Святые места поволжья. Казанская икона Божьей Матери в Чимеево

Издревле святые источники России считаются знаками милости и благословения Божия. «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими...» - так начинается один из памятников древнерусской письменности, датированный XIII веком.

Среди главных красот Руси названы источники. Нередко они появлялись и сейчас появляются на месте обретения икон Пресвятой Богородицы и угодников Божиих. Бывает, что святые источники России исцеляющие людей вытекают из-под церковных алтарей и при этом почитаются как освященная святыня храма. Над ключами, бьющими из-под земли, часто ставят кресты или часовни, где помещают икону святого, и ему посвящают эти источники. Щедро течет через святые родники Божия помощь тем, кто не ленится, приходит к ним, припадает и славит Создавшего всё и вся.

Множество святых источников в России. Святые источники в Нижегородской области их известно более трех тысяч! И нигде - ни в людных местах, ни в глухой тайге - родник не остается незамеченным, к нему всегда бывает проложена тропа.

Источник Серафима Саровского в Дивеево

В Саровских лесах издревле пробивалось множество родников с чистейшей ключевой водой. Особенно много их было вдоль реки Саровки. Монахи посадили тут тополя, и паломники шли в их тени к колодцам, вплоть до самого большого, расположенного на Ближней пустынке. Этот источник почитался издавна, еще до прихода старца Серафима. Называли его Богословским, потому что рядом на кресте была установлена икона апостола Иоанна Богослова.

25 ноября 1825 года вблизи этого места батюшка Серафим увидел Божию Матерь, Которая, ударив землю жезлом так, что искипел из земли фонтан светлой воды, обещала дать образовавшемуся источнику большее благословение Свое, чем некогда имели воды Вифезды Иерусалимской.

Преподобный Серафим начал трудиться над устройством чудесно изведенного из земли источника. На берегу реки Саровки он собирал камни и обкладывал ими источник со всех сторон. Саровский иеромонах Анастасий рассказывал, что однажды батюшка Серафим в беседе сказал ему: «Я молился, чтобы вода сия в колодце была целительною от болезней».

Она, действительно, еще при жизни великого Старца многих исцеляла от болезней. «Этой молитвой Преподобного, уже тогда имевшего великое дерзновение к Богу, - писал в 1 904 году Леонид Денисов, - и объясняются два обстоятельства:

1) то, что вода из Серафимова источника никогда не портится, сколько бы времени ни стояла она даже в открытом сосуде;

2) то, что посещающие Саровскую пустынь и купающиеся в павильонах при источнике во всякое время года, здоровые и больные, не получают вреда для здоровья, а, напротив, улучшение его и исцеление от болезней, хотя вода в источнике даже летом имеет от б до 10 градусов. Пишущий эти строки на своем опыте проверил и то, и другое».

От источника Серафима Саровского в Дивеево, первой получила исцеление дивеевская сестра Прасковья Ивановна Шаблыгина. 9 декабря 1 825 года отец Серафим велел ей выпить студеной родниковой воды, и у нее сразу же пропал кашель. А вот еще несколько примеров чудодейственной силы родника.


Генеральша Мавра Львовна Сипягина страдала от злого духа. Она чувствовала страшную тоску, не могла соблюдать постов и других предписаний Церкви. Батюшка Серафим послал ее к источнику напиться воды. Тут же у нее из гортани вышло множество желчи. С тех пор она стала здоровой.

Татьяна Васильевна Баринова жаловалась отцу Серафиму на свою болезнь: у нее на руке был непроходимый лишай. Старец велел ей обмыть руку водой из источника. Баринова подумала: «Ах! Как же я это сделаю, если у меня и от малейшего прикосновения сырости болезнь усиливается». Однако, умыв руку, она не почувствовала никакой боли. Напротив, рука ее тотчас очистилась, болезнь прошла бесследно.

А вот замечательный случай исцеления от холеры, который свидетельствует и о прозорливости преподобного Серафима. В августе 1831 года у него побывала Ольга Петровна Лубкова. Старец уже попрощался с ней, но минуты через три вышел на дорогу и снова подозвал ее к себе: «Возьми-ка эту бутылочку со святой водицею. Может быть, кто захворает, так и дай ее, она больным полезна». Домой в Нижний Новгород Ольга Петровна добралась благополучно, все ее домочадцы были здоровы. Но уже за ужином дочь Лубковой Олимпиада почувствовала головокружение и тошноту, состояние ее ухудшилось.

Ей предложили выпить воды преподобного Серафима. «Я выпила глотка три, - вспоминала потом Олимпиада, - и вдруг вместо тошноты почувствовала сильную испарину и расположение ко сну. Меня оставили одну. Открывши глаза, я прежде всего ощутила особенную свежесть во всем теле и возвращение сил, а увидев перед собой стакан с целебной водою, тотчас выпила несколько глотков и встала здоровою. Нельзя описать всей радости и удивления моей маменьки о случившемся. Она плакала в чувстве благодарности к дивному Старцу, изумляясь его прозорливости и моему чудесному исцелению».

В 1889 году Саровский игумен Рафаил, выполняя распоряжение Синода, приступил к благоустройству мест, связанных с отцом Серафимом. Над колодцем на Ближней пустынке поставили часовню, воду источника отвели в специальную купальню.

Позднее, в 1 904 году, когда поток богомольцев вырос, купальню расширили. Было сделано четыре отделения с пятью кранами в каждом. Вот как описывал этот источник побывавший в Сарове в июне 1904 года богомолец: «Источник преподобного Серафима - это ключ чистой и холодной воды, вытекающей из берега Саровки.

Но в настоящее время его уже не видно, так все переустроено для потребностей народа. Над самим источником устроена красивая восьмигранная деревянная часовня; посередине ее большой круглый колодезь, обнесённый решеткой, на которой стоят ведерки... К этой-то часовне над источником, в спуске к речке, примыкают две купальни (для мужчин и для женщин), и каждая из них состоит из двух отдельных: верхней и нижней. В стене - простые желоба, из которых беспрерывно льется довольно толстая струя воды, бегущая сверху из колодца в часовне - источника».

Тысячи паломников устремлялись в Саровскую пустынь, и каждый обязательно шел на Ближнюю пустынку старца Серафима, чтобы омыть здесь свое тело струей целебной Саровской воды. Воду уносили с собой в бутылочках, изготовленных в монастырской мастерской. Вода эта хранилась долгие месяцы. Замечательно и то, что вода из источника, будучи холодной, не холодила. После обливания бросало в жар, делалось тепло.
Список чудес и исцелений, совершенных отцом Серафимом, стал составляться в 1890-х годах.

На праздновании открытия его святых мощей летом 1903 года на Ближней пустынке происходили массовые исцеления. Очевидцы описывали груду брошенных за ненадобностью рядом с источником костылей и протезов. В газетах писали: «Факты исцелений, телеграфируют из Сарова, многочисленны и подтверждаются дежурными офицерами и свидетелями из народа. Источник осаждается. Пускают по десяти человек. Давка ужасная. Больные и увечные с понятным нетерпением ждут своей очереди: они знают, что нет убожества, которое не исцелилось бы сегодня».

Для записи чудес, по тщательной их проверке, была заведена особая тетрадь под наблюдением иеросхимонаха отца Симеона. Вот некоторые из них.

Крестьянский мальчик Василий Иовлев, 12 лет, пришедший в Саров из села Илисского Енисейской губернии вместе со своей бабкой, был немой от рождения, в чем имел удостоверение от местного приходского священника. На источнике преподобного отца Серафима он искупался и начал говорить.

Учитель народного училища в Нижнем Новгороде господин Андреевский исцелился у источника от малярии.

Крестьянка Симбирской губернии села Тазнеева Агриппина Елизаровна Табаева, 18 лет от роду, слепая от рождения, искупалась три раза в источнике преподобного Серафима и после уже второго купания начала видеть солнечный свет, деревья и другие предметы.

Послушница Кутузовского монастыря нижегородской епархии Анастасия, 52 лет, исцелилась от тяжелой формы лихорадки, которой страдала несколько месяцев.

Крестьянка Нижегородской губернии села Вертьянова Настасья Михайловна Костюкова два года страдала каменной болезнью; никакие средства не помогали; лечилась она и в больнице, но пользы не было никакой. По совету своих знакомых она пришла в Саров и искупалась в источнике святого Серафима, после чего болезнь тотчас же прошла.

Считается, что именно благодаря купанию в источнике у Ближней пу- стынки императрица Александра Федоровна родила долгожданного наследника престола. Царь с царицей были на источнике дважды. Первый раз они посетили его в сопровождении свиты, второй - одни, чтобы искупаться.

Свое исцеление в источнике преподобного Серафима описывал известный духовный писатель Сергей Нилус: «Я пошел к источнику о. Серафима, этой русской Вифезде, целительная сила которой дана свыше по молитвам о. Серафима и от которой я и себе ждал чудесного исцеления. От монастыря до источника версты три или четыре. Я, последнее время дома еле таскавший ноги, прошел это расстояние без малейшего признака утомления. Уж это было чудо.

В устроенную у самого источника купальню я вошел - платье, бывшее на мне, хоть выжми. Не дав себе времени остыть, весь, как был разгоряченный быстрой ходьбой и палящим зноем, я разделся, спустился под кран, из которого сребристой струйкой текла ледяная вода источника, перекрестился: "Верую, Господи!" - и троекратно дал этой воде облить всего себя и больные члены. Первое мгновение я совсем задохнулся: ледяная вода меня обожгла - дух захватило. Но какое дивное чувство наступило по выходе из купальни! Точно новая струя новой жизни была влита во все мои жилы - далекая юность, казалось, вернулась вновь».

А вот свидетельство другого известного писателя - Евгения Поселянина, который присутствовал при открытии мощей святого в 1903 году: «Я только что вошел в монастырские ворота, как между колокольней и соборами встретил толпу народа, окружавшую старуху с мальчиком, исцелившимся поутру у источника. Я в первый раз видел близко только что исцеленного. Мальчик лет 8-9, с умными глазами, весело подпрыгивал. Чрезвычайная радость и оживленность светятся на его лице. Мальчика этого зовут Петр Ильич Зобнин; он родом из Моршанского уезда, из села Бодина. Он два года не ходил, и у него была искривлена шея.

Недавно матери его во сне Царица Небесная сказала: "Веди его к старцу Серафиму, и он будет исцелен". Его привели в Саров. На ночь мальчик сильно плакал и наконец уснул. Утром, после ранней обедни, его купали, и он тут же закричал: "Я хочу бечь", - и шея у него выпрямляется. Старушка 2014г бабушка его плачет, рассказывая об этом событии, а мальчик, держа ее за руку, радостно смотрит на людей и на весь мир Божий».

В советское время часовню и купальню разрушили, а источник забетонировали. Но еще долго вода находила себе выход и появлялась под горой. Позже чуть ниже купальни по течению реки Саровки насыпали плотину, уровень воды поднялся, и источники оказались под водой. В 1947 году бывший Саровский монастырь стал закрытой зоной, ее посещение было строжайше запрещено.

Но Господь не оставил верующих без утешения. На краях обширного Саровского леса, облагоухаиного подвигами преподобного Серафима, открылись новые источники - близ деревни Цыгановка (источник Серафима Саровского близ Цыгановки) и в поселке Сатис. На них перешла сила и слава закрытых ключей. Помимо этих новоявленных источников народ посещал и другие, расположенные в Дивееве и его окрестностях.

Россия – православная страна, во всех уголках которой можно найти множество святых и целебных мест. Конечно, все монастыри и источники не перечислить, однако есть целый ряд известных паломнических походов, куда отправляются православные христиане для исцеления или же культурного просвещения.

Монастыри и храмы:

Монастырь был построен преподобным Сергием Радонежским в городе Сергиев Посад. Сегодня его двери открыты для тысяч паломников со всего мира как для молебных прошений, так и ради экскурсий. Свято-Троицкая Сергиева Лавра является великим религиозным центром русского государства. Здесь вы сможете увидеть самую большую библиотеку старинных рукописных книг, красивейшие иконы и разные изделия из серебра и золота. Также на территории лавры находятся святые целебные родники, где можно набрать воду.

Валаамский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь считается одним из красивейших в России. Расположен он на побережье Ладожского озера в Карелии. Это мужской монастырь, образованный преподобными Германом и Сергием, мощи которых захоронены под храмом. В это удивительное место приезжают не только многочисленные паломники, но и простые туристы, целью которых является изумительный вид живой нетронутой природы и необыкновенные пейзажи многочисленных островков Карелии.

Это один из самых известных в России мужской монастырь, построенный в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. Он является красивейшим архитектурным памятником города. Именно здесь находятся мощи Александра Невского, поклониться которым приезжают многочисленные паломники и туристы.

Новодевичий храм построен неподалеку от столицы России на Девичьем Поле. На территории монастыря были похоронены самые известные представительницы княжеских и царских кровей, а также знаменитые писатели и поэты. Это место полюбили многие москвичи, которых привлекало сюда не только древние иконы святых великомучеников и их мощи, но и цветущие сады внутренних двориков монастыря, живописные пейзажи и необычайно умиротворяющая атмосфера.

Находится мужской монастырь на Соловецких островах, неподалеку от Карелии и Архангельской области. На сегодняшний день Соловецкий монастырь является по большей части музеем, куда приезжают сотни туристов для осмотра древнего храма и других достопримечательностей островов. Также здесь построена церковь Андрея Первозванного, Успенский собор, Вознесенская церковь и другие сооружения храма.

Еще одна мужская обитель Оптина Пустынь расположилась в Калужской области у реки Жиздра. Прославился этот храм своей помощью сиротам и обездоленным людям, а также мудрыми старцами, служащими в этом монастыре многие годы. Здесь во все времена и столетия происходили чудодейственные исцеления и даже некоторые предсказания от старейших жителях этой обители. Многие приезжают сюда за советом или покаянием.

Святые источники России:

Село Дивеево

В этой деревне собрались сразу несколько православных храмов и целебных источников, где собирается большое количество паломников, проходя от одного монастыря к другому и поклоняясь святым угодникам в своих просьбах. Начинается путь паломников от Казанского храма, далее люди проходят в главный собор, где хранятся мощи преподобного Серафима, а следом за ним находится Преображенский монастырь, возле которого проходит святая Канавка Божией Матери . Также в этом селе имеется источник Преподобной Александры , где происходили чудесные исцеления людей. Здесь же установлен источник в честь Казанской иконы Божией Матери , где поставили купальню и небольшую часовню, куда совершаются крестные ходы во время праздников. Еще одной известной святыней Дивеево является купель Серафима Саровского в близлежащем поселке Цыгановка.

Источник преподобного Саввы расположен у Троице-Сергиевой Лавры. Каждый человек, спускаясь по ступенькам к воде этого родника, да и любого другого святого места, всегда верит и надеется на Божью благодать, его прощение за грехи и исцеление духа и тела. Чудо происходит с теми, кто всей душой и сердцем верит во спасение и покаяние.

Конечно, святых источников, купелей и родников великое множество по всей стране и возможно не все еще открыты или известны. Россия славится своими чудодейственными явлениями, которые дарят людям надежду и веру на Господа, его помощь.

В православии всегда существовало особое отношение к воде. Кажется, что сама эта субстанция стала символом чистоты, новой жизни, а также силой, способной полностью обновить тело и душу человеческую. Святая вода. В ней мы крестим новых членов Церкви, водой освящяем всякое начинание, водой же прогоняем нечистую силу. Особое место занимают святые источники, чья вода чудесным образом способна исцелить любые телесные и духовные недуги. Надо только поверить...

Святой источник Сергия Радонежского

Источник находится у деревни Взглядово Сергиево-Посадского района Московской области. По преданию, источник забил по молитве Сергия Радонежского, который остановился здесь по дороге в Киржач. Интересно и то, что вода источника слегка минерализована и близка по составу к кисловодскому нарзану, так что специалисты советуют пить ее в ограниченном количестве как лечебную.

Источник этот почитается православными как исцеляющий и животворящий уже более 600 лет. В 1997-2000 годах у источника был построен паломнический центр с деревянной церковью Сергия Радонежского. Каждому из потоков этого ключа приписывают разные целебные свойства: правый - «от сердца», средний - «от головы», левый - «от женских болезней».

Чтобы подойти к источнику, надо подняться по деревянной лестнице с несколькими площадками для отдыха. Купальня, состоящая из открытого водоема под крышей и закрытого помещения, находится справа от нее. Принимать водные процедуры можно в купели, а можно встать под ниспадающую струю, которая бьет с 20-ти метровой высоты и сбивает с ног. Температура воды там круглый год - +4 градуса.

Источник в селе Ташла

Находится источник в ставропольском районе Самарской области. Возник он на месте чудесного явления иконы Божьей Матери Избавительницы от бед. История этого чуда была задокументирована во всех подробностях.

В 1917 году уроженка села Ташла Катерина Чугунова обнаружила этот образ в овраге. Вместе с двумя подругами Феней Атяшевой и Пашей Гавриленковой они отнесли икону в Свято-Троицкий сельский храм, где по этому случаю был отслужен молебен. Но вскоре икона вновь исчезла и снова была обретена в том же самом овраге, где ее обнаружили впервые, только теперь икона лежала в воде, а из-под земли бил родник.

Уже тогда источник был известен чудесными исцелениями от многочисленных недугов. Но в 1925 году храм был закрыт, а на месте источника был разбит скотный двор. Только недавно источник был восстановлен и к нему вновь потянулись люди.

Дивеевские источники

Преподобный Серафим Саровский является одним их самых почитаемых русских святых. Помимо мощей батюшки Серафима особым почитанием пользуются источники, которых много вокруг саровской пустыни и Дивеевского женского монастыря и лесов города Сарова. Сама дальняя пустынь, где 1000 дней и ночей в молитве провел преподобный Серафим, сейчас находится на территории Российского Ядерного Центра в Сарове, куда доступ запрещен всем, кроме жителей этого города.

Наибольшей известностью среди Дивеевских источников в наше время пользуется источник на берегу реки Сатис около деревни Цыгановка, у хутора Хитрый. Он как раз расположен на окраине саровского леса, освященном подвигами преподобного Серафима.

История существующего источника батюшки Серафима такова.

Солдатам, которые несли службу на границе охраняемой зоны в лесу вблизи Сарова, явился старичок в белом балахончике. На вопрос: "Дедушка, что ты здесь делаешь?" - старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушел. На том месте из трех точек забила вода.

Произошло это в 60-е годы XX века на берегу реки Сатис. Так батюшка Серафим перенес свой источник из Сарова к доступному для всех верующих поселку Цыгановка.

Ручей Иоанна Богослова

С XIII века ведет свою историю Иоанно-Богословский мужской монастырь, основанный византийским иноком Гусарем на левом берегу Оки.

Еще с малых лет Гусарь молился апостолу Иоанну о наставлении в иконописи. Молитвы его были услышаны. В итоге мальчик стал прекрасным иконописцем. В зрелом возрасте он, по настоянию Иерусалимского патриарха, отправился на Русь, к рязанскому князю, чтобы искусством своим украсить местные церкви. Обитель, основанная Гусарем, смогла пережить и внутренние междоусобицы русских князей, и батыево нашествие, а главное - прославил землю русскую множеством прекрасных иконописцев.

Образ апостола Иоанна, написанный самим Гусарем, известен был многими чудесами. Он остановил в рязанской земле эпидемии холеры в 1848 и 1892 годах, а в 1865 году остановил пожар в Пощупове. Возле него исцелились многие паломники.
Но особенно стал знаменит своими исцелениями святой ручей, что течет возле обители. Можно услышать много историй об исцелениях от самых различных болезней, в том числе и от таких, за которые не брались даже врачи. Это и болезни сердца, и последствия тяжелейших травм головного мозга, и даже рак.
Находится мужской Иоанно-Богословский монастырь и святой источник при нем у села Пощупово в Рязанской области.

Святой источник Пафнутия Боровского

Кому не известна Оптинская пустынь? Если не благодаря святым старцам, ее прославившим, то по "Братьям Карамазовым" Достоевского. Обитель эта, хоть и славится на всю Россию, но считается достаточно молодой. Возникла она только во второй половине XIX века. И строили ее не князья и бояре, а те самые святые старцы и простой люд города Козельска. Просуществовав чуть более 50 лет, монастырь был закрыт и вернут верующим только в 1987 году. Но и за это небольшое время смогла возродиться слава этого святого места.

Гораздо меньшую известность имеет источник преподобного Пафнутия Боровского, что при Оптиной пустыни. Хотя источник этот славен многочисленными исцелениями от самых тяжелых недугов. В Оптиной пустыни с давних пор существовала традиция совершать сюда крестные ходы - ежегодно 1 мая и 14 сентября. Над ключом была возведена часовня. А недавно источник был оборудован двумя купальнями для паломников.

Анастасия Некрасова

СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ:
ИСТОРИЯ ПОЧИТАНИЯ И ГОНЕНИЙ

Освященная вода имеет силы
к освящению душ и телес всех, пользующихся ею.
Сет. Димитрий Херсонский

Вода... Без нее человек обречен на гибель. Не случайно у многих народов уже в глубокой древности сложились особые культы, связанные с колодцами, ручьями, реками. Язычники покло¬нялись «духам источников». Египтяне почитали священным Нил, индусы - Ганг, германцы - Рейн. Божество воды было одним из главных в языческих религиях. Его нужно было умилостивить жертвоприношениями, и тогда божество обеспечивало влагой посевы и не губило скот, а когда людям приходилось доверять свою судьбу воде, благополучно отпускало их на сушу.
Так было везде - у ассирийцев и персов, у китайцев и американских индейцев. Только у одного народа мы не найдем подобного отношения к воде, только один народ не молился духам источников, и, как ни странно, именно среди него находились люди, которым была дана власть над капризной стихией.

И пришли сыны Израилевы, все общество, в пустыню Син в первый месяц, и остановился народ в Кадесе... И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона, и возроптал народ на Моисея и сказал: о если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом! зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему? и для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья? И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его (Числ.20,1-11).

Да, в греческих мифах можно найти рассказ о Посейдоне, который, ударив трезубцем о землю, вывел из-под нее источник. Но Посейдон почи¬тался у греков богом, Моисей же таковым не был. Никогда еще люди не приписывали смертному власти над водной стихией! Ветхий Завет рассказывает, как жезл пророка, ударивший по реке, сделал ее непригодной для питья, а рука Моисея, простертая над морем, заставляла расступаться волны...
И все же бросается в глаза любопытная деталь: во времена Ветхого Завета почти не было источников, вода которых подавала бы исцеле¬ния. В Библии упоминается только один такой источник - Овечья купель. Однако за века после Рождества Христова прославились сотни и даже тысячи святых источников! От их вод произошло огромное количество чудес, множество людей по¬лучили исцеление... Но загадки здесь нет. Эти чу-деса стали возможны после пришествия Христа. Бог пришел на землю, Бог стал человеком. Бог принял крещение в водах земной реки.

В те дни приходит Иоанн Креститель и про¬поведует в пустыне Иудейской... И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои... Тогда при¬ходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну - креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в от¬вет: оставь теперь; ибо так надлежит нам испол¬нить всякую правду... И крестившись, Иисус тот¬час вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса,и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него (Мф. 3, 1-16).

Крещение Христа освятило само естество воды. В день, когда Иисус из Назарета вступил в воды реки Иордан, произошло великое чудо. И это чудо длится уже почти две тысячи лет. Оно проявляется, например, в том, что вода, которая освящается в церкви, не портится, стоит годами и даже десятилетиями. Вода эта обладает удивительными свойствами, помогает в различных недомоганиях и болезнях. Это знают даже те, кто далек от веры в Бога, не случайно в праздник Крещения (19 января) храмы переполняют-ся народом, люди выстаивают многочасовые очереди за святой водой. Не человек, не священник освящает воду в этот день - ее освящает Сам Господь. Именно поэтому в полночь на Крещение можно набрать воды из реки, из озера, из колодца, из любого источника - и она будет обладать свойствами святой воды.
Бог даровал евреям воду по молитве Моисея. Как мы уже видели, после пришествия в мир Христа дар отворять источники и управлять потоками воды получили многие. Вот еще два примера - из нашей православной истории.
XVI век. Преподобный Александр Свирский (1533) по просьбе братии решает устроить мельницу. Для этого нужно прокопать канал из верх¬него озера в нижнее. (Последнее находилось от монастыря на расстоянии «двух полетов стрелы».) Во время работ внезапно вода с огромным шумом устремляется вниз, прямо на обитель. Иноки в ужасе ждут затопления и гибели монастыря. Но святой Александр, преклонив колена и воззвав к Богу, изображает крест против устремления воды. Тотчас ее течение останавливается.
XIX век. Преподобный Герман Аляскинский (1837) останавливает наводнение по просьбе алеутских индейцев. Он ставит икону на берегу, определив предел, через который вода не должна перейти, и встает на молитву. И вода не доходит до священного рубежа.

Английский писатель Клайв Стейплз Льюис писал: «Есть одна религия в мире, по крайней мере единственная, какую я знаю, с которой невозможно сделать одну вещь. Например, из буддизма можно удалить чудеса, приписываемые Гаутаме Будде, и он ничего не потеряет. Кстати сказать, чудеса эти описаны в поздних буддийских текстах, а прежде о них не говорилось, что не мешало исповедовать буддизм. Так же и в исламе, в сущности, ничего не изменится, если вы удалите из него чудеса. Напротив, образ пророка, убеж¬дающего людей одним только словом, от этого бы только выиграл. Но все это невозможно сделать с христианством, потому что христианская исто¬рия - история великого чуда».
Трудно сказать лучше. Да, наша история - «история великого чуда». Много на свете языков и много религий и вероисповеданий. И все же ни одна страна и ни один народ не могут предъявить столько дивных чудес, сколько есть их и доныне у христиан. Где еще люди исцелялись возле останков умерших? Где простые изображения на холсте или доске не горели в огне, являлись в воздухе, источали миро? И где человек останавливал навод¬нение и изводил из-под земли источники с целебной водой? И где еще был родник, подаривший людям столько чудесных исцелений, сколько Жи-воносный источник близ Константинополя?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17 «Юнармеец»

г. Мичуринска Тамбовской области

Святые источники

Мичуринск

Аннотация

Каждый человек гордиться своей малой родиной, её памятными местами, интересными объектами. В качестве объекта исследования мы выбрали некоторые святые источники, расположенные в Мичуринской и Моршанской Епархии.

Они являются не только исторической, краеведческой ценностью, но и, развивая духовную культуру, воспитывают положительные качества личности. Святые источники – Божий дар, который послан человеку для исцеления души и тела. История обретения святынь различна. На одних источниках были обнаружены чудотворные иконы, другие родники и колодцы были выкопаны благочестивыми людьми после чудесных видений Пресвятой Богородицы и святых угодников. Почитание одних источников насчитывает неодно столетие, другие - были уже освящены внаши дни.

В ходе социологического опроса среди жителей города (от 10 до 60 лет) мы выяснили, что многие не знают о святых источниках, расположенных вблизи нашего города, совсем ничего, другие никогда не задумывались об их истории и названии. Но все верят в исцеляющую силу воды, некоторые пользуются ей постоянно. Информации о возникновении и «судьбе» источников нашей малой родины в книгах по краеведению очень мало. Являясь на протяжении 5 лет воспитанниками воскресной школы Боголюбского кафедрального собора города Мичуринска, мы решили заняться исследованием и восполнить этот пробел. В своей работе мы постарались на основе личных впечатлений и анализа собранной информации обобщить сведения об истории таких мест как Мамонтова пустынь, святого источника Илии Пророка в селе Иловай-Дмитриевкое Первомайского района, Казанской Божьей матери в селе Стаево, «Капитный» расположенного во ВНИИГ и СПР – Всероссийском научно-исследовательском институте генетики и селекции плодовых растений им. И. В. Мичурина. Мы задались целью подготовить современный фотоматериал, ответить на такие вопросы, как: «Почему именно в воде люди находят очищающую и животворящую силу? Почему у святых источников так часто происходят чудесные исцеления? Что такое «святой источник»? Как, наконец, наука относится к святой воде? Как вести себя в таких местах?».

С благословления, совершая поездки к святым местам, каждый раз мы для себя открывали и узнавали что-то новое, интересное. Так получилось в селе Иловай-Дмитриевское, где побывали впервые, чтобы узнать историю источника Илии Пророка. Благодаря одному прихожанину церкви великомученика Димитрия Солунского - смогли подняться на колокольню, рассмотреть окрестность с высоты семиэтажного дома, посчитать колокола (их оказалось 7).

Со своей исследовательской работой «Святые источники - Божий дар» мы познакомили своих одноклассников на классных часах в школе, на занятиях в Боголюбском соборе.

Самый главный вывод, который мы сделали – это то, что раньше люди знали, где находятся святые источники, ухаживали за ними, благоустраивали по возможности, передавали потомкам историю, давали наказы. Но время вносило свои изменения... И сегодня так важно сохранить святые источники - Божий дар, который дан человеку. Будем искать, находить, хранить информацию, передавать друг другу новые факты. Нам очень хочется верить, что святые источники не будут забыты, не затеряются в зарослях тонкого камыша, ольхи, плюща и в памяти человеческой!

    Введение_____________________________________________________

    Родник или святой источник?__________________________________________

    Святая вода и открытие ученых.__________________________________

    Правила посещения святых источников.___________________________________________________

    Социальный опрос. Анкета.____________________________________________

6.Свято-Никольская Мамонтовская пустынь._________________________

7. Святой источник Илии Пророка в селе

Иловай-Дмитриевское Первомайского района._______________________

8. Святой колодец в честь Казанской

иконы Божией Матери в селе Стаево

Мичуринского района.__________________________________________

9. Святой источник «Капитный»

(район ЦГЛ, город Мичуринск)._____________________________________________________

10.Выводы. ___________________________________________________

11.Заключение.________________________________________________

12.Приложение._______________________________________________

13.Литература.____________________________________________________________

Введение

Актуальность.

В истории нашей страны есть «страшные страницы». Это время разорения и уничтожения храмов, разрушение монастырей, гонения на служителей церкви, людей исповедующих православную веру. Таким же испытаниям подверглись и святые источники, колодцы, озера. Их засыпали землей, известью, заваливали мусором и навозом, замуровывали цементом. Но все действия были напрасны…Чудесным образом, святые струи пробивались сквозь толщу бетона, очищались от грязи, направляя свои воды навстречу верующим. Сегодня мы исправляем ошибки наших прадедов, восстанавливая источники, изучаем по крупицам историю их возникновения.

Проблема: малая изученность святых источников родного края.

Объект исследования: Мамонтова пустынь, святой источник Илии Пророка в селе Иловай-Дмитриевкое Первомайского района, Казанской Божьей матери в селе Стаево, «Капитный» расположенного во ВНИИГ и СПР – Всероссийском научно-исследовательском институте генетики и селекции плодовых растений им. И. В. Мичурина (прежнее название ЦГЛ–Центральная генетическая лаборатория им. И. В. Мичурина) города Мичуринска.

Цель: привлечение интереса сверстников к изучению истории святых мест (источников) Мичуринской и Моршанской Епархиии.

Задачи:

F собрать полный и достоверный материал по теме, сравнить и проанализировать результаты поиска информации;

F определить отношение людей к святым источникам;

F провести соцопрос по истории возникновения родников среди сверстников и их родителей (в воскресной школе и общеобразовательной);

F сделать выводы по результатам проведенной исследовательской работы.

Для решения поставленных задач использовали следующие методы исследования: поиск и анализ информации, полученной в ходе опроса местных жителей, личные наблюдения.

Этапы работы .

1.Подготовительный.

а) Сбор информации.

б) Встреча с Околеловым Андреем Юрьевичем, доцентом кафедры биологии и методики ее преподавания. Обсуждение его книги «Тамбовскiй паломникъ».

2.Основной.

а) Найти ответы на «проблемные» вопросы.

б) Найти и обобщить материал о Мамонтовой пустыни.

в) Посетить село Иловай-Дмитриевкое Первомайского района. Побывать на святом источнике Илии Пророка. Узнать его историю.

г) Съездить к источнику Казанской Божьей матери в селе Стаево.

д) Узнать происхождение названия «Капитный» (район ЦГЛ).

3.Заключительный.

а) Оформить фотоматериал.

б) Выступить с презентацией своей работы перед сверстниками, родителями.

Родник или святой источник?

Перед началом выполнения работы мы обратились к энциклопедическим понятиям, провели исследовательскую работу через изучения научной, научно-популярной, художественной литературы, периодической печати.

РОДНИК - ручей, водный источник, текущий из глубины земли, ключ. Исток, источник, начало чего-нибудь.

Родник по В. Далю - ключ, бьющая из земли водяная жила, место рождения ключа. Ключ же - это источник, отпирающий недра земли.

Родником, или ключом обозначается небольшой водный поток, бьющий непосредственно из земных недр.

Определение святого источника предельно просто: вода его считается святой в том случае, если известно, что родник открылся в этом месте молитвами определенного святого, либо в случае явления на нем, чудотворной или местночтимой иконы. Около таких источников принято было строить часовни или церкви, создавать монастыри. В наше время, для того чтобы люди могли совершить омовение, святые источники оборудуются специальными купелями. Люди верят, что Господь являет свою милость людям через воду источника. Но нет смысла уповать на помощь святых источников, если в сердце нет истинной веры в Бога. Нелишне тут вспомнить и наставление святого Феофана Затворника. «Сходить в какое-либо святое место, в чаянии исцелиться, хорошо, - наставлял Феофан Затворник. - Но не по своему гаданию, а когда будет такое указание. На колодезь отца Серафима Саровского хорошо добраться… но если вера есть теплая». Святитель говорит нам, что посещать святые источники куда полезнее с благословения старца или священника. А самовольные «купания» часто не дают ожидаемого результата.

Святая вода и открытия ученых

История хранит великое множество примеров исцеления святой водой. Но как, же происходит воздействие святой воды? Или это вовсе неизвестный человеку феномен? Исследования проводились по благословению Церкви почти 10 лет. Огромная серия экспериментов многократно перепроверялась, перед тем как обнародовать результаты. Сами эти результаты поистине феноменальны. Ответ могут дать опыты, проведенные сотрудниками Московского института информационно-волновых технологий (МИИВТ). Эти исследования показали, что у разных образцов святой воды одинаковое электромагнитное излучение (ЭМИ). Оно очень сильно отличается от излучения простой воды и даже от так называемой «серебряной воды». Длительное время считали, будто бы святая вода обладает всего лишь одним свойством - обеззараживающим. И объясняли это присутствием в воде серебра. Но это никак не объясняло, почему святая вода совершает чудесные исцеления. Опыты в МИИВТе дали ответ на многовековую загадку. Оказалось, кривая на экранах приборов, регистрировавших электромагнитное излучение святой воды, полностью совпадает с ломаной линией, которая появляется при диагностике совершенно здорового органа. Тот же результат был получен при исследованиях простой воды, в которую добавили святую. Стало ясно, что святая вода на самом деле чудо, природа которого совершенно непонятна и которое предстоит еще долго изучать. Она передает человеческому организму здоровое электромагнитное излучение, как бы исправляя больные частоты нездоровых органов и таким образом их излечивает.

Социальный опрос

Анкета

В ходе исследовательской работы мы провели анкетирование среди 60 сверстников общеобразовательной и воскресной школ. Ребята должны были ответить на 3 вопроса:

1. Какие источники Мичуринской и Моршанской епархии вы знаете?

2. Знаете вы их историю возникновения?

3. Посещали ли вы когда-нибудь святые источники?

Вот какие результаты мы получили.

Правила посещения святых источников

Святые источники и территория вокруг них - это, как и храм Божий, вместилище Духа Святаго. В этих местах, как и в церкви, необходимо вести себя с почтением и благоговением. У святого источника нельзя громко разговаривать, смеяться, петь светские песни, включать аудиоаппаратуру, разводить костры, мусорить, загрязнять источник, кидать в него монеты и приводить животных. Перед посещением святого источника необходимо взять благословение у священнослужителя на омовения в его водах. Надо четко понимать, зачем пришли к источнику, и верить, что после подвига купания Бог сам решит, как вам помочь. При купании в источниках необходимо иметь нательный крест, желательно надеть чистую ночную рубашку. Погружаются в святую купель с головой троекратно со словами «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Если необходимо совершить подвиг купания ради своего близкого, то повторяют погружение с теми же словами, перекрестившись перед каждым разом.

Узнав основные правила паломничества, взяв благословение у священника и помолившись Господу, смело можно отправляться в путь!

Ангела-хранителя в дорогу!

Свято-Никольская Мамонтовская пустынь

Она основана старцем Мамонтом в 1629 г. Расположился монастырь в живописном уголке Тамбовского края на берегу р. Цны, в окрестностях крупнейшего в области Цнинского лесного массива (приложение 1). В начале XVII в. инок Мамонт чудесным образом обрел на берегах озера Глубокого (первоначальное название Святого озера) Верхоценской волости чудотворную икону святителя Николая Можайского. Икона представляла собой вырезанную из липового дерева во весь рост фигуру святого высотой примерно 140 см. Сам святитель был одет в архиерейское облачение. В правой руке святитель держал меч, а в левой – дарохранительницу. Данный образ символизировал защиту Православной церкви святыми угодниками Божиими. После этого от воды озера стали происходить многочисленные исцеления. За чудеса, источавшиеся от озера, его нарекли Святым, а обретенная икона стала считаться чудотворной.

В 1629 г. по указу царя Михаила Федоровича Романова здесь была основана мужская Свято-Никольская Мамонтова пустынь. В первые десятилетия своего существования монастырь заботливо поддерживался царствующим семейством Романовых, а также местными жителями. К середине XVII в. вокруг монастыря образовалось пять деревень, а сам монастырь на тот период был одним из богатейших в Тамбовском крае. Важную статью дохода обители приносил рыбный промысел. В 1677 г. была построена первая деревянная церковь в честь святителя Николая с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божиего. В алтаре этой церкви в серебряной с позолотой ризе хранился чудотворный образ святителя Николая, а также почитаемый образ Пресвятой Богородицы, на котором были укреплены дары прихожан, получивших помощь от Божией Матери. Уже в то время было сделано несколько копий с чудотворной иконы Николы Можайского, которые также находились в обители.

В ходе Екатерининских реформ в 1764 г. монастырь был упразднен и закрыт, а храм действовал как приходской. В 1775 г. в упраздненной, но продолжавшей служение Богу обители был построен новый деревянный двухпрестольный храм. Упразднение монастыря не повлияло на количество паломников, приходящих в Мамонтову пустынь. Чудеса, исходящие от озера и чудотворной иконы, продолжались и в эти годы. В 1912 г. в Мамонтовой пустыни была устроена женская община. В 1915 г. был построен новый трехпрестольный каменный храм в честь святителя Николая Чудотворца, с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и преподобного Алексия.

В 1917 г. в монастыре проживало 50 сестер. Несмотря на официальное закрытие монастыря, сестры женской общины продолжали оставаться на его территории вплоть до 1927 г. В 1925 г была разрушена деревянная Никольская церковь, а в 1928 г. разогнана и община. Трехпрестольный храм, действовавший до этого как приходской, был закрыт в конце 1930-х гг. В 1933 и 1940 гг проживавшие в окрестностях монастыря священнослужители и монахини были арестованы, приговорены к различным срокам заключения, и дальнейшая их судьба теряется. Из лагерей в конце 1950-х гг. удалось вернуться только двум монахиням – Ксении (Копыловой) и Анне (Видениной). Они поселились в крохотной избушке на окраине бывшего монастыря. Монахиня Ксения, прожившая 101 год, обладала даром вразумительной и утешительной беседы. Домик монахинь, сохранившийся до наших дней, и их могилки на местном кладбище стали излюбленным местом посещения паломников.

В 1955 г. местные «хозяйственники» решили разобрать каменный трехпрестольный Никольский храм на кирпич для строительства коровника в с. Отъяссы. Для того чтобы получить разрешение от властей, они протянули веревку вдоль фасада колокольни и сфотографировали. Отпечаток веревки на фотографии они выдали за трещину, которая якобы пронизывает колокольню сверху донизу. В результате было принято решение разрушить церковь. Среди местных жителей существует предание о том, что селяне, спасая от поругания сброшенный с храма крест, утопили его в Святом озере. По рассказам старожилов, этот крест до сих пор лежит на дне водоема, освящая его. Тропинка, по которой несли этот крест, расположенная вдоль монастырского берега, по словам местных жителей, с тех пор не зарастает травой.

На протяжении всего советского периода власть методично уничтожала не только храмы, духовенство и монашествующих обители, но и ее святыни. Бесследно исчез чудотворный образ Николы Можайского. Предпринимались неоднократные попытки уничтожить и Святое озер. Были распаханы и засыпаны землей многочисленные прибрежные родники, изливавшие, словно маленькие водопады, струи святых вод в озеро. В водоем сбрасывали тонны грунта. Однако простой люд, несмотря на запреты, и в советские годы притекал к святому источнику, где на праздники собиралось до 3000 тысяч человек.

С 2003 г. началось возрождение Никольского Мамонтовского женского монастыря. В настоящее время полностью восстановлен весь архитектурный ансамбль Мамонтовой пустыни, возрождается духовная жизнь обители.

Личные впечатления . Я, Шамшин Илья, был в этом святом месте, в 6 лет. Это была моя первая паломническая поездка. Вместе с ребятами из воскресной школы побывал на территории монастыря, в отреставрированном рубленном деревянном доме монахини Ксении, где сохранены предметы ее быта. Мне очень хорошо запомнилось посещение купели. Было немного страшно. Я волновался - смогу ли зайти в воду или нет? Но все закончилось хорошо! Почти… Пол в купели был мокрый и скользкий – я упал! Для себя сделал вывод: надо быть аккуратнее и внимательнее. Спешить, но людей не смешить!

Святой источник Илии Пророка

в селе Иловай-Дмитриевское Первомайского района

На окраине с. Иловай-Дмитриевское расположен святой родник Илии Пророка (приложение 2). По преданию, родник забил на том месте, куда ударила молния во время грозы. Случилось это много десятилетий назад. С 1993 г. в селе появилась благочестивая традиция – в дни праздников Крещения Господня и пророка Илии, а также во время засухи из храма вмч. Димитрия Солунского на родник совершается крестный ход.

Настоятель местного храма явился организатором благоустройства родника. Его стараниями при помощи прихожан в 1997г. у святого источника была построена часовня, через реку доведен новый мост, ведущий к роднику. Вблизи источника есть кабина для купания. У источника установили поклонный крест. Облагородили и сам источник. Вода в святом источнике вкусна и чиста. При кипячении от нее не остается осадок. При длительном хранении не теряет она вкусовых качеств. На святой родник приезжают люди и из других населенных пунктов.




Личные впечатления. Мы впервые побывали в этом месте. Отправились в 15 часов, в воскресенье. Дорога заняла 30-40 минут. Она привела нас прямо к церкви великомученика Димитрия Солунского. Церковь была закрыта, но местные жители уже собирались на вечернюю службу. Нас очень тепло встретили, очень удивились, узнав, что мы приехали из города Мичуринска. Рассказали, как добраться до источника. Мы должны были проехать мимо магазина. Добрались до него не сразу, так как, свернули на другую дорогу. Наконец, выбрали правильное направление, проехали магазин и увидели источник. До него шли пешком, знакомясь с местной природой.



Набрав воды из источника, сделав фотографии, мы отправились назад. По дороге решили заехать в церковь и посмотреть ее убранство. Нам повезло побывать на колокольне храма, узнать его историю, с благословения о. Александра, сфотографировать храм внутри во время службы. Переполненные впечатлениями и огромным желанием вернуться еще раз сюда - мы возвращались домой (приложение 2).

Святой колодец в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Стаево Мичуринского района

На берегу р. Лесной Воронеж у д. Красниково Стаевского сельсовета есть святой источник Казанской иконы Божией Матери. Существует несколько преданий об исцелении от этого источника. Как гласит первая легенда, жительнице деревни, у которой болели ноги, привиделось во сне место, где под землей была закопана икона Казанской Божией Матери. После нескольких попыток сын нашел это место, стал копать и действительно обнаружил там икону. В этот момент и забил источник. Вода в нем оказалась целебной. Больная женщина обмыла в нем свои ноги и выздоровела.

Свидетелем другой истории стала старожил с. Стаево – 86-летняя Т.И. Кузнецова. По ее словам, святой колодец был сначала родником. Молодая женщина Нина Кузнецова увидела лежащую икону Казанской Божьей Матери. Она принесла эту икону к Таисии Ильиничне, которая, отмыв образ, вернула его на родник. После того как икона была укреплена на вбитый поблизости от источника крест, она вдруг чудесно засияла. В 1948 г. местные жители сделали на месте родника настоящий колодец. По словам Т.И. Кузнецовой, целебная вода святого колодца исцелила ее от онкологического заболевания. Несколько лет назад источник был благоустроен. Над ним был воздвигнут навес. От села Стаева к источнику проложена дорога.

Личные впечатления. Стояла хорошая погода. Ровно через неделю мы отправились на другой источник. Его нашли сразу. Территория рядом с источником обустроена: посажены цветы, поставлена скамейка, обустроена (открытая) купель, стоят ведра, лежит воронка для того чтобы налить воду.







Святой источник «Капитный»

(район ЦГЛ города Мичуринска)

Нам удалось выяснить, что этот родник – место особенной духовности, очищения и благодати, история появления которого уходит своими корнями в далекое прошлое. Одна из легенд связана с основанием в XVII в. Троицкого мужского монастыря.

За восемь лет до основания города Козлова в 1627 году на высоком берегу реки Лесной Воронеж по именному указанию царя Михаила Федоровича Романова старцем Иосифом был основан мужской Троицкий монастырь. Обитель старца находилась посреди дубовой рощи на берегу реки, ее противоположный берег называли «ногайской стороной». Монастырю были отведены лесные и сенные угодья.

У местных жителей существует предание, по которому два монаха, выполняя повседневное послушание, ехали на реку за водой. Приближаясь, они увидели висящую в воздухе около дуба икону Божьей матери. Один из них поспешил в монастырь сообщить о чудесном явлении. Игумен с братией, отслужив молебен иконе Божией Матери, решили достать ее с дерева. Один из монахов полез за явившимся образом на дуб, однако он стал удаляться все выше и выше, пока не скрылся совсем. Печаль монахов обернулась радостью, когда они на месте, где чудом явилась икона, увидели бьющийся из-под земли ручеек.

Но существует и другая история. Из нее мы узнали, что некогда в Свято-Троицком монастыре жил состоятельный человек. Со временем он принял монашество. Его звали иеромонахом Капитоном. Возле источника он построил колодец, а рядом келью. Ежегодно в крещенскую ночь духовенство монастыря освещало воду. Люди приходили к источнику и здесь же брали крещенскую воду из колодца. Позднее он стал называться Капитным. В суровое время, когда закрывали и разоряли церкви, Капитонова часовня была разобрана на кирпич.

Жители ЦГЛ утверждают, что мало кто из участников этого варварства умер своей смертью.

В годы безбожия ненавистники святыни не раз пытались засыпать источник, но чудесным образом вода пробивалась, изливая святые капельки для верующих.

До настоящего времени святой источник на берегу Лесного Воронежа пользуется большой популярностью. Святой источник Троицкого монастыря в дубовой роще уже много лет радует православных своей чистотой, прозрачной, исцеляющей водой, за которой приезжают не только жители

Многие верующие едут за десятки километров, чтобы исцелится в купели, построенной трудами прихожан Успенской церкви Свято-Троицкого монастыря.

Личные впечатления. Мне особенно дорого это место. Мы часто бываем всей семьей на источнике, набираем воды. Любуясь красотой природы, никогда не задумались над историей возникновения этого святого места. Собирая материал для исследовательской работы, я узнала много нового и интересного. Оказывается, это очень увлекательное занятие – заниматься изучением истории своей малой родины.

Выводы

При работе над материалом «Святые источники - Божий дар», мы выяснили, что интересующей нас информации очень мало.

Наши сверстники (очень многие!) не знают и не интересуются изучением своей малой родины. А это так интересно!

Презентация работы «Святые источники - Божий дар», вызвала удивление, интерес у наших одноклассников, с которыми мы учимся.

Все вместе (мы, родители) – узнали много нового.

Убедились еще раз в том, что любую работу и путешествия к святым местам необходимо выполнять, получив благословение.

Тема истории святых источников нас заинтересовала, поэтому мы продолжим собирать об этом материал.

Заключение

Нашу первую работу по изучению истории святых мест Мичуринской и Моршанской епархии «Святые источники» мы хотели бы закончить стихотворением неизвестного поэта, которое залегло в нашу душу:

Святому источнику я поклоняюсь,

Воды родниковой с ладони напьюсь.

Вода ключевая! Святая вода!

Храни от болезней, жестокости, зла.

Полную чашу живительной влаги

Дарит природа в тенистой прохладе,

Вливаясь струёй, как нить серебра

В источник любви в потоке добра.

Берёзы тихонько шумят над тобой,

Питаются корни водой ключевой.

Тиха и прозрачна живая вода.

Спокойна, как сон и чиста, как слеза…

Ангела-хранителя всем, кто ознакомился с нашей работой!

error: