Места, которые занимает россия в рейтинге по результатам оценки образования. Где можно получить лучшее образование в мире

Как сказал Нельсон Мандела, “Образование является самым мощным оружием для того, чтобы изменить мир”. У каждой страны на Земле есть собственная система образования, но не все они одинаково эффективны и способны воспитать в детях нужные навыки и умения. Как правило, в подобных списках лидируют страны с высоким уровнем жизни. Статистика разрыва в качестве образования между развивающимися и развитыми странами далеко не утешительная. Согласно данным, разрыв между развитым и развивающимся миром составляет около 100 лет. Лучшие из лучших поддерживают на должном уровне соотношение учителей к ученикам, обучают детей в школе дольше и дипломируют самое большое число студентов с качественным образованием. Кто же эти лидирующие страны? Продолжайте читать, чтобы изучить список из 10 лучших систем образования.

Австралия

"Образование для всех". Расположенная во главе рейтингов Развития человечества Организации Объединенных Наций страна с населением в 24 миллиона обучает школьников до возраста 20 лет (США, для сравнения, до 16 лет). У 94% граждан старше 25 лет есть среднее образование. Соотношение учеников к учителям составляет приблизительно 14:1, при этом Австралия превосходно поддерживает своих педагогов. Страна стимулирует учителей, отправляющихся в сельскую местность и старается обеспечить равную зарплату для педагогов на всех уровнях.


Япония

Благодаря интенсивному вниманию к обучению детей начиная с 6 лет, японские школьники имеют глубокие познания в науке. Япония занимает второе место в ежегодном глобальном образовательном отчете, четвертое место в чтении и седьмое по математике согласно влиятельной Международной программе оценки образовательных достижений учащихся. Программа тестирует 15-летних учеников во всем мире, чтобы сравнить системы образования стран. Согласно этим оценкам, островное государство Тихого океана серьезно относится к образованию. Уровень грамотности 127 миллионов граждан Японии составляет 99 процентов.


Южная Корея

Стандартизированные тесты подтверждают высочайшее качество системы образования в Южной Корее. Школьники в 49 миллионной республике посещают как частные, так и общественные средние школы и лидируют во многих академических оценках. Длительное изучение предметов помогло ученикам достичь столь высоких результатов, ведь южнокорейские родители тратят значительные суммы на внеурочное обучение своих детей.



Образование в Финляндии

Кто знал, что множество перерывов может значительно улучшить результаты учеников? Финны. У детей из этой северной европейской страны в возрасте от 7 до 15 лет проводятся 15-минутные перерывы для свободной игры в течение каждого часа их пятичасового школьного дня. И хотя оценки не ставятся до четвертого класса (и школы не требуют никаких стандартизированных тестов до четвертого года обучения), успех их учеников бесспорен. Последовательно высокие оценки в международных тестах подтверждают это. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), разрыв между самыми слабыми и самыми сильными учениками в Финляндии является самым маленьким в мире.


Норвегия

Норвегия имеет высочайшие оценки развития согласно ООН, т.к. ставит образование для 5.1 миллионов жителей одним из главных приоритетов. Скандинавская страна тратит 6.6% их ВВП на образование, и поддерживает отношение учителей к ученикам на уровне 9:1. Полагаясь на национальный учебный план, учителя знакомят школьников с прикладным искусством, правилами здорового образа жизни, музыкой и физкультурой. И их система определенно работает. Сто процентов населения Норвегии школьного возраста зарегистрированы в школе, а у 97 процентов жителей есть среднее образование.


Сингапур

Описанная как “ориентированная на экзамен” система образования в этом островном городе-государстве Юго-Восточной Азии с населением в 5.7 миллионов стремится научить детей решать проблемы. При этом, ученики отлично справляются с тестами и занимают первые места во всех науках. Учителя в Сингапуре также участвуют в профессиональном развитии на протяжение всей их карьеры.


Нидерланды

Даже если вы не знаете голландского языка, с обучением в Нидерландах не будет проблем. Страна с 17 миллионами жителей высоко оценивается во всех рейтингах качественного образования. Здесь обеспечивают обучение на множестве языков помимо нидерландского для учащихся 1 - 4 классов, чтобы способствовать скорейшему изучению языка. Среднее образование есть у 94% жителей, при этом обеспечивается дополнительное финансирование более бедным студентам и этническим меньшинствам. По данным ЮНЕСКО, у начальных школ с самой высокой пропорцией таких учеников, в среднем приблизительно на 58 процентов больше учителей и технического персонала.

Германия


Ирландия

Далеко не простая удача стала причиной высоких рейтингов Ирландии в Образовательном индексе ООН. Страна с 4.7 миллионами жителей вкладывает значительный капитал в образование граждан, тратя 6.2 процентов ВВП (вдвое больше, чем Сингапур). Такая расстановка приоритетов помогла Ирландии создать одну из лучших систем образования в мире.


Англия

99.9 процентов англичан в возрасте 25 и старше имеют среднее образование. Англия в настоящее время вырабатывает стратегию размещения дополнительных 750,000 учеников, которые по оценкам Министерства образования пополнят школы к 2025 году. Страна занимает лидирующие места в рейтинге систем образования, что подтверждается различными видами тестирования учеников.

Ирина Каминкова, для "Хвилі"

В современном мире с его тесными глобальными связями не вызывает сомнений значение образования: эффективность учебных заведений вносит существенный вклад в процветание государств наряду с другими факторами социально-экономического развития.

Для оценки и сравнения качества систем образования специалистами разработан ряд метрик, среди которых наиболее известные: PISA, TIMSS и PIRLS. Группа Пирсон с 2012 года публикует свой индекс, рассчитанный по данным метрикам, а также по ряду других параметров, таких как уровень грамотности и количество выпускников по различным странам. Кроме общего индекса, рассчитываются две его составляющие: навыки мышления и успехи в обучении.

Отметим сразу, что данные по Украине в этом рейтинге отсутствуют. Основная причина в том, что за все годы независимости чиновники у власти не удосужились оформить и подать ни одной заявки на международное тестирование. Очевидно, что, несмотря на ярую патриотическую риторику, развитие национальной системы образования и её продвижение на глобальном уровне, мягко говоря, не входит в круг их интересов. Тут уж впору брать пример с России, которая, несмотря на похожие проблемы с усушкой, угаром и утечкой ресурсов, всё же вошла в двадцатку лучших и обогнала (!) США.

В целом, развитие национальных систем образования в мире демонстрирует следующие тенденции:

  • страны Восточной Азии по-прежнему опережают остальных. Южная Корея находится на вершине рейтинга, далее следуют Япония (2), Сингапур (3) и Гонконг (4). Идеологией образования в этих странах является примат усердия над врожденными способностями, четко сформулированные цели и задачи обучения, высокая культура отчетности и взаимодействия среди широкого круга заинтересованных лиц.
  • страны Скандинавии, традиционно удерживающие сильные позиции, несколько растеряли своё преимущество. Финляндия, лидер Рейтинга-2012, переместилась на 5 место; а Швеция опустилась с 21-го на 24-е.
  • заметно улучшилась позиция Израиля (с 17 на 12 место), России (вверх на 7 мест до 13-го) и Польши (вверх на четыре места до 10-го).
  • развивающиеся страны занимают нижнюю половину рейтинга, Индонезия замыкает список из 40 представленных стран, ей предшествует Мексика (39) и Бразилия (38).

Дадим краткую характеристику 20 странам-лидерам.

  1. Южная Корея.

Япония и Южная Корея жестко конкурируют за 1-е место в рейтинге. Корейцы победили Японию по 3-м позициям. Япония, несмотря на солидные инвестиции в начальное образование детей, уступила в уровне мышления и ряде других позиций рейтинга. А вы знаете, что в Южной Корее дети часто ходят в школу семь дней в неделю, без выходных? Госбюджет образования в прошлом году составил $ 11300 млн. Уровень грамотности всего населения 97,9%, в т.ч. мужчин — 99,2%, женщин — 96,6%. ВВП на душу населения в 2014 году составил $34795.

  1. Япония

Система образования базируется на высоких технологиях, что обеспечивает лидерство в уровне знаний и понимания проблем. ВВП — около 5.96 триллионов долларов США — прекрасная материальная база для дальнейшего развития.

  1. Сингапур

Лидер по уровню системы начального образования, имеет сильные позиции по другим показателям, что обеспечило 3-ю позицию в рейтинге. ВВП на душу населения — $64584, 3-е место в мире.

  1. Гонконг

В школах представлена в основном британская система образования. Госбюджет образования за последний год — $39420 на душу населения. Начальное, среднее и высшее образование имеют очень высокий уровень. Обучение ведется на английском и кантонском диалекте китайского языка. Уровень грамотности населения 94,6%, отмечается очень хорошая математическая подготовка.

  1. Финляндия

Лидер рейтинга-2012 утратил свои позиции, уступив азиатским конкурентам. Многие продолжают считать систему образования Финляндии лучшей в мире, хотя фактически она таковой уже не является. Существенным недостатком системы признано позднее начало учебы в возрасте 7 лет. Образование в стране бесплатное, годовой образовательный бюджет 11,1 млрд €. ВВП на душу населения — $36395.

  1. Великобритания

Вопросы образования в Великобритании решаются не на уровне королевства, а на уровне правительств Англии, Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса. Согласно индексу Пирсона, Британия заняла 2-е место в Европе и 6-е место в мире. При этом шотландская система образования получила относительно более высокие оценки, чем в целом по стране. ВВП на душу населения — $38711, 21-е место в мире.

  1. Канада

Английский и французский языки являются языками обучения. Уровень грамотности не менее 99% (как среди мужчин, так и среди женщин). Показатель уровня образования также высокий. Процент выпускников колледжа самый высокий в мире. Канадцы поступают в колледж в 16 (в большинстве провинций) или 18 лет. Учебный календарь варьируется от 180 до 190 дней. Результаты могут стать еще лучше, если сделать приоритетом инвестиции в начальное образование. ВВП на душу населения — $44656. Канада инвестирует 5,4% своего ВВП в сектор образования.

  1. Нидерланды

Низкий уровень инвестиций, слабое планирование и управление в среднем образовании, опустили Нидерланды на 8 место в рейтинге. ВВП на душу населения — $42586.

  1. Ирландия

Уровень грамотности составляет 99% среди мужчин и женщин. Образование в стране является бесплатным для всех уровней — от начального до колледжа /университета. Только студенты из ЕС платят за обучение и облагаются налогами. Ирландское правительство инвестирует в образование 8.759 млн евро ежегодно.

  1. Польша

Министерство образования Польши руководит системой в стране. Согласно индексу Пирсона, Польша заняла 4-е место в Европе и 10-е в мире, благодаря хорошей организации начального и среднего (базового и полного) образования. ВВП на душу населения — $21118.

  1. Дания

Система образования Дании включает дошкольное, начальное, среднее и высшее образование, а также, образование для взрослых. В среднем образовании дополнительно выделяются гимназия, программа общей подготовки, программа поступления в коммерческие и технические вузы и профессионально-техническое образование. Аналогично, высшее образование также включает в себя ряд программ. Образование является обязательным для детей до 16 лет. «Folkeskole» или высшее образование не является обязательным, однако 82% студентов проходят обучение, что положительно характеризует перспективы страны. Образовательные индексы и индекс человеческого развития ООН в Дании являются одними из самых высоких в мире. ВВП на душу населения — $57998.

  1. Германия

Германия стремится к организации одной из лучших образовательных систем в мире. Образование полностью в ведении государства и, следовательно, не имеет никакого отношения к местному управлению. Детский сад не является обязательным, но среднее образование обязательно. В системе среднего образования действует пять типов школ. Немецкие университеты признаны одними из лучших в мире и способствуют распространению образования в Европе. ВВП на душу населения — $41248.

  1. Россия

Страна имеет дальнейшие резервы для улучшения позиций, если обратит внимание на развитие дошкольного и начального образования. Уровень грамотности практически 100%. Согласно опросу Всемирного банка, 54% занятого населения в России имеют высшее образование, что, несомненно, является высшим достижением для образования на уровне колледжа в мире. Расходы на образование превысили $20 млрд. в 2011 году. ВВП на душу населения — $14645.

  1. США

Многие считают США страной с высоким рейтингом образования, однако, это далеко не так. Несмотря на хорошо развитую и одну из самых мощных экономик в мире, образовательная система США не входит даже в топ-10. Затраты национального бюджета на образование в $ 1,3 трлн обеспечивают уровень грамотности 99% (среди мужчин и женщин). Среди 81.5 млн учащихся 38% посещают начальную школу, 26% среднюю и 20,5 млн — высшую. 85% учащихся заканчивают среднюю школу, 30% получают диплом о высшем образовании. Все граждане имеют право на бесплатное начальное образование. ВВП на душу населения — $54980 (6-е место в мире).

  1. Австралия

Годовой бюджет на нужды образования составил 5,10% ВВП — более $ 490 млн — в 2009 году. Английский язык – основной язык обучения. Уровень населения с начальным образованием — почти 2 миллиона. Уровень грамотности 99%. Среднее образование имеют 75%, а высшее — 34% жителей страны. Штаты и громады практически полностью контролируют местные образовательные учреждения и систему оплаты. PISA оценила австралийскую систему образования с точки зрения чтения, науки и математики, как 6, 7 и 9 в мире. ВВП на душу населения — $44346.

  1. Новая Зеландия

Расходы Министерства образования Новой Зеландии в 2014-2015 учебном году составили $ 13183 млн. Английский и маори являются основными языками обучения. Плохие результаты тестов в начальной школе являются основным препятствием для улучшения рейтинга. PISA даёт 7-е место стране в области науки и чтения, и 13-е в математике. Индекс образования HDI самый высокий в мире, но он оценивает только количество лет, проведенных в школе, а не уровень успеваемости. ВВП на душу населения — $30493.

  1. Израиль

Бюджет системы образования составляет примерно 28 млн.шекелей. Обучение ведется на иврите и арабском языке. Уровень грамотности среди мужчин и женщин достигает 100%. Начальное, среднее и высшее образование образуют комплексную систему. В рейтинге Организации экономического сотрудничества и развития 2012 года Израиль представлен как вторая наиболее образованная нация в мире. 78% затрат берет на себя государство. 45% граждан имеют среднее или высшее образование. Низкий показатель по индексу Пирсона связан с низким уровнем инвестиций в сферу дошкольного и начального образования. ВВП на душу населения — $35658.

  1. Бельгия

Система образования в Бельгии является неоднородной и в основном финансируется и управляется на уровне земель: фламандских, немецкоязычных и французских. Федеральное правительство играет несущественную роль в финансирование местных учебных заведений. Начальное образование является обязательным. Во всех громадах следуют одинаковым этапам обучения: базовое, дошкольное, начальное, среднее, высшее, образование в университете и профессионально-техническое обучение. По индексу образования ООН страна занимает 18-е место. ВВП на душу населения — $38826.

  1. Чехия

Образование является бесплатным и обязательным до 15 лет. Обучение в основном состоит из пяти этапов, включая дошкольное, начальное, среднее образование, колледжи и университеты. ВВП на душу населения — $28086.

  1. Швейцария

Вопросы образования решаются исключительно на уровне кантонов. Начальное образование является обязательным. 10 из 12 вузов в конфедерации принадлежат и управляются кантонами, два находятся в федеральной юрисдикции: управляются и контролируются Государственным секретариатом по вопросам образования, науки и инноваций. Университет в Базеле имеет славную многовековую историю: он основан в 1460 году и прославился исследованиями в области медицины и химии. Швейцария занимает второе место после Австралии по числу иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. В стране относительно высокое число Нобелевских лауреатов. Страна занимает 25 место в мире в области науки, 8 в математике. В рейтинге глобальной конкурентоспособности Швейцария занимает 1-е место. ВВП на душу населения — $47863 (8-е место в мире).

Судя по представленной информации, деньги – важный фактор для развития системы образования, но далеко не единственный. Во всех странах-лидерах образование – это неотъемлемая часть культуры и образа жизни:

  • не только родители и преподаватели, но и сами студенты заинтересованы в получении образования, т.к. оно высоко ценится в обществе и монетизируется в процессе карьерного роста;
  • преподавание почетно в качестве карьеры и имеет высокий социальный статус, хотя оплата может быть относительно невысокой.

Если у вас подрастают дети, и по прочтении данной статьи вы вдруг задумались о переезде в Азию, приглядитесь к стране, которая намного ближе — Финляндии. Кстати, по рейтингу знания разговорного английского Финляндия заняла 4-е место в 2012 году. Хотите, чтоб детишки знали английский? Вот вам отличное место для учебы.

Что ещё может понравиться в школе у финнов:

  • обучение начинается с 7 лет;
  • домашних заданий не задают;
  • никаких экзаменов, пока ребенку не исполнится 13;
  • в классах ученики с разным уровнем способностей;
  • максимум 16 учеников в классах с изучением математики и естественных наук;
  • много времени на переменках каждый день;
  • учителя имеют степень магистров;
  • подготовка учителей оплачивается государством.

Если школа уже позади, тогда колледжи и ВУЗы Польши предлагают хороший уровень образования по ценам, сопоставимым с украинскими, — и неизмеримо лучшую материальную базу. Или Чехия. Или Германия. Или Канада…

А что же Украина с её 100% грамотностью? Успеет ли она заявить о себе в мировых рейтингах? Сможет ли?

Шансы ещё есть. Но только для этого нужно научиться превращать золотые батоны обратно в обычное оборудование физ и химкабинетов, компьютерных классов и лабораторий. И ни в коем случае не допускать обратных реакций.

По материалам MBC Times и проекта “ Pearson ”.

На страницах британского издания The Times недавно был опубликован рейтинг ведущих систем образования в мире. Данные рейтинга были составлены на основании Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), которая включает проведение тестов с целью изучения уровня грамотности школьников и их умения применять свои знания на практике.

В ходе тестов проверяется уровень образованности учащихся в возрасте 15 лет, тестирование проводится раз в три года. Впервые рейтинг PISA был составлен в 2000 году, и тогда первую строчку в нем заняла система образования Финляндии. Через 12 лет ситуация практически не изменилась, и по-прежнему на первом месте остается Финляндия. Как ни странно, места со второго по пятое заняли системы образования таких экзотических стран, как Южная Корея, Гонконг, Япония и Сингапур.

Учебные заведения Великобритании по результатам тестов PISA заняли лишь 6 место, следом за ней идут Голландия, Новая Зеландия, Швейцария и Канада. Ни Россия, ни США не смогли войти даже в первую десятку рейтинга.

Попробуем разобраться, что предшествует успеху систем образования, занявших лидирующие позиции в рейтинге PISA.

Финляндия

По достижении 7-летнего возраста финские дети в обязательном порядке идут в школу. За год до этого они могут получить предварительное начальное образование в детском саду или в школе, но это не обязательно.

Первые шесть лет учебы финские школьники не получают оценок, поэтому им не приходится часами засиживаться за домашним заданием и сдавать экзамены. В школе дети занимаются все вместе, независимо от имеющегося у них уровня знаний. Во многом именно по этой причине между способными и бездарными учениками разница не является такой ощутимой.

В каждом фиском классе может быть не более 16 человек. Благодаря этому учитель может уделить больше времени конкретному ученику, а школьник, в свою очередь, будет занят выполнением конкретного задания, а не переспросами преподавателя о том, что ему не понятно.

Если сравнивать с США, где дети в основной школе проводят на переменах в среднем по 29 минут, в Финляндии это время увеличено практически в 2,5 раза и достигает 75 минут в день. При этом в графике учителя стоит не более 4 часов занятий в день. Также преподавателям выделяется время, которое используется исключительно для их профессионального роста, это порядка двух часов в неделю.

К слову, в Финляндии профессия учителя является одной из наиболее уважаемых, причем от преподавателей также требуют многого. Например, у каждого финского учителя должна быть степень магистра, а чтобы получить свою первую работу, преподаватель должен входить как минимум в 10% лучших выпускников на своем курсе.

О престиже профессии говорит и число претендентов на должность учителя: так, в 2006 году конкурс на одно учительское место в основной школе составил 100 человек, при этом уровень заработка преподавателей в среднем по стране составляет порядка 25 тысяч евро в год.

Южная Корея

Школьный период для корейских детей начинается по достижении ими шести лет, до этого они могут получить начальное образование в детском саду, куда их можно отправить уже с трех лет, но это не обязательно.

Дети в возрасте от 6 до 12 лет обучаются в начальной школе, после этого они переходят в неполную среднюю школу, где обучение длится по достижении ребенком 15 лет. Как правило, начальную и неполную среднюю школу дети выбирают, ориентируясь на ее близость к дому. Затем, когда уже встает выбор между профессиональным и академическим образованием в старшей средней школе, они могут пойти в другое учебное заведение.

В период обучения ребенка в начальной школе с классом занимается один учитель. В списке учебных дисциплин для детей этого возраста обязательно присутствует математика, этика, корейский язык, основы общественных и естественных наук, а также рисование и музыка. В дополнении к этому учитель должен в обязательно порядке донести до школьников знания, которые помогут детям решать разнообразные проблемы, дети обучаются традициям и культуре страны, также в них закладываются основные жизненные принципы, основанные на реальных производственных примерах.

В неполной средней школе, куда дети переходят по достижении 12 лет, к ним предъявляются более серьезные требования. Так, график занятий школьников рассчитан на 14 часов в день в течение 5 дней в неделю, а общее количество учебных часов ежегодно достигает тысячи. При этом количество учащихся в одном классе может увеличиться до 35 человек. Переход в следующий класс в школах Южной Кореи основан исключительно на возрасте учеников, поэтому никаких экзаменов здесь нет. Вступительные испытания ждут школьников только по достижении ими 15 лет, когда им нужно будет поступать в школы старшего среднего звена. Вместо экзаменов учителя оценивают успеваемость каждого подростка по отдельным предметам, его внеклассную работу, посещаемость, особые достижения, а также нравственное развитие. Все эти данные не используются до того момента, когда подросток примет решение о своем дальнейшем обучении.

В Южной Корее профессия учителя является достаточно почетной, что в первую очередь определяется стабильностью работы, хорошими условиями труда и высоким заработком. Например, в среднем по стране зарплата учителя составляет до 41 тысячи евро в год, а за счет дополнительного стимулирования эта сумма может увеличиться до 62 тысяч евро. Для получения должности кандидат на учительское место должен имеет степень бакалавра, а также входить в 5% лучших выпускников своего университета.

Гонконг



Структура гонконгской системы образования во многом схожа с южнокорейским вариантом. В этой стране будущие школьники с трех лет могут пойти в частный детский сад, по достижении 6-летнего возраста ребенок идет в начальную школу, 12-летнего - переходит в неполную среднюю школу, где он учится до 15 лет, и далее проводит еще 2 года в старшей средней школе.

В отличие от Южной Кореи, в Гонконге школьники в 50% выбирают заведения не по географическому принципу и близости их расположения к дому. Как правило, порядка 60% мест в каждой школе резервируется под детей преподавателей, а также родных братьев и сестер тех учеников, которые уже обучаются в данном заведении.

В начальной школе дети не сдают никаких экзаменов. До 2012 года в системе образования Гонконга было предусмотрено только 2 экзамена: первый - по окончании неполной средней школы, второй - после обучения в старшей средней школе. Но с 2013 года водятся изменения, и теперь школьника нужно будет сдать всего один экзамен - после завершения всего цикла обучения.

Гонконгские школьники могут выбрать для себя одну из нескольких программ обучения: учиться в утренние часы, в послеобеденное время или же на протяжении всего дня. В большинстве учебных заведений приоритетным является именно последний вариант. В некоторых программах помимо основных дисциплин внимание уделяется и успехам школьника вне стен учебного заведения. Занятия в школах проводятся на китайском языке, в качестве дополнительного второго языка используется английский.

Гонконгская система образования в последние годы существенно модернизирована, здесь, как и в Южной Корее, большое внимание уделяется замене бумажных носителей информации цифровыми.

Несмотря на то, что количество учащихся в одном классе может достигать 40 человек, в графике занятий преподавателя стоит не более 10-12 часов в неделю.

Япония



Как и в других школах азиатского региона, в Японии структура школьного образования практически не отличается от описанных выше. Ребенка ждут три года в детском саду (по желанию), затем 6 лет в начальной школе, после нее он проводит 3 года в неполной средней школе и завершает свое обучение тремя годами в старшей средней школе. Причем в обязательную программу обучения входит только начальная и неполная средняя школа. После этого, по достижении 15-летнего возраста он может и вовсе прекратить свое обучение. Однако, как показывает статистика, почти 95% японских школьников все же идут в старшую среднюю школу.

Программа обучения в этой стране практически ничем не отличается от обычной, в ней присутствуют предметы, направленные на изучение родного языка, математики, литературы, общественных наук, музыки и физкультуры. В дополнение к ним могут идти нравственное воспитание и самоконтроль.

Обучение в начальной и неполной средней школе осуществляется по принципу «целостности», когда в каждый момент времени ученики сосредоточены на решении одной и той же задачи. Но, несмотря на это, занятия редко носят лекционный характер, больше они похожи на совместное изучение и обсуждение изучаемого вопроса в рамках отдельных проектов и общих заданий.

Если до недавнего времени школьники были вынуждены учиться по 6 дней в неделю и выполнять колоссальный объем домашней работы, дополнительно уделяя время еще и занятиями с репетитором, особенно в период подготовки к экзаменам, то благодаря новым реформам теперь они учатся 5 дней в неделю. Однако объем домашней работы от этого не уменьшился.

В японских школах обязательными являются два экзамена: по окончании неполной средней школы и по завершении обучения в средней старшей школе. Причем результаты таких испытаний во многом определяют то, куда ученик попадет на следующей ступени обучения. Оценка знаний осуществляется на основании разнообразных тестов и домашних работ. Причем классный руководитель становится наставником, который помогает не только в стенах школы, но и за ее пределами.

В Японии учителя - достаточно уважаемые люди, и получить такую профессию очень сложно. Например, из всего количества желающих получить эту профессию реально получают диплом учителя только 14%, из них только 30-40% находят себе работу в школах.

Учитель с 15-летним стажем в этой стране может получать порядка 38 тысяч евро в год, причем время, проведенное перед аудиторией, у них почти в 2 раза меньше, чем у их американских коллег (27% против 53% в США).

Сингапур



Школы Сингапура принимают на обучение детей в возрасте от шести лет. Структура образования здесь выглядит следующим образом: обязательной является начальная школа, где дети проводят 6 лет, далее следует средняя школа, насчитывающая массу вариантов, и завершает процесс обучения предуниверситетский курс.

В основной школе дети учатся до достижения ими 12 лет, здесь им преподают родной язык и в обязательном порядке английский язык, математику и множество других мелких, но не менее важных предметов, таких как музыка, физкультура, эстетическое воспитание и прочие. Завершив обучение в начальной школе, дети сдают обязательный экзамен - Primary School Leaving Examination.

Сдав экзамен, они, в принципе, на этом могут и закончить свое обучение, но в подавляющем большинстве подростки все же переходят на следующую ступень. В средней школе программа разделяется на несколько видов, среди них: специальный курс длительностью 4-6 лет, экспресс-курс продолжительностью 4 года, нормальный академический курс продолжительностью 5 лет, нормальный технических курс, рассчитанный на 4 года, и предпрофессиональный, который занимает 1-4 года.

После прохождения обучения в средней школе ученики получают Генеральное свидетельство об образовании, тип которого зависит от изученного курса (уровни в порядке возрастания N, O и A). Получив такой документ, они могут прекратить обучение либо продолжить его в университете, получив затем свидетельство категории «A».

На должность учителя в Сингапуре принимают далеко не каждого. Как правило, отбор осуществляется из 30% лучших выпускников вузов. Однако их не всегда могут взять, так как конкурс на учительские места всегда очень большой.

Средняя зарплата сингапурского преподавателя находится на уровне 35 тысяч евро в год, причем здесь существует определенная система бонусов, которая позволяет увеличить заработок вплоть до 30% от зарплаты. Бонусы рассчитываются ежегодно и зависят от результатов проверки деятельности учителя, в ходе которой оцениваются его профессиональные качества, имеющийся потенциал и активность участия в жизни учебного заведения.

Великобритания



На британскую систему образования рейтинги PISA практически не оказывают никакого влияния. В плане обучения эта страна всегда была, есть и будет популярной из-за элитарности здешних школ, особенно в том случае, если речь заходит о школе-интернате с вековой историей.

В большинстве своем подобные учебные заведения принадлежат к классу элитных, так как туда принимают далеко не каждого, да и в плане финансов обучение в них будет по силу только хорошо обеспеченным людям. С другой стороны, школы-интернаты в Великобритании часто разделены по половому признаку: либо для девочек, либо для мальчиков. За раздельное образование приводится массу доводов, как, впрочем, и за совместное, поэтому определяющего значения здесь не имеют ни те, ни другие.

В целом, обучение в Великобритании начинается с 5 лет. В начальной школе дети находятся до достижения ими возраста 12 лет. Как правило, домашние задания на этом этапе обучения отсутствуют. Подобное было введено только в 2012 году, когда учителям предоставили возможность самостоятельно решать, задавать детям домашние задания или нет. На этапе обучения в начальной школе проверка успеваемости по предметам осуществляется в форме сдачи эссе или проекта, после завершения курса обучения следует экзамен - Common Entrance Examination. Его успешная сдача открывает перед учеником двери в среднюю школу, по окончании которой (в 16 лет) подросток сдает очередной экзамен GCSE на получение Сертификата об общем среднем образовании. Этот сертификат в обязательном порядке должен быть у каждого подростка Великобритании.

Главной особенностью британских школ является жесткая привязанность к традициям обучения в этой стране. Так, неотъемлемыми атрибутами являются школьная форма, участие учеников в благотворительных акциях и регулярная социальная работа. В классах с детьми до достижения ими 8 лет занимается один учитель, затем постепенно появляются учителя по отдельным предметам, главная задача которых - подготовить школьников к сдаче обязательного экзамена.

Программа обучения в закрытых школах-пансионатах может разрабатываться индивидуально для каждого ученика или для группы школьников, собранных по способностям. Здесь нередко преподают дополнительные предметы, которые могут отсутствовать в обычной школе. Подобное не воспрещается, поскольку для частных школ действует отдельный регламент обучения, позволяющий учебным заведениям формировать собственную программу. Так, составляется определенный минимум, к которому ученик может прибавить нужные ему дополнительные курсы.

Голландия



В Голландии ребенка можно отправить в дошкольное учреждение с 3-4 лет, с 5 до 12 лет он уже обязательно должен пойти в начальную школу, после окончания которой ему предстоит сдать экзамен.

В зависимости от результатов экзамена, подросток дальше может выбрать подготовительное среднее образование (VMBO) длительностью 4 года, общее среднее или предуниверситетское образование (HAVO) продолжительностью 5 лет, либо предуниверситетское образование (VWO), рассчитанное на 6 лет. Программы первых двух лет обучения по этим направлениям практически идентичны, что сделано для того, чтобы пдросток смог легко поменять свой курс, если вдруг он по каким-то причинам передумал. С 2007 года обучение по одной из описанных выше программ для всех учеников Голландии является обязательным.

Образовательные стандарты в этой стране разрабатывает Министерство образования, культуры и науки, однако любая школа может дополнить одобренные программы любыми предметами на свое усмотрение. В начальной школе детям преподают сразу три языка: голландский, фризский и английский. В добавление к ним идут математика, общественные науки, а также рисование и физкультура. Обучение в начальной школе заканчивается экзаменом в виде теста, который ориентирован в первую очередь на выявление способней конкретного ученика в определенных дисциплинах. Кроме этого, учителя вместе с директором составляют отчеты по каждому ученику, которые учитываются при поступлении подростка в среднюю школу.

Знания учеников оцениваются практически так же, как и в российских школах: голландские школьники получают оценки за домашнюю работу, работу в классе и за устные экзамены. Активное участие в жизни школ принимают и родители учеников, что позволяет им вникать в учебные вопросы, контролировать успеваемость своих детей и при необходимости направлять их в нужную сторону.

Тем не менее, несмотря на все успехи голландских школ, они испытывают явный дефицит хороших преподавателей. И это даже несмотря на то, что средняя зарплата преподавателя в этой стране составляет порядка 60 тысяч долларов в год. Правительство очень внимательно следит за этим, а также постоянно делает шаги в сторону модернизации системы.

Школы Кипра

На Кипре система образования представлена школами начального и среднего звена. Также на острове функционируют школы профессионального обучения, ориентированные на подготовку квалифицированного персонала для производства и туристического бизнеса.

Как правило, начальным этапом обучения является дошкольное образовательное учреждение. На Кипре это может быть государственный, частный или общественный детский сад (последние организуются и финансируются родительскими ассоциациями). В 5,5 лет ребенка уже ждут в начальной школе. Здесь, с 1 по 3 класс, их обучать базовым навыкам письма, чтения и счета, в 4-5 классах к этим предметам добавятся занятия по иностранным языкам (это могут быть английский, французский, арабский, армянский, а некоторые школы Лимассола преподают даже русский язык), музыка, физкультура и разные предметы гуманитарного профиля.

После начальной школы дети переходят на следующую ступень и в течение трех обучаются уже в гимназии. Это второй этап из обязательного девятилетнего образования, принятого на Кипре.

После гимназии подростки могут прекратить свое образование или же перейти в лицей факультативных занятий, имеющих определенную предметную специализацию. Поскольку такие школы Кипра исключены из обязательной программы, обучение в них является платным. Здесь подростки изучают три группы предметов, среди которых основные (они для всех обязательны), специальные и факультативные. Выбор возможен из классических наук, дисциплин гуманитарного профиля, предметов физико-математической направленности, экономики и иностранных языков.

В качестве альтернативных среднему образованию являются частные школы, принимающие учеников на платной основе. Некоторые из них в программе обучения делают акцент на изучение иностранных языков, самыми популярными из которых являются французский, английский и итальянский.

Ученики начальной школы Северной Ирландии показали шестой результат в мире, и это лучший показатель в Европе. Результаты Англии не улучшились с момента испытаний четырехлетней давности.

Эти международные рейтинги - Trends in International Mathematics and Science Study (TIMSS) - публикуются каждые четыре года. Они основаны на результатах тестирований, в которых приняли участие более 600000 студентов из 57 стран в возрасте от 9 до 10 и от 13 до 14 лет.

1. Сингапур

2. Южная Корея

3. Тайвань

4. Гонконг

7. Казахстан

9. Ирландия

11. Англия

Результаты Англии выше среднего уровня и лучше, чем у многих европейских стран, но какого-либо существенного прогресса в рейтинге не произошло несмотря реформы школьной системы .

В последних международных тестированиях TIMSS по математике среди учеников начальных классов Англия упала на один пункт рейтинга, переместившись с 9-го на 10-е место. Результаты средних школьников также ухудшились. Вместо 10-го места Англия заняла 11-е.

Когда эти же самые тестирования проводились в 2007 году, Англия была шестой в математике. Сейчас это место занимает Северная Ирландия.

В естественных науках учащиеся начальных школ Англии остаются на 15-м месте, в то время как ученики средних классов поднялись с 10-го на 8-е место.

1. Сингапур

2. Гонконг

3. Южная Корея

4. Тайвань

6. Северная Ирландия

8. Норвегия

9. Ирландия

10. Англия

Министр по делам школьного образования Англии Ник Гибб отметил, что результаты, которые показали английские ученики, были более «интересными и уверенными», чем у многих международных конкурентов.

«Новый более требовательный учебный план по математике для младших школьников начали использовать с сентября 2014 года. Мы ожидаем, что будущие тестирования TIMSS отразят прогресс», - заявил господин Гибб.

Между тем, лейбористка Анжела Рейнер заявила, что результаты были достигнуты вопреки «постоянной перековке и переправке экзаменов, школьных структур и учебных программ».

Лидер Национальной ассоциации старших преподавателей Рассел Хобби отмечает, что нехватка квалифицированных учителей по математике и естественным наукам не дала Англии задержаться в «высшем дивизионе» международного образования.

Северная Ирландия очень уверенно показала себя в тестировании по математике среди учеников начальных классов. Страна сохранила ту же позицию, что и четыре года назад, и является первой в группе, следующей за лидерами рейтинга – странами Азии.

Это ставит молодежь Северной Ирландии впереди школьников из таких стран, как Финляндия и Норвегия, которые, как правило, отличаются высокой успеваемостью. Шотландия и Уэльс не участвовали в этих испытаниях.

Результаты испытаний, проведенных в 2015 году, выделили группу стран, демонстрирующих высокие достижения. Они нарастили свое преимущество по сравнению с предыдущими тестированиями. Все эти государства находятся в Азии.

Несмотря на международный успех Сингапура в тестировании, были опасения по поводу молодых людей, оказавшихся под слишком большим давлением.

Министерство образования Сингапура заявило, что образование является большим, чем просто получение высоких оценок.

Топ-10 результатов тестирования учеников средней школы по математике:

1. Сингапур

3. Тайвань

4. Южная Корея

5. Словения

6. Гонконг

9. Казахстан

10. Ирландия

Финляндия, чья модель образования часто используется для улучшения школьных систем в других странах, ухудшила свои позиции в этих рейтингах.

Тестирования проводятся Международной ассоциацией по оценке достижений в области образования Нидерландов и Бостонским колледжем США.

Исполнительный директор тестирований TIMSS Ина Маллис заявила, что общие результаты принесли «много хороших новостей» о школах: баллы, набранные участниками, повысились, а также большее количество детей, чем раньше, отметили, что школа является безопасной для них средой.

Профессор Маллис отметила, что успех азиатских стран отражает «согласованность» их подхода и «культуру погружения в образование».

«Остальная часть мира проигнорировала свою работу, и еще больше отстала от таких стран, как Сингапур и Южная Корея», - сообщила она.

Топ-10 результатов тестирования учеников начальной школы по математике:

1. Сингапур

2. Южная Корея

5. Гонконг

6. Тайвань

7. Финляндия

8. Казахстан

Наиболее важным общим фактором успеха является качество и доступность обучения, сказал директор TIMSS Майкл Мартин.

И достижение Сингапура, думается, не могло бы стать реальностью, если бы образование в этой стране не было бы приоритетом.

«Образование имеет огромное значение в этих странах», - сказал другой руководитель проекта тестирования, доктор Дирк Хастедт.

Стоит также отметить успехи российских школьников. Во всех четырех рейтингах страна находится примерно в середине первой десятки.

Люди любят составлять различные рейтинги и классифицировать страны по разным критериям. При этом обычно учитываются разнообразные факторы. Давайте рассмотрим такой фактор, как качество образования, более детально. Познакомьтесь со списком, в который вошли страны с самым качественным образованием! Для составления списка учитывались образовательные традиции и наличие системы, а также ценность такого образования в мире и количество людей с дипломом.

Россия

Российская Федерация входит в число наиболее образованных стран. К примеру, по сравнению с Китаем здесь в четыре раза больше людей, получивших высшее образование. Все это позволяет России занять достойную позицию в мире, здесь действительно обеспечивают хороший уровень знаний.

Канада

Канада тоже попала в список наиболее образованных. В этой североамериканской стране восемьдесят девять процентов людей могут похвастаться высшим образованием. Люди в возрасте с 25 до 64 лет могут получить диплом без всяких затруднений.

Япония

В Японии высочайший образовательный уровень. Практически пятьдесят процентов взрослых японцев могут похвастаться научной степенью. Это одно из государств, где университетское образование прекрасно развито. Здесь высочайший уровень грамотности: практически сто процентов населения в состоянии читать и писать, выполнять математические операции и тому подобное.

Израиль

Это страна, в которой многие люди способны получить академическую степень. Высшее образование здесь в почете. Лишь шестнадцать процентов населения в возрасте от 25 до 64 оказались не в состоянии завершить свое высшее образование.

Соединенные Штаты Америки

В среднем лишь сорок три процента американцев могут похвастаться степенью. Тем не менее это достаточно высокий уровень знаний. Недавние исследования показали, что качество обучения в Штатах начинает снижаться. Так или иначе, восемьдесят процентов людей смогли получить диплом.

Южная Корея

Это одно из сильнейших в плане науки государств, где почти половина взрослых получила научную степень. Шестьдесят шесть процентов населения в возрасте от 25 до 64 смогли закончить высшее учебное заведение без затруднений. Не менее впечатляющим кажется и уровень грамотности в Южной Корее, он один из высочайших в Азии.

Австралия

В Австралии достаточно высокий уровень образования, и очень многие люди получают дипломы, тем не менее научных степеней здесь не так много. Вероятнее всего, причина кроется в том, что обучение в Австралии занимает внушительный отрезок времени, что не все могут себе позволить.

Великобритания

В Великобритании сорок один процент населения может похвастаться научной степенью. Это страна, которая стала рекордсменом по количеству студентов женского пола в возрасте от 25 до 34 лет. Большая часть студентов получает научную степень, а не просто посещает колледж или техникум.

Новая Зеландия

В этой стране много людей с высшим образованием. Кроме того, по статистике, почти девяносто один процент детей от трех до четырех лет вовлечены в систему раннего образования. Тут впечатляющий уровень грамотности в любой возрастной группе: практически все жители данной страны умеют хорошо читать и писать.

Ирландия

Здесь почти сорок процентов людей со статусом бакалавра или выше. К тому же практически сто процентов детей посещают школу. Девяносто три процента ирландских студентов успешно заканчивают образование. Не менее впечатляющим является и уровень грамотности.

Германия

В Германии работает система бесплатного общественного образования. Во многих странах учитываются научные степени, в Германии же это общедоступно. Кроме того, эта страна имеет самый высокий уровень грамотности населения во всем мире.

Финляндия

Это страна, в которой дети обязательно должны посещать школу. Правительство Финляндии полностью взяло на себя ответственность за уровень образования жителей страны.

Нидерланды и Норвегия

Эти страны привлекают внимание тем, что здесь существует множество образовательных программ с детальной информацией о них. Ввозможность учиться тут есть для каждого.

Филиппины

Разговаривая об уровне знаний в азиатских странах, среди первых следует упомянуть Филиппины. В этой стране много талантов. Это страна с прекрасной природой и национальной кухней, кроме того, ее жители входят в число самых успешных в мире. Это не только отличное направление для отдыха, но и хороший выбор для получения образования. Здесь не только грамотные люди, большинство из них еще и владеет английским, что немало говорит о качестве образования в этом государстве.

Индия

Это еще одно азиатское государство, которое заслуживает высокого места в списке самых образованных стран. В Индии богатейшая история, тут высокоразвитые технологии и интересные традиции. Здесь не только приятно жить, здесь еще и здорово получать образование. Есть все, что необходимо студенту. В Индии есть образовательные учреждения высочайшего уровня, дипломы которых ценятся во всем мире. Туда приезжают студенты из разных стран. Это прекрасный выбор для всех, кто хочет получить образование.

Тайвань

Тайвань — это прекрасная страна с сильной экономикой и защищенными правами человека. В государстве замечательная образовательная система. Здесь более сотни заведений различных научных направлений. Даже дети изучают компьютерные технологии, искусство и занимаются наукой. По всей стране множество школ и других учреждений, делающих образование доступным для всех жителей.

Франция

Образовательная система во Франции отличается достаточно высоким уровнем качества. Здесь более сотни научных учреждений, где можно получить степень. У девяноста процентов населения есть диплом, а двадцать процентов занимаются после его получения наукой. Кроме того, во Франции активно сотрудничают с зарубежными учреждениями: в стране много представительств престижных учебных заведений со всего мира.

Польша

Польша — это одна из наиболее образованных стран во всей Европе. Согласно последним оценкам, она занимает пятое место на континенте и одиннадцатое — в мире. Польские школы заслуживают самой высокой оценки. Уровень образования тут даже выше, чем в Великобритании и в Соединенных Штатах. Наиболее выдающиеся здесь учреждения, связанные с математикой и наукой. Учащиеся школ в Польше показывают прекрасные результаты на экзаменах.

Швейцария

Это еще одно европейское государство, впечатляющее высоким уровнем знаний. Здесь одна из самых лучших образовательных систем в мире. В 2009 году двести тысяч человек были заняты образованием. Кажется, швейцарцы разбираются не только в банковских системах, но и в получении знаний. Именно здесь расположены значимые организации, предоставляющие рабочие места людям со всего мира. Для студентов, желающих заниматься экономикой, тут прекрасные научные программы.

Испания

В Испании образование спонсируется государством, оно является обязательным для детей в возрасте с шести до шестнадцати. Обычно учащиеся занимаются с девяти до пяти, в середине дня — двухчасовой перерыв. В 2003-м было установлено, что более девяноста семи процентов жителей этого государства могут похвастаться хорошим образованием. Тут высочайший уровень грамотности, который только растет. Люди старше пятнадцати могут писать, читать и бегло говорить на разных языках. Это многое говорит о системе школьного образования.

error: