Италия в 19 начале 20 века. Италия в конце XIX – начале XX века

Образование единого итальянского государства в 1870 году, когда к Италии был присоединён Рим и ликвидация иностранного гнёта, а также устранение векового влияния Ватикана создали благоприятные условия развития капитализма в стране и упрочили международные позиции в Европе.

Разрешение главной проблемы исторического развития страны - ее объединение открыло путь для общественного прогресса и завершения формирования итальянской нации.

Крупная земельная собственность, включая огромные латифундии, осталась в неприкосновенности после объединения. Производственные отношения в южной деревне, отягощённые феодальными пережитками, не претерпели никаких изменений.

Таким образом, назревшие задачи буржуазного преобразования итальянского общества были разрешены только частично.

Характерными особенностями развития в последней трети 19 века являлись: неравномерность развития промышленности и сельского хозяйства, Юга и Севера и острота классовых противоречий.

К 1871 – Италия аграрная страна, где был не завершён процесс первоначального накопления капитала. Было засилье феодального землевладения и преобладала мелкая кустарная промышленность.

Стоимость с/х продукции составляла 3 млрд. лир против 1 млрд. лир стоимости промышленной продукции.

Ликвидация феодальной раздробленности дала толчок:

Развитию капитализма

Ускорила процесс складывания единого национального рынка

Отделения промышленности от земледелия

Накопление капиталов

Индустриализация страны.

Были устранены таможенные барьеры между областями Италии и введена единая денежная система.

Развернулось строительство ж/дорог и шоссейных дорог. Увеличился объём морских перевозок и тоннаж торгового флота. На основе местных рынков сложился единый национальный рынок.

Начался переход промышленности от ремесленно-мануфактурной к фабрично-заводской, хотя решающую роль в этом сыграли 1896-1914 годы.

Развивалась хлопчатобумажная, шерстяная, горнодобывающая промышленность. Возникли машиностроительные и металлургические предприятия в Пьемонте, Ломбардии, Лигурии.

При помощи государства развивались банки, ж/дорожные кампании, пароходные общества. Росло население городов.

Однако к концу 19 века промышленность всё ещё сохраняла ремесленный, полукустарный характер.

Насчитывалось 1,4 млн. ремесленников, владельцев мелких предприятий и хозяев лавок.

Что же касается развитие капитализма в деревне, то это развитие шло по «прусскому» пути. Сохранялось крупное помещичье хозяйство. Росло количество безземельных крестьян. Сохранялись полуфеодальные методы эксплуатации. Крестьянские хозяйства влачили жалкое существование. Италия из-за с/х кризиса была вынуждена ввозить в страну большое количество пшеницы и др. зерновых продуктов.

В этот период росло количество монополий в Италии. Начался складываться итальянский империализм. Формирование империализма совпало с высоким развитием индустриализации страны и рождением фабрично-заводской промышленности, ядро которой находилось в 3-х провинциях Севера-Ломбардии, Лигурии и Пьемонте.

Возросло:

Стоимость валовой продукции в 2 раза

Национальный доход в 2 раза

Число промышленных предприятий в 2 раза

Число промышленных рабочих в 2 раза.

Развивались:

Текстильная, - машиностроительная, - химическая, - автомобильная отрасли.

1914 – Италия превратилась из аграрной страны в аграрно-индустриальную.

Промышленному подъёму сопутствовали биржевая горячка, рождение крупных состояний, рост промышленных инвестиций и банковских вкладов.

Окрепли позиции промышленной и финансовой буржуа. Расширилась сфера капиталистического производства за счёт мануфактур и ремесленных предприятий.

Образование монополий ускорялось за счёт концентрации производства и капитала, за счёт международной конкуренции, заимствования форм организации производства и банковского дела у развитых государств и политики протекционизма правящих кругов.

Главная сфера монополистического капитала была на Севере страны, особенно тяжёлая индустрия, текстильная промышленность, банки.

Проникновение монополий в с/х дало только первые шаги.

Т.о. развитие экономики шло неравномерно в отдельных отраслях. Юг в развитии отставал. Низкий жизненный уровень населения давал узость внутреннего рынка. Шло переплетение монополий с полуфеодальными формами эксплуатации и засильем крупного помещичьего землевладения.

Италия в конце XX - начале XXI веков

андреотти президент демократ преступность

В марте 1991 левоцентристский кабинет Андреотти подал в отставку из-за конфликта между главной правящей партией христианских демократов и президентом Франческо Коссигой, который требовал проведения реформ конституции и юридической системы. Андреотти сформировал новое правительство с участием христианских демократов, социалистов, социал-демократов и либералов. Оно обещало сократить бюджетный дефицит, усилить борьбу с коррупцией и приступить к реформе парламента и региональной автономии. В июне 1991 избиратели проголосовали на референдуме за частичное изменение закона о выборах. Запланированное властями повышение налогов вызвало всеобщую забастовку протеста в октябре 1991. В ноябре последовала новая волна стачек. Тем не менее, правительство провело в конце года через парламент новый бюджет, предусматривавший приватизацию государственного имущества, увеличение взносов в систему медицинского страхования и ограничение роста заработной платы.

Еще одним политическим скандалом стало дело тайной организации «Меч» («Гладио»). Она была создана после Второй мировой войны при участии спецслужб США для борьбы с влиянием коммунистов в Италии и обвинялась в причастности к целой серии террористических актов. В «Гладио» принимал участие и президент Италии Коссига. После новых расхождений с правящей ХДП, которую он обвинил в неспособности к проведению политических реформ, Коссига объявил в январе 1992 о своем разрыве с ХДП.

В феврале 1992 президент распустил парламент. В ходе досрочных выборов ХДП впервые получила менее 30% голосов, потери понесли и другие партии правящей коалиции. Заменившая компартию ДПЛС собрала на 10-11% меньше, чем ее предшественница, а Партия коммунистического возрождения получила около 6% голосов. Успеха добились новые политические движения - Лига Севера (более 8%) и сицилийская организация «Сеть» («Ла Рете»), призывавшая к более интенсивной борьбе с мафией. Политический кризис привел к отставке президента Коссиги и премьер-министра Андреотти. Новым главой государства стал христианский демократ Оскар Луиджи Скальфаро - сравнительно независимая политическая фигура. Новое правительство из представителей тех же партий возглавил социалист Джулиано Амато. Это было 51-е послевоенное правительство страны.

Активность мафии и иной организованной преступности продолжала расти. За 1991, по официальным данным, было совершено 718 убийств и 822 похищения. В марте 1992 на Сицилии был убит христианско-демократический политик Сальваторе Лима. Его обвиняли в тесных связях с мафией. В мае того же года погибли известный борец с мафией судья Джованни Фальконе, его жена и телохранители, в июле - прокурор Паоло Борселлино и сопровождавшие его полицейские. В июне 1992 правительство приняло серию мер по усилению борьбы с преступностью, по всей стране было арестовано более 700 человек. На Сицилию были введены дополнительные подразделения армии. В августе парламент принял закон о борьбе с мафией, который позволял спецслужбам инфильтрироваться в ряды преступников, облегчал проведение арестов и следствия, предусматривал ужесточение наказаний за подкуп политиков и разрешал амнистировать раскаявшихся преступников, давших важные показания для следствия. Было организовано центральное ведомство по расследованию (3 тысячи сотрудников) и назначен специальный прокурор с особыми полномочиями Джузеппе Ди Дженнаро. В сентябре удалось арестовать ряд лидеров преступных организаций - мафии, каморы и ндрангеты. На основе показаний раскаявшихся преступников, полиция провела в ноябре «Операцию Леопард», задержав более 100 человек. В декабре 1992 были выданы ордеры на арест еще 200 подозреваемых, а в январе 1993 схвачен главный руководитель сицилийской мафии Сальваторе Риина, приговоренный позднее к пожизненному тюремному заключению. В октябре 1993 произведены аресты еще 130 человек. Всего следствие шло против 22 тысяч человек. В 1994 были направлены дополнительные воинские силы в Калабрию и Фриули-Венецию-Джулию.

На аресты мафия отвечала актами террора. В мае и июле 1993 прогремели взрывы бомб во Флоренции, Милане и Риме. Погибли не менее 10 человек, значительный ущерб был нанесен знаменитой флорентийской картинной галерее «Уффици» и Латеранскому собору в Риме.

Параллельно с арестами разворачивались следствия по делам о коррупции в государственных сферах. Кампания получила название «Чистые руки». В конце 1992 под обвинение попали лидеры Итальянской соцпартии Беттино Кракси и Джанни Ди Микелис. Только в Милане до конца января 1993 началось следствие против 110 политиков и промышленников; многие из последних признали, что в обмен на получение государственных заказов они внесли миллиардные суммы в кассы различных политических партий. Весной бывший премьер-министр и лидер ХДП Андреотти был обвинен в связях с мафией и нарушении закона о финансировании партий. В Неаполе - цитадели ХДП - шло следствие против 17 депутатов и сенаторов. Кроме того, лидеры многих партий (христианские демократы Арнальдо Форлани и Паоло Чирино Помичино, социалисты Беттино Краскси и Клаудио Мартелли, либерал Ренато Альтисимо, социал-демократ Карло Виццини и республиканец Джорджо Ла Мальфа) были обвинены в том, что с конца 1990 они получили взятки в размере свыше 130 миллиардов лир. Руководители крупнейших концернов «Ферруцци» и «ЭНИ» покончили жизнь самоубийством.

Обвинения были возбуждены против нескольких тысяч политиков, парламентариев, менеджеров и директоров частных и государственных компаний, судей, прокуроров, служащих налогового ведомства. В их числе были два премьер-министра, семь министров, свыше 400 бывших парламентариев, бывший глава полиции, мэры шести крупных городов и т.д. В октябре 1993 за дачу взяток партиям был арестован президент электронного концерна «Оливетти». Громкий резонанс вызвали в 1994 приговоры, вынесенные бывшему руководителю парламентской фракции ИСП Джузи Ла Ганга и бывшим социалистических мэров Милана Карло Тоньоли и Паоло Пиллиттери, арест бывшего министра здравоохранения, либерала Франческо ди Лоренцо, а также процессы по делу компании «Энимонт», по которому проходили бывшие лидеры ИСП, ХДП, ИСДП, ИРП и ИЛП. В июле 1994 Беттино Кракси был приговорен в его отсутствие в 8,5 годам тюремного заключения, такой же приговор получил бывший министр юстиции, социалист Клаудио Мартелли. Всего Кракси, укрывшийся за границей, обвинялся по 40 различным делам.

Политические партии, потрясенные скандалами и обвинениями, пытались сменить свое руководство. Но это их уже не спасло. В конце 1992 Лига Севера выиграла местные выборы во многих северо-итальянских городах. Эта тенденция сохранилась на выборах в 145 городах и 6 провинциях в июне 1993. Лига завоевала посты мэров в Милане и Турине, пришла к власти в регионе Фриули - Венеция - Джулия. Правящие партии потерпели тяжелое поражение.

Широкое недоверие к политическим партиям и политической элите страны вылилось в требования ввести мажоритарную систему на выборах. Многие граждане надеялись, что, отдавая голос за конкретного кандидата, а не за ту или иную партию, они смогут нейтрализовать самовластие партийных аппаратов. На местном уровне были введены прямые выборы мэров. В апреле 1993 избиратели проголосовали на референдуме за введение мажоритарной системы на выборах в Сенат, реформу финансирования политических партий и ликвидацию министерств по сельскому хозяйству, туризму и государственному участию.

После референдума кабинет Амато ушел в отставку. Новым премьер-министром был назначен беспартийный банкир Карло Адзелио Чампи, включивший в свое правительство независимых специалистов, а также представителей ХДП, социалистов и ДПЛС. Правительство Чампи приступило к приватизации государственных фирм и компаний. Частично приватизированы были 3 крупных банка.

В августе 1993 парламент утвердил новый порядок выборов: 75% мест в обеих палатах парламента должны были распределяться на основе мажоритарных выборов, 25% - на основе голосования за партийные списки, которые обязаны были собрать не менее 4% голосов. Реформа избирательной системы и непрекращающиеся разоблачения коррупции привели к полному изменению партийной структуры, сложившейся в Италии за послевоенные годы. Это продемонстрировали результаты выборов в местные и провинциальные органы власти в ноябре - декабре 1993. Они принесли старым партиям катастрофическое поражение: христианские демократы собрали всего лишь 10,3% голосов, социалисты - 1,2%, социал-демократы и либералы вообще лишились какого-либо значения. Победа досталась левым и правым партиям. ДПЛС, набравшая 15,9% голосов, выступила в блоке с зелеными, «Сетью» и другими небольшими группами, а во втором туре ее кандидаты получили поддержку Партии коммунистического возрождения. В итоге бывшим коммунистам удалось завоевать посты мэров в Генуе, Венеции и Неаполе; представитель зеленых Франческо Рутелли был избран мэром Рима, а лидер «Сети» Леолука Орландо - мэром Палермо. С другой стороны, успех сопутствовал правым - неофашистское Итальянское социальное движение (ИСД) получило 16,4% голосов, Лига Севера - 7,3%. Вскоре после выборов ХДП распалась на ряд новых партий (Итальянскую народную, Христианско - демократический центр и др.), под эгидой ИСД возник Национальный альянс, а предприниматель Сильвио Берлускони создал новую правую партию «Вперед, Италия» (ВИ).

На парламентских выборах в марте 1994, которые впервые проходили по новому избирательному закону, борьба развернулась между тремя основными блоками: левым «Прогрессивным альянсом» (ДПЛС, ПКВ, ИСП, зеленые, «Сеть», Демократическое действие, социал-христиане), правым «Полюсом свободы» (ВИ, Лига Севера, Национальный альянс, ХДЦ, Союз демократического центра) и центристским (ИНП, Пакт за Италию). Победа на сей раз досталась правым: «Полюс свободы» получил 360 мест в Палате депутатов и 154 в Сенате, «Прогрессивный альянс» - 213 в Палате депутатов и 122 в Сенате, центристы - 46 в Палате депутатов и 31 в Сенате. Среди отдельных партий на первом месте оказалась «Вперед, Италия» (21,1%), на втором - ДПЛС (20,3%).

В апреле 1994 к власти в стране пришло новое правительство во главе с Сильвио Берлускони; в него вошли представители партий «Полюса свободы» и беспартийные министры; впервые с 1945 в нем участвовали неофашисты. Программа кабинета предусматривала верность НАТО, укрепление связей с Европейским Союзом, борьбу с безработицей, оздоровление бюджета и либерализацию экономики.

Правительство Берлускони сразу же оказалось под огнем критики и раздиралось острыми противоречиями изнутри. Самого премьер-министра, который через свою группу фирм «Фининвест» контролировал три важнейших телевизионных канала, обвиняли в попытках захватить общественное телевидение, а также приостановить борьбу с коррупцией. По соответствующему обвинению был арестован его брат. В июле 1994 правительство издало декрет о сокращении сроков предварительного заключения и отмене подобной меры при расследовании дел о коррупции. В результате было освобождено более 2100 подозреваемых. Против декрета выступили Северная Лига (хотя ее лидеры, включая председателя Умберто Босси, также обвинялись в нарушении закона о финансировании партий) и Национальный альянс, в знак протеста в отставку подали четыре ведущих миланских прокурора, включая Антонио Ди Пьетро. Правительство вынуждено было отменить спорное постановление. В августе Берлускони вынужден был признать, что его концерн многие годы давал взятки финансовому ведомству. В декабре 1994 он сам был вызван на допрос, а его брат приговорен к тюремному заключению.

Правое правительство продолжило политику приватизации государственных фирм и компаний. Оно продало в частные руки 51% акций крупнейшего страхового общества «ИНА» и утвердило план предоставления налоговых льгот и кредитов предпринимателям, сокращения государственных расходов на здравоохранение, пенсионное обеспечение и другие социальные нужды и т.д. В ответ профсоюзы провели в октябре всеобщую забастовку против запланированной пенсионной реформы, в ноябре в Риме прошла миллионная демонстрация протеста. Не только оппозиция, но и Лига Севера обвинили Берлускони в стремлении навязать стране пенсионную реформу, вопреки воле общественности.

В декабре 1994 Лига Севера заявила о выходе из правящей коалиции, и кабинет Берлускони вынужден был подать в отставку. Новое переходное правительство из беспартийных специалистов возглавил в январе 1995 прежний министр казначейства Ламберто Дини. В его задачи входили проведение реформы пенсионной системы, изменение закона о выборах в региональные органы власти, а также закона о средствах массовой информации, с тем, чтобы обеспечить всем партиям равный доступ к СМИ и ограничить тем самым гегемонию Берлускони.

Довольствовавшись смещением Берлускони, профсоюзные лидеры не стали настаивать на отказе от пенсионной реформы. Согласно закону, принятому в августе 1995, до 2008 предстояло постепенно ликвидировать пенсионные льготы в государственном секторе, увеличить возраст выхода на пенсию до 57 лет и продлить минимальный срок уплаты пенсионных взносов на 5 лет. Кабинету Дини удалось увеличить косвенные налоги и сократить дефицит государственного бюджета. В вопросе о СМИ, однако, правительство постигла неудача. На референдуме в июне 1995 большинство участников проголосовало за то, чтобы одно лицо могло и впредь контролировать более одного телеканала.

Продолжалась борьба с коррупцией и организованной преступностью. В мае 1995 были выдвинуты обвинения против 160 политиков и бизнесменов в связи со взятками электрического концерна «ЭНЕЛЬ»; среди обвиненных были укрывшийся в Тунисе Беттино Кракси и бывшие лидеры ИЛП и ИРП. Бывший министр иностранных дел, социалист Джанни Ди Микелис и бывший министр, христианский демократ Карло Бернини были приговорены к многолетнему тюремному заключению. За связи с неаполитанской преступной группировкой «камора» были арестованы бывший министр внутренних дел, христианский демократ Антонио Гава, ряд бывших депутатов и предпринимателей. Прошли новые аресты и крупные суды над лицами, связанными с сицилийской мафией. Среди арестованных оказался бывший лидер ХДП Сицилии Калоджеро Маннино; шли следствия против бывшего премьера Андреотти и бывшего министра обороны, социалиста Сальво Андо (приговорен в декабре 1995). В сентябре 1995 начался суд над Андреотти, обвиненного в том, что он был римским представителем мафиозной организации «Коза ностра», в причастности к убийствам. (В 1999 суд низшей инстанции оправдал Андреотти за недостатком доказательств, но прокуратура обжаловала это решение). В октябре 1995 были вынесены очередные приговоры к тюремному заключению против ряда видных политиков - Беттино Кракси (общая сумма приговоров против этого бежавшего из страны деятеля достигла 28 лет), Арландо Форлани и лидера Лиги Севера Умберто Босси. В мае 1996 был осужден бывший министр внутренних дел, христианский демократ Антонио Гава. Начались судебные преследования лиц, связанных с бывшим премьер-министром Сильвио Берлускони. В январе 1996 стартовали суды над ним и его братом; аресту подвергся председатель следственного суда Рима Сикилланнте, обвиненный в получении взяток от концерна «Фининвест»; обвинения были выдвинуты против одного из лидеров движения «Вперед, Италия», бывшего министра обороны Чезаре Превити. (В 1999 Берлускони был оправдан за недостаточностью доказательств и давностью преступлений). В 1997 к тюремному заключению был приговорен бывший министр здравоохранения, либерал Франческо Де Лоренцо.

В октябре 1995 Сенат вынес вотум недоверия министру юстиции Филиппо Манкузо, которого обвинили в том, что он чинил препятствия прокуратуре в расследовании дел о коррупции. Против кабинета Дини выступали как правые партии, так и левая ПКВ, недовольная его социальной и экономической политикой. В январе 1996 правительство подало в отставку. Президент Скальфаро поручил министру Антионио Макканико сформировать новый кабинет, который должен был добиться введения в стране президентской системы правления и федералистских элементов государственного устройства. Попытки Макканико не увенчались успехом, и президент назначил проведение досрочных парламентских выборов.

К выборам в апреле 1996 политические силы Италии сгруппировались в два основных блока - правый («Полюс свободы» в составе ВИ, Лиги Севера, Национального альянса, Христианско-демократического центра и Объединенных христианских демократов) и левоцентристский. В роли последнего выступила коалиция «Оливковое дерево» во главе с экономистом из Болоньи Романо Проди. В левоцентристский союз вошли ДПЛС, ИНП, созданные Дини и Макканико политическое движения «Итальянское обновление» и «Демократический союз», зеленые и другие мелкие партии; его поддержала также ПКВ.

Выборы выиграло «Оливковое дерево». Входящие в коалицию кандидаты и партии завоевали 284 места в Палате депутатов и 157 в Сенате, причем ДПЛС стала крупнейшей отдельной партией страны, набрав 21,1% голосов. Партия коммунистического возрождения, готовая при определенных условиях поддержать левоцентристов против правых, получила 8,6% голосов, заняв 20 мест в Палате депутатов и 10 в Сенате. Правый «Полюс свободы» довольствовался 246 местами в Палате депутатов и 116 в Сенате. Остальные места достались мелким и региональным партиям. В мае 1996 Романо Проди сформировал первое правительство блока «Оливковое дерево»; в него вошли министры от ДПЛС, Итальянской народной партии, Итальянского обновления, Демократического союза, зеленых, а также беспартийные, включая бывшего прокурора Антонио Ди Пьетри. В качестве основных задач своего кабинета Проди назвал децентрализацию государства, борьбу с мафией и коррупцией, реформу образования, а также оздоровление экономики без демонтажа социального государства.

Лига Севера, ободренная своим успехом на выборах (она вышла на первое место по результатам в Северной Италии), предприняла серию шагов, направленных на отделение этих областей от единого итальянского государства. 5 мая 1996, выступая на «Парламенте Севера», созванном в Мантуе, председатель Лиги Умберто Босси провозгласил восемь северных регионов независимой «Республикой Падания»; были сформированы «Временное правительство» во главе с бывшим министром бюджета Джанкарло Пальярини и «Временный комитет освобождения Падании». Однако этот акт имел лишь символическое значение. Следующая демонстрация такого рода была предпринята 15 сентября 1996, когда Босси провозгласил в Венеции независимость Падании, уже в составе одиннадцати регионов Северной и Центральной Италии. Мера должна была вступить в силу с 15 ноября 1997, если переговоры с правительством Италии «о мирном разъединении» не увенчаются успехом. Однако этот акт вызвал куда меньшую поддержку среди населения, чем рассчитывала Лига, а центральные власти настойчиво предостерегли сепаратистов от односторонних действий.

В противовес им центральные власти разработали собственный план конституционной реформы, одобренный специальной парламентской комиссией в июне 1997. Он предусматривал как усиление исполнительной власти, так и децентрализацию Итальянского государства. Предполагалось введение «полу-президентской» системы, при которой глава государства избирался непосредственно населением и получал дополнительные полномочия по роспуску парламента, в области внешней и военной политики. Расширялась компетенция местных, провинциальных и региональных органов, а парламентам регионов предоставлялись законодательные права во всех сферах, за исключением юстиции, валютной, внешней и военной политики. Однако конституционные реформы не получили достаточной поддержки населения. В референдумах в апреле 1999 и мае 2000 о введении мажоритарной системы голосования приняло участие менее 50% избирателей, и они были сочтены недействительными.

Правительство Проди в целом продолжило прежний экономический и финансовый курс, направленный на вступление в Европейский валютно-финансовый союз. В рамках политики по сокращению государственных расходов оно проводило приватизацию собственности государства, повышало косвенные налоги и осуществляло режим экономии в социальной области. В ноябре 1996 и марте 1997 по стране прокатились демонстрации протеста, организованные оппозиционными партиями и профсоюзами (в них приняли участие от нескольких сотен тысяч до одного миллиона человек). Весной 1997 правительству удалось достичь компромисса с Партией коммунистического возрождения, которая категорически возражала против сокращения социальных расходов, пенсионной реформы и т.д. Ее помощь была необходима правящему блоку в Сенате, где «Оливковое дерево» не имело самостоятельного большинства. В обмен на обещание уступок в социальной сфере и создания новых рабочих мест коммунисты согласились на сей раз поддержать план жесткой экономии.

В области внешней политики правительство Проди стремилось, в частности, развивать отношения со странами Центральной и Восточной Европы. В рамках «новой восточной политики» министра иностранных дел Ламберто Дини укреплялись экономические, политические и военные связи со Словенией и Венгрией. Однако посылка Италией 2,5 - тысячного армейского контингента в Албанию после произошедшего там весной 1997 народного восстания чуть было не привела к правительственному кризису, поскольку ПКВ отказалась поддержать этот шаг.

В сентябре 1997 ПКВ заявила, что ни в коем случае не собирается голосовать за правительственный проект финансового закона на 1998. Премьер-министр Проди подал в отставку, но затем ему удалось убедить руководство коммунистов взять назад свои возражения. Но через год ситуация повторилась. В сентябре 1998 на заседании руководства ПКВ большинство его членов осудило проект бюджета на 1999. Секретарь партии Фаусто Бертинотти обвинил правительство Проди в отказе защищать наименее обеспеченные слои населения. Политический комитет ПКВ постановил прекратить поддержку кабинета, что вызвало раскол в рядах партии. Сторонники правительства во главе с председателем партии Армандо Коссутой вышли из ПКВ и образовали новую Партию итальянских коммунистов. Раскол коммунистов не помог Проди. В октябре 1998 при голосовании в Палате депутатов его кабинету был вынесен вотум недоверия большинством в один голос. Новое левоцентристское правительство сформировал лидер ДПЛС Массимо Д"Алема, включивший в него 8 министров Проди, в том числе министра иностранных дел Дини. Наряду с партиями блока «Оливковое дерево», в правительство вошли представители Партии итальянских коммунистов и Демократического союза за республику, созданного в 1998 бывшим президентом Франческо Коссигой. Последнему пообещали провести реформу политических институтов и избирательной системы. Д"Алема заявил о том, что он намерен продолжать курс на экономическую стабилизацию при проведении социально «взвешенной» политики и создании новых рабочих мест. По-прежнему осуществлялись приватизация, снижались налоги на предпринимателей и стоимость рабочей силы. Ватикан и конференция итальянских епископов выразили озабоченность тем, что правительство страны возглавил бывший коммунист. Но премьер-министр постарался развеять эти опасения на встрече с папой в Ватикане в январе 1999.

В декабре 1998 представители профсоюзов, предпринимателей, центральных и местных властей подписали «Социальный пакт». Он предусматривал, в частности, уменьшение расходов на социальные нужды, снижение налогов на предпринимателей и прямых налогов на заработки трудящихся. Введение «экологического налога» привело к повышению цен на топливо. Недовольством населения попытались воспользоваться «Красные бригады», застрелившие в мае 1999 одного из советников министра труда.

Правительственная коалиция неоднократно оказывалась на грани развала, прежде всего, из-за участия Италии в военных действиях НАТО против Югославии весной 1999. Противники войны, в том числе из правительственного лагеря, ссылались на антивоенную статью конституции республики.

Еще одним пунктом противостояния стали требования партии Франческо Коссиги о проведении расследования обстоятельств антикоррупционной операции «Чистые руки», разрушившей прежнюю партийно-политическую систему Италии. Не добившись поддержки партнеров по коалиции, Демократический союз за республику отказал правительству в поддержке, и в декабре 1999 Д"Амато ушел в отставку. В сформированное им новое правительство больше не входили представители партии Коссиги, зато были включены члены движения «Демократы», созданного бывшим премьер-министром Романо Проди. Всего в кабинете участвовали министры от 7 левоцентристских и левых партий и групп. Но он продержался недолго.

Экономическая и социальная политика «Оливкового дерева» вызывала все большее недовольство населения. Это сказалось в ходе выборов в региональные органы власти в апреле 2000. Правый «Полюс свободы» одержал победу в 8 из 15 регионов, в которых происходили выборы, прежде всего, на Севере страны. Левый центр потерял контроль над столичной провинцией Лацио, над Лигурией и Абруццо. Явным проявлением широкого несогласия с социально-экономическим курсом правящих кругов стал провал в мае 2000 референдума об отмене защиты трудящихся от произвольных увольнений со стороны предпринимателей.

Правая оппозиция добивалась роспуска парламента и проведения досрочных выборов, но Карло Адзелио Чампи, избранный президентом Италии в 1999, поручил сформировать правительство новому кандидату левого центра - бывшему социалисту Джулиано Амато. Его выдвижение вызвало расхождения в самой коалиции «Оливковое дерево». Так, движение «Демократы» добивалось формирования кабинета «высокого уровня», Антонио Ди Пьетро обвинял Амато в близости к обвиненному в коррупции Беттино Кракси, зеленые раскололись по вопросу о том, кто должен занять пост министра по делам окружающей среды. Основной состав правительства не претерпел существенных изменений. В него вошли представители левых демократов, ИНП, Итальянского обновления, Демократического союза за республику, зеленых, Партии итальянских коммунистов, «Демократов» и демократических социалистов. Амато пообещал провести новый конституционный референдум, принять новый закон о выборах, снизить налоги на предпринимателей, поощрять внедрение новых технологий, поддерживать семьи и способствовать развитию Юга.

Правительству Амато не удалось добиться существенных успехов. Референдум о введении мажоритарной избирательной системы в мае 2000 был признан недействительным, поскольку в нем принял участие лишь 31% избирателей, вместо необходимых 50%. К бойкоту голосования призвали «Вперед, Италия» и мелкие партии, лишавшиеся шансов на успех при полном отказе от пропорционального голосования. Не были одобрены изменения системы финансирования партий. В начале 2001 стала нарастать волна забастовок, рабочих и студенческих выступлений. Общие социально-экономические результаты правления левого центра многими оценивались как негативные: реальный экономический рост оказался минимальным, разрыв между развитым Севером и отсталым Югом не сокращался, безработица превышала отметку в 10%, а широкое внедрение частичной занятости и трудовых отношений в ухудшенных для работников условиях не привело к решению этой проблемы.

На выборах 2001 блок «Оливковое дерево» выдвинул нового лидера - мэра Рима, бывшего лидера зеленых и одного из основателей движения «Демократы» Франческо Рутелли. Однако парламентские выборы в мае 2001 принесли левому центру поражение. Его кандидаты получили 242 места в Палате депутатов и 125 в Сенате. Правый «Дом свободы» во главе с Сильвио Берлускони завоевал 368 депутатских и 177 сенатских мест, причем «Вперед, Италия» вновь оказалась сильнейшей отдельной партией страны (29,4% голосов). 11 мест в Палате депутатов и 3 в сенате достались Партии коммунистического возрождения, 5 мест в Палате депутатов и 3 в Сенате - списку «Оливкового дерева» и Южнотирольской народной партии (ЮТНП), 3 депутатских и 2 сенатских места - кандидатам ЮТНП. Остальные места отошли к мелким партиям.

Сильвио Берлускони сформировал новое правительство из представителей правых партий - «Вперед, Италия», Национального альянса, Лиги Севера, Объединенных христианских демократов и Христианско-демократического центра. Хотя большинство из них обещало отказаться от «чистого либерализма» в экономике, повысить пенсии и сократить налоговое бремя, по существу, основной социально-экономический курс остался прежним. Что касается пенсий, то правые намерены поощрять либерализацию пенсионной системы и развитие частного сектора в этой сфере. В области трудовых отношений кабинет Берлускони продолжил ограничение прав трудящихся в пользу предпринимателей. В июле 2002 правительство, работодатели и ряд профсоюзов подписали соглашение о частичной реформе статьи 18 «Статута трудящихся» (статья предусматривает, в частности, ограничение возможностей увольнения работников), однако добиться полной отмены статьи правым не удалось. Другой мерой стало осуществление «плана Ди Бьяджи», который предполагал распространение системы временных контрактов, частичной занятости и контрактов на худших условиях для работников. Сам эксперт по трудовым вопросам Ди Бьяджи был убит «Красными бригадами», но в феврале 2003 разработанный им закон был принят парламентом.

Фигура Берлускони и его правительство наталкиваются на известный скептицизм правящих кругов европейских стран, а высказывания членов кабинета, часто не соответствующие принципам «политической корректности», нередко шокируют политических лидеров Европы. С другой стороны, отношения с США укрепились, благодаря поддержке Берлускони американо-английской войны против Ирака весной 2003.

В 2003 в правой коалиции обострились внутренние разногласия. Лига Севера добивалась расширения своего влияния на правительственные дела. Трудности Берлускони усугублялись новыми обвинения в коррупции в его адрес. Чтобы предотвратить судебное преследование, по меньшей мере, до следующих выборов, правительство провело через парламент закон о судебном иммунитете для высших должностных лиц государства на срок занятия ими постов. В июле 2003 возник политический кризис после того, как министр юстиции распорядился, на основании данного закона, прекратить следствие в отношении Берлускони. После того, как Объединенные христианские демократы пригрозили своим выходом из правящей коалиции, распоряжение было отменено.

На парламентских выборах, состоявшихся 9-10 апреля 2006, победила левоцентристская коалиция «Союз» во главе с Романо Проди. Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, правоцентристский блок «Дом свобод» которого проиграл на выборах, отказался признать результаты выборов и потребовал их проверки. Только после поражения его сторонников на выборах спикеров в нижней и верхней палатах парламента (конец апреля) Берлускони официально объявил о своей отставке с поста премьер-министра.

Италия в первой половине XIX века.
Для Италии в первой половине XIX века были характерны политическая раздробленность, тирания правителей мелких феодальных государств, верховенство католической церкви, сохранение за Папой Римским светской власти. На севере Италии, в Венеции и Ломбардии, всем заправляли австрийцы. Наиболее развитой частью страны были Пьемонт, принадлежавший королевству Сардиния, и Ломбардия, подчиненная Австрии.

Австрийский гнет тормозил экономическое и культурное развитие страны. В 1820-1821 годах в Неаполе и Пьемонте, а в 1831 году — в центральной Италии произошли антиавстрийские революционные выступления. Но они были подавлены австрийскими войсками. Начиная с 30-х годов XIX века активизировались сторонники объединения Италии «сверху» и «снизу». Созданная в 1831 году организация «Молодая Италия» (революционно-демократическое течение) была сторонницей объединения снизу. Одним из активных ее членов был Дж. Гарибальди.

В январе 1848 года в Сицилии поднялось восстание, перекинувшееся затем на юг Италии, в Неаполь. Король вынужден был принять Конституцию.В марте 1848 года из Австрии пришла весть о низложении первого министра Меттерниха, и это вызвало в Милане революционный взрыв. И в Венеции началось восстание. Но и эти выступления итальянцев подавила австрийская армия.
В ноябре 1848 года началось восстание в Риме. Сторонники Гарибальди лишили Папу светской власти и в 1849 году объявили Рим республикой. Руководил республикой Дж. Мадзини. Папа Пий IX попросил помощи у Австрии, Франции и Испании, желая восстановить свою власть. Президент Франции Луи Наполеон восстановил власть Папы в Риме.

Основная причина поражения революции 1848-1849 годов заключалась в измене буржуа и либеральных помещиков, а также во вмешательстве австрийских войск. Революция потерпела поражение, но дала толчок дальнейшему развитию национально- освободительного движения.

Италия во второй половине XIX века

Сторонников объединения Италии сверху («умеренных») при главенстве Сардинии — единственного итальянского государства, имеющего свою Конституцию, возглавил Камилло Кавур. Он был первым министром короля Сардинии Виктора Эммануила II. Камилло Кавур заключил союз с Наполеоном III и уступил ему ряд территорий, чтобы получить возможность забрать у Австрии Ломбардию и Венецию.

В 1859 году в бою у Сольферино объединенные войска Франции и Сардинии победили австрийцев и освободили Ломбардию. Однако Наполеона III не устраивало возникновение сильного итальянского государства и ослабление власти Папы, поэтому он заключил мир с Австрией, и Венеция осталась у Австрии.

В 1860 году на Сицилии началось крестьянское восстание. Воспользовавшись этим, Гарибальди со своей тысячей “краснорубашечников” захватил столицу Сицилии Палермо и сверг династию Бурбонов. Затем он взял и Неаполь. Но Кавур ввел войска Сардинии в Неаполь и отдалил Гарибальди от участия в процессе объединения Италии.

В 1860 году путем всенародного голосования Неаполь соединился с Сардинией (Пьемонтом). А в 1861 году король Сардинии Виктор Эммануил II был провозглашен королем всей Италии. В его королевство вошли все итальянские земли, кроме Венеции и Рима. В 1866 году Венеция, а в 1870 году и Папская область присоединились к Итальянскому королевству. Таким образом завершился процесс объединения Италии. С 1871 года Рим стал столицей Италии и светской власти Папы был положен конец.

В результате объединения Италии были решены две основные задачи:

  • был положен конец политической раздробленности;
  • Италия избавилась от австрийского гнета.

Объединение Италии создало условия для экономического развития страны, внутренние таможни были ликвидированы.

Италия подошла к XX веку капиталистической страной, в которой начал формироваться итальянский империализм.

К концу XIX века Италия была уже единым государством. Италия в течение длительного времени была раздробленной и состояла из многочисленных городов-государств. На её территории располагались государства (королевства), находящиеся под властью Франции и Австрии. Рим находился под властью пап.

Это позволило создать единый национальный рынок, устранить таможенные барьеры между отдельными областями, ввести единую денежную систему, ускорило развитие промышленности и таких её отраслей как хлопчатобумажная, шерстяная, горнодобывающая, металлургическая, машиностроительная. В стране ещё много было ремесленников и кустарных предприятий. Развитие промышленности привело к увеличению численности населения в городах.

В стране стали появляться отечественные и зарубежные банки, железнодорожные компании. Развернулось строительство железных дорог, росла сеть шоссейных дорог, увеличился объем морских перевозок и тоннаж торгового флота.

Капитализм проникал и в сельское хозяйство. В Италии сохранились крупные помещичьи хозяйства. Сельское хозяйство северных провинций Италии было более прогрессивным. Здесь использовались машины, агротехника, производились продукты, идущие на экспорт: рис, продукты мясного и молочного животноводства, вина. В южных сельскохозяйственных районах использовался малопроизводительный крестьянский труд, поэтому сельскохозяйственная продукция была не конкурентно способна.

Одной из ведущих для развития экономики Италии проблем стала большая миграция населения в другие страны мира, особенно из южных провинций. Большой проблемой в стране оставалась и внутренняя миграция, из южных в северные провинции.

Развитие различных отраслей промышленности, строительство промышленных предприятий, рост численности городов, и разорение крестьян привели к росту промышленного и сельскохозяйственного пролетариата. К началу XX века в стране было свыше 1 млн. промышленных рабочих и около 2,5 млн. сельских пролетариев. В Италии отсутствовало какое-либо социальное законодательство. Имела место жестокая эксплуатация труда не только мужчин, но и женщин и детей: рабочий день продолжался 15-16 часов, сохранялась натуральная система оплаты труда, практиковалась принудительная покупка продуктов в лавке предпринимателя и т.д. Жизненный уровень трудящихся был весьма низким.

Таким образом, в конце XIX века Италия оставалась все ещё аграрной страной. И капиталистическим государство, в котором произошел промышленный переворот. В стране формировался пролетариат из рабочих и крестьян. Появились первые политические организации: ИРП и ИСП. Италия имела колонии в Северо-Восточной Африке. По своему государственному строю, она являлась королевством.

1.Италия после Второй Мировой войны (1945-1999гг.)

Фашистская диктатура существовала в Италии двадцать лет. Этот период получил название «Черное двадцатилетие». Фашистская диктатура и война нанесли Италии глубокие раны: сотни тысяч молодых людей погибли или стали инвалидами, было вывезено из страны оборудование многих предприятий, произведения искусства и т.д. Италия утратила треть национального богатства. В стране не хватало продуктов питания, что вызывало спекуляцию и «черный рынок», быстро росла инфляция, безработица охватила почти два млн. человек, страна была оккупирована англо-американскими войсками. В это время необходимо было решить вопрос о государственном устройстве страны.

После войны Италия все ещё оставалась монархией. Король Виктор Эммануил III, находившийся на престоле с 1900 г., в начале 20-х годов передал власть Муссолини и поддерживал фашистов, что вызывало недовольство народа..

По конституции законодательная власть в стране принадлежит парламенту, избираемому на пять лет всеобщим голосованием. Парламент состоит из двух палат: палата депутатов и сенат. Во главе правительства стоит представитель той партии, которая набрала наибольшее число голосов при выборах парламента. Он же формирует и все правительство. Президент избирается на совместном заседании обеих палат, сроком на семь лет.

Таким образом, уже в первые послевоенные годы Италия стала республикой (1946г.), в которой действовала уже новая конституция (1948г.).

после войны Италия нуждалась в финансовой помощи, которая ей была обещана США, при условии, что в правительстве не будет коммунистов и социалистов. Поэтому они в 1947 году и были выведены из правительства. Первоначально в Италию ввозились продукты питания, а затем начался импорт промышленного оборудования. Общий объём поставок по плану Маршалла составил вначале 1,5 млрд. долл., причем США контролировали расходование поступавших средств. В последствии финансовая помощь США составила свыше 3 млрд. долл. Для восстановления хозяйства Италии использовались и внутригосударственные средства.

Бурный экономический рост в 50-60 годах позволил Италии войти в семерку наиболее передовых индустриальных государств мира. Об Италии стали говорить, как о «стране благоденствия». Однако, с конца 60-х годов экономическая ситуация ухудшается: «экономическое чудо « прошло, темпы роста итальянской экономики замедлились, а в середине 70-х годов Италия оказалась в тисках мирового экономического кризиса. Рост производства почти полностью прекратился, поднялись цены, увеличилось число безработных, возрос дефицит внешней торговли. Все это потребовало проведения структурной перестройки производства: внедрение наукоемких технологий, сберегающих материалов, использование микропроцессоров, роботов, информатики, автоматизации систем управления. Это привело к тому, что Италия стала выходить из кризиса. Начался экономический подъем, который продолжался до 90-х годов.

Особенностью политической жизни Италии является её нестабильность. Экономические кризисы сочетаются с кризисами политическими. Италия является многопартийной страной.

В 90-е годы Италия вступила как развитая индустриальная держава, занимающая пятое место в капиталистическом мире по производству валового внутреннего продукта (ВВП). Одной из ведущих отраслей ее экономики стало машиностроение.

Для итальянской экономики характерно господство монополистического капитала, а также участие иностранного капитала. В стране много государственных объединений и частных монополий.

Италия занимает шестое место в мировой торговле. Она вышла на мировые рынки как крупный экспортер автомобилей, мебели, стройматериалов, сельскохозяйственной техники, готового платья, обуви, электротехники, медицинского оборудования, а также фруктов и вин. Италия ежегодно производит 4 тыс. промышленных роботов.

Таким образом, Италия вошла в XX век аграрной страной. В этом столетии она прошла свой экономический путь от аграрного к аграрно-индустриальному, индустриальному и вступила в постиндустриальный период своего развития. Особенностью ее экономики является господство монополистического капитала в виде государственных и частных монополий. Экономика Италии на протяжении всего XX столетия претерпевала как мировые экономические кризисы, так и спады производства, связанные с внутренними причинами.

Характерной особенностью Италии является высокая активность трудящихся в отстаивании своих прав и свобод, что выражается в забастовочном движении, которое усиливается в годы социальных потрясений (кризисы, войны и др.). Трудящиеся выдвигают не только экономические, но и политические требования, что отмечается и в настоящее время.

Политической особенностью Италии является ее многопартийность, с нестабильностью и частыми расколами внутри партий, что приводит к частым политическим кризисам и сопровождается сменами кабинета правительства.

Италия является страной, где процветает терроризм и мафия, и борьба с этими явлениями не является пока успешной. По масштабам коррупции Италия не имеет равных в мире.

Между Россией и Италией существуют дружественные партнерские отношения. Расширяется торгово-экономическое сотрудничество. В апреле 2002г. во время визита в Москву премьер-министра Италии Сильвио Берлускони подписан протокол о взаимопонимании в области технического сотрудничества, а также меморандум о взаимопонимании между соответствующими космическими институтами двух стран, о совместных исследованиях в области космоса.

Нестабильность в стране очень угнетала народ, из за чего многие старались покинуть территорию Италии. Сама Италия получила новый толчок для дальнейшего развития, после того, как овладела статусом единого государства, что случилось относительно недавно - в 1861 году. После этого Италия вновь ощутила свое превосходство над многими странами, ведь она находится в самом центре Средиземного моря, а это уже обеспечивает развитие торговли и экономики. Конечно, не стоит забывать благодаря кому Италия сумела пережить эти времена. Как мы уже говорили выше, Гарибальди, и еще Мацини и Кавуру сумели в 19 веке наконец объединить всю Италию, после чего провозгласить ее отдельным королевством. И не смотря на былой кризис, в скором времени Италии удалось выбраться из него.

Мода в XIX веке

Также стоит отметить, что в 19 веке завершился такой процесс, как организация общенационального рынка, а это и положило начало для основы промышленного переворота. Также в 19 веке Италия ощутила на себе влияния капитализма.

Если говорить о культуре и искусстве, то единое национальное искусство все-таки существовало в Италии в 19 веке, несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию страны. В период потрясений и нестабильности появлялись свои мастера, хоть и не такие значительные, как несколько столетий ранее.

в XIX веке

Искусство к началу 19 века было в основе своей классицистическое.

Но, в отличие от революционного классицизма Франции, классицизм в Италии в 19 веке обладал идиллическими чертами и по большей части был пассивно-созерцательным, нежели назидательным.

Например, один из самых известных скульпторов того времени — Антонио Канова, соответствовал требованиям аристократии того времени в изящном. Возникло своеобразное сглаживание перекосов современной действительности, искусственно создавалась гармония, органичность и спокойствие.

Знамениты фразы Кановы, которые отражают сущность его мировоззрения: «Нравится лишь привлекательное»; «Искусства — прислужницы прекрасного, принуждать их к изображению безобразного значит распинать их.

error: