Эксперты рассказали, почему дети не хотят ходить в школу. Ребенок не хочет ходить в школу: что делать

Детство так быстро пролетает. Все навыки, которые приобретают дети в эту замечательную пору, пригодятся им во взрослой жизни. И всё кажется цветным и ярким, но не всегда краски жизни радуют. Ребёнок не хочет ходить в школу – эта проблема становится пыткой для ребёнка и родителей. Почему так случается, кто в этом виноват и, наконец, что делать? Попробуем выписать рецепт, который превратит тоскливую обязаловку в интересный и познавательный процесс.

От чего возникает нежелание посещать школу

«Не хочу» – может нести совершенно разный смысл. Это то, что в первую очередь должны понимать взрослые.

  1. Ежедневный ритм подразумевает цикличность выполнения тех или иных заданий. Рано или поздно даже любимое занятие, которое необходимо выполнять обязательно, нас утомляет. Вам ведь тоже не всегда хочется отправляться на работу, или что-то делать по дому? Если суть только в этом, отпрыск периодически ноет о том, что не хочет идти в школу – проблемы нет. Совет психолога: иногда, если вы видите, что дети устали, дайте «законный» прогул. Этим вы выиграете 3 бонуса:
    • заработаете дополнительные баллы как любящий и балующий родитель;
    • предотвратите настоящее переутомление;
    • дадите возможность соскучиться по классному коллективу.
  2. Ребёнок изменился, замкнулся в себе, стал агрессивным. Походы в школу превратились в пытку, сборы сопровождаются слезами, а подросток начал ежедневно прогуливать – бейте в колокола. Наличие таких фактов говорит о серьёзной проблеме. Чем быстрее вы её найдёте и устраните, тем меньше пострадает детская психика.

Причины отказа

  1. Конфликты с одноклассниками. Дети часто бывают жестокими. Они не могут видеть ситуацию объёмно, как взрослые. Поэтому оценивают её и последствия своих действий совсем по-другому. Одноклассники могут издеваться из-за каких-то внешних недостатков, комплексов. Но, часто причиной всеобщего неприятия может служить характер или поведение самого ребёнка. Так случается, когда сын или дочь входит в новый коллектив. Желание выделиться, показать себя с «лучшей» стороны, защититься нападением, всё это может иметь искажённую форму. Окружающие дети не поймут наглости новичка и станут его травить. Как следствие – нежелание идти в школу
  2. Отсутствие интереса к процессу обучения возникает в трёх случаях:
    • ребёнок отстаёт от школьной программы. Даже очень умные и развитые дети могут получить пробел знаний в некоторых предметах или разделах. Причины разные: болезнь, семейные обстоятельства, несоответствие способностей и направленности обучения;
    • наоборот, программа не успевает за школьником. Ребёнок любознательный, много читает, интересуется новостями науки, техники. Родители много делают для его развития. Он вырастает из школьной программы как из старой формы;
    • интеллектуальные возможности ребёнка не позволяют ему адекватно воспринимать материал. Ваша кроха очень хочет и сильно старается. Но, в силу своих способностей всё равно не может осилить учебную программу на достаточном уровне. От этого руки опускаются, интерес всё больше гаснет.

Внимание! Большинство родителей хотят, чтобы их дети были талантливыми, послушными и гениальными. Научитесь любить их такими, какие они есть, не требуйте большего. Часто нежелание идти в школу вызвано несоответствием ваших требований и возможностей ребёнка.

  1. Диссонанс темперамента ученика и учителя становится причиной нелюбви к школе, особенно в младших классах. Властная, энергичная, крикливая учительница может подавлять спокойного, неуверенного в себе малыша. Наоборот, слишком спокойный аморфный преподаватель не удержит в руках шустрого шалуна. Проблемы с поведением приведут к неуспеваемости по предметам, а дальше – цепная реакция.

Важно знать и понимать характер и темперамент вашего ребёнка. Если малыш с первых дней жизни непоседливый и гиперактивный, приготовьтесь к тому, что ему нужно будет уделять внимания в 3 раза больше, чем спокойному малышу. Таким детям свойственно: необузданное любопытство, жажда действия, непризнание авторитетов, быстрая смена деятельности. Кроха будет совать свой нос во все уголки окружающего мира без страха и опаски. Задача родителей научить малыша концентрироваться на одном деле всё более и более продолжительное время. Это будет важно при обучении в школе. Для того чтобы этого добиться, необходимо быть очень терпеливым человеком и иметь богатую фантазию и смекалку. В противном случае все попытки обучения приведут к полному отторжению восприятия любых знаний. Вот отсюда и выйдет первое: «не хочу идти в школу».

  1. Проблемы личного характера. Первую влюблённость дети переживают по-разному. Отсутствие взаимности для кого-то может стать стрессом. Бывает, что всё усложняется оглаской любовной неудачи.
  2. Семейные проблемы – сложное испытание для детей. Развод родителей, смерть одного из них – факторы, от которых у детей опускаются руки.
  3. Невнимание и отсутствие контроля со стороны взрослых, одна из наиболее частых причин. Если совпадают три решающих фактора: лень, бесконтрольность, наличие плохих друзей – складывается очень тревожная и бесперспективная картина. Назревает такая ситуация долго. Виноваты в ней – родители.

Пути выхода из ситуации

Если вы пришли к выводу, что нежелание посещать школьный коллектив не надуманная, а реально существующая проблема с глубоким дном, сделайте ряд несложных действий.

  1. Поговорите с ребёнком. Лучше делать это в непринуждённой атмосфере. Например, проведите выходные вместе в парке, на аттракционах. Создайте себе и сыну или дочери хорошее настроение. В момент эмоционального всплеска человека легче разговорить. Если он упорно не хочет обсуждать эту тему, не давите. В таком случае попробуйте получить информацию от друзей или педагогов. При любых изменениях в поведении малыша или подростка обязательно пообщайтесь с классным руководителем, выслушайте его советы. Учитель видит наших детей в таких ситуациях, которые нельзя создать в домашних условиях. Часто дети доверяют любимым педагогам самое сокровенное, то, о чём боятся сказать родителям. Если вы получили информацию, постарайтесь подать её детям так, чтобы они не поняли, откуда она просочилась. Иначе, из союзника учитель превратится в предателя.
  2. Многие родители выбирают школу, отталкиваясь от её престижности и профиля. Если говорить о младшей школе, то выбирать необходимо не школу, а учителя. Важно, чтобы малышу нравилась его учительница, и они подходили друг другу по темпераменту. Там, где симпатия и любовь, проблем не будет. Даже если где-то он будет отставать в силу своих возможностей, при правильной тактике заботливого учителя это не станет трагедией. Желание учиться не пропадёт. Если говорить о профиле, то самый подходящий возраст для перевода – 8–9 класс. В случае, когда делается ставка на 1–2 предмета, можно изучать их и при помощи репетитора, обучаясь в любимой школе.
  3. Педагогический коллектив – это отдельная тема. Но, если в двух словах: дети, которых любят и воспринимают как индивидуумов, учитывая их особенности и способности, всегда будут любить свою школу. Соответственно, они будут стараться учиться, принимать участие в кружках, секциях. Школьный коллектив будет восприниматься как семья. В вашем случае всё по-другому? Изучите отзывы о школах своего района и задумайтесь о смене коллектива.
  4. Если причина в конфликте с одноклассниками, постарайтесь разобраться в ситуации как можно быстрее. Получите информацию из разных источников. Не спешите искать виновных. Ребёнок может быть неправ, но из страха быть наказанным исказит ситуацию. Такое случается часто. Выслушайте все стороны, свидетелей, и только потом принимайте решение и начинайте что-то делать. Постарайтесь примирить стороны конфликта. Но, если речь идёт об издевательстве, или ситуация сильно затянулась, советы психолога не дают результата – ищите другую школу.
  5. В случае отставания от программы по одному, двум предметам, позанимайтесь с ребёнком сами или прибегните к помощи репетитора. Когда всё начинает получаться, дети чувствуют свою силу и значимость, их самооценка увеличивается и жизнь налаживается. Одарённых ребят лучше отдавать в профильные школы, с расширенной и усложнённой программой. Это будет давать им больше возможностей, и увеличивать интерес к учёбе. Если ребёнок слаб, все попытки дополнительных занятий не увенчались успехом, не расстраивайтесь. В жизни есть много профессий, подходящих вашему малышу или подростку. Ориентируйте его на тот вид деятельности, который ему нравится. Что для этого делать, подскажет психолог.
  6. Отнеситесь серьёзно к проблемам на личном фронте. Приведите примеры из своей школьной жизни. Отвлеките ребёнка, если нужно, поплачьте вместе с ним. Объясните, что в жизни всё меняется, и скоро он будет смеяться над тем, что сегодня вызывает тоску. Школьная любовь редко заканчивается продолжительными отношениями, её нужно пережить как ветрянку. Нелишними здесь будут и советы психолога.
  7. Решайте свои межличностные проблемы таким образом, чтобы не вовлекать детей. У них должны остаться папа и мама. Даже если они больше не живут вместе. Контролируйте детей и поддерживайте контакт друг с другом. Часто случается ситуация, когда папе ребёнок говорит, что он у мамы, а маме наоборот. На деле – предоставлен сам себе.
  8. Педагоги вашего ребёнка – не специально обученные церберы. Они вам не враги, а друзья. Лучшее, что вы можете сделать – поддерживать плотную связь со школой. Ребёнок будет понимать, что он находится под контролем, а вы будете в курсе всех школьных дел. В таком случае нежелание посещать школу, возникает редко.

Для того чтобы в голову детям не лезли дурные мысли, необходимо сократить количество свободного времени. Для этого существует большое количество секций, кружков, музыкальных, спортивных и танцевальных студий и школ. Забудьте самые распространённые отговорки:

  • нет времени водить;
  • он и так очень устаёт;
  • мы ходили, но нам не понравилось.

Это ложь в оправдание собственной лени. Кто хочет – изыщет возможности, кто не хочет – оправдания.

Чем плотнее и интереснее расписан рабочий день ребёнка, тем больше он успеет. Где занятость – там успех и процветание. А, значит, дополнительная мотивация посещения школы, ведь это место, где можно похвастаться своими талантами.

Нежелание ходить в школу является протестом или защитной реакцией против каких-то дискомфортных для ребёнка обстоятельств. Устраните их, и проблема решится. Быть родителями – самая ответственная и сложная работа. На этой «должности» вы находитесь 24 часа в сутки. Она не допускает лени и безответственности. Желание не посещать школу не возникнет, если в семье есть:

  • любовь;
  • доверие;
  • разумный контроль;
  • всестороннее развитие.

Любите своих детей и уделяйте им больше внимания.

Школьная тревожность, школьная фобия, отказ от посещения школы, школьный невроз... Названия разные, но проблема одна: ребенок отказывается ходить на занятия. Он воспринимает школу не как место, где он общается с ровесниками и получает знания. Для него она – постоянный источник страхов и стресса. Как быть в этой ситуации?

Сначала родители должны научиться отличать тревогу от тревожности. Эпизодические проявления беспокойства перед, например, важной контрольной или выступлением на празднике – нормальная реакция. Тревожность же – это постоянное беспокойство, перерастающее в нежелание идти на уроки. Ребенок каждое утро чувствует себя подавленным, его не радует предстоящий день, он ищет повод не идти в школу. При этом в выходные или на каникулах ведет себя совершенно нормально.

Большинство детей не могут или не хотят объяснить, в чем дело. Но каждое утро у них «болит живот» или «поднимается температура». И зачастую это не симуляция – при сильной тревожности все симптомы появляются на самом деле. Родителям придется самим определить причину такого состояния.

Почему ребенок отказывается идти в школу

У первоклассников проблема обычно в трудностях с социальной адаптацией. Ребенку просто некомфортно в незнакомой обстановке и хочется домой, где все понятно и знакомо. Особенно часто так бывает в семьях, где родители долгое время ограждали малыша от трудностей и реалий жизни. В итоге ребенок чувствует себя чужим в школе: не может найти общий язык со сверстниками и не знает, как общаться с учителями.

В этом случае нужно активно заниматься социализацией ребенка, просить его выполнять простые поручения: сходить в ближайший магазин, съездить с кем-то из взрослых – но не с мамой и папой – куда-нибудь на общественном транспорте. Родители должны моделировать ситуации, в которых ребенок может проявить самостоятельность.

Еще ученики младших классов часто боятся не оправдать ожидания родителей и переживают, если у них что-то не получается. Ребенок может расстраиваться даже из-за мелких неудач – забыл тетрадку, не получаются ровные крючки в прописях, родители забрали с уроков позже других.

Период адаптации длится от месяца до полугода, после него уровень тревожности у младших школьников обычно приходит в норму

Важно не предъявлять ему завышенных требований, не ругать за мелкие оплошности и объяснять, что не у всех все получается с первого раза. Рассказывайте о своих трудностях в учебе и о том, как вы с ними справились. Период адаптации длится от месяца до полугода, после него уровень тревожности у младших школьников обычно приходит в норму.

Второй переломный момент случается при переходе в старшие классы. Но тревожность подростка по отношению к школьной жизни может быть и проявлением особенностей характера. Какие ситуации чаще всего становятся поводом для переживаний?

Ребенок боится, что дома его накажут за низкие оценки или плохое поведение.

Он стесняется отвечать у доски, боится публично допустить ошибку, опасается, что все над ним будут смеяться.

Не может найти общий язык с кем-то из учителей, сталкивается с насмешками, упреками, придирками, заниженными оценками и невнимательным отношением.

Чувствует себя слабым и незащищенным, например, боится, что старшеклассники могут отобрать деньги или будут дразнить из-за немодной одежды.

Ощущает себя не таким, как все, не может влиться ни в одну компанию и становится изгоем.

Ребенок заражается тревожностью от близких. Например, мать очень переживает по поводу отметок, постоянно напоминает, что «важно хорошо учиться, иначе не поступишь в университет и станешь дворником».

У него синдром отличника, он старается быть лучшим, постоянно конкурирует с другими учениками и в итоге перегружен заданиями.

Главная ошибка родителей в любой из этих ситуаций – не уделять проблеме внимания или считать, что «само пройдет». Некоторые школьники в состоянии самостоятельно справиться с проблемой, адаптироваться к ситуации, найти себя и свое место в школьной жизни. Они адекватно реагируют на неудачи, не переживают по поводу отметок или замечаний. Но большинству нужна помощь.

Как родитель может помочь?

Для начала очень важно понять и принять тревогу ребенка. Помните: он имеет на нее полное право.

1. Искренне, не ради галочки интересуйтесь жизнью, мыслями, чувствами, страхами ребенка. Научите его рассказывать о них. Узнайте, какие уроки и почему он любит. В этом заслуга учителя или ребенка интересует сам предмет?

Расспрашивайте не только об оценках, но и о том, как и за что их поставили. Какие эмоции вызвала оценка – гордость, разочарование, злость, стыд? Уметь распознавать и описывать свои эмоции – очень важный навык, который пригодится не только в школьной жизни.

2. Объясните сыну или дочери, что нормально не знать чего-то или не успевать. Тут нечего стыдиться. Пусть ребенок не стесняется говорить, если устал или физически не успевает выполнить задание. К сожалению, современные школьники зачастую перегружены.

3. Даже если детские проблемы не кажутся серьезными, важно признать право ребенка на них. Не обесценивайте проблему: «Подумаешь, забыл выучить стихотворение». Но и не раздувайте из мухи слона: «Как ты мог не выучить стих? Почему ты все время все забываешь? В кого ты такой безответственный?»

Всегда думайте о последствиях такого вмешательства. Порой оно может усугубить ситуацию

4. Не спешите звонить директору школы или родителям одноклассника, который дразнит вашего ребенка. Не вмешивайтесь в ситуацию без явной необходимости. В крайнем случае сделайте так, чтобы сын или дочь об этом не узнали.

Всегда думайте о последствиях такого вмешательства. Порой оно может усугубить ситуацию. К тому же так вы не научите ребенка самостоятельности.

5. Учите ребенка делать выводы из неприятных ситуаций – плохой оценки, ссоры с одноклассником, перебранки с учителем. Приобретенный опыт поможет избежать еще больших неприятностей.

6. Будьте для ребенка примером. Делитесь с ним своими тревогами, переживаниями, трудностями на работе и рассказывайте, как вы их преодолеваете. Учите ребенка – и учитесь сами! – расслабляться и адекватно выражать негативные эмоции. Запомните: у спокойных счастливых родителей – уравновешенные дети.

7. В отдельных случаях, если родители не могут помочь или грамотно разобраться в ситуации, лучше не затягивать и обратиться к психологу.

Об эксперте

(Béatrice Copper-Royer) – клинический психолог, специалист по детскому и подростковому поведению, автор книги «Боюсь волка, боюсь всего».

На сегодняшний день в сфере воспитания довольно распространена проблема, когда ребёнок не хочет ходить в школу. С таким явлением могут столкнуться родители как учеников младшей школы, так и подростков. Что делать в этом случае взрослым? В первую очередь следует отбросить мысли о том, что у вас плохой сын или дочь, или что вы виноваты в создавшейся ситуации. А после необходимо разобраться в причине, по которой ваш ребёнок произносит: «Не хочу идти в школу». Что делать, чтобы он ходил на учёбу с удовольствием? по разрешению такого вопроса даны в этой статье.

Выявление причины нежелания учиться

Когда родители чувствуют, что ребёнок с приближением осени становится всё грустнее, им обязательно следует выяснить причину такого состояния.

Если речь идёт об ученике младшей школы, следует особое внимание обратить на его рисунки. Ведь нередко малыши отображают свои страхи на бумаге. Возможно, основной темой рисунка будет злой учитель или дети, которые дерутся. Также хорошим вариантом выявления причины нежелания ходить в школу может стать игра. К примеру, любимый мишка плачет, когда настаёт первое сентября. Или зайка отказывается идти в школу. Пусть малыш объяснит причину такого поведения игрушек.

В случае когда слова «не хочу ходить в школу» звучат из уст старшеклассника, выявить корень проблемы можно только путём доверительного разговора со своим ребёнком.

Период адаптации к школе

На протяжении сентября-октября происходит адаптация сына или дочери к школе. У некоторых детей период привыкания может продлиться даже до Нового года. В это время родителям, которые слышат: «Не хочу в школу», рекомендуется следующее:

  • уделять ребёнку больше внимания, чем обычно;
  • наблюдать за тем, что рисует сын или дочь, какие игры предпочитает и что его/её волнует;
  • всячески поддерживать малыша;
  • стараться чаще общаться с его учителями и одноклассниками.

Также следует ответственно отнестись к соблюдению режима дня. Причём это касается как учеников младшей школы, так и старшеклассников. Обязательным условием является фиксированное время отхода ко сну. Также следует заводить будильник с таким расчётом, чтобы утреннее пробуждение происходило не в последний момент, когда уже настало время выходить из дома, а была возможность спокойно проснуться, потянуться, сделать зарядку, позавтракать и отправиться в школу. Нервозности и опозданиям - категорическое «нет»!

Если ребёнок не хочет идти в школу, причины этому могут быть разными. Следует остановиться подробно на каждой из них. Сначала рассмотрим проблемы, которые могут возникнуть у детей младшего школьного возраста.

Причина первая. Страх первоклассника перед новым и неизведанным

Почему в школе? Первой причиной этого является боязнь чего-то нового и неизвестного, которую чаще всего испытывают домашние, «несадиковские» малыши. Их пугает масса факторов. К примеру, что мама не сможет постоянно быть рядом, что нужно будет общаться с людьми, которые ранее были не знакомы, что одноклассники окажутся недружелюбными. Порой дети, не приученные к самостоятельности, даже боятся ходить в туалет, так как им кажется, что они могут заблудиться в коридорах.

Если ребёнок именно по причине боязни нового говорит: «Не хочу в школу», что делать родителям в такой ситуации? Следует в последние дни августа провести ребёнку экскурсию по школе, чтобы он познакомился с кабинетами, коридорами и туалетами. И тогда первого сентября все эти места будут уже знакомы малышу, и ему не будет так страшно. Если вам посчастливится встретить других, более взрослых учеников, рекомендуется пообщаться с ними на глазах у ребёнка, а может быть, даже познакомить их со своим малышом. Пусть ребята постарше расскажут будущему первоклашке, как им нравится учиться, какие хорошие преподаватели работают в школе, как много новых друзей здесь можно обрести.

Также родители могут рассказать свои жизненные истории о том, как они боялись идти в первый класс, что именно их тогда пугало. У таких рассказов обязательно должен быть счастливый конец. Тогда малыш осознает, что ничего страшного нет, и всё обязательно будет хорошо.

Причина вторая. Наличие негативного опыта у ученика младших классов

Порой случается так, что ребёнок, который говорит: «Не хочу в школу», уже имел возможность ранее прочувствовать учебный процесс. Может быть, он уже окончил первый класс. Или малыш посещал занятия по дошкольной подготовке. И в результате полученный опыт имел негативный характер. Причин этому может быть много. К примеру, ребёнка дразнили другие дети. Или ему было тяжело усваивать новую информацию. А может быть, случались конфликтные ситуации с преподавателем. После таких неприятных моментов ребёнок боится их повторения и, соответственно, произносит: «Не хочу в школу».

Что делать в этом случае родителям? Главный совет, как и во всех других случаях, - разговаривать с ребёнком. Если виной всему стал конфликт с учителем, не нужно говорить, что преподаватель плохой. Ведь для первоклассника он является чуть ли не первым незнакомым представителем мира взрослых. Общаясь с ним, ребёнок учится налаживать отношения со старшими. Родителям следует постараться непредвзято посмотреть на ситуацию и понять, кто прав, кто виноват. Если малыш сделал что-то не так, нужно указать ему на совершённую ошибку. Если же виноват преподаватель, то не следует говорить об этом ребёнку. Просто запишите его, к примеру, в параллельный класс, чтобы свести к минимуму их общение с этим педагогом.

Если имел место конфликт с одноклассниками, следует разобрать эту ситуацию, дать правильные советы и научить ребёнка самому решать проблемы такого характера. Малышу следует донести, что вы всегда его поддержите, что вы на его стороне и что он всегда может на вас рассчитывать, но разбираться со сверстниками он должен сам. Основная задача родителей - объяснить, как следует выходить из подобных ситуаций, чтобы все стороны конфликта остались довольны.

Причина третья. Страх первоклассника, что он чего-то не сможет

С раннего детства родители, сами того не подозревая, взращивали подобный страх в своём ребёнке. Когда он говорил, что хочет сделать что-то самостоятельно, взрослые не давали ему такой возможности и аргументировали это тем, что у малыша не получится. Поэтому сейчас, когда ребёнок не хочет идти в школу, им может владеть страх, что у него не выйдет хорошо учиться или с ним не захотят дружить одноклассники.

Что делать родителям в данной ситуации? Следует как можно чаще вспоминать моменты, когда ребёнок достиг успеха, хвалить его и обязательно подбадривать. Малыш должен знать, что мама и папа им гордятся и верят в его победы. Нужно радоваться вместе с первоклашкой его маленьким достижениям. Также следует поручать ему различные важные задания, чтобы ребёнок понимал, что ему доверяют.

Причина четвёртая. Ученику младших классов кажется, что его не любит педагог

У ученика младших классов может возникнуть проблема, когда ему кажется, что преподаватель его не любит. Зачастую это обусловлено лишь тем, что детей в классе много и учитель просто не имеет возможности лично обратиться к каждому ребёнку, похвалить его. Иногда малышу достаточно сделать всего одно замечание, чтобы ему показалось, что преподаватель относится к нему предвзято. Следствием этого является то, что ребёнок не хочет в школу.

Что делать взрослым, если возникла подобная ситуация? В первую очередь нужно объяснить сыну или дочери, что учитель - это не мама и не папа, не товарищ и не приятель. Преподаватель должен давать знания. Его нужно внимательно слушать и задавать вопросы, когда что-то непонятно. Родителям следует общаться с учителем, советоваться с ним и интересоваться успехами малыша. В случае когда преподаватель действительно невзлюбил вашего ребёнка и вы не можете на это повлиять, следует посоветовать малышу на придирки. Если конфликт действительно серьёзен, нужно рассмотреть вариант перевода ребёнка в параллельный класс.

Теперь настала очередь рассмотреть причины нежелания учиться у подростков.

Причина пятая. Старшеклассник не понимает, зачем ему учиться

Иногда случается так, что ученик старших классов говорит: «Не хочу в школу» по причине того, что он не понимает, зачем ему нужны приобретаемые знания и где он впоследствии сможет их применить.

Что делать в такой ситуации родителям? Нужно постараться привязать предметы, изучаемые в школе, к реальной жизни. Следует научиться находить физику, химию, географию и биологию в окружающем мире. Для формирования интереса к получению знаний рекомендуется вместе с ребёнком посещать музеи, выставки и познавательные экскурсии. При прогулке в парке можно попробовать вместе нарисовать его план. Попросите своего старшеклассника помочь вам в переводе текста с английского языка и после обязательно поблагодарите его. Главной задачей родителей является формирование стойкой заинтересованности ребёнка в получении знаний в школе.

Причина шестая. Плохая успеваемость старшеклассника

Часто причиной нежелания учиться становится банальная плохая успеваемость ученика. Он просто не может понять, о чём говорит преподаватель. Основной эмоцией на уроке становится скука. Чем дольше происходит такое непонимание, тем вероятнее развитие тупиковой ситуации, когда суть предмета окончательно ускользает от ребёнка. А если преподаватель поругал или высмеял ученика перед всем классом за неуспеваемость, то желание учить этот предмет может покинуть старшеклассника навсегда. Неудивительно, что в такой ситуации ребёнок не хочет в школу.

Как помочь подростку в таком случае? Легче всего восполнить его упущенные знания по конкретному предмету, когда обнаруженная проблема возникла относительно недавно. Если один из родителей достаточно осведомлён в нужной отрасли и если он обладает должным терпением, можно заниматься с ребёнком в домашних условиях. Хорошим вариантом является посещение репетитора. Но в первую очередь следует попытаться объяснить старшекласснику, насколько важно знание конкретного предмета. Без осознания этого факта все последующие занятия могут пройти впустую.

Причина седьмая. Старшекласснику неинтересно

Ещё одной причиной, почему ребёнок не хочет учиться в школе, может быть его одарённость. Порой старшекласснику, который схватывает информацию на лету, просто неинтересно посещать уроки. Ведь учебный процесс рассчитан на среднестатистических учеников. А если ребёнку приходится выслушивать ту информацию, которая ему хорошо знакома, его внимание притупляется и появляется чувство скуки.

Что делать родителям Если в школе имеется класс для таких учеников, то рекомендуется перевести своего сына или дочь туда. Если нет, то нужно помочь ребёнку удовлетворять свою любознательность путём самостоятельных занятий.

В случае когда отсутствие интереса к учёбе обусловлено не особой одарённостью, а банальным отсутствием мотивации, нужно попробовать заинтересовать ребёнка. Необходимо выявить несколько основных направлений, которые его привлекают, и помочь ему развиваться в этом русле. Например, если сыну или дочери интересен компьютер, пусть он/она помогает вам выполнять несложные задания для вашей работы. За это следует ребёнка благодарить, а может, даже выделять символическую заработную плату. Это и будет мотивацией, которая в данном случае необходима.

Причина восьмая. Неразделённая любовь старшеклассника

У подростков проблема безответной любви может встать очень остро в силу их возраста, темперамента и гормонального фона. Ребёнок произносит слова «не хочу в школу» по причине нежелания видеть объект своих чувств.

В такой ситуации родителям категорически запрещено осыпать сына или дочь насмешками, поскольку случай действительно серьёзный. Их задача - быть рядом, поддерживать и подбадривать своего ребёнка и вести разговоры по душам в случае, когда подросток к этому готов. Если он попросит перевести его в другую школу, родителям не следует соглашаться и идти на поводу у эмоций старшеклассника. Следует объяснить, что возникающие проблемы нужно решать, а не убегать от них. Убедите ребёнка, что с течением времени всё наладится и впереди его обязательно ждёт новое счастье.

Причина девятая. Конфликт подростка с одноклассниками

Поводы для конфликтов ребёнка с одноклассниками могут быть разнообразными. Без спорных ситуаций и столкновений интересов обойтись трудно. Но если отношения с другими подростками постоянно накалены, ученик начинает чувствовать себя изгоем и, конечно, мама слышит: «Не хочу учиться в школе». Ребёнок постоянно находится в состоянии стресса, школа становится тем местом, даже мысли о котором вызывают у старшеклассника неприятные ощущения. Совокупность этих факторов разрушает его самооценку и негативно влияет на мироощущение ребёнка.

Главное, чего не должны делать родители в таком случае, - это пускать ситуацию на самотёк. Следует постараться вызвать сына или дочь на доверительный разговор. После этого нужно рассказать своё видение решения возникшей проблемы, дать несколько советов. Например, чтобы ученик на переменах держался недалеко от преподавателя или другого взрослого. В случае насмешек и агрессии со стороны одноклассников следует молча, избегая визуального контакта и не отвечая на провокации, уйти. Ребёнок должен чувствовать себя уверенным и не практиковать поведение жертвы. Об этом будет говорить его осанка, высоко поднятая голова, уверенный взгляд. Старшеклассник не должен бояться говорить «нет».

В случае усугубления ситуации для решения проблемы необходимо задействовать педагогов и школьного психолога, если такой имеется в учебном заведении, которое посещает ваш ребёнок.

Почему дети не хотят учиться в школе? Главная задача каждых родителей - найти ответ на этот вопрос по отношению к своему ребёнку. Если причину удалось выявить, то решить проблему уже не так сложно. Если не удалось справиться собственными силами, следует обратиться за помощью к педагогам или школьному психологу. Родители ни в коем случае не должны решать проблему с помощью силовых методов либо путём давления на сына или дочь. Ребёнок должен чувствовать, что мама и папа всегда на его стороне и в любой момент готовы оказать ему поддержку.

Мы уже рассматривали вопрос о слабой , когда ребенок не хочет учиться вообще, в принципе, но ситуация, когда дети не хотят идти в школу несколько шире. Да и причины тоже более разнообразны.

Не хочу в школу! Кто из родителей не содрогался, услышав этот полный отчаяния или тоски детский вопль. Одно дело, когда за этими словами слышится скука, нежелание тратить время на непонятно кому нужные занятия, но вот если в детском голоске слышатся слезы…

То тут необходимо разбираться и разбираться обстоятельно! Вы же, дорогие родители, не хотите, чтобы ваш отпрыск решил, что вы его не слышите и не хотите слушать, совсем отчаялся и попытался решить проблему своими, далеко не цивилизованными средствами?

Я думаю все наслышаны о проносе школьником в школу оружия и убийстве учителя. А о множестве ? А о и бродяжничестве? О вступлении в религиозную секту или массовости среди старших школьников ? И это не просто страшилки. Школьный психолог вроде меня не понаслышке знает о подобных проблемах подростков и их родителей. Надеюсь, дорогие родители, вы не будете отрицать, что если ваш ребенок не хочет идти в школу ни за какие коврижки, это и ваша проблема тоже?

Причины нежелания детей идти в школу

  • То, что наша современная школа учит чему угодно, но только не жизни , я думаю не стоит и говорить. Дети — не дураки и способны быстро просечь, что многие знания, которые им вдалбливаются в школе, им в жизни никогда не пригодятся. Мы это тоже понимаем в глубине души, но отмазываемся перед детьми общими словами о нужности законченного образования, официальных бумажек, что курс среднего образования худо-бедно пройден. К несчастью, эта правда жизни имеет место быть в наших реалиях и без аттестата дальнейший жизненный путь, весьма затруднен.
  • Наши дети половину своего детства проводят в школе и от того, насколько у них сложились отношения с одноклассниками и учителями зависит многое. Благополучные дети часто ради получаемого в классе общения смиряются с неизбежными минусами школьного образования — образования из под палки. Но, если вашего , не принимают в коллектив, а учительница лишь подливает масла в огонь неуместными замечаниями, часто травмирующими ребенка до глубины души, то тогда дети готовы на что угодно, лишь бы не идти в школу завтра. И на следующей неделе, и в будущем году.
  • Свою внушительную лепту в дело формирования неприязни к школе вносят и родители , считающие за благо читать нескончаемые нравоучения, показывать свое разочарование неуспехами своего дитяти и заставлять, заставлять писать, читать, учить…
  • Привить отвращение к школьным занятиям может и повышенная , дети 5-6 часов проводят в школе, потом столько же маются за домашними заданиями… А в результате? День прошел, уже нет сил и желания на что-то еще. И так день за днем, четверть за четвертью.

Написав все это, я не призываю всех тут же массово бросить школу и отправиться в поля или джунгли города получать реальные уроки жизни. Все это будет в жизни вашего ребенка… рано или поздно. Просто задача родителя при заявлении ребенка, что он не хочет идти в школу, не становиться в позу и тем более не занимать обличающую пороки современной молодежи позицию. Без вас найдутся обличители и нравоучители. Вспомните свое школьное детство, свои прежние чувства…

И попытайтесь поговорить с ребенком, как с другом, понимая и принимая его страстное нежелание идти в школу. Определитесь с причиной. Возможно, все настолько серьезно, что придется что-то коренным образом менять — класс, школу, ваше собственное отношение к учебе сына или дочери и к его . По другому обставлять его внеурочную жизнь, чтобы было куда стремиться после уроков. И тогда пословица «делу — время, потехе — час» хоть будет иметь смысл и воспитательное значение.

error: