Выражения «Проще пареной репы» и «Десятая вода на киселе. Проще пареной репы

Что может быть “проще пареной репы”? Репа - самый древний овощ на Руси. Наши предки ели и сырую, и варёную, и пареную репу. Именно пареная репа готовилась элементарно, когда репа в горшках ставилась в печь и томилась. Не нужно ни помешивать блюдо во время приготовления, ни следить за ним. С тех пор и пошло выражение “проще пареной репы”.

Квас

А знаете ли вы, что в русской кухне насчитывается более 500 сортов кваса: сладкий, кислый, мятный, изюмный, лимонный, окрошечный, с хреном… Он считается самым древним русским напитком, чей рецепт был известен восточным славянам еще до образования Киевской Руси.

Почему борщ?

Почему борщ называют “борщом”? Раньше основным ингредиентом этого супа было растение “борщевик” или просто “борщ”, молодая зелень которых и употреблялась в пищу. По одной из версий, такое название было дано растению за форму листьев. Если бы наши земляки, жившие лет так эдак 200 тому назад, попробовали современный борщ, то и вовсе не узнали бы вкус этого блюда. Современные хозяйки щеголяют составом ингредиентом борща – чем больше, тем лучше.

Зачем варили кашу

Откуда пошло выражение “С ним каши не сваришь”? Тот, кто полагает, что каша – заурядное блюдо, глубоко ошибается. В давние времена у славян даже существовал обычай при заключении мирного договора вместе с неприятелями готовить кашу и съедать ее в знак примирения. Без каши перемирие считалось недействительным. Отсюда и берет свое происхождение поговорка: “С ним каши не сваришь”.

Щи

А вот слово щи в первоначальном варианте было “съти” восходящее к древнерусскому «съто» – пропитание. По-видимому, прообраз современных щей возник не ранее IX века, то есть когда крестьянами стала выращиваться капуста. О большом значении щей в питании русских говорит и неисчислимое количество пословиц и поговорок, где упоминается блюдо: «Щи да каша - пища наша», «Где щи, там и нас ищи», «Тех же щей, да пожиже влей», «Это тебе не лаптем щи хлебать», «Поучи жену щи варить» и т. д.

Пельмени

А знаете ли вы, что слово «пельмень» означает «хлебное ухо»? Этимологические словари указывают, что русское слово пельмень является заимствованием из финно-угорских языков, возводя его к слову «пельнянь»: пель – ухо + нянь – хлеб.

Гороховый шут

Почему если шут, то “гороховый”? Все знают, что “шут гороховый” - это чудак, выставивший себя на всеобщее посмешище. Но почему именно горох, а не какая-то другая крупа? Потому что во время святочных обрядов, на Масленицу и в другие гулянья на Руси ряженые и скоморохи окутывали себя гороховой соломкой.

Сколько лет блинам?

А знаете ли вы, что русские блины имеют уже тысячелетнюю историю? Предтечей современного блина, как ни странно может показаться, был овсяный кисель, который однажды кто-то решил подогреть на огне. Человек этот, по-видимому, зазевался и кисельная гуща поджарилась, подрумянилась и вот так получился первый готовый блин.

Несолоно хлебавши

Откуда пошло выражение “несолоно хлебавши”? Несолоно хлебавши, уходят те, кто не получил того, что хотел, а также те, кого не ждали. Крылатая фраза прилетела из далекого прошлого. На Руси соль была продуктом дорогим и труднодобываемым. Хозяин ставил солонку на стол только званому гостю, которому рады.

Кто выедал яйца?

“Выеденного яйца не стоит”. Мы употребляем в пищу белок и желток яйца – в сыром, вареном или жареном виде. Если яйцо вареное, то можно его просто очистить от скорлупы, а можно с помощью ложки, аккуратно выесть все внутреннее содержимое яйца. Останется одна скорлупа, которую можно выбросить за полной ненадобностью. Выражение “выеденного яйца не стоит” подразумевает, что предмет или какое-то событие в отношении которого применяется выражение – совершенно не заслуживает внимания и уж точно не стоит переживать по его поводу.

Я тут коротаю вечера, почитывая «Лингвистические детективы» Шанского.
Может, кого ещё развлечёт. Я б тогда, может, ещё чего-нибудь оттуда запостила. Вроде, правилам коммьюнити не противоречит, а любителям-дилетантам вроде меня в радость.

Есть выражения, которые, как в бутерброде хлеб с маслом, тесно связаны с нашей постоянно меняющейся кулинарией, а значит, и меняющейся злобой дня, повседневным бытом нашего народа. В силу этого они довольно простые по своей родословной, но установить её иногда оказывается довольно трудно. Начнём с наиболее, пожалуй, простого в этом отношении оборота.

Проще пареной репы

Оборот проще пареной репы «очень просто» возник путём контаминации (объединения элементов) оборотов проще простого «очень просто» и дешевле пареной репы «очень дёшево». Связующим и «прельстительным» оказалось значение «очень», присутствующее в обоих выражениях. Более старым - даже очень старым - является фразеологизм дешевле пареной репы , восходящий к древнерусскому периоду. Он связан с продовольственными реалиями «докартофельной» поры, когда репа была самым распространённым из овощей и являлась повседневной крестьянской едой. В старину репа была не огородной, а полевой, что и определяло её дешевизну. Её заготовляли впрок так же, как рожь, овёс, капусту и лук. Репа была одной изи основных сельскохозяйственных культур. Неурожай её и, следовательно, дороговизна отмечались как важное событие. Так, в I Новгородской летописи под 1215 г. мы читаем: «Новегороде зло бысть вельми: кадь ржи купляхуть по десять гривен, а овса по три гривне, а репе воз по две гривне»

Именно эти экстралингвистические обстоятельства - наряду со сближением оборота дешевле пареной репы с построенным на тавтологии выражением проще простого - послужили возникновению проще пареной репы.

Десятая вода на киселе

Фразеологизм десятая вода на киселе «очень дальний родственник» сравнительнео недавно возник как производное от оборота седьмая вода на киселе , как ещё большая градационная гиперболизация, отражающая реальные кулинарные действия в процессе приготовления киселя. Слово десятая на месте седьмая является отражение мсовременного интернационального десятичного счёта. Слово седьмая в обороте седьмая вода на киселе появилось не как прямое отражение в нём деталей реального процесса, а как одно из частотных обозначений магического характера (ср.: за семь вёрст киселя хлебать, семь пятниц на неделе, семь бед - один ответ , семеро одного не ждут , семь раз отмерь , семи пядей во лбу , семь вёрст до небес , у семи нянек дитя без глазу и т.д.). Ведь главное в обороте - обозначение не близкого родства, а отдалённого, как первое число от седьмого. В принципе можно сказать и тридцатая вода на киселе , где отдалённость в родстве будет выражена ещё сильнее, но это будет уже индивидуально-авторским употреблением.

«Всё это хорошо, - скажете вы. - Но причём здесь вода, кисель и процесс приготовления?» А притом, что выражение седьмая вода на киселе является по своей родословной переносно-метафорическим производным - в гипербольном виде - свободного сочетания слов, обозначавших давние русские кулинарные реалии. Дело в том, что и кисель здесь не привычное для нас третье сладкое блюдо (оно пришло к нам из Европы), и вода очень к месту. Раньше кисель делали не фруктовым и не с помощью крахмала из картошки. Это был мучной кисель, приготовляемый прежде всего из овсяной муки, студенистое блюдо из полузаквашенных отрубей, которые неоднократно (конечно, не семь раз) промывали водой и процеживали. Ясно, что седьмая вода на киселе была очень далека от первой, когда отруби только начинали промывать. Вот это и послужило основой для метафоры.

Репа - это такой корнеплод, который был основой питания наших предков до того момента, пока Петр І не завез картофель.

А пока, вернемся в те времена, когда о картошке и слышать не слыхивали. Крестьяне питались кашами и репой. Выращивали ее не на огороде (как таковые, эти самые огороды тоже появились благодаря стараниям Петра І), а в поле. Ее сеяли наравне с пшеницей. Заготавливали в зиму.

Люди боялись неурожая репы, потому как это был почти голод. Поэтому, в качестве ключевого символа в известной сказки про Репку выбран именно этот корнеплод.

Круглый год репу варили (точнее сказать парили). И в таком виде употребляли в пищу.


Такая еда была очень простой, не изысканной, но при этом доступной и сытной. К тому же недорогой. Поэтому изначально выражение звучало, как "не дороже пареной репы".

Употребляют это выражение в следующем значении:

  • Очень просто.
  • Слишком просто.
  • Проблема, которая легко разрешима.

Репу в наши дни сложно встретить в меню, но при этом фразеологизм не утратил своей актуальности. Его с удовольствием употребляют в разговорной речи. Я думаю, что даже спустя столетия это выражение будет актуально. Про репку может и забудут, но жизненная ситуация вряд ли изменится.

Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Актуальность реализованного проекта:

В настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро, потому что выпускники 9 и 11-х классов сдают ГИА и ЕГЭ, в контрольно-измерительных материалах которых есть задания, требующие знания фразеологизмов. Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют их употреблять в речи. Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.

Основополагающий вопрос проекта: зачем нужны фразеологизмы в языке?

Цель нашего проекта: проводя определённые исследования в области языкознания, изучать природу фразеологизмов и учиться на примере русских народных сказок и произведений русских писателей-классиков употреблять фразеологизмы в своей речи

Задачи проекта:

  • произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах;
  • выяснить источники происхождения фразеологизмов;
  • познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;
  • составить свой иллюстрированный словарь фразеологизмов;

Для достижения цели проекта решено было исследовать данные науки о фразеологических оборотах, изучить историю появления в языке фразеологизмов, на какие группы по происхождению делятся фразеологические единицы языка. Необходимо было также познакомиться со словарями фразеологизмов. В содержание проекта входило знакомство с синонимами, антонимами, омонимами фразеологизмов. Учиться употреблять фразеологизмы в своей речи можно только на примере русских народных сказок и произведений русских классиков, поэтому решено было обратиться к творчеству И.А. Крылова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н. Носова. Чтобы получить объективную картину использования фразеологизмов в нашей речи, был проведён социологический опрос взрослых и ровесников. Все учащиеся принимали участие в создании иллюстрированного словаря фразеологизмов.

Для достижения цели мы использовали методы исследования, наблюдения, сравнения, социологического опроса, анализа, обобщения.

Этапы подготовки и реализации проекта:

ЭТАП 1. Разработка проектного задания

1. Класс делится на 4 группы, которые получают задания

1 группа - исследовать данные науки о фразеологизмах; изучить источники фразеологизмов;

2 группа - социологический опрос учащихся, учителей, родителей;

3 группа - исследовательская работа ; объект исследования: русские народные сказки, произведения И.А. Крылова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н. Носова;

4 группа - изучение словарей фразеологизмов; подбор фразеологизмов-синонимов, антонимов, омонимов.

2. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе, определение источников (найти в Интернете, спросить дома, воспользоваться энциклопедиями, хорошо подумать самому).

ЭТАП 2. Сбор и уточнение информации, анкетирование .

  1. Обсуждение со школьниками возможных источников информации,
  2. Самостоятельная работа групп
  3. Консультации учителя.

ЭТАП 3. Осуществление результатов.

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

Консультации учителя.

ЭТАП 4. Оценка результатов (анализ выполнения проектных заданий)

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

ЭТАП 5. Проведение урока "Роль фразеологизмов в нашей речи".

Итоги работы над проектом:

Учащиеся усвоили значение понятия "фразеологизм", познакомились с источниками фразеологизмов русского языка, с фразеологическими словарями.

  • Создали презентацию о фразеологизмах.
  • Составили словарь фразеологизмов и продолжаем над ним работать.
  • Работали с фразеологизмами-омонимами, синонимами, антонимами. разнообразие.
  • Узнали историю происхождения многих фразеологизмов.

В результате проведения проекта нами была организована выставка рисунков "Фразеологизмы в рисунках"

Все участники проекта пришли к выводу: необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных.

Перспективы дальнейшего развития проекта. Данный проект могут использовать в своей работе другие учителя для формирования компетентности учеников в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации; оказывать помощь в осознании значения фразеологизмов, формировать умения применять их в речевой ситуации; обучать краткому изложению своих мыслей устно и письменно.

Ресурсы, задействованные для реализации проекта.

1. В.П. Жукова, А.В. Жукова. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: "Просвещение". 1983.

2. Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов. Учебное пособие. М.: Дрофа, 1995.

4. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц. М.: Астрель: АСТ, 2008.

5. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. М.: Педагогика, 1984.

Цели:

  • подвести итоги исследовательской работы над проектом;
  • показать природу фразеологизмов и учиться на примере русских народных сказок и произведений русских писателей-классиков употреблять фразеологизмы в своей речи, представить источники происхождения фразеологизмов;
  • познакомиться с фразеологическими словарями русского языка; представить свой иллюстрированный словарь фразеологизмов;

Ход урока

1. Слово учителя:

Мы представляем исследовательский проект "Роль фразеологизмов в нашей речи". Вставлять палки в колёса, водить за нос, кот наплакал... Как часто мы употребляем эти выражения в своей речи? Понимаем ли мы их значение?

"Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его... богатство", - писал великий русский критик В.Г. Белинский Поэтому мы решили узнать о фразеологизмах всё и включились в проект "Роль фразеологизмов в нашей речи".

Для работы над проектом мы создали рабочие группы. У каждой группы было своё задание.

2. Слово предоставляется учащимся 1 группы:

Исследуя разные информационные источники, мы познакомились с понятием "фразеологизм". Мы узнали, что фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Давайте сравним: на краю света (земли) - далеко; намылить шею - проучить, наказать; пешком ходит под стол - маленький; зуб на зуб не попадает - замёрз; зарубить на носу - запомнить; как в воду глядеть - предвидеть и т.д. Существуют фразеологизмы на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями: крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки.

Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти "фразесы", "идиоматизмы", "речения", то есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.

Мы познакомились с источниками фразеологизмов:

1) исконно русские (топорная работа, зелёная улица );

2) старославянские (ищите и обрящете );

3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту );

4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку )

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой. Так выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения "раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек и т.д.", т е. делать несложное, нетрудное дело.

Очень интересными нам показались фразеологизмы, пришедшие из мифов:

  • Авгиевы конюшни - сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое помещение.
  • Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.
  • Ахиллесова пята - уязвимое место.
  • Дамоклов меч - нависшая, угрожающая опасность.
  • Двуликий Янус - двуличный человек.
  • Золотое руно - золото, богатство, которым стремятся овладеть.
  • Кануть в Лету - навсегда исчезнуть, быть забытым.
  • Олимпийское спокойствие - спокойствие, ничем невозмутимое.

Мы познакомились с фразеологизмами, пришедшими из Библии:

  • Внести свою лепту - про человека, который принял в каком-то деле своё посильное участие.
  • Глас вопиющего в пустыне - напрасные призывы, остающиеся без ответа.
  • Допотопные времена - доисторические времена.
  • Зарыть талант в землю - о человеке, не развивающем свои природные способности.
  • Манна небесная - неожиданная удача, чудесная помощь.

3. Слово предоставляется учащимся 2 группы:

Мы провели социологический опрос взрослых (родителей и педагогов школы) и детей. Респондентам были заданы такие вопросы:

4. Ваш любимый фразеологизм.

93% учителей знают, что такое фразеологизм, 7% не знают; 65 % родителей знают, а 35% - не знают, из детей - 83% знают, 17% не знают.

Чаще всего взрослые встречаются с фразеологизмами в сказках и устной разговорной речи, дети - в художественных произведениях и в баснях.

Из всего богатства фразеологизмов чаще всего в речи наших респондентов звучали фразеологизмы бить баклуши, разбиться в лепёшку, зарубить на носу.

Респонденты-взрослые впервые услышали фразеологические обороты в школе, респонденты-дети - в детском саду и в школе.

Среди респондентов-взрослых 58% не употребляют в своей речи фразеологизмы, хотя и знают их, среди детей не используют фразеологизмы в своей речи 44%.

Происхождение фразеологизмов оказалось для многих взрослых и детей неизвестным (83% и 78% соответственно), и только 17% взрослых назвали источником происхождения Библию и мифы и 22% детей назвали древнюю Русь.

Любимый фразеологизм учителей - ни свет ни заря, учеников - как с гуся вода, родителей - зарубить на носу.

4. Слово предоставляется учащимся 3 группы:

Нами была проведена определённая исследовательская работа, в результате которой мы узнали, употребляют ли наши писатели в своих произведениях фразеологизмы.

Для получения результата были исследованы басни И. А. Крылова. В них мы нашли 9 фразеологизмов:

- "Осёл и Соловей": на тысячу ладов, за тридевять земель

- "Тришкин кафтан": Тришкин кафтан;

- "Две собаки": ходить на задних лапах;

- "Обезьяна": мартышкин труд;

- "Кот и повар": а Васька слушает да ест;

- "Демьянова уха": Демьянова уха;

- "Белка": как белка в колесе;

- "Ларчик": а ларчик просто открывался;

- "Волк на псарне": и волчью вашу я давно натуру знаю;

В рассказах Николая Носова был найден 20 фразеологизмов:

  • бежать во всю прыть,
  • бить баклуши
  • броситься наутёк
  • в два счёта,
  • в трёх соснах заблудились,
  • взять на буксир
  • вывести на чистую воду,
  • глядеть во все глаза,
  • засучив рукава
  • и дело с концом.
  • как в воду глядел
  • как в воду опущенные,
  • как с луны свалился,
  • калачом не заманишь,
  • накостылять по шее
  • намылить шею
  • не видать, как своих ушей
  • ни жив ни мёртв,
  • пойти на край света
  • с ног валиться

Знакомясь со сказками Салтыкова-Щедрина и русскими народными сказками, мы нашли фразеологизмы.

Фразеологизмы из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

фразеологизм Лексическое значение фразеологизма Название сказки
держать камень за пазухой таить злобу "Дикий помещик"
ни пяди не уступить нисколько не отдать "Дикий помещик"
стоять на своём добиваться выполнения своих требований "Дикий помещик"
некуда носу высунуть некуда выйти "Премудрый пескарь"
ума палата иметь много ума "Премудрый пескарь"
гляди в оба будь бдителен "Премудрый пескарь"
сон в руку вещий сон "Премудрый пескарь"
ступай за семь вёрст киселя хлебать отправляться далеко за чем-либо "Премудрый пескарь"
нам ко двору к месту "Карась-идеалист"
держи карман шире надеяться на что-либо, чего не может быть "Карась-идеалист"

Из народных сказок пришли фразеологизмы:

  • и я там был, мёд-пиво пил
  • избушка на курьих ножках
  • Кощей Бессмертный
  • Лиса Патрикеевна
  • ни в сказке сказать, ни пером описать
  • при царе Горохе
  • сказано - сделано,
  • сказка - ложь, да в ней намёк
  • сказка про белого бычка,
  • три дня и три ночи.

Такая исследовательская работа позволила нам сделать вывод: наши писатели очень часто употребляют в своих произведениях фразеологические обороты, которые помогают им ярко, образно дать характеристику герою, логично, последовательно изложить свои мысли, сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой. К чему и нам надо стремиться. А учиться нужно у наших классиков.

5. Слово предоставляется учащимся 4 группы:

Мы узнали, что существуют фразеологические словари, в которых представлены источники происхождения фразеологизмов, их значение. Авторы словарей: В.П. Жуков и А.В. Жукова "Школьный фразеологический словарь", А.И. Фёдоров "Фразеологический словарь русского литературного языка", А.И. Молотков "Фразеологический словарь русского языка", Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шанский "Учебный фразеологический словарь" и другие.

Мы узнали, что у фразеологизмов бывают омонимы, синонимы и антонимы.

В словарях мы нашли примеры фразеологизмов-омонимов: Пустить петуха - означает фальшиво произвести мелодию. Пустить петуха - это поджечь что-то.

А вот примеры фразеологизмов-синонимов: Ума палата - семи пядей во лбу

  • Голова на плечах - светлая голова. Два сапога пара - одного поля ягоды.
  • Перековать мечи на орала - вложить меч в ножны.
  • И, наконец, примеры фразеологизмов-антонимов:

    • Хоть пруд пруди - кот наплакал.
    • Засучив рукава - спустя рукава.
    • Заварить кашу - расхлёбывать кашу.
    • Тяжёл на подъём - лёгок на подъём

    Просмотр презентации, подготовленной учащимися.

    У: А теперь подведем итоги нашей работы. Каков же результат нашей работы? Что мы нового узнали в ходе работы над проектом?

    Приложения

    Анкета.

    1. Знаете ли вы, что такое фразеологизм?

    2. Где вы чаще всего встречаете фразеологизмы?

    3. Приведите примеры фразеологизмов.

    4. Ваш любимый фразеологизм.

    5. Употребляете ли вы фразеологизмы в своей речи?

    6. Откуда пришли к нам фразеологизмы?

    Опросный лист для учеников и учителей

    Вопр. № №1 №2 №3 №4 №5 №6
    1
    2
    3
    4
    5

    Опросный лист родителей, бабушек и дедушек.

    мама папа бабушка дедушка
    №1
    №2
    №3
    №4
    №5
    №6

    Тема исследования группы

    Как фразеологизмы украшают нашу речь?

    Проблемный вопрос (вопрос для исследования)

    Найти крылатые выражения, используемые в разговорной речи

    Цели исследования

    изучить словари фразеологизмов

    Результаты исследования

    Как-то на уроке русского языка я услышал от учительницы фразу: «Владение языком будет неполным, если вы не знакомы с фразеологией». Это высказывание заставило нас задуматься: что же такое фразеологизмы и для чего они нужны в речи? В русском языке фразеологизмы служат для выразительности речи, её образности, яркости и точности. Употребляя такие сочетания, мы придаем своему рассказу эмоциональность, афористичность и даже метафоричность. Допустим, я скажу, что девочка плакала. Это будет звучать обычно. А если представим, что она ревела как белуга, то сразу увидим печальную картину. Предположим мне нужно написать яркое, эмоциональное сочинение. Я обязательно употреблю фразеологизмы: золотые руки, мастер на все руки. Таким образом, мы убедились, что фразеологизмы делают наш русский язык. Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов. К фразеологическим выражениям большинство учёных относят пословицы, поговорки, меткие и яркие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, ставшие крылатыми. Одни из них употребляются в переносном значении, другие - в прямом значении. Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной и поэтому широко используются в литературном языке. Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Значительная часть фразеологических оборотов относится к разговорному стилю, имеет нередко ярко выраженную окрашенность (кровь с молоком - здоровый, цветущий). Многие фразеологизмы свойственны книжным стилям и могут характеризоваться оттенками торжественности, официальности, иногда иронии, шутки (курить фиам -льстиво восхвалять). Чтобы речь была яркой, образной, а иногда и доступной, человек использует крылатые слова и выражения. Это говорит о знании языка, его истории, умении пользоваться речевыми возможностями, подчёркивает его самобытность, индивидуальность. Речь человека, в которой встречаются фразеологизмы, более яркая, эмоциональная, раскрывает характер собеседника, привлекает слушателей, делает общение более интересным, живым. словарь фразеологизмов разговорного стиля Баклуши бить Баню задать Белая ворона Белены объесться Блоху подковать Бросить перчатку Буря в стакане воды Водить за нос Волк в овечьей шкуре Волынку тянуть (завести) Восьмое чудо света Вот где собака зарыта! Врет, как сивый мерин Всемирный потоп Сжечь корабли (мосты) Сиамские близнецы Скатертью дорога Сколько воды утекло Слепое счастье Слово знает! Со щитом или на щите Собаку съесть Иван, родства не помнящий Идти в гору Из порося в карася Из Савла Павлом (стать) Итальянская забастовка

    Образцы сочинений

    Роль фразеологизмов в речи

    Вариант 1.

    Как-то на уроке русского языка я услышал от учительницы фразу: «Владение языком будет неполным, если вы не знакомы с фразеологией». Это высказывание заставило меня задуматься: что же такое фразеологизмы и для чего они нужны в речи?

    Вариант 2.

    В русском языке фразеологизмы служат для выразительности речи, её образности, яркости и точности. Употребляя такие сочетания, мы придаем своему рассказу эмоциональность, афористичность и даже метафоричность.

    Допустим, я скажу, что девочка плакала. Это будет звучать обычно. А если представим, что она ревела как белуга, то сразу увидим печальную картину.

    Предположим мне нужно написать яркое, эмоциональное сочинение. Я обязательно употреблю фразеологизмы: золотые руки, мастер на все руки. Понятно, что моё сочинение получит высокую оценку.

    Таким образом, мы убедились, что фразеологизмы делают наш русский язык.

    Вариант 3.

    Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов.

    К фразеологическим выражениям большинство учёных относят пословицы, поговорки, меткие и яркие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, ставшие крылатыми. Одни из них употребляются в переносном значении, другие - в прямом значении.

    Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной и поэтому широко используются в литературном языке. Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка.

    Значительная часть фразеологических оборотов относится к разговорному стилю, имеет нередко ярко выраженную экспрессивную окрашенность (кровь с молоком - здоровый, цветущий).

    Многие фразеологизмы свойственны книжным стилям и могут характеризоваться оттенками торжественности, официальности, иногда иронии, шутки (курить фиам -льстиво восхвалять).

    Для фразеологизмов характерна эмоциональная выразительность. Они не только называют явления действительности (называют через сопоставление, образно), но и передают отношение говорящего к названному явлению. Эмоциональность и образность фразеологизмов не всегда замечаются говорящими, но сопоставление фразеологизмов со словами и словосочетаниями оживляет их эмоциональность и образность.

    Чтобы речь была яркой, образной, а иногда и доступной, человек использует крылатые слова и выражения. Это говорит о знании языка, его истории, умении пользоваться речевыми возможностями, подчёркивает его самобытность, индивидуальность. Речь человека, в которой встречаются фразеологизмы, более яркая, эмоциональная, раскрывает характер собеседника, привлекает слушателей, делает общение более интересным, живым.

    Фразеологизм «(указать)», встречающийся в предложении (указать номер), выполняет следующую функцию: (указать функцию).

    Всё вышесказанное ещё раз подтверждает, что. .

    Вариант 4.

    Фразеологические обороты – это устойчивые сочетания, являющиеся неисчерпаемым источником речевой экспрессии. Эстетическая роль фразеологических средств определяется умением автора отобрать нужный материал и ввести его в текст. Такое употребление фразеологизмов обогащает речь, служит «противоядием» против речевых штампов. Пример этому мы найдем в предложении прочитанного текста.

    В то же время писателей привлекает точность, с которой фразеологизм может охарактеризовать явление. Например,

    Фразеологические богатства языка оживают под пером талантливых писателей, публицистов и становятся источником новых художественных образов, шуток, неожиданных каламбуров.

    Картинность и образность речи действует поэтическими фразеологизмами на воображение слушающего, заставляя его переживать сказанное сильней, чем если бы обратился к нему говорящий с речью безобразной, чисто логической.

    Что такое фразеологизмы?

    Напомню, что фразеологизмы - устойчивые выражения , которые в течение столетий кропотливо отбирались как самые запоминающиеся и наиболее яркие. Увидеть мы это сможем, если сравним такие словосочетания:

    Отсюда вывод:

    или делать из мухи жирафа .

    "На него все махнули рукой"

    Игра в слова

    Таким образом

    Найти человека, который бы не знал и не использовал бы ни одного фразеологизма, не просто трудно, но и в принципе невозможно. Фразеологизмы используются нами ежедневно, но мало кто знает, зачем же нам нужны фразеологизмы.

    Что такое фразеологизмы?

    Напомню, что фразеологизмы - устойчивые выражения, которые в течение столетий кропотливо отбирались как самые запоминающиеся и наиболее яркие. Увидеть мы это сможем, если сравним такие словосочетания:

    Профессора слушали очень внимательно. - Профессора слушали затаив дыхание.

    Над этим стоит подумать. - Над этим надо пораскинуть мозгами.

    Они разговаривали. - Они точили лясы.

    Вторые предложения в этих парах дают больше информации, а именно:

    1. мы понимаем, что лекция профессора была действительно интересной;
    2. проблема, стоящая перед тем, кто собрался пораскинуть мозгами, действительно того стоит;
    3. разговоры, которые можно назвать точением лясов, пустые и бессмысленные.

    Отсюда вывод: фразеологизмы нужны не просто для того, чтобы обогатить и украсить нашу речь, но и точнее высказать мысль, что в итоге позволяет лучше понять собеседника.

    Главная особенность фразеологизмов

    По своим свойствам фразеологизмы не похожи на простые словосочетания. Все слова в устойчивых выражениях зависят друг от друга, их нельзя изменить, переставить в другое место или дополнить другими произвольными словами. Например, мы не можем сказать на него все махнули левой рукой или делать из мухи жирафа .

    С одной стороны получается, что фразеологизмы ограничивают творческие возможности языка, а с другой - они позволяют заменить одной ёмкой фразой многословное предложение. Одно дело сказать: "На него все махнули рукой" . И совсем другое - долго объяснять, что все перестали обращать внимание на слова и поступки определённого человека.

    Фразеологизмы на все случаи жизни

    Также фразеологизмы выполняют и функцию оценки. А, как известно, человека хлебом не корми - дай кого-нибудь или что-нибудь обсудить и оценить. Вот и говорим мы всем тунеядцам, что они бьют баклуши и работают спустя рукава, а себя подбадриваем пословицами типа "Волков бояться - в лес не ходить". Кстати, пословицы, поговорки, фразы из книг и кинофильмов - это тоже фразеологизмы. Так что словарь фразеологизмов не высечен на граните, а постоянно пополняется и обогащается.

    Игра в слова

    Фразеологизмы чем-то напоминают занимательную игру в слова. Современному человеку очень трудно иногда понять, почему именно так говорят, а не иначе. Многие слова теперь используются только в составе фразеологизмов. И вообще, многие устойчивые выражения запечатлели историю той или иной страны и языка.

    Таким образом , фразеологизмы нужны в речи для того, чтобы

    • выразить свои мысли и эмоции с наибольшей точностью;
    • украсить нашу речь и сделать её образнее;
    • поиграть в слова и узнать историю языка и целого народа.

    Проще пареной репы

    Попова Марина,

    ученица 4а класса МОБУНОШ № 28

    Руководитель:

    Кудина Надежда Павловна

    р.п.Чунский, Иркутская область

    2014г

    Введение.

    В 2013 году зима сравнительно была нехолодной. Картофель в подполье раньше времени выпустил свои ростки. В один из весенних дней мы с мамой перебирали картофель, отрывали ростки, чтобы они не вытянулись к посадке, да и картофель меньше дряб. Сидели, дружно работали, разговаривали.

    Я спрашиваю маму.

    Мама, картофель в Россию завёз ещё Петр Первый в 17 веке, распространение картофель получил в 19 – 20 веках, когда его стали считать вторым хлебом.

    А что ели люди до картофеля?

    Как жили без картофельного пюре?

    Что клали вместо картофеля в щи?

    Какое моё было удивление, когда мама сказала:

    Картофелем наших предков была репа.

    Мама, а что ты знаешь про репу?

    Мама, шутя, ответила:

    Я знаю, что нет ничего проще пареной репы.

    А это как понять?

    Вот и разберись во всём, доченька, ты уже у меня взрослая.

    Я поставила перед собой цель:

    Выяснить, почему наши предки считали репу вторым картофелем, вторым хлебом, и что означает

    « проще пареной репы»?

    Поставила следующие задачи:

    Узнать, где появилась впервые репа?

    Выяснить, когда она появилась в России?

    Проследить, за что ценили репу как продукт питания?

    Найти, какие блюда готовили из репы?

    Пронаблюдать, какое место занимает репа в фольклоре?

    Проследить, как надо сеять и растить репу?

    Узнать, какие имеются сорта репы?

    Посеять и вырастить репку самой.

    Я выдвинула гипотезу:

    Возможно, из репы получали муку и пекли буханки хлеба.

    Блюда из пареной репы готовили просто и вкусно, а вместо картофеля была репа.

    Основная часть.

    В толковом словаре я прочитала, что « репа – двулетнее растение рода капуста, семейства крестоцветных, плод скороспелый, с округлым корнем светло – желтого цвета. Есть репа овощная и кормовая».

    В научно – популярном издании « Все обо всем» есть статья, которая начинается так: « Кто из нас не знает знаменитую сказку про репку… Помните: « …Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку – вытянули репку»? А вот когда впервые человек вытянул репку из земли и попробовал, когда впервые посеял ее, доподлинно неизвестно».

    «Репу по праву называют одной из древнейших культур, которые сеял человек. Уже в египетских папирусах 4000-летней давности расписано, сколько выделяется репы рабам, строившим пирамиды.

    Древние персы тоже кормили репой рабов, сами тоже ели репу, добавляя её к своему разнообразному меню.

    Древние греки ценили её, но почему-то ниже свёклы. Когда приносили жертву богу солнца Аполлону, то свёклу несли на серебряном блюде, а репу несли на оловянном.

    Римляне оставили в своих записях о земледелии свидетельства того, что репу выращивали до пудового веса (14-16 кг). Шведские и норвежские крестьяне жертвовали церкви одну десятую часть урожая репы. В Германии под Берлином выращивали репку с размером в куриное яйцо длинной формы. В ней была нежная. Сладкая и сытная мякоть. Этот корнеплод заказывали на торжественные обеды. Отгружали ее за границу».

    Репа – это древнейшая культура из Западной Азии.

    До 18 века овощ репа была главным продуктом на столе россиян.

    «В старину на Руси из овощей наиболее распространенной была репа, она самая древняя огородная культура. Даже в те далекие времена, когда люди выжигали лес под пашню, наши предки уже сеяли репу. Они кидали семена в остывшую золу, а осенью получали удивительные плоские плоды. Поэтому и родилась поговорка: « В землю блошкой, а из земли – лепешкой»

    Скороспелую, стойкую к холоду репу у нас на Руси полюбили с давних времён. Ни один народ не ценил репу так, как русские! В неурожайные годы, когда рожь вымерзала, репа заменяла Великому Новгороду хлеб. В центральных областях России репу сеяли и второй раз, в июле, и успевали собрать ещё один урожай.

    Её называли кормилицей, «зелёной лепёшкой». Она заменяла в неурожайные годы мучные лепёшки. Долгие годы репа была

    « вторым хлебом» для многих российских народов. Репу и варили, и пекли, и жарили, и парили. Картофеля тогда ещё не знали, его заменяла репа. Даже квас умели готовить из репы. Листья репы заквашивали на зиму для варки щей. Каждый день люди встречались с репой за столом.

    В наше время репа за свою скороспелость пользуется популярностью на севере.

    Репа хорошо сохраняется зимой. В ней много витаминов, полезных минеральных солей. Ели репу сырой, вареной, печеной и чаще пареной. Пареная репа была настолько обычной, что даже вошла в народные поговорки: «Проще пареной репы (Сделать что-то очень просто). Дешевле пареной репы (Стоит что-то очень дешево)».

    Бабушка, Кочкина Нина Калистратовна, рассказывала моей маме(Поповой Светлане Петровне), как они репу парили. Об этом я прочитала еще и в статьях, взятых из интернета. «Томили репу до обильного истечения сока в печи в закрытом горшке. Когда парили репу, в доме дышать было тяжело. И дух от неё шёл такой ядрёный. Не зря родилась пословица: « Пареная репа из избы выживет».

    Шамшур Любовь Николаевна (65 лет) рассказала, что ее еще бабушка репу готовила на зиму, резала на дольки, держала под солнышком на противнях, долго сушила. Высушенная репа была вместо конфет, напоминала сухофрукты. Тёртую репу добавляла в хлебный квас. Квас – то был резкий, вкусный. Из репы в то время делали десятки блюд, а из пареной делали начинку для пирогов. Пироги с такой начинкой, по словам Любовь Николаевны, вся семья с удовольствием ели. Я попробовала такие пироги, нормальные, есть можно.

    Давно вывели сорта огородной репы. Корнеплоды очень нежные, сочные. По словам Шамшур Любовь Николаевны, особенно распространены такие сорта, как Петровская, Малиновская. Сорт Петровская славится отменным вкусом, высокой урожайностью и хорошей лёжкостью. Янтарно-жёлтая, богатая витаминами репка пользуется большим успехом и в настоящее время и у нас, и во многих странах. Такую репу каждый год сеяли мамины сестра Любовь Петровна (64 года) и Лидия Петровна (60 лет). Сорт Малиновская белая и красноголовая сохраняется плохо, поэтому съедать надо летом и осенью. Майская жёлтая- зеленоголовая.

    Сосед дядя Петя (64 года) рассказывал, как будучи студентом, их посылали в совхозы на уборку урожая турнепса. А турнепс – это тоже репа, только кормовая. Выращивают турнепс на корм скоту, им питаются сельскохозяйственные животные. Форма турнепса бывает овальная, шаровидная, цилиндрическая.

    Цвет – белый, жёлтый, фиолетовый. Дядя Петя рассказывал, что они тоже ели с удовольствием турнепс на поле.

    Репа – растение скороспелое, устойчива к холодам. Семена начинают прорастать при температуре 1-5 градусов Цельсия, семена прорастают на 3-5 сутки после посева. Всего 6-12 недель нужно от посева до сбора. Всходы, которые появляются после высева семян, нужно прореживать. При загущении рост корнеплодов затруднён. Прореживание проводят как можно раньше, едва у растений появится первый настоящий лист.

    Папина мама, Попова Валентина Сергеевна (84 года) раньше мне рассказывала, что репу они плевали. Я не сразу поняла её, оказалось, что репу когда – то сеяли изо рта. Дело в том, что у репы очень мелкие семена.

    У Надежды Павловны Кудиной мама (Плотникова Прасковья Карпеевна) тоже сеяла изо рта и морковь, и репу. Вручную их трудно разбросать. Однако и плевать - дело не простое, поэтому лучшие « плевальщики» ценились в народе.

    Прошлым летом я впервые сама посеяла репу. Плевать семена я не умею, поэтому аккуратно с ладошки брала семена и сыпала в бороздку. Сама поливала, прореживала, вовремя полола, рыхлила землю. Быстро выросла моя репка.

    Я её посеяла в конце июня, а в конце августа вся наша семья пробовали репку. Мы с мамой приготовили репку, фаршированную мясом с луком, фаршированную тертым сыром с яйцом и майонезом. Запекали в духовке. Очень вкусно получилось

    В конце августа я была в гостях у своей учительницы, Кудиной Надежды Павловны(60 лет). Среди богатого урожая перцев и помидоров, я увидела репу. Моя учительница тоже вырастила репку. Хорошая репка выросла. Мы в классе всю репку съели.

    Вначале сентября мы принесла репку в класс. Нарезали целую чашку. Все мои одноклассники ели с удовольствием. Многие дети взяли по одной, по две репки домой, чтобы угостить своих сестер и братьев, так как дома не все сеют репку. Потом репу принесла Абраменко Лера, моя одноклассница. Репу вырастила её мама, Абраменко Ирина Васильевна(48 лет). Мы и эту репу съели!

    В книге «Почемучка» я прочитала, что когда-то люди сложили сказку о чудо – репке потому, что веками мечтали о чудесах: « А вдруг вместо маленьких вырастут на огороде репки-великаны». Мечтали они о том, чтобы картошка уродилась не мелкая, а крупная, чтобы все овощи росли, зрели поскорее. Но это было только в сказках все просто, волшебство помогает. Оказывается, можно много добиться без волшебства.

    Ученые сегодня на полях делают такие взаправдашние чудеса. И появилась новая сказка, в которой « трактор за репку, дедка за трактор…».

    Репе повезло в фольклоре. В сказках, пословицах, песенках часто упоминают репку.

    Мы с ребятами ставили сценку « Репка».

    Я собрала пословицы и поговорки о репке. Вот некоторые из них:

    Сидит, как репа на грядке.

    Проще пареной репы.

    Дешевле пареной репы.

    Записала некоторые загадки про репку.

    Кругла, а не месяц.

    Желта, а не масло.

    Сладка, а не сахар.

    С хвостом, а не мышь (репка).

    Круглый бок,

    Жёлтый бок,

    Сидит на грядке колобок,

    Кругла, а не шар.

    Желта, как мед, а вкус не тот (репка).

    В землю крошкой, из земли лепёшкой (репка).

    Записала песенки про репку.

    Одним днем не обойдешь кругом.(Приложение 1)

    В классе провели конкурс на лучший рисунок « Репка». Весь класс принял активное участие. Жюри выбрали 5 лучших работ. Это рисунки Поповой Марины, Ульшиной Софии, Рукосуевой Арины, Лесных Данила, Кочкиной Александры. (Приложение2)

    Я и мои одноклассницы, Молчанова Полина, Ульшина Соня, написали послания всем огородникам от имени Репы. Пожалуйста, выращивайте больше репки! (Приложение 3)

    Все в классе написали сочинение про репку. Выяснилось, что многие ребята до написания сочинения очень мало знали об этом корнеплоде. После самостоятельного поиска информации, после прослушивания моей исследовательской работы, у ребят знаний о репе стало больше. (Приложение 4)

    Собранный материал про репку отправили в районную газету « Чунский вестник». Читая газету, хочется, чтобы жители нашего района вспомнили про удивительный овощ и стали сеять репу как можно больше себе на радость и на радость своим детям и внукам. Материал принят к печатанию.(Приложение 6)

    Я люблю сказку « Репка». Теперь – то я понимаю, почему такое внимание уделялось репке в устном народном творчестве. Репка действительно заменяла и картофель, и хлеб.

    Я с удовольствием вылепила поделку из пластилина, которой любовались ребята нашей школы.

    В школе провела анкету среди учащихся четвертых классов. Приняли участие 70 человек. Все знают, что такое репка.

    У 35 человек (это 50%) мамы или бабушки выращивают репу в своем огороде.

    38 человек едят репу.

    В 31 семье употребляют репу и знают, что она полезна для нашего организма. Некоторые считают, что репа безвкусная. Некоторые считают, что за репа, которая не имеет остроты, обжигающей рот. Едят листья репы, делают салат. Уверяют, что он самый пикантный.(Приложение5)

    Репа – лекарственное растение. Об этом нам рассказала врач – терапевт, мама моей одноклассницы, Цмайло Юлия Николаевна (38 лет). В традиционной медицине издавна ценили укрепляющее и восстанавливающее действие репы. Из неё можно выжимать сок, делать чай, отвар, делать компресс. В толковом словаре написано, что «репа содержит много витаминов, микроэлементов и каротин, оказывает полезное действие при болезнях ротовой полости, дыхательных путей».

    Репа является растением, которое используется в косметике. Отвар из листьев укрепляет волосы, предохраняет от выпадения. Репа полезна при гастритах с пониженной кислотностью, улучшает переваривание пищи.

    Заключение.

    Работая по теме « Проще пареной репы»,

    я многое узнала о замечательном овоще – репке.

    1. Выдвигая гипотезу, я в чем-то была права, из репы не получали муку и не пекли булки хлеба, но из репы пекли лепешки, которые заменяли хлеб. Действительно, не только легко и быстро вырастить репу, из нее и легко готовить разные блюда. Я доказала себе, что репа – это второй картофель.

    2. А пословицу применяют тогда, когда что-то можно сделать легко и просто.

    3.Я рада, что сумела самостоятельно вырастить репу на своём огороде.

    4.Собрала материал по фольклору о репке.

    5. Написала сочинение о репке.

    6. Написала письмо – обращение ко всем огородникам от имени репки, призывая сеять репку, чтобы дети имели возможность есть репку, ведь она очень полезна.

    7. Вылепила из пластилина поделку к сказке « Репка».

    8. Провела конкурс на лучший рисунок « Репка».

    Спасибо за внимание!

    Литература:

    1. Александров Б.А.В стране зеленой. М.,

    « Просвещение», 1973г.

    2. Дитрих А.К. Почемучка: Детское Справочное Бюро/

    А.К. Дитрих, Г. А. Юрмин; Художник А. Гурьев и др. –Издательство исправленное,с сокращением и дополнением. – М.: ООО « Издательство Апрель: ООО «Издательство АСТ»,2002. – 336с.: ил.

    3.Научно-популярное издание. Все обо всем. Том 10. Компания « Ключ – С» Филологическое общество « Слово» Центр гуманных наук при факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова; М. «АСТ»1996г.

    4. Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-еизд.,дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.-944стр.

    5.http:// otvet/mail.ru/guestion/36080334

    6. http:obiepiha.gom/lekarstvennje_rastenija/838-repa.html

    7.http:www.poedim/ru/gontent/447-repa.html

    8.

    9. http://www.xliy.ru/kulinarija/yetyudy_o_pitanii/p7.php

    Информаторы:

      Абраменко Ирина Васильевна (48 лет)

      Капуста Любовь Петровна (64 года)

      Кочкина Нина Калистратовна (55 лет)

      Кудина Надежда Павловна (60 лет)

      Кудин Петр Петрович (64 года)

      Попова Светлана Петровна (44 года)

      Тарасова Лидия Петровна (60 лет)

      Цмайло Юлия Николаевна (38 лет)

    9. Шамшур Любовь Николаевна (65 лет)

    1.Введение. стр.2

      1. Цель. стр.3

        Задачи. стр.3

        Гипотеза. стр.3

    2. Основная часть. стр.4

    3.Заключение. стр.14

    4. Литература. стр.15

    5. Информаторы. стр.16

    6. Приложение № 1 стр.17

    7. Приложение № 2 стр.22

    8. Приложение № 3 стр.23

    9. Приложение № 4 стр.24

    10. Приложение № 5 стр.25

    11. Приложение № 6 стр.26

    Приложение №1

    « Повезло репке в фольклоре»

    Загадки про репку.

    1.Кругла, а не месяц.

    Желта, а не масло.

    Сладка, а не сахар.

    С хвостом, а не мышь. (репка)

    2. Круглый бок,

    Жёлтый бок,

    Сидит на грядке колобок,

    К земле прирос крепко. Что это? (репка)

    3. Кругла, а не шар.

    Желта, как мед, а вкус не тот. (репка)

    4. В землю крошкой, из земли лепёшкой. (репка)

    5. Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь.

    Желта, как мед. А вкус не тот. (репка)

    6. Держится за землю крепко, вылезать не хочет.(репка)

    7. Не видна из грядки, играет с нами в прятки.

    И никто бы не нашел, да гляди – торчит хохол.

    Потяните крепко – вытащите…

    8.Кто-то за кого-то уцепился цепко:

    Ох, никак не вытянуть! Ох, засела крепко!

    Но еще помощники скоро прибегут…

    Победит упрямицу дружный общий труд!

    Кто засел так крепко? Может, это …

      Пришла в поле блошкой, а домой пришла лепешкой.

    10.Под леском, леском свилась клубком, да и с хвостиком.

    Пословицы и поговорки о репке.

    Сидит, как репа на грядке.

    Проще пареной репы.

    Дешевле пареной репы.

    Мажет Клим телегу, едет по репу (про нерадивого огородника).

    Репу да горох не сей возле дорог.

    Без заботы и репку не вырастишь.

    Репку есть – невелика честь.

    В землю блошкой, а из земли – лепешкой.

    Записала песенки про репку.

    Сверху репа зелена, посерёдке толста,

    К концу востра, прячет хвостик под себя.

    Кто к ней подойдёт, всяк за вихор возьмет.

    На пенёчке я сижу, мелки колышки чешу.

    Огород горожу, белу репоньку сажу.

    Бела репа важная, дивилась старуха каждая.

    Одним днем не обойдешь кругом.

    Всей деревней ели целую неделю.

    Одну корку положили, так телегу обломили!.

    Уродись, репка, ни густа, ни редка,

    С мышиный хвост, с тараканий нос.

    Сами землю мы копали, сами грядку насыпали,

    Мы сажали репку! Сами зёрна мы бросали,

    Сами всходы поливали, мы растили репку!

    Вот поспела репка, стала сочной, стала крепкой!

    Вкусной стала репка! Всех мы в гости приглашаем,

    Сладкой репкой угощаем, угощаем репкой.

    Приложение №2

    « Конкурс рисунков о репке»

    Приложение №3

    « Послание огородникам от Репки»

    Приложение №4

    « Сочинение про репку»

    Приложение №5

    « Анкета про репку»

    Приложение №6

    Материал о репке в газете

    « Чунский вестник»

    error: