Абстрактные мысли. Абстрактное мышление

Говоря об абстрактном мышлении и его формах, следует сказать, что оно состоит из трёх главных элементов – понятие, суждение и последним является умозаключение.

Понятие. Говоря о том, что значит абстрактное мышление, в первую очередь нужно рассказать о первой его форме – понятии. В нём отражается один или несколько признаков в важных для человека предметах. Понятия бывают:

  1. Конкретными. В том случае если предмет рассматривается как самостоятельное и реальное.
  2. Абстрактными. Когда рассматриваются качества или отношения между несколькими предметами.

Важность понятия в ходе способности человека рассуждать - огромна, поскольку именно понятие является главной формой, которой может оперировать мышление, и тем самым в дальнейшем создавая более усложненные мысли и умозаключения. Уметь правильно мыслить, это значит уметь верно, пользоваться понятиями и знаниями.

Суждение. Абстрактное мышление и его основные формы нельзя рассматривать без суждения. Это своеобразная форма способности человека рассуждать, в которой отражаются накопленные связи между несколькими важными понятиями. Эти связи выражаются, как утверждение или отрицание. Характерным отличием суждения от понятия является то, что последнее несёт в себе существенные признаки предметов, как бы перечисляя их. А что касается суждения, то оно отражает в себе эти связи и отношения. Суждение несёт в себе два главных составляющих:

  1. Субъекта. В отношении кого или чего формируется мнение.
  2. Предиката. Раскрывается, как словесное выражение утверждения или наоборот отрицания.

Все суждения разделяются на простые и сложные высказывания. Так, сложное суждение отличается от простого тем, что строятся из нескольких вариантов простых. Ярким примером простого суждения можно назвать: «Боксёр делает удар». Ко второму варианту можно отнести: «Поезд ушёл, на перроне никого не осталось».

Умозаключение. Даёт возможность человеку из ряда сложившихся суждений, связанный между собой сконструировать правильный вывод. Специалисты выделяют именно умозаключение в качестве фундамента этого вида способности рассуждать у человека. Умозаключение несёт в себе три компонента:

  1. Посылок.
  2. Заключение.
  3. Вывод.

К посылкам относятся получаемые суждения, из которых человек может вывести новое уже своё личное суждение. Следовательно, это новое суждение, которое человек составляет из посылок, формирует заключение. А непосредственный логический ход между полученными посылками к сформулированному заключению определяется, как вывод.

Смотрите видео о том, что такое абстрактное мышление.

Говоря об определении абстрактного мышления, в первую очередь следует сказать о важных моментах в специфике этого понятия, к которым можно отнести:

  • умение быстро оперировать различными понятиями и суждениями, которые могут и не существовать в реальности;
  • возможность обобщать информацию и быстро её анализировать;
  • четкая систематизация услышанной информации;
  • отсутствие обязательного взаимодействия с внешней средой;
  • умение строить причинно - следственные связи.

С уверенностью можно сказать о том, что абстрактное мышление понимается, как возможность абстрагировать происходящую ситуацию не обращая внимания на мелкие детали и рассматривание её в целом. Психология абстрактного мышления берёт своё начало у логики. Человек имеет возможность абстрагироваться от действительного и выстроить логическую цепочку своих действий. Выше перечисленные формы абстрактного мышления для психолога являются приоритетными в ходе изучения проблем и жалоб человека.

Понятие абстрактного мышления в психологии

Чтобы определить уровень выраженности абстрактная способнось человека рассуждать можно пройти ряд специальных тестов. К таким методикам можно отнести:

  • тестирование на выявление типа способности человека рассуждать;
  • тесты, которые помогают выявить причинно – следственные связи;
  • специальные тесты, которые строятся на основе анализа предложенных человеку комбинаций слов.

Чтобы получить максимально точные результаты, желательно пройти несколько различных методик.

Логика, абстрактное мышление и его формы, это три понятия, которые стоят очень близко. Логика является одним из разделов философии, которая основывается на изучении рассуждений. Поэтому, можно с уверенностью назвать абстрактное мышление главным инструментом логики. Поскольку оно дает возможность абстрагироваться от реального и выстроить в голове ряд выводов. Следует сказать о том, что отличием от иных наук, именно логика начинала своё развитие с момента появления человечества и даже сейчас продолжает развиваться.

Особое внимание следует уделить тому, . Самым подходящим периодом для начала развития этого способа рассуждать считается ранний возраст. Поскольку дети, которые находятся на этом этапе своего развития, наиболее восприимчивы к новой информации, их ум более гибкий. С течением времени эти свойства могут утрачиваться, поскольку человек уже узнаёт определенные шаблоны и стереотипы поведения и восприятия окружающего мира. Но, всё же и взрослые люди, если будут прилагать много усилий смогут развить навыки абстрактно-логического способа мыслить, которые очень сильно помогают в жизни.

Наиболее действующим вариантом для старта развития считаются задачи на сообразительность. Как правило, эти задачи состоят из явных факторов, у которых есть несколько неправильных решений. Испытуемый должен в ходе решения задачи найти правильный ответ. К числу методик, которые помогут развить это способ мыслить можно с помощью:

  • головоломки;
  • кроссворды;
  • логические задачи;
  • ребусы.

Для занятий потребуется буквально 30 минут несколько раз в неделю. Если ответственно подойти к таким задачам, то положительный результат не заставит себя долго ждать. К сожалению многие не знают, как развивать . Можно смело проконсультироваться со специалистом, который сможет подобрать ряд методик направленных на развитие такого типа мышления.

Делитесь своим мнением на тему того, насколько важно наличие абстрактного мышления для человека в

Абстрактное мышление – это такой , который позволяет абстрагироваться от мелких деталей и смотреть на ситуацию в целом. Такой тип мышления позволяет шагнуть за границу норм и правил и совершить новые открытия. Развитие абстрактного мышления у человека с детских лет должно занимать важное место, ведь такой подход помогает проще находить неожиданные решения и новые выходы из ситуации.

Основные формы абстрактного мышления

Особенностью абстрактного мышления является то, что оно имеет три разные формы - понятия, суждения и умозаключения. Без понимания их специфики сложно сникнуть и в понятие «абстрактное мышление».

1. Понятие

Понятие являет собой такую форму мышления, при которой предмет или группа предметов отражается в качестве одного или нескольких признаков. Каждый из этих признаков должен быть существенным! Понятие может выражаться как одним словом, так и словосочетанием – например, понятия «кошка», «листья», «студент гуманитарного вуза», «зеленоглазая девушка».

2. Суждение

Суждение являет собой такую форму мышления, при которой отрицается или утверждается какая-либо фраза, описывающая окружающий мир, предметы, взаимосвязи и закономерности. В свою очередь, суждения подразделяются на два типа – сложное и простое. Простое суждение может звучать как, например «кот ест сметану». Сложное суждение выражает смысл несколько в иной форме: «Автобус тронулся, остановка опустела». Сложное суждение, как правило, имеет форму повествовательного предложения.

3. Умозаключение

Умозаключение являет собой такую форму мышления, при которой из одного или группы связанных суждений, делают вывод, который представляет собой новое суждение. Это – основа абстрактно-логического мышления. Суждения, которые предшествую формированию конечного варианта, именуют предпосылками, а конечное суждение носит название «заключение». Например: «Все птицы летают. Воробей летает. Воробей – птица».

Абстрактный тип мышления предполагает свободное оперирование понятиями, суждениями и умозаключениями – такими категориями, которые не имеют смысла без соотнесения с нашей повседневной жизнью.

Как развить абстрактное мышление?

Стоит ли говорить о том, что способность к абстрактному мышлению у всех отличается? Одним людям дано красиво рисовать, другим – писать стихи, третьим – абстрактно мыслить. Однако формирование абстрактного мышления возможно, и для этого нужно с раннего детства давать мозгу повод для размышлений.

В настоящее время существует масса печатных изданий, которые дают пищу для ума – всевозможные сборники , головоломок и тому подобного. Если вы хотите заниматься развитием абстрактного мышления у себя или своего ребенка, достаточно находить всего 30-60 минут дважды в неделю, чтобы погружаться в решение подобных заданий. Эффект не заставит себя ждать. Замечено, что в раннем возрасте мозг проще решает подобного рода задачки, но чем больше тренировок он получает, тем лучше и результаты.

Полное отсутствие абстрактного мышления может породить не только множество проблем с творческими видами деятельности, но и с изучением тех дисциплин, в которых большинство ключевых понятий – абстрактные. Именно поэтому важно уделять этой теме много внимания.

Правильно развитое абстрактное мышление позволяет познать то, что еще не было познано никем ранее, открыть различные тайны природы, отличить истину от лжи. К тому же, этот метод познания отличается от прочих еще и тем, что не требует непосредственного контакта с изучаемым объектом и позволяет удаленно делать важные умозаключения и выводы.

Основными формами абстрактного мышления являются поня­тия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются сущест­венные признаки одноэлементного класса или класса однород­ных предметов 1 . Понятия в языке выражаются отдельными сло­вами (“портфель”, “трапеция”) или группой слов, т. е. словосо­четаниями (“студент медицинского института”, “производитель материальных благ”, “река Нил”, “ураганный ветер” и др.).

Суждение - форма мышления, в которой что-либо утвержда­ется или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например:

“Саранча опустошает поля” - простое суждение, а суждение “Наступила весна, прилетели грачи” - сложное, состоящее из двух простых.

Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умо­заключений много; их изучает логика. Приведем два примера:


1) Все металлы - вещества

Литий-металл.

_______________________

Литий - вещество.


_________________________________

"Однородные - в смысле входящие в один класс по фиксированному классообразующему признаку.


Первые два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение - заключением.

2) Растения делятся или на однолетние или на многолетние.

Данное растение является однолетним.

______________________________________

Данное растение не является многолетним.

В процессе познания мы стремимся достичь истинного зна­ния. Истина есть адекватное отражение в сознании человека яв­лений и процессов природы, общества и мышления". Истинность знания есть соответствие его действительности. Законы науки представляют собой истину. Истину могут дать нам и формы чувственного познания - ощущения и восприятия. Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю.

Как отличить истину от заблуждения? Критерием истины яв­ляется практика. Под практикой понимают всю общественную и производственную деятельность людей в определенных истори­ческих условиях, т.е. это материальная, производственная дея­тельность людей в области промышленности и сельского хозяй­ства, а также политическая деятельность, борьба за мир, соци­альные революции и реформы, научный эксперимент и т. д.

“...Практика человека и человечества есть проверка, крите­рий объективного познания” 2 . Так, прежде чем пустить машину в массовое производство, ее проверяют на практике, в дейст­вии, самолеты испытывают летчики-испытатели, действие ме­дицинских препаратов сначала проверяют на животных, потом, убедившись в их пригодности, используют для лечения людей. Преждечем послать в космос человека, советские ученые про­вели серию испытаний с животными.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект книги Предмет и значение логики

С иных позиций изучает мышление логика. На сайте сайт читайте: Конспект книги Предмет и значение логики С иных позиций изучает мышление логика. Она исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы и. Конспект книги..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Формы чувственного познания
Всякое познание начинается с живого созерцания, с ощуще­ний, чувственных восприятии. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в них ощущения, которые восприни­маются мозгом. Других ср

Особенности абстрактного мышления
С помощью рационального (от лат. ratio - разум) мышления люди открывают законы мира, обнаруживают тенденции развития событий, анализируют общее и особенное в любом предмете, строят

Понятие логической формы
Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т.е. способ связи ее составных частей. Логическая фор­ма отражает объективный мир, но это отражение не всей полно­ты содержания мира

Логические законы
Соблюдение законов логики - необходимое условие достиже­ния истины в процессе рассуждения. Основными формально-логи­ческими законами обычно считаются: 1) закон тождества; 2) за­кон непротиворечия,

Истинность мысли и формальная правильность рассуждений
Понятие истинности (ложности) относится лишь к конкрет­ному содержанию того или иного суждения. Если в суждении верно отражено то, что имеет место в действительности, то оно истинно, в противном сл

Теоретическое и практическое значение логики
Можно логично рассуждать, правильно строить свои умозаключения, опровергать доводы противника и не зная пра­вил логики, подобно тому, как нередко люди правильно говорят, не зная правил грамматики я

Семантические категории
Выражения (слова и словосочетания) естественного языка, имеющие какой-либо самостоятельный смысл, можно разбить на так называемые семантические категории, к которым от­носятся: 1) предложени

Противоположность, противоречие
Соподчинение (координация) - это отношение между объема­ми двух или нескольких понятий, исключающих, друг друга, но при­надлежащих некоторому более общему (родовому) понятию (на­пример, “

Ошибки, возможные в определении
1. Определение должно быть соразмерным, т. е. объём определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия. Dfd. = Dfп,. Это правило часто нару

Неявные определения
В отличие от явных определений, имеющих структуру Dfd= Dfn, в неявных определениях на место Dfп просто подставляется кон­текст, или набор аксиом, или описание способа построени

Определение через аксиомы
В современной математике и в математической логике широко применяется так называемый аксиоматический метод. Приведем пример2. Пусть дана система каких-то элементов (обозначаемых х, у,

Использование определений понятий в процессе обучения
Определение через род и видовое отличие и номинальное оп­ределение широко используются в процессе обучения. Приве­дем ряд примеров, взятых из школьных учебников. К определе­ниям через ближайший род

Приемы, сходные с определением понятий
Всем понятиям определение дать невозможно (к тому же этом нет необходимости), поэтому в науке и в процессе обучения используются другие способы введения понятий – приёмы, сходные с определен

Правила деления понятий
Правильное деление понятия предполагает соблюдение оп­ределенных правил: 1. Деление должно быть соразмерным, т. е. сумма объе­мов видовых понятий должна быть равна объему

И дихотомическое деление
Приведенные примеры деления понятия иллюстрировали деление по видообразующему признаку, когда основанием деления служит признак, по которому образуются видовые по­нятия. Примеры деления по в

Треска зазналась
В камзоле Баклажан Был полон блеска. На кухне утром он сказал Селедке: - Треска зазналась! Ишь как много треска Изволила поднять на сковор

Общая характеристика суждения
Суждение - форма мышления, в которой что-либо утвержда­ется или отрицается о существовании предметов, связях между пред­метом и его свойствами или об отношениях между предметами. Пр

Суждение и предложение
Понятия в языке выражаются одним словом или группой слов. Суждения выражаются в виде повествовательных пред­ложений, которые содержат сообщение, какую-то информацию. Например: “Светит яркое солнце”

Суждения с отношениями
В них говорится об отношениях между предметами. Напри­мер: “Всякий протон тяжелее электрона”, “Французский писатель Виктор Гюго родился позднее французского писателя Стендаля”, “Отцы старше своих д

Распределенность терминов в категорических суждениях
Так как простое категорическое суждение состоит из терми­нов S и Р, которые, являясь понятиями, могут рассматриваться со стороны объема, то любое отношение между S и Р в простых сужде

Исчисление высказываний
Сложные суждения образуются из простых суждений с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания. Таблицы истинности этих логических связок следующие:

Способы отрицания суждений
Два суждения называются отрицающими или противореча­щими друг другу, если одно из них истинно, а другое ложно (т. е. не могут быть одновременно истинными и одновременно лож­ными).

Отрицание сложных суждении
Чтобы получить отрицание сложных суждений, имеющих в сво­ем составе лишь операции конъюнкции и дизъюнкции, необходимо поменять знаки операций друг на друга (т. е. конъюнкцию на дизъ­юнкцию и наобор

Исчисление высказываний
I. Символы исчисления высказываний состоят из знаков трех категорий: 1. а, b, с,d, е,f... и те же буквы с индексами а1 ,а2 ,...

Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке
В мышлении мы оперируем не только простыми, но и сложны­ми суждениями, образуемыми из простых посредством логичес­ких связок (или операций) - конъюнкции, дизъюнкции, имплика­ции, эквиваленции, отри

Отношения между суждениями по значениям истинности
Суждения, как и понятия, делятся на сравнимые (имеют об­щи субъект или предикат) и несравнимые. Сравнимые суждения делятся на совместимые и несовместимые. В математической логике два выска

Б. Деление суждений по модальности
В логике мы до сих пор рассматривали простые суждения, которые называются ассерторическими, а также составленные из простых сложные суждения. В них утверждается и

Закон тождества
Этот закон формулируется так: “В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе”. В математической логике закон тождества выражаетс

Закон непротиворечия
Если предмет А обладает определенным свойством, то в суж­дениях об А люди должны утверждать это свойство, а не отрицать его. Если же человек, утверждая что-либо, отрицает то же самое

Закон исключенного третьего
Онтологическим аналогом этого закона является то, что в предмете указанный признак присутствует или его нет, поэтому и в мышлении мы отражаем это обстоятельство в виде закона исключенного третьего.

Специфика действия закона исключенного третьего при наличии “неопределенности” в познании
Как уже отмечалось, объективными предпосылками дейст­вия в мышлении закона непротиворечия и исключенного третьего являются наличие в природе, обществе (и самом мышлении) ус­тойчивых состояний у пре

Закон достаточного основания
Этот закон формулируется так: “Всякая истинная мысль дол­жна быть достаточно обоснованной”. Речь идет об обоснова­нии только истинных мыслей: ложные мысли обосновать нельзя, и нечего пытатьс

Общее понятие об умозаключении
Умозаключения, как и понятия и суждения, являются формой аб­страктного мышления. С помощью многообразных видов умозак­лючений опосредованно (т. е. не обращаясь к органам чувств) мы можем получать н

Понятие логического следования
Выведение следствий из данных посылок - широко распрост­раненная логическая операция. Как известно, условиями истинно­сти заключения является истинность посылок и логическая пра­вильность вывода. И

Дедуктивные умозаключения
В определении дедукции в логике выявляются два подхода: 1. В традиционной (не в математической) логике дедукцией называют умозаключение от знания большей степени общности i к новому

Понятие правила вывода
Умозаключение дает истинное заключение, если исходные посылки истинны и соблюдены правила вывода. Правила выво­да, или правила преобразования суждений, позволяют перехо­дить от посылок (суждений) о

Фигуры и модусы категорического силлогизма
Фигурами категорического силлогизма называются фор­мы силлогизма, различаемые по положению среднего термина (М) в посылках. Различают четыре фигуры:

Правила категорического силлогизма
Категорические силлогизмы в мышлении встречаются весь­ма часто. Для того чтобы получить истинное заключение, необхо­димо брать истинные посылки и соблюдать нижеперечисленные правила категорического

Формализация эпихейрем с общими посылками
Эпихейремой в традиционной логике называется такой слож­носокращенный силлогизм, обе посылки которого представляют со­бой сокращенные простые категорические силлогизмы (энтимемы). С

Условные умозаключения
Чисто условным умозаключением называется такое опосредст­вованное умозаключение, в котором обе посылки являются услов­ными суждениями. Условным называется суждение, имеющее структуру: “Если

Отрицающий модус (modus tollens)
Структура его: Схема: Если а,то а→b Не-b Не-а ā Формула ((а

Первый вероятностный модус
Рассмотрим первый модус, не дающий достоверного заключе­ния. Структура его: Cхема: Если а, то b. a→b b b ___________

Второй вероятностный модус
Это второй модус, не дающий достоверного заключения. Структура его: Схема: Если а, то b. а →b Не-а ā Вероят

Трилемма
Трилеммы так же, как и дилеммы, могут быть конструктив­ными и деструктивными; каждая из этих форм в свою очередь может быть простой или сложной. Простоя конструктивная трилемма состоит из дв

В умозаключении пропущена одна из посылок
В умозаключениях может быть пропущена первая посылка, она может подразумеваться, если выражает какое-то истинное суждение, формулирующее известное положение, теорему, за­кон и т. д. В усло

Простая контрапозиция
Правило простой контрапозиции имеет следующ

Сложная контрапозиция
- правило сложной контрапозиции. ((a ^ b) → с) ((а

Рассуждение по правилу введения импликации
Правило вывода сформулировано так:

Логическая природа индукции
Дедуктивные умозаключения позволяют выводить из истин­ных посылок при соблюдении соответствующих правил истин­ные заключения. Индуктивные умозаключения обычно дают нам не достоверные, а лишь правдо

Виды неполной индукции
Неполная индукция применяется в тех случаях, когда мы, во-первых, не можем рассмотреть все элементы интересую­щего нас класса явлений; во-вторых, если число объектов либо бесконечно, либо конечно,

Понятие вероятности
Различают два вида понятия “вероятность” - объективную вероятность и субъективную вероятность. Объективная вероят­ность - понятие, характеризующее количественную меру воз­можности появления

Методы установления причинной связи
Причинная связь между явлениями определяется посредст­вом ряда методов, (описание и классификация которых восхо­дит еще к ф. Бэкону и которые были развиты Дж. Ст. Миллем. _________________

Дедукция и индукция в учебном процессе
Как в любых процессах познания (научногоили обыденного), так и в процессе обучения дедукция и индукция взаимосвязаны. Ф. Энгельс писал: “Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым

Виды аргументов
Различают несколько видов аргументов: 1. Удостоверенные единичные факты. К такого рода аргументам относится так называемый фактический материал, т. е. статистические данны

Опровержение тезиса (прямое и косвенное)
Опровержение тезиса осуществляется с помощью следую­щих трех способов (первый - прямой способ, второй и третий -косвенные способы). 1. Опровержение фактами - самый верный

Выявление несостоятельности демонстрации
Этот способ опровержения состоит в том, что показываются ошибки в форме доказательства. Наиболее распространенной ошибкой является та, что истинность опровергаемого тезиса не вытекает, не следует и

Ошибки относительно доказываемого тезиса
1. “Подмена тезиса”. Тезис должен быть ясно сформулирован и оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства или опровержения - так гласят правила по отношению к тезису

Ошибки в основаниях (аргументах) доказательства
1. Ложность оснований (“основное заблуждение”).В качестве аргументов берутся не истинные, а ложные суждение которые выдают или пытаются выдать за истинные. Ошибка может быть непред

Ошибки в форме доказательства
1. Мнимое следование. Если тезис не следует из приводи­мых в его подтверждение аргументов, то возникает ошибка, назы­ваемая “не вытекает”, “не следует”. Люди иногда вместо пра­виль

Нарушение правил умозаключений (дедуктивных, индуктивных, по аналогии)
а). Ошибки в дедуктивных умозаключениях. Например, в условно-категорическом умозаключении нельзя вывести заключе­ние от утверждения следствия к утверждению основания. Так, из посылок “Если ч

Понятие о софизмах и логических парадоксах
Непреднамеренная ошибка, допущенная человеком в мышле­нии, называется паралогизмом. Паралогизмы допускают мно­гие люди. Преднамеренная ошибка с целью запутать своего противника и выдать ложн

Понятие о логических парадоксах
Парадокс - это рассуждение, доказывающее как истинность, так и ложность некоторого суждения или (иными словами) до­казывающее как это суждение, так и его отрицание. Парадоксы ___

Парадоксы теории множеств
В письме Готтлобу Фреге от 16 июня 1902 г. Бертран Рассел сообщил о том, что он обнаружил парадокс множества всех нор­мальных множеств (нормальным множеством называется мно­жество, не содержащее се

Строгая аналогия
Характерным отличительным признаком строгой аналогии яв­ляется наличие необходимой связи между сходными признака­ми и переносимым признаком. Схема строгой аналогии такая: Предмет A

Нестрогая аналогия
В отличие от строгой аналогии нестрогая аналогия дает не достоверное, а лишь вероятное заключение. Если ложное суж­дение обозначить через 0, а истину через 1, то степень вероятности выводов по нест

Ложная аналогия
При нарушении указанных выше правил аналогия может дать ложное заключение, т. е. стать ложной. Вероятность заключения по ложной аналогии равна 0. Ложные аналогии иногда делаются умышленно, с целью

Виды гипотез
В зависимости от степени общности научные гипотезы мож­но разделить на общие, частные и единичные. Общая гипотеза - это научно обоснованное предположе­ние о законах и закономерностя

Построение гипотез
Путь построения и подтверждения гипотез проходит через несколько этапов. Разные авторы выделяют от 2 до 5 этапов, мы выделим 5. Эти этапы преподаватель может проиллюст­рировать, например, ходом пос

Логическая структура и виды ответов
1. Ответы на простые вопросы. Ответ на простой вопрос первого вида (уточняющий, определенный, прямой, “ли”-вопрос) предполагает одно из двух: “да” или “нет”. Например: “Является ли

К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский о формировании логического мышления в процессе обучения в начальной школе
Большое значение в процессе обучения придавал логике чеш­ский педагог Я. А. Коменский. Он предлагал знакомить уча­щихся с краткими правилами умозаключений, подкреплять их яркими жизненными примерам

Развитие логического мышления младших школьников
Творческое использование опыта К. Д. Ушинского и В. А. Су­хомлинского по формированию логического мышления у млад­ших школьников с учетом их индивидуальных особенностей - за­лог воспитания правильн

Развитие логического мышления на уроках математики
Математика способствует развитию творческого мышления, заставляя искать решения нестандартных задач, размышлять над парадоксами, анализировать содержание условий теорем и суть их доказательств, изу

Развитие логического мышления на уроках истории
При изучении материала по истории применяются различные приемы, способствующие развитию мышления, в первую оче­редь наглядные пособия: картины, диапозитивы, иллюстрации учебника. Большое м

Контрольные работы
Контрольная работа по курсу логики по темам “Понятие” и “Суждение” Вариант 1 1. Определить вид следующих понятий: капиталист, остров, кодекс, созвездие Большая медве

Ответы на кроссворд
По горизонтали: 1. Общеутвердительное. 2. Умозаключе­ние. 3. Изоморфизм. 4. Понятие. 5.Имя. 6. Абстрагирование. 7. Моделирование. 8. Тождественные. По вертикали: 1. Индукция.

Кроссворд
П 2 По горизонтали:

Ответы на кроссворд
По горизонтали: 5. Пугало. 6. Редька. 11. Перчатка. 12. Ка­рандаш. 13. Солнце. 15. Волосы. 19. Глаза. 20. Терка. 21. Якорь. 23. Заяц. 24. Гусь. 25. Пчелы. По вертикали: 1. Ст

Логика в Древней Индии
История логики Индии связана с развитием индийской фило­софии. Древнейший литературный памятник Индии - Веды (II-начало I тысячелетия до н.э.), а наиболее древняя ее часть - Ригведа. С целью разъяс

Логика Древнего Китая
Под логикой Древнего Китая, по утверждению Пань Шимо, принято понимать прежде всего логику периода Чуньцю и Чжаньго (722-221 до н. э.), когда появляется понятие “философская дис­куссия” и создается

Логика в Древней Греции
В Древней Греции логическую форму доказательства в виде цепи дедуктивных умозаключений мы встречаем в элейской шко­ле (у Парменида и Зенона). Гераклит Эфесский выступает с уче­нием о всеобщем движе

Логика в средние века
Средневековая логика (VI-XV вв.) изучена еще недостаточ­но. В средние века теоретический поиск в логике развернулся главным образом по проблеме истолкования природы общих понятий. Так называемые ре

Логика в России
Русские логики, такие, как П. С. Порецкий, Е. Л. Буницкий и многие другие, внесли существенный вклад в развитие логики на уровне мировых логических концепций. Первый трактат по логике появ

Математическая логика
В XIX в. появляется математическая логика. Немецкий фило­соф Г. В. Лейбниц (1646-1716) - величайший математик и круп­нейший философ XVII в. - по праву считается ее основопо­ложником, Лейбниц пыталс

Конструктивная логика А. А. Маркова
Проблема конструктивного понимания логических связок, в частности отрицания и импликации, требует применения в ло­гике специальных точных формальных языков. В основе конст­руктивной математической

Трехзначная система Лукасевнча
Трехзначная пропозициональная логика (логика высказыва­ний) была построена в 1920 г. польским математиком и логи­ком Я. Лукасевичем (1878-1956)". В ней “истина” обозначает­ся 1, “ложь” - 0, “нейтра

Отрицание Лукасевича
х Nx 1/2 1/2

Отрицание Гейтинга
x Nx ½

Заключение
Цель познания в науке и повседневной жизни - получение ис­тинных знаний и полноценное использование их на практике. Зна­ние формальной логики и диалектики помогает предвидеть собы­тия и лучшим спос

Понятие
2.1.0. Как, по-Вашему; называется форма мышления, которая | является результатом обобщения предметов по ряду существен­ных признаков? 2.1.1. Суждение. 2.1.2. Понятие. 2.1

Логические основы теории аргументации
5.1.0. Какую, по-вашему, структуру имеет доказательство как логическая операция? - Оно имеет следующую структуру: 5.1.1. Тезис, аргументы, демонстрация. 5.1.2. Посылка, заключение

Список символов
а ^b; а * b; а &b; “а и b” - конъюнкция. a b; “а или b” - нестрогая дизъюнкция. a

В польской символике
Nx - отрицание х. Сху - импликация (х имплицирует y). Кху - конъюнкция х и у. Аху - нестрогая дизъюнкция

В мире нет ничего однозначного. Если руководствоваться точными знаниями, то можно многого не заметить. Мир не живет точно по инструкции, которая написана человеком. Многое еще не изведано.

Когда человек чего-то не знает, у него включается абстрактное мышление, которое помогает ему делать догадки, выносить суждения, рассуждать. Чтобы понимать, что это такое, необходимо ознакомиться с примерами, формами и методами его развития.

Что такое Абстрактное мышление?

Что это такое и почему сайт психотерапевтической помощи сайт затрагивает тему абстрактного мышления? Именно способность мыслить в общем помогает в нахождении решения тупиковой ситуации, появлении иного взгляда на мир.

Есть точное и обобщенное мышление. Точное мышление включается тогда, когда человек располагает знаниями, информацией и четким пониманием происходящего. Обобщенное мышление включается тогда, когда человек не знает точных данных, не располагает конкретной информацией. Он может догадываться, предполагать, делать общие выводы. Обобщенное мышление – абстрактное мышление простыми словами.

Научным языком абстрактным мышлением является вид познавательной деятельности, когда человек отходит от конкретных деталей и начинает рассуждать в общем. Картина рассматривается в целом, не затрагивая деталей, конкретики, точности. Это способствует отхождению от правил и догм и рассмотрению ситуации с разных сторон. Когда некое событие рассматривается в общем, тогда находятся различные способы ее решения.

Обычно человек исходит из конкретных знаний. К примеру, мужчина лежит на диване и смотрит телевизор. Возникает мысль: «Он бездельник». В данной ситуации смотрящий исходит из собственных представлений о том, что происходит. А что могло происходить на самом деле? Мужчина прилег на 5 минут, чтобы отдохнуть. Он уже все сделал по дому, поэтому позволил себе посмотреть телевизор. Он заболел, поэтому и лежит на диване. Здесь может быть много вариантов того, что происходит. Если абстрагироваться от конкретики и посмотреть на ситуацию с разных сторон, тогда можно выяснить много нового и интересного.

При абстрактном мышлении человек думает приблизительно. Здесь нет ни конкретики, ни деталей. Используются обобщенные слова: «жизнь», «мир», «в общем», «по большому счету».

Абстрактное мышление полезно в тех ситуациях, когда человек не может найти выход (интеллектуальный тупик). В силу отсутствия информации или знаний он вынужден рассуждать, догадываться. Если абстрагироваться от ситуации с ее конкретными деталями, тогда можно рассмотреть в ней то, что не замечалось до этого.

Абстрактно-логическое мышление

В абстрактно-логическом мышлении используются абстракции – единицы определенных закономерностей, которые были вычленены из «отвлеченных», «воображаемых» качеств предмета, явления. Другими словами, человек оперирует явлениями, которые не может «потрогать руками», «увидеть глазами», «понюхать».

Очень ярким примером такого мышления является математика, в которой объясняются явления, которых нет в физической природе. Например, не существует такого понятия, как цифра «2». Человек понимает, что речь идет о двух одинаковых единицах. Однако эта цифра придумана людьми с целью упрощения некоторых явлений.

Прогресс и развитие человечества заставило людей пользоваться понятиями, которых по сути не существует. Другим ярким примером может оказаться язык, которым человек пользуется. В природе не существует букв, слов, предложений. Человек придумал алфавит, слова и выражения для упрощения выражения своей мысли, которую он желает передать другим людям. Это позволило людям находить общий язык, поскольку все понимают значение одного и того же слова, распознают буквы, строят предложения.

Абстрактно-логическое мышление становится необходимым в ситуации наличия некой определенности, которая пока еще не понятна и не известна человеку, и возникновения интеллектуального тупика. Возникает необходимость в выявлении того, что есть в реальности, в нахождении ему определения.

Абстракцию разделяют на виды и цели. Виды абстракции:

  • Примитивно-чувственная – выделение одних свойств предмета, игнорируя прочие его качества. Например, рассмотрение структуры, но игнорирование формы предмета.
  • Обобщающая – выделение общей характеристики в одном явлении, игнорируя наличие индивидуальных особенностей.
  • Идеализирующая – замещение реальных свойств идеальной схемой, которая исключает имеющиеся недостатки.
  • Изолирующая – выделяет тот компонент, на котором сосредоточено внимание.
  • Актуальной бесконечности – бесконечные множества определяются как конечные.
  • Конструктивизация – «огрубление», придание формы явлениям, которые имеют расплывчатые границы.

По целям абстракции бывают:

  1. Формальными (теоретическое мышление), когда человек рассматривает объекты по внешним их проявлениям. Сами эти качества не существуют сами по себе без этих предметов и явлений.
  2. Содержательная, когда человек может выделить из предмета или явления свойство, которое способно существовать само по себе, быть автономным.

Развитие абстрактно-логического мышления является важным, поскольку именно оно позволило вычленить из окружающего мира то, то невозможно распознать естественными органами чувств. Здесь образовались понятия (языковые выражения), которые передают общую закономерность того или иного явления. Теперь каждому человеку не приходится выявлять то или иное понятие, поскольку он узнает о нем в процессе обучения в школе, университете, дома и т. д. Это подводит нас к следующей теме о формах абстрактного мышления.

Формы абстрактного мышления

Поскольку человек не может каждый раз «создавать колесо», он должен систематизировать полученные знания. Многие явления не видны человеческому глазу, чего-то вообще не существует, однако все это есть в человеческой жизни, поэтому должно иметь ту или иную форму. В абстрактном мышлении выделяют 3 формы:

  1. Понятие.

Это мысль, которая передает общее свойство, которое прослеживается в разных предметах. Они могут быть разными. Однако их однородность и схожесть позволяет человеку объединить их в одну группу. Так, например, стул. Он может быть с круглыми ручками или квадратными сидениями. Разные стулья имеют разный окрас, форму, состав. Однако их общей особенностью является то, что они имеют 4 ножки и на них принято сидеть. Одинаковое предназначение предметов и их конструкция позволяет человеку объединить в одну группу.

Данным понятиям люди обучают детей с самого детства. Говоря о «собаке», мы понимаем животное, которое бегает на 4 лапах, гавкает, лает и т. д. Сами собаки бывают разных пород. Однако все они имеют одинаковые признаки, по которым их объединяют в одно общее понятие – «собака».

  1. Суждение.

Данной формой абстракции люди пользуются, когда желают что-то подтвердить или опровергнуть. Причем данная словесная форма является однозначной. Оно бывает двух форм: простое и сложное. Простое – например, кот мяукает. Оно короткое и однозначное. Второе – «мусор выкинули, ведро опустело». Зачастую выражается целыми предложениями повествовательной формы.

Суждение может быть истинным или ложным. Истинное суждение отображает реальное положение дел и часто базируется на том, что человек не проявляет к нему никакого отношения, то есть судит объективно. Ложным становится суждение, когда человек заинтересован в нем и базируется на собственных выводах, а не на реальной картине происходящего.

  1. Умозаключение.

Это мысль, которая формируется на основе двух и более суждений, из которых образуется новое суждение. В каждом умозаключении есть 3 составляющих: предпосылка (посылка), вывод и заключение. Посылка (предпосылка) – это начальные суждения. Вывод – это процесс логического размышления, которое приводит к заключению – новое суждение.

Примеры абстрактного мышления

Рассмотрев теоретическую часть абстрактного мышления, следует ознакомиться с различными примерами. Самым ярким примером того, что такое абстрактное суждение, являются точные науки. Математика, физика, астрономия и прочие науки часто базируются на абстрактном мышлении. Мы не видим цифр, как таковых, однако мы умеем считать. Предметы собираем в группу и называем их количество.

Человек рассуждает о жизни. Но что это такое? Это существование тела, при котором человек двигается, дышит, функционирует. Невозможно дать четкого определения, что такое жизнь. Однако человек может однозначно определять, когда кто-то живет, а когда умирает.

Четко абстрактное мышление проявляется, когда человек думает о будущем. Неизвестно, что там будет, однако каждый имеет цели, желания, планы. Без возможности мечтать и воображать, человек не смог бы построить планов на будущее. Теперь он стремится реализовать эти цели. Его движение по жизни становится более целенаправленным. Появляются стратегии и тактика, которые должны привести к желаемому будущему. Этой реальности еще не существует, однако человек стремится ее сформировать такой, какой желает видеть.

Еще одной распространенной формой абстракции является идеализация. Люди любят идеализировать окружающих и мир в целом. Женщины мечтают о принцах из сказок, не замечая, какими мужчины являются в реальном мире. Мужчины мечтают о послушных женах, игнорируя тот факт, что только немыслящее существо может находиться в подчинении у другого.

Многие люди пользуются суждениями. Нередко они являются ложными. Так, женщина может сделать вывод о том, что «все мужчины плохие» после того, как ее предал один-единственный партнер. Поскольку она выделяет мужчину как единый класс, которому свойственно одно и то же качество, она приписывает всем то качество, которое проявилось в одном человеке.

Нередко на основе ложных суждений делаются неверные умозаключения. К примеру, «соседи неприветливые», «отопление не подается», «нужно менять проводку» — значит, «квартира неблагополучная». На основе эмоционального дискомфорта, который возникает при имеющихся обстоятельствах, делаются однозначные суждения и выводы, которые искажают реальность.

Развитие абстрактного мышления

Самым оптимальным возрастом для развития абстрактного мышления является дошкольный период. Как только ребенок начинает познавать мир, ему можно помогать в развитии всех видов мышления.

Самым эффективным способом развития являются игрушки. Через формы, объемы, цвета и прочее ребенок начинает сначала распознавать детали, после чего объединять их в группы. Можно дать ребенка несколько игрушек квадратной или круглой формы, чтобы он их разложил на две кучки по одинаковым признакам.

Как только ребенок научается рисовать, лепить, мастерить своими руками, следует ему позволять заниматься подобными увлечениями. Это развивает не только мелкую моторику, но и способствует проявлению творческого потенциала. Можно сказать, что абстрактное мышление – это творчество, которое не ограничено рамками, формами, цветами.

Когда ребенок научается читать, считать, писать и воспринимать слова на звук, можно вместе с ним заниматься развитием абстрактно-логического мышления. Здесь хорошо подойдут загадки, которые следует разгадывать, задачки, где необходимо решить какой-то вопрос, упражнения на смекалку, где необходимо заметить ошибку, неточность.

Поскольку абстрактное мышление не рождается вместе с человеком, а развивается по мере его роста, здесь помогут различные ребусы, кроссворды, головоломки. Существует много литературы на тему того, как развить разные виды мышления. Следует понимать, что одни задачки не могут развивать только один вид мышления. Все они частично или полностью занимаются развитием различных видов познавательной деятельности.

Особенно эффективными становятся различные жизненные ситуации, в которых ребенок должен найти выход из ситуации. Простое задание вынести мусор заставит ребенка сначала подумать над тем, как одеться и во что обуться, чтобы выйти из дома и отнести мусорный пакет до бака. Если мусорный бак находится вдали от дома, тогда он будет вынужден заранее спрогнозировать свой маршрут. Прогноз на будущее является еще одним способом развития абстрактного мышления. У детей хорошо работает фантазия, которую не следует угнетать.

Итог

Итогом абстрактного мышления является то, что человек способен находить выходы в любой ситуации. Он думает творчески, гибко, нестандартно. Не всегда точные знания являются объективными и способными помочь в любой ситуации. Обстоятельства случаются разные, что заставляет человека думать, рассуждать, прогнозировать.

Психологи отмечают негативные последствия, если родители не будут заниматься развитием данного мышления у своего ребенка. Во-первых, малыш не научится выделять общее из деталей и, наоборот, из общего переходить к деталям. Во-вторых, он не сможет проявлять гибкость мышления в ситуациях, в которых он не знает выхода. В-третьих, он будет лишен способности прогнозировать будущее своих поступков.

Абстрактное мышление отличается от линейного тем, что человек не думает причинно-следственными связами. Он абстрагируется от деталей и начинает рассуждать в общем. Самое примечательное здесь заключается в том, что только после общего видения дел человек может перейти к деталям, которые важны в ситуации. А когда детали не помогают в решении проблемы, тогда возникает необходимость абстрагироваться, выйти за пределы происходящего.

Абстрактное мышление позволяет находить новое, творить, создавать. Если бы человек был лишен подобного мышления, тогда не смог бы создать колесо, автомобиль, самолет и прочие технологии, которыми теперь многие пользуются. Не существовало бы никакого прогресса, который зарождается сначала из способности человека воображать, мечтать, выходить за пределы принятого и разумного. Данные навыки оказываются полезными и в обыденной жизни, когда человек сталкивается с разными характерами и поведениями людей, с которыми ранее никогда не встречался. Умение быстро перестраиваться и адаптироваться в неизменных обстоятельствах происходит благодаря абстрактному мышлению.

) - мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для выделения существенных признаков.

Слово «Абстракция» используется в двух смыслах:

  • Абстракция - процесс, то же что и «абстрагирование »
  • Абстракция - «абстрактное понятие », «абстракт », результат абстрагирования.

Абстрактное понятие - мысленная конструкция, представляющая собой некий концепт, или идею, способную олицетворять некие предметы или явления реального мира, но при этом отвлеченная от конкретных их воплощений. Абстрактные конструкции могут и не иметь прямых аналогов в физическом мире, что характерно, например, для математики (вообще, вероятно, являющейся наиболее абстрактной наукой).

Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности. В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы , а движущегося человека - в качестве некой совокупности механических рычагов .

Некоторые типы абстракции, по видам несущественного:

  • обобщающая абстракция - даёт обобщённую картину явления , отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике .
  • идеализация - замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой , отвлечённой от реальных недостатков. В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ », «абсолютно чёрное тело », «прямая », «сферический конь в вакууме» (из анекдота про идеализацию) и др.)
  • изолирующая абстракция - вычленение исследуемого явления из некоторой целостности, отвлечение от не интересующих вариантов.
  • абстракция актуальной бесконечности - отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества , то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.
  • конструктивизация - отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».

По целям:

  • формальная абстракция - вычленение свойств, важных для теоретического анализа ;
  • содержательная абстракция - вычленение свойств, имеющих практическое значение.

Понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному (конкретное мышление - абстрактное мышление).

См. гносеологический закон «Восхождение от абстрактного к конкретному ».

Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), что можно считать более развитым уровнем мыслительной деятельности по сравнению с конкретным мышлением, всегда имеющим дело с конкретными объектами и процессами («брат Вася», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, судя по всему, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать числом «три вообще», не имея для него определенного языкового знака - «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).

  • В области математического обеспечения, абстракцией называют алгоритм и метод упрощения и отделения деталей для сосредоточения на некоторых понятиях одновременно.

См. также

  • Слой абстрагирования (уровень абстракции) в программировании

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Абстрактное мышление" в других словарях:

    абстрактное мышление - 3.2 абстрактное мышление: Мышление, представляющее собой способность оператора образовывать общие понятия, отрываясь в восприятиях от реальности, рефлексировать (быть в состоянии рефлексии). Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Абстрактное мышление Словарь-справочник по педагогической психологии

    Абстрактное мышление - мышление, оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. Такое вычлененное и… … Словарь по педагогической психологии

    Абстрактное мышление - то же, что и понятийное мышление, т. е. способность человека к формированию отвлеченных, опосредованных, не наглядных, чисто мысленных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей … Начала современного естествознания

    АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ - См. абстракция; мышление … Толковый словарь по психологии

    абстрактное мышление - Опирающийся на язык, высший, собственно человеческий тип мышления, осуществляемый в форме понятий, суждений, умозаключений … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Абстрактное мышление оператора - Абстрактное мышление: мышление, представляющее собой способность оператора образовывать общие понятия, отрываясь в восприятиях от реальности, рефлексировать (быть в состоянии рефлексии)... Источник: ГОСТ Р 43.0.3 2009. Национальный стандарт… … Официальная терминология

    Направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… … Философская энциклопедия

    Абстракция, или абстракт, (от лат. abstractio «отвлечение», введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для… … Википедия

    мышление - I мышле/ние = мы/шление; см. мыслить 1) Способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности. Научное мышление. Мозг орган мышления. Развивать мышление.… … Словарь многих выражений

Книги

  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна , Свердлик, Анна Геннадиевна. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. "Непостижимая эффективность математики", как в свое время…
  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна. Как устроена кора головного мозга, почему ее возможности ограничены и как эмоции, дополняя работу коры, позволяют человеку совершать научные открытия , А. Г. Свердлик. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время…
error: