Что почитать в 12 лет интересное. Чтение для девочки (12 лет)

Удивительные события, описанные в этой книге, начались с того, что…
Действительно, с чего же всё началось? Может быть, с того, что однажды папа мальчика Мити привёз из дальнего плавания крокодилье яйцо? Или с того, что весной школа закрылась на ремонт, и в компанию к домашнему крокодилу Митя принёс обитателей живого уголка? Или с того, что в один прекрасный день мама Мити поставила ультиматум: или она, или звери? Ах, и всё бы ничего, если бы за Митиными питомцами не вызвалась присмотреть девочка Катя Пастушкова…

Мальчику Жене семь лет, и он всю свою жизнь прожил в совхозе.
Сколько интересных событий готовит здесь каждый новый день! Можно рыть подземный ход в Большом овраге, или строить линию метро в пещерах, или попробовать поймать юркую ящерицу… Но однажды привычный уклад меняется: в гости приезжает тётя Вера с дочкой Саней. Женя даже представить себе не мог, сколько бед может принести
четырёхлетняя курносая девчонка! Сначала из-за неё Женя не поехал на озеро, затем Саня разбила его любимую чашку, отобрала здоровенного жука, похожего на самолётик, а потом и вовсе осталась жить, пока её мама уехала строить электростанцию куда-то очень далеко. Придётся Жене учиться быть старшим братом!

2) Ариадна Борисова
Записки для моих потомков

Лабиринт (клик по картинке!)

MY-SHOP
ОЗОН

Валентинка проводит летние каникулы в деревне у бабушки вместе с компаний друзей и собакой Мальвой. За лето столько всего случается! Экспедиция в таинственный Синий лес, встреча с таёжным великаном Сырбырхырчиком, откапывание и закапывание несметных сокровищ, освоение методов дедукции, знакомство с динозавром, который обитает в речке... Эти невероятно весёлые и в какой-то мере драматические приключения достойны того, чтобы главная героиня «Записок…» поделилась ими со своими будущими потомками.

3) Тамара Михеева
Асино лето

Лабиринт (клик по картинке!)

MY-SHOP
ОЗОН

«Асино лето» - это очень необычная история о самой обычной девочке Прасковье Шустовой. Прасковья, а проще - Ася, уезжает на лето в лагерь, где ее ждут сказочные приключения: она знакомится с весёлыми гномами и другими чудесными обитателями леса, учится летать, отправляется на поиски живой воды, чтобы оживить засохший цветок. Но это еще не всё: Асе предстоит сделать то, чего не смог ни один врач, - вылечить мальчика Колю, который ей очень нравится. Сказочные друзья согласны помочь, но главное зависит от Аси: хватит ли у нее смелости и упорства, чтобы отправиться к Грозовому человеку и выполнить его задание?..

4) Вера Новицкая
Хорошо жить на свете! Записки счастливой девочки

Лабиринт (клик по картинке!)

MY-SHOP
ОЗОН

Девятилетнюю Марусю все родные и знакомые называют просто Мусей. Забавные истории из своей жизни маленькая озорница описывает сама: как она подшучивает над гувернанткой и ловит раков, как играет в крокет и участвует в спектакле, как катается на лодке и готовится к поступлению в гимназию.
Рассказы Муси - непосредственные и искренние, смешные и наивные - это записки счастливой девочки, которой хорошо жить на свете.

5) Виктор Гюго
Козетта

Лабиринт (клик по картинке!)

MY-SHOP
ОЗОН

Рассказ о маленькой Козетте - это часть романа Гюго "Отверженные", в котором писатель показывает тяжелую жизнь простых людей. Сама Козетта походит на Золушку, а ее чудесное спасение таинственным незнакомцем напоминает волшебную сказку. Гюго призывает людей быть человечными, добрыми, благородными не проходить мимо чужого горя, помогать несчастным и обездоленным.

6) Дик Кинг-Смит
Леди Дейзи

Лабиринт (клик по картинке!)

MY-SHOP
ОЗОН

Сказочная повесть «Леди Дейзи» – это трогательная история дружбы мальчика Неда с куклой, но куклой не простой, а говорящей.
Нед нашёл её в дальнем углу кладовки на чердаке, в старой коробке из-под туфель. Эта необычная дружба, так удивительно начавшаяся, многому его научила и дала понять: как важно всегда оставаться верным себе, быть честным и справедливым, уметь стойко выдерживать любые испытания и никогда не унывать.

7) Ирина Пивоварова
Про Люську Синицыну и Люську Косицыну

Лабиринт (клик по картинке!)

MY-SHOP
ОЗОН

О двух подругах-непоседах Ирина Пивоварова написала довольно много рассказов. Люська с Люськой нередко ссорятся и мирятся, пишут стихи и отмечают дни рождения, собираются на каток и пишут сочинения. Естественно, обе частенько попадают впросак, но они не теряют чувства юмора и умеют посмеяться над собой.

8) Анне-Катрине Вестли
Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик

Есть книги, которые необходимо прочитать в детстве. Среди них – книги известной норвежской писательницы Анне-Катрине Вестли.
На родине её имя известно каждому, а её популярность можно сравнить только с популярностью Астрид Линдгрен. К счастью, книги Вестли хорошо известны и в нашей стране.
«Жила-была большая-пребольшая семья: папа, мама и целых восемь детей… И ещё с ними жил небольшой грузовик, который они все очень любили. Ещё бы не любить – ведь грузовик кормил всю семью!» Вот так писательница представляет своих героев. Она рассказывает о жизни многодетной семьи, в которой родители всегда находят общий язык с детьми. Автор не скрывает, что любит своих героев, и её любовь передаётся читателям.
«Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» – книга для семейного чтения, в которой юному читателю без нравоучений и назидательности, с юмором преподносятся уроки жизни.

9) Лев Давыдычев
Лёлишна из третьего подъезда

Часто ли вы бывали в цирке? А вот такое цирковое представление, которое устроил детский писатель Лев Иванович Давыдычев на страницах этой книги с парадом участников и в трёх отделениях с антрактами, вам вряд ли представлялся случай посещать.
Эта увлекательная юмористическая повесть о мужественной и доброй девочке Лёле, которую все называют Лёлишна. Ей всего 11 лет, но она сама заботится о своём дедушке и ведёт домашнее хозяйство. А кого же ещё мы увидим на арене? Петьку-Пару, злую девочку Сусанну, хулигана Головёшку, храброго мальчика Виктора Мокроусова, всех и не перечислишь... Чего только не вытворяют они в своих номерах! Иногда номера эти добрые, иногда не очень, некоторые так просто невероятные, но все обязательно учат нас самым важным в жизни вещам.

10)Эдуард Успенский
Про Веру и Анфису

Девочка Вера и обезьянка Анфиса живут в Москве, в обычной городской квартире. Поэтому Анфиса лазает не по пальмам и лианам, а по шкафам и шторам. Она немножко похожа на зверушку, а немножко - на ребёнка, из-за этого безобразий и хулиганств получается в два paзa больше. Но это вы, ребята, наверное, и сами знаете из мультфильмов про Веру и Анфису. А в этой книге вы прочитаете про новые приключения Веры и Анфисы. Ведь когда девочка и обезьянка вместе ходят гулять, в детский сад, кино, зоопарк и другие интересные места, - смешные истории происходят на каждом шаги!

11) Варвара Андреевская
Записки куклы

Лабиринт (клик по картинке!)

MY-SHOP
ОЗОН

Повесть русской писательницы Варвары Андреевской (1848-1915) написана от лица куклы по имени Милочка. Главная героиня повести попадёт в руки к самым разным хозяйкам - богатым и бедным, хорошим и не очень, а маленькие читательницы смогут не только следить за приключениями Милочки, но и узнать много интересного о жизни и быте девочек XIX века.

12) Памела Трэверс
Трилогия "Мэри Поппинс"

Основная трилогия:
Мэри Поппинс (в русских переводах также «Дом № 17» и «Мэри Поппинс с Вишнёвой улицы»)
Мэри Поппинс возвращается
Мэри Поппинс открывает дверь

Приложения
Мэри Поппинс в парке (в русском переводе также «С днём рождения, Мэри Поппинс!»)
Мэри Поппинс от А до Я
Мэри Поппинс на кухне (в русских переводах также «Поваренная книга Мэри Поппинс» и «Поваренная книга Мэри Поппинс от А до Я»)
Мэри Поппинс в Вишнёвом переулке (в русском переводе также «Мэри Поппинс на Вишнёвой улице»)
Мэри Поппинс и соседний дом (в русском переводе также «Мэри Поппинс и дом по соседству»)

Героиня сказочных повестей детской писательницы Памелы Трэверс, няня-волшебница, воспитывающая детей в одной из лондонских семей. Книги о Мэри Поппинс, первая из которых вышла в 1934 году, приобрели огромную популярность, как в англоязычных странах, так и в остальном мире. В Советском Союзе и России пользовались и сейчас пользуются популярностью повести о Мэри Поппинс в переводе Бориса Заходера.

13) Юрий Ермолаев
Дом отважных трусишек

Лабиринт (клик по картинке!)

MY-SHOP
ОЗОН

Нечасто мы задумываемся о том, что быть здоровым - настоящее счастье. А Надя Ермакова знает это совершенно точно, ведь с раннего детства она не может бегать, прыгать или плавать, да и ходить у девочки с трудом получается только на костылях. Но судьба всё-таки улыбается ей, и Надя попадает в клинику к знаменитому хирургу - говорят, он творит чудеса... В «Доме отважных трусишек» девочке предстоит проявить стойкость, терпение и смелость, повстречать новых друзей и пройти до конца нелёгкий путь к мечте.

14) Отфрид Пройслер
Маленькая баба-яга. Маленькое Привидение. Маленький Водяной

Лабиринт (клик по картинке!)

MY-SHOP
ОЗОН

Маленькая Баба-Яга - совсем не злая ведьма! Она, по сути, маленький ребёнок, который может шалить, наказывать обидчиков и не слушаться взрослых. А подружиться с ней - так увлекательно и весело! Однажды главная героиня получает задание "Сделаться лучшей колдуньей за один год" и сдать экзамен! Как же с этим справиться, ведь то, что считается обязательным для ведьмы, совсем не в её характере?

Маленький водяной - шаловливый и забавный мальчишка. Только живет он в пруду, в подводном доме среди своей родни и рыб. С ними всегда что-то случается!

Маленькое Привидение ночью бродит по залам замка, являющегося теперь музеем, и вспоминает его славную историю, а еще мечтает посмотреть на мир не в лунном, а в солнечном свете. И начинаются приключения...

15) Юрий Дьяконов
Восемь волшебных желудей, или Приключения Желудино и его младших братьев

Лабиринт (клик по картинке!)

MY-SHOP
ОЗОН

Перед вами чудесная сказочная история о маленькой девочке Жене и восьми волшебных желудях. Дедушка Жени превратил их при помощи проволоки и спичек, пёрышек и тополиного пуха в мальчика Желудино, страусёнка Желустрёнка, жеребёнка Желурёнка и собачку Желугавчика, да не простых, а живых, самых настоящих. Вы узнаете, как отважные герои боролись с гусеницами в лесу, от кого спасали насекомых и птиц, что такое "Открытие Добрых Глаз" и почему так важно бережно относиться к природе.

16) Юрий Олеша
Три толстяка

Лабиринт (клик по картинке!)

В издании представлены две повести Миры Лобе в великолепном, ставшем классическим переводе Лилианны Лунгиной. «Бабушка на яблоне». Маленький Анди, страдающий от одиночества, долго мечтал о бабушке, но вовсе не такой, как у его друзей, а о храброй, отчаянной, с которой можно бороздить моря, сражаться с пиратами и укрощать тигров. И вот наконец он её нашёл… на яблоне! «Как было дело с Мохнаткой». Играя в прятки, Фреди и его сестра Геди обнаружили в кустах крохотного, жалобно скулящего щенка и принесли домой. Дети очень полюбили этого забавного малыша, и пёс им отвечал взаимностью. Но однажды у Мохнатки нашлись хозяева. Неужели теперь ребятам придётся расстаться со своим любимцем?

19) Анджела Нанетти
Мой дедушка был вишней

Лабиринт (клик по картинке!)

MY-SHOP
ОЗОН

Вишневое дерево по имени Феличе было посажено в честь рождения дочери и росло вместе с ней. И оно стало героем детских воспоминаний ее сына: его другом в играх, местом познания и приключений, символом непрерывности жизни.
Главный герой этой книги - дедушка, который со своей энергией, чувством свободы и способностью слышать дыхание дерева, кажется немного «странным».
И так же легко, как дышит дерево, автор книги касается таких тем, как страдание и смерть близких, и искренне верит, что «человек не умирает, пока вишневые деревья продолжают жить для него».

20) Эжен Мюллер
Робинзонетта

Лабиринт (клик по картинке!)

MY-SHOP
ОЗОН

Маленькая сирота оказалась в незнакомом месте, среди чужих людей - подобно Робинзону Крузо после кораблекрушения. Но нет, здесь не будет необитаемого острова, как в книге Даниэла Дэфо; действие происходит в самой обычной населенной местности. Но разве человек одинокий, покинутый всеми, вынужденный пробивать себе дорогу собственными силами, лишенный помощи и содействия, не находится на необитаемом острове, даже если он живет в огромном городе с многомиллионным населением?
Маленькая Робинзонетта сумела не только выжить, но и самостоятельно создать собственное, вполне успешное хозяйство. Благодаря стойкости духа, упорству и трудолюбию девочке удалось завоевать любовь и уважение окружающих, преодолеть всевозможные трудности, невзгоды и, в конце концов, найти свое счастье.

Книжные полки по возрастам от 0 до 12+ можно посмотреть тут

Книги для детей

Часто родители задаются вопросом: нужно ли специально подбирать книги для мальчиков или доверить ребенку самому находить, что ему интересно? А может быть, и вовсе ограничиться школьной программой?




Родители, заинтересованные в учебе своего сына, понимают, что произведения, включенные в программу по русской литературе в школе, - это всего лишь образовательный минимум. Прочитать же ребенок за годы детства и отрочества должен намного больше!

Что дает чтение ребятам?

Конечно, развивает речь, воображение, интеллект, но самое главное - помогает найти себя! Часто именно прочитанные в детстве книги для мальчиков влияют в будущем на выбор профессии мужчины, его отношения с представительницами прекрасного пола, помогают выработать мужской характер и дают ориентир на высокие нравственные ценности! Вот поэтому и важно незаметно контролировать и направлять читательские интересы ребенка: во-первых, стараться выбирать книги, соответствующие его возрасту; во-вторых, обязательно хотя бы вкратце знакомиться с содержанием, стилем написания книги.

Как заставить мальчика полюбить чтение?

Конечно, приятно почитать ребенку книгу вслух или послушать его чтение: такие совместные «литературные вечера» очень сближают родителей и детей. Но времени у взрослых не всегда достаточно, да и ребенка необходимо приучать к самостоятельности: нужно, чтобы чтение для детей было удовольствием, и они сами с желанием и интересом проводили за книгой час-другой в день. Очень важно, чтобы первые произведения, прочитанные ребенком самостоятельно, были легкими для него и то же время яркими, запоминающимися, вызывающими у маленького читателя позитивные эмоции. Какие же книги для мальчика 7-8 лет могут соответствовать всем этим требованиям? Прежде всего, это сказки! Они доступны, понятны ребенку и всегда заканчиваются торжеством добра.

Кроме сказок, семилетним, восьмилетним ребятам должны понравиться и другие жанры: стихи, рассказы, повести, написанные для детской аудитории. Многие сюжеты ребятам уже могут быть знакомы: им читали книги взрослые, они могли слушать аудиозаписи, смотреть мультфильмы, созданные по мотивам известных произведений для детей. Однако не спешите вычеркивать из списка знакомые ребенку книги: будет очень хорошо, если он еще раз перечитает их самостоятельно и найдет в них для себя что-то новое. Какие же книги для мальчиков 7-8 лет будут особенно интересны? Предлагаем вам обратить внимание на следующие произведения:

Следите за реакцией ребенка на книгу: если видите, что какое-то произведение ему не очень интересно в 7-8 лет, отложите его на годик-другой: четкой возрастной границы нет и не может быть, потому что все дети разные! Так, например, в книги для мальчиков 9 лет могут входить как произведения для детей младшего возраста, так и постарше. Некоторые ребята уже в девятилетнем возрасте зачитываются произведением Ж.Верна « », увлекаются романами Р.Стивенсона, М.Рида, В.Скотта. Все зависит от того, насколько быстро читает ребенок и насколько развито его воображение.

О чем интересно читать мальчикам в 10-11 лет?

Пожалуй, сложнее всего подбирать произведения именно для ребят этой возрастной категории: сказки им уже неинтересны, сюжеты на основе исторических событий не всегда понятны; любовные перипетии от них еще тоже далеки. Самыми интересными книги для мальчиков 10-11 лет будут те, в которых главные герои близки им по возрасту:


В книги для мальчика 11 лет могут входить и произведения со сказочными сюжетами, только, в отличие от тех сказок, которые он читал до школы и в первых классах, они должны быть уже более глубокими, то есть не просто учить маленького читателя отделять «добро» от «зла», а заставлять его задуматься о взаимосвязи характера, поступков и успехов в жизни. С романом О.Уайльда « » они познакомятся чуть позже, а вот « » этого же автора очень поучительны для ребят этого возраста.

Родители, давая советы насчет выбора книг, должны учитывать интересы современных юных читателей: многим из них очень нравятся произведения в жанре фэнтези. Можно начать знакомство с этим направлением литературы с творчества следующих известных писателей:

Постепенно в круг чтения мальчика надо вводить произведения тех авторов, которые в «детских» книгах затрагивали далеко не детские проблемы о социальном неравенстве, о взаимоотношениях между людьми. Предложите ребятам прочитать эти книги:

Ф.Бёрнетт. « »
Ч.Диккенс. « »
М.Твен. «

Тетрадки под дождём

На перемене Марик мне говорит:

Давай убежим с урока. Смотри, как на улице хорошо!

А вдруг тётя Даша задержит с портфелями?

Нужно портфели в окно побросать.

Глянули мы в окно: возле самой стены сухо, а чуть подальше - огромная лужа. Не кидать же портфели в лужу! Мы сняли ремни с брюк, связали их вместе и осторожно спустили на них портфели. В это время звонок зазвенел. Учитель вошёл. Пришлось сесть на место. Урок начался. Дождь за окном полил. Марик записку мне пишет: "Пропали наши тетрадки"

Я ему отвечаю: "Пропали наши тетрадки"

Он мне пишет: "Что делать будем?"

Я ему отвечаю: "Что делать будем?"

Вдруг вызывают меня к доске.

Не могу, - говорю, - я к доске идти.

«Как же, - думаю, - без ремня идти?»

Иди, иди, я тебе помогу, - говорит учитель.

Не надо мне помогать.

Ты не заболел ли случайно?

Заболел, - говорю.

Ас домашним заданием как?

Хорошо с домашним заданием.

Учитель подходит ко мне.

А ну, покажи тетрадку.

Что с тобой происходит?

Придётся тебе поставить двойку.

Он открывает журнал и ставит мне двойку, а я думаю о своей тетрадке, которая мокнет сейчас под дождём.

Поставил учитель мне двойку и спокойно так говорит:

Какой-то сегодня ты странный...

Как я под партой сидел

Только к доске отвернулся учитель, а я раз - и под парту. Как заметит учитель, что я исчез, ужасно, наверное, удивится.

Интересно, что он подумает? Станет спрашивать у всех, куда я делся,- вот смеху-то будет! Уже пол-урока прошло, а я всё сижу. «Когда же,- думаю,- он увидит, что меня в классе нет?» А под партой трудно сидеть. Спина у меня заболела даже. Попробуй-ка так просиди! Кашлянул я - никакого внимания. Не могу больше сидеть. Да ещё Серёжка мне в спину ногой всё время тычет. Не выдержал я. Не досидел до конца урока. Вылезаю и говорю:

Извините, Пётр Петрович...

Учитель спрашивает:

В чём дело? Ты к доске хочешь?

Нет, извините меня, я под партой сидел...

Ну и как там удобно сидеть, под партой? Ты сегодня сидел очень тихо. Вот так бы всегда на уроках.

Когда Гога начал ходить в первый класс, он знал только две буквы: О - кружочек и Т - молоточек. И всё. Других букв не знал. И читать не умел.

Бабушка пыталась его учить, но он сейчас же придумывал уловку:

Сейчас, сейчас, бабуся, я тебе вымою посуду.

И он тут же бежал на кухню мыть посуду. И старенькая бабушка забывала про учёбу и даже покупала ему подарки за помощь в хозяйстве. А Гогины родители были в длительной командировке и надеялись на бабушку. И конечно, не знали, что их сын до сих пор читать не научился. Зато Гога часто мыл пол и посуду, ходил за хлебом, и бабушка всячески хвалила его в письмах родителям. И читала ему вслух. А Гога, устроившись поудобней на диване, слушал с закрытыми глазами. «А зачем мне учиться читать, - рассуждал он, - если бабушка мне вслух читает». Он и не старался.

И в классе он увиливал как мог.

Учительница ему говорит:

Прочти-ка вот здесь.

Он делал вид, что читает, а сам рассказывал по памяти, что ему бабушка читала. Учительница его останавливала. Под смех класса он говорил:

Хотите, я лучше закрою форточку, чтобы не дуло.

У меня так кружится голова, что я сейчас, наверное, упаду...

Он так искусно притворялся, что однажды учительница его к врачу послала. Врач спросил:

Как здоровье?

Плохо, - сказал Гога.

Что болит?

Ну, тогда иди в класс.

Потому что у тебя ничего не болит.

А вы откуда знаете?

А ты откуда знаешь? - засмеялся врач. И он слегка подтолкнул Гогу к выходу. Больным Гога больше никогда не притворялся, но увиливать продолжал.

И старания одноклассников ни к чему не привели. Сначала к нему Машу-отличницу прикрепили.

Давай будем серьёзно учиться, - сказала ему Маша.

Когда? - спросил Гога.

Да хоть сейчас.

Сейчас я приду, - сказал Гога.

И он ушёл и не вернулся.

Потом к нему Гришу-отличника прикрепили. Они остались в классе. Но как только Гриша открыл букварь, Гога полез под парту.

Ты куда? - спросил Гриша.

Иди сюда, - позвал Гога.

А здесь нам никто мешать не будет.

Да ну тебя! - Гриша, конечно, обиделся и сейчас же ушёл.

Больше к нему никого не прикрепляли.

Время шло. Он увиливал.

Приехали Гогины родители и обнаружили, что их сын не может прочесть ни строчки. Отец схватился за голову, а мать за книжку, которую она привезла своему ребёнку.

Теперь я каждый вечер, - сказала она, - буду читать вслух эту замечательную книжку своему сыночку.

Бабушка сказала:

Да, да, я тоже каждый вечер читала вслух Гогочке интересные книжки.

Но отец сказал:

Очень даже напрасно вы это делали. Наш Гогочка разленился до такой степени, что не может прочесть ни строчки. Прошу всех удалиться на совещание.

И папа вместе с бабушкой и мамой удалились на совещание. А Гога сначала заволновался по поводу совещания, а потом успокоился, когда мама стала ему читать из новой книжки. И даже заболтал ногами от удовольствия и чуть не сплюнул на ковёр.

Но он не знал, что это было за совещание! Что там постановили!

Итак, мама прочла ему полторы страницы после совещания. А он, болтая ногами, наивно воображал, что так и будет дальше продолжаться. Но когда мама остановилась на самом интересном месте, он опять заволновался.

А когда она протянула ему книгу, он ещё больше заволновался.

Он сразу предложил:

Давай я тебе, мамочка, вымою посуду.

И он побежал мыть посуду.

Он побежал к отцу.

Отец строго сказал, чтобы он никогда больше не обращался к нему с такими просьбами.

Он сунул книгу бабушке, но она зевнула и выронила её из рук. Он поднял с пола книгу и опять отдал бабушке. Но она опять выронила её из рук. Нет, раньше она никогда так быстро не засыпала в своём кресле! «Действительно ли, - думал Гога, - она спит или ей на совещании поручили притворяться? » Гога дёргал её, тормошил, но бабушка и не думала просыпаться.

В отчаянии он сел на пол и стал рассматривать картинки. Но по картинкам трудно было понять, что там дальше происходит.

Он принёс книгу в класс. Но одноклассники отказывались ему читать. Даже мало того: Маша тут же ушла, а Гриша вызывающе полез под парту.

Гога пристал к старшекласснику, но тот щёлкнул его по носу и засмеялся.

Вот что значит домашнее совещание!

Вот что значит общественность!

Он вскорости прочёл всю книгу и много других книг, но по привычке никогда не забывал сходить за хлебом, вымыть пол или посуду.

Вот что интересно!

Кому что удивительно

Танька ничему не удивляется. Она всегда говорит: «Вот уж не удивительно!» - даже если бывает и удивительно. Я вчера на глазах у всех перепрыгнул через такую лужу... Никто не мог перепрыгнуть, а я перепрыгнул! Все удивились, кроме Тани.

«Подумаешь! Ну и что же? Во уж не удивительно!»

Я всё старался её удивить. Но никак не мог удивить. Сколько я ни старался.

Я из рогатки попал в воробышка.

Научился ходить на руках, свистеть с одним пальцем во рту.

Она всё это видела. Но не удивлялась.

Я изо всех сил старался. Что я только не делал! Залезал на деревья, ходил без шапки зимой...

Она всё не удивлялась.

А однажды я просто вышел с книжкой во двор. Сел на лавочку. И стал читать.

Я даже не видел Таньку. А она говорит:

Удивительно! Вот не подумала бы! Он читает!

Премия

Оригинальные мы сделали костюмы - ни у кого таких не будет! Я буду лошадью, а Вовка рыцарем. Только плохо, что он должен ездить на мне, а не я на нём. И всё потому, что я чуть младше. Мы, правда, с ним договорились: он не будет на мне всё время ездить. Он немножко на мне поездит, а потом слезет и будет за собой водить, как лошадей за уздечку водят. И вот мы пошли на карнавал. Пришли в клуб в обычных костюмах, а потом переоделись и вышли в зал. То есть мы въехали. Я полз на четвереньках. А Вовка сидел на моей спине. Правда, Вовка мне помогал - по полу перебирал ногами. Но всё равно мне было нелегко.

Да ещё я ничего не видел. Я был в лошадиной маске. Я совершенно ничего не видел, хотя в маске и были дырки для глаз. Но они были где-то на лбу. Я полз в темноте.

Натыкался на чьи-то ноги. Раза два налетел на колонну. Иногда тряс головой, тогда маска съезжала, и я видел свет. Но на какой-то миг. А потом снова темно. Не мог же я всё время трясти головой!

Я хоть на миг видел свет. А Вовка совсем ничего не видел. И всё время меня спрашивал, что впереди. И просил ползти осторожнее. Я и так полз осторожно. Сам-то я ничего не видел. Откуда я мог знать, что там впереди! Кто-то ногой наступил мне на руку. Я сейчас же остановился. И отказался ползти дальше. Я сказал Вовке:

Хватит. Слезай.

Вовке, наверное, понравилось ездить, и он не хотел слезать. Говорил, что ещё рано. Но всё же он слез, взял меня за уздечку, и я пополз дальше. Теперь мне уже было легче ползти, хотя я всё равно ничего не видел.

Я предложил снять маски и посмотреть на карнавал, а потом надеть маски снова. Но Вовка сказал:

Тогда нас узнают.

Наверное, весело здесь,- сказал я.- Только мы ничего не видим...

Но Вовка шёл молча. Он твёрдо решил терпеть до конца. Получить первую премию.

Мне стало больно коленкам. Я сказал:

Я сейчас сяду на пол.

Разве лошади могут сидеть? - сказал Вовка.- Ты с ума сошёл! Ты же лошадь!

Я не лошадь,- сказал я.- Ты сам лошадь.

Нет ты лошадь,- ответил Вовка.- А то не получим премии.

Ну и пусть,- сказал я.- Мне надоело.

Потерпи,- сказал Вовка.

Я подполз к стене, прислонился к ней и сел на пол.

Ты сидишь? - спросил Вовка.

Сижу,- сказал я.

Ну ладно,- согласился Вовка.- На полу ещё можно сидеть. Только не сядь на стул. Ты понял? Лошадь - и вдруг на стуле!..

Кругом гремела музыка, смеялись.

Я спросил:

Скоро кончится?

Потерпи,- сказал Вовка,- наверное, скоро...

Вовка тоже не вытерпел. Сел на диван. Я сел рядом с ним. Потом Вовка заснул на диване. И я заснул тоже.

Потом нас разбудили и дали премию.

В шкафу

Перед уроком я в шкаф залез. Я хотел мяукнуть из шкафа. Подумают, кошка, а это я.

Сидел в шкафу, ждал начала урока и не заметил сам, как уснул.

Просыпаюсь - в классе тихо. Смотрю в щёлочку - никого нет. Толкнул дверь, а она закрыта. Значит, я весь урок проспал. Все домой ушли, и меня в шкафу заперли.

Душно в шкафу и темно, как ночью. Мне стало страшно, я стал кричать:

Э-э-э! Я в шкафу! Помогите!

Прислушался - тишина кругом.

О! Товарищи! Я в шкафу сижу!

Слышу чьи-то шаги. Идёт кто-то.

Кто здесь горланит?

Я сразу узнал тётю Нюшу, уборщицу.

Я обрадовался, кричу:

Тётя Нюша, я здесь!

Где ты, родименький?

В шкафу я! В шкафу!

Как же ты, милый, туда забрался?

Я в шкафу, бабуся!

Так уж слышу, что ты в шкафу. Так чего ты хочешь?

Меня заперли в шкаф. Ой, бабуся!

Ушла тётя Нюша. Опять тишина. Наверное, за ключом ушла.

Пал Палыч постучал в шкаф пальцем.

Там нет никого, - сказал Пал Палыч.

Как же нет. Есть, - сказала тётя Нюша.

Ну где же он? - сказал Пал Палыч и постучал ещё раз по шкафу.

Я испугался, что все уйдут, я останусь в шкафу, и изо всех сил крикнул:

Я здесь!

Кто ты? - спросил Пал Палыч.

Я... Цыпкин...

Зачем ты туда забрался, Цыпкин?

Меня заперли... Я не забрался...

Гм... Его заперли! А он не забрался! Видали? Какие волшебники в нашей школе! Они не забираются в шкаф, в то время как их запирают в шкафу. Чудес не бывает, слышишь, Цыпкин?

Ты давно там сидишь? - спросил Пал Палыч.

Не знаю...

Найдите ключ, - сказал Пал Палыч. - Быстро.

Тётя Нюша пошла за ключом, а Пал Палыч остался. Он сел рядом на стул и стал ждать. Я видел сквозь щёлку его лицо. Он был очень сердитый. Он закурил и сказал:

Ну! Вот до чего доводит шалость. Ты мне честно скажи: почему ты в шкафу?

Мне очень хотелось исчезнуть из шкафа. Откроют шкаф, а меня там нет. Как будто бы я там и не был. Меня спросят: «Ты был в шкафу?» Я скажу: «Не был». Мне скажут: «А кто там был?» Я скажу: «Не знаю».

Но ведь так только в сказках бывает! Наверняка завтра маму вызовут... Ваш сын, скажут, в шкаф залез, все уроки там спал, и всё такое... как будто мне тут удобно спать! Ноги ломит, спина болит. Одно мученье! Что было мне отвечать?

Я молчал.

Ты живой там? - спросил Пал Палыч.

Ну сиди, скоро откроют...

Я сижу...

Так... - сказал Пал Палыч. - Так ты ответишь мне, почему ты залез в этот шкаф?

Кто? Цыпкин? В шкафу? Почему?

Мне опять захотелось исчезнуть.

Директор спросил:

Цыпкин, ты?

Я тяжело вздохнул. Я просто уже не мог отвечать.

Тётя Нюша сказала:

Ключ унёс староста класса.

Взломайте дверь, - сказал директор.

Я почувствовал, как ломают дверь, - шкаф затрясся, я стукнулся больно лбом. Я боялся, что шкаф упадёт, и заплакал. Руками упёрся в стенки шкафа, и, когда дверь поддалась и открылась, я продолжал точно так же стоять.

Ну, выходи, - сказал директор. - И объясни нам, что это значит.

Я не двинулся с места. Мне было страшно.

Почему он стоит? - спросил директор.

Меня вытащили из шкафа.

Я всё время молчал.

Я не знал, что сказать.

Я хотел ведь только мяукнуть. Но как я сказал бы об этом...

Карусель в голове

К концу учебного года я просил отца купить мне двухколёсный велосипед, пистолет-пулемёт на батарейках, самолёт на батарейках, летающий вертолёт и настольный хоккей.

Мне так хочется иметь эти вещи! - сказал я отцу.- Они постоянно вертятся у меня в голове наподобие карусели, и от этого голова так кружится, что трудно удержаться на ногах.

Держись,- сказал отец,- не упади и напиши мне на листке все эти вещи, чтоб мне не забыть.

Да зачем же писать, они и так у меня крепко в голове сидят.

Пиши,- сказал отец,- тебе ведь это ничего не стоит.

В общем-то ничего не стоит,- сказал я,- только лишняя морока.- И я написал большими буквами на весь лист:

ВИЛИСАПЕТ

ПИСТАЛЕТ-ПУЛИМЁТ

ВИРТАЛЁТ

Потом подумал и ещё решил написать «мороженое», подошёл к окну, поглядел на вывеску напротив и дописал:

МОРОЖЕНОЕ

Отец прочёл и говорит:

Куплю я тебе пока мороженое, а остальное подождём.

Я думал, ему сейчас некогда, и спрашиваю:

До которого часу?

До лучших времён.

До каких?

До следующего окончания учебного года.

Да потому, что буквы в твоей голове вертятся, как карусель, от этого у тебя кружится голова, и слова оказываются не на своих ногах.

Как будто у слов есть ноги!

А мороженое мне уже сто раз покупали.

Бетбол

Сегодня не следует на улицу идти - сегодня игра… - сказал папа загадочно, глядя в окно.

Какая? - спросил я из-за папиной спины.

Ветбол, - ответил он еще более загадочно и подсадил меня на подоконник.

А-а-а… - протянул я.

Видимо, папа догадался, что я ничего не понял, и начал объяснять.

Ветбол - это футбол, только в него играют деревья, а вместо мяча гоняют ветер. Мы говорим - ураган или шторм, а они - ветбол. Вон смотри, как березы зашумели - это им тополя пасуют… Ого! Как закачались - видно, гол пропустили, не смогли ветер ветками удержать… Ну, еще пас! Опасный момент…

Папа говорил прямо как настоящий комментатор, а я, завороженный, смотрел на улицу и думал, что ветбол даст, наверное, 100 очков вперед любому футболу, баскетболу и даже гандболу! Хотя смысл последнего я тоже не до конца понимал…

Завтрак

Вообще-то, я люблю завтраки. Особенно, если мама вместо каши варит сосиску или бутерброды с сыром делает. Но иногда хочется чего-нибудь необычного. Например, сегодника или вчерашника. Я как-то попросил у мамы сегодник, но она посмотрела на меня удивленно и предложила полдник.

Нет, - говорю, - мне бы именно сегодник. Ну, или вчерашник, на худой конец…

Вчера на обед был суп… - растерялась мама. - Тебе разогреть?

В общем, ничего не поняла.

А я и сам толком не понимаю, как эти сегодники и вчерашники выглядят и какой у них вкус. Может, у вчерашников и вправду вкус вчерашнего супа. Но какой же тогда вкус у сегодника? Наверное, чего-нибудь сегодняшнего. Завтрака, например. С другой стороны, почему завтраки так называются? Ну то есть, если по-правилам, то завтрак должен называться сегодником, потому что мне его сегодня приготовили и есть я его буду сегодня. Вот если я его оставлю на завтра, то тогда уже совсем другое дело. Хотя нет. Ведь завтра он уже станет вчерашником.

Так тебе кашу или суп? - осторожно спросила она.

Как мальчик Яша плохо ел

Всем Яша был хорош, только плохо ел. Всё время с концертами. То мама ему поёт, то папа фокусы показывает. А он своё ладит:

– Не хочу.

Мама говорит:

– Яша, ешь кашу.

– Не хочу.

Папа говорит:

– Яша, пей сок!

– Не хочу.

Маме и папе надоело его каждый раз уговаривать. А тут ещё мама прочитала в одной учёной педагогической книге, что детей не надо уговаривать есть. Надо поставить перед ними тарелку каши и ждать, когда они сами проголодаются и всё съедят.

Ставили, ставили перед Яшей тарелки, а он не ест и не ест ничего. Ни котлеты не ест, ни суп, ни кашу. Стал худенький и дохленький, как соломинка.

–Яша, ешь кашу!

– Не хочу.

– Яша, ешь супик!

– Не хочу.

Раньше на нём штанишки с трудом застёгивались, а теперь он в них совсем свободно болтался. Можно было в эти штанишки ещё одного Яшу запустить.

И вот однажды подул сильный ветер. А Яша на участке играл. Был он очень лёгонький, и ветер его по участку покатил. Докатил до забора из проволочной сетки. И там Яша застрял.

Так и сидел он, прижатый к забору ветром, целый час.

Мама зовёт:

– Яша, где ты? Иди домой с супом мучаться.

А он не идёт. Его и не слышно даже. Он не только сам стал дохленький, но и голосок у него стал дохленький. Ничего не слышно, что он там пищит.

А он пищит:

– Мама, забери меня от забора!

Мама стала беспокоиться – куда это Яша делся? Где его искать? Не видно Яшу и не слышно.

Папа так сказал:

– Я думаю, нашего Яшу куда-нибудь ветром откатило. Давай, мама, мы кастрюлю с супом вынесем на крыльцо. Ветер подует и запах супа к Яше принесёт. На этот вкусный запах он и приползёт.

Так и сделали. Вынесли кастрюлю с супом на крыльцо. Ветер запах к Яше понёс.

Яша как учуял запах вкусного супа, сразу на запах пополз. Потому что замёрз, много сил потерял.

Полз он, полз, полчаса полз. Но цели достиг. Пришёл он на кухню к маме и как съест сразу целую кастрюлю супу! Как съест сразу три котлеты! Как выпьет три стакана компота!

Мама была поражена. Она даже не знала: радоваться ей или огорчаться. Она говорит:

– Яша, если ты каждый день так будешь есть, у меня еды не хватит.

Яша её успокоил:

– Нет, мама, я не бубу так много каждый день есть. Это я прошлые ошибки исправляю. Я бубу, как все дети, хорошо есть. Я бубу совсем другой мальчик.

Хотел сказать «буду», а у него получалось «бубу». Знаете почему? Потому что рот у него был забит яблоком. Он никак остановиться не мог.

С тех пор Яша всё ел хорошо.

Секретики

Вы умеете делать «секретики»?

Если не умеете, я вас научу.

Возьмите чистое стёклышко и выройте в земле ямку. Положите в ямку фантик, а на фантик - всё, что у вас есть красивого.

Можно класть камень, осколок тарелки, бусину, птичье пёрышко, шарик (можно стеклянный, можно металлический).

Можно жёлудь или шапочку от жёлудя.

Можно разноцветный лоскуток.

Можно цветок, листик, а можно даже просто траву.

Можно настоящую конфету.

Можно бузину, сухого жука.

Можно даже ластик, если он красивый.

Да, можно ещё пуговицу, если она блестящая.

Ну вот. Положили?

А теперь прикройте всё это стёклышком и засыпьте землёй. А потом потихоньку пальцем расчищайте от земли и смотрите в дырочку… Знаете, как красиво будет! Я сделала «секретик», запомнила место и ушла.

Назавтра моего «секретика» не стало. Кто-то его вырыл. Какой-то хулиган.

Я сделала «секретик» в другом месте. И опять его вырыли!

Тогда я решила выследить, кто этим делом занимается… И конечно же этим человеком оказался Павлик Иванов, кто же ещё?!

Тогда я снова сделала «секретик» и положила в него записку:

«Павлик Иванов, ты дурак и хулиган».

Через час записки не стало. Павлик не смотрел мне в глаза.

Ну как, прочёл? - спросила я у Павлика.

Ничего я не читал, - сказал Павлик. - Сама ты дура.

Сочинение

Однажды нам велели написать в классе сочинение на тему «Я помогаю маме».

Я взяла ручку и стала писать:

«Я всегда помогаю маме. Я подметаю пол и мою посуду. Иногда я стираю носовые платки».

Больше я не знала, что писать. Я посмотрела на Люську. Она так и строчила в тетрадке.

Тут я вспомнила, что один раз постирала свои чулки, и написала:

«Ещё я стираю чулки и носки».

Больше я уж совсем не знала, что писать. Но нельзя же сдавать такое короткое сочинение!

Тогда я приписала:

«Ещё я стираю майки, рубашки и трусы».

Я посмотрела вокруг. Все писали и писали. Интересно, о чём пишут? Можно подумать, что они с утра до ночи помогают маме!

А урок всё не кончался. И мне пришлось продолжать.

«Ещё я стираю платья, своё и мамино, салфетки и покрывало».

А урок всё не кончался и не кончался. И я написала:

«А ещё я люблю стирать занавески и скатерти».

И тут наконец зазвенел звонок!

Мне поставили «пять». Учительница читала моё сочинение вслух. Она сказала, что моё сочинение ей понравилось больше всех. И что она прочтёт его на родительском собрании.

Я очень просила маму не ходить на родительское собрание. Я сказала, что у меня болит горло. Но мама велела папе дать мне горячего молока с мёдом и ушла в школу.

Наутро за завтраком состоялся такой разговор.

Мама: А ты знаешь, Сёма, оказывается, наша дочь замечательно пишет сочинения!

Папа: Меня это не удивляет. Сочинять она всегда умела здорово.

Мама: Нет, в самом деле! Я не шучу, Вера Евстигнеевна её хвалит. Её очень порадовало, что наша дочь любит стирать занавески и скатерти.

Папа: Что-о?!

Мама: Правда, Сёма, это прекрасно? - Обращаясь ко мне: - Почему же ты мне раньше никогда в этом не признавалась?

А я стеснялась, - сказала я. - Я думала, ты мне не разрешишь.

Ну, что ты! - сказала мама. - Не стесняйся, пожалуйста! Сегодня же постирай наши занавески. Вот хорошо, что мне не придётся тащить их в прачечную!

Я вытаращила глаза. Занавески были огромные. Десять раз я могла в них завернуться! Но отступать было поздно.

Я мылила занавески по кусочкам. Пока я намыливала один кусочек, другой совсем размыливался. Я просто измучилась с этими кусочками! Потом я по кусочкам полоскала занавески в ванной. Когда я кончала выжимать один кусочек, в него снова заливалась вода из соседних кусочков.

Потом я залезла на табуретку и стала вешать занавески на верёвку.

Ну, это было хуже всего! Пока я натягивала на верёвку один кусок занавески, другой сваливался на пол. И в конце концов вся занавеска упала на пол, а я упала на неё с табуретки.

Я стала совсем мокрая - хоть выжимай.

Занавеску пришлось снова тащить в ванную. Зато пол на кухне заблестел как новенький.

Целый день из занавесок лилась вода.

Я поставила под занавески все кастрюли и сковородки, какие у нас были. Потом поставила на пол чайник, три бутылки и все чашки с блюдцами. Но вода всё равно заливала кухню.

Как ни странно, мама осталась довольна.

Ты замечательно выстирала занавески! - сказала мама, расхаживая по кухне в галошах. - Я и не знала, что ты такая способная! Завтра ты будешь стирать скатерть...

О чем думает моя голова

Если вы думаете, что я учусь хорошо, вы ошибаетесь. Я учусь неважно. Почему-то все считают, что я способная, но ленивая. Я не знаю, способная я или не способная. Но только я точно знаю, что я не ленивая. Я по три часа сижу над задачами.

Вот, например, сейчас я сижу и изо всех сил хочу решить задачу. А она не решается. Я говорю маме:

Мам, а у меня задачка не получается.

Не ленись, - говорит мама. - Подумай хорошенько, и всё получится. Только хорошенько подумай!

Она уходит по делам. А я беру голову обеими руками и говорю ей:

Думай, голова. Думай хорошенько… «Из пункта А в пункт Б вышли два пешехода…» Голова, ты почему не думаешь? Ну, голова, ну, думай, пожалуйста! Ну что тебе стоит!

За окном плывёт облачко. Оно лёгонькое, как пух. Вот оно остановилось. Нет, плывёт дальше.

Голова, о чём ты думаешь?! Как тебе не стыдно!!! «Из пункта А в пункт Б вышли два пешехода…» Люська, наверное, тоже вышла. Она уже гуляет. Если бы она подошла ко мне первая, я бы её, конечно, простила. Но разве она подойдёт, такая вредина?!

«…Из пункта А в пункт Б…» Нет, она не подойдёт. Наоборот, когда я выйду во двор, она возьмёт под руку Лену и будет с ней шептаться. Потом она скажет: «Лен, пошли ко мне, у меня что-то есть». Они уйдут, а потом сядут на подоконник и будут смеяться и грызть семечки.

«…Из пункта А в пункт Б вышли два пешехода…» А я что сделаю?.. А я тогда позову Колю, Петьку и Павлика играть в лапту. А она что сделает? Ага, она поставит пластинку «Три толстяка». Да так громко, что Коля, Петька и Павлик услышат и побегут просить её, чтобы она дала им послушать. Сто раз слушали, всё им мало! И тогда Люська закроет окно, и они там все будут слушать пластинку.

«…Из пункта А в пункт… в пункт…» А я тогда возьму и запульну чем-нибудь прямо в её окно. Стекло - дзинь! - и разлетится. Пусть знает.

Так. Я уже устала думать. Думай не думай - задача не получается. Просто ужас какая задачка трудная! Вот погуляю немножко и снова стану думать.

Я закрыла задачник и выглянула в окно. Во дворе гуляла одна Люська. Она прыгала в классики. Я вышла во двор и села на лавочку. Люська на меня даже не посмотрела.

Серёжка! Витька! - закричала сразу Люська. - Идёмте в лапту играть!

Братья Кармановы выглянули в окно.

У нас горло, - хрипло сказали оба брата. - Нас не пустят.

Лена! - закричала Люська. - Лен! Выходи!

Вместо Лены выглянула её бабушка и погрозила Люське пальцем.

Павлик! - закричала Люська.

В окне никто не появился.

Пе-еть-ка-а! - надсаживалась Люська.

Девочка, ну что ты орёшь?! - высунулась из форточки чья-то голова. - Больному человеку отдохнуть не дают! Покоя от вас нет! - И голова всунулась обратно в форточку.

Люська украдкой посмотрела на меня и покраснела как рак. Она подёргала себя за косичку. Потом сняла с рукава нитку. Потом посмотрела на дерево и сказала:

Люсь, давай в классики.

Давай, - сказала я.

Мы попрыгали в классики, и я пошла домой решать свою задачу.

Только я села за стол, пришла мама:

Ну, как задачка?

Не получается.

Но ведь ты уже два часа над ней сидишь! Это просто ужас что такое! Задают детям какие-то головоломки!.. Ну давай показывай свою задачу! Может, у меня получится? Я всё-таки институт кончала. Так. «Из пункта А в пункт Б вышли два пешехода…» Постой, постой, что-то эта задача мне знакома! Послушай, да ведь вы её в прошлый раз вместе с папой решили! Я прекрасно помню!

Как? - удивилась я. - Неужели? Ой, правда, ведь это сорок пятая задача, а нам сорок шестую задали.

Тут мама страшно рассердилась.

Это возмутительно! - сказала мама. - Это неслыханно! Это безобразие! Где твоя голова?! О чём она только думает?!

Про мою подругу и немножко про меня

Двор у нас был большой. В нашем дворе гуляло много всяких детей - и мальчишек и девчонок. Но больше всех я любила Люську. Она была моей подругой. Мы с ней жили в соседних квартирах, а в школе сидели за одной партой.

У моей подруги Люськи были прямые жёлтые волосы. А глаза у неё были!.. Вы, наверное, не поверите, какие у неё были глаза. Один глаз зелёный, как трава. А другой - совсем жёлтый, с коричневыми пятнышками!

А у меня глаза были какие-то серые. Ну, просто серые, и всё. Совсем неинтересные глаза! И волосы у меня были дурацкие - кудрявые и короткие. И огромные веснушки на носу. И вообще всё у Люськи было лучше, чем у меня. Вот только ростом я была выше.

Я ужасно этим гордилась. Мне очень нравилось, когда нас во дворе звали «Люська большая» и «Люська маленькая».

И вдруг Люська выросла. И стало непонятно, кто из нас большая, а кто маленькая.

А потом она выросла ещё на полголовы.

Ну, это было уже слишком! Я на неё обиделась, и мы перестали гулять вместе во дворе. В школе я не смотрела в её сторону, а она не смотрела в мою, и все очень удивлялись и говорили: «Между Люськами чёрная кошка пробежала», и приставали к нам, почему мы поссорились.

После школы я теперь не выходила во двор. Мне там нечего было делать.

Я слонялась по дому и не находила себе места. Чтобы не было так скучно, я украдкой, из-за занавески, смотрела, как Люська играет в лапту с Павликом, Петькой и братьями Кармановыми.

За обедом и за ужином я теперь просила добавки. Давилась, а всё съедала… Каждый день я прижималась затылком к стене и отмечала на ней красным карандашом свой рост. Но странное дело! Выходило, что я не только не расту, но даже, наоборот, уменьшилась почти на два миллиметра!

А потом настало лето, и я поехала в пионерский лагерь.

В лагере я всё время вспоминала Люську и скучала по ней.

И я написала ей письмо.

«Здравствуй, Люся!

Как ты поживаешь? Я поживаю хорошо. У нас в лагере очень весело. У нас рядом течёт речка Воря. В ней вода голубая-голубая! А на берегу есть ракушки. Я нашла для тебя очень красивую ракушку. Она кругленькая и с полосками. Наверное, она тебе пригодится. Люсь, если хочешь, давай дружить снова. Пусть тебя теперь называют большой, а меня маленькой. Я всё равно согласна. Напиши мне, пожалуйста, ответ.

С пионерским приветом!

Люся Синицына»

Я целую неделю ждала ответа. Я всё думала: а вдруг она мне не напишет! Вдруг она больше никогда не захочет со мной дружить!.. И когда от Люськи наконец пришло письмо, я так обрадовалась, что у меня даже руки немножечко дрожали.

В письме было написано вот что:

«Здравствуй, Люся!

Спасибо, я поживаю хорошо. Вчера мне мама купила замечательные тапочки с белым кантиком. Ещё у меня есть новый большой мяч, прямо закачаешься! Скорее приезжай, а то Павлик с Петькой такие дураки, с ними неинтересно! Ракушку ты смотри не потеряй.

С пионерским салютом!

Люся Косицына»

В этот день я до вечера таскала с собой голубой Люськин конвертик. Я всем рассказывала, какая у меня есть в Москве замечательная подруга Люська.

А когда я возвращалась из лагеря, Люська вместе с моими родителями встречала меня на вокзале. Мы с ней бросились обниматься… И тут оказалось, что я переросла Люську на целую голову.

Самая требовательная, внимательная и серьезная аудитория – молодежь. Определяя в процессе взросления собственные приоритеты, интересы и желания, ребята ищут родственные души на страницах произведений, насыщая свою жизнь приключениями и переживаниями, порой даже отождествляя себя с главными героями.

Современная подростковая литература – это больше не детские книжки о первой школьной любви и проблемных взаимоотношениях с родителями. Большинство романов подымает взрослые проблемы еще совсем юных людей. И такие книги могут многому научить не только подрастающее поколение, но даже всезнающих взрослых.

Что читают подростки последнее десятилетие? Ребят старше 14 уже не интересуют энциклопедии и сказки, ближе и понятнее становятся фэнтези, историко-приключенческие произведения, детективы… и, конечно, популярные книги современных авторов.

Пятнадцатилетний Чарли пытается справиться с самоубийством своего друга, Майкла. Чтобы как-то избавиться от беспокойства и депрессии, он начинает писать письма незнакомцу, хорошему человеку, которого он никогда не встречал лично. В школе, Чарли неожиданно находит наставника в лице учителя английского языка, и друзей, одноклассника Патрика и его сводную сестру Сэм. Впервые Чарли решает начать новую жизнь. Он идет на первое свидание, впервые целует девушку, заводит и теряет друзей, экспериментирует с наркотиками и выпивкой, участвует в спектакле «Рикки хорор» и даже пишет свою музыку.

Чарли живет относительно тихой и стабильной домашней жизнью. Но тревожная семейная тайна, которая повлияла на всю его жизнь,дает о себе знать под конец учебного года. Чарли пытается выбраться из своей головы в реальный мир, но бороться становится все труднее.

2. «Мы с истёкшим сроком годности» Стейс Крамер


Виржинии 17 лет и у нее есть все, о чем только может мечтать девушка. Она молода, красива, умна, собирается поступать в Йельский университет, у нее есть любимый парень Скотт, лучшая подруга Оливия, добрые и любящие родители. Но на выпускном вечере Виржиния узнает, что Скотт ее бросает. Изрядно выпившая, в порыве злости она садится за руль машины и попадает в страшную аварию. Девушка остается жива, но ей ампутируют обе ноги. Так в одно мгновение сказочная жизнь Виржинии превращается в настоящий ад. И девушка все чаще задумывается, стоит ли вообще так жить?

3. «Милые кости» Элис Сиболд

Жизнь одной обычной американской семьи Сальмон в одно мгновение переворачивается с ног на голову, когда Сюзи, старшую дочь, жестоко и несправедливо убивает маньяк.

Одним декабрьским днем, по пути из школы домой, девочка случайно столкнулась со своим убийцей. Ее заманили в подпольный тайник, изнасиловали и убили. Сейчас Сюзи на небесах, она наблюдает за жителями своего города, которые наслаждаются жизнью, пока живы. Но девочка не готова уйти навсегда, ведь она знает имя преступника, а вот ее семья – нет. Сюзи отчаянно держится за свою жизнь и с тревогой наблюдает за тем, как ее родные и друзья пытаются существовать дальше. Еще больше Сьюзи беспокоит тот факт, что убийца все еще живет рядом с ними.

Это трагическая и поучительная история Алисы – девочки, которая в совсем юном возрасте окунулась в губительный мир наркотиков.

Это началось, когда Алисе подсунули безалкогольный напиток, смешанный с ЛСД. В течение следующего месяца она потеряла уютный дом, любящую семью и заменила их городскими улицами и наркотиками. Они лишили ее невинности, юности... и, в конечном счете, жизни.

У Хейзел Ланкастер в юном возрасте обнаружили рак легких. Она считает, что должна смириться с тем, какой стала ее жизнь. Но затем, случайно, она знакомится с молодым человеком, по имени Огастус Уотерс, который нескольколет назад сумел побороть рак. Когда Хейзел в своем саркастическом тоне пытается прервать попытки Огастуса познакомиться, он понимает, что нашел девушку, которую искал всю жизнь. Несмотря на страшный диагноз, молодые люди радуются каждому новому дню и пытаются осуществить мечту Хейзл – встретиться с ее любимым писателем. Они пересекают океан и едут в Амстердам, чтобы эта встреча состоялась. И хотя это знакомство оказывается не совсем таким, каким они ожидали, в этом городе молодые люди находят свою любовь.Возможно, последнюю в жизни.

Для шестнадцатилетнего Дэна Кроуфорда, подготовительный колледж Нью-Гэмпшира – это больше, чем летняя программа, это спасательный круг. Будучи изгоем в своей школе, Дэн взволнован возможностью завести друзей во время летней программы. Но когда он приезжает в колледж, Дэн узнает, что его общежитие – бывшая психлечебница, более известная как последнее убежище для душевнобольных преступников.

Когда Дэн со своими новыми друзьями, Эбби и Джордан, исследуют скрытые тайники их жуткого летнего домика, они вскоре обнаруживают, это не совпадение, что они трое оказались здесь. Это убежище является ключом к ужасающему прошлому, и есть некоторые секреты, которые не хотят оставаться похороненными.

Для самой популярной старшеклассницы школы, Саманты Кингстон, 12-е февраля - "День Купидона"- обещает превратиться в одну большую вечеринку: День Святого Валентина, розы, подарки и привилегии, которые получаешь, если находишься на вершине социальной пирамиды. И это длилось до тех пор, пока Саманта не умерла в страшной аварии в эту ночь. Тем не менее, она, как ни в чем не бывало, просыпается на следующее утро. На самом деле, Сэм проживает последний день своей жизни семь раз, пока она не осознает, что даже малейшее изменение в ее последнем дне может повлиять на жизни других людей гораздо больше, чем ей казалось раньше.

Это история о жизни обычных нью-йоркских подростков, написанная семнадцатилетним парнем. Дети, от которых богатые родители откупаются деньгами, устраивают вечеринки в роскошных особняках и не знают других развлечений, кроме наркотиков и секса, что приводит к трагическим и шокирующим последствиям.

Чтобы не попадать в подобные ситуации, вам точно стоит почитать книги о сексе для подростков .

Юноша по кличке Курильщик живет в интернате для детей-инвалидов. Когда его переводят в новую группу, он начинает понимать, что это не просто интернат, а здание, наполненное жуткими тайнами и мистикой. Курильщик узнаёт, что все обитатели замка, даже воспитатели и директора, не имеют имен, только прозвища. Оказывается, что существует параллельный мир и некоторые дети могут свободно туда перемещаться. За год до своего выпуска, парень начинает испытывать страх перед настоящим миром, который находиться за стенами этого дома. Его угнетает самый важный вопрос: остаться или уйти? Уйти в реальный мир или параллельный, пусть даже не навсегда?

Читателю придется самостоятельно решить, действительно ли этот Дом волшебный, или это всего лишь воображение детей?

Гай Монтэг – пожарный. Его работа заключается в том, чтобы сжигать книги, которые запрещены и являются источником всех раздоров и бед. Даже так, Монтэг несчастлив. Разногласия в браке, спрятанные в доме книги… Механический пес Пожарного Департамента, вооружившись смертоносной инъекцией, в сопровождении вертолетов, готов выследить всех диссидентов, которые бросают вызов обществу и системе. И Гай чувствует, что за ним наблюдают, ожидают, пока он сделает неверный шаг. Но стоит ли бороться за жизнь в обществе, которое уже давным-давно себя загубило?

Книги — друзья и наставники

Задача каждого взрослого — привить своим детям любовь к чтению. Через литературу познается окружающий мир. Каким он будет в глазах ребенка, во многом зависит от родителей. Чтобы пробудить интерес к чтению, необходимо с ранних лет научить правильному подходу к выбору произведений, воспитать хороший вкус.

Каждый школьный учитель литературы знает детей, которые с удовольствием читают заданный материал, и тех, кто не прочел ни одной главы. В разговорах родителей также можно услышать сетования на то, что детей не заставишь взять в руки книжку. Есть и противоположные, но не менее тревожные жалобы о том, что отпрыск ест и спит с книжкой, живет в выдуманном мире.

Как всякие крайности обе эти ситуации настораживают. В первую очередь, взгляните на себя со стороны. Ведь дети зачастую неосознанно копируют поведение близких людей. Как давно вы сами брали в руки книгу? И не живете ли вы постоянно в виртуальной вселенной «фэнтези» или иллюзорном мире женских романов?

Любовь к чтению, как и нежелание погружаться в литературное море, родом из детства. Возможно, подростку не хочется читать, потому что его заставляли это делать и теперь книжка у него ассоциируется с чем-то неприятным, чуть ли не с наказанием. Ведь все что происходит «из-под палки» никому и никогда не приносит удовольствия.

Чтение развивает фантазию, учит проявлять смекалку и находить правильный выход из сложных жизненных ситуаций. Книга может стать другом и советчиком, утешителем, когда плохо, подарить радостные мгновения. Все это нужно объяснить детям на примерах, ненавязчиво порекомендовать то, что для подростков будет интересно. Если взрослый ненароком обронит: «О! Класс! Я в твоем возрасте оторваться не мог! Всю ночь читал», то будьте уверены, что ваш сын или дочь непременно заглянут под обложку.

Только не устраивайте длинных нотаций в стиле: «Я много читал, а ты...» или «Чтение просто необходимо для детей...». Такими нравоучениями вы, скорее всего, добьетесь противоположного эффекта.

Чтение всегда актуально

Многие подростки считают, что в век компьютеров и смартфонов книга устарела, вышла из моды. Читают только «заучки». В этом случае можно воспользоваться советом Носова. Помните, в его повести «Незнайка в Солнечном городе» описывается литературный театр, который организовали два книголюба? Они просто читали вслух, но их никто не слушал, пока не попалась смешная книжка. Заразительный хохот привлек массу слушателей, а потом и другие, вполне серьезные произведения приходили слушать все окрестные жители.

Почитайте вслух что-нибудь из «Вредных советов», которые написал Григорий Остер, рассказы Зощенко или другое смешное чтение. И посмейтесь вместе с ребенком. Наверняка он захочет почитать еще уже сам. Когда будет перевернута последняя страница, посоветуйте другую смешную книгу, потом третью, а затем уже предложите что-нибудь более серьезное.

Лучше начинать с рассказов. На ура пройдут О.Генри и «Записки о Шерлоке Холмсе». Они никого не могут оставить равнодушными. Если вашему сыну или дочери понравился фильм, поставленный по произведению известного автора, сыграйте на этом интересе и предложите прочесть другие его книги.

Педагоги активно спорят о том, можно ли слушать аудиокниги или читать с компьютера. Мы живем в двадцать первом веке, поэтому от гаджетов никуда не деться. И между полным отсутствием интереса к чтению и использованием для него электронных устройств лучше все же выбрать второе.

Что читают в 7 классе?

Все, наверное, помнят длинные списки, которые в конце учебного года диктовали учителя литературы, чтобы ученики все это прочли за лето. Увы, произведения, предусмотренные школьной программой и для внеклассного чтения, разительно отличаются от тех книжек, которые дети любят читать в свободное время. Так обстоят дела не только у нас, но и практически во всех странах мира. К счастью, наших школьников не заставляют каждый день по часу в течение трех лет изучать на уроке «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, как это делают в Греции.

Классическая литература — необходимая составляющая кругозора любого культурного человека. Посмотрев на содержание школьной программы по отечественной и зарубежной литературе для седьмого класса можно сделать вывод о подборе произведений для всестороннего развития школьников. Здесь исторические и приключенческие романы, серьезные произведения с философским смыслом, детективы и повести про любовь. Это уже не говоря о рекомендациях для внеклассного чтения.

В 7 классе изучают Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Крылова, Некрасова, Тургенева и Лескова. В основном это комедийные произведения, небольшие рассказы и стихи. Из зарубежных авторов: Марк Твен, Эдгар По, Конан Дойл, Роберт Шекли, Рей Брэдбери, О’Генри, Байрон, Киплинг, романтические произведения Максима Горького. Не самые скучные книги!

В списке по внеклассному чтению рядом с классическими «Повестями Белкина» и «Вечерами на хуторе близ Диканьки» вы найдете «Айвенго» Вальтера Скотта, «Всадника без головы» Майн Рида и «Три мушкетера» А. Дюма. Поклонникам фантастики — «Человек-амфибмия» и «Человек-неведимка», «Аэлита», «Таинственный остров», ценителям приключенческого жанра — «Копи царя Соломона», «Зверобой», «Одиссея капитана Блада», «Два капитана». Для тех, кто любит животных — «Моя семья и звери» Джеральда Дарелла и рассказы Виталия Бианки.

Большей частью неприятие школьниками книг, заданных по программе, объясняется тремя причинами:

  • вкусы у детей разные, а читать приходится все по списку;
  • подростки не всегда понимают прочитанное, поскольку развитие неравномерное: кто-то уже «дорос», кто-то нет;
  • в подростковой среде утвердился стереотип, что это неинтересно.

Попробуйте разрушить ошибочное представление детей об отечественной и зарубежной классике. Расскажите какой-нибудь интересный эпизод, кратко намекните о перипетиях сюжета, заинтригуйте, повернув содержание под современным углом.

Какие книги читать подросткам на досуге?

А вот все, что не касается школьной программы, как говорится, дело вкуса. И здесь он может сильно отличаться. Но есть определенные произведения, рекомендованные к прочтению для каждого возраста. Рассмотрим, что лучше прочитать мальчику и что будет интересно для девочки в 13 лет.

В подростковом возрасте многих увлекает фантастика, исторические романы, истории про любовь, детективы для детей, приключения.

Зачастую родители совершают ошибку, навязывая детям те книги, которые нравились им в детстве. При этом безапелляционно заявляя о том, что современная литература вовсе не стоит внимания, тем самым убивая желание читать. Поверьте, существует масса замечательных произведений, написанных для сегодняшних подростков современными писателями.

Вот небольшой список книг для детей, учащихся в 7 классе, которые будут круче многих игр и сериалов:

  • фантастическая серия «Часодеи» Натальи Щербы сделала читающими многих нечитающих подростков;
  • Борис Акунин «Детская книга» — мальчику точно понравится;
  • произведения Р.Л. Стайн — детские детективы и ужастики для любителей пощекотать нервы;
  • Бодо Шефер «Пес по имени Мани» — эта история о говорящей собаке не только увлекательна, но и научит правильно распоряжаться деньгами;
  • жизнь в жестоком мире после мировой катастрофы в четырех романах Лоури Лоис — новые «Голодные игры»;
  • К. Хагерюп «Маркус и Диана» — замечательная книга о проблемах стеснительного подростка;
  • серия о Джордже — потрясающее интересное чтение от известного астрофизика Стивена Хокинга о невероятных приключениях в космосе и тайнах Галактики;
  • К. Патерсон «Великолепная Гили Хопкинс» — произведение для девочки о сложной судьбе ровесницы;
  • И. Мытько, А. Жвалевский «Здесь вам не причинят никакого вреда» — точно заставит хохотать.

Список можно продолжать еще долго, каждый день появляются новые отечественные произведения и переводы зарубежных авторов, которые заинтересуют юного читателя. Самое главное, чтобы каждая прочитанная книга учила любви и доброте, оставляла след в сердце, открывала что-то новое и интересное.

error: