сего Церковь Божия, как бы насажденная на плодоносной земле,

Из книги Григорий Нисский. Создание канона автора Щипина Римма Владимировна

«Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное». Начало Великого поста. Покаянный канон преподобного Андрея Критского В Великом каноне преподобного Андрея Критского перед нами проходят, один за другим, образы библейских героев - праведников и грешников, о которых

Из книги Мифология греков и римлян автора Лосев Алексей Федорович

ВЕЛИКИЙ КАНОН ТВОРЕНИЕ СВЯТОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО читаемый в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы и в четверг пятой седмицы ВЕЛИКОГО ПОСТА Песнь 1 Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу

Из книги Молитвослов на русском языке автора

2.3. Канон иконопочитания и иконографический канон Понятие « канон » в отношении к канону иконопочитания и к иконографическому канону, а также к канону как художественному стилю эпохи имеет разные оттенки смысла.«Канон» – церковно-юридический термин, обозначающий

Из книги автора

II. ВВЕДЕНИЕ В МИФОЛОГИЮ КРИТСКОГО ЗЕВСА Остановимся на Критском Зевсе, поскольку Крит.благодаря произведенным на нем за последнее время раскопкам являет нам и наиболее древние догреческие слои мифологии и, кроме того, там находят материалы, служащие непосредственным

Из книги автора

Великий Канон: история и иконографические параллели Протоиерей Николай ПогребнякАндрей досточтимый, отец преблаженный,пастырь Критский, не переставай молиться за воспевающих тебя...Богослужебные тексты Великого поста – неиссякаемая сокровищница воздержания и плодов.


Первая песнь. Адам и Ева

Песнь первая

На русском языке

На церковнославянском языке

Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися.

Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Откуда начну оплакивать окаянной моей жизни деяния? Какое начало положу, Христе, нынешнему рыданию? Но, как милосердный, даруй мне прегрешений оставление.

Прииди, окаянная душа, с плотию твоею, создателю всех исповедайся, воздержись, наконец, от прежнего неразумия и принеси Богу в покаянии слезы.

Первозданному Адаму в преступлении поревновав, познал я себя отчужденным от Бога, от вечного Царства и блаженства, грехов ради моих. (Быт.3:6-7)

Увы, несчастная душа моя, для чего уподобилась ты первозданной Еве? Ибо видела ты зло и уязвилась ты горько, прикоснулась ты к древу и вкусила ты дерзостно пагубной пищи. (Быт.3:6)

Вместо чувственной Евы восстала во мне Ева мысленная, во плоти страстный помысл, показующий сладкое, и при вкушении всегда напаяющий горечью.

Достойно изгнан был из Едема Адам, как не сохранивший одну твою заповедь, о Спаситель; я же что должен буду претерпеть, отметая всегда Твои животворные слова. (Быт.3:23)

Слава: Пресущественная Троица во Еди́нице Покланяемая, возьми от меня бремя тяжкое греховное и как Милосердная, даруй мне слезы умиления.

И ныне: Богородице, Надеждо и Предстательство Тебя воспевающих, возьми от меня бремя тяжкое греховное и, как Владычица Чистая, кающагося приими меня.

Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися.

Припев : Помилуй меня, Боже, помилуй меня.

Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление.

Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.

Первозданнаго Адама преступлению поревновав, познах себе обнажена от Бога и присносущнаго Царствия и сладости, грех ради моих.

Увы мне, окаянная душе, что уподобилася еси первей Еве? видела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и коснулася еси древа, и вкусила еси дерзостно безсловесныя снеди.

Вместо Евы чувственныя мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл, показуяй сладкая и вкушаяй присно горькаго напоения.

Достойно из Едема изгнан бысть, яко не сохранив едину Твою, Спасе, заповедь Адам: аз же что постражду, отметая всегда животная Твоя словеса?

Слава: Пресущная Троице, во Единице покланяемая, возьми бремя от мене тяжкое греховное и, яко благоутробна, даждь ми слезы умиления.

И ныне: Богородице, Надежде и Предстательство Тебе поющих, возьми бремя от мене тяжкое греховное, и, яко Владычица Чистая, кающася приими мя.

Первые люди, Адам и Ева, жили в раю радостно, в изобилии и свободно. Бог дал им только один запрет - не есть плодов с древа познания добра и зла, иначе они умрут. Но змей соблазнил и обманул Еву, сказав, что Бог запрещает людям есть плоды с древа, чтобы они не стали как боги, а не потому что это грозит смертью. Ева увидела, что плоды дерева привлекательны, попробовала их сама и угостила Адама. В результате вместо обретения божественных свойств Адам и Ева были изгнаны из рая на землю, где жизнь трудна и скудна. Преподобный Андрей говорит, что его душа уподобилась Еве, которая соблазнилась привлекательным видом греха, а также сравнивает с Евой свой помысел (мысль), представляющую грех сладким. Но последствия греха горьки. Прп.Андрей говорит, что Бог был прав, изгоняя Адама из рая за нарушение всего одного Его запрета, и что сам он достоин куда большего наказания, ведь нарушает множество заповедей постоянно. И также как Адам лишился рая за свой грех, также и прп.Андрей лишен Бога и блаженства из-за своих грехов.

Вторая песнь. Апостол Петр

Песнь вторая

На русском языке

На церковнославянском языке

Ирмос: Вонми небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго.

Внемли мне, Боже Спасителю мой, милостивым Твоим оком, и прими мое пламенное исповедание.

Согрешил я более всех людей, один я согрешил пред тобою; но как Бог, о Спаситель, помилуй создание Твое. (Тим.1:15)

Вообразив моих страстей безобразие, любострастными стремлениями исказил я ума красоту.

Буря зол окружает меня, милосердный Господи, но, как Петру, и мне руку простри. (Мф.14:31)

Осквернил я одежду плоти моей и осквернил в себе, о Спаситель, Твой образ и подобие.

Помрачил я красоту души страстными удовольствиями, и всячески весь ум прах сотворил.

Раздрал я одежду мою первую, которую в начале изткал мне Создатель, и оттого лежу наг.

Облеклся я в раздранную ризу, которую исткал мне змий коварством, и стыжуся. (Быт.3:21)

Слезы блудницы, Щедрый, и я приношу, помилуй меня, о Спаситель, снисхождением Твоим. (Лк.7:38)

Воззрел я на красоту сада, и прельстился умом; оттого лежу наг и стыжуся.

На хребте моем делали все виновники страстей, умножая против меня беззакония свои. (Пс.128:3)

Слава: Единого Тебя в трех Лицах, Бога всех пою, Отца и Сына и Духа Святого.

И ныне: Пречистая Богородице Дево, едина всепетая, моли прилежно, чтобы спастися нам.

Ирмос: Вонми, Небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго.

Вонми, Небо, и возглаголю, земле, внушай глас, кающийся к Богу и воспевающий Его.

Вонми ми, Боже, Спасе мой, милостивым Твоим оком и приими мое теплое исповедание.

Согреших паче всех человек, един согреших Тебе; но ущедри, яко Бог, Спасе, творение Твое.

Вообразив моих страстей безобразие, любосластными стремленьми погубих ума красоту.

Буря мя злых обдержит, благоутробне Господи; но яко Петру и мне руку простри.Оскверних плоти моея ризу и окалях, еже по образу, Спасе, и по подобию.

Омрачих душевную красоту страстей сластьми и всячески весь ум персть сотворих.

Раздрах ныне одежду мою первую, юже ми изтка Зиждитель из начала, и оттуду лежу наг.

Облекохся в раздранную ризу, юже изтка ми змий советом, и стыждуся.

Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю, очисти мя, Спасе, благоутробием Твоим.Воззрех на садовную красоту и прельстихся умом: и оттуду лежу наг и срамляюся.

Делаша на хребте моем вси начальницы страстей, продолжающе на мя беззаконие их.

Слава: Единаго Тя в Триех Лицех, Бога всех пою, Отца и Сына и Духа Святаго.

И ныне: Пречистая Богородице Дево, Едина Всепетая, моли прилежно, во еже спастися нам.

Бог создал человека прекрасным душою и телом, и вложил в каждого из нас Свой образ, Свой портрет. Грех уродует и душу и тело и прп.Андрей говорит о том, что он сам уродует себя страстями. Но здесь прп.Андрей уже думает не только о грехе и его последствиях, но обращается к Богу за спасением и просит Бога принять его исповедь. Если полностью сосредоточиться на грехе и не обращаться к Богу, никакое покаяние невозможно. Он вспоминает как апостол Петр в бурю увидел идущего к лодке Христа и попросил Его, если это действительно Он, повелеть Петру прийти к Нему по воде; Христос повелел, и Петр пошел, но на середине пути испугался и стал тонуть; и обратился ко Христу с просьбой спасти Его, а Христос протянул руку и спас. Прп.Андрей сравнивает зло, окружающее его, с бурей, а себя с тонущим (во зле) Петром, и просит Господа протянуть ему руку помощи, как некогда Петру. Эта песнь помогает нам осознать, что своими грехами мы вредим сами себе, и что нам есть к Кому обратиться за помощью и прощением.

Третья песнь. Господь - Пастырь мой

Песнь третья

На русском языке

На церковнославянском языке

Ирмос: На недвижимом, Христе, камени заповедей Твоих, утверди мое помышление.

Когда огнь от Господа Господь одождил, попалил некогда землю содомскую. (Быт.19:24)

На горе спасайся, душа, как Лот, и устремляйся в Сигор. (Быт.19:23)

Беги, душа, от горения; беги от горящего Содома, беги от погубляющего божественнаго пламени.

Согрешил я один пред Тобою, согрешил более всех, о Христос Спаситель, не презри меня.

Ты — Пастырь добрый; найди меня, агнца, и заблудившагося не презри меня. (Ин.10:11-14)

Ты — вожделенный Иисус; Ты — Создатель мой; Тобою, о Спаситель, оправдаюся.

Исповедаюсь тебе, о Спаситель: согрешил я, согрешил пред Тобою; но разреши и прости меня, как милосердный.

Слава: О Троица, Единица, Боже! Спаси нас от обольщения, от искушений и опасностей.

И ныне: Радуйся, Бога вместившее чрево; радуйся, престол Господень; радуйся, Матерь Жизни нашей.

Ирмос: На недвижимом, Христе, камени заповедей Твоих утверди мое помышление.

Огнь от Господа иногда Господь одождив, землю содомскую прежде попали.

На горе спасайся, душе, якоже Лот оный, и в Сигор угонзай.

Бегай запаления, о душе, бегай содомскаго горения, бегай тления Божественнаго пламене.

Согреших Тебе един аз, согреших паче всех, Христе Спасе, да не презриши мене.

Ты еси Пастырь добрый, взыщи мене, агнца, и заблуждшаго да не презриши мене.

Ты еси сладкий Иисусе, Ты еси Создателю мой, в Тебе, Спасе, оправдаюся.

Исповедаюся Тебе, Спасе, согреших, согреших Ти; но ослаби, остави ми, яко благоутробен.

Слава: О Троице Единице Боже, спаси нас от прелести, и искушений, и обстояний.

И ныне: Радуйся, Богоприятная утробо, радуйся, престоле Господень, радуйся, Мати Жизни нашея.

Лот был племянник праведного Авраама, выбравший себе место жительство рядом с Содомом и Гоморрой. Про жителей этих городов Писание говорит, что они были «злы и весьма грешны пред Господом» и что жалобы на них доносились до Бога. Поэтому Господь решил уничтожить эти города, но сначала проверить, действительно ли их жители так грешны, как о них говорят - сошел на землю и остановился у Лота. После того, как Лот всю ночь защищал своих гостей от своих соседей, Содом и Гоморру было решено наказать, а Лоту с семейством было сказано бежать из Содома и не оглядываться. Также и нам надо бежать от греха, на который проливается гнев Божий огнем и серой, и не оглядываться на грех с сожалением о нем. В Писании Бог часто называется Пастырем - пастухом, который пасет овец - верных Ему людей. Пастух - это тот, кто знает, где находятся пастбища с самой сочной и зеленой травой и приводит стадо туда, кто защищает своих овец от волков и готов, как говорит Христос, оставить 99 овец ради того, чтобы пойти искать одну заблудившуюся овцу. Именно с этой одной потерянной овечкой (агнцем) мы и сравниваемся в каноне, и просим Господа нас найти.

Четвертая песнь. Лествица Иакова, Лия и Рахиль

Песнь четвертая

На русском языке

На церковнославянском языке

Ирмос: Услышал пророк о пришествии Твоем, Господи, и устрашился, что Тебе угодно родиться от Девы и явиться людям, и сказал: услышал я весть о Тебе и устрашился; слава силе Твоей, Господи.

Не презри творений Твоих, не оставь создания Твоего, Праведный Судия, ибо хотя я, как человек, один согрешил более всякого человека, но Ты, Человеколюбец, как Господь всего мира, имеешь власть отпускать грехи. (Мк.2:10)

Конец приближается, душа, приближается, и ты не заботишься, не готовишься; время сокращается - восстань: Судия уже близко - при дверях; время жизни проходит, как сновиденье, как цвет. Для чего мы напрасно суетимся? (Мф.24:33; Пс.38:7)

Пробудись, душа моя, размысли о делах своих, которые ты сделала, представь их пред своими очами, и пролей капли слез твоих, безбоязненно открой Христу дела и помышления твои и оправдайся.

Нет в жизни ни греха, ни деяния, ни зла, в которых я не был бы виновен, Спаситель, умом, и словом, и произволением, согрешив и намерением, и мыслью, и делом так, как никто другой никогда.

Потому и обвиняюсь, потому и осуждаюсь я, несчастный, своею совестью, строже которой нет ничего в мире; Судия, Искупитель мой и Испытатель, пощади, избавь и спаси меня, раба Твоего.

Лестница, которую в древности видел великий из патриархов, служит указанием, душа моя, на восхождение делами, на возвышение разумом; поэтому, если хочешь жить в деятельности и в разумении и созерцании, то обновляйся.(Быт.28:12)

Патриарх по нужде терпел дневной зной и переносил ночной холод, ежедневно сокращая время, пася стада, трудясь и служа, чтобы получить себе две жены.(Быт.31:7-40)

Под двумя женами понимай деятельность и разумение в созерцании: под Лиею, как многочадною, - деятельность, а под Рахилью, как полученной через многие труды, - разумение, ибо без трудов, душа, ни деятельность, ни созерцание не усовершенствуются.

Слава: Нераздельным по существу, неслиянным по Лицам богословски исповедую Тебя, Троичное Единое Божество, Соцарственное и Сопрестольное; возглашаю Тебе великую песнь, в небесных обителях троекратно воспеваемую.

И ныне: И рождаешь Ты, и остаешься Девою, в обоих случаях сохраняя по естеству девство. Рожденный Тобою обновляет закон природы, а девственное чрево рождает; когда пожелает Бог, то нарушается порядок природы, ибо Он творит, что хочет.

Ирмос: Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся, слава силе Твоей, Господи.

Дел Твоих да не презриши, создания Твоего да не оставиши, Правосуде. Аще и един согреших яко человек, паче всякаго человека, Человеколюбче; но имаши, яко Господь всех, власть оставляти грехи.

Приближается, душе, конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися, время сокращается, востани, близ при дверех Судия есть. Яко соние, яко цвет, время жития течет: что всуе мятемся?

Воспряни, о душе моя, деяния твоя яже соделала еси помышляй, и сия пред лице твое принеси, и капли испусти слез твоих; рцы со дерзновением деяния и помышления Христу, и оправдайся.

Не бысть в житии греха, ни деяния, ни злобы, еяже аз, Спасе, не согреших, умом и словом, и произволением, и предложением, и мыслию, и деянием согрешив, яко ин никтоже когда.

Отсюду и осужден бых, отсюду препрен бых аз окаянный от своея совести, еяже ничтоже в мире нужнейше; Судие, Избавителю мой и Ведче, пощади и избави, и спаси мя раба Твоего.

Лествица, юже виде древле великий в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельнаго восхождения, разумнаго возшествия; аще хощеши убо деянием, и разумом, и зрением пожити, обновися.

Зной дневный претерпе лишения ради патриарх, и мраз нощный понесе, на всяк день снабдения творя, пасый, труждаяйся, работаяй, да две жене сочетает.

Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении, Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов, ни деяние, ни зрение, душе, исправится.

Слава: Нераздельное Существом, Неслитное Лицы богословлю Тя, Троическое Едино Божество, яко Единоцарственное и Сопрестольное, вопию Ти песнь великую, в вышних трегубо песнословимую.

И ныне: И раждаеши, и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева, Рождейся обновляет законы естества, утроба же раждает нераждающая. Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет.

Для того, чтобы призвать себя к покаянию, св.Андрей вспоминает о том, что скоро придет смерть (конец), и что после смерти будет суд, и Судья уже близко, «при дверях». Это выражение из Евангелия, говорящее, что конец света - или Царство Божие - вот-вот настанут. И чтобы они не застали нас врасплох, надо бодрствовать и молиться, не расслабляться. Поэтому св.Андрей призывает душу пробудиться. Во сне мы без сознания и не понимаем, что делаем, в жизни мы можем формально бодрствовать, но так же жить бессознательно, плыть по течению, грешить, потому что «все грешат». Когда же человек пробуждается, он видит, что нарушил каждую заповедь и просит Бога помиловать его. Но мало просить о помиловании, надо меняться. Лестница, о которой идет речь, это лестница, которую увидел во сне Иаков, идущий в чужую страну: «вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. 13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему». Иаков понял, что он не один, что Бог с ним и небо с землею связаны. Св. Андрей говорит, что не только Ангелы должны спускаться по лестнице, но и мы должны восходить на небо, а не просто просить о помиловании. Когда же Иаков пришел в дом своего дяди Лавана, он увидел прекрасную дочь Лавана Рахиль и влюбился. У него не было никакого имущества и Лаван поставил условие, что Иаков должен проработать на него семь лет и только после этого он получит Рахиль в жены. Спустя семь лет устроили свадьбу, но Лаван обманул Иакова и дал ему в жены не Рахиль, а ее старшую некрасивую сестру Лию. Обнаружилось это только наутро. Впрочем, еще за семь лет работы на него Лаван был готов отдать Иакову Рахиль в жены тоже и сразу же. Есть традиция толкования Лии как телесных трудов (пост, бдение), а Рахили как созерцания в молитве и духовных сладостей. Об этом говорит здесь св.Андрей и прибавляет, что в духовной жизни ничего нельзя добиться без труда - ни поста, ни созерцания.

Пятая песнь. Рувим и Иосиф

Песнь пятая

На русском языке

На церковнославянском языке

Ирмос: От нощи утреннююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя Спасе, творити волю Твою.

В нощи жизнь мою проходил постоянно, ибо тьмой и глубокой мглой была для меня ночь греха, но как сына дня, Спаситель, покажи меня. (Еф.5:8)

Рувиму подражая окаянный, содеял я беззаконное и преступное дело пред Богом Всевышним, осквернив ложе мое, как отчее он. (Быт.35:22, 49:4)

Исповедаюсь тебе, Христе царю; согрешил я, согрешил, как прежде братья, продавшие Иосифа — плод чистоты и целомудрия. (Быт.37:28)

От сродников праведная душа связалась, вожделенный продан в рабство, прообразуя Господа, ты же, душа, сама всю продала себя твоими пороками.

Подражай праведному Иосифу и /его/ целомудренному нраву, несчастная и непотребная душа, не оскверняйся безрассудными стремлениями, всегда беззаконнуя.

Иосиф был некогда в рове, Владыка Господи, но как прообраз Твоего погребения и воскресения, а я когда что подобное Тебе принесу?

Слава: Тебя Троице славим, Единаго Бога: Свят, Свят, Свят Ты Отче, Сыне и Душе, Простое Существо, Единица всегда покланяемая.

И ныне: Из Тебя облечен в мой состав Непорочная безмужная Матерь-Дева Бог, создавший веки, и соединил с Собою человеческое естество.

Ирмос: От нощи утренююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя, Спасе, творити волю Твою.

В нощи житие мое преидох присно, тьма бо бысть, и глубока мне мгла, нощь греха, но яко дне сына, Спасе, покажи мя.

Рувима подражая, окаянный аз, содеях беззаконный и законопреступный совет на Бога Вышняго, осквернив ложе мое, яко отчее он.

Исповедаюся Тебе, Христе Царю: согреших, согреших, яко прежде Иосифа братия продавшии, чистоты плод и целомудрия.

От сродников праведная душа связася, продася в работу сладкий, во образ Господень: ты же вся, душе, продалася еси злыми твоими.

Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи.

Аще и в рове поживе иногда Иосиф, Владыко Господи, но во образ погребения и востания Твоего: аз же что Тебе когда сицевое принесу?

Слава: Тя, Троице, славим Единаго Бога: Свят, Свят, Свят еси, Отче, Сыне и Душе, Простое Существо, Единице присно покланяемая.

И ныне: Из Тебе облечеся в мое смешение, нетленная, безмужная Мати Дево, Бог, создавый веки, и соедини Себе человеческое естество.

Рувим был старшим сыном Иакова от Лии, а Иосиф - старшим сыном от Рахили. Когда Рувим вырос, он переспал с наложницей своего отца и тем тяжко согрешил. Св.Андрей сравнивает себя с Рувимом, говоря, что он осквернил свое ложе, как Рувим - ложе отца. Рувиму противопоставляется праведный Иосиф. Иаков любил Иосифа больше других сыновей, а братья его не любили. Поэтому они решили избавиться от него, сорвали с него одежду и посадили в ров, а потом продали Иосифа в рабство в Египет. Отцу братья принесли одежду Иосифа и сказали, что его разорвали дикие звери. Иосиф стал любимым рабом царедворца по имени Потифар, и тот доверял Иосифу как самому себе. Иосиф был красив, поэтому жена Потифара воспылала к нему страстью, и уговаривала его спать с нею, но Иосиф всячески уклонялся от этого. В какой-то момент она схватила его за одежду, но он сбежал, оставив одежду у нее в руках. Тогда она оклеветала его перед мужем в том, в чем была виновна сама. Св.Андрей призывает свою душу подражать не Рувиму, а Иосифу.

Шестая песнь. Моисей

Песнь шестая

На русском языке

На церковнославянском языке

Ирмос: Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой.

Приношу Тебе, о Спаситель, слезы чистые очей моих и воздыхания из глубины сердца, взывающаго: Боже, согрешил я Тебе, очисти меня.

Уклонилась ты, душа, от Господа своего, как Дафан и Авирон; но воззови /к Нему/ из глубины преисподней: пощади! — да пропасть земная не покроет тебя. (Чис.16:32)

Рассвирепев, как юница, душа, ты уподобилась Ефрему; как серна от сетей, спасай жизнь, окрылив ум деянием и созерцанием.(Ос.10:11)

Моисеева рука да уверит нас, душа, как Бог может убелить и очистить прокаженное житие, и не отчайся сама себя, если ты и прокажена. (Исх.4:6-7)

Слава: Троица есмь Проста, Нераздельная, Раздельная в Лицах и Единица соединенная в существе, Отец вещает и Сын и Божественный Дух.

И ныне: Утроба Твоя Бога нам роди, принявшего образ наш, Его, как Создателя всех, моли, Богородица, да молитвами Твоими оправдаемся.

Кондак, глас 6-й: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни, убо, да пощадит тя Христос Бог, везде Сый и вся Исполняяй.

Ирмос: Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой.

Слезы, Спасе, очию моею и из глубины воздыхания чисте приношу, вопиющу сердцу: Боже, согреших Ти, очисти мя.

Уклонилася еси, душе, от Господа твоего, якоже Дафан и Авирон, но пощади, воззови из ада преисподняго, да не пропасть земная тебе покрыет.

Яко юница, душе, разсвирепевшая, уподобилася еси Ефрему, яко серна от тенет сохрани житие, вперивши деянием ум и зрением.

Рука нас Моисеова да уверит, душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси.

Слава: Троица есмь Проста, Нераздельна, раздельна Личне, и Единица есмь естеством соединена, Отец глаголет, и Сын, и Божественный Дух.

И ныне: Утроба Твоя Бога нам роди, воображена по нам: Егоже, яко Создателя всех, моли, Богородице, да молитвами Твоими оправдимся.Господи, помилуй. (Трижды.)Слава, и ныне:

Душе моя, душе моя, востани, что спиши? конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй.

Моисей был избран Богом для того, чтобы вывести народ Израильский - потомков Иакова - из Египта, где они оказались рабами. Шли они в Израиль - землю, обещанную Богом еще Аврааму. Шли через пустыню и не всегда путь был легок, хотя Господь шел с ними всегда. Против Моисея эпизодически возникали бунты с подтекстом «почему он нами командует, мы так же избраны Богом, как и он!». Сначала Аарон - помощник Моисея, - и его сестра Мариам упрекали Моисея за жену-эфиоплянку (то есть не из израильского народа). В наказание Мариам побелела от проказы и только благодаря молитве Моисея очистилась от нее. Дафан и Авирон обвиняли Моисея в том, что он привел их из сытного Египта в пустыню и хочет властвовать над ними. Под ними разверзлась земля. Нас же св.Андрей призывает покаяться и просить о прощении, а также верить, что как Моисей смог очистить Мариам от проказы, так же и наша жизнь может быть очищена от греха.

Именем Ефрем в Ветхом Завете иногда называют Северное (Израильское) царство. Пророк Осия говорит: «Ефрем - обученная телица, привычная к молотьбе, и Я Сам возложу ярмо на тучную шею его; на Ефреме будут верхом ездить, Иуда будет пахать, Иаков будет боронить». Телицы, на которых молотили, могли беспрепятственно есть в это время зерно и жизнь их была сытной. С такой-то телицей сравнивает Осия Израиль, а св.Андрей уже нас, и призывает не успокаиваться в сытости, но стремиться к небу.

Седьмая песь. Царь и пророк Давид

Песнь седьмая

На русском языке

На церковнославянском языке

Ирмос: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам, но не предаждь нас до конца, отцев Боже.

Согрешил, беззаконновал и отверг заповедь Твою, ибо рожден я в грехах, и к язвам приложил раны себе, но Сам меня помилуй, как Милосердный, отцев Боже.

Тайны сердца моего я открыл Тебе, Судии моему: виждь смирение мое, виждь и скорбь мою, и вонми суду моему ныне и Сам помилуй меня, как Милосердный, отцев Боже. (Пс.37:19, 24:18, 34:23)

Саул, когда потерял ослиц отца своего, внезапно получил царство с известием, но храни и не забывай себя, душа, скотские вожделения твои предпочитая более Царства Христова. (1 Цар.9:10)

Давид некогда богоотец согрешил, душа моя, быв устрелен стрелою прелюбодейства и пленен копьем жестокого убийства; но ты, душа моя, сама страдаешь тягчайшими сих дел недугами — стремлениями собственного хотения. (2 Цар.11:4-15)

Присовокупил некогда Давид беззаконие к беззаконию, с убийством соединив прелюбодеяние, покаяние сугубое показал тотчас, но сама ты, душа, бо’лыпие совершив грехи, не покаялась Богу.

Давид некогда, изображая образно, составил песнь, которой обличает содеянное, взывая: помилуй меня, ибо согрешил я пред Тобою единым, Богом всех; Сам очисти меня. (Пс.50:1)

Слава: Троица Простая, Нераздельная, Единосущная и Естество Единое, Светы и Свет, Святые Три и Единое Святое поется Бог Троица, но воспой, прославь, душа, Жизнь и Жизни, всех Бога.

И ныне: Воспеваем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, Богородительница, ибо нераздельной Троицы родила Ты Единого Сына и Бога, и Сама открыла для нас, сущих на земле, /селения/ Небесные.

Ирмос: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам; но не предаждь нас до конца, отцев Боже.

Согреших, беззаконновах и отвергох заповедь Твою, яко во гресех произведохся, и приложих язвам струпы себе; но Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже.

Тайная сердца моего исповедах Тебе, Судии моему, виждь мое смирение, виждь и скорбь мою, и вонми суду моему ныне, и Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже.

Саул иногда, яко погуби отца своего, душе, ослята, внезапу царство обрете к прослутию; но блюди, не забывай себе, скотския похоти твоя произволивши паче Царства Христова.

Давид иногда Богоотец, аще и согреши сугубо, душе моя, стрелою убо устрелен быв прелюбодейства, копием же пленен быв убийства томлением; но ты сама тяжчайшими делы недугуеши, самохотными стремленьми.

Совокупи убо Давид иногда беззаконию беззаконие, убийству же любодейство растворив, покаяние сугубое показа абие; но сама ты, лукавнейшая душе, соделала еси, не покаявшися Богу.

Давид иногда вообрази, списав яко на иконе песнь, еюже деяние обличает, еже содея, зовый: помилуй мя, Тебе бо единому согреших всех Богу, Сам очисти мя.

Слава: Троице Простая, Нераздельная, Единосущная и Естество Едино, Светове и Свет, и Свята Три, и Едино Свято поется Бог Троица; но воспой, прослави Живот и Животы, душе, всех Бога.

И ныне: Поем Тя, благословим Тя, покланяемся Ти, Богородительнице, яко Нераздельныя Троицы породила еси Единаго Христа Бога, и Сама отверзла еси нам, сущим на земли, Небесная.

Царь Давид был праведником и любил Бога. Но однажды он увидел Вирсавию, чужую жену, чей муж, Урия, был на войне, послал за нею и прелюбодействовал с ней. Вирсавия забеременела, и, чтобы скрыть это, Давид вызвал к себе с войны Урию, надеясь, что тот пойдет спать с женой и можно будет сделать вид, что ребенок от него. Но Урия не пошел. Тогда Давид приказал военачальнику поставить Урию при сражении в то место, где его точно убьют, и Урию убили. Так Давид «присоединил беззаконие к беззаконию», к прелюбодеянию убийство. Но вскоре, после обличения пророком Нафаном, Давид раскаялся и написал 50-й псалом. Св.Андрей говорит, что хотя он и не совершал подобных поступков, но душа его страдает от желания совершить грех и это делает его грешнее Давида. Но Давид хотя бы раскаялся в своем грехе, а он не кается. И далее цитата из 50-го псалма: «помилуй мя, Тебе бо Единому согреших всех Богу, Сам очисти мя» переходит в молитву самого св.Андрея и становится и нашей молитвой.

Восьмая песнь. Илия и Елисей

Песнь восьмая

На русском языке

На церковнославянском языке

Ирмос: Егоже воинства небесная славят и трепещут Херувими и Серафими, всяко дыхание и тварь пойте, благословите и превозносите во вся веки.

Согрешившего меня, о Спаситель, помилуй, воздвигни мой ум к обращению, приими меня кающагося, умилосердись к взывающему: согрешил Тебе — спаси, беззаконовал — помилуй меня.

Колесничник Илия, возшед на колесницу добродетелей, как бы на небеса вознесся некогда превыше земнаго; итак по тому, душа моя, о его восходе размышляй. (4 Цар.2:11)

Елисей некогда, приняв милоть Илии, принял сугубую благодать от Господа, ты же, душа моя, не получила этой за невоздержание. (4 Цар.2:9)

Поток Иордана некогда милотию Илииной Елисей разделил на две стороны; ты же, душа моя, не получила этой за невоздержание. (4 Цар.2:14)

Соманитянка некогда праведника угостила, о душа, с добрым усердием, ты же не ввела в дом твой ни странника, ни путника, потому будешь извержена вон из брачнаго чертога, рыдая. (4 Цар.4:8)

Гиезиеву подражала ты, злосчастная душа, скверному нраву, всегдашнее сребролюбие которого отложи хотя на старость, убегай геенского огня, отступив от твоих злых дел. (4 Цар.5:20)

Слава: О Безначальный Отец, Сын Собезначальный, о Утешитель Благий Дух правый, Слова Божия Родитель, Отца Безначального Слово, Дух, живущий и созидающий, Троице Единица, помилуй меня.

И ныне: Как из пурпурового состава, Пречистая, мысленная багряница — плоть Эммануила во чреве Твоем соткалась, поэтому Тебя, как Богородицу, воистину почитаем.

Ирмос: Егоже воинства Небесная славят, и трепещут херувими и серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите и превозносите во вся веки.

Согрешивша, Спасе, помилуй, воздвигни мой ум ко обращению, приими мя кающагося, ущедри вопиюща: согреших Ти, спаси, беззаконновах, помилуй мя.

Колесничник Илия колесницею добродетелей вшед, яко на небеса, ношашеся превыше иногда от земных: сего убо, душе моя, восход помышляй.Елиссей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание.

Иорданова струя первее милотию Илииною Елиссеем ста сюду и сюду; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание.

Соманитида иногда праведнаго учреди, о душе, нравом благим; ты же не ввела еси в дом ни странна, ни путника. Темже чертога изринешися вон, рыдающи.

Гиезиев подражала еси, окаянная, разум скверный всегда, душе, егоже сребролюбие отложи поне на старость; бегай геенскаго огня, отступивши злых твоих.

Слава: Безначальне Отче, Сыне Собезначальне, Утешителю Благий, Душе Правый, Слова Божия Родителю, Отца Безначальна Слове, Душе Живый и Зиждяй, Троице Единице, помилуй мя.

И ныне: Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистинну Тя почитаем.

Св.Андрей просит Бога помиловать его и вспоминает двух великих пророков - Илию и Елисея. Илия был великим пророком, боровшимся с идолопоклонством в Израиле. Силой Божьей он низводил огонь с неба, заставлял воды Иордана расступаться перед ним, воскрешал мертвых и был взят живым на небо, куда вознесся в огненной колеснице. Елисей был учеником Илии и перед взятием Илии на небо попросил, чтобы дух, который был в Илии, был бы в нем в два раза сильнее. Елисей также заставил воды Иордана расступаться перед ним, обезвреживал ядовитую пищу и воскрешал и исцелял людей. Христос говорит апостолам, что верующие в него будут совершать подобные же чудеса: «17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; 18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». (Мк.16:17-18) и св.Андрей сокрушается, что он не совершает ничего подобного из-за своего невоздержания.

Богатая женщина из Сонама, сонамитянка, глубоко почитала Елисея и упрашивала его приходить к ней поесть. Привечание странников - одна из важнейших добродетелей, и св.Андрей сокрушается о своей чуждости ей.

Гиезий - слуга пророка Елисея. Когда Елисей исцелил человека от проказы и ничего не взял за это, Гиезий побежал за ним вслед и солгал, что Елисей требует денег. Деньги, конечно же, Гиезий хотел взять себе. За это проказа по слову Елисея перешла на него. Св.Андрей призывает себя и нас оставить любовь к деньгам, чтобы нас не постигло нечто похуже проказы - геена огненная.

Уклониться от зла и сотворить благо

Хоть мы и не можем исцелять от проказы и воскрешать мертвых, мы можем быть милосердными и помогать ближним. Арина Чабан страдает от искривления позвоночника. Он сдавливает внутренние органы и Арине становится все труднее дышать, не говоря уже о боли. Нужна срочная операция, на которой позвоночник укрепят титановой конструкцией. Имплант стоит почти миллион рублей. И тут надежда только на Божье и человеческое милосердие.

Закон бессилен, Евангелие — праздно, все Писание у тебя в небрежности, пророки и всякое праведное слово напрасны, раны твои, душа, умножились без Врача, Который исцелил бы тебя.

Нового Писания привожу тебе указания, вводящие тебя, душа, к умилению; праведным подражай, грешных же отвращайся, и умилостивляй Христа молитвами, пощением, чистотою и непорочностью.

Христос вочеловечился, призвав к покаянию разбойников и блудниц, душа, покайся, дверь Царствия уже отверста и прежде тебя входят в нее фарисеи и мытари и прелюбодеи кающиеся. (Мф.21:31)

Христос вочеловечился, восприняв плоть мою, и все свойственное естеству добровольно испытал, кроме греха, показуя тебе, душа, подобие и образ Своего снисхождения.

Христос волхвов спас, призвал пастырей, младенцев множество соделал мучениками, прославил старца и старую вдовицу; их деяниям и жизни ты не поревновала, душа, но горе тебе, когда будешь судиться! (Мф.2:1; Лк.2:8; Мф.2:16; Лк.2:26-37)

Постившись Господь сорок дней в пустыне, после взалкал, показуя человеческое /естество/: душа, не унывай, не разленись, если враг устремится на тебя, но молитвами и постом да отразится он от ног твоих. (Мф.4:2)

Слава: Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу с верой поклонимся, Троице нераздельной, Единице по существу, как Свету и Светом, и Жизни Жизням, животворящей и просвещающей концы.

И ныне: Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, Тобою верно царствуя, Тобою и утверждается, Тобою побеждая, побеждает всякое искушение, торжествует над врагами и имеет их в послушании.

Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас.

Андрее честный, отче треблаженнейший, пастырь Критский, не преставай молиться о воспевающих тебя, да избавимся все гнева и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущие твою память верно.

Ирмос: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо Рождение обновляет естества. Темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем.

Ум острупися, тело оболезнися, недугует дух, слово изнеможе, житие умертвися, конец при дверех. Темже, моя окаянная душе, что сотвориши, егда приидет Судия испытати твоя?

Моисеово приведох ти, душе, миробытие, и от того все заветное Писание, поведающее тебе праведныя и неправедныя: от нихже вторыя, о душе, подражала еси, а не первыя, в Бога согрешивши.

Закон изнеможе, празднует Евангелие, Писание же все в тебе небрежено бысть, пророцы изнемогоша и все праведное слово; струпи твои, о душе, умножишася, не сущу врачу, исцеляющему тя.

Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению: праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся и умилостиви Христа молитвами же, и пощеньми, и чистотою, и говением.

Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытари и прелюбодеи кающиися.

Христос вочеловечися, плоти приобщився ми, и вся елика суть естества хотением исполни греха кроме, подобие тебе, о душе, и образ предпоказуя Своего снисхождения.

Христос волхвы спасе, пастыри созва, младенец множества показа мученики, старцы прослави и старыя вдовицы, ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию, но горе тебе, внегда будеши судитися.

Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится.

Слава: Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу верно поклонимся, Троице Нераздельней, Единице по существу, яко Свету и Светом, и Животу и Животом, животворящему и просвещающему концы.

И ныне: Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники, и проходит послушание.

Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя: да избавимся вси гнева и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно.Таже оба лика вкупе поют Ирмос:Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо Рождение обновляет естества. Темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем.В канонах припев как молитвенное воззвание произносится перед всеми тропарями каждой песни, если не указан другой припев, кроме тех, которые начинаются словами "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу" и "И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

На Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы поется и читается по частям, а на утрене Четверга пятой седмицы того же поста в полном составе Великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон. Он читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими также, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. «Мистагог покаяния», т. е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, — так называет святого Андрея, составившего сей канон, Православная Церковь.

Великий канон состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, в духовном свете. В тропарях канона, персонажи священной истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.

Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: «Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен». «Благоутробен» — значит милостив и милосерд так, как Мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим, жалеет ребенка и любит его всем своим сердцем. Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Этому учит нас в своем каноне святой Андрей Критский.

Весь Ветхий Завет предстает перед нами в тропарях канона, как школа покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, святой не забывает и о злых и жестоких делах, побуждая нас подражать добрым и отвращаться злых. Но в Великом каноне есть не только примеры из Священного Писания, есть здесь и увещание душе, рассуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, берет нас за руку и вводит в свою келью, чтобы собеседовать с нами, рассказывать, делиться своим опытом, и, вместе с нами, смиренно и горячо молиться.

Почему Святая Церковь в первые дни Великого поста предлагает нам именно эти песнопения? Потому, что пост — это время покаяния и очищения, а канон преподобного Андрея весь и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жития.

Творец этого, столь любимого православными людьми Великого канона, преподобный Андрей, архиепископ Критский родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. Из свидетельств о раннем детстве святого известно, что до семи лет его считали немым, т. к. до этого времени он не произнес ни одного слова. Когда же, по достижении семилетнего возраста, он причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, немота его разрешилась и он стал говорить. После этого явленного чуда родители отдали свое чадо постигать премудрость божественных книг. На четырнадцатом году жизни, святой Андрей, был приведен родителями в Иерусалим для служения Богу в монастыре Братства Гроба Господня. По пострижении в монашество святой Андрей был назначен нотарием, т. е. секретарем, Иерусалимской патриархии, как человек весьма разумный. Он проводил добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам иерусалимский патриарх. После 681 года, когда в Константинополе происходили заседания Шестого Вселенского Собора, святой Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, вместе с двумя старцами-монахами, был послан в византийскую столицу от лица своего патриарха, чтобы представить императору документы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора всей полноты Иерусалимской Православной церкви, находившейся тогда под мусульманским игом.

После окончания Собора старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а Андрей, сделавшись известным, своей книжной премудростью и глубоким знанием догматов Церкви, императору и святым отцам, был оставлен в Константинополе, получив навсегда прозвище «Иерусалимита», т. е. «Иерусалимлянина».

В столице Империи он получил послушание возглавить Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии с зачислением в клир главного храма Византии.

20 лет служил он в сане диакона и трудился в Доме сирот, проявляя должную заботливость и попечение. Здесь же, в Константинополе, он начал слагать свои дивные песнопения, которыми богато украсил литургическое наследие Святой Церкви.

После двадцатилетнего диаконского служения святой Андрей был рукоположен в епископский сан и назначен на самую далекую кафедру империи — остров Крит, где за свои усердные труды был удостоен титула архиепископа. Здесь он был светильником миру, просвещающим Христову Церковь богодухновенным учением и добродетельной жизнью. Святой пастырь критский строил храмы Божии, а также дома для сирот и престарелых. Для своей паствы он был любящим отцом, неустанно проповедующим и, молитвами своими, отражающий все напасти и невзгоды, а для еретиков являлся непреклонным обличителем и грозой. Не оставлял святой Андрей и трудов по составлению церковных песнопений.

Несколько раз святитель, оставив Крит, посещал Константинополь, где виделся с патриархом и императором, а также с близкими ему людьми. Там же выступил он в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество. В свое последнее посещение столицы, святой Андрей, почувствовав приближение скорой кончины, простился со своими друзьями. По дороге на Крит он сильно заболел. Тяжелый недуг заставил его остановиться на острове Митилина в городке Ерессо, где святой и скончался 4 июля около 740 года. В этот же день Святая Церковь и доныне совершает его память.

Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, т. к. в его время этот праздник отдельно не праздновался). Великопостное богослужение, кроме Великого канона, было украшено и другими творениями святого песнописца. В рукописях сохранились каноны Недели Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая и Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся четверопеснец святого Андрея, к которому позднее присоединяли свои четверопеснцы и каноны св. Косма Маюмский, инокиня Кассия, епископ Марк Отрантский. По количеству оригинальных мелодий-напевов святой Андрей превосходит даже столь великого песнописца, как преподобный Иоанн Дамаскин. Составляя Октоих, святой Иоанн вносил в него ирмосы и напевы святителя Андрея Критского.

Великий Канон Андрея Критского (видео сюжет Ивана Дяченко):

Закон Божий Канон св.Андрея Критского

Если мы придем в храм вечером в один из первых четырех дней Великого поста, многих поразит необычная картина: в церкви темно, люди стоят с горящими свечами, звучит строгий и торжественный голос священника… Это читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

В самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач , раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.

Чтение Великого покаянного канона в первую неделю Великого Поста в нашем храме совершается в понедельник, вторник, среду и четверг в 17:00

В пятую неделю Великого поста в четверг (среда в 16:00)

Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге.

Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере .

(Сделать это удобнее всего «режиме для печати», нажав соответствующую ссылку под заголовком публикации).

Покаянный канон Андрей Критского, Понедельник. Читает Святейший Патриарх Московский и всеЯ Руси Кирилл. 2009 г.:

Покаянный канон Андрей Критского, вторник. Читает Святейший Патриарх Московский и всей Руси Кирилл. 2009 г.:

Покаянный канон Андрей Критского, среда. Читает Святейший Патриарх Московский и всей Руси Кирилл. 2009 г.:

Покаянный канон Андрей Критского, четверг. Читает Святейший Патриарх Московский и всей Руси Кирилл. 2009 г.:

Вечером четверга первой недели Великого Поста закончится чтение Великого покаянного канона св. Андрея Критского… Но не спешите отложить книжку в сторону: до того, как он зазвучит вновь на 5-ой неделе поста, теперь целиком, посмотрите, вчитайтесь еще раз в этот удивительный текст, проникнитесь самим языком канона.

error: