Развитие германии после второй мировой войны. Германия до и после второй мировой войны

Мир после Второй мировой войны

Распад антигитлеровской коалиции а раскол Европы на За­падную и Восточную, “германский вопрос во второй поло­вине 40-х -- 50-е гг., межамериканские отношения в 40-е гг.

Вторая мировая война кардинальным образом изменила мир. Два союзника по антигитлеровской коалиции - США и СССР вышли из войны сверхдержавами. Соединенные Штаты подчинили себе Западную Европу и страны Дальнего Востока, которые без их помощи не могли восстановить свои экономики. Они являлись единственными обладателями сверхоружия - атомной бомбы, которую США опробовали на японских городах Хиросиме и Нагасаки, чтобы держать в узде Сталина. Советский Союз поставил иод свой контроль Восточную Европу и сформи­ровал лагерь социалистических стран.

Вместе с тем психологический шок от радикальности про­изошедших в мире перемен был присущ всем государственным элитам, в том числе и правящим кругам США и СССР. Ни США, ни СССР в первые послевоенные годы не знали и не по­нимали пределов терпимости друг друга, а стало быть, и преде­лов возможного в отношениях друг с другом. Взаимное недове­рие, с которым завершили войну две сверхдержавы, заставило их готовиться к возможному столкновению, хотя ресурсная база их кардинальным образом различалась. В то время как европей­ская часть СССР от его западных границ и до Волги лежала в руинах, Америка избежала разрушений на своей территории. Бомбы и снаряды не обрушивались на США, не разрушали их города и инфраструктуру. За годы войны ВНП США увеличился в два раза, была полностью ликвидирована безработица. При том, что в 1945 г. на территории США проживало 6 % населения Земли, они производили почти половину всей мировой про­мышленной продукции и потребляли 50 % производимой в мире жгргии. Авиационные заводы США могли выпускать 100 тыс.

■ амолётов в год. Более 80 % золотого запаса капиталистического мира лежало в банках США. Ни одна страна мира не обладала

■ юль непререкаемым могуществом. На территории США размес- |Ц шеь штаб-квартиры Всемирного Банка и Международного Ва­ши пого фонда, созданных в 1945 г., в их уставном капитале доля | 111 А была такой, что позволяла им определять кредитную поли-

11 к у этих крупнейших финансовых институ тов мира.

Уже на последнем этапе войны между СССР и его союзни­ками по антигитлеровской коалиции начались трения из-за раз­ною видения картины послевоенного мира. Эти трения вскоре "Прели характер “холодной войны” -- войны за власть в мире за пределами национальных границ. “Холодная война” - в высшей

■ юпени противоречивое и запутанное явление. Она включала в

< бя гонку вооружений, вселявших ужас своей разрушительной | илой, экономическое противостояние вплоть до диверсий. Хотя ресурсы СССР в военном секторе были достаточными, чтобы противостоять США, в остальных секторах общее преимуществ но было на стороне США. Корни “холодной войны” следует ис­кать в недоверии, которое обрело характер великого страха, раз­дуваемого как на Западе, так и на Востоке. На наш взгляд, ини­циатива в раздувании войны принадлежала Западу, таким ноли- шкам, как У. Черчилль и Г. Трумэн, не желавшим учитывать национальные интересы народов Советского Союза и полагав­шим, что то, что дозволено им, не позволено другим. Они ут­верждали, что враждебность Советского Союза неискоренима, носит зловещий характер и может быть обуздана только силой.

После войны державы-победительницы начали согласова­нно текстов мирных договоров с бывшими союзниками фашист­ской Германии: Италией, Финляндией, Венгрией, Румынией и Болгарией, и 10 февраля 1947 г. в Париже эти договоры были подписаны. За исключением территориальных статей, договоры пили однотипными. Тем самым завершался процесс формиро­вания послевоенных границ в Европе. Границы стран ЦВЕ пре­терпели масштабные изменения, в то время как на Западе Евро­пы они не были столь существенными.

Из многих восточноевропейских государств в официальном

порядке выселялись или негласно выдавливались этнические немцы. Поток еврейских переселенцев из стран ЦВЕ потянулся в Палестину и страны Запада. Масса украинцев, жителей Запад­ной Украины, солдат и офицеров Украинской повстанческой армии Степана Бандсры, воевавшей против Красной Армии, бе­жала на Запад. Туда же перемещалась часть бывших советских граждан, сотрудничавших в годы войны с немцами, либо слу­живших в охранных, полицейских, националистических форми­рованиях (личный состав армии Власова, Воскобойникова-Кос- минского, мусульманских формирований). Многие из них затем переселились в США, Австралию, Канаду, Южную Америку и Африку.

В целом территориальные изменения второй половины 40-х гг. имели огромное значение для стабилизации послевоенной Ев­ропы, хотя они не могли обеспечить окончательного разрешения межгосударственных противоречий в этой части мира.

Сразу после войны формально во всех четырёх зонах окку­пации Германии были созданы единые политические структуры, которые должны были исполнять решения Контрольного Сове­та, созданного державами-победительницами. Но уже в 1946 г. его деятельность была парализована в силу разногласий, глав­ным образом между СССР, с одной стороны, и США с Англией, с другой. Это привело к тому, что развитие германских земель в западных и восточной зонах пошло разными путями. Потсдам­ские решения руководство каждой из зон трактовало по-своему. В то время как в восточном секторе оккупации начались рефор­мы, направленные на ликвидацию крупной собственности и создание “народной собственности”, в западных секторах, на­оборот, огосударствленная собственность рейха передавалась в частную собственность.

1 января 1947 г. Англия и США объединили свои сектора оккупации Германии и была создана Бизония. 8 апреля 1949 г. к ней присоединила свою зону оккупации Франция. Инициатором и двигателем процесса объединения немецких земель были США, создававшие в Западной Европе противовес СССР,

Раскол Германии, ставший неизбежным из-за расхождений бывших союзников по антигитлеровской коалиции, совершился.

64 >1и расхождения по германскому вопросу являлись частным явлением нараставшего глобального противостояния между За­падом и Востоком, или миром капитализма и миром социализ­ма. Сразу после войны Сталин обратился к Турции с предложе­нием установить общий контроль над ес морской границей, имея в виду прежде всего зону черноморских проливов. Турция, ■.аручившись поддержкой США, ответила отказом, и Сталин отступил, не получив возможности запретить ввод военных су­дов нечерноморских стран в его акваторию. В это же время в Греции шла гражданская война между коммунистами и сторон­никами консервативного режима. Левым силам оказывала по­мощь Югославия (И.Б. Тито), в то время как правые получали поддержку Англии. Советский Союз держался в стороне от конфликта, однако это не мешало Англии обвинять Сталина в стремлении привести к власти в Греции компартию и в феврале

1947 г. просить США воспрепятствовать этому.

Американский президент Трумэн давно искал предлог для объявления идеологической войны коммунизму. Ещё в 1946 - начале 1947 гг. появились экономические предпосылки для та­кой войны, и они были связаны не только с германским вопро­сом. В начале 1947 г. 23 страны подписали соглашение о тор­говле и таможенных пошлинах. Если какая-либо из стран сни­жала таможенные пошлины для импорта из другой страны, то эти же правила автоматически должны были применяться ко всем, подписавшим соглашение. СССР не вошел в это соглаше­ние и запретил его подписывать своим союзникам. В восточно­европейских странах был введён государственный контроль и государственная монополия на внешнюю торговлю. Таким об­разом, СССР закрыл для США рынки стран ЦВЕ и началась по­литика "железного занавеса’ 1 с насаждением сталинской модели общественной и экономической жизни. События в Греции и Турции дали политический повод Трумэну объявить войну за демократию и свободу, олицетворением которых он объявил США, борющиеся против диктатуры и принуждения, насаждае­мых Советским Союзом. Так появилась “доктрина Трумэна”. В июне 1947 г. госсекретарь США Джордж Маршалл обнародовал план восстановления Европы, которым было охвачено 17 енро-

пейских государств. СССР и страны ЦВЕ отказались его при­нять. Попытки Польши и Чехословакии к нему присоединиться были жёстко пресечены Москвой. Лишь И.Б. Тито, порвавший в

1948 г. со сталинской моделью, получил помощь США.

В 1948 г. в Западной Германии была введена единая валюта и начались мощные финансовые вливания в её экономику в рамках “плана Маршалла”. В СССР подозревали бывших союз­ников по антигитлеровской коалиции в намерениях возродить германский милитаризм, тем паче, что против Восточной Гер­мании спецслужбами США и Западной Германии (бюро Гелле- на) велась масштабная подрывная работа. В июне 1948 г. СССР закрыл все подъездные пути к Западному Берлину, находивше­муся внутри советской зоны оккупации. Так начался “Берлин­ский кризис”. В ответ на блокаду Трумэн приказал наладить воздушное снабжение Западного Берлина и перебросить в Анг­лию самолёты Б-29 - носители атомных боезарядов. Союзники форсировали объявление Западной Германии Федеративной Республикой. СССР ответил провозглашением своей зоны окку­пации Германской Демократической Республикой, Раздел Гер­мании стал свершившимся фактом.

Во время “Берлинского кризиса” при поддержке США Ве­ликобритания, Франция, Италия и страны Бенилюкса подписали Брюссельский пакт, или Западный военный Союз, ставший про­логом НАТО. В апреле 1949 г. к этому пакту присоединились США и ряд других государств, которых стало 12. Созданный союз назвали Атлантическим пактом, или НАТО. Таким обра­зом, “доктрина Трумэна”, “план Маршалла” и НАТО стали сту­пенями формирования Западного блока.

В 1949 г., всего лишь 4 года спустя после Хиросимы. СССР ис­пытал свою атомную бомбу. Таким образом, США уфатили моно­полию на атомное оружие гораздо раньше, чем они этого ожидали. Но, с другой стороны, у Советского Союза в это время ещё не было средств доставки атомных боезарядов на дальние расстояния.

В 50-е гг. международные отношения стали обретать некую упорядоченность и предсказуемость. Западная Европа входила в это десятилетие с планом объединения экономик. Первым эта­пом на этом пути стал план французского министра иностран-

66 пм.х дел Р. Шумана по созданию Европейского объединения уг- ш и стали, принятый в 1950 г. канцлером ФРГ К. Аденауэром. Вторым столпом нового европейского порядка стала попытка отдания Европейского оборонительного сообщества. Споры вокруг него позволили США опять активно вмешаться в европей­ские дела и 26 мая 1952 г. добиться подписания Германского, или Боннского, договора, отменявшего оккупационный статут и прс-

■ вставившего ФРГ суверенитет. Таким образом, оборонительного союза создать не удалось, зато появилась суверенная ФРГ, что вызвало крайнее беспокойство СССР, предложившего весной 1952 г. создать единую нейтральную Германию. Предложение было оформлено нотой Сталина, которая была отклонена К. Аде­науэром, предпочитавшим объединить ФРГ с Западом. Канцлер ФРГ при принятии этого решения не был свободен, он действо­вал с учётом рекомендаций США. Англии и Франции, с которы­ми в Париже были подписаны соответствующие соглашения. По ним соглашениям 5 мая 1955 г. ФРГ была принята в НАТО. В ответ СССР и его союзники, включая ГДР, создали с вое военно- нолитичсскос объединение - Варшавский договор.

Создание двух военных блоков и запуск Советским Союзом первого спутника Земли с помошыо ракеты-носителя, показав­шей уязвимость территории всех западных держав и США, сни­зили накал военной риторики и сделали ситуацию в мире более стабильной.

Окончание Второй мировой войны совпало в Западном по­лушарии с ускорением формирования континентальной системы военно-политических гарантий, начало которой было положено на первом Консультативном совещании министров иностранных дел американских государств в Панаме в 1939 г. о провозглаше­нии 300-мильной зоны “военно-морской безопасности” вокруг всего Американского материка от Канады на севере до мыса Горн на юге. На Чапультспекской конференции по проблемам войны и мира 3 марта 1945 г. в Мехико США и латиноамери­канские страны согласились строить между собой отношения на основе формулы “нападение на одного является нападением на всех”, подписав так называемый Чапультепскский акт. Так скла­дывались политико-правовые основы будущей системы коллек­тивной безопасности и обороны в Западном полушарии.

2 сентября 1947 г. в их развитие на межамериканской кон­ференции в Рио-де-Жанейро в Бразилии был подписан Межаме­риканский договор о взаимной помощи (“Пакт Рио”), вступив­ший в силу в декабре 1948 г. США и 19 латиноамериканских государств, подписавших договор, обязались оказывать друг другу помощь в случае нападения, совершённого на них “изнут­ри и извне континента”, в пределах зоны безопасности Западно­го полушария от Гренландии до Антарктики. “Пакт Рио” стал моделью для создания аналогичных региональных пактов в дру­гих регионах мира, прежде всего - в Европе (НАТО). Его поло­жения легли в оспопу подписанного 30 апреля 1948 г. на 9-й Панамериканской конференции в столице Колумбии г. Боготе устава ноной Организации американских государств (ОЛГ), соз­дание которой придало ускорение формированию региональной подсистемы международных отношений.

Среди факторов, способствовавших сплочению латиноамери­канских стран под знамёнами панамериканизма, следует отметить, прежде всего, Вторую мировую войну, когда почти все государст­ва региона, хотя не без колебаний, в первую очередь со стороны Аргентины, выступили на стороне США прошв держав “оси”. По­сле войны энтузиазм латиноамериканцев в отношении развития межамериканских отношений опирался на понимание невозмож­ности развиваться без связей как со своими соседями, так и с Со­единенными Штатами, экономическое и военное влияние которых стало в Западном полушарии всепроникающим.

Но правящие элиты латиноамериканских стран не смиря­лись с ростом американского влияния на их внутренние дела, пытаясь ограничить его. Им хотелось, с одной стороны, исклю­чить угрозу возвращения Вашингтона к открытому интервен­ционизму первых десятилетий XX в., с другой - найти опти­мальное сочетание уважительного отношения к суверенитету латиноамериканских стран и элементов “покровительствснно- сти” к ним со стороны Вашингтона, которые были характерны еще в предвоенный период в политике “доброго соседа” - пре­зидента Ф.Д. Рузвельта. Страны Латинской Америки согласи­лись на подписание межамериканских документов потому, что рассчитывали с их помощью сдержать или хотя бы регламенти-

ровать “американский натиск”. Умеренный оптимизм в этом смысле внушала процедура принятия решений в ОАГ, в основе которой лежал принцип “одна страна - один голос”. При таком механизме латиноамериканские страны всегда могли получить большинство при рассмотрении спорных вопросов.

Несмотря на опасения за свой суверенитет, страны Латин­ской Америки привлекало углубление связей с США. Взаимо­действие с передовой американской экономикой способствовало их хозяйственному развитию. Для многих стран США были ос­новным рынком сбыта аграрной продукции и сырьевых товаров. Кроме того, стремление Вашингтона реформировать латиноаме­риканские страны “по своему образу и подобию” стимулировало развитие демократических тенденций в Латинской Америке и способствовало “размягчению” диктаторских и авторитарных .

По пятилетнему плану (1946-1950 гг.) сельскохозяйственное производство должно было превысить довоенный уровень на 27 %, а оно не достигло даже уровня 1940 г. Сказалось нежелание идти на реформы, аналогичные НЭПу, стимулирующие развитие производства. Сталинское руководство ограничилось применением внеэкономических, принудительных методов управления, консервировавших хронические трудности деревни, связанные с колхозным строем.

Экономика оставалась милитаризованной . Многие заводы имели одновременно и гражданский, и военный профиль. Другими словами, экономика была мирной на словах и военной по существу, она возвращалась к довоенной модели. Дальнейшее развитие получил военно-промышленный комплекс (ВПК) . Огромные средства направлялись на реализацию атомного проекта . Работы по созданию атомной бомбы велись в СССР с 1942 г. После войны их возглавил Берия, научным руководителем проекта был академик И. В. Курчатов. Секреты атомного оружия сумела получить у американцев советская разведка, создавшая в США широкую разведывательную сеть .

Параллельно шло техническое перевооружение армии, насыщение её новейшими образцами стрелкового оружия, артиллерии, танков. Огромные средства выделялись на создание реактивной авиации и ракетных систем для всех родов войск. Такой сдвиг в пользу военных отраслей создавал дисбаланс в развитии экономики. Милитаризованная экономика тяжёлым бременем ложилась на общество, резко ограничивала возможности повышения материального благосостояния народа.

Ужесточение политических и идеологических мер. Новая волна репрессий. Для сохранения советского режима, для борьбы с богатейшей державой мира – США диктатор воссоздал атмосферу, позволяющую держать народ в страхе, изолировал его "железным занавесом" от остального мира. Делалось все это под аккомпанемент коммунистической, антиамериканской пропаганды. Россия была провозглашена родиной чуть ли не всех изобретений и открытий, а современные открытия в западных странах провозглашались ложными. Была объявлена реакционной лженаукой кибернетика , генетика , подвергнута критике квантовая физика, теория относительности.

В 1946 г. власти развернули широкую кампанию против любого проявления интеллектуального творчества, где обнаружились так называемые "заграничное влияние", "западное упадочничество", "мелкобуржуазный индивидуализм", "искусство для искусства", космополитизм , низкопоклонство перед Западом. Идеологическое руководство этой кампанией осуществлялось лично Ждановым, поэтому её окрестили "ждановщиной". ЦК КПСС обрушился с критикой прежде всего на журналы "Ленинград" и " Звезда ", обвиненные в проведении чуждой идеологии, особенно после публикаций произведений поэта А. Ахматовой и сатирика М. Зощенко, которых исключили из Союза писателей.

Другим постановлением ЦК подверг критике "безыдейные" фильмы – "Большая жизнь", "Адмирал Нахимов" и "Иван Грозный". В 1948 г. те же тенденции "обнаружили" в музыке. Представителями формалистического направления в музыке были названы А. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, В. Мурадели и др.

Вскоре последовал запрет на контакты и вступление в брак советских граждан с иностранцами. Критика космополитизма быстро приобрела все более откровенный антисемитский характер.

В январе 1953 г. было объявлено о разоблачении "террористической группы врачей", работников Кремлевской больницы. Было арестовано 9 высокопоставленных врачей, в большинстве евреев, в том числе личный врач Сталина академик В. Н. Виноградов. Он поплатился за то, что посоветовал уже престарелому вождю уйти на покой. Они были обвинены в том, что действуя по заданиям американской и английской разведок, умерщвляли руководителей партии и государства путем заведомо неправильного лечения.

Сталин, организуя новый большой террор, преследовал следующие цели: устрашение народа, подавление любой, даже потенциальной оппозиции и психологическая подготовка к войне. В деятельности средств массовой информации, государственной пропаганде доминирующим направлением было формирование образа врага, создание произведений на антиамериканскую тему.

Борьба за сталинское наследие. Официально считалось, что к власти пришло так называемое коллективное руководство из ближайшего окружения Сталина – Г. М. Маленков, В. М. Молотов, Л. П. Берия, Н. С. Хрущев, Л. М. Каганович, А.И. Микоян, Н.А. Булганин, К.Е. Ворошилов. Определились три ключевые фигуры – Маленков, Берия, Хрущев. Первое место в новой иерархии занял Маленков, который получил пост председателя Совета Министров и встал во главе Секретариата ЦК; Берия, близкий соратник Маленкова, возглавил воссоединенное МВД и МГБ; Хрущев не имел государственных должностей, но занимал второе место в Секретариате ЦК. И Маленков, и Хрущев, боясь и ненавидя Берию, объединились ради отстранения и ареста последнего.

Возникшее "дело Берии" остается до сих пор недостаточно выясненным. Нет единого мнения о личной позиции Берии. Считается, что Берия готовил заговор с целью установления личной диктатуры. Существует версия о Берии-реформаторе, что он наказан номенклатурой за попытку масштабных преобразований. Он мог проявлять радикализм, желая как-то избавиться от кровавого имиджа.

С устранением Берии Маленков лишился опасного, могущественного союзника. Позиции Маленкова ослабли, его политического конкурента Хрущева - усилились. Маленков уже не мог опираться на органы МВД-МГБ, так как они были поставлены под контроль партии. К тому же с осени 1953 г. Хрущев стал первым секретарём ЦК КПСС, существенно расширив свои полномочия. Наследники вождя волей-неволей вынуждены были пойти по пути трансформации режима личной власти, уходя от вождистской модели.

Тем не менее, с именем Маленкова связан так называемый "новый курс" . Уже 10 марта 1953 г. на заседании Президиума ЦК Маленков заявил о необходимости прекращения "политики культа личности".

Поворот в политике проявлялся также в экономической и социальной области. С именем Маленкова колхозы связывают довольно значительное снижение сельхозналога (к 1954 г. – в 2,5 раза), увеличение размеров приусадебных хозяйств. В апреле 1953 г. было осуществлено самое крупное в послевоенный период снижение цен на продукты питания и потребительские товары. В августе 1953 г. на сессии Верховного Совета Маленков сформулировал новый экономический курс, предусматривающий приоритетное развитие лёгкой промышленности, производства товаров народного потребления. Речь шла о впервые проводимом в советской истории курсе на социальную переориентацию экономики.

Между тем, сама ситуация в стране требовала решительных действий. Источниками социальной напряжённости были зона подневольного труда в системе ГУЛАГ и разорившаяся колхозная деревня. У узников ГУЛАГа после смерти Сталина и ареста Берии пробудились надежды на амнистию и реабилитацию , вызвавшие мощную волну восстаний и беспорядков в лагерях в 1953-1954 гг. Казалось, надежды подтверждались: в сентябре 1953 г. были ликвидированы Особое совещание при МВД и другие внесудебные органы ("тройки", "пятёрки"), в апреле 1954 г. пересматривалось "Ленинградское дело" и реабилитировались осужденные партийные и хозяйственные руководители. Годом позже началась реабилитация по политическим процессам 30-х – начала 50-х годов. За 1954-1956 гг. были реабилитированы 7679 человек, многие посмертно. Из тюрем и лагерей уже до XХ съезда вышли десятки тысяч человек.

Большое беспокойство у нового руководства вызывала проблема вывода сельского хозяйства из затяжного кризиса, увеличения производства продовольствия. Получаемое крестьянами на трудодни составляло в среднем лишь 20,3% денежных доходов семьи. Крестьяне кормились в основном за счет личного подворья, которым занимались после работы в колхозном хозяйстве. 22,4% колхозов в 1950 г. вообще не выдавали на трудодни. Начиная с сентября 1953 г. по инициативе Хрущева принималась серия действенных мер: были значительно увеличены капиталовложения, повышены государственные закупочные цены на продукцию колхозов, расширены посевные площади, началось освоение целинных и залежных земель в Казахстане, Сибири и Поволжье. Принятые меры оправдали себя: в 1954-1958 гг. среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства составили 8% (в 1950-1953 гг. было 1,6%), денежных доходов колхозов – более чем в 3 раза.

На январском пленуме ЦК в 1955 г. Хрущев обвинил Маленкова в недостаточной зрелости, стремлении к "дешёвой популярности" среди народа, в ошибочном высказывании в пользу ускорения темпов роста производства группы "Б" и др. Сессия Верховного Совета в феврале 1955 г. приняла отставку Маленкова, на посту председателя Совета Министров его сменил Н. А. Булганин.

XX съезд КПСС. Либерализация режима. Изменение политического курса нового руководства, его разрыв с многочисленными сталинскими постулатами и традициями были подтверждены XX съездом КПСС , состоявшимся 14-25 февраля 1956 г. Анализируя новую международную обстановку, съезд выдвинул ряд теоретических положений по проблемам мирового развития: о мирном сосуществовании государств с различным социальным строем, о возможности предотвращения мировой войны в современных условиях и о разнообразии форм перехода стран к социализму.

Во внутренней политике съезд высказался за восстановление и упрочение ленинского принципа коллективного руководства, демократизации общественно-политической жизни страны. Перед окончанием съезда на закрытом заседании выступил Хрущев с докладом "О культе личности и его последствиях" . Из секретного доклада участники съезда узнали о "завещании" Ленина, существование которого до тех пор отрицалось руководством партии. Впервые было сказано об отступлении от принципов демократии, о грубейших нарушениях социалистической законности, массовых репрессиях, крупнейших просчетах и порочных методах руководства, допущенных по воле Сталина.

Начавшаяся критика культа личности и либерализация общества сопровождались пробуждением общества, массовым движением в виде собраний, появлением споров, дискуссий, неформальных обсуждений. Все это, а также возвращение реабилитированных из лагерей обостряло ситуацию в стране. Негативную роль сыграл и венгерский кризис 1956 г., вызвавший у советского руководства опасения повторения подобной попытки радикального обновления и в СССР. Ввод советских войск в Венгрию также вызвал неоднозначную реакцию у населения.

Ликвидация наиболее очевидных порождений сталинщины началась уже вскоре после смерти диктатора. Этот процесс приобрел более или менее последовательный характер после XX съезда КПСС (разумеется, в ограниченных рамках существующей социалистической системы и ценностей). Демократизация , пусть ограниченная, коснулась почти всех институтов политической системы общества.

В январе 1957 г. было принято постановление ЦК КПСС "Об улучшение деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами", предусматривающее некоторое расширение полномочий Советов, привлечение общественности к их работе. Было решено увеличить число рабочих и колхозников в составе депутатов. В 1957-1958 гг. они составляли около 60% в местных Советах и Верховном Совете СССР. Однако реальная власть оставалась в руках партийных органов, Советы функционировали под их опекой.

Хрущевым делалась попытка пробудить от бюрократического оцепенения общественные организации. Были несколько расширены права профсоюзов, в их ведение переданы санатории и дома отдыха, они стали участвовать в приеме и увольнении работников, распределении жилья и т.д. Рост общественной активности коснулся и комсомола. Около 350 тыс. юношей и девушек выехали на освоение целинных и залежных земель, 300 тыс. отправились на крупнейшие стройки. Расширились международные контакты: в 1957 г. проведен VI всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, ставший беспрецедентным событием для закрытой страны.

XX съезд партии принес реабилитацию не только заключенным лагерей и тюрем, но и восстановление прав целых народов, пострадавших в сталинское время. В феврале 1957 г. была восстановлена национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов. Однако немцев Поволжья, крымских татар, турков-месхетинцев это не коснулось.

Как реакция на разоблачение Сталина и рост личного влияния первого лица в руководстве возникла антихрущевская оппозиция ("антипартийная группа "). Но она была разгромлена.

В марте 1958 г. Хрущев, отстранив Булганина, занял пост главы правительства. Теперь он совмещал самые высокие партийную и государственную должности.

Превращение Хрущева в единоличного лидера имело противоречивые последствия для судеб "оттепели" . Лишившись оппозиции, Хрущев все больше начал проявлять волюнтаризм , проводить многочисленные реорганизации и кампании. В 1959 г. XXI съезд КПСС сделал вывод , что социализм в СССР одержал полную и окончательную победу, страна вступила в период развернутого строительства коммунизма. В 1961 г. XXII съезд КПСС принял новую, третью программу партии – программу строительства коммунизма . Ставилась задача создания материально-технической базы коммунизма уже к 1980 г., намечались резкое повышение благосостояния населения, широкая демократизация общества. Волюнтаристская политика, несмотря на её утопизм , вызвала у масс новые иллюзии, восстанавливала веру в "светлые идеалы", рождала общественную активность . Началось движение за коммунистическое отношение к труду. Энтузиазм масс, как и во все периоды советской истории, в определенной мере стимулировал развитие экономики, компенсировал пороки административной системы управления.

В 1955-1959 гг. проводились меры по повышению уровня жизни населения. В апреле 1956 г. был отменен антирабочий закон 1940 г., прикрепляющий трудящихся к предприятиям. Минимальная зарплата в госсекторе была повышена примерно на 35%, размер пенсий почти удвоился, пенсионный возраст был снижен до 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Значительно возросло потребление населением промышленных и продовольственных товаров. За 1950-1958 гг. реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, а колхозников – на 90%. В 1956-1960 гг. завершился перевод рабочих и служащих на 7-часовой, а на подземных работах – на 6-часовой рабочий день. Рабочая неделя была сокращена с 48 до 46 часов. Были отменены принудительные государственные займы.

Наконец, впервые в истории страны было развернуто массовое жилищное строительство . Городской жилищный фонд в 1955-1964 гг. увеличился на 80%. Несмотря на это, преодолеть жилищный кризис не удалось. В целом вторая половина 50-х годов осталась в коллективной памяти общества как время, когда материальное положение, в особенности положение с жильем, начало улучшаться.

Внешняя политика. Начиная с XX съезда КПСС внешняя политика начала проводиться с учетом новых реалий современности, что привело к некоторому смягчению международной напряженности. По мысли Хрущева, в ходе мирного сосуществования социализм должен был продемонстрировать миру свои преимущества как системы, и движение человечества к социализму станет необратимым. В этой политике искусно чередовались давление с компромиссами, позволяющими избегать военного столкновения противоборствующих блоков.

Было достигнуто некоторое улучшение отношений с западными державами. В 1965 г. был заключен мирный договор с Австрией, обеспечивший нейтралитет этой страны. В 1956 г. была подписана декларация с Японией, предусматривающая прекращение состояние войны и восстановление дипломатических отношений в обмен на передачу Японии двух южнокурильских островов. По соглашению с США в 1958 г. развивались сотрудничество в области культуры, экономики, обмен различными делегациями. 1959 г. ознаменован беспрецедентным событием – визитом Хрущева в США, что имело огромное значение , укрепляло международный престиж СССР, к которому США должны были относиться почти как к равному партнёру. Нормализованы были и отношения с Югославией.

Однако развитие событий шло противоречиво, чередовалось с серьезными осложнениями. В эти годы резко осложнились отношения с Китаем и Албанией, дошло до открытой конфронтации.

Некоторое потепление в отношении с Западом чередовалось острыми кризисами, нередко инициированными действиями нашей стороны.

Осенью 1962 г. разразился, пожалуй, самый опасный кризис – Карибский, поставивший человечество на грань атомной войны. Он был инициирован размещением советских ракет на Кубе. Сделано это было под нажимом Фиделя Кастро как фактор устрашения США. 22 октября в ответ президент Кеннеди установил морскую и воздушную блокаду Кубы, привел в готовность войска, потребовал от СССР демонтировать и вывести ракеты. Мир балансировал на грани войны. Два лидера проявили мудрость, достигли компромисса и избежали катастрофы: СССР вывел с Кубы свои ядерные ракеты, а США отказались от захвата Кубы и от размещения своих ракет в Турции. Хотя престиж СССР был сильно подорван, но выигранный мир стоил того. Между Белым домом и Кремлем была установлена "горячая" линия связи . В 1963 г. в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трёх средах: в атмосфере, космосе и под водой. Это было первое соглашение по ограничению стратегического оружия .

Послевоенный развал колониальной системы создал благоприятные условия для активизации советской внешней политики в "третьем мире": в 1957-1964 гг. Москва обменялась визитами более чем с 30 развивающимися странами, подписала свыше 20 различных соглашений о сотрудничестве. Желая упрочить свои международные позиции, СССР стремился вовлечь в свою орбиту все больше стран, объявивших себя идущими если не по социалистическому, то по некапиталистическому пути.

В целом к середине 60-х годов была достигнута определенная стабилизация международных отношений . СССР и США вышли из опасных конфликтов, приобрели важный опыт взаимодействия в условиях противостояния военно-политических блоков.

В этот период СССР добился заметных успехов в области науки и техники. В конце 50- начале 60-х годов он стал мировым лидером в ракетной технике и пионером в освоении космоса. В 1957 г. впервые в мире был осуществлен запуск многоступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты. 4 октября 1957 г. стартовал первый советский спутник, выведенный на космическую орбиту. 12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин совершил первый в истории полёт человека в космос.

Таким образом, в послевоенном мире политическое и военное влияние СССР значительно усилилось. Однако из-за серьезных противоречий антигитлеровская коалиция распалась на враждебные блоки. Началась "холодная война" и гонка вооружений, приведшая к противостоянию двух систем. "Холодная война", милитаризация экономики вели к экономическим трудностям, ужесточению режима, новой волне репресий. Преобразования, проведенные в социальной, политической и духовной жизни общества 1953-1964 гг., были весьма значительными. Они дали толчок духовному обновлению народа, постепенному преодолению сталинского наследия, подтачивали тоталитарный режим.

Темы рефератов

  1. СССР и создание социалистического блока государств.
  2. Альтернативы послевоенного развития СССР.
  3. "Холодная война" СССР и США: истоки и ход.
  4. Послевоенные репрессии – особенности и масштабы.
  5. Судьба немецких военнопленных в СССР.
  6. Историческое значение ХХ съезда КПСС.
  7. Послевоенные политические процессы.
  8. Исторические портреты: Молотов, Хрущев, Каганович, Микоян, Маленков.
  9. Дело Берии.
  10. Создание ракетно-ядерного щита СССР.
  11. Освоение целинных и залежных земель.
  12. Карибский кризис 1962 г. и угроза третьей мировой войны.
  13. Жилищное строительство в СССР.
  14. Первый полет советского человека в космос.
error: