Современные писатели ужасов зарубежные. Какие лучшие писатели в стиле хоррор

Список самых страшных поможет вам выбрать себе литературное произведение на вечер, если вы хотите пощекотать себе нервы. Естественно, для этого подойдут не только фильмы, но и романы, леденящие душу рассказы и новеллы. Писатели во все времена уделяли достаточно много внимания этому жанру, поэтому при желании удастся найти произведение на любой вкус.

В списке самых страшных книг ужасов первое место отводится произведению Стивена Кинга. Это признанный мастер литературного хоррора. Одна из самых его известных книг - роман "Кладбище домашних животных", написанный в 1983 году.

Это постмодернистский в котором семейная пара Кридов с двумя детьми переезжает в город Ладлоу. По соседству с новым жилищем дети постоянно хоронят своих питомцев. Глава семейства Луис получает предупреждение от своего уже умершего пациента, который запрещает ему ходить в лес, расположенный за кладбищем домашних животных. Но тот неоднократно нарушает этот запрет. Кинг в своем романе эксплуатирует страх потери ребенка и некрофобию, то есть боязнь трупов и похоронных принадлежностей.

Интересно, что идея этого романа, который вошел в список самых страшных книг ужасов, родилась у него, когда писатель похоронил своего кота Смаки. Когда Кинг закончил роман, то посчитал его настолько жутким, что поначалу даже не хотел отдавать его в печать. Но из-за проблем с деньгами все-таки согласился на издание.

Англоязычная публика восторженно восприняла роман, согласившись, что это одна из самых страшных книг ужасов. "Кладбище домашних животных" получило премию "Локус". Критики, которым роман не понравился, отмечали, что природа страхов, описанных в книге, была весьма поверхностно исследована автором. Произведение Кинга было впервые экранизировано в 1989 году режиссером Мэри Ламберт, в 2019 году ожидается еще одна экранизация. Роман заслуженно признан самой страшной книгой ужасов в мире.

2. "Колыбельная"

На втором месте размещен роман "Колыбельная", который американский писатель написал в 2002 году. С тех пор он включен в списки самых страшных книг ужасов.

По сюжету журналист Карл Стрейтор исследует синдром внезапной смерти младенцев. Это реально существующая патология, когда малыш может практически мгновенно умереть в своей кроватке или на руках у родителей. Репортер выясняет, что дети умирают после того, как им читают старинную африканскую колыбельную. Изначально ее произносили над ранеными или безнадежно больными, когда племени необходимо было переезжать на новое место. Оказывается, что песня действенна до сих пор. От нее начинают умирать люди вокруг Карла - его редактор, шумный сосед, а также прохожие, которые просто встречаются ему на улице.

Параллельно в этой страшной книге ужасов рассказывается о хитроумном риэлторе Эден Бойль, которая пользуется этим заклинанием в своих корыстных целях. При этом у нее много и других странностей, которых всегда хватает у жутких героев Паланика. Например, преимущественно она продает дома, заселенные полтергейстом или призраками. Она получает эксклюзивное право на их продажу, наживаясь на том, что владельцы меняются каждые несколько месяцев.

3. "Оно"

Не удивительно, что у мастера литературного хоррора не одно произведение попало в список самых страшных книг ужасов. В 1986 году он написал роман "Оно", в котором затронул сразу много важных для себя тем - силы объединенной группы людей, власти памяти, влиянии травм, полученных в детстве, на взрослую жизнь. Произведение находится на третьем месте.

В центре повествования оказываются семеро друзей из небольшого вымышленного американского городка под названием Дерри, который находится в штате Мэн. Им приходится сразиться с чудовищем, которое раз в несколько лет пробуждается, чтобы убивать детей. При этом способно принимать практически любую физическую форму, маскируясь под то, чего человек боится больше всего. Повествование в этой очень страшной книге ужасов параллельно ведется в нескольких временных интервалах. Один соответствует детству главных героев, а второй - их взрослой жизни.

Примечательно, что изначально злодей задумывался как тролль под мостом, но потом автор решил развивать идею, формируя собирательный образ различных монстров. В этом существе присутствуют черты оборотня, вампира и даже инопланетной формы жизни.

На поведение детей Кинг проецировал собственные детские воспоминания. За первый же год роман был продан тиражом более двух с половиной миллионов экземпляров, войдя в топ страшных книг ужасов. Книга вошла сразу в несколько списков самых жутких произведений столетия и тысячелетия, хотя некоторые критики отмечали, что повествование получилось затянутым, запутанным и перегруженным, а финал оказался не самым удачным.

Другим, наоборот, понравилась идея с двойной системой повествования, большим количеством героев, историческими интермедиями. Много споров ходило вокруг сцен подросткового секса, описанных в романе.

В списке очень страшных книг ужасов на четвертом месте находится произведение американца Говарда Филлипса Лавкрафта, роман "Хребты безумия". Он был написан в 1931 году, став ключевым произведением цикла мифов о Ктулху.

Книга рассказывает про геолога Дайера, который пытается убедить остальных ученых отправить научно-исследовательскую экспедицию вглубь Антарктиды. Так открываются жуткие детали предыдущих экспедиций, в которых уже участвовал Дайер.

В 1930 году исследователи при бурении сланцевых пород нашли отпечатки неизвестных живых существ. Через какое-то время обнаружились горы, по высоте сравнимые с Гималаями. Сам Дайер их назвал Хребтами безумия. У подножия был разбит лагерь, во время бурения в пещере нашли еще больше останков древнейших животных.

На этом находки не закончились. В самой пещере оказались жуткие существа, описанные в оккультной книге "Некрономикон" с перепончатыми крыльями и щупальцами. Когда на следующий день группа исследователей не вышла на связь, второй отряд Дайера отправился в их временный лагерь.

Ураган огромной силы практически уничтожил его. Практически все оборудование было испорчено. К тому же пропали экземпляры таинственных существ, а также одежда, припасы и многие вещи членов группы. Тела людей и собак были изуродованы. Это завязка романа, который входит в список топ-10 самых страшных книг ужасов.

Еще один мастер пугать читателя, основатель детективного жанра - американец Эдгар Аллан По. Он преимущественно писал новеллы и рассказы. К этому же жанру относится одно из его самых жутких произведений, которое входит в список страшных книг ужасов, где размещается на пятом месте, - "Падение дома Ашеров".

Впервые оно было опубликовано в 1839 году. В самом начале рассказчик получает послание от своего друга юности Родерика Ашера и отправляется в его имение. Еще при приближении к дому он обращает внимание на мрачный пейзаж, который окружает все вокруг. А едва заметная трещина рассекает все здание снизу доверху.

От хозяина дома он узнает про загадочную наследственную болезнь, из-за которой все чувства Ашера мучительно обостряются, он не может переносить яркий свет, кричащие краски, громкие звуки. Вся его жизнь в последнее время проникнута жутким страхом.

Родерик убежден, что в доме поселилась некая сила, которую он не в силах вычислить. Рассказчик выясняет, что болеет и сестра Ашера, она ко всему равнодушна, буквально тает с каждым днем. А в последнее время ее состояние особенно ухудшается.

Рассказчик и Родерик много общаются, как старые приятели, как-то хозяин дома исполняет песню "Обитель привидений", рассуждая затем о том, что растения способны чувствовать и понимать, что происходит вокруг них. Из-за этого в окрестностях их дома постоянно сгущается атмосфера, которая веками оказывает влияние на судьбу их семейства.

Наконец, умирает его сестра леди Мэдилейн. Родерик просит помощи у рассказчика спустить тело в подземелье до похорон. Они закрывают гроб и запирают железную дверь. Тревожность Родерика после этого только усиливается, со временем она передается и рассказчику. Примерно через неделю перед бурей они слышат странные удары, природу которых не могут установить. Ашер открывает окно и наблюдает за бушующей стихией.

Тогда Родерик рассказывает, что в действительности они похоронили сестру заживо, он это понял, благодаря обостренным чувствам, но боялся признаться. В этот момент распахивается дверь и в комнате оказывается леди Мэдилейн, она измучена и вся в крови. Падая на руки брату, она увлекает за собой его уже бездыханной тело.

Рассказчик в ужасе убегает, замечая, что трещина, которую он заметил в самом начале, расширяется. Произведения По заслуженно входит в число самых страшных книг ужасов в мире.

В отзывах о произведении всегда можно найти упоминания, что этот рассказ стал эталоном для готической литературы. У По появилось множество подражателей и последователей.

6. "Франкенштейн"

Фантастический роман "Франкенштейн, или Современный Прометей" был написан в 1816 году. Это английское произведение, которое было анонимно опубликовано спустя два года после этого. Историю жизни ученого Виктора Франкенштейна всегда можно встретить среди 10 самых страшных книг ужасов.

Исследователи желает постичь тайну зарождения жизни, а также научиться оживлять безжизненную материю. Для этого он создает искусственного человека из частей трупов нескольких людей. Но затем осознает, что сотворил, и отказывается от своего детища. Безымянное чудовище все ненавидят из-за его уродства, и оно начинает преследовать своего создателя.

Роман "Франкенштейн", который входит в топ самых страшных книг ужасов, органично совмещает в себе элементы, которое присущи романтическим и готическим произведениям, а также в целом научной фантастике. Это один из первых романов, в котором для создания чудовища применяются научные методы, так что Шелли можно назвать основоположницей научной фантастики.

Интересно, что первую версию романа писательница создает, когда отдыхает на швейцарской вилле с Байроном и друзьями. По предложению классика английской поэзии, все члены компании сочиняют жуткие рассказы. Прообразом главного героя для Шелли стал алхимик Иоганн Конрад Диппель, который работал в XVII веке в германском замке Франкенштейн.

Поклонники этого романа сразу обращают внимание, что это не столько мистическое, сколько философское произведение. Здесь автору важнее не напугать читателя, а рассказать о трагедии существа, которое стало ненужным даже своему создателю.

7. "Призрак дома на холме"

Еще одного претендента на попадание в список самой страшной книги ужасов в мире тоже создала женщина. Это роман американской писательницы Ширли Джексон "Призрак дома на холме". Сегодня произведение находится на седьмом месте.

В нем рассказывает про доктора Джона Марквея, который изучает паранормальные явления. Чтобы продвинуться в своей работе, он приглашает нескольких людей с обостренными экстрасенсорными возможностями, чтобы они вместе провели несколько дней в так называемом Доме на Холме, который считается зловещим. В этой страшной книге ужасов утверждается, что в нем живут призраки.

Предложение доктора принимают две девушки - Теодора и Элеонор Ленс и потенциальный наследник самого дома Люк Сэндерсон.

Судя по всему, в Дом на Холме вселились духи его прежних владельцев. Он сразу бросает вызов отважным исследователям, пугая их подозрительными звуками, стуками, неведомо откуда появляющимся холодом. Особенно внимательно паранормальные силы относятся к девственнице Элеонор, которая крайне неуверенна в себе. Ее история напоминает судьбу сиделки последней хозяйки дома. Теодора испытывает влечение к ней, параллельно рассчитывая завязать отношения с доктором Марквеем.

Этот странный любовный треугольник разрушает внезапный приезд супруги ученого Грейс, которая сразу заявляет, что ее муж занимается ерундой, она готова это доказать, в одиночку переночевав в самой жуткой комнате в доме. Всю ночь обитатели слышат странные звуки из комнаты, где остановилась Грейс, а на утро она пропадает.

Элеонор, которая мысленно желала гибели сопернице, винит себя в ее исчезновении. Она решает следовать зову дома и отправляется вверх по неустойчивой винтовой лестнице, за ней идет и доктор. Когда Элеонор видит в окне Грейс, то понимает, что дом забрал жену исследователя вместо нее.

Марквей решает завершить эксперимент, но Элеонора отказывается уезжать. Только поддавшись уговорам, она садится в автомобиль, но, следуя по дороге через парк, снова видит Грейс и врезается в дерево. Супруга ученого в этом время действительно находилась в парке. Как потом выяснилось, именно на этом месте погибла жена человека, который давным-давно построил этот дом.

"Изгоняющий дьявола" - знаменитый роман американского писателя Уильяма Питера Блэтти, что стоит на восьмом месте в списке. В нем рассказывается о священнике Ланкастере Меррине, который участвует в археологических раскопках на севере Ирака, именно там находят голову демона Пазузу.

В это же время в Вашингтоне в Джорджтаунском университете у молодого священника Карраса умирает мать, которая долгое время находилась в психиатрической больнице. Он тяжело переживает ее кончину, обращается к начальству с просьбой разрешить на время отстранить его от обязательных служб.

Еще одна героиня романа - Крис МакНил, которая принимает участие в съемках фильма на территории университетского городка. У ее дочери, которой 12 лет, начинают происходить странные приступы. Мать ведет ее к доктору, с которым девочка начинает себя вести необычно агрессивно. Ее припадки, во время которых дрожит кровать, случаются все чаще. Во время приступов беспамятства Риган начинает говорить странным мужским голосом и совершать необычные телодвижения. Врачи подозревают у нее заболевание мозга, но обследования не подтверждают этого диагноза.

Вскоре при загадочных обстоятельствах погибает режиссер фильма, у которого снималась Крис. Он выпадает из окна комнаты Риган. Убийство расследует детектив Киндерман. Он находит возле трупа мужчины статуэтку, которую сделала девочка. Киндерман подробно расспрашивает о произошедшем отца Карраса, желая связать смерть режиссера с еще одним преступлением - осквернением статуи девы Марии. Между тем врачи впадают в отчаяние, не зная, как дальше лечить Риган. Они советуют Крису попробовать обратиться за помощью к экзорцистам. Девушка идет на встречу с отцом Каррасом.

Пока священник обследует девочку, она объявляет жутким голосом, что ее зовут Дьявол. Каррас списывает это на психоз, считая, что девочка сошла с ума. Усомниться в этом ему приходится, когда Риган начинает разговаривать на странном языке, которым оказывается английский, перевернутый задом наперед. Карраса терзают сомнения, но он все-таки просит разрешения у католической церкви на проведение обряда экзорцизма.

Опытный экзорцист Меррин приезжает проводить обряд из Вашингтона. Изгнать злой дух из Риган они пытаются вдвоем с отцом Каррасом, демон начинает им угрожать, в результате Меррин умирает от внезапного сердечного приступа. Риган зловеще хихикает, когда Каррас безуспешно пытается спасти Меррина. Видя, что это бесполезно, Каррас бросается на девочку, требуя, чтобы демон переселился в него, освободив ребенка. Демон на это соглашается, но как только это происходит, Каррас, у которого наступает момент просветления, выбрасывается в окно. Риган после этого быстро поправляется, вместе с матерью они навсегда уезжают из этого города.

Это нестареющая классика хорошего и добротного произведения жанра ужасов. Смесь мистики и религии всегда находит отклик у читателей и обеспечивает превосходные отзывы.

9. "Дракула"

Страшные история в книге ужасов Брэма Стокера "Дракула" делают и эту книгу одной из самых жутких и относят ее на девятое место. Роман был написано в 1897 году, затем неоднократно экранизирован, его главный герой граф Дракула стал одним из самых популярных киноперсонажей XX столетия.

Книга рассказывает про юного юриста Джонатана Харкера, который едет в Трансильванию, чтобы оформить сделку с недвижимостью местному аристократу по имени Дракула.

Тот покупает заброшенное аббатство. Но обычная сделка оборачивается несколькими месяцами леденящего душу ужаса для юриста. Оказывается, что Дракула - бессмертный вампир, которому необходимы новые владения. Он оставляет Харкера на расправу трем своим невестам, тоже кровопийцам, а сам покидает замок в ящике с землей из его родных мест.

Невеста Джонатана Мина Мюррей приезжает к своей подруге Люси в прибрежный городок Уитби, куда вскоре прибывает загадочный корабль. На нем нет экипажа, только у штурвала находят труп капитана. В это время Люси начинает страдать от сильных кровопотерь, что вынуждает ее жениха Артура Холмвуда обратиться за помощью к доктору Сьюарду. Это близкий друг Люси, владелец клиники для душевнобольных.

Оказывается, что Сьюарда давно интересует его пациент, который представляется Рэнфилдом. Он ест пауков и мух в ожидании прибытия некоего всемогущего хозяина. Проконсультироваться по поводу состояния Люси Сьюард приглашает профессора Ван Хельсинга, который специализируется на редких заболеваниях. Тот сразу определяет, что дело во вмешательстве темных сил, прописывая ей переливание крови, а также непонятные для окружающих меры предосторожности, например, разложить в ее комнате чеснок. Ван Хельсинг догадывается, что поблизости вампиры, противостоять которым ему приходится не впервой.

Своим романом произвел на свет один из самых популярных сюжетов XX столетия, к которому не устают возвращаться до сих пор не только писатели, но и режиссеры. Это классическая книга, познакомиться с которой должен каждый.

10. "Зона ужаса"

Если говорить о современных книгах, то стоит обратить внимание на творчество Михаила Парфенова. У него самая страшная книга - "Зона ужаса". Это сборник популярного "отца отечественного хоррора", который находится на десятом месте в списке.

В этой книге чудовищем из далеких миров оказывается обыкновенная маршрутка, а армия насекомых атакует высотку в Митино. Пожилой мужчина сражается с монстром, в которого вселилась его престарелая мать, а паукообразная тварь ведет охоту на новорожденных.

Вот только некоторые сюжеты его жутких рассказов. Они отлично подойдут для любителей пощекотать себе нервы в конце рабочего дня.

Если ты следишь за книгами в жанре «хоррор», тебе наверняка знакомо имя Наиль Измайлов. Именно под этим псевдонимом писатель выпустил два романа ужасов - «Убыр» и «Убыр. Никто не умрет». Оба «Убыра» нам так понравились, что мы попросили Шамиля составить для тебя список книг, от которых становится по-хорошему жутко.

Итак, предоставляем слово Шамилю: «Мне всегда нравился не канон, а попытки его взломать или использовать в несвойственных целях. Потому и список получился несколько специфический. Могу лишь заверить, что каждый из пунктов этого списка не только заставлял меня трепетать по ходу пиэсы, но и отправлял в легкое грогги по итогам. Это, по-моему, один из главных критериев классного чтения. Я постарался обойтись без общеизвестных позиций. Авторы ранжированы по алфавиту».


    Биксби - типичный крепкий литературный ремесленник, написавший кучу сценариев для фантсериалов и рассказов для журналов с кричащими обложками. В историю вошел один - вот этот. Крохотный рассказ в блестящем переводе Аркадия Стругацкого (под псевдонимом - С. Бережков). «Мы живем хорошо!» сегодня выглядит, скорее, социальным, а в наших условиях еще и политическим памфлетом, но пугает не по-детски. Вернее, по-детски, что еще страшнее.

    Умные советские издатели и литературоведы обожали Брэдбери, поэтому активно позиционировали его как певца гуманизма и мастера философской фантастики. Фокус удался: фанаты сумели не запалить темную сторону творчества Брэдбери, который вообще-то гений жестокой притчи, - несмотря на то, что кусочки с этой стороны попадались, например, в составе классических «Марсианских хроник» («Будет ласковый дождь»), а по жуткому «Вельду» даже советское кино сняли. Теперь-то, конечно, Брэдбери издан более-менее весь, - но, например, его образцовый роман ужасов «Что-то страшное грядет» перепахал меня куда меньше, чем вычитанный по детству в журнале «Вокруг света» рассказ «Чертов колесо», из которого роман, собственно, и вырос.


  1. Мария Галина, «Малая Глуша»
  2. Мария Галина - типичный «свой среди чужих»: она по справедливости входит в топ авторов так называемой Боллитры (большой литературы), при этом плетет сюжеты из материала масслита - и получается про жизнь, не самую хорошую, но нашу. Действие первой части «Малой Глуши» происходит в благополучнейшей сонной Одессе 1979 года: шарашкина контора под названием СЭС-2, в обязанности которой входит защита данного участка советской границы от проникновения нематериальных угроз, прощелкала вторжение какого-то ужаса - и отвечать за это сотрудникам станции придется не только перед парткомом, судом и Москвой. Жизнью отвечать придется и душой. Совсем небольшая вторая часть разворачивается в 1987 году в угрюмой сельской местности, сквозь которую к заглавной деревне пробираются два упертых горожанина - чем-то явно ушибленных и на что-то явно надеющихся. После первой повести, размашистой и отчаянной, вторая, сдержанная и холодноватая, выглядит бледно - как и квестовый сюжет на фоне многолинейного действия «СЭС-2». Галина тянет-потянет эту бледноту с безжалостной выверенностью, а потом раздирает к шутам, к Малой Глуше - до вспышки во все небо и вялости в груди.


  3. Леонид Каганов, рассказы «Хомка» и «До рассвета» (нецензурная версия)

  4. Каганов aka lleo - профессиональный смеходел, гуру рунета и высокотехничный текстовик, умеющий писать что угодно про что угодно. Поэтому я не очень люблю его читать. А вот эту пару рассказов прочел - и проникся. Очень разные, по-разному безнадежные, одинаково страшные.


  5. Стивен Кинг, «Оно»
  6. Самый универсальный и серьезный хоррор от мужчины, сделавшего низкий жанр высокооплачивваемым и респектабельным. В этом романе почти всего слишком много - страха, светлых мечтаний, крови, страниц, убитых детей, первых чувств, насилия, любви, пьянства, перверсий, флэшбеков, - в общем, того, за что нормальные поклонники любят Кинга.

    Я ненормальный, и любимым у меня до сих пор остается роман «Мертвая зона», освоенный четверть века назад в журнале «Иностранная литература» и не имеющий к ужасам никакого отношения. «Оно» на втором месте. Книга, навсегда вписавшая образ жуткого клоуна в галерею вселенского зла, вышла в 1986 году. Но советские дети познакомились с этим образом двумя годами раньше: в 1984 году была опубликована блестящая повесть Владислава Крапивина «Праздник лета в Старогорске», в которой засланный инопланетянами клоун пугал подростков немногим меньше.


  7. Стивен Кинг, «Мизери»
  8. Помимо прочего Кинг интересен беспощадно прагматичным отношением к собственной персоне. Он сделал себя эпизодическим (и не самым привлекательным) героем эпопеи «Темная башня» - и драматические явления писателя Кинга пару раз спасли адски затянутый цикл от впадения в тягомотную бессмысленность. К менее откровенной эксплуатации собственной персоны Кинг прибегал вообще постоянно. Понятно, что так все поступают, - но не все раз за разом делают главным героем писателя. Кинг делал - и выигрывал, попутно закрывая смежные темы творческих кризисов, графомании, нейростимуляции и чего только не («Сияние», «Баллада о гибкой пуле», «Темная половина», «Тайное окно, тайный сад», далее почти везде). В «Мизери» автор закрыл тему ответственности перед поклонниками - да так, что большинство здравомыслящих беллетристов с тех пор уклоняются от общения с одинокими романтически настроенными фанатками с опытом работы в медучреждениях и топором в чулане.


  9. Андрей Лазарчук, рассказы «Мумия» и «Из темноты»
  10. Лазарчук вообще-то фантаст, который умеет и любит разнообразно пугать, как эпизодами (в спектре от психоделических схлопываний реальности в «Солдатах Вавилона» до беспощадной некромагии и хтонического холокоста «Кесаревны Отрады»), так и цельнозаточенными продуктами вроде повести «Там вдали, за рекой» (про прожорливых морлоков с окраины промплощадки).

    Но лично меня куда сильнее напугали два ранних рассказа - про поход детишек к вечно живому Ленину и про то, что даже взрослым людям не надо бояться темноты - надо бояться своей победы над страхом.

    Смертельно уставшая девочка-вампир и ее больной на всю голову квазипапа наводят шороху на ноябрьский Стокгольм 1981 года, в котором алкаши с ненавистью читают Достоевского, зачморенный герой скрывает энурез с помощью поролонового шарика в штанах, а жути в жизнь взрослых персонажей не меньше маниаков нагоняет советская подлодка, севшая на мель в шведских водах. Зябкая, но шикарная книга.

    Автор культовых фантастических саг и малозаметных хорроров выбился в культурную элиту, предложив читателю новый вариант конспирологии: Симмонс принялся крушить древние загадки дикими, но тщательно обоснованными способами решения. Наиболее успешным оказался первый опыт, в котором автор дважды обманывает ушлого читателя. Сначала - подсунув вместо ожидаемого триллера многословную, нудноватую и сугубо реалистическую реконструкцию отчета об арктическом походе кораблей «Эребус» и «Террор», которые сгинули в середине 19 века, отправившись на поиски Северо-Западного прохода к Канаде. По версии Симмонса, к традиционно губившим экспедиции догматичности планирования, чванливости командования и воровству поставщиков добавился главный несовместимый с жизнью фактор: живущее во льдах чудовище, которое выныривает из любого сгустка полярной ночи, походя перекусывает человека вместе с реей и любит выкладывать паззлы из фрагментов человеческих тел. Первые 500 страниц 900-страничного тома посвящены обстоятельному нагнетанию кошмара: экипаж сидит на промерзших кораблях, еженедельно сносит в кишашие крысами трюмы очередные трупы и с тоской смотрит в будущее. А читателю еще тоскливей. А потом Симмонс обманывает читателя еще раз, всунув его вместе с героями в концовку, представить которую было невозможно, и которая захватывает, как в детстве. И пугает соответственно.

    Не столько пугающий, сколько тревожно озадачивающий цикл сухих, жестких и очень цепляющих повестей, в каждой из которых герой, то комсомолец-двадцатипятитысячник, то красноармеец при летучем отряде НКВД, то спецврач, а то бомбила с грузовиком, сталкивается с чертилами и оборотнями, выскакивающими из подвалов и лесов воронежского захолустья. Многое, как положено у Щепетнева, объясняется происками Советской власти, сносящей церкви и взрывающей энергоблоки, но беспристрастному читателю автор, как, опять же, ему положено, дает понять, что большевики лишь сняли крышку с обустроенного не ими адского инкубатора. Пару раз Щепетнев, давно играющий с альтернативным течением истории, не удержался от того, чтобы грубо воткнуть классический сюжет в реальную деревенскую жизнь. Чтобы показать, например, как историю гоголевского «Вия» увидел бы левый путник, по партийной линии ночующий в церкви, пока Хому колбасят под крики «И ты, Брут!» Или как повернулись бы события в отеле «У погибшего альпиниста», если бы туда съехались естествознатцы да спецлаборанты, а вместо инопланетян шалили зомби с верволками. Вынужден доложить, что все равно ничего хорошего не вышло. Часть главных героев живой осталась - и то хлеб. Черный такой.


Желание пощекотать себе нервы и погрузиться в мрачную атмосферу присуще людям с давних времен. Книги ужасов писались и издавались еще в XIII веке, имея вид рыцарских готических романов, постепенно трансформируясь в истории про изгнание дьявола и про приведения, позже появились новеллы, пронизанные глубоким психологизмом. Накопив внушительную культурную историю, сегодня книги хоррор представлены самыми разными жанрами, которые граничат с фантастикой, фэнтези и детективом. Поэтому каждый может найти то, что ближе именно ему. Но лучшие книги ужасов объединяет то, что они провоцируют чувство страха и напряжения.

Столкновение с неизбежным, неопознанным, тем, что выше человеческого понимания – данная тема всегда будет актуальна для любой эпохи и любой страны. Мрачные средневековые замки предопределяли появление книг в жанре хоррор, так как таинственные уголки родовых поместий, забытые комнаты и семейные тайны заставляли задумываться о потусторонних силах. Технический прогресс середины XIX века, искренняя вера в разум, развитие естественных наук заставляли людей размышлять о столкновении природы и науки, поэтому появились книги ужасов о чудовищах, созданных человеком, который впоследствии теряет контроль над своим детищем. На рубеже веков популярной темой становится сам человек, исследование его внутреннего мира, постижение сокрытых от глаз тайн, поэтому главными героями становятся психические больные, маньяки и убийцы. Современная литература и писатели работают с самыми разными жанрами, соединяя опыт прошлых поколений.

Найдите свою книгу в жанре хоррор

Сайт «КнигоПоиск» позволяет отыскать подходящее произведение для вас. Если вам интересны ужасы, книги, список которых представлен на сайте, помогут вам окунуться в напряженную и леденящую кровь атмосферу. Но если вы еще не определись со своими любимыми авторами и направлениями, то это не беда. Рейтинг книг ужасов позволит вам найти лучшие образцы литературы, с которых вы можете начать. Читайте с умом и удовольствием!

8 ноября исполнилось бы 166 лет Брэму Стокеру, человеку, благодаря которому в массовой культуре более полутора веков обретаются вампиры. сайт вспомнил авторов, чьи сочинения в жанре ужасов до сих пор лишают сна многочисленных читателей.

Брэм Стокер был театральным критиком, а также импресарио знаменитого британского актера Генри Ирвинга. Вел бурную богемную жизнь, дружил с Конан-Дойлем, интересовался оккультизмом и восточноевропейским фольклором. Последнее увлечение, занявшее у Стокера восемь лет, обернулось в итоге романом «Дракула» (1897), имевшим фантастический успех. Книга пользовалась такой популярностью, что была даже выпущена отдельным тиражом в мягкой дешевой обложке. Никаких вампиров Брэм Стокер, конечно, не изобрел, но именно в его версии эти персонажи получили «признание», став частью мировой культуры. Прототип Дракулы, румынский средневековый князь Влад Чепеш, носивший прозвище Дракула (сын Дракона), кровь в буквальном смысле не пил, но в переносном - вполне: его выходки отличались запредельной жестокостью.

Франкенштейн пришел к своему создателю во сне: Мэри Шелли привиделся «бледный ученый», собиравший на операционном столе живое существо. Приняв вызов лорда Байрона, тогдашнего друга ее сестры, предложившего оперативно сочинить по рассказу, Шелли записала собственный сон, слегка его развив. Спустя некоторое время этот рассказ был дописан, превратившись в полноценный роман. Автору в тот год еще не исполнилось и двадцати; неудивительно, что первоначально «Франкенштейн» был издан под псевдонимом. Что до прототипа Виктора Франкенштейна, одна из версий гласит, что Шелли, сочиняя роман, держала в голове образ Иоганна Конрада Диппеля - немецкого алхимика, пытавшегося создать искусственного человека с помощью вываривания в чане отдельных частей тела.

Стивенсон не проходил по ведомству ужасов и не увлекался мистикой, - его занимали путешествия, романтика в любом виде и реальная жизнь. Тем не менее, писатель остался в истории благодаря не только «Острову сокровищ», но и «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» - книге, совсем на своего автора не похожей. Главный герой, страдающий раздвоением личности, каждая из сторон которой тянет его на себя, стал первым в многочисленном ряду персонажей-шизофреников мировой культуры, от Нормана Бейтса («Психо») до Бивиса и Горлума. Особенно полюбили эту тему двойственности создатели комиксов: нынче множество супергероев страдает потерей идентичности, будь то Халк или Зеленый Гоблин.

На самой известной своей фотографии, сделанной в год смерти, По выглядит неприятным опухшим типом, лицо которого тронуто гримасой желчи. Поводов для недовольства у поэта было достаточно: сложная личная жизнь, отсутствие должного признания, проблемы с алкоголем, бедность. Несмотря на все это (или, наоборот, благодаря), Эдгар По за свои сорок лет успел крайне много. Падение дома Ашеров, Аннабел Ли, Ворон, убийство на улице Морг, Бочонок Амонтильядо - эти имена и названия прочно вошли в литературный обиход. Персона этого американского классика и основателя жанра детектива - давно уже настоящий культ, со своими традициями, мифами и знаменитым тайным Поклонником - человеком с закрытым лицом, много лет посещающим могилу По в день его рождения.

Главная книга Лавкрафта, «Зов Ктулху», о страшном божестве превратилась в жанровый образец. Тексты писателя, малоизвестного при жизни, стали каноническими и новаторскими. Именно Лавкрафт заложил основы хоррора, связанного с нашествием внеземных сил, и создал свою собственную Вселенную, наполненную мифами. Традиция играть с выдуманными первоисточниками тоже принадлежит этому автору: упоминаемый им во многих книгах опасный «Некрономикон» свел с ума не один десяток конспирологов, уверенных, что такой манускрипт действительно существует.

Американский писатель, производивший в большом количестве pulp fiction - «дешевые» рассказы, в которых ужасы переплетались с фантастикой. В историю, однако, вошел романом «Психо». История маньяка Нормана Бейтса, помешанного на собственной матери, основана на случае Эда Гейна - одного из самых жутких серийных убийц, когда-либо известных миру. Арестованный в 1957 году, Гейн на протяжении долгих лет убивал и расчленял женщин, держа части их тел у себя в доме на видных местах. Спустя два года на прилавках книжных магазинов появился «Психо», имевший большой успех. Романом-расследованием эту книгу нельзя назвать, так же, как и стопроцентной выдумкой: Блох, знавший дело Гейна лишь в общих чертах, превратил реальную историю в повод для своих авторских фантазий. «Психо» так впечатлила режиссера Альфреда Хичкока, что он не только приобрел права на экранизацию, но и пытался скупить весь тираж, чтобы сохранить сюжет в тайне от будущих зрителей.

Скончавшийся летом этого года классик американской литературы благодаря активной дружбе с Голливудом известен всему миру. Относительно недавняя, 2007 года, экранизация главного романа Мэтисона, «Я - легенда», добавила автору новых поклонников, возможно, и не знавших, что блокбастер с Уиллом Смитом - четвертая по счету киноверсия книги. Мэтисон считается отцом-основателем темы зомби-Апокалипсиса; те писатели, кто сочиняет про пандемии, пришествия живых мертвецов и проч. (от Стивена Кинга до Макса Брукса с его «Войной миров Z»), так или иначе развивают его идеи.

Расхожее «король ужасов» при всей банальности соответствует сути. Кинг действительно писатель номер один в жанре хоррора; благодаря ему фобии, насилие, вампиры, потустороннее, стали частью большой культуры. Сам - тоже большой писатель, чья работоспособность и феноменальная любовь к литературе не могут не восхищать. Кажется, нет темы, на которую не высказался бы Кинг, нет жанра, в котором он себя не попробовал.

Автор десятков бестселлеров, формально идущий номером два в жанре после Стивена Кинга. Кунц - классический пример ремесленника, знающего свое дело и особо ни на что, кроме больших тиражей (а они у него зашкаливают - больше 100 миллионов) не претендующего (что тоже, конечно, немало). История, как жена Дина Кунца дала ему пять лет на то, чтобы тот написал бестселлер и разбогател, показательна и многое объясняет. Кунц в порядке - книги продаются и пишутся, Голливуд экранизирует (последняя киноадаптация - триллер «Странный Томас» с Антоном Ельчиным), но когда The New York Times пишет, что «Кунц читает Кинга и боится, Кинг читает Кунца и боится», уважаемое издание опрометчиво ставит между этими авторами знак равенства.

Также

Клайв Баркер. Британский многостаточник, известный в качестве сценариста и режиссера («Восставший из ада», «Кэндимен») чуть ли не больше, чем в качестве писателя. Баркер также сочиняет пьесы, ставит их в театрах, пишет эссе, продюсирует кино.

Кодзи Судзуки. Улыбчивый японец, который терпеть не может хоррор и предпочитает иметь дело с «нормальной» литературой, тем не менее, известен своей трилогией «Звонок».

Поиграть с собственными нервишками можно без экстремальных аттракционов или опасных ситуаций. Просто останьтесь дома с чашкой чая и книгой ужасов.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Чтобы собрать список «Самые лучшие страшные книги в мире — Топ-10», большого ума не надо. Всего лишь берешь самый растиражированный хоррор и находишь к нему подобные ужастики. Другое дело - подойти к этому делу ответственно, чтобы список состоял не только из атмосферных книг, но еще и очень интересных. И неважно, про оборотней ли они или про монастыри с призраками, ведь главным злодеем является не монстр, а изощренная фантазия самого читателя.

Стивен Кинг «Сияние»

В начале 1977 года в печать уходит книга, которая сделает Кинга «королем ужасов».

Учитель Джек Торранс бросает школу и отправляется в горный отель «Оверлук» работать сторожем, надеясь, что это подчеркнет его писательскую жилку. С ним за компанию отправляются его жена Венди и 5-летний сын Денни. У мальчика необычный дар ясновидения, а у его отца — типичный алкоголизм. Обе темы найдут отражение в произведении, а сам роман поглотит читателя, как отель «Оверлук» наших героев.

Стивен Кинг «Сияние»

Кодзи Судзуки «Звонок»

Мировая общественность хорошо знакома с экранизацией цикла романов «Звонок» японского писателя Кодзи Судзуки, а вот с оригиналом — нет. Впрочем, даже если вы знакомы с киноверсией хоррора, его прочтение не станет хуже.

Однажды в руки журналиста попадает мистическая видеокассета, которая унесла жизни четверых человек. По рассказам, через секунду после ее просмотра раздается телефонный звонок. Голос в трубке произносит: «7 дней». Р овно столько остается жить зрителю. Журналист Асакава Казуюки решает разобраться с этим проклятием.

Кодзи Судзуки «Звонок»



Говард Лавкрафт «Зов Ктулху»

Мифология Лавкрафта превратилась в отдельный культ его почитателей: существуют концепт-арты, анатомия монстров и настольные игры по безумному миру Аркхема.

Главная работа Лавкрафта - «Зов Ктулху» — рассказ, состоящий из трех связанных между собой историй. Их герои должны раскрыть тайны зловещего культа, который поклоняется самому Злу.

Говард Лавкрафт «Зов Ктулху»

Эдгар Аллан По «Падение дома Ашеров»

Пожалуй, самое старшее произведение в нашем списке. Эдгар Аллан По стоял у самых истоков жанра, а мистикой и мраком были пропитаны не только книги, но и сама жизнь писателя.

Главный герой получает тревожное письмо от своего старого друга Родерика Ашера, после чего отправляется к нему в поместье. Позже он узнает, что в его семье есть наследственная болезнь, а сам особняк притягивает к себе зловещую энергию.

Эдгар Аллан По «Падение дома Ашеров»

Клайв Баркер «Восставший из ада»

Мастер ужасов Клайв Баркер показал свой талант во всех сферах искусства: литературе, живописи, кинематографе и даже в видеоиграх. Однако будущий мастер хоррора начал свой большой путь именно с этой книги.

Мелкий преступник Фрэнк Коттон приобрел на рынке загадочную шкатулку, которая сулила своему хозяину фантастические наслаждения. Но он даже не мог и предположить, что шкатулка открывает врата в ад.

Клайв Баркер «Восставший из ада»

Юн Линдквист «Человеческая гавань»

Шведский писатель Юн Линдквист заработал себе имя еще с дебютным романом «Впусти меня». К своей четвертой истории он отточил свое мастерство и отправил в печать один из самых жутких рассказов.

Маяк можно по праву считать одним из самых зловещих образов в искусстве. С ним связана и светлая надежда, и безнадежное одиночество. «Человеческая гавань» повествует об истории одной семьи. Андерс и Сесилия, взяв за руки свою 6-летнюю дочь Майю, отправляются по льду до маяка, где девочка исчезает. Спустя 2 года отец возвращается на остров запивать свое горе, пока вдруг не появляется надежда, что его дочь жива.

Юн Линдквист «Человеческая гавань»

Рэй Брэдбери «Надвигается беда»

Фантаст и философ Рэй Брэдбери в 1962 году выпустил роман, который отличается не только тяжелым слогом и атмосферой, но и мистикой. Еще одно удивительное произведение Брэдбери, ломающее представление о реальности.

В провинциальный город приезжает цирк на колесах, который привозит с собой карусель. Правда, пока жители городка не догадываются, что кататься на дьявольском аттракционе - идея плохая.

Рэй Брэдбери «Надвигается беда»

Ширли Джексон «Призрак дома на холме»

Одна из самых спорных писательниц XX века Ширли Джексон стала известной благодаря рассказу «Лотерея», который вызвал резонанс в обществе. Это был мощный старт для ее писательской карьеры, однако лишь спустя 10 лет она напишет роман «Призрак дома на холме», который станет фундаментальным произведением для всего жанра.

Держатели этого дома не решаются остаться в нем даже на ночь, чего уже говорить о жизни. Ни хозяев, ни гостей стены дома не знали уже много лет, пока вдруг его не посещает шумная компания гостей. Исследователь паранормальных явлений доктор Монтегю снимает особняк для исследований феномена, который происходит в его стенах.

Ширли Джексон «Призрак дома на холме»

Брэм Стокер «Дракула»

Его имя навсегда останется связано с культурой жанра хоррор, ведь именно он внес в мировую культуру графа Дракулу и Ван Хельсинга.

Эти образы растиражированы, и уже мало кто знает, откуда они появились. Поэтому лучше лично познакомиться с первоисточником.

Брэм Стокер «Дракула»

Джо Хилл «Пожарный»

Казалось бы, природа отдыхает на детях гениев, но видимо с семьей Кинга она старается вдвойне. Джо Хилл — сын «короля ужасов», который не желает и близко подступать к лаврам отца. Поэтому начиная свой писательский путь, Джо проигнорировал титулованную фамилию, чтобы выйти из-под тени. И уже первая большая работа «Коробка в форме сердца» взяла «Премию Брэма Стокера» в номинации «лучший дебютный роман». Но мы посоветуем его самый свежий роман - «Пожарный».

По стране быстро распространяется инфекция. Люди покрываются необычной чешуей, которая спонтанно возгорается: миллионы погибли, и еще столько же заражены. Люди сбиваются в группы, чтобы устранять инфицированных, пытаясь остановить заразу. Однако есть человек, который научился контролировать болезнь, даже когда кожа воспламеняется.

Стивен Кинг: книги ужасов. Список

Личность Кинга сильна и непроста. Свой первый рассказ мастер написал в 7-летнем возрасте, а за свою 70-летнюю жизнь опубликовал 200 рассказов и 56 романов. А снятые по его работам фильмы «Побег из Шоушенка» и «Зеленая миля» занимают первые две строчки рейтинге «250 лучших фильмов» по мнению посетителей «КиноПоиска » — 9.191 и 9.176 соответственно.

Поэтому для такого гиганта словесности мы подготовили отдельную , где рассмотрели его лучшие работы.

Книги Р. Л. Стайна «Ужастики» — список

Что касается мистики для подростков, то в «наши детские времена» была популярна серия книг «Ужастики» американского писателя Роберта Лоуренса Стайна.

«Ужастики» представляют из себя цикл независимых повестей, на страницах которых дети и подростки убегали от монстров, призраков и прочей нечисти. Всего было выпущено 68 историй, а в 2015 году на большие экраны вышла кинокартина, посвященная этой культовой серии, где одну из главных ролей, самого писателя, сыграл Джек Блэк.

Позже автор выпустит серию «Ужастики-2», которая оказалась уникальной в своем роде произведением. Впервые писатель ввел интерактив в художественное произведение. Вся история шла не по порядку, указывая читателю, на какую страницу ему перейти дальше. А иногда книга даже предлагала сделать выбор, переводя читателя на одну из нескольких страниц. В зависимости от смекалки и везения читателя, герой либо спасался от злодея, либо погибал. Всего, как заверяли авторы, на страницах «Ужастики-2» было до 20 концовок. Поэтому перечитывать книгу - одно удовольствие. Всего было выпущено 13 книг серии, но мы выделим три:

  • «Ночь в лесу оборотней»;
  • «Он явился из Интернета»;
  • «Дневник сумасшедшей мумии».
error: