Абстрактное мышление у людей. Абстрактное мышление у детей и взрослых

Рад приветствовать Вас, уважаемые читатели моего блога! Нас от животных отличает не только умение распознавать свои потребности и ставить цели, но и наличие такого понятия, как абстрактно логическое мышление. И оно не только отличает, но и делает человека уникальным, так как ни одно живое существо не обладает этой способностью. Сегодня мы рассмотрим методы, с помощью которых возможно развить его.

Виды

Для начала давайте разберёмся, какие виды вообще существуют, и какая между ними разница:

  • Конкретно-действенное , или его ещё называют практическим. Проявляется в нашей жизни, когда есть необходимость решить какие-то конкретные задачи. Может быть бытовым или производственным. Проще говоря, это то, что мы делаем, опираясь на свой опыт, а также умение разбираться в чертежах, проектах и прочих технических деталях.
  • Конкретно-образное , или художественное. Отличительной особенностью является привязка к настоящему времени, из которого и черпается вдохновение, появляются идеи. А также делается акцент на чувствах и эмоциях, благодаря различным переживаниям человек становится способным творить.
  • Словесно-логическое , абстрактное. Благодаря ему мы видим картину мира целостной, абстрагируясь от деталей, концентрируясь на широких понятиях. Развивать этот вид необходимо, прежде всего, потому, что оно помогает нам принимать нестандартные решения, выходя за границы обыденности и моделировать отношения между реальными объектами и образами.

Формы

В своей повседневной жизни, порой неосознанно, мы используем три формы абстрактно-логического мышления:

  1. Понятие – способность дать характеристику предмету по его основным признакам, которые обязательно должны быть обоснованным, с помощью одного слова, либо словосочетания. К примеру, «ночь», «кошка», «тёплый чай»…
  2. Суждение описывает процессы в мире, их связь между собой, способы взаимодействия. Может что-то отрицать, и наоборот, подтверждать. Имеет два типа, простое и сложное. Разница в том, что сложное принимает более повествовательный характер. К примеру: «Выпал снег», и «Вода в кастрюле закипела, значит можно сыпать кашу».
  3. Умозаключение – очень интересная форма, прям таки фундамент, потому что, исходя из одного или нескольких суждений, происходит процесс резюмирования, вследствие чего рождается новое суждение. Имеет в своём составе предпосылки и заключения. Пример: «Пришла зима, выпал снег и рано начало темнеть».

Признаки

Существуют такие признаки, по которым можно определить, что этот тип мышления преобладает:

  • Потребность в построении причинно-следственных связей;
  • Чёткая систематизация полученной информации;
  • В общении преобладает использование формул, расчётов, каких-либо заключений, выдвигаются гипотезы, а также замечается умелое оперирование словами.
  • Высокая способность обобщать и анализировать
  • Умение аргументировать своё мнение, логически его обосновывая

Если вышеперечисленные признаки не являются вашим коньком, не стоит отчаиваться, ведь это легко исправить, следует только проявить терпение, ведь это длительный процесс, но очень необходимый. Потому что с помощью абстракций и логики мы можем находить свою истину, подвергая сомнению определённую информацию. Быстро выстраивать цепочку определённых выводов, пути возможных решений проблем. Человек становится способным быстро принимать решение и опираться на свой опыт, не обесценивая или игнорируя его. А кто не хочет заранее просчитывать варианты событий, предвосхищая их?

Если вы хотите повысить уровень развития, необходимо хотя бы несколько раз в неделю находить время для занятий, длительностью в полтора часа. Даже при сильной рабочей загруженности это вполне реально, главное желание и упорство. И уже через месяц вы сможете заметить, как стало легче строить планы, решать задания, с которыми раньше было не так просто справиться, и вообще размышлять.

Этот тип мышления по своей сути является наработанным навыком, умением. Развивается только благодаря умственному труду, когда мозг занят решением задачек, а не просто является врождённой способностью, уровень которой передаётся по наследству. Так что только от вас зависит, как эффективно вы можете применять дар, данный природой.

Существует два самых основных способа его развить: теоретический и практический. Теорию в основном преподают в высших учебных заведениях, где рассказывают о категориях, законах и соответственно правилах логики. Если вы эти моменты упустили, не будет лишним самостоятельно поискать информацию. А вот практика направлена на то, чтобы полученную теорию воплотить в реальность, закрепить и применить, чтобы наработать опыт. Идеально, когда эти два способа человек применяет комплексно. Итак, непосредственно самые актуальные практические способы развития:

1.Игры


Да, проводя весело время за игрой, вы помогаете своему мозгу быть в тонусе.

  • Самыми популярными считаются шахматы, шашки и нарды . Потому что приходится просчитывать свои шаги наперёд, предвосхищая события и возможные шаги противника. Если вы не умеете играть, существует много мобильных приложений, которые помогут не только обучиться, но и практиковаться, не теряя зря время в длинной очереди или дороге.
  • «Слова», «Города» … Кто не знает игру, когда из букв очень длинного слова необходимо составить другие? Или на какую-то одну букву называть предметы, которые поместятся в бутыль? Обучите своих детей, ведь им совсем не помешает не только мыслительное развитие, но и информация, к примеру, о существующих городах.
  • Пазлы . Очень кропотливый процесс, особенно, когда выбирается сложная картина, к примеру, пейзаж. На самом деле этом метод не только помогает развить логику, но и усидчивость, терпение, самообладание. Мелкая моторика в действии, внимание максимально направлено на поиск нужных частей, мозг в это время «дорисовывает» возможные варианты уже найденных. Если вы будете собирать его семьёй, это ещё и сможет сблизить вас, ведь нет лучшего метода наладить отношения, чем совместное времяпрепровождение, особенно с удовольствием.
  • Кубик-рубик , даже если вы не можете его собрать по цвету, с помощью ежедневной практики вы сможете наработать возможные комбинации.
  • Покер . Только не на деньги, а для удовольствия, контролируя, чтобы не появилась зависимость от азартных игр. Он помогает развить не только логику и просчитать возможные комбинации, но и память, внимательность, а ещё такое полезное умение, как распознавание эмоций благодаря жестам и мимике. Кто читал статью , то покер будет прекрасным методом для практики и наработки опыта.

2.Изучение иностранного языка

Звуки новых иностранных слов заставляют наш мозг включаться в работу, ведь необходимо обнаруживать связь и проводить ассоциации между родной речью и той, которую решили изучить. С помощью этого метода, вы, как говорится, «убьёте двух зайцев» — прокачаете абстрактно-логический тип мышления и при этом выучите новый язык.

  • Лучшим вариантом, конечно, является посещение курсов, но если по каким-либо причинам это невозможно, не стоит отчаиваться, скачайте онлайн-приложения на телефон. Ежедневно изучайте не менее 10 новых слов, и эффект не заставит себя ждать. Рекомендую к прочтению статью потому что в неё я включил готовый план по самостоятельному изучению английского языка, вам останется только внести коррективы, если это будет необходимо.
  • Обязательно практикуйтесь, чтобы закреплять полученные знания и обучаться правильному произношению. Если нет среди знакомых носителей языка, который изучаете, находите в интернете сообщества людей, которых объединяет общая цель – обмен знаниями и практика.

3.Чтение


О его пользе мы уже говорили в статье вот .

  • Один нюанс – читать необходимо, анализируя каждую страницу, строчку и фразу. Задача не прочитать на скорость, а именно отложить в памяти необходимые знания.
  • Устройте для себя игру, продумывая разные исходы событий. Позвольте себе фантазировать, поиграйте в Шерлока Холмса.
  • Делайте акцент на художественную литературу, классику, и научную, откуда помимо всего прочего, сможете ещё и почерпнуть знания, которые уж точно пригодятся в повседневной жизни.

4.Упражнения

Современная психология постоянно придумывает массу способов, чтобы вы могли не только изучить себя, но ещё и продвинуть. Проходите чаще какие-то тесты, которые будут мотивировать вас думать, да хотя бы банальный тест на выявления уровня интеллекта. Я писал о нём

  • Поищите какие-либо математические задачки, логические, и на досуге уделите время для их решения. Материалом могут служить школьные учебники, ваши и ваших детей.
  • Решайте кроссворды, ребусы, судоку… что вам больше нравится и доставляет удовольствие.
  • Отличным способом являются, онлайн сервисы, с играми на развитие памяти и мышления. К примеру этот, вот ссылка .

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели! Как вы помните, никогда не стоит останавливаться на достигнутом, и тогда вас точно будет ожидать успех. Берите пример с людей, которые добились мирового признания, благодаря тому, что умели прогнозировать и предвосхищать события, усердно трудясь ежедневно. К примеру, можно воспользоваться даже принципами, такого гиганта Не обязательно рождаться гением, только от вас зависит, как вы организуете свою жизнь и каким станете. Если статья вам была интересна, вы можете добавить её себе в соц. сети, кнопки находятся внизу. Вам будет полезно, а мне будет приятно, что я был вам полезен. Пока пока.

Абстрактное мышление человека может кому-то показаться не столь важным психическим процессом. Например, зачем кому-то нужно задумываться, что такое Вселенная, пытаться решать заранее неразрешимые проблемы бытия или искать смысл жизни?

Однако специалисты с этим не согласятся, ведь абстрактное мышление дает возможность абстрагироваться от мелочей и попробовать взглянуть на возникшую ситуацию в целом. Можно для примера рассмотреть абстрактное и конкретное мышление: выглянув в окно вы сможете увидеть у подъезда Ладу Калину, Тойоту Карину и т.д., но это если оценивать конкретно, а если абстрактно – то у дома стоят машины… И это способность человека смотреть на мир под разными углами.

Абстрактность в мышлении не дает человеку топтаться на месте, зацикливаясь на мелочах, позволяет идти только вперед, пересекая имеющиеся пределы и нормы. Именно так в мире появляются инновационные открытия и решаются самые трудные жизненно важные задачи.

Еще будучи ребенком, человек должен обретать умение мыслить абстрактно и интенсивно развивать эту способность. В дальнейшем это поможет оценивать общую картину происходящих событий, делать собственные выводы, и не только искать рациональное решение, но и находить выход из любых, даже тупиковых ситуаций.

Какие есть абстрактные типы мышления

Существует три формы абстрактного мышления, без знакомства с которыми не придет осознание, что значит мыслить абстрактно:

Промежуточные суждения, приводящие к единому выводу, называются «предпосылками», а окончательный вывод – это «заключение».

Абстрактное – это значит, ничем не обремененное, свободное мышление, умение оперировать суждениями, самостоятельно делать умозаключения. Без этих психических процессов повседневная жизнь лишилась бы смысла.

Характерные признаки абстрактного мышления

Этот вид мышления необходим для полноценной жизни людей и существуют особенности абстрактного мышления, о которых следует знать:

Выделяют условное разделение процесса мышления на 2 этапа:

  • мышление, не использующее язык;
  • самообщение, которое называется «внутренним диалогом».

Не стоит даже подвергать сомнению тот факт, что люди большую часть информации черпают из печатных изданий, телевизионных передач, просторов интернета. И все происходит с применением разговорного языка.

То есть, получая информацию из источника, человек осуществляет ее переработку, создает новое, которое оказывается закрепленным в памяти. Это подтверждает, что язык является, помимо способа выражения, еще и методом фиксирования информации.

Если все обобщить, то абстрактные психические процессы дают человеку возможность следующего:

  • умение использовать понятия, группы и критерии, которых нет в реальном мире;
  • обобщать и анализировать полученную информацию;
  • систематизировать знания;
  • выявлять закономерности без необходимости взаимодействовать с предметами и явлениями окружающего мира;
  • выстраивать причинно-следственные связи, создавать новые модели любых протекающих процессов.

Логика – основа абстрактного мышления

Корнем абстрактного явления считается логика, которая является выходцем древнейших странДревней Греции, Индии и китайского государства. То есть, это понятие возникло задолго до создания современного мира, и исторические факты подтверждают, что она существовала еще в 4 веке до н.э.

Специалистам удалось выяснить, что практическое применение логики произошло одновременно в различных точках мира. Это только подтверждает, что мировое развитие невозможно без мысленных абстракций или логических суждений. Они необходимы для изучения отдельных предметов, явлений или общей мировой картины.

Сегодня логика – это целая научная область, имеющая четкое определение, как философский раздел, наука, изучающая рассуждения, законы и правила, используемые для получения правильных выводов об изучаемых объектах.

Таким образом, можно сказать, что логика использует абстрактное мышление в качестве основного инструмента, что дает возможность абстрагирования от материального и выстраивания последовательных выводов.

Абстрактно-логическое мышление имеет глубокие корни, ведь логика возникла во время появления человека, и сопровождает его в процессе всех этапов развития.

Диагностирование способностей к мыслительной абстракции

В современной психологии способность к абстрактному мышлению выявляют еще в детском возрасте.

Разработаны различные тесты, позволяющие выяснить, насколько этот тип мышления развит у человека:

  1. Тестирование, определяющее виды мышления. Естественно, что в данном случае положительный результат – это преобладание выявляемого типа мышления. Подобные тесты чаще имеют вид опросников, основанных на работе с изображениями или выборе подходящих вам выражений. Основная цель тестирования заключается в выявлении связей между явлениями и их результатами (причинно-следственные связи). В этом случае человек получает исходные данные, а на их основании необходимо, применив логику, прийти к правильному выводу. Нередко специалисты используют несуществующие термины, это дает возможность оценить, насколько человек отстранен и обладает ли устойчивой способностью отстраняться от отвлекающих мелких деталей.
  2. Тесты, в процессе которых человек получает некоторые словесные комбинации и должен постараться обнаружить закономерности, по которым они и объединяются. Дальше они распространяются на другие группы слов.

Возможности для усовершенствования процессов

Имея общее определение, абстрактное мышление у каждого человека индивидуальное. Примеры этого можно всегда взять из жизни – мама красиво рисует, дочка обладает литературными способностями, а сын – умеет абстрактно мыслить.

Однако формирование абстрактного мышления у всех происходит в детстве, тогда же и следует заниматься развитием этого аспекта – ребенок должен учиться думать самостоятельно, следует подталкивать его к размышлениям и поощрять разного рода фантазии.

Сегодня можно приобрести различный развивающий материал – сборники логических задач, загадок, ребусов и прочих головоломок, заставляющих мозг работать. Если требуется развитие абстрактного мышления у взрослого индивидуума, то и это вполне возможно. Достаточно в день тратить 30мин-1 ч для решения заданий на логику, чтобы получить желаемый результат.

Конечно, детский мозг гораздо гибче и способен решать даже сложные задания (пример тому – многочисленные детские загадки, нередко приводящие взрослых людей в тупик, а у ребенка не вызывающие никаких трудностей), но и тренировка мозговой деятельности взрослого человека позволит мыслить абстрактно. Важно выбирать те виды задач, которые даются особенно сложно.

Ребенка же нужно постоянно обеспечивать необходимой «пищей для ума», так как умение мыслить абстрактно не помешает творческой деятельности, но поможет в дальнейшем осваивать многочисленные научные дисциплины, основанные на подобных навыках.

Конечно, человек должен развиваться всесторонне, учитывая все психические аспекты и собственные способности. Людей же, обладающих развитым абстрактным мышлением, отличает высокая работоспособность, преданность любимому делу и возможность самостоятельно находить выход из любой ситуации. А эти качества также необходимы для гармонично развитой личности.

) - мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для выделения существенных признаков.

Слово «Абстракция» используется в двух смыслах:

  • Абстракция - процесс, то же что и «абстрагирование »
  • Абстракция - «абстрактное понятие », «абстракт », результат абстрагирования.

Абстрактное понятие - мысленная конструкция, представляющая собой некий концепт, или идею, способную олицетворять некие предметы или явления реального мира, но при этом отвлеченная от конкретных их воплощений. Абстрактные конструкции могут и не иметь прямых аналогов в физическом мире, что характерно, например, для математики (вообще, вероятно, являющейся наиболее абстрактной наукой).

Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности. В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы , а движущегося человека - в качестве некой совокупности механических рычагов .

Некоторые типы абстракции, по видам несущественного:

  • обобщающая абстракция - даёт обобщённую картину явления , отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике .
  • идеализация - замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой , отвлечённой от реальных недостатков. В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ », «абсолютно чёрное тело », «прямая », «сферический конь в вакууме» (из анекдота про идеализацию) и др.)
  • изолирующая абстракция - вычленение исследуемого явления из некоторой целостности, отвлечение от не интересующих вариантов.
  • абстракция актуальной бесконечности - отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества , то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.
  • конструктивизация - отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».

По целям:

  • формальная абстракция - вычленение свойств, важных для теоретического анализа ;
  • содержательная абстракция - вычленение свойств, имеющих практическое значение.

Понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному (конкретное мышление - абстрактное мышление).

См. гносеологический закон «Восхождение от абстрактного к конкретному ».

Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), что можно считать более развитым уровнем мыслительной деятельности по сравнению с конкретным мышлением, всегда имеющим дело с конкретными объектами и процессами («брат Вася», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, судя по всему, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать числом «три вообще», не имея для него определенного языкового знака - «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).

  • В области математического обеспечения, абстракцией называют алгоритм и метод упрощения и отделения деталей для сосредоточения на некоторых понятиях одновременно.

См. также

  • Слой абстрагирования (уровень абстракции) в программировании

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Абстрактное мышление" в других словарях:

    абстрактное мышление - 3.2 абстрактное мышление: Мышление, представляющее собой способность оператора образовывать общие понятия, отрываясь в восприятиях от реальности, рефлексировать (быть в состоянии рефлексии). Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Абстрактное мышление Словарь-справочник по педагогической психологии

    Абстрактное мышление - мышление, оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. Такое вычлененное и… … Словарь по педагогической психологии

    Абстрактное мышление - то же, что и понятийное мышление, т. е. способность человека к формированию отвлеченных, опосредованных, не наглядных, чисто мысленных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей … Начала современного естествознания

    АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ - См. абстракция; мышление … Толковый словарь по психологии

    абстрактное мышление - Опирающийся на язык, высший, собственно человеческий тип мышления, осуществляемый в форме понятий, суждений, умозаключений … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Абстрактное мышление оператора - Абстрактное мышление: мышление, представляющее собой способность оператора образовывать общие понятия, отрываясь в восприятиях от реальности, рефлексировать (быть в состоянии рефлексии)... Источник: ГОСТ Р 43.0.3 2009. Национальный стандарт… … Официальная терминология

    Направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… … Философская энциклопедия

    Абстракция, или абстракт, (от лат. abstractio «отвлечение», введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для… … Википедия

    мышление - I мышле/ние = мы/шление; см. мыслить 1) Способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности. Научное мышление. Мозг орган мышления. Развивать мышление.… … Словарь многих выражений

Книги

  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна , Свердлик, Анна Геннадиевна. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. "Непостижимая эффективность математики", как в свое время…
  • Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна. Как устроена кора головного мозга, почему ее возможности ограничены и как эмоции, дополняя работу коры, позволяют человеку совершать научные открытия , А. Г. Свердлик. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время…

Бубнова Ксения Александровна

Вот ваш малыш и стал первоклассником. А может быть, он пойдет в школу в следующем году, но уже сейчас вас беспокоит вопрос: "Не будет ли моему ребенку тяжело учиться? На что стоит обратить внимание при подготовке к школе?". В этой статье я расскажу о том, как помочь малышу развить абстрактно - логическое мышление. Ведь хорошее абстрактно-логическое мышление - залог успешного овладения школьной программой. Простой тест поможет вам определить, в достаточной ли степени развито оно у вашего ребенка (речь идет о дошкольниках и ребятишках младшего школьного возраста).

Тест " Прибавилось или убавилось".
Сохранение массы.

Возьмите два пластилиновых шарика по 5 см в диаметре. Покажите их малышу, пусть он убедится, что в каждом одинаковое количество пластилина: "Представь себе, что это тесто для пирога. Если мы испечем из этих шариков два пирожка, и ты съешь один, а я другой, мы съедим поровну? Или ты больше? Или я?"

После этого возьмите один из шариков и сделайте из него галету (плоский овал) длиной приблизительно 8 см: "А теперь в шарике и галете одинаково пластилина? Или в шарике больше? Или в галете? (Обыграйте ситуацию с едой). В зависимости от ответов ребенка вы можете попробовать его запутать: "Посмотри на галету, она плоская, очень тоненькая. Тебе не кажется, что в шарике можно съесть больше?" Прежде чем снова скатать шарик из галеты, как в начале, спросите у ребенка: "Если я из этой галеты сделаю шарик, то у меня будет так же много, как и сейчас?" Сделайте из галеты шарик и покажите, что вещества осталось столько же. Третья процедура с пластилином: разделите один из шариков на мелкие кусочки (приблизительно на 8 -10 "крошек"), а затем попросите ребенка сравнить все полученные кусочки с шариком.

    Абстрактно - логическое мышление развито плохо.
    Вот какие ответы и объяснения дает ребенок: "В шарике больше, потому что колбаска тоньше" или "В галете больше, потому что она длиннее". Это значит, что малыш сосредоточен на одном из измерений, иногда переходит от одного к другому, но не связывает их между собой. Напоминание о начальном количестве вещества не изменяет его мнение. Иногда дети предполагают возможность возвращения к одинаковым по количеству шарикам.

    Абстрактно - логическое мышление развито не очень хорошо.
    Ребенок колеблется между утверждением и отрицанием. Если вы его запутываете, подсказывая неправильный ответ, малыш не сопротивляется.

    Абстрактно - логическое мышление развито отлично. Ребенок рассуждает приблизительно так: "И здесь, и там одинаково, ведь если снова сделать шарик, будет то же самое". Или: "Ведь ничего не забирали и не прибавляли, поэтому и здесь и там одинаково".

Тест "Какое слово лишнее?"

Сообщите малышу, что сейчас вы будете играть. Лишнее слово спряталось среди слов, которые "подходят" друг другу по смыслу. Задача - найти "неподходящее" слово. Затем прочтите первый ряд слов.

    Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

Если малыш ответил неверно, дайте ему шанс исправить ошибку. При правильном ответе задайте вопрос: "Почему?" Такая же работа проводится с остальными рядами слов. Вопрос "Почему?" задается с 1 по 9 ряд.

Ряды слов:

  1. Река, озеро, море, мост, пруд.
  2. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.
  3. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.
  4. Тополь, береза, крыжовник, липа, осина.
  5. Курица, утка, орел, гусь, индюк.
  6. Окружность, треугольник, указка, квадрат.
  7. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
  8. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

Если ребенок в большинстве случаев не ошибается и может ответить на вопрос "Почему?" (для заданий 1 - 9), его уровень оценивается как высокий, если успешно справился с половиной заданий - как средний. Если же уровень низкий (ребенок не справился и с половиной заданий), переживать не следует - просто необходимо поработать с малышом. Попробуйте еще один тест.

"Что у них общего?"

Оценивается он так же, как и предыдущий.
Спросите у ребенка, как одним словом можно назвать то, что вы прочтете.

  1. Окунь, карась - …
  2. Огурец, помидор - …
  3. Шкаф, диван - …
  4. Июнь, июль - …
  5. Слон, муравей - …

Сначала вы читаете малышу эти ряды, затем даете задание (назвать одним словом). Попросите ребенка дать ответ, когда вы будете зачитывать слова повторно. Если задание непонятно, подскажите малышу, вместе подумайте, как, скажем, одним словом назвать розу и ромашку. Спросите, можно ли сказать: "Роза и ромашка - цветы"?

Есть еще несколько тестов (тест на осведомленность по методике Амтхауэра, тест на аналогию) с бальной системой оценивания уровня развития абстрактно - логического мышления. Вы можете ознакомиться с ними, прочитав замечательную книгу "Как подготовить ребенка к школе" (авторы - А. А. Реан и С. Н. Костромина), по материалам которой подготовлена эта статья. Однако и по результатам предложенных тестов можно определить, есть ли проблемы у вашего малыша и насколько они серьезны.
А теперь - немного теории. Абстрактно - логическое мышление во многом опирается на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках. Обычно у ребенка дошкольного возраста этот тип мышления только начинает развиваться, однако в программу первого класса включаются задания, требующие решения в абстрактно - логической сфере. Лучше начать тренировки заранее.

Упражнение "Что и почему?"

Психологи называют это так: "Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов".
Вы объясняете ребёнку: "Автомобиль ездит на бензине или другом топливе; трамвай, троллейбус или электричка движутся от электричества. Все это вместе - транспорт". Увидев незнакомую машину (например, автокран), спросите "Что это? Почему?" Подобные упражнения можно выполнять и с другими понятиями: инструменты, посуда, посуда, растения, животные, мебель и т.д.

Упражнение "Карточки"
(Формирование искусственных понятий)

Вам потребуется изготовить три набора карточек (по девять карточек в каждом наборе). На карточках должны быть изображены геометрические фигуры (по одной на каждой карточке): треугольник, квадрат, круг. Каждая фигура изображена на фоне трёх степеней насыщенности: бледно-розовом, розовом, красном. В первом наборе все фигуры черного цвета. Во втором - белого, в третьем - серого. На оборотной стороне карточек записаны бессмысленные сочетания из трех букв. Для первого набора - ПАК, для второго - БРО. Для третьего - ВИЛ. Вам надо разделить карточки на группы и предложить детям угадать задуманную комбинацию фигур.

Ребенок должен выявить признаки, объединяющие фигуры в группу. При этом он иногда может пользоваться бессмысленными словами, записанными на оборотной стороне карточек: фигуры, принадлежащие к одной и той же группе, на обороте имеют одинаковые надписи. Очень важно добиться, чтобы ребёнок как можно реже заглядывал на оборотную сторону карточки. Таким образом, ребёнку волей-неволей придётся образовать искусственные понятия, пользуясь двумя рядами стимулов: один ряд выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность ребенка, другой ряд - функцию знаков, организующих эту деятельность.

Упражнение "Больше, длиннее и короче"
(Формирование умения отделять форму понятия от его содержания)

Сообщите ребёнку: "Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче".
Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?
Кот или кит? Какое больше? Почему?
Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?
Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?
Можете придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше.

Упражнение "Как это всё называется?"

Вы зачитываете ребёнку приведенные ряды слов и затем спрашиваете, как можно назвать эти предметы одним словом. Можете предложить ребёнку продолжить ряд. Пример: утка, курица… Всё это - птицы. А еще голубь, ворона, индюк.
Ряды слов:

  1. Окунь, карась - _______________
  2. Огурец, помидор - ____________
  3. Шкаф, диван - ________________
  4. Июнь, июль - _________________
  5. Бабочка, муравей - ____________
  6. Дерево, цветок - _______________
  7. Пальто, юбка - ________________
  8. Учитель, врач - ________________
  9. Автобус, трамвай - _____________
  10. Понедельник, вторник - ________
  11. Весна, лето - __________________
  12. Утро, вечер - __________________
  13. Кастрюля, ложка - _____________
  14. Кукла, мяч - ___________________
  15. Сапоги, туфли - ________________

Упражнение "Разница и сходство"

Ребёнок должен определить, чем различаются и чем похожи понятия:

  1. Утро - вечер
  2. Корова - лошадь
  3. Летчик - танкист
  4. Лыжи - коньки
  5. Трамвай - троллейбус
  6. Озеро - река
  7. Дождь - снег
  8. Поезд - самолет
  9. обман - ошибка
  10. Маленькая девочка - большая кукла
  11. Яблоко - вишня
  12. Ворона - воробей
  13. Молоко - вода
  14. Золото - серебро
  15. Сани - телега
  16. Воробей - курица
  17. Вечер - утро
  18. Дуб - берёза
  19. Сказка - песня
  20. Картина - портрет

Упражнение "Кто без чего не обойдётся"
(Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений, если он решает длинный ряд однотипных задач.)

Вы объясняете задание так: "Сейчас я прочитаю ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, означающие то, без чего главный предмет не может обойтись. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Тебе нужно найти самые главные слова. Например, сад… Как ты думаешь, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, то есть то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

  1. Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
  3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
  4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)
  5. Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево)
  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
  7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
  8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
  9. Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Следующим этапом ваших занятий должно стать формирование суждений, а для этого ребёнку надо выучиться понимать переносный смысл фразы. Для этого тренинга вы можете использовать различный литературный материал, пословицы, поговорки, которые можно понять и буквально, и в переносном смысле.

Например, поработайте над объяснением таких пословиц:
"Семь раз отмерь, а один раз отрежь"
"Лучше меньше, да лучше"
"Поспешишь - людей насмешишь"
"Куй железо, пока горячо"
"Сделал дело - гуляй смело"
"Не в свои сани не садись"

Работа над пословицами проводится следующим образом.
Скажите малышу: "Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а та попробуй подобрать к ней подходящую фразу из тех, которые я тебе предложу".

К пословице "Семь раз отмерь, один раз отрежь" предложите три варианта:

  1. Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.
  2. Прежде чем сделать, надо хорошо подумать.
  3. Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал.
Правильный выбор - второй вариант.
Подобным образом поработайте над остальными пословицами. Конечно же, поначалу малыш не справится без вашей помощи, это задание достаточно сложное не только для дошкольников, но и для детей младшего школьного возраста. Вместе думайте, вместе размышляйте, дайте понять ребенку, что вы и сами иногда не можете сразу найти правильный ответ. А теперь - самое главное. Работать с ребенком нужно так, чтобы все, что вы делаете, казалось ему интересной и увлекательной игрой. Проявляйте максимум терпения, такта и доброжелательности! Малыш ни в коем случае не должен почувствовать, что вы им недовольны, что у него что-то не получается! Сразу ведь и не может получаться! Не забывайте похвалить ребенка за самую маленькую победу. Скажите ему с восторгом: "Вот видишь, раньше это задание казалось тебе сложным, а теперь ты так здорово с ним справился!"

Удачи вам и вашему ребенку!

В мире нет ничего однозначного. Если руководствоваться точными знаниями, то можно многого не заметить. Мир не живет точно по инструкции, которая написана человеком. Многое еще не изведано.

Когда человек чего-то не знает, у него включается абстрактное мышление, которое помогает ему делать догадки, выносить суждения, рассуждать. Чтобы понимать, что это такое, необходимо ознакомиться с примерами, формами и методами его развития.

Что такое Абстрактное мышление?

Что это такое и почему сайт психотерапевтической помощи сайт затрагивает тему абстрактного мышления? Именно способность мыслить в общем помогает в нахождении решения тупиковой ситуации, появлении иного взгляда на мир.

Есть точное и обобщенное мышление. Точное мышление включается тогда, когда человек располагает знаниями, информацией и четким пониманием происходящего. Обобщенное мышление включается тогда, когда человек не знает точных данных, не располагает конкретной информацией. Он может догадываться, предполагать, делать общие выводы. Обобщенное мышление – абстрактное мышление простыми словами.

Научным языком абстрактным мышлением является вид познавательной деятельности, когда человек отходит от конкретных деталей и начинает рассуждать в общем. Картина рассматривается в целом, не затрагивая деталей, конкретики, точности. Это способствует отхождению от правил и догм и рассмотрению ситуации с разных сторон. Когда некое событие рассматривается в общем, тогда находятся различные способы ее решения.

Обычно человек исходит из конкретных знаний. К примеру, мужчина лежит на диване и смотрит телевизор. Возникает мысль: «Он бездельник». В данной ситуации смотрящий исходит из собственных представлений о том, что происходит. А что могло происходить на самом деле? Мужчина прилег на 5 минут, чтобы отдохнуть. Он уже все сделал по дому, поэтому позволил себе посмотреть телевизор. Он заболел, поэтому и лежит на диване. Здесь может быть много вариантов того, что происходит. Если абстрагироваться от конкретики и посмотреть на ситуацию с разных сторон, тогда можно выяснить много нового и интересного.

При абстрактном мышлении человек думает приблизительно. Здесь нет ни конкретики, ни деталей. Используются обобщенные слова: «жизнь», «мир», «в общем», «по большому счету».

Абстрактное мышление полезно в тех ситуациях, когда человек не может найти выход (интеллектуальный тупик). В силу отсутствия информации или знаний он вынужден рассуждать, догадываться. Если абстрагироваться от ситуации с ее конкретными деталями, тогда можно рассмотреть в ней то, что не замечалось до этого.

Абстрактно-логическое мышление

В абстрактно-логическом мышлении используются абстракции – единицы определенных закономерностей, которые были вычленены из «отвлеченных», «воображаемых» качеств предмета, явления. Другими словами, человек оперирует явлениями, которые не может «потрогать руками», «увидеть глазами», «понюхать».

Очень ярким примером такого мышления является математика, в которой объясняются явления, которых нет в физической природе. Например, не существует такого понятия, как цифра «2». Человек понимает, что речь идет о двух одинаковых единицах. Однако эта цифра придумана людьми с целью упрощения некоторых явлений.

Прогресс и развитие человечества заставило людей пользоваться понятиями, которых по сути не существует. Другим ярким примером может оказаться язык, которым человек пользуется. В природе не существует букв, слов, предложений. Человек придумал алфавит, слова и выражения для упрощения выражения своей мысли, которую он желает передать другим людям. Это позволило людям находить общий язык, поскольку все понимают значение одного и того же слова, распознают буквы, строят предложения.

Абстрактно-логическое мышление становится необходимым в ситуации наличия некой определенности, которая пока еще не понятна и не известна человеку, и возникновения интеллектуального тупика. Возникает необходимость в выявлении того, что есть в реальности, в нахождении ему определения.

Абстракцию разделяют на виды и цели. Виды абстракции:

  • Примитивно-чувственная – выделение одних свойств предмета, игнорируя прочие его качества. Например, рассмотрение структуры, но игнорирование формы предмета.
  • Обобщающая – выделение общей характеристики в одном явлении, игнорируя наличие индивидуальных особенностей.
  • Идеализирующая – замещение реальных свойств идеальной схемой, которая исключает имеющиеся недостатки.
  • Изолирующая – выделяет тот компонент, на котором сосредоточено внимание.
  • Актуальной бесконечности – бесконечные множества определяются как конечные.
  • Конструктивизация – «огрубление», придание формы явлениям, которые имеют расплывчатые границы.

По целям абстракции бывают:

  1. Формальными (теоретическое мышление), когда человек рассматривает объекты по внешним их проявлениям. Сами эти качества не существуют сами по себе без этих предметов и явлений.
  2. Содержательная, когда человек может выделить из предмета или явления свойство, которое способно существовать само по себе, быть автономным.

Развитие абстрактно-логического мышления является важным, поскольку именно оно позволило вычленить из окружающего мира то, то невозможно распознать естественными органами чувств. Здесь образовались понятия (языковые выражения), которые передают общую закономерность того или иного явления. Теперь каждому человеку не приходится выявлять то или иное понятие, поскольку он узнает о нем в процессе обучения в школе, университете, дома и т. д. Это подводит нас к следующей теме о формах абстрактного мышления.

Формы абстрактного мышления

Поскольку человек не может каждый раз «создавать колесо», он должен систематизировать полученные знания. Многие явления не видны человеческому глазу, чего-то вообще не существует, однако все это есть в человеческой жизни, поэтому должно иметь ту или иную форму. В абстрактном мышлении выделяют 3 формы:

  1. Понятие.

Это мысль, которая передает общее свойство, которое прослеживается в разных предметах. Они могут быть разными. Однако их однородность и схожесть позволяет человеку объединить их в одну группу. Так, например, стул. Он может быть с круглыми ручками или квадратными сидениями. Разные стулья имеют разный окрас, форму, состав. Однако их общей особенностью является то, что они имеют 4 ножки и на них принято сидеть. Одинаковое предназначение предметов и их конструкция позволяет человеку объединить в одну группу.

Данным понятиям люди обучают детей с самого детства. Говоря о «собаке», мы понимаем животное, которое бегает на 4 лапах, гавкает, лает и т. д. Сами собаки бывают разных пород. Однако все они имеют одинаковые признаки, по которым их объединяют в одно общее понятие – «собака».

  1. Суждение.

Данной формой абстракции люди пользуются, когда желают что-то подтвердить или опровергнуть. Причем данная словесная форма является однозначной. Оно бывает двух форм: простое и сложное. Простое – например, кот мяукает. Оно короткое и однозначное. Второе – «мусор выкинули, ведро опустело». Зачастую выражается целыми предложениями повествовательной формы.

Суждение может быть истинным или ложным. Истинное суждение отображает реальное положение дел и часто базируется на том, что человек не проявляет к нему никакого отношения, то есть судит объективно. Ложным становится суждение, когда человек заинтересован в нем и базируется на собственных выводах, а не на реальной картине происходящего.

  1. Умозаключение.

Это мысль, которая формируется на основе двух и более суждений, из которых образуется новое суждение. В каждом умозаключении есть 3 составляющих: предпосылка (посылка), вывод и заключение. Посылка (предпосылка) – это начальные суждения. Вывод – это процесс логического размышления, которое приводит к заключению – новое суждение.

Примеры абстрактного мышления

Рассмотрев теоретическую часть абстрактного мышления, следует ознакомиться с различными примерами. Самым ярким примером того, что такое абстрактное суждение, являются точные науки. Математика, физика, астрономия и прочие науки часто базируются на абстрактном мышлении. Мы не видим цифр, как таковых, однако мы умеем считать. Предметы собираем в группу и называем их количество.

Человек рассуждает о жизни. Но что это такое? Это существование тела, при котором человек двигается, дышит, функционирует. Невозможно дать четкого определения, что такое жизнь. Однако человек может однозначно определять, когда кто-то живет, а когда умирает.

Четко абстрактное мышление проявляется, когда человек думает о будущем. Неизвестно, что там будет, однако каждый имеет цели, желания, планы. Без возможности мечтать и воображать, человек не смог бы построить планов на будущее. Теперь он стремится реализовать эти цели. Его движение по жизни становится более целенаправленным. Появляются стратегии и тактика, которые должны привести к желаемому будущему. Этой реальности еще не существует, однако человек стремится ее сформировать такой, какой желает видеть.

Еще одной распространенной формой абстракции является идеализация. Люди любят идеализировать окружающих и мир в целом. Женщины мечтают о принцах из сказок, не замечая, какими мужчины являются в реальном мире. Мужчины мечтают о послушных женах, игнорируя тот факт, что только немыслящее существо может находиться в подчинении у другого.

Многие люди пользуются суждениями. Нередко они являются ложными. Так, женщина может сделать вывод о том, что «все мужчины плохие» после того, как ее предал один-единственный партнер. Поскольку она выделяет мужчину как единый класс, которому свойственно одно и то же качество, она приписывает всем то качество, которое проявилось в одном человеке.

Нередко на основе ложных суждений делаются неверные умозаключения. К примеру, «соседи неприветливые», «отопление не подается», «нужно менять проводку» — значит, «квартира неблагополучная». На основе эмоционального дискомфорта, который возникает при имеющихся обстоятельствах, делаются однозначные суждения и выводы, которые искажают реальность.

Развитие абстрактного мышления

Самым оптимальным возрастом для развития абстрактного мышления является дошкольный период. Как только ребенок начинает познавать мир, ему можно помогать в развитии всех видов мышления.

Самым эффективным способом развития являются игрушки. Через формы, объемы, цвета и прочее ребенок начинает сначала распознавать детали, после чего объединять их в группы. Можно дать ребенка несколько игрушек квадратной или круглой формы, чтобы он их разложил на две кучки по одинаковым признакам.

Как только ребенок научается рисовать, лепить, мастерить своими руками, следует ему позволять заниматься подобными увлечениями. Это развивает не только мелкую моторику, но и способствует проявлению творческого потенциала. Можно сказать, что абстрактное мышление – это творчество, которое не ограничено рамками, формами, цветами.

Когда ребенок научается читать, считать, писать и воспринимать слова на звук, можно вместе с ним заниматься развитием абстрактно-логического мышления. Здесь хорошо подойдут загадки, которые следует разгадывать, задачки, где необходимо решить какой-то вопрос, упражнения на смекалку, где необходимо заметить ошибку, неточность.

Поскольку абстрактное мышление не рождается вместе с человеком, а развивается по мере его роста, здесь помогут различные ребусы, кроссворды, головоломки. Существует много литературы на тему того, как развить разные виды мышления. Следует понимать, что одни задачки не могут развивать только один вид мышления. Все они частично или полностью занимаются развитием различных видов познавательной деятельности.

Особенно эффективными становятся различные жизненные ситуации, в которых ребенок должен найти выход из ситуации. Простое задание вынести мусор заставит ребенка сначала подумать над тем, как одеться и во что обуться, чтобы выйти из дома и отнести мусорный пакет до бака. Если мусорный бак находится вдали от дома, тогда он будет вынужден заранее спрогнозировать свой маршрут. Прогноз на будущее является еще одним способом развития абстрактного мышления. У детей хорошо работает фантазия, которую не следует угнетать.

Итог

Итогом абстрактного мышления является то, что человек способен находить выходы в любой ситуации. Он думает творчески, гибко, нестандартно. Не всегда точные знания являются объективными и способными помочь в любой ситуации. Обстоятельства случаются разные, что заставляет человека думать, рассуждать, прогнозировать.

Психологи отмечают негативные последствия, если родители не будут заниматься развитием данного мышления у своего ребенка. Во-первых, малыш не научится выделять общее из деталей и, наоборот, из общего переходить к деталям. Во-вторых, он не сможет проявлять гибкость мышления в ситуациях, в которых он не знает выхода. В-третьих, он будет лишен способности прогнозировать будущее своих поступков.

Абстрактное мышление отличается от линейного тем, что человек не думает причинно-следственными связами. Он абстрагируется от деталей и начинает рассуждать в общем. Самое примечательное здесь заключается в том, что только после общего видения дел человек может перейти к деталям, которые важны в ситуации. А когда детали не помогают в решении проблемы, тогда возникает необходимость абстрагироваться, выйти за пределы происходящего.

Абстрактное мышление позволяет находить новое, творить, создавать. Если бы человек был лишен подобного мышления, тогда не смог бы создать колесо, автомобиль, самолет и прочие технологии, которыми теперь многие пользуются. Не существовало бы никакого прогресса, который зарождается сначала из способности человека воображать, мечтать, выходить за пределы принятого и разумного. Данные навыки оказываются полезными и в обыденной жизни, когда человек сталкивается с разными характерами и поведениями людей, с которыми ранее никогда не встречался. Умение быстро перестраиваться и адаптироваться в неизменных обстоятельствах происходит благодаря абстрактному мышлению.

error: