Vii. крестовые походы

Святая зелия ы первый поход. Петр Пустынник. Клермонский собор. Его главные вожди И Алексей Комнин. Трудности. Взятие Иерусалима. Иерусалимское королевство. Второй поход. Духовно-рыцарские ордена. Си. Бернар. Третий поход и Ричард Львиное Сердце. Плен Ричарда. Судьба Комнинов. Четвертый поход и Латинская империя. Монголы. Походы Людовика IX. Конец и последствия крестовых походов. Альбигойцы. пруссы и судьба храмовников

СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И ПЕРВЫЙ ПОХОД

Палестина, в которой проповедовал и страдал Спаситель мира, была священной землей в глазах христиан. Мать Константина Великого, благочестивая Елена, посетила Иерусалим, отыскала Крест, на котором был распят Христос, и построила церковь над пещерой, где Он был погребен. С тех пор вошло в обычай путешествовать в Палестину на поклонение Гробу Господню. Когда арабы завладели Иудеей, они не препятствовали этим путешествиям, и число христианских пилигримов из Европы возрастало с каждым годом. Народы западноевропейские отличались тогда большой набожностью, И пилигримы надеялись многотрудными странствиями ко Гробу Господню заслужить себе отпущение грехов. Но в XI столетии Малая Азия, Сирия и Палестина подпали под власть новых мусульманских завоевателей, турок-сельджуков. Турки начали притеснять сирийских христиан и европейских пилигримов, мучили их, брали большие деньги за разрешение поклониться Гробу Господню и ругались над христианской святыней. Рассказы и жалобы возвращавшихся богомольцев вызвали в Западной Европе негодование против неверных.

Один из таких пилигримов, пустынник Петр Амьенский, явился в Рим к папе Урбану Л и сообщил ему о своем намерении начать войну с неверными, чтобы освободить от них Святую землю. Папы и прежде думали об этой войне; византийские императоры также звали западных государей на помощь против магометан. Поэтому Урбан II одобрил намерение Петра Пустынника. Тогда этот необычный человек, одетый в рубище, подпоясанный веревкой и босой. сидя на осле, с распятием в руке объехал Италию и Южную Францию. Везде, где только он находил толпу: на дорогах, улицах, площадях и в церквах, - он живописал бедственное положение христиан на Востоке и поругание Святой земли. Везде слушатели проникались его речами и готовы были идти на освобождение Гроба Господня. Вслед за тем папа Урбан созвал собор в Клермоне (в Южной Франции). Этот собор оыл созван в Южной Франции, во-первых, потому, что Урбан II сам был родом француз, также как и Петр Пустынник, а во-вторых, потому, что мысль о борьбе с неверными находила у французов больше сочувствия, чем у других народов. Урбан II попытался сначала созвать собор в Пьяченце, но итальянцы отнеслись к его воззванию довольно холодно; а в Германии императорский престол занимал тогда Генрих IV. Нет сомнения, что папство явилось главным зачинателем и руководителем этого движения Европы на Восток, известного как крестовые походы. Что касается Петра Пустынника, то рассказы о его видениях, о проповеди и вообще о той роли, которую он играл при подготовке первого похода, - эти рассказы преувеличены и несут в себе элементы легенды.

В Клермон стеклось столько духовенства, рыцарей и простого народа, что собрание не могло вместиться ни в одно здание и происходило под открытым небом на равнине, посреди которой было устроено возвышение для папы. Папа произнес сильную ггчь, в которой призывал христиан к великому подвигу освобождения Гроба Господня. Собрание с во-сторгом воскликнув: «Так хочет Бог!» - вскинуло руки в знак согласия и тем самым решило поход (1095). Духовные и миряне спешили нашить на свою одежду красные кресты - отличительный знак людей, шедших на борьбу с неверными. Оттого и походы их известны под названием крестовых. Воодушевление было так велико, что некоторые выжигали крест на своем теле.

Всем участникам похода было объявлено заранее отпущение грехов. Рыцари мечтали о славе и буд\щих завоеваниях в богатых мусульманских землях, они продавали свои наследственные замки, чтобы вооружить

и приготовить к походу сильные отряды. Крестьяне, угнетаемые феодальными владельцами, охотно шли в ряды крестоносного ополчения, потому что в таком случае они освобождались от крепостной зависимости и становились вольными людьми. В мае 1096 года выступили в поход толпы простого народа, так называемый поход бедноты, числом до 100 000 человек, под предводительством Петра Пустынника и французского рыцаря Вальтера, прозванного за бедность Голяком. Но эти первые крестоносцы отправились по Германии и Венгрии без денег, без запасов и в совершенном беспорядке. Женщины, старики и дети следовали за своими мужьями и сыновьями и при всяком показавшемся вдали городе или замке спрашивали: «Не это ли Иерусалим?» Дорогой они избивали евреев и грабили села, чтобы достать себе съестные припасы, поэтому часть их была истреблена венграми, остальные погибли в Азии.

Настоящее крестовое ополчение поднялось спустя несколько месяцев под предводительством знаменитейших рыцарей Италии и Франции. Среди них первое место по своим доблестям и отличной экипировке войска занимал Готфрид Буль-онский, герцог Нижней Лотарингии. Из Северной Франции выступили: герцог нормандский Роберт (сын Вильгельма Завоевателя), граф Гуго Вермандуа, брат французского короля (Филиппа I), граф Этъенн Блуа, у которого было «столько крепких замков, сколько дней в году». Из Южной Франции крестоносцы отправились под предводительством графа Роимунда Тулузского и епископа Аде-мара, которого папа назначил своим наместником и легатом при войске. Из Южной Италии отплыли нормандские владетельные князья Боэмунд Тарент-ский (сын Роберта Гвискара) и его родственник Танкред, который считался после Готфрида Бульонского самым совершенным рыцарем.

В первом крестовом походе не принимал участия ни один король. Во Франции тогда правил один из Капетингов, Филипп I, государь непредприимчивый и притом находившийся в ссоре с папой. А в Германии был императором Генрих IV, тот самый, известный продолжительной борьбой с папской властью и покаянием в Каноссе.

Разными дорогами крестоносцы прибыли в Константинополь, который назначен был местом сбора, византийский император Алексей Комнин обещал деятельную помощь в их предприятии. Но он был устрашен многочисленностью собравшихся ополчений и опасался, что вместо Азии крестоносцы обратят свое оружие на его собственную империю. Действительно, некоторые рыцари, пораженные восточной роскошью жизни греков и богатствами Византии, выразили сильное желание завладеть этой империей, но их удержал благочестивый Готфрид Бульонский. Он даже согласился признать императора Алексея

Комнина верховным ленным государем тех земель, которые лично он завоюет в Азии; его примеру последовали и другие вожди крестоносцев. Они исполнили обряд ленной присяги. Во время этого обряда Алексей Комнин сидел на троне, а крестоносцы должны были стоять. Один из них, барон, взошел на ступени трона и сел подле императора; тот ничего не сказал, но другие рыцари заметили барону неприличие его поступка. «Зачем же этот мужик сидит, когда столько храбрых воинов перед ним стоят?- - возразил барон. Император велел переводчику объяснить себе эти слова и потом спросил гордого рыцаря, кто он такой. «Я франк, - отвечал тот, - и из знатного рода. На моей родине, на распутье трех дорог, есть старая церковь; кто хочет биться на поединке, молится в этой церкви и там ждет себе противника. Я много ждал, но никто не осмелился принять мой вызов*. После этих слов Алексей Комнин успокоился только тогда, когда последний из крестоносцев переплыл на азиатский берег Босфора.

В Малой Азии первый город, сдавшийся христианам, была Никея. Крестоносцы направились далее. Зной, холод и жажда изнуряли и губили воинов на пути по обширным пустынным пространствам; они постоянно должны были иметь на себе железные латы, шлем, щит и быть в готовности к бою, потому что легкая турецкая конница беспрерывно тревожила их внезапными нападениями. К трудностям похода присоединились несогласия и распри руководителей; никто не хотел подчиняться, каждый заботился только о себе. Ополчение постоянно уменьшалось, потому что многие крестоносцы погибали или отставали, рассеивались по завоеванным городам. Так брат Готфрида Бульонского, Балду-ин, сделался князем города Эдессы на Евфрате.

Важнейшим из завоеванных городов была Антиохия, прежняя столица Сирии. Ее отдали во владение Боэмунду Тарентскому, который больше всех способствовал ее покорению. Но здесь крестоносцы едва не были истреблены турецким султаном Карбогой, который с огромным войском осадил Антиохию. Некто священник Петр объявил, что апостол Андрей являлся ему и приказал отыскать копье, которым было прободено ребро Спасителя. В одной старой церкви начали рыть землю, и священник действительно вынес из ямы старое копье. Подлинность копья осталась недоказанной, но войско поверило чуду и было так воодушевлено этим событием, что наголову разбило Карбогу. Так как многие крестоносцы стали потом сомневаться в подлинности копья, то священник Петр предложил подвергнуть себя Суду Божию, а именно: испытанию огнем. Сложили два больших костра, оставив между ними промежуток в один фут ширины, и зажгли их в присутствии крестоносного ополчения. Когда огонь сильно разгорелся, то священник, одетый в короткую рясу, со Святым копьем в руках, медленным шагом прошел между пылающими кострами. Видя его вышедшим из пламени, крестоносцы пришли в восторг; толпа изуверов бросилась к нему, повалила на землю и начала рвать в клочки его одежду на талисманы. Спустя несколько дней он умер от ожогов и нанесенных ему ран.

Только по прошествии трех лет от начала похода крестоносцы достигли Иерусалима и при виде этого священного города пришли в неописуемый восторг. Но из 100 000 всадников и 300 000 пехотинцев, переправившихся в Азию (а с женщинами и пилигримами число доходило до 600 000), цели достигли только 25 000. Иерусалим перед тем перешел в руки египетского султана; он был хорошо укреплен и имел гарнизон почти вдвое многочисленнее христианского войска. Осада началась не совсем удачно, однако мужество и воодушевление крестоносцев превозмогли, и город был взят приступом. Тут, разгоряченные сопротивлением осажденных на улицах и в мечетях, крестоносцы отличились чрезвычайной свирепостью и без пощады избили почти всех магометан и евреев, так что кони рыцарей ходили по колено в крови. На третий день крестоносцы сложили с себя облитые кровью доспехи, облеклись в белые одежды и, босые, в торжественной процессии, отправились к Святому Гробу. Здесь встретило их духовенство с крестами и христианские жители Иерусалима, освобожденные теперь от ига неверных. Все с жаром молились и плакали от умиления.

Посвещение в рыцари. Средневековая миниатюра

Но Церковь не имела собственного войска, она могла грозить лишь карами небесными. Светская власть государей была слишком слаба, а поэтому именно в рыцарстве клюнийцы видели ту силу, которая должна помочь Церкви устроить христианское общество. В рыцарских обычаях, в церковных обрядах, в культе святых проявляются новые черты. Священники благословляют рыцарское оружие. При посвящении в рыцари меч новопринимаемого в рыцарское сословие лежит на алтаре. Сам новопринимаемый проводит ночь в храме в посте и молитвенном бдении, свершает омовение в купели, напоминающей крещальную, и дает при посвящении клятву защищать святую Церковь. Некоторые святые претерпевают своеобразную трансформацию. Так, святой Георгий, воин-христианин, казненный в Риме, согласно житию, за то, что отказался брать в руки оружие, становится небесным покровителем рыцарства. Снова оживают идеи «справедливой войны», высказывавшиеся, как уже говорилось, еще Августином Блаженным. Если война ведется от имени Церкви, по призыву Церкви и против врагов Церкви, то она не является злом.

Активно поощряется папством война с мусульманами в Испании. Папа Александр II в 1063 г. призвал рыцарей на борьбу с теми, «кто преследует христиан и изгоняет их из городов», заявил, что эта война справедлива, и отпустил грехи тем, кто отправился воевать с маврами в Испанию.

Папа Григорий VII, несгибаемый борец за папское верховенство, впервые употребляет выражение «воинство Христово» (militia Christi) не по отношению к монахам (как это было прежде), а к рыцарям, которые служат Святому престолу, и он же первым заговорил о «войнах святого Петра», то есть войнах, поддержанных оным Святым престолом (напомню, что первым Папой Римским считается св. Петр, а папские владения в Средней Италии с центром в Риме именовались «вотчиной святого Петра»), в Испании, в Сицилии против тамошних арабов, да и просто против врагов папства. Так или иначе, война перестала быть только злом, и это, безусловно, повлияло на отношение к только что провозглашенному крестовому походу.

Первый крестовый поход (1096-1099 гг.)

«Поход бедноты» и народное христианство

В марте 1096 г. в «паломничество за море» отправились крестьяне, горожане, мелкие рыцари (впрочем, там было несколько представителей знати), нищие, воры и т. п. Видимо, поэтому историки XVIII в. не поместили это «паломничество» в общий счет крестовых походов – уж больно оные «воины Божьи» не вписывались в благостную картину войны за веру – и назвали его «крестовым походом бедноты». Но сегодня большинство исследователей все же и его включают в описание Первого крестового похода.

Как уже говорилось, несколько лет неурожая в Северной Франции и Западной Германии подорвали благосостояние многих. Для иных поход был единственным выходом. Папа не только заранее отпустил грехи всем крестоносцам, но и приостановил выплату ими долгов, запретил преследовать по суду до окончания похода и взял под свою защиту оставшееся имущество и семьи паломников. Светские суды отменяли приговоры уголовным преступникам, если те принимали крест.

Петр Пустынник указывает крестоносцам путь в Иерусалим. Миниатюра. Франция. Около 1270 г.

Но не только жажда обогащения или, хотя бы, возможность вырваться из нищеты или даже избавиться от казни влекли этих людей. Среди толп, вооруженных косами, топорами, просто дубинами, немалую часть составляли женщины, дети, старики. Они желали, коль скоро не могут сражаться, обрести мученический венец. Царил религиозный подъем. Божья благодать и желание земных благ, стремление уйти от господ и ожидание чуда сливались воедино. Людей вела вера. Но не вера богословов, а вера простых людей, которую современные историки называют «народным христианством».

Один крупный отряд из Северной Франции вел некий безземельный рыцарь из Лотарингии, пограничной между Францией и Германией области, и потому доныне ученые спорят, называть ли его на французский лад Готье или на немецкий Вальтер. Однако прозвище его – Голяк ясно говорит о его имущественном положении. Другим вождем этого отряда был монах-проповедник Петр Амьенский (по месту рождения), он же Петр Пустынник. Жизнь и деятельность последнего обросли легендами, в которых весьма трудно отделить вымысел от реальности.

Петр Пустынник

Петр Пустынник предстает в преданиях чуть ли не душой и вдохновителем вообще всего крестоносного движения. Блестящий оратор и суровый аскет, он ходил босиком, одетый в лохмотья, не ел ни хлеба, ни мяса, питаясь рыбой и овощами. Петр побывал в паломничестве в Иерусалиме и, если позднейшие хронисты не добавили чего-либо от себя, имел беседу с патриархом Иерусалимской Православной Церкви Симеоном II. Патриарх жаловался, что Византия плохо защищает христиан на Востоке, и просил, через Петра, помощи от Запада. По словам Петра Пустынника (если только их не вложили в его уста позднейшие летописцы), когда он молился в церкви Гроба Господня, ему в видении предстал Христос и повелел проповедовать освобождение Святой Земли. Иные добавляли, что отшельник из Амьена даже показывал письмо, полученное непосредственно от Бога, в котором Вседержитель требовал отвоевать Иерусалим.

Бывали еще более экзотические руководители. Впереди некоторых отрядов, к ужасу образованных представителей духовенства, шли гусь или коза. Считалось, что Господь проявляет Свою волю через неразумных животных и приведет верующих туда, куда им надо. Подходя к каждому городу, паломники спрашивали: «Не Иерусалим ли это?». Дело не только в том, что они не имели ни малейшего представления о пути и о положении места, к которому были направлены все их помыслы, но и в том, что Всевышний мог, по их мнению, сократить им дорогу и немедленно доставить в Иерусалим. Атмосфера чуда царила в этих толпах повсеместно.

Гийом Тирский. Крестоносцы отправляются в Первый крестовый поход. Миниатюра. XIII в.

Грабежи и погромы, время и личность

Путь бедноты отмечен грабежами и еврейскими погромами во всех селах и городах, через которые они проходили. Особенно отличались этим отряды из Германии. Один из них вел священник Готшалк, а еще один – самый, пожалуй, знатный участник похода бедноты граф Эмихо Лейнингенский; последний питал прямо-таки пристрастие к еврейским погромам.

Гийом Тирский, вполне благосклонно относившийся к крестоносцам, все же должен был признать: «Самый прямой путь, который проложили те, кто первыми прошли по Венгрии, был вскоре совершенно закрыт из-за наглости паломников и из-за всякого рода злоупотреблений, которые они несправедливо чинили местным жителям». По его же рассказу, воины Христовы, сопровождавшие Готшалка, сначала взяли у местных венгров продовольствие, а затем, хорошенько выпив, набросились на них, некоторых убили, а дома подожгли.

Не пытаясь, разумеется, оправдывать эти зверства, попробуем разобраться в мотивах крестоносцев. Они шли в Царство Божие, то есть как бы уже частично находились в нем. А там ведь, по Писанию, не будет понятий «мое» и «твое». Там все Божье, и потому воины Божьи и могут брать себе все потребное.

Что до убийств евреев, то, чтобы осмыслить корни ненависти к иудеям (именно так; гнев, злобу вызывали иноверцы, а не инородцы, это была религиозная, а не национальная вражда), следует обратиться к средневековым представлениям о времени и о личности.

Святой Петр Пустынник, или Петр Амьенский, сегодня более известен специалистам по истории Средневековой Европы, чем широким массам верующих. Между тем, имя этого незаслуженно забытого святого некогда гремело по всему средневековому миру. Оно было хорошо известно не только католикам, но и врагам Католической Церкви. С именем св. Петра Пустынника был связан единый духовный порыв христианской Европы, направленный на защиту католической веры и ее величайших святынь.

Жизнеописание св. Петра Пустынника сохранилось в изложении Альберта Ахенского и Вильгельма Тирского. Согласно преданию, св. Петр родился в Амьене около 1050 г. В молодости он, как и большинство юношей в ту эпоху, мечтал о военной карьере. Однако служба в армии открыла ему глаза на бессмысленность истребления христианами друг друга в мелких междоусобных конфликтах. Он оставил службу и удалился в пустынное место, сделавшись монахом-отшельником.


Св. Петр Пустынник был небольшого роста и не имел привлекательной внешности, однако благодаря проницательному уму и выдающемуся дару проповедника, он вскоре завоевал любовь и уважение жителей окрестных селений.


В ту эпоху многие европейцы совершали паломничества в Святую Землю. Такое длительное и опасное путешествие могло быть назначено любому христианину в виде епитимии за совершение тяжелого греха. В то же время, огромное количество странствующих аскетов-пилигримов добровольно отправлялось в Палестину, чтобы поклониться величайшим святыням христианства. В пути многие погибали от голода, болезней и нападений грабителей.


В самой Палестине паломников подстерегала новая опасность - мусульманские фанатики, истреблявшие западных пилигримов как "неверных". После захвата Иерусалима турками-сельджуками в 1078 году нападения на христианских паломников, направлявшихся в святые места, заметно участились. Среди странников, отправившихся в Святую Землю на поклонение Гробу Господню, оказался и св. Петр Пустынник. К счастью, сам он благополучно добрался до Палестины, однако был поражен бедственным положением местных христиан и запустением, в которое пришел некогда цветущий христианский край под мусульманским владычеством. В период формирования исламского государства - халифата отношение властей к христианам, как правило, было терпимым (они только облагались особым налогом), однако позднее ситуация изменилась. Во времена св. Петра Пустынника мусульманские правители проводили целенаправленную политику исламизации христианского населения, палестинские христиане также стали подвергаться все более сильному давлению.


По преданию, во время пребывания св. Петра Пустынника в Палестине ему во сне явился Сам Господь и повелел призвать западных христиан к защите своих восточных братьев. Встретившись с Иерусалимским патриархом Симоном, св. Петр Пустынник посоветовал ему обратиться к "владыке-Папе и Римской Церкви, королям и князьям Запада", а сам пообещал идти к ним и умолять о помощи.


Прибыв в Рим, св. Петр Пустынник обратился к Папе Урбану II с просьбой защитить палестинских христиан, ярко описав ему их тяжелое положение. Возможно, это свидетельство окончательно убедило Урбана II в необходимости объявления Крестового похода для освобождения Святой Земли, хотя, несомненно, идея похода витала в воздухе уже давно.


В ноябре 1095 года в Клермоне был созван Собор, на котором обсуждалось положение восточных христиан. Св. Петр Пустынник выступил перед отцами Собора и поведал им об увиденном в Палестине. 26 ноября Папа собрал народ на широкой равнине в окрестностях Клермона и обратился к верным с призывом защитить христианские святыни и восточных братьев. Так был провозглашен 1-й Крестовый поход. Всем его участникам, принесшим искреннее покаяние, было дано отпущение грехов. Само же участие в походе воспринималось как епитимия.


Весть об объявлении Крестового похода была с воодушевлением встречена на христианском Востоке. Анонимный византийский автор писал: "С приближением срока, о котором Господь наш Иисус Христос ежедневно возвещает верующим в Евангелии, где говорит: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною , во всех областях Галлии сделалось большое волнение, и каждый, чистый сердцем и умом, кто желал следовать за Господом и верно нести за ним крест, поспешил встать на путь к Гробу Господню".


Между тем, св. Петр Пустынник, по благословению Папы, отправился из Клермона на север Франции, проповедуя примирение и объединение против общего врага христианского мира - мусульман.


Суровая аскеза и выдающийся дар красноречия привлекали к св. Петру огромные массы народа. Гвиберт Ножанский (1053 - 1124), автор сочинения "Gesta Dei per Francos", который лично знал святого, пишет: "В то время как князья, благодаря большим затратам окруженные сонмом слуг, готовились к походу, мелкий народ, лишенный средств, но большой числом, объединился вокруг отшельника Петра и слушался его как наставника. Этот человек, родившийся, если я не ошибаюсь, в городе Амьене, вел, как говорят, уединенную монашескую жизнь в какой-то части Северной Франции (…), и мы видели, как он проходил города и деревни и проповедовал там в окружении множества народа, получая большие дары, окруженный славой святого (…). Он был щедр в раздаче того, что ему было подарено, он выдавал замуж проституток, одаривая их, повсюду устанавливая мир и согласие огромным авторитетом. Все, что он говорил или делал обнаруживало в нем божественную благодать (…). Он носил шерстяную тунику и сверху рясу, обе длинные до пят, а сверху плащ (…). Ел он только хлеб, немного рыбы и никогда не пил вина".


Св. Петр Пустынник был не единственным проповедником, призывавшим христиан к походу. В других частях Западной Европы собирались ополчения под предводительством немецкого священника Готшалька и безземельного французского рыцаря Вальтера Неимущего.


В водовороте Крестового похода смешались идеалы и устремления разных людей. Среди крестоносцев оказалось немало таких, кто отправился в Святую Землю не с целью освобождения Гроба Господня, а ради личной наживы. Во время прохода ополчения крестоносцев через Венгрию и Болгарию случалось множество стычек с местным христианским населением. Отряды Готшалька были почти полностью уничтожены королем Кальманом в Венгрии, а крестоносцы, возглавляемые графом Эмихо Лейнингенским были истреблены чешским князем Брячиславом.


Ополчение св. Петра Пустынника вышло из Кельна 19 апреля 1096 г. Оно прошло через венгерские земли, соблюдая должную дисциплину, благодаря чему не только не подверглось нападениям, но и получило помощь провизией от короля и местных жителей. Однако в православной Болгарии их ждал враждебный прием. Не обошлось без кровопролитных столкновений. Только в Софии крестоносцев встретили посланцы византийского императора, которые обещали регулярно доставлять продовольствие. Это обещание было выполнено - на местах стоянок участники ополчения находили заранее приготовленные припасы. Греческое население относилось к ним с доверием и доброжелательностью и оказывало необходимую помощь. На два дня св. Петр Пустынник остановился в Адрианополе, и уже 1 августа 1096 г. ополчение добралось до столицы Византийской империи - Константинополя. К этому времени оно насчитывало около 180 тыс. человек.


Анна Комнина (1083 - 1148), дочь императора Алексея I, оставившая нам свидетельство о первом Крестовом походе с византийской точки зрения, очень высоко оценила св. Петра Пустынника. Она писала: "Галл, именем Петр, прозванный koukoupetros ("Петр в сутане"), сумел объединить галлов, пришедших один за другим с разных концов земли с оружием, лошадьми и прочими воинскими принадлежностями. Эти люди имели такой пыл и усердие, что все дороги были полны ими, эти воины-галлы сопровождались множеством безоружного народа, их было больше, чем песчинок или звезд, и они несли пальмы и кресты на плече: женщины и дети, покинувшие свои деревни. Они казались реками, которые текут со всех сторон".


В Константинополе св. Петр Пустынник встретился с византийским императором, который преподнес ему подарок и распорядился выдать провизию и деньги всем участникам ополчения. Император Алексей I старался задержать крестоносцев в городе до подхода рыцарских отрядов, поскольку ополчение, несмотря на большую численность, не обладало реальной военной силой: оно было плохо вооружено и состояло из людей, не имевших никакого боевого опыта. Анонимный византийский автор сообщает: "Упомянутый Петр первым подошел к Константинополю третьего числа в августовские календы, вместе с ним подошло большинство германцев. Среди них были лангобарды и множество других. Император приказал снабдить их продовольствием по мере возможности города и сказал им: не переходите Рукав до прихода основной армии, ибо вас недостаточно, чтобы сразиться с турками".


Однако длительное пребывание крестоносцев в столице действовало на них разлагающе. Св. Петру Пустыннику было крайне сложно сдерживать многотысячную вооруженную толпу, постоянно искушаемую византийской роскошью, обилием всевозможной снеди и драгоценностей. Чем дольше тянулось время, тем больше было искушение, и некоторые начали поддаваться ему: стали происходить грабежи и стычки с византийскими стражниками. В то же время, многие участники ополчения требовали скорее переправить их через Босфор, и дать им возможность сразиться с турками. Они роптали, говоря, что проделали такой путь не для того, чтобы сидеть за стенами Константинополя. Опасаясь окончательного разложения войска, св. Петр Пустынник попросил императора переправить войско через пролив, и вскоре участники ополчения были доставлены на азиатский берег. Лагерь был разбит при Еленополе, на Северо-Западе от Никеи.


Оказавшись, наконец, на неприятельской территории, крестоносцы, вопреки советам и предостережениям св. Петра Пустынника, стали разбредаться, нападая на окрестные селения. Первые незначительные успехи затмили им глаза, и они перестали слушаться своего наставника, превратившись из христианского ополчения в неорганизованную толпу грабителей. Анна Комнина пишет, что св. Петр Пустынник "обличил тех, кто не повиновался ему и следовал за ним лишь по своей прихоти; он назвал их ворами и разбойниками". После многократных безуспешных попыток образумить воинов, св. Петр Пустынник оставил лагерь и вернулся в Константинополь.


Спустя некоторое время, с частью наиболее разумных и благочестивых участников ополчения он присоединился к армии Готфрида Бульонского, герцога Нижней Лотарингии. Св. Петр Пустынник по-прежнему пользовался почетом и уважением, однако здесь он уже не претендовал на какую-либо лидирующую роль. Его честности и бескорыстию безоговорочно доверяли и поэтому упросили принять на себя обязанности казначея.


Вскоре оказалось, что рыцарская армия, как и народное ополчение, состоит не только из подлинных воинов Христа. В ходе утомительной осады Антиохии, начавшейся в сентябре 1097 г. и длившейся больше года, в стане крестоносцев начались внутренние распри. Дисциплина падала, войска занимались грабежом. 2 июня 1098 г. Антиохия была взята, но уже на следующий день к городу подошел мосульский эмир Кербога с 300-тысячной армией. Крестоносцы сами оказались в осаде. Видя бессмысленность всего происходящего, св. Петр Пустынник покинул Антиохию, но на пути был остановлен Танкредом Апулийским и против воли возвращен обратно - его не хотели отпускать, используя как живой символ для поднятия упавшего боевого духа армии. Известно, что св. Петр Пустынник впоследствии участвовал в переговорах с эмиром Кербогой.


После взятия Иерусалима 15 июля 1099 г., во время которого погибло множество мирных жителей, св. Петр Пустынник отказался принимать какое-либо дальнейшее участие в этой войне. Было ясно, что на благородной идее защиты христианских святынь пытаются нажиться корыстолюбивые европейские феодалы. Идеалы Великого Крестового похода были в значительной степени дискредитированы. В конце 1099 г. св. Петр Пустынник покинул Палестину и вернулся в Европу.


Он основал в Гюи монастырь по уставу св. Августина. Настоятелем этого монастыря св. Петр Пустынник был до самой своей смерти в 1115 г.


Его тело, похороненное сначала на кладбище, в 1242 г. было перенесено в крипту церкви. Нетронутыми тлением оказались власяница святого и тонзура, обрамленная пышными вьющимися волосами. День церковной памяти св. Петра Пустынника - 8 июля.


Крестьянский крестовый поход – это первый этап Первого крестового похода, продлившийся около шести месяцев, с апреля по октябрь 1096 г. Выступившая в него армия простолюдинов во главе с Петром Амьенским, или Пустынником, и Вальтером Голяком была практически полностью разгромлена превосходящей по численности и хорошо вооружённой сельджукской армией Кылыч-Арслана I. Крестьянский крестовый поход известен также как Народный крестовый поход или Крестовый поход бедноты.

Документы характеризуют поход бедноты и роль Петра Пустынника этого монаха, аскета, которому приписывалась организация первого крестового похода.

Петр Пустынник взял на на себя миссию возглавить поход крестьян и провести их в Палестину. Современники отмечают, что народ верил этому проповеднику и обожествлял его.

(Свидетельства современника)

Я видел, как он проходил через города и селения, окруженный толпою, осыпаемый подарками, прославляемый всеми за святого, так что думаю, никогда ни один смертный не был предметом такого восторга. Все приносимые ему деньги он отдавал бедным…

Все признавали его власть. Никто лучше его не умел улаживать несогласия и мирить самых жестоких врагов. Что-то божественное чувствовалось в его малейших движениях, во всех его словах. Доходило до того, что народ вырывал, как святыню, волоски у мула, на котором он ехал. Я не оправдываю такого чрезмерного восторга, но он показывает, какое впечатление производил Петр на народ.

(Из «Деяний франков и других иерусалимцев» Анонима)

Документ приводится из «Деяний франков и других иерусалимцев» Анонима, даты жизни и имени которого мы не знаем. Из его хроники известно, что он был нормандским рыцарем, участвовал в первом крестовом походе в ополчении Боэмунда. Оценивая этот поход как подвиг за дело веры, Аноним в то же время чужд присущего многим современникам религиозного фанатизма, не скрывает отрицательных сторон в поведении крестоносцев и отдает должное храбрости врагов своих – турок. Следует сказать, что хронисты, в том числе и Аноним, необъективно относились к участникам похода бедноты, предвзято осуждая их поведение.

Вскоре опустели дома в Галлии и галлы разделились на три части. Одна часть франков вступила в Венгрию, а именно Петр Пустынник, герцог Готфрид 1 и его брат Балдуин и (другой), Балдуин, граф Геннегау. Петр же первым прибыл в Константинополь 1 августа 2 и с ним великое племя аламаннов 3 . Здесь он нашел ломбардов и лангобардов 4 и многих других собравшихся. Император дал им право свободно покупать... и сказал им: «Не переплывайте через море 5 , пока не придет главное христианское войско, так как вы недостаточно многочисленны, чтобы воевать с турками».



А сами христиане вели себя худо, ибо разрушали и поджигали дворцы в предместьях, растаскивали свинец, которым были покрыты церкви, и продавали его грекам. Вследствие этого император разгневался и велел перевезти их через пролив 6 . После переправы они не переставали совершать всевозможные дурные дела, поджигая и опустошая церкви.

Наконец они достигли Никомедии, где ломбарды, лангобарды и аламанны отделились от франков, ибо франки преисполнились гордости. Ломбарды и лангобарды выбрали над собой старшего по имени Райнальда; аламанны сделали то же... и через четыре дня... встретили крепость... и захватили ее. Здесь нашли они достаточно зерна, и вина, и мяса, и изобилие всяких благ.

И вот турки, услышав, что в крепости находятся христиане, отправились осаждать ее. Перед воротами крепости находился юдоем, а у подножия горы, на которой она стояла, был источник. Райнальд вышел [из крепости], чтобы около него ожидать турок... турки, пришедшие... обнаружили Райнальда и тех, кто с ним был. И убили турки многих из них, а другие, оставшиеся в живых, бежали в крепость, которую турки немедленно осадили и лишили их воды. И до того мучились наши от жажды, что вскрывали жилы у своих лошадей и ослов и пили их кровь; другие опускали пояса и платки в ямы с грязью и выжимали из них воду себе в рот... Некоторые раскапывали сырую землю, ложились на спину и насыпали себе землю на грудь, вследствие чрезмерных мук жажды. Епископы и священники ободряли и увещевали наших не отступать. Это бедствие длилось восемь дней.

Наконец, начальник аламаннов заключил с турками соглашение о том, что он предаст им товарищей, и, прикинувшись, что он выходит для битвы, бежал к ним, и с ним бежали многие. Те же, которые не захотели отказаться от господа, были убиты; других, которых взяли живыми, отделили друг от друга, как овец, которых выставили, как мишени, и расстреливали 7 их; иных продавали и раздаривали, как животных... Потом турки, услышав, что Петр Пустынник и Вальтер Голяк находились в Цивитоде... с великой радостью отправились туда, чтобы убить их... Встретились они с Вальтером и его людьми, и турки их быстро перебили. А Петр Пустынник незадолго до этого отправился в Константинополь, так как он не мог сдерживать это разношерстное войско, которое не хотело слушать ни его самого, ни его слова.



1 Готфрид Бульонский.

5 Мраморное море.

7 Из луков.

(Из «Алексиады» Анны Комниной)

Весь Запад, все племена варваров, сколько их есть по ту сторону Адриатики вплоть до Геркулесовых столбов, все вместе стали переселяться в Азию; они двинулись в путь целыми семьями и прошли всю Европу. Причиной такого огромного передвижения было следующее.

Один кельт 1 по имени Петр, по прозвищу Кукупетр 2 , отправился на поклонение гробу господню и, натерпевшись много бед от разорявших всю Азию турок и сарацин, едва вернулся в свои края. Не желая мириться с неудачей, он решил вновь отправиться в тот же путь. Но Петр понимал, что ему нельзя больше идти к гробу господню одному, дабы не случилась беда, и поэтому он прибегнул к ловкой выдумке. Петр сделал следующее. Он возвестил во всех латинских странах: «Глас божий велел мне объявить всем графам во Франции, чтобы они оставили свои дома и отправились на поклонение гробу господню и все сделали для освобождения Иерусалима из рук агарян» 3 .


И выдумка удалась ему. Петр как будто покорил все души божественным гласом, и кельты начали стекаться отовсюду, кто откуда, с оружием, конями и прочим воен-ным снаряжением. Общий порыв увлек их, и они заполнили все дороги. Вместе с кельтскими воинами шла безоружная толпа женщин и детей, покинувших свои края; их было больше, чем песка на берегу и звезд в небе, и на плечах у них были красные кресты.

Все это множество людей пришло не сразу и не по одному пути (да и как могла такая огромная толпа из разных мест все разом переправиться через пролив Лонгивардии?) 4 ; сначала одни, затем другие, потом следующие, – постепенно все совершили переправу и двинулись по суше.

Когда отдельные отряды уже переправились через пролив Лонгивардии, самодержец собрал некоторых военачальников ромейского 5 войска и отправил их в район Диррахия и Авлона с приказом дружелюбно встретить переправившихся, в изобилии поместить на их пути запасы продовольствия, доставленные из всех областей, а также следовать и наблюдать за варварами и, если они станут нападать и грабить близлежащие земли, обстреливать и отгонять их отряды. С посланными были и люди, знающие латинский язык, чтобы улаживать возможные столкновения.

Но чтобы мой рассказ был ясным и подробным, приведу повсюду распространившийся слух, что первым, кто продал свои земли и пустился в предстоящий путь, был Готфрид. Он был человеком очень богатым, весьма гордившимся благородством, храбростью и знатностью своего рода – ведь каждый кельт стремится превзойти всех остальных. И вот у мужчин и женщин возникло стремление, подобного которому не знала ничья память. Люди простые, искренние хотели поклониться гробу господню и посетить святые места. Но некоторые, в особенности такие, как Боэмунд и его единомышленники, таили в себе иное намерение: не удастся ли им в придачу к остальной наживе попутно захватить и сам царственный город 6 . Боэмунд в угоду своей давнишней ненависти к самодержцу стал смущать души многих благородных людей. Между тем провозгласивший этот поход Петр с двадцатью четырьмя тысячами пехоты и ста тысячами всадников раньше всех переправился через пролив Лонгивардии 7 и пришел в столицу через Угрию 8 . Племя кельтов – вообще, как можно догадаться, очень горячее и быстрое – становится совершенно необузданным, когда к чему-то стремится.

Узнав про все, что Петр вытерпел раньше от турок 9 , император посоветовал ему дождаться прихода остальных графов, но тот не послушался, полагаясь на большое количество сопровождавших его людей, пере-правился через пролив и разбил свой лагерь под городком, называвшимся Елеиополь. За ним последовало около десяти тысяч норманнов 10 . Отделившись от остального войска, они стали грабить окрестности Никеи 11 , обращаясь со всеми с крайней жестокостью. Даже грудных детей они резали на куски или нанизывали на вертела и жарили в огне, а людей пожилых подвергали всем видам мучений.

Жители города, узнав о происходящем, открыли ворота и вышли сразиться с норманнами. Но так как норманны сражались с большим упорством, они (горожане) после жестокого боя вернулись назад в крепость. Норманны же, забрав всю добычу, возвратились в Еленополь. Там между ними и теми, кто оставался в городе, началась ссора; зависть, как обычно в таких случаях, стала жечь души оставшимся, и между ними и норманнами произошла драка. Своевольные норманны снова отдели-лись и с ходу взяли Ксеригорд 12 .

Султан 13 , узнав о случившемся, послал против них Илхана с крупными силами. Илхан, подступив к Ксеригорду, сразу взял его 14 , норманнов же частью сделал добычей мечей, частью увел в плен. Не забыл Илхан и об оставшихся с Кукупетром. Он устроил в удобных местах засады, чтобы на них неожиданно наткнулись и погибли те, которые будут двигаться в сторону Никеи. Кроме того, зная жадность кельтов, он послал двух предприимчи-вых людей в лагерь Кукупетра и поручил им возвестить там, что норманны, взяв Никею, занялись разделом добра.

Слух дошел до лагеря Петра и привел всех в большое смятение. Услышав о дележе и богатстве, они тотчас же, забыв и свой воинский опыт и боевое построение, бросились в беспорядке по дороге к Никее 15 . Ведь племя латинян, вообще, как сказано выше, очень жадное на богатство, теряет рассудок и становится совершенно неукротимым, если задумает набег на какую-нибудь землю. Двигаясь неправильным строем и не отрядами, они наткнулись на турок, устроивших засаду около Дракона, и были убиты самым жалким образом 16 . Жертвой исмаильских мечей стало такое множество кельтов и норманнов, что те, кто собирал валявшиеся повсюду трупы заколотых, сложили из них не холм, не бугор, не горку, а огромную гору, необыкновенную по высоте и толщине; вот какой курган костей они набросали. Позднее люди того же племени, что и убитые варвары, воздвигли стену в виде города и вперемешку с камнями, как щебень, заложили в нее кости убитых, и город стал для них гробницей. Он стоит до сих пор, окруженный стеной из камней, смешанных с костями.

Итак, все они стали добычей мечей, и только Петр с немногими другими вернулся в Еленополь... 17

Когда император напомнил Петру о его прежнем неблагоразумии и о том, что он попал в беду, оттого что не послушался его предостережений, Петр с заносчивостью латинянина сказал, что не он виновник этих бедствий, а те, которые не подчинились ему и следовали собственным прихотям 18 , он назвал их разбойниками и грабителями, потому-де спасителю и было неугодно, чтобы они поклонились гробу господню.

1 Кельтами Анна Комнина называет выходцев с Запада (это наименование употребляется ею наряду с другими – латинянами).

2 Кукупетр, т.е. Петр в клобуке. Так Анна называет Петра Пустынника. Как и Альберт Аахенский, она считает Петра главным зачинщиком похода и ни словом не упоминает о Клермонском соборе. Возможно, здесь сказывается влияние ее источников – рассказов бывших крестоносцев, народных легенд: ведь Петр был предводителем крестьянской массы.

3 Агаряне – арабы и турки. Название это, распространенное в средневековье, восходит к библейской легенде об Агари, египетской рабыне-наложнице патриарха Авраама, сын которой от него – Измаил явился родоначальником этих народов.

4 Адриатическое море.

5 Ромеи – самоназвание византийцев («римляне»).

6 Т.е. Константинополь.

7 Анна ошибается: воинство Петра Пустынника не переправлялось через Адриатическое море, а двигалось по дороге через Ниш, Средец, Филиппополь, Адрианополь. В Константинополь Петр прибыл 30 июля 1096 г. Впереди его крестоносцев шли отряды Вальтера Голяка. Западные хронисты иначе, чем Айна, определяют численность войска Петра. Вообще соотношение приведенных сю цифр (100 тысяч конников и 24 тысячи пехотинцев) сомнительно.

8 Угрия – Венгрия.

9 «Раньше», т.е. во время своего паломничества в Иерусалим, когда он подвергался нападению турок и сарацин.

10 Под норманнами, так же как и под кельтами, латинянами, Анна подразумевает здесь «западных людей» вообще.

11 После переправы в Малую Азию войско Петра Пустынника разделилось на две враждующие части: норманнов и германцев (во главе с Рено де Брей) и франков, оставшихся верными Петру. К Никее отправился отряд Рено.

12 Точное местоположение этого города неизвестно. По сведениям анонимного автора «Деяний франков», Ксеригорд был расположен в четырех дня от Никеи.

13 Имеется в виду иконийский султан Кылыч-Арслан (1092- 1107).

15 Согласно рассказу Альберта Аахенского, крестоносцы знали о поражении у Никеи и о движении турецкого войска, но по настоянию Готфрида Буреля, рыцаря, пользовавшегося большим влиянием в отряде Петра, выступили навстречу туркам.

17 Анна ошибается: Петра в то время не было с крестоносцами. Он находился в Константинополе, где вел переговоры с Алексеем.

18 Петр имел в виду отделившийся от его войска отряд Рено.

Й КРЕСТОВЫЙ ПОХОД

error: