Центр физико математического образования. Непрерывное математическое образование и его составляющие

Образовательная деятельность

При МЦНМО имеется издательство, организующее выпуск математической литературы самого разнообразного уровня: от школьной до посвящённой современной математике. В частности, издаётся ежегодный научный журнал «Математическое просвещение » с приложениями для школьников.

Магазин «Математическая книга»


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Engel (сингл)
  • Engel, Fan-Edition

Смотреть что такое "Московский центр непрерывного математического образования" в других словарях:

    Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Вольное дело - Фонд поддержки социальных инноваций «Вольное дело» одна из крупннейших благотворительных организаций в России, основанная предпринимателем Олегом Дерипаска для реализации благотворительных проектов. Первые благотворительные проекты,… … Википедия

    Шарыгин, Игорь Фёдорович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шарыгин. Игорь Фёдорович Шарыгин Дата рождения: 13 февраля 1937(1937 02 13) Дата смерти … Википедия

    Московская математическая олимпиада - ежегодное открытое соревнование по математике для школьников города Москвы. Проводится с 1935 года. Содержание 1 История олимпиады 1.1 1980 е годы … Википедия

    Квант (журнал) - У этого термина существуют и другие значения, см. Квант (значения). Квант логотип журнала «Квант» Специализация: науч … Википедия

    Научные организации в области логики - Научные организации в области логики это философские и математические научные организации, область исследований которых относится к логике Содержание 1 Организация логики в России … Википедия

    МЦНМО - (Московский центр непрерывного математического образования) негосударственное некоммерческое образовательное учреждение, ставящее своей целью сохранение традиций математического образования. МЦНМО организует математические олимпиады и кружки для … Википедия

    Факультет математики ГУ-ВШЭ - Факультет математики Государственный университет – Высшая школа экономики Год основания 2008 Декан Ландо С.К. Место расположения … Википедия

    Большой Власьевский переулок - Москва … Википедия

    Рохлин, Владимир Абрамович - Владимир Абрамович Рохлин Владимир Рохлин в Ленинграде, 1966 Дата рождения … Википедия

Книги

  • Дневник математического кружка: первый год занятий , Бураго А.Г.. Книга содержит весь необходимый материал для проведения математического кружка в 5 7 классах в течение всего учебного года. Приводятся подробно изложенные темы дляобсуждения в классе, наборы… Купить за 379 грн (только Украина)
  • Дневник математического кружка. Первый год занятий , Анна Бураго. Книга содержит весь необходимый материал для проведения математического кружка в 5 7 классах в течение всего учебного года. Приводятся подробно изложенные темы дляобсуждения в классе, наборы…

Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО) – некоммерческая образовательная организация, целью которой является сохранение и развитие традиций математического образования в г. Москве, поддержка различных форм внеклассной работы со школьниками (кружков, олимпиад, турниров и т.д.), методическая помощь руководителям кружков и преподавателям классов с углубленным изучением математики, поддержка программ в области преподавания математики в высшей школе и аспирантуре, научной работы.

Источник: http://www.mccme.ru

Учредители МЦНМО

  • Префектура ЦАО г. Москвы
  • Департамент образования г. Москвы
  • Отделение математики РАН
  • Математический институт имени В.А.Стеклова РАН
  • имени М.В.Ломоносова

Web-проекты Московского центра непрерывного математического образования

  • Журнал «Квант».
  • Math.Ru - этот сайт - для школьников, студентов, учителей и для всех, кто интересуется математикой.
  • Problems.ru – сайт с задачами по математике.
  • Задачи по геометрии

Структура Московского центра непрерывного математического образования

  • Математические кружки

  • Кружки МЦНМО
  • Кружок «Олимпиады и математика»
  • Кружки Малого мехмата
  • О выездных школах

Математические школы и классы

Олимпиады для школьников

  • Московская математическая олимпиада
  • Заочный математический конкурс
  • Турнир городов
  • Устные математические олимпиады
  • Олимпиады по программированию
  • Математический праздник
  • Математические регаты
  • Турнир Ломоносова
  • Математические бои
  • Олимпиада по геометрии им. И.Ф.Шарыгина

Независимый Московский университет

  • Расписание на текущий семестр
  • Библиотека НМУ
  • Материалы курсов
  • Семинар «Глобус»
  • Программа «Math in Moscow»
  • Научные конкурсы

Российско-Французская лаборатория

Летняя школа «Современная математика»

Школам и учителям: курсы для учителей

  • Творческий конкурс
  • О рейтингах школ
  • Семинар для учителей математики

Математическое образование (в документах, статьях, публикациях)

Контакты Московского центра непрерывного математического образования

Сайт: http://www.mccme.ru/

Адрес: Москва, 119002, Большой Власьевский переулок, дом 11

Телефоны: +7–(499)–241–0500, 241–1237, 241–4086

FAX: +7–(499)–795–1015


1.2. Субъекты целеполагания в общем математическом образовании, особенности согласования их целей.

В различные исторические периоды ученые и руководители государства придерживались различных взглядов на ответе на первый вопрос. Это определялось характером политической системы.

Тоталитарность советского государства проявлялась в том, что определяющим считался соц-й заказ (желание общества) (см. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика // Сост. Р.С. Черкасов, А.А.Столяр. – М.: Просвещение, 1985 – 9-10).

Демократизация Российского государства в период перестройки привела к тому, что в ТиМОМ стали появляться концепции, высказывающие позицию о необходимости нахождения компромиссного решения между потребностями общества и самого учащегося (Дорофеев Г.В. Математика для каждого – М.: Аякс,1999 – С.19-20).

В педагогической науке различные позиции в ответе на этот вопрос проявились в разработке различных педагогических моделей обучения, различающихся по источникам целеполагания и их иерархии.

Источники целеполагания Модели обучения
Положить в инициативу ребенка «Свободная модель» – поощряется импровизация детей относительно определения целей учения, выбора содержания и способов обучения (Р.Штейнер, Ф.Г.Кумбе, В.С. Библер, Р.Барт и др.)
1. Инициатива ребенка 2. Желание учителя 3. Социальный заказ «Личностная модель» – ведущая роль в определении цели принадлежит учителю и ученику как субъектам педагогического общения, а социальные установки проявляют себя через их сознание (В.В. Сериков и др.)
Социальный заказ «Формирующая модель» – формирования в процессе обучения личности с заранее заданными социально значимыми качествами (В.П.Беспалько, С.И. Шапиро и др.)

Многие реально существующие противоречия практики преподавания и теории обучения связаны с этой проблемой.

Задание 1 . Выберите из предложенных способов снятия противоречия между целью ученика и учителя в наилучший, с Вашей точки зрения, способ в следующей профессиональной ситуации:

«Учитель, считая необходимым сформировать у учащихся потребность в обращении к теории при решении алгебраических задач, ввел дополнительные требования к оформлению решения заданий самостоятельной работы - подробно прописывать каждый шаг в решении с его обоснованием и, стал снижать оценку за невыполнение этих требований даже в случае правильного решения. Эти действия учителя приводят к возникновению конфликтной ситуации с учеником, который правильно выполнил все задания самостоятельной работы, но получил оценку ниже ожидаемой».

Для выхода из конфликтной ситуации учитель должен:

А). Объяснить ученику значимость своих требований и оставить оценку без изменения.

Б). Предоставить ученику возможность доработать представленное решение в соответствии с новыми требованиями и пересмотреть оценку с учетом результатов этой доработки.

В). Снять на время свои требования, пересмотреть оценку и провести ряд учебных занятий, направленных на формирование потребности в обосновании другим способом.

Г). Свой вариант.

Существует официальная позиция, которая зафиксирована в ряде государственных нормативных документов об образовании:

1). «Законе РФ об образовании» - представлен социальный заказ и зафиксированы права учащегося в определении целей своего образования и обязанности образовательных учреждений в перед государством и учащиеся в реализации этих целей (см. статья 14).

2) «ГОС по математике» - описаны цели общего математического образования на разных ступенях обучения с учетом потребностей учащегося (см. Методическое письмо по преподаванию математики// авторы - составители: В.М. Ищенко, П.Ф. Севрюков, Т.И. Черноусенко таблица 1)

Директор Лаборатории непрерывного математического образования, учитель математики Илья Чистяков с соратниками создал это негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования в 1992 году. Отбор учащихся производится на городских и региональных олимпиадах, предложение обучаться в лаборатории делается и просто талантливым и одаренным школьникам; они могут и сами попытаться пройти собеседование и поступить в лабораторию учиться. Лаборатория тесно взаимодействует со средней школой, учеба в ней предполагает совмещение основного, дополнительного образования и научной деятельности. В средних классах школьник получает фундаментальную углубленную подготовку, в старших классах выбирает тему научного исследования и самостоятельно проводит его.


ИЛЬЯ ЧИСТЯКОВ говорит, что хочет создать на базе лаборатории не местечковую структуру, а базу математического образования для всей страны.


Илья Чистяков Мы благодарны тем директорам школ, кто понимает ценность фундаментального образования

— Зачем сегодняшнему школьнику математика?

— Дело в том, что какой бы сферой деятельности ни занимался человек, математик сделает эту работу лучше. Потому что профильное математическое образование невероятно способствует формированию системного подхода к вопросу, умению абстрагироваться. Кроме того, при обучении работает принцип переноса. Если человек усваивает одну высокую модель человеческих знаний, ему легче работать в других областях. Поэтому ребенок, который занимается математикой, по сравнению со своими сверстниками имеет больше шансов построить свою деловую карьеру, не обязательно даже в фундаментальной науке,— может быть, в прикладной науке, бизнесе, менеджменте, маркетинге и так далее. Не случайно сейчас очень сильные математики поступают, например, в Высшую школу экономики. Потому что это область знаний, где сейчас нашей стране прежде всего нужны высококвалифицированные кадры, и ребята чувствуют, что они востребованы.

— Изменилась ли концепция преподавания математики?

— Изменилась. Во-первых, потому, что преподавание математики в нашей стране серьезно ухудшилось. Этому способствует ряд причин: во-первых, "в советском далеко" математика был одним из самых востребованных предметов, потому что была велика потребность в высококвалифицированных инженерах с высокой математический подготовкой, оборонка, физика, химия, естественные науки — биология, генетика — все это нуждалось в квалифицированных кадрах. Но с концом советской системы оказалось, что существуют и другие привлекательные области человеческих знаний. И математики должны были превратиться в коммивояжеров, которые должны продать юнцам немножко математики. Они принципиально оказались не способными на тот момент убедить ребят в ее важности. Кроме того, во времена перестройки, а потом в безумных девяностых мы уничтожили фактически всю методическую школу. Ведь были замечательные разработки для обучения серьезной математике уже в школе, связанные с укрупнением дидактических единиц, когда основной единицей обучения становился не урок, а укрупненная единица типа темы. Сейчас мы вернулись фактически к позапрошлому веку, к классно-урочной системе. Наконец, произошло огромное изменение преподавательского состава, корпуса учителей математики. Старые, добротные, знающие учителя естественным образом уходят, их места занимают либо студенты педагогических вузов (деградация обучения там — особый разговор), либо переквалифицированные инженеры. Функции подготовки и переподготовки переданы вузам, где профессор или доцент, который ведет эти курсы переподготовки, сам никогда в школе не работал и может фактически не понимать цели и задачи, стоящие перед будущим учителем. Все это привело к деградации преподавательского корпуса. Формально говоря, сейчас некому учить. Посмотрите, что происходит в школах: фактически две трети детей не притрагиваются к профильным вариантам в ЕГЭ, уходят, выполнив только систему задач В, которая отвечает уровню либо начальной школы в девятом классе, либо пятому-шестому классу в одиннадцатом. То есть государство фактически бесполезно выбрасывает деньги на то, чтобы ребенок после пятого-шестого класса еще пять лет сидел в школе в области математического образования. Большая беда современной школы — что учителя не могут найти язык со своими учениками, чтобы убедить их в ценности классического фундамента образования и увлечь их оным, потому что сами часто оным не владеют.

— Как же быть?

— Вот поэтому мы и существуем, чтобы по возможности эту ситуацию не то чтобы исправить,— для этого требуется политическая воля государственная, а для того, чтобы дать хотя бы небольшому числу учеников возможность учиться и заниматься математикой так, как на самом деле ей нужно заниматься: не просто решением подготовительных задач ЕГЭ и олимпиадных задач, а проектной и научно-исследовательской деятельностью. Наша школа создана для того, чтобы привлекать ребятишек, которые уже со школьной скамьи мотивированы к занятию серьезной наукой, чтобы они могли получить фундаментальное образование, навык самостоятельной работы и написали свои первые научные исследования под руководством научного руководителя, чтобы им была поставлена серьезная профессиональная задача. Каждый школьник, который поступает к нам, может выбрать тему научной работы, мы ищем ему научного руководителя, и он начинает заниматься сначала в маленьких семинарах с молодым кандидатом наук или аспирантом и, прослушав и проработав такие курсы, сдав несколько теоретических минимумов, получает возможность ходить на более сильные семинары, где уже ставятся серьезные научные проблемы. И вот там-то он заинтересовывается тем или иным направлением и начинает активную работу в этой области, достигает определенных успехов. Далее работа публикуется, причем не только в научно-популярных, но достаточно часто и в серьезных научных журналах, которые принадлежат профессиональным математическим сообществам, в электронном журнале "Архив", где ученые выставляют свои новые результаты. И, во-вторых, ученики выступают на научных конференциях для школьников и студентов. Таких в России несколько, а международные это, конечно, ISEF, всемирный конкурс, который собирает более 6 миллионов школьников более чем из 60 стран мира. В этом году наш школьник Савелий Новиков получил Grand Award четвертой степени за работу по математике. Но для нас более приятным оказалось то, что американское математическое сообщество присудило Савелию вторую, а его однокласснику Диме Михайловскому — третью премию Карла Менгера. Это очень важно, потому что, во-первых, ребята получают право без длительной процедуры печататься в профессиональных читаемых журналах, а во-вторых, имеют дальнейшую перспективу исследований, потому что у них появляется много корреспондентов и научное общение, что очень важно, так как математика — наука коллективная.

— Как организовано государственно-частное партнерство в России в области математики? Как идет финансирование?

— Во-первых, мы благодарны тем директорам школ, которые понимают сейчас ценность фундаментального образования. Сейчас директора государственных школ, которые хотят дать детям серьезное образование, но у которых нет ни кадрового профессионального состава, ни возможности финансирования этих проектов, с удовольствием откликаются на наше предложение создать государственно-частное партнерство. Ребята учатся в школе, получают фундаментальное образование в рамках государственной программы и дополнительно занимаются в семинарах и на дополнительных занятиях Лаборатории непрерывного математического образования, которые мы осуществляем как частное образовательное учреждение,— структура с лицензией дополнительного образования. Школа у нас пока состоит из трех коллективов — математико-информационный, химико-биологический и инженерно-технический. Ребята у нас учатся с 5-го по 11-й классы, а специализация происходит на уровне 7-го класса, когда они окончательно распределяются по этим специальностям. Что касается финансирования, мы работаем с родителями по договору, очень умеренному. Могу сказать, не раскрывая финансовую тайну, что если бы родитель обратился к услугам государственной организации, то за эти деньги ребенок смог бы заниматься не более четырех часов, а у нас он занимается от 10 до 14 часов.

Во-вторых, у нас существует Фонд поддержки научной и научно-технической деятельности молодых ученых "Время науки", цель которого — поиск средств для финансирования наших проектов, среди которых и Балтийский научно-инженерный конкурс, один из крупнейших конкурсов в России, и международное соревнование "Турнир юных математиков", в котором участвуют 14 стран Европы, олимпиада "Математика нон-стоп", летние профильные лагеря в крупных университетах, стажировки, поездки на открытые мероприятия ряда математических университетов, химико-биологические мероприятия, квесты, семинары, научный конкурс "Естественный отбор", сейчас будем делать "Школу инженерного мышления" — инженерные классы в государственной школе. Фонд ищет нам спонсоров, партнеров — на данный момент ими являются университеты ИТМО и Политех,— осуществляет краудфандинг, в частности, на Boomstarter мы сейчас собрали на проекты Лаборатории непрерывного математического образования полтора миллиона рублей — это достаточно мощный отклик нашей страны, то есть заинтересованных в образовательных проектах простых людей. Ряд компаний сейчас рассматривают наши проекты в качестве приоритетных. Например, Балтийский научно-инженерный конкурс этого года стала поддерживать компания "Газпром нефть". Но мы хотим создать не какое-то местечковое благополучие, а структуру, которая будет работать на всю страну. Надо стремиться к тому, чтобы научная молодежь была повернута лицом к России, надо делать мировой конкурс, чтобы они ехали, видели культуру и науку нашей страны и перспективы, которые Россия предоставляет.

— Нам очень нравится, что наши выпускники не только математики. Среди них есть замечательные инженеры, которые работают в серьезных конструкторских бюро. Лучший студент Политеха 2015 года, лучший молодой математик 2014 года в Санкт-Петербурге — наши выпускники. Ряд ребят у нас занимаются бизнесом, и мы очень довольны, потому что это способ изменять нашу страну к лучшему. Один из лабораторцев — победителей Балтийского конкурса основал мощную интернациональную компанию, у него представительства в 40 странах мира. Многие компании, которые изменили лицо нашего мира,— и Джобса, и Билла Гейтса, и Цукерберга,— выросли из молодежных коллективов, которые формировались либо на последних курсах колледжа, либо на первых курсах университетов. И мы хотим выступить технопарком, который будет являться катализатором создания таких молодежных коллективов. У нас очень много талантливой молодежи, и мы серьезно обеспокоены тем, чтобы их дальнейшее научное будущее было связано с нашей страной. Надо сказать, что практически никто не уезжает, наши выпускники в основном поступают в наши вузы и остаются работать здесь. Но, с другой стороны, когда человек уже стал постдоком, мы не можем нести за него ответственность, потому что здесь все зависит от государства: либо оно создает условия для жизни своей талантливой молодежи, они востребованы и тогда остаются работать здесь, либо не создает, и тогда они уезжают. И осуждать их, наверное, рука не поднимется.

— Как вы говорили, дела с преподавательскими кадрами обстоят неважно. Где же взять современного преподавателя?

— Нигде. Проблема преподавательских кадров в стране огромна. У нас тоже трудно формируется преподавательский коллектив, мы очень радуемся, когда находим единомышленников. Это и ученые, которые имеют педагогические способности,— а такое редко встречается среди кабинетных ученых. Это учителя, которые, учась в педвузах или университетах, вели активную научную работу, были участниками кружков, семинаров, имели опыт работы в профильных лагерях для школьников. Наконец, это наши выпускники. Не случайно руководитель Савелия Новикова Сережа Иванов — выпускник лаборатории.

— Что бы вы хотели добавить?

— А добавить я хочу наш слоган, который мы очень любим: "В Питере — умнеть".

Учатся почти в два раза больше, чем в обычной школе. Помимо обязательных часов - научные семинары, спецкурсы, домашние задания на весь вечер. Математический анализ начинают изучать в 8 классе. На 180 учеников – полсотни преподавателей, и все считают свой предмет главным. Edutainme разобрались, как устроена петербургская школа, где готовят молодых ученых.

«У спортсмена – 3-4 часа ежедневных тренировок, у музыканта – 5-6 часов. Чтобы стать настоящим профессионалом, в детстве нужно очень потрудиться. Главное, чтобы этот труд не превращался в рутину», – считает директор школы Илья Александрович Чистяков. Лаборатория непрерывного математического образования – это «школа в школе», небольшие площадки в государственных школах для обучения детей из 8-11 классов, готовых осваивать сразу две программы: общего и дополнительного образования. Перед каждым подростком стоит цель: подготовить научное исследование в области математики, программирования или физики, выступить с ним на всероссийских конкурсах, а потом поехать на международные научные соревнования. Обойтись без ярких преподавателей невозможно: Лаборатория приглашает лекторов, выпускники ведут спецкурсы, каждый день приходят победители научных смотров и конкурсов.

Школа для ученых: принципы и практики

Методика и программы обучения, образовательная концепция, модель учебного процесса – всё отличается от обычной подготовки к олимпиадам. Вот некоторые принципы школы:

  • Никаких типичных задач, никакой алгоритмичной деятельности.
  • Развитие мышления связано с формированием способности переводить одну знаковую систему в другую, наиболее удобную для усвоения конкретным человеком.
  • Ребенок в 14 лет уже способен воспринимать сложнейшие абстрактные понятия.
  • Развивает устная речь, а не само по себе решение задач.
  • Спортивная конкуренция убивает творческий процесс, необходима атмосфера сотрудничества.

Воплощение этих принципов запускает такие мощные процессы развития интеллекта, что не компьютер владеет школьником, а школьник — компьютером.

Кабинет с десятью зелеными досками похож на сцену театра. Высокая скорость подачи материала, запись в тетради с последующим переписыванием черновых конспектов и объяснением материала, использование невероятных приемов, работающих на понимание сложных терминов… Здесь учат математике, основываясь на физиологии подростка: скорость записи преподавателем на доске соответствует скорости мыслительного процесса, а речь работает на разные системы восприятия. Более трети выпускников школы становятся аспирантами, около четверти – кандидатами физико-математических наук.

«Неизвестно, как сложится судьба ребенка, поэтому он должен получить максимально широкое образование» - это еще один принцип Лаборатории. Мечты о многопрофильном лицее реализовались пока на двух маленьких площадках - математической и биологической. При этом какую бы специализацию школьник ни получал, у него 6 часов английского и 8 часов словесности. К слову, каждый год ученики-математики сдают ЕГЭ по английскому лучше, чем школьники из профильных гимназий.

Школьная модель, по своей сути, сетевая. Между собой связаны программы общего, высшего и дополнительного образования, учеба и проектная деятельность, порядки государственной школы и свобода частного лицея. Как это работает? Каждый год примерно сотня детей принимает решение учиться по «сетевому учебному плану»: для этого нужно пройти три испытания – письменный экзамен по математике, устный физико-математический конкурс и гуманитарный марафон (история и словесность). Конкурс очень небольшой - примерно 2 человека на место. Школьники 8-11 классов одновременно становятся учениками государственной школы и некоммерческого центра дополнительного образования. Предметы, недостаточно представленные в стандартной программе, вводятся в учебный план дополнительного образования. В конце каждого полугодия школьники сдают экзамены на основании прослушанного интегрированного курса и получают возможность работать с научным руководителем. Он рассказывает о возможной проблематике будущего исследования и ставит перед школьником научную проблему, которую нужно решить самостоятельно.

Чему учат в Лаборатории?

Примерно треть преподавателей Лаборатории когда-то в ней же и учились. Так, преподаватель биологии Илья Смоленский закончил математический класс в 2007 году, потом учился на биолого-почвенном факультете СПбГУ, а теперь осваивает новую специальность - создает компьютерные программы, позволяющие строить модели биомолекул. С такими моделями школьники могут познакомиться на спецкурсе, где их учат современным технологиям моделирования, а параллельно – органической химии.

Серьезную технологическую поддержку получают и уроки биологии. Галина Михайловна Культиасова - известный петербургский биолог - проводит занятия только на основе того материала, который школьники самостоятельно находят в интернете. Любые находки обсуждаются, исследуются, а в завершение занятия выкладываются на отдельном сайте .

Преподаватели IT-технологий в обязательном порядке читают биологам курсы по статистике, статистическим методам исследований, учат создавать базы данных для будущих научных проектов. Из этого вырастают нешуточные исследования, отмеченные на международных конкурсах: например, мониторинг состояния рек или анализ восстановления растительного покрова после пожаров.

Помимо этого, школьники самостоятельно разрабатывают языки программирования и ищут новые подходы к информационным системам. Например, Гаджи Османов предложил более эффективный способ работы с памятью: проект победил в конкурсе Intel-ISEF, и теперь именем разработчика названа Малая планета Солнечной системы. Глеб Новиков и Александр Гончаров придумали систему распределенных вычислений SocialGrid , которая позволяет с согласия людей использовать их компьютеры – разработка была отмечена как лучшая на конкурсе «Яндекса» .

Главное, чему учат в Лаборатории – не сдаваться и идти к своей цели, сколь бы масштабной она ни казалась. В этом году семь учеников вошли в российскую команду для участия в Intel-ISEF – самом крупном школьном научном соревновании. Интересно, что в числе победителей отборочного тура оказались в основном командные проекты: руководители ЛНМО собирают в одну команду ребят из разных классов, объединенных интересом к определенной научной области. Около полугода или года они совместно работают на научных семинарах, а потом получают задачи исходя из интересов и талантов: кто-то проводит подсчеты, кто-то занимается аналитикой, кто-то переводит необходимые статьи, кто-то оформляет тезисы.

Елена Абашева, Саша Милякина

error: