Воспитание любви к чтению методами арт-терапии. Воспитание у детей любви к чтению

Светлана Губанова

Как воспитать в ребенке любовь к чтению?

Я сама всегда была «книжным» ребенком, читала много, запоем, постоянно. Читала без всякой системы, то, что под руку попадется. Вряд ли мои родители предпринимали какие-то особые шаги, чтобы привить к чтению любовь. Некогда им было, много работали.

Меня воспитывала бабушка, женщина неграмотная. Да, как ни странно это звучит в наше высокообразованное время, но бабушка не умела читать. Зато она замечательно рассказывала сказки, знала их несметное количество. А может, сама придумывала. Но я не об этом. Я о чтении.

Когда у меня появились собственные дети, то я решила, что обязательно приучу их к чтению. Ведь на личном опыте знала, какой удивительный мир открывают книги. А вокруг только слышно: «Современные дети книг не читают». Не хотела, чтобы так и о моих говорили. Поэтому в нашем доме всегда было полно детских книжек. Забегая вперед, скажу: дети мои и сейчас много читают и любят литературу. Даже любимый ими Интернет не может заменить удовольствия полистать страницы «живой» книги.

Начинайте читать детям книжки с самого нежного возраста. Малыши любят слушать. Плавная речь, ритмичность слога хорошо успокаивают и убаюкивают ребенка. А то, что родитель находится рядом, создает неповторимую атмосферу любви и нежности. Приучать детей к чтению нужно начинать обязательно до школы. Когда чтение превратится в «обязаловку», будет уже поздно.

К подбору книг подходите очень серьезно. Читайте то, что подходит по возрасту. Да и к содержанию книг требуется внимание. До сих пор помню, какой шок испытал мой ребенок после чтения сказки о Курочке Рябе. Обыкновенная детская сказка, а ребенок просто рыдал в голос о разбитом яичке. В ваших силах оградить дите от подобных травм.

Читайте книги регулярно. Пусть чтение на ночь станет для вас постоянной традицией. Даже если у вас совсем нет времени, прочитайте хоть пару страничек. Но обязательно каждый день!

После прочтения книги или сказки, поговорите с ребенком о ней, помогите малышу, которому еще трудно самому, сделать выводы из прочитанного. Но, ни в коем случае, не навязывайте своего мнения. Помните, дети мудрее нас, у них внутреннее чувство добра и зла.

Не бойтесь читать детям большие книги, по главе в день, например. Такое чтение «с продолжением» способствует развитию памяти и внимательности, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями.

Не заставляйте насильно читать ребенка самостоятельно, пока он полностью не усвоит «технику» чтения. Иначе чтение может превратиться в «трудовую обязанность». Ребенок должен сам дозреть до своей первой книги. Если вы с детства ему читали книги, то это обязательно произойдет.

Обязательно при ребенке читайте сами. Ведь ваш личный примерлучший способ заинтересовать малыша. Ребенок – он подобен губке, впитывает то, что видит. Если он видит, что мама и папа читают книги, то это становится для него как бы обыденным явлением. Читают родители – читаю я.

Хорошо, если у вас сохранилась какая-нибудь ваша личная детская книжка. Рассматривание и чтение ее со своим ребенком – отличный способ сблизиться с ним.

Как видите, ничего сложного в моих советах нет. Да и знают о них, наверное, все. Жаль только, что не все их выполняют, а потом с горестью восклицают: «Мой ребенок совсем не читает книг!»

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К ЧТЕНИЮ

, библиотекарь

МОУ «Горская средняя

общеобразовательная школа»

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. В прошлом родители доставали детские книги , простаивали за ними в очередях в магазинах, собирали макулатуру, чтобы получить талон на приобретение книги. Книги доставались нелегко, поэтому детям прививалось уважительное, даже трепетное отношение к книге, без которой порой жизни не мыслили.

В нашей стране ежегодно 1 сентября проводится всероссийский праздник «День знаний», 8 сентября в ряде стран проводится Международный день грамотности. Этот день был объявлен ЮНЕСКО более 40 лет назад, но особенно активно он отмечается в последние 10-15 лет.

Понятие грамотности в последние десятилетия изменилось и воспринимается более широко, совершенно иначе: это не только умение читать, писать и считать, владеть основами работы на компьютере и уметь работать с информацией, но и многое другое.

Сегодня в основе грамотности, как ее фундаментальная основа лежит читательская деятельность, от умения и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе. Поэтому, нам библиотекарям, просто необходимо поддерживать чтение наших детей.

В последние годы возник и развивается миф о том, что дети перестали читать и на досуге играют в компьютерные игры. Мы, взрослые рассуждаем: «заменит ли компьютер книгу?».»Дети совсем перестали читать.»- эти и другие высказывания стали волновать учителей и родителей.

Однако так ли это?

В начале ХХI века, наши дети читают «не то» и «не так», как мы с вами. Однако, безусловно, они читают, только вкусы их изменяются. Изменяются читательские привычки, характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения. Меняется также источник получения печатной продукции , информации в целом и многое другое.

Тревоги и страхи наши возникают из-за того, что мы с вами ориентированы на старую модель чтения. Наши дети читают, но не то, что читали их родители.

Раньше высокий статус чтения, человек читающий, обязательность регулярного чтения

Сейчас - детям совершенно безразлично читает у него товарищ или нет

Раньше в доме почти у всех было много книг, целые библиотеки, это было модно, периодики было гораздо меньше.

Сейчас обратная картина - мы на бегу покупаем газеты, журналы (иногда очень дорогие журналы), но очень редко книги, нам, взрослым, их просто некогда читать, за своим недостатком времени мы даже не можем подумать что у наших детей времени больше.

Нам, взрослым, нужно смириться с тем, что наши дети другие, не такие какие мы были раньше.

Мы живем в совсем ином мире и порой не можем остановиться в нашем скоростном 21 веке, чтобы заглянуть в себя, в свой внутренний мир, который должен быть богаче, чем телевизор и компьютер. А богатой наша душа может быть только от общения с хорошим человеком и хорошей книгой. Сейчас родители жалуются на то, что дети перестали читать, а порою не задумываются о том, а что они сделали для того, чтобы книга была ребенку интересна и необходима.

Настоящая книга существует для того, чтобы помочь ребенку вырасти «Человеком» с большой буквы. Но дети не займутся чтением сами, просто так ни с того, ни с сего. Никому еще от рождения любовь к чтению не давалась нужны взрослые, которые показали ребенку дорогу к большому книжному богатству, во - первых - это родители, во - вторых - учитель, в третьих - библиотекарь.

Способов по приобщению детей к чтению столько же, сколько и детей. А самый главный способ, чтобы родители сами не расставались с книгой, журналом или газетой

Один из первых шагов - это правильный выбор книг. Книга должна быть иллюстрирована, а текст соответствовать способностям ребенка. Дети любят смотреть картинки, слушать, а потом только читать сами. Одну и ту же книгу можно перечитывать несколько раз, благодаря чему ребенок заучивает сказки наизусть. Но это относится к дошкольному возрасту или к первоклассникам.

Совсем другая ситуация для ребят постарше. Некоторые родители могут сказать, что когда их ребенок в детский сад ходил, то и книжки любил слушать, а сейчас ничем не интересуется, только компьютер на уме. Неправда. Просто, ребенок выберет книгу, если она ему интересна, под рукой находится. Компьютер у нас всегда рядом, а хорошую книгу нужно еще найти.

В наше время семейное чтение заканчивается, как только ребенок начинает читать сам. Родители устраняются от этого процесса, так как сами не испытывают потребности в книге, ограничиваясь просмотром газет и «глянцевых» журналов. Но ведь книга вобрала в себя опыт многих поколений, она учит, воспитывает, помогает выйти из трудных ситуаций, найти свое место в жизни. Поэтому мы, взрослые, должны открыть детям ценность книги. Книга-это наиболее яркое выражение духа современности. Мы должны сделать книгу привлекательной. Я стараюсь не просто предлагать книгу, а ещё и научить, как читать её, как получить удовольствие от прочитанного. Речь идёт не только об обучении техники чтения, но ещё и о творческом прочтению книги, о раскрытии и развитии себя как читателя, о союзе читателя, писателя и книги, о содействии обмену человеческим опытом.

Для воспитания у учащихся любви к книге в своей деятельности я провожу следующую работу:

Проводя беседы с родителями первоклассников, которые впервые становятся читателями школьной библиотеки , объясняю, что читать ребенок вслух должен с самого раннего возраста и даже если ему 10 и12 и15 лет. Готовит ли мама на кухне ужин, ребенок рядом читает вслух или про себя (но потом обязательно нужно спросить, о чем он прочитал), если есть возможность 5-10 минут почитайте ему и продолжайте работу свою дальше. Учащимся, которые становятся впервые читателями школьной библиотеки, провожу информационный час, на котором показываю новые, иллюстрированные книги, соответствующие их возрастным особенностям.

Именно с первого класса я стараюсь ввести ребят в этот волшебный мир, выработать любовь и уважение к творчеству. Так, в 1 классе занятия проходят в форме литературных игр «В гостях у сказки» и игр с доктором Айболитом «Книжкина больница». Во 2 классе проводится праздник-игра «Твой друг - книга» и игра «Дружные сестрицы - книжкины страницы». В 3 классе в библиотечные уроки включены игра-загадка «Незнайкины рисунки» и библиографическая игра «Кто ищет, тот найдет» (работа со справочной литературой).Вместе с учителями организую и провожу библиотечно-библиографические занятия. В 5 классе во время библиотечных уроков проходит игра «Литературное лото». В среднем звене в библиотечные уроки включёны уроки мужества, посвящённые Дням славы.(в рамках месячника, посвящённого выводу войск из Афганистана, в рамках недели, посвящённой освобождению села от немецко-фашистских захватчиков, Дню снятия блокады Ленинграда и т. д.)

Выясняю наклонности учащихся, что им нравится и подбираю каждому книги в соответствии с его интересами. Обязательно стремлюсь побеседовать с учащимся о прочитанной книге. (Что понравилось? Кто главный герой?)

Всегда спрашиваю у ребенка мнение о прочитанной книге и никогда не критикую, если его мнение расходится с мнением автора или учителя, у ребенка должен вырабатываться свой взгляд на мир, а не ваш. Если вижу, что у ребёнка зажигаются глаза, то предлагаю проиллюстрировать прочитанное произведение. В библиотеке имеются рисунки учащихся к произведениям.

Всегда, советую учащимся, что лучший подарок - это хорошая книга. Особенно это актуально перед праздниками 8 марта , 23 февраля , Новогодними каникулами.

Слежу за тем, чтобы при выборе книги, ребёнок выбирал её в соответствии со своими возрастными особенностями. Я уверена, что приучать ребенка нужно с небольших рассказов, книг, сказок, чтобы у него формировалось чувство законченности и удовлетворенности.

Стремлюсь убедить родителей в том, что необходимо выписать какой нибудь детский литературный журнал, который он будет ждать. Там, чаще всего, печатаются маленькие произведения, ребусы, всевозможные конкурсы, поделки, которые ребёнок может сделать своими руками.

Организую в библиотеке просмотр видеофильмов. После просмотра фильма, мультфильма предлагаю прочитать книгу и сравнить совпадает сюжет книги и сюжет фильма.(старшеклассники с большим удовольствием просмотрели фильм «Тарас Бульба», «Анна Каренина» и др. Посмотрев документальный фильм на военную тематику предлагаю учащимся книги на эту тему.

В библиотеке, во время каникул предлагаю учащимся газеты с простыми детскими кроссвордами и даю понять: чтобы разгадать данный кроссворд, нужно прочитать вот эту, эту и эту книги.

Приемов, как заинтересовать, воспитать у ребёнка любовь к чтению много. Здесь наша фантазия и знание подскажут направления, в котором двигаться. Важно понимать, что главный импульс к чтению лежит внутри самого человека, в тех проблемах и вопросах, которыми он живет сегодня. Ответ на них всегда можно найти в книгах. Наша задача – помочь маленьким читателям найти потайной ключик, который откроет дверь к знаниям, новым приключениям и свободе.

В книгах заключено особое очарование;
книги вызывают в нас наслаждение:
они разговаривают с нами, дают нам добрый совет,
они становятся живыми друзьями для нас.

Ф.Петрарка

Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.
Д. Дидро.

Книги пишутся не для моли, а для людей.
Я.А. Коменский.

  • Актуализировать знания родителей по проблеме снижения читательской активности среди детей, значения книги в жизни младшего школьника.
  • Развивать у детей читательский интерес и потребность в чтении.

Подготовительная работа: анкетирование, анализ читательских интересов учащихся, подготовка памятки родителям.

Анкета для учеников:

  1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?
  2. Нравится ли тебе читать книги?
  3. Какие книги ты читаешь с удовольствием?
  4. Нравится ли тебе получать книги в подарок?
  5. Какую книгу ты теперь читаешь?
  6. Тебе ее подарили или ты взял ее в библиотеке?
  7. У вас дома много книг?
  8. Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?

Анкета для родителей:

  1. Нравится ли вашему ребенку читать книги?
  2. Сколько времени он проводит за книгой?
  3. Вы убеждаете своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
  4. Какие книги он предпочитает?
  5. Как вы поощряете его читательские стремления?
  6. Дарите ли вы своему ребенку книги?
  7. Есть ли у вас на этот счет какие-то убеждения?
  8. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?
  9. Считаете ли вы себя активным читателем?
  10. Являетесь ли вы примером для свого ребенка в чтении книг?

Памятка родителям по развитию читательского интереса у детей

Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжную реликвию своей семьи.

Желательно подписать ребенка на интересный детский журнал.

Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.

Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями.

Материалы, используемые для проведения родительского собрания

I. Вступительное слово.

В середине ХХ в. Педагоги и психологи во всем мире стали бить тревогу из-за падения читательской активности детей и молодежи. Исследователи отмечают, что за последнее десятилетие в России:

Возросло число детей, читающих только по школьной программе;

Все меньше детей и подростков стало проводить свое свободное время за чтением;

Замедляется вхождение ребенка - дошкольника в книжную культуру;

По мере взросления интерес к чтению у ребенка ослабевает;

Усиливается воздействие массовой культуры на круг чтения детей и подростков (растет популярность детективов, триллеров, книг по мотивам телесериалов);

Большинство детей и подростков относятся к чтению только как к средству развлечения.

О том, почему многие дети не любят и не хотят читать, как развить у ребенка читательский интерес и потребность в чтении, мы и поговорим и сегодня.

II. Анализ анкетирования.

III. Анализ читательских интересов детей.

IV. Причины нелюбви ребенка к чтению и их преодоление.

Психологи считают: нелюбовь к чтению связано с тем, что ребенку просто не интересно читать . Для многих детей прочитанное остается набором событий имен названий, потому что у них недостаточно развито образное мышление. Книги представляются скучными, так как ребенок не способен "увидеть" те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Чтобы помочь ребенку научиться "вживаться" в книгу, необходимо развивать образное мышление.

Вот какие приемы можно использовать:

  • Разыгрывать с ребенком сценки из прочитанной книги, экспериментировать с сюжетом (добавлять других героев, изменять окончание).
  • Рисовать вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывать, как выглядит тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.
  • Искать в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги (например, несете бабушке гостинцы, как Красная Шапочка).
  • Сравнивать прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами, обсуждать, что совпадает в телеверсии, а что нет.
  • Учить ребенка пользоваться цитатами из прочитанной книги. Цитировать подходящие к случаю стихи.
  • Читать по ролям - Вы и ребенок вдвоем или с подключением других членов семьи.

Благодаря этим приемам содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым. Кроме того, они способствуют развитию воображения и речи ребенка.

Следующая причина нелюбви ребенка к чтению, которую называют психологи: детям всегда нравится то, что хорошо получается . Если читаешь медленно, любая книжица кажется непосильной, становится скучно. Скорость чтения - один из самых важных факторов, влияющих на успеваемость ученика.

Рассмотрим приемы, помогающие повысить скорость чтения:

  • Помогая ребенку учиться читать быстрее, нужно читать с ним часто, но "маленькими порциями" - не полтора часа подряд, а три - четыре захода по пять минут (непрерывное чтение в слух должно занимать у первоклассника восемь - десять минут, у второклассника - десять - пятнадцать минут).
  • Если ребенок не очень любит читать, то дома ему необходим режим щадящего чтения. После прочтения одной - двух строчек "чтец" должен иметь кратковременный отдых (строчку читает ребенок, строчку - Вы).
  • Можно использовать жужжащее чтение (один из элементов обучения в школе Василия Сухомлинского). Каждый из членов семьи читает отведенный текст в своей книжке с индивидуальной скоростью, вполголоса. Тренировка длится всего пять минут несколько раз в день, а эффект огромный!
  • Чтение перед сном тоже дает хорошие результаты.
  • Ритуал совместного вечернего чтения - прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить волнующие Вас вопросы, подобрав для чтения книги с соответствующей тематикой.

Как организовать работу дома с плохо читающими детьми.

  • Необходимо создать дома спокойную, удобную для чтения обстановку.
  • В течение дня выделить время для чтения, удобное ребенку.
  • Когда ребенок читает, находиться поблизости, но не сидеть у него над душой.
  • Если ребенку сложно читать самостоятельно, то на первых порах читайте ребенку вслух заданный текст, затем он читает его самостоятельно.
  • Проявлять интерес к тому, что читает ребенок.
  • Отмечать каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным).

На видном месте дома повесьте список достижений ребенка в чтении (сколько книг прочитано, и за какой срок).

V. Подведение итогов.

Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса у ребёнка в семье. Работа с памятками, подготовленными к собранию. Их обсуждение.

VI. Заключение.

Прививая ребенку культуру чтения, давайте помнить, что самый главный пример для него вы сами. Сложно убедить ребенка в полезности и увлекательности чтения, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры и компьютеры.

Чтение было и остается основным средством приобщения ребенка к культуре. Поэтому так важно развивать и поддерживать у детей любовь и интерес к чтению.

Литература.

  1. Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку. Справочник для неравнодушных
  2. родителей.- Екатеринбург: У - Фактория, 2003.
  3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы. - М.: Вако, 2004.
  4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы. - М.: Вако, 2006.
  5. Кравцова М. Если ребенок не любит читать. - М.: Эксмо, 2003. - 64 с.
  6. Луговская А., Кравцова М. М., Шевнина О. В. Ребёнок без проблем! Решебник для родителей. - М.: Эксмо, 2008. - 352 с.
  7. Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. - М.: Творческий центр "Сфера", 2003.

Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, какие книги этого писателя он уже читал и что он знает о нём, встречались ли ему уже рисунки художника- иллюстратора книги.

Просмотр содержимого документа
«Как воспитать у ребёнка любовь к чтению.»

«Как воспитать у ребёнка любовь к чтению»

План беседы

Выбор книги для чтения.

Как надо рассматривать иллюстрации в книге.

Беседа с детьми о прочитанном.

Гигиена чтения.

Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и законна их тревога, если ребёнок не любит книги. "Что надо сделать, чтобы ребёнок полюбил чтение?” – часто спрашивают они. "Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них”.

Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что стоит купить книгу, как она сразу понравится ребёнку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу.

Но сами выбирать книгу они не могут. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения.

Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы ""Что читать детям"". Они имеются в каждой школьной и районной библиотеке. В эти списки, составленные с учетом возраста детей, включены произведения художественной и научно – популярной литературы, книги классиков и современных писателей, русская и зарубежная литература, поэзия и проза.

Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста.

Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, рассказы о войне и героях, о мирном труде взрослых и детей, о школе, о музыке, искусстве.

Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы детей. Ребята, особенно мальчики, часто увлекаются только приключенческой литературой. Эта тяга к приключениям, острым, захватывающим сюжетом вполне естественна, но надо направить ее в нужное русло. Надо проследить, чтобы книги приключенческого жанра не были единственными в чтении детей, чтобы в их руки не попадали книги, предназначенные для взрослых.

Если ребенка особенно интересует жизнь растений или животных, новые машины, путешествия, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения.

Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно– популярной литературе. Учащиеся должны читать доступные для них книги географии, естествознанию, технике.

Родители должны помочь ребёнку развивать технику чтения, для этого надо упражнять его в чтении вслух, чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, с интересной фабулой и небольшие по объёму, чтобы ребёнок смог быстро прочитать их.

В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает у детей интерес к книге.

Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлечённый событиями книги и желанием узнать, что произойдёт с героями книги дальше, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые должны потом спросить его, о чём он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь всегда сам он будет читать.

Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения книг, то, конечно, приохотить ребёнка к чтению бывает труднее.

Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, какие книги этого писателя он уже читал и что он знает о нём, встречались ли ему уже рисунки художника– иллюстратора книги.

Надо чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь.

Для детей младшего школьного возраста большое воспитательное значение имеет просматривание иллюстраций. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Многие картинки дают возможность представить себе те явления и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно.

Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах: живя далеко от моря, увидеть пароходы и бушующий океан, узнать, как живут дети в других государствах.

Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали.

Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая, ребёнок развивает свою речь, у него вырабатывается умение выделять главное в книге. В процессе рассказа более четко формируется отношение к поступкам героев, к описываемым событиям. Если ребёнок затрудняется на первых порах рассказать о прочитанном, надо помочь ему с помощью вопросов: что ты узнал из книжки? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?

Вопросы о прочитанном важны и потому, что родители могут проконтролировать чтение ребёнка: всю ли книжку он прочитал, всё ли понял в ней, правильно ли его мнение о поведении героев. Такие вопросы дисциплинируют детей, позволяют более внимательно читать и запоминать прочитанное. Надо поощрять стремление детей нарисовать самому картинку к прочитанному.

Очень хорошо если в семье практикуются совместные чтения книг вслух. Это сближает детей и родителей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.

Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера, когда все сядут вместе и будут читать. Читать вслух следует по очереди, сегодня читает отец, завтра сын и т. д. Чтение вслух– полезная тренировка для детей: они привыкают читать выразительно, громко и чётко.

Надо определить продолжительность чтения не более 45 минут с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книге.

Хорошо когда родители и дети делятся впечатлениями о книге. Если возникает спор, если дети будут высказывать неправильное мнение, надо в тактичной форме помочь им разобраться в прочитанном.

В семье воспитывается культура обращения с книгой. Во-первых, надо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из неё картинки. Особенно надо бережно относиться к библиотечной книге. Её надо обернуть в чистую бумагу и, прочитав, сдать точно в срок.

Необходимо также приучать детей соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки ребёнка, свет от неё не должен попадать в глаза, а падать только на поверхность стола, где лежит книга. При чтении следует давать короткий отдых глазам.

Памятка для родителей

1. Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.

2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.

6. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте.

7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя реликвии своей семьи.

12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.

Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

БЕСЕДА

С РОДИТЕЛЯМИ НА ТЕМУ

«Как воспитать у ребёнка

любовь к чтению»

Как воспитать у ребёнка любовь к чтению

Примерный план беседы

  1. Выбор книги для чтения.
  2. Что делать, если ребёнок не любит читать.
  3. Как надо рассматривать иллюстрации в книге.
  4. Беседы с детьми о прочитанном.
  5. Гигиена чтения.

В беседе учитель подчёркивает значение для успешного обучения ребёнка по всем предметам его умения читать, интерес к книге. Иногда ребёнок затрудняется решить задачу только потому, что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения.

В I классе ученики начинают самостоятельно читать, им позволяют брать книги из школьной библиотеки. У многих ребят появляется собственная домашняя библиотечка. Дети рассказывают друг другу о прочитанных книгах. Им хочется быть похожими на любимых литературных героев.

Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и законна их тревога, если ребёнок не любит книги. «Что надо сделать, чтобы ребёнок полюбил чтение? – часто спрашивают они. – Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них».

Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что стоит только купить книгу, как она сразу же понравится ребёнку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу.

Большинство младших школьников любит читать. Но сами выбрать книгу они не могут. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения. Некоторые родители ошибочно считают, что любое чтение полезно, а другие думают, что за чтением детей должны следить учитель и библиотекарь и роль родителей в этом деле невелика. Действительно, и учитель и библиотекарь следят за чтением детей, но не всегда они могут оградить учащихся от книг, предназначенных не для них. Только совместные усилия библиотекарей, учителей и родителей могут повлиять на правильное развитие детского чтения.

Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы «Что читать детям». Они имеются в каждой школьной и районной библиотеке. В эти списки, составленные с учётом возраста детей, включены произведения художественной и научно-популярной литературы, книги классиков и современных писателей, русская и зарубежная литература, поэзия и проза.

Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста. Поэтому целесообразно придерживаться тех рекомендаций, которые даны в списках для чтения. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Это часто бывает вредным, потому что младшие школьники не могут полностью понять и осознать всю глубину произведения. Они воспринимают его поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать поверхностно, пропуская описание природы, характеристики героев, рассуждения автора.

Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, рассказы о войне, о мирном труде взрослых и детей, о школе, о музыке, искусстве.

Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы детей. Ребята, особенно мальчики, часто увлекаются только приключенческой литературой. Эта тяга к приключениям, острым, захватывающим сюжетам вполне естественна, но надо направить её в нужное русло. Надо проследить, чтобы книги приключенческого жанра не были единственными в чтении детей, чтобы в их руки не попадали книги, предназначенные для взрослых.

Если ребёнка особенно интересует жизнь растений или животных, новые машины, путешествия, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения.

Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе. Учащиеся IY класса должны читать доступные для них книги по географии, естествознанию, технике.

Родители должны помочь ребёнку развить технику чтения. Для этого надо чаще упражнять его в чтении вслух, чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения.

Иногда дети не любят читать потому, что их первые самостоятельные книжки были скучными, они не задели ни мысли, ни чувства ребёнка, прошли мимо его сознания. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, с интересной фабулой и небольшие по объёму, чтобы ребёнок смог быстро прочитать их. Если родители затрудняются в выборе книги, не знают, какую книгу купить, надо посоветоваться с учителем или библиотекарем.

В воспитании любви к книге у детей школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает у детей интерес к книге.

Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлечённый событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт дальше с героями, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые потом должны спросить его, о чём он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он всегда сам будет читать.

Следующую книгу можно читать так же. Постепенно ребёнок приобретает вкус к самостоятельному чтению. Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какой-либо книги. Младший школьник обязательно спросит: «А что дальше? Расскажи, что потом было?» В ответ надо дать книгу: «Вот прочти. Ты здесь узнаешь о многом очень интересного».

Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорить о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения или в доме нет книг, то, конечно, приохотить ребят к чтению бывает труднее.

Учитель рассказывает родителям, как ребёнок должен читать книгу. Надо приучить детей начинать чтение с обложки и титульного листа книги, на которых приводится фамилия матери, художника, сделавшего рисунки к книге, издательство и год издания. Дети, как правило, не обращают внимания и не стараются запомнить эти данные о книги. «Я забыл, кто написал книгу». «А зачем запоминать, кто написал книгу, ведь про что написано, я помню». «Я всех писателей путаю и никак не могу запомнить, кто написал какие книги». – нередко можно слышать от детей.

Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, чтобы они запоминали фамилии автора и художника и название книги. Полезно бывает перед началом чтения спросить ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал и что он о нём знает, встречались ли ему уже где-нибудь рисунки художника – иллюстратора книги.

Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав пять-шесть страниц, заглядывают на последнюю страницу – чем кончилось? Прочитав окончание книги и, узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропускают целые куски или главы книги, а иногда просто оставляют её. Родители внимательно должны следить за тем, чтобы у детей не появлялась такая вредная привычка. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события в книге, чем они кончаются.

Для детей младшего школьного возраста большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Многие картинки дают возможность представить себе те явления и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно. Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах; живя далеко от моря, увидеть пароходы и бушующий океан, узнать, как живут дети в других государствах.

Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечая интересные детали. Часто дети, хотя и смотрят на картинки, на не всё видят в них. Поэтому большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребёнок внимательно рассмотрел изображаемое. Что нарисовано на этой картинке? Как зовут изображённых на ней действующих лиц? Что они делают? Хорошо ли поступают? Что выражают их лица?

Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая, ребёнок развивает свою речь, у него вырабатывается умение выделить главное в книге. В процессе рассказа более чётко формулируется отношение к поступкам героев, к описываемым событиям.

Если ребёнок затрудняется на первых порах рассказать о прочитанном, надо помочь ему с помощью вопросов: что ты узнал из книжки? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?

Вопросы о прочитанном важны и потому, что родители могут проконтролировать чтение ребенка: всю ли книжку он прочитал, всё ли понял о ней, правильно ли его мнение о поведении героев. Обычно в библиотеках детям задают такие вопросы: это очень дисциплинирует их, заставляет более внимательно читать и запоминать прочитанное.

Очень хорошо, если в семье практикуются совместные чтения вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.

Прежде всего, нужно выбрать интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера, когда все сядут вместе и будут читать. Читать вслух следует по очереди, сегодня папа, завтра мама, затем ребёнок. Чтение вслух – полезная тренировка для детей: они привыкают читать выразительно, громко и чётко. Надо определить продолжительность чтения, не больше 45 минут с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книгам. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о книге. Если возникает спор, если дети будут высказывать неправильные мнения, надо в тактичной форме разобраться в прочитанном.

В семье воспитывается культура обращения с книгой. Во – первых, надо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страницы, вырезать из неё картинки и страницы. Особенно бережно надо относиться с библиотечной книгой. Необходимо также приучить детей соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки ребёнка. При чтении следует давать короткий отдых глазам через каждые 45 – 50 минут.


error: